Блеск и нищета стрелецких войск

29 570 40
Блеск и нищета стрелецких войск
«Смотр служивых людей», С. В. Иванов, 1908 г. Смотр служивых людей проходил два раза в год: перед Пасхой, как просохнут дороги, или осенью, с первыми заморозками, сковывавшими осеннюю распутицу. Изображённый на картине смотр проводился в уездном городе, куда съезжалось дворянство всех окрестных волостей. Им руководил обычно полковой воевода, придирчивым взором следивший за исправностью воинов, оружия, коней. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева



«Нынче зрел – седьмь стрельцов увезли болящих. – Вот оно так, а кои остались, будут шатки – хлынет народ мног, они к нему, гляди, приткнутся».



«Гулящие люди». А. П. Чапыгин

Из истории Отечества нашего… При третьем царе династии Романовых – Фёдоре Алексеевиче – стрелецкое войско государства Российского состояло из 55 тысяч человек (при Иване Грозном – из 15 тысяч), а полков иноземного строя было 63, пеших (солдатских) – 38, конных (рейтарских) – 25. При этом число служивших в каждом из них достигало тысячи человек и более.


Городовой стрелец XVII в. Не то чтобы они ходили в рванине, но яркостью сукон их одежда из домотканого материала отнюдь не блистала! Производители: «Silver Dream Studio» и «Георгиевский Крест»

В наличии были также ещё и так называемые городовые стрельцы, располагавшиеся гарнизонами численностью от 20 до 1000 и более человек в пограничных крепостях. Но там имелись и другие ратные люди, в частности казаки, которые несли не только «полевую», но и «городовую» службу. Как и московские стрельцы, городовые служилые люди «по прибору» получали из казны денежное, хлебное и земельное жалованье. Земельные наделы при крепостях им отводились на всё подразделение (приказ или сотню) сразу. А ещё при этом 1-2 рубля давали на постройку дома и обзаведение хозяйством. В южных районах в XVI веке, где строевого леса не хватало, на «селитьбу» платили даже и по 5 рублей. Но денежное жалованье городовых стрельцов было в несколько раз меньше, чем у московских, и в XVI в. составляло обычно 2 руб. Десятники в городах получали по 2 руб. 25 коп., пятидесятники – 2 руб. 50 коп., сотники – 10 руб., не считая хлебного жалованья, равнявшегося 6-7 четвертям (36-42 пуда или 576-672 кг) ржи и овса в том же объёме.

Одежда стрельцов состояла из кафтана, шапки и сапог. На основании сохранившихся рисунков XVII века можно сделать вывод о наличии у них как повседневной, так и парадной формы одежды, которую шили из более дорогого сукна и украшали «снурками» из золотой или серебряной канители. Кафтан спускался до пят – по сути это и была первая русская военная шинель – и имел широкие, зауженные в запястьях рукава. Каждый полк различался по цвету кафтанов, шапок и сапог, причём цветовая гамма их была на редкость разнообразной, а цвета самыми яркими, в особенности у парадной формы. Встречались самые различные оттенки красного, зелёного, синего, коричневого и жёлтого цветов. Поясом стрельцам служил кожаный ремень, на котором подвешивалась сабля. Другой такой же, только ещё более широкий ремень «берендейка» использовался в качестве перевязи через плечо. На нём крепились деревянные пеналы с крышками, с заранее отмерянными зарядами пороха, а также пороховница-натруска (с более мелким запальным порохом) и сумка для пуль.

Также стрельцы могли носить «шапки железные» (полусферический железный шлем с небольшими полями, не мешавший им ни целиться, ни стрелять и в то же время служивший хорошей защитой для головы), надевавшиеся поверх обычных шапок. Сами шапки ничем не отличались от народных головных уборов. Их шили из цветного сукна и оторачивали мехом: овчинным у рядовых стрельцов и собольим у «начальных людей». Кроме того, на шапки начальников нашивалось изображение короны из жемчуга. Сапоги стрельцы носили высокие также с высокими каблуками и загнутые вверх носками, причём они тоже различалась своим цветом по полкам, а шили их из козловой кожи. Сапоги начальствующего состава были точно такими же по фасону, но делались из юфти – кожи более дорогой и тонкой, а ещё им полагались кожаные перчатки с большими крагами.


Капитан выборного полка иноземного строя. Производители: «Silver Dream Studio» и «Георгиевский Крест»

То есть выглядели стрельцы и их командиры и броско, и богато. Впрочем, они вполне могли себе это позволить, ведь им, как и иностранным наёмникам, государство платило не только жалование и раздавало земли, но и обеспечивало продовольствием, фуражом для лошадей. Кстати, сукно на кафтаны московским стрельцам отпускалось, по сообщению 1660 года, ежегодно, а вот городовым – один раз в три-четыре года. Также отпускалось и съестное: рядовому стрельцу по полутуше бараньей каждую неделю, а десятнику – тушу, и стрельцу три, а десятнику пять хлебов в неделю «на лопату саженных», то есть размером со специальную деревянную лопату, с помощью которой хлебные караваи загружались для выпекания в русскую печь. Впрочем, так было далеко не везде. В дальних городах «централизованного снабжения» обычно не было, и стрельцы кормились от земли. Недаром в системе наказаний для московских стрельцов было и такое: «бить кнутом и сослать в дальние городы». Очевидно, что служба там была явно не сладкой!


Московский стрелец во всей своей красе. Вторая половина XVII в. Высота фигурки 75 мм. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Стрельцы хорошо себя показали при взятии Казани в 1552 году, в ходе Ливонской войны и при изгнании польских интервентов, а также в войнах с Польшей, в Крыму и в завоевании Сибири. В 1584 году, после того как был перебит отряд Ермака и убит он сам, в Сибирь был послан отряд из трёхсот стрельцов и казаков под командованием воевод Василия Сукина и Ивана Мясного, которые основали будущий город Тюмень и город Тобольск.


Конный воин поместной дворянской конницы в стальном шлеме и тягиляе – толстом стёганом кафтане, нередко проложенном кусками кольчуги, XVI-XVII вв. Производители: «Silver Dream Studio» и «Pegaso Models», Италия


Лучник поместного войска, XVI-XVII вв. Будучи очень традиционными в области военного дела, всадники поместной конницы пользовались луком вплоть до самой Северной войны. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»


Но имелись среди них и стрелки с огнестрельным оружием. В основном это были те, кто имел больший достаток от своего поместья, так как оружие воины-помещики покупали за свой счёт. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»

Отомстили они и за Ермака, и его отряд. Был устроен пир, на котором среди приглашённых оказался и организатор нападения на отряд Ермака – мурза Карача, который был уверен, что виновник убийства русских им неизвестен. Вот только он и его люди были тут же схвачены и понесли наказание по военным законам того времени.


Пограничье Русского государства в то время охраняли казаки – военный народ самого разного происхождения и мест проживания, создавшие свой специфический уклад казачьей военной культуры. Вот так, например, в XVII в. мог выглядеть запорожский казак. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»


Реестровый казак. Реестровые казаки были частью запорожских казаков и в XVI–XVII веках находились на военной службе у польского короля, будучи внесёнными в особый список (реестр). После воссоединения Левобережной Украины с Россией (1654) войско Запорожское в полном составе с сохранением всех привилегий перешло на службу к русскому царю. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»


Русские артиллеристы XVII в. с пушкой. Начиная с Ивана Грозного Россия обладала самой многочисленной и могущественной артиллерией в Европе. Пушки отличались своим совершенством. Известны орудия, заряжавшиеся с казённой части, в том числе и с нарезными стволами. В этом случае они заряжались каменными или чугунными ядрами, облитыми снаружи свинцом, который легко вдавливался в нарезы при выстреле. Многие западные путешественники, побывавшие в России, с удивлением и восхищением писали о количестве и качестве российских пушек, как при Иване Грозном, так и при Алексее Михайловиче. В частности, шведский посланник Эрик Пальмквист писал, что у русских много хороших артиллеристов (пушкарей и затинщиков), которые «никогда не делают промахов». Артиллеристов отличали красного цвета кафтаны и при параде, а также командиров, медные (позолоченные) диски («аламы») на груди с изображением двуглавого орла с распростёртыми крыльями, держащего в когтях пушечный ствол и пальник, а также львиной головы с пушкой во рту. Производители: «Silver Dream Studio» и «Triloka Miniatures»


Западноевропейское семиствольное орудие – рибодекин, 2-ая половина XV в. Такие многоствольные пушки позволяли обрушивать на врага целый ливень картечи. Однако применялись они не только в странах Запада, но и у нас. В частности, в войске Ермака во время его похода в Сибирь использовалась семиствольная крупнокалиберная пищаль. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

К сожалению, нам неизвестно, каким образом те же пушкари приобретали свои навыки, однако известно, что царь Иван Грозный имел обыкновение ежегодно проводить артиллерийские стрельбы, на которых они демонстрировали ему свою выучку. Пушкарям, так же как и стрельцам, платили жалование деньгами и хлебом, а также выдавали земельные наделы. В середине XVII века для московских пушкарей сумма выплаты составляла 2 руб. в год, плюс осьмина муки и ½ пуда соли в месяц. Наравне со стрельцами им выдавали «по сукну по-доброму, цена по 2 рубля» на кафтаны. Ну и в походах они получали дополнительные кормы.

Всё это было хорошо, вот только уже во второй половине XVII века они уже требованиям времени отвечать перестали, при этом военное отставание от Запада становилось всё сильнее. Причина заключалась в ущербности стрелецкой системы, согласно которой от человека требовалось быть профессиональным солдатом и одновременно вести хозяйство и оставаться отцом семейства, то есть вещи, взаимоисключающие друг друга.

Понимали эту простую истину и те, кто стоял у государственного руля. Поэтому государство стало уделять больше внимания новым частям, и стрельцы стали чувствовать себя обойдёнными царскими милостями. В итоге они поддержали царевну Софью, и в 1689 году после её поражения в битве за власть сразу восемь московских стрелецких полков из столицы убрали и расселили в Белгороде, Севске и Киеве. А после Стрелецкого бунта 1698 года Пётр I и вовсе решил расформировать стрелецкие полки. Правда, им ещё довелось поучаствовать и в Северной войне, и Прутском походе 1711 года, но затем новая петровская армия их поглотила уже окончательно.


Среди вражеских воинов, с которыми пришлось воевать российским пищальникам и стрельцам, а также поместной коннице, наиболее боеспособными были польские латные кавалеристы – так называемые «крылатые гусары». Названы они были так за огромные, украшенные перьями, «крылья» за плечами. Считается, что они зрительно увеличивали фигуру всадника, что пугало лошадей противника. Впрочем, это далеко не единственное предположение, для чего они были нужны, хотя точно этого никто не знает. Кроме копья, они имели также по два пистолета в кобурах у седла, саблю и прямой меч кончар, которым можно было пользоваться вместо копья. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Ниена»


Некоторые шлемы польских всадников XVII в. были также очень прихотливо украшены. Весил такой шлем 1984 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


«Панцерник» – польский панцирный казак, 2-я пол. XVII в. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Кстати, интересно, что, несмотря на строгий указ царя Алексея Михайловича поголовно носить бороды и усов не подстригать, стрельцы как хотели, так и стриглись, в основном в кружок, а многие так даже и брились.


Популярным видом защитного вооружения XVII в. на Востоке оставался щит небольшого размера, сделанный из нескольких слоёв кожи или целиком выкованный из меди или бронзы. Неудивительно, что они очень часто попадали к нам в качестве трофеев. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора


В XVI–XVII вв. восточное оружие и, в частности, сабли были очень широко распространены в Русском государстве. Служили они Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, да и многим другим известным ратным людей нашей земли. Слева рукоять персидской сабли, справа рукоять сабли из Индии. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора


Офицер-осман войска янычаров. Производители: «Silver Dream Studio» и «Ленинград 54»

Продолжение следует…
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 апреля 2025 06:25
    Зачем на шлеме польских всадников нужны металлические крылышки? Для понтов или они имели какое-то практическое значение?
    1. +4
      21 апреля 2025 06:40
      Цитата: Голландец Михель
      Зачем на шлеме польских всадников нужны металлические крылышки? Для понтов или они имели какое-то практическое значение?

      Вот чего не знаю, того не знаю. У Бехайма есть рисунок этого шлема, но по-моему и у него не написано зачем эти "веера".
      1. Комментарий был удален.
    2. +6
      21 апреля 2025 08:43
      Для понтов
      Для улучшения фиксации вражеского топора в голове владельца шлема..
      1. +8
        21 апреля 2025 09:00
        У известный польский историк Тадеуш Мантейфель писал:
        Крылья на шлемах польских панцирных гусар служили декоративной цели и деморализовали противника во время атаки. Также крылья выполняли и другие функции: Защищали гусара от петли аркана и от тяжёлых травм головы при падении, с коня, так как смягчали удар. (с)
        1. +5
          21 апреля 2025 09:13
          и от тяжёлых травм головы при падении, с коня, так как смягчали удар.
          Стало интересно, сам польский историк (с очень польской фамилией) с коня, хотя бы спортивного, когда-нибудь падал или это теоретическое изыскание?
          Но главный вопрос: а сколько всего известно подобных шлемов с крыльями? А то может некрасиво выйти, как с шлемом из Гермундбью...
          1. +2
            21 апреля 2025 14:41
            Известно не так уж и мало
            Видел такие и в Вене и в Париже
            Вешались не только на каски-капеллины, но и на бургиньоты (известен как минимум один)
            Там нужно смотреть на толщину крыльев. Мне она неизвестна
            Если толстые, то от таких точно больше вреда- увеличивают рычаг для воздействия на шею.
            Если тонкие- то смятие частично поглотит удар
            Основное назначение конечно же декоративное. Должны были здорово смотреться с крыльями за спиной
            Можно провести аналогию с рогатыми шлемами - известны от Атлантики до Тихого океана от бронзового века до где-то 17. Защиты точно не добавляют, но объявить их все парадно-ритуальными невозможно
            Видимо тот случай когда понты дороже не только денег, но и здоровья
            ЗЫ
            Крылья, кстати, могут пружинить в теории. Опять-таки ослабляя удар
        2. +3
          21 апреля 2025 17:55
          Цитата: Ричард
          Крылья на шлемах польских панцирных гусар служили декоративной цели
          Но они и утяжеляли шлем!
          1. +4
            21 апреля 2025 18:53
            широкий ремень «берендейка» использовался в качестве перевязи через плечо. На нём крепились деревянные пеналы с крышками, с заранее отмерянными зарядами пороха,.

            Они назывались- "зарядцами с кровельцами", они, как правило были выдолбленными из дерева, обернутыми мхом и обтянутыми черной или иной темной кожей. Считалось что так "зарядцы с кровельцами" будут более сухими.Отсюда берет корни известная поговорка- "держать порох сухим."
            а также пороховница-натруска (с более мелким запальным порохом) и сумка для пуль
            .
            к одним стрелецким берендейкам привешивались: сумка "фетильная", т. е. для фитиля, сумка пулечная и рог для пороха; у других берендеек. одна только сумка для пуль и рог или взамен его натруска, а фитиль наматывался на ремень беренндейки, около сумки. Берендейки носили вооруженные огнестрельным оружием, традиционно через левое плечо.
            1. +4
              21 апреля 2025 19:09
              До газырей додумались только в 18 веке....
    3. +2
      21 апреля 2025 10:21
      По большому счету аналог среднего класса.
  2. +10
    21 апреля 2025 08:11
    Одежда стрельцов состояла из кафтана, шапки и сапог. Каждый пол различался по цвету кафтанов, шапок и сапог

    Гендерная цветовая идентификация? belay
    Если без иронии,-понятно что это очепятка, но лучше, Калибр, исправьте, а то уж больно смешно получилось
    1. +6
      21 апреля 2025 08:20
      Цитата: Ричард
      но лучше, Калибр, исправьте, а то уж больно смешно получилось

      Я не могу исправлять выложенный текст. Но Вы можете написать редактору про ошибку
      1. +5
        21 апреля 2025 08:22
        Московский стрелец во всей своей красе. Вторая половина XVII в. Высота фигурки 75 мм. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

        А это точно московский стрелец? Уж больно он какой то странный
        1. +4
          21 апреля 2025 08:23
          Цитата: Ричард
          А это точно московский стрелец? Уж больно он какой то странный

          В их каталоге написано именно так...
          1. +7
            21 апреля 2025 08:37
            Значит ощиблись либо те кто составлял каталог, либо те кто раскрашивал. В подобной раскраске этого красавца мигом бы уволокли в приказную избу стрелецкого приказа для распросов - "Кто ты, мил человек? Чьих будешь? Отвечай по добру, а то палача кликнем" no
            Синих шапок у московских стрельцов не было - сразу бы бросилось в глаза. Смотрите, Калибр, на рис:
            1. 0
              21 апреля 2025 08:47
              Цитата: Ричард
              Смотрите, Калибр, на рис:

              Я знаю эту схему, естественно. Но с солдатиком ничего поделать не могу. Вы же можете критиковать их сколько угодно.
              1. +5
                21 апреля 2025 08:53
                Я знаю эту схему, естественно. Но с солдатиком ничего поделать не могу.

                Это понятно. К вам вопросов нет. Просто, увы, доверие к исторической достоверности фигурок «Silver Dream Studio» упало.
                1. +5
                  21 апреля 2025 09:00
                  Цитата: Ричард
                  Просто, увы, доверие к исторической достоверности фигурок «Silver Dream Studio» упало.

                  Тут так. Они и не стремятся к 100% достоверности. Это как художники - "а я так вижу". И, случается % "вижу" больше % "я знаю". Не говоря уже о том, что многое нам еще и неизвестно. Так что я их фигурки рассматривал бы прежде всего как произведения искусства. И потом... можно им же заказывать роспись - как угодно Вам... Или расписывать самому. Я вот заказал им египтянку в кресле и трех опахальщиков. Египтянку сохранил в целости, убрапв лишь подушку из под ног, а опахальщиков переделал - одного в рулевого, двух в гребцов, а четвертому дал свое собственное опахало. И раскрасил всех под нубийцев. И получил экипаж для египетской лодки...
                2. +5
                  21 апреля 2025 11:56
                  Приветствую, Дмитрий. У фигурки на фото "рост" 75 мм. Это масштаб 1:24.
                  На форуме любителей ВИМ этот масштаб называют "немецкий", он не самый " стандартный". В таком масштабе делают фигурки под заказ.
                  Окраска солдатика могла быть "капризом" заказчика.
                  Потом фигурка попала в каталог... И понеслось... smile
            2. +3
              21 апреля 2025 09:43
              Цитата: Ричард
              Синих шапок у московских стрельцов не было - сразу бы бросилось в глаза.


              Как предположение. Стрелецкие полки имели 2 вида формы: парадную и повседневную. У Вас в таблице цвета парадной формы по полкам. Но повседневная форма очень отличалась цветовой гаммой от парадной. Может стоит копнуть в сторону повседневной формы?
              1. +4
                21 апреля 2025 11:34
                Цитата: kromer
                Стрелецкие полки имели 2 вида формы: парадную и повседневную.

                Ну, если московским стрельцам давали сукно каждый год, парадная форма, скорее всего, постепенно переходила в разряд повседневной. А вот городовым приходилось беречь и "строить" кафтаны из чего подешевле.
            3. +2
              21 апреля 2025 09:57
              И ещё одно предположение. У Пальмквиста таблица парадной формы по полкам конкретно 1674 года. А фигурка стрельца 17 века. Ведь в разное время 17 века и название полков и раскраска одежды тоже были разные.
              1. +1
                21 апреля 2025 10:13
                У Пальмквиста таблица парадной формы по полкам конкретно 1674 года. А фигурка стрельца 17 века.

                Это одно и тоже. 1674 год относится к XVII веку.
                Думаю тут более верно либо ваше предположение о повседневной форме, либо это звенигородский патриарший стрелец
                1. +2
                  21 апреля 2025 10:20
                  Цитата: Ричард
                  Это одно и тоже. 1674 год относится к XVII веку.


                  Вот тут не соглашусь. Сколько раз менялась солдатская форма в 20-м веке? А ведь в 1974 была одна, а в 1914 другая.
            4. +2
              21 апреля 2025 10:16
              Цитата: Ричард
              Синих шапок у московских стрельцов не было - сразу бы бросилось в глаза.


              К примеру с повседневной формой:
              1. +3
                21 апреля 2025 10:25
                Похоже, Валерий.
                Вот что пишут о повседневной форме московских стрельцов XVII века:.
                Для выполнения повседневных обязанностей и в военных походах московские стрельцы XVII века использовали «носильное платье» — повседневную форму. Она имела тот же покрой, что и парадная форма, но делалась из ее дешёвого сукна серого, чёрного или коричневого цвета.
                Некоторые элементы повседневной формы:
                Кафтан походил на ферязь — длинное свободное одеяние, спускавшееся до самых пят, с широкими, но суженными у запястья рукавами.
                Шапки практически не отличались от народных головных уборов. Они шились из цветных сукон и оторочивались мехом: у рядовых стрельцов — овчинным, а у «начальных людей» — собольим.
                Сапоги имели длинные голенища, высокие каблуки и острые загнутые концы.
                В качестве пояса простые стрельцы использовали обыкновенные кожаные ремни, к которым крепились сабли.
                Зимой стрельцов обеспечивали тулупами, валенками и шапками.
                1. +2
                  21 апреля 2025 10:51
                  Я бы еще обратил внимание на то, что у Эрика Пальмквиста есть только таблица с парадной формой, но с повседневной формой я у него не нашел. Что может говорить о том, что цвета повседневной формы так строго не регламентировались ..... если они вообще регламентировались.
      2. 0
        22 апреля 2025 05:16
        А вычитку за столько лет графомании тоже "не могу" ? laughing
        1. 0
          22 апреля 2025 05:47
          Цитата: Cure72
          А вычитку за столько лет графомании тоже "не могу" ?

          Для этого есть корректоры...
          1. +1
            22 апреля 2025 05:58
            От лентяй laughing
            А проценты капают коректорам ? fellow
            1. +1
              22 апреля 2025 06:02
              Цитата: Cure72
              А проценты капают коректорам ?

              Не знаю, Сергей, как-то никогда не интересовался. Знаю, что они есть и этого довольно. Сами выбирают кем работать. Ближе знаком только с работой литературных редакторов и макетчиков - вот там,жесть, по-настоящему. С ними приходится работать очень плотно. Но это только в издательствах. На ВО ты статьи и фото выкладываешь сам.
              1. +1
                22 апреля 2025 06:52
                Ближе знаком только с работой литературных редакторов и макетчиков - вот там,жесть, по-настоящему

                Тут не поспорю ,сам сталкивался . У них штрафы мама не балуй
              2. +2
                23 апреля 2025 10:44
                Цитата: kalibr
                Ближе знаком только с работой литературных редакторов и макетчиков - вот там,жесть, по-настоящему.

                ну, тогда в небольшой редакции жизнь просто райская была, - ибо сам себе макетчик и корректор... не только себя-любимого корректировать, но потом и гранки вычитывать, что там наборщики наваяли и чтобы потом читающее начальство пальцем в ошибки не тыкало... :)
                из опыта работы в "московском телефонисте" времент мгтс
                1. +1
                  23 апреля 2025 12:26
                  Цитата: Rodez
                  из опыта работы в "московском телефонисте" времент мгтс

                  Я был и редактором собственного журнала, и членом редколлегий нескольких других, да и с издательствами многими работать пришлось.
  3. +3
    21 апреля 2025 08:21
    Цитата: kalibr
    Цитата: Ричард
    но лучше, Калибр, исправьте, а то уж больно смешно получилось

    Я не могу исправлять выложенный текст. Но Вы можете написать редактору про ошибку
    Там где восмиугольник с плюсом. Нажать и написать...
  4. +7
    21 апреля 2025 11:00
    Есть в моей коллекции казак тех времён.
    Приветствую Камрады!
  5. +4
    21 апреля 2025 12:09
    Недаром в системе наказаний для московских стрельцов было и такое: «бить кнутом и сослать в дальние городы».

    В наше время это называют ротацией кадров. laughing
  6. +6
    21 апреля 2025 12:11
    Мне понравились фотографии артиллерии и семиствольной винтовки, а также фотография артиллерийской винтовки во вчерашней статье.
    1. +4
      21 апреля 2025 15:24
      Цитата: Semovente7534
      Мне понравились фотографии артиллерии и семиствольной винтовки, а также фотография артиллерийской винтовки во вчерашней статье.

      До винтовок в описываемом Вячеславом периоде еще далеко, пока данные вундервафли в обиходе называли «пищалями», «рушницами», «ружьями».
      Многоствольные системы «сороками» и «органами». Нарезное оружие, как и казенозарядное для эпохи стрельцов- эксклюзив!
      По поводу иллюстраций и моделей согласен полностью!
      1. +2
        22 апреля 2025 05:23
        Тут скорей нюансы перевода .
        Камрад всё-же итальянец.
        Что меня радует на ВО ,так это присутствие зарубежных читателей (не бывшего СССР а именно зарубежных)
        И болгары (им легче ,многие знают русский) и сербы и немцы и даже вьетнамцы.
        Просто качественный материал сподвигает коментировать даже иностранцев. А самсоновщина оно такое...