Авиапушки на современных боевых самолётах: необходимы или бесполезны?

31 054 78
Авиапушки на современных боевых самолётах: необходимы или бесполезны?
Испытания авиапушки истребителя пятого поколения Су-57. Изображение кадр из видеоролика, размещённого на youtube, автор: Александр Литвинов


Войны ХХ века


С начала ХХ века скорострельные пулемёты, а за ними и автоматические авиационные пушки (авиапушки) стали важнейшим элементом вооружения боевых самолётов. У них фактически не было альтернативы при ведении боёв «самолёт против самолёта», да и по наземным целям пулемёты и авиапушки применялись тогда регулярно.



Пик применения пулемётов и скорострельных автоматических пушек пришёлся на годы Второй мировой войны – истребители охотились на бомбардировщики и штурмовики противника, а также сражались в небе с себе подобными, штурмовики расстреливали с воздуха наземные силы, а бомбардировщики ощетинивались десятками стволов, пытаясь отбиться от атакующих их истребителей.

Появление реактивных самолётов первоначально не повлияло на ситуацию – бои в воздухе в ходе войны в Корее по-прежнему велись из пулемётов и скорострельных авиапушек.


МиГ-15бис – внизу носовой части видны стволы двух пушек калибра 23 мм и одной пушки калибра 37 мм

Впервые необходимость в наличии на борту тактического боевого самолёта скорострельных авиационных пушек была поставлена в ходе американского вторжения во Вьетнам – новейший истребитель-перехватчик F-4 Phantom изначально был вооружён только ракетами «воздух-воздух» средней и малой дальности, стрелково-пушечное вооружение на этом самолёте отсутствовало.

Как показала практика противостояния истребителей F-4 Phantom и советских истребителей МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, решение по отказу от пулемётно-пушечного вооружения было ошибочным – эффективность ракет «воздух-воздух» того времени не позволяла обеспечить гарантированное уничтожение самолётов противника на средней дальности, да и ракеты «воздух-воздух» малой дальности в то время также не отличались высокой эффективностью.


По часовой стрелке – F-4 Phantom, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21

Если в цифрах, то по результатам войны во Вьетнаме ориентировочная эффективность ракет «воздух-воздух» средней дальности А1М-7 составила всего 9,3%, ракет «воздух-воздух» малой дальности AIM-9E Sidewinder – 13,2%, ракет «воздух-воздух» малой дальности AIM-4 Falcon – 10,4%.

В результате истребители часто переходили в ближний воздушный бой, в котором более маневренный самолёт, вооружённый скорострельной авиапушкой (авиапушками), зачастую одерживал победу. Впрочем, США быстро решили проблему путём установки на F-4 Phantom весьма эффективной шестиствольной скорострельной авиационной пушки М61А1 Vulcan, которая применяется на американских самолётах и по сей день.


Американская авиапушка М61А1. Изображение commons.wikimedia.org

Именно противостояние F-4 Phantom с советскими МиГами зачастую используется как аргумент сторонниками автоматических пушек, хотя с тех пор уже много «воды утекло».

Впрочем, есть и ещё один интересный боевой самолёт, не оборудованный скорострельной автоматической пушкой, – это высотный скоростной истребитель-перехватчик МиГ-25. Собственно, стрелково-пушечного вооружения не было ни на одной модификации МиГ-25, но у разведывательных модификаций МиГ-25 и вовсе не было вооружения, а бомбардировщику, предназначенному только для того, чтобы на огромной скорости и с огромной высоты метнуть термостойкие авиабомбы максимально далеко в тыл к противнику, а затем уйти на максимальной скорости, авиационная пушка тоже как бы ни к чему.

Так вот, истребитель-перехватчик МиГ-25ПД участвовал в достаточно большом количестве воздушных боёв в ходе войны в Ливане со стороны Сирии, во время ирано-иракской войны со стороны Ирака и даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах (американская «Буря в пустыне»).


МиГ-25ПД. Изображение testpilot.ru

На счету истребителя-перехватчика третьего поколения МиГ-25ПД такие боевые машины третьего поколения, как истребители F-4 Phantom и F-5E/F Tiger II, и четвёртого поколения – палубные истребители-перехватчики F-14 Tomcat, тяжёлые всепогодные истребители McDonnell Douglas F-15 Eagle, палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet, а также новинка из другой эпохи – американский самолёт-разведчик RQ-1 Predator (вроде и не самая сложная цель, но всё же).


По часовой стрелке – F-5E, F-15, F/A-18, F-14

В то же время противостоять МиГ-25ПД могли только истребители четвёртого поколения, но даже для них схватка с этим самолётом была непростой задачей. Характерно, что на отсутствие на борту МиГ-25 авиапушки никто не жаловался.

Но всё-таки и по сей день скорострельные авиапушки имеются в составе вооружения большинства современных боевых самолётов класса «истребитель», включая самолёты пятого поколения.

Из интересного можно вспомнить американский самолёт А10 Thunderbolt II с установленной на нём семиствольной автоматической 30-мм пушкой, а также советский фронтовой истребитель-бомбардировщик МиГ-27 с шестиствольной 30-мм пушкой ГШ-6-30А – оба самолёта вполне могли рыть с их помощью траншеи в земле, хотя в реальности работа пушечным вооружением несёт для самолёта крайне высокие риски уничтожения наземными средствами противовоздушной обороны (ПВО).


А10 Thunderbolt II (вверху) и МиГ-27 (внизу)

Можно также вспомнить истребитель-перехватчик МиГ-31 и его шестиствольную авиапушку ГШ-6-23 со скорострельностью, превышающей 9000 выстрелов в минуту. Предполагалось, что с её помощью МиГ-31 сможет эффективно сбивать крылатые ракеты, однако, к счастью, пока МиГ-31 этого делать не пришлось.


Авиапушка ГШ-6-23М. Изображение commons.wikimedia.org / Vyacheslav Bukharov

Почему «к счастью»?

К этому вопросу мы ещё вернёмся.

А теперь перепрыгнем через десятилетия и посмотрим, насколько эффективно применялись авиационные пушки в войнах конца XX – начала XXI века.

Войны ХХI века


Несмотря на то, что американская «Буря в пустыне» произошла в 1990-1991 годах, во многих источниках её называют войной ХХI века, настолько разительно она отличалась по своему формату от тех войн и вооружённых конфликтов, что происходили ранее. На тот момент казалось, что только так и нужно воевать, что только так и можно побеждать с относительно малыми потерями.


Эпизод «Бури в пустыне». Изображение commons.wikimedia.org

Основной ударной силой в ходе «Бури в пустыне» стала авиация, сломившая организованное сопротивление вооружённых сил Ирака, обеспечившая уничтожение его основных сил и средств, а также почти беспрепятственное продвижение наземных сил США и их союзников.

Несмотря на несопоставимость сторон конфликта по качеству и количеству боевой техники, военно-воздушные силы (ВВС) Ирака сдались не сразу. В ходе противостояния в воздухе было сбито некоторое количество боевых самолётов ВВС США, причём здесь отличились не новейшие на тот момент в ВВС Ирака истребители МиГ-29, а упомянутые выше высотные истребители-перехватчики МиГ-25ПД.

Сколько раз в ходе боевых столкновений в воздухе, ведущихся в рамках операции «Буря в пустыне», использовались авиапушки?

Судя по открытым данным, ни разу. В ходе всех боестолкновений между боевыми самолётами использовались ракеты «воздух-воздух».

Причём иракские самолёты МиГ-25ПД умудрялись одерживать победы, используя далеко не самые современные советские ракеты Р-40Р/РД с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и Р-40Т/ТД с тепловой головкой самонаведения, принятые на вооружение в 1971 году, с дальностью полёта 35-60 километров для разных модификаций.


Ракеты Р-40Р и Р-40Т Изображение commons.wikimedia.org / F l a n k e r

Операции «Решительная сила» (бомбардировки бывшей Югославии странами НАТО), «Шок и трепет» (второе вторжение США в Ирак) и «Несокрушимая свобода» (вторжение США в Афганистан) прошли без столкновений боевых самолётов в воздухе, равно как и бомбардировки Ливии – по сути, это было «избиение» противника с воздуха, всё равно что Майк Тайсон против первоклассника.

И вот началась российская специальная военная операция (СВО) на Украине. Несмотря на то, что преимущество в количестве и качестве авиационной техники однозначно на стороне России, ВСУ активно используют боевую авиацию, вначале советского производства, а теперь и производства стран Запада.

Если исходить из открытых данных, то большая часть потерь боевых самолётов и вертолётов у противоборствующих сторон происходит от огня наземных средств противовоздушной обороны (ПВО) – зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Впрочем, на счету российской истребительной авиации тоже имеется немало побед над самолётами и вертолётами противника.

Опять же, возникает вопрос, сколько раз за прошедшие три года авиапушки использовались в ходе сражений в воздухе?

Ответ, скорее всего, будет тот же – ни разу!


Истребители Су-35С и истребители-перехватчики МиГ-31БМ с ракетами Р-37 стали грозой украинской авиации

Автору удалось найти один эпизод, когда истребитель Су-30СМ пытался сбить из авиапушки украинский вертолёт, но в конечном итоге тот вертолёт был сбит ракетой «воздух-воздух» малой дальности Р-73.

Впрочем, у ВВС Украины есть опыт применения авиапушки против БПЛА-камикадзе большой дальности типа «Герань-2», в результате чего обломками сбитого БПЛА был уничтожен украинский же истребитель МиГ-29, использовавший авиапушку.

Помните, ранее мы упоминали о том, что МиГ-31 «к счастью» не пришлось перехватывать крылатые ракеты с помощью авиапушки?

Это как раз потому, что последствия для МиГ-31 при работе по крылатой ракете авиапушкой вполне могли бы быть теми же – обломки сбитой КР вполне могли бы просто уничтожить или повредить бы дорогостоящий самолёт.

Размышления на тему


Что нас ждёт в будущих войнах? Будут ли востребованы авиапушки на самолётах тактической авиации в ходе ведения боевых действий в воздухе в обозримой перспективе?

Высказывалось мнение о том, что снижение заметности в сочетании с работой средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) приведёт к тому, что боевые самолёты вновь будут вынуждены сближаться, переходить в маневренный бой.


Испытания авиапушки истребителя пятого поколения F-35

Однако, судя по всему, радиолокационные станции (РЛС) и оптико-электронные станции (ОЭС) боевых самолётов эволюционируют параллельно, а то и с опережением эволюции средств снижения заметности, в результате чего дистанция ведения боя между боевыми самолётами не сокращается, а, скорее, возрастает. Одновременно возрастает дальность ракет «воздух-воздух», которая уже перевалила за 300 километров.

Даже при сближении шансов на переход самолётов тактической авиации в маневренный бой с использованием авиапушек не так уж и много, скорее всего, один из противостоящих самолётов, а может, и оба, будут сбиты высокоманевренными ракетами «воздух-воздух» малой дальности с тепловыми головками самонаведения.


Истребитель F-15C ведёт огонь из пушки

Впрочем, шансы на ближний маневренный бой между истребителями могут возрасти из-за того, что на малозаметных самолётах пятого поколения ракет «воздух-воздух» во внутренних отсеках очень мало.

А есть ли вообще смысл говорить о необходимости или отсутствии необходимости в авиапушке? Ну есть и есть, сколько она «съедает» веса у самолёта?

Американская 20-мм авиапушка M61A1 весит 112 килограмм, M61A2 уже 92 килограмма, российская 23-мм авиапушка ГШ-6-23М весит 76 килограмм, а 30-мм авиапушка ГШ-30-1 весит всего 50 килограмм – казалось бы, это совсем немного, по сравнению с массой и грузоподъёмностью самого самолёта.


Авиапушки ГШ-30-1 и ГШ-6-23М

Однако установленная на F-22A авиапушка M61A2 с боекомплектом 480 снарядов калибра 20х102 мм будет весить уже порядка 200 килограмм, а с креплениями и другими вспомогательными приспособлениями масса авиапушки «в сборе» составит порядка 300-350 килограмм.

Для истребителя МиГ-31БМ с его авиапушкой ГШ-6-23М с боекомплектом 260 снарядов масса авиапушки «в сборе», предположительно, составит порядка 200-250 килограмм, а для Су-35С с авиапушкой ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов 30х165 мм масса авиапушки «в сборе», предположительно, составит порядка 300-350 килограмм.

Всё равно кажется, что не так уж и много, если не вспомнить, что одна ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-73 с тепловой головкой самонаведения весит всего 110 килограмм, то есть вместо одной авиапушки «в сборе» можно взять две-три ракеты Р-73, а эти «машинки» весьма эффективны и способны работать по цели на дальности до 40 километров.


Ракета Р-73. Изображение commons.wikimedia.org / Kirill Borisenko

Ещё можно предположить, что вибрации, возникающие при стрельбе из скоростных автоматических пушек, не очень хорошо влияют на бортовое оборудование и даже прочность корпуса самолёта в целом.

Выводы


Так почему авиапушки остаются в составе вооружения современных боевых самолётов?

Все факты говорят о том, что их время, если ещё и не прошло, то уходит – результативные эпизоды применения авиапушек исчисляются и будут исчисляться долями процентов.


Можно предположить, что для пилотов боевых самолётов авиапушка стала чем-то вроде «пистолета» или «кортика», который носится при себе «на крайний случай», ну и ещё неким «языком международного общения», когда предупредительная очередь из авиапушки показывает противнику, что ему пора «линять» или садиться на наш аэродром.

Скорее всего, ВВС ведущих стран мира не откажутся от авиапушек в составе вооружения боевых самолётов тактической авиации, по крайней мере до тех пор, пока не получат взамен что-то иное, вопрос — что?

Кстати, интересно, а как там с авиапушками в самолётах шестого поколения?
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 апреля 2025 06:28
    Возможно, что появление в больших количествах БПЛА вновь сделает пушку актуальной. Но пилотам придется учиться подлетать к цели на малой скорости и резко уходить вверх после её поражения, чтобы не повредить обломками самолёт.
    1. +2
      21 апреля 2025 09:24
      Возможно, что появление в больших количествах БПЛА вновь сделает пушку актуальной.
      В существующем виде вряд ли. Нужен либо спец. боеприпас, скорее всего многосегментный или траекторного подрыва, или сверх скорострельный пулемёт малого или нормального калибра для исключения срабатывания БЧ цели. И для выполнения таких задач наверное подойдёт размещение вооружения в подвесном контейнере.
    2. +1
      21 апреля 2025 13:02
      Во Вьетнаме американцы поняли свою ошибку, когда фантом нёс только ракеты и пушку вернули.
      1. 0
        23 апреля 2025 23:46
        Фантом создавался как самолет для боя за пределами визуальной видимости, и в таком качестве пушка ему была не нужна. Но начальство американцев приняло решение об обязательном визуальном опознании цели, что перевернуло тактику применения Фантомов с ног на голову.
    3. -5
      21 апреля 2025 14:39
      Очень примитивные рассуждения автора. Не подготовленный человек с уровнем детской песочницы анализирует опыт применения образца вооружений в современной войне. Но для начала, надо разобраться , что такое современная война. Автор пишет для писанины. Бесполезная пустая трата времени...
    4. 0
      18 мая 2025 15:51
      Цитата: Andy_nsk
      Возможно, что появление в больших количествах БПЛА вновь сделает пушку актуальной. Но пилотам придется учиться подлетать к цели на малой скорости и резко уходить вверх после её поражения, чтобы не повредить обломками самолёт.


      Либо турель с обстрелом цели НЕ по курсу движения самолета.
  2. +3
    21 апреля 2025 06:51
    Отсутствие пушки на самолете, равносильно отсутствию автомата у мотострелка wink
    1. +11
      21 апреля 2025 08:48
      Вы хотели написать - штыка ? Последний случай результативного боевого использования штыка - какой то ближний бой консервативных британцев с талибами в Афганистане, проходящий по разряду военных курьёзов начала XXI века. Последний случай результативного использования авиапушек в боях реактивных истребителей - 1982 год.
      1. 0
        21 апреля 2025 12:05
        Ну якут так не считает... какой сами знаете. Штык или просто нож - не важно. Стенка на стенку тоже уже не идут - в полный рост ротой на окопы и доты. Но пистолеты и штыки все таскают. Самолету что бы вернуться на базу кроме скорости надо еще что то на всякий случай. Был же бой когда простыми НУРСАМи вертолетчик сбил истребитель - а если не было их ?! Пулемет курсовой самолету мог бы помочь всегда.
        1. +2
          21 апреля 2025 12:18
          Цитата: Виктор Чужой
          Ну якут так не считает... какой сами знаете. Штык или просто нож - не важно

          Якут использовал традиционный якутский нож, который в традиционной якутской культуре используется как хозяйственный:

          https://ru.wikipedia.org/wiki/Якутский_нож

          Недостаток этого ножа, отсутствие какого либо упора, гарды, простая прямая рукоять. В результате рука якута в крови при нанесении ударов соскользнула на полотно ножа и быстро закончить рукопашный бой не удалось.

          Современный пехотинец конечно же НЕ может обойтись без ножа, в 99,9% ситуаций используемого как хозяйственный.

          Но прозвучало ли в боях СВО хотя бы раз: "Примкнуть штыки!" ??

          Примкнутый штык-нож не используется даже при конвоировании военнопленных.

          P.S. Авиапушка "съедает" значительный объем и несколько сот килограмм массы конструкции. В результате на F-35B и на F-35C авиапушка лишь в контейнерном варианте. На Су-75 Checkmate тоже планируется пушечный контейнер.
          1. +4
            21 апреля 2025 12:51
            Цитата: АлександрА
            P.S. Авиапушка "съедает" значительный объем и несколько сот килограмм массы конструкции. В результате на F-35B и на F-35C авиапушка лишь в контейнерном варианте.
            Американская 20-мм авиапушка M61A1 весит 112 килограмм, M61A2 уже 92 килограмма, российская 23-мм авиапушка ГШ-6-23М весит 76 килограмм, а 30-мм авиапушка ГШ-30-1 весит всего 50 килограмм
            Добавим к 50кг веса пушки вес 150 снарядов и это при боевой загрузке самолёта в 8-емь тонн. То есть, иметь на самолёте оружие последнего шанса, на наших самолётах, не в ущерб другим возможностям самолётов, но может подстраховать в крайнем случае. Смысл от этого отказываться ?
            1. +1
              21 апреля 2025 13:25
              Цитата: Bad_gr
              Американская 20-мм авиапушка M61A1 весит 112 килограмм, M61A2 уже 92 килограмма

              Патроны, которые весят больше самой пушки (F-15C 940 патронов, F-15E 512 патронов, F-16C 511 патронов, F-22A 480 патронов) и система безленточного питания (барабан, тракт заряжания, тракт подачи). Вот и "набегает" несколько сот килограмм. Зачастую БРЛС весит меньше.

              На том же МиГ-29УБ отсутствовала БРЛС, а 30-мм пушка ГШ-301 была. Как понимаете, лучше бы была БРЛС при отсутствующей авиапушке.
              Добавим к 50кг веса пушки вес 150 снарядов

              Вес ленты с 150 30 мм патронами ~145 кг. Крепление. Вот уже и больше 200 кг набегает.

              Масса БРЛС "Жук-М" 180 кг.
              Смысл от этого отказываться ?

              Ну вот и предлагается в контейнерном исполнении. Подвешивать эти контейнеры что на F-35B, что на F-35C, что на Су-75, в большинстве боевых вылетов скорее всего не будут. В контейнерном исполнении понятное дело получается ещё тяжелее, немного ухудшается аэродинамика, растёт ЭПР.
              1. +3
                21 апреля 2025 13:30
                Цитата: АлександрА
                Ну вот и предлагается в контейнерном исполнении.
                В контейнерном исполнении - это в ущерб аэродинамике самолёта, минус одно место, которое могла бы занять ракета или бомба . то есть, в ущерб основным боевым возможностям самолёта.
                1. +1
                  21 апреля 2025 13:43
                  На том же F-35B контейнер с пушкой планируется разве что под решение задач непосредственной авиационной поддержки. В воздухе уже "господство" и низкий уровень ЭПР потребный для "первого дня войны" уже не надобен.

                  Можно нести УАБ под крылом. Нести под крылом ракеты AIM-9X против ещё кое-где появляющихся вертолётов и легкомоторных самолётов, БЛА противника + контейнер с 25 мм пушкой под фюзеляжем.
                  1. 0
                    21 апреля 2025 13:53
                    Цитата: АлександрА
                    На том же F-35B контейнер с пушкой планируется разве что под решение задач непосредственной авиационной поддержки.
                    И этот контейнер сразу ставит крест на основной плюшке F-35 - теряется малозаметность. Остальные боевые качества этого самолёта посредственные.
                    Для сравнения, у Су-57 пушка встроена и шторка, которая прикрывает пушку открывается только перед стрельбой. При закрытой шторке не нарушается аэродинамика самолёта и его малозаметность перед радарами.
                    1. +1
                      21 апреля 2025 15:46
                      Цитата: Bad_gr
                      И этот контейнер сразу ставит крест на основной плюшке F-35 - теряется малозаметность. Остальные боевые качества этого самолёта посредственные.

                      F-35B - это КМП США. Полёты с палуб УДК и с быстросборных береговых ВПП. Основная задача - непосредственная авиационная поддержка. КМП США контейнерная пушка устроила.

                      Случай F-35C Авиации ВМС США гораздо интереснее. Самолёт катапультного взлёта/аэрофинишерной посадки. Роль - замена многоцелевого F/A-18C/D. Тоже контейнерная пушка. Места для встроенной пушки не нашли. Хотя казалось бы унификация по фюзеляжу с F-35A у F-35C гораздо выше чем у F-35B.
                    2. 0
                      13 мая 2025 14:37
                      Забавно конечно слышать о посредственности. Ведь в тренировочных боях с тем же ф16 ф 35 даже в ближнем бою и в руках британцев прекрасно справлялся
              2. 0
                21 апреля 2025 14:37
                ЭПР не растет при использовании контейнера,оно увеличивается в десятки раз.
                1. +2
                  24 апреля 2025 00:01
                  Для модификаций F-35B и F-35C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. При создании контейнера использовались технологии понижения заметности.
          2. 0
            21 апреля 2025 13:51
            В телеги были ролики , когда при сдаче в плен ВСУ нападали с целью завладения оружием, дистанция короткая и только нож спасал
          3. -1
            21 апреля 2025 16:48
            Су-75 я так понимаю чисто экспортный вариант. Наши будут упираться до последнего за 2х моторные самолеты. Як-130 и тот с двумя движками - смысл только от них - процедуру полета на одном движке обкатывать ?! Остальное чисто расход топлива лишний. Про вес пушки и ее снарядов уже отписали и так.
            1. 0
              22 апреля 2025 01:41
              Цитата: Виктор Чужой
              Су-75 я так понимаю чисто экспортный вариант. Наши будут упираться до последнего за 2х моторные самолеты

              С-70 "Охотник" одномоторный. Для Су-75 планируется беспилотная версия.
    2. +2
      21 апреля 2025 10:36
      Цитата: Голландец Михель
      Отсутствие пушки на самолете, равносильно отсутствию автомата у мотострелка

      Скорее, отсутствию автомата у артиллериста или зенитчика. hi
  3. +5
    21 апреля 2025 06:53
    Я сначала думал это другой автор который пишет что всё устарело и отжилр свой век. Ан нет, не он. Тут хоть авиация не "устарела", всё же от пушки ещё рано отказываться. Конечно "собачьих свалок" прошедших времен уже не будет, но для тех же беспилотников очень даже нужная вещь, а случай с украинским МиГ 29, это всего лишь частный случай.
    1. +5
      21 апреля 2025 07:51
      Цитата: Алексей 1970
      а случай с украинским МиГ 29, это всего лишь частный случай.

      Не совсем. Можно вспомнить мучения бритых с Фау-1. Уничтожение на ближней дистанции было опасно для истребителя и пилота в связи с высокой вероятностью детонации мощного заряда "беспилотника", а огонь с большой дистанции не давал удовлетворительных результатов. Так и мучались, пока не додумались "переворачивать" КР.
      1. +3
        21 апреля 2025 08:41
        Вероятность существует, не спорю, но эффективная дальность современной авиапушки от 200 до 800 м из открытых источников, побольше чем у экземпляров ВМ, да и у беспилотника боевая часть меньше чем у КР, случай с МиГом скорее от неопытности. Ну эт моё мнение.
        1. +4
          21 апреля 2025 09:59
          Цитата: Алексей 1970
          но эффективная дальность современной авиапушки от 200 до 800 м из открытых источников

          Понятно, что прогресс на месте не стоит, но суть осталась та же - наведение на цель самим самолетом, а это по прежнему будет ограничивать дальность эффективного огня.
          Опять же - в какую-нибудь мелкую и малоскоростную "Гераньку" сложно попасть и с 300 м., а на "Рипер" или "Байрактар" уже и ракеты не жалко.
          1. +2
            21 апреля 2025 10:13
            Для борьбы с беспилотниками типа "Герань" или та же "Баба Яга" реактивный истребитель конечно избыточно дорог, эт к бабке не ходи. Тут что-то другое надо, от наземных средств, до чего типа "Тукано" в воздухе. Вот сдесь пушка безальтернативна. hi
            1. +5
              21 апреля 2025 10:30
              Цитата: Алексей 1970
              Тут что-то другое надо, от наземных средств, до чего типа "Тукано" в воздухе. Вот сдесь пушка безальтернативна.

              Вот здесь полностью с Вами согласен. Но в статье как раз обсуждается пушка на основных истребителях.
              Вопрос вообще интересный. Глядя на то, сколько сил и средств вкладывается в малозаметность, создается впечатление, что это сейчас ставится первостепенной задачей. Плюсом наличие все более и более дальнобойных РВВ. По итогу воздушный бой переходит на Большие дистанции и желательно вообще со сторонним целеуказанием.
              По логике, исходя из этого, если стелс все таки обнаружен, основной задачей пилота становится как можно быстрее восстановить утраченное преимущество незаметности (разрыв дистанции, уход на малые высоты на фон подстилающей поверхности), а не как не ввязывание в "собачью свалку" на равных с каким-нибудь 3-4 поколением, с применением автопушек.
              1. 0
                21 апреля 2025 11:53
                Тем не менее, на Су-57 пушка стоит.
                1. +3
                  21 апреля 2025 11:54
                  Цитата: Bad_gr
                  Тем не менее, на Су-57 пушка стоит.

                  Угу. Зачем вот только? Сие тайна великая есть request
                  1. +2
                    21 апреля 2025 11:57
                    Цитата: Адрей
                    Зачем вот только?
                    Современному пехотинцу нож для боя то же, вроде как, никчему. Но как показала практика, доходит и до рукопашного боя, где наличие ножа , совсем не лишнее.
                    1. +4
                      21 апреля 2025 12:00
                      Цитата: Bad_gr
                      Пехотинцу нож для боя то же, вроде как, никчему. Но как показала практика, доходт и до рукопашного боя, где наличие ножа , совсем не лишнее.

                      Можно разные аналогии проводить. В том числе и за гранью разумного.
                      А давайте вернем на АПЛ пару артиллерийских орудий? А ну, не ровен час, придется пострелять по супостату?
                      1. 0
                        21 апреля 2025 12:54
                        Цитата: Адрей
                        Можно разные аналогии проводить.
                        Смысл моего высказывания;
                        всех ситуаций в которые может попасть боевой самолёт на задании, не предусмотреть, и оказаться совсем без средств защиты и только с надеждой, что противник не вооружён - это глупость.
                      2. +2
                        21 апреля 2025 13:01
                        Цитата: Bad_gr
                        Смысл моего высказывания; всех ситуаций в которые может попасть боевой самолёт на задании, не предусмотреть

                        Я отлично понял смысл Вашего высказывания, и тем не менее, повторю - должна быть разумная достаточность. Наличие второстепенных (не очевидных) функций зачастую вредит (ограничивает) главной.
                        Что даст Су-57 наличие пушки, если у противника еще остались ракеты?
                      3. 0
                        21 апреля 2025 13:13
                        Цитата: Адрей
                        должна быть разумная достаточность.
                        30-мм авиапушка ГШ-30-1 весит 50 килограмм + вес боекомплекта из 150 снарядов, а вес боевой нагрузки Су-57 8-10 тонн. Остаться голым перед вооружённым самолётом противника и потерять самолёт и лётчика или иметь шанс выжить или даже победить в схватке, не стоят этого (причём, этот шанс не в ущерб основным возможностям самолёта) ?
                      4. +3
                        21 апреля 2025 14:37
                        Цитата: Bad_gr
                        30-мм авиапушка ГШ-30-1 весит 50 килограмм + вес боекомплекта из 150 снарядов, а вес боевой нагрузки Су-57 8-10 тонн.

                        Почитайте ниже коменты по поводу необходимого усиления планера и влияния отдачи АП па его ресурс. А также про последнее применение АП в воздушном бою. И зачем тогда "весь этот огород"?
                        Цитата: Bad_gr
                        Остаться голым перед вооружённым самолётом противника и потерять самолёт и лётчика или иметь шанс выжить или даже победить в схватке, не стоят этого (причём, этот шанс не в ущерб основным возможностям самолёта)

                        Может просто не доводить до этого, грамотно используя основные (незаметность) преимущества самолета?
                    2. 0
                      21 апреля 2025 14:11
                      А давайте будем максимально практичны - у нас в армии сейчас под 2 миллиона человек, если хотя бы 10 из них в реальной боевой обстановке нож потребуется именно для боя будет уже ооочень много. Вот и получается, что ради гипотетического применения ножа одним из 200 000 человек мы раздаём их всем, тратя на это миллиарды рублей. Тоже и с самолётами - последнее применение (на память) пушки в воздушном бою было американцами, да и то не случилось. Американский пилот говорил, что они с ведомым выпустили по иракскому МИГу все свои ракеты ВВ (!), добились 3 попаданий, но самолёт все еще летел, хотя двигатель уже горел. Тогда американский пилот зашёл МИГу в хвост, желая добить из пушки, но передумал, когда увидел что пожар прекратился, самолёт начал падать, а пилот катапультировался. Вот и вопрос что лучше - иметь по паре ракет на каждом строевом самолёте, при этом удешевить конструкцию и купить ещё пару машин или же оснастить все машины пушкой, в надежде что хоть на одной пригодится…
                      ЗЫ: я лично все же сторонник пушек, но может стоит перейти на тяжёлые пулемёты в целях экономии массы и места? Как известно - современные самолёты «картонные»…
                      1. 0
                        21 апреля 2025 14:26
                        Цитата: parma
                        ..... 2 миллиона человек, .....мы раздаём их всем, тратя на это миллиарды рублей.
                        В данном случае сравнение не удачно, так как стоимость нормального ножа в 1 тыс. руб в большинстве случаев достаточна с запасом, и нож в полевых условиях, в быту вещь первой необходимости и без него в любом случае, не обойтись.
                        По штатной установке пушек на современные истребители я все свой аргументы уже высказал.
    2. +4
      21 апреля 2025 09:00
      Мне кажется, что пушка в истребительной авиации становится чем-то вроде пистолета у офицера в военное время. С той разницей, что её потерять невозможно. В своё время от них (пушек) слишком рано отказались, и сейчас боятся повторить ошибку. С другой стороны, развитие стелс- технологий и впрямь может сделать бортовую артиллерию актуальной.
    3. 0
      21 апреля 2025 20:01
      Мне кажется для ловли беспилотников можно делать условную герань-истребитель на два реактивных движка от shahed-238. Вместо взрывчатки - ПКТ и камера с передатчиком, посадка на парашюте. Пусть летает над своей территорией и сбивает менее развитых собратьев, нечего истребителям за ними охотиться. Пусть лучше радарами работают издалека
      1. 0
        24 апреля 2025 00:09
        Для применения авиапушки нужна достаточная маневренность самолета - носителя. Шахеды- Герани для этого плохо подходят- их форма оптимизирована для увеличения дальности.
        1. 0
          24 апреля 2025 00:12
          Логично, что их придется серьезно доработать напильником. Но их цель тоже не сушка с ОВТ, летит довольно долго, не отстреливается
  4. +6
    21 апреля 2025 06:54
    Может и не особо актуально, но ракетой предупредительный и принуждающий к посадке огонь открыть не получится. И количество ракет, особенно малой дальности, сейчас ограниченно не весом, а числом узлов подвески или объёмом отсека вооружения.
    1. +1
      21 апреля 2025 07:37
      Цитата: Владимир_2У
      но ракетой предупредительный и принуждающий к посадке огонь открыть не получится

      Поэтому следует переходить на калибр 20 мм с одним стволом и небольшим запасом снарядов.
      1. +3
        21 апреля 2025 08:01
        Цитата: Дырокол
        Поэтому следует переходить на калибр 20 мм с одним стволом и небольшим запасом снарядов.

        Ну можте что то побоеспособнее, но на флоте давно есть салютные орудия с очень ограниченными возможностями.
      2. +1
        21 апреля 2025 09:03
        В мирное время проще использовать малогабаритный подвесной контейнер с пулемётом и трассирующими боеприпасами.
    2. 0
      21 апреля 2025 20:03
      Есть наша родная С-8Л с наведением по лазеру, их можно на одну точку подвески навещать много. Ну если, конечно, их много произвести. Американцы аналогичную гидру используют против хуситских пепелацев для экономии
  5. +5
    21 апреля 2025 07:35
    Ну есть и есть, сколько она «съедает» веса у самолёта?

    Помимо перечисленного автором авиапушка требует усиления фюзеляжа дабы отдача не разрушила его. Также использование авиапушки снижает ресурс фюзеляжа, что также не есть хорошо. Поэтому отказ от авиапушки позволит заметно снизить массу самолета и увеличить его ресурс, что немаловажно.
    Впрочем, шансы на ближний маневренный бой между истребителями могут возрасти

    Современный ближний воздушный бой совсем не тот, что был раньше. Радиус действия современных ракет в-в с ТГСН давно перевалил за дальность прямой видимости и находится в том диапазоне, в котором раньше находились ракеты в-в средней дальности. А угол обзора тепловых ГСН такой, что никаким маневром укрыться от них уже невозможно. Поэтому БВБ будет вестись на дальности 10+ км., не менее.
  6. 0
    21 апреля 2025 07:48
    Сколько раз в ходе боевых столкновений в воздухе, ведущихся в рамках операции «Буря в пустыне», использовались авиапушки?

    Судя по открытым данным, ни разу в ходе всех боестолкновений между боевыми самолётами не использовались ракеты «воздух-воздух».

    Не понял эту фразу, может пушки не использовались?
    1. +1
      21 апреля 2025 08:41
      Автор забыл разделить предложения точкой после "ни разу". Если мне не изменяет память огнем пушки штурмовика А-10А в ходе "Бури в пустыне" был сбит вертолет ВС Ирака. А в боях между самолётами авиапушки, да не использовались ни разу. Последние случаи эффективного использования авиационных пушек в столкновениях боевых самолётов - 1982 г.
  7. 0
    21 апреля 2025 08:22
    Самолёты в будущем станут"коробочками перевозящие локатор и ракеты" и "накой чёрт нужен пулемёт".Лучше поставить "апаратуру средств защиты"(лазеры ,тепловые ловушки , излучатели всякие и сканеры)РЭБ.
    1. +1
      21 апреля 2025 11:02
      Цитата: zxc15682
      Самолёты в будущем станут"коробочками перевозящие локатор и ракеты" и "накой чёрт нужен пулемёт".Лучше поставить "апаратуру средств защиты"(лазеры ,тепловые ловушки , излучатели всякие и сканеры)РЭБ.

      И мы даже знаем самолёт, созданный по этому принципу.

      Один из символов американской военщины времён Вьетнама... к которому по результатам боевого применения пришлось спешно прикручивать пушку. smile
      1. +4
        21 апреля 2025 11:51
        Цитата: Alexey RA
        Один из символов американской военщины времён Вьетнама... к которому по результатам боевого применения пришлось спешно прикручивать пушку.

        Тогда ещё банально не появились всеракурсные УРВВ ближнего боя, а применять ракеты "воздух-воздух" без визуального опознавания воздушной цели американским лётчикам в небе Вьетнама было запрещено (банально небо полно своих самолётов, и сбои работы аппаратуры опознавания не так уж и редки).

        После появления в конце 70-х начале 80-х годов УРВВ малой дальности и ближнего боя с охлаждаемыми всеракурсными ИК ГСН роль авиационных пушек значительно снизилась. А появление в 90-е годы (в СССР в 80-е годы) нашлемных систем целеуказания этим ракетам и технологии атаки сразу нескольких целей на средней дистанции ракетами с активными радиолокационными ГСН свели роль бортовых авиапушек практически на нет.
  8. +3
    21 апреля 2025 08:24
    Это такой же вопрос, зачем на ракетном крейсере большие пушки.? am
  9. 0
    21 апреля 2025 08:34
    На тяжелых истребителях 6-го поколения появятся лазерные пушки. Во всяком случае технология оптоволоконных лазеров уже близка к тому чтобы у лазерной турели с лазером мощностью >100 кВт массо-габаритные параметры оказались приемлемы для боевого самолёта с максимальной взлётной массой 40-50 тонн. В отличие от классических авиапушек лазерные "пушки" демонстрируют способность с высокой вероятностью поражать малоразмерные скоростные цели (в случае истребителей 6-го поколения это будут прежде всего атакующие ракеты "земля-воздух" и "воздух-воздух") и пока работают бортовые электрогенераторы у оптоволоконных лазеров не заканчивается "боезапас" фотонов.
    1. 0
      22 апреля 2025 01:52
      Значит получается, что пушка на Су-57 - не для того, чтобы иметь пушку, а чтобы под этим предлогом место под лазер "застолбить" !
      1. +1
        22 апреля 2025 10:20
        Пушка на Су-57 потому что на тяжёлом истребителе 5-го поколения есть место для классической авиационной пушки. Истребитель 6-го поколения с лазером придётся строить "вокруг лазерной пушки", так же как в свое время "вокруг" 7-ствольной 30 мм пушки GAU-8 был построен штурмовик А-10А. Ведь массо-габаритные параметры этой самой "лазерной пушки" получатся вполне сравнимыми с массо-габаритными параметрами GAU-8 с магазином и системой подачи из этого магазина. Плюс электроэнергетическая система самолёта должна будет обеспечить порядка тысячи кВт электроэнергии для лазера. Предположительно первый прототип истребителя 6-го поколения построенный с расчетом на установку лазерной турели с лазером >100 кВт - это трёхдвигательный китайский самолёт J-36. В его фюзеляже может найтись место и для габаритной системы генерации мощного лазерного луча, и для электрогенераторов генерирующих от трёх мощных реактивных двигателей порядка 1000 кВт электроэнергии без ущерба для реактивной тяги этих двигателей.
  10. +2
    21 апреля 2025 09:43
    "МиГ-21П (1960) — опытный всепогодный истребитель-перехватчик; оснащён радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». Двигатель Р-11Ф-300 (как на МиГ-21Ф), прицел АСП-5НДН. На этой модификации была снята и вторая пушка. Вооружение состояло только из двух управляемых ракет К-13 (Р-3С) (в то время возобладало мнение что ракеты могут полностью заменить пушки"
    МиГ-21ПФ, МиГ-21ПФС, МиГ-21ФЛ. Недостатком модификаций ПФ/ПФС было отсутствие пушечного вооружения (в то время оно ошибочно считалось устаревшим). Поэтому в новой модификации была предусмотрена возможность подвески пушечного контейнера ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на центральном пилоне. Под монтаж контейнеров ГП-9 были доработаны и индийские МиГ-21ФЛ."
    Автору для справки, на всякий случай.
  11. +4
    21 апреля 2025 09:44
    Психологически с пушкой летать спокойней. Как ходить ночью с пистолетом, который возможно ни когда в жизни не выстрелит, но придает уверенность. Так что пушки на самолетах не исчезнут. Не так уж они обременительны и кроме того гораздо дешевле, чем ракеты.
  12. +3
    21 апреля 2025 10:40
    Наличие пушки с боекомплектом, это скорее благоприятный психологический фактор дела пилота. Если ты использовал все ракеты и нет пушки, ты вроде как, остался совсем беззащитным. А пушка это как пистолет во внутреннем кармане, добавляет уверенности.
  13. 0
    21 апреля 2025 11:41
    Есть идея как можно повысить эффективность огня из авиапушки и сделать еë более безопасной для пилота. НО конструкция столько места и веса самолëта съест, что никто это не сделает.
    Можно сделать авиапушку не статично закреплëнной, а с возможностью отклоняться на 7-10 градусов в каждую сторону. Тогда пилоту для, стрельбы нужно не целиться всем самолëтом строго по линии огня на цель. А наводиться широким "кругом" конуса, что бы цель просто оказалась внутри круга возможного отключения пушки/пулемёта. А недостающие градусы, пулемëт сам донаведëт на цель. Либо с помощью автоматики, либо через синхронизацию со шлемом пилота (он должен смотреть на цель, и тогда пределах конуса, пушка наведëтся на место, куда смотрит пилот, в пределах своего возможного отклонения).
    Более того, благодаря этому можно безопасно сбивать КР и БПЛА. Вместо того, что бы лететь прямо за целью и подставлять себя под обломки при подрыве. Самолëт летит паралельно цели, на расстоянии нескольких сотен метров позади, и летит ВЫШЕ цели. Затем пилот направляет пулемëты на цель (они опускаются вниз) и сбивают цель. Тогда самолëт пролетает не в облако обломков, а над ним. К тому же, пули/снаряды летя на цель не много сверху-вниз, имеют больший шанс попадания (так как проекция цели больше).
    У такой системы ряд тактических преимуществ. Но ворох технических проблем, которые с трудом решаются. Так что хоть и придумал такую необычную систему, но и реализация вряд ли возможна
    1. +1
      21 апреля 2025 14:37
      Эта схема стара как мир. В 30-е гг. в неё многие игрались.
  14. +5
    21 апреля 2025 13:14
    Насчёт пушек... Вы пистолет носите в штурмах? Как оружие ближнего боя и последнего шанса? Вот и пушки на самолете- тоже самое...
  15. D O
    +1
    21 апреля 2025 14:18
    Да, в условиях СВО, пушки на бомберах Су-34 и прикрывающих их Су-35/30 - скорее излишний вес.
    Однако на перехватчиках, пушка это последнее средство уничтожить крылатую ракету или дальний дрон, если все ракеты уже израсходованы.
    Приемы атаки из авиапушки, при которых обломки сбитых целей не угрожают перехватчику, должны отрабатываться до автоматизма при подготовке летчиков.
  16. +3
    21 апреля 2025 14:48
    «противостоять МиГ-25ПД могли только истребители четвёртого поколения» - МиГ-25 создавался как истребитель-перехватчик для войск ПВО и для воздушных боёв с истребителями противника предназначен не был. Его целями были бомбардировщики и стратегические разведчики супостата, а впоследствии и крылатые ракеты.
  17. +1
    21 апреля 2025 16:21
    А что не описали стрельбу Су-30 по БЭКам из пушки?
  18. -1
    21 апреля 2025 16:24
    Анахронизм вроде тарана у броненосцев начала 20 века :-)
  19. 0
    21 апреля 2025 17:31
    Для истребителя МиГ-31БМ с его авиапушкой ГШ-6-23М

    Вот не скажу точно, а искать лень. То ли в монографии по Ту-95, то ли по МиГ-31 (желающие проверить могут поискать сами, не так уж и много у нас книг посвященных этим самолётам), были следующие слова.
    Почти дословно:
    Цель вижу, запуск ракеты невозможен. Это про работу оборонительных систем Ту-95 МС.
    Так что пушка нужна.
  20. +3
    21 апреля 2025 17:34
    Японцы по этому поводу выразились однозначно:
    Если меч понадобится тебе один раз в жизни, носить его нужно всегда.
    1. +1
      22 апреля 2025 02:12
      А вот автопроизводители смелее самураев ! Убрали "кривой стартёр", запасное колесо заменили каким-то муляжом-докаткой. А домкрат кто-то щас возит ?
  21. 0
    21 апреля 2025 18:56
    Пока они есть будут говорить, что пушки устарели. Стоит убрать- окажется, что они необходимы. Человек существо изобретательное. Начнет думать как можно использовать отсутствие пушечного вооружения на борту против самолета. И будьте уверенны- придумает.
  22. +1
    22 апреля 2025 02:07
    Если следовать идее, что пушка - оружие "последнего шанса" спастись, то устанавливать её надо строго по оси истребителя, но чтоб стреляла назад (ибо драпать - более подобает спасению). Если идея про "последний шанс" сбить КР, то "пушка взад" и здесь безопаснее.
    Но чтобы "пасти" вражеские дозвуковые крылатые ракеты лучше придумать сверхмалые ракеты (чтоб каждая весила как 3-5 пушечных патрона) с интелектуальным оптическим наведением.
  23. 0
    22 апреля 2025 03:37
    в мае 22-го су-30см сбил ми-14 в одесской области с неким игорем бездаем, пишут с ракеты сняли, но есть видео где сушка отрабатывает по ней пушкой
  24. 0
    22 апреля 2025 07:37
    Меч имеет смысл носить всю жизнь даже если использовать его придётся всего один раз.
  25. 0
    22 апреля 2025 08:42
    Ну, во-первых, огонь из пушки применяется перехватчиками для привлечения внимания и как приказ следовать указанным курсом для осмотра. Огонь трассерами сложно "не заметить". Во-вторых, чем будем вооружать самолёты не-реактивные - транспортные, например, или турбовинтовые? Им пушка - оружие самообороны. Вооружать их ракетами - лишать их значительной части маневренности. В-третьих, пушка - один из элементов вооружения ударного вертолёта. Много бы "духов" вертолётчики намолотили одними ракетами в Афганистане? А душманы имели самые современные на то время ПЗРК. В-четвёртых, никто ещё так и не доказал, что самолёты никогда не сойдутся в "собачей свалке". А на тех дистанциях ракеты могут не сработать - не успеет взвестись взрыватель.
  26. +1
    22 апреля 2025 16:39
    Может пригодиться в случае,если концепция "верный ведомый" для 6 поколения останется актуальной . "Верные ведомые" могут использовать свои преимущества в беспилотном варианте с целью достаточно эффективного отвлечения ракет от главной цели (в.т.ч) ,за счет маневрирования, недоступного пилотируемому самолету и носимых обманок , либо сами использоваться для сближения с вражескими малозаметными самолетами с целью их более уверенного ведения-поражения. Пока доподлинно не известно как оно может быть и в какую сторону эволюционирует - сохранение авиапушки не является бесполезным рудиментом, имхо.
    Однако для разрабатываемых самолетов лучше всего сразу разрабатывать именно модульную вариацию пушки ,отказавшись от прямого интегрирования в корпус уже на проектном этапе.
  27. +1
    5 мая 2025 15:16
    Можно сразу сказать наличе пушки на самолёте это зло....Генералам пох ково посылать в бой ,ну и канечно можно послать СУ-30 что бы пушками пострелял по БЭКам.Это идеотизм в чистом виде.