Аппаратно-программный комплекс управления артиллерией «Ветерок — Артгруппа»

10 726 24
Аппаратно-программный комплекс управления артиллерией «Ветерок — Артгруппа»
Два терминала АПК «Ветерок — Артгруппа» и средства связи


В ходе Спецоперации по защите Донбасса российские части и подразделения используют различные системы связи и управления. Например, в артиллерии активно внедряется аппаратно-программный комплекс «Ветерок — Артгруппа». Этот комплекс предназначен для координации действий беспилотных авиационных систем разведки и огневых средств. Благодаря ему, скорость их совместной работы значительно повышается, что, в свою очередь, положительно сказывается на эффективности артиллерийского огня.



В инициативном порядке


О существовании проекта «Ветерок — Артгруппа» стало известно вскоре после начала его разработки. В дальнейшем об этом комплексе регулярно сообщали различные профильные ресурсы. Наконец, в конце марта 2025 г. подробный материал о комплексе опубликовало издание RT. Все подробности проекта для него раскрыл один из разработчиков.

Проект аппаратно-программного комплекса (АПК) управления артиллерией «Ветерок — Артгруппа» был создан группой энтузиастов. В опубликованных материалах упоминалось, что в его разработке участвовало не более десяти специалистов разных профессий. Работы стартовали в первой половине 2022 г., спустя несколько месяцев после начала Спецоперации.

Уже в июле-августе был подготовлен первый вариант проекта. Готовый АПК впервые представили специалистам и волонтерам в сентябре на выставке «Дронница» в Великом Новгороде. Изделие «Ветерок — Артгруппа» вызвало интерес у участников выставки, и, вероятно, тогда же были достигнуты первые договорённости о производстве и поставках комплексов.


Терминал в разобранном виде и бронежилет оператора

Ряд волонтерских организаций и энтузиастов проявили интерес к новому АПК для беспилотной авиации и артиллерии. Благодаря их финансовой и организационной помощи удалось наладить серийное производство и поставки аппаратуры в части и подразделения армии. Кроме того, был налажен контакт с крупными организациями оборонной промышленности, такими как концерн «Созвездие».

В недавнем интервью для RT разработчик комплекса по имени Дмитрий рассказал, что к настоящему времени в войска поставлено значительное количество изделий «Ветерок — Артгруппа». Полные комплекты таких АПК имеются в частях сухопутных войск, воздушно-десантных войск, морской пехоты, пограничных войск и Росгвардии.

Команда энтузиастов продолжает развивать свой проект и не прекращает производство комплексов. В зону боевых действий регулярно отправляют новые партии аппаратуры. В свою очередь, с фронта поступают отзывы от пользователей, которые используются при дальнейшем совершенствовании комплекса.

Приборы и программы


Аппаратно-программный комплекс «Ветерок — Артгруппа» представляет собой набор электронных устройств разного рода с установленным на них специальным программным обеспечением. Приборы распределяются между подразделениями разведки и артиллерийскими батареями, взаимодействие которых должны обеспечивать. Задача такого комплекса заключается в ускорении и упрощении процесса передачи целеуказания и корректировки огня.


Система в сборе

Одним из основных элементов нового АПК являются планшетные компьютеры. Используются изделия с коммерческого рынка, работающие на операционной системе Android. Пара планшетов при помощи несложного устройства, т.н. системы защиты, объединяется в пользовательский терминал. Для удобства эксплуатации, он может устанавливаться прямо на бронежилете оператора.

Такой терминал в транспортном положении имеет длину и ширину не более 250 мм при толщине до 90 мм. Масса — до 1,5 кг, в зависимости от используемых компонентов.

Также в аппаратную часть комплекса входят средства радиосвязи. «Ветерок — Артгруппа» совместим со всеми основными радиостанциями российской армии, такими как Р-187-П1 «Азарт», Р-48У-3(7) «Гранит», Р-169-П2 «Гранит» и т.д. Также возможно использование спутниковой связи или Интернета. Используемое средство связи кабелем подключается к планшету-терминалу.

Комплекс включает в себя три оригинальные программы. Программа «Ветерок» предназначена для расчёта системы разведки и используется для сбора и передачи данных о целях. С её помощью определяются координаты вражеских объектов, а также места разрывов артиллерийских снарядов и т.д. Также «Ветерок» вырабатывает данные для передачи по радиоканалу на терминал артиллеристов.


Интерфейс программы «Ветерок»

Командир артиллерийского подразделения использует программу «Артгруппа». Она принимает информацию целеуказания и рассчитывает данные для стрельбы. Затем эти данные передаются расчётам орудий для ведения огня. Программа «Артгруппа» способна обслуживать более 40 типов артиллерийских систем — практически всю существующую номенклатуру российской армии.

Также разработано упрощенное приложение «Ветерок-Т», предназначенное для танкистов. Оно используется при ведении огня с закрытых позиций и позволяет существенно повысить точность стрельбы в сравнении со штатными средствами управления и наводки.

АПК «Ветерок — Артгруппа» использует доступные электронные карты местности, а также может получать данные о метеорологической обстановке от существующих сервисов и программных продуктов. Вся эта информация используется для более точного расчёта данных для стрельбы.

Принципы работы


Применение комплекса «Ветерок — Артгруппа» не представляет особой сложности. Его компоненты распределяются между подразделениями беспилотной разведки и артиллерийскими батареями. Перед началом боевой работы оба подразделения налаживают связь и готовятся к ведению разведки, передаче данных и открытию огня.


Принцип работы АПК «Ветерок — Артгруппа»

Оператор БПЛА выполняет разведку заданного участка и ищет цели для артиллерии. Видеосигнал и данные с пульта управления беспилотником передаются на терминал с программой «Ветерок». Обнаружив вражеский объект, оператор запускает автоматизированный процесс расчёта данных для целеуказания, которые затем по доступному каналу передаются артиллеристам.

Получив целеуказание, командир батареи с помощью «Артгруппы» рассчитывает данные для стрельбы и передает их на орудия. Во время стрельбы беспилотная разведка следит за поражением цели и, при необходимости, уточняет данные. Процесс корректировки огня осуществляется так же, как и первоначальная наводка.

Новый АПК работает под управлением человека, но основные операции и процессы максимально автоматизированы. По расчётам разработчиков, скорость передачи данных целеуказания или корректировки, в сравнении с голосовой связью, выросла в 10 раз. Расчёт данных для стрельбы стал быстрее в 20 раз или более.

Кроме того, комплекс имеет потенциал для модернизации. В недавнем интервью разработчик рассказал, что в настоящее время ведутся работы по добавлению новых функций. В частности, «Ветерок — Артгруппа» сможет обнаруживать и уничтожать различные радиотехнические средства противника. С его помощью можно будет засекать и уничтожать системы связи, посты управления БПЛА и т.д.


Оператор с терминалом

Системы и средства


Российская армия давно и массово использует разведывательные БПЛА различных моделей. Такая техника собирает информацию в интересах разных родов войск, и одним из главных её получателей является ствольная и реактивная артиллерия. Беспилотная авиация показала себя как удобный, гибкий и эффективный инструмент разведки.

Для полноценного внедрения и применения беспилотной авиации необходимы системы обмена данными и управления войсками. Достаточно давно началось массовое развертывание Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) и схожих систем других типов. Кроме того, еще в 2022 г. по инициативе энтузиастов в войсках появился новый комплекс схожего назначения «Ветерок — Артгруппа».

Этот АПК изначально создавался для применения с современными БПЛА наиболее распространенных моделей. Благодаря этому с его помощью удалось максимально быстро собрать в единые контуры подобные беспилотники и существующую артиллерию. Фактически комплекс закрыл важную нишу, дополнил другие системы управления и улучшил показатели огня сухопутных войск.

По имеющимся данным, «Ветерок — Артгруппа» активно применяется в строевых частях, и поставки этой аппаратуры в различные подразделения продолжаются. Можно ожидать, что эти процессы дадут желаемый результат и в будущем вновь улучшат все основные показатели разведки и артиллерийского огня.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 апреля 2025 05:58
    Интерес проявили "ряд волонтёрских организаций и энтузиастов". А Министерство Обороны интерес не проявило? Размах не тот, поживиться особо нечем? То ли дело Форпост-Иноходец или Пересвет. Спасение утопающих дело рук самих утопающих! Видимо это принцип "наших воевод" из высоких кабинетов.
    1. +4
      9 апреля 2025 06:11
      Цитата: двп
      А Министерство Обороны интерес не проявило?

      Я Вам больше скажу. Даже командиры подразделений не рискуют официально проявлять интерес. Те которым не наплевать. Ибо "в Армии всё есть".
    2. +1
      9 апреля 2025 06:28
      А Министерство Обороны интерес не проявило? Размах не тот, поживиться особо нечем?

      Да, ругать и обвинять легко - для этого не надо ни ума, ни знаний.
      Чтобы Министерство обороны проявило интерес к какому-либо проекту, предполагающему массовую поставку в войска, помимо самой разработки, сколько бы гениальной она не была, ему нужно понимать, кто и на каких мощностях будет её производить, да ещё и по полному комплекту установленным порядком оформленной документации.
      «Команда энтузиастов», насчитывающая «не более десяти специалистов разных профессий», способна обеспечить массовое серийное производство? Разумеется - нет.
      Значит, им нужно решать этот вопрос с крупными предприятиями ОПК (в статье, кстати, одно из таких упомянуто). А вот с ним уже будет взаимодействовать МО как государственный заказчик продукции военного назначения. И то, что в нашей стране всё так устроено, никакого отношения к «принципам "наших воевод" из высоких кабинетов» не имеет.
      1. +5
        9 апреля 2025 06:41
        Тут Вы правы-решить вопрос с "крупными предприятиями ОПК" вряд ли удастся."Команда энтузиастов из более десяти человек разных профессий" с Чемезовым не договорится. Это на Украине "Крапиву" внедрили быстро и без хлопот.
      2. -4
        9 апреля 2025 08:16
        Чтобы Министерство обороны проявило интерес к какому-либо проекту,

        а вы здесь - на зарплате?
        1. +8
          9 апреля 2025 08:55
          Нет,я на пенсии,уволен по состоянию здоровья из Пограничной службы Российской Федерации. Заболевание полученное в период несения военной службы. А здесь я ,по мнению "некоторых" комментаров "ахент Госдепа и ЦИПСОшник". Нехорошие вопросы задаю и делаю неправильные выводы! На "патриота" не тяну. А в свободное время хожу сети маскировочные плету. Вот там и насмотрелся на "настоящих патриотов". Ну у которых в кабинете портрет президента и флаг Российской Федерации. Правда одна такая "патриотка" туалет закрыла,и теперь ходить нужно в другое крыло здания (хорошо хоть так). Ну а поскольку плетут сети женщины и мужчины в основном пенсионного возраста,сами понимаете. У многих болячки ( у меня например простатит) ,это создаёт неудобство. Люди уходят домой пораньше и приходят попозже. И теперь вместо трёх маскировочных сетей,агенты Госдепа плетут две в смену. Но патриотка всё равно эта чиновница. Она на девятое мая наверняка выложит фото на фоне сетей и расскажет о своем "большом вкладе" в эту работу. И плевать ей с потолка ,что кому то может не хватить этих нескольких спасительных метров до укрытия. И такая толпа бюрократов- патриотов нас губит похлеще Ковида. Они все за, никто не против,но только никто из них ничего не делает,а только мешает!
          1. -3
            9 апреля 2025 09:02
            Нет,я на пенсии,уволен по состоянию здоровья из Пограничной службы Российской Федерации

            не к вам был вопрос
          2. Комментарий был удален.
          3. Комментарий был удален.
          4. -2
            9 апреля 2025 16:38
            Увы, складывается впечатления, что у ГШ ВС России нет современных концепций ведения боевых действий. В СВО мы воюем используя советские наработки: концепции "ротных опорных пунктов" и "общевойскового боя" ! Более того, нет концепции применения БПЛА в современном бою. Да и как она может быть , если нет принятой концепции "современного боя". О какой современной армии может идти речь , если мы воюем методами вчерашнего дня, даже с новыми системами вооружений. Спросите у любого полковника и генерала, что такое современная война ? Они понятия не имеют !
            Новая концепция " позиционного района" с использованием не сетецентрических подходов , а более новых, более совершенных на основе теории "Система систем" вызывает у них недоумение и ступор... Да и о сетецентрических подходах у них понятия нет, кроме того, что они трудно реализуемы и глобальны и требуют значительных затрат и подвержены воздействию систем РЭБ...
            1. -1
              9 апреля 2025 18:48
              Вот то то и оно,и Ваши выводы особенно грустно звучат исходя из того что мы уже тридцать лет воюем по окраинам и границам бывшего СССР. За это время ничему наши генералы ГШ не научились. Хотя ещё в 2002-2003 годах на Кавказе враги использовали транспортные БПЛА для снабжения ичкерийских боевиков. И главная причина в "тупости" наших генералов это кумовство,коррупция, отрицательная селекция офицерского состава.
      3. +1
        9 апреля 2025 10:42
        Цитата: Bogalex
        Чтобы Министерство обороны проявило интерес к какому-либо проекту, предполагающему массовую поставку в войска, помимо самой разработки, сколько бы гениальной она не была, ему нужно понимать, кто и на каких мощностях будет её производить, да ещё и по полному комплекту установленным порядком оформленной документации.

        Первое, на что обратит внимание Заказчик:
        Одним из основных элементов нового АПК являются планшетные компьютеры. Используются изделия с коммерческого рынка, работающие на операционной системе Android.

        И придётся либо переделывать систему под принятые на вооружение планшеты, либо сертифицировать по нормам МО и принимать на вооружение планшеты, используемые в системе.
      4. XPD
        +3
        9 апреля 2025 14:00
        Вы только забыли упомянуть ещё один, самый важный аспект проблемы...
        "Чтобы Министерство обороны проявило интерес к какому-либо проекту, предполагающему массовую поставку в войска, помимо самой разработки, сколько бы гениальной она не была, ему нужно" сначала поднять чьё-то упитанное седалище с уютного и насиженного тёплого кресла и начать активно "шевелить жалом". А зачем? И так ведь всё прекрасно...
      5. 0
        10 апреля 2025 17:38
        Так то автоматизация стрельбы не является какой то новостью.
        МО вливало деньги в какой то аналог планшет-часы-дальномер и что то еще.
        Планшет 404е разбирали - база - комплекс для топогеодезистов от Сименс.
        Куда девало МО деньги - непонятно. Количество пушек и минометов в штуках известно.
    3. +1
      11 апреля 2025 09:36
      Не издевайтесь. МО конечно проявляет интерес, но это изделие так далеко от его нужд, как мавик от Су-34. Конечно изделие сгодится для СВО, но для массовой закупки и принятия на вооружении - невозможно.
  2. +2
    9 апреля 2025 09:17
    «Ветерок — Артгруппа» сможет обнаруживать и уничтожать различные радиотехнические средства противника. С его помощью можно будет засекать и уничтожать системы связи, посты управления БПЛА и т.д.

    Если это не маркетинговый трындеж, то это весьма полезная опция.
  3. -1
    9 апреля 2025 10:58
    Выглядит убого, да и накоком растоянии могут работать группы друг от друга ? Судя по рациям.2-10 км? Я понемаю что ценное в этом это проги,за которые МО не хотят плотить.
    1. +1
      9 апреля 2025 11:30
      У вас по рациям стандартная ошибка в подходах. В статье указано, что система совместима с различными типами. А самое важное, существует понятие канала связи, терминалам даже не обязательно знать каким физическим образом он организуется.
      1. -3
        9 апреля 2025 11:51
        Как я понял по фото ,Вкючив такую рацию можно сразу отхватить в бубен HIMARS.
    2. +1
      11 апреля 2025 09:45
      2-10 км хватает. Ведь это связь между КП и ОП батареи. Они как раз на таком расстоянии располагаются.
  4. -4
    9 апреля 2025 11:21
    Отличная инициатива! Как я понял вся новизна в программной части: аппаратная часть собрана "на коленке" да и "светится" будут как новогодняя елка в ночи. А на огонёк сами знаете что прилетает! Возможно есть что-то подобное у "конкурентов" и им "сочувствующих"? Может не стоит в очередной раз "избретать велосипед"?
    1. XPD
      0
      9 апреля 2025 14:02
      А может просто стоит попробовать решить технические проблемы с "новогодней ёлкой"?
  5. +5
    9 апреля 2025 11:24
    Насколько я понял из иллюстраций, функция расчёта "Ветерок" в том, чтобы распознанную с помощью БЛА цель нанести на карту с фото-слоем , привязанную к координатам.
    Если бы можно было этот процесс переноса автоматизировать, то оперативность комплекса возросла бы ещё больше.
  6. 0
    9 апреля 2025 13:57
    Интересно решение.Но рации слабое звено,дальность не высокая,фонят,их РТР вычислит.
  7. -2
    9 апреля 2025 20:31
    Эй минусовщик, в чём я не прав? Надеюсь ни кому не надо объяснять что весь "ширпортреб" необходимо "глушить" как на программном уровне, так и на аппаратном: излучают! У "военки" расклад другой пока не прикажешь молчат. А данные опимально, да и безопасней сжатым и направленным сигналом передавать: враг не дремлет и за эфиром бдит! Вроде об этом на ресурсе была пара публикаций! Зная нашу вечную проблемму со связью, как там было:"...всё купим...", до сих пор в процессе, так вот сейчас саммый момент подглядеть, пощупать руками, испытать да и себе что-то приличное сделать! Понятное дело у нас самих ни производств ни элементной базы и прийдётся всё через китай мутить. Хотя с нашими лампасниками этого ожидать не приходится: им и так тепло и сверху не капает!
  8. +1
    11 апреля 2025 09:47
    Цитата: zxc15682
    Как я понял по фото ,Вкючив такую рацию можно сразу отхватить в бубен HIMARS.

    Вы переоцениваете возможности РСЗО противника.