Анатолий Дятлов об аварии на Чернобыльской АЭС

26 984 45
Анатолий Дятлов об аварии на Чернобыльской АЭС

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года заместитель главного инженера Чернобыльской АЭС Анатолий Дятлов руководил проведением важного испытания на четвёртом энергоблоке по «выбегу турбогенератора». Однако в результате сложного стечения технических факторов, проектных особенностей реактора РБМК-1000 и определённых процедурных ошибок произошла тяжёлая авария. Взрыв реактора стал началом глобальной техногенной катастрофы, последствия которой ощущаются до сих пор. В 1987 году Дятлов был признан одним из ответственных за аварию и приговорён к 10 годам лишения свободы.


После досрочного освобождения, обусловленного ухудшением состояния здоровья, Анатолий Степанович неоднократно пытался донести свою точку зрения до широкой общественности по поводу аварии. Он написал книгу «Чернобыль. Как это было», где подробно изложил свою версию причин катастрофы, а также дал несколько интервью. Одно из них, наполненное личными воспоминаниями и техническими деталями, мы предлагаем вашему вниманию.



В своём рассказе Дятлов подробно освещает ход проведения испытания в ту ночь, уделяя внимание не только действиям персонала, но и общей атмосфере работы на атомной станции. Он подробно объясняет особенности конструкции реактора РБМК-1000, акцентируя внимание на ряде скрытых от эксплуатантов уязвимостей. По его словам, многие критические характеристики реактора, особенно на низких мощностях, не были известны операторам, что значительно ограничивало их возможности предотвратить развитие аварийной ситуации.

Дятлов шаг за шагом описывает цепь событий той ночи: подготовку к эксперименту, стремительное падение мощности реактора, попытки восстановить стабильность работы установки и напряжённую борьбу за контроль над ситуацией. Он делится воспоминаниями о первых моментах после взрыва, когда команда станции пыталась осмыслить масштабы произошедшего и предпринять экстренные меры для минимизации последствий разрушения реактора.

Интервью затрагивает и более широкий контекст — организационные особенности подготовки испытания, процесс согласования его параметров и взаимодействие между различными уровнями управления. Дятлов рассказывает о рабочих регламентах, технических ограничениях и сложностях в передаче информации. Его рассказ позволяет глубже понять, в каких условиях действовали работники Чернобыльской АЭС в ночь трагедии. Это важное свидетельство очевидца, которое помогает сложить более объёмную картину событий, приведших к крупнейшей ядерной аварии в истории человечества.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 апреля 2025 04:31
    Каким бы ни был реактор, существовала инструкция эксплуатации и просто снизить мощность до нужного значения без последующих попыток повышать- можно было в автоматическом режиме.Правда это по времени дольше. Хотелось быстрее?

    Вот и объяснил бы Дятел, , а какого черта отключали автоматику и защиты?
    Завели рака за угол, запутались и в итоге взорвали.

    Кто ищет новых путей-тем они откроются.
    Несколько уродов всегда сумеют удумать такое, что и несколько институтов с академиками не разберутся. Даже и в более простых случаях, чем с атомным реактором. Если не знали особенностей, зачем отступали от инструкций?..... ""... А мы думали... "... Вот и сел. Вместе с директором. crying
    1. -1
      30 апреля 2025 06:43
      Каким бы ни был реактор, существовала инструкция эксплуатации и просто снизить мощность до нужного значения без последующих попыток повышать- можно было в автоматическом режиме.Правда это по времени дольше. Хотелось быстрее?

      Вот и объяснил бы Дятел, , а какого черта отключали автоматику и защиты?
      Завели рака за угол, запутались и в итоге взорвали.

      Кто ищет новых путей-тем они откроются.
      Несколько уродов всегда сумеют удумать такое, что и несколько институтов с академиками не разберутся. Даже и в более простых случаях, чем с атомным реактором. Если не знали особенностей, зачем отступали от инструкций?..... ""... А мы думали... "... Вот и сел. Вместе с директором. crying

      Снижать мощность, подымать мощность - все это нормально для работы станции и вообще любого энергетического механизма, в том числе в ручном режиме. Вы же на машине жмете газ-тормоз и ничего. wink
      Вот и они нажили на тормоза, а машина после этого, наоборот, газонула!

      Защиты на самом реакторе были включены, а те что выключены на турбогенераторе никак не влияли на аварию, никаких сигналов на их включение не зафиксировано.

      1. 0
        10 мая 2025 01:23
        Снижать мощность, подымать мощность - все это нормально для работы станции и вообще любого энергетического механизма, в том числе в ручном режиме. Вы же на машине жмете газ-тормоз и ничего
        На атомных это не так быстро делается. Плюс ещё всякие опыты по выбегу турбины генератора на фоне требований диспетчеров в тот вечер добавить мощности. Ну и до этого у них были неприятные инциденты, на которые не обратили внимание.
        Интересны видение и анализ случвшегося академиком Александровым. Как и протесты того же Сахорова о передачи атомной энергетики гражданским.
    2. +1
      30 апреля 2025 08:59
      просто снизить мощность до нужного значения без последующих попыток повышать- можно было в автоматическом режиме.

      Нельзя. В переходных режимах при пуске и остановке автоматика для выравнивания тепловых перекосов на реакторе не была предусмотрена проектом. Считалось, что ничего особенного за это короткое время произойти не могло, поэтому нечего тратить народные деньги на это. "Экономика должна быть экономной".
      В обычном режиме так и было, но по условиям эксперимента нужно было сначала установить определенную мощность реактора и зафиксировать. В обычных пусковых режимах этого не нужно было.
    3. 0
      1 мая 2025 17:00
      Цитата: sidorov
      а какого черта отключали автоматику и защиты?

      Потому что защита не дала бы провести эксперимент.Был написан план,утвержденный директором.
      Сейчас никто уже не расскажет ,что действительно происходило на посту управления.Да и автоматика тогда была довольно архаичная.Чтобы взять распечатки с действительным положением стержней ,надо было бежать в соседнее помещение
      1. 0
        3 мая 2025 01:30
        Конструкторы реактора не предусмотрели "защиту от дурака"... Персонал надеялся на последнюю ступень защиты- красную кнопку, которую надо было нажать вручную. Оператор нажал, но было поздно. Авария уже началась и шла быстрее ручного управления. Замедляющие стержни застряли на пол пути...
  2. +6
    30 апреля 2025 04:53
    Человек, под руководством которого было нарушено все, что только можно было нарушить, пытается свалить вину на других? Не стыдно! Академик Легасов, чувствуя свою вину за ошибки при проектировании и организации эжксплуатации реакторов этой серии, покончил с собой. Академик Александров ушел с поста Президента АН СССР и спился.
    1. -3
      30 апреля 2025 06:48
      Человек, под руководством которого было нарушено все, что только можно было нарушить, пытается свалить вину на других? Не стыдно! Академик Легасов, чувствуя свою вину за ошибки при проектировании и организации эжксплуатации реакторов этой серии, покончил с собой. Академик Александров ушел с поста Президента АН СССР и спился.

      Госкомиссия Росатомнадзора СССР проверила детально в 1991 году. Нет никакого "нарушено все, что можно", есть отдельные незначительные нарушения, которые не повлияли на развитие аварии.
      Так они всегда есть, любого проверь)). wink

      А причиной взрыва названы конструктивные недостатки реактора. hi
      1. +5
        30 апреля 2025 07:10
        причиной взрыва названы конструктивные недостатки реактора

        7 РБМК эксплуатируются в РФ до сих пор. На весну 1986 года во всем мире эксплуатировалось более 30 таких реакторов. И ни один "по конструктивным недостаткам" не взорвался. Кроме Чернобыльского. У которого главным "конструктивным недостатком" оказалась недостаточная "защита от дуpaka", которые в нарушение всех инструкций "загнали" реатор в режим, на котором он не мог работать из-за "конструктивных особенностей.
        p.s. Если взять Мерседес, разогнаться на нем до 150 км/ч и на обледеневшей дороге войти в поворот, в результате врезаться в столб - это "конструктивный недостаток" Мерса или мозгов водилы?
        p.p.s В 1991 году комиссия могла написать что угодно. Почитайте "Дневник" Легасова. Он есть в интернете.
        1. 0
          30 апреля 2025 07:24
          7 РБМК эксплуатируются в РФ до сих пор. На весну 1986 года во всем мире эксплуатировалось более 30 таких реакторов. И ни один "по конструктивным недостаткам" не взорвался. Кроме Чернобыльского. У которогоглавным "конструктивным недостатком" оказалась недостаточная "защита от дуpaka", которые в нарушение всех инструкций "загнали" реатор в режим, на котором он не мог работать из-за "конструктивных особенностей.
          p.s. Если взять Мерседес, разогнаться на нем до 150 км/ч и на обледеневшей дороге войти в поворот, в результате врезаться в столб - это "конструктивный недостаток" Мерса или мозгов водилы?
          p.p.s В 1991 году комиссия могла написать что угодно. Почитайте "Дневник" Легасова. Он есть в интернете.

          Во первых - взорвался. На Ленинградской АЭС. Но не сильно)). laughing
          Выводов не сделали, хотя причина - та же.

          Мерседес никто не разгонял, наоборот останавливали. Представьте, подъезжаете вы к остановке, наживаете на тормоза, а Ваш Мэрс ХРЕНАК, вместо того, чтобы остановиться прыгает вперед и давит людей.
          Такая небольшая "конструктивная особенность". laughing

          Комиссия 1991 как раз не могла, она была уже межотраслевой и независимой. А первая - от разработчиков реактора, они моментально сообразили в чем дело, и нашли стрелочников.
          А кого же им сажать, своих шефов, Героев соцтруда Александрова и Доллежаля?
          Неее, так не пойдет, проще инженера Дятлова, у него только Знак Почета и Трудовое Знамя за безупречную работу. yes

          Это мульку про вину персонала запустили тогда первой и она гуляет до сих пор, а серьезный разбор, который потом произошел - в тени.

          Легасов чего застрелился, если тупые инженеры виноваты? wink
    2. -1
      1 мая 2025 17:03
      Цитата: Дилетант
      Академик Легасов, чувствуя свою вину за ошибки при проектировании и организации эксплуатации реакторов этой серии, покончил с собой

      Он покончил с собой,потому что не смог победить систему.Да,и ваше утверждение "чувствуя свою вину за ошибки при проектировании и организации эксплуатации реакторов" прямо говорит о конструктивных недостатках.То же касается и Александрова.
    3. 0
      13 июня 2025 14:09
      "Анато́лий Петро́вич Алекса́ндров
      Вторая жена — Марианна Александровна Балашова (урожд. Беклемишева; 1911—1986), племянница А. П. Беклемишева

      Анатолий Петрович Беклемишев (1890—1959) — американский инженер, профессор, публицист.
      В 1949 году семья переехала на постоянное жительство в США. Не зная английский язык, А. П. Беклемишев смог устроиться только чертежником в строительной фирме. Однако вскоре его выдающиеся способности и знания были должным образом оценены и спустя некоторое время, после принятия американского гражданства он стал участвовать в разработке секретных радиолокационных установок.

      Состоял действительным членом Общества русских инженеров в США. Свободное время посвящал русской общественности и литературе. В русскоязычной американской прессе (в частности, на страницах ежедневной нью-йоркской газеты «Новое русское слово») по псевдонимом Касьян Прошин печатались его статьи, посвящённые критике советского строя. Он также сотрудничал в журнале «Российский антикоммунист»."
  3. +3
    30 апреля 2025 06:24
    Нехрен было проводить эксперименты с динамитом на пороховом складе.
    Таких учёных нужно было давить в зародыше...
    А просчитать вероятные последствия не было возможности? Сколько товарищей потеряно на ликвидации последствий...
    * * *
    Всё больше склоняюсь к версии, что авария была устроена недоумками по злому умыслу...
    1. 0
      30 апреля 2025 07:06
      Нехрен было проводить эксперименты с динамитом на пороховом складе.
      Таких учёных нужно было давить в зародыше...
      А просчитать вероятные последствия не было возможности? Сколько товарищей потеряно на ликвидации последствий...
      * * *
      Всё больше склоняюсь к версии, что авария была устроена недоумками по злому умыслу...

      "Экперимент" в 4-й раз проводился.
      До этого в 1982,1984 и 1985 на других энергоблоках станции. И автоматическое включение защиты САОР (Система Автоматического Охлаждения Реактора) тоже отключали. И это было УТВЕРЖДЕНО, потому, что в ручном режиме они были наготове ее включить.
      Но автоматика даже не пыталась ее включить, не зафиксировано сигналов с реле, все произошло за 6 секунд.))

      Это производственный эксперимент НА ТУРБИНЕ, а не на реакторе, она вообще в другом здании расположена. И под него даже специальный стенд купили в ФРГ, чтоб не только длительность работы маховика по инерции замерить, но и вибрацию, состояние подшипников и т.д.

      Там турбинисты с Харьковского завода сидели с секундомерами (условно), это все под ПЛАНОВУЮ остановку реактора подгадали. stop
    2. +4
      30 апреля 2025 07:21
      авария была устроена недоумками по злому умыслу...

      Недоумки в принципе не имеют злого умысла потому что они просто не понимают, что делают.Тут чуть выше один в своих коментах сравнивает реактор с легковушкой: нажал педаль - поехала, нажал тормоз - остановилась. Ему невдомек, что машины большой мощности в принципе не любят изменения режимов своей работы. Из разгоняют до оптимальных оборотов, а потом мощность снимают всякими разными хитрыми способами.
      1. -3
        30 апреля 2025 09:04
        Недоумки в принципе не имеют злого умысла потому что они просто не понимают, что делают.Тут чуть выше один в своих коментах сравнивает реактор с легковушкой: нажал педаль - поехала, нажал тормоз - остановилась. Ему невдомек, что машины большой мощности в принципе не любят изменения режимов своей работы. Из разгоняют до оптимальных оборотов, а потом мощность снимают всякими разными хитрыми способами.

        Это вы с Мерседесом сравнили исходно.))
        ЛЮБЫЕ машины должны быть управляемыми, особенно большой мощности. А управляемость - это и есть изменение режимов работы, причем без всяких "хитрых способов".

        Есть каналы в графите, в них можно засунуть либо тепловыделяющую сборку (ТВС) с ураном, либо тормозной стержень с бором, либо вообще заглушить графитовым стержнем.

        Чем больше в каналах ТВС, тем больше они взаимодействуют друг с другом и тем больше нейтронный поток и тем горячее реактор. Это ГАЗ в машине.

        Чем больше в каналах стержней с бором (тормозящий нейтроны), тем медленнее реакция и тем реактор холоднее. Это ТОРМОЗ.

        Они начали полностью заглушать реактор на ремонт и нажали кнопку АЗ, по которой ПОЧТИ ВСЕ стержни с бором пошли вниз. Ожидая, естественно, что реактор остановится.

        А он взял и взорвался. fellow

        Особенность конструкции. laughing
        1. +1
          30 апреля 2025 09:14
          ПОЧТИ ВСЕ стержни с бором пошли вниз.

          Если бы они пошли вниз и встали на свои места, то ничего бы не было. Но так как реактор к этому времени "перегрели", то стержни застряли посередине из-за теплового расширения металла. Кроме того влажность графита оказалась выше нормы, из-за чего появился водяной пар, которым обломки графитовых стержней стало выбрасывать наружу.
          1. -1
            30 апреля 2025 10:08
            Если бы они пошли вниз и встали на свои места, то ничего бы не было. Но так как реактор к этому времени "перегрели", то стержни застряли посередине из-за теплового расширения металла. Кроме того влажность графита оказалась выше нормы, из-за чего появился водяной пар, которым обломки графитовых стержней стало выбрасывать наружу.

            Перегрели?)) laughing Там вообще-то "термометры" стоят. И не один, по всей зоне равномерно. Так что все было бы видно.
            А если бы СИЛЬНО перегрели автоматика включила бы Систему Аварийного Охлаждения Реактора (которая да, была отключена вручную по Программе), но сигналы бы пошли на пульт, там бы все красным замигало и ее бы сразу включили. Но на самописцах никаких сигналов не было.

            До момента, пока она не включили "тормоза". wink

            Про "обломки графитовых стержней" - без комментариев... laughing
            1. 0
              30 апреля 2025 12:26
              Про "обломки графитовых стержней" - без комментариев... laughing

              https://gorsite.ru/news/proisshestviia/rukami_sbrasyvali_goryashchiy_grafit_khronika_avarii_na_chernobylskoy_aes/
              1. +1
                30 апреля 2025 13:28

                https://gorsite.ru/news/proisshestviia/rukami_sbrasyvali_goryashchiy_grafit_khronika_avarii_na_chernobylskoy_aes/

                Это графит самой активной зоны реактора. Кладка из графитовых блоков 25х25 см разной высоты 20,30,50, 60 см. Они сложены друг на друга в 14 слоев, всего 2488 колонн. В каждой колонне отверстие насквозь диаметром 114 мм, в нем труба из циркония и нержавейки. Это и есть технологический канал.
                Туда можно засунуть топливную сборку, борный замедлитель или графитовый стержень. Тогда канал будет нейтральный.

                Стрежень замедлителя на РБМК имел двух компонентную конструкцию, вверху 7 метров поглотителя нейтронов из карбида бора, а внизу 4,5 метра графита.
                Когда стержень идет вниз, то в зону сначала входит графитная часть и вытесняет воду из канала и только потом часть с замедлителем.

                Но, конструкторы при разработке не учли тот момент, что вода замедляет нейтроны лучше, чем графит и когда вода в канале вытеснена, нейтронный поток в этой зоне чуть ВОЗРАСТАЕТ. Пока работали с 1,2,3-5-ю стержнями этот эффект был не так заметен (хотя на ЛАЭС разорвало каналы).

                А вот когда Топтунов нажал АЗ и в зону пошли сразу 187 стержней.... fellow

                В этом причина аварии, тормоза вместо торможения разогнали реактор. angry
    3. -1
      30 апреля 2025 09:04
      Нехрен было проводить эксперименты с динамитом на пороховом складе.

      Никакого динамита. Эксперимент сам по себе был простой- при останове реактора использовать накопленную в нем энергию для собственных нужд для процедур останова реактор - на случай аварийного отключения по какой-то причине. Но "дьявол кроется в деталях" :((
      1. +1
        30 апреля 2025 10:32
        Никакого динамита. Эксперимент сам по себе был простой- при останове реактора использовать накопленную в нем энергию для собственных нужд для процедур останова реактор - на случай аварийного отключения по какой-то причине. Но "дьявол кроется в деталях" :((

        Не В НЁМ. Не в реакторе. В маховике турбогенератора №8.

        На турбогенераторе закрыли закрыли задвижки, пар перестал поступать и дальше ТГ вращался по инерции. Но даже по инерции он некоторое время продолжал вырабатывать электрический ток.
        Вот это ВРЕМЯ и замеряли, на тот случай, если американские диверсанты, например, внезапно обесточат станцию и механизмы встанут.
        Там есть резервные дизеля, но их тоже нужно успеть запустить, а пока - от инерции маховика запитать саму станцию.

        В этом суть эксперимента. negative

        Вот они, турбогенераторы.
        1. 0
          30 апреля 2025 10:56
          Да, у меня там нечетко написано.
          Эксперимент сам по себе был простой- при останове реактора использовать накопленную в нем (турбогенераторе) энергию для собственных нужд для процедур останова реактор

          Если бы вы прочли другие мои посты, то вопросов бы у вас не возникло.
          Головная организация кинула идею о останове реактора за счет накопленной в генераторе (а он большой и тяжелый, вагон плотно упакованной меди и стали, инерция очень большая) энергии.

          В маховике турбогенератора №8

          Не в маховике, а турбине и особенно- в генераторе. Нет там никакого маховика, генератор сам себе маховик- гора стали и меди. Фото напрасно привели, я видел аналогичные вживую не один раз.
  4. +1
    30 апреля 2025 09:12
    Теоретически вина Дятлова в том, что не усилил смену. Но это потому что мы задним умом крепки. В самом эксперименте ничего особенного, обычный рабочий момент. Головная организация кинула идею о останове реактора за счет накопленной в генераторе (а он большой и тяжелый, вагон плотно упакованной меди и стали, инерция очень большая) энергии. Но мощность реактора при его регулировке ушла за пределы, требуемые условиями эксперимента, проще всего было его отменить и провести при следующем останове реактора, усилив для этого смену- обычная рабочая не справилась с намного большим объемом работы, чем при обычном останове. На на носу было 1 мая, эксперимент был нужен "к празднику", товарищи по партии этого бы смене не простили, поэтому начали выкручивать, что могли, не понимая последствий (в инструкции возможные последствия не были оговорены). :((
    1. -1
      2 мая 2025 20:45
      поэтому начали выкручивать, что могли, не понимая последствий (в инструкции возможные последствия не были оговорены).

      Что ж вы не пишите, что вручную подняли стержни-замедлители, которые должны всегда находиться на своем месте? Неужели инструкция в этом виновата, а не запредельный идиотизм? Естественный результат - взрыв реактора, который экстренным вводом стержней-замедлителей уже невозможно остановить.
      1. 0
        2 мая 2025 21:10
        Что ж вы не пишите, что вручную подняли стержни-замедлители, которые должны всегда находиться на своем месте? Неужели инструкция в этом виновата, а не запредельный идиотизм?

        В этом виновата конструкция. "Экономика должна быть экономной". Автоматизация регулирования тепловых перекосов по площади реактора работала в рабочем режиме, а в пусковых (при пуске и остановке) не была предусмотрена, считалось, что это не нужно, так как процесс относительно короткий и это не важно. Но в данном конкретном случае это оказалось очень важно- пока регулировали вручную, вышли за границы программы эксперимента и сделали роковую ошибку- снова подняли мощность тепловыделения, чего нельзя было делать. :((
        1. -1
          2 мая 2025 21:55
          пока регулировали вручную

          загнали реактор в "йодную яму". Вместо того, чтобы "сдаться властям" - т.е. получить люлей по полной, поскольку нормальный выход из этой ситуации был долгим и затратным, начали изобретать велосипед и действовать в рамках простой логики - раз реактор тухнет - поднимаем стержни-замедлители. Эффекта, естественно, нет. Подняли вручную и те стержни-замедлители, которые нельзя было поднимать ни при каких условиях. Реактор начал взрываться - дали команду на спуск стержней. Результат известен.
          1. 0
            2 мая 2025 23:18
            Всё так и было. Вина персонала несомненна, в инструкции было запрещено в такой ситуации поднимать стержни. Но списать все только на персонал смены было бы неправильно. Там целый букет был- от выбора неподходящего типа реактора, недостаточного уровня автоматизации, плохо написанной инструкции, которая не объясняла, к чему могут привести некоторые "простые" действия до "датских" традиций- подгонять работы к важным датам в календаре- 1, 9 мая, 7 ноября и тд. А апофезом ( или, как писал Поляков, апофегеем, стал как раз Чернобыль :((
            1. 0
              3 мая 2025 10:42
              Вообще-то инструкция не должна что-либо объяснять. Задача персонала - выполнять инструкции. То, что вы называете "букетом", просто некорректная попытка как бы оправдания персонала. Причем тут тип реактора? Такие инициативные ребята взорвут реактор любого типа из боязни потерять что-либо несущественное по сравнению с жизнями и здоровьем тысяч людей.
              1. -1
                3 мая 2025 12:09
                Вам сколько лет? Работали в те времена? Если нет, вам эту ситуацию не понять. На персонале сказывалось бешеное психологическое давление- провести эксперимент именно к 1 мая. Такие уж времена тогда были.
                Тема очень известна.
                "-Товарищ политрук, патроны закончились!
                - Но вы же коммунист!
                И пулемет застрочил снова."
                Такие инициативные ребята взорвут реактор любого типа из боязни

                Не было в инструкции ничего о возможных последствиях их решения. Ничего они взрывать не собирались, и даже допустить возможность взрыва не собирались. Инструкции тоже нужно писать с умом. Персонал- классические "стрелочники".
                1. 0
                  3 мая 2025 18:04
                  Любые "стрелочники" обязаны выполнять инструкции. Главное качество инструкции - однозначность описания действий.
                  Ничего они взрывать не собирались, и даже допустить возможность взрыва не собирались

                  Может и так. Но несчастные и пушистые "стрелочники" проявили невероятную инициативу и предприимчивость, уверенно ведя реактор к взрыву. Классический пример дурака и инициативы.
                  1. 0
                    3 мая 2025 18:35
                    Любые "стрелочники" обязаны выполнять инструкции.

                    Да, так всегда говорят их вышестоящие. Если бы план испытаний удался без аварии, те же люди их бы наградили. Лицемерие в СССР было развито достаточно широко.
                    проявили невероятную инициативу

                    Никакой инициативы они не проявляли. План провести испытания именно к 1 мая принадлежал не им.
                    1. 0
                      3 мая 2025 19:26
                      Никакой инициативы они не проявляли

                      А кто же взорвал реактор своими действиями по подъему стержней-замедлителей?
                      1. 0
                        3 мая 2025 23:26
                        У вас классический поиск "стрелочника". Зайдите с другой стороны, к примеру. А кто принял решение не ставить полную автоматизацию на пусковые режимы? Если бы автоматизация регулирования тепловых перекосов стояла, то и ошибочные действия оператора не понадобились бы. После аварии она стоит на всех станциях.
                      2. 0
                        4 мая 2025 10:57
                        Ваша логика полностью соответствует такой: если стрелочник заталкивает свой молоток в стрелку, вызывая тяжелую аварию, значит виноват тот, кто дал ему молоток.
                        При этом вас не интересует действия "стрелочников" в Чернобыле.
                      3. -1
                        4 мая 2025 13:08
                        Если вы не знаете значение слова "стрелочник" в данном контексте, поинтересуйтесь в интернете.
                      4. 0
                        4 мая 2025 13:12
                        Вы уклоняетесь от ответов на мои аргументы, приведенные в двух последних постах. И, как обычно бывает у тех, кто возразить не может, переходите к некорректностям. При этом, как водится, бревно в своем глазу вам совершенно не мешает.
  5. Комментарий был удален.
  6. +1
    30 апреля 2025 10:43
    Подробно описано и разобрано, что происходило на АЭС, в книге Григория Медведева "Ядерный загар (Чернобыльская тетрадь), и Дятлов там описан совсем не героем.
    1. -2
      1 мая 2025 17:10
      Цитата: nachkar67
      Григория Медведева "Ядерный загар (Чернобыльская тетрадь), и Дятлов там описан совсем не героем

      Это вообще беллетристика,не имеющая с действительностью ничего общего
  7. +1
    1 мая 2025 11:13
    На А.Дятлова оказывали колоссальное давление. По свидетельству В.Комарова (бывший замдиректора по науке Смоленской АЭС) чиновник из отдела ЦК КПССС сказал Дятлову: «Проводи проверку! Или ты уйдешь на пенсию, или будешь главным инженером новой Чернобыльской АЭС-2». [Он] имел в виду новую Чернобыльскую АЭС с 5-м и 6-м блоками, которая находилась тогда в стадии строительства.» Эти факты, ставшие известными благодаря записям разговоров на блоке, в полном объеме попали в учебник Гурачевского В. Л. Введение в атомную энергетику, находящегося в библиотеке Росатома.
    В свою очередь, руководитель испытаний А.Дятлов оказывал давление на персонал, не раз не согласный с ним, и в этом тоже причина аварии. При этом блок останавливался на техническую остановку и все хотели добиться успеха любой ценой сейчас и сразу, потому что следующая возможность могла представиться только через год. Ходили слухи, что персоналу были обещаны большие премии, а эксперимент был нужен для чьей-то диссертации (что сомнительно).
    Согласно INSAG-1 основным мотивом поведения персонала было стремление быстрее закончить испытания или более точно - довести их до конца во что бы то ни стало. Еще одним фактором аварии послужила низкая культура ядерной безопасности на ЧАЭС, лучшей в СССР по всем показателям, но не таковой по дисциплине безопасности. Как следует из материалов суда персонал часто в погонях за экономическими показателями работал в «экстремальных режимах». И вот наступил момент, когда загнав реактор в неуправляемое состояние, они просто не успели вовремя заглушить реактор, в чем собственно признается и сам А.Дятлов.
    1. 0
      3 мая 2025 09:28
      . На А.Дятлова оказывали колоссальное давление. По свидетельству В.Комарова (бывший замдиректора по науке Смоленской АЭС) чиновник из отдела ЦК КПССС сказал Дятлову: «Проводи проверку! Или ты уйдешь на пенсию, или будешь главным инженером новой Чернобыльской АЭС-2». [Он] имел в виду новую Чернобыльскую АЭС с 5-м и 6-м блоками, которая находилась тогда в стадии строительства.» Эти факты, ставшие известными благодаря записям разговоров на блоке, в полном объеме попали в учебник Гурачевского В. Л. Введение в атомную энергетику, находящегося в библиотеке Росатома.

      «Факты» laughing
      Сказки Комарова - так точнее. yes

      Записи разговоров на блоке опубликованы, там нет ничего подобного.
  8. +1
    2 мая 2025 08:12
    Попытка оправдаться перед людьми и спихнуть все на конструкторов.
  9. 0
    2 мая 2025 15:41
    решил себя выгородить и перевести стрелки в другую сторону. Была чёткая инструкция с предельным нижним значением мощности реактора. Но нет, мы великие, все сами знаем.
  10. 0
    4 мая 2025 12:35
    По поводу автоматики реактора, в том числе аварийной. Если автоматика была разработана на основе программируемой логики, то вероятны были программные сбои по разным причинам, например, из-за бросков в системе электропитания. Если использовали жесткую логику, тогда надежность выше.
  11. 0
    6 мая 2025 03:57
    Основная причина Чернобыля отключение мозга у персонала и начальства!
  12. Комментарий был удален.