Проект многоцелевого скоростного безэкипажного судна Aircat Bengal MC

9 620 4
Проект многоцелевого скоростного безэкипажного судна Aircat Bengal MC


Американская компания Eureka Naval Craft занимается разработкой скоростных надводных судов разного рода. В недавнем прошлом она представила две подобные платформы и сейчас занимается их развитием. Очередным результатом этих работ недавно стал проект безэкипажного судна Aircat Bengal MC. Он предусматривает использование существующей платформы в качестве носителя разнообразных нагрузок военного назначения.



Линейка платформ


Eureka Naval Craft из г. Дувр (шт. Делавэр) начала свою деятельность всего несколько лет назад, но уже представила несколько любопытных проектов. Так, осенью 2024 г. она опубликовала информацию сразу по нескольким судам собственной разработки. В рамках проекта Aircat компания создала две надводные платформы разных размеров, на основе которых выполнила катера Jaguar, Panther, Lynx и Bengal, отличающиеся разными особенностями и возможностями.

В начале апреля 2025 г. компания приняла участие в американской выставке Sea Air and Space, на которой впервые представила свой новый проект. На базе катера Aircat Bengal разработали безэкипажное судно (БЭС) Bengal MC (Module Carrier — «Носитель модулей»). При сохранении основных аспектов существующего проекта, удалось получить ряд новых возможностей.

Сообщается, что судно Bengal MC создавалось с привлечением сторонних компаний. Так, в совершенствовании имеющейся надводной платформы участвовала фирма ESNA Naval Architects. В свою очередь, программно-аппаратный комплекс автономного управления предоставила компания Greenroom Robotics.

Как и другие проекты серии Aircat, Bengal MC пока находится в стадии разработки. Компании проводят исследования, предварительные испытания и готовят конструкторскую документацию. Сроки завершения проекта и начала строительства опытного образца пока неизвестны.

Однако разработчики настроены оптимистично. Они утверждают, что Bengal MC имеет преимущества перед существующей техникой нескольких классов. Так, особая конструкция судна обеспечивает высокие ходовые характеристики и позволяет перевозить значительный груз, в т.ч. вооружения. Катер может работать в автономном режиме или управляться минимальным экипажем.

Создатели проекта предполагают, что такой набор качеств даст новому БЭС особые рабочие и эксплуатационные возможности. Кроме того, катер получит преимущества перед конкурентами и будет интересен заказчикам. Тем не менее, о наличии заказов или хотя бы переговоров по будущим контрактам пока не сообщается. Bengal MC или другие проекты Aircat ещё не привлекли внимания покупателей.

Скоростной катер


Перспективное многоцелевое БЭС с модульной нагрузкой разрабатывается на базе существующего проекта семейства «Эйркэт». Новый катер Aircat Bengal MC должен сохранять основные конструкции и механизмы ранее представленного изделия Bengal. При этом предусматривается замена части радиоэлектронного оборудования и внедрение новых приборов. Кроме того, изменён подход к полезной нагрузке.

«Бенгал» разрабатывался как скоростная платформа на воздушной подушке скегового типа. Такое судно имеет плоское днище, по бокам которого находятся узкие корпуса-скеги. При движении с высокой скоростью в пространство между днищем и скегами поступает воздух, поддерживающий судно на некоторой высоте над поверхностью воды и снижающий сопротивление.

Судно Bengal MC имеет развитый бак, на котором имеется место для части полезной нагрузки. Там же находится надстройка с рубкой. Всю центральную и кормовую части корпуса занимает палуба большой площади, предназначенная для установки полезной нагрузки. На палубе имеется место для двух стандартных 40-футовых или четырех 20-футовых контейнеров.

«Бенгал» в обеих версиях имеет длину ок. 36 м. Водоизмещение такой платформы не сообщается. Вероятно, оно превышает 80-100 т. Из них до 40 т приходится на груз или целевые модули.


Компания-разработчик не публикует информацию о двигательной установке новой платформы. При этом на схемах изображены два водомётных движителя в корме. С их помощью судно должно двигаться и выполнять манёвры. Утверждается, что максимальная скорость Aircat Bengal, в т.ч. за счёт использования воздушной подушки, достигнет 50 узлов. Максимальная дальность хода заявлена на уровне 1000 морских миль — её можно получить на скорости 38 узлов.

Многоцелевое судно


Проекты Bengal и Bengal MC предусматривают наличие на катере полноценной рубки с рабочими местами экипажа. В рубке катера должны размещаться все необходимые устройства для управления, навигации, связи и т.д. В зависимости от конфигурации судна, его оснащения и задач, экипаж может включать 5 или более человек. Для их длительной работы предусматриваются некоторые меры бытового характера.

Катер оснащён аппаратурой автономного и дистанционного управления. В последней версии проекта с литерами «MC» используются изделия компании Greenroom Robotics. Такая система управления включает автопилот, набор устройств технического зрения, средства навигации и исполнительные механизмы. Кроме того, предусмотрены средства связи для постоянного обмена данными с оператором.

Aircat Bengal MC сможет автономно следовать по заданному маршруту, реагируя на различные факторы и поддерживая связь с оператором. При этом БЭС сможет использовать установленную на нём аппаратуру любого совместимого типа, в автоматическом или полуавтоматическом режиме.

По задумке компаний-разработчиков, на палубе судна, в т.ч. в контейнерах, могут размещаться самые разные системы и комплексы. «Бенгал» может нести средства радиолокационной и иной разведки, как для самостоятельного применения, так и для использования вместе с другой нагрузкой.

БЭС предлагается сделать носителем БПЛА. Возможно размещение большого их числа, в т.ч. для массированного группового применения. Это могут быть как беспилотники-разведчики, так и барражирующие боеприпасы. Ударная функция также может выполняться за счёт ракет с подходящими габаритами и массой. Также катер в теории может нести торпеды или иное противолодочное вооружение.

Все бортовые системы и вооружение будут контролироваться автономной системой управления. Впрочем, решение о применении вооружения по-прежнему будет оставаться за человеком — хотя автоматика сделает за него все подготовительные и прочие операции.

Преимущества автоматизации


Компания Eureka Naval Craft и её коллеги высоко оценивают свои новые разработки и их перспективы. Они предполагают, что катера серии Aircat, в т.ч. безэкипажные, смогут заинтересовать потенциальных заказчиков. Вскоре должны появиться первые контракты, а затем начнется полноценное производство новых судов.

Разработчики уверены, что их безэкипажные катера имеют важные преимущества перед конкурентами. Например, они отмечают высокие характеристики базовых платформ. Так, «Бенгал» оказывается одним из самых крупных и грузоподъёмных безэкипажных судов современной разработки. При этом такой катер должен быть и самым быстрым в своем классе. Такое сочетание параметров должно привлечь внимание заказчика.

Aircat Bengal MC является опционально пилотируемым. В зависимости от разных факторов, катер сможет работать под управлением экипажа на борту или оператора на удаленной станции. Это должно дать определенную гибкость работы и боевого применения, а также упростить эксплуатацию БЭС в некоторых ситуациях.

В рекламе разработчики подчёркивают широкие возможности этой платформы. Катер может перевозить стандартные контейнеры с любым содержимым и даже использоваться как носитель дальнобойного ракетного вооружения. В этом отношении «Эйркэты» превосходят многие современные безэкипажные и беспилотные катера.

На ранних стадиях


Впрочем, все сильные стороны перспективного проекта от Eureka Naval Craft пока существуют только «на бумаге». Новые катера серии Aircat находятся на разных стадиях разработки, тогда как опытная техника ещё не строилась и не испытывалась. Соответственно, речь идёт только о расчётных характеристиках, которые пока не были подтверждены на практике.

Как скоро три компании смогут завершить разработку многообещающего катера Aircat Bengal MC, построить опытный образец и довести его до испытаний, пока неизвестно. На эти работы может уйти несколько лет, и только тогда станут понятны реальные перспективы проекта.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Вчера, 07:12
    По виду - какой-то таз. Ну почему чем дальше, тем менее эстетичные изделия у мериканов? Вот что содомия с гоморией делает!
  2. -3
    Вчера, 08:21
    На что только люди не идут, лишь бы экранопланы не строить! laughing
  3. +3
    Вчера, 08:47
    Любопытно но непонятно. Водометный движитель означает что он не может выходить на сушу? Чисто водник?
    1. +3
      Вчера, 09:38
      Цитата: Saxahorse
      Любопытно но непонятно. Водометный движитель означает что он не может выходить на сушу? Чисто водник?

      Он скеговый, так что не может независимо от движителя.