Разрабатываемый для охоты на морские безэкипажные катера БПЛА «Фортуна-Т» выходит на этап испытаний

65 173 36
Разрабатываемый для охоты на морские безэкипажные катера БПЛА «Фортуна-Т» выходит на этап испытаний

Российский флот в скором времени получит на вооружение беспилотный летательный аппарат, предназначенный для охоты на украинские безэкипажные катера. Созданием дрона занимаются в Центре беспилотных компетенций.

Специалисты центра создают БПЛА самолетного типа, способный вести охоту на безэкипажные катера. Беспилотник, названный «Фортуна-Т», оснащен системой искусственного интеллекта и оборудован тепловизором для поиска вражеских катеров. Изделие находится в высокой степени готовности, в этом месяце (апреле) уже начнутся испытания.



Мы работаем над проектом аппарата «Фортуна-Т», предназначенного для Военно-морского флота РФ. Это беспилотник самолетного типа с системой искусственного интеллекта и тепловизором, который будет охотиться за украинскими безэкипажными катерами. Испытания аппарата пройдут в апреле.

— приводит ТАСС ведущего инженера Центра беспилотных компетенций с позывным Барс.

Данных по разработке не сильно много, но, судя по опубликованным данным, БПЛА будет представлять собой дрон-камикадзе самолетного типа не сильно большого размера, потому что запускается с руки, без применения различных приспособлений. Согласно заявлению разработчиков, нахождение БПЛА в воздухе ограничено тремя «с небольшим» часами.

«Фортуна-Т» будет выкидываться в воздух и барражировать над поверхностью воды. Как только наш аппарат засекает на водной глади безэкипажный катер, он в автоматическом режиме наводится на него и поражает.

— добавили в центре.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. «Это беспилотник самолётного типа с системой искусственного интеллекта и тепловизором, который будет охотиться за украинскими безэкипажными катерами» —

    — «Доброй охоты всем нам!» © ...
  2. +4
    6 апреля 2025 08:16
    Видимо, имеется в виду аппарат одноразового использования. Значит их надо иметь на борту достаточно много, чтобы висели в воздухе в постоянном режиме.
    Согласно заявлению разработчиков, нахождение БПЛА в воздухе ограничено тремя «с небольшим» часами.
    1. 0
      8 апреля 2025 00:48
      Ага, а также нужно иметь на земле много пулеметов, чтобы строчили в "постоянном режиме" laughing
  3. +11
    6 апреля 2025 08:30
    Нужен многоразовый БПЛА средней размерности, с управляемым вооружением на борту, желательно - с малыми дронами камикадзе. Таких БПЛА нужны десятки, что б 24/7 патрулировать обширные акватории.
    1. +3
      6 апреля 2025 10:22
      Нужен многоразовый БПЛА средней размерности, с управляемым вооружением на борту,
      Можно и без вооружения, но со средствами целеуказания и наведения. А средства поражения как специально разработанные, так и штатные, могут быть размещены на любой другой базе. На борту различных плавсредств, на береговых объектах, летательных аппаратах и т.д. Главное требование к БПЛА - высокая автономность, способность к длительному патрулированию и эффективная, а значит недешёвая, система обнаружения и целеуказания - наведения.
      1. +1
        9 апреля 2025 09:49
        Как раз всё с точностью до наоборот. Часть систем обнаружения можно (и давным давно уже нужно) разместить стационарно - как то гидроакустические системы обнаружения. Если разместить средства поражения далеко, то их стоимость сильно возрастёт, т.к. нужно будет обеспечивать дальность применения в десятки км. На данный момент у нас нет таких средств поражения, с требуемой точностью по движущейся цели. Зато есть тот же Орион, что с высот за пределами применения ПЗРК (с того же БЭК), может атаковать недорогими ракетами ПТРК.
  4. 0
    6 апреля 2025 08:31
    Вот и дожили до "Войны дронов"! Очередная битва щитов и мечей.
    А вот если вражеский БЭК будет такой: может полупогрузиться в воду, только антенны Старлинка торчат над водой и идет малом ходом в поисках цели, а потом, при обнаружении, всплывает и на полной скорости атакует!? Ну вот что против такого можно предпринять?
    1. -3
      6 апреля 2025 08:52
      Нужны умные мини-торпеды с ИИ, которые будут сбрасываться с дронов ))
      1. +1
        6 апреля 2025 08:57
        А между тем,Министерство обороны РФ обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к компании «Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) "Алмаз"». Соответствующая запись появилась в Картотеке арбитражных дел.
    2. +4
      6 апреля 2025 08:58
      Цитата: Iron_69
      А вот если вражеский БЭК будет такой: может полупогрузиться в воду, только антенны Старлинка торчат над водой и идет малом ходом в поисках цели, а потом, при обнаружении, всплывает и на полной скорости атакует!? Ну вот что против такого можно предпринять?

      Дайте деньги, ттз и лет через 25 будет решение этой проблемы.
      В ОПК это дело регламентировано серией ГОСТов СРПП ВТ (система разработки и постановки на производство вооружения и военной техники), где порядок разработки прописан достаточно детально. Укрупненно это: НИР (необязательный этап), аванпроект (тоже не обязательный), эскизный проект, технический проект (необязательный), разработка РКД, изготовление и испытания опытного образца, корректировка РКД по результатам изготовления и испытаний, предварительные испытания, опять корректировка РКД (при необходимости) и присвоение литеры, приемочные испытания и постановка на производство. Каждый этап обложен кучей обязательных отчетных документов, согласований и заключений.
      В последние годы, лет наверное 15 назад, начиная с позднего Сердюкова ситуация начала меняться и поменялась в сторону буквального выполнения требований нормативной базы, без понимания заказчиком и контролирующими организациями что собственно за этими требованиями стоит.
      Так что я думаю, там по катеру идёт неспешная работа по созданию образца всецело и полностью соответствующего требованиям ТТЗ и ГОСТам СРПП ВТ.
      1. +1
        6 апреля 2025 17:03
        Раньше, до Сердюкова, от момента получения ТЗ до принятия образца (речь идёт о СПВ) на вооружение проходило в среднем 5 лет. Причём именно с соблюдением нормативной базы. Задача разработчика - выпустить именно документацию по которой производство сможет освоить разработанный образец. Все макетные, опытные, предсерийные образцы необходимы для отработки и проверки этой самой Конструкторской Документации. Другое дело , что быстрота выполнения всех этапов работ зависит от их финансирования заинтересованности заказчика и ресурсов разработчика: опыта работ по данной тематике, подготовка непосредственных исполнителей, техническая оснащённость опытного производства, организационные способности менеджмента.
        1. -2
          6 апреля 2025 23:14
          Цитата: ИВЗ
          от момента получения ТЗ до принятия образца (речь идёт о СПВ) на вооружение проходило в среднем 5 лет

          Сейчас все чуть проще. Разработки - инициативные, в основном, за свой счет. А испытания - натурные.

          Забудь индукцию, давай продукцию ))) Если не помните такое - зря не помните.
          1. 0
            7 апреля 2025 05:46
            А кто и по каким документам будет принимать эту продукцию, если это закупки МО РФ, а не благотворительность гражданских лиц. В оборонке свои законы и инфантильные поговорки там не работают.
            1. -1
              7 апреля 2025 06:50
              Цитата: ИВЗ
              А кто и по каким документам будет принимать эту продукцию, если это закупки МО РФ, а не благотворительность гражданских лиц

              Принимать - не свосем понял, про что именно вы.

              Цитата: ИВЗ
              В оборонке свои законы и инфантильные поговорки там не работают

              Я немного в курсе ))) Но, видите ли: МО - это просто одно из Министерств, каких в Государстве - много. И закон сейчас один для всех них: "жила бы страна родная".

              Это к тому, что сейчас многое гораздо быстрее делается. И это - правильно.
    3. +2
      6 апреля 2025 12:43
      Если антенны приемо-передающие (как и старлинк), то самонаведение может осуществляться радиолокационной головкой. Либо барражирующий беспилотник с радиолокатором, заточенным под спектр старлинка, может сбрасывать в район торчащей из воды антенны подходящие боеприпасы (например, небольшую торпеду с акустической головкой или просто подходящую бомбу - спецы разберутся, что лучше и дешевле).
    4. 0
      8 апреля 2025 00:50
      А как БЭК обнаружить, что обнаруженный ? Всерьез сорашиваю :)
  5. +3
    6 апреля 2025 08:39
    Почему выбор сделан в пользу БПЛА, самолетного типа, не совсем понятно. Вернуться после полёта на корабль он не сможет. Логичнее было бы использовать беспилотник вертолёт. В Беларуси их производством занималось, по моему, частное КБ "Индела". Видел два поколения этих БПЛА, отличающихся размерами и соответственно боевой нагрузкой.
    1. +2
      6 апреля 2025 08:48
      да, меня тоже напрягло то, что не сказано ни слова о возможности возвращения с случае холостого вылета... так ведь аппаратов не напасёшься для постоянного контроля водной поверхности...
      1. 0
        6 апреля 2025 08:52
        Как я понял, только в одну сторону...
        Andy_nsk
        (Андрей)
        +1
        Сегодня, 08:48
        Новый
        да, меня тоже напрягло то, что не сказано ни слова о возможности возвращения с случае холостого вылета... так ведь аппаратов не напасёшься для постоянного контроля водной поверхности...
    2. -2
      6 апреля 2025 08:54
      Потому что камикадзе и более экономный в плане расхода батареи или топлива. На сколько эффективно, покажет время. Ключевым элементов в этих делах служит космическая разведка с большим разрешением.
      1. +3
        6 апреля 2025 09:04
        Камикадзе, самолетного типа, конечно экономичнее,если не учитывать того, что он одноразовый. Космическая разведка? У России сегодня есть возможность мониторить морскую акваторию 24 часа в сутки? Я уже не говорю о её зависимости от погодных условий. К тому же не исключена возможность запуска БЭКов с торговых судов,отследить которые тоже непросто. Как средство поражения эти дроны-камикадзе возможно и эффективны. Но как средство разведки, использовать их расточительно.
    3. 0
      8 апреля 2025 00:58
      Цитата: Lako
      Почему выбор сделан в пользу БПЛА, самолетного типа, не совсем понятно.

      самолет быстрее. Если его будут запускать с руки, то наверно он не слишком дорогой. Разведку, думаю, должен проводить кто-то другой, а это быстро метнуть за борт или с вертолета в случае тревоги
      Цитата: Lako
      В Беларуси их производством занималось, по моему, частное КБ "Индела". Видел два поколения этих БПЛА, отличающихся размерами и соответственно боевой нагрузкой.

      Хантер весит под тонну и наверно недешевый, у него ПКТ и он наверно раз на раз перестреляет катер с пулеметом, но катера враги клепают походу быстрее, чем у нас такие вертолеты появляются.
      https://newizv.ru/news/2023-11-26/v-rossii-naladili-vypusk-bespilotnogo-udarnogo-vertoleta-termit-424152
      Вот эти вот беспилотные вертолеты, которые показывали Медведеву и Собянину, с птурами на борту, за полтора года до фронта так и не добрались request
  6. 0
    6 апреля 2025 09:25
    Если поискать в " тырнете " то выйдете на " Бауманку". laughing
  7. +1
    6 апреля 2025 09:33
    Ну и ладно...Не прошло и...
    А никто не задумался над созданием БПЛА по типу «Охотника», способного держаться в воздухе часов 20, с дронами-камикадзе на борту. Можно и вражьи БПЛА «плющить» и БЭКи топить...
  8. Комментарий был удален.
  9. +3
    6 апреля 2025 09:48
    "Как только наш аппарат засекает на водной глади безэкипажный катер, он в автоматическом режиме наводится на него и поражает" А как он поймет что он именно безэкипажный. И если это окажется катер или водный мотоцикл с гражданскими, тогда что?
    1. 0
      6 апреля 2025 10:28
      Будут контролировать с карабля. ИИ будет выявлять и направляться а решение принимать человек. После подтверждения автоматическое уничтожение.
    2. -2
      6 апреля 2025 13:17
      И если это окажется катер или водный мотоцикл с гражданскими, тогда что?
      А гражданским в зоне боевых действий делать нечего.
  10. +3
    6 апреля 2025 10:19
    Лично я считаю эту разработку самым позитивным событием за последнее время в нашем военно-морском флоте. Интересно, способен ли он обнаруживать и уничтожать беспилотные лодки и БПЛА противника? Если он в основном предназначен для борьбы с беспилотными лодками, это тоже здорово.
  11. 0
    6 апреля 2025 10:38
    Как только наш аппарат засекает на водной глади безэкипажный катер, он в автоматическом режиме наводится на него и поражает.

    Маниловщина по распилу денег. И где у нас ИИ? Где то там в проекте. И что получится:
    Как только наш аппарат засекает на водной глади прогулочный катер с туристами, он в автоматическом режиме наводится на него и поражает.
    Вообще то существуют БПЛА с разными функциями, продолжительностью полёта и нагрузкой. Бери, пробуй правда он он-лайн с оператором, причём пробуй давно. Нет надо попилить.
  12. +3
    6 апреля 2025 12:38
    Вроде статья о нашем безэкипажном катере, а на фото украинский БЭК! fool negative
  13. +2
    6 апреля 2025 13:56
    БПЛА будет представлять собой дрон-камикадзе самолетного типа не сильно большого размера, потому что запускается с руки, без применения различных приспособлений.

    Лучше бы он с буя какого-нибудь или бона запускался, при акустическом обнаружении цели через воду.
    Выпрыгнул, засёк, при необходимости запросил подтверждение, и ударил. Связь через буй можно сделать, чтобы не давилась.
  14. -1
    6 апреля 2025 15:39
    нахождение БПЛА в воздухе ограничено тремя «с небольшим» часами.

    Тогда овчинка выделки не стоит. Нужно постоянное баражирование на больших высотах в течение десятков!! часов. А так скорее всего получится очередная игрушка для доклада наверх.
    1. -2
      6 апреля 2025 23:15
      Цитата: Maluck
      баражирование

      2 "р" в слове. А так - ну да, наверное )))
  15. +1
    7 апреля 2025 03:50
    Надо просто малюсенький самолётик (без вооружения). Засёк что-то похожее на вражий БЭК - прицепился (примагнитился, приклеился) к антенне, и включил синий светодиод с кодированным сигалом. И на этот сигнал - как на маяк - пустить ракету с берега. Можно даже тумблер на маячке предусмотреть, чтоб ежли катер окажется экипажным, он мог переключить цвет маячка на красный. (Инструкция про тумблер будет на русском, враг не поймёт !)
  16. 0
    7 апреля 2025 16:56
    Цитата: Iron_69
    только антенны Старлинка торчат над водой и идет малом ходом в поисках цели, а потом, при обнаружении, всплывает и на полной скорости атакует!?

    И при этом не образует кильваторного следа? Если малый ход 5 см в минуту? Странное предположение.
  17. +1
    7 апреля 2025 16:58
    Цитата: Maluck
    Тогда овчинка выделки не стоит. Нужно постоянное баражирование на больших высотах в течение десятков!! часов.

    Это дрон-истребитель. Для патрулирования предназначены другие модели.