Управляемая бомба ISL IGB 50 для ударных БПЛА

Бомба IGB 50 в полётной конфигурации
Беспилотные летательные аппараты лёгкого и среднего класса, по понятным причинам, не могут использовать средства поражения, заимствованные у полноразмерной боевой авиации. В связи с этим для них приходится разрабатывать новые ракеты и бомбы ограниченных размеров и массы. Очередной образец такого рода недавно представил Германо-французский научно-исследовательский институт в Сен-Луи. Он предлагает малогабаритную управляемую бомбу IGB 50, совместимую с разными носителями.
Для беспилотной авиации
В начале апреля во Франции состоялась ежегодная военно-техническая выставка SOFINS 2025. Одним из участников этого мероприятия стал Германо-французский научно-исследовательский институт в Сен-Луи (ISL). Он представил несколько новых разработок в области военной электроники и управляемого вооружения.
Одной из ключевых новинок, представленных ISL, стала малогабаритная управляемая авиабомба IGB 50 (ISL Glide Bomb 50 kg). В рамках выставки институт показал макет этого изделия, раскрыл некоторые данные о нём, а также опубликовал короткий рекламный видеоролик.
Сообщается, что целью проекта IGB 50 являлось создание нового высокоточного оружия, совместимого с беспилотными авиационными системами разных категорий. Ударные БПЛА среднего или тяжёлого класса по своей грузоподъёмности уступают полноценным боевым самолётам и не могут использовать существующую номенклатуру авиационных средств поражения. Для решения такой проблемы предлагается новая бомба.
К перспективному изделию предъявлялось несколько требований. В первую очередь, присутствовали жёсткие ограничения по габаритам и массе бомбы. Также нужно было обеспечить приемлемую аэродинамику и лётные характеристики бомбы даже при малой скорости сброса.
Задавались достаточно высокие боевые характеристики. Несмотря на малые размеры, бомба должна была нести боевую часть с могуществом на уровне 155-мм осколочно-фугасного снаряда. Кроме того, требовалась высокая точность: круговое вероятное отклонение собирались довести до 1 м.
Новая бомба
На основе таких требований ISL в недавнем прошлом сформировал облик нового боеприпаса. Затем был разработан полноценный проект, по которому изготовили несколько опытных изделий. Сейчас они используются в ходе полноценных испытаний и демонстрируют потенциал новой конструкции.
В своей рекламе ISL показал кадры с полигонных испытаний новой бомбы. Опытное изделие IGB 50 подняли в воздух и сбросили с БПЛА серийной модели. Затем бомба самостоятельно навелась на выбранную мишень и поразила её прямым попаданием. Институт-разработчик говорит об успешном прохождении испытаний, но обходится без подробностей. Наиболее интересная информация с этих мероприятий, по понятным причинам, не разглашается.
В ближайшем будущем ISL планирует завершить испытания и доработку новой авиабомбы. После этого он сможет предложить её потенциальным заказчикам. Какая армия и как скоро начнет его закупать, пока неизвестно. Серийное производство для поставок предполагается наладить в рамках сотрудничества с одной из военно-промышленных компаний Европы.

Тестовый сброс авиабомбы
Институт Сен-Луи уже разрабатывает новый вариант бомбы для БПЛА. Он основывается на тех же технических решениях, но должен иметь меньшие размеры и калибр. Впрочем, точные параметры будущего боеприпаса пока назвать не могут.
Планирующий боеприпас
С точки зрения общей архитектуры и особенностей конструкции, изделие IGB 50 представляет собой управляемую планирующую бомбу. При этом в конструкции такого боеприпаса используется ряд интересных решений, направленных на повышение общей боевой эффективности.
Для IGB 50 разработан оригинальный корпус-фюзеляж. Он выполнен из композитного материала и имеет особую форму, образованную двумя выгнутыми поверхностями. В центральной части имеются продольные ниши для размещения раскладного крыла, а в хвосте находятся рули и стабилизаторы. Утверждается, что такой «планер» даёт требуемые летные характеристики и снижает заметность бомбы для радиолокаторов.
Точные размеры бомбы не раскрываются. Судя по опубликованным материалам, длина изделия не превышает 1-1,2 м. Размах крыла — не более 0,8-1 м. Калибр авиабомбы определен в 50 кг. При этом реальная масса изделия может незначительно отличаться от заявленной.
IGB 50 оснащена комбинированной системой управления. На основной части траектории полёт осуществляется с помощью спутниковой и инерциальной навигации. В районе цели к процессу наведения присоединяется оптико-электронная головка. Система управления может подключаться к бортовой аппаратуре беспилотника-носителя для получения необходимых данных.

Бомба летит к цели, съёмка оптической ГСН
Институт Сен-Луи утверждает, что система управления бомбой построена на ряде современных решений. Например, используется помехозащищённая система спутниковой навигации. Она имеет несколько приёмных антенн, обрабатывает поступающие через них сигналы и отсеивает помехи или неправильные данные. При невозможности использования спутниковой навигации, бомба переключается на инерциальную.
Оптико-электронная ГСН выполнена с использованием искусственного интеллекта. Электроника и специальное программное обеспечение должны определять цель на фоне различных объектов и сопровождать её вне зависимости от манёвров боеприпаса.
Утверждается, что изделие IGB 50 может атаковать выбранную цель по разным траекториям. Возможен как подход с пологим планированием, так и практически вертикальное падение. Во всех случаях заявляется высокая точность попадания.
Боевое оснащение новой бомбы пока не раскрыто. Вероятно, используется осколочно-фугасная боевая часть значительной массы. Согласно требованиям к проекту, IGB 50 должна показывать могущество на уровне 155-мм снарядов. Для этого бомбе требуется не менее 7-8 кг взрывчатого вещества и поражающие элементы, готовые либо в виде дробящегося корпуса.
Бомбу IGB 50 предлагается использовать на воздушных платформах разных типов. Выбор носителя ограничивается только его собственными габаритами и грузоподъёмностью. В зависимости от модели, БПЛА сможет взять на борт одну-две управляемые бомбы.

За мгновение до поражения мишени
После сброса, во время самостоятельного полёта, авиабомба может развивать скорость не менее 0,5 М. Заявленная и подтвержденная на испытаниях дальность сброса составляет 50 км. Возможно, IGB 50 способна летать быстрее и дальше. Подобные параметры, главным образом, зависят от характеристик носителя.
Проблемы развития
Бурное развитие беспилотной авиации, наблюдаемое в последнее время, связано не только с разработкой новых летательных аппаратов. Вместе с ними создаются различные вспомогательные системы, а с недавнего времени и специализированное вооружение. Новая французско-немецкая авиабомба IGB 50 является хорошим примером этого.
В рамках этого проекта создавался новый авиационный боеприпас, имеющий несколько характерных черт и особенностей. Предполагаемый способ применения и круг носителей привели к ограничениям по габаритам, массе и другим параметрам. Тем не менее, в ISL справились с разработкой такого изделия и даже смогли внедрить несколько интересных технологий.
Сейчас бомба IGB 50 проходит испытания. Кроме того, недавно её впервые показали на открытом мероприятии, и это указывает на начало рекламной кампании. Следует ожидать, что ISL и неназванная компания-партнер начнут продвигать перспективную авиабомбу на рынке и искать покупателей.
Насколько удачными будут такие поиски, станет ясно в ближайшие годы. При этом у ISL есть повод для оптимистичных прогнозов. Сфера ударных БПЛА активно развивается, и эксплуатантам такой техники требуется соответствующее вооружение. Изделие IGB 50 имеет все шансы найти свое место на недавно появившемся и растущем рынке.Насколько удачным будут такие поиски, станет ясно в ближайшие годы. При этом у ISL есть повод для оптимистичных прогнозов. Сфера ударных БПЛА активно развивается, и эксплуатантам такой техники требуется соответствующее вооружение. Изделие IGB 50 имеет все шансы найти свое место на недавно появившемся и растущем рынке.
Информация