Гавриилу Романовичу Державину мы благодарны не только за Пушкина

4 868 9
Гавриилу Романовичу Державину мы благодарны не только за Пушкина


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа




В который раз о памяти и памятниках


Всем известно, что эти строки из пушкинского «Памятника» украшают знаменитую скульптуру поэта работы Александра Опекушина в центре Москвы. О памяти и памятниках с завидной регулярностью писали ещё древние, но немногие знают, что и до Пушкина эту тему не оставил без внимания Гавриил Романович Державин.

Не полководец, не сановник, его самого называли «Бич вельмож», он, однако, один из екатерининских орлов и по праву занял своё место у ног императрицы в Санкт-Петербурге – опять же на памятнике. Но ко времени написания своего «Памятника» Державин готов был сменить государеву службу на служение музам.


Все мы помним, что это с державинского благословения Александр Сергеевич всерьёз занялся литературой и смело расширил до вселенских горизонты поэтического «Памятника» — уже своего. Сегодня только специалисты изредка напомнят особо пытливым читателям, что Державин, по сути, перекинул крестнику от литературы мостик от Сумарокова и Ломоносова — у тех среди стихотворных сочинений тоже были «Памятники».

Впрочем, здесь больше не о поэзии, а о самих памятниках. На них, а не только на могилах, во все времена не стеснялись оставлять эпитафии в рифму. Именно так поступили осенью прошлого года в столице, когда открыли самый новый памятник Г.Р. Державину.

Место выбрали очень удачно – на входе в Останкинский парк, рядом с так много значившей для всей русской культуры, а особенно театра, усадьбой графов Шереметевых. Одной из – той, где начинала неповторимая Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая Шереметевой.


Не просто так написал «значившей» в прошедшем времени – уж очень надолго, просто до неприличия, затянулась реставрация этого бесценного памятника (опять памятника) архитектуры и не только. Жаль, что представили впечатляющее произведение работы довольно скромно, а по столичным телепрограммам и вовсе с ошибкой.

Камера, мотор!


Ребята с камерами лихо обозначили место установки монумента как главный вход Ботанического сада. Много лет живу от него в получасе ходьбы, прогулялся, но Державина не нашёл. Хорошо, что Останкино тоже недалеко, и уже вскоре почти случайно вышел, точнее, вошёл в парк и сразу набрёл на памятник губернатору, министру, сенатору и поэту.

Это на его постаменте, как бы в ответ памятнику Пушкину, было решено высечь строки из державинского «Памятника», не такие известные, как у Александра Сергеевича. Новые технологии вообще-то позволяют многое, но в этом случае читается всё с трудом, и немалым, а посему приведу не фото, а сам текст.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.


Гавриил Романович Державин стал считать себя литератором уже в преклонные годы, хотя перо взял в руки, разумеется, намного раньше, чем с лёгкой руки Екатерины Второй начал занимать высокие посты. Архивисты утверждают, что он много писал ещё в юности, после гимназии, на службе в лейб-гвардии Преображенском полку, которая затянулась почти на десять лет.

Зрелось поэта


Уже тридцатилетним стал переводить коронованного рифмоплёта – прусского монарха Фридриха II, и сам пытался писать в стиле Ломоносова и Сумарокова. Участвовал в боях, когда усмиряли восстание Пугачёва, вышел в офицеры и стал членом следственной комиссии. Державину было уже почти сорок, когда генерал-прокурор князь Вяземский рекомендовал его экзекутором в Сенат.

Вскоре не самый опытный статский советник рассорился с Вяземским, но был замечен императрицей и отправлен правителем во вновь образованное Олонецкое наместничество, нынешнюю Карелию. Там он не был губернатором, как не совсем верно принято считать сейчас, всем севером страны тогда правил генерал-губернатор Тутолмин.

Порядок в Олонце и окрест него Державин наводил недолго. Местные чиновники рангом куда ниже, при поддержке Тутолмина, сумели добиться его перевода в Тамбов, в новую губернию, зато уже полноправным губернатором. Зачистка тамбовщины от коррупции продолжалась четыре года, и здесь Державин не постеснялся написать и обнародовать тот самый «Памятник».

С возвращением в Петербург Державин, готовый покинуть службу, был назначен кабинет-секретарём Екатерины II. Императрица поручила ему контроль за сенатскими документами, а также – радовать государыню новыми поэтическими работами. Он стал сенатором, а вскоре президентом коммерц-коллегии.

Тогда и были написаны ода «Бог» и впечатляющий «Гром победы, раздавайся», так и не ставший государственным гимном. Карьера Державина шла в гору, но при Павле I поэт предпочёл оставаться в тени. При его сыне Александре Павловиче он первым занял новый пост министра юстиции.

В своё время Екатерина не без успеха «обновляла» государство по либеральным лекалам своих европейских корреспондентов, однако внук предпочёл её соратникам более молодых реформаторов. В 1803 году 60-летний Державин был отправлен в отставку.

Он уже успел вырастить приёмных детей архитектора Николая Львова, а также покойного сенатора Петра Лазарева — трёх сыновей, ставших флотоводцами, и дочь, благополучно выпущенную из Смольного пансиона. Но занят был, прежде всего, литературой, курировал Царскосельский лицей и благословил Пушкина, «в гроб сходя», как сказано у поэта.

Поминать и помнить


Такой простоватый оборот, по свидетельству современников, Державин часто применял, говоря о «временах Екатерины и покорения Крыма». Самому же уроженцу казанской земли, который гордился своими татарскими и чувашскими корнями, в наше время, нельзя не признать, особенно везёт по части памяти.

Державин, конечно, не единственный из героев той эпохи, кому ставят памятники в разных уголках России, но ему только за последние десятилетия установили их сразу в нескольких местах. Непросто определить, где опередили всех на этой волне, но дольше всего Державин стоит, конечно же, у ног Екатерины II – в Петербурге, Петрограде, Ленинграде, на площади.

Там же, в северной столице, много лет работает один из лучших музеев усадебного типа, во дворе которого, на берегу Фонтанки, довольно скромно встал хозяин – Гавриил Романович. Парадный бюст работы Марии Литовченко, фотография которого открывает статью, согласитесь, узнает каждый.

Его так или иначе уже повторили авторы едва ли не всех новых памятников поэту и государственному деятелю. А вот повторить или копировать известный «северный» портрет Державина в меховой шапке работы Сальваторе Тончи никто не торопится.


До бюста в петербургской усадьбе классическим канонам больше всего соответствовал казанский памятник Державину, где он похож на римского патриция. Однако эта работа ученика Мартоса ваятеля Самуила Гальберга и прославленного архитектора Константина Тона тоже достаточно старая – ещё 1840-х годов.


Но к новой волне тоже относится хотя бы потому, что восстановлена по снимкам и слепкам лишь в 2003 году. Впрочем, с родиной — Татарстаном Державина и сегодня связывает очень многое. Не случайно аванзал его музея-усадьбы на Фонтанке не так давно — в 2012 году — украсила ростовая статуя поэта-государственника.


Ею, со словами «Державину от земляков», пополнили экспозицию нынешние земляки Державина — президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и компания «Татнефть», выделившая средства. Автором стал ныне покойный легендарный питерский скульптор Вениамин Сидоренко, чуть ли не в одиночку воссоздавший утерянные горельефы Храма Христа Спасителя.

Не в первом ряду


Вторым после того, что на Фонтанке, на мой взгляд, лучше считать, и это может кого-то удивить, памятник, открытый в далёкой Кондопоге 16 июня 1997 года. Основой для него стал известный портрет, написанный В. Л. Боровиковским. Двор обычной средней школы № 1 приютил поэта и правителя Олонецкого наместничества.

Летом 1785 года он посещал «свои» земли, в том числе территорию современного Кондопожского района. В «Подённой записке» чиновника А.М. Грибовского, который сопровождал Державина, читаем: «…приехали поутру (22 июля) в деревню Кондопогу».


Для нашего времени, по-моему, весьма показательно, что статую Гавриилу Державину поставили и в Новгороде, хотя там он отмечен и на памятнике 1000-летия России. Изящный бюст первому министру юстиции России появился несколько лет назад и в Иркутске.


По инициативе юристов Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры и Управления Минюста по Иркутской области памятный монумент работы скульптора из Санкт-Петербурга Алексея Сергиенко установили перед зданием прокуратуры. Но вот в Тамбове память поэта и своего первого губернатора отметили пока скромно.


Зато сквер имени Державина с бюстом на высоком постаменте на редкость популярен у горожан. Более отвечающий статусу наместника памятник Державину работы Вальтера Сойни украшает губернаторскую площадь в Петрозаводске, нынешней столице Карелии. И, наконец, совсем неплох монумент Державина на Оренбургской земле.


Он стоит, по сути, в глуши, в Бузулукском районе, в селе, которое носит имя поэта, где он написал свои первые строчки. Памятник работы саратовского скульптора Александра Садовского был установлен всего семь лет назад, точно на той самой волне – к 275-летию Гавриила Романовича. Московский монумент, с которого я начал, в сравнении с ним слегка запоздал.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    8 мая 2025 05:05
    Автору спасибо за статью. Тот памятник, что упомянут в Оренбургской области, установлен не в глуши, а в старинном русском селе Державино, рядом Бузулук, Бугуруслан, и от Самары можно быстро доехать. О самом селе можно написать и отдельную статью. В Державино приходилось самому бывать, наверное по этой причине и статья вызвала интерес, откровенно говоря, по отцовской линии - это моя малая Родина.
  2. +3
    8 мая 2025 05:21
    Их имена остались на
    скрижалях
    Как подлинной истории
    азы.
    И среди них как столп
    -старик Державин,
    В чьих жилах кровь
    татарского мурзы.
  3. 0
    8 мая 2025 07:19
    По инициативе юристов Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры и Управления Минюста по Иркутской области памятный монумент работы скульптора из Санкт-Петербурга Алексея Сергиенко установили перед зданием прокуратуры.

    Державин-первый министр юстиции России,
    о восстановлена по снимкам и слепкам лишь в 2003 году

    А что же с памятником случилось?Ага-в начале 1930 годов памятник Г. Р. Державину был по постановлению городских властей снесён и уничтожен.

    газета «Красная Татария» о памятнике :
    Советское правительство низложило Державина с литературного трона и швырнуло последнего дворянина Казани с пьедестала на мостовую
    .

    Автору спасибо за статью.
  4. -3
    8 мая 2025 10:09
    но немногие знают, что и до Пушкина эту тему не оставил без внимания Гавриил Романович Державин
    Как ба, учитывая, что стихо Пушкина есть вольный перевод давно к тому времени истлевшего Овидия, сия фраза выглядит... в общем, нелоумение вызывает.
    А вообще, чиво Гаврила Романыч, каким бы чотким он ни был пацанчиком и как бы душевно он ни благословил Пушкина и Ко, сходя в гроб, делает на ВО?
    1. +2
      8 мая 2025 19:57
      Цитата: ДВосток-2
      Как ба, учитывая, что стихо Пушкина есть вольный перевод давно к тому времени истлевшего Овидия,

      Кхм "Exegi monumentum" (с лат. — "Я воздвиг памятник") — ода Квинта Горация Флакха, заключительная в третьей книге "Од" (Carm. III, 30). Известна также под названием "К Мельпомене» (лат. Ad Melpomenem).
  5. +2
    8 мая 2025 12:34
    Самый фантастически честный чиновник, может за всю нашу историю.
    Даже чрезмерно, как порой казалось Екатерине, Павлу и Александру, при которых он занимал важные посты.
    Следующими я бы поставил Дзержинского и графа Воронцова, который многие интересы государства и постройки оплачивал из своего кармана.
    Так вот, если на памятник Державину отчислять хотя бы 0,01% от доказанных взяток, то даже с учетом воровства на строительстве основание памятника мого быть километра квадратных 4-9, а высота 3 км со снегом на крыше зимой и летом, чтоб блестело.
  6. +1
    8 мая 2025 20:07
    Великолепный очерк. Душевный и интересный. Читаешь и радуешься...
    Автору - больше спасибо.
  7. 0
    9 мая 2025 16:46
    коронованного рифмоплёта – прусского монарха Фридриха II
    Пару слов в защиту стихотворного наследия Фридриха Великого.
    Фридрих II Прусский, живший в XVIII веке, был не только выдающимся политическим деятелем, но и значимой фигурой в культуре своего времени. Он следовал моде тех лет, но также вносил свои собственные идеи и инновации в культуру и искусство.
    Тематика: В своих стихах Фридрих часто затрагивал темы любви, природы, философии и военного дела. Его поэзия отражает личные переживания и размышления о жизни и власти.

    Стиль: Его стиль можно охарактеризовать как классический, с элементами сентиментализма. Он использовал разнообразные формы и ритмы, что придавало его поэзии мелодичность и выразительность.

    Влияние: Фридрих II был под влиянием французской литературы, что отразилось в его творчестве. Он общался с известными писателями и философами своего времени, такими как Вольтер, что также оказало влияние на его стиль.

    Литературная оценка: Современники и литературные критики отмечали его способности как поэта, хотя его творчество не всегда воспринималось с той же серьезностью, что и его политическая деятельность. Тем не менее, его стихи ценятся за их художественную ценность и историческую значимость.

    В целом, стихи Фридриха II представляют собой интересный пример творчества правителя, который стремился объединить свою политическую жизнь с культурным наследием.
    Интеллектуальная мода: Фридрих был приверженцем Просвещения, что отражалось в его интересе к философии, науке и литературе. Он поддерживал таких мыслителей, как Вольтер, и активно общался с ними, что было характерно для интеллектуальной элиты того времени.

    Литературные направления: В его поэзии можно заметить влияние французского классицизма и сентиментализма, что было модным в его эпоху. Он использовал традиционные формы и стили, но также стремился к оригинальности в выражении своих мыслей и чувств.

    Музыка и искусство: Фридрих был не только поэтом, но и музыкантом. Он поддерживал музыкальную культуру, приглашая композиторов и музыкантов в свой двор. Это соответствовало моде того времени, когда искусство и культура находились на подъеме.

    Архитектура и дизайн: В архитектуре и дизайне Фридрих также следовал моде, строя дворцы и парки в стиле рококо и классицизма, что соответствовало вкусам европейской аристократии.

    Таким образом, Фридрих II следовал моде своего времени, но при этом старался привнести в неё свои уникальные идеи и подходы.
    Вот несколько цитат известных людей о стихах Фридриха II Прусского, которые подчеркивают его литературный талант и влияние:
    Вольтер: "Фридрих не только король, но и поэт, который умеет сочетать мудрость с изяществом слов."

    Гёте: "Стихи Фридриха полны глубины и чувства; они отражают не только его личные переживания, но и дух времени."

    Лессинг: "В творчестве Фридриха мы видим, как поэзия может служить не только развлечением, но и средством философского размышления."

    Шиллер: "Поэзия Фридриха — это отражение его разума и сердца, его стремления к истине и красоте."

    Эти цитаты подчеркивают, что Фридрих II воспринимался не только как политический лидер, но и как значимая культурная фигура, чье творчество оставило след в литературе.
  8. 0
    14 мая 2025 19:31
    В Истории России имеется много достойнейших людей, фамилии которых редко можно увидеть на страницах, и о заслугах которых редко говорится. Но в истории России есть Победа над Гитлеровской Германией которой мы по праву гордимся, и о которой постоянно говорим, но имя творца этой Победы "Сталин" предано забвению. Прекрасно что вспомнили Державина, но и Парад в ноябре 1941, который принимал Сталин, был предвестником Парада 9 мая 2025 года, и отдать дань памяти этому человеку мы просто обязаны, независимо от наших политических предпочтений.