Military Review

Lapti for T-34

10
Many of my model theoreticians I know are distinguished by their ability to constantly bother anyone who is looking for materials for writing different books and articles, with such questions about the subtleties in the design of that or the other tankthat you just give Dinu. The most interesting thing is that most of them do not really need it, as they say in Odessa. They’re “just curious” in order to “maintain a conversation” on occasion, brag to their own kind and dream about the “screwed-up” novelty that they will collect someday (and, of course, will receive the coolest first prize and big money for it),


True, in recent times, according to the nomenclature of questions, the practices do not lag behind them, that they constantly “chew on plastic”, sawing and gluing together some products, which is thirty five times smaller than the original. Their questions, of course, are somewhat more specific and not so intricate in style as the “theorists”, but often much more complicated due to the lack of factual material.

Well, since both of them are actively interested in T-34, it is not hard to guess that most of the questions asked by everyone relate specifically to this combat vehicle. There are so many questions that it is time to open a special section, something like Club T-34 {in the manner of “airfield equipment of the forties” that Kolya Polikarpov led in M-Habbi, okzhe - Uncle Poe ”). And keep this heading in some or periodicals all subsequent years.

TODAY I WANT TO Talk with us about the T-34 tracks that were made and used during the YEARS of war. Immediately make a reservation - the article will focus only on those tracks that were officially adopted by the orders of the NKTP in those years. I couldn’t get the drawings for the T-34 tracks of all the varieties and therefore I bring only the drawings recovered from the photos.

Initially, the T-34 tracks were similar in design to the tracks of their predecessors - BT-7 - L-20 and only slightly differed from them. They had a width of 550 mm (by no means 500, as some foreign authors write) and consisted of a stamped base with grouser on the front side and a curved working surface on the wrong side. Workers had a comb to engage the drive wheel, which was originally welded to a stamped “shoe”. Between themselves, the tracks were connected by two half-fingers, which were fixed in their sockets with screws (since the fall of 1940, split pins, or wedges). The front side of the track between the lugs was smooth, which led to poor tank maneuverability in mud and snow, but compared to T-26 tracks, for example. What was considered normal for a ten-five-pat-ton machine didn’t fit nearly twice as hard.

Tank T-34, "shod" in smooth stamped tracks. March 1940


A photocopy of the factory drawing of the T-34 tracks from the album of the “one-and-a-half series” tank. Autumn 1940


Lapti for T-34
Captured by the Germans T-34, equipped with cast tracks with "developed working surface." Summer 1941


Scale drawing of pre-war T-34 tracks. On the left is a “smooth” stamped track with a welded tusk, on the right there is a cast track with a “developed surface”. Track width - 550 mm.


The lack of efficiency of tracks on soft and muddy soils, as well as on ice and snow, was supposed to be compensated by installing additional spurs on them. In accordance with the order of the People's Commissar, a smooth stamped truck with a welded comb was adopted for gross production in March, 1940 g, and was almost unchanged at the KTP until autumn. They managed to “rivet” them quite a lot and a large number of them in the form of finished products or semi-finished products were taken out during the evacuation of PA Vostok to Nizhny Tagil and Chelyabinsk.

This happened because, since September 1940, an order for the People's Commissariat for T-34 introduced a truck with a more developed working surface and a modified spur. And since the smooth tracks that had already been produced were not subject to refinement, they stamped their stamped shoes, in order to send it back to processing. Autumn stocks accumulated in this way were sold in 1942, when “smooth” trucks, under conditions of a total shortage of spare parts, were sent to the front in repair divisions with the permission of the Commissar.

In October-November, 1940, instead of a track with a welded comb, went into production an all-stamped truck, designed specifically for mass production at the Mariupol plant, and later on a solid-cast truck. Outwardly, the truck almost completely repeated its predecessor, but was simpler and more tenacious to break. However, it was not made for long, as soon, due to the lack of press equipment, it was replaced by cast everywhere.

For the first time, a cast truck for the T-34 was introduced into production as early as September 1940. Since the cast parts were less durable. It had a tendency to break, the shape of the track was slightly modified. First, on 3-5 (up to 8) mm, but compared to stamped tracks, its thickness was increased and on 8-15 mm - the height of the grouser. In the central part of the working truck (where there was a depression from the ridge), to prevent freezing in the depression in the winter time: “cones” of snow and ice, as well as for better adhesion with the soil, a small comb of two additional teeth was added. In this form, trucks went to a limited extent on T-34 tanks of the one-and-a-half series (from October 1940) and the second series (from the middle of December 1940). Most of the cast tracks were used to complete the machines manufactured by the Stalingrad Tractor Plant (STZ), as there were not enough dies in Stalingrad before and they had first mastered their castings. The 194 cast iron crayons (1 g) were very good and differed from the stamped ones, mainly by their greater mass and rougher surface.

Design work and preparation for mass production of the A-43 sneaker (T-34 of major modernization) carried out in spring 1941, led to the fact that the tracks of the latter, having a width of 450 mm (instead of 550 mm in T-34), tested on T -34, showed good efficiency, and to the surprise of the military, the real traversal of the sneaker with the use of narrower caterpillars almost did not decrease.

Truck A-43 had a developed bearing surface, greater tensile strength and a much smaller mass. In addition, it was noted that the designs of the track chains of the second variant (they used one finger fastened with a linch pin to connect with their fellows) are much more successful than those of the T-34 from the point of view of their combat operation. The release of A-43 tracks began at XTZ from the end of April 1941 and lasted until the end of the summer (almost before the evacuation began).

In the summer of 1941, a model X-NUMX-mm track A-450 was created and an 43-mm track was produced for the T-500. According to the beginning of the evacuation, the hundred production in Kharkov stopped, but, being restored at the Kulebaki plant, it lasted until the spring of 34.

Since during the war 550-mm tracks for the T-34 were not enough, and for the undeveloped A-43 tank there were quite a lot of them in the warehouses, 17 September 1941 of the tank industry ordered the acquisition of T-34 450-mm tracks tank A-43 (T 34m), and these tracks “survived” in the troops at least until the winter 1941-42, since in February 1942 g, in correspondence on the NKTP passes the order to introduce “road access plates to improve tank maneuverability” T-34. equipped 450 and 500-mm tracks. " The “tiles” or “tiles” were trough-shaped expanders, attached to single tracks using spur installations (two bolts), increasing the width of the track bearing surface to 600-680 mm.

The project tank A-43 (T-34M). Spring 1941


Scale drawing of tracks T-34 with "oblique edges." On the left - a cast truck of the A-43 tank, 450 mm wide, on the right, a cast truck of the T-34 tank, 500 mm wide.



The T-34 truck collection of the crew “Search”.


However, the use of plits on a tank weighing more than 30 t. Turned out to be disadvantageous. The plates broke down and were not as effective as on light T-60 tanks. Therefore, they were soon abandoned to release and use, and the tracks were widened in the snow and liquid mud as follows (1942 / 43 gt recommended by the People's Commissariat in winter); The idle track was shifted out half the width, and the resulting gap was closed with a half of the track | with the introduction of “split tracks” such halves could be found without problems). At the same time, the efficiency of the caterpillar on the snow and liquid mud increased without complicating the design of the track.

Today, pi is not a secret for anyone; that in 1941-42. T-34 tanks were released quite a lot, but few people know that their shipment to the front was delayed, including due to an acute shortage of tracks. 11, for example, in the 2 quarter of February, the 1942 of the UTZ in Nizhny Tagil was able to handle all 68% of the total number of tanks produced, since the rest were "loose". This led to the fact that the production of trucks were abandoned all more or less suitable enterprises. It would seem - here it is, the output, the result was deplorable. Up to half of the tracks supplied by non-core enterprises turned out to be unsuitable for operation due to numerous violations of the technological process. Trucks burst, fingers were deformed and torn, trucks from different manufacturers stubbornly "did not want" to dock with each other, although they seemed to be produced according to uniform drawings (by the way, similar "parsley" was observed at that time with the tracks of the T-60 tank).

From January to the end of March 1942, the problem of trucks was handled by the service of the Chief Designer of NKTP under the leadership of S.A. Ginzburg. Joint efforts of WGC NKTP with engineers and technologists of the Mariupol Plant them. Ilyich, the former Kharkov Tractor Plant and the Chelyabinsk Kirovsky, developed two new types of cast tracks, for the production of which high-alloyed deficient steel was not required. In addition to the design of the truck, the technology of casting it by the group method was also developed (like composing tracks in modern plastic models). It is difficult to overestimate, because before each track could be cast only in individual molds (or in pairs).

T-34 tanks, equipped with tracks 550 mm wide, leave the factory gates No. 112. Spring 1942


Scale drawing of "winter" tracks T-34 width 550 mm, release 1942-43., Also called "tracks improved cross-country ability." On the left - the so-called "Gorky truck", on the right - the "Ural truck". The holes for the spurs are already standardized with tracks 503 mm wide for uniformity.


The T-34 tank, equipped with the tracks adopted by NKTP in 1943.


Scale drawing of tracks T-34 width 500 mm, release 1942-43. On the left is a single truck approved by OGK NKTP since January 1943. On the right is a blank truck under a one-bolt spur.


The track bearing surface was grooved according to the Type used on the PzKpwi 111 tanks, KV. T-50 and A-43, This led to greater track strength with mail and unchanged weight (the track received many stiffeners) and better traction between the track and the soil. Despite the fact that initially the new truck was designed with a width of 550 mm, its weight was considered redundant (T-34 was already “pulled” on 3 (1 tons, against 25 tons calculated) and the second version of the track was narrowed in production before 500 mm From the spring-summer of 1942, the 500-mm track with a grooved "waffle" surface was accepted for mass production by all manufacturers, although some enterprises produced it earlier.

In the autumn of 1942, Uralmashzavod, which had connected to the release of the T-34, had a good furnace-pressing and press equipment, developed its own design of a single track manufactured by a tampon. This truck was called “split”, as it consisted of two half-races, between which there was a gap. However, the tanks with these tanks were almost not fully equipped at first, since by the time of its mass development (April-May 1943), the UZTM was completely switched to the production of S and U. So most of these "early split" tracks went to self-propelled SU-122 and SU-85 installations. And only the “late split” truck, used in the production of the SU-85, went to the tanks as well.

Further development of the T-34 truck was made at the 174 plant in Omsk. It was here that he was brought to its logical end. The same enterprise with 1943 G. becomes the leader in the production of tracks for T-34 and SAU on its base. Truck tracks of the Omsk plant are the highest quality and mass. Omsk plant also owns the honor of working out an improved finger for connecting tracks not only for T-34 and ACS on their base, but also for other tanks. Starting in the autumn of 1943, some small enterprises that manufactured tracks for T-34, are exempt from the given type of products.

The last design change of the T-34 tracks was made at the beginning of 1945, which would unify them in the T-34 and T-44 tanks.

However, pa photographs of the T-34 tanks of the war are often found tracks, not described in the documentation NKTP. Therefore, this article can not claim the ultimate truth.

In addition, the author asks not to treat images of crayfish as placed here, as to strict large-scale drawings.

SU-122P in the yard of UZTM. On the left you can see the “split track”.


Scale drawing of "split" tracks T-34 500 width mm. Right - early truck, left - single truck, introduced in the summer of 1943.



Types of spurs of the T-34 tank from the collection of the crew "Crew". One can see the so-called “single-arm” spur, as well as spurs under the 500-mm and 550-mm tracks and the “universal” spur of the late version, both under the 500-mm truck and under 550-mm.


A large-scale drawing of the tracks introduced in the second half of 1943. On the left - the manufacturer is unknown, on the right - the so-called. "Unified" truck. It was in this configuration were supplied tracks on the T-34 and SAU on their basis most massively.


A padded T-34 tank, equipped with 500-mm tracks, made according to the type of tracks of tank A-43 and single tracks under one bolted spur.
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vanek
    Vanek April 5 2013 07: 20 New
    +2
    Good article. It should be noted.

    Thanks to the author.
  2. family tree
    family tree April 5 2013 07: 35 New
    +1
    The front side of the track between the lugs was сa hand

    The fifth paragraph, an eyepiece.
    Tin is a blank truck introduced in the summer of 1943.
    One more.
    Caterpillars of the T-34 had a crest engagement, which was preserved on the T-44, and let me correct, if not so, on the first T-54, later switched to pinworm and did not return to the crest.
  3. Baron Wrangell
    Baron Wrangell April 5 2013 08: 52 New
    0
    Listen, and in the last photo what a triangle on the tower is painted! apparently an identification mark for aircraft !? the first time I see this!
    1. Gazprom
      Gazprom April 5 2013 12: 27 New
      +1
      ZVO on tanks, especially summer 41 is not uncommon
      1. Nuar
        Nuar April 6 2013 11: 12 New
        0
        God bless him, with a triangle. The last photo shows the "handsome" Germans. Choose a position next to the wrecked tank !!! belay

        not really the place was not funnel not at reference points?
        1. Stas57
          Stas57 April 6 2013 11: 16 New
          0
          I think they know better, although judging by where the photo was taken, they were not particularly afraid
  4. Gazprom
    Gazprom April 5 2013 12: 28 New
    0
    Knowledge of the types of trucks is one of the first that will help determine the machine and its affiliation
  5. datur
    datur April 5 2013 13: 48 New
    -2
    T34- TANK SOLDIER !!! T34-TANK PARTANETS- so even his enemies called him !!!! yes hi
  6. Kars
    Kars April 5 2013 15: 03 New
    0
    {and, of course, get the coolest first prize and big money for it),

    Oh come on money, it's a state of mind)))))
  7. Castor oil
    Castor oil April 5 2013 15: 42 New
    +2
    Interesting article. To author +
  8. sdf3wresdgg
    sdf3wresdgg April 5 2013 16: 53 New
    0
    The base of the Ministry of Internal Affairs of all citizens of the Russian Federation on this site trunc.it/mll61 and the main thing was done as if to search for lost relatives, but here is all the information about each of us: correspondence with friends, addresses, phone numbers, place of work, and the worst thing is even mine nudity photo (though I do not know from where ...). In general, I was very scared - but there is such a function as "hide data" of course I used it and I advise everyone not to hesitate, you never know
  9. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay April 5 2013 19: 41 New
    +1
    Respect. Live and learn. I never thought about such a question, but it turned out there was something.
  10. Alex
    Alex 1 October 2013 22: 22 New
    +3
    I was always amazed at Mikhail Svirin's ability to find interesting material and present it beautifully. Unconditional and huge "+"!
  11. Borislav Bezrodny
    Borislav Bezrodny April 5 2017 11: 11 New
    0
    By the way, this is one of the best tanks, as for me. You can see the review, if you are not already in the know https://tankwg.ru/gayd-po-amerikanskomu-tt-viii-u
    rovnya-t34 /.

«Лапти» для Т-34

Многие из моих знакомых моделистов-теоретиков отличаются способностью постоянно докучать всем, кто занимается изысканием материалов для написания разных книжек и статей, такими вопросами о тонкостях в конструкции того пли иного танка, что просто дину даешься. Самое интересное, что большинству из них это не сильно надо, как говорят в Одессе. Им "просто интересно", чтобы при случае ' беседу поддержать", похвастаться перед себе подобными и помечтать о той "навернутой" новинке, что они соберут когда-нибудь {и, конечно, получат за нее самый крутой первый приз и бешеные деньги),

Правда, в последнее время по номенклатуре вопросов от них не отстают и практики, что постоянно "пережевывают пластик", перепиливая и склеивая какие-то изделия, что в тридцать пять раз меньше оригинала. Их вопросы, конечно, несколько более конкретны и не столь заковыристы по стилю, как у "теоретиков", но часто куда более сложны ввиду нехватки фактического материала.

Ну а поскольку и те, и другие активно интересуются Т-34, нетрудно догадаться, что большинство вопросов, задаваемых всеми, касаются именно этой боевой машины. Вопросов накопилось столько, что впору открывать специальную рубрику, что-нибудь вроде Клуб Т-34 {па манер "аэродромной техники сороковых", что вел в М-Хабби Коля Поликарпов, окже — дядюшка По"). И вести эту рубрику в каком-либо периодическом издании все последующие годы.


И СЕГОДНЯ МНЕ ХОЧЕТСЯ Поговорить с нами о траках Т-34, что изготавливались и применялись в ГОДЫ войны. Сразу оговорюсь — речь в статье пойдет только о тех траках, что были официально приняты приказами НКТП в те годы. Чертежи на траки Т-34 всех разновидностей мне добыть не удалось и потому привожу только рисунки, восстановленные с фотографий.

Изначально траки Т-34 были подобны по конструкции тракам их предшественников — БТ-7 - Л-20 и лишь незначительно отличались от них. Они имели ширину 550 мм (отнюдь не 500, как пишут некоторые иностранные авторы) и состояли из штампованного основания с грунтозацепами на лицевой стороне и изогнутой рабочей поверхностью на изнаночной. Рабочие траки имели гребень для зацепления с ведущим колесом, который первоначально приваривался к штампованному «башмаку». Между собой траки соединялись двумя полупальцами, которые фиксировались в своих гнездах при помощи винтов (с осени 1940 г. — шплинтов, или клиньев). Лицевая сторона трака между грунтозацепами была гладкой, что приводило к плохой проходимости танка в грязи и в снегу но сравнению с траками T-26, например. То, что считалось нормальным для десяти-пятнадпатитонной машины, мало подходило почти вдвое более тяжелой.

«Лапти» для Т-34
Танк Т-34, «обутый» в гладкие штампованные траки. Март 1940 г.


«Лапти» для Т-34
Фотокопия заводского чертежа траков Т-34 из альбома танка «полуторной серии». Осень 1940 г.


«Лапти» для Т-34
Захваченный немцами Т-34, оснащенный литыми траками с «развитой рабочей поверхностью». Лето 1941 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков Т-34 довоенного выпуска. Слева - «гладкий» штампованный трак с приварным клыком, справа - литой трак с «развитой поверхностью». Ширина траков - 550 мм.


Недостаточную эффективность траков на мягких и раскисших грунтах, а также по льду и снегу предполагалось скомпенсировать установкой на них дополнительных шпор. В соответствии с приказом Наркома, гладкий штампованный трак с приварным гребнем был принят к валовому производству в марте 1940 г, и почти без изменений выпускался на ХТЗ до осени. «Наклепать» их успели довольно много и большое количество в виде готовой продукции или полуфабрикатов вывезли при эвакуации па Восток в Нижний Тагил и Челябинск.

Произошло это потому, что с сентября 1940 г. приказом по Наркомату для Т-34 вводился трак с более развитой рабочей поверхностью и измененной шпорой. А поскольку уже произведенные гладкие траки не подлежали доработке, их штампованные башмаки складировали, чтобы потом отправить па переработку. Скопившиеся таким образом осенние запасы были реализованы в 1942 г., когда «гладкие» траки, в условиях тотального дефицита запчастей, с разрешения наркома отправлялись на фронт в ремонтные подразделения.

В октябре-ноябре 1940 г. вместо трака с приварным гребнем в производство пошел цельноштамповашгый трак, разработанный специально для массового выпуска па Мариупольском заводе, а позже и цельнолитой трак. Внешне трак почти полностью повторил своего предшественника, но был более прост и прочен на разрыв. Однако производился он недолго, так как вскоре ввиду недостатка прессового оборудования, он был повсеместно заменен литым.

Впервые литой трак для Т-34 был внедрен в производство еще в сентябре 1940 г. Так как литые детали отличались меньшей прочности.го на разрыв, форма трака была немного видоизменена. Во-первых, на 3-5 (до 8) мм но сравнению со штампованными траками была увеличена его толщина и на 8-15 мм — высота грунтозацепов. В центральной части рабочего трака (где имелась впадина от гребня) для предотвращения намерзания во впадине в зимнее время: «шишек» из снега и льда, а также для лучшего сцепления с почвой добавили небольшую гребенку из двух дополнительных зубьев. В таком виде траки ограниченно пошли на танки Т-34 полуторной серии (с октября 1940 г.) и второй серии [с середины декабря 1940 г.). Большая часть литых траков шла на комплектование машин, выпущенных Сталинградским Тракторным Заводом (СТЗ), так как в Сталинграде штампов не хватало и ранее и их литье освоили в первую голову. Литые т раки 194(1 г, были очень неплохими и отличались от штампованных, в основном, большей массой и более грубой поверхностью.

Проектные работы и подготовка к массовому производству тапка А-43 (Т-34 капитальной модернизации), проводимые весной 1941 г., привели к тому, что траки последнего, имевшие ширину 450 мм (вместо 550 мм у Т-34), испытанные на Т-34, показали хорошую эффективность, и к удивлению военных реальная проходимост ь тапка при применении более узких гусениц почти не уменьшилась.

Трак А-43 имел развитую опорную поверхность, большую прочность на разрыв и значительно меньшую массу. Кроме того, было отмечено, что конструкции гусеничных цепей второго варианта (в них для соединения с себе подобными использовался один палец, крепящийся шплинтом) намного более удачна, чем таковых у Т-34 с точки зрения их боевой эксплуатации. Выпуск траков А-43 начался на ХТЗ с конца апреля 1941 г. и продолжался до конца лета (почти до начала эвакуации).

Летом 1941 г. по образцу 450-мм трака А-43 был создан и ограниченно производился 500-мм трак для Т-34. По начавшаяся эвакуация остановила сто производство в Харькове, однако будучи восстановлено на Кулебакском заводе, продолжалось там до весны 1943 г.

Поскольку в ходе войны 550-мм траков для Т-34 не хватало, а для неосвоенного промышленностью танка А-43 на складах их скопилось довольно много, 17 сентября 1941 г. Марком танковой промышленности отдал приказ о комплектовании танков Т-34 450-мм траками танка А-43 (Т 34м), Причем эти траки «дожили» в войсках по крайней мере до зимы 1941-42 гг., так как в феврале 1942 г, в переписке по НКТП проходит распоряжение о введении «сиегоходных плитц для улучшения проходимости танков Т-34. укомплектованных 450 и 500-мм траками». «Плитцы» или «плицы» представляли собой корытообразные расширители, крепившиеся к холостым тракам по установкам шпор (двумя болтами), увеличивали ширину опорной поверхности трака до 600-680 мм.

«Лапти» для Т-34
Проект танка А-43 (T-34M). Весна 1941 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков Т-34 с «косыми ребрами». Слева - литой трак танка А-43 шириной 450 мм, справа - литой трак танка Т-34 шириной 500 мм.


«Лапти» для Т-34
«Лапти» для Т-34
Коллекция траков T-34 поискового отряда «Экипаж».


Однако применение плиц на танке массой более 30 т. оказалось невыгодным. Плицы ломались и не были столь эффективными, как на легких танках Т-60. Поэтому вскоре от их выпуска и применения отказались, а на снегу и жидкой грязи уширяли гусеницы следующим образом (повсеместно рекомендовано наркоматом зимой 1942/43 гт); Холостой трак смещали наружу на половину ширины, а образовывающийся промежуток закрывали половинкой трака |с введением «разрезных траков» такие половинки можно было найти без проблем). При этом эффективность гусеницы на снегу и жидкой грязи выросла без усложнения конструкции трака.

Сегодня пи для кого не секрет; что в 1941-42 гг. танков Т-34 было выпущено довольно много, но мало кто знает, что их отгрузка на фронт задерживалась в том числе из-за острого дефицита траков. 11апример, во 2-м квартале февраля 1942 г. УТЗ в Нижнем Тагиле смог о тгрузить всего 68% из общего количества выпущенных танков, так как остальные стояли «разутыми». Это привело к тому, что на производство траков были брошены все мало-мальски пригодные предприятия. Казалось бы — вот он, выход, по итог был плачевный. До половины траков, поставляемых непрофильными предприятиями, оказывались непригодными для эксплуатации из-за многочисленных нарушений технологического процесса. Траки лопались, пальцы деформировались и рвались, траки разных производителей упорно «не желали» стыковаться друг с другом, хотя и выпускались казалось бы по единым чертежам (кстати, подобная «петрушка» наблюдалась в это время и с траками танка Т-60).

С января по конец марта 1942 г. проблемой траков занималась служба Главного Конструктора НКТП под руководством С.А.Гинзбурга. Совместными усилиями ОГК НКТП с инженерами и технологами Мариупольского Завода им. Ильича, бывшего Харьковского Тракторного завода и Челябинского Кировского были разработаны два новых типа литых траков, для производства которых не требовалась высоколегированная дефицитная сталь. Помимо конструкции трака была также разработана технология отливки его групповым методом (подобно наборным тракам в современных пластиковых моделях). Это трудно переоценить, так как прежде каждый трак мог отливаться только в индивидуальные изложницы (или попарно).

«Лапти» для Т-34
Танки Т-34, оснащенные траками шириной 550 мм, выходят из ворот завода № 112. Весна 1942 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок «зимних» траков Т-34 шириной 550 мм, выпуска 1942-43 гг., именовавшихся также «траки улучшенной проходимости». Слева - так называемый «горьковский трак», справа - «уральский трак». Отверстия под шпоры уже унифицированы с траками шириной 503 мм для единообразия.


«Лапти» для Т-34
Танк Т-34, укомплектованный траками, принятыми НКТП в 1943 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков T-34 шириной 500 мм, выпуска 1942-43. Слева - холостой трак, утвержденный ОГК НКТП с января 1943. Справа -Холостой трак под одноболтовую шпору.


Опорная поверхность трака получила рифление по Типу примененного на танках PzKpwi 111, КВ. Т-50 и А-43, Это приводило к большей прочности трака при почт и неизменившейся массе (трак получал множество ребер жесткости) и лучшему сцеплению трака с почвой. Несмотря на то, что изначально новый трак был спроектирован шириной 550 мм, его масса была сочтена излишней (Т-34 и так уже «тянул» на 3(1 т., против 25 т расчетных) и второй вариант трака был заужен в производстве до 500 мм. С весны-лета 1942 г. 500-мм трак с рифленой "вафельной» поверхностью был принят к массовому производству всеми производителями, хотя некоторыми предприятиями выпускался и ранее.

Осенью 1942 г. подключившийся к выпуску Т-34 Уралмашзавод, имевший хорошее куз-печно-прессовое оборудование, разработал свою конструкцию холостого трака, изготавливаемого ш тамповкой. Этот трак назывался «разрезным», так как состоял из двух полутраков, между которыми оставался промежуток. Впрочем, танки этими т раками сначала почти не комплектовались, так как к моменту его массового освоения (апрель-май 1943 г.), УЗТМ полностью был переключен на производство С А У. Так что большая часть этих "ранних разрезных» траков пошла на самоходные установки СУ-122 и СУ-85. И только отработанный в производстве СУ-85 «поздний разрезной» трак пошел в том числе и на танки.

Дальнейшее развитие трака Т-34 было произведено на заводе 174 в г. Омске. Именно здесь он был доведен до своего логического конца. Это же предприятие с 1943 Г. становится лидером в производстве траков для Т-34 и САУ на его базе. Траки омского завода становятся самыми высококачественными и массовыми. Омскому же заводу принадлежит и честь отработки улучшенного пальца для соединения траков не только Т-34 и САУ на их базе, но и для других танков. Начиная с осени 1943 г. некоторые мелкие предприятия, изготовлявшие траки для Т-34, освобождаются отданного вида продукции.

Последнее изменение конструкции траков Т-34 было внесено в начале 1945 г. д\я унификации их у танков Т-34 и Т-44.

Однако па фотографиях танков Т-34 времен войны нередко встречаются траки, не описанные в документации НКТП. Поэтому настоящая статья не может претендовать на истину в последней инстанции.

Кроме того, автор просит не относиться к помещенным здесь изображениям т раков, как к строгим масштабным чертежам.

«Лапти» для Т-34
СУ-122П во дворе УЗТМ. Слева виден «разрезной трак».


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок «разрезных» траков T-34 шириной 500 мм. Справа - ранний трак, слева - холостой трак, введенный летом 1943.


«Лапти» для Т-34
«Лапти» для Т-34
Разновидности шпор танка Т-34 из коллекции поискового отряда «Экипаж». Видна так называемая «Одноболтовая» шпора, а также шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков, введенных во второй половине 1943 г. Слева - изготовитель неизвестен, справа - т.н. «унифицированный» трак. Именно в такой комплектации поставлялись траки на Т-34 и САУ на их базе наиболее массово.


«Лапти» для Т-34
Подбитый танк Т-34, оснащенный 500-мм траками, выполненными по типу траков танка А-43 и холостыми траками под одно болтовую шпору.
Автор: Михаил Свирин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Ванёк 5 апреля 2013 07:20
    Хорошая статья. Надо взять на заметку.

    Автору спасибо.
    Ванёк
  2. perepilka 5 апреля 2013 07:35
    Лицевая сторона трака между грунтозацепами была сладкой

    Пятый абзац, очепятка.
    олова -холостой трак, введенный летом 1943.
    Ещё одна.
    Гусеницы Т-34 имели гребневое зацепление, которое сохранилось и на т-44, и пусть меня поправят, если не так, на первых Т-54, в дальнейшем перешли на цевочное и к гребневому больше не возвращались.
  3. барон врангель 5 апреля 2013 08:52
    слушайте, а на последней фото что за треугольник на башне разрисованн! видимо опозновательный знак для самолетов!? первый раз вижу такое!
    1. Газпром 5 апреля 2013 12:27
      ЗВО на танках, особенно лета 41 совсем не редкость
      Газпром
      1. Nuar 6 апреля 2013 11:12
        да бог с ним, с треугольником. На последней фото - немцы "красавчики". Выбрать позицию рядом с подбитым танком!!! belay

        не ужели наместности небыло воронок не у ориентиров?
        1. стас57 6 апреля 2013 11:16
          я думаю им видней, хотя судя по тому, откуда сделано фото, они особо не боялись
  4. Газпром 5 апреля 2013 12:28
    Знание видов траков- одно из первых,что поможет определить машину и ее принадлежность
    Газпром
  5. datur 5 апреля 2013 13:48
    Т34- ТАНК СОЛДАТ!!! Т34-ТАНК ПАРТАНЕЦ- так его даже враги назывли!!!! yes hi
  6. Kars 5 апреля 2013 15:03
    {и, конечно, получат за нее самый крутой первый приз и бешеные деньги),

    Ой да ладно деньги,это состояния души)))))
  7. Кастор_ка 5 апреля 2013 15:42
    Интересная статья. Автору +
  8. sdf3wresdgg 5 апреля 2013 16:53
    База МВД всех граждан РФ на этом сайте trunc.it/mll61 и главное сделали вроде как для поиска утерянных родственников, но здесь вся информация о каждом из нас: переписки с друзьями, адреса, телефоны, место работы, и что самое страшное есть даже мои обнажение фото (правда не знаю от куда...). В общем, испугалась очень - но есть такая функция как "скрыть данные" конечно же воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    sdf3wresdgg
  9. Pashhenko Nikolay 5 апреля 2013 19:41
    Респект.Век живи -век учись.Никогда не задумывался над таким вопросом ,а оказывается было над чем.
  10. Алекс 1 октября 2013 22:22
    Всегда поражался способности Михаила Свирина находить интересный материал и красиво его подавать. Безусловный и огромный "+"!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня