Подвиг лётчика Бориса Гомолко

Подвиг лётчика Бориса Гомолко… В 30-х годах прошлого века многие харьковские газеты с некоторым, характерным для советской прессы пафосом и восторгом, писали об открытии первого в южной республике Всеукраинского аэроклуба. Восторг был, в общем-то, понятен: воздушный транспорт в то время активно развивался, помогая осваивать огромные пространства молодого советского государства, без авиации невозможно было представить сельское хозяйство, военную промышленность. Идеологическая кампания в поддержку развивающейся авиации шла с широким размахом – передовицы в газетах, передачи на радио, речи вождей…

Наверное, поддавшись именно этому призыву – «Комсомолец на самолёт!», юный Борис Мефодиевич Гомолко и записался в харьковский аэроклуб. Занятия в нём помогли Борису в дальнейшем поступить в Армавирскую военно-авиационную школу лётчиков.

А спустя месяц после начала войны Борис Гомолко поступает на службу в 520-й истребительный авиационный полк, которым командует майор Степан Никитович Чирва.


Полк в августе 1941 года был сформирован в Рыбинске (состоял поначалу из самолётов ЛаГГ-3, истребителей имевших среди лётчиков прозвание «роялей» или «утюгов»). Начал войну полк на Волховском фронте, а с середины апреля 1942 года - базировался в Саратовской области, в посёлке Баланда. Здесь 520-й иап доукомплектовывают самолётами ЯК-1, в числе которых были и улучшенные, более скоростные машины. Соответственно идёт и переобучение лётного состава на новенькие «ЯКи».

Уже в первые дни сентября 1942 года 520-й полк перелетает на аэропорт Вихлянцево города Камышин, под Сталинградом. Задача, поставленная перед лётчиками Верховным Главнокомандующим достаточна серьёзна: удержать вражескую армию на подступах к Сталинграду, не дать выйти немецким войскам к Камышину, то есть – к Волге.

Несмотря на то, что война уже длилась больше года, превосходство в воздухе всё ещё сохранялось за немцами. Советские же авиачасти нуждались в большем количестве самолётов, молодым лётчикам – выпускникам авиашкол и училищ - порой не хватало боевого опыта. И отработка методик пилотирования, воздушные бои, штурманская подготовка и полёты в группе - всё это приходилось нарабатывать на передовых, прифронтовых аэродромах, непосредственно в бою…

В Вихлянцево полк совместно с 431-м иап и 563-м иап входит в состав 283 авиадивизии. Дивизионный командир, полковник В. А. Китаев, отдаёт приказ прикрывать парами Камышин в течение нескольких дней: это позволяло подтянуться на аэродром всему техническому составу, лётчики же могли познакомиться детально с районом будущих боевых действий, провести авиационные тренировки.

7 сентября от командования поступило указание перебазироваться на аэродром Алтухово (находившийся всего в 7 километрах от командного пункта 16-й Воздушной армии).


Подвиг лётчика Бориса Гомолко
Группа лётчиков из состава 520-го истребительного авиационного полка


А следующий день можно довольно детально восстановить по описаниям очевидцев. Майор Чирва вылетел с первой группой самолётов в районе 11 часов утра, довёл их до Алтухово, и пошёл за вторым подразделением. При подходе к Вихлянцево Чирва услышал гул приближающихся самолётов немецких бомбардировщиков – всего их было десять «Хейнкелей-111», на высоте 2000-2500 метров: они летели бомбить Камышин.

Решение Чирвой было принято мгновенно – атаковать противника. Приказ командира группы (состоящей из десяти самолётов) «правым разворотом с набором высоты» начать преследование немецких бомбардировщиков. Первый «Хейнкель» был сбит самим майором Чирвой, и, видя такой стремительный натиск советской авиации, немцы не выдержали и развернулись, потеряв боевой порядок, вразброс полетели обратно.

Советские лётчики, однако, продолжили атаку. Старший сержант Борис Гомолко смело ринулся в атаку, сбил один самолёт, и даже израсходовав все боеприпасы, - из боя не вышел. Направившись ко второму бомбардировщику, он подходит к нему вплотную и винтом обрубает его хвостовое оперение. Ещё один «Хейнкель» идёт к земле…

Самолёт же самого Бориса Гомолко неожиданно начинает разваливаться прямо в воздухе, и герою ничего не остаётся, как покинуть лётную машину на парашюте.

Интересно, что этим подвиг Гомолко не исчерпывается. Опустившись на землю, он видит как неподалёку от него – так же, на парашютах спустились и двое вражеских лётчиков. Реакция Бориса была молниеносной – одного немца он тут же убивает из пистолета. Второго Гомолко берёт в плен и ведёт в свою часть.

В разных источниках почему-то различные разночтения, касающиеся того, сколько Борис Мефодьевич человек пленил, пишут, что он в одиночку чуть ли не группу немецких офицеров захватил. Например, фронтовик-корреспондент газеты «Красная звезда» Н. Н. Денисов в своей книге «1418 дней фронтового корреспондента» пишет: «Мы присутствовали на допросе одного из этих лётчиков - лейтенанта. Эскадра, в которой он служил, понесла более чем триста процентов потерь - её состав за последнее время трижды обновлялся самолётами и экипажами. Из других пленных гитлеровцев запомнился обер-лейтенант... рыжий детина с мясистым лицом и бегающими водянистыми глазами. Он сказал: «Мы не думали, что русские будут так упорны».

Подвиг лётчика Бориса Гомолко


13 сентября 1942 года лётчику Борису Гомолко было присвоено звание лейтенанта, и он был награждён орденом Ленина.

Проведя несколько дней в лазарете, Гомолко снова взмывает в воздух на самолёте, уже в новой должности командира звена. И продолжает боевые вылеты, сбивая очередные вражеские бомбардировщики. Однако, герою, к сожалению, недолго оставалось воевать…

Подвиг лётчика Бориса Гомолко
Приказ №247 Народного Комиссара Обороны СССР

о мужестве и храбрости, проявленных пилотом 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиаполка старшим сержантом Гомолко Б. М. в воздушном бою


№0759 10 сентября 1942 г.

8 сентября 1942 г. на высоте 2500 м группа истребителей 520-го истребительного авиационного полка встретила 10 бомбардировщиков Хе-111.

Старший сержант Гомолко Борис Мефодьевич, совершающий свой первый боевой полет, врезается в их строй и огнем пулеметов и пушки сбивает одного Хе-111, в последующих атаках, израсходовав весь боекомплект, пошел на таран другого бомбардировщика.

Винтом и мотором отрубает хвостовое оперение Хе-111, в результате чего бомбардировщик врага разрушается в воздухе и падает.

Старший сержант Гомолко, приземляясь на парашюте, приготовился для встречи снижающихся на парашютах фашистских летчиков, при попытке их оказать сопротивление, расстреливает одного летчика, а другого берет в плен.

Тов. Гомолко, как истинный сын своей Родины, проявил исключительный героизм и отвагу.

Этот героический поступок тов. Гомолко подтверждает еще раз, что кто, не жалея сил, презирая смерть, беззаветно проявляет храбрость, стойкость, мужество и героизм, тот всегда добивается победы над врагом.

Дело чести и доблести всего летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии — бить фашистских воздушных пиратов, как бьет их старший сержант Гомолко.

Приказываю:

За проявленное мужество и храбрость в воздушном бою с десятью бомбардировщиками Хе-111 пилоту 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиационного полка старшему сержанту Гомолко Борису Мефодьевичу присвоить внеочередное военное звание «лейтенант», командиру 283-й истребительной авиадивизии представить тов. Гомолко к правительственной награде.

Приказ прочесть всему личному составу ВВС Красной Армии.

Заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант авиации НОВИКОВ

РГВА, ф. 4, оп. 11, д. 72, л. 433-434. Подлинник.


В военных источниках происходит путаница с датой смерти Бориса Мефодиевича. Дело в том, что его однофамилец, тоже лётчик, Александр Гомолко погиб на Курской дуге 12 июля 1943 года. Герой же нашего повествования погиб 24 сентября 1942 года.

В этот день, на очередном боевом задании (также неподалёку от Сталинграда) вместе с лётчиками 563 иап, Гомолко сталкивается с отрядом из двадцати немецких истребителей Me-109. В ходе тяжёлого боя Бориса Мефодиевича тяжело ранят, но он, тем не менее, успевает посадить свой самолёт. Ранение лётчика, однако, было настолько серьёзным, что врачи госпиталя, куда его спешно привезла санитарная машина от места падения самолёта, сделать ничего не смогли: Борис Гомолко умирает.

Похоронен Гомолко был в Алтухово, рядом с располагавшейся тут в годы войны санчастью. Позже, в 70-х годах, останки Бориса Мефодиевича и других бойцов были перезахоронены в братской могиле советских воинов посёлка Октябрьский, в Волгоградской области…

Подвиг лётчика Бориса Гомолко
Перезахоронение останков лётчика в посёлке Октябрьский Ольховского района Волгоградской области
Автор: Филипп Хорват


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. cth;fyn 4 апреля 2013 09:58
    Мужик крут, словить пулю и посадить самолет ни каждый сможет, вечная слава Герою!
  2. Нагайбак 4 апреля 2013 10:02
    "В 30-х годах прошлого века многие харьковские газеты с некоторым, характерным для советской прессы пафосом и восторгом, писали об открытии первого в южной республике Всеукраинского аэроклуба."
    Интересно, а сейчас сколько осталось с советских времен? А еще интереснее сколько вновь создано? Да и у нас тоже...интересно сколько осталось. Сколько создано можно и не спрашивать. С пафосом... эва вон как... а как же еще тогда было писать. Не было же ничего, а тут создали аэроклуб!!! А сейчас денег нет ни на что. Молодежью тогда занимались и молодые люди видели, что у них передовая страна. Поэтому боролись на войне за нее, подвиги совершали. А сам Б. Гомолко красавец... еще и с экипажем разобрался. Статья хорошая, но мне кажется вступление несколько не задалось. Автор этот факт отметил с позиции сегодняшнего дня. А тогда...тогда все было впервые и вновь, отсюда восторг и пафос.
  3. Snoop 4 апреля 2013 10:45
    Статье плюс, но также непонятна ирония про пафос и восторг вначале статьи.
    Думаю если бы в моей местности открыли бесплатный аэроклуб для молодежи и установили стипендию за освоение летного дела без отрыва от производства или учебы...местные газеты бы писали не с меньшим пафосом и восторгом.
  4. Прапор Афоня 4 апреля 2013 11:00
    Слава Героям, недавшим фашистким захватчикам топтать нашу Родину, Слава Победителям!!!
  5. Чёный 4 апреля 2013 11:09
    Я в 70-х годах несколько лет учился в Октябрьской школе. На месте аэродрома у п.Альтухов мы, мальчишки, находили в то время много "интересного". А где-то в 77 нашли целый блиндаж- оставленный, как будто недавно. В школе есть очень неплохой музей 16 Воздушной Армии.
    Перезахоронение происходило в мае 75 года- к 30-летию победы. Был установлен памятник. В поселок на 9 мая в 75 году съехались более двухсот летчиков - ветеранов. Тогда еще таких молодых....
    На фотографии - 9мая 2010 года.
  6. avt 4 апреля 2013 14:26
    Цитата: Чёный
    . В поселок на 9 мая в 75 году съехались более двухсот летчиков - ветеранов. Тогда еще таких молодых....
    На фотографии - 9мая 2010 года.

    good СПАСИБО что помнят ! И чтут память ! Значить жизнь отдали не напрасно .
    avt
    1. Чёный 4 апреля 2013 19:40
      Цитата: avt
      СПАСИБО что помнят

      Это нам надо говорить спасибо ИМ, тем кому мы обязаны.
  7. Sirocco 4 апреля 2013 14:31
    Да уж, век живи век учись. Не знал я о таком подвиге, и об этом человеке. Не хуже Гастело.
  8. dmitry46 4 апреля 2013 17:00
    А сколько еще героев лежат в земле.... Героев о которых мы не знаем...
    На примере таких Людей надо воспитывать нашу молодежь!!! Вечная память и вечная слава героям победившим фашизм!!!
    dmitry46
  9. redwar6 5 апреля 2013 00:07
    Ничего себе,вот это мужик..Жаль что такие погибают..
    redwar6
  10. Елена Коток 6 апреля 2013 00:03
    К сожалению, Филипп Хорват забыл указать, что статья "Подвиг лётчика Бориса Гомолко" была опубликована в журнале "Авиация и космонавтика" №9 2012 и с дополнительными фотографиями на сайте "Красные соколы".
    http://airaces.narod.ru/all9/gomolko.htm
    Елена Коток

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня