Возвращение «горбатых»

Возвращение «горбатых»
Улан-Удэнский авиационный завод собирается возобновить выпуск Су-25УБ. Их строительство было начато в последние годы существования СССР и прекращено в 90-е, а теперь эти самолеты могут не только помочь подготовке личного состава ВВС, но и создать основу для изготовления новых боевых машин штурмовой авиации.

На авиационном заводе в Улан-Удэ, входящем ныне в холдинг «Вертолеты России» (основной текущий профиль: постройка вертолетов Ми-171, ремонт и модернизация винтокрылов семейства Ми-8), планируется заново запустить сборку учебно-боевых штурмовиков Су-25УБ в интересах ВВС России. Об этом сообщил генеральный директор концерна «Оборонпром» Андрей Реус, отметив, что вопрос возобновления производства согласован и с Объединенной авиастроительной корпорацией. По словам Реуса, машина получит более современную бортовую радиоэлектронную аппаратуру. Он также отметил высокий экспортный потенциал самолетов семейства Су-25, которые с момента распада Советского Союза практически не выпускались в серии.

Востребованная машина


Штурмовики Су-25, получившие в войсках неофициальное прозвище «грачи», являются хорошим примером дешевой в эксплуатации и эффективной машины непосредственной поддержки наземных войск. Разработка двухместной версии самолета, предназначенной для полномасштабного боевого применения, началась в конце 70-х годов, однако в связи с подготовкой к выпуску новой модификации штурмовика создание «летающего тренажера» было отложено, а в 1983-м постройку опытной машины после двух лет неспешной сборки и вовсе остановили.

Эти проволочки привели к тому, что отсутствие в строевых частях учебно-боевых самолетов пришлось компенсировать фактически за счет импорта: все это время советские ВВС использовали для подготовки пилотов штурмовиков двухместные L-39 Albatros чехословацкой фирмы «Аэро», которых за 15 лет закупили около 2000 единиц. В итоге установочная серия Су-25УБ на Улан-Удэнском заводе начала производиться только с 1985 года.

Всего успели выпустить порядка трех сотен машин.

В экспортной версии (Су-25УБК) самолет в незначительных количествах успел достаться Анголе, Ираку, КНДР и Чехословакии вслед за поставками базовых штурмовиков Су-25К. Корейские машины приписаны к 55-му авиаполку, причем, по имеющейся информации, они поддерживаются в высокой степени боеготовности, не в последнюю очередь за счет простоты и дешевизны обслуживания, а также доступности запчастей на мировом рынке оружия (в том числе и в составе «серых» партий). Иракские «грачи» после 2003 года никто не видел (считается, что их могли угнать в Иран, как это уже случались в 1991-м), ангольские же, по ряду сведений, ныне к активному применению непригодны. Чехословацкие поделены между чешскими и словацкими ВВС. В 2000 году чехи вывели все свои самолеты семейства Су-25 на хранение, часть из них продав в Грузию, а словаки передали свои самолеты Армении. Некоторые африканские страны также получали учебно-боевые «сушки» после распада СССР: одни (Чад, Экваториальная Гвинея) – от Украины, другие (Судан и Кот-д'Ивуар) – от Белоруссии.

Такая в чем-то экзотическая география поставок показывает, насколько легкий учебно-боевой «грач», вполне пригодный не только для тренировок летного состава, но и для нанесения полноценных ударов с воздуха в конфликтах малой интенсивности, востребован в сравнительно небогатых странах третьего мира – в первую очередь в Африке, на «пылающем континенте».

Существовал также и палубный вариант учебно-боевого штурмовика (Су-25УТГ), предназначенный для отработки взлетно-посадочных навыков пилотов истребителей Су-27К, базировавшихся на тяжелом авианесущем крейсере проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов». В данный момент у авиации ВМФ осталось не более десятка таких тренировочных машин и в случае принятия решения на строительство нового отечественного авианосца их младшие собратья, собранные в Улан-Удэ, с новой радиоэлектроникой и модернизированной системой управления вполне могут прийтись к месту.

Возвращение «горбатых»


Боевой младший брат

Следует отметить один важный побочный аспект рядового в сущности решения о возобновлении производства учебно-боевых «грачей». Дело в том, что Су-25УБ приблизительно на 85 процентов унифицирован по конструкции со штурмовиками Су-25Т (они же «горбатые»), которые и проектировались в начале 80-х годов на базе тренировочных спарок, впоследствии «оттеснив» их в приоритетах гособоронзаказа.

Серия самолетов поля боя Су-25Т стала дальнейшим развитием концепции Су-25, переориентированных со штурмовок «общего назначения» на узкие функции борьбы с бронированной техникой противника. Первый полет новый истребитель танков совершил в 1984 году, а серийно начал выпускаться только в 1990-м на Тбилисском авиазаводе, а потому до распада СССР там успели построить всего 12 машин, причем российским ВВС по результатам не самого бархатного развода союзных республик досталось, по разным данным, не более десятка. Эти самолеты успешно применялись в Чечне. Сообщалось также, что еще около дюжины Су-25Т было собрано в Тбилиси в период с 1992 по 1996 год. Однако никаких следов этих штурмовиков в составе грузинских ВВС отыскать не удалось, что, судя по всему, возвращает нас к теме нелегального экспорта советского оружия в третий мир.

В 1995 году первый полет совершила выпущенная на Улан-Удэнском авиазаводе вторая модификация этого семейства – Су-25ТМ, к проектированию которой приступили еще в 1984-м. Несмотря на официальную маркировку, эта машина к своему противотанковому предшественнику модификации «Т» имела только компоновочное отношение. Кардинальные изменения коснулись БРЭО: в дополнение к модернизации оптико-электронной прицельной системы «Шквал-М» самолет получил РЛС управления огнем «Копье-25» в подвесном исполнении, а также приемник спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Все это значительно расширило ударные возможности штурмовика.

Машина теперь могла уверенно применять практически весь спектр управляемого оружия воздушного базирования, подходящего ей по весогабаритным характеристикам. В арсенал самолета вошли противокорабельные ракеты Х-31А и X-35 (авиационный аналог комплекса крылатых ракет надводных кораблей «Уран»), противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-58, семейства ударных ракет X-25 и Х-29, а также ракеты с лазерным наведением 9К121 «Вихрь» и корректируемые авиабомбы. Не стало исключением и оружие класса «воздух-воздух»: к устаревшим тепловым ракетам ближнего боя Р-60, которые имелись в боекомплекте «грачей», добавились и более серьезные образцы – Р-73 (малой дальности), Р-27 и Р-77 (средней). Таким образом, Су-25ТМ получил возможность постоять за себя в воздушном бою, а некоторые эксперты уже успели назвать его «истребителем вертолетов».

В результате из узкоспециального противотанкового самолета выросла совершенно новая многоцелевая ударная машина. Именно поэтому в рекламных интересах от маркировки «ТМ» начали отказываться и с 1996 года экспортная версия «грача» (Су-25ТК) именуется Су-39. Однако полномасштабное серийное производство новых штурмовиков так и не началось, хотя в течение 2000-х годов этот вопрос неоднократно рассматривался. В частности, в октябре 2008-го на расширенном заседании Минпромторга в Улан-Удэ ставилась задача возобновления выпуска Су-25УБ и Су-25ТМ с того момента, как Министерство обороны конкретизирует свои потребности в самолетах этих типов.

Возвращение «горбатых»


Задел на будущее

В данный момент, по-видимому, речь идет о дальнейшей конкретизации заявки российских ВВС на учебно-боевые машины. В прошлом году, сообщал ряд источников, наше военное ведомство намеревалось заказать 16 таких штурмовиков, хотя официального подтверждения эта информация не нашла. Учитывая степень унификации производства модификаций «УБ» и «ТМ», вполне можно ожидать большей ясности также и в вопросе производства и поставок в войска боевых «горбатых».

Улан-Удэнский завод в этом случае станет конкурентом за госзаказ на совершенствование парка штурмовой авиации ВВС России со 121-м авиаремонтным заводом в подмосковной Кубинке. Именно там сейчас развернуты работы по модернизации базовых самолетов Су-25 до модификации Су-25СМ, которая по своим боевым качествам соперничает с бурятским штурмовиком (в частности на нем применен конструктивно встроенный прицельный комплекс РЛПК-25СМ, созданный на базе подвесной РЛС «Копье-25»).

Однако 121-й завод не является полнокровным авиастроительным предприятием и не может выпускать новые машины типа «СМ», а в состоянии только усовершенствовать готовые. В советские времена головным предприятием по Су-25 был уже упоминавшийся Тбилисский авиазавод, а на предприятии в Улан-Удэ, до того производившем истребители-бомбардировщики МиГ-27, только-только ставились на линию Су-25УБ. В начале 90-х туда официально передали и все наработки по Су-25Т, после чего в столице Бурятии принялись изготавливать современную версию «ТМ».

В результате в 1992 году России достался единственный оснащенный «по теме 25-х» авиазавод, который способен строить новые штурмовики, но он не имеет оборудования для выпуска «стандартной» (а не «горбатой») версии «грача». И хотя Минобороны в течение 2000-х годов несколько раз делало заявления, что до 2020-го поставки в войска новых штурмовиков не планируются, сейчас в свете расширения гособоронзаказа эта позиция может быть пересмотрена – если ВВС решат, что помимо модернизированной версии «СМ» штурмовой авиации нужны и новые ударные самолеты.

В качестве таковых могут быть предложены только Су-25ТМ, если исключить версию конкурса на новую машину как излишне дорогостоящий по времени и ресурсам вариант, а переоснащение производства в Улан-Удэ на версию «СМ» – как нерациональную по технологическим и трудоемкую по административным причинам. В этом случае состоявшееся, кажется, возобновление изготовления Су-25УБ в бурятской столице послужит хорошим «тренировочным» базисом для технологической подготовки потенциального серийного производства новых боевых штурмовиков.
Автор: Константин Богданов
Первоисточник: http://vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня