Султан Амет-хан. Молодость «Татарского короля» и «Летающего татарина»

25 984 114
Султан Амет-хан. Молодость «Татарского короля» и «Летающего татарина»

Как известно, человеческая память избирательна, число мест «на пьедестале» ограничено, и потому многие герои любой войны остаются в тени более удачливых сослуживцев. Абсолютному большинству наших соотечественников известны лишь два лётчика Великой Отечественной войны – трижды герои Советского Союза Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин.


И. Н. Кожедуб (64 лично сбитых самолёта) на фотографии 1944 г.


А. И. Покрышкин (59 воздушных побед) на фотографии 1942 г.

В советское время благодаря повести Николая Полевого очень известен был Алексей Петрович Маресьев, который воевал с ампутированными ступнями и семь из десяти своих воздушных побед одержал именно после ранения.




Уже получивший звание героя Советского Союза Алексей Маресьев у своего самолёта

Но до недавнего времени советские герои были не в чести у правителей современной России. И потому и о «Повести о настоящем человеке», и о самом Маресьеве помнят сейчас в основном выпускники советских школ.

Между тем список пилотов – героев Великой Отечественной войны – очень велик, достаточно сказать, что некоторые лётчики стали дважды героями Советского Союза, а это звание было очень не просто получить. Вот имена лишь некоторых из них.

Несмотря на слабо выраженный дальтонизм, третьим (после Кожедуба и Покрышкина) по числу воздушных побед стал Григорий Андреевич Речкалов. На его счету 30 сбитых истребителей Ме-109 (первый – уже 22 июня 1941 г.), 5 истребителей FW-190, 2 истребителя Ме-110; 11 бомбардировщиков Ju-87, 5 бомбардировщиков Ju 88, 3 транспортных самолёта Ju 52, 2 бомбардировщика He-111, 2 разведчика Fi 156 и 1 истребитель-корректировщик Hs 126. Сам он, кстати, на основании документов, обнаруженных им уже после войны в одном из архивов, утверждал, что три сбитых им в 1941 году самолёта ошибочно приписали Покрышкину. Это выводит его на второе место по числу одержанных воздушных побед.


Григорий Речкалов

Четвёртым по результативности был Николай Дмитриевич Гулаев (55 лично и 5 в группе), который, кстати, стал также и рекордсменом по коэффициенту эффективности (соотношение воздушных боёв и побед). У Гулаева он составляет 0,82, у Ивана Кожедуба – 0,51, у Эриха Хартмана – 0,4. Лишь за один день 30 мая 1944 года Гулаев сбил 5 вражеских самолётов, 5 июля 1943 и 25 апреля 1944 гг. он сбивал по 4 за день, 7 и 12 июля 1943 и 18 апреля 1944 гг. – по три. Ещё в шести воздушных боях сбивал по два неприятельских самолёта.


Капитан Н. Гулаев в кабине «Аэрокобры», июль 1944 г.

Борис Феоктистович Сафонов стал самым результативным советским пилотом истребителя 1941-1942 гг. (по разным данным – от 20 до 30 побед) и имел все шансы стать лучшим лётчиком Великой Отечественной войны, но погиб 30 мая 1942 года – уже дважды героем Советского Союза и кавалером британского ордена «За выдающиеся лётные заслуги».


Б. Сафонов

Виталий Иванович Попков с позывным «Маэстро» сбил 40 вражеских самолётов, одержав в числе прочих победы над шестым и девятым асами Люфтваффе (Вилли Батц и Херманн Граф).


Виталий Попков

И стал консультантом известного фильма «В бой идут одни старики».

На счету дважды героя Советского Союза Владимира Дмитриевича Лавриненкова 35 лично сбитых самолётов противника и 11 сбитых в группе.


Владимир Лавриненков

Летавший на истребителях «Харрикейн», Як-7Б, Як-1 и Як-9Т дважды герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко в 118 воздушных боях лично сбил 32 самолёта противника и ещё 9 в составе группы.


Иван Степаненко

Но сегодня мы поговорим о другом дважды герое Великой Отечественной войны – Султане Амет-хане, которого специалисты до сих пор часто включают в число лучших лётчиков-истребителей мировой авиации, его портрет есть даже в музее авиасалона Ле Бурже.


Султан Амет-хан в кабине Ла-7, начало 1945 г.

«Герой Советского Союза»


Человек, о котором мы будем говорить в этой статье, родился Крыму (в Алупке) 25 октября 1920 года. Его отец – лакец по национальности (народ, проживающий в Дагестане), по профессии был лудильщиком, но вёл происхождение из аула Цовкра, жители которого издавна славились умением ходить по канату. Вероятно, генетическая память об этом, требовавшем высокой скоординированности, умении, не раз помогала герою статьи одерживать победы в воздушных боях. Матерью стала крымская татарка из крестьян. В документах очень часто герой статьи фигурирует как Султан Амет-хан, однако в свидетельстве о его рождении записано: имя новорождённого – Амет, имя отца – Султан, фамилия отца – Амет-хан. Таким образом, правильно называть его Аметом Султановичем Амет-Ханом.

Отец и мать героя статьи:




Амет-хан с родителями и сыном Станиславом, 1946 г.:


«Своим» Амет-хан был и для дагестанцев, и крымских татар. Первые – традиционно считали национальность по отцу, тем более что на фронте он потом прославился неукоснительным следованием дагестанской традиции – разряжал в воздух обойму пистолета после каждого успешного вылета. Вторые – упирают на «материнскую кровь» и место рождения. Да и в паспорте Амет-хан был записан как татарин. Позже дагестанский поэт Расул Гамзатов попытался выяснить, героем какого народа всё-таки считает себя Амет-хан. Вот что написал он об этом разговоре в книге «Мой Дагестан»:

Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать – татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары – своим.
«Чей же ты?» — спросил я его однажды.
«Я герой не татарский и не лакский, – ответил Амет-Хан. – Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?

Путь в авиацию


Детство и молодость героя статьи – не особенно примечательны. Можно отметить разве что его успехи в национальной борьбе «куреш» (куряш) – на полотенцах, закидываемых на пояс противника.


Куряш на российской марке

В 1935 году Амет-хан даже победил на соревнованиях, устроенных по случаю праздника «Хыдырлез» и получил путёвку в Артек. Увиденный там самолёт на 15-летнего юношу произвёл огромное впечатление и породил интерес к авиации.

Окончив 7 классов средней школы и железнодорожное училище, в 1938 году он начал работать в Симферополе слесарем по ремонту паровозов. Но при этом занимался в симферопольском аэроклубе, поднимался в небо на планере – и получил рекомендацию для поступления в Качинскую военную авиашколу. Учиться в ней он стал после призыва в армию в 1939 году. Вот именно тогда – при оформлении в это учебное заведение, его ошибочно записали по имени отца, и с этого времени в документах он значился как Султан, а его настоящее имя стало фамилией: Султан Амет-хан. Но близкие и друзья (в том числе и однополчане) всегда называли его Аметом.

Отрывок характеристики курсанта Султана Амет-хана:

Летает на «отлично», делает это всегда с огромным желанием. Быстрыми темпами ознакомился с лётной практикой. В полётах обладает инициативой, смелостью, настойчивостью, выносливостью.

Отметим, что за 9 месяцев учебы по ускоренному курсу (с марта по декабрь 1939 г.) в воздух Амет-хан поднимался 270 раз.

Закончив учёбу в Качинской авиашколе, в марте 1940 года был направлен в 122 истребительный авиаполк, который размещался в Бобруйске (Могилёвская область). На вооружении этой части стояли истребители И-15 и И-153. Но летом того же 1940 года его перевели в 4-ый авиаполк, относившийся к ВВС Одесского Военного округа.

Начало войны


22 июня 1941 года младший лейтенант уже 4-го истребительного авиаполка Амет-Хан находился в Молдавии – под Кишинёвом. Его боевой машиной был устаревший истребитель И-153, который со второй половины 1940 года часто переоснащали и использовали в качестве лёгкого штурмовика.


И-153

Герой статьи выполнял задания по штурмовке и разведке, к октябрю 1941 года на его счету было уже 130 боевых вылетов. Между тем среднее время жизни советских лётчиков в 1941-1942 гг. составляло 14,5 боевого вылета. Да и позже потери были весьма высоки. Так, согласно данным В. И. Алексеенко, из 44 093 лётчика, что были подготовлены за годы войны, погибли в боях 27 600. Причём самые большие потери несли пилоты истребителей – 11 874. На втором месте – лётчики штурмовиков (7837). Члены экипажей бомбардировщиков – на третьем (6613). Кроме того, погибли 689 лётчиков вспомогательной авиации и 587 пилотов самолётов-разведчиков.

В общем, неудивительно, что уже 5 ноября 1941 г. Амет-хан получил свой первый орден – Красной Звезды. После этого был переведён в Кинешму – для переучивания на пилотирование поступавших по ленд-лизу английских истребителей Hawker Hurricane.


Hawker Hurricane

На этом самолёте Амет-хан и записал на свой счёт первую победу в воздушном бою, причём тараном: 31 мая 1942 года под Ярославлем он атаковал немецкий многоцелевой самолёт Ju-88, на землю упали обе машины, два немецких лётчика погибли, два других – попали в плен, а герой статьи сумел выпрыгнуть с парашютом. Был награждён именными часами и почётной грамотой, затем представлен к ордену Ленина, однако сам он считал, что совершил ошибку, так как ударил вражеский самолёт крылом, и его истребитель буквально застрял между двигателем и фюзеляжем «Юнкерса». Атаковать же, по его мнению, следовало сверху с помощью шасси, после чего был шанс посадить свой самолёт хотя бы «на брюхо».

Эта победа стала для Амет-хана первой, счастливой и знаковой – уже через 2 месяца на его счету было 14 сбитых вражеских самолётов. Появился и свой стиль: при встрече с противником герой статьи стремительно набирал высоту и атаковал с более выгодной позиции. При этом часто он настолько сближался с вражескими самолётами, что мог рассмотреть заклёпки. Другой известный военный лётчик – дважды герой Советского Союза Муса Гареев писал об этом:

О нем (Амет-хане) рассказывали истории, похожие на легенды, наши им восхищались, а гитлеровцы боялись… Летал Амет-Хан мастерски, любил высоту.

А это свидетельство Франсуа де Жоффра – французского лётчика полка «Нормандия-Неман»:

Он (Амет-хан) весь необычайный, живописный и выразительный, начиная от голоса, лица и жестов и заканчивая кавалерийскими галифе, сверху широкими, а на икрах обтянутыми и вправленными в чёрные мягкие кожаные сапоги. Он чрезвычайно популярен в СССР, рассказы о его подвигах можно слушать бесконечно.

Командующий 8-й воздушной армией Т. Т. Хрюкин даже разрешил герою статьи нарисовать на фюзеляже самолёта орла – такая личная символика в Красной армии была из ряда вон выходящим исключением из правил.

Но сам Амет-хан о своих подвигах рассказывать не любил, а если говорил – то чрезвычайно скупо. Уже после войны его коллега – лётчик-испытатель первого класса Игорь Шелест записал один из таких рассказов героя статьи:

Понимаешь, ничего интересного. Муть какая-то в башке осталась и бесконечная стрельба… Есть погода, нет погоды. Дождь – солнце, дождь – солнце. Дождь – нары в землянках. Солнце – опять к вечеру двух-трех недосчитались… Муть, и только, ничего интересного.

Некоторые пишут, что однополчане и другие лётчики называли Амет-хана «Воздушным львом», но в устах фронтовиков это звучит как-то очень уж пафосно и потому не слишком правдоподобно – скорее всего, данный эпитет был придуман журналистами. Боевые товарищи, если верить Николаю Бодрихину и его книге «Советские асы. Очерки о советских лётчиках», запросто между собой называли героя статьи «Аметкой» (на что тот совершенно не обижался, поскольку и сам спокойно называл своих однополчан кого Сашкой, кого – Васькой). В общем, какой уж тут «воздушный лев»! Более верится в прозвище «Летающий татарин». Или, несколько ироничное – «Татарский царь» (либо – «Татарский король»): здесь явно слышится намек на «хана» и «Султана» в имени и фамилии героя статьи.

В дальнейшем Амет-хан воевал под Воронежем, затем принял участие в воздушных боях в небе над Сталинградом.

В следующей статье мы продолжим рассказ о Султане Амет-хане. Поговорим о знаменитом 9-истребительном авиационном полке («полк асов»), созданном во время Сталинградской битвы по инициативе командующего 8-й воздушной армией Тимофея Хрюкина. О дальнейшем участии героя статьи в Великой Отечественной войне. О его работе лётчиком-испытателем и трагической гибели 1 февраля 1971 года.
114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    Вчера, 06:56
    Но при этом занимался в симферопольском аэроклубе
    Вот с аэроклубов, доступных для многих молодых людей в советское время, все и начиналось. А где они сейчас?
    1. +6
      Вчера, 07:34
      Цитата: Luminman
      Но при этом занимался в симферопольском аэроклубе
      Вот с аэроклубов, доступных для многих молодых людей в советское время, все и начиналось. А где они сейчас?

      702 катастрофы в год в ВВС РККА - неудивительно что требовались аэроклубы.

      По данным на 1 января 1940 года, в Советском Союзе действовали 205 аэроклубов.
      В апреле 1936 года на Х съезде ВЛКСМ сообщалось о 122 аэроклубах.

      Сейчас 13 планерных аэроклуба, а всего 97 аэроклубов ДОСААФ -
      "Полного списка аэроклубов ДОСААФ с указанием их контактов и веб-сайтов по какой-то причине нигде не опубликовано. Единственное, в газете ДОСААФ - Вести ДОСААФ приводится количество аэроклубов ДОСААФ по состоянию на 2019 год.
      Информация в таблице ниже взята из выпуска "Вести ДОСААФ" за 2019 год. Общее количество аэроклубов путем сложения получается 77. При этом в публикации от 2021 года указано, что 114 авиационных организаций в составе ДОСААФ[2]. Также там указано, что полеты выполняются на 92 аэродромах государственной авиации и на 5 посадочных площадках гражданской авиации (итого 97)."
      https://ru.m.wikibooks.org/wiki/АОН/ДОСААФ/Аэроклубы

      "Не удалось найти точное количество частных аэроклубов в России. Но на сайте orgpage.ru в рубрике «Аэроклубы» указано 158 таких организаций"

      Я в общем-то думал что десятка 2-3 сейчас аэроклубов и 500-1000 в 1930-е - а тут порядок цифр примерно плюс-минус
      1. vet
        +6
        Вчера, 09:20
        Частные аэроклубы смело можно исключать - они для развлечения "богатеньких буратин". Да и не частные секции сейчас - тоже не для бедных. У знакомых ребенок в хоккейную ходит - каждый год покупают новую форму, новые коньки, клюшки (сын ведь растет), сбрасываются на ремонт и еще полно дополнительных расходов. А так - да, бесплатной числится.
        1. +4
          Вчера, 10:30
          Цитата: vet
          Частные аэроклубы смело можно исключать - они для развлечения "богатеньких буратин". Да и не частные секции сейчас - тоже не для бедных. У знакомых ребенок в хоккейную ходит - каждый год покупают новую форму, новые коньки, клюшки (сын ведь растет), сбрасываются на ремонт и еще полно дополнительных расходов. А так - да, бесплатной числится.

          Повторюсь
          Цитата: свой1970
          Я в общем-то думал что десятка 2-3 сейчас аэроклубов и 500-1000 в 1930-е - а тут порядок цифр примерно плюс-минус


          Разговор шел о существовании аэроклубов в принципе
          Цитата: Luminman
          . А где они сейчас?
          - оказалось что они есть и их не 10 штук. С учетом того что в 1930
          Цитата: свой1970
          По данным на 1 января 1940 года, в Советском Союзе действовали 205 аэроклубов.
          эти 205 клубов разбросаны были по всему СССР- включая например Украину, а сейчас ДОСААФовских- не частных!! - около 100 только в РФ - разница получается вообще незначительная.
          1. +2
            Вчера, 11:53
            Напрасно вы это все пишите: вашего собеседника абсолютно не интересует текущее состояние дел с аэроклубами в России, это нарушает его картину мира, где есть светлый и прекрасный СССР со "всем бесплатным" и угнетенной капитализмом Россией, где ничего хорошего быть не может в принципе.
            Если бы интересовался реальностью - за 5 минут бы информацию нашел.
          2. +3
            Вчера, 16:12
            ДОСААФовские аэроклубы существуют, но как говорится есть нюанс.

            Бесплатно в них на самолётики не полетаешь.
            1. -1
              Вчера, 16:30
              Цитата: Maxim G
              ДОСААФовские аэроклубы существуют, но как говорится есть нюанс.

              Бесплатно в них на самолётики не полетаешь.

              Сначала шел разговор что их нет вообще, потом пошел разговор за оплату.
              Мне надоело искать за всех - я знаю единственное - если бы цены были недоступными и не было бы госпрограмм - они ВСЕ закрылись бы еще в 1990е.
              Ну не летают и и не прыгают на Дубах олигархи толпами
              1. +2
                Вчера, 16:39
                Ну я в тюменском ДОСААФе сдавал на лицензию на оружие.
                Нищета дикая.
                И облезлый "дельфин" стоит на постаменте.
                1. 0
                  Вчера, 17:00
                  Цитата: Maxim G
                  Ну я в тюменском ДОСААФе сдавал на лицензию на оружие.
                  Нищета дикая.
                  И облезлый "дельфин" стоит на постаменте.

                  Разговор шел о аэроклубах ДОСААФ, а не о обычном ДОСААФе.
                  1. +2
                    Вчера, 17:17
                    Так там и был раньше ДОСААФ, где и водителей готовили, и стрелков, и лётчиков на самолёты, планеристов, парашютистов.

                    А сейчас остатки былого величия.

                    Прыгнуть с парашюта и полетать можно было, но за денежку.
                    Как сейчас не знаю.
                    1. -1
                      Вчера, 17:20
                      Цитата: Maxim G
                      планеристов

                      13 планерных аэроклуба сейчас в РФ - это уж точно не олигархи/ элитки
                      1. +2
                        Вчера, 17:31
                        Там занятия платные.
                        Цитата: свой1970
                        13 планерных аэроклуба сейчас в РФ - это уж точно не олигархи/ элитки
                      2. -1
                        Вчера, 17:37
                        Цитата: свой1970
                        если бы цены были недоступными и не было бы госпрограмм - они ВСЕ закрылись бы еще в 1990е.
                        Ну не летают и и не прыгают на Дубах олигархи толпами

                        Цитата: Maxim G
                        Там занятия платные.

                        Значит население немного богаче чем говорит - иначе аэроклубы закрылись бы давно
                      3. +3
                        Вчера, 17:38
                        Какая-то часть населения неприлично богаче yes
                      4. 0
                        Вчера, 17:49
                        Цитата: Maxim G
                        Какая-то часть населения неприлично богаче yes

                        Эта часть населения НЕ живет в некоторых //опах мира - где есть аэроклубы

                        Аэроклуб "Решеты"
                        Аэродром «Решеты», с. Решёты в Кочковском районе Новосибирской области
                        8 (913) 985-87-70 (Кочкин Владимир Владимирович)
                        Верхнехавский авиационно-технический спортивный клуб "Сапсан" ДОСААФ России
                        д. Шаршки, рядом с городом Усмань
                        8 (961) 187-07-70 (Жилкин Владимир Леонидович)
                        Аэродром «Усмань» (Воронежская область)
                        https://atsk-sapsan.ru/planer
                        Новосибирский планерный клуб
                        Аэродром «Евсино», д. Евсино в Искитимском районе Новосибирской области
                        Тел: 8 (913) 933-00-57 (Ерохин Антон Павлович)
                        https://vk.com/aviaclubnsk

                        Я так и вижу как неприлично богатые люди толпами едут в Усмань/Евсено - чтоб полетать, угу..... Причем минимум пару раз в неделю- а то клубу жить не на что будет...
                        Без госпрограмм - загнулись бы давным давно, можете не тянуть сову на глобус
                      5. +2
                        Вчера, 17:52
                        Из Тюмени под Ялуторовск ездили летать на самолёте и прыгать с парашютом.
                        Примерно 60 км.
                        Тюмень вполне благополучный город, а Ялутровск захудалый городишко.
                      6. -2
                        Вчера, 18:08
                        Цитата: Maxim G
                        Из Тюмени под Ялуторовск ездили летать на самолёте и прыгать с парашютом.
                        Примерно 60 км.
                        Тюмень вполне благополучный город, а Ялутровск захудалый городишко.

                        Уговорили- значит в Тюмени как минимум пара сотен олигархов фанатов полетов и прыжков с парашютом.
                        Богатых может и много в Тюмени - а вот желающих летать пара тройка, не более....
                      7. +1
                        Вчера, 18:35
                        Ну дают им деньги от государства для поддержки штанов, а заниматься там платно, что толку то.
                    2. 0
                      Вчера, 19:25
                      Я в 1988 году отучился в досаф и бесплатно аьно было три прыжка,пара друзей остались дальше заниматься парашютным спортом.
                      1. +1
                        Вчера, 19:41
                        Щас все тоже самое, только платно hi
    2. +4
      Вчера, 15:13
      Цитата: Luminman
      Но при этом занимался в симферопольском аэроклубе
      Вот с аэроклубов, доступных для многих молодых людей в советское время, все и начиналось. А где они сейчас?

      Там же, где Дворцы пионеров и еще много-много чего доброго, что делала Советская власть для детей, в карманах нынешней "элиты"....
      1. -2
        Вчера, 16:32
        Цитата: mann
        Там же, где Дворцы пионеров и еще много-много чего доброго, что делала Советская власть для детей, в карманах нынешней "элиты

        Сотня только ДОСААФовских аэроклубов по стране - видимо олигархи и "элита" прыгают с парашютом без остановок по всей стране
        1. +2
          Вчера, 16:52
          Обучение и переучивание они проходят там.На вертолёт, на самолёт.
          1. -1
            Вчера, 16:59
            Цитата: Grencer81
            Обучение и переучивание они проходят там.На вертолёт, на самолёт.

            Олигархи с "элитой"? Народ то пишет что аэроклубы в принципе недоступны.
            Я думал что их с 10 к остался по стране и все, а тут оказалось что количество их сопоставимое со временами СССР
            1. +1
              Вчера, 17:04
              Рядовому жителю конечно недоступны на ЛА,но есть ещё и всякого рода директора и мелкобуржуазная масса,желающая летать,не имеющая возможности купить.
              1. -1
                Вчера, 17:19
                Цитата: Grencer81
                всякого рода директора и мелкобуржуазная масса,желающая летать,не имеющая возможности купить

                Вы всерьез? Прям хлебом не корми- дай полетать местным олигархам? Причем не на Мальдивы с виски в бокале - а в Багай-Барановке какой нибудь?
                И да, в любом городе РФ кроме Москвы и Питера - местных богатеев всех мастей дай бог если с сотню набереться.- что явно недостаточно( Мальдивы для них интереснее).
                Поэтому дотации от государства и своя коммерческая деятельность- никакие местные элиты аэроклуб не потянут..
              2. +2
                Вчера, 17:53
                Нашел инфо о ценах.
                Лицензия пилота на "цессну": 1,3 млн - 1,8 млн. рублей. Это 260 академических часов и 40 астрономических часов обязательного налета.
                Прыжок с парашютом 5000 р.
                Прыжок в тандеме 11 000 р
                Водительские права: 40-75 тысяч рублей...
                Без комментария.
                1. 0
                  Вчера, 21:56
                  Цитата: Толстый
                  Нашел инфо о ценах.
                  Лицензия пилота на "цессну": 1,3 млн - 1,8 млн. рублей. Это 260 академических часов и 40 астрономических часов обязательного налета.
                  Прыжок с парашютом 5000 р.
                  Прыжок в тандеме 11 000 р
                  Водительские права: 40-75 тысяч рублей...
                  Без комментария.

                  А теперь прикидываете - сколько набежит желающих получить лицензию на Цесну в г. Усмани Воронежской области и желающих прыгать по 5000 за прыжок?
                  Правильно- 0 желающих купить лицензию и 10 человек желающих прыгнуть?
                  Окупит это затраты аэроклуба?
                  Нет!!
                  Но клуб работает - а значит деньги идут, и денег идет прилично. Откуда у нас в стране идут деньги туда где нет прибыли? Правильно - из бюджета!!
        2. +1
          Вчера, 20:43
          Цитата: свой1970
          Цитата: mann
          Там же, где Дворцы пионеров и еще много-много чего доброго, что делала Советская власть для детей, в карманах нынешней "элиты

          Сотня только ДОСААФовских аэроклубов по стране - видимо олигархи и "элита" прыгают с парашютом без остановок по всей стране

          Лучше бы они без парашюта прыгали
  2. +5
    Вчера, 08:06
    Но до недавнего времени советские герои были не в чести у правителей современной России.

    многие совесткие герои были награждены за подвиги в ВОВ именно после 1991г, когда в их отношении была восстановлена справедливость, например присвоение звание Героя России ветерану Великой Отечественной войны, тоже военному летчику и тоже участнику Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года иркутянину Петру Егорову, то же- в отношении летчика Ковалева и пр.
    1. vet
      +2
      Вчера, 09:05
      Из школьной программы были исключены "Повесть о настоящем человеке" и "Как закалялась сталь". Зато включен пасквиль "Архипелаг Гулаг", в котором Солженицын называет героями и патриотами власовцев и очень лестно отзывается о бандеровцах.
      В Китае, между прочим, 20-серийный сериал "Как закалялась сталь" в 2000-х стал хитом, имел бешеный успех. Результат: Китай в это время экономически стремительно развивался, Россия стремительно деградировала - уже при Путине. И с началом СВО мы узнали о своей экономике очень много "интересного". Связь с изучением Солженицына и Н. Островского и Полевого и состоянием экономики улавливаете?
      Кстати, снимался китайский сериал о Павке Корчагине на Украине и главную роль исполнял украинский актер. Сейчас о таком даже и подумать невозможно. Связь этого геополитического поражения с изучением Солженицына и Н. Островского и Полевого более, чем очевидна.
      1. +5
        Вчера, 10:01
        Есть такая книга : Над Москвою небо чистое . За давностью лет не помню автора , но во времена интернета можно найти . Там описывается Султан Хан ( опять же может имя спутал) , но там он погибает . У него была неизлечимая кожная болезнь и он бросает свой самолет на колону техники противника . Любителям почитать , советую .
      2. -1
        Вчера, 10:40
        Цитата: vet
        "Как закалялась сталь".

        Подвиг - для прикрытия чьих-то косяков, ошибок, спеси и раздолбайства.
      3. +4
        Вчера, 11:10
        Цитата: vet
        Китае, между прочим, 20-серийный сериал "Как закалялась сталь" в 2000-х стал хитом, имел бешеный успех. Результат: Китай в это время экономически стремительно развивался, Россия стремительно деградировала - уже при Путине.

        Китай хотя бы декларирует коммунистические идеи, хотя там давно уже госкапитализм. Вы же книгу помните? человек отдал здоровье и жизнь ради построения светлого будущего, вы хотите сейчас рабочим на заводах у нас сериал показать, мол мужики соберемся вместе и дадим план а то Роману Аркадьевичу Челси уже надоел, он Ман сити купить хочет.
        Цитата: vet
        Связь с изучением Солженицына и Н. Островского и Полевого и состоянием экономики улавливаете?

        Гм вплоть до 91г у нас хорошие книги в школе изучали, как это сказалось на экономике?
        1. Комментарий был удален.
        2. vet
          0
          Вчера, 11:22
          Горбачев объявил, что при Брежневе был "застой", а потом выяснилось - недостижимый сейчас рост экономики по 5-6% в год.
          Что касается Островского и его книги - да, написана в другое время и при другом строе. Но если видим, что с диким капитализмом никак ничего не получается, может хватит позволять обогащаться за счет народа "диким капиталистам"? Конечно, понимаю, что это - уже не при ставленнике Ельцина и его "семьи" олигархов Путине.
          1. -1
            Вчера, 16:51
            Цитата: vet
            Но если видим, что с диким капитализмом никак ничего не получается, может хватит позволять обогащаться за счет народа "диким капиталистам"? Конечно, понимаю, что это - уже не при ставленнике Ельцина и его "семьи" олигархов Путине.

            ВСЕ социалистические революции 20 века случились либо в стране проигравшей войну либо в оккупированной стране либо в стране с тотальной нищетой.
            Вам какой вариант больше нравится для смены строя?
        3. 0
          Вчера, 19:29
          Челси у него самым бестыжим образом тупо отжали и клую и стадион.
          1. 0
            Вчера, 20:43
            Цитата: Андрей ВОВ
            Челси у него самым бестыжим образом тупо отжали и клую и стадион.

            Да ладно, он взрослый мальчик, понимал в какой зашквар попал, поэтому уже 26 февраля передал владение клубом благотворительному фонду еще до всяких санкций, а 30 мая продал клуб за 4,25 млрд фунтов стерлингов, тупо отжали это если за 1 фунт стерлинга и переименовали бы Челси в play and dot.
      4. +1
        Вчера, 11:43
        Цитата: vet
        Кстати, снимался китайский сериал о Павке Корчагине на Украине и главную роль исполнял украинский актер

        Видимо потому,что детские и юные годы Н.Островского прошли в Шепетовке,и в советские годы в этом славном городке были - музей,мемориал,памятники писателю. Остались ли,или не остались все эти памятные места сейчас на Украине,неизвестно.
        Поэтому и неудивительно,что китайцы снимали фильм на Украине,так сказать - прониклись духом Шепетовки.
        Как утверждал Остап Бендер........... нет, ни Америки,ни Европы,вообще ничего нет,а есть Шепетовка,о которую разбиваются волны Атлантического океана.
      5. 0
        Вчера, 12:48
        Цитата: vet
        з школьной программы были исключены "Повесть о настоящем человеке" и "Как закалялась сталь".

        "Повесть о настоящем человеке", конечно, исключать было нельзя никак, но она , кстати, есть в Школьной библиотеке.

        Но, в целом, набор книг для школьников сегодня гораздо более разносторонен, интересен и познавателен, чем в 60-70-80 гг, когда выпускники выходили намного менее знающими и свою историю и литературу.

        Сегодня читают и читают «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, — рассказы Александра Куприна, Леонида Андреева, Максима Горького, Андрея Платонова, Валентина Распутина, Василия Шукшина , Ивана Бунина, Астафьева , «Василий Теркин» Александра Твардовского, рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Собачье сердце» Михаила Булгакова..

        Цитата: vet
        Связь этого геополитического поражения с изучением Солженицына и Н. Островского и Полевого более, чем очевидна.

        Тогда самое страшное геополитическое поражение 20 века -развал СССР- более чем очевидно связано с изучением Островского.
        1. +2
          Вчера, 17:24
          Цитата: Ольгович
          «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова

          честно говоря нафиг в школе не нужно.. понял о чем - данную книгу, после 20ти, прочитав второй раз.. первый в школе.. да и Солженицын незачем абсолютно.. зачем к детям с пропагандой, через книги - лезть вообще и детство людям портить? эта книга не для кругозора школьника.. итак уже хватает всяких уроков - "мысли о главном" и т.д.
          1. -2
            Вчера, 18:46
            Цитата: советник 2 уровня
            да и Солженицын незачем абсолютно.. зачем к детям с пропагандой, через книги - лезть вообще и детство людям портить? эта книга не для кругозора школьника..

            прпаганда для детей это здесь::
            Пионерская правда, 14 марта 1938г

            Приговор всего советского народа

            Банда убийц и шпионов, именовавшая себя "право-троцкистским блоком", приговорена к расстрелу.

            Приговор Военной Коллегии Верховного Суда СССР - это наш общий приговор, это решение и воля всех граждан страны Советов. К стенке право-троцкистских гадов!

            С священной ненавистью относятся к ним все советские люди. Жестоко ненавидим их и мы, дети Советской страны

            И знать это и многое другое обязательно нужно, иначе выпускник не будет знать историю Родины
      6. +1
        Вчера, 16:54
        Если это китайский сериал,то и Корчагина должен был играть китаец.[quote][/quote]
      7. 0
        Вчера, 17:00
        Цитата: vet
        снимался китайский сериал о Павке Корчагине на Украине и главную роль исполнял украинский актер.

        Кстати, в в 1999 году мистический поезд появился под Бояркой. Этот поселок в советское время был известен всем, кто читал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Как известно, в начале 20-х годов XX века в этом районе комсомольцы действительно строили узкоколейку для того, чтобы снабжать замерзающий Киев дровами. Жители Боярки всегда гордились тем, что в их городе работали комсомольцы во, главе с Павкой Корчагиным. Но теперь слухи о том, что в городе появился призрак Павки, нагоняют на них страх. Видевшие поезд-призрак утверждают, что в кабине машиниста находится молодой человек в красноармейской форме и буденовке. Это самый настоящий поезд, состоящий из небольшого паровоза образца тех далеких лет и трех вагонов, груженых дровами. Паровоз, гремя, проходит прямо по свежевспаханному полю, не оставляя при этом никаких следов, машинист несколько раз сигналит, после чего поезд подросту растворяется в воздухе. Местное население знает о регулярных появлениях поезда, но боится о них рассказывать даже журналистам.
  3. +8
    Вчера, 08:07
    И-153
    На фото не 153 "Чайка",а И-15(бис) И-15бис был развитием И-15,И-153 был глубокой модернизацией И-15бис,И-153,получил прозвище "Чайка", из-за характерного "чаячьего крыла" или просто "чайки", которым конструкторы уменьшили количество увеличивающих сопротивление воздуха стоек поддерживающих верхнее крыло, напрямую состыковав его с корпусом.
    1. +2
      Вчера, 08:33
      Приветствую. Вы верно заметили. Кроме того у И 153 уже убирающееся шасси.
      Бипланом с убирающимся шасси был еще ДИ-6 (ЦКБ-11) двухместный. Выпущено до 1938 222 шт. в различных модификациях. Раньше считал, что именно "чайка" был первым советским истребителем с убираемым шасси.
      1. +6
        Вчера, 09:26
        Андрей Борисович ,зря вы мне об этом рассказываете..Я вам могу рассказать о модификации Чаек ,которые не пошли в серию, о первом воздушном,бое на Халхин голе с применением эресов и о ДИ-6,много интересного,только почему вы пишите мне,а не автору. smile hi
        1. +4
          Вчера, 09:47
          Потому пишу Вам что, "косяк" Вы заметили, а автор уже опубликованное поправить сам не может. Я бы вообще пропустил ошибку в подписи...
          А так, уже есть что обсуждать smile
          С Уважением.
          1. +2
            Вчера, 09:53
            Я бы вообще пропустил ошибку в подписи...

            Это не ошибка, это безалаберность,поверхностный подход,к написанию материала,типа и так сойдет,главное,что похожи,тот биплан и этот биплан..без разницы..Читатель,лох, не поймет.А автор,историк жеж. laughing
        2. +4
          Вчера, 12:29
          Цитата: parusnik
          Я вам могу рассказать о модификации Чаек ,которые не пошли в серию, о первом воздушном,бое на Халхин голе с применением эресов и о ДИ-6,много интересного

          Было бы славно.
          С хорошими авторами на сайте сейчас туго feel
          1. +1
            Вчера, 12:34
            Мое мнение не совпадает с мнением,редакции сайта,увы. wink
            1. +3
              Вчера, 12:37
              Цитата: parusnik
              Мое мнение не совпадает с мнением,редакции сайта,увы. wink

              Поскольку критиковать администрацию низзя - многозначительно промолчу feel
              1. +2
                Вчера, 12:43
                Не топлю,за "революционных консерваторов",всяких Сметон,Пилсудских,Ульманисов,Пятсов и прочих,за то что, из славян все народы пошли,за белой акации,цветы эмиграции,за многое другое.Это тут лишнее. winkВам за этот безвинный,девственный комментарий и то минус поставили. yes
                1. 0
                  Вчера, 12:45
                  Зато судя по минусам имеете массу "поклонников")))
                  hi
                  1. 0
                    Вчера, 12:46
                    Да , много,значит до печенки проедает,что радует. hi
          2. -1
            Вчера, 16:53
            Цитата: Старший матрос
            Цитата: parusnik
            Я вам могу рассказать о модификации Чаек ,которые не пошли в серию, о первом воздушном,бое на Халхин голе с применением эресов и о ДИ-6,много интересного

            Было бы славно.
            С хорошими авторами на сайте сейчас туго feel

            На сайте плохо уже даже с плохими feel авторами - читать вообще нечегостпло...
    2. BAI
      +2
      Вчера, 08:41
      На первых выпусках И-15 тоже было крыло типа "Чайка". Прямое крыло - появилось на более поздних на истребителях "испанского периода". Самый верный признак различия - убирающееся шасси И-153 и не убирающееся - И-15
      1. BAI
        +3
        Вчера, 08:49
        Один из первых И-15. Крыло - Чайка, шасси - с обтекателем, не убирается
      2. +6
        Вчера, 09:18
        Вы хотите сказать, что на фото И-153?Там по обтекателям и стойкам видно,что это не И-153.И-153,"Чайки", истребительных полков все чаще и чаще привлекали не к воздушным боям, а к штурмовым действиям, для чего подвешивали на И-153 РСы и бомбы. Вот в основном в качестве штурмовиков "Чайки" и использовались - вплоть до начала 1943 г. Особенно удачно применялись в горах Кавказа.
        1. +5
          Вчера, 11:35
          Цитата: parusnik
          Вы хотите сказать, что на фото И-153?Там по обтекателям и стойкам видно,что это не И-153.

          Видимо, автор поста хотел уточнить, что крыло "чайка" было и у первоначального И-15, и у И-153. Так что И-153 был своего рода возвратом к истокам, но с убирающимся шасси.
          А на фото явный "промежуточный" И-15бис.
        2. +2
          Вчера, 20:10
          Вот в основном в качестве штурмовиков "Чайки" и использовались - вплоть до начала 1943 г. Особенно удачно применялись в горах Кавказа.
          И позже, вплоть до средины 1944 в НБАП для действий по прожекторам и позициям МЗА. Отец говорил, что в их 889 НБАП было звено И-153 для этого.
    3. +1
      Вчера, 16:09
      У И-15 не бис тоже крыло "чайка".

      Тупиковая ветвь авиации-эти истребители-бипланы, особенно учитывая существование И-16.
  4. +3
    Вчера, 08:08
    Кто ж фотографию-то в заставке шиворот- навыворот поставил? Неудобно перед героем, женская застёжка кителя и ордена с другой стороны :((
    1. vet
      +4
      Вчера, 09:12
      Ну, это уж, честно говоря, придирка. Главное все же, что на этом снимке Амет-хан, а не Кожедуб или Покрышкин laughing
      1. +3
        Вчера, 10:09
        Главное все же, что на этом снимке Амет-хан, а не Кожедуб или Покрышкин laughing

        Да, и за то спасибо...
      2. 0
        Вчера, 15:36
        Цитата: vet
        Ну, это уж, честно говоря, придирка. Главное все же, что на этом снимке Амет-хан, а не Кожедуб или Покрышкин laughing

        Да ладно Покрышкин, хорошо, что на фото не физиономию Трампа разместили, у меня уже от нее рябит в глазах
    2. +6
      Вчера, 09:22
      И почему то написано у своего самолета,самолет на фото ПО-2, а Маресьев воевал,до ранения на Як-1,потом на модификациях Ла..Похоже,на кадр из фильма "Повесть о настоящем человеке" и прилеплена фотка.
      1. +2
        Вчера, 19:41
        Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
        https://topwar.ru/95541-aleksey-maresev-istoriya-nastoyaschego-cheloveka.html
  5. +5
    Вчера, 08:14
    В советское время благодаря повести Николая Полевого очень известен был Алексей Петрович Маресьев,

    Есть повесть и о Султан Амет - хане. Написал книгу Геннадий Семенихин и называется она «Над Москвою небо чистое». Книга вообще о лётчиках, защищавших небо столицы. Выпускник лётного училища попадает ведомым к Султану. Про него там много написано интересного. Книга художественная конечно, но написана не на пустом месте. Из книги про фамилию:
    «Не виноват, — развёл руками Султан, — говорят, прадед в поисках радости и счастья уехал из родного Дагестана в Крым и батрачил там у настоящего хана. Богатства он на родину не привез, но приставку «хан» к фамилии получил. С тех пор и повелось. В нашем ауле только одни мы «ханы».»
  6. BAI
    +3
    Вчера, 08:22
    Перечисляя незаслуженно забытых летчиков, автору следовало бы вспомнить Александра Горовца, который в одном бою сбил 9 самолетов немцев.
    Это лучший результат РККА и 2й по результатам 2й мировой - немец Хартман сбил 12 наших самолетов в одном бою
    1. +3
      Вчера, 12:06
      Лучше бы Евстигнеева, Ворожейкина и Скороморохова.
      Насчет Горовца есть одна проблема - подтверждение его побед.
      2й мировой - немец Хартман сбил 12 наших самолетов в одном бою

      Эрих Рудорффер, вероятно. Ему приписывается 13 воздушных побед в течение одного дня. Но это все довольно сомнительно..
      1. +1
        Вчера, 14:33
        У немцев,джентельменам,принято верить на слово..Вот на Западном фронте,они че-то сотнями самолеты противника не валили..Крайне,удивляет.Тока на Восточном , так везло,так везло..
        1. +2
          Вчера, 15:20
          Вот на Западном фронте,они че-то сотнями самолеты противника не валили

          Вполне себе сбивали и с высоким % подтверждения. Навскидку:
          Адольф Галланд - 104 победы, все Западный фронт.
          Йозеф Приллер - 101 победа, включая 11 4-моторных бомбардировщиков, все Западный фронт.
          Он в целом уникум, потому что все его победы признаны и союзниками.
          Ханс-Йоахим Марсель - 158 побед, Западный фронт и Северная Африка (союзниками подтверждено 118 побед).
          Хайнц Бэр - из 220 побед - 124 против союзников (включая 21 над B-17 и B-24.).
          Немцы в среднем, конечно, заметно завышали количество побед, примерно в 2-2,5 раза. Но это было присуще всем участникам боев со всех сторон.
  7. +3
    Вчера, 08:41
    Четвёртым по результативности был Николай Дмитриевич Гулаев...

    Из шести лучших советских асов четверо воевали на Аэрокобре- Покрышкин, Речкалов, Гуляев, Глинка. Двое воевали на Ла-5: Кожедуб и Евстигнеев.
    1. +2
      Вчера, 08:59
      Его боевой машиной был устаревший истребитель И-153, который со второй половины 1940 года часто переоснащали и использовали в качестве лёгкого штурмовика.

      Речкалов на этом "устаревшем" сбил РСами Ме-109 в самом начале войны. А как штурмовик И-153 был лучше Ил-2, так как мог пикировать и прицельно пускать РС, а в случае атаки немецких истребителей за своей маневренности уходил от атак в отличии от перетяжеленного Ил-2. Выживаемость "Чайки" в боевых вылетах на штурмовку была намного выше чем у Ил-2, несмотря на отсутствие брони, кроме бронеспинки.
      1. vet
        +2
        Вчера, 09:24
        Интересно. А зачем же тогда вдруг массово стали выпускать "Ил-2", если имелся более хороший И-153?
        1. +2
          Вчера, 09:34
          Цитата: vet
          Интересно. А зачем же тогда вдруг массово стали выпускать "Ил-2", если имелся более хороший И-153?


          во время войны неоднократно поднимался вопрос о возобновлении производства И-16 и И-153. Так было даже во второй половине 1942 г. По воспоминаниям тогдашнего командующего ВВС Красной Армии маршала авиации А.А. Новикова, 26 сентября 1942 г. его неожиданно пригласили в Ставку для обсуждения возобновления выпуска старых истребителей. «С.А. Худяков (командующий ВВС Западного фронта. – Авт.) при поддержке Члена Военного Совета Н.А. Булганина написал в сентябре 1942 года Сталину письмо, в котором просил восстановить производство истребителей И-16 и И-153. Сделал это Худяков под нажимом командира истребительной авиадивизии Немцовича..
          Вот мнение советского лётчика-ветерана Н. П. Цыганкова, провоевавшего на «Ишаке» с февраля 1942 по апрель 1943 года (пока его 21-го иап не перевооружили на Як-7): «Самое тяжёлое было сопровождать штурмовиков – маленькая высота, зенитки бьют, автоматы бьют. Они (прим. автора: Ил-2) выше 1200 метров не поднимались, по-моему. Весь огонь доставался и им, и нам. Когда на “ишаках” летали, мы ещё как-то выживали – он юркий, фанерный, а вот “яков” у нас много побило» («Я – истребитель», с. 564).
          Подробнее на livelib.ru:
          https://www.livelib.ru/book/69779/readpart-vojna-motorov-krylya-sovetov-andrej-melehov/~14
          1. vet
            0
            Вчера, 09:37
            Спасибо за ответ. Но остается открытым вопрос, почему же все-таки был сделан выбор в пользу Ил-2? Если все так, прямо "вредительство" какое-то получается!
            1. +4
              Вчера, 09:59
              Сама идея смотрелась отлично- бронированный самолет. Но реализация по разным причинам подкачала. В какой-то момент штурмовикам за 30 боевых вылетов давали Звезду Героя, настолько опасно было на нем воевать.
            2. +3
              Вчера, 10:16
              Если помните прошлую статью, автора,там он пишет,что По -2,немцы ,называли "Железным Густавом", а точнее 46-й,женский авиаполк,летавший на По-2,в комментарии ,поправил,что "Железным Густавом",называли Ил-2, а По-2 "Рус-фанер".Немецкие ПВО,стреляли,не по цели,а по квадратам,т.е. снаряды разрывались в квадрате на массу осколков, и такую завесу трудно было пройти,Ил-2 имел,броневую капсулу, и именно они штурмовали зенитные батареи.За что и был прозван "Железным Густавом". И-153,очень успешно,применялся в боях на Кавказе,в горной местности,до 1943 .Маленький,маневренный самолетик,мог пролететь ,по любому ущелью.Полки И-153,стерегли советско-турецкую границу и находились в Иране.Как штурмовик,он применялся,до массового поступления Ил-2 в советские ВВС.И-153,это последняя модификация И-15,который был разработан в 1933 году..Ил-2 в первые годы войны нес тяжелые потери,в виду отсутствия бортового стрелка.Поэтому и применялся И-153,в качестве штурмовика,когда появился бортстрелок на ИЛ-2,надобность в И-153 и ДИ-6,тож модификация И-153,с бортовым стрелком,отпала.
              1. 0
                Вчера, 16:15
                На Кавказе УТ-1б применялся ещё.
                Применяли все, что было под рукой и летало.
                1. 0
                  Вчера, 16:16
                  В первые под Одессой , потом под Севастополем.
                  1. 0
                    Вчера, 16:17
                    Не от хорошей жизни, как и И-153.
                    1. +1
                      Вчера, 16:23
                      Я написал от хорошей ? Под Одессой и трактора в танки переделывали. Не пойму одного, на фото изображен И-15 (бис) не И-153, а мне что то большинство пытается ,что то обратное доказать.И-153, дальнейшее развитие И-15,но на фото не И-153 .
                      1. 0
                        Вчера, 16:35
                        Вам про крыло-чайка пишут, оно появилось не на И-153.

                        Трактора переделывали не только в Одессе, но и в Харькове.
                      2. +1
                        Вчера, 19:42
                        еще раз для вас и для остальных что Чайка продолжение развития И-15
      2. +2
        Вчера, 09:55
        Речкалов на этом "устаревшем" сбил РСами Ме-109 в самом начале войны.

        Честно говоря, это скорее счастливый случай. Тем более что истребитель сбил. Что никак не отменяет того, что Речкалов был отличным летчиком. А что касается Ил-2, то самолет был перетяжелён, к сожалению.
      3. BAI
        +2
        Вчера, 16:59
        Речкалов на этом "устаревшем" сбил РСами Ме-109 в самом начале войны.

        Еще когда не было Интернета, в печатном издании книги -' воспоминания участников обороны Москвы,
        из повседневной жизни автора на фронте был приведен такой эпидзод.
        16 итальянских Макки-Капроне шли в плотном строю. Одиночный И-16 зашел на позицию, где их строй был сплошным пятном и ударил залпом из всех РСов, что у него были. Были сбиты 12 итальянцев. Потверждения этому факту я больше нигде не видел.
        Хотя, в аналогичных воспоминаниях про Курскую дугу, прочел, что наш Т-70 уничтожил Тигра. А спустя много лет, с появлением Интернета, на сайте "Подвиг народа" нашел наградной лист на командира Т-70 (кажется Иван Козлов) на Героя СССР за уничтожение Тигра на Курской дуге. Т.е. воспоминания очевидца документально подтвердились.
        Но в данном случае - ничего. Очевидно, И-16, был сбит в тот день, летчик погиб. Доложить было некому.
        Но 12 самолетов одним залпом - это ОЧЕНЬ КРУТО.
        1. +1
          Вчера, 20:12
          Героя СССР за уничтожение Тигра на Курской дуге.
          ,,,читал про Огурцова,который в Карпатах,шашкой 40чел зарубил немцев,тоже ГСС наградили.
  8. vet
    +5
    Вчера, 09:47
    Понимаешь, ничего интересного. Муть какая-то в башке осталась и бесконечная стрельба… Дождь – нары в землянках. Солнце – опять к вечеру двух-трех недосчитались…

    Вот это, между прочим, типичный ответ НАСТОЯЩЕГО фронтовика. Эти люди не любили вспоминать войну и в их рассказах было мало героического. Зато у тех, кто служил подальше от линии фронта - в воспоминаниях сплошь героические подвиги и цветистые подробности. И чем дальше от 1945 года, когда стали умирать израненные настоящие герои, тем больше становилось цветистых рассказов - на радость журналистам. Некоторые из дававших интервью вообще начали сюжеты "военных" фильмов пересказывать, а один, лично слышал и видел по ТВ (!), пересказал песню "Наутро вызывают Меня в Особотдел: - Что же ты, собака, Вместе с танком не сгорел?" . Написанную для какого-то радиоспектакля.
  9. +3
    Вчера, 09:52
    Цитата: vet
    Если все так, прямо "вредительство" какое-то получается!

    Не то чтобы вредительство, но непонимание тактики штурмовки. Идея забронировать штурмовик возникла по результатам войны в Испании. Но тогда использовались зенитные пулеметы винтовочного калибра и бронирование Ил-2 выполнено от пуль именно винтовочного калибра. Но к 41-му у немцев были уже 20мм зенитные автоматы от которых броня Ил-2 не спасала. Тем более применение штурмовиков по переднему краю с закопанной пехотой не имело эффекта. Только в 44-м Ил-2 стали применять при уничтожении артбатарей, колонн снабжения и паровозов в тылу противника, а не по защищенному зенитками переднему краю. Но производство было запущено и никто не стал его останавливать...после войны все-таки разобрались с командованием ВВС... Ну и по выживаемости - у Ил-2 был двигатель жидкостного охлаждения. а у И-153 и И-16 воздушного, что также повышало выживаемость, но мощности производства этих двигателей переориентировали на Ла-5... кстати Речкалов на Чайке и танки подбивал
    1. +4
      Вчера, 11:40
      Цитата: Konnick
      Не то чтобы вредительство, но непонимание тактики штурмовки.

      Это не непонимание. Просто пока делали самолёт, изначально правильные ТТТ уже устарели.
      Как Вы правильно заметили, проектировали Ил-2 из расчёта войсковой ПВО переднего края с пулемётами и немногочисленными МЗА. Что на конец 30-х было нормой. А вот применять Ил-2 пришлось против ПВО, резко усилившейся за годы войны - армейцы обзавелись массовыми 20-мм и даже 37-мм автоматами.
      В общем, Ил-2 на свою войну опоздал.
  10. +3
    Вчера, 10:22
    Между тем список пилотов – героев Великой Отечественной войны – очень велик


    выдающиеся советские летчики не только герои ВОВ-это дважды Герой Совесткого Союза Смушкевич, ГСС Проскуров, Птухин, Пумпур и пр- и не их вина, что они не стали героями еще и ВОВ....
    1. +2
      Вчера, 11:09
      Генерал - майор Раков Василий Иванович - доктор военно-морских наук, профессор тоже был дважды Героем Советского Союза.
      https://topwar.ru/156551-dvazhdy-geroj-sovetskij-letchik-rakov-topil-nemeckie-korabli-i-spasal-sosluzhivcev.html
  11. +1
    Вчера, 11:37
    Справедливости ради, о подвиге упомянутых в статье лётчиков школьникам рассказывали и в 90-е годы, и в начале нулевых.
    1. vet
      0
      Вчера, 11:54
      Ох, в школе и про разные химические формулы рассказывали. Про законы Менделя. Но кто это сейчас помнит? Не показатель. И я, к сожалению, должен признать, что про таких замечательных летчиков, как Попков, Сафонов, Гулаев то ли не знал, то ли забыл.
      1. +3
        Вчера, 12:07
        Я многие формулы помню, и законы Менделя, хотя это к моей деятельности никакого отношения не имеет. Но это факт, что даже при Ельцине о Кожедубе, Маресьеве, Покрышкине, ряде других героев была информация в школьных учебниках истории. Кстати, сам Маресьев как один из руководителей ветеранской организации неоднократно встречался с Ельциным на разного рода торжественных мероприятиях и вполне дружелюбно с ним общался. Есть фотографии.
        1. +1
          Вчера, 20:17
          Кстати, сам Маресьев как один из руководителей ветеранской организации неоднократно встречался с Ельциным на разного рода торжественных мероприятиях и вполне дружелюбно с ним общался.
          На выборах 1996 года он, как председатель совета ветеранов ВОВ, агитировал всех голосовать за ЕБНа. Сломался, бывший "настоящий человек".
  12. 0
    Вчера, 11:50
    На фотографии не И-153. Это И-15. Знать такое надо!
    1. 0
      Вчера, 12:23
      Цитата: ENOTE
      На фотографии не И-153. Это И-15. Знать такое надо!

      Некоторые особенности самолёта-истребителя И-15:
      Аэродинамическая схема — расчалочный полутораплан, верхнее крыло выполнено по схеме "чайка"
      На фото И 15 бис. request
  13. vet
    +1
    Вчера, 11:59
    Ил-2 на свою войну опоздал

    Для меня - новость (без иронии). До сих пор ведь о нем говорят, как о совершенно выдающей боевой машине.
  14. amr
    -2
    Вчера, 13:38
    Ну вообще если быть точным то не просто татари, а Крымский татарин! потому что все татары это разные народы, этносы, а некоторые даже другой расы!!!
    Амет-Хан Султан считал себя крымским татарином, и даже имея 2 звезды героя, это не помешало советской власти депортировать его родителей, как врагов народа! после войны его нескоклкьо раз представляли к 3й звезде героя, так как он был летчиком испытателем, но звезду героя представителю народа предателя не дают!
    1. +5
      Вчера, 13:58
      Брат Амета Имран был 100% предателем, но родителей братьев не репрессировали, поскольку в СССР семьи считались по мужу - то есть, это была дагестанская семья. В Дагестан им и было предложено временно, до конца войны, переехать - оставаться в Крыму им было просто небезопасно, народ был озлоблен. И предательство брата не стало препятствием для награды Амета второй звездой героя. К третьей звезде его не представляли (это перестроечный миф) - после войны Амет-хан беспрепятственно получил два ордена. Об этом будет рассказано в следующей статье.
    2. +2
      Вчера, 14:01
      Цитата: amr
      Амет-Хан Султан считал себя крымским татарином, и даже имея 2 звезды героя, это не помешало советской власти депортировать его родителей, как врагов народа!

      Не совсем так,его родителей никто не депортировал- семья была смешанной,а вот младший брат был арестован,за сотрудничество с немцами,причем сам Амет-Хан Султан и был свидетелем ареста брата,на его глазах арестовали.
      Выдающимся был летчиком,можно поставить в один ряд с Чкаловым,Кожедубом,Покрышкиным
      1. +2
        Вчера, 20:02
        В 1935 году Амет-хан победил на соревнованиях, и получил путёвку в Артек.

        Из предвоенных артековцев вышло не мало героев ВОВ:
        Летчики: Тимур Фрунзе, Амет-хан Султан, Евгений Францев, Илита Даурова и ее муж Харитон Саламов, Владимир Гуляев
        Танкисты: : Анатолий Мельников, Валентина Бархатова,
        Моряки: Георгий Шевченко, Герман Шакиров, Владимир Константинов,
        Пехотинцы: Марионелла (Гуля) Королева, Рубен Руис Ибаррури, Алия Молдагулова, Кетеван Модебадзе, Алексей Диброва, Владимир Аас, Николай Белоусов,
        Артилеристы: Алексей Лярский, Алихан Гагкаев,
        фронтовой корреспондент: Лиля Кара-Стоянова,
        Партизаны: и подпольщики: Иван Туркенич, Володя Дубинин, Витя Коробков, Радик Руднев,
        Фронтовая разведчица 6-ого Гвардейского кавалерийского корпуса , и 83-ей отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады: Мария Стенина.
        На фото АЛЛЕЯ ГЕРОЕВ-АРТЕКОВЦЕВ в Артеке
        1. +2
          Вчера, 20:03
          А на этом фото 1945 года первая послевоенная артековская смена
        2. +1
          Вчера, 21:13
          пионеры, приехавшие в Артек 18 июня 1941 года на стандартные 35-45 дней оказались в самой долгой артековской смене- до января 1945 года.
      2. +1
        Вчера, 21:08
        Его можно поставить в один ряд с Чкаловым,Кожедубом,Покрышкиным

        А сколько вражеских самолетов сбил Чкалов? Думаю. уместней было бы включить в этот ряд первого мужа В. Серовой - республиканского аса гражданской войны в Испании Героя Советского Союза (от 2 марта 1938 года) Анатолия Константинович Серова. (Псевдоним Родриго Матео). На истребителе И-15 произвёл более 180 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.
        Примечание: Анатолий Серов является прототипом лётчика Анатолия Седова, одного из персонажей телесериала «Звезда эпохи» (режиссёр Юрий Кара, 2005 год), которого сыграл Сергей Жигунов.
        Анатолий Серов является прототипом лётчика-испытателя и Героя Советского Союза Анатолия Коврова, одного из персонажей фильма «Любовь Советского Союза» (режиссёры Никита Высоцкий и Илья Лебедев, 2024 год), которого сыграл Кирилл Кузнецов.
        на фото:
        1- Бюст героя в городе Серов.
        2- Бюст героя в городе Краснодаре.
        3- захоронение в кремлеской стене
        4- портрет А.К.Серова на фасаде жилого дома
        5- комбриг А.К.Серов
        1. +1
          Вчера, 21:08
          Анатолий и Валентина Серовы
  15. +4
    Вчера, 17:04
    Если кто помнит, дважды героям Советского Союза полагался бюст на родине. Вот и бюст Амет-хана стоял в центре Алупки. Кому-то особо ретивому, видать, не понравилось и бюст убрали. Причем как... Утром, как ни в чем не бывало, люди идут на работу, а на том месте травка и деревца. Заночь бюст убрали и все следы замели. Люди останавливаются , возмущаются (а среди них были и фронтовики), возникает стихийный митинг (в те-то времена)... Приезжают представители власти, но люди не расходятся, требуют вернуть памятник на место... Вобще, после скандала памятник вернули. Правда не на то место, где он стоял, а чуть в стороне, по дороге к Воронцовскому парку. Вплотную к подпорной стенке, с которой он сливается... Но, тем не менее, памятник этот стоит там и сейчас, а на первоначпльное место потом водрузили Ленина. Вот такая история. Я ее слышал еще в детстве от старожилов, непосредственных участников тех событий. Точнее, от одного старожила и не имею оснований ему не верить. Он был коренной крымчанин (тоже из Алупки (жил на Саре)), после освобождения Крыма его мобилизовали, воевал в разведке, кроме прочих наград имел два ордена Славы.
    1. +2
      Вчера, 17:53
      Сорри за очепятки - писал на ходу.
      1. 0
        Вчера, 23:54
        фото 35 года- , На фото дядя Осман,отец Султан,мать Насибе-и сам Ахмедхан Султан в 15 летнем возрасте....
  16. +1
    Вчера, 21:29
    Ил-2 в первые годы войны нес тяжелые потери,в виду отсутствия бортового стрелка

    ... Крутится, вертится «ил» над горой,
    Крутится, вертится летчик-герой,
    В задней кабине сидит паренек.
    Должность у парня – воздушный стрелок.
    1. +2
      Вчера, 22:36
      Приветствую, Сергей!
      Старинный русский романс 1830 года «Шарф голубой» композитора Николая Алексеевича Титова и поэта Михаила Александровича Маркова был настолько популярен во всех слоях общества, что теперь многие ошибочно считают его народным. А сколько различных интерпретаций он дал, особенно в военные годы.
      Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году поэт Михаил Исаковский написал следующие стихи на известный мотив:
      1
      Лесом, полями — дорогой прямой
      Парень идет на побывку домой.
      Ранили парня, да что за беда?
      Сердце играет, а кровь молода.
      — К свадьбе залечится рана твоя, —
      С шуткой его провожали друзья.
      Песню поет он, довольный судьбой:
      «Крутится, вертится шарф голубой,
      Крутится, вертится, хочет упасть...»
      Ранили парня, да что за напасть?
      Скоро он будет в отцовском дому,
      Выйдут родные навстречу ему;
      Станет его поджидать у ворот
      Та, о которой он песню поет.
      К сердцу ее он прильнет головой...
      «Крутится, вертится шарф голубой...»
      2
      Парень подходит. Нигде никого.
      Горькое горе встречает его.
      Черные трубы над снегом торчат,
      Черные птицы над ними кричат.
      Горькое горе, жестокий удел!-
      Только скворечник один уцелел.
      Только висит над колодцем бадья...
      — Где ж ты, родная деревня моя?
      Где ж эта улица, где ж этот дом,
      Где ж эта девушка, вся в голубом?
      Вышла откуда-то старая мать:
      — Где же, сыночек, тебя принимать?
      Чем же тебя накормить-напоить?
      Где же постель для тебя постелить?
      Всё поразграбили, хату сожгли,
      Настю, невесту, с собой увели...
      3
      В дымной землянке погас огонек,
      Парень в потемках на сено прилег.
      Зимняя ночь холодна и длинна.
      Надо бы спать, да теперь не до сна
      Дума за думой идут чередой:
      — Рано, как видно, пришел я домой;
      Нет мне покоя в родной стороне,
      Сердце мое полыхает в огне;
      Жжет мою душу великая боль.
      Ты не держи меня здесь, не неволь, —
      Эту смертельную муку врагу
      Я ни забыть, ни простить не могу...
      Из темноты отзывается мать:
      — Разве же стану тебя я держать?
      Вижу я, чую, что сердце болит.
      Делай как знаешь, как совесть велит...
      4
      Поле да небо. Безоблачный день.
      Крепко у парня затянут ремень,
      Ловко прилажен походный мешок;
      Свежий хрустит под ногами снежок;
      Вьется и тает махорочный дым, —
      Парень уходит к друзьям боевым.
      Парень уходит — судьба решена,
      Дума одна и дорога одна...
      Глянет назад: в серебристой пыли
      Только скворечник маячит вдали.
      Выйдет на взгорок, посмотрит опять —
      Только уже ничего не видать.
      Дальше и дальше родные края...
      — Настенька, Настенька — песня моя!
      Встретимся ль, нет ли мы снова с тобой?
      «Крутится, вертится шарф голубой...» (с)