Military Review

Winged "Spartak". Chapter 2. Additional

1
February 16, 1940 (i.e., even before the start of the S-2 tests) aviation The designer Beriev, specializing in the creation of seaplanes, handles the People’s Commissariat for Aviation Industry with the design of the B-10 high-speed aircraft. In the presented draft design, the B-10 was defined as a fighter-interceptor or dive bomber. The aircraft carried out according to the two-beam low-wing scheme carried many innovations: a three-wheeled landing gear with a nose support, a wing with a laminar profile NACA 23012, twin engines M-107 with pushing coaxial four-blade screws. According to calculations on the B-10, it was supposed to get a maximum speed of 313 km / h.



Cargo compartment without bombs and with X-NUMX-cartridges AK-4M.



Loading bombs in the cargo bay with a crane.


The lanterns of the cabs are closed, and the lantern of the cargo compartment is open for loading / unloading bombs.


The remaining calculated characteristics of the new high-speed interceptor fighter Beriev were as follows:
Length (m) ..................................... 11,260
Wingspan (m) ..............., ................ 13,0
Wing area | m-] .............................. 26,0
Flight weight | kg] ............................... 5870
Practical ceiling | m) ...................... 10000
Flight range (km] ........................... 1000

Project B-10 was considered in the General Directorate of Aviation Supply of the Red Army (GULS KA). In conclusion, it said that the aircraft was quite real and its development could be included in the 1941 plan. However, due to the heavy workload of the Beriev Design Bureau, the development of promising hydroplanes, it was proposed to entrust the work on B-10 to Bolkhovitinov. the latter already specializes in a similar subject.

In accordance with the Government’s decision on 18 in March 1940, further work on the B-10 was entrusted to Bolkhovitinov, moreover, in his design bureau, he received the designation “I”, AM Isaev was appointed as the moderator on the aircraft.

The draft project "I" was submitted to the NCAA Expert Commission and approved by it on September 21 1940 g. In general, the project was reminiscent of the Berium B-10. however, the engines were supposed to be M-105 (as more real], the wing area was reduced to 20 sq. m, the maximum speed was assumed to be 675 km / h. Later they were still oriented on VI-107, the task of creating its Sparky was assigned to Rybinsk Engine Plant No. 26.

The development of the "I" was carried out until the spring of 1941, mainly the construction used on the "C" aircraft was used. At the same time, there were many new things. In particular, the fender-fuel tank is made of an electron, with a skin thickness of up to 4 mm. The technology of production of an electron, methods of manufacturing parts from it and much more was mastered. The plane was already started by construction, when suddenly, on April 25 1041, Bolkhovitinov was summoned to meet with the Deputy Commissar of the aircraft industry for engine Balandinu, Director of Plant No. XXUMX Lavrentiev and engine designer Klimov were present.

The reason for the call was the refusal of the engines from the "mechanical two-way" M-107. In their opinion, the creation of such a power plant in the foreseeable future seemed little-real. M-107 Was very "raw" and uncommitted, it was believed that on this super-tense engine when installing an elongated shaft, at working revolutions dangerous resonant phenomena may occur that could lead to structural failure.

In addition, the engine had a huge plan for the production of serial products, were complex refinement of engines M-105, M-107, M-120.

As a “sweet pill”, Bolkhopiti-Povu offered to choose any engine from the available in the country and rework your project for it. Among the proposed and there was a diesel M-40. completely secret hitherto gizmo. Here on it the contracting parties and stopped. M-40 was also not yet going to bring it to the end, it was heavy, but consumed half the amount of fuel compared with the same type of gasoline engine m.

An attempt to adapt a diesel engine to the project "I" was not very successful. As a result, Bolkhovitinov returned to the old scheme, on the "C" type. In his letter to the government, he wrote:

"... I ask you to charge me, instead of the plane" I "... a single-engine plane, with M-40, on the basis of the previously built machine" C ", giving it weapon, shooting through the screw according to the wishes of Joseph Stalin (they say that Stalin, having examined "C", said: "Guard the fire at the front of the screw disk with the screw" - MM) ".

It is known that this new project was not further implemented and did not even have a name. However, it was assumed that this would be a typewriter with an absolutely normal scheme, with a single-fin tail. According to preliminary estimates, the speed of the vehicle was 5Я5 km / h pa 7000 m, bombs 500 kg, range 1200 km, armament 2x12,7 mm in front of one NTKAH back.


View of the engine installation of the C-2 aircraft from the side and front.


The project aircraft B-10. 1940.


Instrument panel of the pilot C-2.


Type of radiators water and air-oil.


The location of instruments and controls on the right side of the cockpit C-2.


The location of instruments and controls on the left side of the cockpit C-2.


At the same time, Bolkhovitinov proposed a four-engine bomber "D" project, the main feature of which was the placement of M-40 diesel engines in tandem, one after the other. Work on the bomber were, however, were interrupted due to the outbreak of war.

In the autumn of 1941, the Bolkhovitipov Design Bureau (KB-293) was evacuated to the village of Bilimbay near Sverdlovsk, to the base of the Fotolot workshops. It was there in KB V.F. Bolkhoviti-Nova unfolded the epic of creating a BI-1 rocket fighter. Although the aircraft received the designation "BI" by the capital letters of its authors, Bereznyak and Isaev, many persistently deciphered the BI index as "Bolkhovitinov's fighter".

Type tail and crutch wheel aircraft.


View pivot defensive machine gun ShKAS on the plane.


Leg with wheel and mechanism for cleaning and release of the chassis.


Conclusion

Important point in stories "C" seems to be that the aircraft fully displayed its appearance with a part of the global aviation development process, and in the Soviet Union it became the first flying machine with twin engines and coaxial propellers. All the events described occurred at the end of 1930 – s, when the limits of further increasing the speed of flight of airplanes with piston engines for most aviation specialists were finally determined. The increase in engine power, the increase in their height, with the existing design restrictions on the diameter of propellers, led to the need to increase the number of propeller blades, as well as their working surface. Of all the possible variants of the most efficient propellers, designers began to attract the attention of coaxial propellers. In the Soviet Union, research in this area was conducted at TsAGI, the results were first published in the middle of 1941:

1. The efficiency of coaxial screws for large relative moves (the large step of the screw, i.e., a large step corresponds to a high flight speed. - MM) is 2 – 4% higher than the efficiency of one of the single combination screws.

2. In the take-off mode, with the installation angles of the blades less than 35 °, the efficiency of coaxial screws is slightly less than the efficiency of single screws. With increased power factor values, coaxial propeller thrust on the takeoff mode is greater than single propeller with an equivalent coating (the latter term can be simply understood as the working surface of one propeller or a system of propellers. - MM).

3. In order for the power of the front and rear screws to be the same when the maximum efficiency is reached, the installation angle of the rear propeller blades must be smaller by 1 – 1,5 ° than the installation angle of the front screw.

4. A change in the distance between the combination screws within the limits allowed by design considerations (within the width of the blades) does not have a noticeable effect on the efficiency value ”.

Unfortunately, it was not possible to use the research conducted by Soviet aircraft manufacturers in practice during the war. After its completion, it became known from the captured German archives that in Germany during the 1941 — 45 period, extensive studies of coaxial propellers in the DVL wind tunnel, which almost coincided with Soviet results, were carried out. However, as you know, the Germans also did not have time to introduce coaxial screws into practical life.

In the midst of World War II, when the power of aircraft piston engines increased to 2000 l. with. and more, the installation of coaxial propellers rather actively began to be used in England and the United States.

The British company Rothol, which created in 1942 an experimental prototype of a power plant with coaxial screws, equipped it with the Sifire fighter by the end of the war. Similar installations were successfully implemented on two other experienced fighters: MB-5 and Hawker "Tornado".

In the United States, coaxial propellers were used on experienced XP-75, XF-14C and XB-42 fighter jets during the same period. However, the success was overdue. The triumphant ascent of gas turbine engines, which promise much higher flight speeds, has greatly narrowed the possibilities of using propellers in general.

Still, propellers with opposite rotation have been used. At the beginning of the 1950 – s of the design bureau of A.N. Tupolev, in search of increasing the flight range while maintaining a high rate of speed, the strategic bomber Tu-95 created. This outstanding machine, which was later transformed into a passenger Tu-114, and later in a modified combat Tu-142, flies to this day. Installed on the Tu-95 (Tu-142) four NK-12 engines designed by N. Kuznetsov develop 15 000 X power. with. each and rotate coaxial propellers. The powerful propulsion system, in combination with such screws, allowed the Tu-95 to achieve a flight speed of over 900 km / h during factory tests, which exceeds the speed of any propeller-driven aircraft ever raised into the air.



Author:
Articles from this series:
Winged "Spartak". Chapter 1. The main
Winged "Spartak". Chapter 2. Additional
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Argon
    Argon April 4 2013 21: 18
    0
    A in the first article, the pictures did not open

Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная

16 февраля 1940 г. (т.е. еще до начала испытаний С-2) авиационный конструктор Бериёв, специализирующийся на создании гидросамолетов, обращается s Наркомат авиапромышленности с проектом скоростного самолета Б-10. В представленном эскизном проекте Б-10 определялся как истребитель-перехватчик или пикирующий бомбардировщик, Выполненный по схеме двухбалочного низкоплана самолет нес в себе множество новшеств: трехколесное шасси с носовой опорой, крыло с ламинарным профилем NACA 23012, спаренные двигатели М-107 с толкающими соосными четырехлопастными винтами. По расчетам на Б-10 предполагалось получить максимальную скорость 313 км/час.

Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Грузовой отсек без бомб и с 4-мя кассетами АК-1М.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная

Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Загрузка бомб в грузовой отсек при помощи крана.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Фонари кабин закрыты, а фонарь грузового отсека открыт для загрузки/выгрузки бомб.


Остальные расчетные характеристики нового скоростного истребителя-перехватчика Бериева были следующими:
Длина (м) ..................................... 11,260
Размах крыла (м) ...............,................ 13,0
Площадь крыла |м-] ..............................26,0
Полетный вес |кг] ...............................5870
Практический потолок |м) ...................... 10000
Дальность полета (км] ........................... 1000

Проект Б-10 рассматривался в Главном Управлении авиационного снабжения Красной Армии (ГУЛС КА). В заключении по нему говорилось, что самолет вполне реален и его разработку можно включить а план 1941 г. Однако в связи с большой загруженностью КБ Бериева разработкой перспективных гидросамолетов, работу по Б-10 предлагалось поручить Болховитинову, т.к. последний уже специализируется в подобной тематике.

В соответствии с решением Правительства от 18 марта 1940 г. дальнейшая работа по Б-10 поручалась Болховитинову, причем в его КБ проект получил обозначение "И", Ведущим по самолету был назначен А.М.Исаев.

Эскизный проект "И" был представлен Экспертной комиссии НКАП и одобрен ею 21 сентября 1940 г, В целом проект напоминал бериевский Б-10. однако двигатели предполагались М-105 (как более реальные], площадь крыла уменьшилась до 20 кв.м, максимальная скорость предполагалась 675 км/час. В дальнейшем ориентировались все равно на VI-107, задача по созданию его спарки была поручена рыбинскому моторному заводу № 26.

Разработка "И" велась вплоть до весны 1941 г., использовалась в основном конструкция,отработанная на самолете "С". Одновременно было много нового. В частности, крыло-топливный бак из электрона, с толщиной обшивки ДО 4 мм. Осваивалась технология производства электрона, методы изготовлении деталей из него и многое другое. Самолет уже был начат постройкой, когда неожиданно, 25 апреля 1041 г., Болховитинов был вызван на прием к заместителю наркома авиапромышленности по двигате-лсстроопию Баландину, Присутствовали директор завода №26 Лаврентьев и конструктор двигателей Климов.

Причиной вызова явился отказ двигателистов от "механической спарки" М-107. По их мнению, создание подобной силовой установки в обозримом будущем представлялось мало-реальным. М-107 Являлся весьма "сырым" и недоведенным, считалось, что на этом сверхнапряженном двигателе при установке удлиненного вала, на рабочих оборотах могут возникать опасные резонансные явления, способные привести к разрушению конструкции.

Кроме того, двигателисты имели огромный план по выпуску серийной продукции, вели сложную доводку двигателей М-105, М-107, М-120.

В качестве "сладкой пилюли" Болхопити-пову предложили выбрать любой двигатель, ИЗ имеющихся в стране, и переработать под него свой проект. В числе предложенных имелся и дизель М-40. совершенно секретная доселе штуковина. Вот на нем договаривающиеся стороны и остановились. М-40 тоже еще не был доведем г до конца, был тяжеловат, однако расходовал в два раза меньше топлива по сравнению с однотипными бензиновыми двигателя м и.

Попытка приспособить дизель к проекту "И" оказалась малоуспешной. В результате Болховитинов вернулся к старой схеме, по типу "С", В своем письме в правительство он писал:

"...Прошу поручить мне вместо самолета "И" ... самолет одномоторный, с М-40, на базе ранее построенной машины "С", придав ей оружие, стреляющее через винт согласно пожеланиям И.В.Сталина (говорят, что Сталин, осмотрев "С" сказал: "Обэспэчить обстрэл впэрод чзрэз диск винта" — М.М.)".

Известно, что этот новый проект далее не реализовывался и даже не имел своего названия. Однако предполагалось, что это будет машипа абсолютно нор_чальной схемы, с однокилевым оперением. По предварительным прикидкам скорость машины выходила 5Я5 км/час па 7000 м, бомб 500 кг, дальность 1200 км, вооружение 2x12,7 мм впереди один НТКАГ назад.

Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Вид моторной установки самолета С-2 сбоку и спереди.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Проект самолета Б-10. 1940.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Приборный щиток летчика С-2.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Вид радиаторов водяных и воздушно-масляных.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Расположение приборов и органов управления на правом борту кабины пилота С-2.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Расположение приборов и органов управления на левом борту кабины пилота С-2.


Одновременно Болховитинов предложил проект четырехмоторного бомбардировщика "Д", основной особенностью которого Стало размещение дизелей М-40 тандемно, один за другим. Работы по бомбардировщику велись, однако были прерваны в связи с началом войны.

Осенью 1941 г. КБ Болховитипова (КБ-293) было эвакуировано в поселок Билимбай под Свердловском, на базу мастерских "Фотолет". Именно там в КБ В.Ф. Болховити-нова развернулась эпопея создания ракетного истребителя БИ-1. Хотя самолет получил обозначение "БИ" по заглавным буквам его авторов — Березняка и Исаева, многие упорно расшифровывали индекс "БИ" как "истребитель Болховитинова".

Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Вид хвостового оперения и костыльного колеса самолета.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Вид шкворневой установки оборонительного пулемета ШКАС на самолете.


Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Нога с колесом и механизм уборки и выпуска шасси.


Заключение

Важным моментом в истории «С» представляется то, что самолет полноценно отобразил своим появлением часть мирового процесса развития авиации, а в Советском Союзе стал первым летающим аппаратом со спаренными двигателями и соосными воздушными винтами. Все описанные события произошли в конце 1930–х годов, когда пределы дальнейшего увеличения скорости полета самолетов с поршневыми двигателями для большинства авиационных специалистов окончательно определились. Возрастание мощности двигателей, увеличение их высотности, при существующих конструктивных ограничениях диаметра воздушных винтов, привели к необходимости увеличения числа лопастей винтов, а также их рабочей поверхности. Из всех возможных вариантов наиболее эффективных винтовых движителей внимание конструкторов начали привлекать соосные воздушные винты. В Советском Союзе исследования в этой области велись в ЦАГИ, полученные результаты впервые были обнародованы в середине 1941 г.:

1. КПД соосных винтов при больших относительных поступях (большая поступь винта, т. е. большой шаг, соответствует высокой полетной скорости. – М. М.) на 2–4 % выше, чем КПД одного из одиночных винтов комбинации.

2. На режиме взлета, при углах установки лопастей меньше 35°, КПД соосных винтов несколько меньше, чем КПД одиночных винтов. При увеличенных значениях коэффициента мощности тяга соосных винтов на режиме взлета больше, чем тяга одиночных винтов с равноценным покрытием (последний термин упрощенно можно понимать как рабочую поверхность одного винта или системы воздушных винтов. – М. М.).

3. Для того чтобы мощности переднего и заднего винтов были одинаковы при достижении максимального КПД, угол установки лопастей заднего винта должен быть на 1–1,5 ° меньше, чем угол установки переднего винта.

4. Изменение расстояния между винтами комбинации в пределах, допустимых по конструктивным соображениям (в пределах ширины лопастей), заметного влияния на величину КПД не оказывает».

К сожалению, использовать на практике проведенные исследования советским авиастроителям в период войны не довелось. После ее окончания из трофейных немецких архивов стало известно, что в Германии в период 1941—45 гг., были проведены обширные исследования соосных воздушных винтов в аэродинамической трубе DVL, которые практически совпали с советскими результатами. Однако, как известно, немцы также не успели внедрить соосные винты в практическую жизнь.

В разгар Второй мировой войны, когда мощности авиационных поршневых двигателей возросли до 2000 л. с. и более, установки соосных воздушных винтов достаточно активно начали использоваться в Англии и США.

Английская фирма «Ротол», создавшая в 1942 г. опытный образец силовой установки с соосными винтами, к концу войны оснастила ею истребитель «Сифайр». Подобные установки с успехом были реализованы на двух других опытных истребителях: МВ-5 и Хоукер «Торнадо».

В США в тот же период соосные воздушные винты применялись на опытных истребителях XP-75, XF-14C и XB-42. Впрочем, успех оказался запоздалым. Триумфальное восшествие газотурбинных двигателей, сулящих гораздо более высокие полетные скорости, в значительной степени сузило возможности применения воздушных винтов вообще.

И все-таки воздушные винты с противоположным вращением нашли применение. В начале 1950–х годов КБ А. Н. Туполева в поисках увеличения дальности полета при сохранении высокого показателя скорости создает стратегический бомбардировщик Ту-95. Эта выдающаяся машина, которая впоследствии была трансформирована в пассажирский Ту-114, а еще позднее в модифицированный боевой Ту-142, летает и по сей день. Установленные на Ту-95(Ту-142) четыре двигателя НК-12 конструкции Н. Кузнецова развивают мощность по 15 000 л. с. каждый и вращают соосные воздушные винты. Мощнейшая силовая установка в сочетании с такими винтами позволила во время заводских испытаний Ту-95 достичь полетной скорости свыше 900 км/ч, что превосходит скорость любого когда-либо поднимавшегося в воздух винтового самолета.

Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная
Крылатый «Спартак». Глава 2. Дополнительная

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Argon 4 апреля 2013 21:18
    A в первой статье картинки так и не открылись

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня