Индонезия рассматривает возможность присоединения к турецкой программе истребителей пятого поколения KAAN

73 639 31
Индонезия рассматривает возможность присоединения к турецкой программе истребителей пятого поколения KAAN
Второй полет национального боевого самолета KAAN успешно выполнен в Анкаре, Турция, 6 мая 2024 года.


Президент Индонезии Прабово Субианто заявил, что его страна заинтересована в присоединении к турецкой программе создания боевых самолетов пятого поколения KAAN, после встречи со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре в начале апреля 2025 года.



«Индонезия хочет участвовать в разработке истребителя пятого поколения «Каан» и подводной лодки совместно с турецкой промышленностью», — заявил президент Индонезии на пресс-конференции , сообщает индонезийское информационное агентство Anatara .

Программа истребителя 5-го поколения KAAN разрабатывается компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) и рассматривается как ответ Турции на ее исключение из программы США по истребителям F-35 после покупки Анкарой российской системы ПВО С-400. (TAI отказалась комментировать изданию Breaking Defense высказывания Субианто о KAAN.)

TAI Kaan, ранее программа именовалась как TF («Турецкий истребитель» или TF-X) и ещё MMU (Milli Muharip Uçak, по-турецки «Национальный боевой самолёт» ), представляет собой программу создания малозаметного двухдвигательного всепогодного истребителя завоевания превосходства в воздухе, разрабатывается Turkish Aerospace Industries (TAI) и субподрядчиком BAE Systems . Самолёт должен заменить F-16 Fighting Falcon в ВВС Турции и иметь экспортные перспективы.

Прототип выполнил рулежку и наземные испытания впервые 16 марта 2023 года и был торжественно презентован два дня спустя. Его первый полет, первоначально запланированный на 27 декабря 2023 года, был совершен 21 февраля 2024 года.

5 декабря 2010 года Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции (SSIK) принял решение о проектировании, разработке и производстве собственного национального истребителя завоевания превосходства в воздухе пятого поколения, который заменит флот F-16 Турции и будет работать совместно с другими самолётами НАТО, такими как F-35 Lightning II.

В 2011 году Министерство обороны Турции (SSM), ныне известное как Агентство оборонной промышленности, закупочное агентство для Вооруженных сил Турции, подписало соглашение с TAI о концептуальной разработке основных возможностей. TAI и TUSAŞ Engine Industries (TEI) будут основными исполнителями проекта, разработки, подготовки серийного производства, а также ввода в эксплуатацию истребителя. Исследования покажут стоимость истребителя, а также то, какие механические и электронные системы будут использоваться и включены, и более широкую перспективу возможностей и проблем в военной авиации.

Финансирование, эквивалентное 20 миллионам долларов США, было выделено на двухлетнюю фазу концептуального проектирования, выполняемую Turkish Aerospace Industries. Разработчики TAI заявили, что фаза концептуального проектирования была завершена в конце 2013 года, а отчет по проекту подготовлен и представлен премьер-министру для утверждения бюджета и ресурсных рамок фазы разработки. Справочник Джейнс описал проект как «чрезвычайно амбициозный». Было объявлено, что в 2024 году Tübitak и Aselsan также поддержат TAI в разработке и будут участвовать в строительстве самолета.

В 2015 году TAI опубликовал три возможных проекта самолёта:

FX-1: двухдвигательный тяжёлый истребитель, аналог Lockheed Martin F-22

FX-5: однодвигательный лёгкий истребитель, аналог F-35 от Lockheed Martin

FX-6: высокоманевренный однодвигательный самолёт, аналог Saab JAS 39 Gripen.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу объявил 8 января 2015 года, что TF-X будет двухдвигательным тяжёлым истребителем. Подсекретариат оборонной промышленности опубликовал свой отчет за 2016 год в марте 2017 года, в котором было объявлено, что окончательное решение было продолжить использование конфигурации двухдвигательного FX-1.

13 марта 2015 года Управление оборонной промышленности Турции (SSM) официально направило запрос на информацию турецким компаниям, которые имели возможность «выполнить подлинное проектирование, разработку и производство первого турецкого истребителя, чтобы удовлетворить требования турецких вооруженных сил к истребителям следующего поколения», что стало официальным началом программы.

Контракт на проектирование и разработку истребителя был подписан между Управлением оборонной промышленности Министерства национальной обороны Турции и Turkish Aerospace Industries Inc. 5 августа 2016 года. Управление SSM предоставило Turkish Aerospace Industries Inc. 1,18 млрд долларов на приобретение необходимых технологий и инфраструктуры для проектирования, испытаний и сертификации самолета. В тот же период был опубликован запрос на предложение по двигателю самолета, и компании General Electric, Eurojet и Snecma вернулись к этому вопросу. В рамках запроса предложений условием было то, что двигатель должен быть разработан в Турции, а производство должно было осуществляться только внутри страны.

Предыдущие планы и предложения партнерства с Saab AB


В феврале 2013 года по поручению премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана были проведены встречи с представителями Saab AB, а во время государственного визита президента Турции Абдуллы Гюля в Швецию 13 марта 2013 года было подписано соглашение между TAI и шведской фирмой Saab, согласно которому Saab AB окажет технологическую помощь в проектировании турецкой программы TF-X. Компания TAI должна была получить возможность приобрести подразделение Saab по разработке истребителей.

Позднее от этих планов отказались, и 8 января 2015 года премьер-министр Ахмет Давутоглу объявил, что программа TF-X будет полностью независимой национальной программой, и не будет никакого партнерства с Кореей, Швецией или Бразилией.

Соглашение о сотрудничестве между TAI и BAE Systems



Макет истребителя TF-X на Парижском авиасалоне 2019 года


Министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли осматривает макет TFX-KAAN во время своего визита в штаб-квартиру Turkish Aerospace Industries в Турции (2023 г.)

В декабре 2015 года Министерство оборонной промышленности Турции (SSM) объявило, что выбрало BAE Systems из Великобритании для оказания помощи в разработке истребителя завоевания превосходства в воздухе 5-го поколения. В тот же день Rolls-Royce предложила передачу технологий для двигателя EJ200 и совместную разработку производной этого двигателя для программы TF-X.

Во время визита премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в Турцию в январе 2017 года должностные лица BAE Systems и TAI подписали соглашение на сумму около 100 миллионов фунтов стерлингов, согласно которому BAE Systems будет оказывать инженерную помощь в разработке самолета. После заключения соглашения Великобритания выдала открытую генеральную экспортную лицензию оборонным компаниям, желающим экспортировать товары, программное обеспечение или технологии в Турцию.

Двигатель


20 января 2015 года турецкая компания ASELSAN объявила о подписании меморандума о взаимопонимании с Eurojet, производителем двигателя EJ200, используемого в истребителе Eurofighter Typhoon. Двигатель EJ200 максимальной тягой 60 кН (6 130 кг) и 90 кН (9 170 кг) (на форсаже). В объявлении также говорилось, что в программе TF-X будет использоваться лицензионная, модернизированная версия, производная от прототипа EJ200. Обе компании будут дополнительно сотрудничать и совместно разрабатывать системы программного обеспечения управления двигателем и системы мониторинга технического состояния и обслуживания двигателя.

Выбор Турцией двигателя EJ200 свидетельствует о намерении TAI создать сверхзвуковой 2-маховый истребитель. В мае 2017 года Rolls-Royce создала совместное предприятие с турецкой Kale Group для разработки и производства двигателей для этого проекта. Еще одним конкурентом является TRMotor Power Systems Inc., созданная в апреле 2017 года BMC Турции, компаниями TAI и SSTEK. 8 ноября 2018 года компания TRMotor подписала меморандум о взаимопонимании с Управлением оборонной промышленности о разработке реактивного двигателя для проекта TF-X.

Хотя General Electric открыто не выражала интереса к проекту TF-X, ее местный партнер, компания Tusaş Engine Industries (TEI), объявила, что примет участие в этапе разработки двигателя, а впоследствии и производства двигателя. 11 июня 2018 года генеральный директор TEI Махмут Фарук Акшит сказал, что они предложили зрелый двигатель, для которого они завершили коммерческое предложение по программе испытаний субкомпонентов для компрессора. Он подчеркнул преимущество двигателей GE перед конкурентами, заявив, что у них есть значительная поддержка OEM, тогда как сотрудничество между другими компаниями еще только в стадии развития. Компания TEI обязалась передать все интеллектуальные права правительству.

В октябре 2018 года местные турецкие СМИ сообщили, что неизвестное количество истребителей начального производства будет оснащено двигателями General Electric F110, пока Turkish Air Engine Company (TAEC) не завершит разработку национального двигателя.

14 марта 2022 года Kale & Rolls-Royce возобновили разработку двигателя для программы TF-X, заявив, что предыдущие разногласия между компаниями были разрешены и что пока первые прототипы TF-X будут использовать американский двигатель F110.

5 марта 2022 года заместитель министра оборонной промышленности Исмаил Демир заявил:

«Правительство теперь будет вести переговоры о возможной сделке по двигателям с Rolls-Royce. У нас были некоторые проблемы с Rolls-Royce раньше. Они были разрешены. Я думаю, что мы готовы работать вместе».

В мае 2022 года во время визита в Великобританию Демир заявил:

«Для нас крайне важно, чтобы двигатель производился в Турции… чтобы Турция обладала правами интеллектуальной собственности». 

Его заявление подразумевало, что тот же спор по поводу интеллектуальной собственности на двигатель, который ранее застопорил переговоры между Rolls-Royce и Турцией в 2019 году, остался неразрешенным.

По состоянию на 2 июня 2022 года неизвестное количество двигателей General Electric F110 было поставлено компании TEI в качестве первой партии в соответствии с соглашением между Tusaş Engine Industries (TEI) и GE Aerospace, которое включает поставку первой партии из 10 двигателей. Американский двигатель, конечно же, более желанный для турецкой стороны, чем британский. Он гораздо мощнее: тяга модели General Electric F110-100 максимальная — 73,8 кН (7 540 кг), на форсаже — 125,4 кН (12 800 кг), тяга модели General Electric F110-400 на максимале — 72,7 кН (7 400 кг), на форсаже — 119,9 кН (12 230 кг). Но американская сторона отказывается от передачи полной лицензии на этот двигатель с возможностью реэкспорта.

2 июля 2022 года Агентство оборонной промышленности опубликовало приглашение на тендер на разработку отечественного двигателя, который будет использоваться на турецких самолётах, и Исмаил Демир, заместитель секретаря Агентства оборонной промышленности, заявил, что TRMotor, которая является дочерней компанией TAI, подала свое предложение, а Turkish Air Engine Company (TAEC) и консорциум Kale Group и Rolls-Royce вскоре подаст свое предложение.

15 января 2025 года президент Агентства оборонной промышленности Халук Гёргюн заявил, что после 2030 года KAAN будет летать с полностью отечественным двигателем.

Президент Индонезии Прабово Субианто сделал сделал своё сенсационное заявление на совместной пресс-конференции с Эрдоганом на фоне углубления отношений между Анкарой и Джакартой. Также 10 апреля 2025 года две страны подписали три пакта о «культуре, управлении стихийными бедствиями и СМИ», которые последовали за 13 соглашениями, подписанными в феврале 2025 года, сообщают турецкие СМИ.

«Мы хотим еще более прочного партнерства», — цитирует турецкое СМИ слова Субианто, сказанные им во время пресс-конференции.

По данным TAI, KAAN успешно совершил свой первый полет в феврале 2024 года, достигнув высоты 8000 футов (2400 метров) и скорости 230 узлов (426 км/ч).

Ожидается, что второй и третий прототипы «поднимутся в воздух к концу 2025 года и началу следующего года, и мы будем проводить их интенсивные испытания», — рассказал генеральный директор TAI Мехмет Демироглу в интервью изданию Breaking Defense в феврале 2025 года.

Он тогда сказал, что фирма планирует «сократить период испытаний, поскольку нам необходимо провести много испытаний и иметь возможность поставить первую продукцию турецким ВВС в 2028–2029 годах».

В то время Демироглу сообщил в интервью изданию Breaking Defense, что «...многие страны заинтересованы в присоединении к программе KAAN», но он не уточнил, какие именно, и сказал: «Эти вещи требуют много времени и решений на высоком уровне». Тем не менее, он был уверен, что KAAN «будет совместной программой».

Возможность создания отечественного современного истребителя стала важным шагом со стороны президента Турции Реджепа Эрдогана, который сделал национализацию оборонной промышленности Турции ключевой частью своего руководства.

Демироглу сообщил, что KAAN, который позиционируется как истребитель пятого поколения, будет обладать характеристиками шестого поколения, добавив, что компания работает над концепцией объединения пилотируемых и беспилотных самолетов между KAAN и турецким производителем БПЛА Baykar.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 апреля 2025 05:18
    В двух словах: наивные турки "с умными лицами" строят самолет под двигатель который им никто не отдаст делать самим. Это как тот легендарный "подаренный линкор" - надорвётся Эрдоган и Турция стагнирует.
    1. 0
      26 апреля 2025 05:39
      никто не отдаст делать самим

      И тем создать конкурента на рынке третьих стран. Наивный султан.
    2. +1
      26 апреля 2025 06:55
      Почему не даст то, дали же американский двигатель Швеции для "Грипена".
      1. +2
        26 апреля 2025 07:00
        Цитата: Maxim G
        дали же американский двигатель Швеции для "Грипена"
        Турция, это не Швеция. Туркам даже канадцы запретили экспорт из Канады поршневых двигателей для "Байрактаров"
        1. 0
          26 апреля 2025 07:25
          Будет посговорчивее продадут.
      2. +6
        26 апреля 2025 09:36
        Цитата: Maxim G
        Почему не даст то, дали же американский двигатель Швеции для "Грипена".

        Швеция - это "совсем не Турция"... Шведские прокси не пытаются урвать себе куски в ряде сопредельных (и не только) государств. Великобритания множество раз использовала турок в своих интересах, но никогда не давала им слишком много свободы для маневра...

        К статье:
        Демироглу сообщил, что KAAN, который позиционируется как истребитель пятого поколения, будет обладать характеристиками шестого поколения

        Он может "позиционироваться" хоть седьмым поколением, но по факту, даже если и станет серийно производиться, то будет хорошо модернизированной 4-кой... Ни двигатели, ни материалы для малозаметности, ни БРЭО не будут соответствовать пятому поколению, ибо опыта своего в этих сферах у турок минимум, а "партнеры" такое не продадут.
      3. 0
        26 апреля 2025 22:12
        Цитата: Maxim G
        Почему не даст то, дали же американский двигатель Швеции для "Грипена".


        Швеция просто закупает эти движки для Грипена у американцев,но сама их не производит,а Турция хочет лицензию чтобы она могла сама производить этот двигатель и продавать его в третьи страны.Улавливаете разницу?Американцы также как и шведам готовы продавать этот двигатель туркам,но дарить свои технологии и плодить себе конкурентов они не намерены.А турок это в свою очередь не устраивает.Конфликт интересов.
        1. +1
          27 апреля 2025 05:54
          Цитата: Orange-Bigg
          Улавливаете разницу?

          GE производит 65% деталей двигателя и отправляет его в виде комплекта в VFA, которая изготавливает оставшиеся 35% деталей и осуществляет окончательную сборку и испытания.
  2. +3
    26 апреля 2025 05:23
    Шило на мыло. Начнется у них война, а авионика будет европейская, шасси английские и катапульта французская.
    1. +3
      26 апреля 2025 06:39
      Цитата: Владимир_Борисович
      Начнется у них война, а авионика будет европейская, шасси английские и катапульта французская
      Пока Турция находится в блоке НАТО с созданием своего самолёта у них может быть чего и получится. Но вот только стоит им хлопнуть дверью, начнется именно то, о чем вы и говорите wink
      1. +1
        26 апреля 2025 07:17
        Цитата: Голландец Михель
        Но вот только стоит им хлопнуть дверью
        Либо их из этой двери могут выставить пинком. Вот греки-то обрадуются! Их многовековая мечта об освобождении Константинополя и Смирны может стать реальностью.
      2. 0
        26 апреля 2025 10:45
        Вы полагаете, что немцы, англичане и французы будут создавать себе конкурента? Да и передавать там - особо нечего. Все, что у них есть, технологии прошлого века.
    2. -1
      26 апреля 2025 07:16
      Вот это точно, ни какой гарантии !
  3. +1
    26 апреля 2025 07:03
    Чего то выдающегося вряд ли получится, но создание этого самолета- это все ровно рывок для янычаров, после "Байрактара".
    1. 0
      26 апреля 2025 15:01
      Цитата: Южноукраинец
      Чего то выдающегося вряд ли получится, но создание этого самолета- это все ровно рывок для янычаров, после "Байрактара".

      Зато это будет хахяльный самолёт ! lol Потому и Индонезия купит . drinks
  4. -5
    26 апреля 2025 07:46
    Да, сколько можно уже, 5 поколение это фейк, малозаметность это не главное, и многофункциональных самолётов не бывает смотрите пример FВ-111, самый лучший в мире истребитель это МиГ-23МЛД, он многорежимный, даже пи.ндосы это признали, просто надо нам до этого головой дойти, давайте минусуйте laughing
  5. +2
    26 апреля 2025 10:36
    Свой собственный двигатель османам создать крайне сомнительно. Куда более мощный и продвинутый Китай - и то какое десятилетие над этим бьётся. И не похоже, чтобы таки достиг финиша.. Современный движок - это запредельное технологическое изделие, для этого надо иметь научно-конструкторские школы в сотнях направлений. Причём школы - имеющие историю не менее нескольких десятилетий.. Так что..
    1. -4
      26 апреля 2025 10:47
      Если сопоставлять научные, технические и финансовые возможности, то турки сделают свой двигатель лет через 200))) и "Мотор Сич" им в этом плане не поможет, потому их движки совсем из другой категории.
  6. -5
    26 апреля 2025 10:42
    Всегда считал индонезийцев умными))) присоединятся к тому, чего нет и вряд ли будет))) можно пожелать им творческих узбеков))))
    1. +1
      26 апреля 2025 11:06
      Может хоть какие то технологии "со стороны" получить планируют )
    2. +3
      26 апреля 2025 11:37
      Цитата: ТермиНахТер
      Всегда считал индонезийцев умными)))

      Кстати, очень неплохие люди, не раз с ними работал и хочу сказать, что лучше работать с "индонезами" чем с нашими.
      1. -3
        26 апреля 2025 11:42
        так я и говорю, что считал их умными. Впрочем, это все, пока только благие намерения.
  7. -2
    26 апреля 2025 17:23
    Движки делают только Россия и США, то же композиты и прочее оборудование. Можно купить, но ослабленный эрзац.
  8. 0
    26 апреля 2025 19:50
    Какое может быть пятое поколение без двигателя?
    Какое может быть пятое поколение без нормальной конкрусторской авиашколы?
    Китайцы, которые "реверерсивным инженерингом" не один российский двигатель разобрали, и то не могут толковый движок запилить для четвертого поколения.
    А тут из нифига пятое поколение, а че сразу-то не шестое?
    1. 0
      27 апреля 2025 00:29
      Какое может быть пятое поколение без нормальной конкрусторской авиашколы?

      Реально этот самолет делают англичане. У них эта школа есть.
      1. 0
        27 апреля 2025 14:52
        Реально, кто может полностью сделать в ЕС, только Франция
        1. +1
          27 апреля 2025 15:41
          А ещё Германия, Швеция и Британия. Сейчас из-за резкого роста недоверия к США будут форсировать европейское производство того что до сих пор в США закупали.
          1. 0
            27 апреля 2025 18:59
            Для этого нужно договориться и уговорить покупателей...., а рынок занимает потихоньку Ф35 , который серийно производится с широкой кооперации. И под него инфраструктура тоже расширяется
  9. 0
    27 апреля 2025 09:24
    рули высоты какие то смешные
    1. 0
      27 апреля 2025 14:48
      У Ф-35 аналогичные. Больше плечо- лучше управляемость.
  10. -1
    27 апреля 2025 14:48
    Понятно, что связи с Турцией, как с исламской страной крепки, но самые близкие машины к серии - Кореец, Китаец и наш Су75. И максимум локализованных технологий. Японцы заглохли с 5м поколением, ЕС никак не отелится....Турки - не верю.