Некоторые любопытные сведения из истории автомобильных шин

25 768 95
Некоторые любопытные сведения из истории автомобильных шин


«Шины самая ненадёжная часть автомобиля. Ничто не прерывает так часто поездку, как лопнувшая камера».



Инж. И. И. Осипов. Уход за автомобилем. 1931 г.


Если вы зададите первому попавшемуся автомобилисту вопрос: «Чем шина отличается от покрышки?», я сильно удивлюсь, если кто-нибудь на него правильно ответит. На самом деле всё просто: шина может состоять либо из покрышки и камеры с вентилем (камерная шина), либо только из одной покрышки (бескамерная шина). Следовательно, в современных легковых автомобилях шина и покрышка суть одно и то же.

Но сейчас мы созерцаем финальную стадию эволюции автошин, которая началась аж в 19 веке.

Немного из истории шин


Любопытно отметить, что возникновение первых пневматических (наполненных воздухом) шин намного опередило появление автомобилей.

В 1835 г на «шинную» историческую сцену выходит американский торговец Чарльз Гудиер (Goodyear), он получил патент на метод вулканизации каучука, который впоследствии использовался при изготовлении шин.

В 1846 г. инженер-железнодорожник шотландец Роберт Томсон запатентовал первую в мире пневматическую шину, состоящую из камеры с вентилем и кожаной покрышки, предназначавшейся для экипажей на конной тяге. Но далее изготовления и испытания опытных образцов «воздушного колеса» дело у Томсона так и не продвинулось, ибо интерес к изобретению был нулевой — оно намного опередило своё время. После смерти Томсона в 1873 г. изобретение было благополучно позабыто.

В 1888 г. на исторической сцене возникает ещё один пионер шинного дела — проживающий в Ирландии ветеринар Джон Данлоп. Он сконструировал и запатентовал пневматическую шину для велосипеда. Она представляла собой пневматическую камеру с натянутым сверху льняным полотном, выполняющим функцию покрышки. А шинным вентилем служил клапан от футбольного мяча.


На этот раз изобретение получило коммерческий успех – началось производство велошин. Поэтому Данлоп считается автором первой в мире пневматической шины, хотя в действительности лавры первооткрывателя принадлежат Роберту Томсону.

В 1895 г. братья Мишлен, уже имевшие опыт производства велосипедных шин, изготовили первые в мире пневматические автомобильные шины. Их установили на автомобиль, участвующий в гонке Париж — Бордо.

В 1896 г. в Англии шинами «Данлоп» был укомплектован автомобиль Ланчестер.

В 1898 году начали появляться в первые серийные автомобили с пневматическими шинами.

В 1905 г. фирма Континенталь в Ганновере начала выпуск «нескользящих» шин с металлическими заклёпками на протекторе — предтечи современных шипованных шин (рис. ниже):


В 1943 г. фирмой Континенталь были запатентованы первые бескамерные шины.

В 1950 году были выпущены шины, предназначенные для езды по слякоти и снегу, получившие маркировку М+S. Можно заключить, что именно они явились первыми специально разработанными зимними шинами. Из-за грубого рисунка протектора на гладкой дороге шины издавали повышенный шум, поэтому рекомендовались к использованию только в зимнее время.

В 1954 г. впервые были использованы шины с металлическими шипами — во время автомобильного ралли «Монте-Карло».

К середине 60-х годов прошлого века шипованные зимние шины уже широко применялись в Швеции, Норвегии, ФРГ, Швейцарии, Англии и некоторых штатах США (рис. ниже):


В 1973 году малоизвестная ныне фирма Metzeler представила зимнюю шину нового поколения без шипов с протектором синего цвета, где впервые был применён способ использования кремниевых соединений. Шина показывала хорошие сцепные свойства как на снегу, так и на льду. Так появилась первая «липучка».

Массовый выпуск специализированных всесезонных (круглогодичных) шин первой в мире развернула фирма Goodyear, начавшая с 1977 г. продавать их в США. В 1980 г. фирма начала продавать в Германии всесезонную шину «All Weather», где на боковине имелось обозначение «М+S» (рис. ниже):


По уверениям фирмы, эту модель можно было смело использовать вместо специальных зимних шин, что достигалось особыми свойствами резины и рисунком протектора.

Вот так постепенно сформировались три разновидности дорожных шин: летние, зимние и всесезонные.

Однако некоторые шинные фирмы продолжили использовать маркировку «М+S» только на своих зимних шинах, окончательно запутав автомобилистов. И те при выборе покрышек стали ориентироваться не на имеющиеся на их боковинах надписи (которые только путали), а на конструкцию протектора: чем «грубее» рисунок, тем лучше шина подойдёт для снежной зимы (рис. ниже):


Впоследствии, дабы избежать путаницы, некоторые шинники стали наносить на боковину зимних покрышек надпись «Winter» или рядом с маркировкой «М+S» ставили крупную снежинку.

Необходимо отметить, что и некоторые модели «всесезонок» тоже иногда имели грубый рисунок (конструкцию) протектора c крупными «шашками» и широкими канавками. Но рисунок протектора большинства современных «всесезонок» стал приближаться к рисунку обычных летних шин, и разница между ними уже практически сошла на нет.

Также была разработана отдельная категория шин для автомобилей повышенной проходимости — с высоким профилем и большими грунтозацепами, предназначенных для эксплуатации на грунтовых дорогах и поверхностях с низкой несущей способностью.

Когда-то в СССР...


В Российской Империи автомобильные шины производили две крупные фирмы: «Товарищество Русско-Французской Резиновой Мануфактуры «Проводник» в Риге и «Товарищество Российско-Американской Резиновой Мануфактуры «Треугольник» в Санкт-Петербурге. «Проводник» и «Треугольник» были мировыми лидерами шинной промышленности и по производству шин занимали второе и третье места в мире, уступая только французской компании «Мишлен», и имели торговые представительства на всех континентах. Шины тех лет были не чёрными, а светло-серыми, что хорошо заметно на старинных рисунках и фотографиях.


Можно с гордостью отметить, что к 1925 г. в СССР уже имелись 4 шинных завода, входивших в Резинотрест ВСНХ. А в начале 80-х годов прошлого века работали аж 17 специализированных предприятий, изготавливающих автомобильные шины. И функционировал научно-исследовательский шинный институт НИИШП с собственным опытно-экспериментальным производством.

На заре отечественного автомобильного дела шины с избыточным давлением воздуха именовали пневматиками. На легковых автомобилях использовались шины низкого давления, называемые «баллон», а на грузовых – высокого, называемые «гигант». Эти названия можно встретить в советских автомобильных справочниках 30-х годов, но после В.О.В. развернулась компания по освобождению отечественного технического языка от иностранной зависимости, и данные термины постепенно исчезли из техлитературы. Однако полностью выжить термин «баллон» не удалось, он до сих пор используется в обиходном названии «баллонный ключ» и даже иногда в таком словосочетании попадает в переводные «мануалы», прилагаемые к иномаркам.

Причём в советских инструкциях по уходу за автомобилями такое словосочетание не встречается, и сей инструмент именуется незатейливо – ключ гаек колёс.

Даже в 70-х годах прошлого века проколы шин не были редкостью, но особенно часто они досаждали шофёрам в те времена, когда по улицам городов ежедневно расхаживали сотни лошадей, впряжённых в повозки. Гвозди, вылетающие из подков, тут же норовили воткнуться в покрышку и проколоть камеру. Поэтому в 20-30 годы шофера всегда возили с собой запасное колесо или покрышки с камерами.


Советский легковой автомобиль Руссо-Балт «тип «С» 24-40» выпуска 1922 г. с двухгнездовым шинодержателем

Камеры были свёрнуты хитрым способом, предотвращающим образование трещин в местах перегиба, и помещены в парусиновые мешочки (отдельный для каждой камеры).


Шины тех лет были настолько уязвимыми, что проколоть их мог даже мелкий острый камешек. Поэтому после каждой поездки рекомендовалось помыть шины, вытереть их насухо, и затем внимательно осмотреть беговую дорожку, чтобы удалить из нее впившиеся гвоздики и камешки. Обнаруженные порезы покрышки требовалось немедленно заделать особой замазкой или заклеить, чтобы не допустить проникновения сырости до полотен шины. Во время ночной стоянки нельзя было оставлять колёса в лужах воды и тем более на масляных пятнах. Также необходимо было следить за тем, чтобы обод колеса не имел ржавчины, которая тоже портила и разрушала борта шины.

Короче говоря, в те далёкие времена уход за шинами требовал от шофёров массы времени и сил, а к лошадям и их погонщикам они испытывали острую неприязнь.

Все вышеперечисленные факторы сильно ограничивали ресурс шин, который, например, в 1933 г. составлял всего лишь 9,5 тыс. км для баллонов и 18 тыс. км для гигантов. К концу 50-х гг. прочность покрышек значительно улучшили, дороги стали качественнее, да и лошадей по ним стало скакать значительно меньше, что позволило поднять ресурс легковых шин до 30-32 тыс. км (но в некоторых республиках лишь до 20 тыс.).

Подавляющее большинство советских шофёров имели дело только с камерными шинами и прекрасно знали, как снять покрышку, заклеить камеру («холодным» способом или методом горячей вулканизации) и вновь смонтировать колесо. А те, кто не усвоил эту премудрость на водительских курсах, могли изучить самостоятельно, прочитав пособия по ремонту автомобилей, выпускаемые в стране сотнями тысяч экз.


Покрышки для личных легковых автомобилей в СССР всегда были дефицитом, поэтому частники их берегли, следили за их состоянием и своевременно переставляли колёса согласно инструкции, прилагаемой к автомобилю, добиваясь равномерного износа протектора всех пяти колёс.


Из Инструкции по уходу за автомобилем ГАЗ-21 «Волга» 1959 г.

Те, кто не ездил зимой (т. е. почти все частники), поддомкрачивали автомобиль и ставили его на подставки (чтобы снять нагрузку с шин). А некоторые предусмотрительные граждане, не имеющие гаража, даже снимали колёса и уносили их домой, а в летнее время при длительных стоянках на даче прикрывали шины фанерками от солнечных лучей.

Зимние покрышки в СССР являлись большой редкостью и выпускались только для легковых автомобилей. Да и стоили они немало, поэтому те счастливчики, кто имел возможность их приобрести, обычно брали только две покрышки и устанавливали на ведущие колёса для улучшения проходимости.

Если же вам в советское время посчастливилось увидеть легковой автомобиль с частным номерным знаком и с четырьмя зимними шипованными шинами, то в 99 % случаев это была оперативная машина КГБ с номерами прикрытия.

В результате у многих советских людей, проживающих в глубинке и никогда не видевших зимних шин, сложилось мнение, что таковые в СССР не выпускались.

А у видевших сложилось убеждение, что выпускалась только одна модель под названием «Снежинка». Это заблуждение, к концу 80-х гг. производились следующие модели:


М-177 размерностью 165-13/6,45-13 для Москвич-21406


АИ-168У размерностью 165-13/6,45-13 для заднеприводных ВАЗ и Москвич-2140, более известная под народным названием «снежинка»


АИД-23 185-13/7,35-14 для ГАЗ-24 Волга и его модификаций


БцИ-280 размерностью 205/70 R14 для ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10

В СССР пионером в разработке зимних шин являлся НИИШП. В 1976 г. его инженеры на опытном производстве института начали изготовлять высококлассные зимние шины размерностью 165/80R13 «НИИШП Ралли» или сокращённо НР. Они производились мелкими партиями и использовались спортсменами и КГБ. Позже институт разработал следующие поколения: НР2 и НР5 — обе размерностью 175/70R14.

Уже после распада СССР в 1996 г. институт наладил относительно массовый выпуск зимней нешипованной шины «НИИШП Ралли 2000» 175/70R13, поступившей в свободную продажу (рис. ниже):


Когда я в 1996 г. установил на свой ВАЗ-21083 эти шины вместо штатных «всесезонок», то был поражён тем, что зимой на заснеженных дорогах вождение автомобиля может быть настолько безопасным. Устойчивость, управляемость и тормозная динамика улучшились в разы. А на сильно занесённых снегом просёлочных дорогах шины уверенно тащили автомобиль вперёд вплоть до того момента, когда он садился на защиту поддона картера.

Единственным их недостатком был повышенный шум, но на фоне остальных шумов, издаваемых «восьмёркой», это казалось мелочью и с лихвой компенсировалось вышеперечисленными достоинствами этих великолепных шин.

Любопытно отметить, что шины «НИИШП Ралли 2000» пережили Советский Союз и выпускаются до сих пор — воистину бессмертное творение рук человеческих.

Вот такой большой путь проделали пневматические автомобильные шины за минувшие 130 лет и в итоге из самой проблемной стали самой беспроблемной деталью автомобиля.

А вы проделали этот путь, потратив лишь около 15 мин. на прочтение публикации (если, конечно, вам хватило терпения дочитать текст до конца).


Список используемой литературы:
Автомобильный справочник. ОНТИ, 1935.
Бакфиш К., Хайнц С. Новая книга о шинах. М., АСТ «Астрель», 2003.
Волков А.П. Автомобильный справочник. Государственное издательство, 1925
Кирилец С. "Русский след в мировой автомобильной истории".
Осипов И.И. Уход за автомобилем. Гострансиздат, 1931.
Пневматические шины. М., издательство «Химия», 1973 г.
Тарновский В.Н., Гудков В.А., Третьяков А.Б. Автомобильные шины. Издательство «Транспорт», М., 1990.
Шестопалов К.С., Демиховский С.Ф. Легковые автомобили. Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    5 мая 2025 05:47
    Поэтому Данлоп считается автором первой в мире пневматической шины, хотя в действительности лавры первооткрывателя принадлежат Роберту Томсону.

    Ну так то патент у Данлопа забрали и официально автором является Томсон. Данлоп просто на слуху потому как стал брендом.
    В 1905 г. фирма Континенталь в Ганновере начала выпуск «нескользящих» шин с металлическими заклёпками на протекторе

    А как же знаменитая Nokia выпустившая шины Kelirengas 1934 года, первые шины с зимним протектором?
    1. +3
      5 мая 2025 11:55
      Ни в одном используемом мной источнике нет утверждения, что шины Kelirengas 1934 года были первые шины с зимним протектором.
      Вопрос о первенстве всегда спорный, например, некоторые исследователи считают что первые специализированные шины для езды по снегу начали выпускать в Российской Империи https://www.charmingrussia.ru/2020/01/russkie-shiny.html

      Но я бы назвал все вышеуказанные шины "повышенной проходимости", всё же настоящие специализированные зимние шины появились позже
      1. +3
        5 мая 2025 12:06
        Цитата: Lewww
        Ни в одном используемом мной источнике нет утверждения, что шины Kelirengas 1934 года были первые шины с зимним протектором.

        Возможно. Но собирая любопытные факты чего бы не вспомнить добрый словом Nokia, которая чем только не занималась, даже сантехникой. И в отличии от мобильной телефонии производство шин у них не в упадке.
        1. +3
          5 мая 2025 12:09
          чего бы не вспомнить добрый словом Nokia
          и тут же получить в ответ кучу обвинений в рекламе laughing
          Можно было много чего помянуть, но цель была сконцентрировать внимание на истории отечественных шин и особенностях их эксплуатации
          1. +1
            5 мая 2025 12:26
            Цитата: Lewww
            цель была сконцентрировать внимание на истории отечественных шин и особенностях их эксплуатации

            Тогда почему бы не вспомнить страдания советских водителей не знавших широкопрофильных шин из-за чего проходимость грузовиков по грязи была ужасная. И как после войны научились делать широкопрофильные шины с централизованным регулированием давления воздуха в шинах подсмотренной у союзников.
            1. +3
              5 мая 2025 13:56
              Тогда почему бы не вспомнить страдания советских водителей не знавших широкопрофильных шин
              Можно было много чего написать, но не хотелось удлинять публикацию.
              Страдания начались еще во время 1-й Мировой, но уже тогда придумали цепи противоскольжения, уширительные бандажи или просто обматывали колеса веревкой.
              История создания средств улучшения проходимости КМ отдельная тема
              1. 0
                5 мая 2025 19:07
                Лев, вопрос. История с закачкой азота в шину. С чего эта идея возникла?
                1. 0
                  5 мая 2025 23:17
                  История с закачкой азота в шину. С чего эта идея возникла?
                  понятия не имею
            2. 0
              5 мая 2025 21:05
              Цитата: Дырокол
              Тогда почему бы не вспомнить страдания советских водителей не знавших широкопрофильных шин из-за чего проходимость грузовиков по грязи была ужасная.

              Хмм.. А можно сразу назвать модели "несоветских грузовиков" с широкопрофильными шинами с центральной подкачкой, выпускающиеся серийно до ВМВ конечно. Перечислите их пожалуйста.
              1. +1
                5 мая 2025 23:23
                с центральной подкачкой

                На память приходит только германский Айнхайтц Дизель 37-38 г.
                1. 0
                  6 мая 2025 11:44
                  Цитата: Lewww
                  На память приходит только германский Айнхайтц Дизель 37-38 г.

                  Да, пожалуй только оно. Einheits-Diesel - это название программы, а выпускали их несколько производителей.
                  В конце 1937–го – начале 1938 года сразу семь немецких фирм: «МАН», «Хеншель», «Магирус», «Бюссинг-НАГ», «Боргвард», «Крупп» и «ФАУН»-приступили к сборке типовых шасси «Айнхайтс-Дизель» с верхнеклапанным дизельным двигателем «НWа-526D» водяного охлаждения с сухим картером, рабочим объемом 6234 см3 и мощностью 80 л. с.

                  Интересная тема кстати!
                  1. +2
                    6 мая 2025 12:30
                    Да, машина была "попаданцем из будущего" и для эксплуатационных условий, существующих на территории СССР, оказалась совершенно непригодной, как и большинство технически совершенных (и потому сложных) немецких машин.
                    Война требует простоты
                    1. 0
                      6 мая 2025 21:24
                      Цитата: Lewww
                      Война требует простоты

                      До поры до времени. ЗиЛ-157 тоже для войны делался, и что то мне сейчас подсказывает что без влияния Einheits-Diesel не обошлось.
                      1. +1
                        6 мая 2025 21:27
                        Вообще ничего общего кроме наличия системы регулирования давления воздуха в шинах. ЗИЛ-157 это модернизированный ЗИС-151, кот. разрабатывался с оглядкой на Студер
                      2. 0
                        6 мая 2025 21:29
                        Цитата: Lewww
                        Вообще ничего общего кроме наличия системы регулирования давления воздуха в шинах.

                        Они плюс односкатные шины значительно улучшающие проходимость. Это уже явно не Студебеккер.
                      3. +1
                        6 мая 2025 21:37
                        Про односкатные шины Н.И. Коротоношко (НАМИ) говорил заводским конструкторам еще при разработке ЗИС-151, да и они сами понимали что так лучше.
                        Но тогда шинная промышленность СССР не выпускала широкопрофильные шины повышенной проходимости для грузовиков. В итоге вынужденно поставили сдвоенные узкие.
              2. 0
                6 мая 2025 04:12
                Цитата: Saxahorse
                Хмм.. А можно сразу назвать модели "несоветских грузовиков" с широкопрофильными шинами с центральной подкачкой.

                Именно грузовиков? В СССР поставлялись DUKW-353
                1. 0
                  6 мая 2025 11:31
                  Цитата: Дырокол
                  Именно грузовиков? В СССР поставлялись DUKW-353

                  Ну вы именно грузовики упомянули в своем комментарии smile
                  А ДАК это лодка амфибия так то.
        2. +3
          5 мая 2025 12:44
          Так и фирма по производству шин довольно давно называется "Нокиан".
          Их Хаккапелита - вполне достойная вещь...
          П. С. Нокиа - название города,.. где работает завод Нокиан тайрс.
          1. +1
            5 мая 2025 16:55
            Цитата: Толстый
            давно называется "Нокиан".

            Nokian это Nokia в родительном падеже.
  2. BAI
    +2
    5 мая 2025 06:14
    Из Инструкции по уходу за автомобилем ГАЗ-21 «Волга» 1959 г.


    В инструкции к Ваз 2101 1972 года точно такой же рисунок перестановки колес.

    Ну вообще то о полнотелых колесах можно было бы добавить. Хотя бы, что существуют
    1. +2
      5 мая 2025 06:28
      А марка машины без разницы! Разница в приводе...задний,передний и полный! На каждом варианте колеса меняют по своему... hi
    2. +1
      5 мая 2025 11:58
      Ну вообще то о полнотелых колесах можно было бы добавить. Хотя бы, что существуют
      Вы имеете в виду массивные шины?
      В статье идет речь о легковых шинах, а они обычно всегда были пневматическими.
      Еще можно было много чего добавить (например о "полупневматических" шинах), но не хотелось растягивать публикацию на километр
  3. +5
    5 мая 2025 06:27
    Хорошая и познавательная статья. Однако, Автор почему-то не коснулся темы резины. Кто первый додумался использовать ее для покрышек колес автомобиля? Где брали каучук, относящийся к стратегическому сырью, плантациями которого владели голландцы и англичане?
    1. +3
      5 мая 2025 07:49
      Цитата: Голландец Михель
      Где брали каучук
      Уже в начале 30-х годов американская компания DuPont успешно разработала синтетический каучук, что произвело серьезную революцию в производстве не только шин, но вообще всей резиновой промышленности. А уже во Второй мировой, натуральный каучук окончательно уступил место синтетическому. Вот только и у меня тоже вопрос - а зачем сейчас нужны плантации каучука, если его можно синтезировать искусственным путем? Спасибо...
      1. +5
        5 мая 2025 08:43
        Длина цепочки молекулы, однородность длины, чистота выходного продукта. Это те проблемы, которые пока решить не удается. Для технических целей искусственный каучук имеет хорошее соотношение цена/качество. Для многих других лучше подходит натуральный.
      2. 0
        9 мая 2025 23:59
        Уже в начале 30-х годов американская компания DuPont успешно разработала синтетический каучук, что произвело серьезную революцию

        Ну даёте!
        https://topwar.ru/22548-kak-pravilno-tyanut-rezinu-ili-istoriya-sozdaniya-sinteticheskogo-kauchuka.html
    2. +3
      5 мая 2025 09:29
      Автор так же не написал о том , что состав зимней резины совсем другой чем летней . Зимняя мягче , мельче рисунок . Это сделано для того , что бы « резина « смогла цепляться за любую неровность в снегу .
      1. 0
        5 мая 2025 12:00
        Автор так же не написал о том , что состав зимней резины совсем другой чем летней
        Зачем рассказывать общеизвестное?
        1. +9
          5 мая 2025 12:28
          Вы думаете все это знают ? Большинство даже не знают как работает двигатель внутреннего сгорания , чем отличается бензиновый и дизельный двигатель или двух от четырехтактного .
          Как то один молодой чел меня упрекнул что я не знаю как обращаться с мобильным телефоном . Я согласился , в мое молодое время их …. просто не было . Я его спросил . Как работает ДВС ? Знаете какой ответ я получил ?
          Да …. там входит бензин ….. и происходит искра ….. и он работает . Ну как то так он ответил .
          Современной молодежи впору разъяснять , что булки хлеба не на дереве растут .
          1. +5
            5 мая 2025 13:49
            Да …. там входит бензин ….. и происходит искра ….. и он работает .

            Сразу вспомнил Бодри де Сонье издание 1916 г.

            «Не можете ли вы объяснить мне, как работает бензиновый двигатель? – услышал я однажды разговор. Я прислушался.
            «Ещё бы», - ответил собеседник: «В мотор наливают бензин, и зажигают его, как керосиновую лампу!..».
            Задавший вопрос вытаращил глаза: он не мог понять, да и я не мог бы, как и сам спросивший понять, каким образом бензиновая лампа, хотя бы величиной в целый омнибус, может привести в движение четыре колеса! Но он, по всей вероятности, боялся показаться простаком, если бы предложил дальнейший вопрос, и потому не возражал...
            Годы идут, но люди в своей массе не меняютсяlaughing
            1. +1
              5 мая 2025 21:08
              Цитата: Lewww
              Годы идут, но люди в своей массе не меняются

              Это еще не спросили что такое электричество. wassat
          2. 0
            5 мая 2025 22:10
            Я недавно решил почитать руководство по эксплуатации "Победы". Это же мрак! Там такой объем обслуживания и работ, что под этой М-20 только и лежать, по сравнению с нынешними автомобилями. Регулировки, шприцевания, смазка, переборка, очистка... Другое дело, что на "Победе" в руководстве детально описано, как заменить вкладыши коленвала через 25 000, а на относительно современном Ягуаре я разменял 200 000 километров и ещё столько же проеду. Мотор из поколения конец 80-х, начало 90-х. Старый добрый атмосферный англо-фордовский AJ33 V8 4.2.
            1. 0
              10 мая 2025 00:14
              а на относительно современном Ягуаре я разменял 200 000 километров и ещё столько же проеду.

              У меня тесть прошёл на Москвиче-2140 250 000 без капиталки мотора. В 2011 сдал по утилизации.
          3. +1
            5 мая 2025 22:16
            Кстати, хорошо было бы напомнить читателям в статье о необходимости замены даже с виду новых шин через каждые лет 5-7. Далее они теряют свои свойства, даже если просто лежат на складе.
            Кстати, на 2126 "Ода" после покупки весной оказалась одета в этот НИИШП Ралли. И как я на сухом асфальте, присыпанному песочком ехал юзом при торможении. Резина от времени становится "стеклянной".
      2. 0
        6 мая 2025 12:08
        Это сделано для того, чтобы зимой резина не дубела и не крошилась. А рисунок зимней покрупнее, чтоб не забивалась.
  4. +4
    5 мая 2025 06:38
    Лев спасибо за статью, вошла!!!
    1. +5
      5 мая 2025 12:17
      Цитата: Коте пане Коханка
      Лев спасибо за статью, вошла!!!
      Благодарю за похвалу.
      Обычно читатели ленятся хвалить, зато не жалеют времени и сил на написание пространных критических замечаний laughing

      Сейчас бес меня толкает в ребро написать технически обоснованное сравнение эксплуатационных свойств ГАЗ-67Б и Виллис МВ.
      В канун празднования Великой Победы о них много публикаций в сети, где авторы, основываясь на своем обывательском понимании, пытаются их сравнивать и в итоге пишут кучу чепухи.
      Причем сравнивают даже не зная их ТХ
      1. +1
        5 мая 2025 12:56
        Цитата: Lewww
        зато не жалеют времени и сил на написание пространных критических замечаний

        Так это чтобы не зазнался, а то еще общаться перестанете laughing
        А статья действительно замечательная.
        С Уважением.
      2. +2
        5 мая 2025 18:05
        Это чистая психология. Застрявшие в психологическом пубертате (к сожалению, взрослые люди этим страдают), видят возможность доминирования в уничижении окружающих, а не в развитии собственного интеллектуального уровня.
        Хорошая статья, с широким временным охватом, поэтому, видимо, без драматических историй, которые у вас находятся для более узких тем.
        Тут ведь и характеристики резины и шипы и рисунок протектора - арена столкновений идей и технологий.
        Хоть роликовый привод Робсона. Где в зубчатом варианте колёсная резина и ролик выполнены в виде совместимой пары, у которой зубья ролика вступают в зацепление с протектором покрышек за счёт совпадающего рисунка.
        1. 0
          10 мая 2025 00:06
          зубья ролика вступают в зацепление с протектором покрышек за счёт совпадающего рисунка.

          Это может быть в патенте.
          По жизни Робсон-драйв ("медведка") работает без всякого совпадения.
          1. 0
            10 мая 2025 01:11
            Тут несколько вариантов. Ежели этот привод используется как дополнительный, например временной меры для подключения еще одной оси в грузовом автомобиле, то там рисунок протектора определяется основным способом использования транспортного средства. Ролик не имеет собственного подключения к передаче.
            Если этот тип привода единственный а автомобиле, например в болотоходах на шинах низкого давления, то стараются чтоб шаг приводного ролика совпадал с рисунком протектора. Иначе не хватает трения для передачи требуемого крутящего момента. Например вездеход "Тром".
            Но системным анализом конструкторских особенностей такого решения не обладаю. Так что если кто-то захочет глубоко копнуть тему - буду заинтересованным читателем.
            1. 0
              10 мая 2025 01:22
              Ежели этот привод используется как дополнительный

              Да, я встречал только в грузовиках 6х2.
  5. 0
    5 мая 2025 07:45
    Зимние покрышки в СССР являлись большой редкостью и выпускались только для легковых автомобилей

    Частные легковые автомобили тоже были редкостью: в 60-70е годы ни у кого из родителей соучеников в школе не было своей машины. Один брал Москвич-опелек на прокат-эпохальное было событие...
    1. +3
      5 мая 2025 07:54
      Цитата: Ольгович
      Частные легковые автомобили тоже были редкостью
      У нас в станице во времена моего детства, машина была только у одного человека. "Победа"...
      1. +1
        5 мая 2025 21:10
        Цитата: Luminman
        У нас в станице во времена моего детства, машина была только у одного человека. "Победа"...

        Это в 1970-е ???
        1. +1
          6 мая 2025 05:44
          Цитата: Saxahorse
          Это в 1970-е ???
          Самое начало 70-х годов. Первая Жигули появилась, кажется, в 1973 году. Мотоциклы были у многих. И даже с коляской...
      2. -1
        6 мая 2025 11:29
        Цитата: Luminman
        У нас в станице во времена моего детства, машина была только у одного человека. "Победа".

        деревня на Смоленщине, начало 80-х-единственная машина в ней- ЗАЗ 968 , у Учителя. Еще Ява у сына соседа, из Вязьмы на нем приезжал. Всё.
        Да и до асфальта км 20 было. Малейший дождь-только пешком или на телеге.

        Велосипеды были, это да..
    2. BAI
      +4
      5 мая 2025 09:30
      в 60-70е годы ни у кого из родителей соучеников в школе не было своей машины

      В 70е уже были.
      Мы купили в 1972 ваз 2101. Причем на НИИ, где работали родители пришла разнарядка сразу на 4 машины: 3 - 2101 и 1 - газ 24.
      На соседнем заводе родители одноклассника тоже в этом же году купили 2101 - номера рядом и одной серии.
      1. +2
        5 мая 2025 12:59
        Цитата: BAI
        В 70е уже были.

        у кого-то были, понятно-на улицах видел

        Не было ни родных, ни знакомых, ни в окружении с частными машинами. С персональными гос. ГАЗ 21 , 24, ЗИМ-были.

        В 80-х дядя в Москве купил ВАЗ (главный инженер завода), другой, тоже в Москве-списанный на заводе Москвич. Все

        Сам купил машину аж в 90-х,на советских так и не покатался...
        1. +1
          5 мая 2025 20:44
          Пеовая машина у отца была в 1976 в декабре, красная 11я..до сих пор помню запах салона:)) прослужила долго верой и правдой пока сволочи из гаража не украли, потом была шестерка в 1987, после афгана, с двигллм 1,6 красотка:))
    3. +3
      5 мая 2025 09:58
      Хороший рост числа частных автомобилей пошел после 70-х годов, если посмотреть статистику что есть в интернете то в 1970 году в СССР было 1.395 частных легковых автомобилей (что соответствует 5.5 автомобилей на 1000 человек), к моменту распада СССР частных автомобилей было уже 17 млн, что уже соответствовало 16 автомобилям на тысячу человек.
      1. 0
        5 мая 2025 21:12
        Цитата: Oldrover
        после 70-х годов, если посмотреть статистику что есть в интернете то в 1970 году в СССР было 1.395 частных легковых автомобилей

        С 1970-го в СССР выпускали 1.1 млн легковых автомобилей в год. Сейчас столько Иран выпускает, а РФ своих по полному циклу около 200 тысяч.
      2. 0
        10 мая 2025 00:16
        к моменту распада СССР частных автомобилей было уже 17 млн, что уже соответствовало 16 автомобилям на тысячу человек.

        Поправьте арифметику: 63 авт./1000 чел.
  6. +7
    5 мая 2025 09:09
    Гвозди, вылетающие из подков, тут же норовили воткнуться в покрышку и проколоть камеру.

    Было дело. Один старый автомобилист говорил, что из-за подковных гвоздей приходилось ехать со скоростью не выше 30 км в час. Тогда гвозди, поднятые передним колесом, успевали упасть и заднее колесо не прокалывалось поднятым гвоздем. Такой вот лайф-хак древности.
  7. +4
    5 мая 2025 09:48
    Если вы зададите первому попавшемуся автомобилисту вопрос: «Чем шина отличается от покрышки?», я сильно удивлюсь, если кто-нибудь на него правильно ответит.
    Лев, совсем уж "зуммерами" своих читателей считать не стоит. Большинство из нас свой опыт вождения начинало на камерной резине, да и велосипеды в детстве у всех были.
    Спасибо за статью!
  8. +3
    5 мая 2025 09:51
    Сейчас подковные гвозди от лошадей с "успехом" заменили саморезы. Особенно на вспомогательных сельских дорогах и обочинах. Многие так и ездят на "шипованной" саморезами резине. А вот навыки дорожного ремонта шин практически утеряны.
    1. +2
      5 мая 2025 10:07
      А вот навыки дорожного ремонта шин практически утеряны.


      Безкамерку не так просто сейчас починить, есть дорожные наборы, но если повреждение требует снятие такой безкамерки, то что бы потом поставить обратно ее на обод, и накачать без мощного компрессора (который есть на шиномонтажке), нужно устраивать “взрыв” внутри шины, мы так один раз на Алтае немного бензина с WD40 заливали.
      1. +2
        5 мая 2025 10:31
        Безкамерку не так просто сейчас починить
        Потому все "докатку" и таскают с собой.
        1. +4
          5 мая 2025 18:09
          Антон, привет. Не по теме. Встретил тут иллюстрацию и понял почему ты так любишь Средневековье. Там была бурная жизнь. Пардон, если что.
          1. +2
            5 мая 2025 21:01
            Привет, Владимир!
            Про " не мылся 4 года" - это ложь и поклеп завистников из эпохи Возрождения. И Коперника не сожгли.
            А так в общем все верно.
            1. +2
              5 мая 2025 22:32
              А самое главное...
              Никаких ДПС! Никакой смены сезонной резины! Никакой замены ремня ГРМ! Фильтров! Масла! Свечей! Никаких страховок! И никаких двухколесных гомосексуалистов на дороге!
              Покормил-напоил "двигатель", запряг, плеснул дегтя в ступицы, сел и поехал!
              1. 0
                10 мая 2025 00:20
                Никакой замены ремня ГРМ!

                Да уж! Ремень ГРМ - просто диверсия.
            2. 0
              5 мая 2025 22:39
              Привет, про мытье согласен. Насколько я понимаю, после чумных эпидемий стали отваживать горожан от римских привычек в бани ходить.
              А Коперник вовсе не при делах. Собственно каноник по поводу геоцентризма и не возражал. Грубо говоря, он предложил более точный, нежели у предыдущих ученых, способ расчета движения планет. Его расчет основывался на воображаемой модели с Солнцем в центре. А потом происходил обратный пересчет в геоцентрическую систему. Читал какое-то исследование, говорившее что в первом издании "О вращении небесных сфер", гелиоцентрическая система рассматривалась только как расчетная модель.
          2. 0
            6 мая 2025 14:09
            Это говорят чтоб накачать самочувствие. Мол мы современные какие крутые laughing
  9. +4
    5 мая 2025 12:21
    Цитата: Oldrover
    если повреждение требует снятие такой безкамерки, то что бы потом поставить обратно ее на обод,
    Если для починки требуется снятие, то значит нужен ремонт горячей вулканизацией - на дороге самостоятельно точно не починишь.
    А для ликвидации небольших проколов от гвоздей и саморезов вполне годятся грибки, причем многие автолюбители даже не догадываются о их существовании и возможности заделать прокол самостоятельно - едут на шиномонтаж
    1. +2
      5 мая 2025 15:01
      Есть не дорогие наборы для ремонта бескамерных шин - клей, жгут и пара инструментов. Некоторые производителиавто комплектуют свою технику подобными наборам.
      1. 0
        5 мая 2025 21:56
        Причём даже без докатки...
    2. +2
      6 мая 2025 04:25
      А для ликвидации небольших проколов от гвоздей и саморезов вполне годятся грибки, причем многие автолюбители даже не догадываются о их существовании и возможности заделать прокол самостоятельно - едут на шиномонтаж. Вообще то применить "грибок" без демонтажа шины невозможно! Для этой цели есть "пробки" и жгуты.
      1. +2
        6 мая 2025 11:11
        Спасибо за дельную поправку, современные материалы для заделки прокола покрышки без снятия с диска называются жгутами, но многие советские шоферы их по инерции называют грибками.
    3. 0
      6 мая 2025 14:17
      А как не догадываются, разве не смотрять что именно так и латают на шиномонтаже ? Я лично предпочитаю поменять колесо и поехать на шиномонтаж. Можно не снять, а можно придеться снимать шину и осмотреть внутри.
  10. +1
    5 мая 2025 16:04
    очень интересный исторический обзор!
    Спасибо большое!
  11. +3
    5 мая 2025 17:36
    Отец купил через комиссионку Москвич 407 в 1962 году. Через девять лет по москвичёвской* очереди Жигули ВАЗ-2101, которые копейкой тогда никто не называл, это имя к ним (Жигулям) прилипилось уже после развала Союза. Тогда названия были простые - единичка (2101), тройка(2103), шестёрка (2106).
    Затем на заводе по разнарядке ВАЗ-21011, а там и Союз развалился.

    *Когда запустили завод в Тольятти он произодил больше легковых автомобилей, чем все остальные заводы Советского Союза - ГАЗ, АзЛК и ЗАЗ. Тогда на каждую марку авто была отдельная очередь, в которой можно было стоять годами, а то и десятилетиями. Жигулёвскую только организовали и получалось, что люди могли получить автомобиль в течение года-двух. Чтобы уравнять всех, по другим очередям рассылались приглашения на покупку Жигулей. Человек мог согласится и купить Жигули с потерей очерди на Москвич или отказаться и ждать своего москвича.

    Также в Союзе существовала практика наварки нового протектора на покрышку, разрешалось до двух наварок.

    Тогда всё было дефицит - машины, шины, аккумуляторы (в штатах это бэтeрис (Batteries). Отец возил в багажнике аккумулятор от грузовика, протянув провода в двигательный отсек.

    ps
    и последнее, на современных машинах тоже рекомендуется переставлять шины. Почему автор этого не знает, загадка.
    1. +1
      5 мая 2025 22:00
      Так и сейчас продлевают жизнь дорогим грузовым шинам - срезают старый протектор и наваривают "лентой" новый. Понятное дело, что на скоростных тяжёлых магистральных грузовиках этим заниматься не будут, но для среднетоннажников практикуется.
      1. +1
        6 мая 2025 14:21
        И на тяжелых наваривают, и даже на карьерных самосвалов, коих 100, 130 тон везут - наваряют. Каркас то очень дорогой, а износ протектора в руднике большой, там нет асфальта, только насипка гравием. Шина для 100 тонника 30000 зеленых стоит, нужны 6 шт., едут меньше года, круглосуточно.
    2. 0
      5 мая 2025 23:30
      ps
      и последнее, на современных машинах тоже рекомендуется переставлять шины. Почему автор этого не знает, загадка.
      не, загадка это с чего вы решили, что автор этого не знает request
  12. 0
    5 мая 2025 17:41
    Почему Мишлен, если пишется Мишелин?
    1. +6
      5 мая 2025 20:04
      Цитата: Валерий_Эриксон
      Почему Мишлен, если пишется Мишелин?

      Да уж... А почему пишется Ренаулт, а читается Рено? Таковы правила записи звучания французского языка при помощи графем латинского алфавита.
      К стати у французов с этим более менее нормально. Самый серьезный беспорядок в английском. Поэтому там люди с дизлексией не редкость.
      1. +1
        6 мая 2025 14:26
        Как-то мне с английским не сложно. Может, потому что изучал его...
        1. +1
          6 мая 2025 14:43
          Ну тогда Вам должно быть известно что в английских школах есть специальная дисциплина - спеллинг. Реформы правописания на английском так и остаются проектами.
          В других странах, и в России в том числе, такие реформы проводились и, порой неоднократно.
          1. +1
            6 мая 2025 15:00
            В курсе. Сам спеллинговал
  13. +1
    5 мая 2025 19:03
    В 1950 году были выпущены шины, предназначенные для езды по слякоти и снегу, получившие маркировку М+S. Можно заключить, что именно они явились первыми специально разработанными зимними шинами.

    Suomen Gummitehdas Oy в 1934 году выпустила зимнюю шину под названием Kelirengas (в переводе “шина для определённой погоды”). Новая шина была разработана для автобусов и грузового транспорта. Главной задачей Kelirengas являлось обеспечение тяги в глубоком снегу.
    1936 году на заводе в Нокиа было начато производство шин и для легковых автомобилей. Первая зимняя шина для легковых автомобилей получила название Lumi-Hakkapeliitta. Блоки протектора новой модели были, как и в Kelirengas, расположены поперек, но их сложный рисунок обеспечивал шине более широкий функционал. Помимо высоких сцепных свойств на снегу, шина обеспечивала сцепление на льду и гравии, а развитые канавки протектора хорошо очищались от снега и грязи…
  14. +2
    5 мая 2025 19:30
    Цитата: Luminman
    А уже во Второй мировой, натуральный каучук окончательно уступил место синтетическому.


    Во всей войне или только в 1942 году?
    Если посмотреть абсолютные цифры, синтетика так и не победила натуральный каучук.

    Вот только и у меня тоже вопрос - а зачем сейчас нужны плантации каучука, если его можно синтезировать искусственным путем? Спасибо...


    Все синтетические каучуки - узкоспециализированные. И их всегда так или иначе замешивают с натуральными.
    1. 0
      6 мая 2025 14:25
      Никогда не уступал. До сих пор, кроме дешевых марок, добавляют немного натурального каучука.
  15. +3
    5 мая 2025 19:31
    Цитата: Валерий_Эриксон
    Почему Мишлен, если пишется Мишелин?


    Правила французского языка.
    Пежо, а не Пегеут, и Рено, а не Ренаульт.
    1. -1
      5 мая 2025 20:23
      Месье знают толк в языковых извращениях. И в английский притащили с норманнским завоеванием.
      Кузина-кузен по-русски, а во французском пишется "наоборот"((((((((((((((((
  16. 0
    5 мая 2025 20:51
    Очень интересный материал, спасибо автору! Особенно про шины «НИИШП Ралли 2000». Если честно не знал...
  17. +1
    5 мая 2025 21:02
    В Треугольнике на Екатерининском канале (Обводном) и сейчас есть много шинных магазинов с шиномонтажем. Наряду с бесчисленными руинами, складами, офисами (например Гоблина) репетиционными комнатами бесчисленных рок-панк-джаз и прочих групп, автосервисами. И еще много чего, боюсь полной информации нет ни у налоговой, ни МВД, ни городских властей. Говорят, у кого-то там есть машина времени... и можно лично посмотреть на морлоков.
    Только вот шины там продают не своего производства, я там Пирелли брал летние.
    1. +1
      5 мая 2025 23:38
      Бывший Треугольник после Октябрьского переворота национализировали и назвали "Красный Треугольник" (Обводный канал, 108).
      Не стал писать об этом чтобы не удлинять статью
  18. 0
    5 мая 2025 22:51
    Цитата: Quzmi4
    Месье знают толк в языковых извращениях. И в английский притащили с норманнским завоеванием.
    Кузина-кузен по-русски, а во французском пишется "наоборот"((((((((((((((((


    Для начала, у них "крок-мадам" с яйцами, а "крок-месье" без.
  19. 0
    6 мая 2025 11:54
    Если же вам в советское время посчастливилось увидеть легковой автомобиль с частным номерным знаком и с четырьмя зимними шипованными шинами, то в 99 % случаев это была оперативная машина КГБ с номерами прикрытия.
    Ну, ну. Так сколько машин под прикрытием имело КГБ, чтоб потреблять 99% продукции шипованных шин из 17-ти заводов ? laughing
    1. +1
      6 мая 2025 15:23
      Вы невнимательно читали публикацию - шипованные шины в СССР шинными заводами серийно не выпускались, по крайней мере мне такие сведения в тех. литературе не встречались.
      Если вы таковыми сведениями располагаете - укажите источник, буду признателен

      А нешипованные выпускались в ничтожно малых количествах если измерять масштабами СССР
      1. 0
        7 мая 2025 00:38
        А если серийно не выпускались, тогда откуда взялись у КГБ ? Малыми сериями ? Тогда как окупалось оборудование, там всякие формы и прессы ?
        1. +1
          7 мая 2025 09:24
          Похоже что вы из той категории читателей, что читают между строк.
          В КГБ серийные советские зимние шины шиповали самостоятельно в автохозяйстве. По крайней мере мне так рассказывали те, кто когда-то служили в семерке.
          Возможно, что-то напутали за давностью или вспомнили чего не было - глубоко не исследовал этот вопрос
          Также серийные шины шиповали спортсмены
          1. Комментарий был удален.
  20. 0
    10 мая 2025 01:25
    Если об истории шин, то не мешало бы о навивке корда написать: диагональной и радиальной.