Процесс Фишера-Тропша: железные внутренности

18 351 50
Процесс Фишера-Тропша: железные внутренности

О производстве синтетического бензина в Германии во время войны читали или слышали очень многие. Но, думается, что весьма немногим доводилось знакомиться с технологией в деталях. Долгое время были недоступны первоисточники, которые теперь цифруются, а исследователи говорили о военной экономике как-то вообще, не считая нужным знакомить читателей с деталями. Но теперь есть возможность посмотреть на производство синтетического бензина вблизи. После поражения Германии американские специалисты внимательно изучили заводы, использовавшие технологию Фишера-Тропша-Рёлена, и поэтому у нас есть достаточно подробное описание этой технологии по состоянию на 1945 год, составленное в 1947 году U.S. Department of Energy Office of Scientific and Technical Information.

В этой теме нет обычной морали, это почти чистое военно-экономическое «заклепочничество». Однако весьма интересно то, что в промышленной химической технологии важна не только и не столько формула, сколько удачно сконструированный, простой и удобный аппарат, в котором эта реакция происходит. И это будет видно весьма наглядно.



Растущее производство


Производство по методу Фишера-Тропша-Рёлена началось в 1938 году, и до конца войны было построено 9 заводов. Из них четыре вступили в строй в 1938 году: BRABAG, Ruhrchemie, Rheinpreussen, Gewerkschaft Viktor. Три завода вступили в строй в 1939 году: Krupp Treibstoffwerk, Essener Steinkohle, Hoesch-Benzin. Один завод — Schaffgotsch — был построен в 1941 году и ещё один — Wintershall — в 1943 году.

Надо отметить, что заводы расширялись в процессе работы. Например, BRABAG начинал со 103,5 тысяч тонн в год, а достиг пика в 1943 году — 179,6 тысяч тонн. В 1938 году мощность четырёх заводов составляла 186,6 тысяч тонн, а в 1944 году (в годовом исчислении) — 576,6 тысяч тонн. Эти данные приводятся американцами по трофейной документации.


Облигация Essener Steinkohle AG на 1000 рейхсмарок 1942 года. Финансирование строительства шло вполне капиталистическими методами — выпуском ценных бумаг

Хотя заводы несколько отличались в деталях, например, ранняя серия заводов использовала синтез при атмосферном давлении, а поздняя — давление от 5 до 15 атмосфер, тем не менее, у них было много общего. Общая схема процесса была такова: приготовление синтез-газа — очистка синтез-газа от серы — синтез — охлаждение газа и осаждение жидких продуктов — разгонка на фракции — приготовление готовых продуктов.

И на каждой стадии были свои технические нюансы.

Приготовление синтез-газа


Синтез-газ, как правило, делали из кокса, только на заводе BRABAG в качестве исходного сырья использовались буроугольные брикеты. Это было связано с тем, что большинство заводов, работавших по этому методу, располагались в Руре, вблизи крупных месторождений каменного угля и крупных заводов по производству кокса для чёрной металлургии. Была возможность часть кокса, например, коксовую мелочь, не подходящую для загрузки в домны, использовать для выпуска синтез-газа.


Производство синтез-газа или т. н. «водяного газа» производилось в генераторах стандартным способом. Через раскалённый кокс продувался водяной пар, который и давал газ, состоящий из угарного газа и водорода. Отсюда и название.

Однако требовалось соотношение водорода к угарному газу 2:1, тогда как применяемые генераторы водяного газа давали соотношение водорода к угарному газу 1,25:1 при 10-12 % инертных компонентов. Поэтому примерно треть водяного газа после очистки отправлялась на переработку методом паровой конверсии при температуре 500 градусов и железном катализаторе, которая давала газ с составом 61 % водорода и 5 % угарного газа. На этой стадии угарный газ реагировал с паром, давая углекислый газ и водород. Этот обработанный газ смешивали с сырым водяным газом, получая нужную пропорцию водорода к угарному газу 2:1 с 20%-ным содержанием инертных компонентов, таких как азот и углекислый газ.

Если у завода была возможность использовать коксовый газ напрямую, то этот коксовый газ тоже не использовался сразу, а смешивался с водяным паром и подавался в генератор водяного газа, и в этом случае сразу получалась оптимальная пропорция реагирующих водорода и угарного газа. На кубометр такого газа расходовалось 490 граммов кокса и 0,32 кубометра коксового газа.

Очистка от серы


Газ из немецкого угля содержал 2-5 граммов сероводорода на кубометр или примерно 10-20 граммов соединений серы на 100 кубометров. Очистка газа от серы производилась в две стадии. Первая — пропуск газа через оксид железа при нормальной температуре. Эта стадия очищала от большей части серы. Вторая — пропуск газа через башни, заполненные гранулами из смеси гидроксида железа и карбоната натрия. Каждая башня вмещала в себя 60 тонн гранул и могла пропустить 10 тысяч кубометров газа в час. Очищаемый газ нагревали до 180-250 градусов, и после прохождения башен он содержал всего 0,5 грамм серных соединений на 100 кубометров газа или в 20-40 раз меньше, чем до этого. Башни перезаряжались свежим реактивом раз в квартал, и после выгрузки гранулы содержали порядка 9 % серы от своего веса.

Процесс синтеза и реактор


Теперь самая главная часть оборудования, в котором происходил собственно синтез углеводородных соединений — реактор.

Реактор для синтеза при атмосферном давлении представлял собой аппарат из стальных листов, длиной 5 метров, высотой 2,5 метра и шириной 1,5 метра, внутри которого были смонтированы 600 горизонтальных труб для пропуска воды диаметром 40 мм и 555 вертикальных стальных листов толщиной 1,6 мм через каждые 4,7 мм. Всё это устройство весило 50 тонн. Между трубками и листами насыпался катализатор — 12 кубометров, общим весом 3 тонны, в котором было до 950 кг кобальта.

Катализатор состоял из кобальта и оксида тория, нанесённого на диатомит или горную муку, сформованную в гранулы размером 1-3 мм. Катализатор производился на трёх заводах в Хольтене, Люцкендорфе и Шварцхайде, общей мощностью 3 тысяч тонн в год, которые снабжали шесть заводов в Рурской области.

Система охлаждения была циркуляционной и имела расширительный бак, откуда газ стравливался через клапан и куда доливалась свежая вода. Аппарат работал ещё и как паровой котёл.

Температура реакции была от 185 до 195 градусов, максимум до 200 градусов, расход газа составлял 600 кубометров в час на каждый аппарат.

Этот сравнительно небольшой аппарат имел среднюю производительность примерно 650 тонн на кампанию катализатора, которая длилась от 4 до 8 месяцев, в зависимости от конкретных условий завода. Насколько можно судить, основной проблемой катализатора было то, что он забивался высокомолекулярными соединениями, вроде парафина. Поэтому реакторы, в которых катализатор работал более трёх месяцев, периодически проливались синтетическими маслами или же продувались нагретым до 195 градусов водородом. Однако и это не помогало, и реактор приходилось отключать, разбирать и чистить.

Вообще, это только немцы могли построить такое устройство. Изготовление аппарата требовало большой тщательности. Для каждого из них требовалось изготовить 555 листов, в каждом из которых просверливалось 600 точно размеченных отверстий, или 330 тысяч отверстий на один аппарат. Если где-то отверстие с отклонением, то лист просто не наденешь на трубчатку. Потом эти листы требовалось смонтировать, точно соблюдая зазор между ними. Исключительно трудоёмкое дело.

Засыпать три тонны катализатора в щели по 4,7 мм тоже требовало большой тщательности и аккуратности, чтобы гранулы заполнили все пространство между трубами и листами. Потом всё это забивалось высокомолекулярными соединениями, вроде парафина, с температурой кипения выше 200 градусов, и катализатор превращался в сплошную массу, которую ещё надо вынуть из узких щелей. Скорее всего, это делалось с помощью струи перегретого пара.

При этом на заводе стоял далеко не один такой реактор. Например, на заводе Essener Steinkohle AG мощностью 80 тысяч тонн жидких продуктов в год стояло 130 реакторов. Рекордсменом был завод BRABAG, который имел 262 реактора. Можно себе представить масштабы трудностей в обслуживании этих аппаратов.

В общем, идея Отто Рёлена вполне понятна. Он стремился к обеспечению одинаковых условий реакции во всём аппарате, без локальных недогревов и перегревов. Но явно перестарался и сделал аппарат, исключительно неудобный и трудоёмкий в изготовлении и обслуживании.

Готовые продукты


Немцам удалось добиться весьма высокой эффективности процесса. Теоретический выход реакции составлял 208 граммов на кубометр газа, тогда как в процессе получали от 130 до 165 граммов на кубометр газа, то есть от 62,5 до 79,3 % от теоретического выхода.

В ходе реакции получался следующий состав продуктов:

Газы (в основном метан) — 14 %
Лёгкие продукты (температура кипения от 25 до 165 градусов) — 47 %
Средние продукты (165-230 градусов) — 17 %
Тяжёлые продукты (230-320 градусов) — 11 %
Мягкий парафин (320-460 градусов) — 8 %
Твёрдый парафин (температура кипения более 460 градусов) — 3 %.

Продукты с высокой температурой кипения, очевидно, выливались из аппарата сразу в жидком виде. Остальное в газообразном виде поступало в охладительную башню, выложенную кислотоупорным кирпичом, в которую впрыскивалась холодная вода. Лёгкие продукты с температурой кипения до 145 градусов конденсировались, а остальной газ пропускался через фильтр из активированного угля, после которого оставался сухой газ.

В некоторых случаях конденсировались только тяжёлые продукты, а газ с более лёгкими продуктами ещё раз пропускался через реактор.

Полученный газ сжижался в компрессорах и продавался в сжиженном виде.

Лёгкие продукты имели октановое число 53, и в них обычно добавляли до 20 % бензола и 0,02-0,04 % тетраэтилсвинца, чтобы получить стандартный армейский бензин с октановым числом 72-78.


Средние продукты смешивались с нефтепродуктами с такой же температурой выкипания в равной пропорции, и эта смесь использовалась как авиационное дизтопливо. В Германии были авиационные дизельные двигатели: Jumo 204, Jumo 205, Jumo 207 и другие их модификации, которыми оснащались Ju 86, использовавшиеся как высотные разведчики и бомбардировщики.

Тяжёлые продукты первоначально тоже использовали в качестве дизтоплива, но впоследствии нехватка мыла заставила перенаправить этот вид продукта синтеза на изготовление моющего средства, известного под названием Mersol.

Парафин, как уже говорилось в статье о немецком синтетическом жире, отправлялся на переработку в пищевые синтетические жиры.

Расход сырья, топлива и материалов


Сколько потреблял сырья, топлива и материалов один завод? Например, Essener Steinkohle AG, за год, с июля 1942 года по июль 1943 года.

Производство составило 82 470,7 тонн готовых продуктов.

При этом израсходовано:

Кокс — 306,8 тысяч тонн
Коксовый газ — 214,7 млн кубометров
Электроэнергия — 49,3 млн квтч
Пар 3,5 атм — 795,8 тысяч тонн
Пар 10 атм — 284,2 тысяч тонн
Пар 23 атм — 413,8 тысяч тонн
Вода — 5,6 млн кубометров
Катализатор для синтеза — 519 тонн
Катализатор для очистки серы — 3500 тонн
Активированный уголь — 1698 тонн

При этом получалось 172,6 млн кубометров оборотного газа, из которых 13,7 млн кубометров расходовалось на технологические нужды самого процесса, и 158,8 млн кубометров отправлялось на обогрев коксовых печей.

Экономика вопроса


По собранным американцами данным, капитальные вложения в строительство составляли 800 рейхсмарок на тонну годовой мощности для первого завода, а для заводов, пущенных в 1939 году, вложения колебались от 650 до 400 рейхсмарок на тонну годовой мощности. Например, Essener Steinkohle AG, при мощности 80 тысяч тонн жидких продуктов в год, обошёлся в 32 млн рейхсмарок, что даёт 400 рейхсмарок на тонну годовой мощности.

Теперь себестоимость продукции. По тому же заводу Essener Steinkohle AG в апреле 1944 года себестоимость составляла 23,7 рейхспфеннигов за кг, причём это включая все затраты, в том числе заработную плату, расходы на ремонт и обслуживание, а также отчисления на погашение капитальных вложений.

Среди затрат на первом месте стояла стоимость кокса — 7,7 рейхспфеннигов, далее — отчисления на погашение капитальных затрат — 7,48 рейхспфеннигов, далее — стоимость коксового газа — 4,75 рейхспфеннигов в расчёте на 1 кг жидких продуктов.

Чистая себестоимость, без отчислений, составляла 16,23 рейхспфеннигов за 1 кг.

По стадиям производства:

Приготовление синтез-газа — 13,25 рейхспфеннигов
Очистка синтез-газа — 2,45 рейхспфеннигов
Синтез жидких продуктов — 6,55 рейхспфеннигов
Сбор и обработка продуктов — 1,46 рейхспфеннигов

Стоимость продукции определялась стоимостью кокса, которая составляла 47,4 % от материальных затрат, без отчислений на погашение капитальных вложений. Если из чистой себестоимости, без отчислений, исключить стоимость сырья, то собственные затраты самого процесса составляют всего лишь 8 рейхспфеннигов на 1 кг жидких продуктов.

Оказывается, что процесс Фишера-Тропша, даже в своей военной модификации, лишённой разных полезных усовершенствований, вроде хорошей теплоизоляции, сберегающей расход топлива на нагрев газа, а также имевшей весьма неудобный реактор синтеза, тем не менее, был весьма экономичным процессом, если брать именно синтез и обработку получившихся жидких продуктов. Так что весьма распространённый миф о некоей особенной дороговизне процесса Фишера-Тропша при близком рассмотрении оказывается именно что мифом.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 мая 2025 04:41
    По экономике вопроса лучше бы указали какие-нибудь довоенные стоимости соляры из румынской нефти, так как вряд ли нам что-то может сказать стоимость в рейхспфеннингах.
    Стоимость продукции определялась стоимостью кокса, которая составляла 47,4 % от материальных затрат, без отчислений на погашение капитальных вложений. Если из чистой себестоимости, без отчислений, исключить стоимость сырья, то собственные затраты самого процесса составляют всего лишь 8 рейхспфеннигов на 1 кг жидких продуктов.

    Судя по тому, что из 300 тысяч тонн угля получали меньше ста тысяч тонн топлива, большая часть угля уходила на нагрев системы и кипячение воды, вычесть такое сырье - смелое заявление, так как этот нагрев и есть фактическая цена процесса Фишера-Тропша. А то может немцам экономически выгодней было бы на стимпанк перейти, топили бы танки и самолеты углем, зато как стильно lol
    А забивался катализатор скорее традиционно - серой, которую всю не очистишь.
    1. -1
      11 мая 2025 16:39
      Цитата: alexoff
      Судя по тому, что из 300 тысяч тонн угля получали меньше ста тысяч тонн топлива, большая часть угля уходила на нагрев системы и кипячение воды, вычесть такое сырье - смелое заявление, так как этот нагрев и есть фактическая цена процесса Фишера-Тропша.

      Кокс 5-6 тыс. ккал/кг, а бензин что то в районе 10 тыс. ккал/кг. По энергии потери значительные - но не запредельные - 30-40%
      1. -1
        11 мая 2025 17:43
        Цитата: Владимир-ТТТ
        Кокс 5-6 тыс. ккал/кг, а бензин что то в районе 10 тыс. ккал/кг.

        Не знаю что это за цифры, удельная теплота сгорания соляры примерно 40 МДж/кг, угля 30 МДж/кг, а эффективность примерно 30%
        1. 0
          12 мая 2025 08:15
          Статья крайне интересная. Не хватает только сравнение цены литра синтез топлива с бензином из нефти. Впрочем в условиях блокады и, соответственно, нехватки нефти, это не самый важный показатель. Так же интересно, как было с экологической точки зрения такое производство.
    2. +1
      11 мая 2025 20:13
      Прикидываю на "скорую руку": Уголь коксующийся (с учетом падения) 195$ тонна. В "отходы" 66%. Итого 1 тонна топлива 585$. Цена бензина за литр в Саудовской Аравии 0,62$.
      Теперь понятно почему танки немецкие на синтетическом бензине?
      1. +3
        11 мая 2025 20:16
        Тонна бензина по саудовским ценам будет 843,2 доллара laughing
        Просто тонна Аи-80 - это 1360 литров.
      2. +1
        12 мая 2025 00:07
        Цитата: Brenneke
        Уголь коксующийся (с учетом падения) 195$ тонна. В "отходы" 66%. Итого 1 тонна топлива 585$. Цена бензина за литр в Саудовской Аравии 0,62$.
        Теперь понятно почему танки немецкие на синтетическом бензине?

        Скорее бегите в лукойл или роснефть, оказывается делать соляру из угля выгодно! laughing
        Цитата: Brenneke
        Теперь понятно почему танки немецкие на синтетическом бензине?

        не могли купить у саудитов, потому что те еще только начали нефть добывать в 1938 году?
    3. 0
      14 мая 2025 16:15
      Про стимпанк - это шутка, конечно, как раз потому, что углём топить танки и самолёты невозможно (в 20, а не 19 веке), а топить им же автомобили - хотя и дёшево, но не слишком эффективно.
  2. +3
    11 мая 2025 05:39
    Весьма подробно описана технология изготовления эрзац продуктов...очень интересно с технической точки зрения.
    Благодарю автора за подробности. hi
    1. +1
      11 мая 2025 14:13
      Технология получения жидкого топлива из твердого - давно не секрет.
      Но автор написал максимально понятно.
      Хотя, меня терзают смутные подозрения, что нейросети, к этой статье, руку приложили...
      1. 0
        11 мая 2025 18:14
        нейросети, к этой статье, руку приложили...
        Это хорошо или плохо?
        1. 0
          21 мая 2025 20:10
          Нейросети способны врать. laughing При отсутствии достоверной информации придумать что-то похожее на то, что запрашивает человек, но реально отсебятина. Так что еще потом надо проводить расследование и уговаривать нейронку не врать, а говорить, мол настоящей инфы нету. laughing
          1. 0
            21 мая 2025 21:28
            Ну да, проблему верификации данных полученных от ИИ отмечают большинство экспертов. Даже при моем скромном опыте несколько раз встречался с существенным искажением информации в ответах на запросы.
            Но мой вопрос был к комментатору, отметившему возможное использование ИИ в заметке. Вопрос в следующем - он за или против использования ИИ в подобных задачах.
  3. 0
    11 мая 2025 07:19
    Че то не спас синтетический бензин немцев в Арденах,наступление закончилось,потому, как топлива не хватило.
    1. 0
      14 мая 2025 16:15
      Заводы бомбили уже к тому времени.
  4. +6
    11 мая 2025 07:57
    Основным персоналом этих заводов были военнопленные и другие заключенные концентрационных лагерей. Несколько заводов находились вблизи концлагеря Освенцим — крупнейшей из нацистских «фабрик смерти». Люди на заводах работали на износ в самом прямом и трагическом смысле слова.

    Один из очевидцев свидетельствует:
    «На территории предприятия не было ни травинки; почва пропитана ядовитыми остатками угля и бензина. Единственными живыми существами здесь были машины и рабы, причем первые выглядели более живыми, чем вторые».


    в начале апреля 1945 года топливные предприятия Германии прекратили производство, притом что все запасы ГСМ были уничтожены. Воевать стало нечем-это к вопросу о возможностях вермахта продолжать сражаться в окружениях.

    Согласно решению Потсдамской конференции «Большой тройки» оставшееся целым оборудование немецких топливных заводов было передано по репарациям Советскому Союзу и вывезено в Ангарск, Салават и Новочеркасск, где стало основой создания крупных нефтехимических комплексов. Трофейное оборудование вплоть до настоящего времени используется для производства термостабильного авиакеросина Т-6 и ракетного горючего (с)

    Что касается рентабельности пр-ва синт бензина-то его почти сегодня не проиводят-не выгодно
    1. +2
      11 мая 2025 14:17
      Ольгович! Я уж и не надеялся вас встретить.
      А вдруг еще кто подтянется, профессор, или Олег?.
      Со всем уважением.
    2. +1
      14 мая 2025 16:17
      Что касается рентабельности пр-ва синт бензина-то его почти сегодня не проиводят-не выгодно


      "Не выгодно" пока есть доступная нефть. Когда нефть закончится (как дешёвый продукт), очень многое невыгодное резко станет выгодным.
    3. 0
      26 июля 2025 17:54
      Что касается рентабельности пр-ва синт бензина-то его почти сегодня не производят-не выгодно

      Это сегодня невыгодно, но что будет лет через 30-40. Всё на электротягу не переведут. А добыча нефти и газа на Крайнем севере дорога. Так, что ещё не вечер. А уголь на месте - он и есть наш резерв для производства и электроэнергии и может даже моторного топлива.
  5. +5
    11 мая 2025 10:13
    Я ни разу не химик, но читаю с большим интересом. Нравится системность подачи и популярность. Автору спасибо. Будет продолжение?!
    1. +2
      11 мая 2025 11:43
      Цитата: mr.ZinGer
      Будет продолжение?!
      Вряд ли: он в своих статьях по этой теме расписал почти всё, формул только нет.
      1. 0
        12 мая 2025 08:20
        Ну почему же, про эрзац продукцию во время Второй мировой можно много чего расписать, вплоть до снабжения ядерного проекта нацистов.
  6. +1
    11 мая 2025 12:02
    Очень интересно! Не представляю, как умирали люди, заключенные, которые чистили эти реакторы... Кобальт, торий, сера, не считая остальной таблицы Менделеева...
    Был однажды на нашем очень большом химзаводе, так там везде на кранах с водой надписи "не пить". А в одном из самых ядовитых цехов очень высокая зарплата и очень низкая пррдолжительность жизни. Там на территории дышать трудно, не то что работать. И это при соблюдении всех норм и прапил ТБ. Говорили, что почву вокруг и воды отравили ещё в ранний период работы в советское время.
    1. +3
      11 мая 2025 15:15
      В 93-м году привезли мы в турецкий Искандерун очень красивый уголь из ЮАР, сверкал искрами на гранях, на берегу стоял хим.завод, четыре трубы парили голубоватым, розовым, ярко-белым и еще каким то цветом. Тогда много писали о турецком экономическом чуде.
      Дышать порту было очень тяжело, хз что они химичили. Тоже наверное по описанной технологии. Да и турецкий рабочий тогда недорого стоил..
  7. +4
    11 мая 2025 13:14
    Себестоимость дизеля из нефти на порядок ниже получаемого в процессе Фишера-Тропша. Кроме того этот процесс дает только парафин и следовательно температура застывания дизтоплива - плюсовая, а октан бензина - минимальный. В интернете есть материал про ленинградского ученого который случайно обнаружил, что немецкий авиабензин мутнеет при минус 10 градусах. В результате - когда температура воздуха была минус 20 градусов Мессеры не могли летать! Это очень помогло в обороне Ленинграда. Вот вам и синтез Фишера-Тропша. Очень дорого. Реально эта технология может использоваться только на "безрыбье". - отсутствии собственной нефти и наличии санкций по ее поставке. В ЮАР до сих пор есть действующие производства, но это исключение.
    1. +4
      11 мая 2025 14:07
      Если использовать не уголь, а природный газ, ситуация меняется.
      См. катарский Oryx GTL (по юаровской технологии, кстати), где они получают всю линейку жидких углеводородов, включая безсернистое дизтопливо, дешевле, чем если бы из импортной нефти.
      1. 0
        12 мая 2025 00:13
        Цитата: deddem
        Если использовать не уголь, а природный газ

        то зачем вообще заморачиваться с каким-то там производством, если можно ездить прямо на газу? recourse А катарцам видимо денег некуда девать, будто у них нет своей нефти
        А нормальные люди из газа делают всё подряд, полиэтилен и азотные удобрения с взрывчаткой например
        1. 0
          14 мая 2025 16:24
          зачем вообще заморачиваться с каким-то там производством, если можно ездить прямо на газу?

          Температура кипения метана составляет −161,49 °C
          Попробуй.
          Машины ездят не на природном газу, т.е. метане, а на пропан-бутановой смеси.

          В Катаре газа вроде намного больше, чем нефти, не?
          1. 0
            14 мая 2025 16:32
            Температура кипения метана составляет −161,49 °C
            Попробуй.
            Машины ездят не на природном газу, т.е. метане, а на пропан-бутановой смеси.
            температура кипения бутана 0С, как же машины ездят на ещё менее высококипящих газах?
            В Катаре газа вроде намного больше, чем нефти, не?
            своей нефти им не хватает? По цифрам из открытых источников у Катара нефти примерно сколько и у США
            1. 0
              14 мая 2025 16:38
              Так природный газ - это в основном-то метан, а не бутан laughing
              Может и столько, но газа-то больше.
              1. 0
                14 мая 2025 16:52
                И где логика? Из своей нефти дороже?
                1. -1
                  14 мая 2025 17:08
                  Я-то откуда знаю laughing
                  Ну например, свою нефть можно придерживать на будущее, как долгое время делали амеры.
                  Или в условиях развитости газовой инфраструктуры может быть проще использовать именно газ, а не нефть.
                  1. 0
                    14 мая 2025 17:28
                    Свою нефть они спокойно продают. Пропан можно легко получить из газа без строительства заводов по получению синтетического топлива, которое на самом деле довольно посредственного качества без кучи присадок. Газ можно сжимать в баллонах, у меня на работе баллон с водородом стоит 250 атмосфер, а у него температура кипения гораздо ниже, чем у метана. И ничего, стоит при комнатной температуре. Так что мой ответ - с жиру бесятся - остаётся в силе
                    1. -1
                      14 мая 2025 19:04
                      >>нефть они спокойно продают

                      У вас автомобили на сырой нефти ездят? laughing
                      Её ещё надо переработать. Мы тоже нефть продаём, а топливо приходится закупать у белорусов (из нашей же нефти) - перерабатывающих мощностей не хватает.

                      >>ропан можно легко получить из газа без строительства заводов по получению синтетического топлива

                      Да вы, батенька, алхимик. А золото из свинца не умеете добывать? laughing Интересно, как вы "легко" получаете пропан из газа, поделитесь?

                      >>у меня на работе баллон с водородом стоит 250 атмосфер

                      А у кого-то на работе атомный реактор в соседнем отсеке laughing laughing

                      Вы поподробнее в тему погрузитесь: каковы затраты на сжижение, на оборудование, что там насчёт пожаро- и взрыво-безопасности, насколько удобно эксплуатировать баллон под давлением, и прочая, и прочая )))
                      1. 0
                        14 мая 2025 19:25
                        У вас автомобили на сырой нефти ездят? laughing
                        Её ещё надо переработать.
                        в Катаре нет НПЗ с серийным оборудованием? Может закупают где-нибудь в Ираке бензин, так как не хватает своего? Потому заказали уникальное оборудование для получения синтетического топлива
                        Мы тоже нефть продаём, а топливо приходится закупать у белорусов (из нашей же нефти) - перерабатывающих мощностей не хватает.
                        приходится, потому что надо Бацке помочь? Вообще бензин у нас экспортировали без проблем, Бацка продавал бензин на Украине, но потом что-то пошло не так и решили поддержать. К тому же были некоторые проблемы с НПЗ
                        Да вы, батенька, алхимик.
                        нет, я просто химик, пишу прямо из химлаборатории. А вы нет и пытаетесь умничать там, где ничего не смыслите laughing
                        Интересно, как вы "легко" получаете пропан из газа, поделитесь?
                        а откуда он берется в баллонах? В зажигалках? Может из особых пропановый месторождений? А вы, кстати, знаете, что например под Астраханью газ добывают и в нем под 20% сероводорода, но каким-то волшебным образом сероводород оттуда пропадает! Не иначе из свинца получают золото и творится чудо исчезновения сероводорода! А в Оренбургской области творится ещё большее чудо - из природного газа пропадает гелий! Знаете какая температура кипения? Конечно нет, откуда вам знать? Вы ж ни про химию, ни про нефтехимию, ни про промышленность не знаете, но пытаетесь выделываться там, где ничего не смыслите lol
                        А у кого-то на работе атомный реактор в соседнем отсеке laughing laughing
                        думаю у вас ничего, кроме самогонного аппарата не имеется
                        Вы поподробнее в тему погрузитесь
                        я знаете в курсе закупок, наверняка мне сейчас расскажете? Я жду! winked
                        каковы затраты на сжижение
                        какие же? Мы сдаём пустой баллон, платим пару тысяч за газ и получаем новый bully
                        что там насчёт пожаро- и взрыво-безопасности
                        а что там по поводу соляры? Она в бензобаке пожаробезопасна? recourse
                        насколько удобно эксплуатировать баллон под давлением
                        а какое давление в баллоне с пропаном? Цифры знаете?
                      2. 0
                        14 мая 2025 20:53
                        >> в Катаре нет НПЗ с серийным оборудованием? Может закупают где-нибудь в Ираке бензин, так как не хватает своего?

                        Может и нет. Мне как бы всё равно, как оно там на самом деле, но это вполне может быть.

                        >> Потому заказали уникальное оборудование для получения синтетического топлива

                        Или потому, что катарские шейхи поумнее наших и смотрят дальше в будущее. А в будущем у них явно газа будет больше, чем нефти

                        >> приходится, потому что надо Бацке помочь?

                        Нет, из-за нехватки перерабатывающих мощностей. Если хотите спорить, батенька, то можете погуглить и предоставить расклад по производству и потреблению топлива.

                        >> нет, я просто химик, пишу прямо из химлаборатории.

                        На сапоге убитого душмана? Что-то меня терзают смутные сомнения, что профессиональный химик будет выдавать выделение пропана как сопутствующего продукта за «получение». Вы точно химик, а не уборщик?

                        >> Мы сдаём пустой баллон, платим пару тысяч за газ и получаем новый

                        Ну да, ну да. Чтобы о таких вещах рассуждать, надо всю вашу документацию смотреть, а вы её всё равно показать не сможете. Так что байки из личного опыта мимо кассы.

                        >> наверняка мне сейчас расскажете?

                        Не, это вы лучше расскажите, какие у вашего баллона габариты, какая масса нетто и брутто, сколько там водорода (в килограммах или в молях) и под каким давлением. Вместе посмеёмся.

                        >> что там насчёт пожаро- и взрыво-безопасности
                        а что там по поводу соляры? Она в бензобаке пожаробезопасна?

                        У дизеля самая низкая испаряемость, алё. А газ под давлением – сам по себе источник опасности, даже если он инертный. Вы точно химик? А если точно, то может лучше слесаря дядю Васю позовёте? А то узкие специалисты, знаете ли, такие люди – о высоких материях рассуждают, а спичку зажечь не могут )))

                        >> а какое давление в баллоне с пропаном? Цифры знаете?

                        15 атмосфер. А у вас? Какой в баллоне газ? ))
                      3. 0
                        14 мая 2025 21:35
                        Цитата: Evil Eye
                        Может и нет. Мне как бы всё равно, как оно там на самом деле, но это вполне может быть.

                        мне все равно что там есть, я умничаю, правда безуспешно lol
                        Цитата: Evil Eye
                        Или потому, что катарские шейхи поумнее наших и смотрят дальше в будущее.

                        катарские шейхи сегодня пообещали Трампу дать много денег боингу. Кстати, какие запасы нефти в Катаре и какие газа, за сколько лет должно и то, и то кончиться?
                        Цитата: Evil Eye
                        А в будущем у них явно газа будет больше, чем нефти
                        а сейчас у них будущее или прошлое? И какое потребление бензина в Катаре?

                        Цитата: Evil Eye
                        Нет, из-за нехватки перерабатывающих мощностей. Если хотите спорить, батенька, то можете погуглить и предоставить расклад по производству и потреблению топлива.

                        батенька, погуглите и представьте расклад по импорту и экспорту российских нефтепродуктов, а то по данным рейтерс наши продавали по 2 с лишним миллиона баррелей нефтепродуктов в день. Но думаю никаких цифр не будет, ведь ваша дурь с потолка экономических обоснований не имеет winked
                        Цитата: Evil Eye
                        На сапоге убитого душмана?

                        на стуле, а вы из какого кишлака пишете?
                        Цитата: Evil Eye
                        Что-то меня терзают смутные сомнения, что профессиональный химик будет выдавать выделение пропана как сопутствующего продукта за «получение».

                        отставьте свои глупые сомнения, вы ж нне знаете ничего про химию и химиков, а просто пытаетесь высосать победу в споре, обреченном на ваш слив tongue
                        Цитата: Evil Eye
                        Вы точно химик, а не уборщик?

                        абсолютно, а вы кто по профессии, устанавливатель профессий по терминологии? laughing
                        Цитата: Evil Eye
                        Чтобы о таких вещах рассуждать, надо всю вашу документацию смотреть, а вы её всё равно показать не сможете.

                        вот же ж вы примитивный человек, мимо кассы ляпнули глупость. Давайте вас носом потыкаю, как кота bully
                        https://www.gazpd.ru/technical-gas/zapravka-ballonov/zapravka-ballonov-vodorodom/
                        И куча таких сайтов, привозите пустой баллон, платите, забираете полный. Надо ли вам шерстить всю документацию, товарные накладные, проверять оквэды и прочее? Нет, просто вбить в гугл, но он для вас мимо кассы, а выставлять себя ничего не смыслящим немного обидно, да? feel
                        Цитата: Evil Eye
                        Не, это вы лучше расскажите, какие у вашего баллона габариты, какая масса нетто и брутто, сколько там водорода (в килограммах или в молях) и под каким давлением. Вместе посмеёмся.

                        вы теперь хотите авто водородом заправлять? Решили сменить поле боя чтобы рассказать, что водородная энергетика это плохо и дорого? laughing
                        Давайте вы вобьете в гугл "баллоны метан авто купить", откроете пару ссылок и не будете дальше писать глупостей? feel
                        Цитата: Evil Eye
                        У дизеля самая низкая испаряемость, алё.

                        и что, не горит? Никогда не видели горящего автомобиля?
                        Цитата: Evil Eye
                        А газ под давлением – сам по себе источник опасности, даже если он инертный.

                        Для незнающих техники безопасности даже пустой баллон источник опасности, уронишь на ногу и всё, в травмпункт! fellow
                        Цитата: Evil Eye
                        Вы точно химик?

                        точно вам говорю, канистра с солярой имеет примерно такую же опасность, как и баллон с водородом. Хотя вы всё равно потребуете нотариально проверенных скриншотов. Кстати, а что там с авто на сжатом природном газе и на соляре, какие чаще взрываются? Есть какая-то статистика? feel
                        Цитата: Evil Eye
                        А если точно, то может лучше слесаря дядю Васю позовёте?

                        а вы что у слесаря спросить хотите? Вы хоть в курсе в чем состоит работа слесаря? fellow
                        Цитата: Evil Eye
                        А то узкие специалисты, знаете ли, такие люди – о высоких материях рассуждают, а спичку зажечь не могут )))

                        я не узкий специалист, а вы походу возомнили себя очень широким tongue
                        Цитата: Evil Eye
                        15 атмосфер.

                        ужас, опасность утечки и всё, пожар!
                        Цитата: Evil Eye
                        А у вас? Какой в баллоне газ?

                        вы поговорить хотите о том, какие сжатые газы мы используем? Вам совсем скучно и не с кем поговорить? Услуги психолога денег стоят stop
                      4. 0
                        14 мая 2025 23:16
                        >> Кстати, какие запасы нефти в Катаре и какие газа, за сколько лет должно и то, и то кончиться?

                        Я что, за вас всё гуглить должен?

                        >> И какое потребление бензина в Катаре?

                        Я что, за вас всё гуглить должен?

                        >> батенька, погуглите и представьте расклад по импорту и экспорту российских нефтепродуктов, а то по данным рейтерс наши продавали по 2 с лишним миллиона баррелей нефтепродуктов в день.

                        Я так и знал, что никакой конкретики от вас не дождёшься, кроме россказней на тему «я сама крымчанка с дипломом, пишу из лаборатории». В каком году «наши продавали по 2 с лишним миллиона баррелей нефтепродуктов в день»? Каких нефтепродуктов? Парафиновые свечки – тоже нефтепродукт. У нас, кстати, до сих пор запрет на экспорт бензина действует, вы в курсе?


                        >> отставьте свои глупые сомнения, вы ж нне знаете ничего про химию и химиков, а просто пытаетесь высосать победу в споре, обреченном на ваш слив

                        Человек, который никакой конкретики не может предоставить, кроме россказней на тему «я сама крымчанка с дипломом, пишу из лаборатории», будет рассуждать про сливы, ага.

                        >> а вы кто по профессии, устанавливатель профессий по терминологии?

                        Заместитель начальника лунной станции, лол. Пишу прямо из кратера.

                        >> вот же ж вы примитивный человек, мимо кассы ляпнули глупость. Давайте вас носом потыкаю, как кота

                        Ахаха, вы пишете про лабораторный водород плотностью те же самые 15 атмосфер, который стоит втрое дешевле, чем сам баллон. А посчитать расход для автотранспорта не судьба, прикинуть разницу в условиях эксплуатации. Батенька, вы бы больше опозорились только в том случае, если бы написали, что бензин безопасен, потому что его в кармане можно носить, в зажигалке, лол-кек.

                        >> вы теперь хотите авто водородом заправлять? Решили сменить поле боя чтобы рассказать, что водородная энергетика это плохо и дорого?

                        Нет, хотел убедиться, что от вас никакой конкретики от вас не дождёшься, кроме россказней на тему «я сама крымчанка с дипломом, пишу из лаборатории»

                        >> Давайте вы вобьете в гугл "баллоны метан авто купить", откроете пару ссылок и не будете дальше писать глупостей?

                        Сжатый метан используется только на транспорте, и заправляют его на станциях. Соответственно, по запросу будет цена пустого баллона. Вы не по квоте для альтертантивно одарённых в институт поступали случайно?

                        >> не горит? Никогда не видели горящего автомобиля?

                        Тюююю, разговор о взрывопожаробезопасности перешёл в разговор о том, что горит, а что нет. Отлично отмазались, прямо Штирлиц из анекдота про поднос с фруктами. Вода тоже горит. Видели когда-нибудь?

                        >> Для незнающих техники безопасности даже пустой баллон источник опасности, уронишь на ногу и всё, в травмпункт!

                        Отлично отмазались, прямо Штирлиц из анекдота про поднос с фруктами.

                        >> точно вам говорю, канистра с солярой имеет примерно такую же опасность, как и баллон с водородом.

                        Лабораторный под давлением 15 атмосфер? )))

                        >> Кстати, а что там с авто на сжатом природном газе и на соляре, какие чаще взрываются?

                        А что там с газонаполнительными станциями, и с обычными заправками, какие чаще взрываются, ась?

                        >> а вы что у слесаря спросить хотите?

                        Пусть расскажет вам, почему на газу не ездят ))))

                        >> >> 15 атмосфер.
                        >> ужас, опасность утечки и всё, пожар!

                        А в ёмкостях со сжатым метаном или водородом – от 200 до 700. Алё, гараж.

                        >> вы поговорить хотите о том, какие сжатые газы мы используем?

                        Да какой смысл с вами говорить, никакой конкретики от вас не дождёшься, кроме россказней на тему «я сама крымчанка с дипломом, пишу из лаборатории» )))
                      5. 0
                        15 мая 2025 02:39
                        Это все напоминает ролики в интернете под названием "вышел за люлями" laughing
                        Цитата: Evil Eye
                        Я что, за вас всё гуглить должен?

                        Было б неплохо, если б вы сначала гуглили, а потом постили чушь про Катар. Газа много, нефти мало, насчет НПЗ не знаю, но мнение имею. Ну правильно, ведь если загуглить, можно выйти на собственную глупость lol
                        Цитата: Evil Eye
                        Я что, за вас всё гуглить должен?

                        а вы за себя не гуглили? Ляпнули глупость? Сообщаю - низкое, их там мало живет, а нефти больше чем у американцев. Хотя вы не воспримете, так как будете рассказывать что ваши замаранные подштанники на мне lol
                        Цитата: Evil Eye
                        Я так и знал, что никакой конкретики от вас не дождёшься

                        а у вас вообще ноль конкретики, которая глупость с потолка, которую опровергнуть могут только графики с экспортом по дням, а иначе вы не сморозили глупость. Ваш пустопорожний треп вам чести не делает, глупость на глупости

                        Цитата: Evil Eye
                        кроме россказней на тему «я сама крымчанка с дипломом, пишу из лаборатории»

                        я что, за вас гуглить должен? Вы крымчанка, гуглом пользоваться умеете?
                        Где железобетонные факты о закупках топлива у Бацки? Почему я их не вижу? Слив засчитывать?
                        Цитата: Evil Eye
                        В каком году «наши продавали по 2 с лишним миллиона баррелей нефтепродуктов в день»?

                        в 2024 году
                        Цитата: Evil Eye
                        Каких нефтепродуктов? Парафиновые свечки – тоже нефтепродукт.

                        миллионы баррелей свечей в день! lol Вы хоть среднюю школу заканчивали?
                        Цитата: Evil Eye
                        У нас, кстати, до сих пор запрет на экспорт бензина действует, вы в курсе?

                        а на нафту, дизельное топливо и керосин нет, да и на бензин зимой не было запрета tongue
                        Цитата: Evil Eye
                        Человек, который никакой конкретики не может предоставить, кроме россказней на тему «я сама крымчанка с дипломом, пишу из лаборатории», будет рассуждать про сливы, ага.

                        не, я про ваш слив могу написать как диванный боец, так как чтобы вас разнести вообще не нужно напрягаться и использовать какие-то особые техники winked
                        Цитата: Evil Eye
                        Ахаха, вы пишете про лабораторный водород плотностью те же самые 15 атмосфер

                        плотность 15 атмосфер, мда, видимо 3 класса церковно-приходской школы sad Я даже не буду вас носом тыкать в такую науку как математика и спрашивать, почему превращение 6 с лишним кубометров водорода в 40 литров создает давление в 15 атмосфер, и так понятно, что не сможете ответить и напишете про крымчанку и отсутствие конкретики
                        Цитата: Evil Eye
                        А посчитать расход для автотранспорта не судьба, прикинуть разницу в условиях эксплуатации. Батенька, вы бы больше опозорились только в том случае, если бы написали, что бензин безопасен, потому что его в кармане можно носить, в зажигалке, лол-кек.

                        отчаянная борьба с соломенным чучелом, сам придумал кататься на водородных баллонах - сам же и победил. Память тоже не ваш конек, ну или прикинуться что амнезия и попытаться заразить ей меня это ваша фишка winked
                        Цитата: Evil Eye
                        Нет, хотел убедиться, что от вас никакой конкретики от вас не дождёшься, кроме россказней на тему «я сама крымчанка с дипломом, пишу из лаборатории»

                        какой конкретики? По упаковке газов в баллоны? Вы кажись вообще потеряли связь с реальностью laughing
                        Цитата: Evil Eye
                        Сжатый метан используется только на транспорте, и заправляют его на станциях.

                        да, именно так, и 40 литров сжатого метана имеют примерно такую же теплоту сгорания, сколько и 40 литров бензина. Без всяких этих ваших
                        Температура кипения метана составляет −161,49 °C
                        Попробуй.
                        Машины ездят не на природном газу, т.е. метане, а на пропан-бутановой смеси.

                        Машины заправляют именно метаном, сжатым, а не охлажденным, а не пропан-бутановой сместью. Шах и мат. На википедии об этом статья есть, называется компримированный природный газ, хотя вы в жизни не загуглите, вы не из тех, кто ищет правду, а кто пытается сделать вид, что не случился конфуз smile
                        Цитата: Evil Eye
                        Соответственно, по запросу будет цена пустого баллона. Вы не по квоте для альтертантивно одарённых в институт поступали случайно?

                        ну вот, смотрите - вы подтвердили мои ранее написанные слова, написали очевидную вещь что баллоны заправляют и заправка стоит денег, и решили оспорить что? Вы там в угаре чтоль находитесь? У меня уже ощущение, что я над психически нездоровым человеком издеваюсь, может у вас и справка есть?
                        Цитата: Evil Eye
                        Лабораторный под давлением 15 атмосфер?

                        такой уже почти кончился, думаю от такого количество водорода только уши заложит и может быть окно вылетит. А вот канистра гореть будет хорошо
                        Цитата: Evil Eye
                        А что там с газонаполнительными станциями, и с обычными заправками, какие чаще взрываются, ась?

                        а что там? Вроде никто ничего не запрещает, используют и то, и другое, только чтоб не курил никто. Или вы сейчас поразите меня своей статистикой, любительница конкретики из Крыма? feel
                        Цитата: Evil Eye
                        Пусть расскажет вам, почему на газу не ездят

                        жаль что вы не можете рассказать, чего это так мало людей иномарки под газ переделывает, зато автобусы в регионах - только в путь winked
                        Цитата: Evil Eye
                        Тюююю, разговор о взрывопожаробезопасности перешёл в разговор о том, что горит, а что нет.

                        надо ж, оказывается соляра не пожароопасна, давно ее из лвж вычеркнули? laughing
                        Цитата: Evil Eye
                        А в ёмкостях со сжатым метаном или водородом – от 200 до 700.

                        и что, вас давление пугает? А полсотни литров бензина не загорится в аварии? А кто-то запрещает метановый транспорт как небезопасный? Может еще электромобили запретить, там ведь литий, который почти никакие огнетушители не тушат, только наоборот? wink
    2. +1
      14 мая 2025 16:20
      Себестоимость дизеля из нефти на порядок ниже получаемого в процессе Фишера-Тропша.


      Только у немцев столько нефти не было, а скоро и у нас не будет (у землян в целом).
      Однотипные комментарии в духе "нефть лучше" напоминают мне анекдот про Петьку и Василь Иваныча в пустыне:
      - Василь Иваныч, пить хочется, почём кружка воды?
      - Мешок золота! А ты побегай по рынку, может, подешевле найдёшь.
  8. +2
    11 мая 2025 19:05
    Крайне интересная статья. Особенно в области создания катализаторов. Это просто высший пилотаж... Спасибо за статью
  9. +1
    11 мая 2025 21:42
    Вообще, это только немцы могли построить такое устройство. Изготовление аппарата требовало большой тщательности.

    Стальные листы при сверлениях складывают пачкой и сверлят по заранее изготовленному шаблону, так что количество отверстий не является большой трудностью на самом деле. А вот парафин видимо просто вымывали горячим растворителем, вроде технического бензина - аппараты химпроизводства обычно имеют предусмотренные технологией циклы очистки.
  10. fiv
    0
    11 мая 2025 23:01
    Даже не знал, что торий используется в качестве катализатора. Он ведь радиоактивен, даже 232. Правда несильно и это альфа-радиоактивность, но при вдыхании большие проблемы со здоровьем обеспечены. Вредное производство.
    1. 0
      12 мая 2025 00:31
      Природный торий очень слабо активен. Неопасный.
    2. Ну, по всей видимости, на производстве, особенно опасном, использовался труд узников концлагерей. Им, кстати и платить нет необходимости. Тоже экономия.
      1. fiv
        0
        12 мая 2025 23:30
        А он еще и сам по себе токсичный, кроме альфа-активности. Типа обедненного урана, тоже невеселая вещь. То-то там пленные и работали. Но до сих пор такие катализаторы в синтезе используются.
  11. 0
    12 мая 2025 15:19
    Цитата: alexoff
    Цитата: deddem
    Если использовать не уголь, а природный газ

    то зачем вообще заморачиваться с каким-то там производством, если можно ездить прямо на газу? recourse А катарцам видимо денег некуда девать, будто у них нет своей нефти


    Как раз нефти своей у них нет (точнее, закончилась), ранее приходилось покупать у дорогих соседей.
    А на газу машинки ездят не так задорно, как хотелось бы катарцам.
  12. На редкость толковая статья. Прочитано с удовольствием. Спасибо!
  13. 0
    13 мая 2025 15:31
    А есть процесс получения жидкого топлива или, хотя бы, пропана из метана?
    1. 0
      14 мая 2025 16:28
      В теории точно есть - реакция Вюрца, в школе проходят wink
      Сначала молекулы метана окисляются (обычно хлором), потом хлор реагируют с натрием, а оставшиеся метиловые радикалы сцепляются между собой ))