Где надёжно проверить самолётную турбину? Только в России…

43 316 52
Где надёжно проверить самолётную турбину? Только в России…


Опыт - дело наживное


За постоянными сетованиями по поводу проблем российского авиапрома никто, кажется, и не заметил, как отечественные технологии диагностики турбореактивных двигателей стали самыми передовыми в мире. У реактивной авиации длительная история, у газовых турбин — ещё больше. Турбину изобрели ещё в конце XVIII века, чтобы использовать в металлургии вместо кузнечных мехов, но практического использования она так и не получила.



Тогда многие конструкторы в силу новизны технологии ещё не понимали, с чем они сталкиваются. Но и сегодня от многих технологий диагностики волосы встают дыбом в силу того, что даже на заводских, а не предполётных испытаниях как применялись, так и по-прежнему применяются крайне опасные методы.

Например, весной 1937 года инженер Ганс-Йохим Пабст фон Охайн приступил к проведению стационарных тестов турбореактивного двигателя НеS 1. Вместо керосина в качестве топлива применялся водород, обладающий повышенной устойчивостью при сгорании, но при этом сильной взрывоопасностью при соединении с воздухом.

Для оценки производительности турбореактивных двигателей долгое время применялись контрольно-измерительные устройства. Так, при тестировании двигателя ТР-1 «пульсация» вращающихся лопаток оценивалась более чем в пяти сотнях различных позиций. Отслеживались данные, получаемые с большого количества сенсоров, пирометрических устройств, термопар и прочей аппаратуры.

Была и совсем экзотика по нынешним меркам. В мае 1939 года двигатель HeS3 был установлен на винтовой самолет с ещё одним двигателем He-118V2 и подвешен под его фюзеляжем для проведения тестов в воздухе непосредственно во время полёта.


Но основная беда была в необходимости разборки на детали турбореактивных двигателей уже в процессе эксплуатации. Это влекло за собой повышенную роль человеческого фактора, кто-то где-то что-то недосмотрел, в итоге неисправность турбореактивного двигателя — всегда катастрофа.

Российские технологические компании в последние десятилетия упорно работают над снижением именно ошибок человеческого фактора путём автоматизации. И успехи их по общемировым меркам не просто заметны, а значительны. Другое дело, что не все эти технологии автоматизированы в полной степени.

Сборка не на конвейере


Среди прочих испытаний, сканирование технического состояния турбины давно уже проводится без разбора её на части. Например, компания SHINING 3D использует трехмерное сканирование, но недостаток в том, что ручной сканер FreeScan UE Pro, точность которого составляет до 0,02 мм, оператор должен держать в руках, почему он и сделан таким легким, менее килограмма весом.

Далее действительно данные обрабатывает искусственный интеллект, но полностью автоматическим такое средство диагностики считать невозможно, тем более что данные ИИ всё равно должен проверять оператор. И подобные технологии, хоть и используют ИИ, явно нуждаются в модернизации.

Пример тому: следующие фотографии. На первой — 2D-срез. Понятно, что это уже прошлый век, но всё равно вспомним молодость.


Область изъяна сканирования видна очень чётко, две лопасти то ли перегоревшие, то ли сломанные, ещё две производят впечатление корродированных. Вместо сопла — сплошная поверхность.

На втором снимке видно, что у 3D успехи ненамного лучше. Если не хуже. Создаётся впечатление, что вместо лопастей на выделенной красным квадратом области там какая-то бесформенная масса.


Подобные искажения могут оказаться как роковыми, так и в лучшем случае затратными.

Более современная и прогрессивная технология — томография, не путать с технологиями SHINING 3D, которые относятся к фотограмметрии. На томограмме внутреннее устройство объекта отображается максимально точно и ясно. Различные материалы, характеризующиеся разной плотностью и химическим составом, легко идентифицируются друг от друга.

Геометрические параметры любой скрытой области или перегородки могут быть определены с погрешностью не более 50 микрометров. Несовершенства, такие как поры и посторонние частицы, становятся заметными. Даже микротрещины шириной в 50 микрометров надежно выявляются, независимо от их направления и расположения.

Единственный вопрос в том, что специфика томографических исследований реактивных двигателей связана с принципиально различными требованиями к сканированию материалов, используемых для создания деталей «горячей» и «холодной» частей двигателя.

Здесь Вам не больница


Для «горячей» части двигателя важно, чтобы детали выдерживали высокие температуры и перегрузки. «Холодная» часть – корпус и компрессор – создается из облегченных материалов, чтобы максимально уменьшить общий вес двигателя. Загвоздка в том, что плотные термостойкие материалы могут поглотить все излучение, а легкие материалы почти прозрачны.

Нередко используют промежуточные, «компромиссные» энергии излучения, которые позволяют реконструировать как более плотные, так и менее плотные детали. Но это дает и негативный эффект: на томографии двигателя часть реальных дефектов не видна, а в местах, где информации не хватает, возникают ложные дефекты. Повторение тех же фотографий, которые мы видели выше.

В таком методе некогда работала компания «Проминтро», которая, увы, уже не функционирует. Вероятно, причина исчезновения компании с рынка диагностики турбореактивных двигателей — слишком малая степень её автоматизации и задействования ИИ.

В текущем году, впрочем, в России был совершен прорыв в области взаимодействия ИИ и технологий томографии для диагностики турбореактивных двигателей в сборке.

Учёные компании Smart Engines предложили новое сочетание томографии и ИИ для выполнения сканирования реактивного двигателя без разбора на детали и за одно исследование на серийной промышленной установке. Технология строит цифровой двойник двигателя и позволяет достоверно обнаруживать дефекты – трещины, пустоты, расслаивания – и посторонние предметы, такие как металлическая стружка, за одно измерение.

Прорыв учёных Smart Engines заключается в создании особых высокопроизводительных алгоритмов компьютерной томографии для коррекции искажений, возникающих при использовании промежуточных энергий излучения. Разработанные компанией Smart Engines алгоритмы позволяют надёжно компенсировать эффекты рассеяния излучения объектом, рассеяния излучения детектором, полихроматичность излучения при исследовании мультиматериальных изделий, а также шумы, связанные с фотонным голоданием.

Листая календарь трагедий


ИИ позволяет выполнять функции диагностики даже в случае сложных измерений, выполненных на грани чувствительности прибора, в результате чего стало возможным проводить дефектоскопию реактивных двигателей авиационного назначения без нарушения целостности конструкции.

История учит на ошибках прошлого. Недосмотр в обслуживании турбореактивных двигателей стал причиной многих трагедий. В 1989 году на аэродроме Насосная под Сумгаитом транспортник Ил-76МД спустя несколько минут после отрыва от взлетно-посадочной полосы после возгорания турбореактивного двигателя и планируемого в связи с этим экстренного захода обратно на посадку внезапно начал стремительно терять высоту и упал в воду.

Погибли тогда все. Расследование показало, что причиной аварии стало повреждение вала турбины низкого давления двигателя Д-30КП, вызванное выходом из строя подшипника между валами. Более новый инцидент, который произошел с турбореактивным двигателем, когда высокие технологии якобы уже развивались вовсю, и тоже привёл к человеческим жертвам.


5 мая 2019 года лайнер SSJ-100 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс Москва – Мурманск, вернулся в аэропорт Шереметьево спустя 37 минут после вылета из-за неисправности одного из таких устройств. В результате возникло возгорание, которое привело к гибели 41 человека из 78 находившихся на борту.

1 ноября 2019 года Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Ямал», следовавший по маршруту Тюмень — Санкт-Петербург, совершил посадку в аэропорту вылета спустя полтора часа после взлета из-за отказа левого двигателя. Во время набора высоты произошел срыв потока через турбину. Обошлось без жертв.

Потому до тех пор, пока не внедрят высокие технологии, использующие ИИ при проверке турбореактивных двигателей, достичь 100% безопасности (понятно, что это утопия, но к чему-то ж нужно стремиться) точно не получится. Всюду кто-нибудь недоделал, недосмотрел, а люди гибнут. Может, ИИ лучше будет делать?
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    7 мая 2025 04:01
    пока не внедрят высокие технологии, использующие ИИ при проверке турбореактивных двигателей, достичь 100% безопасности (понятно, что это утопия, но к чему-то ж нужно стремиться) точно не получится

    Когда нибудь сканеры технических устройств и машин достигнут совершенства...сканируя перед запуском или во время запуска все техническое изделие можно будет получить полную информацию о его неисправностях...как сейчас делается на некоторых современных продвинутых автомобилях.
    Любое отклонение от нормы мгновенно фиксируется программой, и не надо чесать себе репу в поисках неисправностей.
    1. -2
      7 мая 2025 21:22
      Лёха! Чтобы говорить о технологических успехах России, надо посмотреть на товары бытового назначения выпускаемые страной. Что страна может предложить населению? Взять автопром. УАЗы довели до совершенства? А Нивы? До сих пор красить не научились и делать одинаковые зазоры! Сложная технология? А патрон для лампы авто сложная деталь? Просто работал на сборке где надо было лампу вставить в патрон. Патрон это прямоугольный лист металла с двумя просечками скрученный в цилиндр. Так у нас умудряются его так перекосить что лампа не влазит! И после этого мне говорят о высоких технологиях России! Ну не верю я в это! Не верю! У нас даже уровень воды найти не могут и ливнёвки ставят выше воды! Какие технологии?! Противно уже читать про них. Тут простейшие освоить не можем, а пишут про высокие! Просто зло берёт. Ни бордюры ровно положить не можем, ни грунт выровнять. Такое чувство что у нас страна рукожопов и косоглазых работников. Что ни сделают, всё через задницу. У нас тут таджики работают. Так они по шнуру ложат. А наши работники даже про шнур для ровной линии не знают. И таких примеров полно! Какие высокие технологии? Чем славятся наши товары? А они у нас есть? Есть? Это которые сделаны в Китае?! Не удивлюсь если технология статьи тоже родом из Китая. Нет? Да вы что! Это уже наш отечественный производитель! Да, да, да, да! Мы уже вошли в состав Китая! Правда неофициально! Просто не могу читать спокойно про наши высокие технологии! Нет их у нас! А если и есть, то довольно низкого технологического уровня. Взять масло сливочное. Оно сливочное или пальмовое? Колбаса из чего?
      1. +4
        7 мая 2025 21:38
        Про ледоколы не слышал?, А про ракеты? Станцию МИР не видел?
        Проблема в дикой коррупции, потому как прежде, чем бордюр положить за 1000 руб метр, украдут 800 руб, а на 200 бордюр поставят.... Мозг включите.
        1. -6
          7 мая 2025 21:52
          Ага ! Мозг! Вы посмотрите вначале на товары народного потребления, а потом говорите о технологиях. Гвозди из Китая, трусы из Китая! Какие технологии? Я поработал немного на нашей сборке. Никаких технологий у нас нет от слова совсем! Два отверстия на одинаковом расстоянии просверлить проблема! Три отверстия проблема! Четыре отвертия это просто космическая технология! Не схождение на полдиаметра это нормально? Потом ещё и резьбы нет. Надо резать. Хорошо что если диаметр совпадает. Про технологичность я молчу. Эргономика тоже неизвестное понятие. Стопудово таже ситуация с ледоколами и космосом. Какие высокие технологии если мы не можем освоить простейшие?! Нашим силовым ведомствам в прошлом году дали возможность купить авто. Какие они выбрали? Высокотехнологичные отечественные? Нет. Китайские! Или они не знают про наши высокотехнологичные авто? А это МО,ФСБ, МЧС и другие. Почему они не выбрали Гранту, Весту, Ниву, УАЗ и даже Аурус? Посмотрите на наших олигархов. Они тоже всё отечественное берут? Ну типа отечественное, значит высококачественное и высокотехнологичное!? А что с высококотехнологичным сливочным маслом и молоком?
          1. +1
            7 мая 2025 22:02
            Не пишите ерунды больше
            1. -4
              7 мая 2025 22:08
              А в чём ерунда? Что не так? Тут пишут про высокие технологии, а на бытовом уровне даже простейшие освоить не можем! Бред это сама статья про высокие технолгии. Мы производство натурального сливочного масла освоить не можем. Из пальмы делаем. Хлеб крошится весь. Какие в баню технологии? Вся страна в химодежде ходит весёленького чёрного цвета. Болонья наше всё сегодня. Ткань из хлопка уже утраченная технология? Картошкой нас уже кажется Китай кормит. Это высокая технология России? Какой технологический рывок сделала Россия и Китай за последние 30 лет? ручной сканер FreeScan UE Pro, это российская технология и производство?
              Учёные компании Smart Engines это тоже наше?
              1. +2
                11 мая 2025 18:12
                По вам клиника плачет.
                Просрали все полимеры
          2. SAG
            +1
            17 июня 2025 01:01
            А у вас в Москве брата нет?)))
            1. -2
              17 июня 2025 09:46
              Есть! В руководстве работает!
  2. -2
    7 мая 2025 04:25
    Я слышал что уже давно люди занимаются контролем материалов и прочего в авиации. Например суют оптоволокно в композитные корпуса самолетов и при появлении трещины сразу узнают об этом. Поломку какого-нибудь подшипника наверно и без ИИ можно увидеть.
    1. +6
      7 мая 2025 05:34
      Цитата: alexoff
      Поломку какого-нибудь подшипника наверно и без ИИ можно увидеть
      Микротрещины вы не увидите. Приходится полагаться только на заявленный ресурс подшипника. Либо проведение трудоемкого ремонта с полной разборкой
      1. +4
        7 мая 2025 06:25
        Микротрещины определяются методом ультразвукового анализа.
        1. +2
          7 мая 2025 10:35
          методом ультразвукового анализа.
          для этого придется разбирать механизм для проверки, а тут ребята пытаются находить подобные проблемы без разборки.
          1. +1
            7 мая 2025 14:03
            Ребята используют давно известный прибор, приделав к детектору ИИ.
        2. +1
          28 июня 2025 18:14
          Микротрещины определяются методом ультразвукового анализа.

          Есть такое, да, но для этого надо разобрать на детали и "просветить" УЗ, разместив на поверхности излучатель и приемник с проводами. Ультразвуковая томография не требует разборки, однако разрешающая способность явно не достаточна для выявления образовавшихся дефектов, из-за переотражений от поверхностей деталей
      2. +2
        11 мая 2025 10:07
        Добрый день! Вообще износ подшипников определяется с помощью вибро диагностики. Просто даже у меня на работе, эксплуатируя газотурбинные двигатели, в том числе и авиационные - не все в это вникают.
        А по поводу качества подшипников - в России с этим полный провал. В основном работает система купи-продай - на китайские подшипники наносится маркировка российских подшипниковых заводов. Это совсем не правильно - технологии в любом производстве начинаются с малого - сначала требуется изготовить качественные - прочные и долговечные подшипники, а потом уже машину любого типа!
    2. +5
      7 мая 2025 07:07
      Цитата: alexoff
      суют оптоволокно в композитные корпуса самолетов и при появлении трещины сразу узнают об этом
      Оптиковолокно внутри композита может нарушить монолитность и целостность всей конструкции, создавая собой серьезный концентратор напряжений. Наверное, такой метод и применяется, но только в качестве проверки на прочность и времени наработки на отказ испытуемого материала во время стендовых испытаний. Признаться, никогда о таком методе не слышал, но сама идея интересная...
      1. +2
        7 мая 2025 14:02
        Цитата: Luminman
        Оптиковолокно внутри композита может нарушить монолитность и целостность всей конструкции, создавая собой серьезный концентратор напряжений.

        глупость какая, оптоволокно очень тонкое и имеет неплохую прочность, благодаря своей длине оно наоборот армирует конструкцию. Это давно используют и что-то я не слышал новостей чтобы у какого-нибудь боинга из-за оптоволокна развалилось крыло.
        Тема оптоволокна в композитах появилась еще в восьмидесятых, но так как у нас авиация сходила в известном направлении то эта тема не только не развивалась - даже публикаций на русском не найдешь
        https://www.icas.org/icas_archive/ICAS1986/ICAS-86-4.1.2.pdf
        1. +2
          7 мая 2025 19:26
          Цитата: alexoff
          глупость какая
          Вы и на самом деле пишете глупости. Почитайте о концентраторах напряжения и принципе Сен-Венана. Для начала, хотя бы в Википедии. Тогда можно будет и поговорить. Если хоть что-нибудь поймете, конечно...
          1. -3
            7 мая 2025 19:47
            Что такое по вашему композитные материалы? Что-нибудь вообще знаете о композитах? Углеродное волокно? Считаете ли вы, что наличие в них различных стеклянных волокон уменьшает их прочность? Считаете ли вы, что арматура снижает прочность бетона? Снижают ли нервные волокна прочность человеческих конечностей? Считаете ли вы, что в эрбасе и боинге работают глупые люди, которые напихали по глупости стекловолокно в композиты для контроля микротрещин по глупости, а вы тут самый умный, не читаете ссылки и ссылаетесь на всякую общую фигню, которая плохо работает даже в металлургии.
      2. +1
        28 июня 2025 18:41
        оптиковолокно внутри композита может нарушить монолитность и целостность всей конструкции, создавая собой серьезный концентратор напряжений.

        Чтобы долго не искать вот цитата из вики.
        Композиционный материа́л или композитный материа́л (КМ), сокращённо компози́т — многокомпонентный материал, изготовленный (человеком или природой) из двух или более компонентов с существенно различными физическими и/или химическими свойствами, которые в сочетании приводят к появлению нового материала с характеристиками, отличными от характеристик отдельных компонентов и не являющимися простой их суперпозицией.

        Так что, стекловолокно не будет являться чем-то чужеродным и при наличии разнородных материалов не будет являться лидирующим концентратором.
        Здесь https://cyberleninka.ru/article/n/volokonno-opticheskiy-datchik-usiliy-matematicheskaya-model-funktsiya-preobrazovaniya-razrabotka-prototipa/viewer пример вузовской науки по исользованиб использования волоконного датчика.
        Буржуйские тензометры https://www.cta.ru/articles/soel/2023/2023-7/169732/
    3. +2
      7 мая 2025 10:31
      Поломку какого-нибудь подшипника

      Смысл не в том что бы определить что сломалось, а в том чтобы предупредить поломку.
      1. 0
        7 мая 2025 19:47
        На основании чего? На основании каких результатов работы томографа?
        1. +2
          7 мая 2025 20:26
          На основании каких результатов работы томографа?

          Так вроде в статье русским по белому написано
          Несовершенства, такие как поры и посторонние частицы, становятся заметными. Даже микротрещины шириной в 50 микрометров надежно выявляются, независимо от их направления и расположения.
          1. 0
            7 мая 2025 22:35
            Они разработали революционный томограф, в который можно сунуть авиадвигатель? Я бы с интересом посмотрел на такие передовые разработки, сам с 2013 года с ядерным магнитным резонансом на ты
            1. 0
              8 мая 2025 08:18
              томограф, в который можно сунуть авиадвигатель?

              Статью написал
              podymych
              Алексей
              Инженер-проектировщик в Минатоме до 1996 года

              В журналистике с 1991 года, Работал в Мосправде, РГ, Огоньке, долго - в агентстве ФК-Новости, которое сейчас преобразовали в Сводка+

              Все вопросы к нему.
              с ядерным магнитным резонансом на ты
              Я очень далек от этой темы, разве что пару раз самого резонировали wassat .
              Но посмотреть на это чудо машину (подозреваю что она маде не Наша) было бы интересно belay
              1. 0
                8 мая 2025 16:17
                Цитата: Попандос
                Но посмотреть на это чудо машину (подозреваю что она маде не Наша) было бы интересно belay

                так и я про то же - больше похоже что кто-то купил готовый прибор, написал к нему софт и теперь сам себя нахваливает в целях поиска клиентов
        2. 0
          28 июня 2025 18:54
          На основании чего?

          Я недавно писал об акустической эмиссии, современное состояния этого неразрушающего метода контроля мне неизвестно. Однако, в движущихся механизмах возможно по звуку определить отклонение от нормальной работы. Авторемонтники с фонендоскопами не дадут соврать.
  3. +2
    7 мая 2025 04:52
    Была и совсем экзотика по нынешним меркам. В мае 1939 года двигатель HeS3 был установлен на винтовой самолет с ещё одним двигателем He-118V2

    Вообще то обычное дело при испытаниях нового двигателя...
  4. -4
    7 мая 2025 04:55
    Может, ИИ лучше будет делать?

    Должен...Если не перепрограммирует сам себя на уничтожение людей...
    1. WIS
      -2
      7 мая 2025 05:04
      Цитата: yuriy55
      на уничтожение людей...

      Любопытство раздирает: хоть одну предпосылку можно узнать?
      1. -1
        7 мая 2025 05:25
        Цитата: WIS
        Любопытство раздирает: хоть одну предпосылку можно узнать?

        Можно...человеческие страсти и амбиции. smile
        Кто знает может они и у ИИ появятся...когда нибудь ИИ решит что человек это неисправность с его страстями в мире технического совершенства. what
        1. WIS
          -1
          7 мая 2025 05:33
          Ожидал версии с состязаниями между конкурентами...Не улыбнулось.
          Подарить свои, да хоть чужие амбиции ИИ, или ещё тем более наделить бота какой страстью - ну Вы и фантазёр... hi
          1. +2
            7 мая 2025 06:25
            Цитата: WIS
            тем более наделить бота какой страстью - ну Вы и фантазёр..

            Я реалист smile.
            Полёты на Луну раньше были фантастикой...теперь этим не удивишь никого...кто знает какой станет наша цивилизация через тысячу лет или через сто тысяч лет. request
            1. 0
              7 мая 2025 19:40
              Цитата: Леха с Андроида.
              кто знает какой станет наша цивилизация через тысячу лет или через сто тысяч лет.

              Для начала надо узнать или понять, переживет ли цивилизация ближайшие 10-15 лет? Судя по скорости деградации политической мысли, можно прийти к выводу, что человечество прошло пик позитивного когнитивного роста и переходит к спаду, который ускорится именно при повышении роли ИИ в технологической эволюции мира. Мысль, которая теряет мотивацию к росту, со временем обречена на гибель.
      2. 0
        7 мая 2025 10:37
        Любопытство раздирает

        Есть множественные видео свидетельства - терминатор 1, 2 , 3 и т.д. laughing
      3. 0
        7 мая 2025 11:44
        Цитата: WIS
        Любопытство раздирает: хоть одну предпосылку можно узнать?

        Откуда вы берётесь такие ленивые? Я принципиально не общаюсь с пользователями с отрицательным рейтингом, но:
        Человекоподобный робот атаковал инженера во время испытаний в Китае
        https://www.vesti.ru/article/4483767
        1. 0
          11 мая 2025 17:04
          Это же желтая пресса в данном случае, нападения робота не было, там была техническая неисправность ни как не связанная с какой либо попыткой нападения, это все ровно что сказать что автомобиле решил задавить человека из за сбоя в автосигнализации который привел к запуску двигателя.
  5. -4
    7 мая 2025 06:43
    Лавры Чубайса, с его "нанотехнологиями" не дают покоя его последователям. Что бы не делать, как бы иммитировать бурную деятельность и пилить, пилить бюджет...
    Есть тема - беспилотники разных типов. Нужны дешевые и очень много. Но на этом же не напилишь много?
    Вот потому у нас только "победные реляции", на на ЛБС всякая сборная солянка. Да и какие то "министества" по БПЛА создают. вот уж они наработают...
    1. +1
      7 мая 2025 12:20
      потому что дрон произведенный в России стоят в 5 раз дороже чем в Китае, и это без попила, такова реальность
  6. +2
    7 мая 2025 06:55
    Может, ИИ лучше будет делать?
    ИИ может легко контролировать давление и температуру на входе и выходе из компрессора и турбины, расход топлива и уровни вибраций и шума. Но это умеют и простые аналоговые датчики. А каким образом ИИ может контролировать усталостные напряжения на лопатках первой ступени турбины или появление коррозии на лопатках ступени последней? Этого невозможно сделать ни во время оперативного обслуживания самолета на стоянке, ни во время выполнения регламентных работ в ангаре ТЭЧ. Только на ремзаводах, где производится полная разборка всего двигателя. Но обнаружить эти дефекты на заводах можно и без всякого ИИ - от метода визуального, до ультразвука...
  7. -1
    7 мая 2025 07:54
    каким образом ИИ может контролировать усталостные напряжения на лопатках первой ступени турбины или появление коррозии на лопатках ступени последней?

    По химическому составу выбрасываемых газов например...коррозия это разрушение металлов с образованием окислов и оксидов...почему бы не проводить с турбины анализ газов, также как это делают астрономы при изучении газовых образований и скопления в космосе по цветовым спектрам.
    1. +1
      7 мая 2025 11:16
      Цитата: Леха с Андроида.
      По химическому составу выбрасываемых газов например...коррозия это разрушение металлов с образованием окислов и оксидов...почему бы не проводить с турбины анализ газов
      Дело в том, что налет легкой коррозии может быть не только на лопатках турбины, но и в камере сгорания и выходном сопле. И как определить, откуда она конкретно, представляется невозможным. Да и объем коррозии в общем объеме выхлопных газов попросту потеряется, настолько будет низок этот процент. Хотя может я и ошибаюсь...
    2. 0
      11 мая 2025 17:09
      По химическому составу выбрасываемых газов например...коррозия это разрушение металлов с образованием окислов и оксидов...почему бы не проводить с турбины анализ газов,


      Если это возможно, то опять же тут прям какого то ИИ и не нужно, если есть какая зависимость в составе выхлопных газов и усталостными напряжениями, но скорее всего проблема будет в разрешающей способности датчиков, и необходимости регулярной проверки уже этих датчиков, поскольку тут получается слишком высокая цена “ошибки” если датчик будет выдавать неверны показания.
  8. 0
    7 мая 2025 08:41
    Потому до тех пор, пока не внедрят высокие технологии, использующие ИИ при проверке турбореактивных двигателей, достичь 100% безопасности

    статья про проблемы в нашей авиаотрасли, а как в мире с проблемами/отказами двигателей? их много было, какой налет/(наработка на отказ) по каждому случаю...
    таким образом, можно будет понять - проблемы с которыми мы сталкиваемся, характерны только для нас или это проблемы характерные для всех изготовителей/проектантов двигателей...
  9. +1
    7 мая 2025 08:49
    Цитата: Nexcom
    Микротрещины определяются методом ультразвукового анализа

    При подготовке самолёта к вылету, на перроне, проверить это невозможно
  10. 0
    7 мая 2025 10:42
    в России был совершен прорыв в области взаимодействия ИИ и технологий томографии для диагностики турбореактивных двигателей в сборке.

    А томографы я так понимаю делают не в России? angry
  11. +1
    7 мая 2025 10:58
    Опять ктото врет и на уши лапшу вешает?
    Где в статье есть данные ,что в России надежно проверяют самолетные турбины, а за бугром нет?
    ни слова!!!

    Компания с нерусским названием..... предложила!!!
    Т.е. об реальном использовании, сколько проверено, сколько и как выявлено , % эффективности.... ни слова.
    Поиск в инете выдает: На американском Томографе компания обследовала двигатель 24х10 см!!!!.... а потом ИИ обработало фотки....

    Можно посмотреть на первое фото.... и понять что это очередные фантазии (или вранье?)
  12. +2
    7 мая 2025 23:03
    На счёт авиакатастрофы SSJ-100 от 5 мая 2019-го автор не прав.
    Согласно расследованию **Межгосударственного авиационного комитета (МАК)**, основной причиной катастрофы **SSJ100** 5 мая 2019 года стали **некоординированные действия командира экипажа при посадке**.

    ### Основные выводы расследования:
    - **Грубая посадка** – самолёт трижды ударился о ВПП, что привело к разрушению шасси и топливных баков.
    - **Отказ от ухода на второй круг** – экипаж не принял решение повторить заход, несмотря на предупреждающий сигнал.
    - **Ошибка управления** – командир воздушного судна совершал несоразмерные движения ручкой управления, что привело к «козлению» самолёта.
    - **Пожар после удара** – разрушение конструкции вызвало возгорание, которое привело к гибели **41 человека**.

    В 2023 году капитан самолёта **Денис Евдокимов** был приговорён к **шести годам колонии-поселения** за нарушение правил безопасности полётов.
  13. +2
    7 мая 2025 23:10
    Также автор не правильно описал инцидент с SSJ-100 1 ноября 2019-го года.
    1 ноября 2019 года в аэропорту Рощино (Тюмень) самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Ямал» совершил аварийную посадку.

    - После взлета у лайнера отказал один из двигателей из-за попадания птицы.
    - Экипаж принял решение выработать топливо и вернуться в аэропорт.
    - Самолет около часа кружил над Тюменью, снижая посадочную массу.
    - Посадка прошла в штатном режиме, пострадавших не было.

    На борту находились 80 пассажиров и 6 членов экипажа.
  14. 0
    11 мая 2025 22:50
    Материал Михаила Викентьева, Романа Ягодка достаточно "сложный" для всеобщего восприятия, его, в положительном "ключе", что и вызвала такое неоднозначное его восприятие... Ситуация, про технологические успехи России и восприятие, этих успехов, аборигенами, смахивает на старинную индийскую притчу, про семерых слепых дервишей, которым раджа приказал описать слона.... В результате описание слона получилось ровно таким, как его воспринял каждый, из слепых: "огромный столб", "толстая гибкая лиана", "что - то острое изогнутое и очень крепкое" и так далее... А слона так и не описали... Вот так и с нашими технологиями... Каждый оценивает так, как, он, это увидел, почувствовал, эти "технологические успехи России", в повседневной жизни, на своей "шкуре" и своём кармане... Не более того... А всё остальное - от лукавого....
  15. 0
    4 июля 2025 15:27
    Технологии.... На автозаводе в Ижевске стоит станок по штамповке деталей: немецкий!!! 1946 года выпуска! Технологий в России НЕТ!