Каким могло быть паровое судно Герона?

14 973 147
Каким могло быть паровое судно Герона?
«Пароход Герона» – рисунок Ангуса Макбрайда


«…или неизвестных новосозданных лютых зверей, или дышащих огненным дыханием, или извергающих клубы дыма…»



Книга Премудрости Соломона, 11:19


Альтернативная история Древнего мира в художественных образах и картинах. Сегодня мы пропустим художественную часть нашего повествования, зато расскажем вам, уважаемые читатели ВО, сразу о двух вещах: возможном облике гипотетического «парохода» Герона и о том, как, если вы того пожелаете, сделать его модель.

Начнём с того, что «турбина» Герона была высокооборотной и могла делать до 3500 оборотов в минуту. Во всяком случае, столько делают Современные макеты Геронова шара, построенные по его чертежам. Значит, гребные колёса на ось шара, которая является одновременно патрубком для подачи в него пара из котла, установить нельзя. А раз так, то и рисунок известного английского иллюстратора Ангуса Макбрайда вряд ли может послужить основой для модели «парохода Герона», поскольку слишком уж он фантастический. Значит, наша задача «убавить фантастики», но зато «добавить реализма». Но вот можно ли это сделать?

В принципе это возможно, если… разместить вращающийся за счёт реактивной силы шар в корпусе судна не поперёк, а вдоль, причём всего на одном патрубке, который одновременно должен являться и осью его вращения. Сама ось должна выходить из шара с противоположной стороны – и вот на ней-то как раз и можно установить бронзовый «червяк», входящий в зацепление с шестерёнкой большого диаметра, надетой на вал гребных колёс. Передаваемое шаром усилие сразу же резко возрастет, так что при таком устройстве паровая турбина по идее вполне могла бы вращать гребные колёса. Хотя, разумеется, тут нужно всё рассчитать. Но как раз этого-то мы делать и не будем, а просто предположим, что данная система будет работоспособна.

Паровой котёл и очаг под ним при этом должны находиться внутри корпуса. Топливом могли бы служить обычные дрова, однако можно предполагать, что в этом случае для интенсификации горения в очаге можно было бы применить искусственное дутьё. Поскольку меха для подачи воздуха в плавильные печи в то время уже давно применялись, а кроме того, горящие дрова вполне можно было бы ещё и поливать каким-нибудь маслом.

Расположенное вдоль колесо эолипила обдавало бы перегретым паром всю палубу. Но при поперечном его расположении зона его воздействия была бы относительно узкой, так что изолировать от него экипаж вполне можно было бы щитами из металлических, скажем, бронзовых листов.

Понятно, что червячная передача работала бы только для движения судна вперёд. В бою, таким образом, античные корабли как раз и таранили друг друга. Но как после тарана, имея на борту такой двигатель, можно было бы отойти назад? Для этого нужно было бы отключить привод гребных колёс, причём не «выключая» сам вращающийся шар. Выполнить это вполне возможно, сделав патрубок подачи пара в шар поворотным, а вал с «червяком» – достаточно длинным и опирающимся на некую, хорошо смазанную маслом опору.

Достаточно было бы повернуть этот вал вместе с шаром влево или вправо, как произошло бы расцепление зубьев нашей червячной передачи, после чего гребные колёса вращаться бы сразу перестали. Правда, для движения задним ходом в этом случае пришлось бы использовать вёсла и гребцов, однако им вполне по силам было бы развить максимально возможный темп гребли и быстро отвести «пароход» от протараненного им корабля, после этого… опять отдыхать – и так до нового тарана. Ну а плавание в обычном режиме вполне могло бы совершаться и под парусами, что чаще всего и бывало, тогда как гребцов обычно использовали в бою.

Конечно, следовало бы придумать, как управлять валом вращающегося шара, сдвигать и надвигать его на шестерню на валу гребных колёс. Но, думается, ничего особо сложного для механиков того времени в этом бы не было. Ведь сделали же они «антикитерский механизм», а уж в нём шестерёнки куда деликатнее, чем те, что могли бы стоять на «пароходе Герона».

Ну а теперь мы расскажем о том, как сделать модель этого гипотетического «парохода», которая может стать и отличным занятием на досуге, и как его результат ничуть не менее интересным сувениром, и… наглядным пособием для кабинета истории. Выпускается же сборная модель «танка Леонардо да Винчи», хотя она в том виде, в каком он его нарисовал, тоже ведь… совершенно неработоспособна.

Начнём с того, что основой для такого корабля в то время вполне могла послужить монера – римский боевой корабль с одним рядом вёсел, каждым из которых гребло по нескольку человек. Основой корпуса такого корабля является полуцилиндр с надставленными бортами, что сильно упрощает изготовление модели.


Остов средней части судна

Изображённая на нашем фото деталь может быть сделана из чего угодно, включая упаковочный картон и нарезанные полоски плотной бумаги. Снаружи остов оклеивается палочками-мешалками для кофе в два ряда с использованием клея ПВА. Затем все внутренние крепления кроме концевых переборок удаляются, после чего корпус изнутри оклеивается полосками шпона шириной 2 мм.


Формы оконечностей из пластилина

Оконечности носа и кормы проще слепить из пластилина, затем заморозить их в холодильнике и, смазав маслом, залить растопленным парафином. Таким образом у нас получатся четыре формы, в которые нужно будет вдавить самополимеризующуюся глину (продаётся в тех же магазинах «Леонардо») и оставить до её полного затвердевания. Готовые оконечности склеиваются друг с другом, после чего приклеиваются к средней части корпуса.


Средняя часть корпуса с оконечностями из самополимеризующейся глины. Хорошо видна внутренняя обшивка корпуса


А это обшивка корпуса рейками снаружи


Покраску обшитого корпуса лучше всего производить «Маслом для дерева с воском»

Такое покрытие позволяет получить очень красивую фактуру и насыщенный цвет!


Паровой котёл – половинка деревянного шарика, покрашенная под бронзу. Очаг – всё та же самополимеризующаяся глина…


А вот так будет выглядеть наша паровая турбина. Баки, трубы от которых идут к топке, могут быть предназначены для жидкого масла


Наш корпус понемногу обрастает деталями…


А вот это… дрова! Тонкие нарезанные веточки!


Главная палуба


Гребные колёса и кожухи гребных колёс


Детали боевых башен, так же как и гребные колеса, вырезаны из полистирола толщиной 1 мм на стенке с ЧПУ. Однако их совсем нетрудно вырезать и из тонкого картона, вплоть до поздравительных открыток и упаковок из-под чая! На готовых башнях полосками шпона имитируют бронзовые листы…


Полностью собранный корпус корабля перед покраской. Обратите внимание на «бронзовые листы» ограждения эолипила и… сложенные возле них дрова


Полностью собранная и покрашенная модель с установленной мачтой и парусами


Вид сверху. Подставка – кусок ДСП, оклеенный полосками шпона. Палубный настил покрыт лаком. Перила и части корпуса – акриловая краска красного и синего цвета


На парусе эмблема – греческая буква «гамма» с крыльями под название корабля – «Герония»

Сами стойки под модель – картонные конусы, вырезанные из упаковки для яиц, залитые эпоксидной смолой и раскрашенные под бронзу. Вёсла – китайские зубочистки. Перила – склеены из реек 2х2 мм. Красивые завитки на носовом фальшборте вырезаны из полистиролового веера, так же как и детали новогодней кареты, о которой здесь уже как-то рассказывалось. Глаза на носу нарисовать от руки представляется делом совершенно невозможным. Но их можно заказать в типографии, где делают термонаклейки, и перевести на место при помощи паяльника, поставленного на самый малый нагрев.

Понятно, что будь это реальный корабль, к нему можно было бы придираться и придираться – и это не так, и другое не… эдак. Но рассматривать его нужно именно как иллюстрацию того, что мы называем «полётом фантазии», не более. Ну а ребятам, когда они будут изучать греческую культуру в рамках школьного учебника и знакомиться с Архимедом, совсем не помешает ещё и увидеть эолипил Герона и даже пофантазировать на тему: «А как бы это мог на самом деле выглядеть его корабль, если бы он всё-таки был бы построен?».
147 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 апреля 2025 05:20
    Недостатки такой турбины видны с первого взгляда: 1. нужна постоянная подпитка воды, соль которой бы быстро забила внутренности шара. 2. Выходящий из сопла пар будет занимать большую площадь, следовательно, подойти близко к турбине будет невозможно. 3. По всей видимости, КПД у такой конструкции не особо-то и большой и не понятно, сможет ли сила пара провернуть лопасти гребного колеса. 4. Подшипники. Это главное. 5. Медный шар, под воздействием температуры долго не протчнет. Одним словом, рабы и дешевле и надежнее wink
    1. Комментарий был удален.
    2. +10
      27 апреля 2025 09:07
      Одним словом, рабы и дешевле и надежнее


      И с ремонтом проблем нет - меняешь узел в сборе и все дела.
    3. +2
      27 апреля 2025 13:03
      Недостатки такой турбины видны с первого взгляда:

      Турбина вращается под действием реакции паровой струи. Далее, не нужно никаких вращений, передач прочих источников снижения КПД, приделать к котлу сопло Лаваля и вперед.
      1. +3
        27 апреля 2025 14:38
        Цитата: Sensor
        Турбина вращается под действием реакции паровой струи
        Вот именно, что вращается. А для этого нужны, как минимум, подшипники!
        Цитата: Sensor
        приделать к котлу сопло Лаваля
        В то время ещё не знали что это такое laughing
        1. +2
          27 апреля 2025 15:32
          Вот именно, что вращается.

          Я к тому, что заставлять крутится котел совсем без надобности чтобы создать движущую силу.
          К тому же сила реакции паровой струи в масштабах модельки очень мала.
          Если не привязываться к истории, то см.
          https://modelist-konstruktor.com/v-mire-modelej/korabl-s-paroreaktivnym-dvigatelem
          Сопло Лаваля появилась при размышлении, как же лодочку заставить плавать шустрее, гептил и меланж вспомнились.
        2. +1
          28 апреля 2025 17:54
          Ну почему не знали? Знали! Протоподшипник описан еще в аристотелевской Μηχανικά;( лат. Mechanica) Первое изобретение, которое можно смело назвать прототипом подшипника качения, принадлежит древнегреческому инженеру Диаду и относится примерно к 330 году до нашей эры. Это была головка осадной вышки для разрушения крепостных стен.
          Диад установил таран на ролики, которые двигались по желобкам, сделанным в основании. Ролики охватывала общая корзина, которая управлялась с помощью канатов, перекинутых сквозь неподвижные блоки. Канаты крепились к концам корзины.
  2. +6
    27 апреля 2025 05:53
    ну как по мне, так и заднюю передачу можно было бы сделать использовав не прямую червячную передачу, а через блок шестерней
    1. +5
      27 апреля 2025 05:56
      Цитата: faiver
      а через блок шестерней

      Тут моего ума не хватило!
      1. +4
        27 апреля 2025 06:03
        но это с учетом современных знаний, скажем будь я попаданцем вполне мог бы сотворить, но вопрос в материалах - деревянные шестерни считай одноразовые, бронза? да и на сколько хватит тех дров?
      2. +3
        27 апреля 2025 08:48
        Спасибо Вячеслав, статья понравилась!
        Модель - классная!!!
        Конечно, следовало бы придумать, как управлять валом вращающегося шара, сдвигать и надвигать его на шестерню на валу гребных колёс.

        А почему не винт «Архимеда»?
        1. +2
          27 апреля 2025 10:13
          Цитата: Коте пане Коханка
          А почему не винт «Архимеда»?

          Колесами красивше... А про винт надо подумать... И как Вы думаете, какой он должен быть длины?
          1. +2
            27 апреля 2025 16:30
            Я бы вам, Калибр, предложил на рассмотрение изготовить еще одну модель гипотетического «парохода» с шаром Герона. Только более простой конструкции. Шар Герона и привод оставить те же, но без червячной передачи. Только пустить его не на водяные колеса и не на винт Архимеда, а через блок шестерней, что позволило бы менять направление движения "взад-вперед" на воздушный пропеллер. Гипотетически создать подобную конструкцию самому Герону при его ижененерных познаниях, думаю было вполне по силам. Да и вам, как моделисту, это было бы намного проще изготовить.
            С уважением.
            PS. для примера
            1. +3
              27 апреля 2025 20:30
              Что нибудь например эдакое
              рис. Гипотетическая модель модель гипотетического «парохода» с шаром Герона и воздушным винтом
              1. +2
                27 апреля 2025 21:55
                Цитата: Ричард
                Что нибудь например эдакое
                рис. Гипотетическая модель модель гипотетического «парохода» с шаром Герона и воздушным винтом

                Воздушные винты тогда были не в моде laughing. Только "хардкор", т.е. "Архимедов винт"! Кстати, в этом случае, можно рассмотреть выползание судов на сушу (шнеки это вполне позволяют) и ведение ими боевых действий в качестве танков laughing!
                Относительно Вашей картинки, предлагаю развернуть винт на 180, будет дуть прямо в паруса. Эффективность приблизительно та же laughing
                С уважением hi
            2. +1
              27 апреля 2025 21:00
              Цитата: Ричард
              проще изготовить.

              Спасибо, Ричард. Идея и впрямь интересная. Но заниматься ей я не буду. Есть ничуть не меньше других интересных моделей и хочется сделать и их...
          2. +1
            27 апреля 2025 20:24
            Цитата: kalibr
            какой он должен быть длины?

            кстати, о птичках... первые винтовые пароходы имели достаточно длинный винт... и как в отношении многих новинок для своего времени, существует легенда, что у одного из пароходов при каких-то обстоятельствах этот длинный винт обломился и стал совсем коротким и вот тут-то судно пошло быстрее... типа, прародитель гребного винта, каким мы его знаем, родился
        2. +10
          27 апреля 2025 11:21
          Потому что нормальный дейдвуд смогли сделать только в 1840х
          И к слову самые первые винты реально представляли собой "Винт Архимеда" то есть шнек. А к более менее соверемнному виду пришли, после того как винтовой катер налетел на мель и потерял большую часть этого самого шнека. После чего скорость внезапно выросла)
          1. +1
            27 апреля 2025 20:58
            Цитата: Старший матрос
            потерял большую часть этого самого шнека. После чего скорость внезапно выросла)

            Читал про этот эпизод...
        3. +2
          27 апреля 2025 14:49
          Цитата: Коте пане Коханка
          Модель - классная!!!

          вот если бы она поплыла!
          1. +1
            27 апреля 2025 20:56
            Цитата: Ольгович
            вот если бы она поплыла!

            Она бы и поплыла, будь размером побольше и если бы оконечности у нее не были из глины. В свое время я сделал для чешского (чехословацкого) журнала "Моделарж" реконструкцию судна "Александрида" - своего рода супердредноут древнего мира. Чехам понравилось и они напечатали материал. Но сделать модель я не мог. Нужны были фигуру атлантов. В масштабе!!! И вот только теперь, 30 лет спустя (если не больше) я смог заказать художнику фигуру атланта, сделать виксинтовую модель и сейчас понемногу их отливаю из бронзированной эпоксидки. Можно попробовать сделать этот корабль плавающим. Интересно... Но не знаю. Стендовые делать легче.
      3. +2
        27 апреля 2025 19:51
        Цитата: kalibr
        Цитата: faiver
        а через блок шестерней

        Тут моего ума не хватило!

        Вопрос...
        Продолжение инобытной истории Древнего Мира Будет ??
        Имею ввиду продолжение истории про пароход Герона, ведь весь смысл в "пароходе" заключался в боевом применении этого "парохода" против флота Рима - для "красоты истории" можно построить даже целую флотилию "пароходов", но что было дальше ?...
        Морская война с Римом, а что на суше ?... Какие морские сражения с флотом Рима ?, какие потери Рима ?, как Рим будет отвечать на морские поражения ? и тд и тп...
        Как повернётся история Древнего Мира после поражения Рима ? или агент Рима украдёт чертежи парохода и Рим построит свой пароходный флот, а через несколько лет испепелит Александрию как и Карфаген ?...
        Вопросов очень много, но шагнув один раз по пути инобытой истории - назад пути нет...
        Со всем моим уважением hi
        1. +2
          27 апреля 2025 20:48
          Цитата: котик-русич
          Имею ввиду продолжение истории про пароход Герона, ведь весь смысл в "пароходе" заключался в боевом применении этого "парохода" против флота Рима - для "красоты истории" можно построить даже целую флотилию "пароходов", но что было дальше ?...

          Дальше непременно будет как раз то, что Вам интересно! Дело не в моей лени или еще в чем-то... Дело в том, что на боевых кораблях Древнего мира было в обычае крепить по бортам щиты. В данном случае это должны быть римские щиты разбитого в Египте легиона. Но... их много и я заказал на них декали. Пока сделали, пока они едут... Вот приедут, оформлю корабль окончательно, сфотографирую особенно качественно... и вот тогда пущу в бой.
          1. +2
            27 апреля 2025 21:44
            Цитата: kalibr

            Дальше непременно будет как раз то, что Вам интересно! .
            Будет ли в следующих сериях инобытной истории - краткий рассказ о составе и структуре флота Рима, как был устроен экипаж боевых кораблей...
            Про сухопутные легионы Рима исписаны тома научных изысканий - про флот Рима, читатели ВО знают что "он был", а каким был флот Рима - ответить могут немногие. И вот хотелось бы в рамках инобытной истории узнать самые основные сведенья про флот Рима.
            hi
            1. 0
              29 апреля 2025 19:59
              Цитата: котик-русич
              Будет ли в следующих сериях инобытной истории - краткий рассказ о составе и структуре флота Рима, как был устроен экипаж боевых кораблей...

              Да, это планируется. Сейчас витаю соответствующую литературу, а художник рисует картинки...
    2. +2
      27 апреля 2025 21:06
      Цитата: faiver
      сопло Лаваля

      Проще использовать поворотные на 180 градусов рукава шара насаженного на турбину. Турбину притормаживают колодками ( на манер когда-то использовавшейся системы стояночного тормоза на кардане автомобиля). Парочка рабов ключами поворачивают рукава на противоположное направление, отпускают тормоз и турбина начинает вращаться в противоположном направлении. Экономия потерь двигателя в трансмиссии.
      1. +1
        29 апреля 2025 20:00
        Цитата: sergeyezhov
        Парочка рабов ключами поворачивают рукава на противоположное направление, отпускают тормоз и турбина начинает вращаться в противоположном направлении.

        Тоже думал так сделать и может быть и сделаю, если материал пойдет в книгу.
    3. +1
      27 апреля 2025 21:46
      Цитата: faiver
      ну как по мне, так и заднюю передачу можно было бы сделать использовав не прямую червячную передачу, а через блок шестерней

      Основной вопрос здесь, по моему мнению, как обеспечить сцепление-расцепление шестерен. Без остановки основной "турбины" в момент переключения разнесет в клочья, хоть дерево, хоть бронзу. Ну или "слижет" sad
  3. +8
    27 апреля 2025 06:05
    Уважаю людей умеющих работать не только головой, но и руками!
    Прикольный кораблик, с интересом почитал статью.
  4. +8
    27 апреля 2025 06:56
    "Захотелось Гиерону
    Сделать новую корону.
    Золота отмерил строго.
    Взял не мало и не много,
    Сколько нужно, в самый раз.
    Ювелиру дал заказ.

    Через месяц Гиерону
    Ювелир принес корону.
    Взял корону Гиерон,
    Оглядел со всех сторон.
    Чистым золотом сверкает...
    Но ведь всякое бывает,
    И добавить серебро
    Можно к золоту хитро,
    А того и хуже - медь
    (Если совесть не иметь)..."
    Вспомнился стишок про Архимеда)) и другого Гиерона
  5. +8
    27 апреля 2025 08:15
    Доброе утро всем! )))
    Не, ребята, как хотите, я не поняла принцип работы, мне нужен чертёж!
    Ну, вот есть шар, и в нем кипит вода. Куда уходит пар? Я этого не вижу! Где то, что должно вращаться под его воздействием? Вот на рисунке Ангуса Макбрайда всё понятно.
    Давайте, объясняйте!
    1. +7
      27 апреля 2025 08:43
      Цитата: депрессант
      Доброе утро всем! )))
      Не, ребята, как хотите, я не поняла принцип работы, мне нужен чертёж!
      Ну, вот есть шар, и в нем кипит вода. Куда уходит пар? Я этого не вижу! Где то, что должно вращаться под его воздействием? Вот на рисунке Ангуса Макбрайда всё понятно.
      Давайте, объясняйте!
      1. +4
        27 апреля 2025 08:54
        Давайте, объясняйте!

        Шар крутится? А вместе с ним вращающие его патрубки для отвода пара? Но не потушат ли они огонь под шаром?
        А штанга, на которой шестерни надеты, приделана к шару жестко и вращается вместе с ним. У шестерней сцепка с большим зубчатым колесом. Они его вращают. Вот я зануда.
        А передача от большого колеса куда идет? Или оно и есть гребное колесо?
        1. +7
          27 апреля 2025 09:37
          Всё же понятно. Котёл трубы передача колёса вода соль по вкусу love
        2. +2
          27 апреля 2025 10:16
          Цитата: депрессант
          А передача от большого колеса куда идет?

          Большая шестерная находится на валу гребных колес!
          1. +5
            27 апреля 2025 13:17
            Необязательно было использовать шар Герона, лучше и проще- цилиндр. При чем вращение может происходить как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.Я бы еще на ось вращения установил маховик. Это стабилизировало бы скорость. Впрочем все это не более чем опоздавшие пожелания Автору, сделавшему, на мой взгляд, прекрасную модель гипотетического «парохода» Герона. По моему тут надо рассматривать не КПД такого парохода, ведь сам Автор честно пишет:
            Понятно, что будь это реальный корабль, к нему можно было бы придираться и придираться – и это не так, и другое не… эдак. Но рассматривать его нужно именно как иллюстрацию того, что мы называем «полётом фантазии», не более.

            а само исполнение этой модели гипотетического «парохода» Герона.
            Тут автору - респект! Я не часто хвалю Шпаковского- но тут без вариантов. Модель высокого качества и высокого полета фантазии!!!
            Скажу более, супруга, до пенсии преподаватель физики и директор школы, сказала что если бы еще работала , то с огромным удовольствием приобрела бы у Шпаковского эту модель гипотетического парового корабля с героновым шаром как наглядное пособие в школьный кабинет физики.
            1. +3
              27 апреля 2025 14:54
              Цитата: Ричард
              лучше и проще- цилиндр
              В шаре давление пара распространяется равномерно, по всей поверхности
              Цитата: Ричард
              наглядное пособие в школьный кабинет физики
              Только вместо дров, поставить лабораторную спиртовку и наглядное пособие готово!
              1. +4
                27 апреля 2025 14:55
                Только вместо дров, поставить спиртовку и наглядное пособие готово!

                Отличный комментарий!!! good
                1. +2
                  27 апреля 2025 15:09
                  Только вместо дров, поставить спиртовку и наглядное пособие готово!

                  Идея хороша, Михель, но так как на этой модели нет вращающихся механизмов и сами механизмы и шар герона сделаны из горючих элементов - лучше будет установить под котлом для имитации очага мерцающий светодиодик.
            2. +2
              27 апреля 2025 20:45
              Цитата: Ричард
              Скажу более, супруга, до пенсии преподаватель физики и директор школы, сказала что если бы еще работала , то с огромным удовольствием приобрела бы у Шпаковского эту модель гипотетического парового корабля с героновым шаром как наглядное пособие в школьный кабинет физики.

              Передайте Вашей уважаемой супруге мою благодарность и скажите, что эта модель-таки попадет: А - или в наш городской музей популярной науки, или... Б - в кабинет физики/истории школы номер 6 города Пензы. Дети это увидят непременно. Не дома же мне его держать...
              1. +2
                27 апреля 2025 21:13
                Спасибо. Обязательно передам.
                Кстати, у нас сегодня в гостях собрались бывшие коллеги жены. А учитель физики прямо "запал" на вашу модель. И просит у вас разрешения использовать ваши фото этой модели на своих уроках в качестве наглядного пособия. Даже образец плаката накидал. Если конечно вы не возражаете? Прошу его великодушно извинить за ошибку в инциалах- его за компьютер дочь пустила на пару минут и он очень торопился. Если вы дадите свое разрпешение - все переделают как положено.
                1. +3
                  27 апреля 2025 21:49
                  А учитель физики прямо "запал" на вашу модель.
                  Когда учитель физики залипает на подобную модель, его стоит отправить на переаттестацию квалификации.
                  Добрый вечер, Дима!
                  1. +4
                    27 апреля 2025 22:34
                    его стоит отправить на переаттестацию

                    Добрый вечер, Антон.
                    Напрасно ты так. Дядька он не плохой. дети его любят. И одно дело просто рассказывать на уроке про шар Герона, и другое показать наглядно как он мог бы быть в то время применен, хоть и чисто гипотетически. Это школьникам будет интересно. Тут я и его и Калибра поддерживаю.
                    1. +2
                      27 апреля 2025 22:44
                      другое показать наглядно как он мог бы быть в то время применен, хоть и чисто гипотетически.
                      В этом случае преподаватели истории должны сделать коллективное сэппуку на общешкольной линейке.
                      1. +2
                        27 апреля 2025 22:50
                        Если бы преподавателем НВП у нас был японец, я бы ему твой совет обязательно бы передал. Причем с огромным удовольствием laughing
                      2. +2
                        27 апреля 2025 22:58
                        Хотя в одной из наших казачьих песен есть и такой куплет laughing
                        «…Взял он саблю, взял он эх, востру
                        И зарезал сам себя.
                        Вот тогда отец поверил, эх, поверил,
                        Что на свете есть любовь. (с)"
                        Надо будет передать фольклеристам - пусть не только поют и танцуют. Из Питера указ пришел. Хочу не хочу , а надо исполнять yes
                      3. +2
                        27 апреля 2025 23:19
                        Возникло два вопроса:
                        1. А преподаватель физики - потомственный казак?
                        2. Из Питера указ пришел
                        Там у вас в станицах до сих пор не знают, что Питер уже больше столетия "не указ"? tongue
                      4. +2
                        28 апреля 2025 00:13
                        преподаватель физики - потомственный казак?

                        Сам он то ли из Саратова, то ли из Воронежа. Приехал сюда по распределению в конце 80-х. Теперь наш. Сын и внуки уже местные.
                        Там у вас в станицах до сих пор не знают, что Питер уже больше столетия "не указ"?

                        Для нас указ. yes Будешь смеятся, но местные так Пятигорск величают.
                      5. +3
                        28 апреля 2025 00:19
                        Будешь смеятся, но местные так Пятигорск величают.
                        Не буду. В связи с тем, что уже четверть века знаю, что "Питером" на Дальнем Востоке Петропавловск-Камчатский называют.
                      6. +2
                        27 апреля 2025 23:28
                        «…Взял он саблю, взял он эх, востру
                        И зарезал сам себя.
                        Вот тогда отец поверил, эх, поверил,
                        Что на свете есть любовь. (с)"

                        Я иногда думаю, что понятие "рифма" придумали евреи, чтобы казакам навредить. laughing
                      7. +2
                        28 апреля 2025 00:18
                        Ты еще азиатских акынов не слышал. laughing
                      8. +2
                        28 апреля 2025 00:30
                        Слышал, нормальный такой рэп, с некоторым колоритом.
                      9. +2
                        27 апреля 2025 23:01
                        Мне с преподавателем НВП явно повезло. Тем паче, что я знал его с шестилетнего возраста.
                  2. +4
                    28 апреля 2025 07:22
                    Цитата: 3x3zsave
                    Когда учитель физики залипает на подобную модель, его стоит отправить на переаттестацию квалификации.

                    Антон! Вы неправы.
                2. +2
                  28 апреля 2025 07:21
                  Доброе утро! Конечно, можно. Я буду только рад. Пусть берет и пользуется всем, чем угодно. Будь Вы поближе я бы вообще продал ему этот корабль за чисто символическую цену. Но посылать почтой такую хрупкую вещь просто невозможно. Да, он прочный, весь на суперклее. Но не для нашей почты, увы.
    2. +5
      27 апреля 2025 09:02
      Куда уходит пар?
      В свисток!
      Доброе утро, Людмила Яковлевна!
      1. +3
        27 апреля 2025 09:35
        Доброе утро

        Доброе утро, Антон!
        Хорошо, когда утро начинается с Вас!
        Ниже объясняю, почему wassat )))
    3. +6
      27 апреля 2025 09:04
      Вот на рисунке Ангуса Макбрайда всё понятно.
      На рисунке Макбрайда не хватает двух обваренных паром тушек: кочегара и кормчего.
      1. +4
        27 апреля 2025 09:21
        двух обваренных паром тушек

        Смеялась так, что падала со стула!!
        .... за это Вам, Антон! good )))
        Давно не веселилась так и хохочу периодическими приступами смеха!
        А начиналось всё серьезней некуда)))
        И, представляете, убрали полагающиеся Вам Чmokи! Ну ВО даёт!
        1. +6
          27 апреля 2025 09:32
          Мало кто знает.
          На самом деле Герон изобретал финскую сауну. Центральное отопление. Самогонный аппарат. Но, получилось как получилось
          1. +3
            27 апреля 2025 09:44
            Самогонный аппарат.
            Я его слепила,
            Из эолепила,
            А потом что было,
            С музами пропила.
            1. +3
              27 апреля 2025 09:59
              Пароход с эолепилом
              Обработаем зубилом -
              Получился аппарат
              Распрекрасней во сто крат
              drinks
              1. +2
                27 апреля 2025 10:34
                Получился аппарат

                Маяковский!!!... Нет, берите круче -- Чуковский и Маршак в одном лице!
                good wassat drinks ))))
                1. +2
                  27 апреля 2025 14:57
                  "Правда, есть еще Асеев Колька - этот может.
                  Хватка у него - моя!" (С) laughing
                  Приветствую.
                  1. +1
                    27 апреля 2025 15:15
                    Приветствую.

                    Это кого?
                    Я тут! )))
                    Про остальных не знаю. Видимо, пошли ваять эолепил.
                    Андрей Борисович, с Вас стихотворенье про торжество эолепила в нынешнем быту.
                    Ту есть подсказка -- сауна и самогонный аппарат )))
                    Слава Герону!
                    1. +2
                      27 апреля 2025 15:18
                      Разумеется Вас лично, Людмила Яковлевна love
                      И всех участников веселого обсуждения.
              2. +5
                27 апреля 2025 14:44
                На корабль с эолепилом
                Мы круиз купили с милым
                гид сторжайше запретил
                посещать эолепил
                Но мой милый был спесив
                Мол у нас "full exclusive"
                Поглазеть туда сходил
                ....Все хозяйство обварил laughing
                1. +2
                  27 апреля 2025 15:10
                  Все хозяйство обварил

                  Дмитрий Васильевич, и Вас тоже сосчитали! Несть счету пламенным поэтам!
                  good drinks wassat )))
                  Смотрите-ка, каков эолепил,
                  Он дар поэта в каждом пробудил!
                  И так из века в век
                  Стих эолепильный
                  Пишет человек...
                  Осталось дождаться Сергея Владимировича с его остро-критическим взглядом, но вот, нет его. Небось, огород копает )))
                  1. +5
                    28 апреля 2025 07:49
                    Меня милый пригласил
                    Посмотреть эолепил.
                    Хороша его машина -
                    Прямо скажем - удивил!
                    Ух ты, ах ты!
                    Все мы катафрахты!
                    Уложили ребятишек,
                    Да подкинули дровишек.
                    Он пыхтит, вращается,
                    До утра старается !
                    Ешкина матрешка -
                    Обожглась немножко!
                    Снова милый пригласил
                    Посмотреть эолепил.
                    Я скажу Герону:
                    "Топай к Ахерону! " laughing
                    1. +3
                      28 апреля 2025 08:28
                      "Топай к Ахерону! "


                      Ванечка, Вы превзошли всех!
                      good drinks hi )))
                      1. +4
                        28 апреля 2025 08:34
                        Цитата: депрессант
                        "Топай к Ахерону! "


                        Ванечка, Вы превзошли всех!
                        good drinks hi )))

                        Муза укусила, а я нынче не привился love
            2. +3
              27 апреля 2025 10:32
              Я его слепила,
              Из эолепила

              Продолжительная овация, прерываемая лишь кряхтением зрителей, упавших с кресел и скрипом их костей при попытках занять своё место, а также стонами ушибленных!
              Кто сумел удержать равновесие, издают истерические крики "Браво!!!"
              Короче, шедевр конструкторской мысли! good drinks wassat ))))
              1. +3
                27 апреля 2025 15:26
                Короче, шедевр конструкторской мысли! wassat

                Совершенно напрасная ирония. Для модели как мог бы с точки Автора выглядеть гипотетический «пароход» Герона очень неплохое исполнение.Тем более изготовление любой модели с нуля, даже такой фантастической требует не только умелых рук но и конструкторского склада ума.
                1. +2
                  27 апреля 2025 15:38
                  Совершенно напрасная ирония

                  Пристыжена и отползаю в тень!
                  Пойду, поплачу над призраком эолепила, коль не дано пощупать наяву crying )))
          2. +2
            27 апреля 2025 18:50
            Цитата: тлауикол
            Самогонный аппарат
            Самогонный аппарат изобрели арабы...
            1. +1
              27 апреля 2025 18:52
              Цитата: Luminman
              Цитата: тлауикол
              Самогонный аппарат
              Самогонный аппарат изобрели арабы...

              Я же не сказал : "изобрёл"
              1. +2
                27 апреля 2025 18:55
                Цитата: тлауикол
                Я же не сказал : "изобрёл"
                А как прикажете это понимать?
                На самом деле Герон изобретал финскую сауну. Центральное отопление. Самогонный аппарат
                1. +2
                  27 апреля 2025 18:58
                  Цитата: Luminman
                  Цитата: тлауикол
                  Я же не сказал : "изобрёл"
                  А как прикажете это понимать?
                  На самом деле Герон изобретал финскую сауну. Центральное отопление. Самогонный аппарат

                  Лопата
        2. +2
          27 апреля 2025 09:48
          День, едва начавшись,
          Прожит мной не зря!
          Не забавы ради,
          Только ползы для!
    4. +3
      27 апреля 2025 10:14
      Цитата: депрессант
      вот есть шар, и в нем кипит вода.

      Вода кипит не в шаре, а котле под ним. Пар идет в шар и выходит из г-образных патрубков.
      1. +2
        27 апреля 2025 10:25
        Пар идет в шар

        Вячеслав Олегович, а как пар попадает в шар, если шар вращается?)))
        1. +2
          27 апреля 2025 10:31
          Цитата: депрессант
          Пар идет в шар

          Вячеслав Олегович, а как пар попадает в шар, если шар вращается?)))

          Г-образные стойки на которых он закреплен (у меня одна такая!) это трубы с уплотнениями. По ним пар из котла идет в шар!
          1. +1
            27 апреля 2025 10:38
            По ним пар из котла идет в шар!

            Вот, наконец дошло!
            Простите меня, пожалуйста, и не бейте больно! love ))))
            1. +1
              27 апреля 2025 10:39
              Цитата: депрессант
              Вот, наконец дошло!

              Да что Вы, Людмила Яковлевна. За что? Не всегда бывает, сразу сообразишь. Знакомое дело...
          2. +1
            27 апреля 2025 21:40
            это трубы с уплотнениями
            Мне вот стало интересно, из чего предлагается сделать уплотнители?
            1. +2
              28 апреля 2025 07:25
              Цитата: 3x3zsave
              уплотнители?

              Горный лен + графит
  6. Комментарий был удален.
  7. +12
    27 апреля 2025 09:04
    В школе я развлекался различными техническими поделками. Одной из них был паровой кораблик – Дредноут (чего мелочиться!). Из консервной банки был спаян бак примерно на 150-200 мл. К баку припаяна изогнутая трубка, нижний конец которой выходил ниже ватерлинии куска доски, изображавшей модель Дредноута. Бак был установлен на некоем подобии жаровни, чтобы не заливало водой и не задувало ветром. В бак заливалась вода, под него клалась таблетка сухого горючего. Когда вода закипала, пар из трубки реагировал с окружающей водой и создавал реактивную силу. Не скажу, что это был глиссер, но по пруду Дредноут ходил вполне себе ничего. Интересный момент. Когда вода выкипала, то в баке создавалось разряжение и он сам засасывал в себя воду. Конструкция была абсолютно безразлична к соли и прочей растворённой в воде мути. Когда я уже закончил школу, Дредноут нашёл мой младший брат. Естественно, что он пошёл испытывать его в том же пруду. К этому времени бак уже почти проржавел, и когда Дредноуд вышел на седину пруда, то бак эффектно взорвался. Это была героическая гибель Дредноута к восторгу глазеющих на это зрелище пацанов.
    Данная конструкция намного проще, чем у Герона. Реализовать её в то время можно было бы без проблем. Только два неясных вопроса: масштабируемость и КПД.
    1. +3
      27 апреля 2025 09:31
      Данная конструкция намного проще, чем у Герона.

      Отлично, Виктор! good drinks )))
      Это мне понятно!
      А перед глазами -- обваренные тушки -- кочегара и кормчего!
      Антон тренд задал на весь день wassat )))
    2. +4
      27 апреля 2025 10:19
      Цитата: Старый электрик
      Интересный момент. Когда вода выкипала, то в баке создавалось разряжение и он сам засасывал в себя воду.

      У меня был такой же катер только со спиралью от холодильника. Шпирицем заливалась внутрь "пусковая вода". А затем спираль сама в себя втягивала порции воды и их же испаряла.
      1. +8
        27 апреля 2025 10:31
        У меня был такой же катер только со спиралью от холодильника. Шпирицем заливалась внутрь "пусковая вода". А затем спираль сама в себя втягивала порции воды и их же испаряла.

        Правильное название - "паропульсивный" движитель.
        На Ютубе можно найти по имени - "pop-pop boat"
        Где-то встречал расчеты по применению такого движителя на реальных судах.
  8. +2
    27 апреля 2025 10:14
    Значит, наша задача «убавить фантастики», но зато «добавить реализма».
    Хорошая задача, жаль только что автор решить ее так и не смог, а всего лишь заменил чужие фантастические идеи своими собственными

    Хотя, разумеется, тут нужно всё рассчитать. Но как раз этого-то мы делать и не будем, а просто предположим, что данная система будет работоспособна.
    Еще рекомендую автору предположить что уголь и пресная вода во время плавания будут периодически падать с небес.
    Но еще лучше сразу предположить что этот двигатель будет работать с автоматически возобновляемым количеством пара (возникающего по волшебству) и не будет требовать подвода теплоты - это значительно упростит постройку воображаемого парохода.
    1. 0
      27 апреля 2025 10:33
      Цитата: Lewww
      уголь и пресная вода

      Все это запасаться может, ведь так? И топливом служит не уголь, а дрова. И работает этот двигатель не постоянно, а только во время морского боя.Внимательнее читать надо статью.
      1. +3
        27 апреля 2025 10:39
        Все это запасаться может, ведь так?
        Зачем чем-то запасаться в альтернативной вселенной, где действуют свои альтернативные законы? laughing
        А в нашей вселенной у этого двигателя эфф. КПД будет около 1% и развиваемой им мощности хватит только на преодоление трения в собственных подшипниках.
        А вы его заставляете шестерни ворочать laughing

        Жду с нетерпением вашу очередную статью где вы опишете свою собственную конструктивную схему вечного двигателя
        Впрочем, видимо в вашей альтернативной вселенной сила сопротивления воды = 0, а трение в шестернях отсутствует
        1. -1
          27 апреля 2025 10:42
          Цитата: Lewww

          Жду с нетерпением вашу очередную статью где вы опишете свою собственную конструктивную схему вечного двигателя

          Тупой у Вас юмор, ТУПОЙ. Но статью про танк Леонардо да Винчи Вы дождетесь. И там будет его устройство, которое абсолютно НЕ РАБОТОСПОСОБНО. И тем не менее все восхищаются его гением. А гений элементарной вещи не увидел в конструкции своего "танка". И тем не менее. Тоже заставлял шестерни ворочать... Но ему можно, да?
          1. +4
            27 апреля 2025 10:50
            Тупой у Вас юмор, ТУПОЙ.
            ну уж какой есть. Но я над этим постоянно работаю laughing
            Но ему можно, да?
            ну да, ему можно - заслужил.
            А Вы то чем лично знамениты, каким научно-техническим изобретением можете похвастаться?
            1. 0
              27 апреля 2025 11:02
              Цитата: Lewww
              А Вы то чем лично знамениты, каким научно-техническим изобретением можете похвастаться?

              См. Интернет. Здесь долго перечислять...да и писалось уже о многом за десять-то лет...
            2. +5
              27 апреля 2025 11:18
              А Вы то чем лично знамениты, каким научно-техническим изобретением можете похвастаться?

              Из реально рабочих у автора - мыльница в качестве корпуса "щеткохода".
              Остальное - или прожекты или "карго-культ". У автора - полное неприятие даже первичных технических расчетов, а от этого - полное непонимание сути технического изобретательства. Хотя фантазия очень неплохо работает, надо отдать должное.
              1. +3
                27 апреля 2025 16:18
                У автора - полное неприятие даже первичных технических расчетов
                я вас умоляю - зачем технические расчеты при сочинении сказок? laughing
              2. +3
                27 апреля 2025 20:37
                Цитата: ИванИванычИванов
                Из реально рабочих у автора

                Я здесь как-то свои авторские свидетельства на промышленные образцы приводил и диплом за разработку наглядного пособия для школ и вузов... но это было давно...
          2. +3
            27 апреля 2025 11:24
            И тем не менее все восхищаются его гением.

            Гением Леонардо восхищаются потому, что он сумел реально придумать новые концепции многих вещей. А что не сумел воплотить"в металле" - это не его вина, а беда. Ну не было тогда необходимых технологий - не доросли.
            Сейчас же все технологии доступны и, то что автор не умеет их применять - это как раз не его беда, но вина. Ведь можно делать элементарные просчеты на уровне эскизного проектирования.
            Леонардо пытался, а Шпаковский - нет.
            1. +5
              27 апреля 2025 16:54
              Леонардо пытался, а Шпаковский - нет.

              Разные задачи. Леонардо изобретал новое, а Вячеслав Олегович популяризирует старое. Вот я, к примеру. О турбине Герона слыхала краем уха. А теперь знаю, как она работает и в какие современные технологии положены идеи Герона.
            2. +2
              27 апреля 2025 20:11
              Цитата: ИванИванычИванов
              а Шпаковский - нет.

              Это Герон - нет. Хотя мог бы...Великий был математик, не то что я.
          3. +5
            27 апреля 2025 12:59
            И там будет его устройство, которое абсолютно НЕ РАБОТОСПОСОБНО. И тем не менее все восхищаются его гением.
            Восхищаются его инженерными предложениями люди, у которых напрочь отсутствует критическое мышление. Вот художником он был гениальным. А всё остальное (кроме танка - ещё и парашют) - полностью неработоспособно. Так, рисунки от нечего делать. Распиарен Леонардо был в XIX веке, когда для объединения Италии потребовался великий универсальный учёный древности, вот гениального художника на эту должность и назначили.
            1. +5
              27 апреля 2025 14:07
              А всё остальное (кроме танка - ещё и парашют) - полностью неработоспособно. Так, рисунки от нечего делать.

              Ну-ну. Нарисуйте от нечего делать концептуально новые вещи. Не получится - человеческий мозг у подавляющего большинства на это не способен в принципе. А попытки воплотить на аутентичном технологическом уровне столь разнородных придумок - вообще возможны только у гениев.
              И у Леонардо есть полностью работоспособные конструкции для технологического уровня его эпохи. Так что и инженером, для своей эпохи, конечно, он был неординарным. Так что - гений - заслуженно. Но опередил свое время, а в то время еще ведьм на кострах жгли и в плоскую землю верили .
              1. +3
                27 апреля 2025 17:11
                И у Леонардо есть полностью работоспособные конструкции для технологического уровня его эпохи.
                А вот с этого места подробнее, пжлст.
                1. 0
                  27 апреля 2025 17:26
                  А вот с этого места подробнее, пжлст.

                  Да ладно. Гуглить не умеете? Учитесь - это полезно.
                  Простой запрос в картинках выдает целую кучу абсолютно работоспособных конструкций - и разговор не про нестандартные для тех времен вещи - парашюты и вертолеты. Понятно дело - сначала надо научиться чертежи читать.
                  1. +1
                    27 апреля 2025 17:30
                    То есть я должен сам искать эти доказательства, поскольку оппоненту лень? А скорее всего, предъявить-то нечего. laughing
                    1. +1
                      27 апреля 2025 17:34
                      То есть я должен сам искать эти доказательства, поскольку оппоненту лень? А скорее всего, предъявить-то нечего.

                      Незнание таких очевидных фактов говорит о бесполезности приведения любых доказательств. Не доказывать же, что вода мокрая в самом деле. Закон Даннинга-Крюгера подтверждает.
                      Трудно просто набрать в гугле - "чертежи Леонардо да Винчи"?
                    2. +2
                      27 апреля 2025 17:38
                      А всё остальное (кроме танка - ещё и парашют) - полностью неработоспособно.

                      Вы выдвинули это постулат - вот и доказывайте
                      То есть я должен сам искать эти доказательства, поскольку оппоненту лень? А скорее всего, предъявить-то нечего.
                    3. +1
                      27 апреля 2025 17:59
                      Для тех, кто не умеет гуглить.
                      Вот первая же картинка по запросу "Чертежи Леонардо да Винчи" - чертежи станковых арбалетов - все полностью работоспособно.
                      1. +2
                        27 апреля 2025 18:20
                        А что тут удивительного? Предложил увеличить арбалет в 20 раз. (Естественно такой фигнёй никто не стал заниматься)Так он уже почти 2000 лет был известен.
                      2. +1
                        27 апреля 2025 18:27
                        И это было востребовано хоть кем-нибудь?
                      3. +2
                        27 апреля 2025 18:38
                        И это было востребовано хоть кем-нибудь?

                        Квадрокоптер узнаете? Концепция от Леонардо. Да, на том технологическом уровне сделать его было невозможно. Вернее возможно, но не полетел бы. А сейчас - получилось. В этом и гениальность.
                      4. +3
                        27 апреля 2025 18:56
                        В его, Леонардо, время возможно было изобрести мартеновскую печь, паровой молот, казнозарядную винтовку с бумажным патроном, телескоп, производство фарфора, пастеризацию, прививку от оспы, наконец.
                        Он не изобрел ничего полезного
                      5. +3
                        27 апреля 2025 20:14
                        Цитата: ИванИванычИванов
                        все полностью работоспособ

                        Такие схемы помещали в свои книги и до него...
            2. +2
              27 апреля 2025 20:12
              Цитата: Авиатор_
              вот гениального художника на эту должность и назначили.

              Вот тут я с Вами полностью согласен!
          4. +2
            27 апреля 2025 16:49
            Но статью про танк Леонардо да Винчи Вы дождетесь. И там будет его устройство, которое абсолютно НЕ РАБОТОСПОСОБНО.

            Это Вы зря. У американцев был цикл фильмов про реконструкцию проектов Леонардо. Танк они сделали, пригласили культуристов крутить ручки и немного проехали и постреляли. Так, что работоспособность подтвердили. Правда он не мог поворачивать и ехал недолго - силы кончились, но ведь - работало!!!!
            1. +2
              27 апреля 2025 18:07
              Вот нашел - сериал Аппараты Да Винчи - в 1 серии делают танк -
              [media=https://vk.com/video-143460619_456241728]
            2. +5
              27 апреля 2025 19:03
              Пользы от такого танка не больше, чем от парахода Герона. Табориты рыдают пацталом
            3. +4
              27 апреля 2025 20:33
              Цитата: ИванИванычИванов
              Так, что работоспособность подтвердили.

              Вы на ЕГО схему посмотрите. По ней колеса будут крутиться в противоположные стороны.
      2. +3
        27 апреля 2025 16:51
        И топливом служит не уголь, а дрова

        Так гораздо хуже - теплотворность угля выше дров в разы, так что дров надо брать больше, чем угля.
        1. +2
          27 апреля 2025 20:16
          Цитата: ИванИванычИванов
          так что дров надо брать больше, чем угля.

          Мне это известно. Но в Древнем Египте (и Риме) углем, каменным, не топили. Использовали только дрова и древесный уголь.
    2. +4
      27 апреля 2025 10:39
      Но еще лучше сразу предположить что этот двигатель будет работать с автоматически возобновляемым количеством пара (возникающего по волшебству) и не будет требовать подвода теплоты - это значительно упростит постройку воображаемого парохода.

      Это точно - "мечтать - так мечтать".
      А в реальности - либо размер котла превысит размеры судна, либо под весом дров оно затонет - турбина - очень неэкономичная штука, особенно такая.
      При данной автором конструкции, этот "корабль" даже с места не сдвинется. - пар быстро кончится.
      1. +5
        27 апреля 2025 11:08
        При данной автором конструкции, этот "корабль" даже с места не сдвинется. - пар быстро кончится.
        в альтернативной вселенной автора сдвинется, в ней сила сопротивления воды = 0 laughing
      2. Комментарий был удален.
  9. +4
    27 апреля 2025 10:52
    Имхо. Древние были не дураки.
    Водяные и ветряные мельницы уже были известны. Римлянам уж так точно.

    Так что как эффективно применять пар - уж точно бы догадались. Паруса ,печи для обжига, и т.д - все перед глазами. Находки показываают, что умели делать и сложные вещи.
    А не просто шарик с клапанами.
    1. +5
      27 апреля 2025 12:06
      Древние были не дураки.

      Любимый лозунг хроноложцев.
      Дураки - не дураки, но все фантазии могут воплотиться только при наличии соответствующих технологий. А вот их - технологий - у древних и не было. А иначе - только "карго-культ" помогает.
      1. +2
        27 апреля 2025 18:39
        Цитата: ИванИванычИванов
        все фантазии могут воплотиться только при наличии соответствующих технологий. А вот их - технологий - у древних и не было
        Скорее, еще не было накоплено достаточных знаний. А уж они-то и рождают технологии...
        1. +4
          27 апреля 2025 18:43
          Скорее, еще не было накоплено достаточных знаний. А уж они рождают технологии...

          Ну тут как первородство яйца и курицы. Из технологий тоже родилось много знаний. Как пример - технология дамаска известна очень давно, а научным знаниям по ней - лет 100 - 150.
          1. +3
            27 апреля 2025 18:47
            Цитата: ИванИванычИванов
            Из технологий тоже родилось много знаний
            Согласен. Как в случае с приведенным здесь выше соплом Лаваля и реактивным движением, идея которых родилась в головах гораздо раньше, чем под них подвели теоретическую базу Лаваль с Ньютоном...
      2. +1
        27 апреля 2025 20:31
        Цитата: ИванИванычИванов
        А вот их - технологий - у древних и не было.

        В гробнице фараона Джосера нашли много и битых и целый сосудов с узким горлышком из алебастра. Есть изображение на стенах как такие сосуды сверлят вручную. И понятно, как сверлят горлышко. Но как через узкое горло высверливали тулово кувшина? У нас нет такой технологии. А у египтян - была!
      3. +2
        27 апреля 2025 20:44
        Мощных знаний - небыло, да.
        Но что цилиндрический бак технологичнее в производстве круглово - уж наверно сообразить сумели бы. (древние самовары, кастрюли, чайники ,тазы, печки -буржуйки как то обычно цилиндрические, а не круглые). И собрать 1-2 изделия для показа ,для приколу - можно былобы.

        По описаниям, единичные изделия, работающие на воде, ветре, вполне успешно делали
    2. +3
      27 апреля 2025 13:52
      Экономика + дубовые головы = 100500 запоротых отличных идей. И древние времена не исключение.
      Тот же товарищ Кулибин жил отнють не в древние времена и застал уже и железный век и металообработку ,однако его предложения по самобеглым коляскам или цепным паромам,которые сами себя тянут против течения раз за разом отправлялись в лес ,потому что до опред.момента ешачок+чувачок были куда более привлекательны для древних (и не очень) буржуев . Не то, чтобы им не нравились все эти светлые идеи и они все как один были мракобесы - но им опррределенно не хотелось платить за долгий творческий поиск впотьмах ,предшествующий устойчивому результату.
      Можно видеть в этом довольно логичное ,если размышлять с точки зрения "теории игр". Это уже потом,когда буржи начали ворочать крупными капиталами ,они могли позволить себе гонку инноваций -но до того момента сама наука во-первых появилась, а во-вторых родился научный подход ,расчеты прочностей-мощностей ,вместо этих бесконечных экспериментов "на глазок".

      Тут оч. показательна стори с "первым российским танком" , я имею ввиду,конечно-же, приснопамятный "Царь-танк" ,случившуюся уже в 20 веке,между прочим. Когда существовали расчеты, уже была и физика и материаловедение и ученых вагоны . А по факту построили здоровенную хрень ,абсолютно непригодную для реального боя. В этом плане, я бы сказал,что древние были реально "Древние были не дураки" -они не стали бы ввязываться в подобную чепуху, предпочитая стабильность .
      1. +2
        27 апреля 2025 17:07
        по факту построили здоровенную хрень ,абсолютно непригодную для реального боя

        Помнится, и немцы построили такую же чудовищную "хрень")))
        И как же Вы правы!
        Кто первый сделал попытку выйти в космическое пространство? Икар!
        Мечта и конструктивная идея всегда опережают время. И если бы не это, вот это мы б летали в космос.
  10. +5
    27 апреля 2025 11:39
    античные корабли как раз и таранили друг друга.
    Часто пишут об этом, но таран на деревянном корабле - неудачная идея. Даже на броненосце лучше этим не заниматься.
  11. +3
    27 апреля 2025 12:42
    Понятно, что будь это реальный корабль, к нему можно было бы придираться и придираться – и это не так, и другое не… эдак. Но рассматривать его нужно именно как иллюстрацию того, что мы называем «полётом фантазии», не более. Ну а ребятам, когда они будут изучать греческую культуру в рамках школьного учебника и знакомиться с Архимедом, совсем не помешает ещё и увидеть эолипил Герона и даже пофантазировать на тему: «А как бы это мог на самом деле выглядеть его корабль, если бы он всё-таки был бы построен?».
    Вот так, с помощью красивых моделей, и впаривают детишкам всякие фантазии насчет античности, архимедов и геронов. А потом из этих детишек, воспринявших фантазии автора как реальности, новые поколения фантазёров вырастают.
    1. +1
      27 апреля 2025 20:25
      Цитата: Seal
      новые поколения фантазёров вырастают.

      Именно! В.И.Ленин считал фантазию качеством величайшей ценности, а он был отнюдь не !
  12. +3
    27 апреля 2025 12:45
    Цитата: Макс1995
    Имхо. Древние были не дураки.
    Сведения, которыми не располагали древние, были очень обширны.
    Марк Твен
  13. +2
    27 апреля 2025 13:20
    Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не ширялось...
  14. +5
    27 апреля 2025 13:36
    В который раз балдею от ваших моделей, Вячеслав ! Красиво ! И статья интересная .
    Что касается самой идеи - кпд такого движителя был бы мал т.к не предусматривал бы высокого давления пара по конструктивным особенностям и из за выбранных материалов и способов их обработки ,доступных в ту эпоху. Также гидродинамическое сопротивление кораблей того времени оставляло желать лучшего и это, учитывая довольно малую мощность ,доступную геронову шару при реалистичных размерах его исполнения , вряд ли дало бы такому судну стоющую внимания скорость , конкурентное преимущество относительно паруса+гребцы вряд ли вообще имело бы место т.к как на вашей модели все равно был бы и парус и гребцы и эта машина и колеса и в итоге гидродинамическое сопротивление было бы еще хуже чем у обычного корабля, при том,что нагруженность была бы больше и в итоге профит от машины со всеми ее недостатками был бы еще меньше.

    Также к гребным колесам у меня масса скепсиса, в военном деле как-то не прижилось и ,насколько мне известно, массово не использовалось (но тут я не буду утверждать что попыток не было) т.к кпд гребного колеса такое - оч. много энергии уходит в пустую и в пустые направления ,а совершенствование этой конструкции на уровне доступных тогда материалов вряд ли дало бы нечто стабильное и ремонтопригодное быстро . Скорее всего забросили бы в самом начале. Если размышлять над движителем - я бы ,вероятно, склонялся к производным архимедова винта т.к куда компактнее, можно организовать большие скорости вращения ,не столь уязвим в боевых условиях и.т.д.
    Но так или иначе подобное судно должно было бы быть реально огромным и весьма дорогим, а способность двигателя подобной конструкции его эффективно тащить вызывает у меня значительный скепсис.
  15. +6
    27 апреля 2025 17:17
    Два главных достижения статьи Вячеслава Олеговича.
    1. В очередной раз подивилась его мастерству в изготовлении моделей.
    2. Вынужденно обратилась к техническому творчеству Герона Александрийского и впала в шоковое состояние!
    Цитирую:
    Он занимался геометрией, механикой, гидростатикой, оптикой. Написал монументальные труды, естественно, опираясь на знания предшественников (Архимеда, Евклида): «Метрику», «Пневматику», «Автоматопоэтику», «Механику», «Катоптрику» (наука о зеркалах), «Об автоматах», «Беллопоэтика» (устройство военных метательных машин) и др.

    Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяжённости дорог (одометр). Был первым программистом - придумал программируемое устройство (вал со штырьками с намотанной на него верёвкой).

    Многие из его работ безвозвратно утеряны из-за пожара в Александрийской библиотеке, те же, что дошли до нас, сохранились благодаря арабским рукописям.

    Какие были люди!
  16. +3
    27 апреля 2025 20:24
    [quote=депрессант]Какие были люди!
    Первое - приятно! Второе как раз и являлось целью. Через интерес к красивому и оригинальному - к узнаванию и постижению нового, кстати растить фантазеров тоже очень важная задача. Некто по имени В.И.Ленин считал фантазию качеством величайшей ценности.
  17. +1
    27 апреля 2025 20:39
    Цитата: kalibr
    Именно! В.И.Ленин считал фантазию качеством величайшей ценности, а он был отнюдь не !
    Вы об этом ?
    Вот вам иллюстрация. Затем о том, что, когда я говорил насчет самого важного, Преображенский и Осинский это доказали, а Ларин это доказал сугубо. Посмотрите, что он сделал. Он обвинял меня и очень весело шутил и смеялся.

    Это выходит у него великолепно, тут его сильная сторона. Если бы эта сильная сторона т. Ларина не была связана с тем, что ему приходится применять ее к государственной работе, тов. Ларин принес бы в тысячу раз больше пользы республике, потому что он человек очень способный и обладает большой фантазией. Эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности, но у тов. Ларина ее маленький избыток. Например, я бы сказал так, что, если бы весь запас фантазии Ларина разделить поровну на все число членов РКП, тогда бы получилось очень хорошо. (Смех, аплодисменты.) А пока мы этой операции сделать не можем, до тех пор государственное, хозяйственное, плановое, экономическое дело предоставить Ларину нельзя; было бы то же самое, что в старом ВСНХ, когда Рыков еще не выздоровел, а работал и подписывался «Ю. Ларин» от имени всего Высовнархоза; было плохо не потому, что т. Ларин проявлял только свои худшие свойства, а наоборот, - лучшие способности, ибо в его преданности и знании дела и тени ни у кого нет сомнения, а дело было поставлено все же неправильно!

    Полагаю, что фамилию Ларин вполне можно заменить на ник Колибр.
    Вот вам иллюстрация. Посмотрите, что он сделал. Он обвинял меня и очень весело шутил и смеялся. Это выходит у него великолепно, тут его сильная сторона. Если бы эта сильная сторона т. Калибра не была связана с тем, что ему приходится применять ее к работе, тов. Калибр принес бы в тысячу раз больше пользы, потому что он человек очень способный и обладает большой фантазией. Эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности, но у тов. Калибра ее маленький избыток. Например, я бы сказал так, что, если бы весь запас фантазии Калибра разделить поровну на все число авторов ВО, считающих себя историками, тогда бы получилось очень хорошо. (Смех, аплодисменты.)
    hi
  18. +2
    27 апреля 2025 21:00
    Цитата: депрессант
    Многие из его работ безвозвратно утеряны из-за пожара в Александрийской библиотеке, те же, что дошли до нас, сохранились благодаря арабским рукописям.
    А каким образом эти "работы" перекочевали в арабские рукописи, если согласно утверждениям историков когда Амр ибн аль-Ас завоевал Александрию, христианский богослов по имени Иоанн Филопон показал ему библиотеку, и Амр ибн аль-Ас пишет халифу Умару письмо с вопросом, что же с ней теперь делать? Утверждается, что халиф отвечает: «Если эти книги не противоречат Корану, они для нас бесполезны, а если противоречат — то они вредны для нас». В итоге Амр ибн аль-Ас отдает рукописи библиотеки в александрийские бани для растопки ими печей, но только через шесть месяцев последняя рукопись была сожжена — настолько огромное количество книг содержала библиотека.
    Впрочем, согласно другим данным от тех же историков ( а может быть от других, но всё же историков) Александрийская библиотека была уничтожена задолго до прихода арабов-мусульман в Египет, и они приводят ссылки на работы таких "авторитетных историков", таких как Аль-Баладури, Ибн аль-Асир и Ибн Халдун. Так в "работах" «Футух аль-Бульдан», (автор аль-Баладури), «Тарих аль-Йакуби», «Тарих Аби Ханифа» и других содержатся некоторые подробности завоевания Александрии, но Александрийская библиотека в них не упоминается ни словом. Почему ? Да потому, что её уже не существовало к тому времени, когда в Египет пришли арабы. Еллинскую ересь сожгли христианские фанатики, а Гипатию Александрийскую, философа-неоплатоника времён поздней античности, математика, астронома и механика, дочь астронома и математика Теона Александрийского, жену неоплатоника Исидора эти фанатики раскромсали на куски раковинами.
  19. +2
    28 апреля 2025 00:42
    Ого! Спасибо за креативную реализацию)) Добавлю: Герон мог додуматься до прямого использования реактивной тяги. Толку от этого, правда, было бы мало. Зато красиво! И даже мог додуматься до гребного винта. Или привода вёсел от своей шайтан-машины
  20. 0
    28 апреля 2025 18:28
    Книга (древнеримский флот) The Roman Navy Ships, Men Warfare 380 BC AD 475 by Michael Paul Pitassi https://dropmefiles.com/bHTvv ссылка через 6 дней протухнет.
    Информация для тех кто очень хочет прочитать, но имеет большие проблемы с английским. Технология перевода от Google значительно улучшилась, ниже не отредактированный фрагмент перевода первого абзаца вступления The Roman Navy
    РИМСКИЙ ФЛОТ или, точнее, военно-морские силы римского государства, чаще всего занимают всего лишь пару абзацев во многих отчетах о римских военных усилиях. Фактически, на протяжении более 800 лет он был неотъемлемой частью вооруженных сил этого римского государства и стал первым в мире «сверхдержавным» флотом. Это был инструмент, с помощью которого Рим добился господства над западным Средиземноморьем, что позволило ему расшириться на окружающие его земли и основать свою империю; именно военно-морские силы позволили римлянам вмешаться и в конечном итоге доминировать над Восточным Средиземноморьем и землями Ближнего Востока. Это была морская кампания и морское сражение, которые установили и обеспечили власть первого из императоров Рима; именно господство флота позволило торговле и экономике империи расти и процветать, свободными от бедствий пиратства и в масштабах, невиданных до двадцатого века. Наконец, именно потеря этого господства стала важнейшим фактором распада и конца Западной Римской империи. Изречение Цицерона о том, что «Хозяин моря неизбежно должен быть хозяином империи» (М. Туллий Цицерон, 106–43 до н. э., Epistolae ad Atticus 10.8.4, existimat enim qui mare teneat eum necesse [esse] rerum potiri), с тех пор подтвердилось в каждой общеевропейской войне. На пике своего развития, во время Пунических войн, флот составлял треть всех римских военных усилий, а во времена империи в среднем составлял чуть больше десятой части.
  21. 0
    29 апреля 2025 20:10
    Цитата: kalibr
    В гробнице фараона Джосера нашли много и битых и целый сосудов с узким горлышком из алебастра. Есть изображение на стенах как такие сосуды сверлят вручную. И понятно, как сверлят горлышко. Но как через узкое горло высверливали тулово кувшина? У нас нет такой технологии. А у египтян - была!
    Опять из серии "лишь бы чего ляпнуть". Что, сами своими ручками никогда мелкими ремонтными работами по дому не занимались ? Ну тогда, прежде чем лупить по клавишам, вы хоть чуть-чуть прочитали бы сперва, что это за зверь такой "алебастр", если до того с ним ни разу не сталкивались. lol
    Вот как и какие из алебастра сейчас делают поделки
    https://rutube.ru/video/91f8a0317595997e877d9f10708000dc/?r=wd
    А вот показано, как в наши дни делают вазу-цилиндр из алебастра.
    https://rutube.ru/video/ba54cc0e6d41f256a91ed8c12038add0/?r=wd
    Точно также нет сейчас никаких проблем отлить кувшинчик из алебастра. hi
    Фантазия есть качество величайшей ценности, но у тов. Калибра ее маленький избыток. Например, я бы сказал так, что, если бы весь запас фантазии Калибра разделить поровну на все число авторов ВО, считающих себя историками, тогда бы получилось очень хорошо. (Смех, аплодисменты.)
    laughing laughing laughing
  22. +1
    30 апреля 2025 10:49
    Цитата: Seal
    А вот показано, как в наши дни делают вазу-цилиндр из алебастра.
    Ну, вазу- цилиндр еще можно сделать, какое-то время она просуществует, если часто не ронять. Но какой смысл делать алебастровый кувшин или иной сосуд с узким горлом ? Ведь алебастр это всего лишь подвид гипса, разновидность природного камня с добавлением минералов, полуводный состав CaSO4•0,5H2O. Узкий носик (узкое горлышко) отколется после первого же падения кувшина (сосуда). В чем смысл ?
  23. 0
    30 апреля 2025 18:02
    Цитата: Минреп
    Ну, вазу- цилиндр еще можно сделать, какое-то время она просуществует, если часто не ронять. Но какой смысл делать алебастровый кувшин или иной сосуд с узким горлом ? Ведь алебастр это всего лишь подвид гипса, разновидность природного камня с добавлением минералов, полуводный состав CaSO4•0,5H2O. Узкий носик (узкое горлышко) отколется после первого же падения кувшина (сосуда). В чем смысл ?
    Это ко мне вопрос ? А я при чём ? Это Вячеслав Шпаковский (Калибр) про сосуд с узким горлышком из алебастра, технология изготовления которого якобы утеряна, нафантазировал. hi