Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя

17 061 72
Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя


«…я в печальном положении. Когда делаю лучшее, на что способен я возбуждаю только враждебность.»
Denis Papin (из письма Лейбницу, 1712 г.)




Краткая история появления первых двигателей


Когда именно был изобретен первый механизм, предназначенный для массового производства нужных людям предметов, доподлинно неизвестно. Но благодаря записям, оставленным мудрым Архимедом, до нас из глубины веков дошли описания удивительных механизмов, которые были сконструированы несколько тысячелетий назад и безотказно работали на пользу древним людям. Эти доисторические станки приводились в движение мускульной силой людей, а самые большие – силой животных. Таким образом, первыми двигателями являлись сам человек и его четвероногие помощники (за исключением кошки – приобщить её к общественно полезному труду так и не удалось).



Человеческая мысль не стоит на месте, и уже в те далекие годы люди начали задумываться над тем, что было бы неплохо заменить силу животных каким-то постоянным источником энергии, который не нужно кормить и поить. Тут кто-то обратил внимание на реку, бестолково протекающую неподалеку и не приносящую производству никакой существенной пользы. Этот кто-то решил воспользоваться силой движения воды и заставить реку работать во благо ленивого человечества. Так был изобретен первый в истории двигатель — водяной.

Сначала он использовался для поднятия (выкачивания) воды из реки и перекачки её в оросительные каналы (водяной насос), а затем для помола муки (водяная мельница). Позже силу, отбираемую у воды, люди начали применять для приведения в движение валов различных станков, предназначенных для изготовления разнообразных изделий. Древний водяной двигатель был достаточно примитивен: вода приводила в движение большое колесо, а от него вращение посредством шестерен и валов отводилось к приводному валу какого-нибудь станка.

Тут возникла небольшая конструктивная заминка: течение вращает водяное колесо с постоянной скоростью, а станки требуют вращения с переменными скоростями, и чаще всего с большими, чем скорость движения колеса. Древние механики были достаточно сообразительные и навострились изменять скорость вращения приводных валов посредством шестерен различного диаметра: при передаче от малой шестерни к большой вращение замедлялось, но зато увеличивалось передаваемое усилие, а при передаче от большой к малой, наоборот, скорость увеличивалась, а усилие понижалось. Путем соединения шестерен различного диаметра (с разными числами зубьев) можно было получать большое количество передаточных отношений, что жизненно необходимо станку при выполнении сложной работы. Так были изобретены многоступенчатые коробки перемены передач — доисторические редукторы.

Чуть позже люди начали использовать энергию ветра и принялись строить ветряные двигатели – ветряные мельницы. Но ветер был слишком своенравный источник энергии: то он дует, то нет, то дует слишком слабо или не туда, куда нужно, а иногда вдруг возьмет да дунет так, что мельница завалится. А вот вода в реке течет всегда в одном направлении, вращая колесо с практически постоянной скоростью. В результате изобретения водяного двигателя начался важный этап в жизни человечества – переход от ручного труда к машинному.

Решение задачи отбора мощности у реки дало сильный толчок развитию конструкторской мысли и явило на свет новую профессию: техник-механик. Наиболее интересной старинной технической конструкцией являлся лесопильный постав 17 века.

Благодаря сложному набору последовательно соединенных цилиндрических зубчатых колес вращение отводилось от водяного колеса и разделялось на два силовых потока. Первый через кривошип и штанги обеспечивал возвратно-поступательное движение полотна пилы, а второй отводился к сложному механизму, натаскивающему на полотно бревно или доску. Путем изменения диаметров колес можно было регулировать как скорость движения пилы, так и скорость движения бревна.


Постепенно по берегам рек начали вырастать большие и малые мануфактуры: прядильные, хлопкоочистительные, лесопильные. В результате все больше и больше людей отходило от земледелия и втягивалось в производственный труд, стал нарождаться новый класс – пролетариат.

Но и водяной двигатель оказался не идеален. Во-первых, мануфактуры были «привязаны» к рекам, а реки есть не во всех местностях. Во-вторых, в некоторых царствах-государствах зимой было очень холодно, и водяные двигатели замерзали. И механики по всему свету принялись ломать голову над тем, как бы придумать такой двигатель, чтобы его работа не зависела от капризов матушки-природы и не была привязана к реке.

История изобретения паровой машины


Близок локоток, да попробуй его укусить. Ну никак не удавалось древним механикам нащупать такой принцип конструирования двигателя, чтобы он работал без помощи капризных природных сил. Нужна была какая-то движущая сила, да где ж её возьмёшь?

И тут как всегда на помощь человечеству пришел Его Величество Случай.

Как-то раз один ученый со смешной фамилией Папин решил сварить картошечку. Он поставил на огонь кастрюлю, и вот через некоторое время вода закипела, и выходящий пар начал противно греметь крышкой. Это обычное явление, бездумно наблюдаемое миллионы раз многими людьми по всему белу свету, неожиданно заинтересовало любознательного Папина. Он положил на крышку камень и принялся наблюдать: а что же будет происходить дальше?

Некоторое время крышка оставалась неподвижной, но потом опять загремела. Папин положил камень побольше, и через некоторое время пар опять начал трясти крышку. Учёный, словно зачарованный, не отрываясь, долго смотрел, как пар упорно толкает крышку вверх, затем давление пара снижалось, и крышка под весом камня опускалась вниз, потом снова поднималась вверх. И так происходило до тех пор, пока вода полностью не выкипела.

Папин подлил водичку, и тут ему в голову пришла любопытная идея. Он взял другую крышку меньшего диаметра, которая плотно входила внутрь кастрюли, едва касаясь ее стенок. И когда вода закипела, опустил крышку внутрь и с удивлением обнаружил, что пар давит снизу равномерно, и крышка под его давлением быстро поднялась до уровня краев кастрюли. Папин отлил водичку, чтобы крышка могла лечь почти на самое дно, и повторил опыт. Пар опять надавил на крышку и выдавил ее из кастрюли, но теперь крышка прошла больший путь, чем до этого. Тут Папин сообразил, что кипящая вода может развить приличную силу, и принялся размышлять, как бы эту силу у нее отобрать и заставить её вращать приводное колесо станка.

Вот при таких смешных обстоятельствах был открыт принцип работы первого поршневого двигателя, в котором крышка являлась поршнем, а кастрюля – цилиндром. Свою идею использования силы пара для совершения полезной работы Папин изложил в сочинении «Новое искусство» (1707).

После этого открытия механикам оставалось лишь придумать, как преобразовать поступательное движение поршня во вращательное движение колеса. Это удалось сделать посредством стержня (шатуна), присоединенного к поршню, и тяжелого металлического круга — маховика, который, раскрутившись от толчка шатуна и набрав инерцию после совершения поршнем рабочего хода, возвращал его в исходное положение — заталкивал крышку внутрь кастрюли, чему способствовало резкое понижение давления в кастрюле вследствие выхода пара наружу. А маховик соединялся с шатуном коротким штоком, названным мотылем. Подвижность деталям обеспечивали три шарнира. Вот и вся премудрость.


Вот так в начале XVIII века по воле случая возник творческий импульс, в итоге приведший к созданию первого поршневого двигателя, который впоследствии назвали паровым.

Изложенное наводит на мысль, что все важнейшие изобретения чрезвычайно просты, и подсказки, приводящие к ним, находятся рядом с нами, но только не каждому человеку дано их увидеть.

Поскольку воду кипятили с помощью огня, находящегося вне цилиндра, паровые машины согласно квалификации, принятой в XIX веке, окрестили двигателями внешнего горения, но в те далекие годы XVIII века звали менее затейливо — «огневые машины».

Понятное дело, что приведенная выше кастрюля Папина не могла в таком виде служить в качестве работоспособной паровой машины, пригодной для выполнения разнообразных производственных задач, и в общепринятой истории двигателестроения честь открытия первого парового двигателя ему обычно не приписывают.

Точно известно лишь одно: Дени Папен был чрезвычайно талантливый человек и вошел в историю как изобретатель первого предохранительного клапана в паровых котлах высокого давления, спасшего немало человеческих жизней и использующегося поныне.

История изобретения первого парохода


Однако, судя по сохранившейся переписке Дени Папина с известным немецким ученым Лейбницем, изобретателю в 1707 году все же удалось осуществить мечту всей своей жизни и построить работоспособную паровую машину. И не просто построить, а даже испытать и найти практическое применение, приспособив в качестве судового двигателя на небольшую шхуну. Фактически гениальный Папин построил первый в мире пароход, который на 100 лет опередил эпоху пароходостроения. По словам изобретателя, машина работала ровно и безотказно, и шхуна легко шла против течения.

Но недалекие правители Германии не только не проявили к изобретению никакого интереса, но и не дали Папину разрешение (пропуск) на плавание от устья р. Фульда до Везера и далее до Бремена, чтобы в итоге добраться до Лондона, где он надеялся вызвать бурный интерес к своему открытию. Загнанный в жизненный тупик, сильно стесненный в средствах изобретатель решился на отчаянный шаг — плыть самовольно, без установленного пропуска, погрузился в Касселе на свой пароходик вместе с семьей и скудными пожитками и поутру 24 сентября 1707 г. отправился в путь. Деревянное судно с двумя огромными лопастными колесами дошло до поселка Лоха вблизи Мюндена, где причалило к берегу для пополнения запаса угля.

Это странное судно, шумно дышащее паром и окутанное клубами густого дыма, показалось технически отсталым местным судовладельцам жутким исчадием ада, которое вдобавок намеревалось нагло проскочить монополизированную ими акваторию без пропуска. Владельцы парусников пришли в ярость, выволокли «доисторический пароход» на берег и разбили его на куски, заодно намяв бока и его владельцу. В память этого события туповатых технически безграмотных людей стали называть лохами.


Гравюра неизвестного художника, иллюстрирующая уничтожение парохода Папина (отчаявшийся изобретатель запечатлен в нижнем правом углу)

Вышеизложенное описание кончины парохода является шуткой автора, но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Скорее всего, судовладельцы интуитивно почувствовали, что эта самоходная шхуна является предтечей судов нового типа, не зависящих от воли течения и капризного ветра и способных стать серьезными конкурентами их допотопным парусникам. Поэтому и решили уничтожить потенциально опасного противника в самом зародыше.

Потрясенный произошедшей трагедией, Папин покинул эту дикую страну, застрявшую в темном средневековье, и перебрался в Англию. Однако, сломленный постигшей неудачей, изобретательскую деятельность прекратил и тихо ушел в иной мир, проведя последние годы жизни в нищете и полном забвении — даже дата его смерти осталась неизвестной.


Так неблагодарное человечество отнеслось к талантливому изобретателю, всю жизнь радеющему ради технического прогресса.

Чертежи судовой машины Папина не сохранились, да и сам факт ее постройки в тот век остался неизвестным, а в следующий был объявлен исторически сомнительным. Причина последнего очевидна: гордым немцам, считавшим себя нацией технарей, было неловко признать, что они не смогли понять ценность изобретения Папина. Да и сам изобретатель был французом, что, видимо, тоже способствовало постигшей его фатальной неудаче с продвижением изобретения в Германии и явилось причиной отрицания немцами факта постройки первого пароходика.

Впоследствии многие изобретатели, не знакомые с конструкцией машины Папина, долго пытались нащупать такую конструктивную схему, чтобы паровая машина работала с максимально возможным эффектом и была достаточно надежной. В разные годы XVIII века возникало множество моделей паровых машин, но с мертвой точки это дело так и не сдвинулось.
В полной мере разрешить столь непростую задачу удалось лишь шотландцу Джемсу Уатту, о чем будет рассказано далее.

Источники:
Бодри де Сонье. Подробный курс устройства автомобиля. Типография Ник. Орловского, Петроград, 1916.
Гумилевский Л. Творцы первых двигателей. Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы. М., 1936
Кузнецов Б.В. Развитие тепловых двигателей. Государственное энергетическое издательство, М, 1953.
Шпанов Н. Рождение мотора. Государственное энергетическое издательство, М, 1934.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 апреля 2025 05:16
    Статье твердое пять! Вызывает только лишь сожаление, что статей таких на ВО очень и очень мало
    1. +3
      11 апреля 2025 07:46
      Твёрдое "пять" за лохов ? request Вот бы ещё про "лодырей" написал ! fellow
      1. +19
        11 апреля 2025 08:19
        Твёрдое "пять" за лохов ? request Вот бы ещё про "лодырей" написал !
        публикация предназначена для читателей, обладающих чувством юмора laughing
      2. +1
        11 апреля 2025 09:01
        Цитата: Nikolaevich I
        Твёрдое "пять" за лохов ?
        Это для яркости повествования. Хорошо что не aschloch wink
    2. +3
      11 апреля 2025 08:40
      Ну а что картошка то ? Поел её или так увлёкся своим изобретением что переварил ?
      О Папене никогда не слышал . В школе нас учили что Черепановы построили первую машину , а тут какой то Папен .
      Познавательная статья , но как то не окончена . Будет продолжение ?
      1. +2
        11 апреля 2025 11:20
        Братья Черепановы построили первый в России паровоз 1834 г.!!! А железная дорога Петербург-Царское село построена в 1837 г.!!! То есть к 1837 году железная дорога супер новинкой уже не являлась и была надежной настолько, что могла быть использована для перемещения первых лиц государства. НО!!! Первая в России железная дорога построена на Олонецком горном заводе в 1788 г., понятно на гужевой тяге!!!!! Что точно Российское изобретение так это изобретение современной формы рельсов.
        1. +4
          11 апреля 2025 14:50
          Началось все в Англии
          Например, железные рельсы, использовавшиеся в Уайтхевене в 1738 году, были сделаны из чугуна. Чугунные рельсы имели несколько преимуществ по сравнению с деревянными, включая большую прочность и долговечность.
          Однако стоит отметить, что кованые железные рельсы начали использоваться позже, в начале 19 века. Кованое железо было более гибким и устойчивым к деформации, что сделало его предпочтительным материалом для железных дорог в то время.
          В 1738 году в Уайтхевене, Англия, рельсы использовались в шахтах для транспортировки угля. Уайтхевенская железная дорога была одной из первых, которая применяла металлические рельсы, что значительно улучшило эффективность транспортировки по сравнению с деревянными рельсами.
          Эти ранние железные рельсы представляли собой важный шаг в развитии железнодорожного транспорта, который позже привел к созданию более сложных и дальнобойных железных дорог.
          1. +1
            11 апреля 2025 15:17
            Деревянные дороги для тележек, также известные как "шахтные дороги" или "древесные рельсы", использовались на заводах и в шахтах с древних времен до начала промышленной революции. Они сыграли важную роль в транспортировке материалов и грузов. Вот несколько ключевых моментов о деревянных дорогах:
            1. Конструкция: Деревянные дороги обычно состояли из двух параллельных брусьев, уложенных на землю, по которым двигались тележки. Эти брусья могли быть сделаны из прочного дерева, такого как дуб или сосна, что обеспечивало достаточную прочность для перемещения грузов.
            2. Использование в шахтах: В шахтах деревянные дороги использовались для транспортировки угля и руды. Тележки, заполненные полезными ископаемыми, катились по рельсам, что значительно облегчало процесс извлечения и перемещения материалов.
            3. Заводы и фабрики: На заводах деревянные дороги использовались для перемещения сырья и готовой продукции. Это позволяло оптимизировать производственные процессы и повысить эффективность работы.
            4. Переход к железным рельсам: С развитием технологий и появлением железных рельсов в 18 веке деревянные дороги постепенно стали заменяться более прочными и долговечными железными рельсами. Это улучшило грузоподъемность и скорость транспортировки.
            Деревянные дороги стали основой для дальнейшего развития железнодорожного транспорта, и их использование в шахтах и на заводах стало важным шагом в индустриализации. 
            Усиление деревянных рельсов железом — это распространенная практика, которая существенно увеличивала прочность и долговечность деревянных конструкций, особенно в условиях интенсивной эксплуатации.
            1. Металлические накладки: На деревянные рельсы могли наноситься металлические накладки или полосы, которые прикреплялись с помощью гвоздей или винтов. Это позволяло увеличить жесткость рельсов и защитить их от износа.
            2. Угловые и стальные балки: Использование стальных уголков или балок для укрепления конструкции рельсов также было распространено. Эти элементы обеспечивали дополнительную поддержку и распределяли нагрузку по большей площади, что снижало риск повреждения древесины.
            3. Металлические соединения: В некоторых случаях деревянные рельсы соединялись с металлическими элементами, создавая комбинированные конструкции. Это позволяло эффективно использовать преимущества как древесины, так и металла, обеспечивая прочность и долговечность.
            4. Крепление с помощью болтов и скоб: Металлические скобы и болты использовались для крепления деревянных рельсов к металлическим элементам, что обеспечивало надежное соединение и предотвращало расшатывание.
            1. В середине 18 века начали появляться рельсы из кованого железа. Эти рельсы были более прочными и долговечными по сравнению с деревянными. Они часто имели форму "U" или "L", что позволяло лучше распределять нагрузку. Примером таких рельсов являются рельсы, разработанные в Англии для шахт, где они использовались для транспортировки угля.
            2. Рельсы с ребрами:
            В конце 18 века начали использовать рельсы с выступающими ребрами, которые улучшали устойчивость и уменьшали износ. Эти рельсы обеспечивали лучшую поддержку колесных пар и способствовали более плавному движению.
            3. Первоначальные профилированные рельсы:
            В этот период также начали разрабатываться первые профилированные рельсы, которые имели более сложную форму и обеспечивали лучшее распределение нагрузки. Это позволяло использовать более тяжелые локомотивы и вагоны.
      2. +2
        11 апреля 2025 13:28
        На самом деле, не только Папен в то время занимался паровыми машинами. Как XIX век был беременнен авиацией, которая взлетела в начале ХХ века, так век XVIII был беременнен паром и электричеством, которые взлетели в XIX веке
      3. +1
        Вчера, 09:56
        В школе учили, что Черпановы построили первый паровоз, используя известную до этого паровую машину.
    3. +6
      11 апреля 2025 14:29
      Статье твердое пять!
      Благодарю за позитивный отзыв - большая редкость на данном сайте.
      На ВО читатель специфический и на похвалу зело скуп. Зато для написания пространного критического опуса ему не жаль ни времени, ни сил laughing
  2. +10
    11 апреля 2025 06:28
    Крайне поверхностная статья.
    Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin).
    Непонятно зачем приведена иллюстрация лесопильная машина, которая не будет работать из-за большого передаточного отношения и трения между шестернями. Ничего не сказано о работе над пороховой машиной и невнятно заявлено о предохранительном клапане, которой был в конструкции прервого автоклава. Этот автоклав, папенов котел, практически с малыми изменениям, дошел до наших дней и назвыется скороваркой.
    Детская книга, значительно более качественная -- Шпанов Николай "Повести об удачах великих неудачников" https://royallib.com/book/shpanov_nikolay/povesti_ob_udachah_velikih_neudachnikov.html
    1. +1
      11 апреля 2025 07:53
      Цитата: Sensor
      Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin).

      А может изначально ,всё же, был Папин ? И дело было так...."Ты чей будешь ,отрок ? Папин ! А-а-а ,вижу по твоей роже,что папин,а не соседский ! Так и пристало к нему "Папин" ! И лишь потом изменилось по принципу "испорченного телефона " в Папен ! yes
      1. +4
        11 апреля 2025 09:33
        У Мамин-Сибиряка вероятно кто-то в роду так и получил фамилию, но француз в Германии никак не мог слагаться по правилам русского языка.
        1. +3
          11 апреля 2025 10:09
          Цитата: Azim77
          француз в Германии никак не мог слагаться по правилам русского языка.

          Уж и пошутить нельзя !??
          1. +2
            11 апреля 2025 12:02
            Ну я тоже, включив про "мамин сибиряк" хотел немного шуточно ответить. )
        2. 0
          11 апреля 2025 11:08
          но француз в Германии никак не мог слагаться по правилам русского языка.

          а причем здесь, сейчас, Германия?
    2. +9
      11 апреля 2025 08:25
      Крайне поверхностная статья.
      Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin).
      Я так полагал что кто-то из читателей блеснет эрудицией и сделает такую придирку.
      Уважаемый, в двух используемых мной источниках (вкл. самый старый) написано Папин, и лишь в одном - Папен.
      Поэтому могу предположить, что допустимо использовать оба варианта написания
      Ничего не сказано о работе над пороховой машиной
      И еще не указана дата рождения ученого.
      Вы название статьи внимательно прочли?
      Я не ставил перед собой задачу сделать жизнеописание изобретателя, тем кому это покажется любопытным, сможет узнать из источников, приведенных в статье
      1. +6
        11 апреля 2025 09:37
        Цитата: Lewww
        Я так полагал что кто-то из читателей блеснет эрудицией и сделает такую придирку.
        Уважаемый, в двух используемых мной источниках (вкл. самый старый) написано Папин, и лишь в одном - Папен.

        не обращайте внимания-статья интересна тем, что не о Фултоне.

        Тем более, что у Вас есть оба варианта фамилии в статье. Предвидели?
        1. +2
          11 апреля 2025 15:35
          Тем более, что у Вас есть оба варианта фамилии в статье. Предвидели?
          Конечно предвидел, но в окончательном варианте статьи у меня было написано так:
          Точно известно лишь одно: Денни Папин (Папен) был чрезвычайно талантливый человек,
          но редактор ВО зачем-то написанное в скобках убрал, написал Папен, и возможно внес еще какие-то собственные изменения - не сверял
      2. 0
        11 апреля 2025 11:09
        Я так полагал что кто-то из читателей блеснет эрудицией

        это - не эрудиция...
    3. +2
      11 апреля 2025 09:09
      Цитата: Sensor
      Не Папин, а Дени Папе́н (Denis Papin)
      Во французской транскрипции он Папе́н, а когда переехал в Англию наверняка стал Пэ́пин
      1. +2
        11 апреля 2025 15:50
        В русскоязычной литературе мне встречалось 2 варианта: Папин и Папен.
        В нашем отечестве перевод иностранных фамилий как-то стихийно складывается, например Уатт и Ватт - оба варианта употребляются, хотя и в разном значении
      2. 0
        Вчера, 12:36
        А потом в Шир и стал Пиппин
    4. +2
      11 апреля 2025 16:23
      Непонятно зачем приведена иллюстрация лесопильная машина, которая не будет работать из-за большого передаточного отношения и трения между шестернями.
      Рис. приведен для примера того, какие сложные механизмы создавались в старину при использовании силы водяного двигателя.
      И не нужно придираться - это рисунок, изображающий устройство и принципиальную схему, а не чертеж.
      Естественно что водяное колесо на таком поставе было значительно больше, но если его изобразить большим, то не будет видно шестерни.
      1. +4
        11 апреля 2025 16:49
        Водяные машины, использовавшиеся в Европе, начали развиваться после падения Римской империи, и их технологичность значительно варьировалась в разные исторические периоды. Основные моменты в истории водяных машин в Европе и их сравнение с римскими технологиями:
        1. Римская Империя:
        ◦ Водяные машины, такие как водяные мельницы, были широко распространены в Римской империи. Они использовали силу воды для перемалывания зерна и других процессов. Римляне применяли различные механизмы, включая водяные колеса и системы передачи энергии.
        2. Средние века:
        ◦ После падения Римской империи в 5 веке многие технологии были утрачены или забыты. Однако к 9-10 векам в Европе начали вновь развиваться водяные мельницы. В это время технологии постепенно улучшались, но они все еще не достигали уровня римских аналогов.
        3. Возрождение и позднее Средневековье:
        ◦ К 12-13 векам технологии водяных машин в Европе начали сравниваться с римскими. В это время появились более совершенные конструкции водяных мельниц, такие как горизонтальные и вертикальные водяные колеса, а также более сложные механизмы, позволяющие улучшить эффективность.
        4. Промышленная революция:
        ◦ В 18 веке, с началом промышленной революции, технологии водяных машин значительно улучшились. Водяные мельницы стали более сложными и эффективными, и их использование расширилось на новые производственные процессы. Это время можно считать периодом, когда водяные машины в Европе достигли уровня, сопоставимого с римскими.
        В Римской империи водяные машины играли важную роль в промышленности, обеспечивая механизацию процессов, которые ранее выполнялись вручную.
        Водяные мельницы для мукомольного производства:
        ◦ Водяные мельницы использовались для автоматизации процесса перемалывания зерна в муку. Это позволяло значительно увеличить объем производства и снизить затраты на труд. Наиболее известные примеры таких мельниц были найдены в Помпеях и других римских городах.
        2. Обработка древесины:
        ◦ Водяные машины использовались для распиливания древесины на бревна и доски, что было важным для строительной индустрии. Это позволило ускорить процесс обработки древесины и снизить затраты на ручной труд.
        3. Металлургия:
        ◦ В некоторых регионах Римской империи водяные машины использовались для привода молотов и других механизмов, необходимых для обработки металлов. Например, они могли приводить в движение кузницы, где производились инструменты и оружие.
        4. Текстильное производство:
        ◦ Водяные машины применялись для процессов, связанных с текстильным производством, такими как чесание шерсти и крашение тканей. Это позволяло ускорить производство и улучшить качество текстиля.
        5. Производство бумаги:
        ◦ В некоторых случаях водяные машины использовались для производства бумаги, что стало важным для распространения знаний и информации.
        6. Изготовление строительных материалов:
        ◦ Водяные машины могли использоваться для производства извести и других строительных материалов, необходимых для возведения зданий и сооружений.
        7. Промышленное производство:
        ◦ Водяные машины также применялись в различных мастерских и фабриках для привода различных механизмов, что способствовало развитию производственных процессов.
        8.Системы орошения:
        ◦ Водяные машины также применялись для орошения сельскохозяйственных угодий, что позволяло эффективно использовать водные ресурсы и повышать урожайность.
        9.Строительство и инфраструктура:
        ◦ Водяные машины могли использоваться для поднятия воды из рек и водоемов, что было важно для строительства и поддержания инфраструктуры, такой как акведуки и бани.
        10.Транспорт:
        ◦ В некоторых случаях водяные машины использовались для подъема и перемещения грузов, что облегчало транспортировку товаров.
  3. +6
    11 апреля 2025 07:42
    в I веке Герон Александрийский и описал в трактате "Пневматика" под названием эолипил, прототип парового двигателя.Эолипил или Геронов шар состоял из нагретого котла и турбины в виде сферы на оси. По кругу шар имел два патрубка (сопла), направленных противоположно. Из котла пар подаётся к шару через полую ось и вылетает из неё через сопла. Внутренняя энергия водяного пара превращается в механическую энергию вращения шара.В течение многих веков шар Герона оставался технической забавой или игрушкой.
  4. +3
    11 апреля 2025 08:12
    Паровая "кастрюля"-это ,конечно, здорово ! good Но ещё раньше(гораздо раньше!) был паровой шар Герона ! К сожалению древние греки не озаботились практическим применением оного ! fool И лишь в конце прошлого века появился мультфильм ,где инициативные товарисчи показали,как можно было бы шар Герона превратить в двигатель технического прогресса !
    1. 0
      11 апреля 2025 09:17
      Цитата: Nikolaevich I
      К сожалению древние греки не озаботились практическим применением оного
      С трудом представляю себе, где в античное время можно применять такие машины wink
      1. 0
        11 апреля 2025 10:07
        Цитата: Голландец Михель
        С трудом представляю себе, где в античное время можно применять такие машины

        Но авторы упомянутого мной мультфильма представили ! fellow
      2. +4
        11 апреля 2025 10:39
        А рабов было много,как грязи,зачем машины..
    2. +2
      11 апреля 2025 14:52
      Паровая "кастрюля"-это ,конечно, здорово ! good Но ещё раньше(гораздо раньше!) был паровой шар Герона !
      Эолипил Герона был не двигателем, а игрушкой
      1. +1
        11 апреля 2025 16:05
        Приветствую. Герон Александрийский предполагал использовать эолипил в качестве привода для лебедки подъема дров на маяк. Тот самый, что на острове Фарос...
        1. +1
          11 апреля 2025 16:12
          Возможно, но всё это было так давно, что сведения сохранились в виде былин и преданий родного края - по сути в виде сказок.
          Или в лучшем случае каких-то карандашных набросков
          1. +1
            11 апреля 2025 17:08
            Известно, что полностью трактат Герона "Пневматика", где описан эолипил сохранился в арабском переводе сирийского учёного IX века Косты ибн Луки ал-Ба’албаки под названием "О поднятии тяжестей".
      2. 0
        11 апреля 2025 18:05
        Цитата: Lewww
        Эолипил Герона был не двигателем, а игрушкой

        Ваши слова не убедительны ! Всё "сравнительно-относительно" ! И "серьёзные весчи" становятся игрушками, а игрушки практическими изделиями !
        1. +2
          11 апреля 2025 18:08
          Ваши слова не убедительны !
          Я лишь привел мнение одного из авторов используемого источника - Кузнецова.
          Сам я лично с Героном не знаком и о практическом применении его изобретения не осведомлен
  5. +2
    11 апреля 2025 08:21
    "В память этого события туповатых технически безграмотных людей стали называть лохами."
    Как говорится, "вот это поворот"
  6. +4
    11 апреля 2025 10:13
    Картошечка все же позже распространилась. what ЕМНИП Фридрих Великий поспособствовал, поставив часового охранять картофельное поле. Крестьяне, доселе не желавшие слышать о "чертовом яблоке", решили что охраняют что-то дельное и принялись тырить... feel
    1. +8
      11 апреля 2025 12:53
      Фридрих, где хитростью , а где и прямым принуждением приучил немцев выращивать диковинный овощ – картошку. Благодаря ей удалось спасти многих немцев от голода, нация не потеряла много людей во время страшных голодных лет. В благодарность за это на могилу Старого Фпица посетители всегда кладут клубни картофеля.
      фото На надгробной плите Фридриха II на парадном дворе Сан-Суси круглый год лежат клубни картофеля.
  7. +4
    11 апреля 2025 13:06
    Спасибо Автор ! Прочел с интересом !
  8. +3
    11 апреля 2025 13:44
    Скорее всего, судовладельцы интуитивно почувствовали, что эта самоходная шхуна является предтечей судов нового типа

    К сожалению, технари нередко беспомощны в плане джунглей человеческих отношений.
    Если бы он сделал своё судно одновременно и парусным, то м.б. смог проскочить под парусом в Лондон, а уже там демонстрировать заинтересованным лицам возможности машинного хода. Или найти таких интересантов поближе к себе.
  9. +2
    11 апреля 2025 14:45
    Цитата: Nikolaevich I
    А может изначально ,всё же, был Папин ?
    Не возьмусь гадать как было при его жизни, но полагаю что в нашей отчизне изначально писали Папин
  10. 0
    11 апреля 2025 23:02
    Так были изобретены многоступенчатые коробки перемены передач — доисторические редукторы.

    Это шедевр!
    Автору надо определиться со смыслом слов, как "редуктор", так и "доисторический".
    1. 0
      Вчера, 09:57
      Может вы развернете свою мысль и объясните в чем конкретно не точен автор?
      Или вам доставляет удовольствие аргументировать намеками?
      1. 0
        Вчера, 13:35
        Или вам доставляет удовольствие аргументировать намеками?

        А разве сложно узнать значение слов?
        Могу сделать это за Вас.
        Редуктор - понижающая передача. В противоположность ему повышающая называется мультипликатором.
        Доисторический - существовавший до сохранившихся письменных источников.
        1. 0
          Вчера, 15:00
          Доисторический - существовавший до сохранившихся письменных источников.
          слово "доисторический" было мной использовано в качестве метафоры. Но чтобы такие как вы не придирались, в следующий раз буду брать все метафоры в кавычки laughing
          Редуктор - понижающая передача
          Это в узком смысле, в широком под Р имеется в виду мех-м, изменяющий скорость вращения при передаче движения от одного вала к другому.
          Специально для вас сфоткал - Краткий политехнический словарь. Гос изд-во тех. литературы 1955 г.
          И я знаю что такое мультипликатор и демультипликатор
          1. 0
            Вчера, 16:52
            мех-м, изменяющий скорость вращения

            Редукция - УМЕНЬШЕНИЕ.
            Изменение - вариация.
            Словарь ошибается. Это следствие пренебрежения латынью реформаторами школы.
            Такого рода ошибки в толковых технических словарях мне встречались ещё. Уровень терминологической культуры низок.
            К сожалению, я тоже не слишком силён в латыни, и, в отличие от Вас, не вполне понимаю смысл слова "демультипликатор". Могу только предположить, что приставка "де-" здесь означает не отрицание, а удвоение. Словарные статьи прошу не предлагать по изложенной причине.
            1. 0
              Вчера, 18:22
              Словарь ошибается.
              Словарь не ошибается.
              Вариация это не просто изменение, это переменность
              Редуктор изменяет отношение с определенным ПЧ, а вариатор - с переменным (не постоянным)
              К сожалению, я тоже не слишком силён в латыни, и, в отличие от Вас, не вполне понимаю смысл слова "демультипликатор"
              Это не латынь, а технический термин, дополнительная передача в раздаточной коробке, предназначенная для увеличения крутящего момента КПП и удвоения числа ее передач.
              В техническом плане Д это редуктор (две шестерни).
              Ну и еще в книгах по автомобилизму редуктором иногда называют ГП с дифференциалом, хотя правильнее так называть только ГП

              И мы рассуждаем не о толковании латыни, а о знании и правильном применении технических терминов.
              1. 0
                Вчера, 19:18
                И мы рассуждаем не о толковании латыни, а о знании и правильном применении технических терминов.

                Технические термины вводились людьми, знающими латынь.
                А после неправильно использовались людьми, латыни не знающими.
                Мне понравилась фраза о Борисе Джонсоне, что это Дональд Трамп, знающий латынь. В Итоне учат до сих пор.
                это редуктор (две шестерни)

                Зубчатая передача состоит из шестерни и колеса.
                1. 0
                  Вчера, 19:58
                  Зубчатая передача состоит из шестерни и колеса.
                  Вот откуда вы всё это извлекаете?

                  В простейшей зубчатой передаче ДВА колеса.
                  В автомобилестроении оба называются шестернями - ведущей и ведомой.

                  Одно зубчатое колесо в червячной передаче
                  Давайте на этом закончим - оф топ
                  1. 0
                    Вчера, 21:39
                    Вот откуда вы всё это извлекаете?

                    Из учебника по деталям машин.

                    В автомобилестроении оба называются шестернями

                    А вот это откуда?
                    1. 0
                      Вчера, 22:20
                      Из учебника по деталям машин.
                      Это хорошо что у вас имеется учебник, теперь дело за малым - научиться понимать прочитанное.
                      В зубчатой передаче 2 колеса, малое в "классической науке" принято называть шестерней, большое - колесом.
                      Но как отдельные детали (например в КПП) они оба наз. шестернями

                      Не подумайте что хвастаюсь, на моей книжной полке 6 учебников Детали машин и все тома первого издания сов. тех. энциклопедии.
                      Ну и пара политехнических словарей. Поэтому если что-то не знаю или запамятовал, всегда есть возможность узнать и восстановить.
                      Ну и вести спор по терминологии не вижу смысла, ибо она а) меняется с течением лет; б) в различных отраслях техники имеет свою специфику
                      А вот это откуда?
                      Эти термины вы можете увидеть в любом советском руководстве по ремонту и акспл-ии ав-ля.
                      Ну или например в в учебнике Вахламова https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-i/6043270650.jpg
                      Или в старом советском "классическом" https://djvu.online/file/atjlchUkJwrZ8? если вы поклонник старины laughing
                      1. 0
                        Вчера, 22:45
                        Ну и вести спор по терминологии не вижу смысла, ибо она а) меняется с течением лет; б) в различных отраслях техники имеет свою специфику

                        Терминология "меняется" из-за неграмотного употребления.
                        В издании некоего политехнического института в статье кандидата техн. наук несколько раз встречаю слово "осцилляция", написанное с 3-мя ошибками. Что ж, застолбим "изменение терминологии"?
                      2. 0
                        Вчера, 23:10
                        Терминология "меняется" из-за неграмотного употребления.
                        Не всегда.
                        Например, когда-то в советском автостроении в разное ШРУС называли кардан, потом стали называть шарнир или карданный шарнир.
                        В дореволюционных изданиях шестерни иногда называли зубчатками.
                        Любой термин это некая условность - люди в какой-то момент условились что-то как-то называть. Затем через годы другие люди решают это что-то называть по другому.
                      3. 0
                        Вчера, 23:43
                        Например, когда-то в советском автостроении в разное ШРУС называли кардан, потом стали называть шарнир или карданный шарнир.

                        Это Вы вынесли из бесед с соседями по гаражу? В отрасли никогда такое не использовали.
                        И поавильно будет КАРДАНОВ шарнир.
  11. 0
    11 апреля 2025 23:31
    Редкий случай, но статьи о Папене в Вике на порядок более содержательны, чем данная статья.
    Мне больше нравится английская.
    1. 0
      Вчера, 10:41
      Ну вот, еще один критик laughing
      Уважаемый, вы название публикации внимательно прочли?
      Читайте еще раз: Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя

      Я не ставил задачу описать ВСЮ жизнь изобретателя и ВСЕ его изобретения.
      Рассказ был только о том небольшом периоде, когда он изобрел паровую машину и (по его словам) построил первый в мире пароход.
      И уж если вам так остро приспичило критикнуть, то нужно было придраться к той части, где рассказывается о водяных и ветряных двигателях, которая на первый взгляд не имеет никакого отношения к повествованию о Дени
      1. 0
        Вчера, 13:28
        Читайте еще раз: Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя

        Не строил он пароход. Та лодка была с мускульным приводом. И паровую машину не строил. После него Ньюкомен и Ползунов строили пароатмосферные машины, а паровая - это уже Ватт.
        Он получил хорошее образование и был серъёзным учёным. Гюйгенс и Лейбниц не стали бы сотрудничать абы с кем.
        Т. е. статья построена на байках.
        1. 0
          Вчера, 14:14
          Не строил он пароход. Та лодка была с мускульным приводом.
          вам бы еще стоило добавить ВЕРЬ МНЕ - Я ЗНАЮ
          Публикация построена на двух источниках, в которых цитируется содержание писем Папина Лейбницу где утверждается что он построил судно, приводимое в движение паровой машиной и просит того о содействии в получении пропуска на проход этого судна до Бремена.
          Действительно ли такие письма были, и насколько соответствовал действительности их текст, я не проверял.
          1. 0
            Вчера, 17:07
            Действительно ли такие письма были, и насколько соответствовал действительности их текст, я не проверял.

            Из английской Вики:
            В 1705 году Папен построил корабль, приводимый в движение ручными веслами. Апокрифическая история, возникшая в 1851 году Луи Фигуайром, утверждала, что этот корабль был паровым, а не ручным, и что это было первое паровое транспортное средство любого рода. Миф был опровергнут еще в 1880 году Эрнстом Герландом [de], хотя он все еще находит доверчивое выражение в некоторых современных научных работах.[10]

            Говорят, что корабль Папена был уничтожен в 1707 году лодочниками из Мундена, которые боялись, что это поставит под угрозу их средства к существованию.[11] Сцена, когда лодочник уничтожает корабль Папена, изображена в нескольких произведениях искусства восемнадцатого века и служит примером сопротивления и страха, вдохновленного творческим разрушением, которое сопровождает новые технологии.[12][13]

            Простите за гугл-перевод. Править его нет смысла, проще обратиться к оригиналу.
            Похоже, что те авторы проверяли.
            1. 0
              Вчера, 17:14
              Похоже?
              Чем похоже? laughing
              Еще раз: в используемых мной источниках написано, что факт постройки парохода зафиксирован в письмах Папина Лейбницу, где тот не просто хвастается, а просит конкретики - помочь с пропуском его пароходика.
              Если допустить, что такие письма действительно были, то велика вероятность что пароходик все таки был построен.
              Но т.к. он был разрушен, а чертежи не сохранились, то это невозможно не подтвердить, ни опровергнуть.
              Свои соображения по данному вопросу я высказал:
              Чертежи судовой машины Папина не сохранились, да и сам факт ее постройки в тот век остался неизвестным, а в следующий был объявлен исторически сомнительным. Причина последнего очевидна: гордым немцам, считавшим себя нацией технарей, было неловко признать, что они не смогли понять ценность изобретения Папина. Да и сам изобретатель был французом, что, видимо, тоже способствовало постигшей его фатальной неудаче с продвижением изобретения в Германии и явилось причиной отрицания немцами факта постройки первого пароходика.
              То есть в данном случае можно написать как сейчас в титрах в начале худфильмов - основано на реальных событиях laughing
              1. 0
                Вчера, 17:22
                То есть в данном случае можно написать

                Пришлось залезть в статью о Герланде в немецкой Вике по ссылке из английской:
                Герланд К истории изобретения парохода, Z. Общество немецких инженеров, 20, 1876, 461–470, Так называемый пароход Папена, Общество истории Гессена, N.F., 8, 1880, 221–227, Папен и изобретение парохода, Ежегодник Судостроительного технического общества, 9, 1908, 475–486.
                1. 0
                  Вчера, 20:11
                  Пришлось залезть в статью о Герланде
                  это частное мнение отдельного человека - с одинаковой степенью вероятности может быть исторически правильным, неправильным или правильным в какой-то части.
                  В данном вопросе можно руководствоваться только сведением, оставленным каким-то авторитетным очевидцем события.
                  Например, если бы Лейбниц оставил воспоминание типа: я приехал к Папину и убедился, что он действительно построил (не построил) судно с паровой машиной.
                  Но таких свидетельств нет
                  1. 0
                    Вчера, 21:43
                    это частное мнение отдельного человека

                    Вы всерьёз хотите поставить себя на одну доску с Герландом?
                    Со своими источниками в виде популярных книжек?
                    1. 0
                      Вчера, 22:26
                      Жаль что вы так ничего и не поняли - удачи!
                      1. 0
                        Вчера, 22:59
                        Жаль что вы так ничего и не поняли - удачи!

                        Взаимно, гуманитарий!
                      2. 0
                        Вчера, 23:22
                        Может и так, но вы точно не занимались историческими исследованиями.
                        Как я понял Герланд, которого вы возводите в статус непререкаемого авторитета, всего лишь издал переписку Папина с Лейбницем в 1881 г.
                        Т.е. он не только не знал Папина лично и не являлся очевидцем его деятельности, но даже родился через 100 лет с момента предполагаемого события.
                        Его мнению грош цена в базарный день.

                        В моей практики попадались случаи, когда например штаб дивизии подает в штаб армии оперсводку в конце суток, где приводит сведения о том как вел бой и где сейчас находится ее полк.
                        Потом я обнаруживаю оперсводку по итогам этого же дня, составленную штабом данного полка
                        И с удивлением обнаруживаю, что между сведениями в этих двух документах нет ни единого сходства.
                        А потом мне попадается ЖБД немецкой дивизии, кот. вела бой с этим полком, и там уже изложен третий вариант происходящих событий.
                        И это когда с момента события до момента его фиксации в документах прошел малый промежуток времени.

                        А в вашем случае человек берется веско судить о том, что происходило почти за 100 лет до его рождения laughing
                      3. 0
                        Вчера, 23:55
                        Его мнению грош цена в базарный день.

                        Почему Вы защищаете измышления Луи Фигуайра (Louis Figuire)?
              2. 0
                Вчера, 17:29
                Причина последнего очевидна: гордым немцам, считавшим себя нацией технарей

                Это по состоянию на середину ХХ века.
                Даже в начале ХХ века такое самоощущение ещё не утвердилось, и изобретателю гидротрансформатора Фёттингеру приходилось доказывать в своей речи на мероприятии VDI, что немецкие инженеры ничуть не хуже английских и американских
      2. 0
        Вчера, 13:38
        Ну вот, еще один критик

        И уж если вам так остро приспичило критикнуть,

        Нетерпимость к критике Вас не красит.
        Критику надо использовать для совершенствования.
        1. 0
          Вчера, 14:16
          Нетерпимость к критике Вас не красит.
          Я положительно отношусь к конструктивной критике и всегда стараюсь извлечь из нее пользу.
          Но не приветствую, когда люди критикуют не то, что написано, а то, что им померещилось после прочтения написанного (или вообще не читавших текст)

          И если публикация называется Печальная история первого в мире парохода и его изобретателя, то нет оснований критиковать автора за то, что он не изложил в ней весь всю жизнь Папина от яслей дл гроба