Султан Амет-хан. Молодость «Татарского короля» и «Летающего татарина»

Как известно, человеческая память избирательна, число мест «на пьедестале» ограничено, и потому многие герои любой войны остаются в тени более удачливых сослуживцев. Абсолютному большинству наших соотечественников известны лишь два лётчика Великой Отечественной войны – трижды герои Советского Союза Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин.

И. Н. Кожедуб (64 лично сбитых самолёта) на фотографии 1944 г.

А. И. Покрышкин (59 воздушных побед) на фотографии 1942 г.
В советское время благодаря повести Николая Полевого очень известен был Алексей Петрович Маресьев, который воевал с ампутированными ступнями и семь из десяти своих воздушных побед одержал именно после ранения.

Уже получивший звание героя Советского Союза Алексей Маресьев у своего самолёта
Но до недавнего времени советские герои были не в чести у правителей современной России. И потому и о «Повести о настоящем человеке», и о самом Маресьеве помнят сейчас в основном выпускники советских школ.
Между тем список пилотов – героев Великой Отечественной войны – очень велик, достаточно сказать, что некоторые лётчики стали дважды героями Советского Союза, а это звание было очень не просто получить. Вот имена лишь некоторых из них.
Несмотря на слабо выраженный дальтонизм, третьим (после Кожедуба и Покрышкина) по числу воздушных побед стал Григорий Андреевич Речкалов. На его счету 30 сбитых истребителей Ме-109 (первый – уже 22 июня 1941 г.), 5 истребителей FW-190, 2 истребителя Ме-110; 11 бомбардировщиков Ju-87, 5 бомбардировщиков Ju 88, 3 транспортных самолёта Ju 52, 2 бомбардировщика He-111, 2 разведчика Fi 156 и 1 истребитель-корректировщик Hs 126. Сам он, кстати, на основании документов, обнаруженных им уже после войны в одном из архивов, утверждал, что три сбитых им в 1941 году самолёта ошибочно приписали Покрышкину. Это выводит его на второе место по числу одержанных воздушных побед.

Григорий Речкалов
Четвёртым по результативности был Николай Дмитриевич Гулаев (55 лично и 5 в группе), который, кстати, стал также и рекордсменом по коэффициенту эффективности (соотношение воздушных боёв и побед). У Гулаева он составляет 0,82, у Ивана Кожедуба – 0,51, у Эриха Хартмана – 0,4. Лишь за один день 30 мая 1944 года Гулаев сбил 5 вражеских самолётов, 5 июля 1943 и 25 апреля 1944 гг. он сбивал по 4 за день, 7 и 12 июля 1943 и 18 апреля 1944 гг. – по три. Ещё в шести воздушных боях сбивал по два неприятельских самолёта.

Капитан Н. Гулаев в кабине «Аэрокобры», июль 1944 г.
Борис Феоктистович Сафонов стал самым результативным советским пилотом истребителя 1941-1942 гг. (по разным данным – от 20 до 30 побед) и имел все шансы стать лучшим лётчиком Великой Отечественной войны, но погиб 30 мая 1942 года – уже дважды героем Советского Союза и кавалером британского ордена «За выдающиеся лётные заслуги».

Б. Сафонов
Виталий Иванович Попков с позывным «Маэстро» сбил 40 вражеских самолётов, одержав в числе прочих победы над шестым и девятым асами Люфтваффе (Вилли Батц и Херманн Граф).

Виталий Попков
И стал консультантом известного фильма «В бой идут одни старики».
На счету дважды героя Советского Союза Владимира Дмитриевича Лавриненкова 35 лично сбитых самолётов противника и 11 сбитых в группе.

Владимир Лавриненков
Летавший на истребителях «Харрикейн», Як-7Б, Як-1 и Як-9Т дважды герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко в 118 воздушных боях лично сбил 32 самолёта противника и ещё 9 в составе группы.

Иван Степаненко
Но сегодня мы поговорим о другом дважды герое Великой Отечественной войны – Султане Амет-хане, которого специалисты до сих пор часто включают в число лучших лётчиков-истребителей мировой авиации, его портрет есть даже в музее авиасалона Ле Бурже.

Султан Амет-хан в кабине Ла-7, начало 1945 г.
«Герой Советского Союза»
Человек, о котором мы будем говорить в этой статье, родился Крыму (в Алупке) 25 октября 1920 года. Его отец – лакец по национальности (народ, проживающий в Дагестане), по профессии был лудильщиком, но вёл происхождение из аула Цовкра, жители которого издавна славились умением ходить по канату. Вероятно, генетическая память об этом, требовавшем высокой скоординированности, умении, не раз помогала герою статьи одерживать победы в воздушных боях. Матерью стала крымская татарка из крестьян. В документах очень часто герой статьи фигурирует как Султан Амет-хан, однако в свидетельстве о его рождении записано: имя новорождённого – Амет, имя отца – Султан, фамилия отца – Амет-хан. Таким образом, правильно называть его Аметом Султановичем Амет-Ханом.
Отец и мать героя статьи:


Амет-хан с родителями и сыном Станиславом, 1946 г.:

«Своим» Амет-хан был и для дагестанцев, и крымских татар. Первые – традиционно считали национальность по отцу, тем более что на фронте он потом прославился неукоснительным следованием дагестанской традиции – разряжал в воздух обойму пистолета после каждого успешного вылета. Вторые – упирают на «материнскую кровь» и место рождения. Да и в паспорте Амет-хан был записан как татарин. Позже дагестанский поэт Расул Гамзатов попытался выяснить, героем какого народа всё-таки считает себя Амет-хан. Вот что написал он об этом разговоре в книге «Мой Дагестан»:
«Чей же ты?» — спросил я его однажды.
«Я герой не татарский и не лакский, – ответил Амет-Хан. – Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?
Путь в авиацию
Детство и молодость героя статьи – не особенно примечательны. Можно отметить разве что его успехи в национальной борьбе «куреш» (куряш) – на полотенцах, закидываемых на пояс противника.

Куряш на российской марке
В 1935 году Амет-хан даже победил на соревнованиях, устроенных по случаю праздника «Хыдырлез» и получил путёвку в Артек. Увиденный там самолёт на 15-летнего юношу произвёл огромное впечатление и породил интерес к авиации.
Окончив 7 классов средней школы и железнодорожное училище, в 1938 году он начал работать в Симферополе слесарем по ремонту паровозов. Но при этом занимался в симферопольском аэроклубе, поднимался в небо на планере – и получил рекомендацию для поступления в Качинскую военную авиашколу. Учиться в ней он стал после призыва в армию в 1939 году. Вот именно тогда – при оформлении в это учебное заведение, его ошибочно записали по имени отца, и с этого времени в документах он значился как Султан, а его настоящее имя стало фамилией: Султан Амет-хан. Но близкие и друзья (в том числе и однополчане) всегда называли его Аметом.
Отрывок характеристики курсанта Султана Амет-хана:
Отметим, что за 9 месяцев учебы по ускоренному курсу (с марта по декабрь 1939 г.) в воздух Амет-хан поднимался 270 раз.
Закончив учёбу в Качинской авиашколе, в марте 1940 года был направлен в 122 истребительный авиаполк, который размещался в Бобруйске (Могилёвская область). На вооружении этой части стояли истребители И-15 и И-153. Но летом того же 1940 года его перевели в 4-ый авиаполк, относившийся к ВВС Одесского Военного округа.
Начало войны
22 июня 1941 года младший лейтенант уже 4-го истребительного авиаполка Амет-Хан находился в Молдавии – под Кишинёвом. Его боевой машиной был устаревший истребитель И-153, который со второй половины 1940 года часто переоснащали и использовали в качестве лёгкого штурмовика.

И-153
Герой статьи выполнял задания по штурмовке и разведке, к октябрю 1941 года на его счету было уже 130 боевых вылетов. Между тем среднее время жизни советских лётчиков в 1941-1942 гг. составляло 14,5 боевого вылета. Да и позже потери были весьма высоки. Так, согласно данным В. И. Алексеенко, из 44 093 лётчика, что были подготовлены за годы войны, погибли в боях 27 600. Причём самые большие потери несли пилоты истребителей – 11 874. На втором месте – лётчики штурмовиков (7837). Члены экипажей бомбардировщиков – на третьем (6613). Кроме того, погибли 689 лётчиков вспомогательной авиации и 587 пилотов самолётов-разведчиков.
В общем, неудивительно, что уже 5 ноября 1941 г. Амет-хан получил свой первый орден – Красной Звезды. После этого был переведён в Кинешму – для переучивания на пилотирование поступавших по ленд-лизу английских истребителей Hawker Hurricane.

Hawker Hurricane
На этом самолёте Амет-хан и записал на свой счёт первую победу в воздушном бою, причём тараном: 31 мая 1942 года под Ярославлем он атаковал немецкий многоцелевой самолёт Ju-88, на землю упали обе машины, два немецких лётчика погибли, два других – попали в плен, а герой статьи сумел выпрыгнуть с парашютом. Был награждён именными часами и почётной грамотой, затем представлен к ордену Ленина, однако сам он считал, что совершил ошибку, так как ударил вражеский самолёт крылом, и его истребитель буквально застрял между двигателем и фюзеляжем «Юнкерса». Атаковать же, по его мнению, следовало сверху с помощью шасси, после чего был шанс посадить свой самолёт хотя бы «на брюхо».
Эта победа стала для Амет-хана первой, счастливой и знаковой – уже через 2 месяца на его счету было 14 сбитых вражеских самолётов. Появился и свой стиль: при встрече с противником герой статьи стремительно набирал высоту и атаковал с более выгодной позиции. При этом часто он настолько сближался с вражескими самолётами, что мог рассмотреть заклёпки. Другой известный военный лётчик – дважды герой Советского Союза Муса Гареев писал об этом:
А это свидетельство Франсуа де Жоффра – французского лётчика полка «Нормандия-Неман»:
Командующий 8-й воздушной армией Т. Т. Хрюкин даже разрешил герою статьи нарисовать на фюзеляже самолёта орла – такая личная символика в Красной армии была из ряда вон выходящим исключением из правил.
Но сам Амет-хан о своих подвигах рассказывать не любил, а если говорил – то чрезвычайно скупо. Уже после войны его коллега – лётчик-испытатель первого класса Игорь Шелест записал один из таких рассказов героя статьи:
Некоторые пишут, что однополчане и другие лётчики называли Амет-хана «Воздушным львом», но в устах фронтовиков это звучит как-то очень уж пафосно и потому не слишком правдоподобно – скорее всего, данный эпитет был придуман журналистами. Боевые товарищи, если верить Николаю Бодрихину и его книге «Советские асы. Очерки о советских лётчиках», запросто между собой называли героя статьи «Аметкой» (на что тот совершенно не обижался, поскольку и сам спокойно называл своих однополчан кого Сашкой, кого – Васькой). В общем, какой уж тут «воздушный лев»! Более верится в прозвище «Летающий татарин». Или, несколько ироничное – «Татарский царь» (либо – «Татарский король»): здесь явно слышится намек на «хана» и «Султана» в имени и фамилии героя статьи.
В дальнейшем Амет-хан воевал под Воронежем, затем принял участие в воздушных боях в небе над Сталинградом.
В следующей статье мы продолжим рассказ о Султане Амет-хане. Поговорим о знаменитом 9-истребительном авиационном полке («полк асов»), созданном во время Сталинградской битвы по инициативе командующего 8-й воздушной армией Тимофея Хрюкина. О дальнейшем участии героя статьи в Великой Отечественной войне. О его работе лётчиком-испытателем и трагической гибели 1 февраля 1971 года.
Информация