Промежуточная модель

Промежуточная модель
Во второй половине 1934 года были сформулированы тактико-технические требования к новой боевой машине вермахта. 6-й департамент Управления вооружений считал, что германской армии нужен танк массой 10 тонн, вооруженный 20-мм пушкой. Как и в случае с Pz.I, он получил дезинформационное обозначение LaS100. Его прототипы на конкурсной основе создавались тремя фирмами: Friedrich Krupp AG, Henschel und Sohn AG и Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg (MAN). И уже весной 1935-го комиссия Управления вооружений рассмотрела готовые проекты.

Усовершенствования и нововведения

Фирма Krupp представила танк LKA-2 – по сути увеличенную в размерах версию танка LKA (прототип Pz.I) с новой башней и 20-мм пушкой. Henschel и MAN разработали только шасси. При этом шасси Henschel имело шесть опорных катков, сблокированных в три тележки, а в шасси MAN использовалась конструкция английской фирмы Carden-Loyd – шесть опорных катков были сблокированы в три тележки, подвешенные на четвертьэллиптических рессорах, его-то и выбрали для серийного производства. Корпус изготовила фирма Daimler-Benz. Сборка танков LaS100 должна была осуществляться на заводах MAN, Daimler-Benz, FAMO, Wegmann и MIAG.


В конце 1935 года построили первые десять машин, которые получили армейское обозначение 2 cm MG Panzerwagen (MG – Maschinengewehr – пулемет). Танки оснащались бензиновыми двигателями Maybach HL 57TR мощностью 130 л. с. и шестискоростной коробкой передач ZF Aphon SSG45. Максимальная скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе – 210 км. Бронирование – от 5 до 14,5 мм. Вооружение состояло из пушки KwK30 калибра 20 мм, представлявшей собой укороченный на 300 мм и приспособленный для установки в танке вариант зенитки Flak30 (боекомплект 180 патронов в 10 магазинах) и пулемета MG34 (боекомплект 1425 патронов). По введенной в 1936 году единой системе обозначения транспортных средств вермахта машина получила индекс Sd.Kfz.121. Тогда же было введено и новое армейское обозначение, в соответствии с которым первые 10 танков стали именоваться Pz.Kpfw.II Ausf.a1. Следующие 15 машин – Ausf.a2 – получили незначительные изменения в системе охлаждения генератора и вентиляции боевого отделения. На 50 танках версии Ausf.a3 появилась моторная перегородка, а в днище корпуса находились люки доступа к топливному насосу и масляному фильтру. Кроме того, машины версий «а2» и «а3» отличались от первых десяти отсутствием резиновых бандажей на поддерживающих катках.

В 1936–1937 годах выпускались танки модификации «b» (25 единиц). Внедренные на них усовершенствования затронули в основном ходовую часть. Опорные и поддерживающие катки стали шире, при этом последние немного уменьшились в диаметре. Несколько изменились по конструкции элементы подвески и ведущие колеса. Самым же крупным нововведением оказался двигатель Maybach HL 62TR мощностью 140 л. с.

Испытания модификаций «а» и «b» выявили существенные недостатки в конструкции ходовой части танков. Поэтому в 1937 году был разработан совершенно новый тип шасси для танка Pz.II. Ходовая часть модификации «с» включала применительно к одному борту пять обрезиненных опорных катков среднего диаметра, подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах. Число поддерживающих катков увеличилось до четырех. Подверглись модернизации ведущие и направляющие колеса. Повысились плавность хода на бездорожье и скорость движения по шоссе. Внесенные изменения повлекли за собой увеличение габаритов машины: длина возросла до 4810 мм, ширина – до 2223 мм, высота – до 1990 мм. Танк потяжелел на 1 тонну – до 8,9 тонны.

Модернизация «двоек»

В 1937 году началось производство «массовых» модификаций Pz.II. Выпуск первой из них – Ausf.A – предположительно начался с марта 1937 года на заводе Henschel в Касселе, а затем продолжился на заводе Alkett в Берлине.

Машины Ausf.A получили синхронизированную коробку передач ZF Aphon SSG46 и двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л. с., а также новые смотровые щели с броневыми заслонками для механика-водителя и ультракоротковолновую радиостанцию (ранее применялась коротковолновая).

Танки варианта «В» незначительно отличались от машин версии «А». Изменения носили в основном технологический характер, упрощавший серийное производство.

На боевых машинах модификации «С» улучшили систему охлаждения двигателя и установили в смотровых блоках бронестекла толщиной 50 мм (у «А» и «В» – 12 мм). Темпы выпуска танков Ausf.C были крайне низкими. Достаточно сказать, что в июле 1939 года собрали девять машин, в августе – семь, в сентябре – пять, в октябре – восемь, а в ноябре – всего две! Завершилось изготовление танка в марте-апреле 1940 года. Это можно объяснить, по-видимому, тем, что еще до окончания производства началась модернизация боевых машин этой модификации и параллельно вариантов «с», «А» и «В». Дело в том, что к этому времени в рейхе завершили анализ опыта гражданской войны в Испании. И хотя Pz.II в ней не участвовали, но и они уступали советским Т-26 и БТ-5, поставленным СССР республиканцам, и танкам вероятных противников (французским R35 и H35, польским 7ТР) в вооружении и бронировании.

От модернизации вооружения Pz.II немцы отказались – обычно это объясняется малыми размерами его башни. Действительно, из пушек большего калибра в башню этого танка «вписывалась» только 37-мм KwK L/45, которой оснащались Pz.III, но тогда в башне «двойки» становилось слишком тесно да и размещать боекомплект было практически негде. Впоследствии эти пушки устанавливали в башни Pz.II, использовавшиеся в фортификационных сооружениях, где эти проблемы легко разрешались (пулемет MG34 при этом демонтировался). Однако совершенно непонятно, почему штатную башню нельзя было снабдить 20-мм пушкой с «зенитным» неукороченным стволом длиной 1300 мм. В этом случае начальная скорость бронебойного снаряда увеличивалась с 780 до 835 м/с и соответственно возрастала бронепробиваемость. Видимо, решающее значение тут имел выход ствола пушки за габариты танка, что в то время повсеместно считалось неприемлемым.
Марка танкаЗаказ с 1.04.1939 до конца годаПоставки с 1.04 по 1.09.1939 г.
Pz II 537 96
Pz III 2562 45
Pz IV 533 53
Pz 38(t) 475 78

Словом, модернизация Pz.II свелась в основном к наращиванию брони. Лобовую броню башни усилили листами толщиной 14,5 и 20 мм, корпуса – 20 мм. Изменилась и конструкция лобовой части корпуса. Поверх штатного гнутого 14,5-мм бронелиста приваривались два, соединяемых под углом 70о. Верхний лист имел толщину 14,5 мм, нижний – 20 мм.

На машинах Ausf.C вместо двухстворчатого люка в крыше башни стала устанавливаться командирская башенка, позволявшая вести из танка круговое наблюдение. Такая же башенка появилась на части танков предыдущих модификаций. Поскольку изменения вносились в ходе капремонта, то затронули не все машины.

После Польской кампании почти все «двойки» ранних выпусков были доведены до стандарта Ausf.C. Последовали и новые улучшения, в частности погон башни спереди и сзади был защищен специальным броневым бортиком, предохранявшим башню от заклинивания при попадании пуль и осколков.

В 1938 году фирма Daimler-Benz разработала проект так называемого быстрого танка (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. По внешнему виду эта машина резко отличалась от других модификаций «двойки». У Ausf.C позаимствовали только башню с вооружением, ходовую часть и корпус сконструировали заново.

В ходовой части типа Кристи использовались четыре опорных катка большого диаметра на борт, новые ведущие и направляющие колеса. Корпус был практически такой же, как у Pz.III. Боевая масса машины достигла 10 тонн. Двигатель Maybach HL 62TRM позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 55 км/ч. Коробка передач Maybach Variorex VG 102128H имела семь скоростей вперед и три – назад. Pz.II Ausf.E отличались от Ausf.D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененной конструкцией ленивца.

В 1938–1939 годах фирмы Daimler-Benz и MAN выпустили 143 танка обеих версий и около 150 шасси.

27 ноября 1939-го было принято решение о производстве серии модернизированных машин Ausf.F – последней модификации «классического» Pz.II. Это объяснялось дефицитом танков в вермахте, не позволявшим укомплектовать вновь формируемые танковые соединения.

Ausf.F получили корпус новой конструкции с вертикальной лобовой плитой. В правой ее части устанавливался макет прибора наблюдения механика-водителя, в то время как настоящий находился слева. Новая форма крышек смотровых окон в маске-установке усилила ее бронестойкость. На некоторых машинах устанавливалась 20-мм пушка KwK 38.

Промежуточная модель


Производство Ausf.F развертывалось очень медленно. В июне 1940 года собрали только три танка, в июле – два, в августе-декабре – четыре! Темп удалось набрать лишь в 1941-м, когда годовой выпуск составил 233 машины. В следующем году заводские цехи покинул 291 Pz.II Ausf.F. Всего же было изготовлено 532 танка этой модификации – в основном на заводах FAMO в Бреслау, Vereinigten Maschinenwerken в оккупированной Варшаве, MAN и Daimler-Benz.

К сожалению, как и в случаях с большинством других немецких боевых машин, указать абсолютно точное число выпущенных Pz.II не представляется возможным.

Больше всего вопросов вызывают машины вариантов «с», «А», «В» и «С». Как в отечественной, так и в зарубежной литературе их выпуск характеризуется общим числом – 1113 или 1114 единиц. Причем разбивки по отдельным модификациям, как правило, не дается. Если принять эту цифру на веру, то общее количество произведенных Pz.II (без учета огнеметных танков) составит 1888 (1889) единиц, из них 1348 (1349) построили до начала Второй мировой войны.

На полях сражений

Pz.II в марте 1938-го приняли участие в операции по присоединению Австрии к рейху – аншлюсе. Боев не было, но во время марша до Вены до 30 процентов «двоек» вышло из строя по техническим причинам, главным образом из-за низкой надежности ходовой части. Бескровной оказалась и аннексия Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года. Потерь в материальной части стало значительно меньше, поскольку для перевозки Pz.II к местам сосредоточения использовались грузовые автомобили Faun L900 D567 (6х4) и двухосные прицепы Sd.Anh.115.

За Судетской областью последовала оккупация Чехии и Моравии. 15 марта 1939 года первыми вступили в Прагу Pz.II из состава 2-й танковой дивизии вермахта.

Наряду с Pz.I Pz.II составляли большинство боевых машин панцерваффе накануне Польской кампании. 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. В каждую роту легких танков входил один взвод (5 единиц) «двоек». Всего же в танковом полку имелось 69 танков, а в батальоне – 33. Только в строю 1-й танковой дивизии, лучше других укомплектованной машинами Pz.III и Pz.IV, находилось 39 Pz.II. В дивизиях двухполкового состава (2, 4 и 5-й) насчитывалось до 140, а однополковых – от 70 до 85 танков Pz.II. 3-я танковая дивизия, в состав которой был включен учебный батальон (Panzer Lehr Abteilung), располагала 175 Pz.II. Меньше всего «двоек» имелось в составе легких дивизий. Машины модификаций «D» и «E» состояли на вооружении 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии и 33-го танкового батальона 4-й легкой дивизии.

Броня «двоек» без усилий пробивалась снарядами 37-мм противотанковых пушек wz.36 и 75-мм полевых орудий польской армии. Это выяснилось уже 1–2 сентября при прорыве позиций Волынской кавалерийской бригады под Мокрой. 1-я танковая дивизия потеряла там восемь Pz.II. Еще больший урон – 15 танков Pz.II – понесла 4-я танковая дивизия на подступах к Варшаве. Всего же за время Польской кампании до 10 октября вермахт лишился 259 машин этого типа. Однако только 83 из них оказались в перечне безвозвратных потерь.

Для участия в захвате Дании и Норвегии был сформирован 40-й батальон специального назначения (Panzer Abteilung z.b. V 40), состоявший из трех рот, в каждую из которых в отличие от штатной организации панцерваффе входило всего три взвода. На вооружении батальона находились легкие танки Pz.I и Pz.II, а также командирские машины Pz.Bef.Wg.

Вторжение в Данию началось 9 апреля 1940 года. Датские войска практически не оказали сопротивления, и боевые действия завершились еще до полудня. Вскоре «единички» и «двойки» 1 и 2-й рот 40-го батальона продефилировали по улицам Копенгагена.

Тем временем 3-я рота направлялась в Норвегию. Вечером 10 апреля транспорт Antaris H торпедировала британская подводная лодка и он затонул с пятью танками на борту. Другой пароход – Urundi сел на мель и прибыл в Осло только 17 апреля. В качестве компенсации за понесенные потери два дня спустя батальону был придан взвод из трех тяжелых трехбашенных танков Nb.Fz. К 24 апреля на Скандинавский полуостров прибыли и две другие роты батальона. Теперь в его составе насчитывалось 54 танка: 3 Nb.Fz., 29 Pz.I, 18 Pz.II и 4 командирских. Они использовались для поддержки пехоты в боях с высадившимися в Норвегии вслед за немцами английскими и французскими войсками. 40-й батальон потерял 11 танков, из них – два Pz.II Ausf.C.

К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года панцерваффе располагали 1110 машинами Pz.II, 955 из которых находились в боеготовом состоянии. Количество этих танков в разных соединениях существенно различалось. Так, в 3-й танковой дивизии, действовавшей на фланге, их имелось 110, а в 7-й танковой генерала Роммеля, находившейся на направлении главного удара, – 40. Против хорошо бронированных французских легких и средних танков «двойки» были практически бессильны. Они могли поразить неприятельские машины только с близкой дистанции в борт или корму. Впрочем, танковых боев в ходе Французской кампании было мало. Основная тяжесть борьбы с французскими танками легла на плечи авиации и артиллерии. Тем не менее урон немцы понесли весьма существенный, в частности они потеряли 240 Pz.II.

Летом 1940 года 52 «двойки» из состава 2-й танковой дивизии были переоборудованы в плавающие танки. Из них сформировали два батальона 18-го танкового полка 18-й танковой бригады (позже развернутой в дивизию). Предполагалось, что вместе с подготовленными для движения под водой Pz.III и Pz.IV «двойки» примут участие в операции «Морской лев» – высадке на побережье Англии. Обучение экипажей к движению на плаву осуществлялось на полигоне в Путлосе. Поскольку высадка на берега туманного Альбиона не состоялась, Schwimmpanzer II перебросили на Восток. В первые часы операции «Барбаросса» эти танки вплавь форсировали Западный Буг. В дальнейшем их использовали как обычные боевые машины.

Танки Pz.II 5 и 11-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции в апреле 1941 года. Две машины морем были доставлены на Крит, где они огнем и маневром поддерживали высадившихся 20 мая на этот греческий остров немецких парашютистов.

В марте 1941 года в 5-м танковом полку 5-й легкой дивизии германского Африканского корпуса, высадившейся в Триполи, имелось 45 Pz.II, главным образом модели «С». К ноябрю 1941-го после прибытия 15-й танковой дивизии число «двоек» на Африканском континенте достигло 70 единиц. В начале 1942-го сюда доставили еще одну партию Pz.II Ausf.F(Tp) – в тропическом исполнении. Переброску этих машин в Африку можно объяснить, пожалуй, только их малыми массой и габаритами по сравнению со средними танками. Немцы не могли не отдавать себе отчета в том, что «двойки» неспособны противостоять большинству танков 8-й английской армии, лишь высокая скорость помогала им выходить из-под обстрела британцев. Впрочем, несмотря ни на что, Pz.II Ausf.F использовались здесь вплоть до 1943 года.

По состоянию на 1 июня 1941-го в вермахте насчитывалось 1074 боеготовых танка Pz.II. Еще 45 машин находилось в ремонте. В соединениях, сосредоточенных у границ СССР, насчитывалось 746 машин этого типа – почти 21 процент от общего числа танков. По тогдашнему штату один взвод в роте должен был оснащаться Pz.II. Но это положение соблюдалось не всегда: в одних дивизиях «двоек» имелось много, иногда сверх штата, в других – не было совсем. На 22 июня 1941 года Pz.II находились в составе 1-й (43 единицы), 3-й (58), 4-й (44), 6-й (47), 7-й (53), 8-й (49), 9-й (32), 10-й (45), 11-й (44), 12-й (33), 13-й (45), 14-й (45), 16-й (45), 17-й (44), 18-й (50), 19-й (35) и 20-й (31) танковых дивизий вермахта. Кроме того, линейные «двойки» были и в 100-м и 101-м огнеметных танковых батальонах.

Pz.II без труда могли бороться с советскими легкими танками Т-37, Т-38 и Т-40, вооруженными пулеметами, а также с бронеавтомобилями всех типов. Легкие же танки Т-26 и БТ, особенно последних выпусков, поражались «двойками» лишь со сравнительно близких дистанций. При этом немецким машинам неизбежно приходилось входить в зону эффективного огня советских 45-мм танковых пушек. Уверенно пробивали броню Pz.II и отечественные противотанковые орудия. К концу 1941-го на Восточном фронте немецкая армия потеряла 424 танка Pz.II.

Тем не менее в 1942 году некоторое количество машин этого типа еще сохранялось в боевых частях вермахта и войск СС. Правда, в отдельных соединениях их наличие было чисто символическим. Так, накануне немецкого летнего наступления на Восточном фронте Pz.II еще имелись в 1-й (2 единицы), 2-й (22), 3-й (25), 4-й (13), 5-й (26), 8-й (1), 9-й (22), 11-й (15), 13-й (15), 14-й (14), 16-й (13), 17-й (17), 18-й (11), 19-й (6), 20-й (8), 22-й (28), 23-й (27) и 24-й (32) танковых дивизиях. Помимо этого, они были в 3-й (10), 16-й (10), 29-й (12) и 60-й (17) моторизованных дивизиях, в дивизии «Великая Германия» (12) и моторизованной дивизии СС «Викинг» (12). В течение 1942 года на всех театрах боевых действий германская армия потеряла 346 Pz.II.

В 1943-м «двойки», постепенно вытесняемые из боевых подразделений, все чаще привлекались для несения патрульной службы, охраны штабов, разведки и противопартизанских операций. Потери за год составили 84 единицы, что говорит о резком сокращении количества Pz.II в войсках. Тем не менее на март 1945-го немцы еще располагали 15 такими танками в действующей армии и 130 – в армии резерва.

Кроме вермахта, «двойки» состояли на вооружении армий Словакии, Румынии и Болгарии. В конце 40-х годов несколько машин этого типа (по-видимому, бывших румынских) находилось в Ливане.

Pz.II рассматривался Управлением вооружений и руководством вермахта как некая промежуточная модель между учебным Pz.I и по-настоящему боевыми Pz.III и Pz.IV. Однако реальная ситуация опрокинула планы гитлеровских стратегов и заставила поставить в армейский строй не только Pz.II, но и Pz.I. Удивительно, насколько германская промышленность в 30-е годы оказалась неспособной развернуть массовое производство танков. Об этом можно судить по данным, приведенным в таблице и свидетельствующим, насколько мизерным был выпуск танков даже в последние пять месяцев перед войной.

Но и после начала боевых действий, когда промышленность рейха перешла на режим военного времени, выпуск танков существенно не вырос. Тут уж было не до промежуточных моделей.
Автор: Михаил Барятинский
Первоисточник: http://vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня