Пищальники и стрельцы

15 394 104
Пищальники и стрельцы
«В стрелецкой слободе». Работа из серии «Картины по русской истории», над которой С. В. Иванов (1864–1910) трудился в 1907–1910 годах. Издательство И. Н. Кнебеля заказало ему эту серию в качестве школьного наглядного пособия по русской истории, культуре и быту. Третьяковская галерея, Москва


«В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жити в Воробьевской слободе…»
Цитата из царского указа об учреждении в Москве постоянного пешего полурегулярного Стрелецкого войска в 1550 году.



В стрелецком воинском ученье был один прием – рубить бердышом не размахиваясь, а прямо тычком.
«Гулящие люди» А.П. Чапыгин

Из истории Отечества нашего… С появлением в западноевропейских армиях огнестрельного оружия в русском войске тоже начали происходить серьезные изменения, а первые его образцы были применены у нас еще в 1382 году при обороне Москвы от орд хана Тохтамыша. Ну а первое упоминание такого оружия «пищаль» встречается в Никоновской летописи и датируется 1399 годом. Откуда появилось в русских землях огнестрельное оружие, точно неизвестно, однако большинство историков считают, что это были города Новгород и Псков, которые активно торговали с немецкими городами.


Царь Иван IV Грозный. С него-то все и началось… Производители: «Silver Dream Studio» и «Pegaso Models», Италия


Русский пищальник времен Ивана Грозного, 2-я половина XVI в. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Оловянный Парад»

Ну а свой собственный порох начали делать уже при Василии III, и тогда же на стенах московского Кремля появились и тяжелые длинноствольные пушки — «арматы». Но на структуре войска великих князей эта инновация особо практически не отразилась. Просто в войско начали набирать отряды пищальников — стрелков из пищалей, но и вооружаться, и снаряжаться они, как раньше, должны были за собственный счет. Поэтому их было не очень много, но и не так уж и мало. Например, в 1510 году Василий III оставил 1000 московских и 500 новгородских пищальников в качестве гарнизона города Пскова, только что вошедшего в состав Русского государства. А выступив в поход на Смоленск зимой 1512-1513 гг., эту же 1000 пищальников он из Пскова взял с собой, и они сыграли заметную роль в штурме города, несмотря на то, что им в итоге пришлось отступить. Причем сражались они как в пешем, так и в конном строю, а на войну их везли на телегах или сплавляли на судах.

Последний Рюрикович — Иван Грозный — по достоинству оценил новый род войск и уже в 1550 году заменил наборных пищальников-ополченцев на отряд из стрелков в количестве трех тысяч человек, набиравшихся на службу на постоянной основе. Разделили их на шесть «статей» (приказов), по 500 человек в каждом. Командовать «статьями» должны были «стрелецкие головы» и сотники — все из детей боярских*. Квартировать они должны были в Воробьевой слободе под Москвой, то есть составляли постоянный московский гарнизон. Положили им от государства и жалование — ежегодно по 4 рубля, 12 четвертей (72 пуда или 1 т. 152 кг.) ржи и столько же овса.

Старший командный состав, назначавшийся исключительно из числа служилых людей «по отечеству» — дворян и детей боярских. Стрелецкому голове, командовавшему приказом (полком), ежегодно выплачивалось по 30-60 руб., к тому же он имел большой поместный оклад, где-то около 300-500 четвертей земли. Стрелецкие сотники, кроме земли, получали 12-20 руб., пятидесятники — 6 руб., десятники — 5 руб. денежного жалованья. Также московским стрельцам из казны выдавали соль (пятидесятникам по 5 пудов; рядовым по 2 пуда) и ежегодно сукно «на платье». В середине XVII в. денежное жалованье московским стрельцам выплачивали уже по 5 руб. рядовым, десятникам по 6 руб. и пятидесятникам — по 7 руб. Хлебного жалованья они получали соответственно 7, 8,3/8 и 9 четвертей ржи и такое же количество овса.


Городовой казак, Россия, XVI-XVII вв. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Оловянный Парад»


Московский стрелец XVII в. Производитель «Silver Dream» и «EK Castings»

Кроме того, все слободы, где жили стрельцы, имели еще и различные льготы и, прежде всего, не несли «тягла», то есть не платили налогов, и к тому же в свободное от службы время могли заниматься ремеслом и торговлей. Обычно одну неделю стрелец служил (и тогда в лавке его заменяла жена), а неделю торговал сам. Набирали в них, если в этом была необходимость, вольных людей с хорошей репутацией. Но поскольку служба в стрельцах была пожизненной и наследственной, то на место отцов заступали их дети.


Московский стрелец XVII века, вооруженный фитильным ружьем и топором-бердышом, который он вполне мог использовать в качестве подставки при стрельбе. Правда, в настоящее время все больше пишут о том, что при стрельбе на бердыш стрельцы свое оружие не опирали. Есть и такое мнение, да. Производители: «Silver Dream Studio» и «Георгиевский Крест»


Стрелец московских головных приказов. Если его оружие не было таким уж тяжелым, то он вполне мог стрелять из него и ни на что не опирая, а вот так! Производители: «Silver Dream «Studio и «Георгиевский Крест»

Большинство стрельцов были пехотинцами, но были среди них и конники – царские стремянные. Количество стрельцов постоянно увеличивалось и к концу XVI века превысило 12 тысяч человек. Также Иван Грозный основал и сословие военно-технических специалистов: затинщиков**, воротников, пушкарей, плотников и кузнецов. Как и стрельцы, «техники» служили пожизненно и наследственно, и получали земельные участки в отдельных слободах. Существовали и военные инженеры – «розмыслы». В основном это были иностранцы, и число их было невелико. Также Иван Грозный создал и внутренние войска, переведя городовых казаков в поместный статус и обязав их нести охранную и разведывательную службу на пограничных рубежах.


Малокалиберная пушка «затинного боя». Именно такими орудиями очень часто в XVII в. вооружались пограничные крепости Русского государства. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора.

Стрельцы делились на приказы по 800-1000 человек в каждом, впоследствии их стали называть полками. Приказы состояли из сотен, сотни — из десятков. Всеми вооруженными силами России в это время управлял Разрядный приказ, или Разряд, стрельцами занималось отдельное ведомство — Стрелецкий приказ, а артиллерией — Пушкарский приказ, занимавшийся и литьем пушек, и подготовкой боеприпасов, и обеспечением пушкарей.


Думный генерал Аггей Шепелев, XVII в. Производители: «Silver Dream «Studio и «Георгиевский Крест»


Стрелецкий голова, XVII в. Одежда стрелецкого командного состава отличалась покроем от одежды рядовых, больше походила на охабень и подпоясывалась цветным кушаком. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings».

Важно отметить, что одежда русских воинов в XVI веке, как и раньше, не регламентировалась. Однако именно у стрельцов некое подобие единой униформы уже существовало: это были единообразного покроя кафтаны и шапки, пошитые из ткани одного цвета, и высокие (до колен) сапоги из выделанной кожи. Оружие стрельцов того времени: фитильные пищали, сабли, мечи, бердыши (луновидной формы топоры на длинном древке) и копья. Порох в это время был уже зернистый, а не в виде липкой пороховой мякоти. Шарообразные пули отливали из свинца, но также в ходу были и рубленые пули в виде цилиндриков, которые отрубали от свинцового прутка.

Общим для всех стрельцов было их обмундирование и вооружение. Одеты они были все без исключения в длиннополый «русского покроя» кафтан, кушак, которым подпоясывался кафтан, шапку-колпак и сапоги. Цвет кафтанов мог быть самым разным. Так, англичанин Д. Горсей о стрельцах Ивана Грозного писал, что они «очень опрятно одеты в бархатные, разноцветные шелковые и стамедные одежды». И добавлял: «...тысяча стрельцов в красных, желтых и голубых одеждах, с блестящими орудиями и пищалями расставлены в ряды своими начальниками».

Другой англичанин, Дж. Флетчер, в 1588 г. описывал их так:

«У стрельца или пехотинца нет никакого оружия, кроме ружья в руке, бердыша на спине и меча сбоку. Ложе его ружья не такое, как у мушкета, но гладкое и прямое, несколько похоже на ложе охотничьего ружья, отделка ствола груба и неискусна, и он весьма тяжел, хотя стреляют из него небольшой пулей».

Писали о стрельцах и многие другие иностранцы, посещавшие Россию. Так, один из них описывал стрельцов середины XVII века следующим образом:

«Оружие их состояло из ружья, коим отдавали они честь; бердыша, имеющего вид полулуния, воткнутого перед каждым в землю, и сабли, сбоку привешенной. Кафтаны их были довольно нарядны, у одного полка из светло-зеленого, а у другого из темно-зеленого сукна, застегнутые, по русскому обычаю, на груди золотыми шнурками длиною в одну четверть».

Затем швед Эрик Пальмквист в 1674 году написал свою «Иллюстрированную книгу о России», в которой было 53 рисунка различного формата, среди которых были и изображения стрельцов, и даже помещено изображение русского стрелецкого бердыша с отверстиями вдоль обуха!


Бердыш городового стрельца (слева) и рогатина (справа). Отверстия на обухе бердыша служили для колец, которыми дозорные стрельцы гремели по ночам, обходя город дозором и пугая при этом «лихих людей», и давая знать решеточным (уличным сторожам, запиравшим каждый свою улицу на «решетку»), что надо выходить и… открывать им проход. То есть ходить ночами по улицам старорусских городов было совсем не легко, как говорится, ни пройти ни проехать! С рогатиной и охотились, и воевали. Поперечины на втулке наконечника не позволяли ему слишком уж углубляться в тело противника. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора.

Что же касается дворян, то они по Уложению 1556 года, то их уже с 15 лет заносили в полковые списки, при этом они получали поместье и денежное содержание. Но за это по первому требованию должны были выступить в поход «конно, людно и оружно», то есть кроме себя самого привести на государеву службу еще какое-то количество вооруженных людей из числа его «холопей», одев и вооружив их за собственный счет. При этом их количество зависело от размеров и доходности поместья. Так в Русском государстве сформировалось служилое дворянское сословие — конное ополчение из дворянских и боярских детей достаточно большой численности.


Русский воевода XVI века в богатой одежде и доспехе «зерцало», названном так за круглый рифленый диск на груди, пускавший солнечные зайчики. Производители: «Silver Dream Studio» и «Pegaso Models», Италия


Шлем, ок. 1560 г., турецкой работы. Высота: 27,8 см. Вес: 2580 г. Выкован из стали и украшен золотом с арабесками и надписями из Корана. Хотя этот шлем является практическим военным предметом, судя по его изысканным украшениям, он был, скорее всего, сделан как часть парадных доспехов и символ звания. Носили такие шлемы и доспехи, прежде всего, из-за их высокого качества, а также потому, что в середине XVI в. в Европе и в России турецкое оружие и доспехи вошли в моду. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Турецкое зерцало, которое вполне мог носить и русский воевода.XVI-XVII вв. Диаметр нагрудной пластины – «зеркала» 27,61 cм. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Что касается боевой подготовки, то регулярные части, к которым относились и стрельцы, ей практически не занимались, хотя молодых стрельцов и обучали навыкам владения оружием. Квалификацию они повышали в практически непрерывных боевых походах. Так, профессор Императорской Николаевской Военной академии генерал-майор А. Г. Елчанинов в своем труде «История военного искусства в России до воцарения Петра Великого» приводил такие данные о военных походах русских войск в начале XVI века:

«В 1499 году князь послал воевод своих в Казань, в 1500 году в Литовскую землю, в 1501 году туда же и против татарских улусов, в 1502 году в Стародуб и Смоленск, в 1503 году опять в Литовскую землю, в 1505 году в Муром, в 1506 году в Казань и Муром».



Полковой барабанщик выборного полка, XVII в. Производители: «Silver Dream «Studio и «Георгиевский Крест»


Рядовой Второго выборного полка нового строя, XVII в. Производители: «Silver Dream «Studio и «Георгиевский Крест»


Пикинер выборных полков иноземного строя, XVII в. Имел защитное вооружение аналогичное западноевропейскому и вооружался длинной пикой и «пикинерской шпагой». Производители: «Silver Dream «Studio и «Георгиевский Крест»

При этом он же привел и свидетельства западных хронистов о русском войске того времени:

«Умеренные в образе жизни, питающиеся простой, нередко скудной пищей, ночующие в шалашах или под открытым небом, они с одинаковым терпением переносили холод, зной, голод, жажду, всякого рода лишения и все трудности боевой жизни. Особенно обнаруживали они мужество и твердость в несчастии и после неудач».

Воевали, однако, даже с новым оружием, всё больше по-старинке. Конница атаковала, пехота оборонялась. В случае успеха преследование неприятеля, как правило, не велось, а старались собрать трофеи и заняться погребением павших.


Мушкетер полка нового строя, XVII в. Производители: «Silver Dream «Studio и «Triloka Miniatures»


Знаменосец полка нового строя, XVII в. Знамена у полков, как стрелецких, так и солдатских, были трех типов: полковое (богато расшитое, редко выносившееся в строй), сотенные (ротные), часто шившиеся из ткани полковой униформы и обычно с цветным крестом, и небольшие «пятидесятские» или братские знамёна – по сути, это были небольшие флажки. Производители: «Silver Dream Studio» и «Triloka Miniatures».»


Новые полки – новая музыка! Флейтист, полка нового строя, XVII в. Производители: «Silver Dream «Studio и «Triloka Miniatures»

В следующем XVII веке важным этапом в развитии русского военного дела стал 1630 год. Тогда царь Михаил Федорович подписал грамоту, в которой дети боярские призывались учиться ратному делу у полковников Франца Пецнера и Александра Лесли на Москве. Из дворян-добровольцев предполагалось создать по европейскому образцу два полка. Но к 1632 году желающих набралось на четыре пехотных и один рейтарский полк — свыше 9000 человек. Вот тогда-то и произошло первое серьезное знакомство тогдашних россиян с принятой на Западе военной субординацией. Полки иноземного строя делились на роты; офицеры — полковники, большие полковые поручики (подполковники), капитаны, поручики и прапорщики — все выполняли свои строго определенные обязанности. И хотя Смоленская война с Речью Посполитой в 1634 году закончилась поражением для России, и эти полки были распущены, прошедшие в них обучение солдаты должны были теперь ежегодно нести службу на юге страны. Вскоре полки «иноземного строя» начали формировать вновь.

*В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья, записывались в десятки по уездам и составляли поместную конницу.
* Затинщики в России в XVI–XVII вв. — служилые люди по прибору, обслуживавшие крепостную артиллерию малого калибра.

Продолжение следует…
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    20 апреля 2025 07:32
    Хорошие фигурки. Единственно удивляет шапка-горлатка в сочетании с доспехами. Не самый подходящий головной убор для боя.

    С праздником!
  2. +7
    20 апреля 2025 08:29
    (уличным сторожам, запиравшим каждый свою улицу на «решетку»), что надо выходить и… открывать им проход. То есть ходить ночами по улицам старорусских городов было совсем не легко, как говорится, ни пройти ни проехать!
    Это обычная практика городских агломераций средневекового типа, от Лондона до Токио.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +5
      20 апреля 2025 08:45
      Цитата: 3x3zsave
      Это обычная практика городских агломераций средневекового типа, от Лондона до Токио.

      С праздником, уважаемый Антон!
      1. +6
        20 апреля 2025 08:47
        Взаимно, Вячеслав Олегович!
  3. +8
    20 апреля 2025 09:07
    Смоленская война с Речью Посполитой в 1634 году закончилась поражением для России

    Россия ещё сосредотачивалась : всего через 30 лет Польша была разгромлена .

    Всех православных- с светлым Праздником Пасхи..

    Христос Воскресе!

    Всем мира и удачи.
    1. +5
      20 апреля 2025 09:21
      Воистину Воскресе!

      Если взять большой период то все страны, то «сосредотачиваются», то расширяются.

      Иногда, впрочем, сосредотачиваются до исчезновения.
      1. +4
        20 апреля 2025 10:00
        то все страны, то «сосредотачиваются», то расширяются.

        Швейцария? bully
        1. +5
          20 апреля 2025 10:55
          Кантоны тоже не сразу собрались.

          А так - большая польза от вовремя принесенного лукового супа.
          1. +6
            20 апреля 2025 11:00
            Кантоны тоже не сразу собрались.

            И тем не менее....Спокойная благоустроенная страна,стабильность,промышленность,чистые продукты.И главное-не надо бояться за жизнь детей.Ну да,была в 19 веке Зонденбургская как-бы гражданская война,но сейчас-то всё тихо и благостно,правда дороговато. laughing
            1. +5
              20 апреля 2025 11:09
              Войн там было хоть отбавляй. Да и французы рядом спокойной жизни не давали.
              1. +6
                20 апреля 2025 11:11
                спокойной жизни не давали.

                До нашей страны им очень,очень далеко.В плане войн и прочих вооружённых конфликтов.
                1. +6
                  20 апреля 2025 11:18
                  Масштабы другие. А во время религиозных войн только пух и перья летели.
                  1. +7
                    20 апреля 2025 11:20
                    А во время религиозных войн только пух и перья летели.

                    Вот кстати именно в этом нам несказанно повезло!Масштабной резни ПОКА не было.
                    1. +7
                      20 апреля 2025 11:29
                      Наш Великий Раскол страшен был. И долго аукался.
                      1. +5
                        20 апреля 2025 17:21
                        Цитата: Korsar4
                        Наш Великий Раскол страшен был.

                        Да уж, Алексей Михайолович даром, что был Тишайший, а приказал расколькинов брать на дыбу, бить кнутом, и "ломаных на пытке угонять в Даурию дикую". А за курение табака -рвать ноздри раскаленным крючком!
                      2. +6
                        20 апреля 2025 19:58
                        А за курение табака -рвать ноздри раскаленным крючком! .

                        Вот это я б попала! wassat )))
                      3. +3
                        20 апреля 2025 20:09
                        Вот это я б попала!

                        Да уж.Причём гендерный принцип в данном случае не учитывался. laughing Ну на первый раз могли и батогов *прописать*.Дикие времена! bully
                        Вечер добрый Людмила Яковлевна!
                      4. +5
                        20 апреля 2025 20:19
                        Вечер добрый

                        Приветствую, Сергей Владимирович!
                        Как-то вяло, как никогда прошла Пасха. Не почувствовала я веяния святости. Может, потому, что совпадение с еврейской. Накупила разных пасок, а они не едятся, стоят себе, постаивают. Зато в магазинах был ажиотаж -- приезжие из новых территорий скупали муку и яйца. Я удивилась. Надо же, люди до сих пор пекут такие сложные изделия сами. Хотя повсеместно нарушается рецепт. Ведь пасха -- это прежде всего творог.
                      5. +3
                        20 апреля 2025 20:22
                        Как-то вяло, как никогда прошла Пасха.

                        Да я собственно и не отмечаю религиозные праздники.Так что я явно не *в теме*.Но!Это сугубо личное дело каждого индивидуума и явно не моё.
                      6. +3
                        20 апреля 2025 20:25
                        явно не моё.

                        Знаю, знаю я ваше дело! )))
                        Вот что теперь по окончании сезона смотрите? Что же Вам душу рвёт?
                      7. +3
                        20 апреля 2025 20:26
                        Что же Вам душу рвёт?

                        Есть ещё и футбол! laughing
                      8. +4
                        20 апреля 2025 20:33
                        ещё и футбол!

                        Радуюсь обширности ваших увлечений!)))
                        А ведь кто-то увлечен коллекционированием солдатиков!
                        Посмотрела их в статье Вячеслава Олеговича -- какая роскошь! А искусство какое! Большие мастера их делали. Это всё равно как изготовление уникальных сервизов и роспись их известными мастерами.
                      9. +3
                        20 апреля 2025 20:35
                        Есть ещё и футбол!
                        И керлинг. tongue
                        Привет, Сергей!
                      10. +3
                        20 апреля 2025 20:36
                        Приветствую Антон!
                        Нет,хоккей.Керлинг для эстетов. bully
                      11. +2
                        20 апреля 2025 20:44
                        Извини, случайно минуснул... feel
                      12. +2
                        20 апреля 2025 20:33
                        Как-то вяло, как никогда прошла Пасха.
                        У меня Пасха прошла ударно, настелил 20 "квадратов" кварцаинила.
                        Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
                      13. +2
                        20 апреля 2025 20:36
                        Здравствуйте

                        Здравствуйте, Антон!)))
                        "Кварцаинил" -- с трудом написала, бот всё равно подчеркивает, просветите! )))
                      14. +1
                        20 апреля 2025 20:45
                        Пластиковая паркетная доска.
                      15. +3
                        20 апреля 2025 20:47
                        бы не потерялся!

                        20 квадратов -- это 5 × 4. Комната.
                        Себе?
                      16. +2
                        20 апреля 2025 20:59
                        Себе?
                        Работа у меня такая...
                      17. +2
                        20 апреля 2025 21:06
                        Кварцаинил
                        Виноват, очепятка. Должно быть -кварцвинил.
                      18. +3
                        20 апреля 2025 21:12
                        кварцвинил

                        Так я же прощу, запросто! По причине глубокого моего невежества в делах капремонта. Да... Работа. Такая, что в лес убежит, ежели что. Сочувствую.
                        Эх, времена...
                      19. +3
                        20 апреля 2025 21:22
                        Да... Работа. Такая, что в лес убежит, ежели что. Сочувствую.
                        Эх, времена...

                        Да, нормально. Хорошо, что работа есть. А что до "эх, времена...", бывало и похуже. Во второй половине 1998 года...
                      20. +1
                        20 апреля 2025 21:25
                        Во второй

                        Антон, Вы меня пугаете. Я правильно подумала? Вы участвовали?!?
                      21. +3
                        20 апреля 2025 21:50
                        Людмила Яковлевна, я "не участвовал, не был, не жил и не привлекался" (с). С последним, конечно, вру, привлекался, по статье , за которую нынче "десятку" дают уверенно... Но я не о том. На момент дефолта девяносто восьмого года у меня "на руках" была частично кормящая мать, младенец, с переходом на прикормку и школьник-третьекласник. Вот и крутись, Тоха, как можешь... Как-то выкрутился...
                      22. +3
                        20 апреля 2025 21:58
                        Как-то выкрутился...

                        Не в таком варианте, но не просто знакомо, а с осложнениями. Потому понимаю, солидарна, жму руку! Вы мужчина! love )))
                        Будем живы!
                        До скорого, Антон!
                      23. +1
                        20 апреля 2025 22:12
                        До скорого, Антон!
                        Мое почтение, Людмила Яковлевна!
                      24. +2
                        21 апреля 2025 06:05
                        Цитата: 3x3zsave
                        астелил 20 "квадратов" кварцаинила.

                        А у меня весь день прошел в трудах=. Сначала физических - на даче. Потом умственных -дома сидел и писал... На даче работали все: зять белил и копал, внучка и дочь сажали лук и розы - целую аллею. Жена поила нас и кормила, а я рубил двора и отвечал за приготовление мяса. Кошка Бася была недовольна. Нет мышей! Попыталась охотится за ящерицами, но... они так страшно шипят и открывают рот, что ... бросила это дело и ушла спать в дом. В общем день удался!
                      25. +1
                        21 апреля 2025 06:24
                        у меня весь день прошел в трудах

                        Вячеслав Олегович, я говорила Вам, что Вы замечательный? Нет? Вот, говорю love )))
                        Кстати, у Вас там, в Пензе, какой-то дом -- то ли без света, то ли без воды, число людей 900, не слышно ничего?
                        Если не знаете, да и пофиг, пусть сами справляются.
                        А вообще, городской образ жизни -- это ужасно.
                        Короче, love ))))
                      26. +1
                        21 апреля 2025 06:30
                        Доброе утро! Уважаемая Людмила Яковлевна! Спасибо за оценку.
                        Цитата: депрессант
                        в Пензе, какой-то дом -- то ли без света, то ли без воды, число людей 900,

                        Я мало интересуюсь нашими новостями. Вот под моим окном у магазина в асфальте яма! Буду с этим бороться... а так...
            2. +3
              20 апреля 2025 18:03
              Цитата: АрхиФил
              И тем не менее....Спокойная благоустроенная страна,стабильность,промышленность,чистые продукты.
              Это последнее время. Ранее Швейцария - бедная горная страна, где полно кретинов (в медицинском смысле - йода не хватало и прочих полезных элементов), а лучшая работа - наёмник. Причем, швейцарские пехотинцы считались законченными отморозками (вполне заслуженно) и в плен их не брали.
              1. +2
                20 апреля 2025 18:09
                Это последнее время.

                Вовремя поняли,что творить и создавать намного выгоднее нежели воевать.
                где полно кретинов

                Весьма спорное утверждение,не находите?Особенно в духе нынешних времён. bully
      2. +5
        20 апреля 2025 14:27
        Христос Воскресе!

        Воистину Воскресе!
        Светлой Пасхи, коллеги!
  4. +10
    20 апреля 2025 09:37
    Красота!!! Я как обладатель совсем не маленькой коллекции оловянных миниатюр, могу только восхититься представленным материалом. Литьё и раскраска - высшего качества!
    Христос воскрес , Камрады.
    1. +6
      20 апреля 2025 12:45
      Приветствую. Чтобы создать модель, так отливать и монтировать фигурку требуется мастер-ювелир, чтобы расписать - художник на уровне мастера миниатюры из Палеха...
      Собственно и статья-то тоже... Профессионалом выполнена. Мне хорошо зашла.
      Вас и всех участников обсуждения со Светлым Праздником.Воскресения Христова!
    2. +2
      20 апреля 2025 17:19
      Цитата: Охотовед 2
      как обладатель

      Мне тоже хотелось бы собрать хотя бы рыцарей и индейцев...
  5. Комментарий был удален.
  6. +3
    20 апреля 2025 12:51
    Третья сверху фотография вызывает большие сомнения. Огромный бердыш, пищаль, сабля, бахтерец с шлемом - не пищальник, а какой-то терминахтер.
  7. +7
    20 апреля 2025 13:26
    Вячеслав спасибо, понравилось!
    Камрадам доброго дня!!!
    Последний Рюрикович — Иван Грозный

    Как смотреть, если по ветке Калитичей, то на Московском столе последним сидел его сын Федор Иванови, а если в просто Рюриковичей, - то Шуйский!.
    1. +5
      20 апреля 2025 15:19
      если по ветке Калитичей, то на Московском столе

      Кстати, всегда интересовал этот вопрос. Почему Калитичей, а не Даниловичей?
      Ведь первым князем из этой ветки Рюриковичей на московском столе был отец Калиты Даниил Александрович.
      1. +4
        20 апреля 2025 15:30
        Больше Даниловичи нравится. Да и звучит привычнее.
        1. +4
          20 апреля 2025 16:51
          Больше Даниловичи нравится

          Кому что. Нашему коллеге Андрею, напимер - Ольговичи.
          Да и звучит привычнее

          Вы, Сергей, из стен своего ВУЗа выпустили не одну плеяду своих учеников. Так что вполне возможно ,в будующем на московском столе привычными станут Корсаровичи : drinks
          1. +3
            20 апреля 2025 17:55
            Спасибо, Дима!

            Примерно в этом направлении перспектива:

            Мне светит будущего луч,
            Я рассуждаю просто:
            Скорей бы мне под пятьдесят,
            Чтоб Ей под девяносто
      2. +4
        20 апреля 2025 15:32
        а если просто Рюриковичей, - то Шуйский!

        Шуйский не из московской, а из суздальской ветки Рюриковичей - Андреевичей. Хотя формально вы, Владислав, правы, Последний русский царь Рюрикович на московском столе- Васи́лий IV Иоаннович Шуйский.
      3. +4
        20 апреля 2025 15:37
        Дума Дима, что « Даниловичи» в княжеском обиходе «высшего света» на тот момент уже были, а «Калитичей» - нет. Впрочем, не надо отрицать роль работ Ключевского. Если я не ошибаюсь у него первого прозвучало данное определение Московского княжеского дома.
        1. +5
          20 апреля 2025 16:40
          Не совсем в тему конечно, го думаю будет интересно: в сентябре того года Дом Романовых официально открестился от французского добровольца ушедшего пулеметчиком на СВО на стороне России Гавриила Дорошина. Ссоответствующим заявлением выступил советник канцелярии главы Российского императорского дома по взаимодействию с органами власти и общественными организациями г-н Кирилл Немирович-Данченко:
          Родство господина Дорошина по материнской линии с Домом Романовых от дочери Николая I вл.кн. Марии Николаевны не может являться основанием членства Российского императорского дома так как этот статус четко регламентируется законом о престолонаследии, который до сих пор продолжает юридически действовать»(с)

          фото гражданин Франции , воююший на Донбасе с 2014 года на стороне РФ потомок Николая I Гавриил Дорошин( позывн. - "Царь")
          1. 0
            20 апреля 2025 20:12
            потомок Николая I Гавриил Дорошин

            На самом деле это фото не очень хорошо передает фамильные черты Романовых. Много фото и роликов можно посмотреть на телеграм канале "Крестоносец Гавриил". Дорошину около тридцати, он милый, скромный и застенчивый молодой человек, теряется в присутствии представителей знатных фамилий. И, между прочим, поклонник Ильина. Как и все остальные потомки русских дворянских родов. Там на чествовании какой-то даты Ильина их толпа присутствовала. Я отдаю предпочтение спортивного сложения воину Гавриилу
            в сравнении с рыхлым Георгием и его мамашей -- вот этих не вижу на русском троне.
            1. +4
              20 апреля 2025 20:38
              он милый, скромный и застенчивый молодой человек, теряется в присутствии представителей знатных фамилий.
              Жаль, что я - не он, я бы не потерялся!
              1. +2
                20 апреля 2025 20:43
                бы не потерялся!

                Но вот что интересно! Сведения о возрасте сего потомка разнятся. По другим -- ему около 40 -ка. И по большому счету, при наличии выбора я бы им всем, конечно, предпочла бы Вас. Ну, а родословная... В наше время были бы деньги, а родословная найдется! wassat )))
                1. +3
                  20 апреля 2025 20:58
                  И по большому счету, при наличии выбора я бы им всем, конечно, предпочла бы Вас.
                  Благодарю, но мне и в третьем (или четвертом) неплохо дышится, с учетом уникальности фамилии.
                  К слову, среди представителей коронованных династий Европы встречаются неординарные личности, например, наследница испанского престола.
                  1. +1
                    20 апреля 2025 21:08
                    наследница испанского престола.

                    Полагаю, это не Вы? wassat )))
                    А что, "Бажин" -- это известная фамилия? Дворянская или как-то иначе?
                    1. +3
                      20 апреля 2025 21:15
                      Как-то иначе. Все Бажины - выходцы из двух сел в Вятской губернии. Специально интересовался, какого Бажина не копни, а вятские корни найдутся.
                      1. +2
                        20 апреля 2025 21:21
                        вятские корни

                        Считайте, у Вас клан.
                        Вот как загонят нас в Средневековье, пусть и цифровое, можно и на дворянство запретендовать. Были же в Вятке какие-то и тоже, небось, Бажины. И тут Вы -- мол, вот он я, пожалуйте грамотку. Можно прямо сейчас. А что? Жизнь показывает, что никакой документ не лишен.
                      2. +2
                        20 апреля 2025 22:07
                        И тут Вы -- мол, вот он я, пожалуйте грамотку. Можно прямо сейчас. А что? Жизнь показывает, что никакой документ не лишен.
                        Я родословную своей собаки читаю с трудом, хотя там всего пять поколений... Хотите, чтобы я ещеи в этот блудняк встрял
                      3. +3
                        21 апреля 2025 06:16
                        Хотите, чтобы

                        Антон!!!!!
                        Я никогда никому ничего не навязываю!
                        Я тихое и мирное трепло.
                        crying wassat )))
                        Хорошего Вам дня )))
                      4. +1
                        21 апреля 2025 06:18
                        Хорошего Вам дня
                        Взаимно, Людмила Яковлевна!
              2. +3
                20 апреля 2025 21:27
                я бы не потерялся!

                Даже не сомневаюсь,твой дом- блестящий Питер. А его - небольшое полуразрушенное сельцо под Донецком, где он проживает с женой- местной уроженкой и двумя их малолетними детьми. От журналистов, неизменно акцентирующих его происхождение супруги уже откровенно устали. сам он столичной прессдаме, напыщено сравнившей его с Николаем защищавшем Крым в 1855 году, ответил просто:
                не говорите глупости, все гораздо проще - тут моя семья,мой дом и я как мужчина обязан их защищать. Вот вам и вся причина (с)

                ссылка на докум. фильм " Позывной Царь": https://www.yandex.ru/video/preview/15568907200764095989
        2. +6
          20 апреля 2025 17:09
          Класс! Вы такие интересные вещи выворачивание из под спуда, просто рассматривая фотки ВИМ ( с хорошим, замечу (сопровождением), что у меня на вас плюсов давно не хватает. smile
          1. +4
            20 апреля 2025 19:23
            такие интересные вещи выворачивание из под спуда, что у меня на вас плюсов давно не хватает.

            Неужели я уже у вас весь плюсовой лимит выбил? belay
            А ну ка как раз на "плюсе" и проверим: wink
            У знака плюс есть законный "родитель". Самым ранним письменным документом, в которой использовался символ «+», считается трактат 1489 года Иоганна Видмана, где этот символ употребляется в смысле знака признака увеличения. Правда, в отличии от сегодня всем привычного знака «+», плюс Видмана выглядел немного иначе (см. рис.) "Плюс Видмана" повсеместно применялся аж до середины XVIII века пока не приобрел привычный ныне нам вид.

            Светлой Пасхи, Андрей Борисович! drinks
            1. +3
              20 апреля 2025 19:41
              Святой Пасхи, Дмитрий Васильевич. Не надо меня запугивать вычислительной математикой, Я сам себе ддавно 'Китаб аль-джебр ва-ль-мукабала"...
              В трактате аль-Хорезми систематизировал и изложил арифметику в позиционной десятичной системе счисления и решение квадратного уравнения. В Европе трактат аль-Хорезми пришёл с переводом на латинский язык в XII веке....
              Оттуда пошли "алгебра" и "алгоритм"..... laughing
              1. +2
                20 апреля 2025 19:56
                Стало интересно, вспомнит кто-нибудь, не залезая в Вику, имя человека, внесшего в европейскую математику понятие "ноль"?
                1. +3
                  20 апреля 2025 20:06
                  Ноль был использовали в Индии, но кто именно начал его использовать для записи чисел сказать сложно, само понятие "0" пришло еще из месопотамии означало просто "пустое место". Клинопись....
                  ЕМИП в Европе ноль ввел в обиход деятель по фамилии Фибоначчи... Около 12 века.
                  1. +3
                    20 апреля 2025 20:27
                    деятель по фамилии Фибоначчи... Около 12 века.
                    Браво, Борисыч!
                    Как математик он известен изобретением числового ряда имени себя любимого (абсолютно умственная хрень по тем временам), позволяющего описывать правильные спирали. В свое же время Фибоначчи был более известен как выдающийся экономист. Кстати, двойной бухгалтерский учет - его изобретение.
                    1. +3
                      20 апреля 2025 20:31
                      С двойным бухучетом Луку Пачоли первым в Европе связывают.

                      Впрочем, кто разберется в этом «праве первородства».
                      1. +3
                        20 апреля 2025 20:47
                        "Вгут! Опгеделенно, вгут!"(С)
                        Привет, Сергей!
                      2. +4
                        20 апреля 2025 21:18
                        Привет, Антон!

                        И ладно. Это пусть беспокоятся те, кому историю бухгалтерского учета сдавать.

                        Профессору смотрите в рот
                        И повторяйте, что он врет.
                        Спасительная голословность
                        Избавит вас от всех невзгод,
                        Поможет обойти неровность
                        И в храм бесспорности введет.
                        Держитесь слов
                      3. +4
                        20 апреля 2025 21:29
                        Профессору смотрите в рот
                        И повторяйте, что он врет.
                        Спасительная голословность
                        Избавит вас от всех невзгод,
                        Поможет обойти неровность
                        И в храм бесспорности введет.
                        Держитесь слов

                        "Все врет энциклопедия,
                        А я ей верил. Верил!
                        Все врет энциклопедия!
                        А я ее читал...
                        И все, что в ней написано,
                        Я истиной считал" (с)
                      4. +3
                        20 апреля 2025 22:12
                        Тоже хорошо. Песни замечательные в этом фильме.

                        Как правило, больше всего нравится «Подари лошадку атаману» (с).
                      5. +3
                        20 апреля 2025 22:20
                        «Подари лошадку атаману»
                        "Заплатите ведьмаку чеканной монетой"(с)
                      6. +5
                        20 апреля 2025 22:35
                        Не продается вдохновенье,
                        Но можно рукопись продать
                      7. +3
                        20 апреля 2025 22:53
                        И куда здесь деть Михалкова-старшего?
                      8. +4
                        20 апреля 2025 23:36
                        В баснописцы. Бумага все выдержит.
                        А иногда предложение получают, от которого нельзя отказаться.
                    2. +3
                      20 апреля 2025 20:34
                      Он был хороший счетовод. Для облегчения расчетов придумал много, что до сих пор в ходу.
              2. +3
                20 апреля 2025 20:11
                было бы очень любопытно взглянуть на знак сложения «+» в трактатах аль-Хорезми. Но да ладно. Сам я по арабски не учен- придется поверить на слово
                1. +1
                  20 апреля 2025 20:37
                  Вряд ли получится. Арабы делили, умножали, складывали и вычитали "столбиком" Позиционная система записи чисел была создана для облегчения расчетов.
                  Числа у арабов писались с права на лево....
      4. +4
        20 апреля 2025 18:22
        Цитата: Ричард
        Почему Калитичей, а не Даниловичей?

        Вероятно потому, что Данила Московский так и не побывал великим князем, а был всего лишь удельным.
        1. +3
          20 апреля 2025 18:34
          Это да, и тем не менее именно Данила Московский - родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей, великих князей и царей
  8. +3
    20 апреля 2025 18:26
    Интересно, а из чего делали красный краситель если верить картинам
    1. +4
      20 апреля 2025 18:33
      Предполагаю, что из Марены добывали. Но это только предположение, а не знание.
      1. +8
        20 апреля 2025 19:15
        Это так. В России XVII века для получения красного пигмента использовали различные материалы, среди них:
        Кармин. Его получали из кошенили, которых на Руси называли червецами. Самки червецов вырабатывали кармин - стойкий краситель, который давал насыщенный цвет с оттенком пурпурного. Такую краску называли баканом.
        Киноварь. Её получали из одноимённого ртутного минерала или сплавленной ртути и серы. В зависимости от примесей краска могла быть и малиново-красной, и огненно-алой.
        Марена. В середине XVII века жители юга России заготавливали корни кустарника марены, из которых получался ярко-красный или красно-коричневый пигмент. Этот пигмент был предметом экспорта - его отправляли в Персию и другие страны.
        Псковская черлень. Тёмно-красного цвета с вишнёвым оттенком, очень мягкого тёплого тона. Этот глинистый пигмент добывали из месторождений вдоль реки Великой близ Пскова.
        Приветствую, Сергей.
        1. +4
          20 апреля 2025 19:41
          Приветствую, Андрей!

          Кошениль первая в голову пришла. Но непомерно дорогая.

          Есть кошениль, которая в Мексике. На опунциях добывают.

          У нас, вероятно, польскую кошениль использовали.
          1. +4
            20 апреля 2025 19:53
            Я знаю и четко помню только названия красителей, входящих в базовый набор акварели 36 цветов в коробке- палитре "Ленинград", их выпускают и сейчас... Под другим названием. ...
            Кошениль была очень дорогая, но ее продукт - кармин (бакан) был распространен.
            Во второй половине XVIII века на Руси вместо дорогой привозной кошенили стали применять червец - краску, получаемую из мельчайшего насекомого, распространённого в южных губерниях. Однако объём производства был небольшим, и основное количество кошенили завозилось из-за границы...
          2. +3
            20 апреля 2025 19:58
            А из чего делали другие красители для стрелецких кафтанов?
            Ведь там целая радуга
            Цвета стрельцов по полкам в 1674 году (по Эрику Пальмквисту):
            1. +4
              20 апреля 2025 20:16
              Вайда - для синего. Вайда и марена первыми в голову из растительных красителей приходят.

              А для остального нужен
              Цельный ткацкий комбинат
            2. +2
              21 апреля 2025 06:12
              Цитата: Ричард
              А из чего делали другие красители для стрелецких кафтанов?

              У меня в книге "Трудолюивое Средневековье" целая глава про краски и красители. Но не могу и книгу найти (засунул куда-то), ни текст в файлах...
              1. 0
                21 апреля 2025 22:05
                Большое подозрение, что они ходили в серых тряпочках, нечем было красить wink ну или кровью полить, но вонять будет
                1. 0
                  22 апреля 2025 05:45
                  Цитата: Читателль 2013
                  нечем было красить

                  Красок как раз было полно.
                  1. 0
                    22 апреля 2025 19:48
                    Ну не знаю, теперь то в ярко алый цвет покрасить сложно
                  2. 0
                    22 апреля 2025 19:50
                    Ну не знаю, теперь то в ярко алый покрасить сложно
  9. 0
    22 апреля 2025 11:22
    Последний Рюрикович — Иван Грозный
    Вообще-то после Ивана 13 годиков его сын Фёдор царствовал. Автор, похоже, настолько увлёкся фигурками, что история уже побоку.
    1. 0
      23 апреля 2025 05:54
      Цитата: Vagabung
      его сын Фёдор царствовал.

      И какие новшества он ввел в военное дело и форму?
      1. 0
        24 апреля 2025 15:18
        То есть если правитель не ввёл новшевств в военное дело и форму, по вашему он "выпадает" из династии? Абсурд какой-то.
        1. 0
          25 апреля 2025 06:53
          Цитата: Vagabung
          То есть если правитель не ввёл новшевств в военное дело и форму, по вашему он "выпадает" из династии? Абсурд какой-то.

          По моему смысла нет о нем писать в статье про оружие и униформу.
          1. 0
            26 апреля 2025 14:05
            Вы сейчас "дурочку" включаете? Дело не в том, о ком писать, а о том, что Вы называете последним в династии не являющегося таковым.
  10. 0
    14 мая 2025 22:46
    одежда русских воинов в XVI веке, как и раньше, не регламентировалась.


    Насколько понимаю, одежда всех сословий регламентировалась решением Стоглавого собора, которое впоследствии подтверждалось царскими указами. Я имею в виду запрет иноземного платья, который действовал до второй половины XVII века.