Сражение при Элли: второе издание Саламина

9 670 20
Сражение при Элли: второе издание Саламина

На Балканах в начале ХХ века сложилась взрывоопасная обстановка. Не зря старый лис Бисмарк выдал своё знаменитое выражение: «Если в Европе будет другая война, то начнётся она с какой-нибудь глупости на Балканах». И ведь как в воду глядел! Между тем причина данного пророчества была самая элементарная: «железный канцлер» прекрасно знал, что сложившиеся границы новых независимых государств — Греции, Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории — проведены достаточно искусственно и не учитывают миллионы греков, болгар и сербов, оставшихся подданными «халифа правоверных». И это, учитывая не самое лучшее состояние «больного человека Европы», вызывало естественное желание решить проблему за счёт Османской империи.


«Кипящий котёл», карикатура Леонарда Рейвен-Хилла для журнала «Панч», иллюстрирующая обстановку на Балканах: Англия, Франция, Австро-Венгрия, Германия и Россия пытаются предотвратить войну на полуострове.

Впрочем, всё было несколько сложнее. Россия много сил приложила к созданию Балканского союза из православных, а по большей части ещё и славянских (кроме Греции, само собой) государств. Но русские дипломаты хотели видеть союз направленным против Австро-Венгрии, а местным элитам гораздо интереснее была именно Турция. На её обломках все члены союза мечтали о создании Великой Греции, Великой Болгарии и прочих великих державах балканского разлива. Была и ещё одна причина, по которой союзники с аппетитом посматривали на турецкие владения: все эти страны имели претензии друг к другу, но турок ненавидели гораздо сильнее, и это придавало Балканскому союзу единство.




Болгары в атаке — самой сильной армией Балканского союза была болгарская.

При начале войны самой сильной армией Союза обладала Болгария, Греция же была нужна, поскольку имела очень неплохой флот. По крайней мере, на фоне флотов остальных союзников. Строить свои военно-морские силы (Эллинико Басилико Наутико, сокращённо BN) всерьёз греки стали при премьер-министре Харилаосе Трикуписе. Начали с подготовки кадров: в 1879 году была создана Школа морских кадетов, в 1884 году — Военно-морское училище, в 1887 году — Центральная подготовительная школа на острове Парос. Главная база BN была построена на острове Саламин, где она до сей поры и пребывает.


Броненосец береговой обороны «Идра» стар, да удал.

В 1884 году в Грецию прибыла французская военно-морская миссия во главе с контр-адмиралом Жозефом Леженом. Первые современные корабли также заказали во Франции, а именно — парусно-паровой крейсер «Миаулис». Денег в Греции было кот наплакал, поэтому закупили корабль на средства, собранные «Обществом создания национального флота». Крейсер прожил спокойную жизнь, использовался для демонстрации флага в иностранных портах, впоследствии на нём учились будущие офицеры BN.

Позже во Франции же были заказаны канонерки «Микали», «Сфактирия», «Навпакия» и «Амврикия» (позже их переименовали в «Альфа», «Бетта», «Гамма» и «Дельта»). Это были кораблики с очень маленькой осадкой — всего 1,5 метра, предназначенные для ведения боевых действий в мелководном Амбракийском заливе. Построенные в 1880 году канонерки дождались своего часа и в Первой Балканской войне действовали именно там и именно так, как было запланировано.

Впоследствии греки закупили для боевых действий в этом заливе пару плоскодонных канонерок в Англии — «Актеон» и «Амвракиа». У англичан же закупили минные заградители «Эгиалиа», «Монемвасиа» и «Навплиа». Также фирма «Ярроу» построила для BN шесть номерных миноносцев, а компания «Блэкуолл» — канонерки «Ахелоос», «Алфиос», «Эвротас» и «Пиниос». В 1889 году французами были построены броненосцы «Идра», «Спеце» и «Псара». В общем, в Восточном Средиземноморье BN стали самым мощным флотом.


«К сожалению, мы обанкротились!»

Единственным пятном на солнце создания греческого флота стали слова его папы Харилаоса Трикуписа, сказанные в 1893 году: «К сожалению, мы обанкротились!». И в самом деле, флот — дорогое удовольствие, а Греция — бедная страна, так что содержание всего вышеописанного великолепия ей оказалось не по карману. Особенно ярко это высветила «Странная война» 1897 года, начавшаяся с Критского восстания. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать: BN в произошедших событиях себя не показал никак. Совсем никак. Турки настолько боялись греческого флота, что не казали носа из портов, но состояние самих ВМС страны из-за вечных финансовых проблем оказалось настолько плачевным, что активных действий даже по поддержке приморских флангов армии они не оказали (как выяснилось с началом войны, в торпедах греческих миноносцев не было гремучей ртути в детонаторах, всё остальное — примерно в том же духе).


«Хайреддин Барбаросса» в свою бытность «курфюрстом Фридрихом Вильгельмом».

После «Странной войны» турки занялись укреплением своего флота в Восточном Средиземноморье. В Германии были закуплены старые, но вполне годные броненосцы типа «Бранденбург», ставшие в Османской империи «Хайреддином Барбароссой» и «Тургут Реем» (турки пытались купить броненосные крейсера типа «Блюхер», но денег не хватило). У англичан и американцев приобрели «эльсвики» «Хамидие» и «Меджидие», у немцев — 4 эсминца типа «Шихау», у французов — 4 эсминца и 4 миноносца фирмы «Крезо», у итальянцев — 6 миноносцев фирмы «Ансальдо». В общем, греческое преимущество в силах испарилось. И греки решили ещё раз нарастить мощь BN!


Георгиос Аверос — человек...

На покупку 4 эсминцев фирмы «Ярроу» и 4 немецких, фирмы «Вулкан», денег хватило. Также, как на пару французских подлодок. Но нужно было что-то посильнее, тем более что на рынке это «что-то» было. Италия не так давно построила броненосный крейсер «Генуя», типа «Амальфи», и была не прочь его продать. Но деньги! Денег не было. Выручило богатое семейство греческих торговцев Авероф, купившее крейсер для страны, с условием назвать корабль в честь основателя семейства, Георгиоса Аверофа. Кирие Георгиос нажил солидное состояние, торгуя аравийской камедью, слоновой костью, а также имея множество судов, сновавших вверх-вниз по Нилу. Правда, злые языки утверждали, что полностью в соответствии с Лопе де Вегой «был крупным в Греции купцом, и самой прибыльною частью он почитал работорговлю»... Но это не доказано (хоть почему-то квартал Омдурмана, где ранее был невольничий рынок, до сего дня и носит его имя)!


...и пароход!

Так или иначе, но 300 тысяч фунтов стерлингов, которые Авероф по завещанию оставил на нужды греческого флота, были потрачены то ли на первый взнос, то ли на всю покупку итальянского корабля, которому дали его имя. «Георгиос Авероф» прибыл в Грецию в сентябре 1911 года, так что к началу Первой Балканской войны корабля современнее его на Эгейском море просто не было. Нет, теоретически турецкие броненосцы имели артиллерию большего калибра, но на практике...


Орудие Мk Х на батарее в Гибралтаре 1942 год

Главный калибр крейсера (в Греции его считали линкором, но это же греки!) составили 4 орудия калибра 9,2'' в двух башнях — на носу и на корме. Это были очень хорошие виккерсовские пушки Mk X с длиной ствола 45 калибров, стрелявшие 170-кг снарядами на дальность до 26,7 км со скорострельностью 3–4 выстрела в минуту. О том, насколько проект орудия был удачен, говорит его долгая жизнь: оно стояло на вооружении в Великобритании с 1899-го по 1956 год (а в Португалии — до 1998 года!). Вспомогательная батарея была представлена четырьмя двухорудийными башнями, вооружёнными 7,5'' пушками с длиной ствола в 45 калибров. Они стреляли снарядами весом 91 кг на дистанцию до 22 км со скорострельностью 2–3 выстрела в минуту. Противоминный калибр состоял из 16-ти 3'' орудий, кроме того, имелись четыре 1,85'' «3-фунтовых» скорострельных пушки Гочкиса (надо же было из чего-то салютовать при входе в иностранные порты!).

Командование кораблём принял капитан 2 ранга Иоаннис Дамианос 16 мая 1911 года, но в Спитхеде на корабле случился мятеж: греческие матросы не знали, что сыр с голубой плесенью — деликатес, а решили, что их просрочкой накормить хотят... В общем, командира сняли с должности, а назначили нового — капитана 2 ранга (я перевожу звание «кэптен» как капитан 2 ранга, хотя в американской системе военно-морских званий это скорее капитан 1 ранга) Павлоса Кунтуриотиса. С началом войны Кунтуриотис получил контр-адмирала и стал командующим BN, а его место на командирском мостике флагмана занял Софоклис Дусманис.


Контр-адмирал Павлос Кунтуриотис

Поскольку турецкий флот базировался в Дарданеллах, главной задачей греков стала блокада пролива. Эскадра контр-адмирала Павлоса Кунтуриотиса состояла из «Георгиоса Аверофа», броненосцев береговой обороны «Идра», «Псара» и «Спеце» и 14 эсминцев. Неподалёку находились ещё 5 древних миноносцев и субмарина, использовавшаяся для несения сторожевой службы. Главной ударной силой турецкого флота стали два экс-«Бранденбурга» — «Хайреддин Барбаросса» и «Торгут Рейс». Помимо них в состав флота входили «Мессудие» — древний (1876 года) казематный броненосец, сильно модернизированный в 1897 году и после модернизации ставший броненосным крейсером, и ещё более древний (1868 года) «Асар-и Тевфик» — барбетный броненосец 2 ранга, модернизированный в 1903-06 годах. Самыми современными кораблями турецкого флота были небольшие бронепалубные крейсера «Хамидие» и «Меджидие».


Крейсер «Хамидие»

Греческая эскадра высадила десант на Лемносе, захватила несколько островов, но контр-адмирал Кунтуриотис хотел боя с турецким флотом. Он по радио обратился к турецкому адмиралу Рамиз Бею с издевательским обращением: «Мы захватили Тенедос. Мы ждём выхода вашего флота. Если нужен уголь, я могу вам его предоставить». 16 декабря 1912 года турки приняли вызов.


«Бой при Элли» — картина художника Василейоса Хациса

Турецкий флот шёл строем фронта: «Хайреддин Барбаросса», «Торгут Рейс», «Мессудие» и «Ассари Тевфик». «Меджидие» и 8 эсминцев остались в резерве, «Хамидие» накануне был торпедирован болгарским миноносцем «Дерзкий» и находился в ремонте. Греки, заметив турок, выстроились в кильватерную колонну. В авангарде, на большом удалении (около 1000 метров) от основных сил, шли большие эсминцы в количестве четырёх единиц, за ними — «Георгиос Авероф» и три броненосца береговой обороны.

Огонь открыли турки в 9:10, находясь в 12500 метрах (есть разные данные о дистанции начала боя: от 12000 до 14000 метров) от противника. Впрочем, точность огня была никакая, и греки не отвечали 10 минут. Потом из своих башен главного калибра ответил «Георгиос Авероф», а следом за ним — броненосцы. Эскадры шли в кильватерных колоннах параллельными курсами, ведя вялую перестрелку, когда Кунтуриотис на своём флагмане оторвался от броненосцев и пошёл на пересечение курса турецкой эскадры — классическое «Crossing the T»! Греческий адмирал своим маневром хотел отрезать турок от берега и взять в два огня, броненосцы при этом замедлили ход, отвлекая на себя вражескую эскадру. Маневр был рискованным: «Авероф» имел главный калибр легче, чем бывшие «Бранденбурги», а с берега его могли обстреливать турецкие береговые батареи, но он был самым скоростным кораблём обоих флотов — на испытаниях показал 23,6 узла, а учитывая, что корабль был новый, скорее всего, в бою мог идти не сильно медленнее.


Турецкий броненосец «Мессудие», ветеран последней русско-турецкой войны.

Свой огонь греческий флагман сосредоточил на корабле Рамиз Бея — «Хайреддине Барбароссе». Превосходство викерсовских орудий в скорострельности дало себя знать: вскоре на турецком флагмане была выведена из строя задняя башня главного калибра, разрушен носовой артиллерийский пост, осколками повреждено несколько котлов, выше броневого пояса появилась большая пробоина, а в добавок ко всему начался пожар в угольных бункерах. «Георгиосу Аверофу» тоже досталось: один турецкий снаряд угодил в корпус чуть выше ватерлинии, второй пробил переднюю дымовую трубу, третий и четвёртый попали в район спардека, кроме того, в корабль попало 15 снарядов меньшего калибра.


Эсминец «Этос» («Орёл») — англичанин на греческой службе.

В 9:50 турки решили выйти из боя, и эскадра Рамиз Бея совершила поворот на 16 градусов, взяв курс в Дарданеллы — под защиту береговых батарей. Правда, поворот был выполнен из рук вон плохо, корабли сломали строй, перекрывали друг другу сектора обстрела, скорость эскадры упала до 10 узлов. Казалось бы, надо добить турецкий флот, но...


Пробитая турецким снарядом часть шлюп-балки «Георгиоса Аверофа» в музее

Положение греков тоже было далеко от блестящего: «Авероф» был изрядно повреждён, в 10 часов начался пожар на одном из броненосцев, турецкие корабли смогли задействовать артиллерию вспомогательного калибра (спасать положение пришлось эсминцам, атаковавшим крейсер «Мессудие» и заставившим его покинуть строй), и греческий адмирал решил, что не стоит рисковать кораблями, когда бой, по сути дела, уже выигран — сил на прорыв из Дарданелл у турок явно не было, и Рамиз Бей прилагал все усилия для того, чтобы скрыться в безопасном проливе. В 10:15 бой прекратился, хотя турки и пытались ещё минут десять стрелять в белый свет как в копеечку.


Расстановка сил в битве при Лемносе

Материальные итоги битвы у Элли не впечатляют: ни одного потопленного корабля, у греков два погибших и шесть раненых. У турок — не сильно больше: пять погибших и двадцать один раненый (есть и другие данные — греки считают погибших турок десятками). Рамиз Бей сразу по возвращению в Дарданеллы послал султану рапорт о своей победе, на что растроганный султан послал ему флаг Хайреддина Барбароссы — турецкого (ну ладно, алжирского, но какая разница?) адмирала XVI века, в честь которого был назван турецкий флагманский броненосец. Но реальные итоги боя были впечатляющими! Османская империя утратила контроль над Эгейским морем. Грекам отошли острова Эгейского моря, в том числе Лесбос, Хиос, Лемнос и Самос. Турки не чувствовали себя разбитыми и попытались отыграться через месяц. В бою при Лемносе турецкая эскадра вновь попыталась разгромить греческий блокирующий Дарданеллы флот. На этот раз поражение турок не вызывало сомнений!


Опасно проигрывать войны! Младотурки убивают Назим-пашу за неудачи на полях сражений...

Султан решил начать мирные переговоры, но произошла революция, младотурки свергли правительство... По сути дела, история Османской империи подходила к концу, появились силы, готовые к радикальным переменам, которые вскоре произойдут, но это уже — другая история!
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    14 апреля 2025 05:36
    эскадра Рамиз Бея совершила поворот на 16 градусов
    Вообще-то, на 16 румбов = 180 градусов.
  2. +10
    14 апреля 2025 06:16
    Османская империя утратила контроль над Эгейским морем. Турецкий флот оказался запертым в Дарданелах.

    Что однако ничуть не мешало регулярному успешному рейдерству"запертого в Дарданелах" турецкого бронепалобного крейсера «Хамидие», который не только парализовал все греческое торговое судоходство на Средиземном море, но и и подвергал бомбардировке греческие порты - т.н. важнейшему для Греции порту Эрмуполис, были причинены серьезные разрушения. Узнав о появлении в Эгейском море турецкого рейдера, Греция прекратила торговое судоходство, были выключены все огни маяков. Опасаясь налета «Хамидие» на гавань греческой столицы, в Пирее грекам пришлось установить береговые батареи и минные заграждения. И это при, том что за «Хамидие» охотился весь греческий флот.
    ТТХ бронепалобного крейсера «Хамидие». Турция:
    Класс и тип судна- Бронепалубный крейсер
    Порт приписки - Стамбул
    Изготовитель- «Армстронг», Эльзвик, (Великобритания)
    Строительство начато -1901 год
    Спущен на воду -25 сентября 1903 года
    Введён в эксплуатацию - 12 декабря 1904 года
    Выведен из состава флота - 1947 год
    Статус - Разобран в 1964 году
    Основные характеристики
    Водоизмещение 3805 тонн
    Длина 112 м
    Ширина 14,5 м
    Осадка 4,8 м
    Бронирование - Палуба: 37 мм,скосы: 102 мм,рубка и щиты орудий: 25 мм
    Двигатели - 16 паровых котлов, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
    Мощность -12 000 л. с. (8,8 МВт)
    Движитель - 2
    Скорость хода -22 узлов (40,7 км/ч)
    Дальность плавания - 5500 морских миль на 10 узлах
    Экипаж - 302 человека
    Вооружение:
    Артиллерия 2 × 1 — 152-мм/45,
    8 × 1 — 120-мм/50,
    6 × 1 — 47-мм/50,
    6 × 1 — 37-мм
    Минно-торпедное вооружение Два 457-мм торпедных аппарата.
    1. +10
      14 апреля 2025 07:32
      Крейсер «Хамидие» вполне достоин отдельной статьи. В Турции этот знаковый корабль считается символом возрождения военно- морского флота страны, а его командир Хусейн Рауф Орбай, кстати этнический абхаз, национальным героем. Позже он будет командующим ВМФ Турции. После прихода Ататюрка к власти станет его ближайшим сподвижником. Находился на посту премьер-министра Турции в 1922—1923 годах.
      Интересный факт: В честь Хусейна Рауфа Орбая председатель ЦИК и СНК Абхазской ССР Нестор Лакоба назовет своего сына Рауфом.
      Интересный факт: Единственной памятной военной медалью, выпущенной Османской империей в честь Балканских войн, была медаль «Крейсер «Хамидие» 1913 года», которая вручалась каждому из 394 членов экипажа корабля
      Интересный факт: В сентябре 1924 г. Кемаль Ататюрк на «Хамидие» совершит символическое плавание по Чёрному морю , ознаменовав этим возрождение военно-морского флота Турецкой Республики.
      Фото:: 1- капитан крейсера «Хамидие» Хусейн Рауф Орбай 1911 год.
      2- Хусейн Рауф Орбай на турецкой почтовой открытке 1913 года.
      3- крейсер «Хамидие» в Черном море 1924 год.
      1. +5
        14 апреля 2025 07:41
        Описание фото на предыдущем посте. Простите не успел вставить
      2. +2
        14 апреля 2025 11:21
        В принципе, можно сделать: флот Турции в ХХ веке у нас, если не Терра инкогнита, то где-то рядом...
    2. +4
      14 апреля 2025 11:18
      Да, но, рейдерство "Эмдена" с "Кёнигсбергом" не означает, что англичане не имели господства в Индийском океане. Турки после боя при Элли не могли препятствовать греческим операциям в Архипелаге. Впрочем, они и до боя не сильно могли им препятствовать...
      1. +3
        14 апреля 2025 16:27
        Цитата: Летучий_Голландец
        Да, но, рейдерство "Эмдена" с "Кёнигсбергом" не означает, что англичане не имели господства в Индийском океане.

        Так-то, да. Но все же один пролив Дарданеллы заблокировать легче, чем Индийский океан
    3. 0
      15 апреля 2025 05:25
      «Хамидие» был отправлен в рейдерство по сути в один конец, с задачей отвлечь на себя греческий флагман «Аверов» и героически погибнуть в бою с ним, пока главные турецкие силы будут деблокировать Дарданеллы, расправляясь с тремя оставшимися греческими броненосцами. Но греки не клюнули, «Аверов» остался, и получилось полное повторение сражения с тем же результатом. Главные силы турецкого флота так и остались заперты, а одинокий «Хамидие» неприкаянно мотался по провинциальным портам Османской империи до самого конца войны, не имея возможности вернуться в главную базу флота. Ну и рейдерствовал помаленьку, чтобы от безделья не слишком страдать. Когда греки за него взялись по-настоящему, то «Хамидие» на полном серьёзе собирался бежать и интернироваться в нейтральном порту - какое уж тут «господство на море»...
  3. +3
    14 апреля 2025 16:25
    (я перевожу звание «кэптен» как капитан 2 ранга, хотя в американской системе военно-морских званий это скорее капитан 1 ранга)

    "Кэптен" в англоязычных странах и есть капитан первого ранга.
    Капитан второго ранга - "командер"
    1. +2
      14 апреля 2025 17:18
      Там сложнее: у американцев - капитан 1 ранга, у англичан - 2-го ранга. По крайней мере, моё звание "капитан 3 ранга" индусы (а у них английская система званий) на совместных учениях в 2005 году переводили как "командер", а следом у них идёт "кэптен".
      1. 0
        14 апреля 2025 18:10
        Цитата: Летучий_Голландец
        у англичан - 2-го ранга.

        Разве?
        Цитата: Летучий_Голландец
        моё звание "капитан 3 ранга" индусы (а у них английская система званий) на совместных учениях в 2005 году переводили как "командер"

        А надо было "командер-лейтенант"
        1. +1
          14 апреля 2025 19:46
          Смотря как считать: у нас первое звание - "лейтенант", у англичан - "суб-лейтенант", дальше - "старший лейтенант" - "лейтенант", "капитан-лейтенант" - "лейтенант-командер", "капитан 3 ранга" - "командер", "капитан 2 ранга" - "кэптен". Проблема подсчёта в том, что у нас звание "младший лейтенант" - теоретическое: вроде бы оно есть, но лично я младшего лейтенанта за 23 года службы на флоте только 1 раз видел (и тот - младший лейтенант медицинской службы). А сублейтенант - реальное, они ими из училища выпускаются, поэтому и приравнивается наш "лейтенант", к их "суб-лейтенанту". Кроме того, индусы, скорее всего, считают полосы на рукавах тужурки, и тут всё точно: "капитан 3 ранга" - "командер" (три средние полосы), "капитан 2 ранга" - "кэптен" (четыре средние полосы)... Но, наши военные переводчики, когда с этим сталкиваются, американцам "капитан 1 ранга" переводят как "кэптен", а англичанам - "капитан 2 ранга"... А у американцев первое звание - "энсин" - наш "лейтенант", за ним "лейтенант джуниор" - "старший лейтенант", "лейтенант" - "капитан-лейтенант", "лейтенант-командер" - "капитан 3 ранга", "командер" - "капитан 2 ранга", "кэптен" - "капитан 1 ранга". А потом идёт "Коммодор" - что-то вроде младшего контр-адмирала. А по полосам на тужурке - та же фигня: "кэптэн" - 4 полосы, "командер" - 3 полосы. А как у греков и турок было в то время я не в курсе. Но, скорее всего - английская система...
          1. +1
            14 апреля 2025 20:18
            Цитата: Летучий_Голландец
            лично я младшего лейтенанта за 23 года службы на флоте только 1 раз видел (и тот - младший лейтенант медицинской службы)

            Такая же фигня, но за два срочной)))
            Хотя всяко разных офицеров в Севастополе, как ...
            Смотря как считать:

            Не думаю, что надо считать все ступени, все же в разных флотах их количество разное. Например, в РИФ ,если помните, с 1884 по 1907 после лейтенанта сразу шел капитан второго ранга.
            В данном случае, я полагаю, правильнее смотреть на ранг корабля, а "Авероф", как ни крути, корабль первого ранга.
            Что касается того, что Вас именовали "командером", то вполне вероятно имела место своеобразная учтивость. Есть такой обычай, из вежливости опускать в званиях понижающие приставки. К примеру, не штабс-капитан, а капитан, не подполковник, а полковник. А англичан вроде тоже такой обычай есть. К примеру, знаменитого водолаза командер-лейтенанта Лайона Крэба в фильмах, книгах и пр. обычно именуют - "командер Крэб".
            1. 0
              15 апреля 2025 00:20
              Не могу сказать - я жил в каюте с военным переводчиком, он объяснил, что на их систему кап. три обычно переводится именно так. Возможно, что в сложных случаях стараются звания переводить на ступень выше, что бы ненароком не обидеть, но скорее всего полного соответствия между английской и американской системами нет...
  4. -2
    14 апреля 2025 17:04
    Турки в начале 20 века представляли собой жалкое зрелище . Жаль , операция по захвату проливов не была запланирована хотя бы на год раньше.
    1. +4
      14 апреля 2025 17:09
      Цитата: КВУ-НСвД
      Турки в начале 20 века представляли собой жалкое зрелище

      Англичане именно так и думали, когда атаковали Дарданеллы
      1. +1
        14 апреля 2025 17:16
        Атаковать простреливаемый и укреплённый узкий пролив - всегда полная опа . Это не зависит от силы обороняющегося государства . Это зависит от артиллерии, наполненности арсеналов и решительности командующего обороны . А вот способность выставить флот на защиту и реально повоевать - вот это уже показатель
      2. +4
        14 апреля 2025 18:08
        Тогда турок очень серьезно подтянули немцы.
        1. +4
          14 апреля 2025 19:52
          Да, если честно, могли и не подтягивать - пролив минирован, а тралить - береговые батареи не дают. В этих условиях атакующий гарантировано несёт большие потери. Ну, бывает, конечно, ситуация похуже - революция, дезертирующий личный состав и всё такое прочее см. "Моонзунд", но если в государстве более-менее порядок, то по другому не получится...
          1. 0
            14 апреля 2025 21:11
            Цитата: Летучий_Голландец
            Да, если честно, могли и не подтягивать - пролив минирован, а тралить - береговые батареи не дают.

            Англичане и Французы для преодоления Дарданел затеяли десант в 1915, который в 1916 закончилась "обратной амбаркацией".
            Не думаю, что без помощи немцев туркам обошлось. Французам на азиатском берегу вообще не удалось высадиться. А англичан на европейском турки весьма потрепали, хоть и понесли огромные потери вдвое превышающие потери десанта прикрытого с моря флотом антанты...