«Масштабы провала контракта зашкаливают»: закупленные Бельгией французские бронемашины оказались в 10 раз дороже

719 620 40
«Масштабы провала контракта зашкаливают»: закупленные Бельгией французские бронемашины оказались в 10 раз дороже

Jaguar


В октябре 2018 года Бельгия заявила о намерении приобрести у Парижа 382 многоцелевых бронеавтомобиля VMBR Griffon и 60 разведывательно-боевых бронемашин EBRC Jaguar за €1,5 млрд евро с целью «достижения полной оперативной совместимости с французской армией».



Затем, в рамках расширения этого «партнёрства» было решено также закупить у Парижа САУ CAESAr NG и бортовые миномёты Griffon MEPAC. В марте 2024 года генерал Пьер Шилль, начальник штаба французской армии, охарактеризовал это сотрудничество как «модель, которой следует руководствоваться Европе и которая должна распространиться по всему континенту». После этого к данной программе присоединился Люксембург.

В апреле 2024 года в бельгийском Штадене был открыт завод по сборке Griffon для местной армии. Однако, как стало известно ресурсу VRT Vlaamse Radio, бельгийская счётная палата составила отчёт с разгромной критикой контракта:

Согласно этому документу, расходы на закупку и эксплуатацию бронемашин Griffon и Jaguar были оценены неверно и оказались в 10 раз выше запланированных. Если к первоначальной сумме в €1,5 млрд добавить расходы на техническое обслуживание и инвестиции в инфраструктуру, то программа достигнет стоимости €14,4 млрд.



Griffon


Так, не были учтены затраты на ремонт или строительство ангаров для хранения новой матчасти. Для поддержания эксплуатационной готовности ежегодно на протяжении 25 лет придётся платить €60 млн: это €1,6 млрд, что эквивалентно первоначальной стоимости покупки. Также необходимо будет приобретать запасные части и боеприпасы «по ценам, установленным французским поставщиком». Поскольку эти данные конфиденциальны, «невозможно проверить, применяются ли приемлемые тарифы к Бельгии».

Служба оборонных закупок не провела никакого формального анализа рисков, особенно в отношении контроля цен. В то же время Минобороны «забыло» потребовать больших гарантий экономических выгод от этой программы

- говорится в отчёте.

Его утечка побудила несколько политических партий, особенно оппозиционных, обратить на этот вопрос пристальное внимание.

Масштабы провала контракта зашкаливают

- заявляют местные парламентарии.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 апреля 2025 13:30
    Закупленные Бельгией французские бронемашины оказались в 10 раз дороже.... А чему тут удивляться, это же бизнес, ничего личного только деньги и только деньги .... soldier
    1. 0
      29 апреля 2025 13:37
      Цитата: Appraiser
      только деньги и только деньги ...

      то программа достигнет стоимости €14,4 млрд.
      И откуда такие бешенные бабки ?
      А кто отдавать будет ? recourse
    2. +1
      30 апреля 2025 22:31
      А при чём тут цена на обслуживание, ремонт, обучение и хранение к стоимости самой машины? В других странах и армиях по другому, всё это бесплатно в придачу дают? Статья из цикла - натянем мелкую сову на глобус юпитера.
  2. +2
    29 апреля 2025 13:31
    За эти деньги можно всю армию Бельгии пересадить на Бентли.
  3. +5
    29 апреля 2025 13:33
    Я правильно понял, что содержание и инфраструктура для обслуживания этих бронемашин в 9 раз дороже их стоимости? belay Круто! Буржуи, чё request Внутри наверное каждый день пылесосят laughing
    1. +6
      29 апреля 2025 15:22
      Я правильно понял, что содержание и инфраструктура для обслуживания этих бронемашин в 9 раз дороже их стоимости?

      А тут вопрос как и что считали.
      Допустим они подсчитали стоиомсть запасных частей лет на 10 вперёд. Обязательно нужно будет заложить закупку полных комплектов запасных частей, из которых чуть ли не треть парка машин сверху ещё можно собрать, ведь кто знает что именно бужет ломаться, надо все детали иметь. Плюс будет заложена сверх этого, стоимость всех запчастей, которые надо будет менять по сроку. Например, если они планируют использовать машину лет 10, а у матрицы тепловизора срок эксплуатации лет 5, то надо будет заложить стоимость ещё одной ИК матрицы. А таким макаром могут быть заложены цены всех самых дорогих частей машины.
      Ну и опять же, может они туда ещё включили стоимость реконструкции всех дорог в Бельгии, зарплаты военнослужищих за период освоения новой техники, премии офицерскому составу за успешное освоение личным составом техники, тройную стоимость боеприпасов, мол они будут на полигонах отсреливать для практики невообразимое количество боеприпасов, типа хорошо учиться будут.
      Если захотеть, то можно такого насчитать.
      1. +3
        29 апреля 2025 16:19
        Цитата: Английский тарантас
        Допустим они подсчитали стоиомсть запасных частей лет на 10 вперёд. Обязательно нужно будет заложить закупку полных комплектов запасных частей, из которых чуть ли не треть парка машин сверху ещё можно собрать, ведь кто знает что именно бужет ломаться, надо все детали иметь. Плюс будет заложена сверх этого, стоимость всех запчастей, которые надо будет менять по сроку.

        Вспоминаются ЛК типа "Севастополь". У которых один только комплект запасных орудий и боеприпасов стоил как четверть корабля.
      2. +2
        30 апреля 2025 12:59
        Не обязательно. Ведь давно уже многие компании ведут такую политику: На саму продукцию ставят демпинговые цены (заодно и конкурентов убирают) А на оригинальные расходники и запчасти наоборот цены завышают... Вспомнить незабвенную НР. В нулевых годах (сейчас не знаю))) купить принтер цветной стоил от 2 до 5 тысяч. А каждый картидж к нему стоил от 900-1100 руб. И их надо было 2 в комплект (черный-чаще, цветной-реже). Сейчас основной заработок теперь не на продаже изделия, а на обслуживании ... Снабжении расходниками и запчастями...
        1. 0
          1 мая 2025 11:45
          Для удешевления конструкции VBMR Griffon были применены следующие ключевые технологии и решения:

          Использование коммерческих компонентов
          1. Двигатель
          Установлен адаптированный коммерческий дизельный двигатель Renault Trucks мощностью 400 л.с., что упростило логистику и снизило стоимость производства
          2. Трансмиссия
          Применена серийная автоматическая коробка передач ZF, широко используемая в гражданском транспорте.
          3. Шасси
          Базовая платформа построена на основе коммерческого полноприводного шасси 6х6, что исключило необходимость разработки специализированной конструкции.

          Унификация и модульность
          Совместимость с EBRC Jaguar
          До 70% компонентов (включая силовую установку и электронику) унифицированы с разведывательно-боевой машиной Jaguar, что позволило оптимизировать производственные линии.
          Модификации на единой базе
          Шесть версий Griffon (бронетранспортер, командный пункт, медицинская машина и др.) созданы на общем шасси, минимизируя затраты на разработку.
          1. Для удешевления конструкции VBMR Griffon были применены следующие ключевые технологии и решения:

            Вообще не первый раз французы такое делают. Что-что, а колёсную технику они понимают как делать. Один ACMAT чего стоил - автоконструктор для самый взрослых.
            Эти новые машины а-ля собрать БТР на базе седельного КАМАЗа.
            Не понятно чего наши репу чешут. Сто лет бы уже на базе машин ОКР Тайфун собрали бы два семейства ББМ на замену БТРам, более лёгкое на Урале и более тяжёлое на КАМАЗе. Чего им на КАМАЗ башня от БТР-80 не ставится, глядишь с доходов от закупок можно и завод заставить вкладываться в модернизацию, ОКР, в повышение зарплат и программы целевого обучения и производственных практик.
        2. Ведь давно уже многие компании ведут такую политику

          основной заработок теперь не на продаже изделия, а на обслуживании

          Да и не без этого.
          Жизнь по подписке, тить её.
          "Выгодное предложение, только сегодня, вместо покупки вещи целиком за 100у.е., вы можете оформить подписку на неё на 10 лет всего за 15у.е. в месяц, или взять кредит на 100у.е. на те же 10 лет с невероятно выгодной персональной ставкой всего в 20% годовых".
          "А ещё мы вытащили из вашего нового авто коврики и всё остальное что не было прикручено и приварено намертво и готовы предложить вернуть их вам всего за четверть стоимости автомобиля".
          Торгованы победили.
    2. +1
      29 апреля 2025 21:07
      Цитата: Chifka
      Внутри наверное каждый день пылесосят

      Специально нанятые укробешенцы языками вылизывают.
  4. 0
    29 апреля 2025 13:34
    С ума сойти, оказывается для машины нужен гараж, обслуживание, ремонт.
    1. +5
      29 апреля 2025 13:50
      Особенно меня порадовал "гараж", видимо у бельгийской армии раньше до покупки этой техники парков не было. И вообще интересно как у них обслуживание и ремонт проходит. У нас раньше командиры плюс ремрота справлялись, посложнее рембаты и уж на КР на ремзаводы отправляли. Потом табуреткин разогнал ремонтные подразделения, а сейчас оказалось, что при СССР не дураки были и эти структуры в войсках нужны.
      1. -2
        29 апреля 2025 14:01
        Ну так все ветшает, со временем.
        Цитата: владимир 290
        Особенно меня порадовал "гараж", видимо у бельгийской армии раньше до покупки этой техники парков не было.
      2. +1
        29 апреля 2025 15:24
        Особенно меня порадовал "гараж", видимо у бельгийской армии раньше до покупки этой техники парков не было.

        Кто ж их знает. Может у них просто назрел кап ремонт ряда строений, и они решили что нужно в документах написать, что мы будем отправлять эти машины именно в те части, где надо все гаражи капиталить, а в скандальный отчёт впишем, что этот кап ремонт нужен именно для новых бронемашин.
      3. -1
        1 мая 2025 00:12
        Цитата: владимир 290
        Потом табуреткин разогнал ремонтные подразделения

        Ну конечно, это Табуреткин видимо более триллиона баксов на что попало спустил и "перевооружил" армию "самым современным" как любил фельмаршал генералиссимус Шойга рассказывать на ТиВи Звизда до СВО.
  5. 0
    29 апреля 2025 13:45
    Ну если не пилить на военных контрактах то на чем еще пилить?
    На фармацевтике еще говорят прибыльно, но это была модная тема лет 5 назад

    PS
    "приобрести у Парижа 382 многоцелевых бронеавтомобиля VMBR Griffon и 60 разведывательно-боевых бронемашин EBRC Jaguar за €1,5 млрд евро"
    1,5 лярда за 440 новых бронемашин? Как-то не подозрительно дешево изначально было?
  6. +4
    29 апреля 2025 13:50
    Припоминаю, как в 2012 году некто Сердюков очень хотел закупать бронемашины IVECO в Италии, посчитав их лучше и надёжней отечественных "Тигров", контракт даже заключил. Представляю расходы на их содержание, особенно после введения санкций за Крым. Хорошо, что нашлись тогда в МО трезвые головы, и дело кончилось приобретением небольшой пробной партии машин.
    1. +3
      29 апреля 2025 18:08
      Их производство должно было локализовано на КАМАЗе. И насколько помню, это была их инициатива. Нормальная тема. Разве плохо было бы иметь, например, ивековский двигатель, КПП?
      1. 0
        29 апреля 2025 18:23
        Цитата: Влад2012
        И насколько помню, это была их инициатива.

        Была, вроде бы, такая договорённость. Но сбылась бы она на деле? Так себе была идея, с надеждой на перспективное сотрудничество со страной НАТО. Пример тому печальная история с вертолётоносцами "Мистраль".
        1. 0
          29 апреля 2025 18:47
          В 2012 г это не было так уж очевидно. ГАЗ, ВАЗ с чего все начиналось?
        2. 0
          1 мая 2025 00:32
          Цитата: Монтесума
          Так себе была идея, с надеждой на перспективное сотрудничество со страной НАТО

          Вообще-то Табуреткин не только Ивеко притащил в Россию и локализировал производство Рысей, что могло перевести технологичность колёсной бронетехники РФ на другой уровень, но и Райнметалл, Талес и пр. На Тайфун-К например стоят на бортах немецкие металло-керамические плиты, на всех БМД-4, Т-72Б3, Т-90М тепловизоры французские и много чего ещё. После Крыма конечно всё это медным тазом накрылось, но не всё, французы ещё до СВО поставляли части СУО. Но и до 2014го времени было полно что бы организовать производство аналогов. А ещё Табуреткин заставил ВПК заняться разработкой современной бронетехники, Бумеранга для замены БТР-80, Курганца для замены БМП-3, Армату для замены Т-72/90, для чего собственно и притащил немцев и французов. Но Шойга как известно ещё в 2012м стал генералиссимусом ВС РФ и посчитал что армии надо продукцию тех, кто его и его окружения жизнь лучше украсит.
      2. +1
        30 апреля 2025 10:56
        Это было бы лучшее приобретение со времён "камаза", если конечно подразумевается полный цикл, а не отвёрточная сборка
    2. 0
      1 мая 2025 00:19
      Цитата: Монтесума
      Припоминаю, как в 2012 году некто Сердюков очень хотел закупать бронемашины IVECO в Италии, посчитав их лучше и надёжней отечественных "Тигров"

      Так МРАП Рысь один из лучших МРАПов в своём классе, во многих армиях НАТО не одну жизнь спас благодаря отличной противоминной защите, в отличии от Тигра. И успели их штук 130 в РФ выпустить, локализировать производство, одного из лучшего брэнда в мире касательно моторов, шассии и пр., пока не пришёл Шойга и чиновники распильщики отечественного ВПК не втюхали армии Тигр, который по всем показателям хуже Рыси. Сейчас все Рыси расхватали генералы и несколько десятков у Кадырова в эскорте засветилось. Благодаря этим "трезвым головам" сейчас на СВО на буханках и электросамокатах на штурм идут.
  7. -1
    29 апреля 2025 13:54
    Нормальный западный контракт!
    При затрате 14,4 броневичек выходит по цене российского самолета. wink
    1. -1
      1 мая 2025 00:36
      Цитата: alexputnik17
      Нормальный западный контракт!

      В России конечно же всё лучше и эффективнее. Только бельгийцы хотя бы увидят современную бронетехнику. А вот на что Шойга растратил более триллиона $ (помимо бюджета МО РФ разумеется) с 2012го до 2022го?
  8. 0
    29 апреля 2025 13:58
    Гладко было на бумаге, да забыли про овраги :)
  9. -1
    29 апреля 2025 14:00
    Ну и ? Одни цыгане надули других цыган laughing laughing laughing
  10. +2
    29 апреля 2025 14:02
    «Масштабы провала контракта зашкаливают»: закупленные Бельгией французские бронемашины оказались в 10 раз дороже

    Ну воооот, забухтели. Ну поиздержались французики, денюшку решили отжать. Ну чё переживать то, в одном Евросоюзе живете, сначала французы хапнули, потом бельгийцы хапнут, из "дружной семьи" деньги то все равно не ушли.
    Вор у вора дубинку украл, бывает.
  11. +4
    29 апреля 2025 14:19
    Из статьи видно, что при содержании их за 25 лет цена приблизительно удвоится, всего 3 млрд. Ничего особенного для военной техники, если она постоянно используется в эксплуатации, содержание бронированой современной боевой техники с её электроникой вообще недешёвое удовольствие. Откуда взялись остальные 11, из статьи понять сложно.
  12. +4
    29 апреля 2025 14:19
    Ну а мы тут развыступались: "Шойгу...Шойгу..."
    wassat
    1. -2
      30 апреля 2025 08:56
      Ну это вы всё выступаете,вам повыступать хлебом не корми,а у нас Шойгу работает , ,Председатель Совета безопасности РФ.
  13. +2
    29 апреля 2025 15:15
    расходы на техническое обслуживание и инвестиции в инфраструктуру

    То есть бельгийцы решили основательно перевооружиться, но не подумали сразу, что просто купить новые машины не получиться, и запоздало подсчитали сколько будет стоить реальное перевооружение, стоимость стройки всей инфраструктуры, от производства до хранения и перевозки, а также затраты на обслуживание и эксплуатацию.
    А заголовок то какой, будто кто-то кому-то пролоббировал контракт, скрыв реальные цены.
    Скорее просто военные порешили что так надо, а кто-то из воротил бюджетов в парламенте зажал выдедять деньги, а теперь устраивает сенсации и скандалы а-ля "нас пытаются обмануть".
    1. -1
      1 мая 2025 00:42
      Во первых тоже так считаю, скорее цитируют сообщение с соцсетей какого нибудь оппозиционера популиста. А во вторых, почему-то никаких ссылок на бельгийские, или ещё какие-то СМИ или вообще что-то от куда сенсация. В общем, учитывая количество техники и весь цикл эксплуатации сумма не такая и высокая.
  14. +1
    29 апреля 2025 17:06
    Интересно, как бы французы восполняли потери(и ремонтировали) свою великолепную БТ в рамках такого конфликта, как в 404?!
  15. +1
    29 апреля 2025 17:29
    Просто снова кто-то поимел хороший откат...
  16. 0
    30 апреля 2025 10:53
    А у них что, корпуса клёпаные?
  17. +1
    1 мая 2025 04:20
    Цитата: Appraiser
    это же бизнес, ничего личного только деньги
    Коню понятно, что без откатов здесь не обошлось wink
  18. 0
    1 мая 2025 09:45
    Имхо, много шума из ничего.

    2 разные вещи. Цена первроначальной покупки и цена эксплуатации за 25 лет
    зарплату ваенных, бензин, рнемонт, хранение, запчасти ,боеприпасы и т.д
    например: всего 1 военный водитель - зарпата 3тыс евро в месяц - 66в год - милион 650 тыс за 25 лет
    442 машины, гоаворите?

    вывод: туфта для неумеющих считать?