Новые подводные лодки Южной Кореи

42 851 18
Новые подводные лодки Южной Кореи

Южная Корея является одним из мировых лидеров в судостроительной отрасли. Хотя в основном это гражданские суда, ее верфи все более агрессивно выходят как на внутренний, так и на внешние рынки боевых кораблей и вспомогательных судов для ВМФ и правоохранительных органов, в том числе и подводных лодок. Благодаря этому по количеству боевых кораблей ВМФ Южной Кореи заметно превосходит даже российский ТОФ.

История строительства ПЛ начиналась с трех «малюток» (тип Dolgorae) подводным водоизмещением 175 т, построенных на верфи Hanjin и вошедших в состав ВМФ Республики Корея в 1985-1991 гг. Электронное и торпедное вооружение (два 406-мм торпедных аппарата без запасных торпед) были иностранного производства. В 2003-2016 все эти лодки были списаны.





ПЛ типа Dolgorae

За ними последовали минисубмарины итальянского проекта подводным водоизмещением 83 т (1988-1992 гг.). Головная лодка была построена в Италии, а остальные восемь на отечественных верфях. ПЛ имели скорость 8,5/6,0 узлов (надводная/подводная), дальность плавания 1600/60 миль. Вооружение состояло из двух 533-мм ТА, 6-8 мин.

В 1986 году начались переговоры о строительстве «настоящих» субмарин с западногерманскими фирмами, имевшими общепризнанный опыт строительства подводных лодок. Через два года было подписано соглашение с Howaldswerke-Deutsche Werft на постройку трех лодок типа 209/1200. Согласно контракту, головная ПЛ строилась в ФРГ, а две остальные собирались корейской фирмой Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) из поставленных немцами частей. Во флоте Республики Корея этот тип получил обозначение KSS-I. Всего же предполагалось построить 12 единиц в трех траншах. При этом степень участия южнокорейских фирм в их постройке при содействии немецких специалистов предполагалось постепенно повышать.

В 1993-1995 гг. первые три 209/1200 вошли в состав флота. Автору статьи удалось наблюдать головную лодку «Chang Bogo» в Киле во время ходовых испытаний на расстоянии вытянутой руки. Восхитила ее зализанная гидродинамически форма корпуса с абсолютно гладкой поверхностью. Лодка весьма напоминала крупного дельфина.


ПЛ типа 209/1200 (KSS-I)

Последняя, девятая по счету, лодка этого типа вошла в строй в 2001 году, при этом уровень локализации существенно повысился. Однако корейцев этот проект, родом еще с 1970-х годов, устраивать перестал.

На этот раз внимание корейцев обратилось на новейший немецкий проект 214, и в 2000 году был заключен контракт все с той же Howaldswerke-Deutsche Werft на строительство четырех лодок, получивших в Корее наименование тип KSS-II. Существенным отличием от 209/1200 стало наличие воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) на основе топливных элементов. Строительство велось корейскими фирмами Hyundai и Daewoo, при этом в немецкий проект был внесен ряд существенных изменений. Торпедное и большая часть электронного вооружения были уже южнокорейской разработки и производства. В 2007–2020 гг. было построено девять подводных лодок данного типа.


ПЛ типа 214 (KSS-II)

Приобретенный опыт позволил южнокорейским фирмам в 2007 году приступить к самостоятельному проектированию и строительству субмарин. Разработка проекта велась совместно компаниями Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Hyundai Heavy Industries при участии британских фирм BMT и Babcock International. Заказ на первые две лодки был заключен в декабре 2012 года. Этот тип получил наименование KSS-III Batch 1 (также Dosan Ahn Changho или DSME-3000). В 2016 году по несколько модернизированному проекту была заказана третья ПЛ. Стоимость головной лодки составила 1,166 млрд долларов.


Общее расположение ПЛ типа KSS-III Batch 1


"An Mu" of the KSS-III batch 1 type






"Shin Chae-Ho" type KSS-III batch 1

По своему водоизмещению эти лодки уступают только российским дизельным субмаринам. Форма их корпуса (полуторокорпусная) является аналогичной немецкому проекту 214. Прочный корпус выполнен из стали HY-100, что позволило увеличить глубину погружения до около 500 м. Легкий корпус изготовлен в основном из стекло- и углепластика.

Большое внимание уделено снижению физических полей кораблей. Для снижения акустического поля корпус покрыт анехоническими плитками, каждая из которых имеет размеры 300 х 300 х 70 мм и весит 10 кг, механизмы и оборудование установлены на амортизаторах.

Лодки имеют главные размерения 83,5 х 9,6 х 7,6 м, надводное водоизмещение 3358 т, подводное — 3750 т. Силовая установка состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 1200 кВт с дизелями MTU 16V 396E 84L и генераторами постоянного тока фирмы HD Hyundai Heavy Industries, гребного электродвигателя на постоянных магнитах производства HD Hyundai Heavy Industries, работающего на семилопастном гребном винте, а также четырех модулей ВНЭУ типа PH1 PEM мощностью по 150 кВт с водородными топливными элементами, которые позволяют лодке двигаться под водой 20 суток без всплытия в надводное положение или под РДП. ВНЭУ разработана и производится южнокорейской фирмой Bumhan Industries.

Надводная скорость составляет 12 узлов, подводная — до 20, при использовании ВНЭУ — 6–8 узлов. Дальность плавания при экономической скорости достигает 10 000 миль, автономность — 50 суток. Экипаж состоит из 35 человек, возможно размещение еще 15 человек (спецназ и т. п.).

KSS-III оснащены современными комплексами торпедного, минного и ракетного оружия, а также радиоэлектронного вооружения, в значительной степени южнокорейской разработки.

Шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов позволяют вести стрельбу торпедами K761 Tiger Shark или K731 White Shark производства корейской фирмы LIG Nex1, а также крылатыми ракетами UGM-84 Harpoon или SSM-700K Haeseong III. Последняя разработана LIG Nex1, дальность стрельбы достигает 1500 км, КВО составляет 1-3 м.


Торпеда K731 White Shark

Лодки этого типа также оснащены шестью вертикальными пусковыми установками (Korean vertical launching system — K-VLS или KVLS) фирмы Doosan для стрельбы баллистическими ракетами Hyunmoo-4-4 (дальность стрельбы до 800 км, вариант ракеты наземного базирования Hyunmoo-2B) или крылатыми ракетами семейства Hyunmoo-3 (дальность от 500 до 3000 км, вес боеголовки 500 кг). Исходя из видимых размеров, можно предположить, что в ячейке УВП будут размещаться от двух до четырех крылатых ракет типа Hyunmoo-3 или одна баллистическая ракета типа Hyunmoo-4-4.


Схема Korean vertical launching system - К-VLS

Гидроакустические системы (за исключением активной системы миноискания и предупреждения о различного рода препятствиях фирмы Thales) разработаны и изготовлены LIG Nex1 и состоят из семи активных и пассивных сонаров, в состав которых входят: носовая цилиндрическая антенна, обслуживающая тракт шумопеленгования и гидролокации, четыре бортовые протяженные шумопеленгаторные антенны по две штуки на борт, протяженная буксируемая антенна с размещенными внутри нее гидрофонами, которые обеспечивают работу тракта пассивного обнаружения относительно низкочастотных сигналов, расположенная на ограждении рубки антенна обнаружения гидроакустического облучения. Кроме того, имеется система замера собственных шумов.

Вместо традиционных оптических перископов установлены непроникающие в прочный корпус выдвижные электронно-оптические мачты французской компании Safran типа Safran Series 30 AOM (англ. Attack Optronic Mast) — аналог командирского перископа и Safran Series 30 SOM (англ. Search Optronic Mast) — аналог вахтенного перископа.

Эти электронно-оптические (или оптронные) мачты включают тепловизор высокого разрешения, телекамеру высокого разрешения, телекамеру для низких уровней освещенности и безопасный для глаз лазерный дальномер. Мачта может принять антенну GPS, антенну радиоэлектронного обеспечения раннего предупреждения, радиопеленгаторную антенну радиоэлектронного обеспечения и антенну связи. Среди рабочих режимов системы имеется режим быстрого кругового обзора, при этом одновременно доступны все каналы.


Мачта Safran Series 30 AOM


Мачта Safran Series 30 SOM

Испанская фирма INDRA поставила для KSS-III системы радиоэлектронной борьбы PEGASO RESM (Radar Electronic Support Measurement). Эта система позволяет обнаруживать и анализировать излучение радиолокационных станций.


Элементы системы PEGASO RESM

Для наблюдения за надводной обстановкой служит радар SPHINX-D производства компании Thales Deutschland Kiel.


ПЛ типа KSS-III Batch 1 с поднятыми выдвижными устройствами

Полученная от различных датчиков информация обрабатывается и отображается на восьми идентичных экранах расположенной в центральном посту БИУС Naval Shield ICMS Baseline 2.2 (англ. Integrated Combat Management System) фирмы Hanwha Systems.

БИУС интегрирована с южнокорейской системой Link-K, позволяющей вести обмен информацией между другими ее пользователями в море, в воздухе и на суше.

С 2019 года ведется строительство подводных лодок KSS-III Batch 2. По сравнению с предыдущей серией их длина увеличена на 5,8 м и составляет 89,3 м, надводное водоизмещение возросло до 3600 т, подводное — до 4250 т. Степень локализации намечено довести до 80%.


Сравнение лодок типа KSS-III Batch 1 и KSS-III Batch 2

Существенным изменениям подверглась энергетическая установка. Установлены дизель-генераторы большей мощности с дизелями MTU 12V 4000 U83 мощностью 1500 кВт, взамен свинцово-кислотных применены литий-ионные аккумуляторные батареи типа NMC производства Hanwha Aerospace. Возможно и применение инновационного гребного электродвигателя на высокотемпературных сверхпроводниках.


Дизель MTU 12V 4000 U83

В качестве резервного средства движения и подруливающего устройства в носовой части будет установлена выдвижная винторулевая колонка.

Вместо 6 планируется установить 10 вертикальных ракетных пусковых установок. Интересно отметить, что к оптронным мачтам намечено добавить и традиционный оптический перископ.




Церемония спуска на воду головной лодки типа KSS-III Batch 2


Головная лодка типа KSS-III Batch 2 после спуска на воду


В настоящее время ведутся работы по проектированию лодок типа KSS-III Batch 3.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    24 апреля 2025 06:09
    взамен свинцово-кислотных применены литий-ионные аккумуляторные батареи типа NMC производства Hanwha Aerospace.
    посмотрели на японцев и поняли, что нет смысла городить огород с ВНЭУ, проще напихать больше современных аккумуляторов и вперед. Странно, что китайцы в этом плане сильно отстают, хотя казалось бы, лидеры в производстве Li-Ion, LiFePO4, а также Si-C батарей. Последние кстати для НАПЛ больше подходят. Похоже у китайцев беда с проектированием однокорпусных ПЛ.
    1. +1
      24 апреля 2025 13:51
      ВНЭУ осталась по-прежнему
      1. 0
        25 апреля 2025 06:47
        Цитата: Александр Митрофанов
        ВНЭУ осталась по-прежнему

        Понятно что остались, не списывать же новые НАПЛ. Но в новых НАВЛ ВНЭУ нет. Слишком сложно и дорого, аккумуляторы лучше.
  2. -4
    24 апреля 2025 06:32
    Все хорошо но на подводной лодке экипаж должен быть не больше 10 человек, на Лире было 32 человека, при современных системах автоматизации это очень много hi
    1. +3
      24 апреля 2025 07:14
      Цитата: air wolf
      Все хорошо но на подводной лодке экипаж должен быть не больше 10 человек

      Почему Вы так считаете? Даже 32 это мало. Слишком мало, нужно больше
    2. -1
      24 апреля 2025 11:00
      на подводной лодке экипаж должен быть не больше 10 человек
      на вахте 3 человека? А кто будет бороться за живучесть?
      Чем меньше на ПЛ экипаж, тем больше обслуживающего персонала на берегу.
    3. +1
      25 апреля 2025 13:10
      На новейших российских ДЭПЛ такие же экипажи
  3. +1
    24 апреля 2025 07:51
    сейчас все больше стран переходят на строительство одно и полутора корпусных дизельных субмарин и Россия здесь не исключение, вопрос, а надо ли это? стало уже практически общим местом, что однокорпусники лучше, а так ли это на самом деле? и почему раньше предпочитали именно двухкорпусную конструкцию (хотя первые подлодки были однокорпусными) на мой взгляд достаточно бросить беглый взгляд всего на один параметр и все станет ясно:
    -немецкие подлодки тип 21, водоизмещение 2114, автономность 16 500 миль при 9 узлах
    -советские проекта 641 Фокстрот водоизмещение 2550 автономность при усиленном запасе топлива 30000миль в надводном в режиме РДП 17900 миль
    - южнокорейская (новая) водоизмещение 3750 т дальность хода экономическая 10000 миль
    у Российской Лады с надводной дальностью еще хуже
    по итогу лодки середины прошлого столетия имеют надводную дальность в 2-3 раза большую чем лодки 21 века, оно и понятно ведь топливо у них размещается в межкорпусном пространстве что позволяет сделать прочный корпус меньше и легче, и кроме топлива еще и балластные цистерны кстати, а однокорпусникам приходится все жидкие грузы размещать внутри прочного корпуса, соответственно раздувая его и утяжеляя, ведь прочный корпус теперь должен быть не только больше но и массивнее, иметь толще обшивку и и более крупный силовой набор, я конечно понимаю что многие скажут что дальность плавания в надводном положении или под РДП не главное, но все же не все так безоблачно у однокорпусников, как часто представляется в статьях, о субмаринах такого типа....
    1. 0
      24 апреля 2025 08:23
      Очередно потому что раньше надо было действовать на коммуникацииях. А теперь для этого есть апл.

      А тем у кого нет арл далеко ходить не надо
      1. +3
        24 апреля 2025 09:34
        Надводное водоизмещение 3358 т, подводное — 3750 т. воды 382 т иными словами запас плавучести 10.5% то есть данная лодка не является водовозкой поэтому отсутствие лишней воды в проекте и позволило разместить на ней и ВНЭУ и вертикальные шахты и глубину погружения 500м , для сравнения Варшавянка надводное 2350 т подводное 3950 т глубина погружения 300м ... зато воды в 4 раза больше , целых 1600т
        1. 0
          24 апреля 2025 10:55
          данная лодка не является водовозкой
          а обеспечить нулевую плавучесть без хода получится? Или даже при всех заполненных цистернах данная лодка без хода всплывает?
        2. 0
          24 апреля 2025 22:18
          agond
          иными словами запас плавучести 10.5% то есть данная лодка не является водовозкой

          В теме подводные лодки, словечко "водовозка" - глупое. Есть х/ф "Волга-Волга", как раз порассуждать на эту тему.
          1. +1
            25 апреля 2025 00:01
            В теме подводные лодки, словечко "водовозка"

            Такое название довольно часто встречается на специализированных форумах именно в том смысле, что его употребили выше- большая разница между подводным и надводным водоизмещением лодки.
    2. 0
      25 апреля 2025 23:00
      Двухкорпусные обладают большей живучестью (непотопляемостью), из этого исходили требования ВМФ. Хотя это скорее относится к надводному положению (мнение автора).
    3. 0
      25 апреля 2025 23:22
      Дальность плавания (мое мнение) определяется военно-морской доктриной государства и предполагаемым районом их действия (у нормальных стратегов). У РФ - Балтийское, Черное и свои прибрежные моря, максимум - Средиземка. Явно Южная Корея замахнулась на большее - против северного соседа это явно избыточно.
  4. +3
    24 апреля 2025 12:13
    Добротная, весомая статья с множеством фото и иллюстраций. С удовольствием поставил "+". Однако хотелось бы пару слов сказать о МПО (морском подводном оружии) НАПЛ типа KSSIII, Автор ссылается на т-ду К731 как основное МПО лодки, хотя для KSSIII была специально разработана и с 2022 года поставляется тяжелая электрическая, управляемая по оптоволокну торпеда К761 "Тигровая акула". Она предназначена для борьбы с ПЛ и НК противника и имеет следующие ТТХ: m=1619 kg, L=6500 mm, d=533 mm, V= 60 kn, D=55 km, глубина хода до 300м. Торпеда имеет А/П гидроакустическую ГСН (радиус реагирования не нашел), ТУ по оптоволоконному проводу, полагаю до 18-20км, ГЭД вентильный на постоянных магнитах, питается от ЛИАБ.
    Это очень серьезная торпеда. Полагаю что подводным силам ВМС НОАК нужно будет очень сильно поднатужиться, чтобы противопоставить что-нить соответствующее.
    С уважением, Удав. hi
    1. 0
      25 апреля 2025 23:10
      Спасибо! Хотя и указанную Вами торпеду упоминал, но не зацикливался на ТТХ. Скорее врагом будет КНДР или ... Япония. Уж очень корейосы последнюю не любят, хоть на Севере, хоть на Юге.
  5. 0
    29 апреля 2025 14:57
    За 8 лет вступили в строй 3 лодки. Стоимость запредельная, напичкана импортними модними компонентами и оборудованием с весьма сомнительной пользой и ефективности. Только об "искуствении интелект" и "машинное зрение" пока ничего нет но надеюсь что будет. Типичное южнокорейское изделие - рекордная прибиль для бизнеса, полно ненужних гаджетов, много рекламного шума и минимальная боевая стоимость в реальной войне.