А что это у вас такое интересненькое, парни?

50 595 18
А что это у вас такое интересненькое, парни?

У нас продолжается разбор полетов в Китае и попытки понять, что же там такое летает, но глазами американцев. Есть смысл, потому что у нас как бы интерес такой… Гастрономический и не более того, а вот на той стороне Атлантики интерес животрепещущий, и понятно почему.

Потому что КНР и США видятся в Америке противниками.




Значит, все изображения новых истребителей-невидимок, разработанных в Китае, а также других потенциально интересных объектов, похожих на истребители, и даже странные объекты, потенциально не похожие на истребители, – все это является предметом рассмотрения в телескопы из Америки.

И тут поле для размышлений – ого-го, потому что китайцы особо ничего не скрывают. На первый взгляд. Самолеты летают белым днем, попадают на камеры смартфонов, так что особо и шпионить не надо: зашел в «ТикТок» или WeChat – и вот тебе все, что есть на сегодня.


Но съемки самолетов с земли — это одно, а летные испытания — это другое. И как раз летные испытания двух новых китайских истребителей следующего поколения продолжаются быстрыми темпами и дают новую информацию об обоих самолётах. Но немного.

Последние изображения более крупного из двух самолётов, обычно — но неофициально — называемого J-36, позволяют лучше всего на сегодняшний день рассмотреть выхлопные сопла трёх его двигателей и кабину, которая, как оказалось, может быть двухместной.

Дополнительные изображения второго самолета, обозначаемого как J-XDS или J-50, демонстрируют интересную конфигурацию отсека сбоку от фюзеляжа сразу за воздухозаборником и подчёркивают другие отличительные особенности, такие как поворотные поверхности управления на законцовках крыла.

Некоторые эксперты в США до сих пор считают, что многие свежие кадры полетов J-36 и J-50 были сфабрикованы. Стоит отметить, что такая вероятность есть, хотя и очень невелика. Известно, что в Интернете распространяются версии некоторых фотографий самолета, которые были намеренно улучшены с использованием генеративного искусственного интеллекта, чтобы попытаться собрать больше деталей. Многие телефонные камеры теперь выдают изображения, которые по умолчанию также «сглажены». Ну и плюс надо учитывать, насколько китайцы умеют играть в игры по дезинформации.

Последние кадры с J-36 на видео и связанные с ними изображения представлены в постах в социальных сетях, которые, как утверждается, были сняты в городе Чэнду. За самолёт отвечает Чэндуская авиастроительная корпорация, главный завод которой находится там же. Так что всё логично и не требует особой проверки. Как говаривал покойный сатирик Михаил Задорнов, файлы сошлись.

Но есть нюансы.

Как уже отмечалось, новые изображения J-36 сзади позволяют лучше всего рассмотреть выхлопные сопла трёх двигателей, что уже само по себе является весьма необычным. Необычным не в плане особенности самолёта, а в том, что были показаны детали, которые как раз показывать и не стоило, поскольку по ним можно сделать очень много выводов.


На изображении мы можем увидеть «лепестки», выступающие над выхлопными трубами, которые находятся внутри хвостовой части самолёта. Это подчёркивает сходство конфигурации выхлопной системы J-36 по форме и функциям с выхлопной системой YF-23 компании Northrop. YF-23 также отличался экзотической конструкцией воздухозаборника с разделением пограничного слоя для улучшения воздушного потока.


Выхлопная система J-36 в целом много взяла от выхлопной системы YF-23. И неудивительно, поскольку эта игра на понижение заметности как для радаров, так и для инфракрасных датчиков будет длиться столько, сколько будут разрабатываться самолеты. Уменьшение выхлопных газов двигателя перед верхней задней кромкой самолёта — это классический элемент конструкции с пониженной заметностью, который компания Northrop в значительной степени внедрила в Tacit Blue, B-2 Spirit и YF-23. Выхлопные газы рассеиваются и могут активно охлаждаться в верхней части фюзеляжа, что затрудняет обнаружение самолета в ИК-диапазоне с земли.

Видео с J-36 также позволяет по-новому взглянуть на кабину пилота. С тех пор как самолёт впервые появился на публике, ходили слухи, что у него может быть двухместная кабина с сиденьями, расположенными рядом, как у Су-34. Однако на одном из свежих фото отчетливо видны два больших дисплея, расположенные друг за другом, что снимает все вопросы о количестве и расположении экипажа в кабине.


Удивительного ничего, либо у вас одноместный самолет с суперкомпьютером, который сможет разгрузить летчика в бою, взяв на себя множество обязанностей, либо два члена экипажа, один из которых пилотирует самолет, ни на что особо не отвлекаясь, второй управляет системами защиты и вооружением.

Кстати, если посмотреть на то, чем вооружается весь мир, то двухместные самолеты начинают доминировать. И дело тут не в том, что народец тупой пошел, нельзя сложную технику доверить, а в том, что в самолете различных систем становится все больше и управлять ими все сложнее. Потому и F-15 окончательно стал двухместным, и Су-30 покупают с удовольствием многие страны мира.

Идем дальше.

Как уже упоминалось, наиболее интересным на новых фото является то, что на правой стороне фюзеляжа за воздухозаборником отчётливо виден своего рода отсек с ярко выраженной выпуклостью спереди. Он также расположен прямо перед основным отсеком с этой стороны самолёта. Вероятно, симметрично ему на другой стороне может иметься еще один такой отсек.


Крупный план отсека J-50 с правой стороны фюзеляжа

Неизвестно, предназначен ли отсек J-50 для оружия или для каких-то других целей, например, для аппаратуры РЭБ. В выпуклом сегменте очень неплохо размещалась бы антенна, например. Уже поднимался вопрос о том, достаточно ли внутреннего пространства в этой части самолёта для размещения соответствующих боеприпасов. Здесь стоит отметить, что у китайского малозаметного истребителя J-20 отсеки для оружия расположены примерно в том же месте и тоже имеют необычную конфигурацию: ракеты выдвигаются вместе со стартовыми направляющими перед запуском. Но о J-20 и его системах вообще отдельный разговор, потому что просачивается много чего такого, противоречивого.

В общем, контейнеры — это целая тема для размышлений.

Зато можно поставить точку в теме про эти штуковины на концах крыльев. Если перевести с китайского, то они обозначены как «поворотные поверхности управления на законцовках крыла».




Напомним, J-50 — бесхвостка. А значит, как у любого самолета такой схемы, есть проблемы с горизонтальной остойчивостью. Они решаются, в том числе и таким образом, как такие поворотные законцовки крыла, которые обеспечивают дополнительную устойчивость бесхвостым самолётам. Вопрос эффективности, но в этом и интерес.

Вообще то, что сегодня происходит в Китае, – интересно всё. И то, что они уже сделали, и то, что они сделают, – тоже.

У многих в США (да и у нас есть такие) складывается мнение, что вот вся эта суета с J-36 и J-50 – в некотором роде маскировка. Ну действительно, новейшие самолеты следующего поколения рассекают над городами на таких высотах, что только ленивый еще не заснял их на свой смартфон.


И это при том, что изображения новейших систем ракетного вооружения можно даже не искать. Их просто не будет на фото, потому что в Китае умеют хранить секреты. А вот самолеты шестого поколения или прототипы таких самолетов может увидеть каждый.

Ну не логично, не так ли?

И многие это понимают. И начинают делать определенные выводы, особенно когда в Интернете появляется спутниковое фото с Google Earth, на котором виден любопытный объект, похожий на малозаметный истребитель с модифицированной ромбовидной дельта-платформой, передним горизонтальным оперением и двумя вертикальными стабилизаторами. И стоит он не абы где, а на площадке перед пассажирским терминалом аэропорта Цзинин-Цюйфу в провинции Шаньдун на востоке Китая. И появляется этот аппарат там систематически и регулярно с сентября прошлого года.



Тут у многих возникнет вопрос: ну да, гражданский аэропорт – это лучшее место для маскировки секретного аппарата, не так ли? Да, всё так. Особенно если учесть, что аэропорт закрыт с декабря 2023 года.

Вместо аэропорта Цзинин-Цюйфу теперь работает другой аэропорт Цзинин-Даань. А рядом с аэропортом Цзинин-Цюйфу совершенно случайно располагается авиабаза Цзинин. И здесь тоже много странностей, ведь на военной авиабазе просто обязана быть своя взлетная полоса. Зачем и ради чего такие сложности?

Некоторые американцы всерьез считают, что это какой-то макет. Он имеет некоторое сходство с Baidi Type-B, также известным как «Белый император», цитата:

«Полностью вымышленным космическим истребителем, который Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) представила на авиасалоне в Чжухае в 2024 году».

Это называется «сбить с толку своих и запутать всех остальных». Если истребитель полностью вымышленный, тогда вопрос на 50 тысяч долларов: а что тогда летало в Чжухае? Логика определенная есть, как ни крути.

Также уже проводились сравнения с «макетами», отдалённо напоминающими J-20, которые появились на удалённой авиабазе Линтао на севере центральной части Китая в 2022 году.


Однако конструкция крыльев и носа объекта в Цзинине заметно отличается от тех, что были ранее замечены на Линтао, которые также могут быть макетами или приманками.


Сравнение одной из «форм» Линтао и объекта, появившегося в Цзинине

В социальных сетях также распространяется видео, которое вызвало вопросы о том, появился ли ещё один новый китайский военный самолёт. Понять из видео, учитывая, насколько далеко находится самолёт на кадрах и их общее качество, можно немного.

Происхождение ролика также не совсем понятно. То, что можно увидеть, не похоже на известные китайские разработки. Общая форма аппарата также не соответствует чему-то известному. Получается, что все вопросы будут упираться в некий до сих пор не идентифицированный бесхвостый самолет, который появился на главном заводе Шэньяна в январе.


Шеньян, конечно, то место, откуда может появиться что-то новое, но не такими же темпами?

Хотя, будем справедливы: это не первый случай, когда внезапно появляется новый китайский самолёт. Ярким примером является появление J-36 и J-50 в полёте 26 декабря прошлого года, несмотря на то, что ранее не было опубликовано ни одного изображения этих самолётов. Так что определенный стиль китайских военных и авиастроителей присутствует.

Продолжающиеся испытания J-36 и J-50, безусловно, будут раскрывать новые подробности об этих самолетах. С ними все более или менее понятно, а вот если другие перспективные китайские самолёты уже летают или находятся на последних стадиях разработки, то вскоре могут появиться дополнительные сведения и о них.

Но в целом складывается впечатление, что то, что показывают китайцы, — это одна сторона медали, а что не показывают — другая.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    Сегодня, 05:35
    Что даёт в принципе это решение в установке третьего двигателя? Особенно если это не три небольших двигателя а мощные. На мой взгляд это достижение высоты в 35-40 км и скорости там в 4- 4.5 тысячи км. Это пока наверное не боевые самолёты а прототипы, так сказать китайские МиГ- 41. После обкатки на обычных скоростях они попробуют поставить новые рекорды скорости и высоты.
    1. +7
      Сегодня, 07:09
      Нерегулируемые DSI (https://en.wikipedia.org/wiki/Diverterless_supersonic_inlet) воздухозаборники используются на сверхзвуковых самолётах с максимальной скоростью полёта М=2.0, не более того.

      Три двигателя с форсажной тягой 18 тc дают самолёту с нормальной взлётной массой 50 тонн тяговооруженность 1,08.

      Для сравнения, тягооворуженность F-22A при нормальной взлётной массе 29,2 тонны - 1,09. Тяговооруженность Су-57 при нормальной взлётной массе 26,7 тонн - 1,09 (https://en.wikipedia.org/wiki/Sukhoi_Su-57).

      Таким образом три ТРДДФ нужны J-36 для того чтобы при двигателях WS-15, как считается способных обеспечить форсажную тягу ~18 тс, обеспечить при оценочной нормальной взлётной массе самолёта ~50 тонн тяговооруженность характерную для современных тяжелых истребителей.
    2. +5
      Сегодня, 08:38
      Тут,кмк,все проще. Пока у китайцев нет достаточно мощных движков для нового самолета,поэтому на прототип поставили три из тех,что есть. Когда новый двигатель появится,их будет два.
      1. 0
        Сегодня, 08:47
        Я тут сравнил СУ -34 с J-36, самолёты примерно одинаковые только разница в количестве двигателей, и по мощности двигатель примерно одинаков. Интересно дополнительный двигатель какое приращение скорости даст нашему СУ- 34? Сейчас у него максимальная скорость 1900 км/ час.
        1. +2
          Сегодня, 11:32
          Максимальную скорость Су-34 ограничил отказ от регулируемых в воздухозаборников в пользу нерегулируемых.

          https://kazedu.com/referat/2638

          " В отличие от серийного истребителя Су-27 самолет Су-34 оснащается нерегулируемыми воздухозаборниками, несколько ограничившими его ЛТХ (главным образом, максимальное число М полета), но позволившими упростить и облегчить конструкцию и обеспечить уборку двухколесных тележек основных опор шасси. Основные опоры шасси убираются вперед по полету в ниши центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек под кабиной экипажа."

          Генеральный конструктор М.П. Симонов так видел Су-27ИБ, будущий Су-34 - максимальная эксплуатационная перегрузка 7 единиц, максимальная скорость полёта на большой высоте М=1,8.
          1. -3
            Сегодня, 11:38
            Спасибо. Значит у СУ-34 большой модернизационный потенциал для других нужных миссий. Как по скорости так и по грузоподъёмности.
            1. 0
              Сегодня, 12:54
              Планер современного реактивного боевого самолёта значительной модернизации как правило не подлежит. Модернизируется бортовое оборудование, в лучшем случае устанавливается новый двигатель. Всё это уже сделано в варианте Су-34М.
              1. -2
                Сегодня, 15:13
                устанавливается новый двигатель. Всё это уже сделано в варианте Су-34М.

                Нет ещё такого серийного самолёта. Мечтать не вредно. Если у вас есть новая информация, дайте ссылки, только не на политинформаторов-сказочников.
                1. 0
                  Сегодня, 18:20
                  Двигателей там новых сейчас нет, но к их установке всё готово, ибо "не требуется вносить изменения в воздухозаборник и КСС планера".

                  А вот если бы требовалось, то и о двигателях новых говорить бы не пришлось. Потому что изменение конструктивно-силовой схемы - огромный объём работы.
                  1. 0
                    Сегодня, 19:16
                    У АЛ-41 больше диаметр, больше масса и чуть больше длина. Возможно понадобятся изменения и в планере...А ваши картинки детишкам в садике показывайте.
    3. 0
      Сегодня, 17:30
      Очень похож на реактивный американский SR-71.
      Возможно разрабатывают дальний перехватчик против самолетов ПЛО/ДРЛО,топливозаправщиков,
      Появятся мощные двигатели получат гиперзвуковой аппарат.
      И последнее-китайцы ну очень хотят завоевать рынок военной авиации..
  2. 0
    Сегодня, 09:29
    https://fr.topwar.ru/263512-tri-dvigatelja-pokazano-novoe-detalnoe-foto-kitajskogo-boevogo-samoleta-sledujuschego-pokolenija-j-36.html#findcomment15203018
  3. +1
    Сегодня, 10:04
    Меня в этих "кляксах" на фото одно сбивает с толку и вызывает недоумение.
    Имея спутники с фотоаппаратурой, позволяющей "читать" газету на земле, и не сделать ясный чёткий фотоснимок?
    Где-то тут собака порылась. what
    Это как с новыми снимками Лох-несского чудовища, увидеть в двух кляксах, больше похожих на байдарки неизвестного монстра. lol
    То ли специально заретушируют фото, то ли вообще голимый фотомонтаж.
    Так и здесь, всё расплывчато и сделать какие-то однозначные выводы, кроме трёх двигателей и законцовок весьма непросто.
    1. +1
      Сегодня, 10:26
      Была публикациях на хабре по разрешающей способности спутников типа KH 11, около 6см с его орбиты
      1. -2
        Сегодня, 11:27
        Там скорее всего уже ограничения не в разрешающей способности оптики, а в толщине атмосферы.
      2. 0
        Сегодня, 17:33
        При условии, что на KH-11 размещено 2,4-метровое зеркало, его теоретическая разрешающая способность при отсутствии атмосферных искажений и 50 % частотно-контрастной характеристике будет приблизительно 15 см. Рабочее разрешение будет хуже из-за влияния атмосферы.
        https://tinyurl.com/29mvs4na
  4. -1
    Сегодня, 10:17
    У нас продолжается разбор полетов в Китае и попытки понять, что же там такое летает, но глазами американцев. Есть смысл, потому что у нас как бы интерес такой… Гастрономический и не более того

    Как интересно сказано - "у нас как бы интерес такой… Гастрономический и не более того[/i]".
    А совсем недавно новые китайские истребители были Су27-Су30-Су35. Но больше нет, вот и интерес- "Гастрономический и не более того"[i]
    .
  5. +1
    Сегодня, 18:34
    Какие критерии истребителя 6 поколения от 5? На самом деле это будет или беспилотность или/и гиперзвук... А то нонсенс критериев 6 поколения нет, а самолет есть))).