Япония приняла на вооружение противолодочный самолет нового поколения – Kawasaki P-1

16
Минобороны Японии официально заявило о завершении создания патрульных самолетов нового поколения P-1 для национальных сил самообороны страны. Первая партия из 2-х боевых машин поступила на вооружение авиационной базы Ацуги 26 марта 2013 года. Новые реактивные противолодочные самолеты Kawasaki P-1 пришли на смену длительное время эксплуатирующимся P-3C. Созданием патрульного самолета нового поколения занималась известная японская авиастроительная компания Kawasaki Heavy Industries. Работы по разработке нового самолета были начаты в 2001 году.

Завершение работ по разработке Р-1 планировалось еще на март прошлого года, но сроки сдачи проекта были сдвинуты практически на год из-за брака, который был обнаружен при производстве фюзеляжа и крыльев. Стоимость одного противолодочного самолета Р-1 специалистами оценивается приблизительно в 20 млрд. иен (208,3 млн. долларов). Всего Министерство обороны Японии собирается приобрести 70 таких самолетов, которые должны будут заменить 80 устаревших P-3C. При этом общее количество патрульных самолетов сил самообороны Японии даже сократится, но, по заверениям военных, это полностью компенсируется существенным преимуществом новых самолетов в разведывательных возможностях и скорости полета над старыми патрульными P-3C.
Япония приняла на вооружение противолодочный самолет нового поколения – Kawasaki P-1

Введение в эксплуатацию силами самообороны Японии патрульных самолетов нового поколения происходит на фоне обострения отношений между КНР и Японией на почве территориального спора за острова Сенкаку/Дяоюйдао. В настоящее время патрульные корабли Китая регулярно заходят в данную зону, которую Япония считает своей территорией. Применение японской стороной новых самолетов P-1 призвано, в том числе, добиться усиления контроля за территориальными водами вокруг спорного острова.

В настоящее время патрульный самолет P-1 является единственным в своем роде специально спроектированным реактивным самолетом такого назначения, исключая палубные модели. Из эксплуатирующихся в наши дни патрульных самолетов к самостоятельным разработкам можно отнести разве что Breguet Atlantic, который создавался с нуля, все остальные патрульные самолеты представляют собой модификацию ранее созданных самолетов другого назначения (обычно транспортных или пассажирских). Однако Япония самостоятельно не выпускает крупных авиалайнеров, хотя и принимает активное участие в их производстве. По этой причине новый патрульный самолет начали строить с нуля. Разработка самолета шла с 2001 года, первый серийный Kawasaki P-1 поднялся в небо 25 сентября 2012 года.

В настоящее время японский авиапром стремится к обретению самостоятельности. Сегодня в Японии реализуются 2-е совершенно разных национальных авиационных программы – создание патрульно-противолодочного P-1 и военно-транспортного самолета С-2, разработкой обоих занимается компания Kawasaki. При этом японцы применили весьма оригинальный подход, для экономии средств оба самолета проектировались параллельно с применением в конструкции общих узлов, деталей и агрегатов. Помимо этого экономия идет на этапе создания, производства и испытаний. Стоит отметить, что экономить, видимо, удается не очень, по крайней мере, противолодочный самолет уже вышел достаточно дорогим.
Военно-транспортный самолет С-2

При этом необходимо отметить, что идея унификации столь непохожих по характеристикам летательных аппаратов приходила в головы немногим. Судите сами, взлетная масса патрульного самолета не превышает 80 тонн, а транспортника – 141 тонну (разница в 76%). Первый самолет – это классический низкоплан, а второй является высокопланом. На первом самолете 4 двигателя, на втором – 2. И это не говоря об их различном назначении. У двух этих самолетов совершенно разные фюзеляжи, шасси и многие системы. В свое время, начиная данный проект, «Кавасаки» работало под лозунгом: «Один проект – 2 продукта». Красивая идея, но не очень красивая реализация. На сегодняшний день у самолетов общими являются отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, остекление кабин, ВСУ, компьютер системы управления полетом, системы контроля, предупреждения, приборная панель в кабине пилотов и т.п. Суммарная экономия на данной разработке в итоге может достигнуть до 10%.

В решении Управления обороны Японии на создание данных «близнецов» присутствовал явный политический аспект. Японские военные решительно отвергли американские предложения о поставках в страну морского патрульного самолета нового поколения Р-8 Poseidon, который был создан на базе Boeing 737, а также военно-транспортных Boeing С-17 и Lockheed Martin C-130J. Формальная причина отказа – несоответствие данных самолетов требованиям Сил самообороны Японии. Однако, причина, конечно же, не в этом. Истинная причина – это несоответствие выросшим амбициям японской промышленности и стремлению производить собственные самолеты. Оба проекта развивались в атмосфере скромности, которая присуща всем настоящим самураям, создание их шло без лишней шумихи, можно даже сказать в полной тайне.

Противолодочный самолет P-1 оснащен 4 японскими ТРДД Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10, тягой по 60 кН каждый. В 2005 году данные авиационные двигатели прошли испытания на борту экспериментальной летающей лаборатории С-1. В состав оборудования противолодочного самолета входит современная РЛС Toshiba HPS-100 c АФАР, комплекс оптико-электронных датчиков и магнитометр, который предназначается для поиска подлодок на сравнительно небольших дистанциях (данный прибор аналогичен применяемому на перспективном американском самолете Р-81 «Посейдон», который закупили ВМС Индии).

Для увеличения боевой эффективности самолета, а также облегчения работы его экипажа Kawasaki P-1 был оснащен системами с искусственным интеллектом, в которых Япония традиционно очень сильна. К примеру, имеющаяся на самолете система управления полетом должна сформировать сразу несколько возможных сценариев атаки подводной лодки и рекомендовать наиболее оптимальный вариант, исходя из имеющихся обстоятельств. Также интересен тот факт, что на P-1 впервые в мире будет реализована система управления нового типа – оптоволоконная. По сравнению со ставшей традиционной – электродистанционной системой управления, новая система будет обладать существенно большей устойчивостью к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве и проблемам электромагнитной совместимости.

Установленное на поисково-противолодочном самолете оборудование рассчитано на восприятие всех спектров физических полей подводной лодки. На борту помимо РЛС с фазированной антенной решеткой и магнитометра имеются радиогидроакустические буи, телевизионные и низкоуровневые инфракрасные датчики. Противолодочный самолет P-1 оснащен грузовым отсеком, в котором могут размещаться противолодочные торпеды или свободнопадающие авиабомбы. На 8 подкрыльевых пилонах могут устанавливаться противокорабельные ракеты. Максимальная боевая нагрузка самолета равняется 9 тоннам.

Многие специалисты скептически относятся к данной машине, которая по стоимости практически идентична американскому Boeing P-8 Poseidon, который обошелся индийским ВМС по цене в 220 млн. долларов за самолет. При этом данные японского самолета не дотягивают до патрульного самолета США. Хотя P-1 имеет превосходство по максимальной скорости полета в 100 км/ч (что для противолодочного самолета не является основным показателем, тем более что разница в крейсерской скорости в 3 раза меньше), японский самолет обладает меньшей дальностью полета – на 1000 км. Это эквивалентно сокращению времени патрулирования как минимум на 1 час. Помимо этого экипаж японского самолета состоит из 13 человек (2 пилота), в то время как на борту Boeing P-8 Poseidon находится 9 человек (2+7). С одной стороны это может говорить о примененном японцами разнообразии оборудования, а с другой является косвенным свидетельством меньшей автоматизации процессов. Хотя японцы и являются общепризнанными лидерами в области электроники.

В целом же исходя из расчета стоимости машины и затрат на ее ТО, достаточно большое число специалистов полагает, что Японии гораздо перспективнее было бы войти в кооперацию с США по созданию «Посейдона», или же просто закупить эти самолеты. Но потомки самураев выбрали другой путь, решив встать на путь самостоятельного военного самолетостроения.

Летно-технические характеристики Kawasaki P-1:
Размеры: размах крыла – 35,4 м., длина – 38,0 м., высота – 12,1 м.
Масса самолета взлетная – 79 700 кг.
Тип двигателя – 4 ТРДД Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10, тяга нефорсированная – 4х60 кН.
Максимальная скорость – 996 км/ч., крейсерская – 833 км/ч.
Практическая дальность – 8 000 км.
Практический потолок – 13 520 м.
Экипаж – 2 человека + 11 операторов
Боевая нагрузка: 9000 кг на 8 узлах подвески и в фюзеляже: ракеты: AGM-84 Harpoon, AGM-65 Maverick, ASM-1С; торпеды: Туре 97, МК-46, GRX-5; РГБ, глубинные бомбы до 100 штук.

Источники информации:
-http://www.military-informant.com/index.php/airforce/2656-kawasaki-p1.html#.UV3AjZPxrsM
-http://www.airwar.ru/enc/sea/p1.html
-http://aviaglobus.ru/2012/12/17/4914-2
-http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/AiKOut10/News10/News10009.htm
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 апреля 2013 08:20
    Товарищи, а так ли было необходимо ставить 4 (!) двигателя на скажем средний самолет? В целом японцы медленно но производят вполне современные вооружения...
    1. biglow
      +3
      5 апреля 2013 10:38
      Цитата: Гражданский
      Товарищи, а так ли было необходимо ставить 4 (!) двигателя на скажем средний самолет? В целом японцы медленно но производят вполне современные вооружения...

      может быть мощности двигателя не хватает и пришлось ставить 4 штуки,или вес самолета слишком велик...это чистые предположения ,я не спец
      1. +5
        5 апреля 2013 17:14
        Цитата: biglow
        может быть мощности двигателя не хватает


        А скорость-то как у бомбера, зачем противолодочному (патрульному) такая, насколько я помню МиГ-23 не могли лететь рядом с Орионом, сваливались
    2. opkozak
      +7
      5 апреля 2013 14:49
      Был в контакте с японскими инженерами. При установке оборудования говорим, лучше поставить так, меньше шлангов, короче кабеля.
      Япона мать говорит: "Нет , так надо." (при чем по-русски).
      Очень консервативный народ и очень щепетильный, одни перчатки до обеда, после обеда новые. Один комбинезон на инсталяцию (подарил новый запасной нашему механику).
  2. avt
    +5
    5 апреля 2013 09:11
    Цитата: Гражданский
    В целом японцы медленно но производят вполне современные вооружения...

    Да и причем настойчиво пытаются вылезти из под дяди Семы американского .Вот и боевой вертолет потихому себе сварганили .Не знаю как в небе ,а на картинке транспортник симпатично так смотрится .
  3. +1
    5 апреля 2013 09:54
    А вот и наш "ответ Чемберлену-сан". Скорей бы их побольше стало
    1. awerkiev
      +1
      5 апреля 2013 11:26
      Наш так то по серьёзнее выглядит! Прям как Касатка против Дельфинчика))))
    2. +5
      5 апреля 2013 12:53
      Это самолёт для совершенно других целей. Ту-214Р самолёт радиотехнической и оптико-электронной разведки, а не противолодочный самолёт как Kawasaki P-1, никаких средств по обнаружению ПЛ и тем более её уничтожению он не несёт.
      1. opkozak
        +2
        5 апреля 2013 14:54
        Че в облом к хвосту датчик магнитного поля прицепить и предусмотреть сброс буев на парашутах. Технику надо делать с возможностью модифицирования.
    3. vaf
      vaf
      +6
      5 апреля 2013 13:15
      Цитата: svp67
      А вот и наш "ответ Чемберлену-сан"


      Этот "Ответ" совсем не...."из той оперы"!

      lol
      Цитата: svp67
      Скорей бы их побольше стало


      99% что эти 2-е машины вообще..крайние! bully

      А наш ОТВЕТ сейчас..вот такой crying

      3 апреля 2013 года на производственную площадку Экспериментального машиностроительного завода имени В.М. Мясищева поступил для модернизации первый строевой противолодочный самолёт Ил-38 ВМФ России. crying



      Модернизация этого самолета будет проводиться по серийной документации, разработанной Авиационным комплексом имени С.В. Ильюшина.
      Продолжится она не менее года
      Авиакомплекс имени Ильюшина и ЭМЗ имени Мясищева подписали договор, в соответствии с которым они будут модернизировать Ил-38 на паритетных началах.
      Параллельная модернизация на двух производственных площадках будет способствовать ускорению модернизации парка Ил-38.
      На каждой из производственных площадок может производиться модернизация двух Ил-38.
      Лётные испытания модернизированных Ил-38Н будет проводить разработчик - Авиакомплекс имени Ильюшина.
      Модернизация строевых противолодочных Ил-38 осуществляется в соответствии с госпрограммой вооружения на период до 2020 года.
      Прежде всего доработке подвергается прицельно-поисковая система.
      На модернизированном Ил-38 устанавливается современная ППС «Новелла».
      Модернизированный самолёт получит обозначение Ил-38Н.

      1. +1
        5 апреля 2013 14:06
        Цитата: vaf
        Этот "Ответ" совсем не...."из той оперы"!



        Да Вы правы, это самолет другого предназначения, и он сможет своевременно следить за "новым японским чудом" и своевременно информировать наше командование - и Вы считаете, что это не адекватный ответ?
        И 99%, еще не 100% все может измениться, а в последнее время мы уже много раз бывали тому свидетелями
      2. Wasserfall
        +3
        5 апреля 2013 15:14
        Цитата: vaf
        А наш ОТВЕТ сейчас..вот такой

        Учитывая какие у нас "современные" РГАБ это какашка
      3. +2
        5 апреля 2013 21:14
        Цитата: vaf
        Модернизированный самолёт получит обозначение Ил-38Н.


        Одно хреново АИ-20м с 65 года не модернизировался\. а машинка неплохая, другой нету
      4. +1
        6 апреля 2013 09:42
        какой устаревший самолет новый-седая древность однако, разработка 50-х годов не иначе .японец намного лучше на мой взгляд...
  4. Durant
    +1
    5 апреля 2013 11:46
    Я, прямо скажем, не эксперт, но для противолодочного самолета, тем более нового поколения, 11 операторов как то совсем не мало... тянет на серьезный разведывательный самолет с ударными функциями... интересная тема.
  5. +1
    5 апреля 2013 12:56
    Перед тем как разрабатывать специализированные самолёты нужно сначала заняться производством серийных пассажирских и транспортных самолётов, иначе выйдет казус типа Kawasaki P-1 стоимостью как Посейдон, при гораздо низкой эффективности...
  6. НАПОЛЕОН
    +4
    5 апреля 2013 13:07
    японцы молодцы с ихней невероятной культурой труда и прилежностью у них должно получиться
    1. +2
      5 апреля 2013 17:17
      Цитата: НАПОЛЕОН
      с ихней невероятной культурой труда и прилежностью у них должно получиться


      Без американских технологий ни фига у них не получится, не помогут ни культура ни прилежность,
  7. sdf3wresdgg
    0
    5 апреля 2013 16:57
    База МВД всех граждан РФ на этом сайте trunc.it/mll61 и главное сделали вроде как для поиска утерянных родственников, но здесь вся информация о каждом из нас: переписки с друзьями, адреса, телефоны, место работы, и что самое страшное есть даже мои обнажение фото (правда не знаю от куда...). В общем, испугалась очень - но есть такая функция как "скрыть данные" конечно же воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
  8. Кавторанг
    0
    7 апреля 2013 14:47
    Цитата: Durant
    , прямо скажем, не эксперт, но для противолодочного самолета, тем более нового поколения, 11 операторов как то совсем не мало... тянет на серьезный разведывательный самолет с ударными функциями... интересная тема.

    Все правильно Вам видится. Вот он: новый патрульник/противолодочник/оператор наведения БЛА и есть: ударник, разведчик,патрульник в одном флаконе. Только модули загрузки меняй. Я уже погоны снял, но действующие служивые остались - расскажут, как весной-осенью эти демоны их окучивать будут.
  9. Кавторанг
    -1
    9 апреля 2013 13:59
    Зачем подавать экспортный индийский заказ, причем, авионика там израильская, за российскую глубокую модернизацию. Нет, ну ежели нам достаточно два летающих борта на весь Тихоокеанский флот - кто бы спорил.И наш ИЛ-38 и танский P-3 "Орион" это очень хорошие самолеты патрульники/противолдочники. Вопрос количества. И качества: прилетит P-8 "Посейдон" с Аляски, будем на таран поднимать ИЛ-38 с Елизово, или чо уж там мелочиться - поднимем ТУ-142М3 с Монгохты.
    ИЛ-38 recourse
    Модернизация этого самолета будет проводиться по серийной документации, разработанной Авиационным комплексом имени С.В. Ильюшина.
    Продолжится она не менее года
    Комментарии излишни. Занавес.