Тараканы дядюшки Дональда или «Звездные войны-2.0»

14 216 42
Тараканы дядюшки Дональда или «Звездные войны-2.0»

Мы живем в удивительное время! Каких-то сорок (точнее, 42) лет назад мы, жившие в другой стране, затаив дыхание смотрели за тем, как разворачивались страсти по «Звездным войнам» (не тем, что от Лукаса), а у многих настольной была интереснейшая книга «Космическое оружие: дилемма безопасности». Кто помнит – сейчас ностальгически вздохнет, кто родился позже – ну, завидовать нечему.

СОИ Рональда Рейгана


В 1983 году президент США Рональд Рейган, который отметился в истории, как один из наиболее «обожавших» нас президентов, объявил о начале программы «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которую тут же окрестили «Звездными войнами».




Программа была амбициозной и провокационной. Амбициозной, потому что американцы планировали устроить на орбите форменное черт знает что, а провокационной – потому что спровоцировали СССР на ответные действия, на чем Союз, честно говоря, и надорвался.

Многие сегодня говорят о том, что СОИ – это был фейк, основной задачей которого было «развести» СССР на гонку вооружений и подорвать экономику. Так в принципе, похоже, но нет, экономику такой страны, какой был СССР, одним таким проектом не прибить. Но как одна из причин – вполне.

Определенная фейковость была. Конечно, американцы прекрасно понимали, что все эти красивые картинки на орбиту им не вытащить, а если и вытащить, не факт, что будет работать. Там было очень много спорных проектов на самом деле, что позволяет сделать один интересный вывод.

На самом деле, СОИ очень похоже на то, что на Западе именуют термином brainstorming, проще говоря – «Мозговой штурм». Все было весьма по канонам, придуманным Алексом Особорном: ставилась задача, собиралась куча идей, фильтровалась и годное шло в дело.

А учитывая, что далеко не все из придуманного в рамках СОИ пошло в мусор, то и говорить о фейковости программы как-то неудобно. Вопрос, конечно, в том, что именно пошло в дело, не так ли? Понятно, что не лазеры с ядерной накачкой.

Здесь надо понимать, что уровень развития техники 70-80 годов прошлого века не идет в сравнение с настоящим. Тогда о перехвате баллистических ракет могли только мечтать, поскольку навестись на боеголовку, летящую со скоростью несколько километров в секунду, было практически нереально. Потому пошли по простому пути решения проблемы: оснастили противоракеты ядерными боеголовками, точность измерялась сотнями метров или километрами, но в принципе, воздушного ядерного взрыва было достаточно, чтобы уничтожить все боеголовки в радиусе 1-2 километров.


Понятно, что метод противодействия так себе, очень сильно последствия зависели бы от того, на каком удалении происходил перехват. И минимум, который был бы гарантирован – это радиоактивное заражение защищаемых территорий. Если перехват происходил в космосе – в плане радиации было несколько проще.

Но защищаться хотелось, потому что как раз в 40-60-е годы США так себя поставили, что не противостоять их ядерным убеждениям было нельзя. И сложился паритет: коль ты грозишь ядерной дубиной противникам, не жди, что они испугаются. Вот и американцы не ждали от русских ничего такого, они наоборот, весьма разумно ждали того, что им прилетит.

И в 60-х годах была создана первая система ПРО Sentinel. Представляла собой сеть из максимально мощных на то время радаров (один на Аляске и пять вдоль границы с Канадой) и аж двух типов противоракет. На дальних рубежах (до 800 км), еще в космосе, атакующие боеголовки планировали перехватывать ракетой LIM-49 Spartan/Nike X.


13 тонн веса и пять мегатонн в боеголовке. А прорвавшиеся боеголовки в атмосфере должны были быть уничтожены противоракетой Sprint, тоже являвшей собой интересную разработку: дальность действия до 40 км, зато при старте через 5 секунд перехватчик имел скорость 10М (12 000 км/ч) и в принципе мог служить последним рубежом противоракетной обороны.


Sentinel не была полностью развернута, и начале 1970-х ее заменили на более прогрессивную систему Safeguard с теми же противоракетами. В СССР к тому времени разработали свою систему А-35 с противоракетой А-350Ж, которая впечатляла еще больше, чем американская ракета: 20 метров в длину и 33 тонны веса, с боеголовкой 2-3 мегатонны или с нейтронной боеголовкой в 20 килотонн.


А-35 стала защищать Москву, а Safeguard прикрывала пусковые установки американских МБР в Северной Дакоте. СССР развернул 64 ракеты-перехватчика, США – 70. Это было в 1975 году, а в 1976 американцы свернули свою систему ПРО и не только юридически сняли Safeguard с вооружения, но и демонтировали все элементы комплекса.

Издержки настоящей демократии: американцы считали, что ПРО должна защищать всю Америку, а не только пусковые установки ответного удара, и на это стоило потратить триллионы. Но – обеспечить гарантии, которые прописаны в Конституции США.

Sentinel и Safeguard мало того, что не гарантировали перехвата всех боеголовок, так еще и СССР создал столько ракет, что вся ПРО вообще оказалась бессмысленным делом. Согласитесь, какой прок в 70 ракетах-перехватчиках, если СССР располагал 1 308 боеголовками?


Примерно то же самое можно было бы сказать и в отношении А-35. 64 противоракеты и 1000 американских «Минитменов», МХ и «Трайдентов».

Кроме того, еще одна интимная подробность, которая сводит на нет все ухищрения по перехвату. Ядерный взрыв в верхних слоях атмосферы или в ближнем космосе порождал огромное облако заряженных частиц, которое под влиянием магнитного поля земли расползалось на несколько сот километров. Это, конечно, очень важная информация, которую можно прочитать в любом учебнике физики, но вот беда: это облако практически непроницаемо для лучей радаров. А значит – после первых взрывов все наземные радары будут практически бесполезны для обнаружения последующих волн ракет.

А можно просто взорвать одну боеголовку над территорией США и наблюдать (с удовольствием), как они там будут суетиться.

Конечно, группировка спутников, которой не было в те годы, значительно облегчит задачу, но тот же взрыв может создать и спутникам невыносимые условия для работы, вынеся электромагнитным импульсом мозги в буквальном смысле этого слова. Но не всем: спутники не висят на одном месте.

И в итоге Советский Союз и Соединенные Штаты решили не строить больше дорогих и малоэффективных противоракет, предпочитая вместо этого строить как можно больше МБР с ядерными боеголовками, что породило концепцию гарантированного взаимного уничтожения. Воевать с СССР уже никто не собирался, так что безобидное перемалывание бюджетов привело к тому, что Землю можно было в 80-е годы разнести на астероиды раз пять или шесть. Но все понимали, что достаточно будет и одного, а потому (если не считать Карибского кризиса), в ядерный конец света поиграть никто не рвался.

Вообще, желание жить и выжить в случае чего – это неотъемлемая часть человеческой психики. А жить, зная, что на той стороне океане больше тысячи ракет с ядерными боеголовками – ну мы помним, как в США строили персональные убежища на участках.

А в 1981 году к власти пришел Рональд Рейган, который организовал новый крестовый поход против коммунизма в целом и СССР (империей зла нас назвал именно Рейган), в частности. И, весьма по-своему радея за будущее американского народа, 23 марта 1983 года он озвучил новую программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ).

«Мы ответим на устрашающую советскую ракетную угрозу оборонительными мерами. Я предлагаю использовать для этого силу наших технологий, которые породили наши грандиозную промышленную базу и позволили жить с высоким уровнем комфорта. Я знаю, что это невероятно трудная техническая задача, которую не удастся решить, быть может, и до конца века.

Научное сообщество нашей страны подарило нам ядерное оружие — и теперь я взываю к нему же, чтобы оно обратило свои таланты к делу защиты человечества и мира, дало нам такие средства, которые сделают ядерное оружие бессильным и устаревшим».



Сказать, что американцам идея понравилась – это ничего не сказать. Каждый американец хотел быть хоть немного, но защищен от русских ракет, которыми Америку пугали на протяжении 30 лет. Ну а у нас начали разработку знаменитого «асимметричного ответа», который, надо признать, вмазал по СССР сильнее, чем по США. Так что да, действительно, ответ был асимметричным.

Весь мир (та его часть, которая могла понять замыслы Рейгана) начал наблюдать за разворачивающимся шоу. Делались ставки и предположения, вовсю обсуждали оружие будущего, которое станет размещаться на космических платформах. Автор как бы сам оказался свидетелем той истерии, которая развернулась в прессе и на телевидении. И да, лазеры. Это был их звездный час, все бредили ими. Вообще Рейган в своем выступлении о лазерах ни слова не сказал, но все заинтересовавшиеся поняли – за лазерами будущее!


На лазеры Рейган и правда возлагал надежны — правда, не на те лазеры, которые в фильме «Звездные войны» и на заводах при резке металла. Те лазеры, которые Рейган хотел вывести в космос представляли собой несколько иное: рентгеновские лазеры с ядерной накачкой – вот так это звучало в те годы.

Ядерный заряд небольшой мощности взрывался в камере на спутнике, а высвободившаяся энергия переводилась бы в лазерное излучение в рентгеновском (с частотой от 3⋅1016 до 3⋅1019 Гц и длиной волны 0,005-100 нм) диапазоне и через систему зеркал направлялась бы в сторону летящих ракет. Жесткое рентгеновское излучение - это не полезно для микросхем и полупроводников, без которых боеголовка не прилетит куда нужно.

Задумка была неплохая, тем более что такой спутник мог бы произвести не один «выстрел». Видел рисунки тех лет, что-то типа космического револьвера с камерами, в которых производился бы ядерный мини-взрыв, обеспечивающий лазер энергией.

Такое оружие могло быть эффективным, но: на практике в ходе подземных ядерных испытаний американские инженеры-физики не смогли добиться необходимой мощности лазерных импульсов. Было понятно, что пока еще технически в США не были готовы к реализации такой идеи, но пилить бюджет было очень выгодно, так что имел место веселый набор от фальсификации результатов экспериментов до подлога и мошенничества. Был ряд скандалов, кого-то разжаловали, вроде бы даже кого-то посадили. В Америке с этим весело было всегда.

Потерпев фиаско с рентгеновскими лазерами, неугомонные американцы начали отрабатывать все подряд, что могло бы быть полезным: ускорители нейтронов, протонов и нейтральных атомов, лазеры оптического диапазона, короче, все, что можно было бы вывести на орбиту в то время. Идея вывода в космос генератора чего-либо была хороша, поскольку луч не рассеивался и не так быстро терял мощность.

Однако примерно к 1986 году разочарования достигли своего максимума и в итоге Американское физическое общество расписалось в собственном бессилии:

«Мы считаем, что все существующие кандидаты на роль оружия направленной энергии требуют увеличения выходной мощности и качества луча на два порядка и более, прежде чем их можно будет серьезно рассматривать для применения в системах противоракетной обороны».

Лазеры, которые могли работать на Земле в условиях атмосферы, действительно поражали цели, но дальность их эффективного действия не превышала нескольких десятков метров. Понятно, что в космосе таких экспериментов никто не ставил, но здесь было достаточно и вполне нормальных расчетов.

Что, «всем спасибо, все свободны»? А вот нет


Давайте вспомним, что именно в 80-х годах в электронике произошел прорыв, который дал жизнь многим системам вооружений. Например, появились инфракрасные головки самонаведения, которые обеспечивали весьма точное наведение, а к ИК-головкам появились малогабаритные двигательные установки, способные обеспечить точное наведение ракет. Плюс привычные нам процессоры приняли знакомый малогабаритный облик. В итоге – да, «Сайдвиндеры» и все прочее.

Теперь если подключить фантазию и перенестись в космос, получилась такая картина: больше не нужны были ядерные взрывы, как метод уничтожения вражеских боеголовок, появились быстрые, маневренные и умные ракеты, способные перехватить боеголовку или ракету еще на 1-2 отрезке траектории. Так появилась ASM-135 ASAT, ракета, первой в мире сбившей космический спутник на высоте 600 км. Да, запустили ее с F-15, но кто мешал вооружить такими ракетами орбитальную платформу в космосе?


Ракета ASM-135 ASAT на вооружение не была принята, виной стала дороговизна изделия: разгонный двигатель от ракеты SRAM и маршевый двигатель ракетной ступени Vought Altair III – удовольствие не дешевое, но надо отметить, что для космического базирования достаточно разгонного двигателя от управляемой ракеты. Весьма жизнеспособный вариант, надо сказать.

Но в те же времена «Звездных войн» была разработана еще одна интересная концепция, получившая название Brilliant Pebbles - «бриллиантовая» или «умная» галька». Интересная игра слов, поскольку «галька» действительно умная, а по стоимости сопоставима с бриллиантами.

Идея в целом простая: вывести на орбиту несколько тысяч спутников-перехватчиков, с ракетными разгонными двигателями и ИК-ГСН, которыми проще всего (да и дешевле) навестись на МБР, ибо факел у ракеты от души. При поступлении информации о старте ракет с нашей территории, спутники активировались, выводились на траекторию летящих МБР, разгонялись и наводились на заданные цели.


Если ASM-135 ASAT разгонялась до 24 000 км/ч, то в космосе можно было достичь и больших скоростей, а на них попадание кинетического перехватчика (лом весом в 50 кг) на такой скорости в МБР гарантированно ее уничтожит. Никаких проблем с атмосферой, никаких проблем с охлаждением ГСН перед стартом, все очень даже жизненно.

Работы шли до 1992 года, когда СССР рухнул и стало понятно, что на бывшей советской территории не до противостояния с Америкой. Систему отложили в дальний архив, но: за прошедшие 30 лет спутники реально уменьшились в размерах, а вывести на орбиту тысячу – да, 30 лет назад это была фантастика. Сегодня – стоит спросить у Маска.

Но есть вещи, которые дошли до своего финала, в смысле – проекты были реализованы.

Например - система GMD (Ground-Based Midcourse Defense — наземная защита на средней дистанции) c ракетами GBI (Ground-Based Interceptor — ракета-перехватчик наземного базирования).


Боевой аппарат именуется EKV — «внеатмосферный поражающий блок», запускается трехступенчатой ракетой типа МБР, предназначен для того, чтобы сбивать боеголовки на среднем участке траектории, до момента разделения головной части. Вес EKV – 64 кг, и разогнанный до скорости 10 км/с, блок способен физически разрушить любую боеголовку. Естественно, EKV имеет собственную систему наведения и приемный блоки для получения информации с земных радаров.


Всего было развернуто около 60 противоракет GBI. Вообще система не рассчитана на полномасштабную войну, это на тот случай, если, скажем, перемкнет кого-то в стране с небольшим ядерным арсеналом.

Еще есть ракеты RIM-161 SM-3.


Заатмосферные перехватчики, стоимостью от 12 до 24 миллионов долларов за штуку. Похожи на уменьшенную версию EKV GBI, но корабельного базирования. Вообще размещение противоракет такого класса на кораблях – очень хороший ход, поскольку корабли можно собрать в отряд, вывести в определенное рассчитанное место, и там сбивать ракеты на восходящем отрезке траектории.

Единственным минусом SIM-3 является цена, но по сравнению с уничтоженной МБР – это копейки, точнее, центы.

Система ПРО THAAD, Terminal High Altitude Area Defense — система противоракетной обороны на больших высотах.


Тоже рождена на базе разработок по СОИ, но в отличие всех ранее приведенных систем, работает в атмосфере, хоть и в верхних ее слоях. Принцип поражения тот же: разогнанный до огромной скорости кинетический перехватчик. То есть – поражение прямым попаданием за счет большой скорости и точного наведения.

Так что, пожалуй, СОИ – не такая уж и фантастика. И космическая платформа, и ракеты-перехватчики – это все реализовано или может быть реализовано при необходимости в самые кратчайшие сроки.

А что хочет Трамп?



А Трамп хочет «снова великую Америку». И более того, нельзя не согласиться с тем, что он это начал делать, темпами настолько же ошеломительными, насколько своеобразными средствами. Но на безопасности американцев дядюшка Дональд решил сыграть по полной. И тут есть логика: защита для всех жителей, а не только для главных административных центров или военных объектов – это сильно. Это очень хорошо скажется и на рейтингах у граждан США, и на доходах поддержавших на выборах Трампа представителей ВПК. Всем хорошо будет.

И 27 января, среди кучи прочих исполнительных указов, появился тот, который назвали «Железный купол для Америки».

Кто-то тогда посмеялся, кто-то потер руки в ожидании распилов, но: указ интересен не только целями и задачами, но и методами исполнения.

Что касается цели, то здесь все понятно: угроза атаки баллистическими ракетами является приоритетной и самой опасной. И, если раньше такую угрозу представлял только СССР, то сейчас есть еще Китай, КНДР, Иран. Да, у двух последних нет пока (но вот что есть – пока) ракет, способных достичь территории США, но темпы, которыми развиваются соответствующие отрасли ВПК двух стран, впечатляют. А если учесть, что у КНДР уже есть ядерное оружие… С Ираном все несколько сложнее, и пока что у него нет своего ЯО. Зато баллистических ракет полно.

«Угроза атаки баллистическими, гиперзвуковыми и крылатыми ракетами, а также другими современными средствами воздушного нападения остается самой катастрофической угрозой, с которой сталкиваются Соединенные Штаты.

За последние 40 лет угроза со стороны стратегического оружия следующего поколения не уменьшилась, а наоборот, стала более интенсивной и сложной в связи с разработкой равными и почти равными по уровню противниками систем доставки следующего поколения и собственных интегрированных систем противовоздушной и противоракетной обороны».

Здесь возникает справедливый вопрос: чем и от чего?

От чего – расписано очень четко:
«…от баллистических, гиперзвуковых, усовершенствованных крылатых ракет и других воздушных атак следующего поколения со стороны равных, почти равных и несанкционированных противников».

Чем:
«… развертывание слоя гиперзвуковых и баллистических космических датчиков слежения, массовое развертывание космических перехватчиков, способных осуществлять перехват на этапе разгона, осуществление возможностей перехвата на нижнем и конечном участке, предназначенных для отражения контратаки, разработка и развертывание космического истребителя с расширенным боевым потенциалом».

Что, фантастика? Как посмотреть. Давайте по порядку пройдемся


Датчики, которые будут отслеживать запуски баллистических и гиперзвуковых ракет. Без вопросов, с тем чтобы добавить на орбиту какое-то количество новых спутников слежения, у США сегодня нет никаких проблем.


Развертывание космических перехватчиков. Кажется сложным, но… Если взять и просто адаптировать под требование дня сегодняшнего идею, заложенную в проекте Brilliant Pebbles – какие сложности? Тем более, что сегодня для наведения спутников-перехватчиков можно использовать не только инфракрасные ГСН, но и комбинированные матрицы как у «Джавелина», способные «видеть» цель и отфильтровывать ложные объекты и помехи.

Здесь больше вопрос в промышленных возможностях, потому что надо будет изготовить просто огромное количество спутников-перехватчиков и вытащить их на орбиту. Но эксперимент Илона Маска с его «Старлинком» в плане производства и вывода на орбиту 8 161 спутника показывает, что нет ничего невозможного. Конечно, спутник-ретранслятор несколько проще по конструкции, чем боевой спутник-перехватчик, но все-таки это не так критично. Да и десятками тысяч их выводить на орбиту не придется, максимум – несколько сотен.


Тут не стоит забывать, что одновременный массовый старт ракет нереален, разброс в секунды или даже десятки секунд будет обеспечен, а значит, позже стартовавшие ракеты однозначно влетят в облака обломков, что для них будет не лучшим сценарием.

Поражение целей на более низких участках баллистической траектории. С этим даже проще, системы ракет-перехватчиков уже есть, вопрос только в модернизации под современные требования и выпуске в достаточных количествах.

Космический истребитель… Здесь, конечно, есть сомнения. «Успехи» авиапрома США в строительстве самолетов шестого поколения бесспорны, а потому какой-то такой пилотируемый перехватчик, способный быстро оказаться на орбите и начать там расстреливать поднимающиеся ракеты – мы не будем торопиться и делать выводы, просто подождем. Если все будет идти так, как с NGAD – дело будет очень небыстрым и сожрет кучу долларов, а вот это Трампу не очень надо. Как показала практика – он любитель быстрых проектов.

В общем, год 2026-й, а именно на этот год Трамп ставил задачи различным министерствам и ведомствам, в том числе и Административно-бюджетному управлению, которое будет финансировать исполнение этого указа, принесет много очень интересных моментов.

Поработать придется всем, и инженерам-конструкторам, и финансистам, и военным. Особенно жарко будет Стратегическому командованию США и Северному командованию США, которые должны будут представить Трампу обновленную оценку стратегической ракетной угрозы для страны и приоритетный набор мест для постепенной защиты от ответного нападения со стороны ядерных противников.

А помните… Год 2024-й, предвыборная кампания, и тогда Трамп впервые озвучил идею глобальной ПРО, которая накроет все Штаты? И как его фактически оборжали оппоненты-демократы?


А вот русские помогли, можно сказать. Да, ноябрь 2024 года, неядерный «Орешник» по «Южмашу» и как-то гоготать и прикалываться в США желающих убавилось. Когда до всех дошло, что летящий на скорости в 12 000 км/ч раскаленный от трения о воздух титановый лом весом в полтонны дел может натворить неприятных, а вот перехватить его особо-то и нечем. Что-то (как «Пэтриот») откровенно слабовато, а чего-то (как THAAD) маловато.

Потому план администрации Трампа чем-то напоминает действия команды Рональда Рейгана: хватаемся за все, даже фантастическое, а то, что можно будет реализовать в наше время, станет совершенно земным.

Поэтому совершенно нормально смотрится возврат к проектам прошлого века, одновременно с работой над новыми проектами. Например, проект HBTSS, система спутников Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor, который находится в стадии реализации и предназначен для интеграции со спутниками Космических сил. HBTSS — это совместная работа Агентства по противоракетной обороне и Космических сил, направленный на круглосуточный мониторинг зон возможного старта МБР по всему миру.


Если добавить к системе мониторинга, основанной на самых современных спутниках еще и кинетические и некинетические перехватчики, как в виде спутников, так и в виде спутников, вооруженных ракетами, получится законченная система космического перехвата.

Однако за перехватчики ракет в космосе придется побороться. Ракеты на земле проще, понятнее и главное – намного дешевле космической техники. Размещение космических перехватчиков было заявлено Трампом еще в первый срок правления, однако сменившая команду Трампа администрация Байдена не поддержала проекты и работы были остановлены.

Сегодня программа «Звездных войн-2» может получить новый старт. И этому есть много причин. Концепция космических перехватчиков была центральным элементом Стратегической оборонной инициативы президента Рональда Рейгана в 1980-х годах. Да, от тех «Звездных войн» отказались из-за невозможности технологически реализовать придуманное. Да и стоимость вывода одного килограмма полезного груза на орбиту в прошлом веке была не та, что сейчас. Благодаря работе Илона Маска стоимость заброса на орбиту резко снизилась, и если в прошлом веке она составляла от 40 до 20 тысяч долларов за килограмм, то в 21 веке снизилась до 3-5 тысяч.

Так что сегодня Дональд Трамп выступает продолжателем дела Рональда Рейгана. Кстати, эти исторические личности даже встречались:


3 ноября 1987 года президент США Рональд Рейган в Голубой комнате Белого дома пожимает руку начинающему политику и акуле бизнеса Дональду Трампу.

Дональд Трамп:
«Когда Рональд Рейган хотел сделать это много лет назад, к счастью, мы этого не сделали. Это была концепция, но у нас не было достаточных технологий. Теперь у нас есть феноменальные технологии. Вы видите это на примере Израиля, где из 319 ракет, запущенных по ним, они сбили почти каждую из них. Так что я думаю, что Соединенные Штаты имеют на это право. И все будет производиться прямо здесь, в США, на 100 процентов».

Для американского электората более чем достаточно. Вопрос времени и денег, поскольку далеко не все процессы можно запустить за время правления Трампа. Вэнс, как продолжатель? Вполне возможно.

Деньги… По оценкам американских экспертов, стоимость программы космических перехватчиков превышает 100 миллиардов долларов. Есть, правда, мнения, что можно обойтись меньшими суммами, но основное большинство считает, что 100 миллиардов – это минимум. И около 10-15 лет напряженной работы.

В принципе, вы понимаете, что Трамп инициировал процессы, которые будут продолжаться без него, и в случае успеха, мир ждут изменения.

Естественно, если США построит и начнет выводить на орбиту спутники-перехватчики, это не останется без внимания тех стран, которые основывают свою безопасность за счет ядерного потенциала. Возможно, это станет инициатором очередного витка гонки вооружений, в том числе и в космосе, возможно, нет.

Но то, что дядюшка Дональд не даст этому миру жить спокойно – факт непреложный и сложно оспариваемый. Не тот человек, знаете ли… А мир можно хранить и укреплять по-разному.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 апреля 2025 05:22
    Тут не стоит забывать, что одновременный массовый старт ракет нереален, разброс в секунды или даже десятки секунд будет обеспечен, а значит, позже стартовавшие ракеты однозначно влетят в облака обломков, что для них будет не лучшим сценарием.

    Когда-то давно в СССР под руководством В.Н.Челомея разрабатывалась система ПРО "Таран", которая тоже предполагала, что все американские ракеты полетят по одной траектории и через одну точку пространства. И если в этой точке взорвать несколько термоядерных зарядов, то все американские ракеты уничтожатся сами собой. Но реальность оказалась совсем другой.
    Кому интересно, могут прочитать мемуары Г.В.Кисунько "Секретная зона". (http://militera.lib.ru/memo/russian/kisunko_gv/index.html)
  2. +13
    11 апреля 2025 05:36
    Сегодня программа «Звездных войн-2» может получить новый старт.

    Только с имеющимся Роскосмосом в этой войне Россия априори победить не сможет - фантазии руководства не смогут противостоять реальным разработкам.
    Но то, что дядюшка Дональд не даст этому миру жить спокойно – факт непреложный и сложно оспариваемый. Не тот человек, знаете ли…

    А то, что российская экономика попала в болото, из которого она не может выбраться четверть века, факт тем более не допускающий никаких возражений...
    Правление Трампа продолжается менее 100 дней, а весь мир бурлит, как отхожее место в жаркую погоду после брошенной пачки дрожжей. А в России сплошная благодать...Мы даже близко не стоим к тем достижениям, которых удалось добиться США и Китаю...Мало того, дожили до такого «счастья», когда по некоторым вопросам нас стали обходить страны, считавшиеся третьим миром...
    Эта вечная, нескончаемая ложь, эти мутные личности, возникающие, как кролики из шляпы фокусника, эта поголовная безответственность, эти бесконечные обливания грязью и унижения неординарных людей, это опостылевшее кумовство, эти сказки про «будем жить долго и счастливо», эта необъяснимая тяга к царской роскоши при существующем позорном положении...
    В каком космосе и кто собрался воевать, когда даже с переработкой мусора на собственной земле разобраться не можем?
    1. -13
      11 апреля 2025 08:59
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: yuriy55
      фантазии руководства не смогут противостоять реальным разработкам

      С разработками у нас всё в порядке. Это США в космосе без нас ни куда. Это Маск за помощью обращается к нам, а не мы к нему.

      Что мешает нам - война (СВО) и ставка ЦБ в 21%.

      Цитата: yuriy55
      В каком космосе и кто собрался воевать, когда даже с переработкой мусора на собственной земле разобраться не можем?

      Ну да, сейчас всё бросим займёмся мусором...
      Для выживания страны переработка мусора на данном этапе не является жизненно необходимой задачей. Необходимо правильно расставлять приоритеты. Не надо брать пример с украинцев, которые за кружевные трусики страну профукали.

      Наше руководство правильно расставляет приоритеты.
      1. +10
        11 апреля 2025 09:32
        Цитата: Boris55
        С разработками у нас всё в порядке. Это США в космосе без нас ни куда. Это Маск за помощью обращается к нам, а не мы к нему.
        Приведите пример подобного обращения за помощью. Мало того, в рамках перекрёстных полётов его космический корабль Crew Dragon возит наших космонавтов на МКС. В марте полетел уже шестой - Кирилл Песков.
        И с чего друг они без нас никуда? Смотрим статистику успешных запусков ракет-носителей в космос в 2024 году:
        США - 155 (из которых 133 - запуски Falcon 9 компании SpaceX Илона Маска, ну да, он же "мошенник" laughing );
        Китай - 65;
        Россия - 17.
        Глядя на эти цифры возникает вопрос, а не нужна ли помощь, но уже нам?
        Смотрим далее. США без нас якобы никуда, но у них есть тот же Starlink (созданный без нашей помощи, ибо, во-первых, нечего предложить, а во-вторых, SpaceX всегда работала самостоятельно), а у нас нет, только в планах. Про "Сферу" Путиным было объявлено в 2018 году, и что, и как она поживает?
        Уверены, "что они без нас никуда"? SpaceX никогда ничего у нас не закупала и помощи не просила. Когда-то покупала компания ULA наши двигатели, но уже более 3 лет ничего не закупает, и ничего, запуски продолжает. Так что тоже мимо.
        1. -10
          11 апреля 2025 09:50
          Цитата: Бесконечность
          Глядя на эти цифры возникает вопрос, а не нужна ли помощь, но уже нам?

          Надо правильно расставлять приоритеты. Нет у нас денег на войну и космос. США на войне зарабатывает, мы - тратим. На данный момент наш космос финансируется по остаточному принципу.

          Да, вы не помните сколько там туристы вместо недели времени провели?
          А шо такое? Не шмагли?

          ps
          Всё, что США украло у нас во время перестройки, на том старье и летают.
          1. +8
            11 апреля 2025 09:59
            Цитата: Boris55
            Да, вы не помните сколько там туристы вместо недели времени провели?
            А шо такое? не шмагли?
            Только это были не туристы, а профессиональные астронавты, для каждого из которых был уже 3 полёт в космос. Видна ваша "осведомлённость" в вопросе (никакая). А сломался новый корабль Boeing, совершивший первый пилотируемый полёт. С кораблём Spacex Маска Crew Dragon проблем не было. Он же их и вернул. Причём мог это сделать в сентябре 2024 года, когда прибыл на МКС. Технически можно было вернуть уже тогда, но чтоб не ломать расписание, их полёт растянули до планового возвращения Crew-9, т.е. на полгода. Ибо это не туристы, а профессиональные астронавты, без проблем влившиеся в жизнь МКС.

            И напомню, что у нас в 2022-2023 годах была такая же ситуация с экипажем "Союз МС-22", который из-за аварии в системе терморегулирования пришлось вернуть пустым. А для космонавтов запустили пустой "Союз МС-23", его экипаж переместили на след миссию, а экипаж "Союза МС-22" пробыл в космосе ещё полгода. Boris55, по вашим словам получается, что:
            1) тоже туристы
            2) тоже "А шо такое? не шмагли?"
            Или это другое? laughing
            Цитата: Boris55
            На данный момент наш космос финансируется по остаточному принципу.
            Т. е. помощь дейсвительно нужна, но не им, а нам? Финансово-руководящая? laughing
            1. -13
              11 апреля 2025 10:14
              Суть Русской цивилизации есть большевизм.

              Цитата: Бесконечность
              Т. е. помощь дейсвительно нужна, но не им, а нам?

              Помощь, от них? Это всё равно что в ВОВ просить помощи у Гитлера...
              Это они развязали войну на Украине, это по их указке (через МВФ) Шахидзадовна установила ключевую ставку в 21%...

              Не надо нам от них ни какой "помощи".

              ps
              Это были американские туристы. Смотрите хоть иногда ТВ новости.
              1. +11
                11 апреля 2025 10:25
                Цитата: Boris55
                Не надо нам от них ни какой "помощи".
                от технической помощи, той же технологии многоразовости, я бы не отказался. Мы сейчас копируем многоразовую первую ступень Falcon 9 в виде проекта "Амур-СПГ" и многоразовой ступени для "Ангары". Почему? Смотрите, Вы правильно указали проблему с финансированием, но многоразовость, над который у нас на диванах было принято смеяться, а Маска называть "мошенником", оказалась экономически эффективной: SpaceX возвращает дорогущие ступени десятки раз вместо того, чтоб делать их с нуля. Это, как и высокая надёжность, обеспечило компании 135 запусков в 2024 и заказы на годы вперёд.
                Если бы такая технология была бы у нас, то у Роскосмоса бы больше свободных ресурсов на другие проекты. Но когда Маск работал, мы ржали...
              2. +6
                11 апреля 2025 11:30
                Цитата: Boris55
                Суть Русской цивилизации есть большевизм.

                Цитата: Boris55
                Наше руководство правильно расставляет приоритеты.

                Как в Вашей голове уживаются взаимоисключающие вещи?
                Уж если взялись за охранительство, так делайте это более-менее качественно, а то кроме снисходительной улыбки больше ничего не вызывает.
          2. +3
            11 апреля 2025 10:56
            Цитата: Boris55
            . Нет у нас денег на войну и космос.

            Так, меньше воровать надо эти деньги и на Запад вывозить. Хватило бы и на войну, и на космос, ина многое другое.
          3. 0
            11 апреля 2025 13:33
            Цитата: Boris55

            Надо правильно расставлять приоритеты. Нет у нас денег на войну и космос.

            У нас "ЖЫрнота" началась с с2002 года. Денег в стране было завались.Войны тогда не было.
            Что не поперло то?
            А я скажу, что.
            Космос - самая коррумпированная и самая глупая область нашей техники.
            На самом деле.
            Более глупых людей, но с таким запредельным самомнением, чем в ЦСКБ Прогресс - я не видел ни на одном предприятии.
    2. +1
      11 апреля 2025 13:27
      Только с имеющимся Роскосмосом в этой войне Россия априори победить не сможет - фантазии руководства не смогут противостоять реальным разработкам.


      Но ведь можно найти и немного позитива, за то нас точно не втянут в космичечкую гонку вооружения ), правда по причине отсутствия как средств так и людей, но об этом можно будет не упоминать.
      Это видимо Китай с США будут бодаться и может даже начнут Марсианскую гонку.
  3. +1
    11 апреля 2025 05:43
    Ну а у нас начали разработку знаменитого «асимметричного ответа», который, надо признать, вмазал по СССР сильнее, чем по США.
    Поподробнее можно? А то ведь как то не особо верится в какую то дороговизну контрСОИ. Потому что меч всегда дешевле и проще щита.
    1. 0
      Вчера, 19:11
      Цитата: Владимир_2У
      Поподробнее можно?

      Ну на пример боевая станция "Скиф" с мощным химическим лазером . Её макет при первом старте "Энергии" запускали , но неудачно . Мощный химический лазер наземного и воздушного базирования (на Ил-76) , гиперзвуковые программы , отработка настильной траектории для МБР , да и сама программа "Энергия-Буран" была чисто военной . "Буран" - носитель 15-и малых ударных ракетопланов "Бор" на борту , всего строилось 10 штатных "Буранов" . А в самих США траты были ОЧЕНЬ ограниченные - ограничились экспериментами , разве что АСАТ была близка к принятию на вооружение .
      Советскую экономику подрывали другие программы . Например судостроительная гонка с США , когда мы 15 лет шли ноздря в ноздрю по ежегодному тоннажу новых кораблей . Расчитывали к 2000 г. достигнуть паритета с США в надводном флоте . Но если бы при этом своевременно списывали или выводили в резерв старые корабли и озаботились базовой инфраструктурой для Флота . При этом по ПЛА мы превосходили США в 1,5-2 раза численно . На 1988 г. у СССР было 950 БРПЛ , а у США "всего" 600 шт. У нас было довольно много ПЛАРК , а у США такого класса ПЛА вообще не было . Не говоря уже о количестве наших ДЭПЛ , которых у США не было в принципе . Тогда же у СССР на боевом дежурстве было 1740 МБР , из них не менее 600 тяжелого класса ("Воевода" , "Молодец" , УР-100УТТХ) . А у США тогда было "всего" 1050 МБР и из них только 50 шт. тяжелых МХ . А сколько у нас тянуло содержание величайшей в Мире Системы ПВО Страны ? А ещё была Войсковая ПВО тоже мощи невиданной . И три типа ОБТ с близкими характеристиками , которые выпускались одновременно .
      А в Космос мы тогда ежегодно осуществляли 115-117 пусков . И сажали ежегодно около 120 спускаемых аппаратов (в основном это были СА с отснятой и проявленной плёнкой от тяжелых низкоорбитальных спутников видовой разведки , каждого на борту было не менее 5 таких СА) .
      В общем было от чего разориться . Но погубила СССР не Гонка Вооружений , а Измена правящего класса - партэлиты и верхушки КГБ .
      1. 0
        Сегодня, 03:57
        Цитата: bayard
        Ну на пример боевая станция "Скиф" с мощным химическим лазером . Её макет при первом старте "Энергии" запускали , но неудачно . Мощный химический лазер наземного и воздушного базирования (на Ил-76) , гиперзвуковые программы , отработка настильной траектории для МБР , да и сама программа "Энергия-Буран" была чисто военной . "Буран" - носитель 15-и малых ударных ракетопланов "Бор" на борту , всего строилось 10 штатных "Буранов" .

        Боевые станции проектировались и даже строились и даже запускались раньше СОИ - ОС "Алмаз". Ну и макет. Так что развитие...
        Лазер - так же развитие логическое программ до СОИ.
        Траектория для МБР - ну не смешно, вот это конечно ответ, и прямой, но затратным его назвать - как то так.
        Буран-Энергия это ответ на Шаттл, причём более гибкий чем Шаттл. И пригодный, как и Шаттл, к гражданскому использованию. А про Боры... Не выдумывайте... И Бор - развитие Спирали, и при длине 8 метров Бора и 36 от носа до хвоста Бурана... Сколько их в грузовой отсек вошло бы, полторашка?!

        Цитата: bayard
        А в самих США траты были ОЧЕНЬ ограниченные - ограничились экспериментами , разве что АСАТ была близка к принятию на вооружение .
        Лазер на Боинге, ну думаю подороже чем на Ил-76.

        Цитата: bayard
        В общем было от чего разориться . Но погубила СССР не Гонка Вооружений , а Измена правящего класса - партэлиты и верхушки КГБ .
        Вот этого было сверхдостаточно.
  4. +13
    11 апреля 2025 05:46
    спровоцировали СССР на ответные действия, на чем Союз, честно говоря, и надорвался
    Ну вот ни разу не на этом. Да и не надорвался он, не нужно пытаться усердно втюхивать эту мысль в головы читателей. Предали выродившиеся "элиты", которые сумел собрать вокруг себя Горбачев.
    1. +3
      11 апреля 2025 06:03
      Общее ощущение... люди часто путают первопричины с последствиями... сначала "было слово", а только потом "дела".
    2. +2
      11 апреля 2025 08:26
      Так вот СОИ - и была двинута в основном для того, чтобы дать новому советскому руководству весомый повод типа испугаться. Иначе - внутри СССР просто не поняли бы подобной сдачи всех позиций. А тут очень удобно - гляньте, какой ужос эти невероятно продвинутые технологически янки сварганили! Нееее - нам такое не потянуть, сиволапым, надо сдаваться. И с радостью сдались..
      1. 0
        11 апреля 2025 18:02
        Скорее это американцы получили победу без боя от СССР и у этой победы сразу возникла толпа отцов - и всякие борцуны за свободу, и разработчики СОИ, и нефтяники, и поставщики оружия моджахедам и прочие. Ну а наши радостно повторяют.
    3. +5
      11 апреля 2025 11:43
      Цитата: ДВосток-2
      Да и не надорвался он, не нужно пытаться усердно втюхивать эту мысль в головы читателей.

      Какой раз уже многие авторы здесь спотыкаются на том, что большинство читателей и комментаторов родом из СССР и им не получится эти гнусные лживые капиталистические методички в ум ввернуть. Но, как не прискорбно, это поколение уйдет, и вот тогда они вдоволь порезвятся в интернете и в учебниках истории am
  5. +1
    11 апреля 2025 06:00
    прекрасная статья! сам уже не первый год об этом же рассказываю
    но есть несколько ляпов:
    - ик-гсн, якобы появившиеся/развившиеся в 80е - на самом деле гораздо раньше
    - достаточно сотен спутников перехватчиков - недостаточно, их надо тысячи или десятки тысяч (что сейчас тоже не проблема)
    - после первых перехватов стартующие следом ракеты влетят в некое "облако обломков" от перехваченных предыдущих - нет, не помешает им ничего
    - сам заголовок статьи какойто саркастичный, на деле же все серьезно

    в остальном просто блестяще. сам видел эту опасность еще много лет назад
    1. +2
      11 апреля 2025 11:25
      Цитата: squid
      прекрасная статья! сам уже не первый год об этом же рассказываю
      но есть несколько ляпов

      Относительно истории создания американской ПРО ляпов тоже хватает.
  6. BAI
    +8
    11 апреля 2025 07:19
    амбициозной и провокационной. Амбициозной, потому что американцы планировали устроить на орбите форменное черт знает что, а провокационной – потому что спровоцировали СССР на ответные действия, на чем Союз, честно говоря, и надорвался.

    Ничего экономике СССР не грозило. Был дешевый и эффективный ядерный ответ, предложенный начальником 12 ЦНИИ МО РФ членом-корреспондентом АН СССР Б.В. Замышляевым. Человек был - гений.
    Это американцы попадали на бабки. Потому и свернулись
  7. +11
    11 апреля 2025 07:31
    Неймется всё людям, постоянно хотят обелить и оправдать банду которая целенаправленно разваливала страну своими действиями каким-то другими причинами. Здесь очень много людей которые помнят как было и как начиналось иик чему привело.
    1. +4
      11 апреля 2025 11:49
      Цитата: Алексей 1970
      постоянно хотят обелить и оправдать

      Как не оправдывать, учителя-начальники, учеников достойных воспитали.
  8. +7
    11 апреля 2025 08:18
    Естественно, если США построит и начнет выводить на орбиту спутники-перехватчики, это не останется без внимания тех стран, которые основывают свою безопасность за счет ядерного потенциала.

    Одного внимания мало, нужно иметь возможности по купированию проблемы, а их нет ни у кого. Маск создал для США такое преимущество, которое никто нивелировать просто не способен. Самое главное он уже запустил процесс который способен далее развиваться и без него.
  9. +8
    11 апреля 2025 08:24
    А мир можно хранить и укреплять по-разному.

    "На улице идёт дождь, а у нас идёт концерт....За гуманизм и дело мира бесстрашно борется сатира."(с) yes
  10. +1
    11 апреля 2025 08:35
    Имея под боком такого как Илон Маск, почему бы тему космоса и не включить в свою программу действий для возвеличивания себя. А все остальное - здравоохранение, железные дороги, безработица, автомобилестроение - это так муторно и тяжело поднимать, но зато можно всегда сваливать на прежнюю ужасную команду демократов. Избирательная система США привела их к такому управлению, сделала заложником громких обещаний.
    1. +1
      11 апреля 2025 10:51
      Уровень безработицы в США всего 4.2%
      https://ru.investing.com/economic-calendar/unemployment-rate-300
      А учитывая торговую войну с Китаем, то придётся кучу производство открывать для импортозамещения. Поэтому скорее откуда людей брать, учитывая что с иммигрантами разбираются. smile
  11. -5
    11 апреля 2025 10:44
    Мысль инженера: а теперь давайте задумаемся над методами противодействия, которые просты как железный лом и по сути им и является. Кроме одновременного (неодновременного) старта реальных ракет производится одновременный (неодновременный) старт ракет-имитаторов - максимально дешманских труб набитых порохом с системой управления на база Ардуино (предельно утрирую), единственная цель которых имитировать пуск боевой ракеты и тихо упасть в безлюдном месте. Сообщить всему миру о постановке такой подставы на боевое дежурство за 0,5ч до объявления об окончательном пуске системы "ЗВ2" и пусть поплачут над потраченными миллиардами. Всё!
    1. +5
      11 апреля 2025 10:52
      Цитата: Дмитрий22
      Мысль инженера: а теперь давайте задумаемся над методами противодействия, которые просты как железный лом и по сути им и является. Кроме одновременного (неодновременного) старта реальных ракет производится одновременный (неодновременный) старт ракет-имитаторов - максимально дешманских труб набитых порохом с системой управления на база Ардуино (предельно утрирую), единственная цель которых имитировать пуск боевой ракеты и тихо упасть в безлюдном месте. Сообщить всему миру о постановке такой подставы на боевое дежурство за 0,5ч до объявления об окончательном пуске системы "ЗВ2" и пусть поплачут над потраченными миллиардами. Всё!

      Противник видит, что вылетает из реальных шахт, установок и АПЛ с помощью 24\7 системы наблюдения из космоса, а что нет.
      1. -1
        11 апреля 2025 11:42
        Упускаете из виду передвижные пусковые установки.
      2. -1
        11 апреля 2025 11:44
        Опять же в первых рядах идет боезаряд который подрывается в ближнем космосе и никто ничего не видит.
      3. -1
        11 апреля 2025 11:46
        В любом случае мер противодействия можно придумать гораздо больше и стоить они будут многократно меньше.
      4. KCA
        0
        Вчера, 08:57
        24/7? Пролёт спутника над точкой наблюдения примерно раз в 90 минут, для пуска который не отслеживается достаточно, даже если-бы можно было над каждым районом размещения ШПУ на геостационаре подвесить по спутнику, что он увидит в расстояния 38 000+км, и уж тем более распознает тип стартующей ракеты? АПЛ хреновенько отслеживают, плюс вундерваффе "Посейдон", которые можно положить на дно поближе или подальше от противника и активировать в час Ч по радиосвязи на СДВ
  12. +4
    11 апреля 2025 10:50
    Цитата: Boris55

    ps
    Это были американские туристы. Смотрите хоть иногда ТВ новости.


    Рен-ТВ, наверное?..

    Страшидла Уильямс - капитан ВМС США, астронавт НАСА с 1998 года. 3 полёта в космос и 9 выходов в открытый космос (2е место по длительности пребывания в открытом космосе).
    Уилмор - капитан ВМС США, асиронавт НАСА с 2000 года. 3 полёта в космос и 5 выходов в открытый космос.

    Если они туристы, тогда Вы - балерун из бангкокского варьете.
  13. +3
    11 апреля 2025 11:01
    Кстати, помимо Даймонд Пебблз ещё был проект Бриллиант Айз - создание многоспутниковой, устойчивой к боевому воздействия группировки оперативного мониторинга Земли и околоземного пространства.
    Руководитель этого проекта потом создал одну "малоизвестную" фирмочку DigitalGlobe (ныне - Maxar).
  14. +1
    11 апреля 2025 13:25
    А вот возникла у меня немного сумасбродная, но в принципе реализуемая идея о дополнительном варианте назначения Старлинка.

    Их планируется в итоге разместить на орбитах 34 тысячи.
    Это очень много.
    Орбиты на высоте, усреднённое: 500 км.
    К примеру спутники засекают запуск ракеты.
    Через 20 секунд подтверждается запуск, еще через 10 секунд просчет траектории готов (он заранее просчитан, просто перепроверили и подтвердили).
    Точка пересечения полета ракеты и орбиты спутников выяснена и подается команда нескольким ближайшим спутникам - покинуть свое место и стартовать в точку "перехвата"..
    Вот тебе и дешевые орбитальные перехватчики, создающие преграду взлетающим ракетам.
    Их напомню, 34 тысячи будет.
    И все они единоуправляемы моментально, по лазерным и радиоканалам связи. Высокоскоростным.

    Такую же преграду можно создавать уже и на терминальном этапе падения боеголовок.
    Траектория также заранее рассчитывается и времени на маневрирование по орбите будет ощутимо больше и больше спутников Старлинк можно будет задействовать для создания преграды и повреждения БЧ.
    1. KCA
      0
      Вчера, 09:00
      У карманных спутников Старлинка есть двигатели которые позволят маневрировать по орбитам?
      1. 0
        Вчера, 12:08
        Тут даже не в этом дело) Экономичный маневровый двигатель ну ооооочень неспешно разгоняет. А химический ракетный -наоборот. По сути перехватчик должен иметь два двигателя (химический и плазменный для коррекции орбиты) - что делает его уже бОльшим изделием ,удорожает запуск.
        Либо таких перехватчиков должно быть неприлично много (миллионы) ,и это позволит им быть компактными и обходиться чисто плазменными двигателями.
        В тоже время - кто им позволит нашпиговать уже и без того загаженную орбиту миллионами спутников ? Против этого будут в принципе все страны ведущие какую-либо космическую деятельность т.к такие аппараты будут этой деятельности максимально препятствовать. Когда вы запуская со своей территории свой РН вынуждены выпрашивать у США организацию окошечка для этого (причем загодя) это уже унижение совершенно иного уровня ,нежели сейчас.
        Не говоря уже о том, что брилл.гальку вполне можно преодолеть в случае крупномасштабного конфликта, а ее поддержание и обновление даже для америки было бы непосильным бременем в реально опасных кол-вах, разумеется.
      2. 0
        Вчера, 12:22
        Да, есть. Двигатели на эффекте Холла на криптоне.
        Другое дело, что, как и все электрореактивные двигатели, они обладают малой тягой (у Старлинков первого поколения вроде 100 мН), а потому быстро менять орбиту Старлинки не могут, быть перехватчиками ракет им будет сложно. В качестве снарядов их будет легче нацеливать на спутники.
        Кстати, спутники Starlink v2 mini, которые сейчас активно запускаются на Falcon 9, не такие уж и карманные - почти 580 кг масса каждого.
  15. 0
    Вчера, 11:59
    У идеи с "бриллиантовой галькой" есть один маленький но жЫрный недостаток. Малые аппараты ,пусть даже и значительные численно, будут неизбежно чрезвычайно уязвимы к факторам ядерного взрыва - плазме,тепловому изучению,ЭМИ. В значительном радиусе. В случае мультисобытийности - эта уязвимость кратно возрастает , т.к любое изделие ,даже обладающее запасом прочности, имеет запас прочности на разнообразие воздействий - если вы уроните телефон в ванну он может и переживет это, но если вы сделаете это несколько раз подряд или потом засунете его в духовку "подсушиться" -он наверняка загнется.

    Итак - в случае появления "бриллиантовой гальки" абсолютно ничего не мешает стороне "играющей белыми" с некоторым упреждением атаки запустить специальные ракеты с ЯБЧ ,задачей которых будет огранизация значительного размера "пусковых окон" т.е по сути силовой зачистки солидных участков на орбите. Малые аппараты в этом случае либо испарятся, либо окирпичатся, а еще им будет придан значительный импульс ,уводящий их из зоны поражения в стороны, и их обломки также не будут препятствием для стартующих ракет основного потока.
    Вопрос "размера окна" упирается в способность аппаратов "от краев" успеть маневрами добраться на перехватывающую траекторию до разгонного блока или последней ступени. В случае нисходящей траектории (сход РГЧ с орбиты по объектам поражения) - орб.перехват "галькой" куда сложнее (т.к уже другие скорости ,больше объектов и гравитация теперь работает на нас) ,а главное организация окна может решаться абсолютно также .

    По сути данная схема ничем не отличается от решения с тандемными боеприпасами в своей концепции.