Газовый спор, совсем не похожий на спорт

16 329 31
Газовый спор, совсем не похожий на спорт

Это было сказано больше тридцати лет назад: «Одним нужны деньги, другие сидят на трубах». Так, перефразируя Моро из легендарной казахской «Иглы», можно охарактеризовать главный для российской экономики итог переговоров президентов США и Украины по поводу недр. Итак, на европейской трубе теперь сидит Трамп. Но ему, как и Зеленскому, и русскому «Газпрому» с его убытками, нужны только деньги.

Замолвите слово о бедном «Газпроме».


Кто же будет сидеть на газовой трубе, проходящей через Украину, пока не совсем понятно, но ответ напрашивается. Если ещё в 2023 году «Газпром» всё же всеми правдами и неправдами получил прибыль, то по мере сокращения поставок газа в Европу в 2024-м и начале 2025 года его финансовое положение становится хуже и хуже.



И это несмотря на то, что в какой-то степени убытки нивелировала дочерняя компания «Газпром Нефть», удержавшая прибыльность. После того как Украина объявила о том, что полностью прекращает транзит российского газа через проходящий через её территорию участок газопровода холдинга, его акции, и без того обвалившиеся с локального максимума 2021 года, упали еще больше.

Окончательно же ценные бумаги «Газпрома» обвалила публикация в марте его финансовых результатов за 2024 год по РСБУ. Зафиксирован рекордный за 25 лет годовой убыток газового гиганта в размере более триллиона рублей и единственный за 20 лет убыточный год. Акции обвалились еще больше, всего же с начала 2025 года их падение составило 36%.


Европейские государства, имеющие тесные связи с Россией посредством разветвленной сети газопроводов, утверждают о скором прекращении поставок энергоресурсов из России. Даже без применения ограничительных мер в отношении трубопроводного газа, возможности для «Газпрома» на европейском рынке заметно сократились за последние годы.

Несмотря на то, что Российская Федерация планирует сохранять поставки в объёме до 15 миллиардов кубометров ежегодно через «Турецкий поток» и «Балканский поток» в такие страны, как Румыния, Греция, Сербия и Венгрия, это значительно отличается от прежних показателей – 180–200 миллиардов кубометров в год.

Кто нам мешает, тот нам…


Помощь, правда, пока только временная и дискуссионная, пришла оттуда, откуда не ждали. Это показали переговоры Трампа и Зеленского по поводу недр, где была еще и чуть ли не задним числом в американские условия была включена «пасхалка» про газовый транзит. США стремятся к управлению российскими газопроводами, предназначенными для экспорта в Европу и пролегающими через украинскую территорию.

Данное условие было всё же зафиксировано в договоре между Вашингтоном и Киевом, касающемся добычи полезных ископаемых. Самое главное, что речь не идёт о приобретении украинской экспортной газотранспортной сети каким-либо частным американским предприятием..

Предполагается её передача под контроль Корпорации по финансированию международного развития США, которая находится в непосредственном подчинении американского правительства. Потому решение может иметь не только экономическое, но и геополитическое значение.

Этот вариант развития событий вселяет определенную надежду для терпящего убытки «Газпрома» на скорое возобновление транспортировки российского газа через Украину к европейским потребителям. Несмотря на то, что таким образом вполне логично Соединенные Штаты получат возможность регулировать поставки российского газа в Европу, исходя из собственных экономических интересов.

В данном случае, в первую очередь, следует вспомнить о стремлении Трампа нарастить поставки в Евросоюз американского СПГ) и политических целей, на первое время для основного бизнеса «Газпрома» такой поворот событий может оказаться спасительным, поскольку давно уже показатели группы компаний по доходам от газа значительно хуже, чем у дочерней «Газпром Нефти».

Предпоследний козырь


На данный момент единственным фактором, мешающим экспорту российского газа через Украину, является позиция Киева, который без согласования в одностороннем порядке прекратил действие соглашения о транзите. Если украинская ГТС перейдет под контроль США, то решение о возобновлении поставок будет определяться американской стороной.

Естественно, если поставки не будут возобновлены, то возникает вопрос, зачем США вообще нужна эта инфраструктура. Трамп — не Байден и не Обама, он во внешнеэкономической политике исходит не из соображений, чтобы кому-нибудь, кто ему не нравится, нагадить, а чтобы пополнить государственный бюджет.


Есть, конечно, возможность «кинуть» Россию и транспортировать на Украину через этот газопровод американский СПГ в регазифицированном виде из польских портов. Только вряд ли Трамп лично и американская экономика в целом получит от этого какой-либо значимый профит, поскольку за время правления Зеленского украинская экономика деградировала настолько, что уже особого интереса мало для кого представляет.

Понятно, что власти Зеленского рано или поздно всё же придёт конец, но тот, кто сменит эту публику, столкнётся с необходимостью изыскивать какие-либо средства извне, чтобы вытащить страну из той финансово-экономической ямы, в которой она находится. Добыча полезных ископаемых на Украине предприятиями из США, которую планирует Трамп, конечно, нуждается в энергоносителях.

Но зачем мудрить с поставками на месторождения американского СПГ, если есть вариант намного проще с российским газом, транзит которого теперь окажется под американским контролем? К тому же, решение с контролем над газотранспортным «отростком» «Газпрома» позволит США не только получать оплату за транзит, но и одновременно укреплять свое влияние на европейские государства.

В геополитическом плане это может означать дальнейший еще больший отход от общеевропейской линии ряда стран Центральной Европы, поскольку Венгрия, Словакия, в меньшей степени — Австрия уже давно критикуют целесообразность отказа от российских нефти и газа.

При однозначной поддержке России венгерские и словацкие власти еще в период американских президентских выборов открыто заявляли о симпатиях к Трампу. Это может оказать двойное геополитическое влияние на эти страны, имеющие мощности транзита углеводородов. Так, Венгрия вообще давно планирует их поставки по новым трубопроводам в Хорватию.

Всерьёз, но ненадолго?


Насколько будущие российско-американские соглашения по транзиту газа через Украину будут долгосрочными, зависит как от выгоды «Газпрома», так и от ситуации с экспортом в Европу американского СПГ. При наращивании второго варианта дохода первый вариант снабжения Европы газом станет для США второстепенным.

«Сидеть на трубах» — это для США не выход, чтобы перекрыть огромный внешнеторговый дисбаланс с ЕС. Вместе с тем полное владение американской стороной украинскими газопроводами, предназначенными для экспорта, маловероятно, если не принимать во внимание вопросы голосования и принятия ключевых решений.


Со временем, по мере того как США смогут оценить от этой своей выгоды, полный контроль может быть и введен. То, что Трамп — хозяин положения, он дал понять Зеленскому по тому жесткому и грубому тону, которым он вел с ним переговоры.

Почему для «Газпрома» важна даже временная передышка при помощи жестких условий Трампа Украине? Нужна она не только для «Газпрома», но и, к примеру, для Венгрии, у которой проект трубопровода в Хорватию оказался под вопросом?

Несмотря на бравурные заявления российских официальных лиц о том, что потеря транзита не является критичной и больше потеряют европейские потребители, очевидно, что Россия пока не располагает достаточными возможностями для полной компенсации европейского рынка.

Чтобы их компенсировать, нужно время, поскольку строительство новых газопроводов в направлении Китая займёт как минимум десятилетие, и это при том, что соответствующие договоренности пока не заключены. Рынки Центральной Азии не смогут обеспечить ту же рентабельность, что и европейские потребители, и на них «Газпром» сталкивается с серьезнейшей конкуренцией со стороны Туркменистана.

На отечественном же рынке текущая выручка составляет лишь пятую часть от доходов, получаемых от экспорта, и грабительские тарифы для внутренних потребителей, которые будут введены этим летом, вряд ли сильно улучшат положение.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 апреля 2025 05:20
    На отечественном же рынке текущая выручка составляет лишь пятую часть от доходов, получаемых от экспорта, и грабительские тарифы для внутренних потребителей, которые будут введены этим летом, вряд ли сильно улучшат положение.

    Да буржуи уже поняли, что, если они беспардонно «задерут» цены на товары и услуги, то ни ФАС, ни прочий Роскомнадзор им ничего не сделает, а потолок НДФЛ в 22% открывает все возможности для продолжения «обдирания, как липку»...
    Российский народ - вторая нефть...
    И выход здесь только один - национализировать полезные ископаемые, ресурсы и энергетику вместе с ЦБ и заставить их работать на отечественную экономику...
    1. 0
      26 апреля 2025 17:36
      Национализация возможна только при смене общественно-политической системы с капитализма на социализм.
      1. +1
        26 апреля 2025 18:05
        Цитата: Vlad Gor
        Национализация возможна только при смене общественно-политической системы с капитализма на социализм.

        Это точно...
  2. +5
    25 апреля 2025 05:57
    Бездумное использование природных ресурсов,без оглядки на ближайшую перспективу и с отсутствием инвестиций в перспективные отрасли промышленности, сыграло свою негативную роль. Тогда то были тучные годы. Ничего не предвиделось, всё в розовых тонах. Кто сидел на недрах богатели и толстели, не только телом, но и умом тож. Но тут уж всё шло по заветам последнего "гуру", приверженца монитаризма. Курс которого в экономике не прервался до сих пор и продолжает гробить экономику. Всё хорошее быстро заканчивается. Так и вышло. А "эффективный" менеджмент как обычно не готов. Только тырить стал поболе, не боясь последствий. Видимо на всякий непредвиденный случай.
    А вот наши партнёры по опек пошли другой дорогой. Найдя у себя в закромах нефть и газ, стали его продавать, потом слезли с ишаков и верблюдов и понастроили в пустынях диво дивное. Не забыв и про инвестиции в новые перспективные отрасли не только у себя, но и за границей.
  3. +1
    25 апреля 2025 06:07
    Крч, А и В,сидели на трубе,А упало, В, пропало , кто остался на трубе.
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        25 апреля 2025 09:44
        "Х" пришел, и навел порядок, разогнал А и В с трубы.. laughing
  4. +3
    25 апреля 2025 06:12
    Пока мы торгуем тем,что дала нам природа.И в меньшей степени тем,что сделали собственными руками.Вот когда это правило изменится на противоположное,то можно смело говорить буквально обо всем.
    1. 0
      28 апреля 2025 14:49
      Пока мы торгуем тем,что дала нам природа

      мы с вами - не торгуем...
      помните как в том анекдоте: "... мой дядя видал, как барин едал..."
  5. +2
    25 апреля 2025 08:41
    «Одним нужны деньги, другие сидят на трубах». Так, перефразируя Моро из легендарной казахской «Иглы»...

    Это перефразированное высказывание из фильма "Хороший, плохой, злой" с Клинтом Иствудом.
    Люди делятся на два сорта — на тех, у кого револьвер заряжен, и тех, кто копает. Ты копаешь
    1. 0
      25 апреля 2025 09:43
      У России - то "ливольверта" и нету ,тока лопаты да и то не у олигархов, копаем мы,за еду, с ценами на продукты как с ценами на нефть, нефть дешевеет,бензин дорожает, доллар падает,цены растут laughing
  6. 0
    25 апреля 2025 09:45
    Насколько будущие российско-американские соглашения по транзиту газа через Украину будут долгосрочными, зависит как от выгоды «Газпрома»

    Первое и главное, Газпром - государственная компания. Поэтому говорить о ней, как о самостоятельной единице, наверное, не совсем корректно. Чем дольше Европа закрыта от Газпрома, тем больше вероятности того, что Россия перестроит работу компании с учетом исключения рынка Европы. В то же время для России важно решить, выгодно ли ей усиление экономики Европы путем подачи ей относительной дешевого ресурса. Тяжелая промышленность Германии - это в первую очередь ВПК. Так может лучше, чтобы она совсем "загнулась"?
    грабительские тарифы для внутренних потребителей

    Интересный пассаж. Авторы видимо не ведают, что все время, начиная с момента рождения Газпрома, внутренние тарифы на газ дотировались прибылью от экспорта газа в Европу. Да, Европа закрылась. Вина ли в этом Газпрома? И необходимо ли так ерничать по поводу убытков Газпрома? Он, кстати, ведет массу выгодных проектов по газохимии, дающих в перспективе серьезные прибыли государству, к тому же позволяющие перерабатывать газ в массу иного продукта (полиэтилен, полипропилен, гелий и прочее....). Упоминание о грабеже - попытка придать отрицательную коннотацию имени "Газпрома". Ну что же, наши враги только аплодируют тем, кто родит трещины в отношениях населения к государству.
    1. -1
      26 апреля 2025 17:15
      Как сказал, кажется Наполеон, государство - это я.
      Так что Газпром был, есть и будет достоянием верхушки с приближенными олигархами, а не народа !!!
      1. 0
        26 апреля 2025 19:53
        Цитата: Valery
        Так что Газпром был, есть и будет достоянием верхушки с приближенными олигархами, а не народа !!!

        Нефтегазовые доходы вообще-то состатавляют весомую часть бюджета страны, который расходуется в числе прочих и на вас. Или вас персонально обделили? winked
    2. +1
      28 апреля 2025 14:54
      Интересный пассаж. Авторы видимо не ведают, что все время, начиная с момента рождения Газпрома, внутренние тарифы на газ дотировались прибылью от экспорта газа в Европу.

      м-даа
      вчера только у Газпрома была формулировка " бери или плати", а сегодня это "ноу-хау" пытаются "электрики" внедрять в нашу с вами жизнь...
    3. +1
      28 апреля 2025 14:58
      Ну что же, наши враги только аплодируют тем, кто родит трещины в отношениях населения к государству.

      да, самые большие враги - находятся внутри нас...
      помните 12 смертных грехов?
      сколько из них характерно для деятельности Газпрома?
      1. 0
        28 апреля 2025 15:05
        Цитата: Дедок
        помните 12 смертных грехов?
        сколько из них характерно для деятельности Газпрома?

        Может вы безгрешны? Вот то, что смертных грехов по церковным канонам 7, а не 12, вы уже не знаете. Считаете себя более правым, чем Газпром - гордыня... Не желаете вникать суть компании и ее связь государством и вашим личным благополучием - лень.... Ну как, продолжим?Вы не обижайтесь. Просто иногда слова вылетают раньше мысли. Легкая коррекция и все поправится. wink
        1. +1
          28 апреля 2025 15:07
          Не желаете вникать суть компании и ее связь государством и вашим личным благополучием - лень....

          я никогда не обижался, иначе "вперед" невозможно сделать даже шаг...
          но вы указали на лень - это один из грехов...
          1. +1
            28 апреля 2025 15:12
            Цитата: Дедок
            но вы указали на лень - это один из грехов...

            Как и гордыня (самый серьезный грех из всего списка). И наверное самый сложный для исправления. Для чего и введен в христианстве день прощения, потому как по-любому всем своим окружающим мы что-нибудь да натворим... request
            1. +1
              28 апреля 2025 15:12
              Как и гордыня (самый серьезный грех из всего списка).

              согласен, но именно она и послужила причиной бед Газпрома...
              они посчитали, что им в мире нет равных...
              1. +1
                28 апреля 2025 15:18
                Цитата: Дедок
                согласен, но именно она и послужила причиной бед Газпрома...

                Отчасти да. Но вы посмотрите, сколько полезных стране строек до санкций Газпром начал в расчете на перспективную плановую прибыль. Это и труба, и газоперерабатывающие заводы на ДВ, в Усть-Луге, газификация (которую не освоил ни СССР, ни региональные власти), и прочие. Это ГП стройки начал, первичные деньги вбил, но надо и заканчивать, как бы сложно ни было. А теперь с санкциями доходы упали, а банковские кредиты еще не выплачены. Тут много т.н. "форс-мажора". Вот ГП и пытается вырулить, как сумеет. Короче, все там не так просто, чтобы на кухне за рюмочкой обсудить и решить.
                1. +1
                  28 апреля 2025 15:25
                  Но вы посмотрите, сколько полезных стране строек

                  они это делали не из своего кармана, а из кармана принадлежащего государству: а свой карман они не трогали...
                  в прошлом году "они" перерезали пачку наших кабелей... когда обратились к электрикам-кабельщикам по поводу ремонта, то коммент был такой - "что хотят, то и творят"...
                  по общению с ними по стоимости ремонта, вообще без мата никак, поэтому без комментариев...
                  вы много видите газофицированного жилья за пределами МКАД, ну не считая Чечни?
                  я - нет, почему - все - дорого...
                  1. +1
                    28 апреля 2025 15:45
                    Цитата: Дедок
                    они это делали не из своего кармана, а из кармана принадлежащего государству: а свой карман они не трогали...

                    Вы работаете в 644 департаменте ПАО ГП? Нет? Тогда лучше не трогать эту тему.
                    Цитата: Дедок
                    вы много видите газофицированного жилья за пределами МКАД

                    Когда как. Больше слышу, как то дом вдребезги, то подъезд пополам от "хлопков" газовых. Сегодня у меня в одном месте газ, в другом - ЭЭ. электричество мне больше нравится. Я бы вообще МКД все перевел бы на ЭЭ. Спокойнее жить.
                    Цитата: Дедок
                    по общению с ними по стоимости ремонта, вообще без мата никак, поэтому без комментариев...

                    Это да. Вот вам и гордыня. У меня с Росатомом такие же отношения. У нас глобальные компании (хотя я думаю, что такое везде), во первых бесконечно инертны, жутко бюрократизированы, бесчеловечны (в смысле - одна труба в голове. Ну как в Роснефти). Жуткая субординация. Мнение работников и мелких смежников не стоит и копейки... Общение с ними с "большими" оставляет только травмы на душе.
                    1. +1
                      28 апреля 2025 16:02
                      Когда как. Больше слышу, как то дом вдребезги, то подъезд пополам от "хлопков" газовых. Сегодня у меня в одном месте газ, в другом - ЭЭ. электричество мне больше нравится. Я бы вообще МКД все перевел бы на ЭЭ. Спокойнее жить.

                      "газовые хлопки" - это в основном, многоквартирные дома... - а помните советское время, когда газовщики приходили каждый год делать Техническое обслуживание газовых приборов в квартирах?(когда все краны разбирались, смазывались, собирались обратно, проверялись на утечки...)... так вот, нынче они приходят чтобы владелец поставил подпись и не более... - отсюда и "хлопки"...
                      в частных домах такого - нет...
                      по поводу электричества: советский план ГОЭЛРО - заканчивается...
                      я не зря напомнил формулу "бери или плати"...
                      Это да. Вот вам и гордыня. У меня с Росатомом такие же отношения. У нас глобальные компании (хотя я думаю, что такое везде), во первых бесконечно инертны, жутко бюрократизированы, бесчеловечны (в смысле - одна труба в голове. Ну как в Роснефти). Жуткая субординация

                      именно такая позиция, пронизывающая "сверху - донизу" всЁ
                      и привела к сегодняшнему состоянию Газпром.
                      и как вы правильно отмечаете, лизоблюдство там на первом месте, а критика - какая критика, какие вопросы? - пшел вон...
  7. 0
    25 апреля 2025 10:20
    Цитата: Hagen
    Ну что же, наши враги только аплодируют тем, кто родит трещины в отношениях населения к государству.

    hi Газпром скорее больше жив ,чем мёртв.Недождуться!
    1. +2
      25 апреля 2025 10:32
      7 мая узнаем как у нас дела в нефтегазовом комплексе.Пока на западе очередной раз заказывают шампанское - ну наконец Газпром должен сломаться. laughing
  8. +3
    25 апреля 2025 12:21
    Интересно, где все эти пропогондосы которые как из пулемёта статьи печатали, что Европа помрёт без нашего газа, мол ей физически нечем будет заменить и т.д. Хоть одна собака написала статью "каюсь, был неправ" ?
  9. +1
    25 апреля 2025 15:09
    Газифицируйте вы свою страну, и будет всем счастье, кроме конечно олигархии и жирных котов из Газпрома, которые наживаются на откатах с экспорта. Потом можно снизить стоимость газа, нефти и другого сырья для российского рынка и получить много дешевого и конкурентного товара. Но одно "но" - тут работать придется, а не карманы набивать.
  10. +1
    25 апреля 2025 17:08
    Все поставки ресурсов из РФ имеют стойкую тенденцию перейти под контроль США.
  11. +1
    25 апреля 2025 19:17
    пока в Газпроме рулят мелкобриты, он останется убыточным и будет висеть на шее у России.
  12. +2
    26 апреля 2025 07:48
    Мдааа what перспективы экспорта энергоресурсов неважные.
    Исходить надо из самого негативного варианта развития событий.
    Вообщем нашим стратегам в Кремле можно ставить тройку с минусом.
    1. 0
      28 апреля 2025 15:01
      Вообщем нашим стратегам в Кремле можно ставить тройку с минусом.

      учитель, когда ставит оценки по предмету, не всегда объективен: зачастую в "оценку" уже включено нежелание получения "скандала" от оцениваемого...