«Лапти» для Т-34

Многие из моих знакомых моделистов-теоретиков отличаются способностью постоянно докучать всем, кто занимается изысканием материалов для написания разных книжек и статей, такими вопросами о тонкостях в конструкции того пли иного танка, что просто дину даешься. Самое интересное, что большинству из них это не сильно надо, как говорят в Одессе. Им "просто интересно", чтобы при случае ' беседу поддержать", похвастаться перед себе подобными и помечтать о той "навернутой" новинке, что они соберут когда-нибудь {и, конечно, получат за нее самый крутой первый приз и бешеные деньги),

Правда, в последнее время по номенклатуре вопросов от них не отстают и практики, что постоянно "пережевывают пластик", перепиливая и склеивая какие-то изделия, что в тридцать пять раз меньше оригинала. Их вопросы, конечно, несколько более конкретны и не столь заковыристы по стилю, как у "теоретиков", но часто куда более сложны ввиду нехватки фактического материала.

Ну а поскольку и те, и другие активно интересуются Т-34, нетрудно догадаться, что большинство вопросов, задаваемых всеми, касаются именно этой боевой машины. Вопросов накопилось столько, что впору открывать специальную рубрику, что-нибудь вроде Клуб Т-34 {па манер "аэродромной техники сороковых", что вел в М-Хабби Коля Поликарпов, окже — дядюшка По"). И вести эту рубрику в каком-либо периодическом издании все последующие годы.


И СЕГОДНЯ МНЕ ХОЧЕТСЯ Поговорить с нами о траках Т-34, что изготавливались и применялись в ГОДЫ войны. Сразу оговорюсь — речь в статье пойдет только о тех траках, что были официально приняты приказами НКТП в те годы. Чертежи на траки Т-34 всех разновидностей мне добыть не удалось и потому привожу только рисунки, восстановленные с фотографий.

Изначально траки Т-34 были подобны по конструкции тракам их предшественников — БТ-7 - Л-20 и лишь незначительно отличались от них. Они имели ширину 550 мм (отнюдь не 500, как пишут некоторые иностранные авторы) и состояли из штампованного основания с грунтозацепами на лицевой стороне и изогнутой рабочей поверхностью на изнаночной. Рабочие траки имели гребень для зацепления с ведущим колесом, который первоначально приваривался к штампованному «башмаку». Между собой траки соединялись двумя полупальцами, которые фиксировались в своих гнездах при помощи винтов (с осени 1940 г. — шплинтов, или клиньев). Лицевая сторона трака между грунтозацепами была гладкой, что приводило к плохой проходимости танка в грязи и в снегу но сравнению с траками T-26, например. То, что считалось нормальным для десяти-пятнадпатитонной машины, мало подходило почти вдвое более тяжелой.

«Лапти» для Т-34
Танк Т-34, «обутый» в гладкие штампованные траки. Март 1940 г.


«Лапти» для Т-34
Фотокопия заводского чертежа траков Т-34 из альбома танка «полуторной серии». Осень 1940 г.


«Лапти» для Т-34
Захваченный немцами Т-34, оснащенный литыми траками с «развитой рабочей поверхностью». Лето 1941 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков Т-34 довоенного выпуска. Слева - «гладкий» штампованный трак с приварным клыком, справа - литой трак с «развитой поверхностью». Ширина траков - 550 мм.


Недостаточную эффективность траков на мягких и раскисших грунтах, а также по льду и снегу предполагалось скомпенсировать установкой на них дополнительных шпор. В соответствии с приказом Наркома, гладкий штампованный трак с приварным гребнем был принят к валовому производству в марте 1940 г, и почти без изменений выпускался на ХТЗ до осени. «Наклепать» их успели довольно много и большое количество в виде готовой продукции или полуфабрикатов вывезли при эвакуации па Восток в Нижний Тагил и Челябинск.

Произошло это потому, что с сентября 1940 г. приказом по Наркомату для Т-34 вводился трак с более развитой рабочей поверхностью и измененной шпорой. А поскольку уже произведенные гладкие траки не подлежали доработке, их штампованные башмаки складировали, чтобы потом отправить па переработку. Скопившиеся таким образом осенние запасы были реализованы в 1942 г., когда «гладкие» траки, в условиях тотального дефицита запчастей, с разрешения наркома отправлялись на фронт в ремонтные подразделения.

В октябре-ноябре 1940 г. вместо трака с приварным гребнем в производство пошел цельноштамповашгый трак, разработанный специально для массового выпуска па Мариупольском заводе, а позже и цельнолитой трак. Внешне трак почти полностью повторил своего предшественника, но был более прост и прочен на разрыв. Однако производился он недолго, так как вскоре ввиду недостатка прессового оборудования, он был повсеместно заменен литым.

Впервые литой трак для Т-34 был внедрен в производство еще в сентябре 1940 г. Так как литые детали отличались меньшей прочности.го на разрыв, форма трака была немного видоизменена. Во-первых, на 3-5 (до 8) мм но сравнению со штампованными траками была увеличена его толщина и на 8-15 мм — высота грунтозацепов. В центральной части рабочего трака (где имелась впадина от гребня) для предотвращения намерзания во впадине в зимнее время: «шишек» из снега и льда, а также для лучшего сцепления с почвой добавили небольшую гребенку из двух дополнительных зубьев. В таком виде траки ограниченно пошли на танки Т-34 полуторной серии (с октября 1940 г.) и второй серии [с середины декабря 1940 г.). Большая часть литых траков шла на комплектование машин, выпущенных Сталинградским Тракторным Заводом (СТЗ), так как в Сталинграде штампов не хватало и ранее и их литье освоили в первую голову. Литые т раки 194(1 г, были очень неплохими и отличались от штампованных, в основном, большей массой и более грубой поверхностью.

Проектные работы и подготовка к массовому производству тапка А-43 (Т-34 капитальной модернизации), проводимые весной 1941 г., привели к тому, что траки последнего, имевшие ширину 450 мм (вместо 550 мм у Т-34), испытанные на Т-34, показали хорошую эффективность, и к удивлению военных реальная проходимост ь тапка при применении более узких гусениц почти не уменьшилась.

Трак А-43 имел развитую опорную поверхность, большую прочность на разрыв и значительно меньшую массу. Кроме того, было отмечено, что конструкции гусеничных цепей второго варианта (в них для соединения с себе подобными использовался один палец, крепящийся шплинтом) намного более удачна, чем таковых у Т-34 с точки зрения их боевой эксплуатации. Выпуск траков А-43 начался на ХТЗ с конца апреля 1941 г. и продолжался до конца лета (почти до начала эвакуации).

Летом 1941 г. по образцу 450-мм трака А-43 был создан и ограниченно производился 500-мм трак для Т-34. По начавшаяся эвакуация остановила сто производство в Харькове, однако будучи восстановлено на Кулебакском заводе, продолжалось там до весны 1943 г.

Поскольку в ходе войны 550-мм траков для Т-34 не хватало, а для неосвоенного промышленностью танка А-43 на складах их скопилось довольно много, 17 сентября 1941 г. Марком танковой промышленности отдал приказ о комплектовании танков Т-34 450-мм траками танка А-43 (Т 34м), Причем эти траки «дожили» в войсках по крайней мере до зимы 1941-42 гг., так как в феврале 1942 г, в переписке по НКТП проходит распоряжение о введении «сиегоходных плитц для улучшения проходимости танков Т-34. укомплектованных 450 и 500-мм траками». «Плитцы» или «плицы» представляли собой корытообразные расширители, крепившиеся к холостым тракам по установкам шпор (двумя болтами), увеличивали ширину опорной поверхности трака до 600-680 мм.

«Лапти» для Т-34
Проект танка А-43 (T-34M). Весна 1941 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков Т-34 с «косыми ребрами». Слева - литой трак танка А-43 шириной 450 мм, справа - литой трак танка Т-34 шириной 500 мм.


«Лапти» для Т-34
«Лапти» для Т-34
Коллекция траков T-34 поискового отряда «Экипаж».


Однако применение плиц на танке массой более 30 т. оказалось невыгодным. Плицы ломались и не были столь эффективными, как на легких танках Т-60. Поэтому вскоре от их выпуска и применения отказались, а на снегу и жидкой грязи уширяли гусеницы следующим образом (повсеместно рекомендовано наркоматом зимой 1942/43 гт); Холостой трак смещали наружу на половину ширины, а образовывающийся промежуток закрывали половинкой трака |с введением «разрезных траков» такие половинки можно было найти без проблем). При этом эффективность гусеницы на снегу и жидкой грязи выросла без усложнения конструкции трака.

Сегодня пи для кого не секрет; что в 1941-42 гг. танков Т-34 было выпущено довольно много, но мало кто знает, что их отгрузка на фронт задерживалась в том числе из-за острого дефицита траков. 11апример, во 2-м квартале февраля 1942 г. УТЗ в Нижнем Тагиле смог о тгрузить всего 68% из общего количества выпущенных танков, так как остальные стояли «разутыми». Это привело к тому, что на производство траков были брошены все мало-мальски пригодные предприятия. Казалось бы — вот он, выход, по итог был плачевный. До половины траков, поставляемых непрофильными предприятиями, оказывались непригодными для эксплуатации из-за многочисленных нарушений технологического процесса. Траки лопались, пальцы деформировались и рвались, траки разных производителей упорно «не желали» стыковаться друг с другом, хотя и выпускались казалось бы по единым чертежам (кстати, подобная «петрушка» наблюдалась в это время и с траками танка Т-60).

С января по конец марта 1942 г. проблемой траков занималась служба Главного Конструктора НКТП под руководством С.А.Гинзбурга. Совместными усилиями ОГК НКТП с инженерами и технологами Мариупольского Завода им. Ильича, бывшего Харьковского Тракторного завода и Челябинского Кировского были разработаны два новых типа литых траков, для производства которых не требовалась высоколегированная дефицитная сталь. Помимо конструкции трака была также разработана технология отливки его групповым методом (подобно наборным тракам в современных пластиковых моделях). Это трудно переоценить, так как прежде каждый трак мог отливаться только в индивидуальные изложницы (или попарно).

«Лапти» для Т-34
Танки Т-34, оснащенные траками шириной 550 мм, выходят из ворот завода № 112. Весна 1942 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок «зимних» траков Т-34 шириной 550 мм, выпуска 1942-43 гг., именовавшихся также «траки улучшенной проходимости». Слева - так называемый «горьковский трак», справа - «уральский трак». Отверстия под шпоры уже унифицированы с траками шириной 503 мм для единообразия.


«Лапти» для Т-34
Танк Т-34, укомплектованный траками, принятыми НКТП в 1943 г.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков T-34 шириной 500 мм, выпуска 1942-43. Слева - холостой трак, утвержденный ОГК НКТП с января 1943. Справа -Холостой трак под одноболтовую шпору.


Опорная поверхность трака получила рифление по Типу примененного на танках PzKpwi 111, КВ. Т-50 и А-43, Это приводило к большей прочности трака при почт и неизменившейся массе (трак получал множество ребер жесткости) и лучшему сцеплению трака с почвой. Несмотря на то, что изначально новый трак был спроектирован шириной 550 мм, его масса была сочтена излишней (Т-34 и так уже «тянул» на 3(1 т., против 25 т расчетных) и второй вариант трака был заужен в производстве до 500 мм. С весны-лета 1942 г. 500-мм трак с рифленой "вафельной» поверхностью был принят к массовому производству всеми производителями, хотя некоторыми предприятиями выпускался и ранее.

Осенью 1942 г. подключившийся к выпуску Т-34 Уралмашзавод, имевший хорошее куз-печно-прессовое оборудование, разработал свою конструкцию холостого трака, изготавливаемого ш тамповкой. Этот трак назывался «разрезным», так как состоял из двух полутраков, между которыми оставался промежуток. Впрочем, танки этими т раками сначала почти не комплектовались, так как к моменту его массового освоения (апрель-май 1943 г.), УЗТМ полностью был переключен на производство С А У. Так что большая часть этих "ранних разрезных» траков пошла на самоходные установки СУ-122 и СУ-85. И только отработанный в производстве СУ-85 «поздний разрезной» трак пошел в том числе и на танки.

Дальнейшее развитие трака Т-34 было произведено на заводе 174 в г. Омске. Именно здесь он был доведен до своего логического конца. Это же предприятие с 1943 Г. становится лидером в производстве траков для Т-34 и САУ на его базе. Траки омского завода становятся самыми высококачественными и массовыми. Омскому же заводу принадлежит и честь отработки улучшенного пальца для соединения траков не только Т-34 и САУ на их базе, но и для других танков. Начиная с осени 1943 г. некоторые мелкие предприятия, изготовлявшие траки для Т-34, освобождаются отданного вида продукции.

Последнее изменение конструкции траков Т-34 было внесено в начале 1945 г. д\я унификации их у танков Т-34 и Т-44.

Однако па фотографиях танков Т-34 времен войны нередко встречаются траки, не описанные в документации НКТП. Поэтому настоящая статья не может претендовать на истину в последней инстанции.

Кроме того, автор просит не относиться к помещенным здесь изображениям т раков, как к строгим масштабным чертежам.

«Лапти» для Т-34
СУ-122П во дворе УЗТМ. Слева виден «разрезной трак».


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок «разрезных» траков T-34 шириной 500 мм. Справа - ранний трак, слева - холостой трак, введенный летом 1943.


«Лапти» для Т-34
«Лапти» для Т-34
Разновидности шпор танка Т-34 из коллекции поискового отряда «Экипаж». Видна так называемая «Одноболтовая» шпора, а также шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм.


«Лапти» для Т-34
Масштабный рисунок траков, введенных во второй половине 1943 г. Слева - изготовитель неизвестен, справа - т.н. «унифицированный» трак. Именно в такой комплектации поставлялись траки на Т-34 и САУ на их базе наиболее массово.


«Лапти» для Т-34
Подбитый танк Т-34, оснащенный 500-мм траками, выполненными по типу траков танка А-43 и холостыми траками под одно болтовую шпору.
Автор: Михаил Свирин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Ванёк 5 апреля 2013 07:20
    Хорошая статья. Надо взять на заметку.

    Автору спасибо.
    Ванёк
  2. perepilka 5 апреля 2013 07:35
    Лицевая сторона трака между грунтозацепами была сладкой

    Пятый абзац, очепятка.
    олова -холостой трак, введенный летом 1943.
    Ещё одна.
    Гусеницы Т-34 имели гребневое зацепление, которое сохранилось и на т-44, и пусть меня поправят, если не так, на первых Т-54, в дальнейшем перешли на цевочное и к гребневому больше не возвращались.
  3. барон врангель 5 апреля 2013 08:52
    слушайте, а на последней фото что за треугольник на башне разрисованн! видимо опозновательный знак для самолетов!? первый раз вижу такое!
    1. Газпром 5 апреля 2013 12:27
      ЗВО на танках, особенно лета 41 совсем не редкость
      Газпром
      1. Nuar 6 апреля 2013 11:12
        да бог с ним, с треугольником. На последней фото - немцы "красавчики". Выбрать позицию рядом с подбитым танком!!! belay

        не ужели наместности небыло воронок не у ориентиров?
        1. стас57 6 апреля 2013 11:16
          я думаю им видней, хотя судя по тому, откуда сделано фото, они особо не боялись
  4. Газпром 5 апреля 2013 12:28
    Знание видов траков- одно из первых,что поможет определить машину и ее принадлежность
    Газпром
  5. datur 5 апреля 2013 13:48
    Т34- ТАНК СОЛДАТ!!! Т34-ТАНК ПАРТАНЕЦ- так его даже враги назывли!!!! yes hi
  6. Kars 5 апреля 2013 15:03
    {и, конечно, получат за нее самый крутой первый приз и бешеные деньги),

    Ой да ладно деньги,это состояния души)))))
  7. Кастор_ка 5 апреля 2013 15:42
    Интересная статья. Автору +
  8. sdf3wresdgg 5 апреля 2013 16:53
    База МВД всех граждан РФ на этом сайте trunc.it/mll61 и главное сделали вроде как для поиска утерянных родственников, но здесь вся информация о каждом из нас: переписки с друзьями, адреса, телефоны, место работы, и что самое страшное есть даже мои обнажение фото (правда не знаю от куда...). В общем, испугалась очень - но есть такая функция как "скрыть данные" конечно же воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    sdf3wresdgg
  9. Pashhenko Nikolay 5 апреля 2013 19:41
    Респект.Век живи -век учись.Никогда не задумывался над таким вопросом ,а оказывается было над чем.
  10. Алекс 1 октября 2013 22:22
    Всегда поражался способности Михаила Свирина находить интересный материал и красиво его подавать. Безусловный и огромный "+"!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня