Солдаты армии Петра Великого

20 952 119
Солдаты армии Петра Великого
Новую военную униформу армия Петра I получила еще до начала Северной войны. В ней заметным образом переплелись и старые традиции, и веяния новой военной моды. Штабс-офицер Преображенского полка, 1698-1700 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings».


«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».



«Полтавская речь Петра I». «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочне включительно». Феофан Прокопович (1681–1736).


8 ноября 1699 года царь Петр I издал указ о первом рекрутском наборе. Каждые сто дворов должны были поставить по одному солдату. По расчетам Петра, так можно было призвать до 60 000 человек. Кроме того, в армию принимали добровольцев — «охочих людей», им полагалось полное казенное содержание и оклад — 11 рублей в год. Царь решил отказаться от старой системы, при которой большая часть армии находилась на самообеспечении и покупала себе оружие, снаряжение и продовольственные припасы. По его мнению, все финансовые и материальные тяготы по содержанию вооруженных сил должно было нести государство, а военнослужащие — заниматься своим прямым делом, то есть хорошо воевать! Вот так в России и появилась регулярная профессиональная армия.

Первые рекруты поступили в комиссию, расположившуюся в селе Преображенском под Москвой, 1 декабря 1699 года. Их оказалось несколько меньше, чем предполагалось: 32 тысячи человек. Однако и из этого количества удалось сформировать 27 пехотных и 2 драгунских полка. Первая рота каждого пехотного полка, помимо стрелкового оружия, получила гренады (ручные гранаты) и стала его ударным подразделением. Остальные девять рот вооружались фузеями (крупнокалиберными ружьями с кремневыми замками, весом семь килограммов) с багинетами (штыками, которые вставлялись рукоятками в ствол) и шпагами.


Фузилер выборных солдатских полков, 1698-1702 гг. с багинетом. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Полный штат полка состоял из 1200 рядовых и 38 офицеров. Традиционным цветом одежды русской пехоты стал зеленый. В драгунских полках было по тысяче человек. Вооружались они более легкими фузеями без штыка (шесть килограммов), пистолетами и палашом для конного боя. Униформа молодой армии Государства Российского полностью соответствовала общеевропейскому мундирному стилю.

Считается, что солдаты армии Петра I, как в пехоте, так и в коннице, носили на голове треуголки, однако на самом деле их головным убором была преимущественно шапка цилиндрической формы с отворотами полкового цвета, отгибавшимися в плохую погоду и защищавшими уши от ветра, дождя и снега. Ее шили из отходов мундирного сукна, что позволяло значительно экономить на ткани. Называлась такая шапка картузом или картузом. Хотя и треуголки тоже были в ходу. В качестве теплой верхней одежды использовалась узкая и короткая, до колен, красного цвета епанча (накидка).


Бомбардир артиллерийского полка, Россия, 1708–1723 гг. Рисунок, с которого сделана эта фигурка, взят из книги «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с рисунками». Под редакцией Висковатова А. В. Вот только вряд ли он мог вот так стрелять чугунной гранатой, удерживая «мортирку» в руках. Уж очень сильной была бы ее отдача при выстреле. Опирать приклад надо было во что-нибудь твердое, например, о землю! Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings».

До 1720 года выбор цвета униформы оставался за командирами полков, но доминирующим цветом был все-таки зеленый, хотя очень многие полки были одеты в дешевое серое сукно*. Артиллеристы носили ту же форму, что и пехотинцы, но основным ее цветом был красный с синими манжетами на рукавах. Кстати, бомбардиры (в которых числился и сам Петр!) считались элитными артиллерийскими подразделениями и носили такие же головные уборы, как и гвардейские гренадеры. Конница была одета в мундиры темно-синего цвета. Понятно, что предпочтение при выборе цветов для униформы отдавалось тканям, окрашенным самыми стойкими красителями, чтобы мундиры не выгорали под солнцем.

Кстати, одной из особенностей распределение цветов по полкам, когда в одной армии можно было встретить мундиры самых разных расцветок, создавало определенную путаницу в опознавании войск на поле боя, да еще в пороховом дыму, однако с этим тогда приходилось мириться. Однообразно окрашенных тканей в Европе тогда не хватало, уж больно много их стало требоваться. При этом очень часто расцветка мундиров одной страны была похожа на расцветку другой, и спутать их было проще простого, хотя и не всегда. Но те же зеленые мундиры с красными манжетами и подбоем носила не только русская пехота, но и гессен-дармштадтские драгуны, а униформа красного цвета была не только у российских артиллеристов Петра I, но и артиллеристов Ганновера. «До Петра» лафеты русских пушек красились в красный цвет, во время его правления его изменили на зеленый.

Решить проблему цветного сукна с помощью его импорта оказалось невозможно, поэтому в России в годы Северной войны было построено целых 15 мануфактур, ежегодно выпускавших до 300 тысяч аршин мундирного сукна и до 200 аршин подкладочного материала (1 аршин = 0,7112 м).


Обер-офицер гренадерских полков армейской пехоты, 1710-е гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Деталью формы, которая позволяла отличить офицера от нижних чинов, служил шарф в виде шелковой ленты цветов российского флага длиной полтора метра, который повязывали через правое плечо. На концах шарфа крепились кисти из золоченой (у штаб-офицеров) и серебряной (у обер-офицеров) крученой тесьмы, но на расстоянии определить чин офицера по шарфу было практически невозможно. Первыми надели шарфы офицеры лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков еще в 1698-1699 годах. Впрочем, шарф-плечо-лента носили недолго, и уже вскоре она превратилась в кушак на поясе. Интересно, что деньги за пошив мундиров вычитались из солдатского жалования, а офицеры должны были их за свой собственный счет.

Еще одной интересной деталью обмундирования в армии Петра было введение погона как средства отличия военнослужащих одного полка от другого. А еще погон удерживал от сползания патронную сумку. Погоны плели из гарусного шнура (прочной шерстяной пряжи), при этом узор на погоне рядового отличался от офицерского, даже если они оба служили в одном полку.


Фузилёр солдатского пехотного полка, 1702-1706 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»


Гренадер 2-го Выборного (Бутырского) полка, 1698-1702 гг. Каждому гренадеру полагалось две двухфунтовые (ок. 800 г) чугунные фитильные гранаты в специальной сумке через плечо. В качестве головного убора гренадеры обычно носили высокие остроконечные колпаки, которые, в отличие от широкополых шляп и треуголок, не мешали ему забрасывать за спину на ремне мушкет, освобождая руки для метания гранат. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings».


Пикинер Смоленского пехотного полка 1715 г. Пикинеры находились в первой шеренге и вместо ружей часто получали пики и пистолет. Производители: «Silver Dream Studio» и «Студия Ратник»

Первый воинский устав подготовил в 1698 году генерал Вейде, документ был прост, без ненужных излишеств, а правила боя соответствовали времени, были эффективными и понятными. Армии не хватало трех вещей: боевого опыта, новых воинских традиций и своего собственного офицерского корпуса. Но всё это не могло появиться в один миг, тем более в условиях мирного времени. Впрочем, очень скоро необходимый опыт дала Северная война.

В ходе войны структура вооруженных сил, задуманная Петром, претерпела ряд изменений, но в целом доказала свою жизнеспособность. В результате к моменту подписания в 1721 году Ништадтского мира со Швецией, признавшей свое поражение, русская армия представляла собой по-настоящему грозную силу. Пехота насчитывала два гвардейских и 49 пехотных полков — 67 тысяч закаленных профессиональных воинов, причем в мирное время их численность было решено не сокращать. Петровская конница численностью 33 тысячи человек была исключительно драгунского типа, то есть могла воевать как в конном, так и в пешем строю. Казаки относились к иррегулярным войскам.

Большое внимание Петр уделял артиллерии, так как понимал важность ее роли. До него на вооружении русской состояли как российские, так и иностранные орудия самых разных калибров. Петр сумел свести число их к минимуму. Кроме традиционной полевой и осадной артиллерии петровской армии была еще и конная артиллерия, приданная кавалерийским полкам, — инновация, не существовавшая до того ни в одной из армий мира. Кроме полевых — ударных войск — были сформированы также гарнизонные части (нечто подобное нынешней Росгвардии).

Порядок в новоприобретенных землях поддерживался силами 49 гарнизонных пехотных полков и четырех полков драгунских, общей численностью 70 тысяч человек. В маленьких населенных пунктах приграничной южной и юго-восточной Украины аналогичную службу несла ландмилиция, учрежденная на закате царствования Петра и насчитывавшая шесть тысяч человек (шесть полков). При этом окраинное население при необходимости выставляло собственные отряды, которые также формировали и оснащали казачьи общины. К 1725 году Донское казачье войско выставляло пять тысяч всадников, малороссийское казачество — до 15 тысяч, и столько же — калмыки, и слободские казаки — до 10 тысяч сабель.

В результате уже через 25 лет после указа Петра I о первом рекрутском наборе в Императорской армии России служило около 200 тысяч человек. В армию брали мужчин в возрасте до 30 лет. Основанием для прекращения службы могли быть смерть, инвалидность, уголовное наказание. Унтер-офицерский корпус пополнялся выходцами из рядового состава. Офицерское звание получали дворяне, прошедшие службу нижними чинами и сдавшие специальные экзамены. В 1700 году для подготовки офицеров были созданы военные школы, причем экзамены на чин офицера нередко принимал сам царь***. Таким вот образом Петр I вместе с Меншиковым, Шереметьевым, Репниным, Голицыным, Головиным, Вейде, Брюсом, Лефортом и многими другими создали такой потрясающий запас прочности вооруженным силам России, что его хватило затем на долгие десятилетия.


Петр I. Трудно сказать, где и когда он появлялся в подобной мантии, и носил ли он ее вообще, но смотрится красиво! Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»


Франц Лефорт — русский государственный и военный деятель родом из Швейцарии и кальвинистского вероисповедания; ближайший помощник и советник Петра I, с которым сблизился в начале 1690-х годов; российский генерал, адмирал. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Как здесь уже отмечалось, иметь регулярную армию для страны — удовольствие не из дешевых, и во все времена обходилось казне очень и очень дорого. Например, в России был даже введен особый налог на содержание драгунских полков, который так и назывался — «драгунский сбор». Петр I ввел его в 1701 году, после реорганизации русской армии, в состав которой вошли девять новых драгунских полков, сформированных из копейщиков, рейтаров и дворянских недорослей общей численностью в 10 012 человек.

На жалованье им с каждого двора взымались немалые по тому времени деньги: с помещиков и вотчинников — по 20 копеек, церковные и дворцовые ведомства платили по 25 копеек, с купечества брали десятую часть дохода. Зато к 1706 году количество драгунских полков достигло 28, а расходы бюджета на их содержание составляли 420 000 рублей в год. Хотя форма драгун и была похожа на облачение пехотных полков, денег она требовала больше, поскольку драгунам полагалось носить сапоги с высокими и жесткими голенищами. И обойтись без них было просто невозможно, поскольку они защищали ноги от травм, которые были неизбежны при верховой езде в плотном строю, когда всадники едва ли не касаются друг друга коленями.


Офицер драгунских полков, 1698-1704 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Ну а первый массовый рекрутский набор в истории России был проведен в феврале 1705 года. Рекрутская повинность была обязательной для податного населения страны, основную массу которого составляли крестьяне. В первый раз взяли по одному мужчине от 20 дворов. Призыв регламентировался законом — «Статьями о сборе даточных солдат или рекрут». Помещикам или городским общинам вменялось в обязанность снабдить новобранца провиантом на дорогу, кафтаном или шубой, рукавицами, рубахой и рублем денег — на шапку.

С 1705 по 1715 год было проведено 10 рекрутских наборов, а в армию призвано более 330 000 человек. В 1705 году посол Великобритании в Москве сэр Уитворт писал: «Русская пехота обучена хорошо... много лучше немецкой и не уступает пехоте какой бы то ни было нации». Кстати, Петр І утвердил общую стандартную форму пехотных полков лишь в 1720 году, окончательно выбрав для мундира зеленый цвет, а для прибора – лацканов, клапанов, отворотов и камзола – красный. В каком именно полку служит человек, стало затруднительно, но выход был быстро найден: на шляпах и подсумках стали помещать изображения гербов тех городов, в которых те или иные армейские полки формировались или квартировали.

В форме какого полка Петр I участвовал в Полтавской баталии? Разумеется, в мундире лейб-гвардии Преображенского полка. По описанию одного иностранного дипломата, царь был в зеленом кафтане с небольшими красными отворотами, поверх которого надета простая черная кожаная портупея. На ногах — зеленые чулки и старые изношенные башмаки. В правой руке он держал пику, как полковник гвардии, а левой придерживал под мышкой простую шляпу. Кроме того, грудь царя украшали серебряный офицерский знак (горжет) с Андреевским крестом, серебряная с красно-синими нитями перевязь, а вооружен он был полупикой и шпагой с латунным эфесом.

История появления этих знаков в русской армии была такова: когда в ноябре 1700 года она проиграла сражение под Нарвой, только полки лейб-гвардии Преображенский и Семёновский, а также стрелецкий полк Бутурлина не уступили шведам, сохранили знамёна и обоз, а при отступлении не потеряли ни одного человека. В память об этом подвиге гвардейцев Пётр I повелел Преображенским и Семёновским офицерам носить на груди поверх мундира горжет с выбитой датой сражения — «I700 NO19». Сначала горжет как элемент военной одежды принадлежал рыцарским доспехам. Но в XVII веке он повсеместно превратился в офицерский знак отличия.


Капрал армейской пехоты, 1708-1720 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»


Канонир Артиллерийского полка с пальником, 1704-1725 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Все армейские чины Петровской эпохи получали за службу денежное содержание, которое начислялось в зависимости от звания. Так, генералу-фельдмаршалу полагалось 7000 рублей в год, генералу — от 300 до 1200, полковнику — 300, майору — 140, капитану — 100, прапорщику — 50 рублей. Сержантам и вахмистрам платили по 14 рублей 40 копеек годовых, капралам и рядовым — по 12. В гвардии платили значительно больше, поэтому попасть туда было не только почетно, но и экономически выгодно...


Противниками армии Петра в то время были вот такие турецкие янычары. Производители: «Silver Dream Studio» и «Pegaso Model»


Интересно, что шведские артиллеристы начала XVIII в. также носили форму из самого дешевого некрашеного сукна, хотя обычно канониров старались одевать в мундиры красного, «огненного цвета». Производители: «Silver Dream Studio» и «Chronos-miniatures»

Конной гвардии в России при Петре I не было. Но, подписав в 1723 году Указ о коронации императрицы Екатерины, он решил на торжества в ее честь не скупиться, а сформировать для ее сопровождения роту кавалергардов****, или драбантов, из лучших офицеров пехотных и драгунских полков, долженствующих своим внешним видом продемонстрировать могущество Российской империи.

И хотя по сути это была всего лишь «разовая» часть, за право ее сформировать соратники Петра тут же начали бороться. Граф Толстой уже даже получил приказ провести окончательную примерку и подгонку роскошной формы и рыцарских лат, но Меншиков и Ягужинский его оттеснили, схлестнувшись в последней крупной дворцовой интриге времен петровского царствования. В итоге светлейший князь Александр Данилович Меншиков в число кавалергардов даже не попал, главным из них стал Ягужинский, а вот капитаном кавалергардии Петр I назначил самого себя.

В итоге на коронационных торжествах 1724 года кавалергарды щеголяли в кафтанах зеленого сукна с вызолоченными пуговицами и золотыми галунами, красных бриджах и камзолах, а поверх кафтана носили красный супервест (напоминающая жилет верхняя одежда), отделанный широким золотым галуном. На груди у него была вышита серебряная звезда ордена Святого Андрея Первозванного, а на спине — золотой двуглавый орел. Вооружены они были палашами с вызолоченным эфесом и серебряным грифом в ножнах из белой кожи с золотым темляком, а также карабином и двумя пистолетами, отделанными золотом. Впрочем, счастье генерал-прокурора Ягужинского было недолгим. После коронации, прошедшей в марте 1724 года, «почетный караул» императрицы тут же и распустили, а пышные мундиры и трубы сдали на склад.

*Так, австрийская армия, в последней трети XVII века озаботившаяся выбором основных цветов для мундиров, выбрала светло-серый цвет самого дешевого неотбеленного сукна. В декабре 1707 года он был объявлен общим цветом пехотной униформы в австрийской армии. Пожалуй, именно австрийская форма начала XVIII века была в Европе и самой дешевой, так как ей требовался минимум цветного сукна, и самой легко узнаваемой, поскольку ни в одной другой стране такого цвета униформу не использовали!

**Интересно, что конная артиллерия, как и многое другое, досталась Петру от его отца, царя Алексея Михайловича. К 1680 году каждый драгунский полк уже имел по 20 орудий. Чтобы повысить их мобильность, у них был уменьшен калибр и вес снаряда с 10-5 до 3 фунтов.

***Известен случай, когда несколько солдат Преображенского полка были посланы в Берлин учиться военным наукам, и в первую очередь артиллерийскому делу. Старший группы сержант Корчмин прислал царю отчет, в котором обещал, что все ученики осилили тригонометрию. Петр этому сильно удивился, поскольку в депеше речь шла и о гренадере Степане Буженинове, который уехал в Европу, будучи абсолютно неграмотным. Петр не поверил и отправил письмо в Берлин, но получил от Корчмина ответ следующего содержания: «И я про то не ведаю. Бог и слепых просвещает». Неужели сержант, выгораживая своего подчиненного, решился солгать царю и полковому шефу? Ну, это вряд ли. Не позволили ему бы такого ни уважение к самодержцу, ни страх перед наказанием за обман. Ведь все отправленные Петром учиться за границу хорошо знали, что по возвращении тот будет лично экзаменовать каждого.

****Всего в роте было 60 рядовых, четыре унтер-офицера, два трубача и один литаврщик.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    Вчера, 05:46
    Одним словом классно, спасибо Вячеслав Олегович!
    1. +5
      Вчера, 05:55
      Доброго Вам утра, Владислав! Рад, что Вам понравилось. Вот такие у нас в стране есть умельцы-миниатюристы.
  2. +5
    Вчера, 05:59
    Форму, как известно, надо стирать. В чем тогда ходили солдаты по расположению полка? В исподнем или голыми? И на какой срок выдавалась военная форма?
    1. +4
      Вчера, 07:22
      Цитата: Голландец Михель
      Форму, как известно, надо стирать. В чем тогда ходили солдаты по расположению полка? В исподнем или голыми? И на какой срок выдавалась военная форма?

      Привет честной компании, стирали в основном «исподнее», остальную форму чистили. Впрочем сегодня ничего не изменилось. Хотя знал индивидов которые стирали с погонами и шевронами.
      Хорошего настроения!
      1. +7
        Вчера, 08:27
        Привет честной компании, стирали в основном «исподнее», остальную форму чистили. Впрочем сегодня ничего не изменилось. Хотя знал индивидов которые стирали с погонами и шевронами.
        Хорошего настроения!

        В СССР такими индивидами были все. Полевую стирали с погонами, петлицами и шевронами. hi
        1. +2
          Вчера, 08:44
          Х/бешку - да, но погоны и петлицы снимали. Подворотнички отпарывали.
          Современные «комки» тоже стирают, но сегодня шевроны на липучках, погоны - съемные или фальш.
          1. +7
            Вчера, 10:09
            Х/бешку - да, но погоны и петлицы снимали.

            Да ладно,все два года стирал свою форму не отпарывая ни погоны,ни петлицы. bully
            1. +4
              Вчера, 15:08
              Цитата: АрхиФил
              Да ладно,все два года стирал свою форму не отпарывая ни погоны,ни петлицы.

              То же самое. В авторотах использовали бензин. Была опасность загореться , если хорошо не проветрил кто. Было как то. Шли мимо автороты, один из вышел покурить. Вспыхнул как факел. Хорошо , были в шинелях. Сбили, потушили, забросали шинелями. Попинали во время пожаротушения. wink
              1. +2
                Вчера, 21:20
                «Была опасность загореться» - было и у нас такое, слава богу парень просто накинул гимнастерку на плечи не одев в рукава. От нескольких постирок в бензине форма становилась почти белого цвета, как на картинах Верещагина.
                1. +2
                  Вчера, 21:46
                  Цитата: Сергей Валов
                  От нескольких постирок в бензине форма становилась почти белого цвета, как на картинах Верещагина.

                  В принципе и от хозяйственного мыла белела быстро.
                  1. +2
                    Вчера, 22:10
                    Это нормальная Х/Б не бессмертная "стекляшка". Летом чисто "Бумажная" форма попросту выгорала до белизны на солнышке за месяц, даже без стирки.
            2. +3
              Вчера, 16:38
              Именно так. Задолбаешься их потом пришивать.
              1. +1
                Вчера, 23:51
                Никогда не жалел на повседневке погоны и петлицы... Всегда можно было добыть "новье"....А от караула "через день на ремень" не только правый погон, но и вся правая сторона х/б и шинели вытиралась в почти в марлю... Вот и ремонтировались, как могли к каждому строевому смотру...
            3. +4
              Вчера, 18:25
              Цитата: АрхиФил
              Да ладно,все два года стирал свою форму не отпарывая ни погоны,ни петлицы
              И я тоже. И даже не отпарывая подворотнички...
              1. +5
                Вчера, 18:30
                подворотнички...

                Нет,знаете ли,приходилось каждый вечер *перешиваться*.Виной тому- климат на горе Шнеекопф,мигом (преувеличение,но не слишком большое.Были прецеденты)-фурункулёз.Словом старались по мере сил беречь здоровье. hi
                1. +5
                  Вчера, 18:42
                  Цитата: АрхиФил
                  Нет,знаете ли,приходилось каждый вечер *перешиваться*
                  У нас некоторые умники, вместо х/б-подворотничка, вставляли поверх воротника белую изоляцию от электропровода, имитируя тем самым белый подворотничек, а в пилотку и погоны вставляли старую фотоплёнку от авиационного фотоаппарата. Пленка была особая, широкая и жесткая, отчего пилотка имела идеальный вертикальный вид, а погоны - как влитые! Пленка эта была в учебных кабинетах, как учебное пособие (в училище) и ее курсанты специально воровали для вставок на погоны и в пилотки, поэтому некоторые офицеры специально носили с собой опасную бритву, чтобы вспарывать погоны, пилотку и изоляцию из воротника. Для них это был своего рода спорт... wink
                  1. +2
                    Вчера, 21:44
                    Цитата: Luminman
                    У нас некоторые умники, вместо х/б-подворотничка, вставляли поверх воротника белую изоляцию от электропровода, имитируя тем самым белый подворотничек, а в пилотку и погоны вставляли старую фотоплёнку от авиационного фотоаппарата.

                    В погон с двух сторон пружину от тульи фуражки. wink Погон всегда ровненький , даже и после оружейного ремня.
                2. +2
                  Вчера, 21:41
                  Цитата: АрхиФил
                  Были прецеденты)-фурункулёз.Словом старались по мере сил беречь здоровье.

                  Раздали нам пластиковые подворотнички. Был такой эксперимент в армии. При том летом. Хватило на один раз. Повыбрасывали.
          2. +2
            Вчера, 23:56
            Х/бешку - да, но погоны и петлицы снимали.

            Никогда никто у нас не снимал.
        2. +3
          Вчера, 10:03
          шевронами

          Они же только на парадке были?Ну и у десантников,ну и у морпехов. bully
          1. +4
            Вчера, 12:10
            у десантников,

            Судя по прилетевшему *минусу* у кого-то было по другому. bully Повторюсь,но находясь в рядах СА с 81-го по 83-й год у нас на х/б и п/ш никаких шевронов не было.На *парадке*-да,и на шинели. hi
            1. +5
              Вчера, 13:11
              АрхиФил (Фил7 ), уважаемый, Вы сделали то, о чём я всегда прошу в комментариях указывать камрадов по сайту: если рождается спор - чётко напишите когда и где. Талонные времена в Москве и столицах республик Советской Прибалтики чуточку, всё же, отличаются от талонных времён в городах и областных центров Поволжья, а жизнь в закрытых городах и закрытых гарнизонах - совсем другая песТня...Я срочку в Дальней авиации служил 1982-84. Не было у нас в базе полевой формы и п/ш. Рота охраны, автороты, аэродромная рота, кислордчики, ГСМшики (в том числе ЗАКисты), ЗКПешники, пожарка - все в х/б ходили. Шевроны только на парадках и шинелях. Рота охраны и ЗКПешники не получали технички. Рота охраны наша и рота охраны 201 ИАП, что стоял с нашим полком на одном аэродроме, сенокосом грунтовой ВПП, что шла параллельно бетонной ВПП, и стоянки самолётов выкашивали в х/б с косами-литовками и граблями, а аэродромная рота косила травушку-муравушку на технике в тёмно-синих летних техничках поверх х/б. Зимою пожарная команда ходила в зелёных ватных брюках и телогрейках с воротником-стойках без погон и петлиц, на спине ремешок матерчатый регулировочный с небольшой черной металлической пряжкой, с воздушными петлями и жёлтыми металлическими пуговицами, как на кителе х/б. Зимою автороты, аэродромная рота, ГСМшики, кислородчики работали в зимних техничках: в чёрных ватных ползунках и куртках ватных с цигейковым воротником на пуговицах, без погон и петлиц. В полку и в дивизионе связи парни так же получали летние и зимние технички. Белье и технички никто никогда не стирал. Сдавали в стирку и хим.чистку. Х\б стирали с погонами и петлицами, если что - новые перешить не велика проблема. На губу всегда шли под арест с новыми погонами и петлицами, уставными птичками на петлицах (многие на парадки на дембель старались птички заменить на птички инженерно-авиационной службы, ну и понты были у тех, кто прослужил 1,5 года, на х/б лепили в петлицы птички ИАС с мотором и красной звездой).
              1. +3
                Вчера, 13:28
                сделали то,

                Приветствую Вас! Хорошо,отвечаю по порядку.Итак, ноябрь 81-го.Аэродром под г.Калинин,своего рода пересылка для отправки в ГСВГ.Баня,выдача обмундирования и белья,х/б, естественно без погон.Прибытие во Франкфурт-на-Одере,распределитель по частям,попадаю в 82-ю бригаду
                связи,в учебку.Летом х/б,зимой п/ш,стирка на совести каждого,бельё конечно же стирается централизованно.Весна 82-го,выпуск и прибытие на точку,служба.Ну потом некоторые неинтересные широкому кругу общества события и наконец конец(извините за коламбур)службы.Так вот как и писал,но шевроны были только на парадке и шинели.Да!Застал ещё *годички*,которые также носили на парадке и шинели. hi
                если рождается спор - чётко напишите когда и где. Талонные времена в Москве и столицах республик Советской Прибалтики чуточку, всё же, отличаются от талонных времён в городах и областных центров Поволжья,

                Абсолютно согласен с Вами. hi
                1. +3
                  Вчера, 14:40
                  Цитата: АрхиФил
                  Аэродром под г.Калинин


                  Военный аэродром Мигалово. Закрыли уже его.
                  1. +4
                    Вчера, 15:51
                    Военный аэродром Мигалово.

                    Да собственно отложилось в памяти то,что жили до отправки в палатках,холод,ну и первая армейская....еда. laughing Кстати я ошибся,события происходили в начале октября. recourse
              2. +3
                Вчера, 18:31
                Цитата: Тестов
                Я срочку в Дальней авиации служил 1982-84. Не было у нас в базе полевой формы и п/ш. Рота охраны, автороты, аэродромная рота, кислордчики, ГСМшики... все в х/б ходили
                Если вы имеете в виду ОБАТО (кроме роты охраны), то им выдавали черную рабочую одежду без всяких отличий, а особо крутые (дембеля) носили серо-голубую форму, как у офицеров летно-подъемного состава. Только где они ее брали - непонятно...
                1. +1
                  Вчера, 21:21
                  Luminman (luminman), уважаемый, я имел в виду базу. В Дальней авиации ВВС СССР в начале 80-ых годов века 20 никаких ОБАТО не было. Был полк: где срочники были в метеослужбе, обслуживали здание, где был тренажёр, занимались посадочными парашютами, занимались съёмкой и проявкой плёнок контроля взлёта-посадки. Был дивизион связи: срочники сидели на ЗКП, на вышке, на дальних приводах жили. Была база: срочники обслуживали ЗКП, была рота охраны - самая большая (включая живших в дальних караулах поваров и кинологов), было 2 авто-технических роты, аэродромная рота, кислородно-газовая служба, служба ГСМ (с ЗАКистами на топливо и окислитель ракет), пожарная команда. Летняя рабочая форма - техничка у нас в базе была тёмно-синего цвета. Была ещё часть "глухонемых", что охраняли хранилища ядерных боеголовок для ракет нашего полка... Вот в 201 ИАП, что стоял на одном с нашим полком аэродроме ОБАТО был.
                  1. +1
                    Вчера, 22:00
                    Совсем забыл! В полку срочники ходили в караул Знамя полка с лентой ордена Красного Знамени, вышитыми на полотнище словами "Гвардейский Севастопольский" охраняли. В базе и дивизионе связи Знамён не было.
            2. +7
              Вчера, 15:08
              Всем коллегам огромный привет! И с наступившим Первомаем! drinks
              К сожалению только сейчас смог зайти на сайт. А тут сегодня так интересно. жаль многое пришлось пропустить- все утро были заняты. По заведенной супругой уже многолетней традиции в это день у нас собираются на "корпоратив под открытым воздухом" ее школьные коллеги. И хотя жена с той осени уже на пенсии - традиция продолжается. Готовились: жена с дочкой - расставляли в саду столы, готовили закуски.Мы с сыном прибрались в баньке, достали из погреба винишко, собрали мангал. Мясо уже замариновано. Ждемс smile
              Фил:Судя по прилетевшему *минусу*

              Не беда. Сейчас подправлю
              На *парадке*-да,и на шинели.

              Срочку 1980-1982 гг. служил в САПО ПВ. Шинель одевал всего два раза, на присягу и после учебки когда на заставу ехал. В учебке убывающим выдавали кавалерийские шинели 1942г.в с разрезом сзади))). На заставе переодели в бушлат и камуфляж "березка", после распределения по приезду на заставу сдали шинели старшине, склад забит был шинелями. На дембель уезжал в тоже бушлате и фуражке. С обычной шинелью близко с ней столкнулся уже только будучи курсантом ВУ.
            3. +2
              Вчера, 15:12
              Цитата: АрхиФил
              у нас на х/б и п/ш никаких шевронов не было
              П/Ш было только у курсантов и тех, кто служил за границей
              1. +5
                Вчера, 15:21
                кто служил за границей

                ГСВГ.Именно там я и служил.
                1. +4
                  Вчера, 15:23
                  Цитата: АрхиФил
                  ГСВГ.Именно там я и служил
                  А вместо классических сапог кирзовых, сапоги яловые! wink
                  1. +4
                    Вчера, 15:25
                    сапоги яловые!

                    Ну да,а также ремни были именно,что кожаные.
      2. +4
        Вчера, 17:16
        знал индивидов которые стирали с погонами и шевронами.
        Хорошего настроения!

        У старших офицеров при стирке обмундирования свои проблемы. При машинной стирке шерстяных кителей и брюк часто лампасы и канты линяют и окрашивают пограничные участки ткани изделия . Небольшой полезный совет - чтобы этого избежать достаточно перед стиркой замочить шерстяной китель и брюки на час в холодной воде с добавлением уксуса - из расчета 2 ст. л. уксуса, либо 20 капель нашатырного спирта на один литр воды.
        С Первомаем ,Влад!
        1. +2
          Вчера, 21:18
          С праздником Дима!
          В последнее время качество формы падает. Все кроме рубашек стираю при температуре +40. С линькеой не сиалкивался!
          1. +1
            Вчера, 21:54
            Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый, я понял, что Вы уже парадной курсантской формы шерстяной стального цвета ("мохнатой", иногда её называли "генеральской") китель с золотистыми погонами и нарукавным знаком, белой рубашкой, белым кашне и парадного пояса оранжевого цвета не застали.
      3. +3
        Вчера, 20:09
        Цитата: Коте пане Коханка
        Хотя знал индивидов которые стирали с погонами и шевронами.

        Притом в хлорке кипятили. ЭРГ РВСН, Приб.ВО. 1981-1983 гг.
        1. +2
          Вчера, 21:32
          Про хлорку никогда не слышал. База наша Дальней авиации использовала, изредка, пусковой бензин Б-70 или шли в пожарку и набирали бутылку пенообразователя. Летом, в ПХД в субботу, приходили в пожарную команду, форму опускали в ёмкость с пенообразователем, вытаскивали, парни из пожарки из пожарного ствола-распылителя форму во дворе прополаскивали, заодно и двор вымывали.
    2. +4
      Вчера, 07:33
      Цитата: Голландец Михель
      И на какой срок выдавалась военная форма?

      Есть точные данные на сколько "по порткам", рубахам, мундиру, башмакам. Есть! Но что-то забыл, где искать...
      1. +4
        Вчера, 07:36
        Цитата: kalibr
        Есть точные данные на сколько "по порткам", рубахам, мундиру, башмакам
        Это прибавило бы статье ещё больше остроты и сделало бы ее более приближенной к жизни и быту wink
        1. +4
          Вчера, 07:40
          Цитата: Голландец Михель
          Это прибавило бы статье ещё больше остроты и сделало бы ее более приближенной к жизни и быту

          100% Вы правы, но... не могу вспомнить где была у меня эта информация. Более 20 флешек пересматривать...А уж про книги я и не говорю. Попробую... после дачи... Сейчас еду туда!
        2. +8
          Вчера, 07:47
          Цитата: Голландец Михель
          к жизни и быту

          Пока машина еще не пришла везти меня "на землю", напряг извилины и вспомнил!!! В книге Аллы Бегуновой за 1993 год встречалось. Полез, нашел, и -да - Ваше и мое счастье - нашел. Вот данные сколько чего полагалось рядовому фузилеру армии Петра.
          1. +4
            Вчера, 09:38
            А от галстука какая польза фузилеру?
            Одно только, что дешевый.
            1. +4
              Вчера, 10:18
              галстука какая польза

              Нуууу.Морду лица можно протереть к примеру,опять таки сопли вытереть.Пардон за натурализм. laughing
              1. +2
                Вчера, 13:32
                На это давняя присказка есть -
                «Что мужик на дороге бросит, то пан в кармане носит».
            2. +4
              Вчера, 15:18
              А от галстука какая польза фузилеру?

              Какая польза? - Ткт все просто. Он защищал горло и шею фузилера от пота в жару и холодного воздуха в ненастную погоду
              Добрый день, Сергей!
              1. +1
                Вчера, 19:50
                Добрый вечер, Дмитрий!

                Хорошо, когда функциональность есть.
                А на фигурках не попалось. Может смотрел невнимательно.
          2. +2
            Вчера, 20:43
            Калибр: Пока машина еще не пришла везти меня "на землю"...,

            Что тут поделаешь? Придется поехать. Старая советская традиция- Первомай у нас это не только День международной солидарности трудящихся, но также - открытие дачного сезона, и День шашлыка. smile
            1. +1
              Сегодня, 07:27
              Цитата: Ричард
              и День шашлыка.

              Вот это было главное. Сажали и пололи женщины...
          3. 0
            Вчера, 21:24
            «В книге Аллы Бегуновой за 1993 год встречалось» - горазда более развёрнуто, страницах так на четырёх, у Висковатого во втором томе.
      2. +1
        Вчера, 12:21
        Вячеслав Олегович, Вам +:". забыл, где искать"
        Вы, в отличии от некоторых авторов, не считаете себя:"истинной в последней инстанции "это приятно
  3. +1
    Вчера, 06:30
    Обер-офицер гренадерских полков армейской пехоты, 1710-е гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»
    Обер-офицер с ружжом? Позвольте усомниться. В те времена даже унтерам зачастую вместо фузеи выдавали куда более легкий протазан или эспонтон, в качестве оружия самозащиты в ближнем бою, а также в некоторых случаях приспособы для подачи сигналов . Таскать 14-фунтовую фузею со всей, тоже немаленькой и нелегкой, принадлежностью - тяжелая судьба рядового пехотинца. А офицеру полагалась шпага - оружие скорее статусное, чем боевое, хотя если кого шпагой пырнуть - мало не покажется.
    1. +4
      Вчера, 07:35
      Цитата: Наган
      Обер-офицер с ружжом?

      Как раз такое было. Причем унтер-офицерские ружья еще и более богато отделывались!
      1. +2
        Вчера, 11:06
        Пикинер с фузеей мог быть?
        А то подпись гласи "Пикинер...", а на картинке солдат с ружжом!
        1. +3
          Вчера, 12:14
          Пикинёр русской армии 18 века - это не пехотинец, а всадник.
          Окончательно упразднены при Петре III.
          1. +7
            Вчера, 13:07
            1707 году по указу Петра I “восьмую” долю солдат» пехотного полка (около роты) вооружили пиками.
            Пика пикинёра представляла собой древко длиной около четырёх метров и железный наконечник, зафиксированный на древке железными полосами и гвоздями.
            Пикинеры были лишены фузеи, но имели на вооружении пистолет, реже — карабин.
            В петровской армии пики не стали перспективным оружием, часть полков их не имела, другие часто «забывали» пики в обозах.
            Приветствую, Владислав
            1. +3
              Вчера, 13:12
              С голыми руками ходили в бой?
              1. +3
                Вчера, 13:18
                Со шпагами-саблями, карабинами и пистолетами. Я бы тоже не стал таскать 4-х метровую жердь без прямого приказа... laughing
                1. +3
                  Вчера, 15:18
                  Намёк на то, что во время Великой Отечественной "некие индивидуумы" миномёты выбрасывали?
                  При Петре Первом пики применять не желали, а при СССР миномёты выкидывали...
                  Варвары...
                  1. +1
                    Вчера, 15:36
                    hi Алексей мне не известно о подобных случаях. Подумал о РМ 38, 40, 41...
                    Но их вроде использовали в основном партизаны, трофейная немецкая мина схожего калибра могла использоваться. В 1943 минометы были сняты с производства и в частях РККА они были сняты с вооружения.
                    1. +4
                      Вчера, 15:52
                      Читал, где-то про выбрасывание противогазов простой пехотой и плит от миномётов.
                      Когда эти плиты и стволы таскали те, кого определяли в миномётные расчёты из пехоты.
                      Не миномётчики изначально.
                      Американы из пехоты в Корее всегда старались выбросить наствольный винтовочный гранатомёт и гранаты от него. Считали это лишним весом.
                      1. +3
                        Вчера, 16:58
                        Цитата: hohol95
                        про выбрасывание противогазов простой пехотой и плит от миномётов.

                        Кхе. РМ весил целиком 12 кг и переносился одним человеком.
                        БМ (82 мм) переносил на вьюках штатный расчет командир расчета нес лафет и прицел 20 кг, еще два номера опорную плиту 22 кг и ствол 19 кг... Что нибудь потерять или выбросить и нет артиллерии,..
                        Мой отец в Сталинграде командовал расчетом БМ, потом взводом.
                        Поэтому 9 мая выпью поболее 100 гр за Победу, за отца и мат. часть smile
                        Стрельбу из БМ без опорной плиты с упором в землю разработали кубинские спецназовцы
                      2. +1
                        Вчера, 19:56
                        Занятно нести опорную плиту в 22 кг?
                        Или ствол в 19 кг?
                        Или бегать с пикой в 4 метра?
            2. +1
              Вчера, 14:17
              "не стали перспективным"мнение профана: пика малопрактичная длинная и тяжёлая. Пистолет и сабля более удобны
              1. 0
                Вчера, 19:59
                С пистолем и саблей бросимся на вражеский строй?
          2. +3
            Вчера, 19:45
            Были ! Были пехотинцы-пикинеры в петровской армии !
        2. +1
          Вчера, 17:28
          Цитата: hohol95
          Пикинер с фузеей мог быть?
          А то подпись гласи "Пикинер...", а на картинке солдат с ружжом!

          Перед боем первым шеренгам фузилеров в начале Петровской эпохи выдавали пики. А ружья они оставляли в лагере или вешали за спину.
          1. 0
            Вчера, 19:58
            Тогда почему фигурка с "фузеей", а не с пикой?
            Производитель так видит?
            Как обычно...
            1. 0
              Вчера, 20:22
              Цитата: hohol95
              Тогда почему фигурка с "фузеей", а не с пикой?
              Производитель так видит?
              Как обычно...

              Этого я не знаю. В каталоге так написано...
              1. 0
                Вчера, 20:53
                Если на клетке с носорогом написано - Буйвол - не верь глазам своим!
            2. +3
              Вчера, 20:52
              Цитата: hohol95
              Тогда почему фигурка с "фузеей", а не с пикой?
              Производитель так видит?
              Как обычно...

              При росте фигурки 54 мм (стандарт) длина пики больше 13 см... Из оловянного сплава сделать правдоподобную почти невозможно....
              На стандарте даже ружья порой кривоваты
              А монтаж это дополнительные расходы, что позволительно только для дорогих "музейных" ВИМ
              1. +2
                Вчера, 20:55
                Сейчас изготовители солдатиков (резинопластик или пластмасса) с копьями, пиками, алебардами утолщили древки!
                Для меньшего искривления оружия и дальнейшей поломки.
                1. +2
                  Вчера, 21:18
                  Пластмасса - литье под давлением это уже другая ступень - массовая. Литье из смолы или даже печать 3д мелкосерийная, но все равно "дешевка" ... Проще запустить серию в бронзе... Я знаю парней которые могут это сделать, но им проще клепать сувениры для туристов, чем ВИМ,
                  Я у них в свое время реквизировал несколько лошадок в масштабе около 1:60... Экспериментальных... Под рост солдатика 28 мм. Эх молодежь... smile
                  1. +3
                    Вчера, 21:31
                    Есть контора, которая выпускает "Дикий Запад" под "идейцев ГДР".
                    Резинопластик. Партия до 20 штук на одну фигурку.
                    Цена от 1500 за штуку!
                    Для желающих приобрести - рекламные каталоги и предзаказ!
                    1. +1
                      Вчера, 21:47
                      Цитата: hohol95
                      Резинопластик

                      Это, как правило ПВХ типа рыбок и твистеров для спиннинга...
                      А цена... У "Силвер Дрим", который мы видим в статье есть набор шахмат из каталога за полтора миллиона ₽.
                      На рынке всегда как минимум 2 чудака. Один продает, другой покупает smile
            3. +2
              Вчера, 21:38
              Висковатов, том 2. Извините за качество, гробить книгу жалко.
    2. +3
      Вчера, 10:58
      Из Висковатого, увы черно-белый.
      1. +1
        Вчера, 22:18
        Простите, Сергей. А какого года у Вас альбом. Мне известно, что альбомы с иллюстрациями переиздавались в СССР в 30-40 годах прошлого века. Может более современный репринт? Но это тоже замечательно.
        1. +2
          Вчера, 22:58
          У меня не альбом. Кучково поле в 2008 -2017 гг. издало 19 т. В которые вошли 24 т. Висковатого.
        2. +2
          Вчера, 23:01
          Впервые с иллюстрациями из Висковатого я познакомился в Сытинской военной энциклопедии которая была у отца. Но тогда я не знал происхождение иллюстраций.
          1. +1
            Вчера, 23:10
            По доброму завидую. Труды Висковатова без малого эпоха в Военной истории Отечества и не только. У меня есть надежда, что кто нибудь из мэтров топвара из конгрегации "история" напишет о генерал- майоре Висковатове отдельный очерк
            1. +2
              Сегодня, 00:13
              Если вернуться к теме статьи, с которой все началось, то у меня есть небольшая книжка с перечнем и краткой историей всех полков Петровской эпохи. По памяти, ибо я сейчас на даче, а книга в квартире, всего при Петре было сформировано более 500! полков, как пехотных, так и кавалерийских. Многие из них были только на бумаге, часть расформировывалась и шла на пополнение других, но тем не менее…
              1. +1
                Сегодня, 00:27
                Это хорошо. Но у меня интерес несколько ограничен лейб- гвардейскими полками, в особенности л-г Семеновским.... Это давнее и личное...
                А Карцов и Дирин ес-но прочитаны и обмозгованы не по разу...
                Тем не менее дополнительные источники не во вред. Надеюсь дадите исходник, библиографию то есть. Сейчас многое оцифровывают...
  4. +3
    Вчера, 06:54
    Петр I. Трудно сказать, где и когда он появлялся в подобной мантии, и носил ли он ее вообще, но смотрится красиво
    Смотрится неуместно-мантия не для войны.
    1. +5
      Вчера, 07:23
      Цитата: Ольгович
      Смотрится неуместно-мантия не для войны
      Так и войны тогда совсем другие были! Никто по окопам не лазил и ползком по грязи за колючую проволоку в разведку не ходил. Все чинно и аккуратно, как в театре wink
      1. +4
        Вчера, 07:38
        Цитата: Голландец Михель
        Все чинно и аккуратно, как в театре

        Да, пехота шла под барабан с ружьями в положении "под замок", потом следовала команда "на руку" и уже совсем вблизи противника - "прикладываайся" и "пали". "Первый плутонг, (шеренга), второй... третий... Если враг не разбегался от ужаса... то командовали "багинеты примкнуть!" Барабан бил атаку и только тогда бежали вперед и кололи всех подряд.
        1. +1
          Вчера, 08:10
          Цитата: kalibr
          пехота шла под барабан с ружьями в положении "под замок"

          да уж... и знаменитое "сомкнуть ряды" после попадания ядра, а потом бомбы в каре (или залпа того же плутонга) и не один раз кряду и довольно долгое время... вот интересно, когда тактика "сомкнуть ряды" была заменена на "рассыпайсь" ?
          1. +3
            Вчера, 13:48
            Цитата: Rodez
            вот интересно, когда тактика "сомкнуть ряды" была заменена на "рассыпайсь" ?
            После наполеоновских войн, где-то в середине 19 века. Когда скорострельные ружья стали страшнее кавалерии.
          2. +5
            Вчера, 16:14
            пехота шла под барабан с ружьями в положении "под замок"

            Как буквально за сотню лет после Петра изменились строевые команды. Уже с 1812 года для осуществления правильных эволюций в конном строю кавалерии РИА были приняты следующие команды:
            "колоной один ряд (две ,три ряда) марш " - всадники друг за другом в затылок
            "Во фронт"(у казаков в лаву ) - всадники в две шеренги друг за другом
            "Одесь- Равнение" - на право
            "ойсь (ойся)- Назад подравняйсь
            "тойсь (тойся)- подравняйся по переднему ряду
            "Разомкнись" - всадники размыкаются от центра своего строя (шеренги, ряда)
            "Сомкнись" - всадники всегда смыкаются к центру своего строя (шеренги, ряда)
            "по Дирекции марш" - движения эскадрона по прямой
            "колоной шагомъ (рысью, наметомъ, широкимъ наметомъ, въ карьеръ) под Замок" марш",-сотенные вахмистры встают справа от колоны - старший эскадронный вахмистр или унтер-офицер в конце колоны или за фронтом
            "Оправиться". По этой командѣ всадникъ, отдавъ поводълошади, не слѣзая съ нея, принимаетъ такое положенiе, какое ему удобнѣе
            "Смирно", всадникъ берет повод в руки принимаетъ установленную посадку. Верхняя часть лѣвой руки до локтя, свободно опущенная отъ плеча – слегка должна касаться тѣла, а кисть – находиться нѣсколько впереди луки.
            ""оконь"- спешанный всадник становится съ лѣвой стороны лошади, наравнѣ съ шеей ея, лицом въ поле. Правою рукою, поднятою къ подбородку лошади, онъ держитъ ее за чумбуръ или уздечныя поводья, гдѣ нѣтъ чумбура. Лошадь должна стоять ровно на всѣхъ четырехъ ногахъ и имѣть голову приподнятою. Лѣвую руку должно имѣть свободно опущенною внизъ, держа въ ней конецъ чумбура или поводьевъ.
            "В седло" - всадники вставляетъ правую ногу въ стремя.
            " По коням" - ну это понятно.
            ссылка:УСТАВЪ СТРОЕВОЙ КАВАЛЪРИЙСКОЙ СЛУЖБЫ 1812 ГОДА
          3. +3
            Вчера, 19:54
            Цитата: Rodez
            "сомкнуть ряды" была заменена на "рассыпайсь" ?

            Впервые в линейной пехоте стали практиковать в Крымскую войну 1854-55 гг. .... неофициально ! Но "рассыпной строй" (цепи) применяли егеря и в 18 веке...были и свои команды.
            1. 0
              Вчера, 20:02
              спасибо, интересно, однако
  5. +1
    Вчера, 07:58
    Погоны в дальнейшем были заменены на эполеты. Где то читал, что они не только имели декоративную функцию и для опознания воинской части, но и неплохо держали удар саблей сверху в плечевой пояс. Плюс позднее появившийся кивер на голове.
    1. +2
      Вчера, 08:35
      Цитата: Дмитрий Иванов_8
      не только имели декоративную функцию и для опознания воинской части, но и неплохо держали удар саблей

      эффект защиты действительно был и даже замечен в исторических отчетах, да и аналогия с наплечными элементами доспеха тоже напрашивается, вот только "истинная" цель была как раз удержать наплечный ремень... если бы в первую очередь целью была бы защита, не трудно было бы под "декорацию" стальную пластину вставить, но такие (как минимум широко) не известны
      1. +2
        Вчера, 17:32
        Цитата: Rodez
        но такие (как минимум широко) не известны

        Английские уланы в англо-бурскую войну и позднее носили погоны из кольчуги. Австрийские драгуны в 1914 году носили под погонами стальные пластинки.
        1. +1
          Вчера, 19:59
          Цитата: kalibr
          погоны из кольчуги. Австрийские драгуны в 1914 году носили под погонами стальные пластинки.

          такое, разумеется, само собой просится, но, все-таки, широко распространенной практикой назвать нельзя, что и имел в виду (тем более что плечевые ремни в эти времена уже во многом потеряли значение для того, чтобы "все свое ношу с собой", как новогодняя елка обвешанный... как побочный эффект защитная ф-ция погон и эполет (обычных) в документах армий (даже русской, не помню уже где читал) отмечалась, но без далеко идущих выводов.

          п.с. во французской армии до введения эполет через плечо в подмышку даже шарфов навязывали, чтобы ремень не скользил :)
          1. 0
            Вчера, 20:23
            Цитата: Rodez
            что и имел в виду

            Конечно!
  6. +5
    Вчера, 08:31
    Сержантам и вахмистрам платили по 14 рублей 40 копеек годовых, капралам и рядовым — по 12.


    Три копеечки на день,

    Куда хочешь, туда день:

    И на шило, и на мыло,

    И на водку чтоб хватило!

    Из старинной солдатской песни.
    1. +2
      Вчера, 11:28
      "Три копейки в день", кажется, к "наполеоновским" войнам, денежное довольствие РА повысили?
  7. +5
    Вчера, 09:29
    Вячеслав Олегович, Коллеги, это Вера "Астра Вилд2"
    Поздравляю всех с 1 мая !!
    Спросите, почему под чужим "ником"?
    Ответ. "Чудная" демократия ": Путина можно ругать, "ЕР", неофициально, но своего непосредственного начальника . Только шёпотом.
    Кто-то, из коллег, донёс Главному, что я: не "в восторге" от него.
    Меня на"ковёр " он показал мне мои критические замечания.
    Не помню, что молола но "открутилась", а теперь "шифруюсь"
    1. +1
      Вчера, 13:50
      Цитата: lisikat2
      это Вера "Астра Вилд2"

      Цитата: lisikat2
      Не помню, что молола но "открутилась", а теперь "шифруюсь"
      Хорошо шифруетесь! Вообще не палитесь.
      1. +2
        Вчера, 14:26
        Надеюсь, что доносчику надоест : меня пасти. Весьма противно чувствовать, что кто-то подглядывает за тобой
        1. 0
          Вчера, 18:41
          Весьма противно чувствовать, что кто-то подглядывает за тобой

          Это ваш главврач,по агентурным данным проходит на ВО под ником*Провинциальный лепила*.Мониторит он Вас,Вера,будьте бдительны! laughing
        2. 0
          Вчера, 21:11
          Цитата: lisikat2
          Надеюсь, что доносчику надоест : меня пасти.
          Ну да: теперь начальник сам будет: ему же интересно!
      2. 0
        Вчера, 15:30
        Хорошо шифруетесь! Вообще не палитесь.

        Ха,ха,ха! good
        *...Я тучка,тучка,тучка,я вовсе не медведь!...*
    2. +1
      Вчера, 21:12
      Цитата: lisikat2
      Ответ. "Чудная" демократия

      Поняяятно ! Меня на дзене забанили за "яростную" критику продажных рашен чиновников (в т.ч. и приближённых к "окружению" Путина...) и обнаглевших до беспредела "ценных специалистов из ближнего зарубежья" ! Наглядное мурло рашен демократии :хочешь сей,хочешь куй-всё равно получишь ..."суровое демократическое порицание" !
  8. +8
    Вчера, 09:47
    Армейцы получили отложные воротники на кафтаны только после реформы 1720 г. До этой реформы рядовые носили черные галстуки, офицеры белые. После 1720 все галстуки стали однообразно белыми. Мастера ВИМ кое где художественно "косячат"... smile
  9. +4
    Вчера, 10:47
    «с багинетами (штыками, которые вставлялись рукоятками в ствол)» - багинеты отпускались в войска с 1700 по 1708 г. Начиная с 1709 г. на вооружение был принят штык, который насаживался на ствол с помощью трубки. Штыки были двух видов - плоские, с одной заточенной стороной и трехгранные. Надо отметить, что Россия стала второй страной Европы отказавшейся от багинета в пользу штыка. Первыми были шведы.
  10. +2
    Вчера, 11:24
    Вячеслав Олегович, у Вас как обычно:яркая работа
    Что такое "выборной полк"?
    Катя, возможно, где-то читала, а я не знаю
    1. +4
      Вчера, 12:30
      Алексей Михайлович Романов формировал полки иноземного строя. Наряду с этими новыми полками в русской армии появились и два так называемых выборных полка — то есть состоящих из отобранных воинов. Отбирали в полки почти исключительно русских военных, в том числе и на командные должности. Фактически выборные полки Алексея Михайловича были своего рода прообразом гвардии: Первый выборный полк именовался также Государевым, а Второй - Дворцовым.
      1. +3
        Вчера, 12:36
        Во время Петра Алексеевича Первым выборным командовал Лефорт, а Вторым Гордон.
      2. +1
        Вчера, 13:07
        Спасибо, что рассказали. Буду знать
    2. +2
      Вчера, 17:24
      Цитата: lisikat2
      "выборной полк"?

      Собранный по набору. Из добропорядочных людей гулящих (с поручителями) и детей боярких...
  11. +3
    Вчера, 11:39
    Царь решил отказаться от старой системы, при которой большая часть армии находилась на самообеспечении и покупала себе оружие, снаряжение и продовольственные припасы.

    Интересен нонешний отход от петровской традиции... Судя по тому, что очень многие элементы снаряжения бойцы покупают себе сами, а на дорогие - народ скидывается всем миром...
    1. +5
      Вчера, 12:13
      отход от петровской традиции..

      Так ведь?Не война,а СВО.Отсюда и подобные метаморфозы.И не только в этом.
  12. +4
    Вчера, 12:29
    Решить проблему цветного сукна с помощью его импорта оказалось невозможно, поэтому в России в годы Северной войны было построено целых 15 мануфактур, ежегодно выпускавших до 300 тысяч аршин мундирного сукна и до 200 аршин подкладочного материала (1 аршин = 0,7112 м).
    Вообще то эти цифры трудно оценить. Длинна полотна мало говорит об общей трудоемкости производства. Показательна площадь произведенного материала те нужна ширина полотна. Было крестьянское (узкое) полотно и широкое (солдатское) мануфактурное.
    1 аршин 14 вершков (133 см) — ширина полотна мануфактурного солдатского сукна, которое изготовляли на фабриках.
    Ткань измеряли в аршинах (аршин — 71 см, вершок — 4,4 см)
    Одна только армия потребляла огромное количество сук­ на: в 1718 г. на 33 кавалерийских полка требова­лось 13 992 епанчи в год, на 40 пехотных полков - 17 604 кафтана и 1350 епанеч, для чего было необ­ходимо иметь 125 тыс. аршин солдатского (широко­ го) сукна и столько же материала на подбой, тогда как Государственный суконный двор в 1714­ 1719 гг. давал в год в среднем 5,2 тыс. аршин сук­ на, 47,8 тыс. арш. каразеи и 42,2 тыс. арш. стамеда. В 1725 г. все суконные и каразейные мануфак­ туры страны (около десятка) поставляли в казну около 250 тыс. арш. ткани.
    Мануфактурное сукно было весьма дорогим, по 58-60 коп. аршин, импортное английское стоило еще в два раза дороже, в то время как сермяга шла на рынке по 5-10 коп. Такое соотношение цен было традиционным. Так, в 1687 г. в Тобольске аршин сермяжного сукна продавался за 11 коп. (в 1695 г. - за 6 коп.), в то время как аршин английского сукна стоил 90 коп., голландского - 1 руб. В Нов­городе в 1714 г. сермяжное сукно стоило 5 коп. аршин, английское - 70-80 коп., голландское - 1 руб. 50 коп. - 1 руб. 80 коп. аршин. На Макарьев- ской ярмарке в 1720 г. сермяга продавалась по 5-6 коп., английское сукно шло по 1 руб. 30 коп. - 1 руб. 60 коп.
  13. +1
    Вчера, 13:27
    Вячеслав Олегович, коллеги, меня давно интересует Лефорт:с одной стороны, ближайший помощник Петра, а в целом скользкий тип.
    Меньшиков "сиятельный вор", более понятный чем Лефорт.
    1. +5
      Вчера, 13:43
      давно интересует Лефорт:

      В декабре прошлого года на этом ресурсе была статья Валерия Рыжова о Лефорте.Если конечно интересует. recourse
  14. +2
    Вчера, 13:52
    Каждые сто дворов должны были поставить по одному солдату.
    По справедливости, их должны были сделать дворянами (раз служат).
    До него на вооружении русской состояли как российские, так и иностранные орудия самых разных калибров. Петр сумел свести число их к минимуму.
    Ну, тут больше заслуга Карла. Заслуга Петра в том, что нового бардака не допустил.
  15. +3
    Вчера, 15:30
    Вообще-то, в до 1917-го года в армии России не было званий.Были чины,а звания носили духовные лица.Архимандрит, протопоп и т.д...
    В офицерский чин могли произвести и унтер-офицеров из рекрутов, которые выслужили в своём чине определённый срок,не подвергались телесным наказаниям и сдали экзамен на офицерский чин.