Воздушное сражение над Кубанью в 1943 году

14 212 91
Воздушное сражение над Кубанью в 1943 году

С 17 апреля по 7 июня 1943 года над Кубанью проходило самое масштабное воздушное сражение всей Великой Отечественной войны, которое, по общему мнению, закончилось победой советских летчиков. За время сражений в небе Кубани они совершили около 35 тысяч самолето-вылетов. И именно здесь прославились многие знаменитые пилоты Великой Отечественной войны – в первую очередь, конечно, Александр Покрышкин, но также Григорий Речкалов, братья Борис Глинка и Дмитрий Глинка, Амет-Хан, некоторые другие.

Покрышкин тогда получил первую Звезду Героя Советского Союза, сбив 22 вражеских самолета (за 1943 год – 38). В том же 1943 году он был награжден также американской медалью «За выдающиеся заслуги».




Александр Покрышкин на фотографии Аркадия Шайхета

Григорий Речкалов сбил 17 немецких самолетов (в том числе за один бой — три «Мессершмитта») и тоже стал героем Советского Союза.


Григорий Речкалов

А на этой фотографии 1945 года вы видите Султана (Амета Султановича) Амет-Хана:


Этот сын лакца и крымской татарки на вопрос Р. Гамзатова, чей он герой, ответил: «Советского Союза». Под его портретом в музее авиации в Ле-Бурже имеется надпись: «Летчик от Бога».

А вот как сражались другие лётчики — герои Советского Союза. Дмитрий Глинка во время 48 воздушных боев сбил 21 вражеский самолет. Вадим Фаддеев (также за 48 боев) — 18, а Николай Лавицкий одержал 15 побед в 68 боях.

Звание Героя Советского Союза получили тогда ещё 47 советских пилотов, в том числе летчица 46-го ночного авиаполка Евдокия Носаль (посмертно).

Подсчитано, кстати, что немцы и их союзники теряли тогда в среднем по 9 бомбардировщиков и 17 истребителей в день.

Во время этого сражения появилась и «кубанская этажерка» Александра Покрышкина – боевое построение, в котором за первой парой истребителей с превышением в сотни метров и немного позади шла вторая, над и позади нее – третья, но могли быть также четвертая и пятая пары. В таком строю при встрече с неприятелем появлялась возможность быстро нарастить силы, имея возможность нанести удар с наиболее выгодной позиции.

Обычно небо патрулировала восьмерка наших истребителей, самолеты которой делились на две группы – ударную и прикрывающую. Шесть самолетов «этажерки», поднявшись на высоту в 2-2,5 км, должны были сбивать немецкие бомбардировщики, верхняя пара на трехкилометровой высоте атаковала появившиеся вражеские истребители.

Кроме того, именно в это время Покрышкин всё вооружение своего самолета перевел на одну гашетку.

Однако Кубанское воздушное сражение было не слишком известно в СССР, не очень хорошо знают о нем и в современной России. Причина в неудаче общего наступления советских войск, которым тогда не удалось решить стратегическую задачу разгрома 17-й немецкой армии и прорвать систему немецких оборонительных сооружений, которая известна как «Голубая линия», а в германских источниках утвердилось название Готенкопф («Голова гота»). Решающего успеха на том направлении удалось добиться лишь в октябре того же 1943 года – в ходе Новороссийско-Таманской операции.

«Голубая линия»


После разгрома окруженной в Сталинграде немецкой Шестой полевой армии Паулюса советское командование запланировало другую масштабную и многообещающую операцию: Южному и Северо-Кавказскому фронтам была поставлена задача окружения войск германской группы армий «А», которые теперь отступали с занятых было позиций на Кавказе.

1-я немецкая танковая армия была отведена к Ростову-на-Дону. А 17-я пехотная армия Эрвина Густава Йенеке вышла в район Кубани, где на подступах к Таманскому полуострову уже был создан мощный оборонительный рубеж – та самая «Голубая линия». По одной из версий, «голубой» ее назвали потому, что здесь было множество водных преград, по другой – потому, что на картах ее рисовали чернилами соответствующего цвета.

Масштабы линии действительно впечатляют. Полагают, что в то время было создано всего две линии оборонительных сооружений, сравнимых с «Голубой» – линия Маннергейма в Финляндии и линия Мажино во Франции. Южный участок кубанской линии проходил по труднодоступной горно-лесистой местности, северный изобиловал болотами, плавнями, лиманами, а центральный представлял собой узкое холмистое плато. Левым флангом «Голубая линия» опиралась на Азовское море у косы Вербяной, правым флангом – на Черное море.

В «Голубую линию» входили «Венская» (между Ахтанизовским и Кизилташским лиманами), «Предберлинские позиции» (между Ахтанизовским лиманом и Таманским заливом), «Берлинская линия обороны» (на 5 км севернее – между станицей Ахтанизовская и Таманским заливом).

Немцы успели построить 577 закрытых огневых сооружений, 37,5 км минных полей шириной до 500 м, плотностью 2500 мин на 1 км, 87 км проволочных заграждений, 12 км лесных завалов. Общая глубина оборонительной линии в некоторых местах составляла 25 км. Кроме того, именно здесь немцы впервые в той войне выстроили мощную траншейную оборону.


Голубая линия на карте

4 февраля 1943 года в ходе десантной морской операции советские войска захватили плацдарм в районе Мысхако (южнее Новороссийска) – территорию площадью всего 30 квадратных километров, вошедшую в историю под названием «Малая земля».


Советские «Малые охотники» с десантными командами

Затем, 12 февраля, был освобожден Краснодар, и советские части продвинулись на 50-60 км к западу от города, но с ходу прорваться и ликвидировать кубанскую группировку вермахта тогда не удалось. Активные боевые действия на этом участке фронта практически прекратились: стороны накапливали силы и готовились продолжить бои уже весной.

В новой боевой кампании советское командование большую роль отводило военно-воздушным силам, которые уже восстановили свой потенциал, прекрасно показали себя во время Сталинградской битвы и на Кавказе. Очень эффективно действовала авиация дальнего действия, которая, кстати, в марте 1942-го стала напрямую подчиняться Ставке Верховного командования. С 1942 года стали формироваться Воздушные армии, в которые поступали, в том числе, и самолеты, получаемые по системе ленд-лиза: P-39 «Аэрокобра», «Спитфайр» Mk. V, «Кёртис» P-40 «Киттихоук» (до 20% от всех самолетов).


Советский истребитель «Ла-5Ф»


«Аэрокобра». У этих истребителей неоднозначная репутация, однако именно на таком самолете воевал тогда Александр Покрышкин

В небе над Кубанью должны были действовать две советские воздушные армии – 4-я и 5-я, а также воздушные силы Черноморского флота. Командовать этими немалыми силами было поручено генералу Константину Вершинину, затем общее руководство осуществлял маршал авиации Александр Новиков.


Бюст К. Вершинина в г. Киров


А. Новиков, фото 15 августа 1943 г.

К моменту начала сражения в распоряжении Вершинина находились 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков (в том числе 195 ночных).

Им противостояли силы 4-го Воздушного флота Рейха под командованием генерал-фельдмаршала Вольфрама фон Рихтгофена (родственника двух знаменитых асов мировой войны).


Вольфрам фон Рихтгофен

К середине апреля 1943 года в его распоряжении было 580 бомбардировщиков, 250 истребителей (немецкие эскадры 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зелёные сердца», использующие Me-109 и Fw-190, по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии) и 220 самолётов-разведчиков.


Немецкий истребитель Messerschmitt Me 109, фото 1943 г.


Junkers Ju. 87 Stuka («лаптежник»), немецкий пикирующий бомбардировщик и штурмовик, фото 1942 г.


Воздушное сражение над Кубанью


Днем начала этой грандиозной битвы считается 17 апреля 1943 года, однако в ней выделяются три больших сражения. В ходе первого под Новороссийском до 450 немецких бомбардировщиков под прикрытием 200 истребителей атаковали «Малую землю», пехота попыталась сбросить российские войска в море, но продвинуться противнику удалось всего на один километр.

20 апреля 60 советских бомбардировщиков под прикрытием 30 истребителей нанесли упреждающий удар по готовящимся к наступлению немецким войскам, что сорвало планы противника. Именно 20 апреля здесь появились восемь женских экипажей 46-го авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков – их использовали в основном для разведки и доставки медикаментов и продовольствия. Командиром этой небольшой эскадрильи была Серафима Амосова.


Серафима Амосова на фотографии 1945 г., за годы войны совершила 555 боевых вылетов

Надо отметить, что вначале соотношение сил было не в пользу СССР – 300 самолетов против 650 немецких, которые к тому же базировались всего в 40-50 километрах от Новороссийска (советские – в 150-200 км под Краснодаром). Однако советскому командованию удалось в кратчайший срок перебросить на Кубань около 500 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В конечном итоге, как вы знаете, ликвидировать советский плацдарм немцам так и не удалось. В боях над Новороссийском и окрестностями было уничтожено около 260 вражеских самолетов.

С 28 апреля по 10 мая проходило большое воздушное сражение над станицей Крымской, которая была одним из крупнейших узлов обороны всей «Голубой линии». Здесь немецкая авиация пыталась противодействовать наступлению советских войск Северокавказского фронта. 29 апреля советские пилоты совершили 1308 самолёто-вылетов (в том числе 379 ночных) и уничтожили 74 вражеских самолёта, а зенитчики – еще 7. В тот день командир 402-го полка майор В. Попков сбил два немецких истребителя и таранил третий. Еще три вражеских самолёта таранили А. Янович, С. Картавенко, Н. Авилов.

Немцы смогли совершить 700 самолето-вылетов, объявив о 63-х победах, однако советская сторона признала гибель лишь 27.

Всем становилось понятно, что преимущество в воздухе теперь у советской стороны. Всего на 30-километровом участке фронта состоялось 285 воздушных боев, в которых советские истребители сбили 368 самолётов противника: ежедневно происходило до 40 воздушных боев с участием от 50 до 80 самолётов с каждой стороны.

В этом сражении принял участие весь 46-й женский авиаполк, который за неуязвимость для зенитных орудий от немецких солдат получил название «Железный Густав», а его летчиц они называли «ночными ведьмами» и «ночными фельдфебелями» (потому что они не давали спать по ночам). В это время и до конца Кубанского воздушного сражения они наносили очень эффективные ночные удары по германским аэродромам, причем за одну ночь эти девушки совершали порой до 20 боевых вылетов. 9 июня 1943 года этот полк стал гвардейским.


Групповой снимок летчиц 46-го авиаполка, сентябрь 1943 года

Станица Крымская была освобождена в ночь с 3 на 4 мая, к 6 мая пехоте удалось продвинуться на 10 километров.


Советские войска входят в станицу Крымская

В третьем сражении, которое началось 26 мая, советские штурмовики выставили дымовую завесу, под прикрытием которой началось наступление сухопутных сил на главную полосу вражеской обороны, главными узлами которой были станицы Киевская и Молдаванская. Во время этого наступления удары по переднему краю неприятельских войск наносили 338 советских самолетов. В воздушных боях были уничтожены 67 вражеских самолетов. Противник заявил о 35 победах немецких летчиков и 6 словацких, но по советским данным, наши потери в тот день составили 20 боевых машин. Кроме того, советские бомбардировщики наносили весьма эффективные удары по неприятельским аэродромам в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз, Тамани – на земле уничтожены либо повреждены 9 самолетов.

Именно в это время советским командованием перед летчиками-истребителями была поставлена задача уничтожать вражеские бомбардировщики еще до их подхода к линии фронта: стали формироваться группы «свободных охотников».

Но в итоге советские войска хоть и прорвали два первых оборонительных рубежа «Голубой линии», выйти на оперативный простор не смогли. Как мы уже отмечали, сделать это удалось в октябре 1943 года.


Освобожденный Новороссийск

Итоги воздушного сражения над Кубанью


Данные сторон об итогах воздушных боев, как всегда, весьма приблизительны и весьма расходятся в источниках противоборствующих сторон. Так, советские историки говорят о 1100 сбитых самолетов противника и потере 750 своих. Немецкие историки говорят о 1000 советских самолетах, сбитых в воздухе, и 300, пораженных огнем зенитной артиллерии. Впрочем, к германской методике подсчета «воздушных побед» серьезные специалисты давно относятся весьма скептически. Факт приписок молчаливо признавали и в командовании Люфтваффе. На западном фронте, где «победы» документировались более тщательно, «Рыцарский крест» немецкие летчики получали за 10-15 битых самолетов, а на Восточном, где пилоты предлагали верить им на слово, – за 50-100. Как вам такой рапорт гауптмана Баркхорна от 4 января 1944 года:

«Победу лейтенанта Фённекольда над вышеназванным Ил-2 следует рассматривать как достоверную. Лейтенанта Фённекольда я знаю как надёжного и опытного лётчика-истребителя, который до сегодняшнего дня сумел одержать 92 победы. По причине плохой курьерской связи и перебазирования отдельных частей доклад свидетелей наземной станции не мог быть приведён. Других частей в это время в воздухе не было. Также не поступало сообщений о сбитых самолётах от других частей. Прошу признания победы для 5./JG 52. Командир группы гауптман Баркхорн».

Никаких достоверных свидетельств герр гауптман привести не может, но чуть ли не «мамой клянется». И победу Фённекольду все-таки засчитали. А вот что сообщают по этому поводу советские источники:

«В 16:35–16:45 два звена штурмовиков 622-го ШАП, ведомые капитаном Г.С. Карловым и старшим лейтенантом П.А. Горячевым, нанесли удар по скоплению бронетехники, автомашин и пехоты противника западнее и юго-западнее Эльтигена. При выходе из атаки Ил-2, пилотируемый младшим лейтенантом Г.И. Сарковакьянцем, был атакован одиночным «Мессершмиттом» и получил лёгкие повреждения руля направления, но лётчик благополучно привёл самолёт на аэродром».

Ярким представителем немецких «мюнхгаузенов» II мировой войны является знаменитый Эрих Хартман. Сам себя он превзошел 24 августа 1944 года, когда заявил, что за два боевых вылета сбил 11 советских самолетов. Отметим, что в это время советская авиация уже полностью доминировала над германской, и в тот день документально подтверждается лишь одна победа Хартманна в воздушном бою.


Эрих Хартманн по прозвищу «Биби» («Малыш»)

Что можно сказать по этому поводу? Разве что: «Наглость – второе счастье».
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    Вчера, 06:00
    Впрочем, к германской методике подсчета «воздушных побед» серьезные специалисты давно относятся весьма скептически.

    Правдивость статистики у всех ВВС хромает. В среднем превышение 1:2.
    Немцы смогли совершить 700 самолето-вылетов, объявив о 63-х победах, однако советская сторона признала гибель лишь 27.

    Ок.
    29 апреля советские пилоты совершили 1308 самолёто-вылетов (в том числе 379 ночных) и уничтожили 74 вражеских самолёта

    А почему в данном случае не приведены сведения какие потери признаны немцами?
    Наверное дабы не объяснять почему заявленные советскими летчиками результаты расходятся с немецкими 1:10? Или чего эту немчуру лживую слушать, понятно что врут?
    1. +3
      Вчера, 08:25
      Считаю, что на агитпроповские цифры вообще не стоит как-то сильно возбуждаться.
      Потери с обеих сторон за почти два месяца боев были большие, но точная цифра не известна до сих пор. Те, что приводились официально немцами или советской стороной доверия не вызывают, поскольку, как отмечают исследователи, превышают общее количество участвовавших в сражении самолетов.
      Поэтому специалисты Минобороны РФ до сих пор старательно изучают архивы и когда-нибудь это станет ясно. Но вот о чем можно говорить однозначно – воздушная битва над Кубанью дала окончательный перевес ВВС Красной Армии. С этого момента советские летчики обрели уверенность, захватили инициативу и не выпускали ее уже до самого конца войны.
    2. 0
      Вчера, 08:37
      У нас сбитие противника фиксировалось только с подтверждением коллег, видевших падение/взрыв, подтверждения с земли. Если самолёт повреждён, но улетел или не найдены останки на земле, то "не зачёт".
      1. +1
        Вчера, 09:30
        Цитата: Pike
        У нас сбитие противника фиксировалось только с подтверждением коллег, видевших падение/взрыв, подтверждения с земли. Если самолёт повреждён, но улетел или не найдены останки на земле, то "не зачёт".

        Сами то верите в это?
        Оперсводка штаба 8-й ВА от 23:00 27 сентября 1942 года:
        «В 07:00–08:45 четыре ЛаГГ-5 (ведущий майор Хвостиков, четыре Як-1 (ведущий старший лейтенант Беляева), три ЛаГГ-5 (ведущий полковник Данилов) вылетели на прикрытие своих войск в районе г. Сталинград и переправ через р. Волга. В 07:50 на высоте 3000–4000 метров вели воздушный бой с двумя группами самолётов по 5–8 Ю-88 под прикрытием Ме-109. Сержант Литвяк (девушка) сбила один Ю-88, лейтенант Дранищев — один Ю-88 и один Ме-109, старший лейтенант Беляева и сержант Литвяк — один Ме-109, полковник Данилов — один Ю-88, полковник Данилов, лейтенант Чиликин и лейтенант Кочин группой подбили один Ю-88. Все сбитые самолёты упали в районе г. Сталинград. Подтверждено с земли падение четырёх Ю-88, остальные подтверждаются летавшими экипажами. С задания не вернулся майор Хвостиков, был подбит в воздушном бою и сел вынужденно в районе Верхняя Ахтуба».

        Отчет немцев о своих потерях за этот день:
        У противника в этот день разбился при аварийной посадке на аэродром Тузов (повреждения 80%) Ju 88A-4 №883517 из отряда 5./KG 76, гибель которого отнесли на огонь зенитной артиллерии.
        1. 0
          Вчера, 20:04
          Молодцы товарищи комментаторы накидали минусов, за выписки из документов.
      2. +9
        Вчера, 11:35
        Цитата: Pike
        У нас сбитие противника фиксировалось только с подтверждением коллег, видевших падение/взрыв, подтверждения с земли.

        У нас даже с подтверждениями сбитых с земли всё равно практиковали двойной счёт. И выяснялось это лишь когда те зарывались, либо настолько надоедали командованию, что оно начинало рассматривать заявки на них под лупой.
        Имея личную нескромность и пристрастие к Правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. ФЁДОРОВ стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги (15 лично сбитых и 3 подбитых самолёта противника).
        В результате настоятельных требований полковника ФЁДОРОВА командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику ФЁДОРОВУ. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано.
        В феврале месяце 1944 г. командир 6 ИАК вторично представил наградной лист с приложением справок о сбитых самолётах противника. Рассматривая наградной лист и приложенные к нему справки, у меня возникло сомнение в правильности последних, т.е. не выданы ли справки на одни и те же сбитые самолёты, только разными частями и лицами. Запросив Командующего 3 Воздушной армии по существу этого вопроса, я получил ответ как и предполагал ранее, что полковник ФЁДОРОВ проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолёты, сбитые им.
        © письмо генерал-лейтенанта Руденко Главному маршалу авиации Новикову
  2. +6
    Вчера, 06:19
    В станице Кавказской во время ВОВ находился штаб 5-й воздушной армии, и это увековечено пьедесталом с самолетом МИГ 15.
    Незнающие люди всегда смотрят с изумлением на этот памятник, который стоит в центре станицы. Аэродромов поблизости нет, авиационных частей тоже нет. И только когда подходишь ближе к самолету, видишь мемориальную табличку на которой и написано про штаб 5-й воздушной армии.
    1. +2
      Вчера, 06:47
      Цитата: ваш вср 66-67
      Аэродромов поблизости нет, авиационных частей тоже нет.

      В поселке Среднеколымский на постаменте стоит танк Т-34-85. Я был в шоке от увиденного ибо непонятно кто его туда притащил и откуда...
      1. +2
        Вчера, 07:24
        Не нашлось английского танка Mark I ,видимо. laughing
        1. +3
          Вчера, 08:08
          Цитата: parusnik
          Не нашлось английского танка Mark I ,видимо. laughing

          В тех местах если и были войны, то только якут с юкагирами.
          1. +1
            Вчера, 08:31
            если и были войны, то только якут с юкагирами
            Гражданская война в Якутии шла с 1918 по 1925 якуты с юкагирами,воевали.Брат якут,на брата юкагира пошел.
            1. +2
              Вчера, 09:23
              Цитата: parusnik
              Гражданская война в Якутии шла с 1918 по 1925

              Не, это было в районе Якутска, до Среднеколымска более тысячи километров.
              1. 0
                Вчера, 09:30
                Не докатилась крч..а вроде уездный центр..Да,лан, пусть будет по вашему,ничего там не было в Якутии и быть не могло,они же дикие с тунгусам..То ли мы русские,предки германцев ,согласно Самсонову.
                1. +3
                  Вчера, 09:35
                  Цитата: parusnik
                  ничего там не было в Якутии и быть не могло,они же дикие с тунгусам..

                  Места там очень недоступные и население там очень малочисленное. Странно ожидать там кипения страстей. На счет дикости... Не знаю как в начале 20 века, но в конце по Среднеколымску бродили зомби, испитые якуты потерявшие человеческий облик. Не утверждаю, что 100% бухали, но таких было очень много.
                  П.С: среди русских алкоголизм также присутствовал не смотря на космические цены на алкоголь, просто их не так заметно было.
                  1. 0
                    Вчера, 09:46
                    Да разве спорю с вами ничего там не было и никого,то ли мы предки германцев. laughing
      2. +5
        Вчера, 11:38
        Цитата: Дырокол
        В поселке Среднеколымский на постаменте стоит танк Т-34-85. Я был в шоке от увиденного ибо непонятно кто его туда притащил и откуда...

        – Нет-нет... Но вы, наверное, хотели бы узнать, откуда у меня клавесин. Представьте себе, его занесли альпинисты. Они ставили рекорд и обязались втащить на нашу гору клавесин. У нас на вершине много неожиданных предметов. Задумает альпинист подняться к нам на мотоцикле – и вот у нас мотоцикл, хотя и поврежденный... Гитары попадаются, велосипеды, бюсты разные, зенитные пушки... Один рекордсмен хотел подняться на тракторе, но трактора не раздобыл, а раздобыл он асфальтовый каток. Если бы вы видели, как он мучился с этим катком! Как старался! Но ничего у него не вышло, не дотянул до снегов. Метров пятьдесят всего не дотянул, а то бы у нас был асфальтовый каток...
        © АБС. Сказка о Тройке.
  3. +9
    Вчера, 07:06
    Однако Кубанское воздушное сражение было не слишком известно в СССР

    Автор,вы вероятно не родились еще тогда,когда по всей стране и в США(в в США,под названием Неизвестная война),демонстрировалась "Великая Отечественная" - документальный телевизионный сериал советско-американского производства, вышедший на экраны в 1978 году.Фильм, демонстрировали перед программой "Время" и одна из серий была посвящена советской авиации,в которой рассказывалось и о Кубанском воздушном сражении.
    1. vet
      -1
      Вчера, 07:25
      Я смотрел, и, думаете, помню наизусть все серии? Вот как раз серию про авиацию как-то вообще не помню. Не мешало бы этот фильм вот сейчас перед "майскими показать.
      1. +5
        Вчера, 07:32
        В чем меня упрекаете,что я помню? Фильм так и назывался "Война в воздухе",и начинался с того что Лановой сообщал что советские ВВС ,в первые дни войны понес тяжелые потери.Фильм,кстати демонстрировался потом и по российским каналам.В год демонстрации,я учился в четвертом классе.
        1. +5
          Вчера, 08:05
          Цитата: parusnik
          В чем меня упрекаете,что я помню? Фильм так и назывался "Война в воздухе",и начинался с того что Лановой сообщал что советские ВВС ,в первые дни войны понес тяжелые потери.Фильм,кстати демонстрировался потом и по российским каналам.В год демонстрации,я учился в четвертом классе.

          Я уже учился в 8-ом и смотрел не отрываясь этот фундаментальный труд "Великая Отечественная"...может покажут еще к 80-летию Победы
          1. +3
            Вчера, 09:05
            Знаете пошла такая тенденция,почти каждый автор ВО,"пинает" при удобных случаях СССР ,Подымов в статье о ценах на нефть,пинал СССР,за то,что Япония жила за счет сахалинской нефти,Рыжов,упрекает граждан СССР в короткой исторической памяти,словно у российских граждан,она стала длиннее..А я до сих пор помню,когда в день освобождения Таманского полуострова,приезжали ветераны,кто участвовал в боях по освобождению полуострова,торжественным маршем проходили по центральной улице,и только звон стоял от их наград,в этот момент замирало все..К сожалению..таких прохождений уже нет и давно.
        2. +5
          Вчера, 08:12
          Лановой сообщал что советские ВВС ,в первые дни войны понес тяжелые потери.

          Не только в первые дни, по исследованиям В.И. Алексеенко за годы войны нами было подготовлено 44 093 летчика, погибло в бою 27 600...из них 11 874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 летчиков вспомогательной авиации... Можно сказать каждый второй летчик погиб ...тяжело досталось господство в воздухе.
          1. +2
            Вчера, 08:47
            Цитата: Konnick
            Можно сказать каждый второй летчик погиб ...тяжело досталось господство в воздухе.

            Иногда исследователи допускают ошибки.
            безвозвратные боевые потери воюющих стран в пилотах составили:
            Япония – 60,750 человек
            Германия – 57,137 человек (потери на Восточном фронте 51,7% или 26000 человек)
            Англия – 56,821 человек
            США – 40,061 человек
            СССР – 34,500 человек

            Эти оценки я почему-то не склонен пока считать вполне достоверными.
            1. +1
              Вчера, 10:47
              Эти оценки я почему-то не склонен пока считать вполне достоверными.


              Совершенно верно, данные по потерям немецкой стороны притянуты за уши. Ибо выживаемость экипажей работающих на ПВО куда выше, чем у лётчиков фронтовой авиации действующих над территорией противника. Ибо мало уцелеть при поражении самолёта, нужно ещё и выжить после покидания оного.
            2. Комментарий был удален.
          2. +5
            Вчера, 09:07
            по исследованиям В.И. Алексеенко
            Общался с ним в 1997 году по поводу своей статьи в "Дуэли". Там шла речь о том, по чьей вине ИЛ-2 первоначально пошёл в серию в одноместном варианте. От Алексеенко осталось очень хорошее впечатление, бывший лётчик-испытатель НИИ ВВС, выпускник Оренбургского лётного училища.
          3. +5
            Вчера, 11:40
            Цитата: Konnick
            Можно сказать каждый второй летчик погиб ...тяжело досталось господство в воздухе.

            Вспомнилась горькая шутка про лётчика Второй Мировой.
            - Сколько самолётов в среднем сбил лётчик Второй Мировой?
            - "В среднем" лётчик Второй Мировой был сбит.
        3. +6
          Вчера, 09:02
          В год демонстрации,я учился в четвертом классе.
          Я заканчивал институт. Фильм демонстрировался в конце 70-х, в кинотеатрах. От американцев комментировал Берт Ланкастер, от наших - Василий Лановой.
          1. 0
            Вчера, 09:08
            Да..но однако, как пишет автор советские граждане ничего не запомнили.Приветствую,Сергей! hi Зато ,сейчас российские граждане,знатоки Истории СССР,судя по публикациям и комментариям на ВО.
            1. +4
              Вчера, 09:11
              Зато ,сейчас российские граждане,знатоки Истории СССР,судя по публикациям и комментариям на ВО.
              Привет, Алексей! Чем меньше автор жил в СССР, тем больше он его критикует. У меня отец как раз на фронт попал в 4 ВА летом. Первый боевой вылет - на фотографирование Керчи. 4 экипажа ПЕ-2 перед ними не вернулись, они шли пятыми. Вернулись, но подбитые, грохнулись прямо у нашего берега в воду.
              1. +2
                Вчера, 09:18
                У нас мост над Кубанью,уже в черте городка, а тогда к нему было не пробиться,но один самолет Пе-2,таки пробился и отбомбился и очень удачно,но был сбит.Упал у здания гестапо,там ща здание полиции находится,в советское время,когда размещалась поликлиника висела мемориальная табличка,ща ее нет.
                1. 0
                  Сегодня, 10:43
                  Цитата: parusnik
                  Упал у здания гестапо,там ща здание полиции находится

                  Серьезно? И как это воспринимать?
            2. +3
              Вчера, 11:42
              Написано ведь:
              Не слишком известно в СССР, не очень хорошо знают о нем и в современной России

              Тут, конечно, с чем сравнивать. С Курской битвой или Сталинградским сражением ведь не сравнишь. Люди, интересующиеся историей, разумеется, знали, но болъшинство - лишь слышали. А о том, что именно над Кубанью́ весной-летом 1943 г. проходили самые масштабные бои ВОВ для многих и в СССР, и сейчас - просто откровение (убеждался не раз).
              Фильм о котором говорят, вспоминается, как очень качественный. Интересно было бы посмотреть сейчас и сравнить впечатление.
              1. 0
                Вчера, 13:04
                Написано ведь:Не слишком известно в СССР
                Если вы и остальные с вами,не смотрели Огоньки,в честь 9 мая,телевизионные передачи того времени,была такая например Клуб "Победители" не говорит о том ,что остальные не знали.Может не так подробно,но в ходе боев над Кубанью,был сломлен хребет люфтваффе,в классе 9 ездили в Минск с классом,разумеется рассказывали о партизанском движении,об операции Багратион и упоминали о Кубанском воздушном сражении.Это сейчас современные россияне,знают о войне,по российским военным сериалам,где вопреки,гнусным особистам и комиссарам,и остальным плохим людям,СССР одержал Победу.И то,что немцы были благородным противником,коварным,но благородным.Вон,в одном фильме,советский офицер,даже руку эсэсовцу пожал.Мол,спасибо брат,"мы с тобой одной крови,ты и я"(с).Фильм "В небе ночные ведьмы"о женском гвардейском полку ночных бомбардировщиков,кст почетное звание Таманский, посмотрели миллионы советских граждан в кинотеатрах,плюс демонстрировался по советскому ТВ.Если бои над Кубанью сейчас откровение,для граждан СССР,а вы не подумали почему?Спасибо,антисоветской пропаганде.Так мозги промывать в течении 35 лет,это что то,это у нас тока украинцы и остальные из бывших советских республик,безмозглые,легко антисоветчине поддаются.О чем кричат из всех утюгов.
                1. +1
                  Вчера, 13:10
                  А кто спорит об антисоветской пропаганде и ее последствиях? Историю в СССР знали получше, однако не все и не всё. Память так устроена, что в ней не хватает места для всего: даже у профессионалов, если они давно не работают с темой, данные по ней постепенно "бледнеют" и размываются. Что говорить о любителях.
                  1. 0
                    Вчера, 13:31
                    А кто спорит об антисоветской пропаганде и ее последствиях?

                    Так вы о ней и не пишите,в своей статье,вот плохо знали историю в СССР,даже фильмы не смотрели.
                    Память так устроена, что в ней не хватает места для всего, даже у профессионалов

                    Если у вас так память устроена,размыта,извините. А еще эту память размывают.Пиная СССР,раз от раза.Да что там говорить,на государственном уровне,мавзолей Ленину,на 9 мая регулярно закрывают.О памятниках белогвардейцам,уже не говорю,святые люди,западным дружественным партнерам помогали.Тыкают,тут на ВО Власовым,не вспоминая о Карбышеве и других героях сопротивления замученных в немецких концлагерях,словно их не было,они же были настоящими коммунистами,а настоящие коммунисты,сейчас моветон.Потому что те кто у власти,сейчас,как оказалось,коммунисты липовые.Моя бабушка,когда смотрела литературно-музыкальную передачу,посвященную 9 мая и там звучало стихотворение советского поэта Александра Межирова, написанное в 1945 году"Коммунисты, вперёд!"- плакала, говорила: вот внучек,таким был твой дед и мои братья,беспартийная,верующая женщина.
                    1. +4
                      Вчера, 13:50
                      Кстати, о Власове: в журнале "История" я в 2004 году опубликовал статью о Власове - "Человек из трясины". Довольно известный историк-власовец К.Александров, которому, кстати, в 2017 году Минобрнауки со скандалом отменило присуждение степени доктора наук за диссертацию о власовцах, вступил со мной в дискуссию - статьей "Предатель или спаситель Отечества"?". Я ответил статьей "Предатель не может быть спасителем отечества". После этого некоторые издания стали в письменньой форме благодарить меня за каждый присланный материал wink
                      1. -1
                        Вчера, 14:23
                        Однако Кубанское воздушное сражение было не слишком известно в СССР, не очень хорошо знают о нем и в современной России. Причина в неудаче общего наступления советских войск

                        Причина интересная ахахаха.Вы не поверите,когда раскручивалась тема "Малой земли",после выхода ее из печати,ну ни как не скрывалась тема Кубанского воздушного сражения.Ржев,скрывали,не спорю.Единственный фильм,был на эту тему,Корпус генерала Шубникова,замечательный фильм.Не было причин скрывать,воздушные бои над Кубанью.
                        46-й женский авиаполк, который за неуязвимость для зенитных орудий от немецких солдат получил название «Железный Густав»

                        46-й женский авиаполк,сражался на У-2(По-2),который немцы,прозвали "Рус-фанер",у К.Симонова,в книге от "Халхин Гола до Берлина",так называется один из очерков.А"Железным Густавом",немцы называли,Ил-2.О Власове и остальных героях Отечества тип Краснова,Шкуро,Колчака,Врангеля,Деникина,Скоропадского,Юденича,Маннергейме,и т.д. я написал,как о сегодняшней тенденции..Все они генералы императорской русской армии.. Они сейчас герои.Вот так размывается память..В своем комментарии,больше о вымывании памяти писал, а не конкретно о Власове.Вы же к Власову,свели,в своем ответе.Всего доброго.
                      2. +1
                        Вчера, 15:13
                        Кстати, в основе фильма "Корпус генерала Шубникова" история боевого применения 2-го механизированного корпуса, который впоследствии стал 7-м гвардейским мехкорпусом.
                      3. -1
                        Вчера, 16:14
                        Цитата: ВлР
                        Я ответил статьей "Предатель не может быть спасителем отечества".

                        В принципе я с вами согласен, но как быть допустим с немцами антифашистами воевавших на нашей стороне против Германии? были ли они предателями родины?
                      4. +1
                        Сегодня, 02:25
                        Не воевали пленные немцы в РККА против Вермахта.
                      5. 0
                        Сегодня, 04:41
                        Цитата: Grencer81
                        Не воевали пленные немцы в РККА против Вермахта.

                        Пленные нет, а те что по убеждениям перешли на нашу сторону(хотя их то же формально брали в плен), против фашистского режима вполне себе воевали. К примеру были ли предателями родины Фриц Шменкель, Альфред Лисков, Хайнц Кесслер и др? они перешли на сторону врага с оружием в руках.
                        В Брестской крепости первый удар врага встретили в том числе командир полка майор Дулькайт, подполковник медицинской службы Кролл, подполковник Шмидт, старший лейтенант Вагенлейтнер, старшина Мейер, рядовые Кюнг, Киллинг, Миллер и другие. Они конечно были гражданами союза, но все же немцами.
                      6. 0
                        Сегодня, 08:17
                        Во-первых, в Брестской крепости воевали советские немцы.
                        И это указано.
                        Во-вторых, может быть пора признать Германию членом Антигитлеровской коалиции, коли были некоторые лица,которые добровольно сдали РККА?
                      7. 0
                        Сегодня, 08:46
                        Цитата: Grencer81
                        Во-вторых, может быть пора признать Германию членом Антигитлеровской коалиции, коли были некоторые лица,которые добровольно сдали РККА?

                        Нет конечно, но изначальный посыл в одном из комментариев автора был "Предатель не может быть спасителем отечества" вот я и вспомнил самый очевидный пример, по отношении к Германии те кого я перечислил в первой половине комментария(Фриц Шменкель, Альфред Лисков, Хайнц Кесслер) были предателями, ведь они давали присягу и перешли с оружием в руках на сторону врага а кем они были по отношением к немцам?
                      8. vet
                        +1
                        Сегодня, 08:29
                        Ваш первый вопрос, конечно, очень "неудобный". Как и вопрос: "почему наши нелегалы - разведчики, а вражеские - шпионы?" Трудно ответить, если вообще возможно. Не считать же удовлетворительным ответом: "потому что наши хорошие, а их - плохие". А вот ответ на второй вопрос - прост и ясен: Дулькайт, Кролл и прочие - граждане Советского Союза, именно нашей стране они приносили военную присягу. И потому изменить Германии они не могли.
                      9. 0
                        Сегодня, 09:03
                        Цитата: vet
                        Трудно ответить, если вообще возможно.

                        Вот я и спросил у автора кем он считает этих немцев(Фриц Шменкель, Альфред Лисков, Хайнц Кесслер)? Он же заявил что "Предатель не может быть спасителем отечества" По отношении к Германии того времени и фашистского режима думаю да, ведь они давали присягу и перешли с оружием в руках на сторону врага, а кем они были по отношением к немцам? и всегда ли правящая верхушка равно вся нация?
                        Цитата: vet
                        Дулькайт, Кролл и прочие - граждане Советского Союза, именно нашей стране они приносили военную присягу. И потому изменить Германии они не могли.

                        Совершенно согласен, но опять же что важнее этническая принадлежность или гражданство? Ведь сейчас мы считаем этнических русских служащих в ВСУ выкрестами и предателями, собственно как и всех украинцев, хотя они граждане другой страны.
          2. +1
            Вчера, 15:16
            Фильм создавался к 30-тилетию Победы. По ТВ его показывали, а вот в кинотеатрах...?
            1. +1
              Вчера, 15:28
              Премьера киноэпопеи «Великая Отечественная» в СССР состоялась 23 февраля 1979 года в московском кинотеатре «Россия». Для неё вместе с «Неизвестным солдатом» было выбрано «Величайшее танковое сражение».
              С 1 марта киноэпопея вышла на киноэкраны всей страны, блоками по два фильма, обновлявшимися еженедельно.
              5 мая 1979 года в 20:10 по первой программе телевидения был показан первый фильм эпопеи, «22 июня 1941», с повтором в воскресенье утром. 9 мая прошла «Битва за Москву», а с 15 мая пошли регулярные показы — два фильма в неделю, во вторник и пятницу вечером, с повторами в среду и субботу утром. Показ закончился 13/14 июля.
              на английском языке сериал носил название "Неизвестная война"
            2. +1
              Вчера, 19:33
              Фильм создавался к 30-тилетию Победы.
              Нет, ниже Толстый уже всё разъяснил. Это был советско-американский фильм, назывался "Unknown War" в американском варианте. К 30-летию Победы вышли фильмы Озерова.
      2. +3
        Вчера, 10:02
        Еще в 70-е вышли мемуары Покрышкина "Небо войны" Где четко и интересно было рассказано о всех событиях той битвы над Кубанью. В мемуарах "В военном воздухе суровом" летчика штурмовика, дважды Героя Советского Союза Емельяненко В.Б. эта история так же описана подробно. Так что утверждение о замалчивание того сражения выглядят мягко говоря недостоверно и лживо.
        1. vet
          +1
          Сегодня, 12:11
          Да, печатались эти мемуары. Кто же спорит. Вопрос только, много ли простых людей, не специалистов-историков, их читали? Что-то не помню, чтобы за ними очереди стояли или 20 кг макулатуры в обмен на возможность их купить собирали - другие книги ценились, вроде того же Дюма.
  4. vet
    +2
    Вчера, 07:26
    рапорт гауптмана Баркхорна - просто шедевр. Никто ничего не видел, но лейтенант Фённекольд отличный парень, надо наградить laughing
    1. +1
      Вчера, 08:15
      Цитата: vet
      Никто ничего не видел, но лейтенант Фённекольд отличный парень, надо наградить

      Были и обратные случаи, на пример:
      Из оперативной сводки штаба 6-й гв.иад к 21:00 1 августа 1943 года:
      ... Гв. сержант Табунов в паре с гв. мл. лейтенантом Литвяк был атакован 4 Ме-109 со стороны солнца. Первую атаку Табунов отбил, вторую отбить не успел и видел, как «Мессершмитты» сбили Литвяк, которая упала в районе 2 км северо-восточнее Мариновка ...

      При этом лётчики I./JG 52 и III./JG 3 воевавшие на том участке в тот день побед над истребителями не заявляли. Т.е. атаковали, сбили, но не смогли зафиксировать результат.
    2. 0
      Вчера, 15:55
      Ну, так...Герхард "Герд" Баркхорн - второй по результативности лётчик-ас Люфтваффе после Эриха Хартманна. Совершил более 1104 боевых вылета и сбил 301 самолёт противника на Восточном фронте в составе 52-й эскадры.
      Авторитетище! wassat Ни слова "неправды"...
  5. +1
    Вчера, 08:01
    Ставка и прежде всего Верховный Главнокомандующий понимали, что без превосходства в воздухе победа над вермахтом на земле невозможна, поэтому наше командование и решило завоевать господство в воздухе на одном из важных фронтов. Такого вида тренировка перед Курской Битвой...
  6. +1
    Вчера, 08:13
    Дед , воевавший на Малой земле, говорил, что немцы предупреждали по радио:
    " В воздухе братья Глинки!"
  7. 0
    Вчера, 08:25
    Как говорил Суворов: пиши больше, чего его супостата жалеть. Ну или: мы джентльмены друг другу верим и тут карта как поперла. Если верить немцам, то они сбили самолетов и уничтожили танков раз в 10 больше чем было у СССР. Хотя думаю мы так же привирали, особенно по танкам, одних тигров уничтожили раз в 10 больше чем выпущено, а уж Фердинандов вообще без счета, но тут беда в идентификации похожих машин.
    1. +2
      Вчера, 08:48
      Хотя думаю мы так же привирали, особенно по танкам, одних тигров уничтожили раз в 10 больше чем выпущено, а уж Фердинандов вообще без счета

      Наверное в качестве доказательства,советским танкистам,надо было башню от подбитого немецкого танка притащить в финчасть,что бы получить вознаграждение.А немцы в своих отчетах,исключительно уничтожали с начала Т-34, а с появлением ИС-2,исключительно ИС-2.Хотя,легких танков в танковых советских корпусах,было до 40%
      1. +4
        Вчера, 12:17
        Цитата: parusnik
        Наверное в качестве доказательства,советским танкистам,надо было башню от подбитого немецкого танка притащить в финчасть,что бы получить вознаграждение.

        Не-не-не... это уже времена Афгана. В те времена шутили, что ещё немного - и для оформления потерь техники будут требовать справки от душманов с подписью полевого командира, что его отряд уничтожил данную единицу.
        А по "Тиграм" большая часть - это поздние "четвёрки". Визуально похожи, да и про выплаты тоже нельзя забывать.
        Косяки с опознаванием были и в обратную сторону: ув. М.Свирин писал, что в одном из немногочисленных боёв наших танкистов с "Королевскими Тиграми" командир танка опознал проехавшего мимо него противника как "Пантеру".
        Цитата: parusnik
        А немцы в своих отчетах,исключительно уничтожали с начала Т-34, а с появлением ИС-2,исключительно ИС-2.

        Ну... Кариус в известном бою точно опознал Т-34 и ИС-2. Правда цифры поменял - количество подбитых Т-34 записал себе как количество подбитых ИС-2. Ну и записал на себя всю уничтоженную в районе боёв технику. smile
    2. -2
      Вчера, 09:08
      Фердинандами называли всë с 88-мм пушкой. Потому и такой счет. Так что тут претензий быть не должно. А для ясности понятно.
  8. 0
    Вчера, 10:15
    Цитата: MCmaximus
    Фердинандами называли всë с 88-мм пушкой. Потому и такой счет. Так что тут претензий быть не должно. А для ясности понятно.

    Даже если это так, то это не так уж много.
  9. 0
    Вчера, 10:19
    В этом сражении принял участие весь 46-й женский авиаполк, который за неуязвимость для зенитных орудий от немецких солдат получил название «Железный Густав», ....

    Что это за штука, которая неуязвима для зенитной артиллерии?
    1. +3
      Вчера, 11:20
      Цель маленькая, подлетает ночью на малой высоте часто ещё и с выключенными двигателями, бесшумно.
      1. -1
        Вчера, 12:18
        Цитата: ВлР
        Цель маленькая, подлетает ночью на малой высоте часто

        Ага, если она цель найдет. Выйти ночью на нужный объект это же тривиальная задача...
        1. vet
          +2
          Вчера, 12:26
          Но, ведь, судя по воспоминаниям обеих сторон, как-то находили. И немцы относились весьма серьезно, не до смеха было, когда ночью по казарме вдруг пара бомб прилетает.
        2. +2
          Вчера, 12:37
          Цитата: Дырокол
          Цитата: ВлР
          Цель маленькая, подлетает ночью на малой высоте часто

          Ага, если она цель найдет. Выйти ночью на нужный объект это же тривиальная задача...

          Там особая тактика была у ночных По-2, первый сбрасывал осветительные бомбы, другие атаковали зенитки, ну а потом шли в дело на бомбежку остальные.
      2. +2
        Вчера, 19:44
        Очень даже уязвима, особенно от МЗА (20мм Эрликон). Ловят прожекторами, потом стреляют. Другое дело, что важна тактика применения - в той же 4ВА в ночных бомбардировочных полках были звенья И-153, которые работали исключительно по прожекторам и МЗА. И САБы первым делом подвешивали над целью.
  10. +2
    Вчера, 11:28
    Статья слабовата. Если соотношение сил упомянуто, пусть и не в самом начале, то о задачах родов авиации вообще ни слова.
    В итоге, автор всё свёл к уже набившему оскомину, - кто сколько сбил.
    А о работе ударной авиации, так, пару слов. Меж тем, ударная авиация, это как раз та, которая и определяет смысл существования самой авиации, в то время, как ИА это по факту обслуга.
    Следующее.
    Пустое дело искать подтверждение сбитых в документах противоборствующей стороны.
    Во-первых, документы весьма субъективная вещь.
    Во-вторых, самолёт в безвозвратные потери попадёт только тогда, когда есть этому подтверждение, иначе он просто окажется в не вернувшимся с вылета до выяснения.
    В-третьих, далеко не всегда можно отследить причину потери самолёта, ИА противника, ЗА и МЗА, отказ техники, ошибка пилотирования, навигации.
    Ну и вот такой пример (из рассказа служащего СА, ветерана войны, моего училища).
    Группа истребителей сопровождала бомбардировщики. Были атакованы превосходящими силами противника. В ходе отражения всё же потеряли один бомбардировщик, но и сами сбили пару 109тых.
    Так вот, командир полка выслушал доклад, приказал о сбитых молчать. Во избежание того. чтобы лётчики прикрытия не получили обвинение, что увлеклись боем в ущерб боевой задаче.
    Но спустя несколько дней, эти самолёты были записаны на счета.
  11. +6
    Вчера, 12:11
    Ярким представителем немецких «мюнхгаузенов» II мировой войны является знаменитый Эрих Хартман. Сам себя он превзошел 24 августа 1944 года, когда заявил, что за два боевых вылета сбил 11 советских самолетов.

    Сказочником был Эрих Рудорффер, заявив 6 ноября 1943 года за один вылет аж 13 сбитых самолетов. А на самом деле, встретившись с восьмеркой Як-7Б Ворожейкина, он "сбил" лично все 8 Яков, а потом повторно "сбил" пятерых. Но группа Ворожейкина об этом не знала, поэтому без потерь вернулась домой. А вот 5 Ю-87 не вернулись, упали конкретно и безоговорочно в конкретных местах. На них можно было посмотреть и потрогать руками. На самом деле "рыцарь" просто бросил сопровождаемые бомбардировщики и удрал. В октябре 1944 года за день "сбил" еще 11 самолетов.
  12. 0
    Вчера, 12:55
    У Хартманна был отработанный прием: вылетая на свободную охоту, он незаметно пристраивался ниже сзади к колонне Ил-2, идущим без прикрытия, и точной короткой очередью поражал их в открытые створки маслорадиатора, после чего Ил-2 не мог продолжать полет из-за перегрева двигателя, и садился на вынужденную или падал. Так что его 11 подбитых самолетов за 2 вылета вполне могли иметь место, а вот сколько из них село на вынужденную, а сколько разбилось, и как эти потери были учтены советской стороной, возможны варианты. К слову, используя этот же тактический прием Александр Горовец на Курской дуге сбил 9 Ю-87 в одном бою.
    1. +2
      Вчера, 15:09
      Интересно, а как он в одно рыло выходил на группы Ил-2 без прикрытия, да ещё на советской стороне фронта?
      1. 0
        Вчера, 21:28
        Он летал на свободную охоту. Рискну предположить, что он слушал эфир или патрулировал известные маршруты и атаковал Илы, только если прикрытия не было. Учитывая, что на 1404 боевых вылета у него 802 воздушных боя и 352 заявленных победы, так везло ему не часто.
    2. +1
      Вчера, 16:00
      У Хартманна был отработанный прием: вылетая на свободную охоту, он незаметно пристраивался ниже сзади к колонне Ил-2, идущим без прикрытия, и точной короткой очередью поражал их в открытые створки маслорадиатора, после чего Ил-2 не мог продолжать полет из-за перегрева двигателя, и садился на вынужденную или падал. Так что его 11 подбитых самолетов за 2 вылета вполне могли иметь место, а вот сколько из них село на вынужденную, а сколько разбилось, и как эти потери были учтены советской стороной, возможны варианты. К слову, используя этот же тактический прием Александр Горовец на Курской дуге сбил 9 Ю-87 в одном бою.


      Это что такое нужно было принять, чтобы такое сочинять? lol
      Во-первых, эти самые Илы ещё нужно было найти.
      Во-вторых, с чего это Илам без прикрытия шастать?
      В-третьих, если вдруг оказались без прикрытия, да и в других случаях, боевой порядок будет таким, чтобы стрелки могли взаимодействовать.
      В-четвёртых, задняя полусфера Ил-2 к тому времени прикрывалась калибром 12,7, очень хороший аргумент, для попыток подкрадывания.
      В-пятых, точность СПВ такова, что за счастье попасть в самолёт вообще, а не выцеливать радиатор.
      1. -2
        Вчера, 21:57
        Первое - это действительно было непросто, тем не менее вполне возможно.
        Второе - Илы очень часто летали без прикрытия, истребителей на всех не хватало, плюс часто ставились срочные боевые задачи, и времени на согласование сопровождения не оставалось.
        Третье - основная масса летчиков на Илах были новички только из училища, и держать какой-то строй, кроме колонны, в принципе не могли. Средний налет до гибели был 10 боевых вылетов, за 30 боевых вылетов давали Героя Советского Союза.
        Четвертое - двухместный Ил-2д стали выпускать с февраля 1943 года, и к тому времени их было еще немного.
        Пятое - Хартманн был отличный стрелок, он еще будучи курсантом попадал в конус 24 из 50, так что попасть по радиатору прямо летящего самолета ему было вполне по силам.
        Я не собираюсь утверждать, что заявленный боевой счет Хартманна соответствует действительности, но он совершенно точно был ас и воздушный снайпер.
        1. +1
          Сегодня, 01:01
          Первое - это действительно было непросто, тем не менее вполне возможно.


          Пробовал искать воздушные цели на фоне земли, болезный? Реальные полёты очень сильно отличаются от компьютерных игрушек, там маркеров над целями нет. lol

          Второе - Илы очень часто летали без прикрытия, истребителей на всех не хватало, плюс часто ставились срочные боевые задачи, и времени на согласование сопровождения не оставалось.


          Юноша, речь не о 1941 годе идёт. Так что прикрывать научились. А все согласования выполняются заранее. Вы просто не имеете ни малейшего представления о работе фронтовой авиации. И такого понятия как срочный вылет нет. Есть, удар по выявленным в ходе боевых действий целям. Для чего заранее выделяются дежурные силы.

          Третье - основная масса летчиков на Илах были новички только из училища, и держать какой-то строй, кроме колонны, в принципе не могли. Средний налет до гибели был 10 боевых вылетов, за 30 боевых вылетов давали Героя Советского Союза.


          Понеслась либеральная методичка для особо впечатлительных юнцов.
          В реальности, никто выпускника училища на боевой вылет не пошлёт. Это бездарно потерять самолёт и лётчика. Молодёжь прогоняли через ЗАПы, потом ещё и непосредственно в полку.
          И с какого перепугу вы решили, что колона это самый простой строй? Как и то, что групповые полёты нечто очень сложное? lol

          Четвертое - двухместный Ил-2д стали выпускать с февраля 1943 года, и к тому времени их было еще немного.


          Опять фантазия? С чего вы решили, что немного? Тем более, что ещё в 1942 году началось переоборудование одноместных Ид-2 в двухместные силами ТЭЧ и ПАРМ.
          И что вы там блеяли? Ил-2 на 10 вылетов хватало? Так как же они у вас до лета 1943 дожили. Вы уж определитесь.

          Пятое - Хартманн был отличный стрелок, он еще будучи курсантом попадал в конус 24 из 50, так что попасть по радиатору прямо летящего самолета ему было вполне по силам.


          Этот "отличный стрелок" шасси на посадке ломал. Да и конус не маневрирует и не отстреливается. Можно дистанцию смело сокращать. С Ил-2 такой финт не проходил.

          Я не собираюсь утверждать, что заявленный боевой счет Хартманна соответствует действительности, но он совершенно точно был ас и воздушный снайпер.


          Вы просто мелете языком не имея даже теоретических представлений о воздушной стрельбе, не говоря уже о практике. yes
        2. +2
          Сегодня, 08:15
          Извиняюсь, но такого бреда я даже у Миши Зефирова в его опусе "Лаптежник против " Чёрной смерти " не читал.
      2. +2
        Сегодня, 11:45
        Как же, как же!!! Хартманн мог навскидку, одним-тремя снарядами, сбить самолет, летевший где-то в сторонн... Клинт Иствуд молча курит.... Сигарку..
  13. +3
    Вчера, 14:06
    Цитата: Авиатор_
    Я заканчивал институт. Фильм демонстрировался в конце 70-х, в кинотеатрах. От американцев комментировал Берт Ланкастер, от наших - Василий Лановой.

    Показ по телевидению - помню. В кинотеатрах - нет. Сомнительно, чтобы такую многосерийку в кинотеатрах крутили. Но однозначно оспаривать показ в кинотеатрах не буду.
    А сериал был очень хорош!!!.
    1. +1
      Вчера, 14:17
      В кинотеатрах, конечно, невозможно, слишком много серий. Если только где-то были организованы показы для школьников? Мы так на "Войну и мир" Бондарчука организованно классами в кинотеатр ходили.
  14. +1
    Вчера, 14:13
    Интересно, откуда автор взял на Кубани JG54 "Зелёное Сердце", если она всё время оперировала в зоне действия группы армий " Север" и в ряде случаев летом 1943-го на Курской дуге была только одна её авиагруппа?
    1. +3
      Вчера, 14:49
      Согласен. Участие "грюнхерц" в боях над Кубанью вызывает сомнения. Но ряд источников упоминает участие. Так же сомнительно участие истребителей ФВ-190. Зато 109 мессершмитты были новые - "густав" 2 и 4.
      На этом участке фокефульфы подтвержденно присутствовали в ударном варианте - бомбардировщики.
      1. +1
        Вчера, 15:07
        Вот места базирования 1-й,2-й и 3-ей групп JG 54,согласно сайта "Авиаторы Второй Мировой"...
        1. +3
          Вчера, 15:15
          Агитпропу факты не важны. Я то с вами согласен. Но свидетельства "очевидцев и участников" В форме эффекта Манделы, нас шлют подальше в дебрю smile
          1. +1
            Вчера, 15:17
            Ну да,приказано считать, что муха,это вертолёт, значит вертолёт!!!
  15. +1
    Вчера, 18:18
    Прозвище Эриха Хартмана было "Буби", а не " биби"...
    1. +1
      Вчера, 18:34
      Да, опечатка проскочила, только сейчас и обратил внимание. Постараемся исправить.
  16. 0
    Вчера, 18:43
    Итак,Википедия выдаёт информацию, что из истребителей там были,JG 3 "Удет", без 1-й группы и JG 52 в полном составе, включая словацкую и хорватскую эскадрильи, входившие в её состав. Больше никаких эскадр одномоторных истребителей Люфтваффе там не было.
  17. -3
    Сегодня, 00:20
    Автор ты БРЕХУН !!!!
    Однако Кубанское воздушное сражение было не слишком известно в СССР, не очень хорошо знают о нем и в современной России.

    Если вы, автор , не знали об этом сражении в воздухе - то это говорит о вашей тупости и безмозглости!!!! А мы, дети СССР , знали об этом!!!!
    Чтоб ы узнать об этом сражении досточно посмотреть фильм "В бой идут одни старики".
    1. vet
      +1
      Сегодня, 08:18
      Евгеша, любезный, если уж Вы решили свой "норов показать" и похамить, то хоть чушь при этом не пишите. Действие фильма "В бой идут одни старики" происходит во время "Битвы за Днепр", стыдно этого не знать, если ссылаетесь на фильм. А Днепр и Кубань - разные реки - проверьте по карте. Второе. Воздушное сражение над Кубанью закончилось 7 июня 1943 года. Битва за Днепр началась 26 августа 1943 года. 7 июня и 26 августа - разные даты, два с половиной месяца разницы, обратите на это внимание. Никакого отношения события фильма к теме статьи не имеют. Есть такая пословица: "Слово - серебро, молчание --золото". Вспомните о ней, когда снова похамить решите.
  18. 0
    Сегодня, 08:06
    В статье неверно раскрыта обычная зависимость авиации от действий сухопутных войск на земле. Зачем то сделан упор на мнимую неудачу Красной Армии по окружению фашисткой группировки. На самом деле те же летчики, которые терпели поражения во время отступления 41-42 годов, теперь в полной мере ощутили преимущество наступающих, т.к. кончился бардак на аэродромах в связи с отступлением. В конечном счете соотношение потерь здесь не важно, потому что на войне никак без потерь не получается, но мы стали наращивать количество и качество авиации за счет ленд лиза. и восстановления промышленности. Новиков провел реорганизацию ВВС по немецкому образцу и решительно взялся за процесс управления воздушными операциями с земли по радио. Наши летчики вернули давно забытую с Халхин -Гола тактику эшелонирования истребителей, использовали эффект наращивания сил во время боя и научились использовать большие массы самолетов. ТТХ истребителей сравнялись с немецкими, причем Аэрокобра имела вообще чудовищный залп, которого у мессеров не было. Наши ВВС выросли и сравнялись с немецкими по всем показателям, а противник почивал на лаврах, летал на устаревших "лапотниках, застыл в развитии о чем скором времени горько пожалеет.
    1. vet
      +1
      Сегодня, 08:23
      Какая же мнимость неудача сухопутных сил по окружению вражеской армии, если поставленные задачи не были выполнены? А о победе советских летчиков в статье как раз и рассказывается. Думаю, если бы немцев тогда разгромили, то и об этой операции, и о действиях авиации рассказывали бы везде, в том числе и в учебниках, гораздо подробнее.
      1. +1
        Сегодня, 10:48
        Я несколько коряво изложил свою мысль, о том,что наши войска все же наступали и освободили большие пространства на Кавказе и Ставрополье, что дало возможность летчикам ощутить все прелести постоянных аэродромов, надежнаго тыла и все прелести качественного обслуживание. Для иллюстрации можно привести показатели полков истребителей ленинградских летчиков, у которых были хорошие аэродромы. Голубев командир полка истребителей наш "гроза асов" пишет об этом подробно. В то же время Покрышкин пишет, как он пытался эвакуировать свой миг на полуторке, а потом пришлось бросить самолет и отступать, а Речкалов вообще дрался на "Чайке" кукурузнике против метеоров, сбил сам, его сбили и т. Здесь на Кубани они успешно дрались на Кобрах в условиях инициативы наших войск в наступлении.