Military Review

Is the Board of the “Chosen Rada” a good or evil for Russia? Part of 2

2
Ivan Semyonovich Peresvetov, a native of the West Russian lands, was an experienced soldier and a participant in a number of military conflicts in Europe. At the end of 1538 or the beginning of 1539, he traveled to Russia through Moldova. He fought on the eastern frontiers of Russia, against the Kazan Tatars. He was close to the relatives of the queen, Zakharyin. On the basis of his combat experience, he advanced the idea of ​​manufacturing new type of shields - large shields to protect soldiers from the arrows of Tatar troops, and it was possible to fire back and prepare counterattacks under their cover. Boyar M. Zakharyin even organized an experienced workshop for the manufacture of these shields.


During the reign of Shuisky, a nobleman Peresvetov was among the victims, suffered a lot of insults from the boyars, was deprived of his estate and all his property. Apparently, Peresvetov handed over his writings (“two books”) to the tsar at the end of 1549 through relatives of the sovereign. Peresvetov, speaking as a critic of the boyars and protectors of the "warriors", that is, the nobility. According to Peresvetov, promotion should have been in accordance with personal service, and not “breed.” Peresvetov was a participant in the wars with the Turks, so he studied their military and administrative orders well. For a model, he took the control system of the Ottoman Empire, which at that time was experiencing its heyday. He noted in the Ottomans strict justice, caring for service people, who hold power. In “The Tale of Magmet Saltan”, the author draws the image of an ideal and wise ruler, who must be strict to the nobles (Peresvetov called for the royal “thunderstorm”), and rely on the serving class. The warrior, who apparently was a very well-read man, described the experience of the death of the Byzantine Empire, which died because of the diminishing role of autocratic power, squabbling nobles and social injustice. He noted that the Greeks were religious people, but did not fulfill the will of God, therefore their power fell under the onslaught of the Muslims. He made a very dangerous conclusion for that time: “God loves not faith - the truth,” and “if there is no truth, then there is nothing.” Thus, Peresvetov argued that "truth" is higher than "faith."

Peresvetov was first and foremost a practitioner; he was forced to take a big grudge against injustice with his pen. He pointed out that good wishes are not enough, hard, constant work is needed to achieve the "truth". Human evil was supposed to stop the "Tsar of the Storm". “It is not for sure the king without being a thunderstorm; like a horse under a king without a bridle, and a kingdom without a thunderstorm. " Peresvetov proposed to the tsar a draft of reforms aimed at strengthening the state. An important role in it was played by the ideas of strengthening Russia's defense capability. The king was asked to create a guard and a permanent army, which was supposed to feed on the war, following the example of the ancient Romans. The main attack Peresvetov proposed to send to the east and south, to conquer the fragments of the Horde, Kazan, Astrakhan and Crimean Khanate. What is interesting is that in Peresvetov it gives out not only a warrior, but also a very educated person, he attached great importance to books and philosophical “wisdom”. The king was supposed to be an "enlightened monarch." In addition, Peresvetov opposed the existence of servility and bondage, believing that slaves could not fully serve the sovereign.

A completely different point of view was presented to the tsar by a Russian writer and publicist, the Pskov monk Ermolai-Yerazm. He apparently was a member of the “academy” of Metropolitan Macarius, who did a great job in creating the biographies of Russian saints. His most important journalistic work is the treatise “The Ruler of the Benevolent King”. Researchers date this work to the middle of the 16 century. In this work, a monk who was apparently from a peasant environment or rural clergy suggested that the sovereign undertake a series of socio-economic reforms. The author argued that at the heart of everything lies peasant labor. "All the land is king and to the common people of those works we feed." According to him, the peasantry suffers excessive deprivation, it is ruined by large taxes and the arbitrariness of the chiefs. The peasants are the most oppressed by the boyars. Yermolai-Erazm calls upon the sovereign to take action for the benefit of the whole of Russian society - “to the well-being of all that exist under him, not only with his hedgehog about managing the cave, but even to the last”. His works trace the combination of the theme of mercy and Christian love with condemnation and hostility toward the boyars. The monk proposed to carry out reforms in the system of taxation and land management.

Tsar Ivan Vasilyevich carefully studied these works and further reforms showed that many of the ideas of the writers were adopted by him. Therefore, it cannot be said that the “Elected is glad” was the main initiator of the reforms, the will of the people was expressed by its most enlightened and wise representatives.

Ivan IV

The king tried not to deceive people's expectations. One and a half years of work were crowned with the adoption of the Code of Laws in June 1550. Law Code of Ivan IV was the only source of law that eliminated the confusion in the legislative acts. The new collection of laws limited the power of governors and volost on the ground, the case of "about guided robbers" was transferred to the jurisdiction of the labial chiefs. As a result, the lip reform initiated under Elena Glinskaya was continued. The lip reform received a legal justification. Nobles were to elect in each county where the Lab Authority was established, from their class the labial chiefs. Zemstvo elders and kisses were elected in the cities, they tried together with the governors. And in the "black lands" (state), black-nosy peasants elected zemstvo heads ("favorite heads"). Governors, volostely and all the other rulers whom the king appointed to cities and volosts could no longer be judged without the participation of elected representatives of the population: the court, the elders and the best people of the local black-peasant peasant community. In addition, each community was supposed to have not only its elected people and elders at the trial, but also its clergyman, he led the parish people to the court. Thus, under Ivan Vasilyevich, the reform of local self-government was set in motion. The security of ordinary people has been enhanced. For the first time in Russia, and throughout Europe, responsibility for bribes was introduced.

Moreover, the Code of Law of Ivan IV for the first time in Europe ensured the inviolability of the person! For comparison, in Britain, the law on personal immunity was adopted only in 1677 year. Now the governor did not have the right to arrest a person without presenting evidence of his guilt to the local warden and two kisses. At that time, the officials who were elected by the local government in the counties and on the suburbs for the fulfillment of judicial, financial and police functions were called the clerks. The chosen person swore to perform his duties honestly and, in confirmation of the oath, he kissed the cross, hence the name of the position. If there was no evidence, the warden could have released the arrested person and even took a penalty from the administration for “dishonor”. Confirmed the right to release a person from punishment with a reliable guarantee. Severe crimes are now solved only in Moscow. Without a report to the sovereign, the governors did not have the right to "tatya and a murderer and every dashing person ... neither sell, nor execute, nor let go."

Law Code of Ivan IV provided for tax reform, instead of household taxation (it was beneficial to large owners), it was introduced for the amount of land. For this organized land census. The previous Tarkhan letters, which exempted the owners from paying taxes, were annulled. Tarkhany were banned. Feudal landowners were deprived of the right of free trade. They deprived them of trade duties, which the princes and the boyars collected from their possessions. Elena Glinskaya also began a centralized ransom of prisoners from the Tatars, and Ivan Vasilyevich translated this on a permanent basis. To save people from the field, a special tax was set up - “polonyanichnye money.”

Revised and duties peasants. The heaviest of them were Yamskaya and the “staff” - the peasants, at the first request of the authorities, had to give up all the work, to allocate horses, carts, to engage in postal or military transport. The conscription was replaced by a monetary contribution, and among the volunteers began to hire professional coachmen, who received a salary and kept stations with horses.

There have been major changes in the social sphere. The rights of the service class were expanded as proposed by Peresvetov. The transition of service people into enslaving servitude was forbidden. The relations between the feudal lords and dependent peasants were regulated in detail. The Yuryev Day was legally established (November 26 (December 9)), the right of free transfer of peasants was confirmed. By this time, the annual cycle of agricultural work was completed, the peasants carried out calculations on monetary and in-kind obligations in favor of their owners and on state taxes, and received the right to switch to another feudal lord. In the Code of Law it was directly stated that, apart from the payment for the “elderly” and the “carriage”, there are no other duties. The owner had no right to withhold the peasant who paid the two duties. At the same time, the Code of Laws interfered with the forcible conversion of peasants into serfs. The rights of peasants in local government and participation in public processes were expanded. Elected representatives of peasant communities became involved in the investigation and legal proceedings. Now, the governors, neither by the court nor before the court, could not arrest the peasant without the consent of the communal elected commanders (elders and the kisses).

Is the Board of the “Chosen Rada” a good or evil for Russia? Part of 2

A. F. Adashev at the Monument "1000 Anniversary of Russia" in Veliky Novgorod.

Military reform

The reforms affected not only the judicial, tax and social sphere. Many flaws existed in the military field. In the same year 1550 began to carry out reforms in the armed forces. In the military reform, the influence of the tsar’s impressions was very clearly seen in the time of the last Kazan campaigns, when part of the failures were connected with local disputes by the governor. The verdict of the king and the Boyar Duma ordered and limited localism. A clear hierarchy of voivodship places in the regiments was established - the Great, the Right and the Left Hand, the Advance and the Watchdog. It was noted that the order of precedence should be considered only in direct submission. Between those who were not subordinate to each other, localism was not allowed. Territorialism was also canceled during the fighting. Young aristocrats were freed from the local rules. They began their service in 14 - 16 had no military or managerial experience, but the aristocrats considered it to be a loss for their honor to obey someone. Now it was established that they should obey the less high-born, but military leaders who had combat experience, and this was not considered a damage to their honor.

The weak point of the Russian army was infantry, there were no regular units. She was recruited from militia gathered along the way. By decree of the sovereign, the first regular units began to be formed - archers, gunners. 3 thsd. "Elective" (i.e. the best, specially selected) food pickers have been credited with the archers. They received from the treasury a salary of 4 rubles. in year, weapon. They were settled in a separate suburb next to the royal residence in Vorobiev. In October 1550, it was decided to create a selective royal guard. 1 thousand "best" children of boyars were recruited into it. As a salary, they were allocated estates in the circumference of 70 versts from the capital. They had to be constantly with the king, protected him, carried out the sovereign's instructions. In addition, this select one thousand was a kind of "school" for command personnel. Part of Peresvetov's proposals were implemented.

True, it was not possible to fully transfer the army to a salary of money, there was no money to implement this idea. There were no silver and gold mines in Russia - silver was obtained through trade. It did not turn out to create a guard either - they scored a thousand boyars' children easily, but could not “find” the land. Land ownership near Moscow was long and firmly divided.

Church Reform

Another area where it was necessary to restore order was church affairs. Not so long ago, the Russian state became united, and in church customs, rites, and in various lands, its own features remained. In some places the order of service was violated. Monastic statutes differed among themselves. Some monasteries were addicted to money matters, gave money and grain to growth, and took land for debts. Notable people, who in their old age were tonsured as monks, were obviously not a monastic way of life, had servants, lived in luxury, did not deny themselves food and wine. It is clear that these phenomena could cause dangerous thoughts in people, become a breeding ground for heresies.

This problem was to be resolved by the Sanctified 1551 Cathedral of the Year. It was held in Moscow from February 23 to May 11 in the Assumption Cathedral of the Kremlin, with the participation of Emperor Ivan Vasilievich, the highest clergy and representatives of the Boyar Duma. The decisions of the cathedral were expressed in 100 chapters, so it was called Stoglavy.

During it, a dispute broke out between the Josephites and the non-besiegers, the conflict over church property. The champion of non-possession was Sylvester. However, he did not dare to directly conflict with the Metropolitan. Therefore, as an "weapon" drew the elder Artemy the Hermit. By the patronage of the “Elected Rada” of the “Hermit”, they appointed at one stroke the high and honorable post of hegumen of the Trinity-Sergius Monastery. Artemy and Sylvester began to push the decision on the secularization of monastic lands.

As a result, the decision took a compromise. Church and monastic property was preserved and recognized inviolable. But in favor of the treasury, the lands transferred by the boyars during the infancy of Ivan Vasilyevich, and also taken by the monasteries from the children of the boyar and peasant communities by “violence”, for debts, were seized. This was illegal, since the lands of the children of the boyars (service people) and black-nosy peasants belonged to the state. The further increment of church possessions in the cities was restricted and the purchase of patrimonial possessions by monasteries without a report to the king was prohibited. Usury among priests was forbidden.

The Council also approved the Code of Laws. Carried out the unification of rites and norms of church life. Usury and drunkenness among the clergy were strictly forbidden. One of the most important decisions of the Stoglavy Sobor was the approval in the dioceses and large monasteries of schools, they taught not only future priests, but also secular persons. This was the beginning of the creation of a centralized and extensive education system.


Sylvester on the Monument "1000 Anniversary of Russia" in Veliky Novgorod.
Author:
Articles from this series:
The Board of the "Elected Rada" - good or evil for Russia?
Is the Board of the “Chosen Rada” a good or evil for Russia? Part of 2
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. knn54
    knn54 April 4 2013 15: 29
    0
    Thanks to competent transformations, the king ascended over the boyars and became a real autocrat. Adashev and the rest of the reformers began to interfere with him. In addition, during the illness of Ivan in 1553, Adashev and Sylvester were inclined to ensure that in the event of the death of the tsar, not his son, who was in infancy, but his cousin, Vladimir Andreevich Staritsky, would be enthroned. whom the king considered a dangerous rival. Having learned about this a few years later, the king considered the actions of his entourage treason.
  2. Trapperxnumx
    Trapperxnumx April 4 2013 15: 58
    +1
    Thanks to the author. Very informative and patriotic!

Правление "Избранной рады" - благо или зло для России? Часть 2

Выходец из западнорусских земель Иван Семёнович Пересветов, был опытным воином, участником ряда военных конфликтов в Европе. В конце 1538 или начале 1539 года он через Молдавию выехал в Россию. Воевал на восточных рубежах Руси, против казанских татар. Был близок родственникам царицы, Захарьиным. На основе своего боевого опыта выдвинул идею изготовления щитов нового образца – больших щитов для защиты воинов от стрел татарских отрядов, под их прикрытием можно было вести ответный огонь и готовить контратаки. Боярин М. Захарьин даже организовал опытную мастерскую для изготовления этих щитов.

В правление Шуйских дворянин Пересветов оказался в числе пострадавших, много претерпел обид от бояр, был лишен поместья и всего имущества. Видимо, свои сочинения («две книжки») Пересветов передал царю в конце 1549 года через родственников государыни. Пересветов выступив в качестве критика боярства и защитника «воинников», то есть дворянства. По мнению Пересветова, продвижение по службе должно было проходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». Пересветов был участником войн с турками, поэтому хорошо изучил их военные и административные порядки. За образец он брал систему управления Османской империи, которая в тот период переживала время своего расцвета. Он отмечал у османов строгую справедливость, заботу о служилых людях, на которых держится держава. В «Сказание о Магмет-салтане» автор рисует образ идеального и мудрого правителя, который должен быть строг к вельможам (Пересветов призывал к царской «грозе»), и опираться на служилое сословие. Воинник, который судя по всему, был весьма начитанным человеком, описывал опыт гибели Византийской империи, которая погибла из-за умаления роли самодержавной власти, грызни вельмож и социальной несправедливости. Отмечал, что греки были религиозными людьми, но волю Бога не выполняли, поэтому их держава и пала под натиском мусульман. Сделал весьма опасный для того времени вывод: «Бог не веру любит – правду», а «коли правды нет, то и ничего нет». Таким образом, Пересветов утверждал, что «правда» выше «веры».

Пересветов был прежде всего практиком, за перо его заставила взяться большая обида на несправедливость. Он указывал, что одних благих пожеланий мало, необходима тяжёлая, постоянная работа по достижению «правды». Человеческое зло должна была пресекать «царева гроза». «Не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Пересветов предлагал царю проект реформ направленных на укрепление державы. Важную роль в нём играли идеи укрепления обороноспособности России. Царю предлагалось создать гвардию и постоянное войско, которое должно было, по примеру древних римлян, кормиться войной. Главный удар Пересветов предлагал направить на восток и юг, завоевать осколки Орды, Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Что интересно – это выдает в Пересветове не только воина, но и весьма образованного человека, он придавал огромное значение книгам и философской «мудрости». Царь должен был быть «просвещенным монархом». Кроме того, Пересветов выступил против существования холопства и кабальной зависимости, считая, что холопы не могут полноценно служить государю.


Совершенно другую точку зрения представил царю русский писатель и публицист, псковский монах Ермолай-Еразм. Он, видимо, был участником «академии» митрополита Макария, который провел огромную работу по созданию жизнеописаний русских святых. Его наиболее важным публицистическим произведением является трактат «Благохотящим царем правительница». Исследователи датирую это произведение серединой 16 столетия. В этом произведении монах, который был, судя по всему выходцем из крестьянской среды или сельского духовенства, предлагал государю провести ряд социально-экономических реформ. Автор доказывал, что в основе всего лежит крестьянский труд. «Вся земля ль царя и до простых людей тех трудов питаема». По его словам, крестьянство терпит непосильные лишения, разорено большими податями и произволом начальников. Крестьяне же более всего притесняемы боярством. Ермолай-Еразм призывает государя к действиям на благо всего русского общества — «ко благополучию всем сущим под ним, не единеми велможами еже о управлении пещис, но и до последних». В его трудах прослеживается сочетание темы милосердия и христианской любви с осуждением и неприязненным отношением к боярству. Монах предлагал провести реформы в системе налогообложения и земельном устройстве.

Царь Иван Васильевич внимательно изучил эти труды и дальнейшие реформы показали, что многие идеи писателей были взяты им на вооружение. Поэтому нельзя сказать, что «Избранная рада» была главным инициатором реформ, волю народа выражали его наиболее просвещённые и мудрые представители.

Судебник Ивана IV

Царь постарался не обмануть народных ожиданий. Полтора года работы увенчались принятием в июне 1550 года Судебника. Судебник Ивана IV стал единственным источником права, что ликвидировало неразбериху в законодательных актах. Новый сборник законов ограничил власть наместников и волостелей на местах, дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. В результате губная реформа, начатая при Елене Глинской, была продолжена. Губная реформа получила юридическое обоснование. Дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было учреждено губное управление, из своего сословия губных старост. В городах избирались земские старосты и целовальники, судившие вместе с наместниками. А в «черных землях» (государственных), черносошные крестьяне избирали земских старост («излюбленных голов»). Наместники, волостели и все другие правители, которых назначал царь в города и волости, теперь не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной черносошной крестьянской общины. Кроме того, каждая община должна была иметь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, он вел на суде дела волостных людей. Таким образом, при Иване Васильевиче был дан ход реформе местного самоуправления. Защищенность простых людей была усилена. Впервые в России, и во всей Европе, была введена ответственность за взятки.

Мало того, Судебник Ивана IV впервые в Европе обеспечивал неприкосновенность личности! Для сравнения, в Британии закон о неприкосновенности личности был принят только в 1677 году. Теперь наместник не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины земскому старосте и двум целовальникам. Целовальниками тогда называли должностных лиц, которые выбирались земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских функций. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, отсюда и происходит название должности. Если доказательств не было, то староста мог освободить арестованного и даже взять с администрации штраф за «бесчестье». Подтверждалось право освобождать человека от наказаний при надежном поручительстве. Тяжкие преступления теперь решались только в Москве. Без доклада государю наместники не имели права «татя и душегубца и всякого лихого человека … ни продати, ни казнити, ни отпустити».

Судебник Ивана IV предусматривал и налоговую реформу, вместо подворного обложения (оно было выгодно крупным хозяевам) было введено посошное, по количеству земли. Для этого организовали земельную перепись. Аннулировались прежние тарханные грамоты, которые освобождали владельцев от выплаты налогов. Тарханы были запрещены. Феодалы-вотчинники были лишены права свободной торговли. Лишили их и торговых пошлин, которые князья и бояре взимали со своих владений. Ещё Елена Глинская начала централизованный выкуп пленных у татар, а Иван Васильевич перевёл это на постоянную основу. Для спасения людей из полона был учрежден особый налог – «полоняничные деньги».

Пересматривались и повинности крестьян. Самыми тяжелыми их них были ямская и «посоха» - крестьяне по первому требованию властей должна были бросить все дела, выделять лошадей, подводы, заниматься почтовыми или военными перевозками. Повинность была заменена денежным взносом, а из добровольцев стали нанимать профессиональных ямщиков, которые получали жалованье и содержали станции с лошадьми.

Произошли серьёзные изменения и в социальной сфере. Права служилого сословия были расширены, как предлагал Пересветов. Был запрещён переход служилых людей в кабальное холопство. Были детально регламентированы взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Был законодательно установлен Юрьев день (26 ноября (9 декабря)), подтверждено право свободного перехода крестьян. К этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ, крестьяне проводили расчёт по денежным и натуральным обязанностям в пользу их владельцев и по государственным налогам, и получали право перейти к другому феодалу. В Судебнике прямо говорилось, что, кроме платежа за «пожилое» и за «повоз», других пошлин нет. Владелец не имел никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. Одновременно Судебник мешал насильственному обращению крестьян в холопы. Права крестьян в местном управлении и участии в общественных процессах были расширены. Выборные представители крестьянских общин стали участвовать в следствии и судопроизводстве. Теперь наместники ни по суду, ни до суда не могли арестовать крестьянина без согласия общинных выборных начальников (старост и целовальников).

Правление "Избранной рады" - благо или зло для России? Часть 2

А. Ф. Адашев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Военная реформа

Реформы затронули не только судебную, налоговую и социальную сферу. Много недостатков существовало в военной области. В этом же 1550 году начали проводить реформы в вооруженных силах. В военной реформе весьма явно просматривается влияние впечатлений царя вовремя последних казанских походов, когда часть неудач была связана с местническими спорами воевод. Приговор царя и Боярской думы упорядочил и ограничил местничество. Была установлена чёткая иерархия воеводских мест в полках – Большом, Правой и Левой руки, Передовом и Сторожевом. При этом отмечалось, что порядок старшинства должен учитываться только в прямом подчинении. Между теми, кто не был подчинен друг другу, местничество не допускалось. Отменялось местничество и во время боевых действий. Из местнических правил были освобождены юные аристократы. Они начинали службу в 14 – 16 лет, военного и управленческого опыта у них не было, но подчиняться кому-либо аристократы считали уроном для своей чести. Теперь устанавливалось, что они должны подчиняться менее родовитым, но имевшим боевой опыт воеводам, и это не считалось ущербом их чести.

Слабым местом русской армии была пехота, регулярных частей не было. Её набирали с собранных с миру по нитке ополченцев. По указу государя стали формировать первые регулярные части – стрельцов, пушкарей. В стрельцы зачислили 3 тыс. «выборных» (т. е. лучших, специально отобранных) пищальников. Они получали из казны жалованье по 4 руб. в год, оружие. Их поселили в отдельной слободе рядом с царской резиденцией в Воробьеве. В октябре 1550 года было решено создать отборную царскую гвардию. В неё набирали 1 тыс. «лучших» детей боярских. В качестве жалованья им выделяли поместья в окружности 70 верст от столицы. Они должны были постоянно находиться при царе, охраняли его, выполняли государевы поручения. Кроме того, эта отборная тысяча была своеобразным «училищем», для командных кадров. Часть предложений Пересветова были воплощены в жизнь.

Правда, полностью перевести армию на денежное жалованье не удалось, не было денежных средств для реализации этой идеи. Своих серебряных и золотых рудников в России не было – серебро получали через торговлю. Не вышло создать и гвардию – тысячу детей боярских набрали легко, но не смогли «найти» земли. Земельные владения около Москвы были давно и прочно разделены.

Церковная реформа

Ещё одной сферой, где необходимо было навести порядок, были церковные дела. Русское государство не так уж давно стало единым, и в церковных обычаях, обрядах, в различных землях сохранялись свои особенности. В каких-то местах нарушался порядок службы. Различались между собой и монастырские уставы. Некоторые монастыри увлекались денежными делами, давали в рост деньги и зерно, за долги отбирали землю. Знатные люди, которые в старости постригались в монахи, вели явно не монашеский образ жизни, имели слуг, жили в роскоши, не отказывали себе в еде и вине. Понятно, что эти явления могли вызвать опасные мысли у людей, стать питательной почвой для ересей.

Эту проблему должен был решить Освященный Собор 1551 года. Он прошел в Москве с 23 февраля по 11 мая в Успенском соборе Кремля, с участием государя Ивана Васильевича, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Решения собора были выражены в 100 главах, поэтому он получил название Стоглавого.

В ходе него разгорелся спор между иосифлянами и нестяжателями, конфликт из-за церковной собственности. Поборником нестяжательства выступил Сильвестр. Однако он не решился напрямую конфликтовать с митрополитом. Поэтому в качестве «оружия» привлек старца Артемия Пустынника. По протекции «Избранной рады» «пустынника» одним махом назначили на высокий и почётный пост игумена Троице-Сергиевого монастыря. Артемий с Сильвестром стали продавливать решение о секуляризации монастырских земель.

В итоге решение приняло компромиссный характер. Церковная и монастырская собственность была сохранена и признавалась неприкосновенной. Но в пользу казны были изъяты земли, переданные боярами в период малолетства Ивана Васильевича, а также взятые монастырями у детей боярских и крестьянских общин «насильством», за долги. Это было незаконно, так как земли детей боярских (служилых людей) и черносошных крестьян принадлежали государству. Было ограничено дальнейшее приращение церковных владений в городах и запрещена покупка монастырями вотчинных владений без доклада царю. Было запрещено ростовщичество среди священников.

Собор также утвердил Судебник. Провели унификацию обрядов и норм церковной жизни. Категорически были запрещены ростовщичество и пьянство среди духовенства. Одним из важнейших решений Стоглавого Собора стало утверждение в епархиях и крупных монастырях школ, в них обучали не только будущих священников, но и светских лиц. Так было положено начало созданию централизованной и разветвлённой системы образования.

Правление "Избранной рады" - благо или зло для России? Часть 2

Сильвестр на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. knn54 4 апреля 2013 15:29
    Благодаря грамотным преобразованиям, царь вознёсся над боярами и стал настоящим самодержцем. Адашев и остальные реформаторы начали ему мешать.Кроме того,во время болезни Ивана в 1553 г. Адашев и Сильвестр склонялись к тому, чтобы в случае смерти царя возвести на престол не его сына, находившегося в младенчестве, а двоюродного брата - Владимира Андреевича Старицкого, которого царь считал опасным соперником. Узнав об этом несколько лет спустя, царь счел действия своих приближенных изменой.
  2. Trapper7 4 апреля 2013 15:58
    Спасибо автору. Весьма познавательно и патриотично!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня