Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя

30 356 119
Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя


«…я в печальном положении. Когда делаю лучшее, на что способен я возбуждаю только враждебность.»
Denis Papin (из письма Лейбницу, 1712 г.)




Краткая история появления первых двигателей


Когда именно был изобретен первый механизм, предназначенный для массового производства нужных людям предметов, доподлинно неизвестно. Но благодаря записям, оставленным мудрым Архимедом, до нас из глубины веков дошли описания удивительных механизмов, которые были сконструированы несколько тысячелетий назад и безотказно работали на пользу древним людям. Эти доисторические станки приводились в движение мускульной силой людей, а самые большие – силой животных. Таким образом, первыми двигателями являлись сам человек и его четвероногие помощники (за исключением кошки – приобщить её к общественно полезному труду так и не удалось).



Человеческая мысль не стоит на месте, и уже в те далекие годы люди начали задумываться над тем, что было бы неплохо заменить силу животных каким-то постоянным источником энергии, который не нужно кормить и поить. Тут кто-то обратил внимание на реку, бестолково протекающую неподалеку и не приносящую производству никакой существенной пользы. Этот кто-то решил воспользоваться силой движения воды и заставить реку работать во благо ленивого человечества. Так был изобретен первый в истории двигатель — водяной.

Сначала он использовался для поднятия (выкачивания) воды из реки и перекачки её в оросительные каналы (водяной насос), а затем для помола муки (водяная мельница). Позже силу, отбираемую у воды, люди начали применять для приведения в движение валов различных станков, предназначенных для изготовления разнообразных изделий. Древний водяной двигатель был достаточно примитивен: вода приводила в движение большое колесо, а от него вращение посредством шестерен и валов отводилось к приводному валу какого-нибудь станка.

Тут возникла небольшая конструктивная заминка: течение вращает водяное колесо с постоянной скоростью, а станки требуют вращения с переменными скоростями, и чаще всего с большими, чем скорость движения колеса. Древние механики были достаточно сообразительные и навострились изменять скорость вращения приводных валов посредством шестерен различного диаметра: при передаче от малой шестерни к большой вращение замедлялось, но зато увеличивалось передаваемое усилие, а при передаче от большой к малой, наоборот, скорость увеличивалась, а усилие понижалось. Путем соединения шестерен различного диаметра (с разными числами зубьев) можно было получать большое количество передаточных отношений, что жизненно необходимо станку при выполнении сложной работы. Так были изобретены многоступенчатые коробки перемены передач — доисторические редукторы.

Чуть позже люди начали использовать энергию ветра и принялись строить ветряные двигатели – ветряные мельницы. Но ветер был слишком своенравный источник энергии: то он дует, то нет, то дует слишком слабо или не туда, куда нужно, а иногда вдруг возьмет да дунет так, что мельница завалится. А вот вода в реке течет всегда в одном направлении, вращая колесо с практически постоянной скоростью. В результате изобретения водяного двигателя начался важный этап в жизни человечества – переход от ручного труда к машинному.

Решение задачи отбора мощности у реки дало сильный толчок развитию конструкторской мысли и явило на свет новую профессию: техник-механик. Наиболее интересной старинной технической конструкцией являлся лесопильный постав 17 века.

Благодаря сложному набору последовательно соединенных цилиндрических зубчатых колес вращение отводилось от водяного колеса и разделялось на два силовых потока. Первый через кривошип и штанги обеспечивал возвратно-поступательное движение полотна пилы, а второй отводился к сложному механизму, натаскивающему на полотно бревно или доску. Путем изменения диаметров колес можно было регулировать как скорость движения пилы, так и скорость движения бревна.


Постепенно по берегам рек начали вырастать большие и малые мануфактуры: прядильные, хлопкоочистительные, лесопильные. В результате все больше и больше людей отходило от земледелия и втягивалось в производственный труд, стал нарождаться новый класс – пролетариат.

Но и водяной двигатель оказался не идеален. Во-первых, мануфактуры были «привязаны» к рекам, а реки есть не во всех местностях. Во-вторых, в некоторых царствах-государствах зимой было очень холодно, и водяные двигатели замерзали. И механики по всему свету принялись ломать голову над тем, как бы придумать такой двигатель, чтобы его работа не зависела от капризов матушки-природы и не была привязана к реке.

История изобретения паровой машины


Близок локоток, да попробуй его укусить. Ну никак не удавалось древним механикам нащупать такой принцип конструирования двигателя, чтобы он работал без помощи капризных природных сил. Нужна была какая-то движущая сила, да где ж её возьмёшь?

И тут как всегда на помощь человечеству пришел Его Величество Случай.

Как-то раз один ученый со смешной фамилией Папин решил сварить картошечку. Он поставил на огонь кастрюлю, и вот через некоторое время вода закипела, и выходящий пар начал противно греметь крышкой. Это обычное явление, бездумно наблюдаемое миллионы раз многими людьми по всему белу свету, неожиданно заинтересовало любознательного Папина. Он положил на крышку камень и принялся наблюдать: а что же будет происходить дальше?

Некоторое время крышка оставалась неподвижной, но потом опять загремела. Папин положил камень побольше, и через некоторое время пар опять начал трясти крышку. Учёный, словно зачарованный, не отрываясь, долго смотрел, как пар упорно толкает крышку вверх, затем давление пара снижалось, и крышка под весом камня опускалась вниз, потом снова поднималась вверх. И так происходило до тех пор, пока вода полностью не выкипела.

Папин подлил водичку, и тут ему в голову пришла любопытная идея. Он взял другую крышку меньшего диаметра, которая плотно входила внутрь кастрюли, едва касаясь ее стенок. И когда вода закипела, опустил крышку внутрь и с удивлением обнаружил, что пар давит снизу равномерно, и крышка под его давлением быстро поднялась до уровня краев кастрюли. Папин отлил водичку, чтобы крышка могла лечь почти на самое дно, и повторил опыт. Пар опять надавил на крышку и выдавил ее из кастрюли, но теперь крышка прошла больший путь, чем до этого. Тут Папин сообразил, что кипящая вода может развить приличную силу, и принялся размышлять, как бы эту силу у нее отобрать и заставить её вращать приводное колесо станка.

Вот при таких смешных обстоятельствах был открыт принцип работы первого поршневого двигателя, в котором крышка являлась поршнем, а кастрюля – цилиндром. Свою идею использования силы пара для совершения полезной работы Папин изложил в сочинении «Новое искусство» (1707).

После этого открытия механикам оставалось лишь придумать, как преобразовать поступательное движение поршня во вращательное движение колеса. Это удалось сделать посредством стержня (шатуна), присоединенного к поршню, и тяжелого металлического круга — маховика, который, раскрутившись от толчка шатуна и набрав инерцию после совершения поршнем рабочего хода, возвращал его в исходное положение — заталкивал крышку внутрь кастрюли, чему способствовало резкое понижение давления в кастрюле вследствие выхода пара наружу. А маховик соединялся с шатуном коротким штоком, названным мотылем. Подвижность деталям обеспечивали три шарнира. Вот и вся премудрость.


Вот так в начале XVIII века по воле случая возник творческий импульс, в итоге приведший к созданию первого поршневого двигателя, который впоследствии назвали паровым.

Изложенное наводит на мысль, что все важнейшие изобретения чрезвычайно просты, и подсказки, приводящие к ним, находятся рядом с нами, но только не каждому человеку дано их увидеть.

Поскольку воду кипятили с помощью огня, находящегося вне цилиндра, паровые машины согласно квалификации, принятой в XIX веке, окрестили двигателями внешнего горения, но в те далекие годы XVIII века звали менее затейливо — «огневые машины».

Понятное дело, что приведенная выше кастрюля Папина не могла в таком виде служить в качестве работоспособной паровой машины, пригодной для выполнения разнообразных производственных задач, и в общепринятой истории двигателестроения честь открытия первого парового двигателя ему обычно не приписывают.

Точно известно лишь одно: Дени Папен был чрезвычайно талантливый человек и вошел в историю как изобретатель первого предохранительного клапана в паровых котлах высокого давления, спасшего немало человеческих жизней и использующегося поныне.

История изобретения первого парохода


Однако, судя по сохранившейся переписке Дени Папина с известным немецким ученым Лейбницем, изобретателю в 1707 году все же удалось осуществить мечту всей своей жизни и построить работоспособную паровую машину. И не просто построить, а даже испытать и найти практическое применение, приспособив в качестве судового двигателя на небольшую шхуну. Фактически гениальный Папин построил первый в мире пароход, который на 100 лет опередил эпоху пароходостроения. По словам изобретателя, машина работала ровно и безотказно, и шхуна легко шла против течения.

Но недалекие правители Германии не только не проявили к изобретению никакого интереса, но и не дали Папину разрешение (пропуск) на плавание от устья р. Фульда до Везера и далее до Бремена, чтобы в итоге добраться до Лондона, где он надеялся вызвать бурный интерес к своему открытию. Загнанный в жизненный тупик, сильно стесненный в средствах изобретатель решился на отчаянный шаг — плыть самовольно, без установленного пропуска, погрузился в Касселе на свой пароходик вместе с семьей и скудными пожитками и поутру 24 сентября 1707 г. отправился в путь. Деревянное судно с двумя огромными лопастными колесами дошло до поселка Лоха вблизи Мюндена, где причалило к берегу для пополнения запаса угля.

Это странное судно, шумно дышащее паром и окутанное клубами густого дыма, показалось технически отсталым местным судовладельцам жутким исчадием ада, которое вдобавок намеревалось нагло проскочить монополизированную ими акваторию без пропуска. Владельцы парусников пришли в ярость, выволокли «доисторический пароход» на берег и разбили его на куски, заодно намяв бока и его владельцу. В память этого события туповатых технически безграмотных людей стали называть лохами.


Гравюра неизвестного художника, иллюстрирующая уничтожение парохода Папина (отчаявшийся изобретатель запечатлен в нижнем правом углу)

Вышеизложенное описание кончины парохода является шуткой автора, но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Скорее всего, судовладельцы интуитивно почувствовали, что эта самоходная шхуна является предтечей судов нового типа, не зависящих от воли течения и капризного ветра и способных стать серьезными конкурентами их допотопным парусникам. Поэтому и решили уничтожить потенциально опасного противника в самом зародыше.

Потрясенный произошедшей трагедией, Папин покинул эту дикую страну, застрявшую в темном средневековье, и перебрался в Англию. Однако, сломленный постигшей неудачей, изобретательскую деятельность прекратил и тихо ушел в иной мир, проведя последние годы жизни в нищете и полном забвении — даже дата его смерти осталась неизвестной.


Так неблагодарное человечество отнеслось к талантливому изобретателю, всю жизнь радеющему ради технического прогресса.

Чертежи судовой машины Папина не сохранились, да и сам факт ее постройки в тот век остался неизвестным, а в следующий был объявлен исторически сомнительным. Причина последнего очевидна: гордым немцам, считавшим себя нацией технарей, было неловко признать, что они не смогли понять ценность изобретения Папина. Да и сам изобретатель был французом, что, видимо, тоже способствовало постигшей его фатальной неудаче с продвижением изобретения в Германии и явилось причиной отрицания немцами факта постройки первого пароходика.

Впоследствии многие изобретатели, не знакомые с конструкцией машины Папина, долго пытались нащупать такую конструктивную схему, чтобы паровая машина работала с максимально возможным эффектом и была достаточно надежной. В разные годы XVIII века возникало множество моделей паровых машин, но с мертвой точки это дело так и не сдвинулось.
В полной мере разрешить столь непростую задачу удалось лишь шотландцу Джемсу Уатту, о чем будет рассказано далее.

Источники:
Бодри де Сонье. Подробный курс устройства автомобиля. Типография Ник. Орловского, Петроград, 1916.
Гумилевский Л. Творцы первых двигателей. Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы. М., 1936
Кузнецов Б.В. Развитие тепловых двигателей. Государственное энергетическое издательство, М, 1953.
Шпанов Н. Рождение мотора. Государственное энергетическое издательство, М, 1934.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    11 апреля 2025 05:16
    Статье твердое пять! Вызывает только лишь сожаление, что статей таких на ВО очень и очень мало
    1. +5
      11 апреля 2025 07:46
      Твёрдое "пять" за лохов ? request Вот бы ещё про "лодырей" написал ! fellow
      1. +20
        11 апреля 2025 08:19
        Твёрдое "пять" за лохов ? request Вот бы ещё про "лодырей" написал !
        публикация предназначена для читателей, обладающих чувством юмора laughing
      2. +2
        11 апреля 2025 09:01
        Цитата: Nikolaevich I
        Твёрдое "пять" за лохов ?
        Это для яркости повествования. Хорошо что не aschloch wink
    2. +4
      11 апреля 2025 08:40
      Ну а что картошка то ? Поел её или так увлёкся своим изобретением что переварил ?
      О Папене никогда не слышал . В школе нас учили что Черепановы построили первую машину , а тут какой то Папен .
      Познавательная статья , но как то не окончена . Будет продолжение ?
      1. +5
        11 апреля 2025 11:20
        Братья Черепановы построили первый в России паровоз 1834 г.!!! А железная дорога Петербург-Царское село построена в 1837 г.!!! То есть к 1837 году железная дорога супер новинкой уже не являлась и была надежной настолько, что могла быть использована для перемещения первых лиц государства. НО!!! Первая в России железная дорога построена на Олонецком горном заводе в 1788 г., понятно на гужевой тяге!!!!! Что точно Российское изобретение так это изобретение современной формы рельсов.
        1. +5
          11 апреля 2025 14:50
          Началось все в Англии
          Например, железные рельсы, использовавшиеся в Уайтхевене в 1738 году, были сделаны из чугуна. Чугунные рельсы имели несколько преимуществ по сравнению с деревянными, включая большую прочность и долговечность.
          Однако стоит отметить, что кованые железные рельсы начали использоваться позже, в начале 19 века. Кованое железо было более гибким и устойчивым к деформации, что сделало его предпочтительным материалом для железных дорог в то время.
          В 1738 году в Уайтхевене, Англия, рельсы использовались в шахтах для транспортировки угля. Уайтхевенская железная дорога была одной из первых, которая применяла металлические рельсы, что значительно улучшило эффективность транспортировки по сравнению с деревянными рельсами.
          Эти ранние железные рельсы представляли собой важный шаг в развитии железнодорожного транспорта, который позже привел к созданию более сложных и дальнобойных железных дорог.
          1. +1
            11 апреля 2025 15:17
            Деревянные дороги для тележек, также известные как "шахтные дороги" или "древесные рельсы", использовались на заводах и в шахтах с древних времен до начала промышленной революции. Они сыграли важную роль в транспортировке материалов и грузов. Вот несколько ключевых моментов о деревянных дорогах:
            1. Конструкция: Деревянные дороги обычно состояли из двух параллельных брусьев, уложенных на землю, по которым двигались тележки. Эти брусья могли быть сделаны из прочного дерева, такого как дуб или сосна, что обеспечивало достаточную прочность для перемещения грузов.
            2. Использование в шахтах: В шахтах деревянные дороги использовались для транспортировки угля и руды. Тележки, заполненные полезными ископаемыми, катились по рельсам, что значительно облегчало процесс извлечения и перемещения материалов.
            3. Заводы и фабрики: На заводах деревянные дороги использовались для перемещения сырья и готовой продукции. Это позволяло оптимизировать производственные процессы и повысить эффективность работы.
            4. Переход к железным рельсам: С развитием технологий и появлением железных рельсов в 18 веке деревянные дороги постепенно стали заменяться более прочными и долговечными железными рельсами. Это улучшило грузоподъемность и скорость транспортировки.
            Деревянные дороги стали основой для дальнейшего развития железнодорожного транспорта, и их использование в шахтах и на заводах стало важным шагом в индустриализации. 
            Усиление деревянных рельсов железом — это распространенная практика, которая существенно увеличивала прочность и долговечность деревянных конструкций, особенно в условиях интенсивной эксплуатации.
            1. Металлические накладки: На деревянные рельсы могли наноситься металлические накладки или полосы, которые прикреплялись с помощью гвоздей или винтов. Это позволяло увеличить жесткость рельсов и защитить их от износа.
            2. Угловые и стальные балки: Использование стальных уголков или балок для укрепления конструкции рельсов также было распространено. Эти элементы обеспечивали дополнительную поддержку и распределяли нагрузку по большей площади, что снижало риск повреждения древесины.
            3. Металлические соединения: В некоторых случаях деревянные рельсы соединялись с металлическими элементами, создавая комбинированные конструкции. Это позволяло эффективно использовать преимущества как древесины, так и металла, обеспечивая прочность и долговечность.
            4. Крепление с помощью болтов и скоб: Металлические скобы и болты использовались для крепления деревянных рельсов к металлическим элементам, что обеспечивало надежное соединение и предотвращало расшатывание.
            1. В середине 18 века начали появляться рельсы из кованого железа. Эти рельсы были более прочными и долговечными по сравнению с деревянными. Они часто имели форму "U" или "L", что позволяло лучше распределять нагрузку. Примером таких рельсов являются рельсы, разработанные в Англии для шахт, где они использовались для транспортировки угля.
            2. Рельсы с ребрами:
            В конце 18 века начали использовать рельсы с выступающими ребрами, которые улучшали устойчивость и уменьшали износ. Эти рельсы обеспечивали лучшую поддержку колесных пар и способствовали более плавному движению.
            3. Первоначальные профилированные рельсы:
            В этот период также начали разрабатываться первые профилированные рельсы, которые имели более сложную форму и обеспечивали лучшее распределение нагрузки. Это позволяло использовать более тяжелые локомотивы и вагоны.
          2. 0
            1 мая 2025 19:06
            В немецком музее видел кованые рельсы для транспортировке руды в шахте с 14-го века. Вагонетки толкали вручную или на конной тяге. Все древнее, чем нам кажется.
      2. +4
        11 апреля 2025 13:28
        На самом деле, не только Папен в то время занимался паровыми машинами. Как XIX век был беременнен авиацией, которая взлетела в начале ХХ века, так век XVIII был беременнен паром и электричеством, которые взлетели в XIX веке
      3. +1
        12 апреля 2025 09:56
        В школе учили, что Черпановы построили первый паровоз, используя известную до этого паровую машину.
      4. 0
        25 июня 2025 06:36
        Вроде как учили, что первый паровой двигатель на кораблей изобрел Джеймс Уйат . Про Папина вообще не слово . Хотя в технической истории Советское образование было не политизировано .
    3. +7
      11 апреля 2025 14:29
      Статье твердое пять!
      Благодарю за позитивный отзыв - большая редкость на данном сайте.
      На ВО читатель специфический и на похвалу зело скуп. Зато для написания пространного критического опуса ему не жаль ни времени, ни сил laughing
  2. +13
    11 апреля 2025 06:28
    Крайне поверхностная статья.
    Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin).
    Непонятно зачем приведена иллюстрация лесопильная машина, которая не будет работать из-за большого передаточного отношения и трения между шестернями. Ничего не сказано о работе над пороховой машиной и невнятно заявлено о предохранительном клапане, которой был в конструкции прервого автоклава. Этот автоклав, папенов котел, практически с малыми изменениям, дошел до наших дней и назвыется скороваркой.
    Детская книга, значительно более качественная -- Шпанов Николай "Повести об удачах великих неудачников" https://royallib.com/book/shpanov_nikolay/povesti_ob_udachah_velikih_neudachnikov.html
    1. +2
      11 апреля 2025 07:53
      Цитата: Sensor
      Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin).

      А может изначально ,всё же, был Папин ? И дело было так...."Ты чей будешь ,отрок ? Папин ! А-а-а ,вижу по твоей роже,что папин,а не соседский ! Так и пристало к нему "Папин" ! И лишь потом изменилось по принципу "испорченного телефона " в Папен ! yes
      1. +5
        11 апреля 2025 09:33
        У Мамин-Сибиряка вероятно кто-то в роду так и получил фамилию, но француз в Германии никак не мог слагаться по правилам русского языка.
        1. +4
          11 апреля 2025 10:09
          Цитата: Azim77
          француз в Германии никак не мог слагаться по правилам русского языка.

          Уж и пошутить нельзя !??
          1. +3
            11 апреля 2025 12:02
            Ну я тоже, включив про "мамин сибиряк" хотел немного шуточно ответить. )
        2. +1
          11 апреля 2025 11:08
          но француз в Германии никак не мог слагаться по правилам русского языка.

          а причем здесь, сейчас, Германия?
      2. 0
        24 июля 2025 03:15
        А потомок у него стал футболистом и играл за сборную Франции... Жан-Пьер Папен. laughing
    2. +9
      11 апреля 2025 08:25
      Крайне поверхностная статья.
      Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin).
      Я так полагал что кто-то из читателей блеснет эрудицией и сделает такую придирку.
      Уважаемый, в двух используемых мной источниках (вкл. самый старый) написано Папин, и лишь в одном - Папен.
      Поэтому могу предположить, что допустимо использовать оба варианта написания
      Ничего не сказано о работе над пороховой машиной
      И еще не указана дата рождения ученого.
      Вы название статьи внимательно прочли?
      Я не ставил перед собой задачу сделать жизнеописание изобретателя, тем кому это покажется любопытным, сможет узнать из источников, приведенных в статье
      1. +6
        11 апреля 2025 09:37
        Цитата: Lewww
        Я так полагал что кто-то из читателей блеснет эрудицией и сделает такую придирку.
        Уважаемый, в двух используемых мной источниках (вкл. самый старый) написано Папин, и лишь в одном - Папен.

        не обращайте внимания-статья интересна тем, что не о Фултоне.

        Тем более, что у Вас есть оба варианта фамилии в статье. Предвидели?
        1. +1
          11 апреля 2025 15:35
          Тем более, что у Вас есть оба варианта фамилии в статье. Предвидели?
          Конечно предвидел, но в окончательном варианте статьи у меня было написано так:
          Точно известно лишь одно: Денни Папин (Папен) был чрезвычайно талантливый человек,
          но редактор ВО зачем-то написанное в скобках убрал, написал Папен, и возможно внес еще какие-то собственные изменения - не сверял
      2. 0
        11 апреля 2025 11:09
        Я так полагал что кто-то из читателей блеснет эрудицией

        это - не эрудиция...
      3. 0
        19 апреля 2025 23:13
        Цитата: Lewww
        Уважаемый, в двух используемых мной источниках (вкл. самый старый)

        Как раз в самых старых по части передачи иностранных имен и названий самая дичь и встречается. Все в школе учили "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов", а внизу страницы учебника была сноска, что "Невтон" - это Ньютон. И это ещё ничего, догадаться, что "Дидерот" это Дидро посложнее будет. К сожалению, некоторые неправильности так давно и прочно вошли в язык, что стали нормой - как маршал Ней, который на самом деле был Нэ. Но с Папеном этого не произошло, так что нет причин писать неправильно.
    3. +3
      11 апреля 2025 09:09
      Цитата: Sensor
      Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin)
      Во французской транскрипции он Папе́н, а когда переехал в Англию наверняка стал Пэ́пин
      1. +1
        11 апреля 2025 15:50
        В русскоязычной литературе мне встречалось 2 варианта: Папин и Папен.
        В нашем отечестве перевод иностранных фамилий как-то стихийно складывается, например Уатт и Ватт - оба варианта употребляются, хотя и в разном значении
      2. +1
        12 апреля 2025 12:36
        А потом в Шир и стал Пиппин
    4. +1
      11 апреля 2025 16:23
      Непонятно зачем приведена иллюстрация лесопильная машина, которая не будет работать из-за большого передаточного отношения и трения между шестернями.
      Рис. приведен для примера того, какие сложные механизмы создавались в старину при использовании силы водяного двигателя.
      И не нужно придираться - это рисунок, изображающий устройство и принципиальную схему, а не чертеж.
      Естественно что водяное колесо на таком поставе было значительно больше, но если его изобразить большим, то не будет видно шестерни.
      1. +4
        11 апреля 2025 16:49
        Водяные машины, использовавшиеся в Европе, начали развиваться после падения Римской империи, и их технологичность значительно варьировалась в разные исторические периоды. Основные моменты в истории водяных машин в Европе и их сравнение с римскими технологиями:
        1. Римская Империя:
        ◦ Водяные машины, такие как водяные мельницы, были широко распространены в Римской империи. Они использовали силу воды для перемалывания зерна и других процессов. Римляне применяли различные механизмы, включая водяные колеса и системы передачи энергии.
        2. Средние века:
        ◦ После падения Римской империи в 5 веке многие технологии были утрачены или забыты. Однако к 9-10 векам в Европе начали вновь развиваться водяные мельницы. В это время технологии постепенно улучшались, но они все еще не достигали уровня римских аналогов.
        3. Возрождение и позднее Средневековье:
        ◦ К 12-13 векам технологии водяных машин в Европе начали сравниваться с римскими. В это время появились более совершенные конструкции водяных мельниц, такие как горизонтальные и вертикальные водяные колеса, а также более сложные механизмы, позволяющие улучшить эффективность.
        4. Промышленная революция:
        ◦ В 18 веке, с началом промышленной революции, технологии водяных машин значительно улучшились. Водяные мельницы стали более сложными и эффективными, и их использование расширилось на новые производственные процессы. Это время можно считать периодом, когда водяные машины в Европе достигли уровня, сопоставимого с римскими.
        В Римской империи водяные машины играли важную роль в промышленности, обеспечивая механизацию процессов, которые ранее выполнялись вручную.
        Водяные мельницы для мукомольного производства:
        ◦ Водяные мельницы использовались для автоматизации процесса перемалывания зерна в муку. Это позволяло значительно увеличить объем производства и снизить затраты на труд. Наиболее известные примеры таких мельниц были найдены в Помпеях и других римских городах.
        2. Обработка древесины:
        ◦ Водяные машины использовались для распиливания древесины на бревна и доски, что было важным для строительной индустрии. Это позволило ускорить процесс обработки древесины и снизить затраты на ручной труд.
        3. Металлургия:
        ◦ В некоторых регионах Римской империи водяные машины использовались для привода молотов и других механизмов, необходимых для обработки металлов. Например, они могли приводить в движение кузницы, где производились инструменты и оружие.
        4. Текстильное производство:
        ◦ Водяные машины применялись для процессов, связанных с текстильным производством, такими как чесание шерсти и крашение тканей. Это позволяло ускорить производство и улучшить качество текстиля.
        5. Производство бумаги:
        ◦ В некоторых случаях водяные машины использовались для производства бумаги, что стало важным для распространения знаний и информации.
        6. Изготовление строительных материалов:
        ◦ Водяные машины могли использоваться для производства извести и других строительных материалов, необходимых для возведения зданий и сооружений.
        7. Промышленное производство:
        ◦ Водяные машины также применялись в различных мастерских и фабриках для привода различных механизмов, что способствовало развитию производственных процессов.
        8.Системы орошения:
        ◦ Водяные машины также применялись для орошения сельскохозяйственных угодий, что позволяло эффективно использовать водные ресурсы и повышать урожайность.
        9.Строительство и инфраструктура:
        ◦ Водяные машины могли использоваться для поднятия воды из рек и водоемов, что было важно для строительства и поддержания инфраструктуры, такой как акведуки и бани.
        10.Транспорт:
        ◦ В некоторых случаях водяные машины использовались для подъема и перемещения грузов, что облегчало транспортировку товаров.
  3. +7
    11 апреля 2025 07:42
    в I веке Герон Александрийский и описал в трактате "Пневматика" под названием эолипил, прототип парового двигателя.Эолипил или Геронов шар состоял из нагретого котла и турбины в виде сферы на оси. По кругу шар имел два патрубка (сопла), направленных противоположно. Из котла пар подаётся к шару через полую ось и вылетает из неё через сопла. Внутренняя энергия водяного пара превращается в механическую энергию вращения шара.В течение многих веков шар Герона оставался технической забавой или игрушкой.
  4. +4
    11 апреля 2025 08:12
    Паровая "кастрюля"-это ,конечно, здорово ! good Но ещё раньше(гораздо раньше!) был паровой шар Герона ! К сожалению древние греки не озаботились практическим применением оного ! fool И лишь в конце прошлого века появился мультфильм ,где инициативные товарисчи показали,как можно было бы шар Герона превратить в двигатель технического прогресса !
    1. 0
      11 апреля 2025 09:17
      Цитата: Nikolaevich I
      К сожалению древние греки не озаботились практическим применением оного
      С трудом представляю себе, где в античное время можно применять такие машины wink
      1. 0
        11 апреля 2025 10:07
        Цитата: Голландец Михель
        С трудом представляю себе, где в античное время можно применять такие машины

        Но авторы упомянутого мной мультфильма представили ! fellow
      2. +4
        11 апреля 2025 10:39
        А рабов было много,как грязи,зачем машины..
    2. +1
      11 апреля 2025 14:52
      Паровая "кастрюля"-это ,конечно, здорово ! good Но ещё раньше(гораздо раньше!) был паровой шар Герона !
      Эолипил Герона был не двигателем, а игрушкой
      1. 0
        11 апреля 2025 16:05
        Приветствую. Герон Александрийский предполагал использовать эолипил в качестве привода для лебедки подъема дров на маяк. Тот самый, что на острове Фарос...
        1. 0
          11 апреля 2025 16:12
          Возможно, но всё это было так давно, что сведения сохранились в виде былин и преданий родного края - по сути в виде сказок.
          Или в лучшем случае каких-то карандашных набросков
          1. +1
            11 апреля 2025 17:08
            Известно, что полностью трактат Герона "Пневматика", где описан эолипил сохранился в арабском переводе сирийского учёного IX века Косты ибн Луки ал-Ба’албаки под названием "О поднятии тяжестей".
      2. 0
        11 апреля 2025 18:05
        Цитата: Lewww
        Эолипил Герона был не двигателем, а игрушкой

        Ваши слова не убедительны ! Всё "сравнительно-относительно" ! И "серьёзные весчи" становятся игрушками, а игрушки практическими изделиями !
        1. +1
          11 апреля 2025 18:08
          Ваши слова не убедительны !
          Я лишь привел мнение одного из авторов используемого источника - Кузнецова.
          Сам я лично с Героном не знаком и о практическом применении его изобретения не осведомлен
  5. +2
    11 апреля 2025 08:21
    "В память этого события туповатых технически безграмотных людей стали называть лохами."
    Как говорится, "вот это поворот"
  6. +3
    11 апреля 2025 10:13
    Картошечка все же позже распространилась. what ЕМНИП Фридрих Великий поспособствовал, поставив часового охранять картофельное поле. Крестьяне, доселе не желавшие слышать о "чертовом яблоке", решили что охраняют что-то дельное и принялись тырить... feel
    1. +9
      11 апреля 2025 12:53
      Фридрих, где хитростью , а где и прямым принуждением приучил немцев выращивать диковинный овощ – картошку. Благодаря ей удалось спасти многих немцев от голода, нация не потеряла много людей во время страшных голодных лет. В благодарность за это на могилу Старого Фпица посетители всегда кладут клубни картофеля.
      фото На надгробной плите Фридриха II на парадном дворе Сан-Суси круглый год лежат клубни картофеля.
  7. +4
    11 апреля 2025 13:06
    Спасибо Автор ! Прочел с интересом !
  8. +3
    11 апреля 2025 13:44
    Скорее всего, судовладельцы интуитивно почувствовали, что эта самоходная шхуна является предтечей судов нового типа

    К сожалению, технари нередко беспомощны в плане джунглей человеческих отношений.
    Если бы он сделал своё судно одновременно и парусным, то м.б. смог проскочить под парусом в Лондон, а уже там демонстрировать заинтересованным лицам возможности машинного хода. Или найти таких интересантов поближе к себе.
  9. +1
    11 апреля 2025 14:45
    Цитата: Nikolaevich I
    А может изначально ,всё же, был Папин ?
    Не возьмусь гадать как было при его жизни, но полагаю что в нашей отчизне изначально писали Папин
  10. +1
    11 апреля 2025 23:02
    Так были изобретены многоступенчатые коробки перемены передач — доисторические редукторы.

    Это шедевр!
    Автору надо определиться со смыслом слов, как "редуктор", так и "доисторический".
    1. -1
      12 апреля 2025 09:57
      Может вы развернете свою мысль и объясните в чем конкретно не точен автор?
      Или вам доставляет удовольствие аргументировать намеками?
      1. +1
        12 апреля 2025 13:35
        Или вам доставляет удовольствие аргументировать намеками?

        А разве сложно узнать значение слов?
        Могу сделать это за Вас.
        Редуктор - понижающая передача. В противоположность ему повышающая называется мультипликатором.
        Доисторический - существовавший до сохранившихся письменных источников.
        1. -1
          12 апреля 2025 15:00
          Доисторический - существовавший до сохранившихся письменных источников.
          слово "доисторический" было мной использовано в качестве метафоры. Но чтобы такие как вы не придирались, в следующий раз буду брать все метафоры в кавычки laughing
          Редуктор - понижающая передача
          Это в узком смысле, в широком под Р имеется в виду мех-м, изменяющий скорость вращения при передаче движения от одного вала к другому.
          Специально для вас сфоткал - Краткий политехнический словарь. Гос изд-во тех. литературы 1955 г.
          И я знаю что такое мультипликатор и демультипликатор
          1. +1
            12 апреля 2025 16:52
            мех-м, изменяющий скорость вращения

            Редукция - УМЕНЬШЕНИЕ.
            Изменение - вариация.
            Словарь ошибается. Это следствие пренебрежения латынью реформаторами школы.
            Такого рода ошибки в толковых технических словарях мне встречались ещё. Уровень терминологической культуры низок.
            К сожалению, я тоже не слишком силён в латыни, и, в отличие от Вас, не вполне понимаю смысл слова "демультипликатор". Могу только предположить, что приставка "де-" здесь означает не отрицание, а удвоение. Словарные статьи прошу не предлагать по изложенной причине.
            1. -2
              12 апреля 2025 18:22
              Словарь ошибается.
              Словарь не ошибается.
              Вариация это не просто изменение, это переменность
              Редуктор изменяет отношение с определенным ПЧ, а вариатор - с переменным (не постоянным)
              К сожалению, я тоже не слишком силён в латыни, и, в отличие от Вас, не вполне понимаю смысл слова "демультипликатор"
              Это не латынь, а технический термин, дополнительная передача в раздаточной коробке, предназначенная для увеличения крутящего момента КПП и удвоения числа ее передач.
              В техническом плане Д это редуктор (две шестерни).
              Ну и еще в книгах по автомобилизму редуктором иногда называют ГП с дифференциалом, хотя правильнее так называть только ГП

              И мы рассуждаем не о толковании латыни, а о знании и правильном применении технических терминов.
              1. 0
                12 апреля 2025 19:18
                И мы рассуждаем не о толковании латыни, а о знании и правильном применении технических терминов.

                Технические термины вводились людьми, знающими латынь.
                А после неправильно использовались людьми, латыни не знающими.
                Мне понравилась фраза о Борисе Джонсоне, что это Дональд Трамп, знающий латынь. В Итоне учат до сих пор.
                это редуктор (две шестерни)

                Зубчатая передача состоит из шестерни и колеса.
                1. -1
                  12 апреля 2025 19:58
                  Зубчатая передача состоит из шестерни и колеса.
                  Вот откуда вы всё это извлекаете?

                  В простейшей зубчатой передаче ДВА колеса.
                  В автомобилестроении оба называются шестернями - ведущей и ведомой.

                  Одно зубчатое колесо в червячной передаче
                  Давайте на этом закончим - оф топ
                  1. 0
                    12 апреля 2025 21:39
                    Вот откуда вы всё это извлекаете?

                    Из учебника по деталям машин.

                    В автомобилестроении оба называются шестернями

                    А вот это откуда?
                    1. 0
                      12 апреля 2025 22:20
                      Из учебника по деталям машин.
                      Это хорошо что у вас имеется учебник, теперь дело за малым - научиться понимать прочитанное.
                      В зубчатой передаче 2 колеса, малое в "классической науке" принято называть шестерней, большое - колесом.
                      Но как отдельные детали (например в КПП) они оба наз. шестернями

                      Не подумайте что хвастаюсь, на моей книжной полке 6 учебников Детали машин и все тома первого издания сов. тех. энциклопедии.
                      Ну и пара политехнических словарей. Поэтому если что-то не знаю или запамятовал, всегда есть возможность узнать и восстановить.
                      Ну и вести спор по терминологии не вижу смысла, ибо она а) меняется с течением лет; б) в различных отраслях техники имеет свою специфику
                      А вот это откуда?
                      Эти термины вы можете увидеть в любом советском руководстве по ремонту и акспл-ии ав-ля.
                      Ну или например в в учебнике Вахламова https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-i/6043270650.jpg
                      Или в старом советском "классическом" https://djvu.online/file/atjlchUkJwrZ8? если вы поклонник старины laughing
                      1. +1
                        12 апреля 2025 22:45
                        Ну и вести спор по терминологии не вижу смысла, ибо она а) меняется с течением лет; б) в различных отраслях техники имеет свою специфику

                        Терминология "меняется" из-за неграмотного употребления.
                        В издании некоего политехнического института в статье кандидата техн. наук несколько раз встречаю слово "осцилляция", написанное с 3-мя ошибками. Что ж, застолбим "изменение терминологии"?
                      2. 0
                        12 апреля 2025 23:10
                        Терминология "меняется" из-за неграмотного употребления.
                        Не всегда.
                        Например, когда-то в советском автостроении в разное ШРУС называли кардан, потом стали называть шарнир или карданный шарнир.
                        В дореволюционных изданиях шестерни иногда называли зубчатками.
                        Любой термин это некая условность - люди в какой-то момент условились что-то как-то называть. Затем через годы другие люди решают это что-то называть по другому.
                      3. +1
                        12 апреля 2025 23:43
                        Например, когда-то в советском автостроении в разное ШРУС называли кардан, потом стали называть шарнир или карданный шарнир.

                        Это Вы вынесли из бесед с соседями по гаражу? В отрасли никогда такое не использовали.
                        И поавильно будет КАРДАНОВ шарнир.
                      4. 0
                        13 апреля 2025 11:10
                        В отрасли никогда такое не использовали.
                        Вы то откуда знаете?
                        Уважаемый, мной собрана объемная историко-техническая библиотека, поэтому я не пользуюсь гаражным сленгом.
                        Кстати в гаражах и сервисах карданом называют не ШРУС, а карданный вал.

                        Ссылка из источника №2 (пост Вчера, 22:20)
                      5. +1
                        13 апреля 2025 13:41
                        Карданов шарнир, он же шарнир Гука, не является ШРУС.
                        Вы привели пример безграмотной писанины.
                      6. -1
                        13 апреля 2025 14:25
                        Милейший, вы даже не понимаете то, что пишете и не знаете предмет обсуждения.
                        В сов. тех. лит-ре никогда не называли шарнир Гука ШРУС и не использовали словосочетания "карданов шарнир".
                        Вы не знакомы с общепринятой терминологией и оперируете какими-то своими личными понятиями как и что правильно называть, не стесняясь обвинять в безграмотности составителей политехнических словарей, книг для инженеров советского автопрома и даже учебных пособий для российских ВУЗ-ов.

                        Давайте на этом закончим
                      7. +1
                        13 апреля 2025 15:44
                        Милейший, вы даже не понимаете то, что пишете и не знаете предмет обсуждения.

                        Милейший, в отличие от Вас, я инженер-механик, и диплом у меня красного цвета.
                        и не использовали словосочетания "карданов шарнир".

                        Русский язык!
                        Вы же гуманитарий!
                        "КарданНЫЙ" - это ошибка словообразования, и неважно, сколько раз она повторена.
                        Кардано не заслужил такого отношения.
                        В советских учебниках для ВУЗов я встречал не только терминологические ошибки, но и грубые технические (не опечатки).
                      8. -1
                        13 апреля 2025 15:51
                        Милейший, в отличие от Вас, я инженер-механик,
                        возможно, но терминологию, принятую в отечественном автопроме, вы не знаете,
                        В советских учебниках для ВУЗов я встречал не только терминологические ошибки
                        напишите в миннауки РФ чтобы изъяли все неправильные издания и выпустили новые с поправками, указанными вами - не возражаю laughing
                        а все советские изъяли из библиотек и сожгли laughing

                        Кстати, в каком издании вы увидели утверждение, что шарнир Гука, является ШРУС?
                        любопытно стало
                      9. +1
                        13 апреля 2025 15:57
                        Кстати, в каком издании вы увидели утверждение, что шарнир Гука, является ШРУС?
                        любопытно стало

                        Это Вы написали, что ШРУС называется "карданом".
                        Кстати, ШРУСов десятки разновидностей.
                        "Шарнир Кардано" и "шарнир Гука" - это синонимы, и не важно, кто первый такую конструкцию предложил.
                        И этот шарнир не является ШРУС, уж такая у него кинематика.
                      10. -1
                        13 апреля 2025 16:23
                        Это Вы написали, что ШРУС называется "карданом".
                        не совсем так, я написал что карданом ШРУС называли в сов. тех. лит-ре.
                        Но я не писал что в лит-ре шарнир Гука называют ШРУС
                        И этот шарнир не является ШРУС
                        А кто утверждал, что является? belay
                        Еще раз переспрошу:
                        Кстати, в каком издании вы увидели утверждение, что шарнир Гука, является ШРУС?
                        любопытно стало
                      11. 0
                        13 апреля 2025 16:26
                        Еще раз переспрошу

                        Значит, читать не умеете.
                        И избавляйтесь от тавтологий.
                      12. -1
                        13 апреля 2025 16:34
                        Читать я умею но вашу логику не улавливаю.
                        Общеизвестно, что шарнир Гука конструктивно повторяет шарнир Кардано, но с чего вы решили, что термином "кардан" можно называть только шарниры Гука, а не все шарниры, используемые в карданной передаче?
                        И опять же замечу: никогда в сов. тех. лит-ре не называли шарнир Гука ШРУС - не пытайтесь натянуть сову на глобус
                      13. +1
                        13 апреля 2025 16:40
                        что термином "кардан"

                        Да это не термин, а просторечие.
                        Шарнирная передача - не обязательно карданова. Но если появляется корень "кардан" - то это однозначная отсылка к шарниру за авторством Кардано.
                        Не выгораживайте путаников.
                      14. -1
                        13 апреля 2025 16:53
                        Ну тогда по вашей логике карданной можно назвать только передачу с шарнирами Гука.
                        Следовательно карданный вал современной Нивы некорректно так называть и нужно называть "шарнирный вал" laughing
                        Хорош - не натягивайте сову на глобус
                      15. 0
                        13 апреля 2025 18:12
                        Ну тогда по вашей логике карданной можно назвать только передачу с шарнирами Гука.

                        До Вас только сейчас дошло?
                        Вот только не карданНОЙ.
                      16. 0
                        13 апреля 2025 18:19
                        Уважаемый, хорош, я понял ваш посыл: все советские и антисоветские учебники по автоделу нужно немедленно изъять из библиотек и сжечь.
                        А их авторов (кто еще жив) лишить всех ученых степеней и званий чтоб другим неповадно было.
                        Предлагаю на сей оптимистической ноте наш диспут закрыть hi
                      17. 0
                        13 апреля 2025 18:21
                        я понял

                        Извините, я не виноват, что так ПОНЯЛИ.
                      18. 0
                        25 июня 2025 06:59
                        По-русски все же кардаННый. И по-другому никак не получается
                      19. 0
                        28 июня 2025 21:15
                        По-русски все же кардаННый. И по-другому никак не получается

                        С точностью до наоборот.
                        По-русски только карданОВ. Ну, можно ещё карданОВСКий.
                        Определяет авторство Кардано.
                        Как пример, Рашетова улица (на ней стояла дача Рашета).
                        ДеревяННый - сделанный из дерева.
                        ОловяННый - из олова.
                        КарданНый - из мощей Кардано?

                        ТатьянИН день, а не ТатьянНый день.

                        Фордовский автомобиль, но не фордНый.
                      20. 0
                        29 июня 2025 08:40
                        В словари. Вам туда.

                        Эти буквы для прохождения комментария.
                      21. 0
                        29 июня 2025 12:50
                        В словари. Вам туда.

                        Этого и ждал.
                      22. 0
                        29 июня 2025 16:00
                        Понимаете, я сам иногда недоволен правилами нашего языка. Но надо понимать, что в чем профессора правы, так это то, что язык развивается. И что было дико и неправильно вначале, потом становится просто нормой. Просто потому, что так УДОБНО. И имя изобретателя переходит просто в прилагательное. Понятное всем. Таких примеров - вагон. И нормальный изобретатель гордиться будет тем, что его имя стало просто общеупотребимым прилагательным.
                        Именно великие языки не бояться заимствований и развития. А говорить на церковнославянском тоже так себе...
                      23. 0
                        29 июня 2025 19:07
                        Именно великие языки не бояться заимствований и развития.

                        Нарушение правил словообразования - это не развитие, а деградация. И исправить ошибку никогда не поздно.
                        И имя изобретателя переходит просто в прилагательное.

                        Вы встречали когда-либо "эдиссонНая лампочка", "ньютонНый закон"? Переходить надо по правилам.
                      24. 0
                        30 июня 2025 04:45
                        Всяко бывает . Если языку удобно. Ньютоновская удобно. Ломоносовская тоже. Эйнштейновская неудобно. И Эдисоновская.
                        Не хотите, говорите: вал Кардана. Ваше право. Другим не навязывайте, если вещи устоялись и стали общеупотребимыми.
                      25. 0
                        30 июня 2025 14:29
                        Другим не навязывайте, если вещи устоялись и стали общеупотребимыми.

                        От этого один шаг до "как слышим, так и пишем".
                      26. 0
                        1 июля 2025 06:30
                        Бездумно применение правил тоже не дает ничего хорошего. Язык должен быть удобен. И в принципе - как слышим, так и пишем - смысл тоже есть.
                        Обратите внимание: украинцы придумали себе язык, так ведь просто видно насколько им неудобно на нем говорить. Коряво до невозможности.
                      27. 0
                        1 июля 2025 11:02
                        И в принципе - как слышим, так и пишем - смысл тоже есть.

                        Больше вопросов нет.
                      28. 0
                        25 июня 2025 07:06
                        Это мог и корректор накосячить.
                2. 0
                  25 июня 2025 07:04
                  Елки зеленые! Да, у нас в ГОСТах термины разные.
                  Поэтому термин обычно относится или к конкретному документу или к отрасли, где он используется. Если это важно, то в документе даются определения терминов, чтобы не было разночтений.
                  К сожалению у нас с этим не очень, мягко говоря. Потому и ругаемся.
  11. +1
    11 апреля 2025 23:31
    Редкий случай, но статьи о Папене в Вике на порядок более содержательны, чем данная статья.
    Мне больше нравится английская.
    1. 0
      12 апреля 2025 10:41
      Ну вот, еще один критик laughing
      Уважаемый, вы название публикации внимательно прочли?
      Читайте еще раз: Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя

      Я не ставил задачу описать ВСЮ жизнь изобретателя и ВСЕ его изобретения.
      Рассказ был только о том небольшом периоде, когда он изобрел паровую машину и (по его словам) построил первый в мире пароход.
      И уж если вам так остро приспичило критикнуть, то нужно было придраться к той части, где рассказывается о водяных и ветряных двигателях, которая на первый взгляд не имеет никакого отношения к повествованию о Дени
      1. +1
        12 апреля 2025 13:28
        Читайте еще раз: Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя

        Не строил он пароход. Та лодка была с мускульным приводом. И паровую машину не строил. После него Ньюкомен и Ползунов строили пароатмосферные машины, а паровая - это уже Ватт.
        Он получил хорошее образование и был серъёзным учёным. Гюйгенс и Лейбниц не стали бы сотрудничать абы с кем.
        Т. е. статья построена на байках.
        1. -1
          12 апреля 2025 14:14
          Не строил он пароход. Та лодка была с мускульным приводом.
          вам бы еще стоило добавить ВЕРЬ МНЕ - Я ЗНАЮ
          Публикация построена на двух источниках, в которых цитируется содержание писем Папина Лейбницу где утверждается что он построил судно, приводимое в движение паровой машиной и просит того о содействии в получении пропуска на проход этого судна до Бремена.
          Действительно ли такие письма были, и насколько соответствовал действительности их текст, я не проверял.
          1. 0
            12 апреля 2025 17:07
            Действительно ли такие письма были, и насколько соответствовал действительности их текст, я не проверял.

            Из английской Вики:
            В 1705 году Папен построил корабль, приводимый в движение ручными веслами. Апокрифическая история, возникшая в 1851 году Луи Фигуайром, утверждала, что этот корабль был паровым, а не ручным, и что это было первое паровое транспортное средство любого рода. Миф был опровергнут еще в 1880 году Эрнстом Герландом [de], хотя он все еще находит доверчивое выражение в некоторых современных научных работах.[10]

            Говорят, что корабль Папена был уничтожен в 1707 году лодочниками из Мундена, которые боялись, что это поставит под угрозу их средства к существованию.[11] Сцена, когда лодочник уничтожает корабль Папена, изображена в нескольких произведениях искусства восемнадцатого века и служит примером сопротивления и страха, вдохновленного творческим разрушением, которое сопровождает новые технологии.[12][13]

            Простите за гугл-перевод. Править его нет смысла, проще обратиться к оригиналу.
            Похоже, что те авторы проверяли.
            1. -1
              12 апреля 2025 17:14
              Похоже?
              Чем похоже? laughing
              Еще раз: в используемых мной источниках написано, что факт постройки парохода зафиксирован в письмах Папина Лейбницу, где тот не просто хвастается, а просит конкретики - помочь с пропуском его пароходика.
              Если допустить, что такие письма действительно были, то велика вероятность что пароходик все таки был построен.
              Но т.к. он был разрушен, а чертежи не сохранились, то это невозможно не подтвердить, ни опровергнуть.
              Свои соображения по данному вопросу я высказал:
              Чертежи судовой машины Папина не сохранились, да и сам факт ее постройки в тот век остался неизвестным, а в следующий был объявлен исторически сомнительным. Причина последнего очевидна: гордым немцам, считавшим себя нацией технарей, было неловко признать, что они не смогли понять ценность изобретения Папина. Да и сам изобретатель был французом, что, видимо, тоже способствовало постигшей его фатальной неудаче с продвижением изобретения в Германии и явилось причиной отрицания немцами факта постройки первого пароходика.
              То есть в данном случае можно написать как сейчас в титрах в начале худфильмов - основано на реальных событиях laughing
              1. 0
                12 апреля 2025 17:22
                То есть в данном случае можно написать

                Пришлось залезть в статью о Герланде в немецкой Вике по ссылке из английской:
                Герланд К истории изобретения парохода, Z. Общество немецких инженеров, 20, 1876, 461–470, Так называемый пароход Папена, Общество истории Гессена, N.F., 8, 1880, 221–227, Папен и изобретение парохода, Ежегодник Судостроительного технического общества, 9, 1908, 475–486.
                1. -1
                  12 апреля 2025 20:11
                  Пришлось залезть в статью о Герланде
                  это частное мнение отдельного человека - с одинаковой степенью вероятности может быть исторически правильным, неправильным или правильным в какой-то части.
                  В данном вопросе можно руководствоваться только сведением, оставленным каким-то авторитетным очевидцем события.
                  Например, если бы Лейбниц оставил воспоминание типа: я приехал к Папину и убедился, что он действительно построил (не построил) судно с паровой машиной.
                  Но таких свидетельств нет
                  1. +1
                    12 апреля 2025 21:43
                    это частное мнение отдельного человека

                    Вы всерьёз хотите поставить себя на одну доску с Герландом?
                    Со своими источниками в виде популярных книжек?
                    1. -1
                      12 апреля 2025 22:26
                      Жаль что вы так ничего и не поняли - удачи!
                      1. +1
                        12 апреля 2025 22:59
                        Жаль что вы так ничего и не поняли - удачи!

                        Взаимно, гуманитарий!
                      2. 0
                        12 апреля 2025 23:22
                        Может и так, но вы точно не занимались историческими исследованиями.
                        Как я понял Герланд, которого вы возводите в статус непререкаемого авторитета, всего лишь издал переписку Папина с Лейбницем в 1881 г.
                        Т.е. он не только не знал Папина лично и не являлся очевидцем его деятельности, но даже родился через 100 лет с момента предполагаемого события.
                        Его мнению грош цена в базарный день.

                        В моей практики попадались случаи, когда например штаб дивизии подает в штаб армии оперсводку в конце суток, где приводит сведения о том как вел бой и где сейчас находится ее полк.
                        Потом я обнаруживаю оперсводку по итогам этого же дня, составленную штабом данного полка
                        И с удивлением обнаруживаю, что между сведениями в этих двух документах нет ни единого сходства.
                        А потом мне попадается ЖБД немецкой дивизии, кот. вела бой с этим полком, и там уже изложен третий вариант происходящих событий.
                        И это когда с момента события до момента его фиксации в документах прошел малый промежуток времени.

                        А в вашем случае человек берется веско судить о том, что происходило почти за 100 лет до его рождения laughing
                      3. 0
                        12 апреля 2025 23:55
                        Его мнению грош цена в базарный день.

                        Почему Вы защищаете измышления Луи Фигуайра (Louis Figuire)?
                      4. -1
                        13 апреля 2025 10:06
                        Ответил бы вам на вопрос, если бы знал кто такой Louis Figuire и что конкретно в вашем понимании я защищаю.

                        У меня к вам встречные вопросы.
                        Чем Герланд основывает свое утверждение, что Папин не построил пароход?
                        Его аргумент "этого не могло быть, потому что этого не могло быть никогда, верьте мне - я знаю"?
                      5. 0
                        13 апреля 2025 13:36
                        если бы знал кто такой Louis Figuire

                        Я Вам привёл перевод текста. Он автор выдумки о постройке парохода.
                      6. -1
                        13 апреля 2025 14:09
                        Вы непрошибаемый laughing
                        Еще раз поинтересуюсь: а с чего вы решили что факт постройки Папиным парохода это выдумка?
                        С того, что какой-то мужик в 19-м веке назвал выдумкой рассказ какого-то другого мужика, написавшего его в 19-м веке?
                        Или с того, что так написано в википедии, которая никогда не врёт? laughing

                        Вы мои посты внимательно читали?
                        Еще раз для тех, кто в танке:
                        Еще раз: в используемых мной источниках написано, что факт постройки парохода зафиксирован в письмах Папина Лейбницу, где тот не просто хвастается, а просит конкретики - помочь с пропуском его пароходика.
                        Если допустить, что такие письма действительно были, то велика вероятность что пароходик все таки был построен.
                        Но т.к. он был разрушен, а чертежи не сохранились, то это невозможно не подтвердить, ни опровергнуть.

                        В данном вопросе можно руководствоваться только сведением, оставленным каким-то авторитетным очевидцем события.
                        Например, если бы Лейбниц оставил воспоминание типа: я приехал к Папину и убедился, что он действительно построил (не построил) судно с паровой машиной.
                        Но таких свидетельств нет
                        Попробуйте прочитать вышеприведенной 10 раз подряд.

                        И еще: даже если бы сам Карл Маркс лично написал, что постройка Папиным парохода это выдумка, то такое заявление ни коим образом не повлияло бы на степень вероятности действительности данного события
                      7. 0
                        13 апреля 2025 15:54
                        что какой-то мужик в 19-м веке

                        Это мы с Вами "какие-то мужики", а Герланд - известный историк науки и техники. И, в отличие от него, нам персональные статьи в национальной Вике не заслужить. Кстати, Фигуайр - тоже не.
                        Еще раз: в используемых мной источниках написано

                        Я уже написал, как оцениваю Ваши "источники". Да Вы и сами знаете.
                      8. 0
                        13 апреля 2025 16:02
                        а Герланд - известный историк науки и техники.
                        видимо вы не прочитали мой предыдущий пост 10 раз, как я вам советовал.
                        Жаль laughing
                        Будь ваш Герланд хоть чемпион мира по истории науки и техники, это никак не изменит факта, что его мнение о деятельности Денни Папина является частным мнением обывателя, т.к. настоящего научного исследования по обсуждаемому нами эпизоду он провести не мог - прошло уж более 100 лет.
                        Кстати, на чем он основывает свое утверждение что Папин пароход не сделал?
                        Или вы его брошюрку не читали, а свое мнение основываете на википедии? laughing
                      9. 0
                        13 апреля 2025 16:22
                        Или вы его брошюрку не читали, а свое мнение основываете на википедии?

                        Задайтесь лучше вопросом, на чём Фигуайр основал свой вброс о том, что был построен пароход.
                        Ваши "источники" только повторяют эту французскую легенду.
                        Да, даже статьи Герланда недоступны, не говоря уже о его источниках.
                        И я против французов ничего плохого не имею. Французы - тоже нация инженеров. Сопромат - французская наука.
                        Уже писал, что Папен - серъёзный ученый, и он не нуждается в том, чтобы ему приписывали лишнее.
                        Вы, как гуманитарий, видимо, плохо представляете себе, что значит построить пароход, тем более в то время. Это надо было быть, как минимум, богатым купцом, а у Папена не было денег на разрешение на проход по рекам.
                        И ещё штрих в этой легенде: от Бремена до Лондона по Северному морю! Без предыдущих навыков навигации да ещё и с семьёй!
                        Т. е. семья спаслась только благодаря тому, что эту лодку разбили.
                      10. -1
                        13 апреля 2025 16:29
                        Задайтесь лучше вопросом, на чём Фигуайр основал свой вброс о том, что был построен пароход.
                        Понятия не имею на чем - не читал.
                        А на чем построили авторы моих источников писал:
                        в используемых мной источниках написано, что факт постройки парохода зафиксирован в письмах Папина Лейбницу, где тот не просто хвастается, а просит конкретики - помочь с пропуском его пароходика.
                        Если допустить, что такие письма действительно были, то велика вероятность что пароходик все таки был построен.
                        у вас амнезия?

                        И повторю свой вопрос от ответа на который вы уклонились:
                        Кстати, на чем он (Герланд) основывает свое утверждение что Папин пароход не сделал?
                        Или вы его брошюрку не читали, а свое мнение основываете на википедии?
                        Вы уж наберитесь мужества честно ответить что первоисточник не читали, и ваше мнение основано на википедии love
                      11. 0
                        13 апреля 2025 16:31
                        Вы уж наберитесь мужества честно ответить что первоисточник не читали

                        Да, вроде, уже набрался. Или Вы не прочитали?
                      12. -1
                        13 апреля 2025 16:43
                        Не увидел прямого ответа в вашем многословии.
                        а у Папена не было денег на разрешение на проход по рекам.
                        Это он вам сам рассказал во время спиритического сеанса? Или опять старая добрая википедия, которая никогда не врёт? laughing
                        И ещё штрих в этой легенде: от Бремена до Лондона по Северному морю!
                        Не сгущайте краски - некоторые люди Ла Манш вплавь пересекли. И неизвестно, собирался ли Папен плыть на своей шхуне, или хотел только доплыть на ней до морского порта чтобы погрузить паровую машину на морское судно.
                        Короче говоря как я и написал выше
                        Если допустить, что такие письма действительно были, то велика вероятность что пароходик все таки был построен.
                        Но т.к. он был разрушен, а чертежи не сохранились, то это невозможно не подтвердить, ни опровергнуть.
                      13. 0
                        13 апреля 2025 16:49
                        собирался ли Папен плыть на шхуне,

                        Шхуна - это серьёзное парусное судно.
                        Откуда у Папена на это деньги?
                        А какова должна быть паровая машина, чтоб такое судно приводить?
                        Готов сойтись на том, что он вёз макет пароатмосферной машины, которую уже предлагал в 1690 г.
                      14. -1
                        13 апреля 2025 16:55
                        Откуда у Папена на это деньги?
                        Предлагаете погадать вместе с вами?
                        В другой раз hi
                      15. 0
                        13 апреля 2025 18:10
                        Предлагаете погадать вместе с вами?

                        Тут нечего гадать, раз умер в нищете и похоронен в безымянной могиле.
                      16. -1
                        13 апреля 2025 18:26
                        Раз умер в нищете и похоронен в безымянной могиле,.то значит не смог построить пароход.
                        Железная логика - не поспоришь!
                        Печкин спрашивает:
                        — Разрешите узнать, а кто такой будет Антон Павлович Чехов?
                        — Не знаю! — отвечает кот. — Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала.
                        — Наверное, он был хороший человек, — говорит Шарик, — раз его именем пароход назвали. И он не стал бы ёлки рубить.
                        — А что бы он стал делать?
                        — Пошёл бы в магазин и искусственную ёлку купил.
                        Тут в дверь постучали. Входит человек в маске и с искусственной ёлкой.
                        — Угадайте, кто я? — спрашивает.
                        — Антон Павлович Чехов, — говорит Печкин.
              2. 0
                12 апреля 2025 17:29
                Причина последнего очевидна: гордым немцам, считавшим себя нацией технарей

                Это по состоянию на середину ХХ века.
                Даже в начале ХХ века такое самоощущение ещё не утвердилось, и изобретателю гидротрансформатора Фёттингеру приходилось доказывать в своей речи на мероприятии VDI, что немецкие инженеры ничуть не хуже английских и американских
      2. 0
        12 апреля 2025 13:38
        Ну вот, еще один критик

        И уж если вам так остро приспичило критикнуть,

        Нетерпимость к критике Вас не красит.
        Критику надо использовать для совершенствования.
        1. 0
          12 апреля 2025 14:16
          Нетерпимость к критике Вас не красит.
          Я положительно отношусь к конструктивной критике и всегда стараюсь извлечь из нее пользу.
          Но не приветствую, когда люди критикуют не то, что написано, а то, что им померещилось после прочтения написанного (или вообще не читавших текст)

          И если публикация называется Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя, то нет оснований критиковать автора за то, что он не изложил в ней весь всю жизнь Папина от яслей дл гроба
  12. +2
    14 апреля 2025 08:17
    В дополнение к библиографии:
    Гаврилов С. В. "Судовые энергетические установки. История развития" и "Металлургия и время", в 4 томах, издание МИСиС. Все есть в тырнете в совершенно свободном доступе. О конно-человеческих приводах всяческих водородных машин можно почитать у Черникова, "Энциклопедия речного флота".
  13. +1
    14 апреля 2025 10:12
    Цитата: Grossvater
    водородных

    Водоходных конечно!
  14. +1
    15 апреля 2025 06:05
    Насчёт ранних паровых машин необходимо уточнять, что все они были одностороннего действия или пароатмосферными - обратный ход поршня осуществлялся за счёт атмосферного давления и возникновения разряжения под поршнем в результате конденсации пара. Таковы машины Папена, Севери, Ньюкомена, Ползунова. Ползунов первым добился непрерывной работы за счёт применения двух цилиндров и храпового механизма. И они ещё не были универсальными двигателями - первые паровые машины обеспечивали только возвратно-поступательное движение и могли приводить только насосы и меха.
    Привод нескольких станков и механизмов от одного двигателя называется групповым механическим (одномоторным) приводом и иногда применяется до сих пор - буровые станки, тросовые экскаваторы и подъёмные краны. В старых цехах можно видеть трансмиссионные валы под потолком и длинные плоские ремни к станкам, это он и есть. Экскаватор или кран с цепным приводом гусениц - тоже одномоторный привод.
    Применительно к пароатмосферным машинам говорить про кривошипно-шатунный механизм и маховик ещё рано - они ещё не использовались для получения вращательного движения.
  15. 0
    25 июня 2025 06:51
    Статья прекрасная.
    Все же, простите за мой французский, но считаю, что он должен бы быть Папен. А может даже и Папан. Иногда и так читают такие фамилии. Пьер Карден тоже пишется как Кардин.