Реформа армии Украины тоже будет вестись на основе бессмертных идей Сердюкова и Ко?
Глава Генштаба Вооруженных сил Украины Валерий Замана объявил, что у руководства было два пути для реформирования армии. При этом два этих пути выглядят полными противоположностями друг другу. Путь номер один – возвращение 2-летнего срока службы по призыву. Этот путь украинские военные чиновники отмели. Путь номер два – перевод украинской армии на контрактную основу. На этом пути в своё время активно настаивал действующий украинский президент, что, кстати, добавило ему голосов на последних президентских выборах на Украине. Правда, Янукович утверждал, что контрактная армия появится в стране уже в 2011 году, однако на дворе год 2013, а призывники в украинских Вооруженных силах пока никуда не исчезли. Но и украинцы, и россияне уже успели привыкнуть к тому, что предвыборные обещания властей далеко не всегда стыкуются с последующей объективной реальностью.
Для перевода армии на контрактную основу с одновременной модернизацией военно-технических потенциалов Украине необходимо выделение 125 миллиардов гривен (около 420 миллиардов рублей). Такая цифра не выдумана журналистами. Её озвучил лично министр обороны господин Лебедев. При этом министр заявил, что пока с министерством финансов есть договорённости о выделении 98 миллиардов гривен, но он (Лебедев) выразил надежду, что последнее слово по этому поводу должен сказать президент Янукович. Якобы президент Украины способен повлиять на Минфин с той целью, чтобы госфинансисты выделили нужную сумму для перевооружения и, скажем так, профессионализации армии страны.
Но то ли Виктор Янукович снова взял мхатовскую паузу, то ли своим затянувшимся молчанием решил намекнуть Павлу Лебедеву на то, что «грошей нема», но пока никаких сведений о том, что затребованные министерством обороны Украины деньги будут выделены в полном объёме, нет. Исходя из этого, Павел Лебедев решил сам брать быка за рога, и высказал резонансное предложение. Он заявил, что министерство обороны готово использовать внутренние резервы и, взяв на себя дополнительные обязательства, может самым непосредственным образом принять участие в финансировании военной реформы. В этой связи глава военного ведомства Украины удостоился вопросительных взглядов со стороны украинской общественности: мол, откуда у Минобороны такие деньги? И не прикажет ли долго жить реформа украинской армии, если главное военное ведомство страны само берёт на себя дополнительные обязательства, как те водители Ларионов и Кутько из знаменитого монолога за авторством Михаила Жванецкого…
Откуда деньги – пояснил сам Лебедев. Он объявил, что на модернизацию армии финансовые средства могут найтись там, где сегодня у украинского Минобороны наличествует непрофильная недвижимость. От таких слов многие вздрогнули… Ведь на Украине общественность тоже имеет представление о том, как могут быть реализованы непрофильные объекты. Варианты реализации «непрофильной недвижимости» известны по деятельности представителей российского Министерства обороны в те времена, когда штурвал этого ведомства находился в запотевших от рвения руках Анатолия Сердюкова… И вот - украинское дежавю.
Министр обороны Лебедев заявляет, что у возглавляемого им ведомства достаточно много имущества, от которого можно безбедно избавиться, потому что министерству оно не нужно. Согласитесь, что чувство дежавю очень устойчивое…
В качестве «ненужного» имущества Лебедев называет более двух сотен военных городков практически во всех регионах Украины, отдельные военно-промышленные предприятия. Кроме того, Павел Лебедев намерен выставить на торги и образцы военной техники.
При этом украинский министр говорит, что после реализации обозначенных «непрофильных» объектов бюджет страны получит, цитата: «миллиарды гривен», которые можно будет пустить на перевооружение армии и обеспечение профессиональных военнослужащих жильём и достойным денежным довольствием. Чтобы всё прошло максимально прозрачно, Минобороны Украины собирается провести продажу через аукционы.
Ну, что тут скажешь… Дай бог, чтобы украинские варианты аукционов по продаже непрофильной оборонной недвижимости и техники не стали точной копией аукционов, устроенных в своё время российским военным ведомством. Ведь мы все прекрасно знаем о том, как подобные аукционы на всём постсоветском пространстве могут проводиться. Один из вариантов – предложение таких начальных условий участия компаний в аукционе, которые напрочь отобьют желание в них участвовать со стороны представителей, скажем так, прозрачного бизнеса. В итоге победителем аукциона становится некая аффилированная с заинтересованной чиновничьей средой компания, которая смогла заручиться поддержкой благодаря такому «вескому доводу» как откат… Хотя, возможно, мы здесь зря об этом рассуждаем. Может быть, для украинских чиновников и украинского бизнеса такая ситуация нехарактерна…
Однако рассуждают об этом и в Верховной Раде Украины. В частности, некоторые депутаты полагают, что реализация так называемой непрофильной недвижимости Минобороны не сможет обойтись без приложения коррупционных схем. При этом те же законодатели утверждают, что ни о каких аукционах не может вестись речи до тех пор, пока не проведена полноценная инвентаризация армейского имущества. Самое интересное заключается том, что сомнения по поводу предложения министра обороны высказывали как депутаты от украинской оппозиции, так и представители партии власти вместе с теми парламентариями, которые часто определяют себя как представители лагеря большинства (например, коммунисты). Члены компартии Украины заявляют, что имущество Минобороны может попасть на стол для дележа украинскими олигархами, а сама армия получит от такой большой распродажи кукиш, причём кукиш без масла…
Хочется надеяться на то, что в украинском военном ведомстве в процессе реформирования армии будут учтены все подводные камни и принят во внимание своеобразный российский опыт. Хотя оглядываться на российский опыт некоторые украинские политические силы считают ниже своего достоинства…
Информация