Воздушные пираты — это не выдумка Хаяо Миядзаки

38 318 61
Воздушные пираты — это не выдумка Хаяо Миядзаки

Воздушные пираты. Ну вот, опять начинается – сейчас начнут ворчать читатели из определенной категории. Всем же хорошо известно, что да, пираты в истории нашего мира были. Плавали на кораблях под парусами и грабили всех подряд. Потом появились корсары. Эта милая братия грабила не всех подряд, а с четким выбором. А уже в войнах 20 века появились рейдеры, которые, по сути, были теми же пиратами-корсарами, потому как захватывали и уничтожали корабли стран, противоборствующих их стране.


Да, в мире практически нет линкоров и крейсеров, способных потягаться с этим красавчиком в плане потопленных кораблей

А воздушные пираты… Это как раз из книжек-комиксов для детей и мультипликационных фильмов для них же типа «Чудеса на виражах», где были весьма лихие пираты Дона Карнажа, ну или творения великого Хаяо Миядзаки про остров Лапута или летчика-свина Порко Россо.




Вот как раз о Порко Россо, Красном Свине, я с вами и поговорю. Да, там шикарный по красоте мульт, как все от мастера Миядзаки (грешен, люблю, да), о том, как этот свин на летающей лодке гнобил как раз воздушных пиратов над Адриатическим морем. И происходило это примерно в 1923-24 годах.

Выяснить дату не очень сложно, там сеньор Пикколо говорит о том, что «Кертисс» увел у итальянцев победу в Кубке Шнейдера, а это как раз и было в 1923 и 24 годах. Плюс как раз в 1924 году партия Муссолини полноценно пришла к власти в Италии.

Но это мультфильм, там возможны несостыковки и всё такое прочее, но: когда я посмотрел «Ветер крепчает», то к тому времени уже знал, что фильм фактически биография Дзиро Хорикоси, создателя самолета «Мицубиси» А6М2 «Зеро». И был удивлен тому, как Миядзаки четко следовал историческим фактам.

Так вот, в истории про Порко Россо Хаяо Миядзаки тоже очень четко изложил вполне себе историческую вещь!


Да, как бы это дико ни звучало, но воздушные пираты, так забавно им изображенные в мультфильме, — они были! И не на островках Адриатики, нет, всё было намного интереснее. Но, в отличие от довольно кровавых пиратов из прошлого и современных террористов, деяния наших воздушных пиратов максимально точно показал Миядзаки: несколько романтизированно, в меру авантюрно, но совершенно без жестокости.

Так что как всегда – прошу в историю!

Наверное, некоторые уже догадались, о чем пойдет речь. Да, она пойдет об одном из самых недолговечных политических образований прошлого века на территории Европы (да-да!), так называемой «Республике Фиуме». Но здесь весь шик именно в подробностях, потому что без подробностей и Википедия вполне справляется с этим рассказом.

Итак, с временем всё понятно: начало ХХ века, аккурат после окончания Первой мировой войны. Если быть совсем точным, 1919–1920 годы.

Место. Тут всё не так однозначно. Местом действия стал город на побережье Адриатического моря, который некоторое время был даже ничьим, точнее, спорной территорией.


Здесь надо понимать, что после окончания Первой мировой войны империи рушились просто на удивление легко, и участь сия вместе с Российской и Германской досталась и Австро-Венгрии, которая развалилась на удивление быстро, как бокал, упавший на мраморный пол.

В результате началась нешуточная перекройка границ, вызванная образованием новых государств. Надо отметить, что в состав империи Габсбургов входили современные Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, и это только страны целиком! А если еще учесть, что туда же входила почти половина территории Румынии, приличный кусок Италии, два воеводства Польши, кусочек Сербии (с частью Белграда), Черногории (Которский залив) и та часть Украины, которую мы знаем как Западную: Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская и Черновицкая области. Ничего так, по мелочи, да?

Вот если всё это начать делить, отчуждать, перемежевать и так далее — тут такое поле для политических и военных экспериментов… А если еще учесть тот хаос, в который погрузилась территория бывшей империи Габсбургов, то и говорить нечего. Там были образования, которые неделю-две просуществовали, навроде Республики Банат или Республики Прекмурье.

В общем, под лозунгом «Берем всё, вплоть до картошки» страны старые и новые начали хватать себе всевозможные куски земли, которые могли позволить себе ухватить. Были кусочки так себе, а были и весьма жирные, за которые разгорались вполне реальные войны.

Одним из таких кусков стал город Риека, сегодня он снова носит это имя, находясь в составе Хорватии. А за всю свою долгую историю (с XIII века) этот город столько раз переходил из рук в руки, что перечислять все переходы утомительно.


В 1919 году, когда Австро-Венгрия рухнула, на Риеку претендовало новообразованное Королевство сербов, хорватов и словенцев (которое в будущем станет Югославией) и Италия, которая считала Риеку своим городом Фиуме, потому что союзники по Антанте обещали Италии этот город после победы.

Когда Антанта победила Тройственный Союз, то начались долгие суды-пересуды, потому что дележка награбленного – это только у пиратов просто было (на самом деле нет), а в цивилизованной Европе старались всё сделать более-менее пристойно.

В общем, Британия и Франция решили «кинуть» итальянских союзников. И воевали те плохо (что правда), и вообще. Созвали Парижскую конференцию, которая и начала делить/межевать всех недовольных и довольных именно с такой целью.

В Италии что-то такое начали подозревать, но британские дипломаты — они были крутыми, потому толком никто ничего доказать не мог, шли недели, а дележка не заканчивалась. К тому времени в Италии начали бухтеть, а потом и в голос орать различные патриоты, выплескивая свои откровенно реваншистские настроения в народ. Да, тут намек на молодого и подающего большие надежды некоего Бенито Муссолини, но наш главный герой — совершенно другой человек.

По итогам Парижской конференции 1919 года союзники не отдали Италии обещанные Антантой территории. Италия получила после войны очень немного: Трентино, Альто Адидже, Истрию, Триест. В Далмации и Фиуме союзники ей отказали.

И вот тут на сцене появляется наш главный герой.


Габриэле д’Аннунцио, князь Монтеневесо (12 марта 1863 — 1 марта 1938) — итальянский писатель, поэт, драматург, военный и политический деятель.

У нас его практически не знают, но в Европе начала ХХ века это был весьма известный и плодовитый писатель и поэт. Первый сборник стихов опубликовал в возрасте 16 лет. Д’Аннунцио, кстати, пользовался большим успехом у женщин.

Айседора Дункан, которая в мужчинах соображала более чем, оставила такую запись в дневнике:

«Д'Аннунцио был самым замечательным любовником нашего времени. Он умел создать видимость небесного бытия и сделать счастливой любую самую обычную женщину, хотя бы на одно мгновение».

Хотя, конечно, Дункан, имевшая успех у поэтов, как вы знаете, сделала иной выбор.


Д’Аннунцио перед Первой мировой был без преувеличения самым известным итальянским поэтом. В его стихах и драмах было всё, что нужно тогдашнему читателю: романтизм, патриотизм, эпикуреизм и эротические излишества. В общем, декаданс как есть во всей своей красе.

Но граф не был постельным писакой, возможно, даже, к сожалению. Когда началась первая Мировая, он оказался в итальянских ВВС. Ему тогда было «всего» 52 года! И не в рядах героев-истребителей, а в бомбардировочной авиации. Трусом не был точно, после рейдов на Австрию (700 км в те времена – это очень много) прочно получил репутацию безбашенного смельчака.


В октябре 1917 года полёт едва не стал для него последним. После атаки бухты Каттаро (нынешнего Котора) его самолёт Капрони Са.33 чудом дотянул до аэродрома. В фюзеляже и крыльях аэроплана насчитали 137 пробоин от пуль и осколков.


"Капрони" Са.33

Но авиационную карьеру прекратила аварийная посадка, в которой д’Аннунцио прилетел в голову обломок крыла. Летчик в итоге потерял глаз и чуть не потерял и второй, и, видимо, в голове выбило напрочь пару предохранителей, что повлекло дальнейшие события.


Списание на землю не сильно помогло графу, очень быстро он оказался в «ардити» — итальянская версия немецких штурмовых групп. Отметился и на море, участвуя в качестве члена экипажа итальянского торпедного катера. Войну граф закончил подполковником и со своеобразной репутацией, расписывать которую подробно можно в огромной статье. Мы и так поймем, что человек был… напрочь необыкновенный, скажем так.

Надо еще добавить, что при всей каше, которая бродила в голове д’Аннунцио, он был реальным националистом и реваншистом. Кстати, именно он ввел практику приветствовать солдат, возвращавшихся с войны, старым римским приветствием легионеров. Тем самым, «от сердца к солнцу». Доказательств, что легионеры так приветствовали друг друга, нет, но если очень хочется, то можно, сами знаете.

В 1919 году, когда стало понятно, что Фиуме/Риека Италии не достанется, д’Аннунцио решил, что пора действовать самим итальянцам.

Учитывая, что он был весьма известен и популярен как у знати (которая давала деньги), так и у солдат, то собрать отряд в пять тысяч бойцов оказалось совершенно несложно. История не сохранила, что д’Аннунцио говорил своим солдатам, но то, что он был отличным оратором, сохранили записки многих современников.

Что же сделал граф, которому не вовремя прилетело куском крыла в голову?

Он просто взял своих «ардити» (так он назвал набранных бойцов по образу и подобию штурмовых групп «ардити» = «смельчаки», которые итальянцы сделали, скопировав с немецких окопных штурмовиков) и, не мудрствуя лукаво, захватил Фиуме.


Жители Фиуме встречают войско д’Аннунцио

Опытные ветераны «Ардити» без особого труда и (главное) кровопролития выставили из города международные силы по поддержанию порядка из французского, американского и британского отрядов, а д’Аннунцио с балкона здания на площади провозгласил создание независимого государства.


Здание уцелело и по сей день

Государство получило название «Итальянское Регентство Карнаро». Карнаро – это итальянское звучание залива Кварнер, на берегу которого стоит город.

И, собственно, понеслось…

А что, собственно, понеслось? А то, что буквально через некоторое время начнется в Италии.


Д’Аннунцио, принявший звание «команданте», сам того, может, не желая, породил столько вещей, которые внимательно наблюдавший за этим безобразием с безопасной дистанции Муссолини просто скопировал: культ Вождя, еженедельные массовые митинги с длинными речами, черные рубашки легионеров, римское приветствие, факельные шествия – всё это впервые появилось в Фиуме.

То, что сварганил д’Аннунцио в Фиуме, представляло собой весьма замысловатую смесь зарождающегося фашизма, анархии, либертарианства и всего остального, что могло прийти в головы создателям, в числе которых числились известнейший анархо-синдикалист Альцесте де Амбрис, поэт-анархист Леон Кохницкий из Бельгии, ставший министром иностранных дел, и неподражаемый Артуро Тосканини.


Да, такой вот оборот: знаменитейший дирижер, увлеченный идеями д’Аннунцио, принял пост министра культуры! И одним из его деяний на посту министра, помимо музыки, которая стала постоянным явлением на улицах вольного города, стала отмена смертной казни как наказания. И д’Аннунцио согласился, казнь из кодексов убрали, заменив на изгнание из Фиуме.


В целом над городом-страной работали люди одаренные. Да что там говорить, если Конституцию, получившую название «Хартия Карнаро» (Carta del Carnaro), д'Аннунцио и Альцесте де Амбрис написали в стихах!

Однако, несмотря на такой странный подход, в этом документе провозглашались вполне реальные, хоть и несколько фантастические вещи:
- всеобщее избирательное право, в том числе и для женщин;
- свобода слова, собраний и вероисповедания;
- восьмичасовой рабочий день;
- пособия по безработице и бедности;
- бесплатное образование для всех детей.


Флаг и герб республики Фиуме

Нечто похожее уже творилось севернее, на 1/6 части суши под название Советская Россия, и, кстати, представители Фиуме имели контакты с большевиками, но те как-то не прониклись и отнеслись к посланцам д’Аннунцио без доверия.

Девизом республики стал принцип «Труд без утомления». Чем-то схоже с марксистским лозунгом «От каждого по способностям, каждому по потребностям», который придумал Луи Блан, а Карл Маркс просто раскрутил в своих статьях, но в чем-то, видимо, анархисты д’Аннунцио и коммунисты Ленина не сошлись во взглядах.

Основой страны считалась музыка, музыкальное образование было обязательным и закреплено в Конституции, провозглашалась абсолютная свобода личности, поощрялась свободная любовь, проводились нудистские парады и карнавалы. Как в Древнем Риме, во время празднеств на улицах раздавали хлеб, вино и жареное мясо. В отдельных источниках говорят и о кокаине, до которого д’Аннунцио сам был охоч и который считал безобидным стимулятором для творческой энергии.


В общем, получился этакий коктейль из «Диснейленда» с его вечным праздником, Вудстока с его вольными нравами и философией, вечеринкой римской богемы, но всё это в казармах гусарского полка.

Тут стоит помнить, что сразу после аннексии Фиуме город оказался в изоляции. В Париже все еще делили наследие Первой мировой, было не до отдельно взятого городка и банды ветеранов. Тем более, 100 лет назад передача достоверной информации была тем еще квестом, а если умножить всё это на инертность мирового сообщества… В общем, д’Аннунцио сотоварищи оставили в покое, там более важные дела на повестке дня были.

Но в отличие от многих других образований, которые продержались от недели до месяца, творение д’Аннунцио продолжало жить, являя собой неслабый такой вызов мировому порядку. Однако проблемы, характерные для остальных стран, были животрепещущими и для Фиуме. А главной проблемой, естественно, стали деньги. Парады, карнавалы, содержание армии, выплаты – всё это требовало денег, а они имели неосторожность заканчиваться. Какое-то количество д’Аннунцио привез с собой, у него были спонсоры, какое-то количество было в казне, что-то просто конфисковали.

Дальше что? Дальше городу-республике грозил финансовый крах со всеми последующими моментами типа голода и беспорядков.

Тут в разных источниках д’Аннунцио называют по-разному, даже отцом фашизма, но если посмотреть пристально, он вполне себе нормальный анархист. А где такие ребята берут деньги, когда они им нужны? Правильно, экспроприируют. Отбирают, то есть, у богатых, и часть обязательно раздают бедным. Ну положительный отзыв никому в массах не мешал испокон веков. Ну и себе на расходы львиную долю. Не мы, как говорится, придумали, не нас и критиковать.

Но поэт-беспредельщик не был бы самим собой, если бы не придумал что-то экстравагантное в стиле декаданса.

Он в свой убедительной манере обратился к собратьям по небу – военным летчикам Первой мировой войны, которые остались не у дел в связи с сокращениями ВВС по причине окончания боевых действий. И попал тем самым в точку: таких, кто был готов летать во имя присоединения Фиуме к Италии, нашлось не то что достаточно. И они все прибыли в Фиуме, числом около сотни.


Возглавил эту аэробанду тоже не простой пилот. Граф Гвидо ди Виллавьера, летчик-истребитель Первой мировой войны.


Кто-то из летчиков уже перелетал на самолетах, а вообще армия Фиуме получила просто шедевральный подарок от итальянских моряков, не захотевших плыть в Россию. Транспорт «Персия», который должен был идти из Генуи во Владивосток с грузом оружия для адмирала Колчака. Но итальянцам было откровенно лень плыть через полмира, а потому, выйдя из Генуи, они на всех парах рванули в Фиуме и там всё передали д’Аннунцио.

А передавать было что, в трюмах «Персии» были сказочные богатства: две тяжелые и двадцать легких гаубиц, 8 самолетов Lohner L из числа конфискованных у проигравшей Австро-Венгрии, тысячи винтовок, пулеметы и миллионы патронов. В общем, неслабо так поддержали своих…

Так вышло, что основу ВВС республики Фиуме составили австро-венгерские Lohner L и итальянские Macchi M.5 и M.7. Шикарные машины для своего времени: изящные (итальянки), быстрые, мореходные.


Австро-венгерский гидроплан Lohner


Итальянские Macchi:

М.5


М.7

Граф Гвидо разделил Адриатику, прилегающую к Фиуме, на зоны ответственности, и начался период воздушного пиратства, именно так, как его изобразил Миядзаки.

Гидропланы из Фиуме начали патрулировать воздушное пространство над Адриатикой. Их целями становились торговые суда, шедшие в порты Италии или Югославии. Заметив подходящий корабль, пилоты снижались, давали предупредительные очереди из пулеметов, благо проблем ни с пулеметами, ни с патронами в Фиуме не было, и принуждали судно остановиться или следовать в указанную бухту. А так корабль попадал в «теплые» объятия военно-морского флота Фиуме, состоящего из нескольких торпедных катеров, которые сопровождали судно в порт и там его основательно потрошили.


Береговые братья морских летчиков тоже не сидели сложа руки и устраивали налеты на населенные пункты, расположенные как на итальянской стороне, так и на той, что вскорости станет Югославией.

Самое удивительное заключается в том, что все эти налеты и абордажи были практически совершенно без кровопролития, пострадавшими отмечалась некая театральность происходящего. Но отмечали все: пираты были весьма учтивы и вежливы. Сложно сказать, что было причиной, инициативы командования вооруженных сил Фиуме или личные качества пиратов, но грабители старались не причинять вреда экипажам судов и жителям поместий, ограничиваясь лишь изъятием материальных ценностей.

Как там было на деле, через 100 лет сказать сложно, но образ фиумского воздушного пирата – дерзкого, элегантного, слегка безумного, но не кровожадного – прочно вошел в мифологию XX века.





Однако, несмотря на все усилия воздушных корсаров, продовольствия и денег в Фиуме катастрофически не хватало. Изоляция и блокада делали свое дело, а тут еще и Италия заключила с Югославией Раппальский договор, по которому Фиуме объявлялся «вольным городом». На деле же хоть Фиуме и объявили «вольным городом», вольности д'Аннунцио и его компании всех уже достали очень сильно. Проделки воздушных и морских пиратов из Фиуме реально выставляли Италию в невыгодном свете, и вчерашние союзники по Антанте начали требовать наведения порядка. Летучие пираты грабили всех подряд, и под раздачу попадали и британцы, и французы в том числе.

Потому был сделан красивый пируэт: Британия и Франция потребовали от Италии наведения порядка, а Фиуме тогда попадет под протекторат Италии! То есть то, чего изначально хотел д'Аннунцио!

Вот только беда заключалась в том, что д'Аннунцио уже вошел в раж и его независимая республика Фиуме устраивала по всем статьям.


Легионеры Фиуме

В конце декабря 1920 года к Фиуме подошли регулярные итальянские войска и флот. После короткого ультиматума, который д'Аннунцио отверг, начался обстрел города с моря. Линкор «Андреа Дориа» обстрелял город из 152-мм орудий, и итальянская армия пошла на штурм позиций легионеров.


Крейсер "Кортелазо" контролирует гавань Фиуме, линкор "Андреа Дориа" слева

Эти события вошли в историю как «Кровавое Рождество» (Natale di sangue). Бои продолжались пять дней, что в первую очередь было вызвано тем, что итальянские солдаты не сильно горели желанием стрелять в соотечественников. Но жертвы были с обеих сторон, и если итальянская армия не распространялась о потерях, то известно, что легионеры д'Аннунцио потеряли около 200 человек.


На шестой день Габриэле Д'Аннунцио согласился на капитуляцию и покинул город вместе со своей армией. Вообще, можно сказать, что капитуляция была почетной.

А 27 января 1924 года югославская делегация в Риме подписала Римский договор, по которому Фиуме официально отошел к Италии, а Королевству сербов, хорватов и словенцев в качестве компенсации переделились окрестные территории. Лига Наций признала раздел законным. И до конца Второй мировой войны полуостров Истрия и часть хорватского побережья официально считались Италией. А затем город Фиуме стал югославской, а после краха Югославии — хорватской Риекой.

Самое забавное, кроме вежливых пиратов, в этой истории — это финал. Д’Аннунцио после капитуляции не понёс никакого наказания. И не был наказан ни один из его солдат, стрелявших в правительственные войска.

Наоборот, в Италии его встретили максимально восторженно. Выражаясь языком Древнего Рима, д'Аннунцио устроили если не триумф, то овации. Овации – это как триумф, но труба пониже, дым пожиже. Овации устроили Крассу, победителю Спартака. А Публию Корнелию Сципиону после взятия Карфагена – триумф. В общем, разницу вы поняли.

Так вот, д'Аннунцио получил овации. Более того, король Италии Эммануил III в 1924 году пожаловал д'Аннунцио титул князя Монтеневесо, да и прочими наградами не обидели. Например, Муссолини подарил д'Аннунцио крейсер. Но о судьбе бронепалубного крейсера «Пулья» стоит поговорить отдельно, здесь же заметим, что он после службы (д'Аннунцио на нем ходил) был распилен, и часть его стала экспозицией музея «Победы». Италии», который организовал у себя в имении неугомонный д'Аннунцио. В 300 километрах от моря, если что.


Единственный минус — Муссолини видел в д'Аннунцио реального конкурента, а потому в политику категорически не пустил. На всякий случай. Но в гости заезжал, руку жал, учителем называл. Перекопировал кучу того, что придумал д'Аннунцио для своих легионеров.


Возможно, что доверяй Муссолини чуть больше поэту-воителю, а д'Аннунцио предупреждал итальянского лидера о том, что союз с Германией приведет Италию к краху, и финал истории был бы другим. Да, тот, кого называли «отцом фашизма», высказывался о Гитлере очень нелицеприятно: «Свирепый клоун» — это еще не самое обидное из тех, что могут пройти цензуру. И да, Муссолини очень долго воздерживался от тесных контактов с Германией, но в итоге произошло то, что произошло. И Италия потеряла Фиуме, который отдали Югославии.

Хорошо, что д'Аннунцио не дожил до всего этого: он умер 1 марта 1938 года, не дожив полтора года до начала Второй мировой войны и 11 дней до своего 75-летия.


Церемония прощания с Габриэле д’Аннунцио на палубе крейсера-музея, март 1938 года

Что в итоге? В итоге мало кто помнит о том, что была такая свободная республика Фиуме, поэта Д'Аннунцио почитают только в Италии (правда, вторым после Данте), а вот пираты, которые летали на гидропланах над Адриатикой, останавливали и грабили пароходы, волею гениального мультипликатора из Японии будут жить очень долго.

Тех реальных пиратов, которые бороздили небо Адриатики в поисках пароходов с целью ограбления, конечно, уже нет в живых. А нарисованные персонажи добродушных бородатых воздушных пиратов остались надолго. Я не нашел информации о том, кто рассказал эту историю Миядзаки, но то, что это произошло, довольно неплохо.


Ну а вы познакомились с историей самой безбашенной в мире страны/вольного города Фиуме, в котором нашлось место всем: поэтам, драматургам, воздушным и морским пиратам.

Возможно, про воздушных пиратов было не так много, как хотелось бы, но что тут сказать: они были, они летали, они грабили пароходы. Сама история довольно интересная, надеюсь, прочитавшим понравилось. Сегодня повторение такого сомнительно. Народ в Европе нынче измельчал...
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    28 апреля 2025 04:32
    Лишний раз показано что исконно "аристократия" - это суть "благородные" бандиты.
    А мульт Миядзаки шедеврален. Будь художественный фильм с таким сценарием, режиссурой и вниманием к деталям, стал бы эталоном надолго.
    1. +14
      28 апреля 2025 07:03
      Соглашусь!
      Статья понравилась, тема вошла на ура!
      Всем доброго понедельника!!!
      1. +15
        28 апреля 2025 09:12
        Цитата: Коте пане Коханка
        Статья понравилась, тема вошла на ура!

        Присоединяюсь! Реальная история любую фантастику на раз переплюнуть может! wassat
      2. +10
        28 апреля 2025 10:11
        Офигительно милая история... Побольше бы таких
        1. +2
          28 апреля 2025 13:36
          Цитата: роман66
          Офигительно милая история... Побольше бы таких

          Да фиг, его знает Роман?
          Лучше такие качели были бы по дальше от меня любимого! Оказаться а такой заварушке пожелаешь только врагу.
          1. +2
            28 апреля 2025 13:58
            Что нас не убивает - делает сильней
    2. +8
      28 апреля 2025 08:46
      Ну, мультипликация зачастую, переигрывает игровое кино. Невозможно в игровом кино отобразить весь шарм персонажей, который присущ мультипликации. Игровые ремейки известных мультфильмов значительно уступают их рисованным первоисточникам, а то, что выпускают кинофабрики в настоящее время так выглядят вообще, как сомнительные пародии-карикатуры на известные мультфильмы. Тому примеры: толерантная "Русалочка", и последняя толерантная, типа- " Белоснежка"...Ну, а шедевры Миядзаки, Синкая это вообще, не повторить в игровом кино.
      1. +3
        28 апреля 2025 09:36
        Цитата: Monster_Fat
        Невозможно в игровом кино отобразить весь шарм персонажей, который присущ мультипликации. Игровые ремейки известных мультфильмов значительно уступают их рисованным первоисточникам, а то, что выпускают кинофабрики в настоящее время так выглядят вообще, как сомнительные пародии-карикатуры на известные мультфильмы.

        Наоборот, просто:
        Bad acting is bad directing.
      2. +3
        28 апреля 2025 13:39
        Игровые ремейки известных мультфильмов значительно уступают их рисованным первоисточникам,

        В 99 случаях из 100 - первоисточник лучше!! Если по существу не могу назвать ни одного мульт- или кинофильма, который оказался ка качественней книги!
        1. +8
          28 апреля 2025 18:37
          Цитата: Коте пане Коханка
          Если по существу не могу назвать ни одного мульт- или кинофильма, который оказался ка качественней книги!

          А я - назову:))))) Возможно, помните, давно, еще в 90-е в кинотеатрах шел фильм "Враг мой"? Там, где два пилота космических истребителей (человек и инопланетянин-драк) оказываются на одной забытой планете?
          Так вот - первоисточник (небольшая повесть) куда хуже и по смыслу, и по исполнению. Но, справедливости ради, это ЕДИНСТВЕННЫЙ известный мне случай, когда фильм был лучше книги
          1. +4
            28 апреля 2025 20:55
            Возможно, помните, давно, еще в 90-е в кинотеатрах шел фильм "Враг мой"?
            В 80-ых, я его классе в 5-6 смотрел. И да, согласен, повестушку тоже читал.
            Я бы добавил еще "Марсианин", фильм если не лучше, то уж точно не хуже книги.
            1. +1
              28 апреля 2025 21:28
              Доброй ночи Андрей, Доброго вечера Антон!
              К своему стыду, я только слышал о кинофильмах, которые вы привели в качестве примера! Книг увы тоже не читал. feel
              1. +2
                28 апреля 2025 21:34
                Привет, Влад!
                Назову еще один фильм, который ты точно смотрел: "И на камнях растут деревья". Основой ему послужила совершенно "блеклая" повесть "Кукша из рода домовичей".
              2. +2
                28 апреля 2025 21:57
                Меж тем, к списку фильмов, которые лучше изначального литературного произведения, уверенно могу добавить ленту "На игре" и "На игре-2", по мутному и малопонятному роману "Игры в жизнь".
                Было что-то еще... Вспомню, напишу.
            2. +2
              28 апреля 2025 21:56
              Доброго вечера, Антон!
              Марсианин - смотрел в свое время, отличный фильм. А вот книги, увы, не читал.
              1. +2
                28 апреля 2025 22:04
                Мое почтение, Андрей!
                Скиньте свое мыло в личку, поковыряюсь в своих информационных завалах, пришлю в fb2. Будет интересно сравнить впечатления!
                Только сразу не обещаю прислать, аврал по работе, 20 минут назад приволокся домой...
                1. Антон, большое спасибо за предложение, но раз книга хуже фильма... Не уверен, что хочу ее читать:)
          2. +1
            1 мая 2025 08:54
            "Запах женщины" - итальянский оригинал хуже.
            И например, "Собачье сердце" - тут сложно сказать превзошло или нет, но фильм то вышел огонь).
            1. Цитата: Maxim G
              "Собачье сердце" - тут сложно сказать превзошло или нет, но фильм то вышел огонь).

              Тут, скорее, идеальная экранизация великолепного произведения, они стоят друг друга:)
        2. +1
          28 апреля 2025 20:51
          Если по существу не могу назвать ни одного мульт- или кинофильма, который оказался ка качественней книги!
          "Бойцовский клуб"
    3. +5
      28 апреля 2025 15:46
      Цитата: Владимир_2У
      А мульт Миядзаки шедеврален.

      Миядзаки вообще неровно дышит к итальянской авиации. В том же "Ветер крепчает" духовный наставник Дзиро Хорикоси, являющийся ему во снах - Джованни Капрони. Там же показан полёт многокрылого многомоторника Caproni Ca.60.
      1. 0
        28 апреля 2025 16:34
        Цитата: Alexey RA
        Миядзаки вообще неровно дышит к итальянской авиации.

        Ну так барокко! laughing
        Кстати, рекомендую "Годзилла минус 1.0" - лучшее про годзилл laughing и весьма интересное про японское оружие ВМВ.
  2. +3
    28 апреля 2025 08:02
    В.Бирюков на страницах ВО писал об этом совсем не давно,но о фашистах так романтично написано,тип фашизм и коммунизм одно и тоже..Маркс и Энгельс обворовали Бланки.. laughing в смысле позаимствовали..
    1. -3
      28 апреля 2025 08:18
      Цитата: parusnik
      о фашистах так романтично написано,тип фашизм и коммунизм одно и тоже
      А вы и разницу назвать можете? wink
      1. +7
        28 апреля 2025 08:58
        А для вас разницы нет?Получается в годы Великой Отечественной свои,против своих воевали: фашистский коммунистический режим против нацистского и фашистских режимов? Поэтому на 9 мая мавзолей заколачивают,потому как В.И.Ленин являлся основателем фашистского государства? smile 9 мая современная демократическая Россия,празднует победу фашистского СССР,над нацистской Германией и ее фашистскими союзниками? laughing И ставит памятники не фашисту Ильину?Которого даже ИИ,фашистом признал?И хранит досточку демократу Маннергейму как память? laughing
        "Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом.
        Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции.Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов". Г.Димитров.Точнее и не скажешь. laughing
        1. -3
          28 апреля 2025 10:35
          Цитата: parusnik
          Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства
          Если бы сейчас был жив герой этой статьи, д'Аннунцио, то он сильно бы над вашим сообщением посмеялся. Да и Муссолини тоже. По причине полного вами непонимания социальной структуры и идеологии фашизма, дискуссию с вами прекращаю. Это вовсе не значит, что я поддерживаю идеологию фашизма, конечно же нет, но это означает, что вы в этом ничего не понимаете и ваше сообщение тому пример wink
          1. +6
            28 апреля 2025 10:47
            Дискутировать с Г.Димитровым тяжело. laughing Возразить то вы ему ничего не можете. laughing
            Это вовсе не значит, что я поддерживаю идеологию фашизма,
            laughing Вы не коммунист и не фашист, а просто реалист,ща реалистов много laughing Закончим дискуссию. yes
          2. +8
            28 апреля 2025 19:14
            Цитата: Голландец Михель
            По причине полного вами непонимания социальной структуры и идеологии фашизма

            Извините, но если Вы равняете фашизм и коммунизм, то о каком понимании соц структуры и идеологии может идти речь?
            Вообще, любой строй можно разложить по двум осям - его отношению к экономике и его отношению к людям, обществу. Если Вы понимаете фашизм, именно как фашизм, то разница с коммунизмом лежит именно в экономическом аспекте - коммунизм отрицал частную собственность на средства производства, а фашизм - нет. Если же под фашизм укладывать еще и национал-социализм, то возникала дополнительная разница - коммунизм делил людей по классовому признаку, национал-социализм - по национальному
            1. -4
              28 апреля 2025 19:32
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Если Вы понимаете фашизм, именно как фашизм, то разница с коммунизмом лежит именно в экономическом аспекте
              Вот экономический аспект как раз-таки у них и одинаковый wink
              Цитата: Андрей из Челябинска
              коммунизм отрицал частную собственность на средства производства
              Вспомните, что говорил Карл Маркс о ножницах, которыми владеет портной. Это и есть его средство производства
              Цитата: Андрей из Челябинска
              коммунизм делил людей по классовому признаку, национал-социализм - по национальному
              Национал-социализм в основе своей опирался на фашизм. А фашизм полностью отвергает какие-либо классы. В фашистском государстве понятие "класса" отсутствует полностью и заменяется единством и сплоченностью народа.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Извините, но если Вы равняете фашизм и коммунизм, то о каком понимании соц структуры и идеологии может идти речь?
              Строительство нового государства, воспитание нового человека, вождизм, полнейшее неприятие социал-демократии. Вам это ничего не напоминает? Могу ещё напомнить вам речь Геббельса на съезде партии, где он призывал исключить, цитирую, "мелкого буржуа Адольфа Гитлера" из партии. Ну а самые радикальные нацисты, так те вообще призывали развешивать на фонарях банкиров и промышленников. "Национальная революция свершилась, теперь надо начинать революцию социалистическую", таков был у них лозунг
              1. +7
                28 апреля 2025 19:51
                Цитата: Голландец Михель
                Вот экономический аспект как раз-таки у них и одинаковый

                Садитесь, двойка:)))) Разный.
                Цитата: Голландец Михель
                Вспомните, что говорил Карл Маркс о ножницах, которыми владеет портной. Это и есть его средство производства

                Не помню. Наизусть Маркса я не знаю. Процитируйте, пожалуйста.

                Цитата: Голландец Михель
                Национал-социализм в основе своей опирался на фашизм. А фашизм полностью отвергает какие-либо классы. В фашистском государстве понятие "класса" отсутствует полностью и заменяется единством и сплоченностью народа.

                Я Вам написал тезис
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Если же под фашизм укладывать еще и национал-социализм, то возникала дополнительная разница - коммунизм делил людей по классовому признаку, национал-социализм - по национальному

                То что Вы написали, меня никак не опровергает.
                Цитата: Голландец Михель
                Строительство нового государства, воспитание нового человека, вождизм, полнейшее неприятие социал-демократии. Вам это ничего не напоминает?

                Михель, ведите пожалуйста дискуссию со мной, а не с кем-то, не знаю кем. Я высказал 2 тезиса, опровергните их пожалуйста
            2. 0
              19 июля 2025 12:12
              Фашизм (итальянский) и коммунизм имеют одну и ту же отправную точку.
              Они идут разными путями к достижению схожей (но не идентичной) цели.
              Как ни парадоксально, фашизм в Италии привёл к гораздо большему количеству реформ, благоприятствующих низшим слоям общества, чем Республика.

              Как ни парадоксально, я чувствую себя фашистом, а когда я говорю об экономике, социальном обеспечении и труде, меня называют коммунистом.

              В Италии национализм был связан не с «расой», а с принадлежностью к общему государству.

              В конце концов, все знают, что если два брата не ладят, то это потому, что у них одинаковый характер, несмотря на все различия.
  3. +9
    28 апреля 2025 08:20
    Очень итальянская история-много ярких красок, перьев,амбиций,благородных слов и деклараций -при малом выхлопе...

    Что касается воздушных захватов: в ПМВ русские летчики в Чёрном море первыми и с мире взяли на абордаж турецкий корабль и привели его в порт.
    1. +9
      28 апреля 2025 20:09
      в ПМВ русские летчики в Чёрном море первыми и с мире взяли на абордаж турецкий корабль и привели его в порт.

      Эта история и фантастична и в тоже время по военному буднична:
      Этот случай случай произошел в 1917 году. Вместе с унтер-офицером Феликсом Туром, который выполнял роль наблюдателя, пилот мичман ЧФ Михаил Сергеев на гидросамолете М-9 № 15 должен был произвести бомбардировку гидронасосной станции города Даркос, откуда вода поступала в Константинополь. Задача была благополучно выполнена, но сам самолет попал под шквальный огоньи был подбит . Одна из пуль пробила топливный бак. Горючего не хватило бы для того, чтобы вернуться на базу. Тогда Сергеев вывел самолет из-под обстрела и принял решение приводниться недалеко от Даркоса в районе румелийского берега. Подбитый приводнившийся русский М-9 был хорошо виден туркам К нему была послана турецкая военная шхуна "Muhteşem". Желая получить награду за пленных русских летчиков турки на всех парусах неслись к самолету. Только вот Сергеев и Тур не собирались так просто сдаваться. Неожиданно для турок русский самлет, касаясь воды полетел навстречу турецкому судну и открыл огонь из пулемета. В ужасе и панике турецкие матросы запрыгнули в шлюпки и на всех парах погребли к берегу . Они уже не думали о награде, а лишь о том, как спасти свои жизни. В итоге два русских летчика с подбитого гидропланаа высадились на турецкую военную шхуну. Опасаясь погони, они быстро перенесли на борт пулемет, компас и часть оборудования, а после этого потопили свой самолет. Летчики подняли паруса и взяли курс на Севастополь. Пять суток пришлось им плыть в сложнейших условиях практически без еды и без пресной воды. Лишь на шестые сутки они добрались к Джарылгачской косе, где, дав о себе знать через пост службы наблюдения и связи, были подняты на борт высланного за ними миноносца. За этот подвиг летчики были повышены на ступень в звании, мичман Феликс Тур был представлен к георгиевскому кресту 4-й степени, а лейтенант Михаил Сергеев к золотому Георгиевскому оружию. Награду офицерам вручал сам адмирал Александр Васильевич Колчак. По иронии судьбы в мае 1917 года во время воздушного боя с тремя вражескими самолетами Михаил Сергеев был сбит предварительно уничтожив один вражеский самолет. Сергеев попал в плен, а когда вернулся в России во всю полыхала Гражданская война. Вступив в Красную армию Сергееву довелось сражаться против войск адмирала Колчака, который когда-то и вручал ему награду.
      В дальнейшем Михаил Михайлович ушел из армейской авиации в полярную. Правда с началом Великой Отечественной войны ему пришлось вновь вернуться в строй. Михаил Михайлович Служил в Сталинграде на должности флаг-инспектора артиллерии Волжской военной флотилии. Рядом с ним против захватчиков сражалась его жена Наталья и сын Константин военный моряк, капитан-инженер 1 ранга. Дочь Михаила Ирина тоже пошла по стопам отца, и став военным летчиком сражалась против гитлеровских захватчиков в небе.
      Победу Михаил Сергеевич встретил в звании подполковника. Был награжден медалью "За оборону Сталинграда" и орденом Красной звезды. В 1948 году Михаил Михайлович Сергеев вышел в отставку. Его не стало в возрасте 83-х лет в 1974 году.
      На фото:
      1 - Летающая лодка М-09 конструкции Григоровича
      2- Пилот -наблюдатель мичман Феликс Тур с пулеметом Льюис на гидросамолете М-09. Журнал "Нива 1917г.
      3 - лейтенант Сергеев Михаил Михайлович. Журнал "Нива 1917г.
      4.- Михаил Михайлович в 1924 году в Советской авиации
      5 - капитан 2ранга Михаил Михайлович Сергеев преподаватель ВВА, МАИ, МВТУ. 1960-е.
      1. 0
        1 мая 2025 21:51
        Награду офицерам вручал сам адмирал Александр Васильевич Колчак.

        Может всё-таки контр-адмирал?
  4. +9
    28 апреля 2025 08:26
    Приветствую. Замечательный, легкий к прочтению, буквально воздушный очерк. И очень информативный притом и интересный. Раз пиратская республика ,кроме разбоя, жила еще поэзией и музыкой, тогда и автору - "Браво". smile
    1. -2
      28 апреля 2025 09:36
      Несколько лет назад,автор этой статьи,кажется еще до СВО,выдал цикл статей об установлении в Воронежской области памятников солдатам фашистской Италии,очень этим возмущался,клеймил чиновников,а теперь романтизация предтеч итальянского фашизма,но это другое,правда?
      1. +7
        28 апреля 2025 10:02
        Да, это другое. Автор иронично, жестко и однозначно осудил романтику политического экстремизма фашистского толка. Это мое мнение.
        У Вас, вероятно, сложилось другое мнение, я это понимаю и принимаю.
        Эта статья 18+ , то есть для людей с жизненным опытом, которые могут делать адекватные, не поспешные и верные выводы. Поэтому не стану причислять автора к "вражеским пропагандистам" только за то что показал серьезную опасность романтичного экстремизма "за все хорошее против всего плохого"
        С Уважением.
        1. +2
          28 апреля 2025 10:27
          Эта статья 18+
          Борисыч, "Военное обрзрение" в принципе позиционируется, как ресурс с возрастным ограничением "18+". А по факту возраста основного контингента пользователей, все 40+ набегают. laughing
          Дрброе утро!
          1. +1
            28 апреля 2025 10:33
            Приветствую. Я в курсе, Антон smile всегда об этом помню.
            Ну... кроме исключительных случаев.
            1. +2
              28 апреля 2025 23:00
              все 40+ набегают.

              Интересно, а кто у нас после Константина теперь "старейшина" сайта?
              1. 0
                28 апреля 2025 23:10
                Я не знаю. Это Антон как-то ухитряется вызнать такие детали. Но то, что есть люди за 70 предполагаю, это до 1955 года рождения request
                1. +1
                  28 апреля 2025 23:30
                  Шпаковский, если ничего не напутал, - 1954 г.р.
        2. +9
          28 апреля 2025 10:44
          Кнш,Маяковский острее всех охарактеризовал провозглашение республики в Фиуме: "Фазан красив, ума ни унции. Фиуме спьяну взял Д’Аннунцио".Муссолини провозгласил Габриэле д’Аннунцио Иоанном Крестителем итальянского фашизма.Не видно иронии автора и поводу парадов.Его участники, в основном "легионеры" и их возлюбленные, зачастую были облачены в одежду противоположного пола.Введен в моду нудизм среди солдат, хождение без одежды не возбранялось и не мешало армейской дисциплине. Наркотики, в основном кокаин, были общедоступны и дешевы. В республике не было насилия? Было унижение,для пущей сговорчивости несогласного,ласково велят выпить полстакана касторового масла. И отпускают домой - через весь город..Этот метод применения касторового масла как эффективное средство унижения и подавления инакомыслия перенял Муссолини.А так да воздушный очерк.Разоблачение,черной и белой магии. yes
  5. +11
    28 апреля 2025 08:42
    именно он ввел практику приветствовать солдат, возвращавшихся с войны, старым римским приветствием легионеров. Тем самым, «от сердца к солнцу»
    Этот жест придумал некто Акилле Стараче. Он же ввел черные рубашки, факельные шествия и возродил латинский термин дуче...
    1. +6
      28 апреля 2025 14:11
      Латинский термин для вождя - dux. Дуче это уже итальянское. Товарищи по борьбе за независимость Италии в 1860 называли так Гарибальди, сам он так себя не позволял называть, не понравилось ему и не зря. Как предвидел, что таким словом станут называть тех, кто оболванивает толпы обывателей...
      1. +5
        28 апреля 2025 17:49
        Цитата: Толстый
        Латинский термин для вождя - dux. Дуче это уже итальянское
        Да, этимология слова дуче идет от римского dux. Это корень. Но из него вышли и византийские дуки, и венецианские дожи, французские и английские дворяне, почему-то произносящиеся в русской транскрипции как герцоги - герцог Ришелье (Duc de Richelieu) и герцог Корнуэлльский (Duke of Cornwall). Обратите внимание, что корень у всех единый - dux. И дуче тоже из этого же корня, только вот после эпохи Муссолини, итальянцы как-то стесняются использовать это слово по своему прямому назначению. Точно так же, как и современные немцы не используют слово фюрер, которое имеет точно такое же значение, как и dux - фюрст (курфюрст), означающее первый или ведущий. Что-то вроде герцога ...
        1. +4
          28 апреля 2025 18:22
          Вы хорошо написали, слово duce происходит от латинского dux, что означает начальник, лидер, предводитель. Во время Первой мировой войны король Виктор Эммануил III носил титул дуче, верховного главнокомандующего армией и морального наставника итальянцев. Хотя очевидно, что Гарибальди не хотел, чтобы его называли Дуче, будучи масоном и носителем свободы, он не мог поставить себя выше других.Даже если сегодня фигура Гарибальди не так хорошо воспринимается некоторыми итальянцами, особенно потому, что после освобождения Сицилии он расстрелял нескольких мирных сицилийских фермеров, которые хотели вернуть им земли, принадлежавшие богатым англичанам.
        2. +1
          29 апреля 2025 03:41
          Цитата: Luminman
          ...французские и английские дворяне, почему-то произносящиеся в русской транскрипции как герцоги - герцог Ришелье (Duc de Richelieu) и герцог Корнуэлльский (Duke of Cornwall).

          Цытирую:
          Ге́рцог (нем. Herzog, фр. duc, англ. duke, итал. duca, лат. dux — от латин. duco «веду») у древних германцев — военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью; в Западной Европе, в период раннего Средневековья, — племенной вождь, а в период феодальной раздробленности — крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в вассально-ленной иерархии. Название переводится со средневерхненемецкого как «воевода», от Her — войско (в современном немецком — Heer) и zog — тот, кто ведет (в современном немецком ziehen — вести).

          Это всё англичанка гадит немаки фрицевские виноваты.
        3. 0
          19 июля 2025 12:19
          Это слово происходит от глагола ducere (руководить).
          По сути, дуче был тем, кто командовал вверенными ему подданными, и не имел никакого отношения к воинскому званию.
  6. -9
    28 апреля 2025 09:51
    Какая-то бессвязная историческая солянка - читать невозможно, а просматривать по диагонали не интересно
  7. +1
    28 апреля 2025 10:15
    Уважаемый автор, исправьте
    В 300 километрах от моря, если что.
    , поскольку на фото хорошо видно, что остатки крейсера находятся рядом с морем.
    1. +10
      28 апреля 2025 11:05
      Цитата: УАТ
      , поскольку на фото хорошо видно, что остатки крейсера находятся рядом с морем.

      А это не море. Это озеро Гарда.
      Вилла-музей Габриэле д’Аннунцио находится в городе Гардоне-Ривьера, рядом с Вероной.
      1. +2
        28 апреля 2025 15:04
        Цитата: Alexey RA

        А это не море. Это озеро Гарда.
        Вилла-музей Габриэле д’Аннунцио находится в городе Гардоне-Ривьера, рядом с Вероной.

        По любому не 300 км.
        1. +1
          19 июля 2025 12:28
          Он был разоружен в Ла Специи ( La Spezia), более чем в 300 км.
          1. 0
            19 июля 2025 14:49
            Речь о словах в статье про музей:
            часть его стала экспозицией музея «Победы». Италии», который организовал у себя в имении неугомонный д'Аннунцио. В 300 километрах от моря, если что.
      2. +2
        29 апреля 2025 03:44
        Но всё же и до ближайшего моря ближе вдвое (к Венеции ок. 140 км).
  8. +1
    28 апреля 2025 17:12
    Автору респект и уважуха)))
    Интересный момент истории о котором мало известно … что до Д'Аннунцио ну знаете он скорее большой романтик века чем кто-там ещё … на сломе эпох таких было много НО по настоящему в историю вошли единицы
    Познавательно
  9. +2
    28 апреля 2025 23:45
    Благодарю за интересную статью!
  10. 0
    29 апреля 2025 22:32
    Мегаинтересная статья! Большое спасибо...
  11. -1
    4 мая 2025 12:04
    Про республику Фиуме и их гротескные парады слышал, а вот про то, что они занимались пиратством впервые, спасибо автору. Ну и конституция в стихах это гениально, удобно наизусть учить.
  12. 0
    19 июля 2025 15:06
    Проверка предположения, что за комментарии под некоторыми статьями автоматически ставится минус