Европейские камикадзе или восточные варвары?

54 014 92
Европейские камикадзе или восточные варвары?

Если спросить у меня, как у автора и как у человека, о том, как я отношусь к вопросам добровольного жертвования собой во имя высшей цели, то, как человек русский, понятно, что отнесусь к этому с пониманием и уважением.

А как не уважать выбор великих предков, старавшихся даже в самой безнадежной ситуации нанести урон противнику? Мы сегодня о таранах и камикадзе, да. Тема в целом поднятая не раз, но сегодня я хотел бы рассмотреть ее через две линзы – Запада и Востока. Обещаю – будет познавательно.



Итак, начнем с воздушного тарана.


Советский таран вовсе не был героическим суицидом, как это сегодня пытаются показать некоторые организмы с той стороны и купленные ими на корню недоумки отечественного розлива. Да, их в борьбе за некую «правду той войны» становится всё больше, но мы ещё повоюем.

Таран — это был довольно сложный прием, основной целью которого являлось уничтожить самолет противника и желательно не угробить свой, потому что за это командование по голове (особенно в начале войны) не гладило. Каждый самолет на счету был, и просто так разменивать никто не разрешал.

Правда, советские лётчики и без того свои машины старались не гробить. Лучший пример – действия Александра Покрышкина, до последнего тащившего из окружения свой подбитый МиГ-3 и сжегшего его, когда стало понятно – с ним не пробиться. А Як-1, с которым мучился Покрышкин, но утащивший из-под носа у противника и отдавший потом в хорошие руки?

Это вам не чудо-пилот Хартманн, который при малейшей угрозе прыгал из самолета.

Огненный таран, как это сделал Гастелло и многие его последователи и предшественники, — это немного другое. Это был выбор — или плен, или смерть, но забрать с собой как можно больше врагов. Высшая степень героизма, выраженная в таком личностном выборе, и больше тут говорить не о чем.

Таран же обычный — это другое. Это действительно сложный маневр, при котором опытный пилот не просто врезался в машину противника, нет. Наоборот, такой летчик старался максимально повредить самолет противника и минимально — свой. Отмечены случаи, когда летчики совершали за бой по два тарана, после чего сажали свои самолёты на аэродроме. На своем аэродроме.

Лучший пример здесь — Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан, который за время войны четырежды брал врага на абордаж, при этом трижды он возвращался на своём самолёте обратно на аэродром.


Кстати, если вы думаете, что звание Героя Советского Союза Ковзан получил за свои тараны – не угадали! Да, его представили в июле 1942 года за три тарана к званию Героя, но в штабе 6-й воздушной армии представление «зарезали» и поменяли на орден Красного Знамени.

Почему так? Всё просто: если ты истребитель, то в соответствии с Уставом должен «максимально эффективно использовать технические возможности своего самолета и его вооружения для нанесения противнику максимального урона». То есть истреблять самолеты противника пушечно-пулеметным огнем.

На каких самолетах Ковзан совершал тараны?

2 – на МиГ-3, 1 – на Як-1, 1 – на Ла-5.


МиГ-3 – самолет очень сложный, и очень многое зависело от его набора вооружения. Пока МиГ-3 Александра Покрышкина был пятиточечным, три из которых были пулеметы Березина калибром 12,7-мм, все было более-менее прилично. Когда крыльевые крупнокалиберные пулеметы были убраны, проблемы начались даже у такого классного бойца, как Покрышкин. Стрекотать ШКАСами по «Юнкерсу-88» – то еще занятие, о чем Покрышкин честно и написал – не получилось.


Як-1 – более серьезный в плане вооружения самолет, чем «обезжиренный» МиГ-3. 20-мм пушка и два пулемета 7,62-мм в носовой части – это более эффективно, чем вооружение МиГ-3.


Ла-5 – самолет, в котором думать о таране не стоит. Но Ковзан был ранен, у него был поврежден глаз, и его стремление уничтожить противника в такой ситуации вполне понятно.

Кстати, в 1944 году, 23 сентября, по ВВС РККА был зачитан приказ за подписями Командующего ВВС Красной Армии Главного маршала авиации Новикова, Член Военного совета ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации Шиманова и Врид. начальника штаба ВВС КА генерал-лейтенанта авиации Кроленко, в котором разъяснялось применение тарана.

«Разъяснить всему летному составу ВВС Красной Армии, что наши истребители имеют отличное мощное современное вооружение и превосходят в летно-тактических данных все существующие типы немецких истребителей. Следовательно, применение «тарана» в воздушном бою с самолетами противника, имеющими более низкие летные качества, нецелесообразно, поэтому «таран» надо применять только в исключительных случаях и как крайнюю меру».

То есть, в 1944 году командование ВВС РККА было озабочено потерями летного состава и боевой техники в результате таранов. И настоятельно рекомендовало применять таран только в крайних случаях.

Очень логично. Таранов реально стало меньше, но их практиковали до 1945 года, особенно когда началась война с Японией. Японцы в 1945 году вовсю применяли тактику камикадзе, так что наши ответили тем же.

Что касается Бориса Ивановича Ковзана, то звание Героя Советского Союза он получил в 1943 году. Но не за четыре тарана, а за сбитые самолеты противника. Всего за годы войны Ковзан совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолётов, из них один в группе.

Да, вот самое время поговорить о японцах. О камикадзе.


1944 год. Япония терпит одно поражение за другим. Атолл Мидуэй, остров Сайпан, залив Лейте.


Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, человек довольно своеобразного склада ума и психики, принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-смертников. Ониси заявил:

«Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой «Зеро» на американский авианосец».

Ониси стал известен как «отец камикадзе».

Еще одно его высказывание:

«Пожертвовав жизнями 20 миллионов японцев в специальных атаках, мы добьёмся безусловной победы».

Да, сейчас многие проведут параллели с «тотальной войной», объявленной Гитлером в 1945 году, действительно, сходство есть.

По данным японского историка Хацухо Найто, в атаках камикадзе в 1944-1945 годах погибло 2525 морских и 1388 армейских лётчиков. Был ли должный эффект от такого уничтожения 16 авиационных полков Японии того времени?

Японские военные заявили гибель от атак камикадзе 81 корабля и повреждение 195 кораблей. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. То есть 14 летчиков на корабль по японской версии или 12 по американской. В любом случае, потопление/повреждение одного американского корабля обходилось в полноценную эскадрилью личного состава ВВС императорской армии и флота Японии.


Да, был еще психологический момент от этих атак. И американские военные действительно поняли, что если придется захватывать Японские острова, там будет очень жарко в плане потерь. Потому в ход пошли сперва атомные бомбы, а когда они не оказали нужного эффекта, в ход пошел Советский Союз. И на этом Япония капитулировала.

В общем, разница видна невооруженным глазом. Конечно, психология русского человека изрядно отличается от японца, это ясно и понятно. За японца решало его командование, сказав: «Пойди и умри за Японию!». И японцы шли и умирали. И лучшая картинка к этому – соотношение потерь американцев и японцев во время операций по освобождению захваченных японцами территорий. Японские бойцы действительно умирали как-то… бездумно.

У нас тоже было «За Родину!», вот только разница была в том, что да, умереть за Родину были готовы, но, судя по итогам, предпочитали, чтобы умирал противник. И тут можно говорить всё, что угодно (а некоторые и говорят), но факты — штука упрямая. Тараны у нас были частым явлением в начале войны, но уже к концу сильно сократились. Незачем было, и так ломили.

И самое главное — на тараны наши летчики шли не по приказу. По личному выбору, принимая решение самостоятельно. Потому — понимаем, принимаем, уважаем и преклоняемся.

Камикадзе… Ну тут иначе. Не уважать поступок японского летчика, прорвавшегося через истребители и огонь корабельной ПВО, нельзя. Он так трактовал свой долг перед страной, так работала его голова вместе с душой. И в камикадзе-то никого не гнали, в отличие от Германии образца 1945 года, в Японии камикадзе все были добровольцами. Ониси предложил умереть таким образом, летчики согласились. Уважаю, даже в чем-то понимаю. Принять – увы.


Помогли камикадзе отстоять территории? Уничтожить американский флот? Сдержать продвижение американцев и союзников? Нет. Просто Ониси не видел другого выхода, как начать сжигать в огне войны всех летчиков ради достижения весьма призрачных целей.

Кстати, сам Ониси почему-то не спешил сесть в кабину самолета-камикадзе. Очень даже спокойно так сидел в Токио и только после Указа о капитуляции Японии устроил 15 августа себе сэппуку, да еще и отказавшись от помощи ассистента (это который голову сносит, дабы избавить от мучений), промучившись в агонии почти 12 часов. Ну, в общем, как есть позер. Но страстно желавший уничтожить 20 миллионов японцев во имя высшей цели.

Вот такой у нас Восток. Мы же исторически как-то вот и Восток, и Запад, всего понемногу, такое среднее арифметическое, если хотите. И различия между нами и японцами есть.

Так, а что у нас там с Западом, как насчет господ благородных рыцарей, как у них в этом плане?

А у них полный порядок. Немного о Германии. Несмотря на то, что дела германские к 1945 году ничем не отличались от дел японских, то есть трещало всё по швам, таких вот примеров самопожертвования не наблюдалось.

Более того, несмотря на призывы Геббельса к самопожертвованию во имя Рейха (вот не будем Германию полоскать, хорошо?), желающих сделать это особо не наблюдалось. Да, было создано специальное подразделение смертников, которые должны были таранами уничтожать американские и британские бомбардировщики. И что?

И ничего.

Достоверно не зафиксировано ни одного таранного удара в исполнении летчиков Люфтваффе. НИ ОДНОГО. Все эти примеры (не больше десятка, кстати) выдуманы либо британцами, либо нашими любителями лизнуть орла-с-венком-и-солнцем. Доказательств полно, но мы о них поговорим в более грязной теме, здесь им не место. Достаточно того, что в среде российской либеральной интеллигенции достаточно тех, кому нравится выдумывать подвиги немцам. И выдумывают же!

Но если смотреть серьезные документы, то вот они не зафиксировали ни одного тарана в исполнении немецких летчиков. Да, общеизвестно, что храбрые пилоты Люфтваффе и в лобовые атаки ходили с большой неохотой, а уж выходили из них и вовсе как наскипидаренные.

Парадокс, и это при том, что уровень подготовки летного состава Люфтваффе был очень высоким до 1943 года. А вот кишка была тонка, и это подтверждается кучей мемуаров, воспоминаний, протоколов допросов немецких летчиков, попавших в наш плен. И на этом ставим точку.

И тут вопрос не только к лётчикам, оно в принципе весь Вермахт навоевался к 1944 году. А в 1945 всё просто посыпалось под ударами РККА и рухнуло.

Ну и вот у нас на закуску господа британцы…


И здесь у нас не тараны, этим англичане тоже не блистали. Опять же были «британские тараны» самолетов-снарядов «Фау-1», но это были не тараны от слова «совсем». Британский летчик подводил свой самолет к летящей «Фау», своим крылом, подведенным под крыло немецкой штуковины, переворачивал «Фау», гироскопы слетали, самолет-снаряд терял ориентацию и падал. Как на мой взгляд – развлекуха чистейшей воды, «Фау-1» вполне нормально уничтожались пулеметами калибра 7,62-мм. Демонстрация молодецкой удали и умения владения самолетом – вот что есть на деле «британский таран».

А вот камикадзе у британцев были.

Всё началось в 1940 году, после «блестящей» англо-французской кампании, в результате которой у Германии появились аэродромы и базы подводных лодок на Атлантическом побережье.

Учитывая, что немцы прекрасно знали, насколько Британия зависит от поставок из США, Канады и колоний, особенно в плане продовольствия и стратегических материалов, неудивительно, что, как и в Первую Мировую войну, немцы решили устроить британцам «веселую жизнь».

Аэродром Бордо-Мериньяк принял к себе Focke-Wulf Fw.200 «Condor» из состава 40-й бомбардировочной эскадры KG.40. Отсюда «Кондоры», которых Черчилль назвал «Бичом Атлантики», могли вылетать на патрулирование акватории Атлантического океана, обнаруживать конвои и наводить на них стаи немецких подводных лодок.


Впрочем, «Кондоры» и сами неплохо справлялись с работой бомбардировщиков: с июня 1940 года по февраль 1941 года ими было потоплено более 40 грузовых судов общим водоизмещением около 365 000 тонн.

Так как Британия перед Второй мировой имела не так много полноценных авианосцев (9 вместе с кораблями еще Первой мировой войны), а к 1942 году три уже были потоплены, плюс два ушли на дно в 1942-м, ситуация была так себе.

Усиление корабельной ПВО не решало проблемы, потому что, во-первых, требовало огромного количества стволов, а во-вторых, «Кондор» спокойно мог летать на высоте 5–6 км, куда автоматы 20–40-мм просто не достреливали, не говоря уже о том, что самолет на такой высоте обнаружить не так-то просто. Плюс у «Кондора» был свой локатор «Хоэнтвилль», благодаря чему экипаж самолета мог обнаруживать корабли с безопасного для себя расстояния.

В целом же, британцы не рвались вооружать свои торговые суда по полной программе, обычно это ограничивалось 1 орудием 102-мм (зачастую старой модели), 1-2 зенитными автоматами или того проще – пулеметами. В общем, если отбиться от подводной лодки, у которой закончились торпеды, еще как-то было можно, то вот от самолета более чем сомнительно.

Собственно, потому «Кондоры» так и беспредельничали в Атлантике: слишком много преимуществ перед торговым судном имел этот выдающийся самолёт.


Кому пришла в голову такая светлая идея, британцы, кстати, молчат. Долго искал, признаюсь, не нашел пока. Но в чью-то голову (явно не летчика, а какого-то лорда) пришла идея, выродившаяся в создание так называемых «Торговых авианосцев»: CAM (catapult aircraft merchant (ship)) и МАС (merchant aircraft carrier).


Первые — просто прелесть! САМ представляли собой обычные грузовые корабли, на которых монтировалась катапульта с самолётом. Этим самолётом стал «Харрикейн» первой серии. Ну, он вроде как прочный (правда, первый экземпляр на испытаниях развалился при первом старте и убил лётчика), недорогой и всё такое.

Корабли оборудовали простейшей ферменной катапультой и такой же системой запуска самолетов при помощи порохового ускорителя.


Самолеты получили прозвище «Харрикэт» или «Катафайтер». Интересный момент: летчики для катапультных истребителей на торговые суда направлялись из Королевских ВВС, а на военных судах «Катафайтеры» поднимали в воздух морские пилоты Королевского флота.

Однако вот еще вам пример рыцарского отношения: корабли данных классов в составе ВМФ не служили и считались частью торгового флота. В связи с этим Адмиралтейство не афишировало их существование и деятельность, а вот каково было военным пилотам на гражданском судне и каким бы они в случае чего пользовались статусом — вопрос…

Итак, идет конвой, сигнальщики или радиометристы обнаружили вражеские самолеты. Дана команда на старт, «Харрикат» взлетает… в один конец. Сами понимаете, что у корабля нет полетной палубы, самолет принимать некуда. Значит, после отражения атаки этот старый «Харрикат» либо направляется в сторону берега и там садится, либо булькает в воду. А пилот обязан отстегнуться, открыть фонарь, выбросить надувную лодку, выпрыгнуть сам, как-то найти свою лодочку и в ней ждать, пока подберут свои. Занятые, если что, отражением воздушной атаки.

Ладно, если это Атлантика в ее центральной части и не зимой. Но «Харрикейны» были на кораблях в составе полярных конвоев в СССР…


Да, кстати, такой еще нюанс: ускорители могли вытолкнуть с катапульты самолет максимальным весом около 3400 кг. Нормальный взлетный вес обычного «Харрикейна», без усилений, составлял около 3000 кг, так что о подвесных баках и прочих удовольствиях можно было не мечтать. Учитывая еще необходимость брать на борт спасательный набор – так себе перспектива.


Наверное, именно поэтому летчики САМ совершили всего 9 боевых вылетов. Всего было переоборудовано в САМ 27 судов, но, увы, почему-то эффективность этих кораблей оказалась так себе. Да, по британским данным, летчики САМ сбили 7 «Кондоров» и 4 Не-111 за девять вылетов, и это, возможно, дорогого стоило, но переоборудование 27 судов в САМ, из которых, кстати, немцы потопили 10, явно обошлось дороже.

Второй тип торговых авианосцев, МАС, являлись кораблями с надстроенной поверх корпуса полетной палубой без ангара и могли принимать самолёты после вылета. Задачи оставались теми же.


В целом, конечно, идея была… идеей. Когда 3 августа 1941 года экипаж «Кондора» в Атлантических просторах нашел конвой SL-81, шедший из Сьерра-Леоне в Британию, он никак не мог предполагать, что ему навстречу вылетит «Харрикат». А он вылетел, запущенный с корабля «Маplin», под управлением лейтенанта Роберта Эверетта. И сбил «Кондора», экипаж которого просто не был готов к такому развитию событий. Это был первый случай, когда «Харрикат» сбил немецкий самолет над морем.

А что Эверетт? Начал тонуть вместе с самолетом. Немцы опомнились и прилично наделали дырок в британском перехватчике. И Эверетт решил приводниться. А самолет камнем пошел на дно, и бравый лейтенант смог выбраться из кабины на глубине почти 10 метров. Выплыл и был подобран своими, хотя всё могло бы быть и более трагично.

За это лейтенант Эверетт был награжден орденом «За выдающиеся заслуги». Да, эта награда выдается в Британской армии и флоте офицерам от майора и выше, но Эверетта награждал сам король Георг VI, а короли, сами понимаете, выше условностей.

А через пять месяцев после своей удачной атаки и волшебного спасения, 26 января 1942 года, капитан-лейтенант Роберт Эверетт, вылетев на задание с базы «Heron II», погиб в результате крушения своего самолета на пляже близ Королевской военно-морской авиабазы Чарлтон-Хоторн.

В апреле 1942 года CAM-корабль впервые сопровождал конвой PQ-14, направлявшийся в порты Советского Союза. В этом походе летчик «Харрикэта» сбил Ju.88, но его самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии, летчик погиб.

В общем, как видите, не получилось. Идея камикадзе на британский лад не получила признания у самих камикадзе. Действительно, как-то в 1942 году садиться в кабину самолета, выпущенного в 1936 году, немножко укрепленного, чтобы лететь в никуда, — это как-то не по-джентльменски.

Всего было построено 50 штук Sea Hurricane IA и 340 штук Sea Hurricane IВ. То есть 390 самолетов и, скорее всего, около 200 летчиков привлекли. Самолеты-то расходный материал в этом случае. И в результате – 9 боевых вылетов.


В целом, надо подытожить, что с самопожертвованием у господ культурных европейцев было несколько не так, как у восточных варваров. Точнее, совсем никак. Не принято было идти в лобовую, таранить противника, когда закончились патроны, направлять свой подбитый горящий самолет на позиции противника или в его корабль. Как-то это не укладывалось в головах европейцев, не важно, немцев, британцев, французов, итальянцев.

Но идея с катапультными камикадзе тоже не смотрится рыцарски-европейски. Честно признаем, что выжить там было немного шансов, и не потому, что садиться надо было на воду (а температура ее разная, в Северном море одна, в Средиземном другая, плюс акулы), а потому, что, выполнив задание, надо было лететь поближе к своим. Ведь плюхаться в воду надо было рядом со своими кораблями, дабы успели выловить. А в бою кто там будет смотреть, что за самолет ломится к кораблю? Кто с километра в запарке точно определит, свой или чужой?

Кстати, в конвое PQ-14 именно так летчик и погиб – свои отстрелялись по полной программе в горячке боя. Претензии – да какие могут быть претензии, когда торпедоносцы атакуют…


Знаете, честно говоря, какое-то странное ощущение вызывает прочтение всей этой информации. Вот они нас варварами называли. А себя такими возвышенными, с высокими и чистыми идеалами. Воюющими по законам рыцарской чести, которые неведомы варварам с Востока.

Читал у британцев (вообще гнилая напрочь нация, причем генетически прогнили, на уровне ДНК), каким жестоким и плохим человеком был Покрышкин. Ведомых терял. Сбитого немецкого аса расстрелял в воздухе, когда тот на парашюте спасался. Да, Покрышкин потерял своего ведомого Березкина. В бою над Кубанью, где немцев было вдвое против наших. А то, что какой-то немец расстрелял Березкина, который тоже выпрыгнул с парашютом, видели на земле. И рассказали.

И простите, с какого Александру Ивановичу жалеть немца? Оправдан, знаете, по всем пунктам. Не было у нас войны по рыцарским законам, и нечего об этом говорить. А вот про то, как союзники уморили почти миллион немецких военнопленных в своих лагерях голодом, — об этом написано много. Немцами, которые выжили.

Знаете, это вот позерское рыцарство, война в белых перчатках (тут уместно еще вспомнить, как цивилизованные немцы, французы и британцы травили друг друга газами под Ипром и Марной) — это как-то совсем не для нас. Годы после войны это только подтвердили. Таран — это варварство? Да не вопрос. А как оценивать то, о чем было написано выше в адрес европейских «рыцарей»? Наверное, лучшим термином будет трусость. Ну и доминирующий инстинкт самосохранения.

И мы сегодня наблюдаем за тем, как все это умножилось у господ европейцев и превратило их в непонятную субстанцию. Но какое, скажем, нам до этого дело, если события последних трех лет явно свидетельствуют о том, что тот дух, который бросал наших предков на пулеметы и вражеские самолеты, он никуда не делся? И как Европа вообще собирается воевать с Россией, кроме снабжения ВСУ? Это, конечно, тема отдельного повествования и анализа, но если 80 лет назад те же немцы и британцы не являли собой образцов высокого духа за редким исключением, о чем мы будем говорить сегодня?

Наверное, о том, что быть восточным варваром намного более почётно, чем западноевропейским «рыцарем».
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    21 апреля 2025 06:37
    Очень прошу прощения, но это просто какой то бессвязный поток сознания!
    1. +11
      21 апреля 2025 09:37
      Скажем так, автор попытался систематизировать такое сложное явление, как атаки в условиях повышенной опасности. Вышло не очень, но он попытался. Не могу согласиться с автором в оценке адмирала Ониси Такидзиро. За время службы, он не единожды демонстрировал, как личную смелость, так и смелость командира. Да и сам способ, которым он совершил сэпукку, говорит о смелости. Тут еще можно поспорить, кто из них смелее, Такидизиро или Матоме Угаки? Вообще, надо отметить, что японских адмиралов погибло много, по разным причинам. В отличии от генерал, которые много говорили о силе духа и т.д., но вот на встречу с богиней Аматерасу, как-то не спешили.
      1. +5
        21 апреля 2025 14:44
        Автор попытался сделать анализ... но сильно заносило на поворотах в итоге застрял. Может стоит переписать статью? Добавить про американцев, итальянцев, финнов, китайцев... разделить по ТВД... убрать словоблудие, тема хорошая, годная, но пока до-конца не раскрытая. good
        1. +3
          21 апреля 2025 15:03
          В общем да, но в том варианте, который вы предлагаете - это потянет на книгу.
    2. -2
      21 апреля 2025 21:40
      Полностью с Вами согласен, все так изложено, что может школьник и воспримет за правду... Или Роман Скоморохов решил попробовать в статье ИИ??? Тогда понятно все
    3. -3
      22 апреля 2025 14:51
      Всё толково и понятно изложено. Тем кто не может сосредоточиться, сочувствую. Те кто не согласен с выводами- идеологические враги.
  2. +1
    21 апреля 2025 06:41
    Цитата: Роман Скоморохов
    Несмотря на то, что дела германские к 1945 году ничем не отличались от дел японских, то есть трещало всё по швам, таких вот примеров самопожертвования не наблюдалось
    Ну как же это не наблюдалось? При Люфтваффе даже было создано целое подразделение летчиков-смертников, которые направляли свои самолёты на мосты через Одер, когда его форсировала Красная Армия. Ещё была подготовлена группа пилотов-смертников для управления ФАУ-1, но по каким-то причинам использована не была
    1. +4
      21 апреля 2025 06:58
      А есть доеументально подтвержденные факты того, что специально немцы направляли самолеты на мосты? Фото, в воспоминаниях может? Одно дело издать такой приказ, другое исполнить.
      1. -1
        21 апреля 2025 06:59
        Цитата: Андрей ВОВ
        А есть доеументально подтвержденные факты того, что специально немцы направляли самолеты на мосты?
        Про документы ничего не скажу. Как-то читал статью на эту тему
    2. +15
      21 апреля 2025 07:10
      Как на мой взгляд – развлекуха чистейшей воды, «Фау-1» вполне нормально уничтожались пулеметами калибра 7,62-мм.
      Автор ошибается, БЧ «Фау-1» весом в 700-1000 очень так нехило детонировала от обстрела, а с учётом того что винтовочный калибр пулемётов вынуждал обстреливать самолёт -снаряд с близкого расстояния, то было потеряно несколько самолётов от подрыва.
      1. +1
        21 апреля 2025 15:52
        Цитата: Владимир_2У
        Автор ошибается, БЧ «Фау-1» весом в 700-1000 очень так нехило детонировала от обстрела, а с учётом того что винтовочный калибр пулемётов вынуждал обстреливать самолёт -снаряд с близкого расстояния, то было потеряно несколько самолётов от подрыва.

        Безусловно. Пробовали сбивать с дальних, относительно безопасных дистанций - результат неудовлетворительный. Снайперов такого класса не оказалось, зачастую весь боекомплект уходил без результата. Так что приходилось подходить поближе на 150-200 м. и влетать на скорости 650-700 км/ч во взрыв 700-1000кг боеголовки. За сколько там такое расстояние на такой скорости проходится? А учитывая, что большинство перехватов проходило над Каналом... служба спасения у бритов хорошо была поставлена, но все таки Ла-Манш не Черное море в июле.
      2. +1
        23 апреля 2025 17:54
        Согласен с тем, что стрелять из пулемета по бомбе весом в тонну - так себе развлечение))). Ну и про калибр пулеметов. В основном с «Фау-1» воевали британцы. У них не 7,62 мм калибром были пулеметы, а под британский 0,303” (7,7 мм). К тому-же, все эти полеталки против Фау были уже в конце войны, когда на всех британских истребителях стояли уже отличные 20-мм пушки. Для борьбы с самолетами снарядами применяли в основном самые современные самолеты, Темпесты, Спиты последних серий и даже Gloster Meteor.
        1. 0
          23 апреля 2025 18:05
          Цитата: Sancheas
          К тому-же, все эти полеталки против Фау были уже в конце войны, когда на всех британских истребителях стояли уже отличные 20-мм пушки.

          Но тонна есть тонна, и "Спиты" даже с 20-ками опрокидывали, а не обстреливали.
    3. +3
      21 апреля 2025 10:14
      Цитата: Голландец Михель
      При Люфтваффе даже было создано целое подразделение летчиков-смертников

      да, была программа, не очень успешная, по свидетельству историка Энтони Бивера, у немцев самоубийцы сумели только разрушить железнодорожный мост на Кюстрин через Одер, а жертвами бесполезных атак стали 35 лётчиков со своими самолётами.

      Нельзя отрицать и лобовые тараны, которых немцы , в большинстве,конечно, избегали, но были и состоявшиеся, когда не отвернул никто. Читал даже, что наш летчик после такого жив остался..
    4. 0
      21 апреля 2025 11:01
      Да и " Раммягеры" Таранить должны были в крайнем случае, а вменялось им идти напролом к бомберам, благо у 190 было из чего стрелять
    5. +6
      21 апреля 2025 12:05
      Цитата: Голландец Михель
      При Люфтваффе даже было создано целое подразделение летчиков-смертников, которые направляли свои самолёты на мосты через Одер, когда его форсировала Красная Армия.

      А летали они, часом, не на "Мистелях"? Если да, то это не камикадзе, а пилоты самолёта управления тяжёлого БПЛА: в сцепке "Мистеля" верхний пилотируемый самолёт должен был довести нижний беспилотный до точки пуска, нацелить нижний на цель и отцепиться, уходя домой.
    6. Комментарий был удален.
    7. 0
      23 апреля 2025 04:26
      Таки и свои самолёты?Не были они смертниками...И не самолёты,точнее не свои самолёты они направляли на мосты через Одер.
      Да,Ханна Райч предлагала из Fi-103 сделать что-то типа самолёта-снаряда,который направлялся бы пилотом на бомбардировщики союзников, но эти пилоты не были смертниками т.к.они после того как направляли свой ЛА должны были выбрасываться с парашютом.
  3. +3
    21 апреля 2025 07:00
    Наши в силу самопожертвования, а не по приказу - как японцы, и этим все сказано.
    Все таки что ни говори - мы не европейцы и не азиаты, мы другие.
    Поэтому такое разное отношение к войне.
    1. +1
      21 апреля 2025 20:14
      Цитата: свой1970
      Все таки что ни говори - мы не европейцы и не азиаты, мы другие.

      " Мы не Запад, мы не Восток, мы-Север".
  4. +3
    21 апреля 2025 07:04
    Респект автору! Я тоже из категории варваров,и полностью поддерживаю его.
    1. -2
      21 апреля 2025 11:02
      Да скифы мы,
      Да азиаты мы?
      1. +1
        21 апреля 2025 19:51
        Цитата: роман66
        Да скифы мы,
        Да азиаты мы?

        Русские это европейцы hi
        Больше похожи на average american (среднего американца) европейского происхождения. Это и мой взгляд "изнутри - со стороны" и взгляд союзников во время совместной оккупации Германии в 1945.
        1. -1
          21 апреля 2025 20:15
          А как же ассимиляция азии? Наше вам hi
          1. 0
            21 апреля 2025 20:24
            Цитата: роман66
            А как же ассимиляция азии? Наше вам hi

            Так и американцы ассимилировали всех подряд, правда, их тех, кто к ним приехал ))
            Кого то в бОльшей степени, кого то в меньшей
            Как и мы здесь
            Но
            Здесь умеют, с большим процентом успеха, выделять местную элиту и благодаря ей ассимилировать народы
            Американцы воспользовались местными, собрав их затем в резервации ))
  5. +20
    21 апреля 2025 07:04
    но если 80 лет назад те же немцы и британцы не являли собой образцов высокого духа за редким исключением, о чем мы будем говорить сегодня?

    Как я понимаю автор анализируя историю воздушных таранов полагает, что их количество отражает наличие "высокого духа" в военнослужащих Германии и Великобритании времен Второй Мировой Войны? При этом проецируя это на сегодняшний день, что довольно странно. Какое отношение нынешнее поколение росшее в абсолютно иных условиях имеет к своим предкам из 40-х годов?
    Достоверно не зафиксировано ни одного таранного удара в исполнении летчиков Люфтваффе. НИ ОДНОГО.

    Типа тараны Эдуарда Шаллмозера на Ме-262 это выдумки? Так то его героем особо не считали. А на пример таран Недельчо Иванова Бончева тоже фантазии болгар? Вообще очень удобная позиция, объявить что известные тараны летчиков Люфтваффе не более чем обман и соответственно не принимать их в расчет.
    «Харрикат» взлетает… в один конец.

    А это какое отношение имеет к таранам? Использование самолета с катапульты это просто высокий уровень риска, но гибель летчика при этом не предусматривается, это не вылет в один конец летчика токкотай с заведомо смертельным исходом. Немцы на пример к концу войны собирались использовать Ba.349 Natter в котором после атаки посадка вообще не предусматривалась, прыгай с парашютом если сможешь.
    Уж очень данный опус попахивает пропагандой и он явно не в тот раздел попал.
    1. +8
      21 апреля 2025 08:19
      Не трябва да се пропуска и Димитър Списаревски, загинал след таран в бомбардировач.
      1. 0
        21 апреля 2025 11:03
        Чей, бомбардировач, стесняюсь спросить?
        1. +5
          21 апреля 2025 11:10
          Американски В-24, 20 декември 1943г.
          1. -1
            21 апреля 2025 11:17
            Так им и надо, не люблю их
            1. 0
              25 июля 2025 10:19
              На 20 декември 1943 г. на височина от 8000 метра групировка от 150 американски бомбардировачи „Либърейтър“ B-24 „Liberator“ (Бе-24 „Освободител“) се насочва за поредната бомбардировка на София. Самолетите са 376-а тежка бомбардировъчна групировка на 15-а Въздушна армия на САЩ. Формацията се съпровожда от 50 двумоторни двутели изтребители Lockheed P-38 Lightning (Локхийд Пе-38 „Светкавица“) от 82-ра изтребителна група. Българската ПВО вдига едва 36 машини срещу 200 противникови. Противникът е посрещнат от изтребители Bf-109, излетели от летище Божурище и изтребители „Девоатин“, излетели от летище Враждебна. Българският орляк 3/6 от летище Божурище има по списъчен състав 17 изтребителя тип Bf-109G-2. Задачата му е да завърже бой с противниковите изтребители. Орлякът от Враждебна – 2/6, има по списъчен състав 24 изтребителя „Девоатин“ D-520. Задачата му е да атакува бомбардировачите и да ги принуди да хвърлят бомбите си извън София. Летците знаят, че трябва да спечелят време за мирното население да се укрие в скривалищата. Тактическите цели са постигнати, формацията е разстроена. В този бой артилерията на ПВО изстрелва 805 снаряда. В боя загиват поручик Списаревски и подпоручик Георги Кюмюрджиев. Българските летци свалят 10 самолета – 3 бомбардировача и 7 изтребителя.
    2. +1
      21 апреля 2025 08:49
      А когда где и кого на ме 262 таранил немецкий летчик? Просто не встречал такой информации
      1. +7
        21 апреля 2025 09:30
        Цитата: Андрей ВОВ
        А когда где и кого на ме 262 таранил немецкий летчик? Просто не встречал такой информации

        Eduard Schallmoser в составе JV44 03.04.1945 на Ме-262 сбил тараном Р-38 лейтенанта William Randle из 49FS14FG. Это первый таран на реактивном истребителе. Потом он сбивал тараном B-26, B-17. При этом он всегда оправдывался поломкой вооружения.
        1. 0
          21 апреля 2025 10:43
          Однако, учитывая скорость, отутствие винта.. А в 27 так там оборонительного вооружения тьма
    3. 0
      21 апреля 2025 09:39
      Не предусматривал, но вероятность такового весьма высокая, особенно в северных водах.
    4. +7
      21 апреля 2025 13:17
      Цитата: Дырокол
      Уж очень данный опус попахивает пропагандой и он явно не в тот раздел попал.

      Приветствую. Не попахивает. Статья сплошной "агитпроп"... Хорошо хоть какие-то факты в ней присутствуют... Хоть и обыгранные агрессивно пропагандистски.
      Очень часто пилоты погибали не результате обдуманного решения а в азарте боя во время " собачьих свалок".
      Японцы в своем духе... Мало того что летали на не оснащённых броней и протектированными бензобаками машинах, так еще и парашюты не надевали, предпочитая уйти "как разбитый драгоценный камень".... Самураи. Бусидо.
  6. +5
    21 апреля 2025 07:24
    Толком,ничего,а так это можно назвать,сочинение,на заданную тему.
  7. +9
    21 апреля 2025 07:52
    Ну надводный флот британцев воевал храбро. Так что, на всю нацию вешать как-то неправильно. Да и их лётчики у нас на севере хорошо воевали.
    1. +4
      21 апреля 2025 13:46
      Это - точно! 18 сентября 1942 года, около 11:30, на часть конвоя PQ-18 (27 транспортов, около 10:30 был в районе Каниного Носа повреждён торпедоносцами пароход "Кентукки", британские тральщик "Шарпшутер" и вооружённый траулер "Кейп Мариато" не смогли отбить атаку бомбардировщиков, "Кентукки" получил 2 прямых попадания бомб и союзники его добили ), что уже шёл Горлом Белого моря на Архангельск (Молотовск) налетели Не-111. С "Эмпайер Морна" был запущен "Харрикейн" под управлением Бёрра. Он смог расстроить порядок атакующих торпедоносцев и 1 сбил. Ещё 2 самолёта сбили зенитным огнём корабли и суда конвоя. Ни одно судно конвоя не пострадало. Бёрр смог долететь до Архангельска и сел на аэродроме на Кегострове. Напрямую, примерно, 380-420 км... В это время 20 Пе-3 с аэродром Поной искали немецкие самолёты над Баренцевым морем, но безрезультатно...
  8. +13
    21 апреля 2025 08:16
    sad
    Обещаю – будет познавательно.
    Хм, давайте все же читать Военное Обозрение, прежде чем писать для ВО...

    Камикадзе… Ну тут иначе. Не уважать поступок японского летчика, прорвавшегося через истребители и огонь корабельной ПВО, нельзя. Он так трактовал свой долг перед страной, так работала его голова вместе с душой. И в камикадзе-то никого не гнали, в отличие от Германии образца 1945 года, в Японии камикадзе все были добровольцами.

    "Можно даже сказать, что отголоски этой пропаганды присутствуют до сих пор. Например, такой момент, что юноши выстраивались в очереди в пункты набора для школ камикадзе, сейчас очень широко распространен. Но действительность была несколько другой, были и те, кто явно не хотел быть одноразовым летчиком.

    Доказательством этого могут служить воспоминания Кеничиро Онуки, одного из немногих несостоявшихся (по воле случая) камикадзе. Как вспоминает сам Кеничиро, запись в школы была делом добровольным и, когда ему предложили поступить в одну из школ, он мог отказаться. Однако такой отказ мог быть воспринят не как здравомыслящий поступок, а как проявление трусости, что могло привести к не самым лучшим последствиям как для него самого, так и для его семьи. Потому в школу пришлось поступить."
    https://topwar.ru/143496-kamikadze-v-vozduhe-na-sushe-i-v-vode.html

    За японца решало его командование, сказав: «Пойди и умри за Японию!». И японцы шли и умирали. И лучшая картинка к этому – соотношение потерь американцев и японцев во время операций по освобождению захваченных японцами территорий. Японские бойцы действительно умирали как-то… бездумно.
    Да побойтесь ... ну хоть храма Ясукуни! Ну хоть что то про техническое и количественное превосходство надо бы знать...

    PS Остальное нет смысла обсуждать.
  9. +2
    21 апреля 2025 08:49
    Мешанина фактов и выводов, автор а что хотели сказать, в чем убедить?
    Что таран это ментальность азиатов, так мы с эти живём, сколько существуем.
    Перечитайте Блока "Скифы".
  10. +8
    21 апреля 2025 08:58
    Нигде и ни у кого из англосаксов не читал про "русское варварство" во время ВМВ. Наоборот, восхищались советскими бойцами, а американцы вообще прикалывались с...немцев:
    "они называли русских унтерменчами, но те были настолько уверены в качестве своих Т-34, что тараном, без труда рассказывали немецкие Т-4 и Т-3".
    Это в фильме от канала History, по моему, про танковые войны ХХ века было
  11. BAI
    +14
    21 апреля 2025 09:03
    Да, общеизвестно, что храбрые пилоты Люфтваффе и в лобовые атаки ходили с большой неохотой, а уж выходили из них и вовсе как наскипидаренные.

    Немцы, в первую очередь, не были дураками. Они воевали "на вертикали" где их машины имели преимущество (до появления Ла-5 и Як-3). И не воевали "в лоб", где были на равных, и на "горизонтали" где они вообще были хуже.
    Простая логика - вести бой в условиях, где имешь преимущество, и избегать боя, где преимущества не имешь.
    Зачем умирать зря, когда можно победить и остаться в живых?
    1. +1
      21 апреля 2025 09:51
      Немцы, в первую очередь, не были дураками. Они воевали "на вертикали" где их машины имели преимущество (до появления Ла-5 и Як-3). И не воевали "в лоб", где были на равных, и на "горизонтали" где они вообще были хуже.
      Простая логика - вести бой в условиях, где имешь преимущество, и избегать боя, где преимущества не имешь.
      Зачем умирать зря, когда можно победить и остаться в живых?


      Идиотом был Геринг. Слишком много свободы дал ИА, отчего та полностью провалила свои задачи.
      1. +3
        21 апреля 2025 11:15
        Да, вроде и сбитых много( даже если делить на 5) а пехота без прикрытия и бомберы работать не могут
        1. 0
          21 апреля 2025 11:55
          Да, вроде и сбитых много( даже если делить на 5) а пехота без прикрытия и бомберы работать не могут


          Как говорит пехота, - нам главное, чтобы вы бомбили супостата, а он не бомбил нас, всё прочее, нас не касается
          О это самая правильная оценка, потому от ИА требовалось прикрыть свои ударные самолёты и не позволить работать по своим войскам авиации противника.
          И сбитые самолёты только как бонус при условии выполнения основной боевой задачи.
          Нельзя сказать, что немцы это не понимали. Просто "худой", как был спортивным самолётом, так им и остался. Как боевая машина, полное дерьмо.
          Это как винтовка для биатлона. Воевать с ней в принципе можно, но идти в атаку с ППШ сподручнее.
          "Худой" даже задачи ПВО с трудом тянул. Ибо в силу конструкции, единственно доступная ему тактика, это "бум-зум". А она отличалась тем, что время между атаками ну очень большое. Пока займёшь после одной атаки позицию для другой, бомбардировщики противоборствующей стороны отбомбиться успеют.
          А крутится вокруг оных и срывать непрерывными атаками выход на боевой курс, "худой" не мог. Тонкое крыло с одним лонжероном не для виражей. Уж очень подвержена подобная конструкция скручиванию, при отклонении элеронов. Отчего и нагрузке на ручке больше, да и долголетия конструкции это не приносит.
          Добавляем сюда ещё слепую заднюю полусферу и вообще посредственный обзор, что усугубляется провалом динамики разгона на относительно малых скоростях (известный недостаток скоростных машин, который ВИШ компенсирует только частично).
          Безусловно, для ведомого лётчика из группы прикрытия (кого мог чаще) достать "худой", это была большая проблема. Когда в ответ только увернуться да кулаком погрозить.
          Но мы же оцениваем ситуацию в целом, когда истребителей прикрытия хоть и пощипали, но бомбёры задачу выполнили.
          Когда же нужно было свои ударники прикрывать, то "худой" совсем никчемно выглядел.
          Отсюда и стремления идти впереди и "расчищать небо". Это всё равно, что перегоняя стадо овец через лес, отправить стрелков с ружьями далеко впереди в надежде что они всех волков перебьют.
          Кстати, "бум-зум" работал если высота цели хотя бы 500 метров над рельефом.
          1. 0
            21 апреля 2025 12:25
            И для " Кобры" Тактика " Зум-бум" Была превалирующей, в силу особенностей. Зато сбивали много
            1. -1
              21 апреля 2025 12:27
              И для " Кобры" Тактика " Зум-бум" Была превалирующей, в силу особенностей. Зато сбивали много

              По причине большого веса, слабого движка и того, что уже было достаточно ИА для второстепенных задач.
    2. 0
      22 апреля 2025 17:54
      Цитата: BAI
      И не воевали "в лоб", где были на равных

      Фокке Вольф 190 имел преимущество в лобовой атаке перед советскими истребителями. Более мощное вооружение и немец лучше прикрыт мотором от огня в лоб.
  12. +6
    21 апреля 2025 09:18
    Цитата: Wildcat
    Да побойтесь ... ну хоть храма Ясукуни! Ну хоть что то про техническое и количественное превосходство надо бы знать...

    Чтобы знать, надо читать, а автор у нас "писатель" lol!
  13. +5
    21 апреля 2025 09:44
    Из статьи уважаемого автора на ВО:
    "Кстати, сам Ониси почему-то не спешил сесть в кабину самолета-камикадзе. Очень даже спокойно так сидел в Токио и только после Указа о капитуляции Японии устроил 15 августа себе сэппуку, да еще и отказавшись от помощи ассистента (это который голову сносит, дабы избавить от мучений), промучившись в агонии почти 12 часов. Ну, в общем, как есть позер. Но страстно желавший уничтожить 20 миллионов японцев во имя высшей цели."
    Ониси - не позёр. Самурай.
  14. +3
    21 апреля 2025 09:49
    МиГ-3 – самолет очень сложный, и очень многое зависело от его набора вооружения. Пока МиГ-3 Александра Покрышкина был пятиточечным, три из которых были пулеметы Березина калибром 12,7-мм, все было более-менее прилично. Когда крыльевые крупнокалиберные пулеметы были убраны, проблемы начались даже у такого классного бойца, как Покрышкин. Стрекотать ШКАСами по «Юнкерсу-88» – то еще занятие, о чем Покрышкин честно и написал – не получилось.


    Но УБ который в носу остался. И один УБ плюс два ШКАС, это всяко лучше, чем четыре ШКАС на И-16 тип 24.
    Ну и известное дело, чем дальше оси стволов вооружения, от оси прицела, тем больше проблем с прицеливанием.
    1. +1
      21 апреля 2025 11:19
      А вычислитель поправок как же? lol
      1. -1
        21 апреля 2025 11:56
        А вычислитель поправок как же?


        Дело не в этом. Стволы приходилось сводить. Отчего диапазон эффективной дальности стрельбы был довольно мал.
        1. +2
          21 апреля 2025 12:08
          Плюс у пулеметов и пушек расположенных в крыльях ниже точность, чем у тех что расположены в носу, и ограничение на калибр.

          Поэтому самолеты с мотор-пушкой стали значительным шагов вперед - точность выше, чем у крыльевых, скорострельность не нужно снижать устанавливая синхронизаторы, как на пулеметах и пушках расположенных над двигателем.
          1. +1
            21 апреля 2025 12:22
            Плюс у пулеметов и пушек расположенных в крыльях ниже точность, чем у тех что расположены в в носу, и ограничение на калибр.

            Поэтому самолеты с мотор-пушкой стали значительным шагов вперед - точность выше, чем у крыльевых, скорострельность не нужно снижать устанавливая синхронизаторы, как на пулеметах и пушках расположенных над двигателем.


            Это тоже верно.Крыльевое расположение вооружений хорошо для штурмовика, но не истребителя.
        2. 0
          21 апреля 2025 12:26
          На 400 метров, вроде, если правильно помню
          1. 0
            21 апреля 2025 12:29
            На 400 метров, вроде, если правильно помню


            200-400. В зависимости от того, ВЦ, или НЦ.
  15. +8
    21 апреля 2025 10:32
    Когда Ониси предложил сформировать корпус камикадзе, он в общем-то исходил из вполне практических соображений. К тому моменту прорваться через ПВО американских авианосных соединений было уже почти невозможно. Радиолокационые взрыватели делали своё дело. Плюс катастрофическая разница в подготовке новых японских летчиков и американских. Не говоря уж о количественном соотношении.

    И Ониси высказался в смысле того, что любой пилот получивший приказ на атаку - имеет мизерные шансы выжить. А коли так - если всё равно помирать, почему бы не попытаться сделать это с максимальной пользой? Поставив своей целью таран вражеских кораблей? Тем более что при таком раскладе даже лёгкий Зеро с подвешенной бомбой не самого крупного калибра при удачном попадании мог таки изрядно таки повредить палубу авианосца... А то ведь с бомбардировщиками и уж тем более их пилотами - у японцев были изрядные проблемы к тому времени..
  16. 0
    21 апреля 2025 11:33
    Элтон Джон имеет титул рыцаря!
    Кстати, я учился в школе "имени Пигорева и Минакова, повторивших подвиг Александра Матросова". Мы эту фразу слышали все 10 лет слово в слово каждое 1 сентября. Поэтому она мне на всю жизнь запомнилась. Все-таки правильным вещам нас учили.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      23 апреля 2025 04:35
      Мои три земляка, Герасименко, Красилов,Черемнов,не повторяли подвига Александра Матросова,они сделали его на год раньше...И когда однажды директор школы сказала, что они "повторили подвиг Матросова", то мой вопрос как они могли его повторить за год до этого привёл её в истерику. laughing
  17. +1
    21 апреля 2025 11:51
    Цитата: vovochkarzhevsky
    Ну и известное дело, чем дальше оси стволов вооружения, от оси прицела, тем больше проблем с прицеливанием.

    Мериканьцы как то обходились.
    1. -3
      21 апреля 2025 12:48
      может просто в отличии от Таллалихина стрелять умели...да и их Браунинг 50''(что есть 12.7 мм)круче ШКАС(7.62 мм)...ну и конечно японские крафты живучестью(в отличии от дойчевских Юнкерсов и Хейнкелей)не отличались...
  18. +9
    21 апреля 2025 12:06
    Автор в привычной для себя манере сравнивает тёплое с мягким и на основании этого дела далекоидушие выводы...
  19. +5
    21 апреля 2025 12:21
    Из того, что я читал, следует, что в некоторых случаях японские камикадзе были не добровольцами, готовыми умереть за свою страну, а молодыми людьми, вынужденными пожертвовать своими жизнями.Девочка стала героиней. Спи со звездами. Не волнуйся! Я хотел бы попытаться прожить полноценную жизнь. Нет, смерти не существует. Я послал тебя одного. Я не знаю, почему я чувствую себя таким одиноким». Хаяси Тадао, родившийся в Токио в 1922 году, получивший образование в престижном Киотском императорском университете, зачисленный в 1943 году военным летчиком, погиб 28 июля 1945 года в самоубийственной миссии против американского флота, написал в своем дневнике. На другой странице дневника мы читаем: «Я чувствую, что должен принять судьбу моего поколения — сражаться на войне и умереть. Я называю это судьбой, поскольку нам приходится идти на смерть, не имея возможности выразить свое мнение, не обсуждая и не критикуя все «за» и «против», не имея возможности вести себя в соответствии со своими индивидуальными принципами. Умереть на войне, умереть по требованию нации: у меня нет ни малейшего намерения восхвалять этот конец; «Это большая трагедия».Это всего лишь несколько примеров личных цитат летчиков-камикадзе.
  20. +1
    21 апреля 2025 12:42
    Тут сегодня написали о дне рождения этого сайта... И некто, написав об этом, скромно
    не преминул написать и о своём дебюте здесь когда-то... Но по мне так лучше бы он и не начинал.
  21. +5
    21 апреля 2025 14:39
    Достоверно не зафиксировано ни одного таранного удара в исполнении летчиков Люфтваффе. НИ ОДНОГО


    Кто то врет.....
    Либо авто этой статьи или автор этой статьи.
    https://topwar.ru/33665-vozdushnyy-taran-oruzhie-ne-tolko-sovetskih-geroev.html?ysclid=m9r03mpvgg280381583

    В советское время в отечественной литературе не только никогда не встречалось даже упоминания о воздушных таранах, совершенных германскими пилотами, но и неоднократно утверждалось о невозможности совершения подобных подвигов «трусливыми фашистами». И эта практика продолжалась уже в новой России вплоть до середины 90-х годов, пока благодаря появлению в нашей стране новых, переведенных на русский язык западных исследований, и развитию Интернета стало невозможным отрицать документально подтвержденные факты героизма нашего основного противника. Сегодня уже является доказанным фактом: германские пилоты в годы 2-й мировой войны неоднократно использовали таран для уничтожения самолетов врага. Но долговременная задержка в признании этого факта отечественными исследователями вызывает лишь удивление и досаду: ведь чтобы убедиться в этом, даже в советское время было достаточно просто критически взглянуть хотя бы на отечественную мемуарную литературу. В мемуарах советских летчиков-ветеранов время от времени встречаются упоминания о лобовых столкновениях над полем боя, когда самолеты противоборствующих сторон сталкивались друг с другом на встречных ракурсах. Что это, как не обоюдный таран? И если в начальный период войны немцы почти не пользовались таким приемом, то это говорит не о недостатке мужества у германских летчиков, а о том, что в их распоряжении было достаточно эффективное оружие традиционных типов, которое позволяло им уничтожать врага, не подвергая свою жизнь ненужному дополнительному риску.

    Мне неизвестны все факты таранов, совершенных немецкими летчиками на разных фронтах 2-й мировой войны, тем более что даже участники тех боев зачастую затрудняются точно сказать, был ли это преднамеренный таран, или случайное столкновение в сумятице скоростного маневренного боя (это касается и советских летчиков, которым записаны тараны). Но даже при перечислении известных мне случаев таранных побед германских асов видно, что в безвыходной ситуации немцы смело шли на смертоносное и для них столкновение, зачастую не жалея своей жизни ради нанесения вреда врагу.
    Если же конкретно говорить об известных мне фактах, то в числе первых немецких «таранщиков» можно назвать Курта Сохатзи, который 3 августа 1941 г у Киева, отражая атаку советских штурмовиков на германские позиции, уничтожил лобовым таранным ударом «несбиваемый Цементбомбер» Ил-2. При столкновении Мессершмитт Курта потерял половину своего крыла, и ему пришлось спешно совершать вынужденную посадку прямо по курсу полета. Сохатзи приземлился на советской территории и попал в плен; тем не менее, за совершенный подвиг командование заочно наградило его высшей наградой Германии – Рыцарским крестом.

    Если в начале войны таранные действия германских летчиков, побеждавших на всех фронтах, были редким исключением, то во второй половине войны, когда обстановка сложилась не в пользу Германии, немцы начали применять таранные удары все чаще. Так, например, 29 марта 1944 г в небе Германии известный ас Люфтваффе Герман Граф протаранил американский истребитель «Мустанг», получив при этом тяжелые травмы, уложившие его на госпитальную койку на два месяца. На следующий день, 30 марта 1944 года, на Восточном фронте повторил «подвиг Гастелло» немецкий штурмовой ас, кавалер Рыцарского креста Алвин Боерст. В районе Ясс он на противотанковом варианте Ju-87 атаковал советскую танковую колонну, был сбит зениткой и, погибая, протаранил находившийся перед ним танк. Посмертно Боерст был награжден Мечами к Рыцарскому кресту. На Западе 25 мая 1944 г молодой пилот оберфенрих Хуберт Хеккман на Bf.109G таранил «Мустанг» капитана Джо Беннета, обезглавив американский истребительный эскадрон, после чего спасся на парашюте. А 13 июля 1944 г еще один знаменитый ас - Вальтер Даль - сбил таранным ударом тяжелый американский бомбардировщик В-17.


    Германские летчики: истребительный ас Герман Граф и штурмовой ас Алвин Боерст


    Были у немцев летчики, совершившие по несколько таранов. Например, в небе Германии при отражении американских налетов трижды таранил вражеские самолеты гауптман Вернер Герт. Кроме того, широкую известность получил пилот штурмовой эскадрильи эскадры «Удет» Вилли Максимович, уничтоживший таранными ударами 7 (!) американских четырехмоторных бомбардировщиков. Вили погиб над Пиллау в воздушном бою против советских истребителей 20 апреля 1945 г.

    Но перечисленные выше случаи – лишь малая часть совершенных немцами воздушных таранов. В условиях создавшегося в конце войны полного технического и количественного превосходства союзнической авиации над германской немцы были вынуждены создать подразделения своих «камикадзе» (причем даже – раньше японцев!). Уже в начале 1944 г в Люфтваффе началось формирование особых истребительно-штурмовых эскадрилий для уничтожения американских бомбардировщиков, бомбивших Германию. Весь личный состав этих частей, включавший в себя добровольцев и... штрафников, давал письменное обязательство уничтожать в каждом вылете не менее одного бомбардировщика - если понадобится, то посредством таранных ударов! Именно в такую эскадрилью и входил упомянутый выше Вили Максимович, а возглавлял эти части уже знакомый нам майор Вальтер Даль. Немцы были вынуждены прибегнуть к тактике массовых таранов именно в тот период, когда их былое воздушное превосходство было сведено на нет ордами тяжелых «Летающих крепостей» союзников, сплошным потоком наступавших с запада, и армадами советских самолетов, наседавших с востока. Понятно, что немцы приняли такую тактику не от хорошей жизни; но это ничуть не умаляет личного героизма германских пилотов-истребителей, добровольно решившихся на самопожертвование для спасения немецкого населения, которое погибало под американскими и английскими бомбами...


    Командир истребительно-штурмовых эскадрилий Вальтер Даль; Вернер Герт, таранивший 3 «Крепости»; Вили Максимович, уничтоживший таранами 7 «Крепостей»


    Официальное принятие на вооружение таранной тактики потребовало от немцев и создания соответствующей техники. Так, все истребительно-штурмовые эскадрильи были оснащены новой модификацией истребителя FW-190 с усиленным бронированием, защищавшим пилота от пуль врага в момент сближения с целью вплотную (фактически летчик сидел в бронированном коробе, полностью закрывавшем его с головы до пят). Лучшие летчики-испытатели отрабатывали со штурмовиками-«таранщиками» методы спасения пилота из поврежденного таранным ударом самолета – командующий истребительной авиацией Германии генерал Адольф Галланд считал, что истребители-штурмовики не должны быть смертниками, и делал все возможное, чтобы сохранить жизнь этим ценным пилотам…
    1. +1
      23 апреля 2025 04:44
      Насчёт Курта Сохатци вранье.
    2. +2
      23 апреля 2025 06:24
      В советское время в отечественной литературе не только никогда не встречалось даже упоминания о воздушных таранах, совершенных германскими пилотами, но и неоднократно утверждалось о невозможности совершения подобных подвигов «трусливыми фашистами»
      никогда не понимал этого, ведь обесценивая врага ты принижаешь заслуги своих
  22. +1
    21 апреля 2025 15:23
    На ЗЕРО, камикадзе не летали ! Для камикадзе выпускали исключительно дешевый вариант самолета, который мог только взлететь и все. Дальше набор высоты. Полет по прямой ! Обнаружив цель, камикадзе переводил самолет в пикирование и пер на цель ! И между прочим, боевые летчики не горели желанием вступать в ряды камикадзе !
    1. +1
      21 апреля 2025 16:31
      Цитата: solovyov-igor
      Для камикадзе выпускали исключительно дешевый вариант самолета, который мог только взлететь и все.

      Как назывался этот, с позволения сказать, пепелац?
      1. +1
        21 апреля 2025 20:07
        специально для Вас...Накадзима Ki-115 Цуруги...спецом для камикадзе
        1. +1
          23 апреля 2025 04:46
          Бред. Ни один из самолётов Кi-115 вообще не был использован.
    2. +1
      22 апреля 2025 15:31
      Цитата: solovyov-igor
      На ЗЕРО, камикадзе не летали !

      И кто же тогда атаковал АВЭ "Таффи 1" 25 октября1944 г.?
      Утром первого дня сражения, 25 октября 1944 года, группа американских эскортных авианосцев вблизи о. Минданао поднимала самолеты для нанесения удара по японским кораблям. В 7.40 радиолокаторы обнаружили самолеты противника. Вскоре после этого на авианосце «Сэнга- мон» заметили прямо над кораблем на высоте 3000 м четыре истребителя «Зеро». Три из них перешли в отвесное пикирование, причем все они целились в разные корабли. Четвертый «Зеро» медлил.
      Первый самолет, заложив левый разворот, спикировал со стороны солнца на авианосец «Сэнти», у которого уже не было времени на уклонение. Стреляя из пушек, «Зеро» обрушился на полетную палубу, образовав в ней пробоину длиной около семи метров. Подвешенная бомба усугубила разрушения. Находившиеся на палубе «Эвенджеры» вспыхнули, огонь подбирался к штабелю приготовленных к подвеске 450-кг бомб. Через 16 минут после атаки камикадзе «Сэнти» неожиданно потряс еще один взрыв. На этот раз в него попала торпеда, выпущенная японской подводной лодкой. Авианосец накренился на правый борт, но его экипаж продолжал бороться за живучесть «корабля и добился успеха: пожары были потушены и «Сэнти» остался на плаву.
      Американцы внимательно следили за атакующими «Зеро». Второй камикадзе зашел с кормы на авианосец «Суони», но был поражен огнем зенитной артиллерии. Дымясь, он направился к авианосцу «Сэнгамон», но, не долетев до него, рухнул в воду. Третий «Зеро» был также подбит в воздухе и упал неподалеку от авианосца «Петрофф Бей».
      Четвертый «Зеро» петлял в облаках позади кораблей. К нему быстро приближался «Хэллкет», но японский самолет, перевернувшись через крыло, уклонился от атаки и пошел отвесно на «Сэнгамон». Он врезался в палубу впереди кормового подъемника, его мотор проник до третьей палубы, а 250-кг бомба взорвалась на ангарной палубе. При всей тяжести повреждений, «Сэнгамон», как и «Сэнти», благодаря усилиям экипажа остался в строю.

      Позже в этот же день под удар "Зеро" попали АВЭ "Таффи 3".
    3. 0
      23 апреля 2025 04:48
      Ну,не надо нам этих сказок...Здесь не дети сидят...Именно А6М2 служили основной машиной для "Корпуса Специальных Атак" Императорского Флота.
  23. 0
    21 апреля 2025 17:08
    Цитата: Macsen_Wledig
    Как назывался этот, с позволения сказать, пепелац?

    Ну был у них, а может и не был, кто его знает, реактивный самолёт-снаряд "Ока". Но это экзотика. Так что, присоединяюсь к Вашему вопросу.
    1. +1
      23 апреля 2025 04:49
      Был и даже применялся.И один американский эсминец даже потопил.
  24. +1
    21 апреля 2025 17:09
    Цитата: wlkw
    Кто то врет.....
    Либо авто этой статьи или автор этой статьи.


    "Не презирай никогда неприятеля, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб".
    Александр Васильевич Суворов.
  25. +1
    21 апреля 2025 20:08
    быть восточным варваром намного более почётно, чем западноевропейским «рыцарем».

    1. "Запад есть Запад
    Восток есть Восток
    И вместе им не сойтись."
    2. "Мы не Запал, мы не Восток, мы-Север".
  26. +3
    21 апреля 2025 20:27
    А вот камикадзе у британцев были.
  27. +3
    21 апреля 2025 21:04
    среде российской либеральной интеллигенции достаточно тех, кому нравится выдумывать подвиги немцам

    «Ты Поныри́ помнишь? Болтуны… Привыкли говорить: «Немец трус, немец боится лобовой, обязательно отвернёт»! А мой не отвернул… Да так, что… плоскости поотлетали: крылышко влево, крылышко вправо. Очухался на земле — «Як» догорает, а у меня перед глазами… черешня цветёт»(с)
    ,,в те времена тоже выдумывали?
    1. +1
      21 апреля 2025 22:54
      Несмотря на то, что я в целом согласен с Вашим посылом, было бы не лишним упомянуть, что данная цитата принадлежит Алексею Скворцову - вымышленному персонажу из легендарного фильма «В бой идут одни старики», снятого почти через 30 лет после войны. Никто из сценаристов фильма в авиации во время войны не воевал, из актеров или других участников съёмочной бригады, насколько мне известно, - тоже. Поэтому сколько в этой фразе правды, а сколько - художественного вымысла - доподлинно неизвестно.
      И на Ваш вопрос
      ,,в те времена тоже выдумывали?

      могу ответить цитатой из другого, не менее легендарного, советского фильма:
      «Расспрашивать о ваших подвигах я не стану - наслышан. А потом сами расскажете, когда мир наступит. Ну, приврёте маленько, как полагается. Красиво не соврать - истории не рассказать!»

      И я это не к тому, что приведённая Вами цитата не имеет под собой оснований. Это я к тому, насколько корректно использовать цитаты из художественных произведений для подкрепления своих взглядов на те или иные исторические события.
  28. +1
    21 апреля 2025 21:09
    Цитата: WapentakeLokki
    специально для Вас...Накадзима Ki-115 Цуруги...спецом для камикадзе

    "Всего до августа 1945 г было изготовлено 105 Ки-115, которые союзники обнаружили уже после поражения Японии".

    Андрей Фирсов, "Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть третья: Накадзима - Тачикава".
    Об этом Вы пишете? Читаем, читаем, читаем...
  29. -2
    21 апреля 2025 21:52
    Немцы в конце войны сильно изменились. До 1943 (Курская дуга) они были убеждены в своем превосходстве. Умении воевать, технике, маневре, снабжении, оснащении и тд. Но потом пошло поехало, за 1944 их выгнали отовсюду, с дикими потерями, и война вошла в рейх. А тут еще у русских мастерство полководцев выросло, оружие появилось Т-34-85, Су-100, ИС-2, Як-3, Ла-7, Ту-2, много много артиллерии и ленд-лиз вовсю работал. А у немцев военная промышленность получала еженедельно по зубам (стратегические бомбардировки союзников). И вот тут они начали упираться, и героизм был, и самопожертвование, и фанатизм. Непросто было все это доломать. Насчет бриттов и франков - с автором согласен, отчасти. Ну а современные немцы - не чета своим предкам, много с ними общался, ну совсем не герои.
  30. +3
    22 апреля 2025 11:44
    Мда, нужно обладать нечеловеческим терпением чтобы создать такой обильный сумбурный словесный поток, и еще большим терпением, чтобы этот поток преодолеть.
    Всю статью не прочитал - сил не хватило laughing
  31. +3
    22 апреля 2025 13:44
    Таран — это был довольно сложный прием, основной целью которого являлось уничтожить самолет противника и желательно не угробить свой,
    Автор не разобрался в теме и запутался в своих рассуждениях.

    Воздушный таран это не нормальный способ ведения воздушного боя.
    Действия летчика камикадзе это не нормальный способ ведения морского боя.
    Т.е. объединяющим фактором здесь выступает ненормальность.
    Но оба этих ненормальных способа объединяет общий фактор - героизм человека, применяющего этот способ.
    И у камикадзе степень героизма выше, чем у летчика, совершающего воздушный таран.

    Что касается расстрела сбитого летчика, спускающегося на парашюте, это нормальное действие при условии что он спускается над территорией противника.
    Если над своей территорией, то относительно нормальное
  32. +1
    22 апреля 2025 23:02
    Начет британцев. Атака на Таранто. Когда атаковали на бипланах защищенную базу. И потопили при этом итальянцев. Атака в один конец по сути. Причем есть статья про это и у автора. Где он подчеркивает мужество британских морских летчиков.
    1. +1
      23 апреля 2025 11:31
      Цитата: Alex013
      Начет британцев. Атака на Таранто. Когда атаковали на бипланах защищенную базу. И потопили при этом итальянцев. Атака в один конец по сути.

      Не-а. Это ночная атака итальянской базы. Ключевые слова - ночная и итальянской.
      А "авоськи" были на удивление живучими под огнём ствольной ПВО. Для срыва их атаки нужны были или истребители, или... сильный ветер. smile

      Атака в один конец - это дневная атака "Гнейзенау" в Бресте 6 апреля 1941 года. Из 6 запланированных для удара "Бофортов" до цели дошёл лишь борт Кеннета Кэмпбелла, сбросил торпеду (днём! внутри гавани в крошечное "окно сброса"!) - и тут же был сбит. Но свою задачу он выполнил.
      Торпеда с боеголовкой в 204 кг тринит­ротолуола попала в правый борт перед кормовой башней главного калибра (от­секи IV и V). В результате взрыва корабль принял 3050 т воды, накренился на 2 гра­дуса и осел кормой на 1,2 м. Наружная обшивка была повреждена на площади 210 м2, в районе взрыва разрушило пер­вую продольную переборку, броневую противоторпедную, тонкие продольные и поперечные переборки, деформировало внутреннее дно, верхнюю и среднюю платформы. Попадание пришлось в осо­бенно уязвимое место, где через нижнюю часть противоторпедной защиты рядом с кормовой башней проходил внешний гребной вал. Коридор правого вала раз­рушило на длине 36 м. Ослабли все на­бивочные сальники в неповрежденных кормовых переборках, что привело к об­ширным затоплениям соседних с кори­дором отсеков, из-за чего вышел из строя и средний гребной вал. Серьезно оказались повреждены подшипники пра­вого вала. Затопление вывело из строя некоторые вспомогательные механизмы, а также главные турбины в машинных отделениях № 1 и № 3. Соленая вода ис­портила большую часть электрического оборудования в районе повреждения, которое пришлось полностью заменить.
      На момент атаки водяные и топлив­ные цистерны были заполнены на 80%. В зоне взрыва топливные цистерны ока­зались разрушены и смесь нефти с со­леной забортной водой проникла в цен­тральный пост управления, кормовой пост гирокомпаса и кормовой пост управ­ления стрельбой; часть оборудования в них вышла из строя. Погреба кормовой башни затопило только водой, что зна­чительно упростило ее откачку. От сотря­сения пострадали некоторые трансфор­маторы, артиллерийские телефоны, оп­тические приборы, гирокомпасы и дру­гое мелкое электрооборудование.
      © С. В. Сулига. Линкоры типа «Шарнхорст». МК, Спец. выпуск №1, 2002 г.
      1. +1
        25 апреля 2025 18:59
        Цитата: Alexey RA
        Атака в один конец - это дневная атака

        ... или атака 825-й эскадрильи под командованием Эсмонда Найта прорывающихся через Ла-Манш немецких кораблей в феврале 44-го.
        Не знаю насколько правда, но утверждают, что это последнее фото "суордфиша" Найта...
  33. +1
    22 апреля 2025 23:51
    Ну вообще-то расстреливать набитую взрывчаткой Фау из пулемета, идейка так себе, ближе как раз к психологии камикадзе..
  34. +1
    23 апреля 2025 12:36
    Автор, я понимаю, ну очень хоца поумничать, но как Вы думаете какова вероятность попасть в корабль с высоты 5 км? Правильно, она равна статистической погрешности. Все изложенное можно изложить так: летчики во время боя шли на таран исходя из ситуации - адреналин, стремление победить и точно не думали погибнуть, в случае с таранами наземной техники тут адреналин и воспитание. Камикадзе сумасшедший фанатик заранее знавший что погибнет. Но беда в том, что в камикадзе шли чаще необученные летчики и попасть в корабль они могли только случайно.
    ФАУ из пулеметов хотите сбить? Заряд ФАУ -1 до тонны, ударная волна развалит любой самолетик того времени на расстоянии метров в 40, а учтите, что истребитель приближается к цели, то есть растояние еще увеличиваем, метров до 100, а еще есть куча осколков. Даже из крупнокалиберных пулеметов и пушек били с расстояния метров 50-100 метров, так как дальше неэффективно (дрожание самолета, движение цели).
  35. +1
    25 апреля 2025 13:30
    Цитата: Nord11
    Ну вообще-то расстреливать набитую взрывчаткой Фау из пулемета, идейка так себе, ближе как раз к психологии камикадзе..

    Чтобы бы бахнул заряд взрывчатки, необходимо попасть точно во взрыватель. Очень точно, что бы сработали капсюль воспламенитель и капсюль детонатор. Прикиньте, какую площадь занимают капсюли на общей проекции ракеты.
  36. +1
    25 апреля 2025 13:32
    Цитата: Виктор Сергеев
    били с расстояния метров 50-100 метров,

    А вот про Иван Никитича рассказывали, что он стрелял с 200-300 метров. Врут наверное.