Воздушное сражение над Кубанью в 1943 году

С 17 апреля по 7 июня 1943 года над Кубанью проходило самое масштабное воздушное сражение всей Великой Отечественной войны, которое, по общему мнению, закончилось победой советских летчиков. За время сражений в небе Кубани они совершили около 35 тысяч самолето-вылетов. И именно здесь прославились многие знаменитые пилоты Великой Отечественной войны – в первую очередь, конечно, Александр Покрышкин, но также Григорий Речкалов, братья Борис Глинка и Дмитрий Глинка, Амет-Хан, некоторые другие.
Покрышкин тогда получил первую Звезду Героя Советского Союза, сбив 22 вражеских самолета (за 1943 год – 38). В том же 1943 году он был награжден также американской медалью «За выдающиеся заслуги».

Александр Покрышкин на фотографии Аркадия Шайхета
Григорий Речкалов сбил 17 немецких самолетов (в том числе за один бой — три «Мессершмитта») и тоже стал героем Советского Союза.

Григорий Речкалов
А на этой фотографии 1945 года вы видите Султана (Амета Султановича) Амет-Хана:

Этот сын лакца и крымской татарки на вопрос Р. Гамзатова, чей он герой, ответил: «Советского Союза». Под его портретом в музее авиации в Ле-Бурже имеется надпись: «Летчик от Бога».
А вот как сражались другие лётчики — герои Советского Союза. Дмитрий Глинка во время 48 воздушных боев сбил 21 вражеский самолет. Вадим Фаддеев (также за 48 боев) — 18, а Николай Лавицкий одержал 15 побед в 68 боях.
Звание Героя Советского Союза получили тогда ещё 47 советских пилотов, в том числе летчица 46-го ночного авиаполка Евдокия Носаль (посмертно).
Подсчитано, кстати, что немцы и их союзники теряли тогда в среднем по 9 бомбардировщиков и 17 истребителей в день.
Во время этого сражения появилась и «кубанская этажерка» Александра Покрышкина – боевое построение, в котором за первой парой истребителей с превышением в сотни метров и немного позади шла вторая, над и позади нее – третья, но могли быть также четвертая и пятая пары. В таком строю при встрече с неприятелем появлялась возможность быстро нарастить силы, имея возможность нанести удар с наиболее выгодной позиции.
Обычно небо патрулировала восьмерка наших истребителей, самолеты которой делились на две группы – ударную и прикрывающую. Шесть самолетов «этажерки», поднявшись на высоту в 2-2,5 км, должны были сбивать немецкие бомбардировщики, верхняя пара на трехкилометровой высоте атаковала появившиеся вражеские истребители.
Кроме того, именно в это время Покрышкин всё вооружение своего самолета перевел на одну гашетку.
Однако Кубанское воздушное сражение было не слишком известно в СССР, не очень хорошо знают о нем и в современной России. Причина в неудаче общего наступления советских войск, которым тогда не удалось решить стратегическую задачу разгрома 17-й немецкой армии и прорвать систему немецких оборонительных сооружений, которая известна как «Голубая линия», а в германских источниках утвердилось название Готенкопф («Голова гота»). Решающего успеха на том направлении удалось добиться лишь в октябре того же 1943 года – в ходе Новороссийско-Таманской операции.
«Голубая линия»
После разгрома окруженной в Сталинграде немецкой Шестой полевой армии Паулюса советское командование запланировало другую масштабную и многообещающую операцию: Южному и Северо-Кавказскому фронтам была поставлена задача окружения войск германской группы армий «А», которые теперь отступали с занятых было позиций на Кавказе.
1-я немецкая танковая армия была отведена к Ростову-на-Дону. А 17-я пехотная армия Эрвина Густава Йенеке вышла в район Кубани, где на подступах к Таманскому полуострову уже был создан мощный оборонительный рубеж – та самая «Голубая линия». По одной из версий, «голубой» ее назвали потому, что здесь было множество водных преград, по другой – потому, что на картах ее рисовали чернилами соответствующего цвета.
Масштабы линии действительно впечатляют. Полагают, что в то время было создано всего две линии оборонительных сооружений, сравнимых с «Голубой» – линия Маннергейма в Финляндии и линия Мажино во Франции. Южный участок кубанской линии проходил по труднодоступной горно-лесистой местности, северный изобиловал болотами, плавнями, лиманами, а центральный представлял собой узкое холмистое плато. Левым флангом «Голубая линия» опиралась на Азовское море у косы Вербяной, правым флангом – на Черное море.
В «Голубую линию» входили «Венская» (между Ахтанизовским и Кизилташским лиманами), «Предберлинские позиции» (между Ахтанизовским лиманом и Таманским заливом), «Берлинская линия обороны» (на 5 км севернее – между станицей Ахтанизовская и Таманским заливом).
Немцы успели построить 577 закрытых огневых сооружений, 37,5 км минных полей шириной до 500 м, плотностью 2500 мин на 1 км, 87 км проволочных заграждений, 12 км лесных завалов. Общая глубина оборонительной линии в некоторых местах составляла 25 км. Кроме того, именно здесь немцы впервые в той войне выстроили мощную траншейную оборону.

Голубая линия на карте
4 февраля 1943 года в ходе десантной морской операции советские войска захватили плацдарм в районе Мысхако (южнее Новороссийска) – территорию площадью всего 30 квадратных километров, вошедшую в историю под названием «Малая земля».

Советские «Малые охотники» с десантными командами
Затем, 12 февраля, был освобожден Краснодар, и советские части продвинулись на 50-60 км к западу от города, но с ходу прорваться и ликвидировать кубанскую группировку вермахта тогда не удалось. Активные боевые действия на этом участке фронта практически прекратились: стороны накапливали силы и готовились продолжить бои уже весной.
В новой боевой кампании советское командование большую роль отводило военно-воздушным силам, которые уже восстановили свой потенциал, прекрасно показали себя во время Сталинградской битвы и на Кавказе. Очень эффективно действовала авиация дальнего действия, которая, кстати, в марте 1942-го стала напрямую подчиняться Ставке Верховного командования. С 1942 года стали формироваться Воздушные армии, в которые поступали, в том числе, и самолеты, получаемые по системе ленд-лиза: P-39 «Аэрокобра», «Спитфайр» Mk. V, «Кёртис» P-40 «Киттихоук» (до 20% от всех самолетов).

Советский истребитель «Ла-5Ф»

«Аэрокобра». У этих истребителей неоднозначная репутация, однако именно на таком самолете воевал тогда Александр Покрышкин
В небе над Кубанью должны были действовать две советские воздушные армии – 4-я и 5-я, а также воздушные силы Черноморского флота. Командовать этими немалыми силами было поручено генералу Константину Вершинину, затем общее руководство осуществлял маршал авиации Александр Новиков.

Бюст К. Вершинина в г. Киров

А. Новиков, фото 15 августа 1943 г.
К моменту начала сражения в распоряжении Вершинина находились 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков (в том числе 195 ночных).
Им противостояли силы 4-го Воздушного флота Рейха под командованием генерал-фельдмаршала Вольфрама фон Рихтгофена (родственника двух знаменитых асов мировой войны).

Вольфрам фон Рихтгофен
К середине апреля 1943 года в его распоряжении было 580 бомбардировщиков, 250 истребителей (немецкие эскадры 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зелёные сердца», использующие Me-109 и Fw-190, по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии) и 220 самолётов-разведчиков.

Немецкий истребитель Messerschmitt Me 109, фото 1943 г.

Junkers Ju. 87 Stuka («лаптежник»), немецкий пикирующий бомбардировщик и штурмовик, фото 1942 г.
Воздушное сражение над Кубанью
Днем начала этой грандиозной битвы считается 17 апреля 1943 года, однако в ней выделяются три больших сражения. В ходе первого под Новороссийском до 450 немецких бомбардировщиков под прикрытием 200 истребителей атаковали «Малую землю», пехота попыталась сбросить российские войска в море, но продвинуться противнику удалось всего на один километр.
20 апреля 60 советских бомбардировщиков под прикрытием 30 истребителей нанесли упреждающий удар по готовящимся к наступлению немецким войскам, что сорвало планы противника. Именно 20 апреля здесь появились восемь женских экипажей 46-го авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков – их использовали в основном для разведки и доставки медикаментов и продовольствия. Командиром этой небольшой эскадрильи была Серафима Амосова.

Серафима Амосова на фотографии 1945 г., за годы войны совершила 555 боевых вылетов
Надо отметить, что вначале соотношение сил было не в пользу СССР – 300 самолетов против 650 немецких, которые к тому же базировались всего в 40-50 километрах от Новороссийска (советские – в 150-200 км под Краснодаром). Однако советскому командованию удалось в кратчайший срок перебросить на Кубань около 500 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В конечном итоге, как вы знаете, ликвидировать советский плацдарм немцам так и не удалось. В боях над Новороссийском и окрестностями было уничтожено около 260 вражеских самолетов.
С 28 апреля по 10 мая проходило большое воздушное сражение над станицей Крымской, которая была одним из крупнейших узлов обороны всей «Голубой линии». Здесь немецкая авиация пыталась противодействовать наступлению советских войск Северокавказского фронта. 29 апреля советские пилоты совершили 1308 самолёто-вылетов (в том числе 379 ночных) и уничтожили 74 вражеских самолёта, а зенитчики – еще 7. В тот день командир 402-го полка майор В. Попков сбил два немецких истребителя и таранил третий. Еще три вражеских самолёта таранили А. Янович, С. Картавенко, Н. Авилов.
Немцы смогли совершить 700 самолето-вылетов, объявив о 63-х победах, однако советская сторона признала гибель лишь 27.
Всем становилось понятно, что преимущество в воздухе теперь у советской стороны. Всего на 30-километровом участке фронта состоялось 285 воздушных боев, в которых советские истребители сбили 368 самолётов противника: ежедневно происходило до 40 воздушных боев с участием от 50 до 80 самолётов с каждой стороны.
В этом сражении принял участие весь 46-й женский авиаполк, который за неуязвимость для зенитных орудий от немецких солдат получил название «Железный Густав», а его летчиц они называли «ночными ведьмами» и «ночными фельдфебелями» (потому что они не давали спать по ночам). В это время и до конца Кубанского воздушного сражения они наносили очень эффективные ночные удары по германским аэродромам, причем за одну ночь эти девушки совершали порой до 20 боевых вылетов. 9 июня 1943 года этот полк стал гвардейским.

Групповой снимок летчиц 46-го авиаполка, сентябрь 1943 года
Станица Крымская была освобождена в ночь с 3 на 4 мая, к 6 мая пехоте удалось продвинуться на 10 километров.

Советские войска входят в станицу Крымская
В третьем сражении, которое началось 26 мая, советские штурмовики выставили дымовую завесу, под прикрытием которой началось наступление сухопутных сил на главную полосу вражеской обороны, главными узлами которой были станицы Киевская и Молдаванская. Во время этого наступления удары по переднему краю неприятельских войск наносили 338 советских самолетов. В воздушных боях были уничтожены 67 вражеских самолетов. Противник заявил о 35 победах немецких летчиков и 6 словацких, но по советским данным, наши потери в тот день составили 20 боевых машин. Кроме того, советские бомбардировщики наносили весьма эффективные удары по неприятельским аэродромам в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз, Тамани – на земле уничтожены либо повреждены 9 самолетов.
Именно в это время советским командованием перед летчиками-истребителями была поставлена задача уничтожать вражеские бомбардировщики еще до их подхода к линии фронта: стали формироваться группы «свободных охотников».
Но в итоге советские войска хоть и прорвали два первых оборонительных рубежа «Голубой линии», выйти на оперативный простор не смогли. Как мы уже отмечали, сделать это удалось в октябре 1943 года.

Освобожденный Новороссийск
Итоги воздушного сражения над Кубанью
Данные сторон об итогах воздушных боев, как всегда, весьма приблизительны и весьма расходятся в источниках противоборствующих сторон. Так, советские историки говорят о 1100 сбитых самолетов противника и потере 750 своих. Немецкие историки говорят о 1000 советских самолетах, сбитых в воздухе, и 300, пораженных огнем зенитной артиллерии. Впрочем, к германской методике подсчета «воздушных побед» серьезные специалисты давно относятся весьма скептически. Факт приписок молчаливо признавали и в командовании Люфтваффе. На западном фронте, где «победы» документировались более тщательно, «Рыцарский крест» немецкие летчики получали за 10-15 битых самолетов, а на Восточном, где пилоты предлагали верить им на слово, – за 50-100. Как вам такой рапорт гауптмана Баркхорна от 4 января 1944 года:
Никаких достоверных свидетельств герр гауптман привести не может, но чуть ли не «мамой клянется». И победу Фённекольду все-таки засчитали. А вот что сообщают по этому поводу советские источники:
Ярким представителем немецких «мюнхгаузенов» II мировой войны является знаменитый Эрих Хартман. Сам себя он превзошел 24 августа 1944 года, когда заявил, что за два боевых вылета сбил 11 советских самолетов. Отметим, что в это время советская авиация уже полностью доминировала над германской, и в тот день документально подтверждается лишь одна победа Хартманна в воздушном бою.

Что можно сказать по этому поводу? Разве что: «Наглость – второе счастье».
Информация