Марафон: бег к славе или исторический фейк?

25 050 75
Марафон: бег к славе или исторический фейк?


Битва при Марафоне: рождение греческого самосознания


На северо-востоке от Афин, столицы современной Греции, раскинулась местность под названием Марафон. Именно здесь, в далёком 490 году до н.э., разыгралась одна из ключевых битв античности, ставшая символом стойкости и мужества. Афинская республика, возглавляемая стратегом Мильтиадом, столкнулась с грозными персидскими войсками. Держава Ахеменидов, как тогда называли Персию, на протяжении всего V века до н.э. предпринимала настойчивые попытки подчинить себе разрозненные греческие города-государства (полисы), стремясь расширить свою необъятную империю на запад. Греки же, ценя свою свободу и независимость, отчаянно сопротивлялись экспансии могущественного восточного соседа.




Схема битвы при Марафоне

В Марафонской битве силы были неравны. Против многочисленной персидской армии Афины смогли выставить около десяти тысяч своих гоплитов – тяжеловооружённых пехотинцев. Важную поддержку им оказал отряд в тысячу воинов из дружественного города Платеи, небольшого полиса в Беотии, который, несмотря на свою скромную величину, не побоялся выступить против грозного врага плечом к плечу с афинянами. А вот союзники из Спарты, славившиеся своей воинской доблестью, на поле битвы так и не появились вовремя. Причиной их задержки стал религиозный запрет – спартанцы не могли выступать в поход до окончания священного праздника Карнеи, который совпадал с полнолунием. Судьба битвы решалась без их участия.


Курган Сорос

Несмотря на численное превосходство персов, греки, сражавшиеся за свою землю и свободу под умелым командованием стратега Мильтиада, одержали решительную победу. Этот триумф имел огромное значение. Он не только остановил продвижение персов вглубь Греции на тот момент, но и невероятно укрепил боевой дух афинян и их союзников. Победа при Марафоне показала, что даже могущественную Персидскую империю можно победить, если действовать смело, решительно и сообща.

Это событие стало поворотным пунктом в греко-персидских войнах и заложило основу для будущего расцвета Афин. Значение этой победы было настолько велико, что со времён возрождения греческого государства в 1830 году триумфы над персами, и Марафонский в особенности, стали неотъемлемой частью национальных мифов современной Греции, символизируя извечную борьбу за независимость.

Память о битве живёт и поныне. На Марафонском поле до сих пор можно увидеть величественный курган – Сорос, – под которым, как считается, покоятся останки 192 афинских воинов, павших в том сражении. Это место стало священным для греков, напоминанием о героизме предков. Помимо этого древнего захоронения, в современном Марафоне существует и мемориал, посвящённый знаменитому марафонскому бегу, у которого в 2004 году, во время Олимпийских игр в Афинах, стартовали легкоатлеты, соревнуясь в дисциплине, названной в честь этого легендарного события.

Легенда о Фидиппиде: подвиг гонца или вымысел?


С победой при Марафоне неразрывно связана одна из самых известных легенд античности – история о гонце, принёсшем весть о триумфе в Афины. Рассказывают, что как только исход битвы стал ясен и греки обратили персов в бегство, воин по имени Фидиппид (в некоторых источниках упоминается другое имя – Терсипп) отправился в столицу. Согласно наиболее драматичной версии предания, которую позже изложил древнегреческий писатель и историк Плутарх, гонец бежал без остановки, не сняв даже тяжёлых доспехов и сандалий, сжимая в руке копьё. Он преодолел расстояние примерно в 42 километра, отделявшее поле битвы от Афин. Ворвавшись на агору, центральную площадь города, где афиняне с тревогой ожидали новостей, он успел выкрикнуть лишь одну фразу: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!». Сразу после этого сердце героя не выдержало нечеловеческого напряжения, и он упал замертво.


Эта трогательная и героическая история о самопожертвовании во имя радостной вести для сограждан глубоко укоренилась в культуре. Образ Фидиппида стал символом выносливости, преданности долгу и готовности отдать жизнь ради общего блага. Легенда передавалась из уст в уста, обрастая подробностями и вдохновляя художников, поэтов и писателей на протяжении веков.

Именно этот рассказ, полный драматизма и героизма, лёг в основу современной легкоатлетической дисциплины – марафонского бега. Его включение в программу первых Олимпийских игр современности в 1896 году в Афинах было данью уважения этому древнему преданию и символической связи современных соревнований с античной историей Греции. Однако, несмотря на всю красоту и популярность легенды, её историческая достоверность вызывает у современных исследователей большие сомнения.

От легенды к спорту: рождение олимпийского марафона


Именно вдохновлённая легендой о героическом гонце Фидиппиде, в конце XIX века возникла идея включить в программу возрождённых Олимпийских игр соревнование по бегу на сверхдлинную дистанцию. Инициатором этого выступил французский филолог и энтузиаст Мишель Бреаль, друг Пьера де Кубертена, основателя современного олимпийского движения. Бреаль предложил Кубертену учредить забег от Марафона до Афин, чтобы увековечить память о легендарном подвиге. Идея была с восторгом принята организационным комитетом первых современных Олимпийских игр, которые должны были состояться в 1896 году на родине античных соревнований – в Афинах.

Таким образом, марафонский бег стал одной из дисциплин самой первой Олимпиады новой эры. Дистанция первого олимпийского марафона составляла примерно 40 километров (около 25 миль). Она была проложена по маршруту, максимально приближенному к предполагаемому пути легендарного Фидиппида – от моста в городе Марафон до мраморного стадиона Панатинаикос в центре Афин. Этот первый забег вызвал огромный интерес как у участников, так и у зрителей, став одним из самых ярких событий игр.


Стадион Олимпийских игр 1896 года в Афинах

Однако привычная нам сегодня длина марафонской дистанции – 42 километра 195 метров (или 26 миль 385 ярдов) – была утверждена не сразу. В течение нескольких последующих Олимпиад длина марафона варьировалась. Например, на Играх 1900 года в Париже она составила 40 260 метров, а в 1904 году в Сент-Луисе – около 40 000 метров.

Стандартизация произошла благодаря Олимпийским играм 1908 года в Лондоне. Изначально планировалось, что дистанция составит 26 миль (около 41 843 метров) от Виндзорского замка до Олимпийского стадиона Уайт-Сити. Однако, по просьбе британской королевской семьи, старт перенесли к восточной террасе Виндзорского замка, чтобы монаршие дети могли наблюдать за началом забега из окон детской комнаты. Финишную же черту разместили прямо напротив королевской ложи на стадионе. В результате этих изменений общая длина маршрута составила те самые 42 километра 195 метров.

Хотя на следующих Олимпиадах дистанция снова несколько менялась, именно лондонский вариант 1908 года в итоге был официально утверждён Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) в 1921 году и стал стандартом для всех последующих крупных соревнований, начиная с Олимпийских игр 1924 года в Париже. С тех пор легкоатлеты всего мира соревнуются на этой, ставшей классической, дистанции, которая своим происхождением обязана как древней греческой легенде, так и пожеланиям британских монархов.

Спиридон Луис: неожиданный герой первого марафона


Первый в истории олимпийский марафон, состоявшийся 10 апреля 1896 года в Афинах, завершился триумфом, который навсегда вошёл в анналы спорта и историю Греции. Победителем этого изнурительного забега стал человек, от которого мало кто ожидал успеха – греческий пастух и водонос по имени Спиридон Луис. Он преодолел дистанцию примерно в 40 километров за 2 часа 58 минут и 50 секунд, опередив ближайших преследователей более чем на семь минут. На старт тогда вышли 25 атлетов из разных стран, и Луис считался явным аутсайдером. Фаворитами считались более опытные бегуны из других стран, а также греческие атлеты, прошедшие специальную подготовку.

Победа Луиса стала настоящей сенсацией. Когда он, пыльный и уставший, первым вбежал на стадион Панатинаикос, где его ждали десятки тысяч восторженных зрителей, включая греческого короля Георга I и членов королевской семьи, стадион взорвался овациями. Наследные принцы Константин и Георг даже пробежали вместе с ним последние метры дистанции до финишной черты, поддерживая своего соотечественника. Победа грека в дисциплине, столь символически связанной с национальной историей, вызвала небывалый всплеск патриотизма. Спиридон Луис мгновенно превратился в национального героя. Ему предлагали подарки, почести, его имя было у всех на устах.


Спиридон Луис

Любопытно, что путь Луиса к олимпийскому золоту был непростым. Несмотря на свою выносливость, приобретённую благодаря работе водоносом и службе в армии, он не был профессиональным спортсменом. Более того, греческие спортивные чиновники изначально отнеслись к нему без должного внимания и не восприняли всерьёз его желание участвовать в играх. По иронии судьбы, формально он был заявлен и выступал в команде Соединённых Штатов Америки, хотя и был греком по происхождению и проживал в Греции. Однако этот формальный аспект нисколько не умалил его славы на родине.

Для греков он был и остаётся их героем, первым олимпийским чемпионом в марафоне. Память о нём живёт в Греции до сих пор. В знак признания его заслуг главный олимпийский стадион в Афинах, построенный к играм 2004 года, был назван в его честь – «Спирос Луис». Таким образом, пастух из деревни Маруси, ставший первым победителем марафона, не только вошёл в историю олимпийского движения, но и обрёл бессмертие в памяти своего народа. Важно отметить, что Спиридон Луис был не просто победителем первого олимпийского марафона, он был победителем самого первого организованного марафонского забега в истории, поскольку сама идея такого соревнования родилась лишь при подготовке к играм 1896 года, вдохновлённая легендой, историчность которой весьма сомнительна.

Развенчание мифа: почему история Фидиппида маловероятна


Несмотря на то, что легенда о Фидиппиде послужила источником вдохновения для создания одной из самых престижных легкоатлетических дисциплин и стала неотъемлемой частью мировой культуры, большинство современных историков сходятся во мнении, что она, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы. Существует два основных аргумента, которые ставят под сомнение достоверность рассказа о героическом гонце.

Первый и, пожалуй, самый весомый аргумент связан с работами главного историка греко-персидских войн – Геродота. Геродот Галикарнасский, живший в V веке до н.э., то есть относительно близко ко времени описываемых событий, оставил подробное описание Марафонской битвы в своём труде «История». Он детально описывает подготовку к сражению, ход битвы, численность войск и имена стратегов.

Геродот известен своим стремлением прославить подвиги греков, особенно афинян, в их борьбе против персидского нашествия. Его повествование изобилует героическими эпизодами и яркими деталями, подчёркивающими мужество и стойкость эллинов перед лицом грозного врага. Учитывая это, крайне подозрительным выглядит тот факт, что Геродот ни единым словом не упоминает о гонце, который якобы пробежал огромное расстояние в полном вооружении и умер, доставив весть о победе. Такой яркий пример самопожертвования и героизма, идеально вписывающийся в общую канву его повествования, прославляющего афинскую доблесть, Геродот просто не мог бы обойти стороной, если бы этот эпизод действительно имел место.

Отсутствие упоминания о Фидиппиде (или Терсиппе) у главного и наиболее авторитетного источника по битве при Марафоне является серьёзным основанием для сомнений в подлинности легенды. Историки отмечают, что рассказ о марафонском бегуне появляется лишь у более поздних авторов, таких как Плутарх (I-II века н.э.) и Лукиан (II век н.э.), которые жили спустя несколько столетий после описываемых событий и могли опираться на устные предания или приукрашивать историю в своих целях.


Статуя Фидиппида

Второй аргумент против историчности легенды носит более прагматичный, но не менее убедительный характер. Он связан с технологиями связи, доступными грекам в V веке до н.э. Дело в том, что к тому времени эллины уже давно и успешно использовали различные системы передачи сигналов на расстояние. Для быстрой передачи важных сообщений, таких как весть о победе или предупреждение о приближении врага, активно применялись сигнальные огни (пирсы), дымовые сигналы или даже система отполированных щитов, отражающих солнечные лучи (гелиограф). Эти методы позволяли передавать информацию значительно быстрее, чем мог бы это сделать даже самый выносливый бегун, особенно если учесть расстояние в более чем 40 километров.

Отправлять гонца пешком, да ещё и в полном боевом снаряжении, по труднопроходимой местности было бы не только медленно, но и нерационально, особенно учитывая риск для жизни самого гонца. Гораздо логичнее и эффективнее было бы использовать уже отработанные сигнальные системы, чтобы максимально быстро известить жителей Афин о долгожданной победе над персами, не подвергая при этом ненужной опасности ещё одного солдата. Таким образом, с точки зрения военной логистики и доступных технологий того времени, отправка пешего гонца из Марафона в Афины выглядит крайне маловероятной и, по сути, ненужной.
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    15 апреля 2025 06:25
    Марафон: бег к славе или исторический фейк?
    Давайте думать о людях хорошо (С). Без легенд, особенно таких, жизнь наша станет пресно-рациональной. К тому же на каких примерах воспитывать чувство долга, любви к родине, да вообще каким человеком надо быть. А так получается "ну ...упые", могли же сигнал отправить. Вот и получаются потом "хатаскрайники". Как будто перестроечной статьей дохнуло, тогда тоже была куча ниспровергателей мифов, теперь имеем то что имеем.
    1. 0
      15 апреля 2025 06:46
      Цитата: Алексей 1970
      Как будто перестроечной статьей дохнуло, тогда тоже была куча ниспровергателей мифов, теперь имеем то что имеем.

      Почитать, так и Олимпийские игры придумали в 19-м веке...
      А Алексей Петрович Маресьев вообще не был лётчиком...
      Но это было давно, а вот:
      Капитан Дудкин их остановил. Он лично и его подчиненные уничтожили порядка 15 танков, четыре БТР и пять БМП противника.
    2. 0
      15 апреля 2025 10:31
      Это полный бред. Солдат, просражавшийся несколько часов в доспехах, не снимая их бежит 42 км. Конечно красиво, но так глупо и по детски придумано. А доспехи то что не снял? Да еще и с копьем. Современный солдат спецназа, подготовленный, может быть и пробежал бы, а вот грек, не тренированный (он пашет днями, а не бегает пго 10-20 км в день), после боя, максимум пробежал бы пару километров и издох. В конце концов, если так прижало, то у них там коней не было в принципе?
      1. +12
        15 апреля 2025 11:03
        Это полный бред. Солдат, просражавшийся несколько часов в доспехах, не снимая их бежит 42 км. Конечно красиво, но так глупо и по детски придумано. А доспехи то что не снял? Да еще и с копьем. Современный солдат спецназа, подготовленный, может быть и пробежал бы, а вот грек, не тренированный (он пашет днями, а не бегает пго 10-20 км в день), после боя, максимум пробежал бы пару километров и издох. В конце концов, если так прижало, то у них там коней не было в принципе?

        Вообще без проблем.
        Там ведь никто на авто не сопровождал, он мог бежать с передышками, бегом-шагом и т.д. Кроме того, в те времена ходить ножками далеко было в порядке вещей.

        И позже - тоже, например достоверно известно регулярное пешее сообщение из Рузы до Москвы за один световой день, этот больше 100 км. Таких ребяток так и называли - скороходы. wink

        Другой вопрос - почему не послали всадника, неужели ни одной лошадки не нашлось? wink Например Сократ описывал скорохода Палладия, но он - всадник.
        1. +4
          15 апреля 2025 11:52
          Скороходы в доспехах и с копьями не бегали, в боях участия не принимали, а главное не умирали после пробежки. Скороходы были профессионалами, они специально для этого готовились, тренировались. Да, можно пройти пешком, только это не будет бег. Вопрос не в том, был ли гонец, возможно и был (все таки войско после победы скорее всего сутки отдыхало), а именно в беге в доспехах всю дистанцию, вот в чем сказка. Да и если уж прижало греков доложить, то послали бы конного, ну или простого мужичка на легке, за сутки бы дополз. Ну не идиоты же греки были или садисты.
          1. +5
            15 апреля 2025 12:25
            Скороходы в доспехах и с копьями не бегали, в боях участия не принимали, а главное не умирали после пробежки. Скороходы были профессионалами, они специально для этого готовились, тренировались. Да, можно пройти пешком, только это не будет бег. Вопрос не в том, был ли гонец, возможно и был (все таки войско после победы скорее всего сутки отдыхало), а именно в беге в доспехах всю дистанцию, вот в чем сказка. Да и если уж прижало греков доложить, то послали бы конного, ну или простого мужичка на легке, за сутки бы дополз. Ну не идиоты же греки были или садисты.

            Мы просто разучились ходить)). Повторюсь, в те времена это было нормой.
            Обычный марш Римского легиона - около 30 км за 6 часов.
            Греки наверняка послали одного из самых быстрых воинов, возможно специального гонца, вообще не участвовавшего в сражении. Он выложился, это да, потому и умер.

            Мы же не знаем точно, за сколько он пробежал, например бег трусцой - около 8 км/час, то есть он мог за 5 часов добраться. С остановками - за 6-7. wink
            1. +6
              15 апреля 2025 20:13
              Мы не знаем главного! А именно, скольких бегунов послали? А вот то, что добежал один и потом всё равно умер, как бы знаем.
              И от чего умер знаем. Такая же смерть постигла кочегара из песни "Раскинулось море широко." С потом из организма вышли соли в большом количестве и пить потом надо было не простую воду (опреснённую нечистую, по песне), а пить надо было Нарзан, Ессетнуки или Боржоми на худой конец.
      2. +2
        15 апреля 2025 14:21
        "Солдат, просражавшийся несколько часов в доспехах..."
        Простите, что там солдат в доспехах несколько часов сделал?
      3. +5
        16 апреля 2025 02:33
        Цитата: Виктор Сергеев
        А доспехи то что не снял? Да еще и с копьем
        Хрен-то с ними, с доспехами. Да и копье, если он реально дрался, он к тому времени выбросил (ну хорошо, для тех, кто придирается к словам, метнул) или сломал. Меч (что там у него было? Махайра? Копис?), по идее, должен был сохранить, но мог и потерять, сломать, бросить. Но вот щит он бросить не мог, потеря щита - позор до конца дней. Так что рисунок без щита полное фуфло.
        Насчет сандалий - гоплиты обычно сражались босиком, потому что сандалии скользили по окровавленной траве.
        А насчет разногласий с именами - тут все просто. Терсид Филиппид значит Терсид сын Филиппа. Один очевидец назвал его Терсидом, другой Филиппычем, да так и пошло.
      4. +2
        16 апреля 2025 16:20
        Цитата: Виктор Сергеев
        Это полный бред.

        Почитал ветку. Позабавило... В помощь спорщикам:
        "...Согласно официальной истории, 12 сентября 490 до н. э. греческий воин Фидиппид пробежал от города Марафон до Афин, принёс весть о победе греков над персами - «Ликуйте! Мы победили» и умер.
        Легенда о том, что Фидиппид пробежал из Марафона в Афины, впервые появилась у Плутарха в эссе «Слава Афин» в первом веке нашей эры, что произошло более чем через 550 лет после битвы при Марафоне, что вызывает сомнение в ее достоверности. А Геродот ( ок. 484 до н. э. - ок. 425 до н. э.) родился через несколько лет после Битвы при Марафоне и описал её через 30 - 40 лет.
        В частности легенда гласит, что незадолго до битвы Фидиппид, как лучший бегун, был направлен в Спарту с просьбой прислать спартанское войско на помощь в случае поражения. Выбежав утром, он менее чем за сутки одолел бегом по горным дорогам 1240 стадиев (238 км), достигнув цели «рано на заре следующего дня», сообщает историк Геродот. Затем, не получив вразумительного ответа, бегом незамедлительно вернулся обратно. Грекам стало ясно, что помощи не будет и проигрывать битву нельзя.
        Не имея достаточного времени на отдых, Фидиппид, как и все мужчины, принял участие в жестокой 6-часовой битве с 10-кратно превосходящим по численности противником и сразу после победы раненый и обессиленный побежал в Афины, где женщины и дети со страхом ожидали решения своей участи.
        Право принести весть о победе считалось у греков почётной наградой, достойной героев, и мужественный Фидиппид заслуженно потребовал это право. Весть в Афины несли несколько бегунов, но не привыкший проигрывать Фидиппид и в тот раз приложил все силы, чтобы быть первым. И это ему удалось. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво...."
        Кстати, мы до сих пор не можем найти ни Вороньего Камня, ни поля Куликова.... никаких следов на тех местах, которые назвали этими названиями. Детали истории, не описанные в документах, как правило умирают с участниками событий. В памяти из неописанного живут только легенды (сказки) с той или иной степенью достоверности... Надо просто смириться с этим фактом и попытаться уважать тех участников исторических событий, которых мы не знаем. А то, издыхают собаки бездомные. Люди, как правило, умирают или погибают...
        1. +1
          16 апреля 2025 19:10
          Если с Вороньим камнем пока до конца не выяснено, то по Куликовому полю, как бы, есть весьма правдоподобная гипотеза.
          1. +2
            16 апреля 2025 19:14
            Цитата: СергейАлександрович
            есть весьма правдоподобная гипотеза.

            Гипотезы есть. Не знаю, что именно вы имеете ввиду, но о некоторых я наслышан. Тем не менее они - гипотезы....если проще - версии. Про Вороний камень я упомянул, что мы и с 13 веком плутаем в догадках. Что уж говорить о событиях прошлой эры?
            1. +2
              16 апреля 2025 19:28
              После того как Украина получила Томас в Константинополе, староверы выложили "Русский летописец", там несколько иная трактовка русской истории, поддержанная ещё Михайло Ломоносовым.
              1. 0
                16 апреля 2025 19:49
                Цитата: СергейАлександрович
                несколько иная трактовка русской истории, поддержанная ещё Михайло Ломоносовым.

                Мне более интересна гипотеза в плане развития ландшафтой археологии...
      5. 0
        16 апреля 2025 23:06
        А доспехи то что не снял?

        Вы забыли видимо "со щитом, а может быть на щите", отправляя воина на бой в традиции говорилось - с ним или на нём!!! не мог он бросить ни доспехи ни щит это прямо бы говорило о поражении на поле боя!!!!!!
  2. +10
    15 апреля 2025 06:50
    Без легенд,например об Икаре,человек никогда не поднялся бы в небо..
    1. +5
      15 апреля 2025 07:23
      Согласен , без легенд было бы и не интересно жить ))))) .
      Правда это или нет теперь не установить , но давайте уж в легенды верить .
    2. +5
      15 апреля 2025 09:11
      Легенда о лабиринте Минотавра помогла сделать археологические открытия, Джон Эванс ,был вдохновлен греческими мифами и сделал предположение о древнем городе на острове Крит, что он и в последствии обнаружил (остатки естественно).
      1. +2
        15 апреля 2025 11:13
        Легенда о граде Китеже, ни к каким археологическим открытиям не привела,как и легенда о стране Офир,да и комментарий мой не о лабиринте Миноса.А о мечте человечества, которая таки исполнилась. А дворцы,ща и в Геленджике есть.Тож ,в своем роде лабиринт. laughing
    3. +4
      15 апреля 2025 10:02
      Еще бы добавил проходимца и мошенника, который хорошо нагрел Российскую Империю Генриха Шлимана, но все же тоже увлечённого мифами, прочитавший досконально Гомера и решивший что Троя находиться на территории Османской Империи, и таки нашел там знаменитый клад Приама и остатки цитадели Троя.
      1. +2
        15 апреля 2025 13:44
        Вот только большинство современников сочло находки Шлимана подделками. А сейчас почему-то стали считать подлинными. Парадокс!
    4. +2
      15 апреля 2025 11:52
      Про Икара скорее мечта, чем легенда.
  3. +6
    15 апреля 2025 08:00
    Если вспомнить малость историю Эллады того времени , то наверное вспомнится и такой факт - специально скажем обученные гонцы . При фаланги и пельтастах были и отдельно гонцы задача которых и был бег с сообщениями на дальнюю дистанцию. Так же подчеркивается специально то что пешие гонцы в то время в условиях тамошней местности и отсутствием нормальных дорог опережалши конных персонажей . Кони мелкие , седел нет и греки ну ни как не скифы или скажем казахи . Думаю что бежал в Афины всетаки гонец легкий . Ну а говорить о беге в тораксе ( это ладно) , со щитом тогдашнем это бред.
    1. +5
      15 апреля 2025 08:45
      Цитата: сайгон
      Ну а говорить о беге в тораксе ( это ладно) , со щитом тогдашнем это бред.

      Только как в анекдоте "чуть что бросишь - бежать легче" smile
      Автор говорит о возможности применения гелиографа, дымовых сигналов и костров. Только не упоминал голубиную почту... Геродот писал, что войско персов стало отходить уже с наступлением темноты...
      В сумерках и при ненастье применение всех названных "технических средств" в местности со сложным рельефом более чем затруднительно. Послать одного или нескольких гонцов, возможно, единственное надежное средство.
      А то, что Геродот в истории не описал такой эпизод, так то только потому, что не нашел его чем-то необывалым... О гонце (гонцах) в Спарту тем не менее было упомянуто.
      Не думаю, что автор сумел "разоблачить фейк", ниспровергнуть миф и была ли у автора, кроме броского заголовка для статьи такая цель...
      С Уважением.
      1. +3
        15 апреля 2025 11:57
        Говорите в сумерках применение невозможно? То есть человек, целый день сражавшийся, в доспехах, на ночь глядя срывается и бежит 40 км по неизвестной местности? Да он за сутки такое расстояние не пройдет, даже на легке (после боя). Проще ночь отдохнуть и потом уже послать отдохнувшего впереди войска, что бы он опередил его на пару тройку часов, или передать по перечисленным средствам связи.
        1. +6
          15 апреля 2025 12:44
          С чего воспринято после что именно гоплит и именно после боя? Вы знакомы с описанием Геродота? Там только фаланга была шириной около километра по фронту. Для передачи команд гоплитам на флангах... Без тренированных "вестовых" Уже не обойтись. Как правило это так называемые гипереты (Ύπηρέται). Людей с армией не задействованных в бою непосредственно было достаточно.
          И да... Преодолеть 40 км даже не тренированному человеку налегке часа за 3-4 не очень неразрешимая проблема.
          1. +2
            15 апреля 2025 14:44
            Преодолеть 40 км даже не тренированному человеку налегке часа за 3-4 не очень неразрешимая проблема.

            Чемпиону- не проблема.
            Спиридон Луис. Он преодолел дистанцию примерно в 40 километров за 2 часа 58 минут и 50 секунд, опередив ближайших преследователей более чем на семь минут.


            Действующий мужской мировой рекорд на марафоне — 2 часа 35 секунд. Его автор — кениец Келвин Киптум, обновивший цифры предыдущего рекорда в октябре 2023 на марафонской трассе в Чикаго.

            https://ru.wikipedia.org/wiki/Хронология_мировых_рекордов_в_марафоне
            1. +6
              15 апреля 2025 15:11
              Я занимался в юности Л/А. 20 км преодолевается по грунтовке меньше чем за два часа ( стандартная тренировка). Главное - взять ритм движения и не останавливаться, можно отдохнуть перейдя на быстрый шаг. И лучше бежать в паре, меняясь ведущий - ведомый. Почему мог умереть первый марафонец мне, например, совершенно понятно. Он остановился придя к финишу, а необходимо было плавно замедляться... Сосуды не выдержали высокого давления крови и в итоге геройский труп...
              Интересно сколько забегаловок успел посетить Спиридон Люис во время забега... smile
              1. +3
                15 апреля 2025 15:19
                20 км за два часа- не значит, что 40- за четыре, это так не работает.
                1. +2
                  15 апреля 2025 15:27
                  Я ж по русски написал меньше чем за 2 часа. Что не работает?
                  При средней скорости в 12 км/ч 40 км это грубо 3 часа 20 минут. request
                  1. +4
                    15 апреля 2025 15:36
                    Если вы стометровку пробежите за 10 секунд, это не значит, что 10 км- за 15 минут
                    1. +3
                      15 апреля 2025 15:54
                      Норма для третьего спортивного разряда в беге на 10 км для взрослых составляет 38 минут 20 секунд... Средняя скорость 15,4 км/ч.
                      В спринтерских и марафонских видах совершенно разные техники.
                      Единственно длинную дистанцию бежать бывает скучно... smile
              2. +6
                15 апреля 2025 17:43
                Интересно сколько забегаловок успел посетить Спиридон Люис во время забега...

                По крайней мере известно только о таверне его дяди где Спиридон останавливался чтобы выпить стакн вина.
                1. +5
                  15 апреля 2025 17:52
                  Так что в итоге первый марафон принес больше популярности и пользы дяде марафнца- трактирщику, чем победителю.
                  1. +5
                    15 апреля 2025 18:07
                    После победы Люиса выручка таверны выросла более чем в трое. Люди специально стали заворачивать к ней чтобы испить "олимпийское вино"
        2. +4
          15 апреля 2025 22:31
          Говорите в сумерках применение невозможно? То есть человек, целый день сражавшийся, в доспехах, на ночь глядя срывается и бежит 40 км по неизвестной местности? Да он за сутки такое расстояние не пройдет, даже на легке (после боя). Проще ночь отдохнуть и потом уже послать отдохнувшего впереди войска, что бы он опередил его на пару тройку часов, или передать по перечисленным средствам связи.

          Да какой бой, это специально обученный гонец, в Греции их называли гемеродромами.
          Геродот не пишет о Марафонском забеге, но он пишет о забеге покруче, о Спартанском. wink

          Находясь еще в походе, стратеги прежде всего отправили в Спарту глашатаем афинянина Фидиппида, который был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло....
          Итак, посланный стратегами из Афин, этот Фидиппид (по дороге, как он говорил, ему явился Пан) на второй день прибыл в Спарту.


          Это 246 км. За 2 дня wassat
          В честь этого забега сейчас бегают СПАРТАТЛОН.

          Потом (по Плутарху) он вернулся в Марафон, слегка поучавствовал (скорее нет) в битве, и дальше рванул в Афины, еще сорковничек! laughing
          Причем гонцов отправили несколько, он всех опередил. Потому и помер. request
    2. +2
      16 апреля 2025 05:29
      Есть несколько моментов, почему бег в доспехах и почему гонец мог зебя загнать:
      1. Являясь гражданином, Фидипид обязан был быть воином и сражаться. В зависимости от достатка, либо гоплитом в общем строю, либо пельтастом в рассыпном.
      2. Коня ему дать не могли, потому что конь в то время в армии - это очень дорого и является личным имуществом сражающегося на нем очень зажиточного, а не общевойсковым.
      3. Доспех - так же личное имущество. Причем весьма дорогое. А не выдающееся из арсенала.
      4. С окончанием сражения, для греков тогда ничего не закончилось. Решительного разгрома не было. Персы отступили на корабли, снялись со стоянки и поплыли в сторону Афин. В расчете, что город беззащитен, так как афинское войско всё у Марафона. Вслед гонцу, все греки выступили обратно в Афины усиленным маршем и безо всякого отдыха. Войско успело. И когда персы приплыли, увидели "комитет по встрече" в полном составе. И только после этого флот вторжения развернулся и уплыл восвояси.
      Так что гонец мог себя загнать бежав: в доспехе, после битвы, не щадя себя.
      Кроме того, есть свидетельства, что Фиддипид был профи. И накануне битвы сгонял в Спарту с запросом афинян об участии спартанцев в общем ополчении.. А это более 100 км в один конец.
  4. +2
    15 апреля 2025 08:14
    Марафон: бег к славе или исторический фейк?

    А какая разница?
    Раз его бегают, значит, уже не фейк.
    1. +5
      15 апреля 2025 11:59
      Отличная у Вас логика. Если кто то использовал сказку, значит не фейк. Кстати, по Вашей логике раз дельтапланы и самолеты летают, значит Икар реально существовал.
      1. +3
        15 апреля 2025 12:07
        Цитата: Виктор Сергеев
        Если кто то использовал сказку, значит не фейк

        да, сказка может стать реальностью и зажить своей жизнью, если её таковой воспринимают.
        Цитата: Виктор Сергеев
        , по Вашей логике раз дельтапланы и самолеты летают, значит Икар реально существовал

        да он и сейчас есть , просто не попадается wink
      2. BAI
        +2
        15 апреля 2025 21:26
        Если кто то использовал сказку, значит не фейк.

        Библейский царь Давид похоронен совсем не там, где считают религиозные евреи. Когда на этот факт указали главному равинну Израиля, тот ответил:
        Да, царь Давид был похоронен в другом месте. Но за столько столетий, что здесь молятся евреи, его кости переместились под землей сюда, и место его захоронения - здесь
  5. +5
    15 апреля 2025 08:34
    Несмотря на то, что легенда о Фидиппиде послужила источником вдохновения для создания одной из самых престижных легкоатлетических дисциплин и стала неотъемлемой частью мировой культуры, большинство современных историков сходятся во мнении, что она, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы.

    Я ещё в школе много лет назад задавался вопросом- а почему он пешком бежал? На тот момент уже давно использовались лошади, что верхом, что в легких колесницах.
    1. +3
      15 апреля 2025 13:47
      "Такие вопросы задаёте, что неудобно отвечать,.. даже"
  6. -2
    15 апреля 2025 09:10
    Битва гопников против арахнидов, которая закончилась аналом.
    1. +3
      15 апреля 2025 13:48
      Чем, чем закончилась? С этого момента подробнее пожалуйста!
      1. +3
        16 апреля 2025 14:13
        Это греки, у них так принято.
        Европа же.
      2. +2
        16 апреля 2025 17:29
        "Первый в истории олимпийский марафон, состоявшийся 10 апреля 1896 года в Афинах, завершился триумфом, который навсегда вошёл в анналы спорта и историю Греции." (С)
        1. 0
          16 апреля 2025 19:03
          Ах вот в чём дело, а то про тамошних гопников плохо подумал. Заподозрил в противоестественных занятиях.
  7. 0
    15 апреля 2025 10:25
    Миф, причем полный бред. Вопрос к сочинителям: ну и какого хрена он не снял доспехи? Но главное, я бы навешал на сочинителя десяток килограмм доспехов, всучил копье, а потом заставил пробежать километра 2. А по мифу воин еще и дрался пол дня.
    1. +5
      15 апреля 2025 16:44
      Ну так то в принципе БК , броник , каска, АК, для полного счастья мина к 82 мм миномету и хавка .И еще чего и приказ выйти в точку конечно не сорок км однако и бегом и быстрым шагом и не выдохнуться и потом еще позицию оборудовать. Ну и да мат в помощь .
  8. +6
    15 апреля 2025 10:28
    У древних греков приставка к имени ..."ид" означала сын.
    Фидиппид означает сын Фидиппа, т.е. это не имя, а отчество. Тогда имя Терсипп не является "другим именем".
    Полное имя гонца получается Терсипп, сын Фидиппа.
    1. +1
      16 апреля 2025 16:01
      Цитата: Юн Клоб
      У древних греков приставка к имени ..."ид" означала сын.
      Фидиппид означает сын Фидиппа

      Ну это как ибн у арабов("ибн Фадлан" это сын фадлана, вроде).
      А Аид тоды "сын А"? wassat
  9. -1
    15 апреля 2025 10:40
    Цитата: Виктор Сергеев
    В конце концов, если так прижало, то у них там коней не было в принципе?
    Или хотя бы ослы (ишаки). Вот Иван Грозный скакал на борзых ишаках, и ничего. Всё одно быстрее, чем пёхом.
    1. +3
      15 апреля 2025 18:46
      Иван Грозный скакал на борзых ишаках, и ничего

      борзые ямские ишаки -"нѣмъ конi а борзъ мскi " Грозного упоминаюься и Соловьевым и Карамзиным. Но именно С.М. Соловьев посчитал что это какие то ямские ишаки. Русский историк, славист, архивист. декан исторического ф-та МГУ и член-корреспондент Петербургской академии наук.Нил Александровис Попов писал в журнале «Русский Архив», 1873, № 7, что Соловьев, неправильно перевел ПЛ, Это слово нужно было читать - не "ямских" а "мсках". В Псковской летописи, откуда оба историка и позаимствовали этот эпизод, ясно говорится: «все гонял на мсках, а христианам много протор и волокиты учинил».
      А мски или мески - это просто устаревшее наименование мулов, слово, в изобилии встречающееся как в летописях, так и в русских средневековых документах. И, надо сказать, на мулах в те времена на Руси ездить было даже престижнее, чем на конях: "не на конех, но на мсках вседшии". К тому же мулы практически полностью импортировались из Европы, то есть были, по сути, "иномаркой".
  10. +3
    15 апреля 2025 12:21
    Цитата: Виктор Сергеев
    Современный солдат спецназа, подготовленный, может быть и пробежал бы,
    И то не факт. Спецназовцы никогда не бегут без коротких привалов. Да и бег, насколько я в курсе, у них перемежёвывается с быстрым шагом. Ведь у спецназа нет такой задачи, как "бежать, бежать, истратить все силы на бег и, добежав до позиции, упасть полностью обессиленным". Спецназовец должен до нужной точки добежать таким, чтобы его физическое состояние позволяло ему без промедления вступить в бой. Причем не только в огневой, но и в рукопашный.
    Интересно, почему Плутарх ничего не пишет насчет обувки этого первого марафонца ? Ремешки сандалий этому первому марафонцу мозольки нигде не натёрли ? И сами ремешки не перетёрлись ? И подошвы не оторвались ? Или товарищ бежал босиком ? Ну так это тоже как-то проблематично.
    1. +3
      15 апреля 2025 16:46
      Просто вопрос в принципе только к щиту - гоплон он не удобен для бега однако . Стоит вспомнить на марш броске мешает все особенно автомат .
  11. +1
    15 апреля 2025 17:28
    Байка.
    Когда то в Рязани было 4 училища.
    Подрались как то десантники со связистами. В качестве воспитательной меры было принято решение о марш-броске для то ли роты в полном составе, то ли для взвода до полигона. По карте - два марафонских пути. wink
    У нас стандартом было 3 км.Ежедневно.Расстояние до позиций от казармы. Могли бегать по бетонке в сапогах, не в кросовках по 1-2 разряду wink
    1. +1
      16 апреля 2025 19:36
      А кто кому навалял? Ответ ведь не очевиден.
      У нас Комендантский взвод Разведроту на перетягивагии каната победил. После чего Начальник штаба пообещал комендачей по плацу неделю гонять, жир стрясать. Такого позора в ТуркВО до этого ещё не знали.
      1. 0
        16 апреля 2025 20:39
        Цитата: СергейАлександрович
        А кто кому навалял? Ответ ведь не очевиден.

        Не принципиально.
  12. +2
    15 апреля 2025 19:01
    На Марафонском поле до сих пор можно увидеть величественный курган – Сорос, – под которым, как считается, покоятся останки 192 афинских воинов, павших в том сражении. Честно говоря, не впечатлил величественностью этот холмик. На любой стройке у нас таких куч - с десяток. Не Мамаев курган, это точно. Поле с сухой травой и оливами. Рядом с холмом карта сражения. Небольшой исторический музей - экспозиция не плох но не велик. Провинциальный музей спорта (это уже в городе Марафон). Мемориал - открытый стадион откуда был дан старт марафонскому забегу в Олимпиаду. Аккуратный открытый стадион, не заметно чтобы использовался по назначению. Сам Марафон - городок не большой и даже не курортный.
    1. +1
      15 апреля 2025 20:54
      Дистанция 42 км это конечно много, но для рожденных бежать Марафон , детская дистанция
      Мексика индейцы племени тараумара регулярно устраивают соревнования , женщины 50км мужчины 100км , , причем маршрут проходит по горным тропам на жаре , есть опасные спуски и горные реки , через них перебегают прыгая по камням. Рожденным бежать не нужны кроссовок , к ногам привязана подошва из покрышки автомобиля . Рекордсмены не все, но в среднем здоровый мужчина этого племени может пробежать около 200–250 км, рекордсмен пробежал 600 миль за 5 дней то есть 200 км в день
      Мария Лопес Рамирос 22 года на дистанции в 50 километров первая (499 участниц из 12 стран половина которых были профессионалами,) . бежала в юбке и в самодельных сандалиях из старых автомобильных покрышек. У нее не было ни медикаментов, ни энергетических батончиков, ни очков, — только бутылка воды, платок и кепка.
      1. +2
        15 апреля 2025 21:01
        Люди могут достигнуть невероятных высот как в физическом так и в интеллектуальном росте, если не знают что это не возможно. правитьно тренированый с раннего детства ребенок (или просто существующий иной среде) в разы превзойдет других людей в конкретной дисциплине. В интеллектуальной деятельности важнейшим тормозом является внутреннее самоограничение. Снятие оков позволяет интеллекту взлететь.
  13. BAI
    +2
    15 апреля 2025 21:15
    Греции, раскинулась местность под названием Марафон.

    Марафон - город, а не местность. И по тексту статья место обозначется, как город, а не местность: битва при Марафоне, не на Марафоне
  14. -1
    15 апреля 2025 21:36
    Странно думать, что стратег Мильтиад, организовавший марш и логистику 10 000 войска, не позаботился о надежной по стандартам того времени связи. Ввиду спешности, думаю что это навряд ли были дымы или гелиографы: для организации такой связи надо больше времени. Из древнегреческих источников известно, что в то время уже существовала голубиная почта: с ее помощью даже передавались имена победителей на Олимпийских играх. Если же предположить, что голубиной почты у него не было, или он решил организовать резервный канал связи, то опять таки, вряд ли гонец с известием бежал или скакал бы весь путь, ведь с древнейших времен известен такой способ связи, как эстафета. Так что я склоняюсь к тому, что это фейк.
  15. +2
    16 апреля 2025 07:25
    не сняв даже тяжёлых доспехов и сандалий, сжимая в руке копьё.

    Откуда у "древних греков" тяжелые доспехи вроде тех металлических, которые носили тевтонские псы-рыцари? Не было тогда таких. В лучшем случае это был бронзовый шлем и кожанная безрукавка. И деревянный щит, обитый кожей, а так же деревянное копье с бронзовым наконечником (да и на памятнике марафонцу он изображен без доспехов). Ну а бег в САНДАЛЯХ - это "ваще". Кто не верит - попробуйте пробежать в сандалях хотя бы 1 км.
    Что касается расстояния в 40-42 км, то я в студенческие годы занимался горным туризмом и дневной переход с рюкзаком в 30 кг на расстояние 35-45 км не был чем-то запредельным.
  16. +1
    16 апреля 2025 11:51
    Цитата: Ричард
    К тому же мулы практически полностью импортировались из Европы, то есть были, по сути, "иномаркой".
    Не возражаю. Могу перефразировать этот свой комментарий
    Или хотя бы ослы (ишаки). Вот Иван Грозный скакал на борзых ишаках, и ничего. Всё одно быстрее, чем пёхом.
    на этот
    Или хотя бы мулы. Вот Иван Грозный скакал на борзых мулах, и ничего. Всё одно быстрее, чем пёхом
    Тем более, что в Древней Греции мулы были распространены. Так как даже в текстах Гомера, например в «Илиаде» и «Одиссее», неоднократно упоминается о мулах, которые применялись для пахоты. В поэме Гесиода «Труды и дни» мулы упомянуты дважды, и в обоих случаях речь идёт о животных, тянущих плуг.
  17. +1
    16 апреля 2025 12:12
    Цитата: Дилетант
    Что касается расстояния в 40-42 км, то я в студенческие годы занимался горным туризмом и дневной переход с рюкзаком в 30 кг на расстояние 35-45 км не был чем-то запредельным.
    Пеший суточный переход на расстояние в 40 км и непрерывный бег на расстояние в 40 км - это всё таки две большие разницы.
    И опять таки
    в студенческие годы
    А сколько лет было античному бегуну ? Поскольку никто не упоминает ни о возрасте, ни о телосложении бегуна, то в равной степени можно предположить, что он был худощавый лет 20-ти, так и "с животиком лет 40-ка".
    Впрочем, если вчитаться
    Согласно наиболее драматичной версии предания, которую позже изложил древнегреческий писатель и историк Плутарх, гонец бежал без остановки, не сняв даже тяжёлых доспехов и сандалий, сжимая в руке копьё. Он преодолел расстояние примерно в 42 километра, отделявшее поле битвы от Афин.
    то выходит, что не сказано главное - за какое время античный бегун пробежал это расстояние. Или не пробежал, а прошёл ? Так за сколько ? За три часа, за 4 часа ? За 6 часов ? За 8 часов ?
    1. +1
      16 апреля 2025 23:23
      3 года назад я прошёл по горным тропам пешком 42 км. За один день. Точнее, уложился в 10 часов. Было 2 перерыва на перекус по 15 минут. Шёл пешком, не бежал. Ничего сверхестественного. Только утром было трудно встать. К обеду уже расходился. Мне тогда было 57. Т.е. вполне достижимо. Для человека средних лет - тем более. Фото на следующий день после "марафонского" маршрута
  18. Комментарий был удален.
  19. 0
    16 апреля 2025 22:34
    Цитата: Arzt
    Обычный марш Римского легиона - около 30 км за 6 часов.
    Да ? Неужели вы нашли что-то типа "Наставление по маршевой подготовке легионеров" ? Простите, а каким императором оно утверждено ? Или консулом ?
  20. 0
    16 апреля 2025 23:11
    Всё равно красивая история. Даже если всего лишь легенда
  21. 0
    17 апреля 2025 09:11
    Цитата: ПавелКоссе
    3 года назад я прошёл по горным тропам пешком 42 км. За один день. Точнее, уложился в 10 часов. Было 2 перерыва на перекус по 15 минут. Шёл пешком, не бежал. Ничего сверхестественного. Только утром было трудно встать. К обеду уже расходился. Мне тогда было 57. Т.е. вполне достижимо. Для человека средних лет - тем более. Фото на следующий день после "марафонского" маршрута

    Абсолютно полностью согласен. Ничего сверхъестественного в 57 лет пройти 42 километра за 10 часов. Тем более с двумя перерывами на перекус по 15 минут. Ну и наверное 5-6 раз были остановки чтобы отлить. Если тот античный грек имел бы такой же график движения как и вы - с чего бы он тогда помер ?
  22. +1
    17 апреля 2025 09:39
    Спросите у любого трудяги тянущего на трёх работах, можно ли без остановки впахивать по 16 часов в день???
    Можно.
    В те времена офисного планктона не существовало. Большинство людей с детства много работали. Средняя нагрузка. Высокая выносливость. Тренированное сердце. Цивилизованные люди много слабей. Да и то по молодым годам помню. Отпашеш на комбинате 8 часов, мамзель в охапку и гулять. 8-10км. Потом танцы до полуночи. Потом танцы после полуночи. А в 8 опять на комбинат. И так не по выходным а все рабочие дни.
    Тренированное сердце это огромная выносливость а лучшаяя тренировка это правильно организованная жизнь.
    1. 0
      19 июня 2025 20:58
      Для сравнения в Мексике племя тараумара не бегает марафоны по 42 км , они обычно бегают
      женщины 50км
      мужчины 100 км
      трасса- тропа проходит по склонам гор (перепад высот более 1 км ) на тропе местами достаточно камней , что затрудняет бег, местами приходится перебегать горные реки по камням
      женщины могут бежать и 100км , одна из них оказалась первой обогнав около 500 участников , половина участников забега была профессиональными спортсменами , из снаряжения национальная одежда , длинная юбка , сандали платок на шее , кепка и бутылка воды ,а здоровый мужчина этого племени может пробежать около 200–250 км.
      1. 0
        20 июня 2025 20:42
        Именно. Человек очень вынослив. Если тренирован.
  23. 0
    30 июня 2025 20:17
    Конечно фейк. Гоплит в полном снаряжении мог пробежать не более 400 метров.