«Кровавая баня». Воздушное сражение над Зееловскими высотами

42 474 52
«Кровавая баня». Воздушное сражение над Зееловскими высотами


Перевод статьи «Blutbad in der Luft. Die Luftkämpfe über den Seelower Höhen», опубликованной в специальном выпуске-альманахе «Seelower Höhen» военно-исторического журнала «Clausewitz Spezial» 2025.



Примечание переводчика

Данный специальный выпуск журнала «Клаузевиц» посвящен сражению за Зееловские высоты и Хальбскому котлу. Рассказ о сражениях большого масштаба выглядит весьма хрестоматийно, и постоянные читатели «ВО» вряд ли откроют для себя что-то новое. Мне же показались интересными материалы, рассказывающие о состоянии вермахта в последний дни своего существования, о том, что представлял из себя фольксштурм, и о действиях военно-воздушных сил сторон, каковые обычно остаются в тени.

Таким образом я хочу представить читателям Военного обозрения цикл из трех статей:

- Фольксштурм;

- Воздушное сражение над Зееловскими высотами;

- Танковая дивизия «Мюнхеберг» в боях на Одере.

Они дают общее представление о той силе, что противостоял Красной армии весной 1945 года.


Здравый смысл подсказывает, что немецкое командование, ввиду угрозы советского прорыва на Одере, должно было бы бросить на это направление всё, что только может подняться в воздух, включая реактивные истребители Ме 262. Тем абсурднее выглядела действительность.

В начале апреля 1945 решающее сражение за Берлин было неминуемо. Чтобы этому противостоять германские сухопутные войска и авиация должны были соответствующим образом подготовиться и оптимизировать свою структуру. Высшей оперативной единицей люфтваффе были воздушные флоты (Lüftflotte). К этому времени таковых было три: воздушный флот рейха, защищающий небо Германии от воздушных ударов западных стран, и действующие на Восточном фронте 4-й и 6-й флоты.

Странным является то, что ни одному из этих флотов не была поставлена задача сосредоточиться исключительно на защите Берлина. Вместо этого, на основе II авиационного корпуса было организовано новое Воздушное командование «Норд-ост» (Luftwaffenkommando Nordost), подчиняющееся непосредственно главному командованию люфтваффе. Новому авиационному объединению подчинялись все военно-воздушные силы на центральном участке восточного фронта.

15 апреля 45-го, за один день до начала советского наступления, командование «Норд-ост» имело в своем составе в общей сложности 1031 самолет, из которых боеспособными были 820. Самыми многочисленными из них были истребители Фокке-Вульф 190, как в модификации истребителя, так и истребителя-бомбардировщика. Всего их насчитывалось 448. Боеспособными же были 379.

Те, кто думает, что высшее командование бросило на это важнейшее направление все имеющиеся реактивные самолеты, горько ошибается. На одерском фронте не было даже ночных истребителей. «Норд-Ост» напоминал скорее чулан, куда складывают всё старьё. Даже начавшееся советское наступление на Берлин ничего не изменило. Самое последнее документально зафиксированное пополнение, прибывшее на Одер, относится к 6 апреля. И это были аж целых ТРИ истребителя ФВ-190.

Для Люфтваффе Зееловские высоты не являлись приоритетом. Это звучит невероятно, ведь они были «ключом» к Берлину, но тогда рушилось всё и везде. Истребительные силы отчаянно пытались хоть что-то противопоставить армадам англо-американских бомбардировщиков на западе, и поэтому сил для восточного фронта просто не оставалось.

Реконструкция событий
Против такого сильно ослабленного противника советская сторона могла сосредоточить огромные силы. Так как немецкие документы затерялись в хаосе падения Третьего рейха, сейчас ход воздушного сражения можно реконструировать лишь на основе советских источников.

В первый день наступления — 16 апреля 1945 года — советская авиация совершила 6548 боевых вылета. И это только в районе Зееловских высот. Однако эффект был весьма скромным. Одной из причин является то, что советские самолеты могли нести лишь ограниченную бомбовую нагрузку. Самыми распространенными были 100-кг бомбы ФАБ-100.

Хотя эффективность действий советских ВВС была невысокой, а, может быть, именно поэтому доклады советских авиаторов о своих успехах приводят в изумление. Сообщения об «уничтожении 1760 солдат противника» в первый день операции дают представление скорее о силе желания получить орден, чем о реальном состоянии дел.

По советским сведениям, 16 апреля имели место 140 воздушных боев, в которых было сбито 165 немецких самолетов, 159 из которых — истребители ФВ-190. Это число, безусловно, преувеличено, но, тем не менее, оно показывает, что советские ВВС обладали полным господством в воздухе. Немцы мало что могли противопоставить их истребителям и штурмовикам. Тем поразительнее выглядят высокие потери советской стороны. Так, 16-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта потеряла в этот день 87 машин, 75 из них — в результате воздействия противника, в основном от немецких истребителей.

На второй день сражения низкая облачность на высоте 1000-1500 метров снизила активность советской авиации. 17 апреля она совершила лишь 1658 боевых вылетов, и отчеты выглядят непривычно скромными. Так, число уничтоженных вражеских солдат оценивается «всего лишь» в одну роту. Число воздушных боев также снизилось до 25, и в них советские летчики записали на свой счет 46 побед при собственных потерях в 22 машины. Такое соотношение потерь — 2 к 1, вызвало даже сомнение у собственного командования.

То же относится и к 18 апреля, когда летчики заявили о 175 победах в 162 боях. После чего командование потребовало подтверждения этих результатов. 3-й истребительный авиакорпус Савицкого отрапортовал о 82 победах, сведения о большей части из которых основывались лишь на словах летчиков, подтверждаемых наземными войсками. В действительности же никто всерьез не заботился о поисках вещественных подтверждений заявленных побед.

Как бы то ни было, советская авиация в этот день — 18 апреля — действительно была очень активна. 16-я воздушная армия совершила 1287 боевых вылетов и потеряла 64 машины. Командующий 69-й армией, медленно продвигавшейся севернее Франкфурта-на-Одере, генерал Владимир Колпакчи даже выразил авиаторам благодарность за поддержку.

Также прошел и последний день сражения. 16-я воздушная армия совершила 4398 боевых вылетов, потеряла 44 самолета и заявила о 112 воздушных победах (108 из них — истребители ФВ-190).


Главное действующее лицо воздушного сражения над Зееловскими высотами с советской стороны — штурмовик Ил-2

Независимо от реальности этих чисел, советским летчикам бросились в глаза две вещи:

- немецкие истребители-бомбардировщики действуют на очень малых высотах и стараются заходить на цели с восточного направления;

- в воздушных боях немецкие истребители стараются концентрировать свои небольшие силы и вступают в бой, лишь имея численный перевес.

В общем, можно сделать вывод, что авиация обеих сторон не оказала большого влияния на общий ход сражения. Советские ВВС, хотя и совершили огромное число боевых вылетов, не добились решающего успеха. Причиной этого являются недостатки как материальной части, так и организации с тактикой.

Немецкая же авиация, напротив, сделала всё возможное своими ограниченными силами. Главными её проблемами были нехватка горючего и малое число современных самолётов. Остов немецкой авиации на Одере составляли ФВ-190, считавшиеся к этому моменту устаревшими. Тем не менее их ещё можно было эффективно применять на восточном фронте, даже сражаясь в значительном численном меньшинстве.


Основа германских ВВС на Восточном фронте — истребитель Focke-Wulf Fw 190.

Обращают на себя внимание относительно высокие потери 16-й воздушной армии. Лишь в период с 10 по 20 апреля 1945 года она лишилась 263 машин, 60 из которых были двухмоторные бомбардировщики. Большая часть этих потерь, а именно 234 самолета, на счету немецких истребителей.

Немецкие лётчики сражались за неправое дело, но при этом проявляли выдающуюся храбрость и были, даже в последние недели войны, в состоянии наносить противникам чувствительные потери.

Воздушная война на востоке не может сравниться по своим масштабам и значению с таковой на западе или на средиземноморском театре. Обе стороны располагали не самой современной на тот момент техникой. Меньше была и глубина боевых действий. Атаки на цели даже в оперативном тылу противника были редкостью. Во время боев над Зееловскими высотами советская 16-я воздушная армия не совершила ни одного налета на Берлин, хотя столица Рейха была в зоне досягаемости фронтовой авиации.

Если рассматривать это сражение со стратегической точки зрения, то главными проигравшими были те, кто в ней вообще не участвовал — западные союзники. С тем гигантским превосходством в воздухе, каким они обладали, они могли бы без труда «аннигилировать» остатки германских люфтваффе и расчистить своим войскам дорогу на Берлин. Но союзники не ставили перед собой такой цели. Так же, как перед войной, когда они старались задобрить Гитлера, поступали они теперь в отношении Сталина. Бессмысленное, но отчаянное сопротивление вермахта в эти дни заставляло англо-американцев сохранять хорошие отношения с СССР.

Гитлер, развязавший войну, а теперь готовый вести её до самого горького конца, давно потерял контроль над её ходом не только на стратегическом, но и на оперативном уровне. И та роль, каковую он отводил авиации в боях на Одерском фронте, является ярким тому подтверждением.

У вермахта, вернее того, что от него осталось, не было в апреле 45-го более важной задачи, чем оборона одерского рубежа. Тем более удивительно то, что в ней не приняли участие ни революционные реактивные истребители Ме.262, ни бомбардировщики Арадо Ar 234. Да и традиционные винтовые машины в большинстве своем оставались на западном направлении.


Реактивный истребитель Ме.262 мог бы добиться больших результатов на Восточном фронте, но вместо этого применялся лишь на западе.

С другой стороны, и Сталин не имел полного контроля над оперативным планированием. Обладая гигантской армией, он поставил перед ней ясную цель — как можно более быстрое овладение Берлином. Возможности же советских ВВС, по причинам, уже описанным выше, были ограниченны и поэтому не находились в центре его внимания.

Проблема лежала не только в завышенных заявках на победы советских лётчиков, но и в недостатках тактики и организации. Склонность советской авиации к разрозненным действиям, когда небольшие группы самолётов атаковали многочисленные цели, ещё больше затрудняла управление и планирование и снижала эффективность действий.

С тех пор прошло много десятилетий, но история воздушной войны на Одерском фронте всё ещё всерьёз не исследована. Данная статья имеет целью показать, насколько реальность воздушного сражения над Зееловскими высотами отличается от представлений о нём в массовом сознании. Это было не «решающее воздушное сражение», а, скорее, «мясорубка на второстепенном театре боевых действий».
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    10 апреля 2025 05:05
    Это было не «решающее воздушное сражение», а, скорее, «мясорубка на второстепенном театре боевых действий».

    Ага...особенно глядя на фамилию автора под статьей...любят же такие авторы принижать потери Вермахта и Люфтваффе и наооборот завышать потери Красной армии...всячески принижая подвиги наших солдат и офицеров...знаем...проходили это уже.
    Так как немецкие документы затерялись в хаосе падения Третьего рейха, сейчас ход воздушного сражения можно реконструировать лишь на основе советских источников.

    Ну ну. smile
    1. +12
      10 апреля 2025 15:00
      Цитата: Леха с Андроида.
      Ну ну.

      Статья грешит алогизмами. Тут и обсуждать нечего. У автора мысли набекрень.
      1. +5
        11 апреля 2025 14:09
        Это даже не статья, а очерк без претензий на объективность. Глупостей море. При штурме Зееловских высот основные потери были среди штурмовиков Ил-2 и тактических бомбардировщиков. Причем в основном - от зенитного огня. Истребителей было сбито меньше. У люфтваффе в конце войны были современные самолеты, но уже было очень мало опытных пилотов. А тех, кого спешно готовили, быстро сбивали наши уже опытные летчики. ФВ-190 в 1945 был вполне, скорость до 670 кмчас, пушки калибра 20 и 30 мм, отличное радио. Но в кабинах сидела молодежь взлет-посадка, и ее выбивали очень быстро. Уровень автора конечно - подготовительная группа детсадика, вот так там население и болванят.
        1. +2
          13 апреля 2025 19:58
          На сколько я знаю, немецкая система подготовки боевых пилотов до лета 1944 года подразумевала налёт 230 часов, а лета-осени того же года и до конца войны сократили программу до 180 часов. так что ни о каком "взлёт-аосадка" речи идти не может в принципе.
          В отличии от наших 24 часа до февраля 1944 и 28 часов далее.
    2. +5
      10 апреля 2025 15:20
      Да вообще какая-то каша. Самолетовылеты какие - все? Или только истребителей? Сбитые - какие? Потери 16 армии 263 машины, из них 60 двухмоторных бомбардировщиков. А сколько штурмовиков? И то, что большинство сбитых огнем истребителей, тоже вызывает большое сомнение (особенно для штурмовиков). ПВО у немцев было неплохое. В общем, какие-то повыдерганные сомнительные данные.
      1. +2
        10 апреля 2025 22:23
        ПВО у немцев было неплохое.

        У немцев были достаточно совершенные СОН и ПУАЗО. Читал воспоминание летчицы летавшей на пикирующем Пе-2. Писала, что основные потери в конце войны они несли от огня зенитной артиллерии. А наши истребители защищали их неплохо.
      2. +2
        11 апреля 2025 11:40
        Цитата: shikin
        И то, что большинство сбитых огнем истребителей, тоже вызывает большое сомнение (особенно для штурмовиков)

        У Перова/Растренина была статистика по потерям Ил-2 в 1943-1945 г.г.
        На 1945 год доля потерь от огня ЗА - почти 75%.
        Так, если в 1943 г. от огня немецкой зенитной артиллерии всех калибров ВВС КА потеряли 1468 Ил-2, то в 1944 г. (Яссо-Кишиневская, Севастопольская, Выборгская, Белорусская и др. наступательные операции) "Илов" было потеряно 1859 машин, а за первые шесть месяцев 45-го (Висло-Одерская, Кенигсбергская и Берлинская операции) число сбитых "Илов" составило 1048 самолетов. При этом рост потерь Ил-2 от огня немецкой зенитной артиллерии сопровождался неуклонным снижением потерь от действий истребителей люфтваффе. Если в 43-м в воздушных боях было сбито 1090 Ил-2, то в 44-м - 882 машины, а в 45-м (на 1 мая) - 369 "Илов".
    3. -2
      10 апреля 2025 18:01
      А уж какие доклады на верх советские командиры писали,это просто цирк.Танки противника уничтожались в количествах в разы больших чем этот самый противник имел в своём составе.И это документально подтверждённые факты.
      1. +4
        10 апреля 2025 22:26
        А уж какие доклады на верх советские командиры писали,это просто цирк.

        Это свойственно было и для немцев. Такие реалии.
        1. +1
          11 апреля 2025 14:13
          Особенно по самолетам. 300 побед, 200 побед, ну а по 60, как у наших лучших, вообще сплошь да рядом. У нас гораздо серьезнее все было, тот же Покрышкин, по очень многим свидетельствам, сбил больше 70, а у него 59…
  2. +15
    10 апреля 2025 07:32
    Что-то немцев прибавилось на ВО,авторов пишущих на исторические темы,наверное привлечены, в качестве независимых экспертов. yes
  3. +10
    10 апреля 2025 08:24
    [
    С тех пор прошло много десятилетий, но история воздушной войны на Одерском фронте всё ещё всерьёз не исследована.
    ..
    Ну и конечно-же первым "серьезным исследователем стал Дэн Заманский...
    Русские в погоне за орденами преувеличивают эффект от бомбежки.. Это как согласуется с 4 боевыми вылетами на каждого уничтоженного 16 апреля немецкого солдата?
  4. +22
    10 апреля 2025 08:24
    В немецкой литературе о той войне основное направление задано трудом Манштейна "Утраченные победы" Если кратко формулировать идею этого опуса то выглядит оно так - мы их били, били и били. Побеждали. Нам очень мешал фюрер. Солдаты вермахта проявляли невиданный героизм. Каким образом большевики оказались в Берлине я не представляю. Так же и в этой статейке. Даже лень ее разбирать настолько очевидные ляпы. Все знают жесткость а то и жестокость с которой в ВВС РККА подходили к отчетности. Бывало что летчику не засчитывали победы если не имелось подтверждения из трех источников. А вообще-то о воздушной битве за Берлин замечательно описано в "Небо войны" у Покрышкина.
  5. +8
    10 апреля 2025 08:55
    Идеалы Запада, естественно, в контексте попыток воспитания тех, кого недоцивилизовали, вырабатываются лучшими западными умами.
    Например, высокоодарённый одиночка немецкий историк Отто Зеек настаивал на тезисе о принципиальном неравенстве людей, восходящем к истории древнегреческой политической мысли. Об изначально конфликтном сосуществовании высокоодарённых одиночек и бездарной, завистливой толпы. В своём введении к «Истории развития христианства» (1921) Зеек объяснял происходившее в Советской России как наглядное воспроизведение ситуации гибели античной цивилизации - победой «худших» над «лучшими».
    Естественно, что все лучшие силы Европы настолько трепетно отнеслись к подобному откровению, что находятся под очарованием подобных высоких идеалов до сих пор. Как, кстати, и их современные последователи, и восторженные поклонники Запада в самой России.
    Результатом этого очарования, к великому сожалению Запада, оказалось очередное дикое нашествие русских вооружённых орд в Европу. То есть тех самых «худших». Которые, в отличие от европейских идей конфликтного существования одарённых одиночек, то есть «лучших», коллективно и практически бесконфликтно наваляли последователям Зеека по причинным и другим интимным местам, включая и белобрысые арийские головы.
    После чего, конечно же, бездарно и завистливо, заново отстроили разрушенные и сгоревшие дотла города и посёлки, заводы и порты, школы и университеты. А также, создали ядерную промышленность, реактивную авиацию, космонавтику и многое другое. И, кстати, без всяких высокоодарённых одиночек, конфликтующих с бездарной толпой.
    Так «худшие» объяснили «лучшим», чего стоят все их слова и теории.
  6. +5
    10 апреля 2025 09:38
    Опустим корявость языка, но это все-таки статья а не школьное сочинение.
    Me262 и Ar264 могли не участвовать по простой причине, что они летали на керосине, с керосином и логистикой у немцев были большие проблемы.
    Интересно почему автор записал Fw190 в устаревшие самолёты? Интересны цифры приведенные автором:
    16.04 6548 самолето вылетов, потери 87
    17.04 1658/22
    18.04 1287/64
    19.04 4398/44
    Итого 13891/217, 1 самолёт на 64 вылета, для нашей фронтовой авиации это успех. В целом статье +, много спорных моментов, но каждый имеет право но свою точку зрения.
    1. +7
      10 апреля 2025 11:34
      Про устарелость фв 190 я, честно говоря, тоже не понял
    2. +1
      10 апреля 2025 13:58
      Как раз с синтетическим топливом для реактивной авиации проблем не было. Двигатель мог работать и на бензине и на солярке. Изначально проектировался под возможные перебои. Проблемы были скорее с турбинами. Из-за отсталости немецких технологи ресурс маленький, производство медленное. Большая часть из 1500 самолетов произведённых Ме так и не дождалась движков. В воздух подняли около 100.
      И были серьезные проблемы с подготовкой летчиков и наземного персонала.
    3. +4
      10 апреля 2025 20:41
      Цитата: mr.ZinGer
      Опустим корявость языка
      Статья переводная. Я знаком со сложностями перевода не понаслышке, английским владею свободно. Бывают моменты, когда смысл английской фразы совершенно ясен, а на русский адекватно перевести хорошо если немалым абзацем, да еще с пояснениями в сносках.
      Цитата: mr.ZinGer
      Me262 и Ar264 могли не участвовать по простой причине, что они летали на керосине, с керосином и логистикой у немцев были большие проблемы.
      Одного из них Кожедуб таки "приземлил", и смешно думать, что это был единственный вылет единственного 262 на Восточном фронте.
      Цитата: mr.ZinGer
      Интересно почему автор записал Fw190 в устаревшие самолёты?

      Me.262 автоматически перевел все поршневые машины в устаревшие. Хотя немцы барахтались, и сделали к концу войны несколько интересных и во многом превосходящих FW.190 поршневых моделей, как FW Ta.152 - развитие FW.190 с двиглом Jumo, или двухмоторный Dornier Do 335 Pfeil со вторым двиглом в хвосте. Но их было ничтожно мало, они погоды не делали, и, как ни крути, были тупиковой ветвью развития.
  7. +6
    10 апреля 2025 09:57
    Каждая сторона старается показать себя в более выгодно свете. Советую прочитать или посмотреть лекцию М. Морозова о воздушных удара по Либаве в 44м. Там много интересного о эффективности ВВС РККА, особенно о их способности концентрировать силы. А ещё лекции Хазанова и Тимина на тактик медиа. А за луг рядовых летчиков это не умаляет, они делали что могли, так как их научили и тем оружием, что было. И нет, не вопреки.
    1. +1
      10 апреля 2025 10:28
      А ещё лекции Хазанова и Тимина на тактик медиа.


      Для вас Мишка-процентщица авторитет? lol
      1. +2
        11 апреля 2025 19:49
        вот вот ! этот тимин тот еще клоун
        1. -2
          11 апреля 2025 20:13
          вот вот ! этот тимин тот еще клоун


          Именно, вести аргументированную беседу он не способен.
          1. 0
            16 апреля 2025 17:14
            а я думал ваша клоунская эскадрилья вприсядку на проценты.
            Кругом предатели, и Исаев, и Хазанов и Морозов. Весна..
            1. -1
              16 апреля 2025 19:12
              а я думал ваша клоунская эскадрилья вприсядку на проценты.
              Кругом предатели, и Исаев, и Хазанов и Морозов. Весна..


              Да нечем вам думать, коли пытаетесь судить о вопросах в которых ничего не понимаете. lol
              1. -1
                16 апреля 2025 19:24
                Вертолетчик то лучше знает как и 16 летать, 200 часов налетал? tongue
                1. -2
                  16 апреля 2025 21:42
                  Вертолетчик то лучше знает как и 16 летать, 200 часов налетал?


                  Всяко лучше чем некоторые стасики, которые только на табуретке летали, да с русским языком совладать у них проблема. lol
  8. +11
    10 апреля 2025 10:04
    эффективность действий советских ВВС была невысокой
    Как ни почитаешь этих "авторов", так у них вся наша армия неэффективная. Как мы их победили, уму непостижимо. Вот только почему-то наши солдаты были в Берлине, а не их в Москве. Об этом они стараются не особо упоминать. Только такие оговорки по Фрейду
    Те, кто думает, что высшее командование бросило на это важнейшее направление все имеющиеся реактивные самолеты, горько ошибается. выдают их с головой. До сих пор реваншем бредят.
  9. +11
    10 апреля 2025 10:54
    Воздушная война на востоке не может сравниться по своим масштабам и значению с таковой на западе или на средиземноморском театре
    .
    то Берлин-не имел значения, то самое главное... Автор запутался. Как и во вранье-советские истребители сбили достаточно Ме 262, а ФВ 190 -не устарел, а модернизировался и выпускался до конца войны
  10. +13
    10 апреля 2025 10:55
    1. Автор не "заметил" переход главних сил Люфтваффе на Восток после начало Берлинской операции. После 16 апреля 45 распределение боеспособних самолетов и боевих полетов Люфтваффе между Востока и Запада возвратилось к распределение летом 41 г. или примерно 65-70 % на Востоке. Во второй половине апреля 45 - начало мая главние боеспособние части немецкой авиации приняли свой последний бой в войне против советской авиации.
    2. Анализ ограничен только до "воздушное сражение над Зееловских висот" фактически только период 16-20 апреля. Таким образом автор избежал упоминания что вся боеспособная немецкая реактивная авиация с 25 апреля била брошена на Восток в битву за Берлин и потом Прага. Ме-262 на востоке изпользовали как фронтових самолетов в услугу сухопутних войск, как и ФВ-190. Их главная задача била атака автомашин советских войск на земле и Ил-2 в воздухе. При етом битва за Берлин никак не закончилась 20 апреля на Зееловских висот. Основний замисел немецкого командования бил контраудар армии Венка и разгром советских войск у стен Берлина, а не оборона Зееловских висот.
    3. Архивние данни о немецкой авиации не все потеряни. Кроме того есть официальние пропагандние немецкие информации о ходе боевих действии, в том числе и в воздухе. Они все таки дают представление о немецких потерях и успехах с учетом их пропагандного характер.
    4. Главние советские потери боевих самолетов в апреле 45 никак не били от немецких самолетов. Главние потери от огня с земли. То же самое относится и о немецких самолетов. Главние цели самолетов двух сторон тоже били на земле.
    5. Вполне справедлива констатация автора о небольшое(не сказат незначительное) влияние авиации двух сторон на ход боевих действии на земле хотя боевих вьилетов било рекордное число. Но ето относится и к другим театрам боевих действии во Второй мировой и тем более примечательно и к войну в Корее где било абсолютное господство американской авиации над полем боя.
  11. +12
    10 апреля 2025 11:14
    Me262 и Ar264 могли не участвовать по простой причине, что они летали на керосине, с керосином и логистикой у немцев были большие проблемы.

    1. Именно с керосином у немцев не било проблем до конца. Бил проблем с авиабензина, а не с керосина.
    2. Количество немецких реактивних самолетов и их полетов росли буквально до 8 мая 45.
    3. С 25 апреля практическа все боеспособние Ме-262 сосредоточили на аеродромах Чехии вместе с 5 тисяч тон керосина и до конца они летали на Востоке против советских войск. Атаковали колон грузовиков и Ил-2.
    Потери Ме-262 на Востоке били тяжелие на первое место от огня с земли и на второе от стрелков Ил-2. Истребители сопровождения добивали повреждених Ме-262 и иногда били на взлете или посадки. Било и много аварии и катстроф по технических причин. В целом еффективность Ме-262, как фронтовой истребитель-щурмовик, не превишала существенно ФВ-190. Большое предимство Ме-262 били очень дешевие двигатели(Юмо-004) и недефицитное горючее(керосин), а также можное вооружение 4х30 мм пушек.
  12. +5
    10 апреля 2025 11:27
    Большое предимство Ме-262 били очень дешевие двигатели(Юмо-004) и недефицитное горючее(керосин), а также мощное вооружение 4х30 мм пушек.[/quote]
    1. +1
      10 апреля 2025 14:07
      Что значит дешевые двигатели? Их просто не было. Сложные. С низким ресурсом.
      А топливо могло быть любое. Использовали и бензин и тяжелый керосин (солярку).
  13. +1
    10 апреля 2025 13:15
    А мы "верим", канЭшно!!! Читайте "Небо войны" Покрышкина и "Верность Отчизне" Кожедуба, а не всякую мерзость западных "историков" - негодяев.
  14. +8
    10 апреля 2025 15:06
    Что значит дешевые двигатели? Их просто не было.

    Если верит немцам:
    один Юмо-004 - 10 тисяч рейхсмарок для материалов и 375 рабочих часа,
    один поршневой BMW-801 30 тисяч рейхсмарок материалов и 1400 рабочих часа.
    До конца войни произвели 6 тисяч двигателей Юмо-004.
    1. +1
      10 апреля 2025 21:37
      Старый освоенный двигатель должен быть в запасах на складах. К нему есть расходники, рембазы и обученный опытный персонал. В промышленности обычно стараются производить такие критические механизмы параллельно на многих производствах.
      Поэтому значение старых и дорогих движков не обнулялось мгновенно и вначале они были даже предпочтительнее нового вида двигателя.
  15. -3
    10 апреля 2025 16:15
    Статья дилетантский бред с примесью вранья. Автор как-то "подзабыл" что уничтожение самолётов противника, это даже не второстепенная задача фронтовой авиации. На первом месте, действия по наземным целям, о чём сказано пару слов и без всякой аргументации.
    1. +1
      10 апреля 2025 17:42
      Соглашусь с вами.
      Основная задача - выполнить боевое задание. А уж какое задание ставилось перед каждым вылетом - это нам неведомо щаса. Разведка, бомбежка, штурмовка, перевозка и пр, командование могло выдыть разные задания.
      1. -2
        11 апреля 2025 09:54
        Соглашусь с вами.
        Основная задача - выполнить боевое задание. А уж какое задание ставилось перед каждым вылетом - это нам неведомо щаса. Разведка, бомбежка, штурмовка, перевозка и пр, командование могло выдыть разные задания.


        Кто вам такое сказал что неведомо? Авиация, в частности фронтовая, не самостоятельный вид вооружённых сил. Действует на сама по себе, а в интересах наземных войск. При этом, в составе смешанных групп, где у каждого своя задача, доразведка цели и наведения, группа подавления ПВО, основная ударная группа, прикрытие и фиксация результатов.
        По факту, все работают на основную ударную группу, в том числе и истребители прикрытия.
        Задача которых, не допустить потерь подопечных и срыва их атак от противодействия истребителей противника. И сбитые самолёты, это бонус при условии выполнения основной боевой задачи.
        Короче, если интересно подробно, вот толковая статья:
        https://airpages.ru/dc/ivonin_1.shtml
        Проще говоря, когда перед вами "специалист" который оценивает работу авиации по числу сбытых, при этом путая боевые потери с потерями техники, знайте, перед вами идиот.
  16. +1
    10 апреля 2025 16:36
    да да , если считать по сбитым самолетам и подбитым танкам на счету немецких асов
    то к берлину должно подкатить и подлеть по два самолета и полтора танка
    все это брехня дичь за немецкие победы в небе и на земле
  17. BAI
    +1
    10 апреля 2025 17:04
    Тем более удивительно то, что в ней не приняли участие ни революционные реактивные истребители Ме.262, ни бомбардировщики Арадо Ar 234.

    Так для них нужны длинные ВВП. А они были в том районе? Штатовцы особо не напрягались в борьбе с реактивными Мессерами. Они искали и уничтожали длинные ВВП и Мессеры просто не могли взлететь
  18. +3
    10 апреля 2025 17:39
    Число воздушных боев также снизилось до 25, и в них советские летчики записали на свой счет 46 побед при собственных потерях в 22 машины

    Как вроде советские летчики записывали на свой сет сбитые самолеты врага, а не победы....
    Хрень эта с "победами" пришла из ии
    Скока читал воспоминаний летчков-фронтовиков , не писали они типа "я сегодня записал две победы"...
  19. +1
    10 апреля 2025 23:21
    Помимо прочего, странно выглядят переживания автора по поводу неиспользования ме-262 на восточном фронте. "Революционный истребитель" был только хорошим истребителем "летающих крепостей". Против маневренной фронтовой авиации, да еще и на малых высотах, годился слабо.
    Ну и общий тон статьи конечно выдает "непредвзятого" автора с головой. Практически в каждом абзаце.
  20. +1
    11 апреля 2025 07:43
    Предлагаю автора засунуть в окоп или дзот и скинуть на него ФАБ 100, что бы он понял насколько она малоэффективна. Ну, а насчет Зееловских высот открою секрет: Жуков не брал их в лоб, он их обошел с фланга и попер на Берлин, и как следствие битва за них не была значительной или такой уж существенной.
    Мне к автору один вопрос: зачем было напрягаться и писать вот это ни о чем? Хотя все понятно: советские ВВС никакие, просто летали себе, никого не уничтожая, немцы опять всех посбивали, ну, а союзники монстры всех разбомбили и победили.
    1. +2
      11 апреля 2025 11:57
      Цитата: Виктор Сергеев
      Ну, а насчет Зееловских высот открою секрет: Жуков не брал их в лоб, он их обошел с фланга и попер на Берлин

      Не совсем так. Первые два дня пехота и введённые позже в бой танкисты пытались прорвать оборону Зееловских высот в лоб, попутно нащупывая самое слабое место. На третий день танкисты нашли уязвимое место, прорвали оборону и рванулись отрезать немецкие силы от города.
      Времени на обход или долгий штурм не было - оборону нужно было рвать быстро и близко к городу. Потому что смысл прорыва был не в том, чтобы быстрее войти в Берлин, а в том, чтобы немецкие силы с рубежей обороны города не успели сделать это первыми. Ибо в противном случае нашим войскам пришлось бы понести намного большие потери в самом городе, выковыривая из него две армии - 4 ТА и 9 А.
      А так в Берлин успел отойти только изрядно потрёпанный 56-й ТК Вейдлинга (две из его дивизий по численности были меньше батальона). Основные же силы немцев попали в Хальбский котёл и дальше косплеили "выход советских войск из Белостокского выступа 1941 года". А то и Наполеонику - когда Бюссе пошёл на прорыв, у советских противотанкистов дело дошло до огня картечью по немецкой пехоте.
  21. +1
    11 апреля 2025 14:04
    С каких пор у немцев основным истребителем стал fw190. Вссю жизнь был ме109.
    С бензином была беда огромная.
    И таки да, немецкие архивы люфтваффе ими же и уничтожены.
    Доверять как раз надо нашим архивам.
    Потому как 3 организации подтверждали сбитие немецкого самолёта и доклад летчика о сбитии не стоит 1 в этом докладе.
    Статья - тупой бездумный перевод.
    В 45 авиация СССР это махина, которая имела колоссальный опыт ведения БД.
    И бомбы в 100 кг - это смешно. Автор даже не задумался над тем, что при уничтожении живой силы противника и техники 1000 килограммовые бомбы не нужны. А к примеру Ил-2 нёс 2 по 250. Пе-2 мог свободно нести 1000 кг. 4 бомбы по 250 или 2 по 500. В перегрузку ещё больше.
    Неужели военная машина СССР не могла на момент 45 г. Обеспечить бомбами свое ВВС.
    Статья шлак, автор переводного текста диссидент.
  22. +3
    11 апреля 2025 15:17
    Цитата: ycuce234-san
    Старый освоенный двигатель должен быть в запасах на складах. К нему есть расходники, рембазы и обученный опытный персонал.

    Полностью соглашаюсь, что поршневих двигателей в Германии в апреле 45 било в избитке и не только двигателей но и исправних самолетов с витлами. Но не било авиабензина для них.
    А дешевих реактивних двигателей било уже тисячи и они кушали еще вполне доступний недефицитний керосин или дизель.
    Проблема конкретного Ме-262, которий кстати стоил меньше ФВ-190 и от которого произвели 1400 машин до окончания войни - сложний взлет и посадка из за малой тяги ТРД на взлете и большой весь(6 тон).
    Уже летом 1944 немци поняли что Ме-262 не то что им надо и сделали конкурс на одномоторний "народний" истребитель в результате которого появился Хе-162, но уже било безнадеждно поздно и сам Хе-162 неудачний самолет.
    Лучший вьиход могло бит использоват витловие серийние истребители с замена поршневого двигателя на ТРД (как советский Як-15/17) но на место ето немецкие заказчики и конструктора занимались разними фантастическими проектами.
  23. +2
    11 апреля 2025 18:44
    Всего 16-я воздушная армия к началу операции имела 28 авиадивизий и 7 отдельных авиаполков. В армии насчитывалось 3033 исправных боевых самолета, в том числе 533 дневных и 151 ночной бомбардировщик, 687 штурмовиков, 1548 истребителей, 114 разведчиков и корректировщиков. Боеготовых экипажей в армии было 2738. Ни одно оперативное объединение Военно-Воздушных Сил за всю войну не имело столь большого боевого состава, как 16-я воздушная армия к началу Берлинской операции.

    Кроме 16-й воздушной армии к участию в Берлинской операции привлекались справа 4-я воздушная армия 2-го Белорусского фронта и слева 2-я воздушная армия 1-го Украинского фронта, а также 800 самолетов 18-й воздушной армии авиации дальнего действия и около 300 самолетов ВВС Войска Польского. Вся эта группировка состояла из 7500 боевых самолетов. Их действия координировал командующий ВВС Главный маршал авиации А. А. Новиков.

    Авиация противника на берлинском направлении против трех наших фронтов имела 3300 боевых самолетов, входивших в состав 6-го германского воздушного флота, а также воздушного флота «Райх», объединявшего все силы ПВО Германии. В полосе 1-го Белорусского фронта, по данным воздушной разведки, ожидалось до 1700 самолетов, из них 1200 истребителей и 300 бомбардировщиков.

    Хотя по количеству самолетов 16-я воздушная армия и превосходила немецкие ВВС почти в 1,8 раза, однако [323] они представляли еще грозную силу. Гитлеровская авиация на берлинском направлении на 70% состояла из истребителей. Многие истребительные части были вооружены самолетами ФВ-190, которые могли применяться и в качестве штурмовиков. Авиация базировалась на своих основных, хорошо оборудованных аэродромах. На прикрытии берлинского направления противник сосредоточил около 370 батарей ЗА и развернул широкую сеть радиолокационных постов обнаружения и наведения.
    . "16 воздушная. Военно - исторический очерк...." https://militera.lib.ru/h/16va/05.html

    Т.о превосходство наше было отнюдь не 6-7-кратное, оно было куда скромнее - 1,8 раза. Превосходство в истребителях было еще скромнее - 1,5 раза(у нас было - ок. 50% истребителей, у немцев - 70%), кроме того, у противника было много ЗА. Неверно, что мы сбрасывали в основном бомбы ФАБ-100(были задействованы и тяжелые бомбардировщики), неверно, что почти все потери наших ВВС были от истребителей противника: наибольшие потери несли штурмовики, причем, прежде всего от зенитного огня...Ну, так естественно: штурмовики делали все возможное, чтобы расчистить дорогу нашим танкам(во время СВО наша авиация так же несет потери и вовсе не от истребителей противника). А так, это характерный образчик западной пропаганды: неисчислимые орды с востока подавили маленькие группы немецких суперасов при полном равнодушии как Гитлера, так и англо-саксов, которые потакали Сталину.
  24. +1
    11 апреля 2025 21:35
    Цитата:"Обращают на себя внимание относительно высокие потери 16-й воздушной армии. Лишь в период с 10 по 20 апреля 1945 года она лишилась 263 машин, 60 из которых были двухмоторные бомбардировщики. Большая часть этих потерь, а именно 234 самолета, на счету немецких истребителей. "
    ...Откель такие данные? Из рапортов немецких истребителей? :)
  25. +1
    16 апреля 2025 16:10
    Кожедуб, вероятно, сбил ФВ-190 с какой то приблудой снизу в виде трубы, которую вместе с напарником принял за реактивный двигатель, хотя это могло быть что угодно - пусковая ракеты, пороховой ускоритель и т.д. Так в отчете и появился сбитый двухмоторный реактивный истребитель. С немецкими реактивными истребителями,истребителями -бомбардировщиками Ме- 262 вообще ничего не понятно. С обеих сторон от них ждали небывалого перелома в воздушных сражениях, но получился обыкновенный размен 1 к 1. Немцы подготовили к боевым действиям тысячу, сбили тысячу и потеряли столько же,не смотря на то, что осваивали новую технику очень одаренные летчики; Новотный, Галланд и др.
  26. 0
    16 апреля 2025 18:00
    Цитата: mr.ZinGer
    Me262 и Ar264 могли не участвовать по простой причине, что они летали на керосине, с керосином и логистикой у немцев были большие проблемы.

    Таки да. Но есть ещё более важная причина: 262-й не имел никаких шансов на победу в воздушном бою с советскими истребителями. Разве что советский летчик зазевается. 262-й просто не для этого сделан. Он был наиболее эффективен в борьбе с тяжёлыми бомбардировщиками идущими в плотном строю. Представить себе 262-й успешно атакующий Як-9, способный у земли развернуться вокруг своего хвоста, я лично не могу. При атаке строя Ил-2 илитем более Ил-10, идущих у земли и прикрываемых Яками, водила реактивного Мессера мог думать только о том, удастся ли ему выйти из пикирования.
    Разумеется, правда по причинам большой разницы скоростей, советские истребители ничего не могли поделать с реактивными немцами.
    Поэтому, решение немцев использовать реактивную авиацию там, где от нее был хоть какой то толк, следует считать вполне разумным.
  27. 0
    17 апреля 2025 07:37
    Американцы быстро выявили слабые места Ме-262 и сбивали их на взлете, подлавливали при посадке, бомбили бетонные ВПП, которые немцы красили а зеленый цвет, чтобы хоть как то минимизировать потери. Для прикрытия аэродромов гитлеровцам приходилось держать эскадрильи из ФВ -190, которых тоже не хватало. Летчики на Ме -262 должны были самостоятельно научится лететь и стрелять на этом не похожем на поршневые самолете, на которым резкий пилотаж с привычным дерганьем РУДа приводил к немедленной остановке двигателей или даже пожару и неминуемой катастрофе. Стрельба с Ме 262 на максимальной скорости 800 км/час из за несовершенства прицелов была чаще всего в "молоко", что было весьма разочаровывающим моментом. В общем чего еще было ждать от сырого не доведенного самолета с неподготовленными летчиками, хотя многие из них были асами с количеством побед на поршневых от 100 до 200.
  28. 0
    5 мая 2025 12:17
    Забавно...для "подтверждения победы советскому лётчику требовалось, слова лётчика, подтверждение с земли и вещдок с места падения...", а для немецкого лётчика "аж слова лётчика и его ведомого", насколько я знаю. Это подтверждает завышение побед русскими лётчиками в статье. Т.к. немецкие архивы не сохранились, то согласно советским архивам потери советских лётчиков были огромны, при многократном количественном превосходстве и плохом качестве матчасти, а немецких небольшие при скромном количестве и отстойном качестве. При этом урон они нанесли ВВС РККА приличный. Я такой откровенный бред слушал и читал в начале 90х. С какого источника времён "благословенных 90х" взята статья? так откровенна натягивать сову на пень сейчас - глупо. Хотя, для подростков пойдёт, думаю статья на них и рассчитана.