Как начинался Афган: за кулисами истории

14 904 33
Как начинался Афган: за кулисами истории
1978 год. Аэропорт Внуково. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев встречает главу Афганистана Нур Мохаммада Тараки. Сопровождает афганского лидера будущий начальник Генерального штаба ДРА Мухаммед Якуб, который стоит за Тараки (в 1978 году Якуб командует афганской гвардией)



Весной 1979 года в дружественном Советскому Союзу Афганистане стали происходить драматические события, которые позже заставили советское руководство ввести войска в это государство и, в итоге, ввязаться в гражданскую войну.



15 марта 1979 года вспыхнул антиправительственный мятеж в Герате на западе Афганистана, вблизи границы с Ираном. В мятеже участвовало не менее 15 тыс. человек.

Лидер Афганистана Тараки обратился к руководству СССР с просьбой оказать военную помощь. Между Афганистаном и Советским Союзом в 1978 году был заключён договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

По словам исследователя афганской войны, доктора исторических наук Дмитрия Самородова, 17 марта 1979 года для обсуждения просьбы правительства ДРА собрались члены Политбюро ЦК КПСС. На этом заседании министр обороны маршал Д.Ф. Устинов заявил:

У нас разработаны два варианта относительно военной акции. Первый состоит в том, что мы в течение одних суток направляем в Афганистан 105-ю воздушно-десантную дивизию и перебросим пехотно-моторизированный полк в Кабул, к границе будет подтянута 68-я моторизованная дивизия, а 5-я мотострелковая дивизия находится у границы. Таким образом, за трое суток мы будем готовы к направлению войск… У нас имеется и второй вариант, он тоже проработан. Речь идет о вводе двух дивизий в Афганистан…

Члены Политбюро не поддержали этот проект (кроме Устинова). В итоге афганскому лидеру в его просьбе было отказано. Тем не менее, разворачивавшиеся события в Афганистане заставляли руководство СССР задумываться о том, что рано или поздно всё же придётся вводить воинский контингент для спасения дружественного нам режима. Афганские лидеры периодически продолжали обращаться с просьбой о вводе советских войск. Советское руководство рассматривало различные планы по возможному направлению воинского контингента в Афганистан.

Доктор исторических наук Дмитрий Самородов:

Малоизвестен тот факт, что уже в марте 1979 г. высшее военное руководство, прорабатывая планы возможного ввода войск в Афганистан, делает ставку на 105-ю Ферганскую дивизию. Тогда же, в марте высокопоставленные офицеры дивизии были командированы в Кабул. О целях этой командировки рассказывает генерал-майор Н.И. Сердюков, который в то время командовал 345-м полком. Николай Иванович вспоминает: «Впервые афганскую землю я увидел с воздуха, из иллюминатора самолета, в марте 1979 года. Тогда командный состав дивизии, в которой я служил командиром полка, направили в Афганистан для ознакомления с обстановкой на местности. В Кабуле мы смотрели те объекты, которые в случае необходимости должны были в последующем захватить и обеспечить их работу. Это – почтамт, телецентр и радиоцентр, здание Генерального штаба и Министерства обороны Афганистана, политическая тюрьма и другие объекты, вплоть до здания, в котором находился глава правительства».

Планы Генштаба СССР предусматривали в чрезвычайном случае ввод в ДРА не только 105-й ВДД, но и 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии, которая дислоцировалась в Белоруссии. В мае 1979 г. аналогичную командировку в Кабул совершили офицеры из этой дивизии, соединения ВДВ, которому также будет суждено участвовать в необъявленной войне с самого начала и до самого её конца.

Приведём воспоминание об этой поездке Владимира Шульги, который в тот момент являлся офицером-оперативником 357-го полка 103-й ВДД:

Смутное предчувствие, что на юге страны назревает что-то серьезное, терзало нас задолго до непосредственного ввода ограниченного контингента советских войск. В начале мая 1979 года командиров батальонов, полков, начальников 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, дислоцировавшейся в Витебске, на 10 дней под видом туристов вывезли в Кабул.

Их долго возили по кабульским улицам своеобразными маршрутами. Для непосвященного не менее странными могли показаться и слова «гида», проводившего эту экскурсию. Правда, непосвященный здесь вряд ли мог оказаться. Мероприятие было тщательно засекречено, прикрывалось органами военной разведки.

– Вот здание Министерства. Это ваш объект – сказал сопровождающий одному из присутствующих офицеров. – Запомните все детали. Командир батальона 317-го полка, приготовьтесь, сейчас отправимся к вашему объекту.

Автобус с советской делегацией долго кружил по городу, проезжая мимо Министерства внутренних дел, Генерального штаба, резиденции Амина, военной академии, почты, телеграфа и других зданий… Новоявленным туристам строго-настрого запрещали рассказывать кому-либо обо всем, что здесь происходило. Сотрудникам особых отделов предписывалось следить за выполнением этого запрета.

Мне об этом событии рассказывал гвардии полковник В. П. Савицкий – командир отдельного зенитно-ракетного дивизиона 103 ВДД, который в свое время принимал участие в рекогносцировке:

Вылет был с аэродрома Чкаловский. В группу входили девять комбатов, три комполка, начальник штаба артиллерийского полка, командир отдельного зенитно-ракетного дивизиона, командир отдельного самоходно-артиллерийского дивизиона, командир дивизии Иван Фёдорович Рябченко, и возглавлял всю команду начальник разведки воздушно-десантных войск гвардии полковник Алексей Васильевич Кукушкин. (В декабре 1979-го года гвардии полковник А. В. Кукушкин будет назначен начальником штаба оперативной группы Воздушно-десантных войск в Афганистане. Прим. Автора). Все мы имели дипломатические паспорта. Приземлились на рассвете. В эти дни был праздник Рамадан, все магазинчики в городе были закрыты. Пробыли мы в Кабуле двое суток, совершили пешие и автомобильные экскурсии возле тех комплексов зданий, которые предстояло захватывать, провели фото- и видеосъёмку. Рекогносцировку провели достаточно успешно, изучив все маршруты выдвижения к объектам захвата, расположение сил и огневых позиций их охранения.

Владимир Петрович говорил, что для их группы был использован такой же вариант «экскурсии». Сопровождающий говорил кому-либо о том, что проезжают мимо его объекта. Тот смотрел, но все остальные не обращали на этот объект внимания, а рассматривали достопримечательности, расположенные по другую сторону дороги. Затем — следующий объект и аналогичный подход к его изучению.

Выходит, что советское руководство уже в первой половине 1979 года рассматривало планы не только по возможному направлению воинского контингента в Афганистан, но и по смене власти в этой стране. Вроде бы ничего странного — в декабре 1979 года именно это и произошло. Однако речь всегда шла об Амине: он был то ли завербован ЦРУ, то ли какие-то планы, направленные против СССР, вынашивал вместе с американцами. Его и свергли. Но странность в том, что в первой половине 1979 года лидером Афганистана был не Амин, а Тараки.

Солдаты и офицеры полков и дивизий ВДВ о таких приготовлениях не догадывались, всё внимание было приковано к войне между Китайской Народной Республикой и Вьетнамом. В связи с этими событиями в марте 1979 года в 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии был объявлен режим повышенной боевой готовности. Разговоры шли о переводе офицеров на казарменное положение, но до этого не дошло. На территории Монголии в приграничных с Китаем районах, для демонстрации военной мощи решено было провести крупные общевойсковые учения, в которых задействовали соединение воздушно-десантных войск – 106-ю (Тульскую) гвардейскую ВДД. Военное руководство приняло решение провести массовое десантирование личного состава и техники в пустыне Гоби, в нескольких километрах от монгольско-китайской границы. В день десантирования сила ветра достигала 40 метров в секунду – присутствующие на трибунах предполагали, что выброски десанта не будет. Но руководитель учений, заместитель Министра Обороны СССР маршал С. Л. Соколов приказал провести пробное десантирование. Итог – три десантника погибли, около 60 получили травмы различной тяжести. Три БМД разбились – не сработали парашютно-реактивные системы, из-за сильного ветра были сломаны щупы. Выброску главных сил десанта отменили.

В конце марта 1979 года в 350-й гвардейский парашютно-десантный полк прибыл командующий ВДВ СССР, генерал-полковник Дмитрий Семенович Сухоруков, который в январе сменил легендарного Василия Филипповича Маргелова на этом посту. Во время проведения строевого смотра новый командующий объявил полку боевую тревогу. Личному составу пришлось в начищенной и наглаженной форме получать оружие, выгонять со склада артвооружения машины с боеприпасами, а из парка — боевые машины, стоявшие в боксах на консервации, зашвартованные парашютно-реактивными и многокупольными системами, и совершать многокилометровый марш в районы ожидания. Через пару дней — отбой, оценка «отлично» и отмена весенней проверки.

Летний период обучения проходил в обычном режиме. Ротные и батальонные учения с боевой стрельбой, прыжки с парашютом и полковые учения в составе округа проходили в плановом порядке. Осенью 1979 года в полк прибыла съемочная группа из киностудии Министерства обороны для съемок учебного фильма о воздушно-десантных войсках: о службе, быте и о том, как проходит обучение солдат ВДВ.

Затем состоялся ноябрьский парад в Минске, и сразу после него началась подготовка к сборам командующего. Дмитрий Семенович Сухоруков планировал провести в декабре 1979 года командно-штабные учения для командиров полков Воздушно-десантных войск. Наш 3-й парашютно-десантный батальон «Полтинника» ежедневно находился на стрельбище, готовясь к показательным занятиям. Курировал подготовку заместитель командующего ВДВ СССР генерал-лейтенант В. Н. Костылев.

В этот период большое внимание стало уделяться событиям на Ближнем Востоке и войне между Ираном и Ираком. Ежедневные одинаковые сообщения: захват заложников, США готовятся к войне, в Персидский залив вошёл американский авианосец «Китти-Хоук», Америка угрожает Ирану. Каждую ночь происходил подъём по тревоге. Шинели и укомплектованные РД (рюкзак десантника) уже лежали под койкой у каждого. Ноябрь и начало декабря проходили одинаково. Днём на стрельбище, ночью — подъём по тревоге. Было понимание, что назревают какие-то серьёзные события и дивизия готовится к ним. На слуху у всех были Иран и Ирак.

Понедельник, 10 декабря 1979 года. При возвращении со стрельбища нашу роту обогнала колонна автобусов. Через КПП они въехали на территорию полка. Это были командиры полков ВДВ СССР, прибывшие на командно-штабные учения.

В эту же ночь 103-я Витебская десантная дивизия, в состав которой входил полк, была поднята по тревоге, и к исходу 12 декабря сосредоточилась на аэродроме «Быхов», где до 15 декабря осуществляла подготовку к десантированию и боевым действиям. К 25.12.1979 г. 350-й гвардейский парашютно-десантный полк двумя группировками сосредоточился на аэродромах г. Чимкент и г. Энгельс.

25 декабря 1979 года. Кабул. Пункт управления оперативной группы Генерального штаба в Афганистане. Оперативный дежурный полковник Е. В. Чернышев:

К середине дня собирается основное руководство: заместитель посла, генерал-лейтенант КГБ Иванов, ГВС генерал-полковник Магометов С. K., генерал-лейтенант Гуськов Н. Н. Озабоченное ожидание. Наконец, звонок из Москвы. Все спешат в будку. Через несколько минут выходят. Облегченно вздыхают: всё, наконец, решение принято, можно действовать! (Видимо, звонил министр обороны Устинов. В этот день он поставил главкомам и генштабу задачи о вводе войск в ДРА).
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 мая 2025 07:35
    Ни один "агент ЦРУ" не будет просить ввести советские войска - и Тараки просил и Амин. Какова конечная цель ввода непонятно, единственный вариант- наши ставленники настолько слабы были что без СА никак.
    При этом армейские были против , а разведка настаивала. Насколько объективно - фиг его знает..
    1. +1
      4 мая 2025 09:01
      350-й гвардейский парашютно-десантный полк двумя группировками сосредоточился на аэродромах г. Чимкент и г. Энгельс.

      Вот здесь не совсем понятно.
      Где Чимкент, и где Энгельс?!
      1. +9
        4 мая 2025 09:36
        Полк был разбит на две группы. 3-й батальон с техникой (БМД) под командованием комполка Георгия Ивановича Шпака первоначально находился на гражданском аэродроме города Ташкента. Личный состав 1-го и 2-го батальонов под командованием замкомполка Фёдора Ивановича Сердечного приземлился в Чимкенте. Через некоторое время Шпак связался с Москвой и доложил, что его группировка, помимо нашего батальона в неё входили и самоходчики дивизии, находится как на ладони. Аэропорт Ташкента международный, приземляются самолёты, в том числе и из Пакистана, и они видят, что в аэропорту расположилась большая группа войск. Москва дала команду переместиться на военный аэродром города Энгельса, где для нас уже приготовили казарму и клуб. На фото 3-й батальон «Полтинника» в Ташкенте. Это фото реальное, один из наших бойцов сделал его.
        1. 0
          4 мая 2025 12:50
          Спасибо! Теперь понятно все.
          На фото АН 22? Не видел вживую, хотя они уже были на вооружении где то на западе, в то время, когда я служил.
          Но технический, да и летный состав был от них не в восторге, по тем слухам, которые доходили до нас.
          Вроде как очень длительная была у них предполетная подготовка в то время. Нашему АН 12 требовалось 2 часа предполетной, которая обеспечивала два летных дня. А АН 22 что то очень долго, точно уже не помню.
          Повторю, это по слухам. Вживую у нас его никто не видел.
    2. +2
      4 мая 2025 10:25
      Главный военный советник генерал Горелов: «Когда Андропов поинтересовался моим мнением об Амине, я сказал так: «Волевой, работоспособный, но в то же время хитрый и коварный. Провел ряд репрессий. Неоднократно просил ввести в Афганистан советские войска, в том числе для личной охраны. Очень хочет встретиться с Брежневым». Видимо, мои оценки не понравились. В начале декабря я был отозван в Москву. Впали в немилость также другие военачальники, которые не разделяли мнение руководства — особенно по поводу возможного ввода нашего контингента: начальник Генштаба Огарков, командующий Сухопутными войсками Павловский».
    3. +1
      5 мая 2025 09:22
      В воспоминаниях В.Крючкова "Личное дело", Афганистану посвящена целая глава, но нет ни единого слова об Амине, как агенте ЦРУ.
      Решение о вводе войск в Афганистан было, пожалуй, одним из самых трудных и драматических в послевоенной истории нашего государства. Вопрос в такой плоскости встал неожиданно, бурное развитие обстановки в Афганистане не оставляло времени для долгих раздумий.
      До апреля 1978 года, т. е. до саурской революции, казалось, ничто не предвещало каких-то осложнений в советско-афганских отношениях. И вдруг в соседней стране, с которой мы имели протяженную сухопутную границу, пришли к власти крайне левые радикалы, которые в считаные дни полностью изменили ситуацию не только в самом Афганистане, но и во всем регионе. Вместо традиционно дружественного Советскому Союзу государства на нашем южном фланге реально замаячила перспектива появления крайне опасного, враждебного нам соседа.
      1. 0
        5 мая 2025 09:37
        Цитата: cpls22
        Вместо традиционно дружественного Советскому Союзу государства на нашем южном фланге реально замаячила перспектива появления крайне опасного, враждебного нам соседа.

        Провозглашавшего социалистические идеи?
        Мало этого:
        "Благодаря помощи США, Саудовской Аравии и Китая в Пакистане были сформированы военные лагеря оппозиции. Организованные группы оппозиции стали перебрасываться в Афганистан.
        К концу 1979 численность вооруженной оппозиции достигла 40 тыс. чел. На смену протестам, против новой власти, в 1979 году пришла гражданская война.
        В этой тяжелой обстановке Н.М. Тараки неоднократно обращался к СССР с просьбой об оказании военной помощи. Однако, советское руководство зная о вновь усилившейся борьбе уже между Н.М. Тараки и рвущемся к власти Х.Амином неоднократно рекомендовало Н.М. Тараки перейти к более умеренному курсу во внутренней политике в стране."
        Обращения за военной помощью к СССР и того что оппозицию поддерживало США - вполне достаточно чтобы понять что Крючков в приведенном вами отрывке либо брешет аки сивый мерин либо неадекват полный.
        Заведомо нельзя убивать людей находящихся в оппозиции к США - их надо холить и лелеять.
        1. 0
          5 мая 2025 09:52
          К тому времени Амин уже неоднократно обращался к советскому руководству с просьбой рассмотреть вопрос о вводе в Афганистан наших воинских подразделений, прямо ссылаясь на непрочность своего положения, на потерю контроля над значительной частью территории страны. Он уже понимал свою обреченность и невозможность устоять перед широким фронтом самых разнообразных сил, который, по сути дела, сам же и создал против себя своими действиями и политикой.
          Присутствие советских войск, по его замыслу, решило бы все проблемы – с одной стороны, утихомирило бы оппозицию, а с другой – нейтрализовало бы явное недовольство Москвы действиями самого Амина.

          Оппозицию внутри Афганистана поддерживал СССР, а что там было на территории Пакистана, это другой разговор. Вы почитайте этого "неадеквата", прежде чем в таком же духе на него бросаться. Там расклад намного тоньше был, чем "враг моего врага.."
          1. 0
            5 мая 2025 10:42
            Цитата: cpls22
            Оппозицию внутри Афганистана поддерживал СССР belay ,

            Тогда выходит еще веселее
            Цитата: cpls22
            ВДРУГ belay belay в соседней стране, с которой мы имели протяженную сухопутную границу, пришли к власти крайне левые радикалы,

            Он просто детсадовски отмазывается - типа КГБ не при делах lol



            Цитата: cpls22
            Там расклад намного тоньше был, чем "враг моего врага.."

            Там расклад как свая бетонная -
            Цитата: свой1970
            Заведомо нельзя убивать людей находящихся в оппозиции к США - их надо холить и лелеять.
            - но именно это сделали в первую очередь.
            1. 0
              5 мая 2025 10:57
              Цитата: свой1970

              Он просто детсадовски отмазывается - типа КГБ не при делах lol

              Ему не надо было "отмазываться" .
              Переворот произошёл без участия СССР:
              Переворот прошел быстро, всего за два дня, и без особого кровопролития. Еще раз была подтверждена истина, что взять власть гораздо проще, чем удержать ее.
              Президентом был провозглашен 60-летний Hyp Мухаммед Тараки – видный общественно-политический деятель, поэт, писатель, а премьер-министром – Хафизулла Амин – карьерист, человек исключительно авантюрного склада характера, жестокий, не стеснявшийся в средствах для достижения своих амбициозных целей.
              Следует отметить, что апрельская (или, по афганскому наименованию месяца, саурская) революция 1978 года в Афганистане произошла без какой-либо инициативы и поддержки со стороны Советского Союза, более того – вопреки его позиции. Афганские революционеры поставили нас перед свершившимся фактом, испытывая от этого неподдельное чувство гордости. Вот-де, мол, посмотрите, какие мы смелые, независимые и умные! Весь 1978 и 1979 годы они на весь мир трубили о победе афганской революции и были одержимы иллюзией быстрого победоносного шествия социализма по афганской земле.
              Саурская революция в Афганистане сразу же поставила перед Москвой множество проблем. Что же все-таки на деле происходит в Афганистане? Каковы истинные цели нового руководства этой страны на ближайшее время и в перспективе? Как теперь строить советско-афганские отношения в новых условиях, на кого опираться?

              Вот как он описывает первый визит в страну "победившей революции":
              Мы совсем не знали друг друга, поэтому для этих первых переговоров была характерна взаимная настороженность, нежелание раскрывать все карты. Нам были неведомы планы и намерения новых властей. Да и афганцы, судя по всему, не знали, как мы отнесемся к свержению Дауда, с которым у Советского Союза до последнего времени сохранялись неплохие отношения.

              Кстати, и исламский фактор он оценивал тогда очень трезво:
              Я слушал и просто диву давался: прошло всего каких-то три месяца после апрельской революции, а афганское руководство, включая президента, уже вознеслось до небес, потеряло всякое чувство реальности.
              Тараки рассуждал о том, что НДПА, решившись на революцию и добившись победы, была права исторически, а вот Москва со своим скептицизмом – как раз нет. «То, что сделано в Советском Союзе за 60 лет советской власти, в Афганистане будет осуществлено за пять лет», – восклицал президент. На вопрос, какой будет позиция новой власти в отношении ислама, последовал примечательный ответ: «Приезжайте к нам через год – и вы увидите, что наши мечети окажутся пустыми».
              Пожалуй, одного этого заявления было достаточно для того, чтобы понять: новый режим обречен.
              1. 0
                5 мая 2025 11:09
                Стесняюсь спросить- какую
                Цитата: cpls22
                Оппозицию belay внутри Афганистана поддерживал СССР,
                - если потом этот баран выпучил на нее глаза
                Цитата: cpls22
                Нам были неведомы планы и намерения новых властей.
                ?
                Но при этом стали финансово ресурсной и вооружением помогать этой власти?

                Он брешет как сивый мерин - пытаясь свалить всю свою вину за ввод войск с КГБ на военных
                1. 0
                  5 мая 2025 11:33
                  СССР поддерживал оппозицию Амину внутри ДРА . Даже репрессированных Амином вывозили втихаря из страны.
                  Да, сначала начали помогать, пока не поняли, что она неадекватна.
                  Попытались привести к власти более адекватные фигуры, но те тоже оказались оторваны от реальности силы родоплеменной ментальности в стране.
                  Ваши нападки на автора выглядят бездумными и основанными на предубеждении, Вы уж извините. Вы часом не Резуна начитались?
                  1. 0
                    5 мая 2025 11:52
                    Цитата: cpls22
                    Вы уж извините. Вы часом не Резуна начитались?

                    А вы всех несогласных с вами под Резуна подгоняете? Он вроде как про Афган не писал?
                    Повторюсь - КГБ в отличии от военных не владело ситуацией вообще. Именно они настояли на вводе. Когда поняли что обделались - начали придумывать отмазки.
                    После того как КГБ проспали СССР- веры им за 1970-1980е близко нет, сборище...
                    Цитата: cpls22
                    Даже репрессированных Амином вывозили втихаря из страны.
                    хм, вывозить трупы или из тюрем?
                    И да, любые революционеры- переворотчики/ мятежники всегда начинают с репрессий - поляну для себя зачищают.
                    1. 0
                      5 мая 2025 12:17
                      Цитата: свой1970

                      Повторюсь - КГБ в отличии от военных не владело ситуацией вообще. Именно они настояли на вводе. Когда поняли что обделались - начали придумывать отмазки.
                      После того как КГБ проспали СССР- веры им за 1970-1980е близко нет, сборище...

                      КГБ не могло технически остановить деградацию партийного руководства - им было запрещено разрабатывать лиц, выше секретаря райкома. Очнулись поздно - автор был одним из членов ГКЧП, и отсидел за это. На счёт ввода он пишет достаточно доходчиво, но это была вынужденная мера - а вот "революцию" они там не делали.
                      Цитата: свой1970
                      хм, вывозить трупы или из тюрем?
                      .

                      Нет, живых спасали, от арестов.
                    2. +1
                      5 мая 2025 12:30
                      Цитата: свой1970
                      КГБ в отличии от военных не владело ситуацией вообще. Именно они настояли на вводе. .

                      По моим наблюдениям, Андропов не был инициатором ввода советских войск в Афганистан. Вряд ли кого вообще можно назвать автором такого решения. Скорее, тогда существовало общее понимание, что стратегические интересы Советского Союза, самого Афганистана, советско-афганских отношений делали этот тяжелый шаг неизбежным.
                      Примерно за сутки до начала операции, как мне рассказывал Андропов, состоялось закрытое заседание Политбюро ЦК КПСС, а после него совещание в еще более узком составе, в котором приняли участие Брежнев, Громыко, Устинов и Андропов. Это было 24-25 декабря 1979 года.
                      На заседании Политбюро и было принято принципиальное решение об оказании прямой военной поддержки прогрессивным силам Афганистана: о вводе в страну сравнительно небольшого контингента войск, порядка 30 тысяч человек, а также о проведении, если того потребует обстановка, операции по захвату дворца Амина.
                      Голосовали единогласно, ни у кого, включая Горбачева, никаких возражений это не вызвало. Ни о какой оккупации Афганистана речи не шло, все исходили тогда из варианта оказания кратковременной и ограниченной по своим масштабам помощи.

                      Заметьте, Крючков ни на кого не сваливает ответственность - просто говорит, что сам видел. Редко бывает, чтобы катастрофа была плодом усилий отдельного человека или организации . Это всегда комплекс причин. А вот крики о чьей-то конкретной вине обычно раздаются не для установления истины, а для устранения оппонентов. Вам то зачем за ними повторять?
                      1. 0
                        5 мая 2025 13:38
                        Цитата: cpls22
                        Нет, живых спасали, от арестов.

                        Тогда это НЕ репрессированные- просто оппозиция, не более....

                        Цитата: cpls22
                        как мне рассказывал

                        Цитата: cpls22
                        Крючков ни на кого не сваливает ответственность - просто говорит, что сам видел.
                        - разницу понимаете?
                        А чтоб прикрыть родное ведомство - он и не такую байку придумать мог.


                        Цитата: cpls22
                        . Очнулись поздно - автор был одним из членов ГКЧП, и отсидел за это.
                        - в Афгане не видели, в СССР очнулись поздно - это и есть уровень КГБ того времени.
                        СА и Политбюро были против, КГБ уболтало их что быстренько решит все проблемы. Политбюро и армия повелись- КГБ решить ничего не смог, но втравил всех в дичайшую авантюру- абсолютно ненужную ссср
                      2. 0
                        5 мая 2025 14:31
                        Цитата: свой1970

                        Тогда это НЕ репрессированные- просто оппозиция, не более....

                        по каналам разведки мы получили достоверные данные о том, что Амин решил расправиться с видными представителями движения «Хальк» Ватанджаром, Гулябзоем и Сарвари..
                        Ватанджара, Гулябзоя, Сарвари и еще одного афганца советским разведчикам удалось уберечь от аминовской охранки буквально в последний момент. По указанию центра сотрудники нашей резидентуры в Кабуле посадили всю четверку в автомашину и, специально попетляв по улицам, чтобы «засветиться», имитировали их вывоз за город. На самом же деле афганцев доставили на нашу конспиративную квартиру, находившуюся буквально под носом аминовских спецслужб почти в самом центре Кабула...
                        Первоначально планировалось вывезти Ватанджара и его товарищей в цинковых гробах под видом тел умерших советских специалистов, но затем был найден менее театральный, но тоже вполне надежный вариант – их погрузили в самолет в ящиках с каким-то оборудованием и отправили не в Союз, а в одну из соцстран, где они и пробыли несколько месяцев, прежде чем перебрались в Москву.



                        Цитата: свой1970
                        А чтоб прикрыть родное ведомство - он и не такую байку придумать мог.

                        Ему не надо было никого прикрывать - ведомства уже не существовало, когда он всё это писал.
                        Цитата: свой1970
                        в Афгане не видели, в СССР очнулись поздно - это и есть уровень КГБ того времени.
                        СА и Политбюро были против, КГБ уболтало их что быстренько решит все проблемы. Политбюро и армия повелись

                        Вот это уровень аргументации wink
                        Ещё раз - решение принималось коллегиально, исходя из политических мотивов. Андропов, как представитель КГБ в этом совещании - не мог никого "уболтать", да и не в его характере это было. А убийство "афганских товарищей" Брежнева говорило само за себя. КГБ был только инструментом во внешней политике, а не актором. Таковым его представляла только западная пропаганда.
                        Это как сейчас заявлять, что госдепом и конгрессом крутят ЦРУ. Не надо путать голову с руками.
    4. 0
      6 мая 2025 09:06
      Цитата: свой1970

      При этом армейские были против , а разведка настаивала. .

      Однако из текста статьи выходит, что ещё 17 марта на заседании политбюро Устинов
      предъявил план ввода войск, заявил о готовности, но его не поддержали .
      Члены Политбюро не поддержали этот проект (кроме Устинова). В итоге афганскому лидеру в его просьбе было отказано.
      1. 0
        6 мая 2025 12:05
        А кого же должны были заслушать по военному вопросу, как не министра обороны? Глава Афганистана обращается к руководству СССР с просьбой об оказании военной помощи. Политбюро собирается, чтобы обсудить этот вопрос, и вполне естественно заслушивает Устинова, который объясняет, какими силами и средствами армия располагает для этой цели. И хотя афганскому лидеру отказано в просьбе, рекогносцировку решено провести в тайне от самих афганских руководителей.
        1. 0
          6 мая 2025 14:19
          Я про утверждение свой1970:

          При этом армейские были против , а разведка настаивала. .
          Понятно, что при обсуждении вопроса вводе войск нужно было узнать возможности военных. Но мнение Устинова как члена политбюро о вводе было единственным "за" против остальных - это же из Вашего текста выходит..
          1. +1
            6 мая 2025 16:16
            На то он и министр обороны. Война или какое другое мероприятие... его стихия.
            1. +1
              6 мая 2025 16:23
              Цитата: Владимир_Кузнецов
              На то он и министр обороны. Война или какое другое мероприятие... его стихия.

              Согласен ) Просто мне показалась странной в комментариях версия о том, что военные упирались, а спецы уболтали.
              1. +1
                6 мая 2025 17:58
                Цитата: cpls22
                Цитата: Владимир_Кузнецов
                На то он и министр обороны. Война или какое другое мероприятие... его стихия.

                Согласен ) Просто мне показалась странной в комментариях версия о том, что военные упирались, а спецы уболтали.

                Угу, радостно скакали на одной ножке -"Войнушка будет!!"

                Руководство Генштаба во главе с его начальником Н. В. Огарковым, его первым заместителем генералом армии С. Ф. Ахромеевым и начальником Главного оперативного управления генералом армии В. И. Варенниковым, а также Главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель Министра обороны СССР генерал армии И. Г. Павловский выступили ПРОТИВ этого решения. Они считали, что появление советских войск в Афганистане приведёт к усилению повстанческого движения в стране, которое будет направлено в первую очередь против советских солдат. Их мнение не было принято в расчёт."
              2. +1
                6 мая 2025 18:03
                Главный военный советник, генерал Горелов, и советник ГПУ Афганистана, генерал Заплатин, были категорически против ввода войск. За это их отозвали из Кабула и заменили на более лояльных.
                1. 0
                  6 мая 2025 18:54
                  Так ведь я на военных и не возлагаю ответственность за ввод - они такой же инструмент в руках политбюро, как и КГБ . Решение было принято политическим руководством, и было коллегиальным. Зачем сейчас всё на кого-то валить?
  2. +2
    4 мая 2025 09:55
    Личному составу пришлось в начищенной и наглаженной форме

    Вот бывает же, солдатам еще туда сюда, хотя кому на дембель soldier а у офицеров то сапоги парадные laughing
    Шучу.
    Спасибо за Ваш цикл!
    1. +5
      4 мая 2025 10:20
      Никто не ожидал, и прежде всего комполка, что новый командующий объявит боевую тревогу. Надеялись пройти строем с песней и в столовую на праздничный обед. А Сухоруков устроил нам другой праздник, чтобы служба мёдом не казалась. Иногда думаю, не по этой ли причине именно 103-ю дивизию и подняли по тревоге в декабре 1979-го? Показали хорошие результаты, действовали чётко, слаженно, командующий был очень доволен, даже весеннюю проверку отменил.
  3. +2
    4 мая 2025 14:21
    Вообще-то, геостратегически нам нужен был Иран (до того и Турция, но она нырнула под крышу НАТО).
    Выход на Индийский океан, влияние на Ближний Восток, на восточное побережье Африки, да вообще весь евразийский континент был бы нами перерезан с севера на юг полностью.
    Под эти задачи начинали готовиться соответствующие группировки, так, был создан ШВЮН (штаб войск южного направления) в Баку с фронтовым комплектом частей и статусом выше окружного.
    Но... в Иране произошла теократическся революция, сыгравшая как против американцев, опиравшихся на шаха,так и противмнас, опиравшихся на местных коммунистов. А нам, очень вероятно, американцы через Андропова и еще некоторых членов ЦК сумели подсунуть Афганистан, чтобы устроить нам там свой Вьетнам.
    Так как Иран -наш! было бы для них и всего запада величайшим геостратегическим проигрышем, вот и пошли на все, распечатав вытащенную со дна средневековья бутылку ваххабизма, оирганизоыав рейганомику, аферу СОИ, бойкот Олимпиады, провозгласив СССР Империей зла.
    Так что, вероятно решение о вводе было уже протолкнуто кем-то, не смотря на личности Тараки там, или Амин. Это было не важно.
  4. +1
    4 мая 2025 15:26
    Вопрос, если еще весной практически стало понятно, что вводу быть, зачем тогда же было принято решение о расформировании 105 дивизии и коплектовании на ее основе бригад и переброске в западные округа? Она ведь изначально затачивалась для ведения боевых действий в горно пустынной местности?
    1. +1
      4 мая 2025 17:01
      103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия десантировалась с определённой боевой задачей – смена власти в Афганистане. Только для этого, и далее по замыслу операции, Витебская дивизия возвращается на зимние квартиры. А городской бой, захват объектов в городе какое отношение имеет к горной подготовке? Это одно. А во-вторых, говоря о расформировании 105-й дивизии, почему-то никто и никогда не вспоминает о 104-й дивизии. Она находится ближе к Афганистану и тоже горная. А о ней, впечатление такое, что все совершенно позабыли.
      1. +2
        4 мая 2025 17:15
        Да, 104я базировалась в Гяндже.. Это так, вопрос, а разве не проще были ими брать кабул, и переброска не такая дальняя и наверняка укомплектованы.. Почему выбор пал именно на 103?ведь еще и туляки и псковичи были. Вы были в гуще событий может что то скажете, пиосто реально интересно.
        1. +2
          4 мая 2025 17:49
          Более того, поскольку не было полной уверенности в том, что всё пройдёт гладко (переворот), командование держало в боевой готовности ещё два соединения ВДВ – Тульскую и Каунасскую. Об этом в своей книге «Я скажу вам правду» говорит генерал Ачалов. В это время он командовал Каунасской дивизией.
          Генерал-полковник Ачалов: «Перед моим уходом в отпуск командующий ВДВ генерал-полковник Д. С. Сухоруков предупредил меня: «Дальше Москвы до Нового года не уезжай, можешь понадобиться в любой момент». И такой момент наступил в восемь часов утра 25 декабря, когда поступила команда немедленно прибыть в штаб ВДВ, форма одежды гражданская. В Москве меня встретил начальник отдела кадров полковник И. Климов и проводил к командующему. В штабе ВДВ действовал Центр боевого управления, там уже располагали информацией о катастрофе Ил-76. Обстановка была сложная, командующий правильно решил подстраховаться на случай, если для переброски в Афганистан потребуются еще одна-две дивизии. 7-я дивизия была приведена в повышенную боеготовность, в любой момент я мог вылететь в Кабул. Аналогично обстояло дело и с 106-й воздушно-десантной дивизией. Мое пребывание на ЦБУ закончилось после выхода передовых отрядов сухопутных войск к Кабулу и их соединения с десантом». Ачалов В. А. «Я скажу вам правду».
          Держат в готовности Тульскую и Каунасскую дивизии, а о 104-й дивизии опять ни слова. Быть может, её удерживают в резерве из-за сложной ситуации с Ираном?
          1. +1
            4 мая 2025 18:14
            Скорее всего... Снимать с такого направления боеспособную дивизию было бы опасно.