Цифровая деменция – наше «светлое» будущее

8 644 44
Цифровая деменция – наше «светлое» будущее


Умнее не становимся


Начнем с так называемого «эффекта Флинна», достаточно оптимистичного феномена, по которому уровень интеллекта среднестатистического землянина неуклонно повышался с 30-х годов прошлого столетия. Стоит оговориться, что уровень IQ далеко не самый объективный показатель уровня когнитивного развития человека. Многие ученые до сих пор не принимают его в качестве мерила интеллекта.



Действительно, задания тестов могут интерпретироваться разными категориями по-разному. Например, школьник из Нигерии и его сверстник из Японии могут иначе воспринимать задания диагностики интеллекта. Не потому, что нигериец или японец глупее, а потому, что у них различные менталитет и мировосприятие. Но другого инструмента, кроме IQ-тестов, у нас нет, поэтому будем опираться на эту процедуру. Точнее, на упоминаемый «эффект Флинна», который в последние десятилетия начал сбоить. Если раньше говорили о поколениях, умнеющих друг за другом, то сейчас всё обратилось вспять. Примерно с середины 90-х годов наблюдается медленное, но верное снижение уровня когнитивных способностей.

Скандинавы давно обнаружили новую закономерность у своей молодежи – в среднем с 1995 года в Норвегии, Финляндии и Дании жители каждый год глупели на 0,2 пункта теста IQ. Вроде бы и немного, но обидно и тревожно. Тем более, когда учитываешь условия, в которых живут на севере Европы. Немного темно и холодно, но очень комфортно и безопасно. Интересно, что одним из факторов риска снижения интеллекта исследователи обозначили экологическими причинами. Дескать, уровень углекислого газа и прочие химикаты в воздухе и воде влияют на когнитивные способности. А потом в Швеции в 2003 году родилась Грета Тунберг, и понеслось.

Европа глупеет — тихо, культурно, стабильно. Франция, Германия, Великобритания — все они начали терять IQ ещё в 80-х. Минус 2–5 пунктов на поколение. И хотя цифры не кричащие, тенденция угрожающая. Говорят, дело в демографии: образованные европейцы не торопятся заводить детей, зато активно это делают те, кого в старину назвали бы «простым народом». А ещё миграционные волны. Уровень интеллекта в пересчёте на литр крови — штука капризная, зависящая от тысяч факторов, включая уровень образования родителей и культурный код.

Сделаем небольшое отступление и обратим свой взор на Россию, точнее, на современную демографическую политику государства. Меры, предпринимаемые руководством страны, направлены на стимулирование рождаемости среди малоимущих граждан и семей с доходом ниже среднего. Вспомним для иллюстрации про 100-150 тысяч рублей, которые обещают выплатить отдельные регионы школьницам, готовым рожать. Но это так, информация к размышлению с далеко идущими последствиями.

В современной России нет ни одной полноценно работающей системы мониторинга IQ среди населения, включая молодёжь. Хорошо ли это? Вопрос, конечно, интересный. Но тревожнее другое: мы идём в интеллектуальное завтра практически на ощупь. Может быть, кто-то возразит: «А как же ЕГЭ и ОГЭ?» Увы, эти экзамены — не про интеллект, а про выученные шаблоны и натренированные рефлексы. Они проверяют предметные навыки, а не способность к абстрактному мышлению или решению нестандартных задач. К тому же, и сами экзамены постоянно меняются. В нулевые не было и в помине «профильной математики», а теперь она — билет выпускника в инженерный и естественнонаучный вуз.

Так можно ли всерьёз сравнивать результаты разных поколений, если инструменты измерения меняются каждый год? Специалисты вспомнят про оценочную процедуру PISA, но она заточена лишь на диагностику функциональной грамотности, то есть способности применять полученные знания. Сами знания PISA и ей подобные проверяют во вторую очередь. Тем более тесты не определяют уровень интеллекта. Исследования PISA проходят раз в три года, и с 2022 года Россия в них, по понятным причинам, не участвует.


В итоге у нас нет инструмента, чтобы понять, глупеют ли юные россияне или умнеют. Мы не знаем, во что превращает школьников цифровизация, и не готовы дать на это ответ — просто потому что никто эти вопросы системно не задаёт. И в этом, пожалуй, самый тревожный симптом.

Аборигены и иммигранты


Очень показательно выглядят результаты исследования аналитической компании Reviews.org. Иностранная контора выдала средние данные времени пользования личными гаджетами. И они обескураживают. 81 процент опрошенных проверяют смартфоны сразу же после пробуждения, не успев опорожнить мочевой. 66 процентов в туалете не расстаются с телефоном, но это еще можно простить. А вот дальше начинается, как выражается молодежь, форменный треш. 64 процента пишут людям, находящимся в этой же комнате, вместо того чтобы обратиться лично, а 38 процентов тупят в смартфоне во время свиданий. И еще 27 процентов смотрят в телефон за рулем. Доля последних товарищей постоянно растет – когда уже, наконец, появится полноценное автопилотирование? Но это лирика, а проза впереди.

Мы живем в новой цифровой реальности, разделившей население на два лагеря – «цифровые иммигранты» и «цифровые аборигены». Все, кому от 28-30 лет, относятся к первой категории, кто моложе – ко второй. На первый взгляд, они принципиально не отличаются друг от друга, но только на первый взгляд. Иммигранты уникальны тем, что в цифровую революцию, случившуюся в конце 90-х – начале 2000-х, они зашли, скажем так, еще «аналоговыми». То есть читали бумажные книги, пользовались справочниками, искали информацию в библиотеках, анализировали сложные тексты. Та самая читательская грамотность, с которой сейчас все носятся по школам, как кошка с тем пузырем, была с первого класса по умолчанию развита.

«Аборигены» с самого рождения включены в цифровой мир. Ведущий научный сотрудник Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Ольга Щербакова в интервью изданию «Монокль» рассказала:

«Базовые познавательные процессы «аборигенов» — внимание, память, мышление, речь — формировались уже в связке с цифровыми устройствами и привыкли функционировать с опорой на них, из-за чего самостоятельное использование этих функций (например, когда нельзя быстро найти решение задачи в поисковике или воспользоваться автокорректором) нередко оказывается затруднительным. Если речь идет о поколении нынешних старшеклассников и студентов, которое только вступает в самостоятельную жизнь, можно увидеть, что их познавательные функции во многом сращиваются с большими языковыми моделями. Это означает, что в ближайшем будущем произойдет еще более выраженная трансформация когнитивной сферы по сравнению с тем, как она была устроена у предшествующих поколений».

Если совсем коротко, то дальше будет только хуже. Цифровая деменция молодежи прогрессирует и буквально через поколение поглотит собой все человечество. Термин «digital dementia» был введён немецким нейропсихиатром Манфредом Шпитцером в начале 2010-х годов. Он определил его как комплекс когнитивных нарушений, вызванных длительным и неконтролируемым использованием цифровых устройств.

Если верить официальной статистике, хуже всего дела обстоят в Южной Корее – местные утверждают, что у 18 процентов подростков проблемы с концентрацией, памятью, а также сложности с решением логических задач. Американские ученые выявили прямое деструктивное влияние личного смартфона на развитие головного мозга – чем раньше ребенок получает в пользование гаджет, тем тоньше у него префронтальная кора, отвечающая за критическое мышление и самоконтроль.

В Кембридже пошли дальше и заявили о соцсетях как о цифровом наркотике, деформирующем зоны мозга, отвечающие за мотивацию. Кстати, всем любителям навигаторов необходимо помнить, что GPS вызывает деградацию навыков пространственного мышления. Может, лучше по карте, как раньше?


Повторимся, что в России никто целенаправленно не исследует феномен «цифровой деменции» молодежи. Наоборот, в школах насаждаются электронные образовательные ресурсы. Цель вроде бы благая – заместить бессмысленное просиживание в интернете решением логических задач на развитие, например, той же самой функциональной грамотности. Только вот работает ли?

Трансформируется и методика преподавания предметов. Теперь, чтобы чадо не скучало, педагог должен адаптироваться под клиповое мышление, когда человек не может концентрировать внимание более 10-15 секунд. Поэтому от учителей требуют постоянного переключения школьников с одного вида деятельности на другой, иначе заскучают. Риторический вопрос: а если учитель сам с клиповым мышлением, что делать?

Набор инструментов для борьбы с прогрессирующей цифровой деменцией не так и мал. Во-первых, смартфоны должны стать персонами нон-грата в любой школе. В России только пытаются ограничить использование гаджетов, даже закон приняли, только вот он не работает. Попробуйте сейчас на перемене или даже на уроке забрать у школьника телефон, сколько грязи на вас выльют и родители, и само чадо. Школа должна стать, пусть и насильно, зоной детоксикации подростков от интернета. В среднем сейчас школьник проводит в телефоне 6-8 часов – это полноценная трудовая смена.

Во-вторых, настало время особое внимание обратить на старые-добрые дисциплины: чтение, логику, риторику и философию. Получится или нет — вопрос спорный, но можно хотя бы попробовать. Третьим и самым важным компонентом все считают поведение родителей. Если мама с папой рады вручать ребенку смартфон при любом случае, лишь бы отстал, то нас ждет сумеречное будущее. Homo sapiens постепенно эволюционирует в Homo scrollus с непредсказуемыми последствиями.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    Сегодня, 04:27
    А вот раньше бы все кинулись утопающего спасать wink
  2. +11
    Сегодня, 04:38
    Мы не знаем, во что превращает школьников цифровизация, и не готовы дать на это ответ — просто потому что никто эти вопросы системно не задаёт. И в этом, пожалуй, самый тревожный симптом.

    Я могу сказать только одно, многие люди в возрасте 30-40 лет без калькулятора не могут в уме произвести простое математическое действие (сложение, вычитание, умножение, деление), и я в 70 быстрее считаю, сколько должен уплатить за 12 порций мороженого по 80 рублей и сколько нужно сдать сдачи с 1 000-рублёбой купюры.
    Много обычных явлений, которые школьник 60-х годов прошлого века свободно объяснял, для нынешних лицеистов соответствующего возраста - тайна за семью печатями.
    Не знаю, почему и для кого вставляют и пропускают «Ь» в глаголах неопределённой формы многие пользователи сайта, чем из мог «огорчить» инфинитив и откуда они берут познания в написании наречий, но всегда поражаюсь, как «велик могучим русский языка»...Каюсь, что сам делаю ошибки в больших текстах, но это спешка и проблемы зрения.
    * * *
    В целом могу сказать только одно, сегодня обучать проще (много наглядных пособий) а география (например) изучается посредством личных наблюдений. Но, вероятнее всего, у детей поменялись приоритеты, извратилось восприятие реальности и потерялось понятие собственной востребованности.
    Кроме того, совершенно противоестественными методами вдалбливаются в головы понятие о правоте, честности и искренности. Кумирами становятся люди, способные обдурить, околпачить, провести, оставить с носом...А главной ценностью стала способность «добыть денег»...Сумел стать состоятельным, набил мошну - значит успешный. Видимо поэтому наши чиновники, детство которых прошло в 90-х, первым долгом считают сколачивание собственного состояния любым способом...
    1. +5
      Сегодня, 04:55
      Своё мнение о смартфонах высказывал не раз. Совершенно неприятно, когда девушка, «вцепившаяся глазами» в экран смартфона просто сталкивается с передним колесом стоящего на велодорожке велосипеда. Некоторые дети и даже взрослые ведут себя так, как будто там, внутри электронного устройства кипит реальная жизнь, решаются глобальные проблемы. Совершенно не смешной становится ситуация, когда пара молодых людей решают на автобусной остановке какие-то проблемы, но садясь в автобус каждый погружается в свой смартфон...
      У меня обычная «звонилка». Пока работал - была Nokia разных модификаций, в 2014 году купил Philips Xenium X623, а в этом году перешёл на Maxvi X900c...
      А мне большего не требуется, нет необходимости заказывать доставку продуктов и расплачиваться по QR-коду...Но это мои личные проблемы.
      hi
      1. +1
        Сегодня, 05:19
        Цитата: yuriy55
        А мне большего не требуется
        Я вот например, за все время существования у меня смартфона, ни разу не сыграл ни в одну игрушку. Мне на них попросту наплевать. Зато у меня на обеих дисках загружена библиотека из 4 тысяч книг, аудиостатьи и аудиокниги, много музыки и любимых кинофильмов. Со своего смартфона, сразу же как только проснусь, я читаю последние новости и просматриваю ролики на Ютьюбе. У меня на смартфоне имеется много необходимых приложений, таких как линейка, калькулятор, фото- и видеокамера. Я могу, не вставая с дивана, решить много вопросов на Госуслугах, а с помощью мессенджеров, могу разговаривать с родственниками и сослуживцами, проживающими в других республиках бывшего СССР и друзьями по ту сторону Атлантической лужи. Да много чего можно делать на смартфоне, это очень удобный инструмент для повседневного использования.........
        1. -1
          Сегодня, 05:47
          Хороший сайт по книгам Литрес,загружать не надо.
          1. 0
            Сегодня, 10:29
            Хороший сайт по книгам Литрес,загружать не надо.

            uknig лучше.
          2. 0
            Сегодня, 14:23
            Цитата: lis-ik
            Хороший сайт по книгам Литрес,загружать не надо.

            А платить надо или нет?
            1. 0
              Сегодня, 14:30
              Надо,но текстовой формат бывает и бесплатный,аудио платный. Там есть онлайн библиотека с бесплатными книгами.
        2. +1
          Сегодня, 06:25
          Цитата: Голландец Михель
          Да много чего можно делать на смартфоне, это очень удобный инструмент для повседневного использования...

          Я уже подытожил:
          Цитата: yuriy55
          Но это мои личные проблемы.

          Вам сказать, чего нельзя сделать посредством смартфона?
          Приготовить жене обед (завтрак, ужин)...Вымыть окна...Прогуляться по парку...
          Наклеить обои...И т.д. и т.п.
          И не требуется объяснений, что есть какие-то услуги на то, чтобы поцеловать (обнять) любимого человека...Да просто погладить его по голове, сделать массаж ног...
          * * *
          У нас и страной управляют со смартфонов, а потом оказывается, что бюджетные деньги разворовывают все кому не лень.
          1. -1
            Сегодня, 06:31
            Цитата: yuriy55
            Вам сказать, чего нельзя сделать посредством смартфона?
            Этого же самого нельзя и сделать посредством кнопочного телефона. И посредством пылесоса, холодильника и т.д.
            1. +3
              Сегодня, 06:36
              Цитата: Голландец Михель
              Этого же самого нельзя и сделать посредством кнопочного телефона.

              Есть такая болезнь - гаджетомания...Даже в советское время женщин трудно было отогнать от телефонного аппарата...
              Сегодня разнообразие функций, предлагаемых смартфонами, делает человека рабом аппарата.
              Кнопочный телефон исключает (минимизирует) желание смотреть в экран...
              Не видел людей, таскающих с собой пылесос и, тем более. холодильник...
      2. +4
        Сегодня, 05:34
        Случай из жизни: 6 мешков по 70 кг...Наш кэп 6 х 70 = 420 кг, посчитал в уме. Ихний кэп сложил в столбик 6 раз по 70 кг и гордился, что проявил математические успехи...Когда узнал, что наш высчитал все в уме, сник и очень удивлялся...
      3. +2
        Сегодня, 05:43
        Тянул до последнего с преобретением смартфона,но пришлось по работе и сим-карт сейчас для простого телефона трудно найти,как и сам хороший телефон. Соцсетями не пользуюсь вообще.
      4. +2
        Сегодня, 10:20
        Цитата: yuriy55
        Некоторые дети и даже взрослые ведут себя так, как будто там, внутри электронного устройства кипит реальная жизнь, решаются глобальные проблемы.

        По большому счету, так и есть. Для многих "там" жизни больше, она куда более интересная и насыщенная, чем в "серой" реальности. А молодежь уже давно общается друг с другом в 90% случаев не вживую, а через всемирную паутину.
    2. +2
      Сегодня, 10:16
      Цитата: yuriy55
      Но, вероятнее всего, у детей поменялись приоритеты, извратилось восприятие реальности

      Так "кое-кто" денно и нощно трудился более тридцати лет, что это произошло...
      Цитата: yuriy55
      потерялось понятие собственной востребованности.

      Это неотъемлемая часть капитализма - человек человеку волк/ни кто никому не нужен...

      Цитата: yuriy55
      поэтому наши чиновники, детство которых прошло в 90-х, первым долгом считают сколачивание собственного состояния любым способом...

      Во всём Мире происходит то же самое.
  3. +2
    Сегодня, 05:51
    Роботы рядятся под людей. Люди рядятся под роботы.Мода такая.А еще люди изображают разных зверей.Идет женщина по улице с топором.Мужчина останавливает ее."Куда вы идете?" "А что женщине и с топором прогуляться нельзя?" Отвечает мадам.Поступки иных понять невозможно.Но все с гордостью заявляют,что живут в новом веке.
  4. +4
    Сегодня, 06:00
    Homo sapiens постепенно эволюционирует в Homo scrollus с непредсказуемыми последствиями.

    Бытие,определяет сознание.
    1. +1
      Сегодня, 06:29
      Цитата: parusnik
      Бытие, определяет сознание.

      Остаётся только определиться с теми, кто определяет именно такое бытие, которое извращает сознания, отдавая предпочтения противоестественным (идущим против естества) поступкам. Вероятно для этого принимается и Конституция, и УК, и прочие административно-правовые нормы. и законы о труде...
      1. +4
        Сегодня, 06:48
        Остаётся только определиться с теми, кто определяет именно такое бытие

        Вероятно,рептилоиды,прилетевшие с другой планеты,они давно живут среди нас. laughing А так,почитайте Энгельса,Маркса,там и про "бытие твое" и сознание..Не хотите этих,почитайте западных фантастов,которые творили в 50-70-е, тогда,вчера,они хорошо писали, о настоящем,сегодня и почти не ошиблись.На крайняк, пересмотрите еще раз "Москва-Кассиопея" с "Отроками во вселенной",только ответ на свой вопрос в гаджете не ищите."...Ответчику известно все... Ответчик мог ответить на любой вопрос, будь тот поставлен правильно..Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа."(с) Роберт Шекли. Верный вопрос
        1. -1
          Сегодня, 06:56
          Цитата: parusnik
          Не хотите этих, почитайте западных фантастов, которые творили в 50-70-е

          Я бы почитал, да буквы стал забывать.
          Вероятно бытие, определённое Господом, и есть формирующее сознание...Это я хотел выделить. А наше бытие в государстве определяют троечники и воры, которые живут по своим понятиям, как и остальные мировые денежные мешки...
          Или у вас появилась собственная теория про управление миром извне?
          1. +2
            Сегодня, 07:10
            Я бы почитал, да буквы стал забывать.

            Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа.Вы уверены,что вопросы заданные вами,правильно поставлены?Мог бы ответить на ваши вопросы, будь они заданы правильно.Пока мне понятно одно,с законом противоречия,вы не знакомы.
            1. -1
              Сегодня, 07:13
              Цитата: parusnik
              Пока мне понятно одно,с законом противоречия,вы не знакомы.

              Противоречия возникают при недостаточной аргументированности и при отсутствие фактов. К чему изучать какой-то закон, который выведен посредством отсутствия доказательств?
              Я не хочу продолжать тему, которую считаю для себя неактуальной.
              hi
              1. +2
                Сегодня, 07:19
                Я не хочу продолжать тему, которую считаю для себя неактуальной.

                Отлично..просто замечательно.. laughing Просто было поставить минус к моему комментарию.."Бытие,определяет сознание" и все.. laughing А столько слов,столько букв,которые забыли..Но надеюсь вы поняли,чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа. laughing hi
                1. -1
                  Сегодня, 07:20
                  Цитата: parusnik
                  Но надеюсь вы поняли,чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа.

                  Это никогда не было государственной тайной. Спасибо, что вы посчитали нужным напомнить мне об этом.
                  hi
                  1. +2
                    Сегодня, 07:24
                    Это никогда не было государственной тайной.
                    Ну и отлично..Рад был помочь,напомнить,если что обращайтесь,только вопросы задавайте правильно. laughing hi
                2. -1
                  Сегодня, 11:23
                  Цитата: parusnik
                  Но надеюсь вы поняли,чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа


                  Не только, чтоб правильно задать вопрос, но и для того чтоб знать, что получил правильный ответ.
      2. +4
        Сегодня, 10:27
        Цитата: yuriy55
        Остаётся только определиться с теми, кто определяет именно такое бытие

        Кто управляет, то и определяет...
        Цитата: yuriy55
        которое извращает сознания, отдавая предпочтения противоестественным

        Нужно, чтобы "черное стало белым, а белое - черным", чтобы всё перепуталось в головах, чтобы не было традиций и устоев, только тотальное разъединение и отупение - это всё нужно для сколь угодно длительного и преспокойного управления...
    2. -1
      Сегодня, 11:21
      Цитата: parusnik
      Бытие,определяет сознание.


      Зачастую "Битиё определяет сознание". Особенно если нужно получить информацию как можно быстрее.
  5. Eug
    +2
    Сегодня, 06:24
    Сын на 1м курсе, поэтому чертовски актуально. Я бы взглянул несколько шире - молодёжь отучается "добывать" знания, сейчас достаточно нажать на экран смартфона - не надо самому доходить до многих понятий. В итоге
    человек перенасыщается пусть даже полезной информацией, избыток оной, в свою очередь ведёт к морально-психологическому истощению. В итоге нервные срывы, уход от реальности и другие "прелести".
    1. +1
      Сегодня, 06:58
      Цитата: Eug
      В итоге нервные срывы, уход от реальности и другие "прелести".

      В итоги мы пришли к реальности, в которой производительный труд ничего не решает, а жизнь определяют нажатием кнопок и клавиш, посредством цифровых единиц и нулей на разных счетах...
      1. +3
        Сегодня, 10:36
        Цитата: yuriy55
        В итоги мы пришли к реальности, в которой производительный труд ничего не решает, а жизнь определяют нажатием кнопок и клавиш, посредством цифровых единиц и нулей на разных счетах...

        Разумеется, писал уже как-то здесь, что на родине родителей работал молокозавод ещё с советских времен, где трудились несколько сотен человек, потом "эффективный собственник" закупил итальнские пром. линии, и в цехах осталось несколько человек за компьютерами, остальных уволили... А до 90% всего персонала теперь - это отдел продаж (тоже за компьютерами) и водители рефрижераторов (их пока роботы не заменили)... Настало время, когда капиталисту практически не нужны люди, а уж умные - тем более...
    2. 0
      Сегодня, 11:59
      Цитата: Eug
      В итоге
      человек перенасыщается пусть даже полезной информацией

      Перенасыщается информацией? Серьезно?
      В XIX веке молодой дворянин разговаривал и писал на 4-5 языках, знал математику и философию, умел танцевать, разбирался в химии и механике, сочинял стихи и играл на фортепьяно, обладал просто несравнимым с сегодняшним студентом багажом знаний (с поправкой на время). Для меня было удивительно, но 90% советских академиков получили дореволюционное образование.
  6. +3
    Сегодня, 08:11
    Человеческий организм адаптивен, если проще - рационален. Если мышцы не нагружать, то зачем они нужны. Атрофируются. То же самое происходит и с мозгом. Гаджеты, искусственный интеллект заменяют часть функций, значит идет упрощение связей в нем. А это накладывает свой отпечаток на поведение и принятие решений. В конечном итоге - всю жизнь общества.
  7. +3
    Сегодня, 08:21
    Думаю,что дело не в смартфонах,а в информационном мусоре,которого значительно больше полезной информации.
  8. +2
    Сегодня, 08:50
    Суть Русской цивилизации есть большевизм.

    Цитата: Е.Федоров
    настало время особое внимание обратить на старые-добрые дисциплины: чтение, логику, риторику и философию. Получится или нет — вопрос спорный, но можно хотя бы попробовать.

    Знания народу даются властью по мере необходимости таковых для решения задач поставленных властью.

    Как пример:
    - Царская Россия. Аграрная страна. Достаточно трёх классов церковно-приходской.
    - СССР. Индустриализация. Рабфаки, семилетка, десятилетка.
    - Россия 90-х. Страна бензоколонка. Достаточно ЕГЭ. У всех дипломы, знаний - ноль.

    Для проведения индустриализации 2.0 и подготовки страны к войне с Западом, необходимо изменить концепцию движения страны от капитализма к социализму.
  9. +3
    Сегодня, 09:43
    Ответ один: оболваниным населением легче управлять.
    Можно дибильные пиарные статьи размещать в инете. Можно обзывать безнаказанно. Можно, если "крыша" есть, даже фашисткие знаки (встречал).
    Промывать мозги - самое оно.

    Поэтому будет, будет и будет...
    как там говорили недавно в кремле: нам нужен потребитель...
    вот он и будет
    1. -4
      Сегодня, 09:59
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: Макс1995
      как там говорили недавно в кремле: нам нужен потребитель...

      Медведева что ли вспомнили? Так он уже 13 лет как не президент.
      1. +3
        Сегодня, 10:44
        Цитата: Boris55
        Так он уже 13 лет как не президент.

        Ну и что? "Потребителей" перестали растить?
        1. -5
          Сегодня, 10:55
          Суть Русской цивилизации есть большевизм.

          Цитата: Doccor18
          Ну и что? "Потребителей" перестали растить?

          Путин ставит задачи по развитию.
          Дума (читай Медведев), всячески противодействует.

          Речь шла о Кремле. Кремль против "потребителей", с ними индустриализацию 2.0 не проведёшь, а она нам жизненно необходима.
          1. +1
            Сегодня, 11:36
            Цитата: Boris55
            Путин ставит задачи по развитию.
            Дума (читай Медведев), всячески противодействует.


            Причем тут Дума и медведев? Как Путин скажет, так Дума и проголосует. Вопрос исполнения поручений Путина на местах. Он как плохой начальник, который раздаёт задания, но контролировать их исполнение забывает или не хочет контролировать.
          2. +2
            Сегодня, 11:38
            Цитата: Boris55
            Дума (читай Медведев), всячески противодействует.

            Ну что же это такое... Вот ведь вечно так: царь/император - умничка, а бояре - сплошь "упыри и вурдалаки"... И откуда только набирают эдаких request
      2. 0
        Сегодня, 11:39
        Цитата: Boris55
        Медведева что ли вспомнили? Так он уже 13 лет как не президент.


        Медведев председатель ЕдРа, а ЕдРо это большинство в Думе.
  10. +1
    Сегодня, 14:04
    С чего автор решил, что телефон это снижение интеллекта?
    Телефоны испокон веков люди используют. Сначала одни, потом другие, теперь третьи. Кстати третье место тоже призовое, в том числе и у нас, в боксе. А бокс, это не только сила, ловкость и ум, но и сила, и ум.
    Еще и форму дают.
  11. 0
    Сегодня, 16:18
    «А как же ЕГЭ и ОГЭ?» Увы, эти экзамены — не про интеллект, а про выученные шаблоны и натренированные рефлексы. Они проверяют предметные навыки, а не способность к абстрактному мышлению или решению нестандартных задач.

    Занимаюсь сейчас с ребёнком, годящимся мне во внуки, подготовкой к ОГЭ по физике. И в прошлогодних вариантах есть очень нетривиальные задачи в части развёрнутых.
    Проблема в том, что большинству детей это неинтересно. Расчёт на то, чтоб угадать кое-как ответы программированной части, получить свою тройку и вернуться к играм.