The return of "humpback"

Ulan-Ude Aviation Plant is going to resume production of the Su-25UB. Their construction was begun in the last years of the USSR and ceased in 90, and now these aircraft can not only help the training of Air Force personnel, but also create the basis for the manufacture of new attack aircraft of assault aircraft.

At the aircraft plant in Ulan-Ude, now part of the Russian Helicopters holding (main current profile: building Mi-171 helicopters, repairing and upgrading Mi-8 family rotary-wing aircraft), it is planned to restart the assembly of combat trainers Su-XNUMHUB in the interests of Russian Air Force. This was announced by the general director of the Oboronprom concern Andrei Reus, noting that the issue of resuming production was also agreed with the United Aircraft Building Corporation. According to Reus, the car will receive a more modern onboard electronic equipment. He also noted the high export potential of the Su-25 family of aircraft, which, since the collapse of the Soviet Union, have practically not been produced in the series.


Demanded machine

Su-25 attack aircraft, which received the unofficial nickname “rooks” in the troops, are a good example of a cheap and effective machine for direct support of ground forces. The development of the two-seat version of the aircraft, designed for full-scale combat use, began at the end of 70, but in connection with the preparation for the release of a new attack aircraft version, the creation of a “flying simulator” was postponed, and in 1983 the building of an experimental vehicle after two years of slow assembly and stopped at all.

These delays led to the fact that the absence of combat training aircraft in the combat units had to be compensated for by imports: all this time the Soviet Air Force used the L-39 Albatros of the Czechoslovak company Aero, which were purchased around 15 for about 2000 years, to train attack pilots units. As a result, the Su-25UB installation series at the Ulan-Ude plant began to be produced only from the 1985 year.

Just managed to release about three hundred cars.

In the export version (Su-XNUMHUBK), the aircraft managed to get in insignificant quantities to Angola, Iraq, the DPRK and Czechoslovakia following the delivery of basic Su-25K attack aircraft. Korean cars are assigned to the 25-th aviation regiment, and, according to available information, they are maintained in a high degree of combat readiness, not least due to the simplicity and cheapness of service, as well as the availability of spare parts in the world market weapons (including in the composition of the "gray" parties). Nobody has seen the Iraqi “rooks” after 2003 (it is believed that they could have been driven to Iran, as has already happened in 1991), but Angolan, according to a number of information, are now unsuitable for active use. Czechoslovakia are divided between the Czech and Slovak Air Forces. In 2000, the Czechs brought all their Su-25 family planes to storage, some of them sold to Georgia, and the Slovaks handed over their planes to Armenia. Some African countries also received combat training "drying" after the collapse of the USSR: some (Chad, Equatorial Guinea) came from Ukraine, others (Sudan and Côte d'Ivoire) came from Belarus.

This somewhat exotic geography of supplies shows how easy a combat training “rook”, quite suitable not only for training flight crews, but also for delivering full-fledged air strikes in low intensity conflicts, is in demand in relatively poor third world countries - first of all in Africa, on the “flaming continent”.

There was also a deck-type combat trainer (Su-25UTG), designed to test the landing skills of the Su-27K fighter pilots based on the 1143.5 “Admiral Kuznetsov” heavy aircraft-carrying cruiser. At the moment, the aviation of the Navy has no more than a dozen of such training machines and if a decision is made to build a new domestic aircraft carrier, their younger brethren assembled in Ulan-Ude may well come to the place with the new radio electronics and modernized control system.



Fighting younger brother

It should be noted one important side aspect of the ordinary in the essence of the decision to resume the production of combat-training "rooks". The fact is that Su-25UB is approximately 85 percent unified in design with the Su-25T attack aircraft (they are also “humped”), which were designed at the beginning of 80-s on the basis of training sparks, subsequently “pushing” them away in the priorities of the state defense order .

A series of Su-25T battlefield airplanes was a further development of the Su-25 concept, reoriented from the “general purpose” assaults to the narrow functions of combat with enemy armored equipment. The first flight of the tank destroyer made in the 1984 year, and began to be mass produced only in the 1990-m at the Tbilisi aircraft factory, and therefore before the collapse of the USSR, they managed to build all 12 machines, and the Russian Air Force did not get the same results from the velvet divorce of the Soviet republics data, no more than a dozen. These aircraft were successfully used in Chechnya. It was also reported that about a dozen more Su-25Ts were collected in Tbilisi in the period from 1992 to 1996 a year. However, no trace of these attack aircraft in the Georgian Air Force could be found, which, apparently, brings us back to the topic of the illegal export of Soviet weapons to the Third World.

In 1995, the first flight was made at the Ulan-Ude aircraft plant, the second modification of this family - Su-25TM, which was started to be designed in 1984-m. Despite the official labeling, this machine had only a layout relationship to its anti-tank predecessor of the modification "T". The cardinal changes affected the avionics: in addition to upgrading the Shkval-M optic-electronic sighting system, the aircraft received a pendant design of the Spear-25 radar as well as the GPS / GLONASS satellite navigation receiver. All this greatly expanded the shock capabilities of the attack aircraft.


The machine could now confidently use almost the entire spectrum of air-based guided weapons, suitable for its weight and size characteristics. The aircraft’s arsenal includes X-31А and X-35 anti-ship missiles (an aircraft equivalent of the Uranus surface cruise missile complex), X-31P and X-58 anti-radar missiles, X-25 and X-29 attack rocket families, as well as missiles laser-guided 9K121 "Whirlwind" and adjustable bombs. The air-to-air weapon was no exception: the more serious samples, the P-60 (short-range), P-73 and P-, were added to the outdated P-27 melee heat missiles that were in the “rooks” ammunition. 77 (medium). Thus, the Su-25TM was able to stand up for themselves in an air battle, and some experts have already managed to call him a "helicopter fighter".

As a result, a completely new multi-purpose strike machine has grown from a highly specialized anti-tank aircraft. That is why, in the advertising interests, the marking of “TM” began to be abandoned, and since 1996, the export version of “rook” (Su-25ТК) has been called Su-39. However, the full-scale mass production of new attack aircraft did not begin, although this issue was repeatedly considered during the 2000-s. In particular, in October 2008, at the extended meeting of the Ministry of Industry and Trade in Ulan-Ude, the task was to resume the release of Su-25UB and Su-25ТM from the moment the Ministry of Defense specifies its needs for these types of aircraft.



Reserve for the future

At the moment, apparently, we are talking about further concretization of the application of the Russian Air Force to combat training vehicles. Last year, a number of sources reported, our military department intended to order such attack aircraft 16, although this information was not officially confirmed. Considering the degree of unification of the production of UB and TM modifications, one can well expect greater clarity also on the issue of production and supply of combat humpback troops to the troops.

In this case, the Ulan-Ude plant will become a competitor for the state order to improve the fleet of attack aircraft of the Russian Air Force with the 121 aircraft repair plant in Kubinka, situated near Moscow. It was there that the Su-25 base aircraft were now upgraded before the Su-25CM modification, which competes in its fighting qualities with the Buryat attack aircraft (in particular, the RLPK-25CM designed radar-based missile system was used on it ").

However, the 121 plant is not a full-fledged aircraft building enterprise and cannot produce new SM-type machines, and is only able to improve the finished ones. In Soviet times, the headquarters of the Su-25 was the aforementioned Tbilisi aircraft plant, and the company in Ulan-Ude, which previously produced MiG-27 fighter-bombers, was just put on the Su-25UB line. At the beginning of 90-x, all the developments on the Su-25T were officially transferred there, after which they began to make a modern version of TM in the capital, Buryatia.

As a result, in 1992, Russia got the only aircraft factory equipped “on the topic of 25's”, which is able to build new attack aircraft, but it does not have the equipment to produce the “standard” (and not the humpback) version of the “rook”. And although the Ministry of Defense made statements several times during the 2000s that no new attack aircraft were planned for delivery to the troops before the 2020, now this position may be revised in light of the expansion of the state defense order - if the Air Force decides that in addition to the upgraded version of the SM attack Aviation needs and new attack aircraft.

As such, only Su-25TM can be offered, if we exclude the competition version for a new car as an unnecessarily expensive option in terms of time and resources, and re-equipping production in Ulan-Ude with the SM version as irrational for technological and time-consuming for administrative reasons. In this case, the resumption of Su-25UB manufacturing in the Buryat capital, which seems to have taken place, will serve as a good “training” basis for technological preparation of the potential mass production of new combat attack aircraft.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Возвращение «горбатых»

Возвращение «горбатых»
Улан-Удэнский авиационный завод собирается возобновить выпуск Су-25УБ. Их строительство было начато в последние годы существования СССР и прекращено в 90-е, а теперь эти самолеты могут не только помочь подготовке личного состава ВВС, но и создать основу для изготовления новых боевых машин штурмовой авиации.

На авиационном заводе в Улан-Удэ, входящем ныне в холдинг «Вертолеты России» (основной текущий профиль: постройка вертолетов Ми-171, ремонт и модернизация винтокрылов семейства Ми-8), планируется заново запустить сборку учебно-боевых штурмовиков Су-25УБ в интересах ВВС России. Об этом сообщил генеральный директор концерна «Оборонпром» Андрей Реус, отметив, что вопрос возобновления производства согласован и с Объединенной авиастроительной корпорацией. По словам Реуса, машина получит более современную бортовую радиоэлектронную аппаратуру. Он также отметил высокий экспортный потенциал самолетов семейства Су-25, которые с момента распада Советского Союза практически не выпускались в серии.

Востребованная машина


Штурмовики Су-25, получившие в войсках неофициальное прозвище «грачи», являются хорошим примером дешевой в эксплуатации и эффективной машины непосредственной поддержки наземных войск. Разработка двухместной версии самолета, предназначенной для полномасштабного боевого применения, началась в конце 70-х годов, однако в связи с подготовкой к выпуску новой модификации штурмовика создание «летающего тренажера» было отложено, а в 1983-м постройку опытной машины после двух лет неспешной сборки и вовсе остановили.

Эти проволочки привели к тому, что отсутствие в строевых частях учебно-боевых самолетов пришлось компенсировать фактически за счет импорта: все это время советские ВВС использовали для подготовки пилотов штурмовиков двухместные L-39 Albatros чехословацкой фирмы «Аэро», которых за 15 лет закупили около 2000 единиц. В итоге установочная серия Су-25УБ на Улан-Удэнском заводе начала производиться только с 1985 года.

Всего успели выпустить порядка трех сотен машин.

В экспортной версии (Су-25УБК) самолет в незначительных количествах успел достаться Анголе, Ираку, КНДР и Чехословакии вслед за поставками базовых штурмовиков Су-25К. Корейские машины приписаны к 55-му авиаполку, причем, по имеющейся информации, они поддерживаются в высокой степени боеготовности, не в последнюю очередь за счет простоты и дешевизны обслуживания, а также доступности запчастей на мировом рынке оружия (в том числе и в составе «серых» партий). Иракские «грачи» после 2003 года никто не видел (считается, что их могли угнать в Иран, как это уже случались в 1991-м), ангольские же, по ряду сведений, ныне к активному применению непригодны. Чехословацкие поделены между чешскими и словацкими ВВС. В 2000 году чехи вывели все свои самолеты семейства Су-25 на хранение, часть из них продав в Грузию, а словаки передали свои самолеты Армении. Некоторые африканские страны также получали учебно-боевые «сушки» после распада СССР: одни (Чад, Экваториальная Гвинея) – от Украины, другие (Судан и Кот-д'Ивуар) – от Белоруссии.

Такая в чем-то экзотическая география поставок показывает, насколько легкий учебно-боевой «грач», вполне пригодный не только для тренировок летного состава, но и для нанесения полноценных ударов с воздуха в конфликтах малой интенсивности, востребован в сравнительно небогатых странах третьего мира – в первую очередь в Африке, на «пылающем континенте».

Существовал также и палубный вариант учебно-боевого штурмовика (Су-25УТГ), предназначенный для отработки взлетно-посадочных навыков пилотов истребителей Су-27К, базировавшихся на тяжелом авианесущем крейсере проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов». В данный момент у авиации ВМФ осталось не более десятка таких тренировочных машин и в случае принятия решения на строительство нового отечественного авианосца их младшие собратья, собранные в Улан-Удэ, с новой радиоэлектроникой и модернизированной системой управления вполне могут прийтись к месту.

Возвращение «горбатых»


Боевой младший брат

Следует отметить один важный побочный аспект рядового в сущности решения о возобновлении производства учебно-боевых «грачей». Дело в том, что Су-25УБ приблизительно на 85 процентов унифицирован по конструкции со штурмовиками Су-25Т (они же «горбатые»), которые и проектировались в начале 80-х годов на базе тренировочных спарок, впоследствии «оттеснив» их в приоритетах гособоронзаказа.

Серия самолетов поля боя Су-25Т стала дальнейшим развитием концепции Су-25, переориентированных со штурмовок «общего назначения» на узкие функции борьбы с бронированной техникой противника. Первый полет новый истребитель танков совершил в 1984 году, а серийно начал выпускаться только в 1990-м на Тбилисском авиазаводе, а потому до распада СССР там успели построить всего 12 машин, причем российским ВВС по результатам не самого бархатного развода союзных республик досталось, по разным данным, не более десятка. Эти самолеты успешно применялись в Чечне. Сообщалось также, что еще около дюжины Су-25Т было собрано в Тбилиси в период с 1992 по 1996 год. Однако никаких следов этих штурмовиков в составе грузинских ВВС отыскать не удалось, что, судя по всему, возвращает нас к теме нелегального экспорта советского оружия в третий мир.

В 1995 году первый полет совершила выпущенная на Улан-Удэнском авиазаводе вторая модификация этого семейства – Су-25ТМ, к проектированию которой приступили еще в 1984-м. Несмотря на официальную маркировку, эта машина к своему противотанковому предшественнику модификации «Т» имела только компоновочное отношение. Кардинальные изменения коснулись БРЭО: в дополнение к модернизации оптико-электронной прицельной системы «Шквал-М» самолет получил РЛС управления огнем «Копье-25» в подвесном исполнении, а также приемник спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Все это значительно расширило ударные возможности штурмовика.

Машина теперь могла уверенно применять практически весь спектр управляемого оружия воздушного базирования, подходящего ей по весогабаритным характеристикам. В арсенал самолета вошли противокорабельные ракеты Х-31А и X-35 (авиационный аналог комплекса крылатых ракет надводных кораблей «Уран»), противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-58, семейства ударных ракет X-25 и Х-29, а также ракеты с лазерным наведением 9К121 «Вихрь» и корректируемые авиабомбы. Не стало исключением и оружие класса «воздух-воздух»: к устаревшим тепловым ракетам ближнего боя Р-60, которые имелись в боекомплекте «грачей», добавились и более серьезные образцы – Р-73 (малой дальности), Р-27 и Р-77 (средней). Таким образом, Су-25ТМ получил возможность постоять за себя в воздушном бою, а некоторые эксперты уже успели назвать его «истребителем вертолетов».

В результате из узкоспециального противотанкового самолета выросла совершенно новая многоцелевая ударная машина. Именно поэтому в рекламных интересах от маркировки «ТМ» начали отказываться и с 1996 года экспортная версия «грача» (Су-25ТК) именуется Су-39. Однако полномасштабное серийное производство новых штурмовиков так и не началось, хотя в течение 2000-х годов этот вопрос неоднократно рассматривался. В частности, в октябре 2008-го на расширенном заседании Минпромторга в Улан-Удэ ставилась задача возобновления выпуска Су-25УБ и Су-25ТМ с того момента, как Министерство обороны конкретизирует свои потребности в самолетах этих типов.

Возвращение «горбатых»


Задел на будущее

В данный момент, по-видимому, речь идет о дальнейшей конкретизации заявки российских ВВС на учебно-боевые машины. В прошлом году, сообщал ряд источников, наше военное ведомство намеревалось заказать 16 таких штурмовиков, хотя официального подтверждения эта информация не нашла. Учитывая степень унификации производства модификаций «УБ» и «ТМ», вполне можно ожидать большей ясности также и в вопросе производства и поставок в войска боевых «горбатых».

Улан-Удэнский завод в этом случае станет конкурентом за госзаказ на совершенствование парка штурмовой авиации ВВС России со 121-м авиаремонтным заводом в подмосковной Кубинке. Именно там сейчас развернуты работы по модернизации базовых самолетов Су-25 до модификации Су-25СМ, которая по своим боевым качествам соперничает с бурятским штурмовиком (в частности на нем применен конструктивно встроенный прицельный комплекс РЛПК-25СМ, созданный на базе подвесной РЛС «Копье-25»).

Однако 121-й завод не является полнокровным авиастроительным предприятием и не может выпускать новые машины типа «СМ», а в состоянии только усовершенствовать готовые. В советские времена головным предприятием по Су-25 был уже упоминавшийся Тбилисский авиазавод, а на предприятии в Улан-Удэ, до того производившем истребители-бомбардировщики МиГ-27, только-только ставились на линию Су-25УБ. В начале 90-х туда официально передали и все наработки по Су-25Т, после чего в столице Бурятии принялись изготавливать современную версию «ТМ».

В результате в 1992 году России достался единственный оснащенный «по теме 25-х» авиазавод, который способен строить новые штурмовики, но он не имеет оборудования для выпуска «стандартной» (а не «горбатой») версии «грача». И хотя Минобороны в течение 2000-х годов несколько раз делало заявления, что до 2020-го поставки в войска новых штурмовиков не планируются, сейчас в свете расширения гособоронзаказа эта позиция может быть пересмотрена – если ВВС решат, что помимо модернизированной версии «СМ» штурмовой авиации нужны и новые ударные самолеты.

В качестве таковых могут быть предложены только Су-25ТМ, если исключить версию конкурса на новую машину как излишне дорогостоящий по времени и ресурсам вариант, а переоснащение производства в Улан-Удэ на версию «СМ» – как нерациональную по технологическим и трудоемкую по административным причинам. В этом случае состоявшееся, кажется, возобновление изготовления Су-25УБ в бурятской столице послужит хорошим «тренировочным» базисом для технологической подготовки потенциального серийного производства новых боевых штурмовиков.
Автор: Константин Богданов
Первоисточник: http://vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня