Япония приняла на вооружение противолодочный самолет нового поколения – Kawasaki P-1

Минобороны Японии официально заявило о завершении создания патрульных самолетов нового поколения P-1 для национальных сил самообороны страны. Первая партия из 2-х боевых машин поступила на вооружение авиационной базы Ацуги 26 марта 2013 года. Новые реактивные противолодочные самолеты Kawasaki P-1 пришли на смену длительное время эксплуатирующимся P-3C. Созданием патрульного самолета нового поколения занималась известная японская авиастроительная компания Kawasaki Heavy Industries. Работы по разработке нового самолета были начаты в 2001 году.

Завершение работ по разработке Р-1 планировалось еще на март прошлого года, но сроки сдачи проекта были сдвинуты практически на год из-за брака, который был обнаружен при производстве фюзеляжа и крыльев. Стоимость одного противолодочного самолета Р-1 специалистами оценивается приблизительно в 20 млрд. иен (208,3 млн. долларов). Всего Министерство обороны Японии собирается приобрести 70 таких самолетов, которые должны будут заменить 80 устаревших P-3C. При этом общее количество патрульных самолетов сил самообороны Японии даже сократится, но, по заверениям военных, это полностью компенсируется существенным преимуществом новых самолетов в разведывательных возможностях и скорости полета над старыми патрульными P-3C.
Япония приняла на вооружение противолодочный самолет нового поколения – Kawasaki P-1


Введение в эксплуатацию силами самообороны Японии патрульных самолетов нового поколения происходит на фоне обострения отношений между КНР и Японией на почве территориального спора за острова Сенкаку/Дяоюйдао. В настоящее время патрульные корабли Китая регулярно заходят в данную зону, которую Япония считает своей территорией. Применение японской стороной новых самолетов P-1 призвано, в том числе, добиться усиления контроля за территориальными водами вокруг спорного острова.

В настоящее время патрульный самолет P-1 является единственным в своем роде специально спроектированным реактивным самолетом такого назначения, исключая палубные модели. Из эксплуатирующихся в наши дни патрульных самолетов к самостоятельным разработкам можно отнести разве что Breguet Atlantic, который создавался с нуля, все остальные патрульные самолеты представляют собой модификацию ранее созданных самолетов другого назначения (обычно транспортных или пассажирских). Однако Япония самостоятельно не выпускает крупных авиалайнеров, хотя и принимает активное участие в их производстве. По этой причине новый патрульный самолет начали строить с нуля. Разработка самолета шла с 2001 года, первый серийный Kawasaki P-1 поднялся в небо 25 сентября 2012 года.

В настоящее время японский авиапром стремится к обретению самостоятельности. Сегодня в Японии реализуются 2-е совершенно разных национальных авиационных программы – создание патрульно-противолодочного P-1 и военно-транспортного самолета С-2, разработкой обоих занимается компания Kawasaki. При этом японцы применили весьма оригинальный подход, для экономии средств оба самолета проектировались параллельно с применением в конструкции общих узлов, деталей и агрегатов. Помимо этого экономия идет на этапе создания, производства и испытаний. Стоит отметить, что экономить, видимо, удается не очень, по крайней мере, противолодочный самолет уже вышел достаточно дорогим.
Военно-транспортный самолет С-2

При этом необходимо отметить, что идея унификации столь непохожих по характеристикам летательных аппаратов приходила в головы немногим. Судите сами, взлетная масса патрульного самолета не превышает 80 тонн, а транспортника – 141 тонну (разница в 76%). Первый самолет – это классический низкоплан, а второй является высокопланом. На первом самолете 4 двигателя, на втором – 2. И это не говоря об их различном назначении. У двух этих самолетов совершенно разные фюзеляжи, шасси и многие системы. В свое время, начиная данный проект, «Кавасаки» работало под лозунгом: «Один проект – 2 продукта». Красивая идея, но не очень красивая реализация. На сегодняшний день у самолетов общими являются отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, остекление кабин, ВСУ, компьютер системы управления полетом, системы контроля, предупреждения, приборная панель в кабине пилотов и т.п. Суммарная экономия на данной разработке в итоге может достигнуть до 10%.

В решении Управления обороны Японии на создание данных «близнецов» присутствовал явный политический аспект. Японские военные решительно отвергли американские предложения о поставках в страну морского патрульного самолета нового поколения Р-8 Poseidon, который был создан на базе Boeing 737, а также военно-транспортных Boeing С-17 и Lockheed Martin C-130J. Формальная причина отказа – несоответствие данных самолетов требованиям Сил самообороны Японии. Однако, причина, конечно же, не в этом. Истинная причина – это несоответствие выросшим амбициям японской промышленности и стремлению производить собственные самолеты. Оба проекта развивались в атмосфере скромности, которая присуща всем настоящим самураям, создание их шло без лишней шумихи, можно даже сказать в полной тайне.

Противолодочный самолет P-1 оснащен 4 японскими ТРДД Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10, тягой по 60 кН каждый. В 2005 году данные авиационные двигатели прошли испытания на борту экспериментальной летающей лаборатории С-1. В состав оборудования противолодочного самолета входит современная РЛС Toshiba HPS-100 c АФАР, комплекс оптико-электронных датчиков и магнитометр, который предназначается для поиска подлодок на сравнительно небольших дистанциях (данный прибор аналогичен применяемому на перспективном американском самолете Р-81 «Посейдон», который закупили ВМС Индии).

Для увеличения боевой эффективности самолета, а также облегчения работы его экипажа Kawasaki P-1 был оснащен системами с искусственным интеллектом, в которых Япония традиционно очень сильна. К примеру, имеющаяся на самолете система управления полетом должна сформировать сразу несколько возможных сценариев атаки подводной лодки и рекомендовать наиболее оптимальный вариант, исходя из имеющихся обстоятельств. Также интересен тот факт, что на P-1 впервые в мире будет реализована система управления нового типа – оптоволоконная. По сравнению со ставшей традиционной – электродистанционной системой управления, новая система будет обладать существенно большей устойчивостью к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве и проблемам электромагнитной совместимости.

Установленное на поисково-противолодочном самолете оборудование рассчитано на восприятие всех спектров физических полей подводной лодки. На борту помимо РЛС с фазированной антенной решеткой и магнитометра имеются радиогидроакустические буи, телевизионные и низкоуровневые инфракрасные датчики. Противолодочный самолет P-1 оснащен грузовым отсеком, в котором могут размещаться противолодочные торпеды или свободнопадающие авиабомбы. На 8 подкрыльевых пилонах могут устанавливаться противокорабельные ракеты. Максимальная боевая нагрузка самолета равняется 9 тоннам.

Многие специалисты скептически относятся к данной машине, которая по стоимости практически идентична американскому Boeing P-8 Poseidon, который обошелся индийским ВМС по цене в 220 млн. долларов за самолет. При этом данные японского самолета не дотягивают до патрульного самолета США. Хотя P-1 имеет превосходство по максимальной скорости полета в 100 км/ч (что для противолодочного самолета не является основным показателем, тем более что разница в крейсерской скорости в 3 раза меньше), японский самолет обладает меньшей дальностью полета – на 1000 км. Это эквивалентно сокращению времени патрулирования как минимум на 1 час. Помимо этого экипаж японского самолета состоит из 13 человек (2 пилота), в то время как на борту Boeing P-8 Poseidon находится 9 человек (2+7). С одной стороны это может говорить о примененном японцами разнообразии оборудования, а с другой является косвенным свидетельством меньшей автоматизации процессов. Хотя японцы и являются общепризнанными лидерами в области электроники.

В целом же исходя из расчета стоимости машины и затрат на ее ТО, достаточно большое число специалистов полагает, что Японии гораздо перспективнее было бы войти в кооперацию с США по созданию «Посейдона», или же просто закупить эти самолеты. Но потомки самураев выбрали другой путь, решив встать на путь самостоятельного военного самолетостроения.

Летно-технические характеристики Kawasaki P-1:
Размеры: размах крыла – 35,4 м., длина – 38,0 м., высота – 12,1 м.
Масса самолета взлетная – 79 700 кг.
Тип двигателя – 4 ТРДД Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10, тяга нефорсированная – 4х60 кН.

Максимальная скорость – 996 км/ч., крейсерская – 833 км/ч.
Практическая дальность – 8 000 км.
Практический потолок – 13 520 м.
Экипаж – 2 человека + 11 операторов
Боевая нагрузка: 9000 кг на 8 узлах подвески и в фюзеляже: ракеты: AGM-84 Harpoon, AGM-65 Maverick, ASM-1С; торпеды: Туре 97, МК-46, GRX-5; РГБ, глубинные бомбы до 100 штук.

Источники информации:
-http://www.military-informant.com/index.php/airforce/2656-kawasaki-p1.html#.UV3AjZPxrsM
-http://www.airwar.ru/enc/sea/p1.html
-http://aviaglobus.ru/2012/12/17/4914-2
-http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/AiKOut10/News10/News10009.htm
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти