А что это у вас такое интересненькое, парни?

У нас продолжается разбор полетов в Китае и попытки понять, что же там такое летает, но глазами американцев. Есть смысл, потому что у нас как бы интерес такой… Гастрономический и не более того, а вот на той стороне Атлантики интерес животрепещущий, и понятно почему.
Потому что КНР и США видятся в Америке противниками.

Значит, все изображения новых истребителей-невидимок, разработанных в Китае, а также других потенциально интересных объектов, похожих на истребители, и даже странные объекты, потенциально не похожие на истребители, – все это является предметом рассмотрения в телескопы из Америки.
И тут поле для размышлений – ого-го, потому что китайцы особо ничего не скрывают. На первый взгляд. Самолеты летают белым днем, попадают на камеры смартфонов, так что особо и шпионить не надо: зашел в «ТикТок» или WeChat – и вот тебе все, что есть на сегодня.

Но съемки самолетов с земли — это одно, а летные испытания — это другое. И как раз летные испытания двух новых китайских истребителей следующего поколения продолжаются быстрыми темпами и дают новую информацию об обоих самолётах. Но немного.
Последние изображения более крупного из двух самолётов, обычно — но неофициально — называемого J-36, позволяют лучше всего на сегодняшний день рассмотреть выхлопные сопла трёх его двигателей и кабину, которая, как оказалось, может быть двухместной.
Дополнительные изображения второго самолета, обозначаемого как J-XDS или J-50, демонстрируют интересную конфигурацию отсека сбоку от фюзеляжа сразу за воздухозаборником и подчёркивают другие отличительные особенности, такие как поворотные поверхности управления на законцовках крыла.
Некоторые эксперты в США до сих пор считают, что многие свежие кадры полетов J-36 и J-50 были сфабрикованы. Стоит отметить, что такая вероятность есть, хотя и очень невелика. Известно, что в Интернете распространяются версии некоторых фотографий самолета, которые были намеренно улучшены с использованием генеративного искусственного интеллекта, чтобы попытаться собрать больше деталей. Многие телефонные камеры теперь выдают изображения, которые по умолчанию также «сглажены». Ну и плюс надо учитывать, насколько китайцы умеют играть в игры по дезинформации.
Последние кадры с J-36 на видео и связанные с ними изображения представлены в постах в социальных сетях, которые, как утверждается, были сняты в городе Чэнду. За самолёт отвечает Чэндуская авиастроительная корпорация, главный завод которой находится там же. Так что всё логично и не требует особой проверки. Как говаривал покойный сатирик Михаил Задорнов, файлы сошлись.
Но есть нюансы.
Как уже отмечалось, новые изображения J-36 сзади позволяют лучше всего рассмотреть выхлопные сопла трёх двигателей, что уже само по себе является весьма необычным. Необычным не в плане особенности самолёта, а в том, что были показаны детали, которые как раз показывать и не стоило, поскольку по ним можно сделать очень много выводов.

На изображении мы можем увидеть «лепестки», выступающие над выхлопными трубами, которые находятся внутри хвостовой части самолёта. Это подчёркивает сходство конфигурации выхлопной системы J-36 по форме и функциям с выхлопной системой YF-23 компании Northrop. YF-23 также отличался экзотической конструкцией воздухозаборника с разделением пограничного слоя для улучшения воздушного потока.

Выхлопная система J-36 в целом много взяла от выхлопной системы YF-23. И неудивительно, поскольку эта игра на понижение заметности как для радаров, так и для инфракрасных датчиков будет длиться столько, сколько будут разрабатываться самолеты. Уменьшение выхлопных газов двигателя перед верхней задней кромкой самолёта — это классический элемент конструкции с пониженной заметностью, который компания Northrop в значительной степени внедрила в Tacit Blue, B-2 Spirit и YF-23. Выхлопные газы рассеиваются и могут активно охлаждаться в верхней части фюзеляжа, что затрудняет обнаружение самолета в ИК-диапазоне с земли.
Видео с J-36 также позволяет по-новому взглянуть на кабину пилота. С тех пор как самолёт впервые появился на публике, ходили слухи, что у него может быть двухместная кабина с сиденьями, расположенными рядом, как у Су-34. Однако на одном из свежих фото отчетливо видны два больших дисплея, расположенные друг за другом, что снимает все вопросы о количестве и расположении экипажа в кабине.

Удивительного ничего, либо у вас одноместный самолет с суперкомпьютером, который сможет разгрузить летчика в бою, взяв на себя множество обязанностей, либо два члена экипажа, один из которых пилотирует самолет, ни на что особо не отвлекаясь, второй управляет системами защиты и вооружением.
Кстати, если посмотреть на то, чем вооружается весь мир, то двухместные самолеты начинают доминировать. И дело тут не в том, что народец тупой пошел, нельзя сложную технику доверить, а в том, что в самолете различных систем становится все больше и управлять ими все сложнее. Потому и F-15 окончательно стал двухместным, и Су-30 покупают с удовольствием многие страны мира.
Идем дальше.
Как уже упоминалось, наиболее интересным на новых фото является то, что на правой стороне фюзеляжа за воздухозаборником отчётливо виден своего рода отсек с ярко выраженной выпуклостью спереди. Он также расположен прямо перед основным отсеком с этой стороны самолёта. Вероятно, симметрично ему на другой стороне может иметься еще один такой отсек.

Крупный план отсека J-50 с правой стороны фюзеляжа
Неизвестно, предназначен ли отсек J-50 для оружия или для каких-то других целей, например, для аппаратуры РЭБ. В выпуклом сегменте очень неплохо размещалась бы антенна, например. Уже поднимался вопрос о том, достаточно ли внутреннего пространства в этой части самолёта для размещения соответствующих боеприпасов. Здесь стоит отметить, что у китайского малозаметного истребителя J-20 отсеки для оружия расположены примерно в том же месте и тоже имеют необычную конфигурацию: ракеты выдвигаются вместе со стартовыми направляющими перед запуском. Но о J-20 и его системах вообще отдельный разговор, потому что просачивается много чего такого, противоречивого.
В общем, контейнеры — это целая тема для размышлений.
Зато можно поставить точку в теме про эти штуковины на концах крыльев. Если перевести с китайского, то они обозначены как «поворотные поверхности управления на законцовках крыла».



Напомним, J-50 — бесхвостка. А значит, как у любого самолета такой схемы, есть проблемы с горизонтальной остойчивостью. Они решаются, в том числе и таким образом, как такие поворотные законцовки крыла, которые обеспечивают дополнительную устойчивость бесхвостым самолётам. Вопрос эффективности, но в этом и интерес.
Вообще то, что сегодня происходит в Китае, – интересно всё. И то, что они уже сделали, и то, что они сделают, – тоже.
У многих в США (да и у нас есть такие) складывается мнение, что вот вся эта суета с J-36 и J-50 – в некотором роде маскировка. Ну действительно, новейшие самолеты следующего поколения рассекают над городами на таких высотах, что только ленивый еще не заснял их на свой смартфон.

И это при том, что изображения новейших систем ракетного вооружения можно даже не искать. Их просто не будет на фото, потому что в Китае умеют хранить секреты. А вот самолеты шестого поколения или прототипы таких самолетов может увидеть каждый.
Ну не логично, не так ли?
И многие это понимают. И начинают делать определенные выводы, особенно когда в Интернете появляется спутниковое фото с Google Earth, на котором виден любопытный объект, похожий на малозаметный истребитель с модифицированной ромбовидной дельта-платформой, передним горизонтальным оперением и двумя вертикальными стабилизаторами. И стоит он не абы где, а на площадке перед пассажирским терминалом аэропорта Цзинин-Цюйфу в провинции Шаньдун на востоке Китая. И появляется этот аппарат там систематически и регулярно с сентября прошлого года.


Тут у многих возникнет вопрос: ну да, гражданский аэропорт – это лучшее место для маскировки секретного аппарата, не так ли? Да, всё так. Особенно если учесть, что аэропорт закрыт с декабря 2023 года.
Вместо аэропорта Цзинин-Цюйфу теперь работает другой аэропорт Цзинин-Даань. А рядом с аэропортом Цзинин-Цюйфу совершенно случайно располагается авиабаза Цзинин. И здесь тоже много странностей, ведь на военной авиабазе просто обязана быть своя взлетная полоса. Зачем и ради чего такие сложности?
Некоторые американцы всерьез считают, что это какой-то макет. Он имеет некоторое сходство с Baidi Type-B, также известным как «Белый император», цитата:
Это называется «сбить с толку своих и запутать всех остальных». Если истребитель полностью вымышленный, тогда вопрос на 50 тысяч долларов: а что тогда летало в Чжухае? Логика определенная есть, как ни крути.
Также уже проводились сравнения с «макетами», отдалённо напоминающими J-20, которые появились на удалённой авиабазе Линтао на севере центральной части Китая в 2022 году.

Однако конструкция крыльев и носа объекта в Цзинине заметно отличается от тех, что были ранее замечены на Линтао, которые также могут быть макетами или приманками.

Сравнение одной из «форм» Линтао и объекта, появившегося в Цзинине
В социальных сетях также распространяется видео, которое вызвало вопросы о том, появился ли ещё один новый китайский военный самолёт. Понять из видео, учитывая, насколько далеко находится самолёт на кадрах и их общее качество, можно немного.
Происхождение ролика также не совсем понятно. То, что можно увидеть, не похоже на известные китайские разработки. Общая форма аппарата также не соответствует чему-то известному. Получается, что все вопросы будут упираться в некий до сих пор не идентифицированный бесхвостый самолет, который появился на главном заводе Шэньяна в январе.

Шеньян, конечно, то место, откуда может появиться что-то новое, но не такими же темпами?
Хотя, будем справедливы: это не первый случай, когда внезапно появляется новый китайский самолёт. Ярким примером является появление J-36 и J-50 в полёте 26 декабря прошлого года, несмотря на то, что ранее не было опубликовано ни одного изображения этих самолётов. Так что определенный стиль китайских военных и авиастроителей присутствует.
Продолжающиеся испытания J-36 и J-50, безусловно, будут раскрывать новые подробности об этих самолетах. С ними все более или менее понятно, а вот если другие перспективные китайские самолёты уже летают или находятся на последних стадиях разработки, то вскоре могут появиться дополнительные сведения и о них.
Но в целом складывается впечатление, что то, что показывают китайцы, — это одна сторона медали, а что не показывают — другая.
Информация