Экраноплан Regent Viceroy для КМП США

18 349 43
Экраноплан Regent Viceroy для КМП США
Опытный образец-демонстратор обр. 2022 г.


В настоящее время корпус морской пехоты США ищет новые транспортные средства, способные положительно повлиять на его логистику. В частности, он заинтересовался грузопассажирским экранопланом Viceroy, созданным компанией Regent Craft Inc. Сейчас опытный аппарат этой модели проходит испытания и подтверждает расчётные характеристики.



Для роста скорости


Компания Regent Craft Inc. из шт. Род-Айленд начала свою деятельность в 2020 г. Её создатели планировали разрабатывать и строить воздушные суда разного назначения, основанные на необычной концепции. В их конструкции хотели объединить лучшие черты и преимущества экранопланов и судов на подводных крыльях. Такой вариант летательного аппарата назвали Seaglider — «морской планер».

Около двух лет компания потратила на детальную проработку концепции и проектирование первой версии «сиглайдера». В середине 2022 г. она построила беспилотный опытный образец-демонстратор технологий. Он был вчетверо меньше предполагаемого экраноплана, управлялся дистанционно и имел электрическую силовую установку.

В начале сентября такой прототип совершил первые скоростные пробежки по акватории и поднялся в воздух. В дальнейшем испытания продолжились и показали работоспособность оригинальной концепции. Наглядно демонстрировалась возможность разбега и отрыва при помощи подводных крыльев с последующим полётом на экране.


Полноразмерный прототип на стадии сборки, осень 2024 г.

Получив первые результаты, компания Regent обратилась с предложением к корпусу морской пехоты США. Эта структура заинтересовалась новой концепцией и поддержала её дальнейшую проработку. В октябре 2023 г. Лаборатория боевых действий КМП (MCWL) и Regent подписали контракт на разработку, строительство и испытания полноразмерного экраноплана. Эти работы оценили в 4,75 млн долларов.

Полноразмерный прототип


Всего за несколько месяцев компания Regent Craft завершила разработку полноразмерного летательного аппарата, способного брать на борт людей или грузы. В середине 2024 г. она приступила к изготовлению отдельных агрегатов такой машины. В начале октября отчитались о старте окончательной сборки.

Полноразмерный экраноплан получил имя Viceroy («Вице-король» или «Наместник»), отсылающее к названию компании. Его достроили в начале 2025 г. и вскоре вывели на предварительные наземные испытания.

В начале марта стартовали полноценные испытания опытного образца на воде и в воздухе. Экраноплан при помощи крана спустили на воду, после чего он показал способность к передвижению по поверхности, манёврам и т.д. После этого продемонстрировали разбег с использованием подводных крыльев и последующий полёт при помощи основных плоскостей.


Прототип Viceroy на испытаниях, март 2025 г.

Первый этап испытаний занял около трёх недель. За это время Viceroy выполнил ряд полётов на разных режимах. В конце марта компания-разработчик сообщила, что в рамках испытаний перед экранопланом ставилось 12 основных задач. Он должен был показать работоспособность базовой концепции, эффект от применения различных решений, достижение заданных характеристик и т.д.

Планы на будущее


Прототип справился со всеми задачами, и проект переходит на новый этап. В конце марта MCWL и Regent Craft подписали новое соглашение, уже на 10 млн долл. По его условиям, две организации продолжат испытания, однако теперь будут проверяться рабочие и оперативные возможности экраноплана. В частности, опытный аппарат будут привлекать к учениям морской пехоты.

Предполагается, что в течение ближайшего года-двух опытный «Вице-король» продемонстрирует все свои возможности. Если результаты таких испытаний устроят заказчика, то в будущем новый экраноплан могут включить в планы развития парка техники КМП.

Создатели «сиглайдеров» полагают, что такая техника поможет КМП в организации перевозок личного состава и некоторых грузов. Корпус должен заинтересоваться высокой скоростью движения, простотой применения и отсутствием необходимости в специальной инфраструктуре. КМП сможет быстро и достаточно просто перебрасывать на значительные расстояния целые подразделения.


Компания Regent Craft в обозримом будущем планирует продолжать развитие оригинальной концепции и разрабатывать новые летательные аппараты. Технику с теми или иными особенностями хотят вывести на рынок в поисках выгодных контрактов. Однако пока неясно, как скоро компания-разработчик сможет начать прием заявок, и к чему это приведёт.

Технические особенности


Аппараты серии Seaglider фактически представляют собой экранопланы и напоминают массу других образцов этого класса. Однако в проектах от Regent Craft используются некоторые любопытные идеи, направленные на повышение основных характеристик.

Опытный Viceroy, как и предыдущий демонстратор технологий, является летающей лодкой с высокорасположенным крылом. Он имеет фюзеляж с характерными обводами подводной части, за счёт которых обеспечивается передвижение по воде. Также предусмотрено прямое высокорасположенное крыло с развитыми законцовками, на которых находятся боковые поплавки. Хвостовое оперение выполнено по схеме биплана с тремя вертикальными плоскостями между стабилизаторами.

На днище фюзеляжа, вблизи носа и в хвосте, находятся два выдвижных подводных крыла. Размах этих плоскостей превышает ширину фюзеляжа. Из-за формы днища крылья пришлось поместить на стойках разной высоты.


«Вице-король» имеет длину ок. 16,7 м и размах крыла 19,8 м. В связи с применением электрической силовой установки максимальная взлетная и посадочная масса одинаковы — 6,8 т.

Экраноплан имеет набор аккумуляторных батарей большой ёмкости, но их тип и параметры пока не разглашаются. Полёт осуществляется за счёт 12 электромоторов, размещённых на передней кромке крыла. Такая компоновка силовой установки улучшает обдув плоскости и повышает эффективность рулевых поверхностей. Кроме того, электромоторы значительно тише иных силовых установок.

В нынешней комплектации Regent Viceroy способен летать со скоростью до 156 узлов (ок. 290 км/ч). Заряда батарей хватает на час полета, за который экраноплан должен преодолеть те же 290 км. Возможно, в дальнейшем силовая установка летательного аппарата будет доработана, что позволит повысить основные лётные характеристики.

Внутри фюзеляжа предусмотрена грузопассажирская кабина длиной 7,9 м, шириной 1,7 м и высотой 1,8 м. Погрузка и разгрузка осуществляются через дверь размером 1,65 х 1,45 м. В пассажирской конфигурации кабина объемом около 21 куб.м вмещает 12 мест. В этом случае для багажа остается 2,5 куб.м. В пассажирском варианте грузоподъёмность экраноплана составляет 1,36 т, а в грузовом — 1,6 т.


Вариант компоновки пассажирской кабины пассажирского / туристического экраноплана

Концепция «сиглайдера» предусматривает одновременное использование фюзеляжа-лодки, подводных крыльев и полноценной несущей плоскости. За счёт характерной конструкции фюзеляжа экраноплан способен передвигаться по поверхности воды и маневрировать. Также «лодка» используется в начальной части разбега.

Набрав определенную скорость, аппарат на подводных крыльях поднимается над поверхностью. При этом резко падает сопротивление воды и упрощается дальнейший разгон. После этого крыло создает подъёмную силу, позволяет аппарату набрать требуемую высоту и лететь на экране. Посадка производится в обратном порядке — с пробегом на подводном крыле и на днище. При необходимости аппарат может двигаться, не отрываясь от воды и продолжая использовать подводные крылья. Однако такой режим ограничивает максимальную скорость хода.

Неясные перспективы


Таким образом, молодая американская компания предлагает вновь обратиться к идее экраноплана. Более того, она даже разработала свой вариант улучшения подобной техники и подтвердила расчётные характеристики на практике. Теперь опытный образец проходит испытания под контролем потенциального заказчика, который в будущем может заказать выпуск такой техники.

Однако перспективы проекта Viceroy и всей серии Seaglider пока остаются неясными. Компания Regent Craft Inc. смогла улучшить некоторые параметры своего летательного аппарата, но не избавилась от принципиальных недостатков экраноплана. Как это обстоятельство скажется на будущем новых проектов, пока неизвестно.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 мая 2025 04:22
    Что-то не видно у него подводных крыльев.
    1. +2
      6 мая 2025 04:36
      Цитата: Трус
      Что-то не видно у него подводных крыльев.

      Экронаплан с подводными крыльями? Зачем!? Может вы имели в виду редан?
      1. +2
        6 мая 2025 06:36
        Это не я имел ввиду, статья.
    2. +2
      6 мая 2025 05:32
      Цитата: Трус
      Что-то не видно у него подводных крыльев.

      Выдвижные. Читайте статью внимательней.
    3. +1
      6 мая 2025 12:06
      В рекламе это выглядит вот так.
      1. 0
        6 мая 2025 12:43
        Производитель позиционирует свое изделие как, экраноплан, который работает на высоте нескольких метров от поверхности воды и сочетает высокую скорость самолета с низкими эксплуатационными расходами катера.
        Разработчики хотят сократить расходы и сложности, связанные с региональными перевозками между прибрежными города. Может быть имеется в виду, что не придется регистрировать это транспортное средство в качестве воздушного судна, что снизит расходы, упростит сертификацию и не потребует иных разрешений на эксплуатацию.
        В спецификации указана суммарная мощность электродвигателей - 120 kW
  2. +9
    6 мая 2025 04:43
    А где экраноплан? Высокоплан летающая лодка на подводных крыльях. Хорда крыла меньше расстояния от крыла до воды - какой экран? Гидросамолёт обычный
    1. +1
      6 мая 2025 08:11
      Цитата: тлауикол
      А где экраноплан? Высокоплан летающая лодка на подводных крыльях. Хорда крыла меньше расстояния от крыла до воды - какой экран? Гидросамолёт обычный

      Действительно, какая то профанация идеи. Да и крыло нормального авиационного удлинения и хорды.
  3. +3
    6 мая 2025 05:39
    Заряда батарей хватает на час полета, за который экраноплан должен преодолеть те же 290 км.
    Как-то несерьезно. Хотя это всего лишь прототип. В принципе, если уменьшить батарею, на сэкономленном месте и за счет сэкономленного веса можно поставить газотурбинный генератор и бак с керосином. Увеличит ли это дальность, сказать трудно, надо считать.
    1. 2al
      +3
      6 мая 2025 08:55
      Применение эл.движков позволяет заметно лучше защитить движок от воздействия морской воды, что является проблемой для газотурбинных, более того возможно и премещение в полупогруженном и даже подводном положении. Но гибрид конечно даст лучшие показатели по дальности полёта.
      1. +2
        6 мая 2025 16:41
        Цитата: 2al
        Применение эл.движков позволяет заметно лучше защитить движок от воздействия морской воды

        Но ставит крест на мореходности экраноплана, потому что поддува под низкорасположенное крыло не обеспечит, а высокорасположенное крыло не даст выйти на нормальный экран.
        1. 2al
          +1
          7 мая 2025 09:39
          высокорасположенное крыло не даст выйти на нормальный экран.
          На самый эффективный режим экрана не позволяет, но эффект экрана есть исходя из расчёта (H<=(L*V)/(2*v), где L — хорда крыла, V — скорость звука, H — высота полёта, v — скорость полёта.) "Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота — тем выше экранный эффект. Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой — уже 1480 км." Именно низкорасположенное крыло создаёт проблемы с мореходностью и управляемостью при взлёте/посадке с воды, а вот высокоплан у которого "активное крыло"+экран, надо в эксперименте проверять насколько обдув повлияет на экран. В институте Крылова в бассейне гоняли модель экраноплана с высоким расположением крыла и поплавками, эти кадры были в документальном фильме о Алексееве. Судя по конструкции Viceroy - это стенд, на котором пытаются проверить взлёт с подводных крыльев, что позволит поднять крыло над водой на время взлёта, вероятно попытаются найти оптимальную высоту крыла над водой для гибрида - летающая лодка-среднеплан с поплавками на законцовках крыла со значимым эффектом экрана.
          1. 0
            7 мая 2025 09:46
            Цитата: 2al
            На самый эффективный режим экрана не позволяет, но эффект экрана есть

            Тут дело в том, что при таком расположении крыла резко возрастает риск получить по фюзеляжу, и что может быть хуже, загнутой консоли крыла, волной, превышающей по высоте средние.
            Цитата: 2al
            Именно низкорасположенное крыло создаёт проблемы с мореходностью и управляемостью при взлёте/посадке с воды

            С этим блестяще справились поддувом под крыло частью тяги. На КМ и Луне, для Орлёнка всё несколько хуже, но из за его амфибийности, КМК.
  4. +1
    6 мая 2025 07:26
    Все, что связано с перемещением объектов в атмосфере будет завязано на использовании эффективных устройств преобразования энергии этого пространства атмосферы. НО нет ни одного устройства такого эффективного преобразования. Поэтому изобретение, а главное это понимание того как организовать этот эффективный процесс преобразования энергии, является критически важным для опережающего развития. И такое устройство есть и есть его теоретические обоснование работы. И главное, что оно просто заменяет все винты, турбины, пропеллеры.
    1. 0
      11 мая 2025 16:02
      Легенда. Гридасов был нейросетью еще до этих ваших чатгпт.
      1. 0
        11 мая 2025 16:12
        Гридасов останеться тем кем его хотят видеть. Однако идеи и конкретные и обоснованные идеи это реальность дающая обладателям этих методов и решений абсолютно преимущество в долгой перспективе. В любом случае все развиваеться в направлении тех знаний и технологий о которых я говорю сейчас и уже давно.
  5. +4
    6 мая 2025 08:14
    У нас энтузиасты работают в Карелии с экранопланами и при должном финансировании вполне могли бы двинуть эту тему. При всех ограничениях концепции движения на границе двух сред перспектива использования в освоении Арктики или на внутренних водоемах вполне осязаема. Ну и экранолет имеет право на жизнь при наличии продвинутых технологий. Беда в том, что никто не хочет вкладываться в долгосрочные исследования, что есть отрыжка девяностых: сегодня вложил, а завтра чтоб непременно вернуть с наваром.
    1. +2
      6 мая 2025 11:24
      Цитата: Xenofont
      У нас энтузиасты работают в Карелии с экранопланами и при должном финансировании вполне могли бы двинуть эту тему.

      Экраноплан более чувствителен к погоде из-за ограниченной высоты полета. И опять же, зимой он куда садится будет? На лед? На севере гидропланы по факту не более полугода работать могут. Там интереснее амфибии на воздушной подушке.
      1. 0
        6 мая 2025 12:08
        Теоретически, возможны разные гибриды экраноплана на воздушной подушке. В свое время проводили испытания шасси на воздушной подушке для самолетов (Ан-14Ш, Ан-714). Схема рабочая, но имеет свои минусы и не отработанная.
        1. 0
          6 мая 2025 21:10
          Цитата: shikin
          Теоретически, возможны разные гибриды экраноплана на воздушной подушке.

          Вопрос - а зачем? Буран на севере это и сильный ветер и ограниченная видимость. Лететь опасно само по себе. Был не так давно в Сибири, так там на Оби просто куча машинок на воздушной подушке. Юзают во всю, причем частники. Значит и выгодно и удобно.
          1. 0
            7 мая 2025 07:56
            Может, и незачем. Но мне кажется, в западной Сибири и в тундре могли бы пригодиться, через мелколесье и болота с кочками перелетать.
      2. 0
        6 мая 2025 16:37
        Цитата: Saxahorse
        Экраноплан более чувствителен к погоде из-за ограниченной высоты полета. И опять же, зимой он куда садится будет? На лед?

        ЭП на экране устойчив, вниз не придавит из-за плотности экрана, вверх из-за массы машины. В разумных пределах, конечно. Примерно как для равномассного самолёта на нормальной высоте.
        А что ему помешает, с надувными то поплавками?
        1. 0
          6 мая 2025 21:16
          Цитата: Владимир_2У
          ЭП на экране устойчив, вниз не придавит из-за плотности экрана, вверх из-за массы машины. В разумных пределах, конечно.

          Насчет "разумных пределов" вы явно угадали. Чуть выше в комменте напомнил, что буран это и сильный ветер и ограниченная видимость. Вверх экраноплан не уйдет, они разве что на скачки рассчитаны, а так сотня метров максимум. Насчет "не придавит" вы большой оптимист, напомню что большинство дирижаблей в свое время погибли либо сразу при выходе из ангара либо при попытке сблизится с землей. А это сотни тонн масса. Ну и надувные поплавки чем ему на льду помогут? laughing
          1. 0
            7 мая 2025 03:30
            Цитата: Saxahorse
            "не придавит" вы большой оптимист, напомню что большинство дирижаблей в свое время погибли либо сразу при выходе из ангара либо при попытке сблизится с землей. А это сотни тонн масса.

            Смешно. Сотни тон массы, а сколько сотен, а то и тысяч квадратных метров парусности? Парусность то забыли... Ну и дирижабль никакого отношения к динамической воздушной подушке (экрану) не имеет отношения.
            Цитата: Saxahorse
            Чуть выше в комменте напомнил, что буран это и сильный ветер и ограниченная видимость.
            В буран и самолёты не летают, вплоть до тяжёлых. А ЭП на Северах не тяжелее Ан-24 предлагают.
            Цитата: Saxahorse
            Вверх экраноплан не уйдет, они разве что на скачки рассчитаны, а так сотня метров максимум.

            Ну так это и хорошо, потому что превышение угла атаки, потеря скорости и срыв одна из наиболее частых причин авиакатастроф. Хотя что ЭП, что экранолёты вполне способны к авиарежиму, просто с экономичностью там у них никак.

            Цитата: Saxahorse
            Ну и надувные поплавки чем ему на льду помогут?
            Тем, что это аналог лыж, с естественной амортизацией. И для гладкого речного льда лучше не придумать.
            Так что сезонное ограничение для средних ЭП - только время ледостава и ледохода.
            1. 0
              7 мая 2025 11:45
              Цитата: Владимир_2У
              Смешно

              Очень смешно. Особенно то что вы похоже не понимаете проблем с турбулентностью у земли. Почитайте про знаменитый "сдвиг ветра" одну из главных причин авиакатастроф. Это по сути та же "воздушная яма" только проваливаться самолету некуда, до земли рукой подать.
              Цитата: Владимир_2У
              Ну так это и хорошо, потому что превышение угла атаки, потеря скорости и срыв одна из наиболее частых причин авиакатастроф. Хотя что ЭП, что экранолёты вполне способны к авиарежиму, просто с экономичностью там у них никак

              Это плохо, потому что перепрыгнуть бурю экраноплан не может и все перечисленные вами прелести будет глотать по полной. И проблема не только в экономичности. При полной нагрузке экраноплан лететь без экрана не может, потому он так и называется, иначе был бы самолет. laughing
              Цитата: Владимир_2У
              Тем, что это аналог лыж, с естественной амортизацией. И для гладкого речного льда лучше не придумать.

              Вообще лютый бред. Даже комментировать не буду. (Заодно поинтересуйтесь на досуге какое давление в шинах современных воздушных лайнеров.)
              1. 0
                7 мая 2025 16:26
                Цитата: Saxahorse
                Очень смешно. Особенно то что вы похоже не понимаете проблем с турбулентностью у земли. Почитайте про знаменитый "сдвиг ветра" одну из главных причин авиакатастроф. Это по сути та же "воздушная яма" только проваливаться самолету некуда, до земли рукой подать.

                Вы не понимаете, что "воздушная яма" у поверхности компенсируется воздушной подушкой, и достаточно плотной, экрана (да, экран-динамическая ВП)
                Ну и приплести дирижабли с чудовищной парусностью, а потом вспомнить турбулентность...

                Цитата: Saxahorse
                Это плохо, потому что перепрыгнуть бурю экраноплан не может и все перечисленные вами прелести будет глотать по полной.
                Но ЭП, в отличие от корабля, может уклониться от бури, в порту-убежище.

                Цитата: Saxahorse
                При полной нагрузке экраноплан лететь без экрана не может, потому он так и называется, иначе был бы самолет.
                Ну так это ЭП. И самолёт, кстати, при полной нагрузке не может лететь на полную дальность. Причём сильно, и что?

                Цитата: Saxahorse
                Вообще лютый бред. Даже комментировать не буду.
                Это правильно, меньше риска опозориться, как с дирижаблями...

                Цитата: Saxahorse
                Заодно поинтересуйтесь на досуге какое давление в шинах современных воздушных лайнеров.
                Или шинами. Потому что приплести шины к надувным баллонам-поплавкам - это позор. Про аэросани/аэроглиссеры вы похоже и не слышали никогда. laughing
                1. 0
                  7 мая 2025 20:45
                  Цитата: Владимир_2У
                  Вы не понимаете, что "воздушная яма" у поверхности компенсируется воздушной подушкой, и достаточно плотной, экрана

                  С какой стати компенсируется? По просьбе пилота? wassat
                  Вы открыли мне глаза! Следующий раз, когда чай вдруг летит в потолок буду ругать экипаж! Что не договорились с воздушными потоками заранее! tongue
                  Цитата: Владимир_2У
                  Ну и приплести дирижабли с чудовищной парусностью, а потом вспомнить турбулентность...

                  Вы не в курсе что близко идущие корабли порой присасываются друг к другу? Тоже парусность виновата? А про уравнение Бернулли ничего не слышали, гений вы наш? wink
                  Цитата: Владимир_2У
                  Это правильно, меньше риска опозориться, как с дирижаблями...

                  Это факт! Боюсь даже предположить что у вас было в школе по физике. laughing
                  1. 0
                    8 мая 2025 06:09
                    Цитата: Saxahorse
                    С какой стати компенсируется? По просьбе пилота? wassat
                    Вы открыли мне глаза! Следующий раз, когда чай вдруг летит в потолок буду ругать экипаж! Что не договорились с воздушными потоками заранее!

                    То есть вы отрицаете такое явление как динамическая воздушная подушка... И считаете, что сильная турбулентность у поверхности может возникать в при слабом ветерке... Что ж тогда вертолёты пачками не бьются, а самолёты падают в основном от превышения угла атаки?

                    Цитата: Saxahorse
                    Вы не в курсе что близко идущие корабли порой присасываются друг к другу? Тоже парусность виновата? А про уравнение Бернулли ничего не слышали, гений вы наш?
                    Ахаха, я не гений, но ума то понять что уравнение Бернулли применимо к ДВУМ параллельно движущимся телам, у меня хватает.
                    Или я чего то не понимаю и ЭП ВМЕСТЕ с поверхностью несется в одном направлении, а только воздух между ними неподвижен?!
                    Божечки, какой позор...
                    1. 0
                      8 мая 2025 13:02
                      Цитата: Владимир_2У
                      То есть вы отрицаете такое явление как динамическая воздушная подушка... И считаете, что сильная турбулентность у поверхности может возникать в при слабом ветерке... Что ж тогда вертолёты пачками не бьются,

                      Напомнить один из самых известных случаев? Ликвидацию Бен Ладена, а точнее потерю американцами третьего вертолета? Он снизился чуть раньше первого и второго и довольно динамично подходил к точке высадки как раз на динамической подушке. А там вдруг каменный забор, который эту подушку внезапно разрезал. Сразу за забором вертолет об землю и грохнулся. laughing
                      Над сушей кстати таких препятствий полно. Холмик с обрывом, глубокий овраг замаскированный кустиками.. Это все ловушки для экраноплана. Ну или внезапный порыв ветра сзади и подушку выдувает из под крыла и самолет резко проседает.

                      Цитата: Владимир_2У
                      Ахаха, я не гений, но ума то понять что уравнение Бернулли применимо к ДВУМ параллельно движущимся телам,

                      Это заметно что не гений. laughing
                      Уравнение Бернулли описывает зависимость давления от скорости движения газов и разумеется применимо не только к параллельно движущимся объектам. И если парусность явление простое, линейное и потому предсказуемое, то со скоростью движения газов в приповерхностном слое или в щели между землей и объектом многое непонятно, куда и с какой силой тот же дирижабль вдруг потянет - предсказать сложно.
                      1. 0
                        9 мая 2025 05:12
                        Цитата: Saxahorse
                        Он снизился чуть раньше первого и второго и довольно динамично подходил к точке высадки как раз на динамической подушке.
                        А вертолёт не летает на динамической подушке, он летает благодаря подъёмной силе винта.

                        Цитата: Saxahorse
                        А там вдруг каменный забор, который эту подушку внезапно разрезал. Сразу за забором вертолет об землю и грохнулся.
                        А вы уверены, что вертолёт не попал в вихревое кольцо? Хотя откуда вам об этом знать...
                        Глупость с дирижаблем заменилася на неменьшую глупость с вертолётом. С- стабильность!

                        Цитата: Saxahorse
                        Над сушей кстати таких препятствий полно. Холмик с обрывом, глубокий овраг замаскированный кустиками..
                        Противотанковая пушка... Вообще то ЭП предназначены для полётов над заведомо ровной поверхностью, лучше водной, а там с орагами не так что бы.

                        Цитата: Saxahorse
                        Ну или внезапный порыв ветра сзади и подушку выдувает из под крыла и самолет резко проседает.
                        Внезапный порыв со скоростью в 150-200 км? О божечки, ЭП на Венеру забрасывают?

                        Цитата: Saxahorse
                        Уравнение Бернулли описывает зависимость давления от скорости движения газов и разумеется применимо не только к параллельно движущимся объектам.
                        Но почему то вы написали про два корабля. laughing

                        Цитата: Saxahorse
                        то со скоростью движения газов в приповерхностном слое или в щели между землей и объектом многое непонятно
                        Да, много непонятного! Мир для людей с нулевыми понятиями о физике вообще полон чудес.
                        Воздух между крылом и поверхностью НЕПОДВИЖЕН, как и поверхность. И закон Бернулли тут применим в полной мере только к верхней плоскости крыла. Потому что относительно неё воздух скоростной и создаёт разрежение, а под нижней плоскостью помимо "штатного" повышения давления вследствие торможения воздуха относительно крыла, действует ещё и эффект экрана, в виде отражения воздуха от воздуха же, и крыла в поверхность и обратно.

                        Цитата: Saxahorse
                        Это заметно что не гений.
                        Не претендую. А вот вы...
                      2. 0
                        9 мая 2025 13:00
                        Цитата: Владимир_2У
                        А вертолёт не летает на динамической подушке, он летает благодаря подъёмной силе винта.

                        И самолет не летает и вертолет не летает, однако всегда сталкиваются в момент посадки. Но для вертолета и самолета это мимолетный режим а место для посадки заранее изучают и готовят. Экраноплан всегда с этой проблемой. Потому и куча ограничений на его использование. Об этом я и писал изначально.

                        Вы не понимаете причин этих проблем, ну ок. Примите как данность.
                      3. 0
                        9 мая 2025 13:07
                        Цитата: Saxahorse
                        Экраноплан всегда с этой проблемой. Потому и куча ограничений на его использование. Об этом я и писал изначально.

                        Какая куча?! Те же ограничения по погоде что и для судов равных по водоизмещению, кроме взлётной мореходности, сопоставимые с гидросамолётами.
                        А провалиться вниз на скорости не даёт экран. Вы приплели кучу всяких посторонних примеров.

                        Цитата: Saxahorse
                        Вы не понимаете причин этих проблем, ну ок. Примите как данность.
                        Вы их в принципе не понимаете, иначе бы кучу чуши бы не приплетали.
                      4. 0
                        9 мая 2025 20:00
                        Цитата: Владимир_2У
                        А провалиться вниз на скорости не даёт экран. Вы приплели кучу всяких посторонних примеров.

                        Вы пишете чушь и упорствуете в этом. Примеры как разваливается экран вам приводили. Ваше упрямство в очевидных вопросах вас не красит.
                      5. 0
                        10 мая 2025 06:00
                        Цитата: Saxahorse
                        Вы пишете чушь и упорствуете в этом. Примеры как разваливается экран вам приводили. Ваше упрямство в очевидных вопросах вас не красит.

                        Вы не привели ни одного примера, вы чушь написали с дирижаблями, кораблями и вертолётом. Это примеры ВАШЕЙ упёртости, а не "разрушения экрана" Все аварии ЭП происходили от превышения угла атаки и ухода ВВЕРХ, а не провала вниз.
    2. 0
      7 мая 2025 11:19
      Беда в том, что никто не хочет вкладываться в долгосрочные исследования,

      беда в том, что нет "государства" - которое обязано вкладываться в технологии будущего
    3. 0
      11 мая 2025 16:17
      Без государственного обеспечения безопасности и сохранности информации нельзя браться за отработку новых разработок. Потому, что это обеспечивает приоритет и опережающее развитие на долгую перспективу. Противостояние России с западом это надолго потому, что вопросы энергообеспеченности и много другого это навсегда.
  6. 0
    6 мая 2025 08:27
    схема с высокорасположенным крылом для экраноплана так-себе идея, по мне так это обычная летающая электрическая "Каталина" а вот подводные крылья наверное интересное решение, позволяющее экономить энергию при старте, когда лодка еще не набрала достаточную скорость чтобы обычные крылья эффективно работали но при этом корпус уже поднимается над водой за счет подводных крыльев...
    1. 0
      6 мая 2025 11:20
      Подводные крылья это немаленькиц вес. Который все остальное время простл балласт.
      Очень спорная "папелаца" получилась. Плюсов невижу а минусов несколько.
  7. +1
    6 мая 2025 13:25
    Полёт осуществляется за счёт 12 электромоторов, размещённых на передней кромке крыла. Такая компоновка силовой установки улучшает обдув плоскости и повышает эффективность рулевых поверхностей.

    Это имеет смысл для нормального ероплана, нуждающегося в повышении подъемной силы на взлете и посадке, для экраноплана, имеющего эту самую силу в значительном избытке, фраза должна звучать по другому: "силовая установка ТРАТИТ значительную часть своей энергии на обдув крыла".
    И я полностью согласен, что ставить на экраноплан крыло большого удлинения совершенно незачем.
    В общем, кракозябла неведомая.
    1. +2
      7 мая 2025 03:08
      Интересно, когда «Кирилл Рябов» переводить научится. Ну нет в техническом русском языке слово прототип. Есть макет (бывают разные) экспериментальный образец, опытный образец. Если перевести на русский, КМП заказало НИР по постройке экспериментального образца. А прототип, это «Бантик» который послужил прототипом для ГАЗ-67. Я уже не говорю, что у моноплана ОДЫН крыло. Если надо про множественное число, надо писать плоскость. Когда читаешь такие переводы, сразу видно, что переводил и редактировал «чайник».
      1. 0
        7 мая 2025 11:21
        Если перевести на русский, КМП заказало НИР по постройке экспериментального образца.

        КМП заказало НИОКР, если нашей терминологией...
      2. 0
        7 мая 2025 22:15
        Александр,
        1. С одной стороны я с вами согласен, что у нас богатый технический язык и многое можно сказать без использования "новых англицизмов", так сказать обойтись привычными старыми.
        2. Однако, справедливости ради, надо заметить, что "прототип" гостированный термин, те он все-же узаконен в официальном техническом языке. Например, в ниже приведенном ГОСТе.
        3. Переводы порой грешат смешными ошибками связанными с машинным переводом, которые просто искажают смысл. Я даже иногда пишу об этом в комментариях, но вряд ли кто их читает.

        ГОСТ Р 57306-2016 ИНЖИНИРИНГ
        Терминология и основные понятия
        в области инжиниринга
        3.2.54 прототип (prototype): Предварительный тип, форма или вариант продукции, служащей моделью для последующих этапов либо для окончательной полной версии продукта.
        Примечание — Прототип используется для получения обратной связи от пользователей для улучшения и конкретизации формы и содержания продукта, а также для анализа осуществимости или для определения
        требований.
  8. 0
    8 мая 2025 12:31
    Это не экраноплан, а гидросамолет (не надо путать мягкое с холодным).