Страна, создавшая лучшие двигатели, будет иметь лучшие самолеты – генеральный конструктор НПО "Сатурн" Юрий Шмотин

45
Страна, создавшая лучшие двигатели, будет иметь лучшие самолеты – генеральный конструктор НПО "Сатурн" Юрий ШмотинКонструкторское бюро "Сатурна" определено базовым КБ Объединенной двигателестроительной корпорации, и работает как по двигателю для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации /ПАК ФА/, так и для перспективного гражданского российского самолета МС-21. Россия должна будет сохранить за собой компетенции в области авиации, иметь самые современные самолеты – гражданские, боевые, сказал генеральный конструктор НПО "Сатурн" Юрий Шмотин в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС Евгению Никитину.

- Юрий Николаевич, говоря о будущем, какой период времени Вы имеете в виду?

- Авиационный двигатель является, самым сложным и дорогостоящим компонентом в конструкции самолета. А в инженерном отношении превосходит, пожалуй, все другие изделия. Поэтому, работая над ним, необходимо понимать, как он будет востребован рынком не только в следующем году, но и через 10, 15, а то и 30 лет. Все в мире быстро меняется и, чтобы обеспечить авиадвигателю долгую жизнь, нужно заложить в него высокий потенциал модернизации. Для повышения его эффективности, удовлетворения растущих требований заказчика нужно снижать стоимость жизненного цикла, повышать надежность, обеспечивать конкурентоспособность. Авиадвигатель должен обеспечить военному самолету победу в воздухе, а гражданскому - высокую прибыль авиакомпании.

- Что считаете наиболее важным событием в работе КБ последнего времени?

- Конструкторское бюро "Сатурна" определено базовым КБ Объединенной двигателестроительной корпорации, и работает как по двигателю для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации /ПАК ФА/, так и для перспективного гражданского российского самолета МС-21. Этот факт стал признанием высоких компетенций КБ "Сатурна" в области разработки газотурбинных двигателей. За последнее десятилетие более десяти новых разработок НПО "Сатурн" получили сертификаты на типовые конструкции или прошли государственные стендовые испытания. Причем, работа охватывает полный жизненный цикл газотурбинного двигателя: от идеи до его создания, организации поддержки в ходе эксплуатации.

- Что, на ваш взгляд, является основополагающим принципом в работе КБ?

- Может быть, для кого-то покажется непривычным услышать из уст генерального конструктора, но основополагающим принципом в работе КБ является обеспечение получения прибыли для предприятия. В условиях рынка достичь этого можно только путем использования новейших методов проектирования конструкции, использования в ней современных материалов, формирования научно-технического задела на будущее. С одной стороны, КБ – это инструмент для обеспечения будущей жизни предприятию. С другой – инструмент, позволяющий сократить издержки и снизить себестоимость изготовления сегодняшней продукции. И в том, и в другом случае КБ может и должно стать также инструментом для зарабатывания денег. Сегодня мы делаем все, чтобы конструктор на этапе формирования нового двигателя, узла или детали задумывался, сколько это будет стоить в производстве, насколько обоснованно выбран материал и эффективно использовано оборудование. Понятно, что конструктору работать изолированно в данном случае невозможно. Очень важно на самом раннем этапе создания новых образцов техники или совершенствования деталей, которые уже входят в существующие двигатели, задействовать все необходимые службы предприятия. Совместная работа конструкторов, технологов, металлургов, снабженцев, представителей службы качества должна быть нацелена на принятие взвешенных решений с целью выполнения проектов в рамках заданных бюджетов и сроков. Такой подход себя оправдал.

- Вы имеете в виду двигатель SaM146 для самолета "Сухой суперджет-100"?

- Да, по данному принципу на "Сатурне" было создано серийное производство двигателя SaM146. В цехе № 34 нам удалось более чем в десять раз повысить эффективность работы людей и добиться главного – чувства ответственности за принимаемые решения. Достаточно сказать, что в истекшем году предприятию удалось на 40 проц. увеличить объем производства. Такая динамика требует серьезных изменений и в работе КБ. Фактически аналогичным образом была организована работа по созданию семейства промышленных наземных газотурбинных двигателей. В планах – организация подобной схемы организации работ и по другим программам.

- Вы сказали, что авиационный двигатель является одним из самых сложных, а, может быть, самым сложным в инженерном отношении изделием. В чем заключается сложность?

- Авиационный двигатель - это тепловая машина. В ней, чем выше температура сгорания топлива, чем выше степень сжатия в компрессоре, тем выше коэффициент полезного действия. Чтобы эти показатели повысить, необходимы сверхпрочные, сверхлегкие, жаропрочные материалы и сплавы, способные выдерживать высокую температуру и давление. Достаточно сказать, что температура на выходе из камеры сгорания может превышать 2000 градусов. Турбина вращается со скоростью в десятки тыс. оборотов в минуту. Такие температуры и такие скорости вращения должны выдерживать детали турбины – диски и турбинные лопатки. Оторвись одна из лопаток, когда двигатель находится под крылом самолета в воздухе, и полет может прекратиться... Чтобы этого не случилось, нужны современные материалы, технологии, которых в природе и технике ранее не существовало, которые не имеют еще названия. Сейчас КБ готовится к тому, чтобы предложить не только новые модификации и улучшения уже освоенного двигателя, но и принципиально новые решения к самой конструкции газотурбинного двигателя.

Формируя научно-технический задел, мы, прежде всего, работаем над созданием высокотемпературных материалов. "Сатурн" сегодня - одна из немногих организаций, которая, кроме применения существующих на рынке материалов, занимается созданием высокотемпературных материалов, которые способны работать при температуре газа до 2050 градусов Кельвина. Есть несколько запатентованных "Сатурном" сплавов, которые позволяет при их внедрении поднять температуру перед турбиной более чем на 100 градусов. Это фактически уже революция в двигателестроении. Без новых высокотемпературных сплавов невозможно создание нового поколения двигателей. А это, в свою очередь, требует новых технологий, нового оборудования. Новый сплав нужен не сам по себе, а как материал для создания сложных пространственных деталей, таких как охлаждаемая лопатка турбины. Лопатка турбины – это очень важная деталь, которая имеет очень сложную трехмерную поверхность не только снаружи, но и изнутри для того, чтобы обеспечить работоспособность. Не случайно авиационный двигатель - "пламенный мотор" - сравнивается в известном Гимне авиаторов с сердцем человека.

- Авиационные власти Европы намерены налагать на авиакомпании штрафы, если их воздушные суда не отвечают все более ужесточающимся экологическим требованиям. Как ваше КБ решает проблему снижения эмиссии выхлопных газов авиадвигателей?

- Дополнительно к тому, что я сказал о параметрах газотурбинного двигателя, вопросы экологии - это второе направление, над которым мы работаем. Создание малоэмиссионных камер сгорания является сверхсерьезной проблемой. Мы знаем, что рынок диктует требования по снижению выбросов вредных веществ не только потому, что на самом деле это правильно: двигатели должны быть "зелеными", экологичными. Но это еще и механизм рыночный конкуренции. Сегодня "Дженерал Электрик" и "Сименс" серийно выпускают промышленные двигатели с выбросами вредных веществ 10-15 ppm. Это становится нормой, и будет введено как ограничение при продаже двигателей. Появляются соответствующие законы, которые фактически запрещают продавать в той или иной стране двигатели, которые не укладываются в данные требования экологических норм. Поэтому, с одной стороны, мы работаем над обеспечением общечеловеческих требований по части экологии. С другой - без этого просто невозможно в наше время удержаться на рынке. Наша ключевая задача состоит в том, чтобы изучать, исследовать процессы, протекающие в камере сгорания. С этой целью в НПО «Сатурн» создан один лучших рассчетно-исследовательских центров, оснащенный одним из самых высокопроизводительных вычислительных кластеров в промышленности России, а также укомплектованный испытательными стендами и исследовательскими установками для испытаний камер сгорания, работающих на газообразном и жидком топливе.

- При создании перспективной авиационной техники как у нас в стране, так и за рубежом все более широкое применение находят композиционные материалы /КМ/. Как в этом плане обстоят дела в КБ "Сатурна"?

- В части композитов, мы уже давно из этапа исследований перешли к этапу их применения, в том числе и в двигателе SaM146 для "Суперджета". Организовали комплексную работу с нашими партнерами – компанией "Снекма". На днях пройдет очень важная для "Сатурна" встреча по рассмотрению концепции расширения применения композиционных материалов в конструкции двигателя SaM146. Работу с КМ мы выделили в отдельный процесс, за который отвечает и который ведет мой заместитель Дмитрий Карелин. Эта инновационная работа выстраивается не только внутри "Сатурна", мы привлекаем к ней широкий круг участников. Формируется комплексная программа. В периметр этой деятельности вовлечены крупные научные силы. Так, формируется комплексная программа с Центральным институтом авиационного моторостроения. Подписано соглашение с Всероссийским институтом авиационных материалов. Готовится долгосрочное соглашение с ЦАГИ им. Жуковского. Принципиально новым является то, что мы планируем привлечь к процессу создания инновационных разработок в этой сфере малые предприятия. И самое главное – конкретные ВУЗы. С целью мотивации, поднятия инициативы конкретных молодых ученых объявлено о введении для студентов, аспирантов и докторантов стипендий НПО "Сатурн". Мы ориентируемся на научный потенциал не только Рыбинска или Ярославской области, мы смотрим значительно шире. В данную программу будем приглашать пермские ВУЗы, московские институты - такие, как МАИ и МГТУ им. Баумана. В данный момент ведем переговоры с Самарским университетом. Для нас очень важно, чтобы к этим инновационным работам, как можно раньше стали приобщаться студенты, молодые ученые-аспиранты, докторанты. Чтобы в том числе на этих работах была создана российская наука, появились фундаментальные ученые-профессора. Вот почему "Сатурн" будет и дальше максимально поддерживает это направление.

- Что это вам даст?

Во-первых, позволит сформировать научные школы по данному направлению не только в ярославском, но и в других регионах страны. Позволит выделить наиболее заинтересованных, активных молодых ученых, которые сформируют целое научное направление в масштабах всего государства. Может быть, кто-то из этих ученых придет на работу в НПО "Сатурн". Мы и такие цели тоже преследуем. Если подводить итоги этой инновации, то в 2012 году, мы вывели эту работу на уровень проекта. Кроме "Сатурна", как я уже отметил, мы включили в него много организаций и предприятий, в том числе малые. Готовы пойти дальше. Я с удовольствием готов буду привлекать к этим работам ученых из-за рубежа. В принципе, это находится в русле государственной программы, касающейся научных работ. Для того, чтобы мозги, как говорится, не утекали из "Сатурна" и из страны в целом. На нашем предприятии для поддержки инновационных процессов постоянно функционирует научно-технический совет /НТС/. Горизонты его интересов выходят за сферу композиционных материалов, а распространяются на весь процесс проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИОКР.

- Обычно, это довольно затратное занятие. Удается ли вам извлекать дивиденды и из такого рода работ?

- Да, мы очень активно работаем над этим процессом и занимаемся его совершенствованием точно так же, как и всех других процессов. Выполняем конкретные обязательства перед заказчиком в части НИОКР. Почему? Потому, что любое научное исследование или опытно-конструкторская работа - это инвестиции в будущее предприятия. А государство, инвестируя в предприятия, вкладывает средства в свое будущее, в свою товарную продукцию. А мы, в свою очередь, будем делать эту продукцию. Получается единый, взаимовыгодный и взаимообусловленный процесс взаимодействия отдельного предприятия и государства.

- Как относитесь к незавершенным НИОКР?

- Незавершенные НИОКР, выполняемые с несоблюдением ранее заявленных сроков – это увеличение затрат, сужение в перспективе потенциального рынка сбыта товаров. Есть показательный пример компании "Pratt & Whitney", который учит всех двигателистов. Это успешная компания, мировой лидер. Но у нее был негативный опыт: двигатель PW6000 тягой примерно 10 тонн. Проект был выполнен с опозданием от предварительно заявленных сроков. И в итоге этот двигатель был установлен немного больше чем на 20 самолетах. Вот что значит несоблюдение сроков и обязательств перед заказчиком. Рынок будет занят другими компаниями.

- Кого КБ "Сатурна" рассматривает в качестве своих заказчиков?

- Для конструкторов заказчиками являются предприятие, Объединенная двигателестроительная корпорация, государство, в конце концов. Но главный заказчик - это тот, кто эксплуатирует самолеты с нашими двигателями. Для того, чтобы обеспечить выполнение ОКР в заданные сроки, мы коренным образом меняем систему планирования в службе генерального конструктора. Делаем это не независимо, а совместно со службой директора производства. Прежде чем принять решения в рамках ОКР, проверяем выполнение научно-исследовательских работ, готовим технологические процессы для изготовления. Мы завершили ОКР по морскому двигателю мощностью 8 МВт. Машина получилась уникальной, с рядом инновационных решений. В частности, позволяет в автоматическом режиме переходить с газообразного топлива на жидкое. В России таких двигателей не существует. В сфере НИР исследуем вопросы применения альтернативных видов топлива. Все это повышает рейтинг КБ "Сатурна" и у зарубежных заказчики. Впервые авиационный двигатель АЛ-55, созданный на "Сатурне", превратился в экспортный товар нашей страны. Так, мы выполнили требование Индии по увеличению ресурса газотурбинного двигателя АЛ-55. Я считаю, что в конце этого года наши партнеры, наши заказчики из Индии могут реально говорить о начале его лицензионного производства. Этот двигатель будет востребован ВВС Индии. Это для нас является одной из интереснейших работ. Мы работаем над расширением области применения такого двигателя.

- Вы ранее упомянули двигатель для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Я понимаю, что тема довольно чувствительная в плане именно технических решений и конструкторы неохотно дают комментарии на этот счет. Одно неосторожное слово может о многом сказать специалисту, которому не хотелось бы сообщать о какой-то новинке. Но все же, скажите несколько слов об участии "Сатурна" в этом проекте.

- В рамках новых проектов "Сатурн" активно работает над созданием двигателя второго этапа для ПАК ФА. Хотя для ОДК мы представляем дивизион гражданских двигателей, "Сатурн" не прекращает в кооперации с ОКБ им. "А.М.Люльки" работы над двигателем. С 2006 года по настоящее время в КБ был создан серьезный научно-технический задел по двигателю второго этапа для ПАК ФА. Это позволило в этом году достигнуть договоренность с руководством дивизиона боевых двигателей о том, что "Сатурн" будет отвечать за компрессор высокого давления и турбину высокого давления. Эти узлы являются фактически сердцем авиационного двигателя. Добиться именно такого решения удалось благодаря тому, что уже создан демонстратор узлов двигателя, который полностью соответствует заявленным характеристикам. Мы экспериментально это подтвердили. Я могу сказать честно и спокойно, что сегодня все критические решения, которые должны быть проверены экспериментально для этого двигателя, проверены. И двигатель состоится в заданные сроки при грамотной организации труда.

- Вопрос, может быть, не к генеральному конструктору, а к руководителю предприятия. Не хотите, не отвечайте. Как зарабатываете деньги?

- Про свое подразделение скажу, что ОКР и научно-исследовательские работы развиваются динамично. Мы меняемся, совершенствуемся, получаем положительный результат. Но мы работаем в структуре большого предприятия, которое входит в серьезную корпорацию. И для каждого предприятия основным показателем его эффективности является его стоимость. Что создает стоимость предприятия? Стоимость предприятию, а также деньги, которые оно зарабатывает, обеспечиваются серийной продукцией. Поэтому, несмотря на то, что для нас научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы очень важны, это главное для КБ направление, мы не можем не относиться с огромной ответственностью к вопросам поддержки серийного производства. Только качественная и вовремя поставленная серийная продукция, только оперативный и грамотный ответ на запрос из эксплуатации, вызывают уважение у наших заказчиков. Имея серьезный авторитет, который мы снискали на серийной продукции, мы убеждены, что новые НИРы и новые ОКРы будут тоже за "Сатурном". Вот почему для конструкторов сверхважно эффективно работать по поддержанию серийного производства. И в этом направлении мы тоже совершенствуемся.

- Что сделано в этом плане?

- Сделано, может быть, не так много, как хотелось. Но результаты говорят сами за себя. В 2012 году мы стали в 2,5 раза эффективней поддерживать производство, в сравнении с тем, что было ранее. Что я имею в виду? Более чем в 2 раза снизилось количество отклонений, вызванное в производстве из-за недостаточной конструкторской проработки, более чем в 3 раза сократились запросы на отклонения по причине несовершенства технологических процессов. Исчезли проблемы на уровне взаимодействия между разными службами: конструкторами, технологами, снабженцами, экономистами. Мы перестали терять время на процессы, которые удорожают стоимость продукта, о чем недавно говорилось в ходе военно-промышленной конференции с трибуны в Доме правительства. Мы стали больше доверять нашим людям, априори понимая, что работаем с талантливыми, умными, грамотными, способными принимать правильные решения людьми. Мне нравится одно высказывание: "мы нанимаем умных людей, чтобы они говорили нам, что мы должны делать, а не для того, чтобы мы говорили им, что они должны делать". Если мы не будем следовать этому принципу, то не получим такого коммулятивного эффекта от коллективного труда.

Мы дали специалистам определенную свободу в принятии решений и убедились, что в 95 проц. случаев решения принимались людьми грамотно. Для того, чтобы эти решения были приняты и пошли в дело, не нужно стоять у кабинета начальника и ждать его подписи на реализацию того или иного решения. Решения реализовывались без этой высшей подписи руководителя. Но каждую пятницу мы встречаемся в производственном подразделении, называемым Плато /от французского слова "площадка", где люди работают вместе/, заслушиваем руководителей этой междисциплинарной рабочей группы о выполненных работах. Руководство "Сатурна" помогает людям делать их основную производственную работу. Это то, о чем мы говорили с вами ранее в отношении государства и предприятия. А здесь, на предприятии - между руководителем и производственником. Говорить об этом можно много, но Вам лучше побеседовать на эту тему с управляющим директором.

- Спасибо, если представится такая возможность, я постараюсь это сделать. А в заключение хочу Вас спросить, в целом, каким Вы видите "Сатурн" через 10–15 лет?

- Многопрофильной компанией, которая имеет устойчивый бизнес в области военных, гражданских, наземных двигателей. В каждом из сегментов рынка предприятие создает продукт, который является лучшим в этом сегменте и стремится расширить этот сегмент. По поводу двигателестроения в целом... Мой учитель Валерий Георгиевич Августинович не так давно издал книгу "Битва за скорость. Великая война авиамоторов". В ней четко прослеживается мысль о том, что страна, в которой созданы лучшие двигатели, будет обладать лучшими самолетами. Россия должна сохранить за собой компетенции в области авиации, иметь самые современные самолеты – гражданские, боевые. Сегодня необходимо развивать технологии, которые будут использованы в будущем как для создания новых авиационных двигателей, так и в других отраслях промышленности, необходимых для государства и интересных для молодых инженеров.

- Ни одного слова из этого высказывания не могу выбросить.

- Спасибо.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 апреля 2013 15:46
    SaM146

    Ну и кто осмелится сказать что SSJ - лажа?
    Сатурну - успехов в развитии!
    1. +6
      5 апреля 2013 15:49


      для настроения...
      1. 0
        5 апреля 2013 16:45
        Спасибо, просто неимоверные счастье и гордость испытал от увиденного. Так держать!
    2. djon3volta
      +10
      5 апреля 2013 16:18
      Цитата: dmitreach
      Ну и кто осмелится сказать что SSJ - лажа?

      Сухой Суперджет 100. Ни один самолёт в мире не оброс в своём детском возрасте таким количеством легенд, домыслов, страшных тайн, мифов и прорицаний, как этот.
      У нас в стране чертовски много людей разбирающихся в авиации. Случись какое событие в мире самолётов и тут же сотни экспертных мнений, оценок специалистов, анализ профессионалов. Каждый, кто видел на картинке летающую машину тяжелее воздуха, мнит себя если не авиаконсультантом, так авиакритиком. Вот только заняты они в большинстве своём в областях, сильно удалённых от авиации.
      5 лет назад первый Суперджет поднялся в воздух. Событие, безусловно, важное и значимое для российского авиапрома. Конечно же, без «авторитетных» оценок этого факта не обошлось. До первого полёта проект отечественного самолёта активно обсуждался. «Критики» очень сильно сомневались в самой возможности «Сухим» спроектировать что-то невоенное, без скорострельных пушек и самонаводящихся ракет. Весь 2006 год «эксперты» предвещали невозможность постройки Суперджета.
      В мае 2008 года Суперджет взлетел, вопреки всем пророчествам и домыслам злопыхателей. Первенец «Гражданских самолётов Сухого» ещё не остановился на взлётно-посадочной полосе после премьерного полёта, а «специалисты» уже заявляли, что это будет единственный, полетевший экземпляр, прогнозировали срыв сроков выпуска и полные двигатели камней, некачественный металл заклёпок и недостаточно прозрачные иллюминаторы. Суперджет полетел в Ле-Бурже и в Фарнборо, а «авиакритики» голосили, что такой самолёт никому не нужен и его никто не купит. Суперджет получил соответствие европейским требованиям по уровню шума на местности, а «специалисты» заявляли, что в Европу из России на нём никто не будет летать. Суперджет гоняли по воде и морозили в Якутии на лютом холоде, Суперджет испытывался в ЦАГИ на прочность и летал в Архангельске в условиях обледенения, сертифицировался в высокогорье Армении и продувался сильнейшими ветрами в Исландии, а «критики» всё твердили, что самолёт недоиспытан и ненадёжен, что на нём страшно летать и будет всего один туалет, чего для борьбы со страхом недостаточно.

      http://sdelanounas.ru/blogs/30471/#cut
      1. max-02215
        +6
        5 апреля 2013 16:41
        Да вот и беда в том, что много умников, при чём на всех уровнях, вон сбербанк покупает для ТРАНСАЭРО 12 боингов, планируют прикупить ещё 50. , а гдеж поддержка Российского авиапрома, видимо как автопром откат не дали,что у нас больше нет перспективных моделей? Ну упал 204, а что боинги и аэрбасы не падают?
        1. Wasserfall
          0
          5 апреля 2013 17:22
          Цитата: max-02215
          что у нас больше нет перспективных моделей

          Вместо 737-800 только 320 арбуз, вариантов-то больше и нет.
          1. 0
            5 апреля 2013 20:45
            Цитата: Wasserfall
            вариантов-то больше и нет.

            Нужно на законодательном уровне пресечь такую штуку как лизинг от инопроизводителей, вот тогда можно будет сказать нашей гражданке БЫТЬ!!!! Сладкий Боинг вместе с Арбузом сдуются влет, в нашем случае авиапром попрет как ошпаренный. Скажу больше, все эти люди ваапче серьезно подумают о своей роли в ВТО yes
        2. rolik
          +6
          5 апреля 2013 18:07
          Цитата: max-02215
          вон сбербанк покупает для ТРАНСАЭРО 12 боингов

          Для того , чтобы Толик Греф захотел купить наши самолеты. Нужна самая мелочь. Требуется вызов к президенту и небольшая-частная беседа. На следующий день, контракт на Боинги будет расторгнут. И кто то из Сбербанка останется без откатных в кармане. Печалька конечно, но только для него лично.
          1. +3
            5 апреля 2013 19:45
            Цитата: rolik
            Для того , чтобы Толик Греф захотел купить наши самолеты. Нужна самая мелочь. Требуется вызов к президенту...

            И что? Сколько правильных слов о необходимости возрождения авиации, модернизации и инновациях сказано президентом. Слова пусты,если не подкреплены делами. В итоге боингов все больше, а отечественных все меньше.
            1. rolik
              0
              6 апреля 2013 12:22
              Цитата: Karabin
              Сколько правильных слов о необходимости возрождения авиации, модернизации и инновациях сказано президентом.

              Слова, должны подкрепляться делами. Вот дел то как раз и не хватает. Долиберальничались с законами. Давно пора ужесточать законодательство. Если бы Толян знал, что вылетит из кресла и лишится всех денег записанных на него, жену, брата, свата и всех-всех родственников. То даже одного взгляда должно было бы хватить.
            2. 0
              23 октября 2013 13:30
              Мы уже достаточно времени говорим о принципиально новых физических основах которые могут и должны стать базой для создания новых авиационных двигателей. Однако остаемся в молчаливом паритете. Россия хочет и должна иметь оружие реально нового и главное эффективного уровня , а мы имеем обоснованные научные результаты, которые дают направление развития и владение таким потенциалом. Однако все пока стоит. Ждем пока ситуация не придет к моменту , когда выбора не будет. История постоянно повторяется. Кризис это всегда стимул для инновационного прорыва.
      2. +2
        5 апреля 2013 16:43
        Цитата: djon3volta
        Сухой Суперджет 100

        Ай молодец постарался, а я Вам раньше уже писал, не смотрите так часто телевизор и не всему верьтеhi А у меня знакомая там где это чудо чертят и проектируют работает. Так вот она мне года 2 назад говорила, что Суперджетом далеко не все так гладко и четко как показывают по телеку, вплоть до того что вначале работы было предложение использовать шасси боевой "Сушки", но отказались нагрузка то другая, в общем много чего еще рассказала и много чего не договорила, а просто хитро улыбалась и переводила разговор. Ну все же, дай Бог чтобы эта гражданская Сушка была востребована чтобы успех всегда сопутствовал российской авиации.
        1. max-02215
          +1
          5 апреля 2013 16:48
          интересно кем? а то, ведь и повара и технички то же в КБ работают и много чего могут рассказать
          1. 0
            5 апреля 2013 17:05
            Цитата: max-02215
            интересно кем?

            не повар и не техничка hi
            я у нее как то поинтересовался сколько она получает, а она так по улыбалась. Тогда я спросил наверное тысяч 70, а она сказала чуть-чуть побольше. Я спросил 90, а она где то так, в общем сколько конкретно зарабатывает она не сказала, но поверь мне она не мало зарабатывает. Теперь вопрос тысяч 90 (возможно больше) будет получать техничка?
            1. rolik
              +2
              5 апреля 2013 18:09
              Цитата: evgenii67
              ч 90 (возможно больше) будет получать техничка?

              Техничка не будет, а мадам сидящая в отделе закупок - возможно. Проектанты и рассчетчикиполучают либо меньше этой суммы, либо на 50% больше. Но скорее меньше, менегеры - это их доход.
              1. +1
                6 апреля 2013 00:37
                Есть еще должность помощник руководителя....секретарь... -)))
                1. rolik
                  0
                  6 апреля 2013 12:23
                  Цитата: SerAll
                  помощник руководителя....секретарь... -)))

                  Не, тот поменьше получает)))))
        2. 0
          5 апреля 2013 16:59
          Есть такая партия - Одна Бабка Сказала!

          Я принципиально не доверяю "бабкам". Ибо, согласно апостолу, корень всех зол - любовь к "бабкам". Да, вот такая игра слов... request smile

          Вот не про плаченный всякими "бабками" ресурс, ибо Создатели бьются за свое - родное, чему посвятили часть жизни.

          http://superjet.wikidot.com/
        3. +1
          5 апреля 2013 20:52
          Цитата: evgenii67
          не смотрите так часто телевизор и не всему верьте

          За одну только реплику + Нужно почаще общаться, должен быть диалог!!!!......с ящиком для идиота непоспориш hi
        4. +2
          5 апреля 2013 21:29
          Цитата: evgenii67
          Так вот она мне года 2 назад говорила, что Суперджетом далеко не все так гладко

          - будете, наверное, хохотаться, но с дримлайнером тоже далеко не все в порядке, а так же с гигантом от Эйрбаса (названия не помню, но очень здоровый, на данный момент самый большой пассажирский лайнер) далеко не все в порядке.
          Вы будете хохотаться, но если у суперджета что-то там с системой кондиционирования не в порядке (что неудивительно, ведь суховцы специализируются на боевых самолетах, там система кондиционирования если есть, то так себе), то Эйрбаса загораются прямо в полете двигатели!
          И поверьте, это не только по телвизору, этим кишит интернет. Поэтому почитайте, уважаемый, и может почувствуете хоть какую-то гордость за своих самолетостроителей хотя бы потому, что детские косячки-то у русского самолета гораздо менее серьезные, нежели у признанных рынкодержателей.
      3. Нитуп
        +2
        5 апреля 2013 23:11
        …есть очень много людей, которые знают, как играть в футбол, как управлять государством и как построить самолет. Только очень жаль, что все они уже работают парикмахерами и таксистами"…
    3. +2
      5 апреля 2013 17:20
      Я. Они зажимают двигатели НК. В результате на доводку Русских движков НК не выделяют, не смотря на указание ВВП, не выделяют НИЧЕГО. Газета Аргументы недели даже подписку организовало, для доводки движков и ввода в строй ТУ и АН.
  2. +5
    5 апреля 2013 15:50
    Страна, создавшая лучшие двигатели, будет иметь лучшие самолеты



    Трудно спорить с этой здравой мыслью. И поэтому пожелаю "Сатурну" больших успехов, в их не легком деле. И жду новых, лучших в мире двигателей - России очень нужно иметь самые лучшие самолеты и много
  3. +4
    5 апреля 2013 15:53
    Приказом управляющего директора ОАО "НПО "Сатурн" от 29 ноября 2010 года Юрий Шмотин утвержден в должности генерального конструктора ОАО "НПО "Сатурн".

    Шмотин Юрий Николаевич родился в Перми 19 июня 1971 года.

    В 1995 году окончил Пермский государственный технический университет по специальности "Авиационные двигатели и энергетические установки". Кандидат технических наук (1999г.). Свободно владеет английским языком.

    Начал трудовую деятельность в 1995 году в ОАО "Авиадвигатель".

    04.1999 - 07.2001 - инженер - конструктор - расчетчик, ОАО "Авиадвигатель".

    07.2001 - 02.2002 - начальник конструкторского отдела систем инженерного анализа, ОАО "НПО "Сатурн".

    02.2002 - 11.2003 - заместитель генерального конструктора по инженерному анализу и информационным технологиям, ОАО "НПО "Сатурн".

    11.2003 - 06.2004 - заместитель генерального конструктора - начальник ОКБ-1, ОАО "НПО "Сатурн".

    06.2004 - 01.2006 - заместитель генерального конструктора по расчетам и анализу, ОАО "НПО "Сатурн".

    01.2006 - 09.2009 - заместитель генерального конструктора - начальник расчетно-исследовательского управления, ОАО "НПО "Сатурн".

    09.2009 - 11.2010 - первый заместитель технического директора - генерального конструктора - главный конструктор, ОАО "НПО "Сатурн"...........сложная работа, пожелаем ему удачи
  4. +7
    5 апреля 2013 15:54

    - Может быть, для кого-то покажется непривычным услышать из уст генерального конструктора, но основополагающим принципом в работе КБ является обеспечение получения прибыли для предприятия

    Уважаю думающих и творящих пользу людей. Но как задолбала тема бабок во всех сферах. Не первенство в отрасли, не благо Родины, не благополучие коллектива, не след свой в истории, не светлое будущее, не радость людям, а ИМЕННО БАБЛО ему необходимо.Деньги сведут с ума даже самых талантливых...Сильное общество либеральные демократы построили!!! Аж тошнит!!!
    1. +1
      5 апреля 2013 19:29
      Цитата: smel
      ИМЕННО БАБЛО ему необходимо.
      Для успешной работы любого предприятия или КБ необходимо , как ни странно финансирование , без "бабла" , простите , только кролики размножаются , да и тем кушать надо ... Так что не надо писать ерунду , если предприятие не будет приносить прибыль , то и работать оно не будет !!!
      1. +1
        5 апреля 2013 21:39
        Цитата: снайпер
        Для успешной работы любого предприятия или КБ необходимо , как ни странно финансирование , без "бабла" , простите , только кролики размножаются , да и тем кушать надо ... Так что не надо писать ерунду , если предприятие не будет приносить прибыль , то и работать оно не будет !!!
        -никто не отрицает этого. НО!!!!
        Цитата: smel
        но основополагающим принципом в работе КБ является обеспечение получения прибыли для предприятия
        основополагающим принципом в работе КБ является создание исключительно конкурентоспособной продукции в своей компетенции, а рынок уже сам оценит путем "голосования рублем" результат работы КБ. А то, что генконструктор озвучил, может привести к тому, что если завтра у КБ появятся компетенции в области удачных валютных спекуляций, то КБ пошлет авиадвигатели подальше и займется валютными спекуляциями, ибо в основополагающем принципе данного КБ, озвученного Шмотиным, нет ни слова о том, за счет чего может обеспечиваться
        Цитата: smel
        получения прибыли для предприятия
        . То бишь за счет чего угодно!
        Прав СМЕЛ, это уже задолбало!!!!!
        1. +1
          5 апреля 2013 23:06
          Цитата: аксакал
          , а рынок уже сам оценит путем "голосования рублем" результат работы КБ.

          А если не угадали ? Если по привычке сделали не то что нужно , а то что сумели ? Или скажете таких примеров мало ? И то что на уровне главного конструктора стоит вопрос о востребованности своих разработок , то это совсем на мой взгляд не плохо ...
          1. +1
            6 апреля 2013 00:23
            Цитата: снайпер
            А если не угадали ? Если по привычке сделали не то что нужно , а то что сумели ? Или скажете таких примеров мало ? И то что на уровне главного конструктора стоит вопрос о востребованности своих разработок , то это совсем на мой взгляд не плохо ...
            - Предприятия, слишком привыкшее делать не то, что нужно, а то, что сумел, уйдет с рынка или будет поглощен. Примеров тому тьма.
            Оперирование чисто финансовыми оценками своей деятельности и вынесение в качестве главной оценки эффективности своей работы полученное количество "чистогана" имеет под собой кучу ловушек. Предприятие, допустим, в какой-то момент может оказаться монополистом на рынке, ведь всегда есть вероятность такого стечения обстоятельств, не правда ли? И начать гнать туфту при одновременном повышении цены. И тогда главный критерий генконструктора но основополагающим принципом в работе КБ является обеспечение получения прибыли для предприятия - будет вводить в заблуждение - ведь получение прибыли в порядке и даже возросло, но при этом само предприятие на грани гибели из-за пагубной привычки "гнать туфту" - почему-то привычка гнать туфту очень быстро формируется, буквально за "два затяга". И это - только одна ситуевина! А на рынке их может быть десятки сценариев! И во всех них единая интегративная оценка деятельности - количество "чистогана" - может оказаться введением в заблуждение!
    2. 0
      5 апреля 2013 21:27
      Ну простите, это так в нашей стране согласно законодательству. Основной смысл существования, коммерческой структуры - получение прибыли. Затем с прибыли государство снимает налоги, а затем чистая прибыль грубо говоря, распределяется, на дивиденды акционерам, либо развитие предприятия.
      1. +1
        5 апреля 2013 22:23
        Цитата: zvereok

        Ну простите, это так в нашей стране согласно законодательству. Основной смысл существования, коммерческой структуры - получение прибыли. Затем с прибыли государство снимает налоги, а затем чистая прибыль грубо говоря, распределяется, на дивиденды акционерам, либо развитие предприятия.

        - абсолютно согласен с Вами, Зверек! Вопрос лишь в том, насколько оправданно переводить едва ли не единственное в России, а следовательно, системообразующее в области авиадвигателестроения предприятие в разряд "коммерческих структур"? request Не находите ли, что данному КБ гораздо логичнее находиться в списке стратегических предприятий со всеми вытекающими, в т.ч. и по режиму секретности?
        А вот если какой-нибудь Прохоров-Фридман захотят создать свое авиадвигателестроительное предприятие именно с целью получения прибыли, то тут я не против, ради бога, пусть новая компания и будет "коммерческой структурой". Только Фридманы скорее удавятся на шарфах, чем создадут подобный подарок для России. Это я для примера. Забудьте.
  5. +1
    5 апреля 2013 16:15
    Йех, диплом там писал. good
    1. 0
      5 апреля 2013 17:21
      Тема. Результат.
      1. 0
        5 апреля 2013 19:49
        Прямо как в 1-м отделе. Докладываю.
        Камера сгорания модуля газоперекачивающей установки. Оценка "хорошо", на экономическом разделе немного поплыл, как-то не сильно уделял ему внимание. Чертил 2,5 м сборочный чертеж. Вот.
  6. 0
    5 апреля 2013 17:15
    Учиться у Грабина готовить пушки к бою.
    http://militera.lib.ru/memo/russian/grabin/23.html
    Только вперед!
  7. +3
    5 апреля 2013 17:18
    Трындец котенку. Когда то мы имели лучшую школу двигателистов в мире. И вот теперь мы видим, как на наших глазах ее убивают, причем без вариантов.
    "Сегодня мы делаем все, чтобы конструктор на этапе формирования нового двигателя, узла или детали задумывался, сколько это будет стоить в производстве" - это приговор, окончательный, обжалованию не подлежит.
    Видите ли, результат мышления зависит прежде всего от того, как построен его процесс. Правильное мышление расставляет приоритеты так - выбирается основная задача. И все мыслительные действия проводятся поверкой к основной задаче. Как это выглядит в случае создания авиационного двигателя?
    Необходимо создать двигатель в таких то массогабаритных рамках, с тяговооруженностью не ниже Х и скоростью изменения тяги не нижеУ. Советские конструкторы ставили задачу именно так, создавая свои чудеса, до сих пор вызывающие почтительный трепет. А как теперь будет? Вытянуть параметры... на материалах подешевле, в изготовлении попримитивнее. Где то я уже видел подобное... ах да! Так думают западные конструкторы, вернее, они вынуждены! А результат? А простой. Не будучи свободным, мышление не набирает мощность. Все. Кончились российские движки...
    1. 0
      5 апреля 2013 19:52
      Не перегибайте палку. Задумываться о стоимости двигателя нужно всегда. Просто не нужно, чтобы стоимость двигателя доминировала над остальным.
      1. +3
        5 апреля 2013 21:23
        Да я б палку вообще не трогал... Вот только без нее нельзя. Поймите, инженерная работа такого уровня это как спорт высших достижений. Как война. Как схватка в подворотне, куда вы зашли веселый и слегка подшофе... а там трое гопников вдруг захотели проверить, какого цвета у вас кишки.
        То есть человек, чтобы сделать что то как следует, должен не таскаться на службишку с девяти до пяти, а потом брести домой чуток усталым. Это огонь! Тут надо из себя жилы драть, забывать спать, спрыгивать с жены и бежать эскиз править. То есть в этой работе реализуются ВСЕ силы, умения, навыки и наработанные за всю жизнь техники. Небольшой сбой... и вы уже ни за что не найдете решения, которое вынесет ваш движок к звездам.
        А происшедшее - не сбой. Это кардинальное изменение системы мышления, причем введенный параметр постоянно довлеет над разумом разработчика. Это трудно обьяснить тому, кто никогда не пытался выжать из мозга хотя бы процентов 150.... Поймите, советский инженер знал - он должен изобрести наилучшее. Самое-самое. И если лопатка нужна из индия - ему без слов добудут индий. Полпланеты перероют... Не будучи скован, как беспощадно изломанные западные конструкторы, которых можно было лишь жалеть, он и выдавал лучшее! Смешно, но оно как правило... было даже дешевле!
        Все. Это кончилось. Теперь будут дримлайнеры. Кривые, дерьмовые, летающие через пень-колоду... да еще и чудовищно дорогие! Этот мутант может болтать что угодно, а КБ он убивает и скорее всего бесповоротно уничтожит. Финита...
        1. 0
          6 апреля 2013 15:49
          Согласен с Вами.
  8. pinecone
    +1
    5 апреля 2013 19:40
    Посмотрел на фото генерального конструктора пламенных моторов и сразу вспомнил портреты Климова, Швецова, Микулина, Люльки и других советских разработчиков авиадвигателей. Отличаются, и весьма заметно. Этот скорее на председателя правления какого нибудь банка похож. И всё рынок, рынок, рынок... Фамилия тоже соответствующая - от слова "шмотки".
    1. +1
      5 апреля 2013 20:05
      Свою трудовую деятельность Юрий Николаевич начал в 1995 году в ОАО "Авиадвигатель".
      04.1999 - 07.2001 - инженер-конструктор-расчетчик, ОАО "Авиадвигатель".
      07.2001 - 02.2002 - начальник конструкторского отдела систем инженерного анализа, ОАО "НПО "Сатурн".
      02.2002 - 11.2003 - заместитель генерального конструктора по инженерному анализу и информационным технологиям, ОАО "НПО "Сатурн".
      11.2003 - 06.2004 - заместитель генерального конструктора - начальник ОКБ-1, ОАО "НПО "Сатурн".
      06.2004 - 01.2006 - заместитель генерального конструктора по расчетам и анализу, ОАО "НПО "Сатурн".
      01.2006 - 09.2009 - заместитель генерального конструктора - начальник расчетно-исследовательского управления, ОАО "НПО "Сатурн".
      09.2009 - 11.2010 - первый заместитель технического директора - генерального конструктора - главный конструктор, ОАО "НПО "Сатурн".
      1. -1
        5 апреля 2013 21:31
        Выпуливал вверх каждые два года. Гений? Да еще такого уровня, что Королев - просто пацан, судя по непописуемой скорости карьерного роста. И где летящий на Марс космолет с пятьюстами членами экипажа, оснащенный его невероятным движком?! ЗА ДЕЛО можно так повышать только за такие достижения, не меньше.
        Скорее так. Профильное образование и чье то большое желание вколотить именно этого кадрика на самый верх. Чье то очень мохнатолапое желание. какие люди у нас растут со скоростью бамбука, оказываясь на самых сложных местах? Особенно на таких, от которых (вот случайность!) зависит наша обороноспособность и развитие? Да от КБ после него (вряд ли ему нужен еще год. думаю, он уже сейчас все сделал) и праха не останется....
  9. stranik72
    +4
    5 апреля 2013 20:57
    djon3volta
    Цитата: dmitreach
    Ну и кто осмелится сказать что SSJ - лажа?

    Контрольное управление при президенте РФ сказало, что SSJ – лажа. Цитирую каждый выпуск двигателя SaM146 приносит убыток, заводу 40 млн.рубл. Самолёт SSJ не стал прорывным проектом он в настоящий момент может только садится на 28 аэродромах, у него ужасная система сервисного обслуживания и много отказов. Далее в этом докладе описана ситуация по всем типам и заводам авиации РФ. В общем в инете этот доклад есть как и поручение ВВП. Документ прилюбопытнейший. Кстати по двигателю ПС-14 там написано, что он тоже не станет прорывом в будущее.

    Так что господа, меньше слушайте этих бизнесменов от авиации он не Генеральный конструктор и им никогда не был , больше анализируйте и умные книжки читайте. Проанализируйте его карьеру и что за это время этим заводом было реально сделано НИЧЕГО, доедали наследие СССР.
    1. Trofimov174
      0
      5 апреля 2013 22:19
      Цитата: stranik72
      djon3volta
      Цитата: dmitreach
      Ну и кто осмелится сказать что SSJ - лажа?

      . В общем в инете этот доклад есть как и поручение ВВП. Документ прилюбопытнейший.


      Не стоит так верить всему, что есть в интернете, я хоть и сам не фанат этого лайнера, но если он пошел в производство и его даже покупают, значит там где то есть рациональное зерно.
  10. сашка
    +2
    5 апреля 2013 23:07
    всё это не имеет смысла. разговоры имеется ввиду..Меня с 13-ти лет учили делать САМОЛЁТЫ. Потом был наставник. Потом Армия..Потом "присматривались".. 9-ть "РУСЛАНОВ" Мои.. Они как Дети..Кто делать будет сейчас ? Кому всё это нахрен надо ? Проще купить и не забивать себе голову..Хотели "демократию". ? Получите..Пусть амеры работают , им деньги нужней.А нам не надо , у нас нефть есть..И "великий гарант " Боже , какая глупость..Спор о ЧЁМ.??? Ну и конечно Погосян. Это тот ещё кадр. Пообещать , как и "президенту Пу" , ничего не стоит . Это же бесплатно..
  11. 0
    6 апреля 2013 02:05
    Цитата: михаил3
    "Сегодня мы делаем все, чтобы конструктор на этапе формирования нового двигателя, узла или детали задумывался, сколько это будет стоить в производстве"


    Если Шмотин Юрий Николаевич привёл это вражение неподумавши-
    это поправимо. А если он действительно так думает-то беда.
    Взваливать на конструкторов непрофильную им по должности работу- это как минимум -неумение руководить. Максимум-прямое вредительство.



    Ну и немного на "самолётную" тему:


    MTU сервис в Чжухайе, Китай
    Предприятие в Особой экономической зоне в Чжухае является 50-50 совместным предприятием MTU Aero Engines и China Southern Airlines. MTU обслуживание Чжухай оснащен высокотехнологичными машинами и высокоразвитой испытательным стенд для двигателей до 150.000 фунтов тяги
    Предприятие специализируется на техническом обслуживании, капитальном и текущем ремонте двигателей V2500 (ИАЭ) и CFM56 (CFMI). Компания является лидером рынка в китайском рынке и на готова занять ведущие позиции на рынке в Азии.



    взято с:

    http://www.mtu.de/de/company/corporate_structure/locations/zhuhai/index.html
  12. 0
    6 апреля 2013 05:01
    Надо в первую очередь новые движки для военных создавать, Там с экологией таких напрягов нет. Да и военное авиастроение у нас развито лучше. А вот гражданское нужно с нуля восстанавливать, одними движками ситуацию не поправишь.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»