Первый в Европе лёгкий штурмовик Super Tucano: Португалия ожидает поставки самолёта A29N

34 982 62
Первый в Европе лёгкий штурмовик Super Tucano: Португалия ожидает поставки самолёта A29N

В декабре 2024 года Португалия закупила у бразильской компании Embraer 12 самолётов A29N Super Tucano общей стоимостью около €200 млн. Как сообщается в издании Janes, поставка первой машины ожидается к концу текущего года. Самолёты этого типа должны восполнить пробелы в возможностях, образовавшиеся после вывода из эксплуатации парка самолётов Alpha Jet в январе 2018 года.

Португалия станет первой европейской страной, которая будет использовать лёгкие штурмовики A-29N Super Tucano

- отмечается в западной прессе.



Передачу всей партии планируется завершить к 2027–2028 годам. Самолёты предполагается использовать как для обучения лётчиков, так и для оказания «непосредственной авиационной поддержки», в частности, в интересах контингентов, развёрнутых в Африке.

Вариант A-29N, созданный на базе Embraer EMB 314 Super Tucano (A-29), был представлен в апреле 2023 года. Максимальная скорость самолёта составляет 320 узлов, практический потолок 10,5 тыс. м, а продолжительность полёта 3,4 ч, которая увеличивается до 5,2 ч при использовании подвесных топливных баков. Усиленный планер позволяет взлетать с неподготовленных ВПП и выдерживает перегрузки до +7/-3,5 g.

Платформа оснащена 5 узлами подвески и интегрированной системой управления вооружением, что позволяет использовать более 160 конфигураций средств поражения. Опционально самолёт может снаряжаться пулемётами M3P 12,7×99 мм, высокоточным оружием и ракетными установками. Комплекс самообороны включает автоматизированные средства противодействия, системы предупреждения о радиолокационном и ракетном облучении.

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 апреля 2025 15:50
    В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах, где не понесли ни одной потери.
    Тактико-технические характеристики:
    Экипаж: 2 человека
    Длина: 10,53 м
    Размах крыла: 11,14 м
    Высота: 3,9 м
    Площадь крыла: 19,4 м²
    Масса пустого: 3020 кг
    Максимальная взлётная масса: 5200 кг
    Масса топлива во внутренних баках: 650 кг
    Объём топлива в ПТБ: 2 × 323 л
    Силовая установка: 1 × ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3
    Мощность двигателей: 1 × 1600 л.с. (1 × 1193 кВт)
    Лётные характеристики
    Максимальная скорость: 590 км/ч
    Крейсерская скорость: 520 км/ч
    Скорость сваливания: 148 км/ч
    Практическая дальность: 1 330 км
    Перегоночная дальность: 2 850 км
    Практический потолок: 10 670 м
    Скороподъёмность: 24 м/с
    Нагрузка на крыло: 200 кг/м²
    Тяговооружённость: 306 Вт/кг
    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,0g/-3,5g
    Вооружение
    Стрелково-пушечное:
    встроенное: 2 × 12,7-мм пулемёта FN Herstal M3
    подвесное: 1 × 20-мм пушка на фюзеляжном узле
    Точки подвески: 5
    Боевая нагрузка: 1500 кг
    Управляемые ракеты: 2× ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder или MAA-1 Piranha или Python 3/4
    Неуправляемые ракеты: 4 × блока 70-мм ракет
    Бомбы: свободнопадающие и корректируемые
    1. +4
      30 апреля 2025 16:00
      налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах, где не понесли ни одной потери.
      Американские риперы тоже долго летали без потерь, но потом появились парни в тапках.
      1. -7
        30 апреля 2025 16:18
        Эти парни в тапках тоже по нашим прошлись
      2. +1
        30 апреля 2025 19:09
        Тут еще интереснее... "боевое применение" без потерь было в Афганистане при падении Кабула, когда афганцы на этих Туканах успели сдристнуть за границу... А так основное применение было в Южной Америке для контроля границ и партизан...
    2. +1
      30 апреля 2025 16:03
      Самое важное - крайне низкая цена "летного часа" и цена "доставки БК в точку". Плюс минимальные требования к обслуживанию и ВВП.
      И способ применения - вне зоны МЗА (редко ПЗРК), под контролем собственной ОЛС.
      1. +1
        30 апреля 2025 16:13
        Ну для того чтобы погонять аборигенов самое то,но даже с хуситами у этого самолёта возникнут немалые проблемы.
        1. 0
          1 мая 2025 07:28
          Не надо натягивать на этот самолёт ситуации для которых он не создавался. Изначально это есть учебный самолёт, в последствии который был доведен для нанесения ударов по слабозащищённым воздушным и наземным целям, патрулирование своих территорий, это значительно дешевле применения фронтовой или оперативнотактической авиации в мирное время. Этот самолет в целом ряде стран применялся для контрпартизанской борьбы, а также для борьбы с перевозками наркотиков на поршневых летательных аппарата. С такими задачами он справляется неплохо. Возможно нам следовало бы обратить своё внимание на такой тип машин и применить (хотя-бы на начальном этапе те же Як-50/52, Су-26 и тому подобное) для контроля воздушного пространства и последующего уничтожения БПЛА над территориями удаленными от линии СВО
      2. +1
        30 апреля 2025 22:05
        То есть идеальные условия для....я даже не знаю против кого. Противника с луком ? Где у Португалии могут быть противники такого уровня? Хотя как первая парта для обучения полетам и использования простого оружия, может и ничего.
    3. +1
      30 апреля 2025 16:13
      Цитата: Orange-Bigg
      В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах, где не понесли ни одной потери.

      Ну гасили они нариков в джунглях это не показатель. Если они появятся на более-менее открытой местности тут им и трындец.
      Турецкие БПЛА тоже посчитали вундервафлей, пока за неё наши ПВО не взялись. Ну и где теперь те "байрактары"? Если не всех укокошили, то остальное спрятали. lol
      1. 0
        30 апреля 2025 19:02
        Цитата: К-50
        Ну и где теперь те "байрактары"?
        В метриках детишек, рожденных в/на 404 в 2022. И Джавелины там же.lol
    4. 0
      30 апреля 2025 19:00
      Для того, чтоб кошмарить аборигенов в Африке, вполне себе ничего. Вот только что португалы забыли в Африке? Они, вроде, сдали и Анголу, и Мозамбик, еще в прошлом веке, а после драки кулаками не машут.
    5. 0
      30 апреля 2025 19:21
      ла 11 характеристики посмотрите! если его еще по современным технологиям перебрать)))
  2. -1
    30 апреля 2025 15:55
    Первый в Европе лёгкий штурмовик Super Tucano: Португалия ожидает поставки самолёта A29N

    Если только море от мигрантов патрулировать.
    Больше они ни на что не сгодится, как говорится - не убежать не спрятаться. Сам ничего не видит вокруг, ибо радар поставить винт мешает.
    Нам бы тоже пригодились Чёрное море от укрокамикадзе катеров чистить, но и только.
    1. 0
      30 апреля 2025 15:57
      Нам пригодился в Погранвойсках и для противодействия наркотическому трафику.
      1. 0
        30 апреля 2025 21:26
        Пограничники не летчики. Поубиваются, не дай бог. Давайте их беспилотниками обеспечим, так проще будет.
        1. 0
          1 мая 2025 15:10
          Хочу напомнить, что в ПВ КГБ СССР были свои авиаполки.И сейчас у погранслужбы ФСБ РФ есть своя авиация. И свой флот,который какая то башка обозвала "береговой охраной". И башка эта не самая умная!
          1. Не знал, это интересно. Но мало что меняет, самолет дрянь и лучше вместо него иметь беспилотник.
            1. 0
              2 мая 2025 04:07
              Лучше всего иметь связку "самолёт-беспилотник". Которые бы друг друга дополняли бы.
              1. И всё равно, это ничего не меняет, самолет дерьмо и Су-25 на его фоне недостижимый уровень.
                1. 0
                  3 мая 2025 17:22
                  Если для ВВС, то Су-25 лучше, если для авиации Пограничной Службы, то Су-25 тяжёл.
    2. -3
      30 апреля 2025 16:15
      Цитата: К-50
      Сам ничего не видит вокруг, ибо радар поставить винт мешает.

      Уже очень давно Винты делают из радиопрозрачных материалов.
      1. +3
        30 апреля 2025 16:22
        Цитата: topol717
        Уже очень давно Винты делают из радиопрозрачных материалов.

        Тут надо будет выбирать, что вперёд поставить радар или двигатель. lol
        1. 0
          30 апреля 2025 21:30
          Впереди, прежде всего должны быть мозги. При их наличии можно понять, что эта ниша уже занята беспилотниками, например, турецким Байрактаром и нашим Иноходцем. Современные средства ПВО не дадут выжить этому пепелацу на поле боя и вблизи него. Тут я вас поддержу.
      2. -1
        30 апреля 2025 16:31
        И куда радар засунете? между двигателем и винтом??? Или под мотором? Так то уж наверно радиомодуль под крыло скорее засунут в контейнер.
        1. 0
          30 апреля 2025 16:41
          Да это шутка юмора была. Любой нормальный радар еще и мощность требует. киловатт на 5 хотя бы. А это и генератор и прочее и кабеля.
      3. +1
        30 апреля 2025 17:58
        Цитата: topol717
        Уже очень давно Винты делают из радиопрозрачных материалов
        Эффект Доплера еще никто не отменял. Да и ИК-излучение тоже... wink
    3. 0
      30 апреля 2025 16:20
      Больше они ни на что не сгодится, как говорится - не убежать не спрятаться. Сам ничего не видит вокруг, ибо радар поставить винт мешает.
      Быстрее, с лучшей вертикальным маневром и скоростной маневренностью, с большим радиусом действия и продолжительностью полёта с меньшими демаскирующими признаками и меньшей стоимостью закупки и эксплуатации по сравнению с вертолётом сравнимой грузоподъёмности. Радар можно установить в крыле или подвесить под него, так поступали ещё во 2-ую мировую.
      1. -1
        30 апреля 2025 16:57
        Цитата: ИВЗ
        Быстрее, с лучшей вертикальным маневром и скоростной маневренностью

        Да зенитная ракета плевала и на то, и на другое.
        У неё скорость 6 махов и перегрузка 30 G/
        Для неё он стоячая мишень.
        Чуть бы улучшило, лишь чуть, будь он из радиопрозрачных и прочих материалов, снижающих сигнатуру. Но он же ЖЕЛЕЗНЫЙ!!!!, Ну и что , что из люминия. Он светится большой лампочкой. тут не захочешь, да всадишь в него ракету. И он ничего ей не сможет противопоставить. А это и ДВА члена экипажа, в смысле два человека.
        Вы их вот так на убой под современные ракеты? belay
        Ну тогда и сами, с ними, заодно, только про завещание не забудьте. lol
        1. 0
          30 апреля 2025 17:13
          То, что Вы сейчас написали, можно в той или иной степени сказать про любой современный летательный аппарат. Но ведь авиацию в целом это не отменяет, просто меняет тактику и условия применения. А вот условия применения у каждого вида авиационной техники свои. На перехват Блэк Бёрда эту машину, я надеюсь, посылать не собирались. А ДВА члена экипажа, причём человека - всего лишь возможность летать вдвоём, но самолёт взлетит и с одним пилотом, такое применение предусмотрено.
          1. -1
            30 апреля 2025 17:23
            Цитата: ИВЗ
            На перехват Блэк Бёрда эту машину, я надеюсь, посылать не собирались.

            Я выше уже писал, что он нужен только против нариков и патрулирования.
            Больше он ни на что не способен. Да и ещё уронить свободно падающую. lol
            Ну нет ему места на современном поле боя, смиритесь. hi
            1. 0
              30 апреля 2025 19:22
              Да с чем смиряться -то? Я его что? вместо СУ-57 предлагаю использовать? А вот для решения некоторых спец. задач, в том числе и упомянутых Вами, а их всё равно надо решать, машина будет незаменима и распространение самолётов такого типа и в том числе разработка чего-то подобного в США, тому свидетельство. Тем более, что разрабатываются они на базе УТС или СХ самолётов. А колхозить с выработавшими ресурс АН-2 плохая идея, да и возможности таких машин будут ограничены. Я имею в виду круг решаемых задач, хотя правильно применённые У-2 в своё время, оказались вполне эффективны. Тукано, кстати может оснащаться накладной бронёй кабин пилотов.
              1. -1
                30 апреля 2025 21:41
                Наводчики ЗУ-23-2 и прочих ДУБМ будут медальки получать одну за одной, пока эти самолетики не кончатся. Уж про ПЗРК и говорить нечего. Духи наши реактивные самолеты из ДШК умудрялись сбивать, а такая мишень почти как учебная.
                1. +1
                  1 мая 2025 15:14
                  У "духов" ещё полно было и ЗПУ -14,5 китайского производства, спаренные и счетверенные.И сшибать такие ЛА как этот " Super Tucano" из них милое дело.
            2. 0
              30 апреля 2025 21:07
              картель найдёт средства откуда и чем пальнуть по этому Тукано....
    4. 0
      30 апреля 2025 16:28
      За каким чертом Тукану вообще радар? Что он им искать будет, учитывая его область применения?
      1. -1
        30 апреля 2025 21:08
        ....кокс искать и нелегалов. гонять нелегалов - модно становится....
    5. +1
      30 апреля 2025 17:24
      Цитата: К-50
      Если только море от мигрантов патрулировать.
      Больше они ни на что не сгодится, как говорится - не убежать не спрятаться

      Кто же вас, таких умных, много... Хорошо, давайте продолжим дискусии на тему "Пушки какого калибра и какие ЗРК лучше использовать в ВС РФ против БПЛА и FPV".
      1. -2
        30 апреля 2025 17:29
        Цитата: AlexSam
        Кто же вас, таких умных, много... Хорошо, давайте продолжим дискусии на тему "Пушки какого калибра и какие ЗРК лучше использовать в ВС РФ против БПЛА и FPV".

        Я вас огорчу, обычного "Печенега" или ПКМа достаточно. Поставить на Ан-2 и пущай патрулирует. Мото-час всяко меньше чем на "Тукано". Про стоимость даже не вспоминаю разы, если не десятки раз. Только ПАТРУЛИРОВАНИЕ!!! Ничего не бомбить, увидел - обстрелял. ВСЁ!!! Нет у него больше применения!!! hi
        1. +2
          30 апреля 2025 17:35
          А на По-2 ещё удобнее! Ан-2 китайцы нам вряд ли продадут, да и у советских собственная гордость. Последнее у малой авиации отберём, у них там на их чукотках оленей много.
          1. +1
            30 апреля 2025 18:00
            Цитата: AlexSam
            А на По-2 ещё удобнее!

            А вот и зря иронизируете. На Ан-2 экипаж может по очереди пройтись по салону, размяться, туалет наконец. А на По-2 только "ветер в харю и я мчусь". lol
            Два лётчика, два стрелка-наблюдателя, минимум затрат. hi
            1. +1
              30 апреля 2025 18:11
              Ну не знаю... Дело вкуса, конечно, но на Супер Тукано БПЛА гонять как-то приятнее. Ан-2 на этом поприще смотрится так же, как американские двухмоторные Лайтнинги и наши Сотки в роли оружия против условного По-2 во времена ВОВ.
              1. -1
                30 апреля 2025 18:13
                Цитата: AlexSam
                Дело вкуса, конечно, но на Супер Тукано БПЛА гонять как-то приятнее.

                Дело не в том на чём прикольнее погонять. Экономика. Когда за одно и тоже разница в разы и десятки раз. То выберешь хоть ступу с Бабой-Ягой ( ну если только посимпатишнее lol )
                1. +1
                  30 апреля 2025 18:19
                  Тут дело скорее в скорости и эффективности. Когда на условный регион летит волна БПЛА, на Ан-2 не очень-то навоюешь. А звеньями они летать не будут, их попросту нет в таком количестве. Ни в каком нет и не предвидятся((
                  1. +2
                    30 апреля 2025 18:51
                    Цитата: AlexSam
                    Когда на условный регион летит волна БПЛА, на Ан-2 не очень-то навоюешь. А звеньями они летать не будут, их попросту нет в таком количестве.

                    Так у нас и "Тукано" ни одного и не предвидится. request laughing У "Тукано" два человека эжкипаж, на Ан-2 хоть десяток наблюдателей с пулемётами посади.
                    Опять же про стоимость мото-часа нужно помнить. hi
                    1. +2
                      30 апреля 2025 21:56
                      Вы шутник, однако. В борьбе с беспилотниками надо ориентироваться на самолеты типа Як-130. С учетом перспективы, с возможным появлением у противника реактивных дронов.
              2. 0
                1 мая 2025 13:01
                Ан2, По2 хороши, но тукано со своими скоростями может один потрулировать большие территории и оперативно реагировать на обстановку
      2. +1
        30 апреля 2025 22:10
        А какая связь между Тукано и FPV? Кстати FPV Тоже БПЛА. Даже интересно стало.
      3. 0
        1 мая 2025 15:16
        ЗПУ-14,5 в спаренном и в счетверенном вариантах в сочетании с ЗУ-2-23 и "шайтан-арбой" под названием "Шилка".
  3. -1
    30 апреля 2025 16:02
    А ещё у португальцев есть 26 танков .Перерыл всю Африку, так и нашёл где в Африке находятся португальские " миротворцы".Прикольный скрин.
    1. 0
      30 апреля 2025 16:17
      Плохо рыли. В ЦАР ошиваются.
    2. -3
      30 апреля 2025 16:31
      Не помню в каком то году ,бразильцы захватили в банке заложников . Так в прямом эфире одного террориста застрелили , а второго тяжело ранили и на этом нападения на банки закончилось
      1. 0
        30 апреля 2025 18:23
        Как грабили, так и грабят. И заложников берут. Пару лет назад были сообщения, что грабители заложников к машинам привязывали, чтобы защитится от полиции.
        Хорошо вооруженная моторизованная банда вскоре после полуночи по местному времени (начало седьмого утра по времени Москвы) ворвалась в город Крисиума на атлантическом побережье Бразилии, стреляя куда попало и грабя отделения банков.
        Примерно через два часа мэр города Клесио Сальваро написал в "Твиттере", что бесчинства продолжаются, и попросил сограждан не выходить из домов, пока экстренно вызванные подразделения военной полиции штата Санта-Катарина (примерный аналог американской и российской Нацгвардии) не наведут порядок.

        "Город на осадном положении. Это масштабное ограбление, преступники очень хорошо подготовились. Как мэр Крисиумы, призываю вас беречь себя, родных и близких. Будем верить в полицию Санта-Катарины", - заявил он. Бразильский новостной сайт Globo написал, что преступники вламывались в отделения банков и разбивали банкоматы. Чтобы помешать передвижениям полиции, они устраивали пожары и перегораживали улицы, в частности, заблокировали тоннель на въезде в город по главной автомагистрали.
        Позднее пришло сообщение, что их главной целью было местное отделение государственного банка, Banco do Brasil. Мэр говорил о "четырех или пяти" точках в городе.
        1. -4
          30 апреля 2025 20:33
          Бразильцы в Португалии а не в Бразилии
  4. +3
    30 апреля 2025 16:06
    У меня был приятель лётчик испытатель, он хорошо отзывался о этой машине Super Tucano
  5. -1
    30 апреля 2025 16:44
    Цитата: DMFalke
    Плохо рыли. В ЦАР ошиваются.
    Они против нас или за нас в ЦАР.У нас там тоже есть "гражданские" миротворчнские специалисты .
    1. +1
      30 апреля 2025 16:49
      Учитывая, что 3-4 года назад был какой то скандал и новости про арест участников нелегальной торговли / транспорта контрабанды с участием португальских миротворцев, то они там точно за себя и свои интересы. Контингент 200 человек если верить буржуйским новостям и сайтам. (побывавших с 2014 по 2024)
  6. +2
    30 апреля 2025 16:52
    Есть масса мест, где такие машины могут прекрасно себя показать. Особенно с ЦУ от внешних источников типа Рипера или Ориона.
    К примеру САР или Афганистан. И ненужно гонять Ка52 и Су25
  7. 0
    30 апреля 2025 17:09
    Офигенная штука! Себе такой хочу!!
  8. 0
    30 апреля 2025 17:51
    для оказания «непосредственной авиационной поддержки», в частности, в интересах контингентов, развёрнутых в Африке
    По-моему, сейчас ПЗРК не имеют только папуасы из Новой Гвинеи, проживающие в глубоких джунглях. Да и то, еще неизвестно...
  9. 0
    30 апреля 2025 18:00
    17 июня 1951 года во время Корейской войны биплан По-2 уничтожил 5 и повредил 4 американских Сейбра F-86. Технология Стелс ...и без своего радара. Удачно отбомбился по аэродрому. Умеючи всё можно
  10. +1
    30 апреля 2025 19:52
    Цитата: Orange-Bigg
    Ну для того чтобы погонять аборигенов самое то,но даже с хуситами у этого самолёта возникнут немалые проблемы
    Он все же больше позиционируется, как учебный
    1. +1
      30 апреля 2025 21:23
      Он позиционируется как полноценный штурмовик, хотя разрабатывался на базе УТС.
      многоцелевой легкий штурмовик, разработанный бразильской фирмой Embraer на базе УТС EMB-314 Super Tucano. Сертификация EMB-314 Super Tucano в Бразилии была проведена в августе 1994 года. В том же году ВВС Бразилии приняли решение создать на базе этой модификации специализированный одноместный (но с двухместной кабиной) боевой самолет ALX А-29. Самолет создавался по заказу бразильских ВВС, нуждающихся в легком штурмовике для противопартизанских операций и охраны границ. Самолет разрабатывался специально для выполнения миссий в районе реки Амазонки как часть программы SIVAM (Sistema de Vigilancia da Amazona). По сравнению с EMB-314 на самолете установлены: более мощный двигатель фирмы Pratt Whitney Canada PT6A-68/3, усиленный фюзеляж и бронированное стекло кабины, многофункциональные дисплеи на шлеме пилота и ЖК дисплеи на стекле кабины, кабина оборудованная системой HOTAS и приборами ночного видения, армированные кевларом кабина и бензобаки, встроенные пулеметы.
      https://airwar.ru/enc/attack/alx.html