«Ключевой нападающий в воздушном бою»: истребитель F-35 доведут до стандарта «пятое поколение плюс»

11 251 42
«Ключевой нападающий в воздушном бою»: истребитель F-35 доведут до стандарта «пятое поколение плюс»

Американский концерн Lockheed Martin планирует значительно расширить возможности своего истребителя F-35, стремясь довести его, по словам руководства компании, до стандарта «пятого поколения плюс».

Недавно данный концерн потерпел чувствительное поражение от конкурента в лице Boeing, который был выбран Белым домом в качестве разработчика «платформы для завоевания господства в воздухе» F-47 в рамках программы NGAD (истребитель 6-го поколения).



На фоне неудачи с этим проектом, Lockheed намерен собрать свои дивиденды с уже имеющегося парка F-35 за счёт его глубокой модернизации. Тем более на сегодняшний момент было передано заказчикам свыше 1100 экземпляров истребителя, а ещё 3500 единиц должны быть поставлены покупателям по всему миру.

Как пояснил гендиректор концерна Джим Тайклет, знания и технологии, полученные в результате инвестиций в программу NGAD, «укрепили уверенность в необходимости усовершенствовать F-35 до уровня выше 5-го поколения»:

Я поставил перед командой задачу обеспечить 80% возможностей 6-го поколения за 50% стоимости.


Lockheed делает ставку на существующие истребители (F-16, F-35 и F-22), стремясь сохранить их актуальность за счет модернизации и интеграции новых технологий. В частности, самолёты получат усовершенствованные инфракрасные датчики и возможность автономного управления дронами. В первую очередь речь об управлении «верными ведомыми» – беспилотниками, придаваемыми бортам для усиления их мощи.

F-35 может выполнять роль квотербека [ключевой нападающий в американском футболе] в воздушном бою

- отметил Тайклет.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 мая 2025 11:20
    Опять заброс на будущее … им бы довести до полной готовности и устранить текущие неполадки и проблемы … но зачем думать об этом когда можно осваивать бюджет рассказывая сказки за которые через несколько лет будет отвечать иная команда
    1. 0
      6 мая 2025 11:38
      Цитата: silberwolf88
      но зачем думать об этом когда можно осваивать бюджет рассказывая сказки за которые через несколько лет будет отвечать иная команда

      Не могу разделить Вашего оптимизма, относительно мрачных перспектив американского авиапрома.
      США в авиастроении объективно держава №1 в мире с большим отрывом.
      1170 Ф35 поставлено заказчикам. И примерно 100 новых самолётов ежегодно.
      Нам бы такие откаты и распилы.
      1. 0
        6 мая 2025 17:51
        Цитата: Алексей Зоммер
        Нам бы такие откаты и распилы.

        Я думал вы напишите: -- нам бы такие темпы и технологии.. А вы все о бабле голимом мучаетесь! Неужто других мыслей уже не осталось? stop
        1. 0
          6 мая 2025 18:27
          Цитата: Удав КАА
          Я думал вы напишите:

          С юмором у Вас как? Знакомые не жалуются?
          1. 0
            6 мая 2025 18:31
            Цитата: Алексей Зоммер
            С юмором у Вас как? Знакомые не жалуются?

            С юмором хорошо. Без юмора плохо... Вот только я увас не увидел смайлика и разговор до искомой фразы на юмореску похож не был..."откаты и распилы" были конкретно привязаны к количественным показателям по производству ПИНГВИНА.
            С уважением, hi
            1. 0
              6 мая 2025 18:34
              Про уважение подчеркивать не буду, надеюсь поймете, однако замечу; "Смеяться после слова лопата."
              1. 0
                6 мая 2025 18:37
                Цитата: Алексей Зоммер
                "Смеяться после слова лопата."

                Судя по ремарке, вам бы сценаристом-режиссером работать!
                Какой талантище пропадает: вы даже знаете, когда нужно смеяться!
                Шедеврально!!! laughing
                1. 0
                  6 мая 2025 18:42
                  Давайте начнем по существу. Насчет откатов и распилов это была ирония. hi Жаль, что Вы меня не поняли. По существу, Вы с чем не согласны?
                  1. 0
                    6 мая 2025 18:58
                    Цитата: Алексей Зоммер
                    Вы с чем не согласны?

                    Это начинает надоедать, уважаемый!
                    Но раз вопрос задан, следует ответить. Я не согласен с вашим пожеланием всем нам : --
                    Нам бы такие откаты и распилы.
                    Если бы вы обмолвились, что они нужны вам лично, я не сказал бы не слова. Но вы приобщили "НАС". Мне распилы и откаты не нужны. Я военный моряк, воспитывался во времена СССР, из нормальной трудовой семьи -- мать медик, отец военный летчик. К откатам и распилам не приучен. Поэтому всю жизнь обхожусь без них.
                    Всё. Дискуссия окончена. Желаю здравствовать. soldier
                    1. 0
                      6 мая 2025 19:05
                      Цитата: Удав КАА
                      Но вы приобщили "НАС".


                      Вас я не имел ввиду. Обратите внимание возмутились только Вы. Похоже, у Вас завышенное самомнение.
                      1. 0
                        Вчера, 22:30
                        Видимо именно откаты и распилы привели к тому что F-35 Block 3F был признан непригодным для конфликтов высокой интенсивности:

                        https://militarywatchmagazine.com/article/f35-gaza-lebanon-useful-parts

                        "F-35 по-прежнему страдает от более чем 800 боевых ошибок и считается непригодным даже для боёв средней интенсивности, а характер операций против негосударственных вооружённых формирований представляет собой бои с очень низкой интенсивностью. Ценность F-35 для таких операций часто ставится под сомнение, особенно в сравнении с такими истребителями, как F-16 Block 70/72, которые имеют аналогичную усовершенствованную авионику, но гораздо более низкие эксплуатационные расходы и потребности в техническом обслуживании и, таким образом, могут с большей лёгкостью поддерживать высокий уровень готовности."

                        А F-35 Block 4 был постепенно отложен с начала 2020-х годов на конец 2020-х годов.

                        https://www.f-16.net/forum/viewtopic.php?f=62&t=27390

                        Ваша безусловно когда то имевшая весьма прочные основы в объективной реальности вера в то что "США в авиастроении объективно держава №1 в мире" устаревает буквально на глазах.

                        Ничто не вечно под Луной, в том числе и "державы №1 в мире".
                      2. 0
                        Вчера, 22:35
                        Есть поговорка: К пустому колодцу люди не ходят.
                        Не стоит считать 1170 покупателей Ф35 глупее себя.
                        Вот представьте, тысячи инженеров и рабочих, сотни поставщиков делают этот самолёт...
                        И тут Вы умнее их всех вместе взятых.
                        Вы вдумайтесь в этот парадокс.
                      3. 0
                        Вчера, 23:02
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        Не стоит считать 1170 покупателей Ф35глупее себя.

                        Одно замечание и один вопрос. Замечание. F-35 никогда не был розничным товаром. Это товар для политических режимов полностью подконтрольных США. Если режим перестаёт быть полностью подконтрольным, сделка по купле-продаже срывается.

                        Второе, Ваше окружение которое "не глупее Вас", предпочитает iPhone? И по этому Вы тоже пользуетесь iPhone?

                        "Миллион леммингов не может ошибаться"
                        И тут Вы умнее их всех вместе взятых.
                        Я не являюсь ни розничным покупателем F-35, ни розничным покупателем IPhone.

                        И да, я знаю состав бортового комплекса обороны F-35. А Вы, нет.
                      4. 0
                        Вчера, 23:08
                        Цитата: АлександрА
                        И да, я знаю состав бортового комплекса обороны F-35. А Вы, нет.

                        И при этом в совокупности качества и количества считаете Ф 35 не эффективной системой?
                      5. 0
                        Сегодня, 01:09
                        Я Вам выше Military Watch Magazine процитировал. Мог бы и U.S. Government Accountability Office процитировать, но мне честно говоря лень долго искать не найденную сразу цитату.

                        В текущем техническом состоянии F-35 считается негодным для боевого применения в военном конфликте высокой интенсивности. А для того чтоб время от времени бомбить "повстанцев в тапках" достаточно и многоцелевых истребителей поколения 4++ - боеготовность которых выше, а стоимость эксплуатации ниже.

                        "Всё исправить" обещали на модификации Block 4 (надо верить обещаниям!), с заменой ПО и ключевых элементов БРЭО. Но полномасштабное внедрение в серийное производство Block 4 отложено уже почти на десятилетие. Изначально Block 4 планировали запустить в серию в начале 2020-х. Сейчас планируют запустить в серию в конце 2020-х. Скоро начнут планировать запустить в серию в начале 2030-х.

                        Все кто изначально купился на это вот всё уже годы убеждают прежде всего самих себя что: "Я не лох!"

                        Те кто "в очереди стоял" начинают отказываться от закупок.

                        "Объединённые Арабские Эмираты официально отказались от приобретения F-35."
                        "Португалия отказывается от замены американских истребителей F-16 на F-35."
                        "Союзники США по НАТО отказываются от закупок истребителей F-35. Например, глава Министерства национальной обороны Канады Уильям Блэйр сказал, что его страна "активно ищет альтернативы" этим самолётам "на фоне внешнеполитического курса Трампа".
                        "Как стало известно на прошлой неделе, Министерство обороны Германии решило отказаться от закупки F-35 компании Lockheed Martin."
                      6. 0
                        Вчера, 23:12
                        Цитата: АлександрА
                        И по этому Вы тоже пользуетесь iPhone?

                        Отдельно отвечу.
                        iPhone лучше сенсор, надежней ОС. Удобнее на мой взгляд. По этому последовательно использую.
                      7. 0
                        Сегодня, 01:26
                        Лучше сенсор на Samsung S25 Ultra. Хотя комьюнити поклонников iPhone этого не признает.

                        И Вас ведь надеюсь не удивило что я угадал комьюнити и consumer behavior по Вашим словам об F-35.
                      8. 0
                        Вчера, 23:19
                        Цитата: АлександрА
                        Если режим перестаёт быть полностью подконтрольным, сделка по купле-продаже срывается.

                        Это было секретом для покупателей?
                      9. 0
                        Вчера, 22:45
                        На Ф 35 сегодня установлен лучший в мире радар, лучшая в мире авионика, лучший в мире двигатель. Это всё в сборе выпускается 100+ шт в год. А что сделали Вы, что считаете возможным критиканствовать по поводу этого самолёта?
                      10. 0
                        Сегодня, 00:30
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        На Ф 35 сегодня установлен лучший в мире радар, лучшая в мире авионика, лучший в мире двигатель.

                        В отличие от Вас я знаю состав авионики F-35.

                        БРЛС AN/APG-81 сегодня настолько не "лучшая в мире", что с начала 2020-х ей делают замену - AN/APG-85.

                        Электронно-оптическая прицельная система AN/AAQ-40 работает в среднем ИК диапазоне, и по этому уступает не только ОЛС электронно-оптического комплекса Н101-КС Су-57, в котором использован широкодиапазонный ИК детектор на основе технологии квантовых ям (Quantum Well Infrared Photodetector), но и, к примеру, оптико-локационной станции SkyWard-G истребителя JAS-39E, охлаждаемый ИК детектор которой работает в дальнем ИК диапазоне и обнаруживает относительно холодные цели, к примеру летящие на дозвуковой скорости самолёты, вертолёты и прочие БЛА на бОльших дальностях чем ИК детекторы работающие в среднем ИК диапазоне.

                        Подустаревшую электронно-оптическую прицельную систему на F-35 с прошлого десятилетия, как БРЛС, тоже планируется поменять на изделие Advanced EOTS. Но только на F-35 Block 4. А сроки запуска в производство F-35 Block 4 год за годом сдвигаются всё дальше и дальше в будущее. Сегодня сдвинуты на конец десятилетия.

                        Бортовой комплекс обороны (бортовой комплекс) AN/ASQ-239 F-35 весьма простенький и бедненький по своему составу. Он уступает не только бортовому комплексу обороны новейшего лёгкого истребителя JAS-39E, но и бортовому комплексу обороны истребителя-штурмовик F/A-18E/F Block 3 IDECM в состав которого входят обеспечивающая круговую защиту по азимуту станция помех AN/ALQ-214(V)3.

                        Банально в качестве станции помех передней полусферы на F-35 используется БРЛС AN/APG-81 и её АФАР. Т.е. помехи ставятся только в диапазоне работы этой БРЛС. Тогда как многие РЛС ЗРК работают на более низких частотах, а ряд активных радиолокационных ГСН ракет, в более высокочастотном Ku-диапазоне.

                        Заднюю же полусферу F-35 прикрывает только одноразовая буксируемая активная ложная цель AN/ALE-70 FTOD (их запас в контейнере 4 штуки), которая по понятным причинам может работать только тогда, когда выпущена, ограничивает маневр самолёта по скорости (что впрочем для F-35 почти не актуально) и перегрузке, так ещё и демаскирует F-35 увеличивая суммарную ЭПР самолёт+ложная цель, когда выпущена.

                        Применение на F-35 современных сбрасываемых активных ложных целей BriteCloud уже используемых на ряде европейских истребителей, лишь только ожидается. ВПК США сам не сподобился создать такие ловушки. По этому Пентагон как AN/ALQ-260(V)1 BriteCloud 218 вынужден принять ловушку итальянской компании Leonardo.

                        Лучший двигатель? Крейсерский расход керосина в кг/(кгс·ч) для этого "лучшего двигателя" назовёте? Обсудим почему такой большой. wink
                        Вы, что считаете возможным критиканствовать по поводу этого самолёта?

                        В отличие от Вас я знаю реальные лётные характеристики, расходные параметры двигателя и возможности БРЭО этого самолёта.
    2. +2
      6 мая 2025 12:05
      Модернизировать истребители надо,даже такой как F-35.Время не стоит на месте.У нас в этом году должны поступить на вооружение первые Су-57М - модернизированный вариант Су-57.С этого года на Су-57 должны были начать ставить новый малогабиритный вариант БРЛС Н036М "Белка-М" с модернизированной антенной решеткой переднего обзора и новый модуль с радиофотонной РЛС - РОФАР.В компании Raytheon, выпускающая ЗРК «Пэтриот» уже недавно успели оценить Белку, заявляя, что она по своим характеристикам приближена к AN/APG-81 для F-35, а по возможностям радиолокационного подавления вообще превосходит, тогда как про Ирбис ранее писали, что она уступает AN/APG-77 с АФАР для F-22, хоть и соответствует современным требованиям.
      1. KCA
        0
        6 мая 2025 16:15
        Неужели РОФАР в строй пойдут, разговоры не нём уже лет 6, а то и больше идут
        1. 0
          6 мая 2025 16:51
          В открытых источниках можно найти вот такую информацию.

          По старой АФАР Белка.
          Некоторые характеристики БРЛС Н036 «Белка»:
          дальность обнаружения целей с ЭОП 3 кв. м может достигать 400 км, с ЭОП 0,1 кв. м — 160 км и с ЭОП 0,03 кв. м — до 100 км;
          пропускная способность — 62 одновременно сопровождаемых на проходе цели с возможностью точного автосопровождения 16 воздушных целей.


          https://m.vk.com/wall-219673338_4928

          .Также учитывая данные AeroTime по ЭПР истребителей 5-го поколения, которые указывают, что среднее значение радиолокационной сигнатуры у Су-57 доходит до 1 м², хотелось бы отметить тот факт, что согласно единственным официальным сообщением о величине эмпирического значения ЭПР Су-57, является заявление главного конструктора самолёта Александра Николаевича Давиденко, который утверждал, что оно аналогично с F-22 и составляет 0,3 до 0,4 м², в то время как у истребителя Су-35 это значение находится в пределах до 1 м².

          Только при лобовом воздействии радара российского истребителя Су-35С на дистанции 200 км, ЭПР F-22 не опускается ниже значений в 0,01 м², а F-35 – порядка 0,04 м², поделился ранее главный конструктор Су-57.


          https://dzen.ru/a/aBSl-13oKyqH3iyK
        2. +1
          6 мая 2025 17:11
          В Югославии впервые сбили американский стелс, т.к. у них была очень старая РЛС в метровом диапазоне.Облучают и снимают данные ЭПР в диапазонах работы огневых средств, как правило в Х и S диапазонах (2,5 - 3 см. и 7,5 - 15 см). Не видел открытых данных по UHF диапазону (МВ 1 - 3 м). В этом диапазоне все эти Стелсы светятся как ёлки. Дело в том, что на Западе МВ РЛС практически нет.
          1. KCA
            0
            6 мая 2025 17:38
            Для радаров на длинных волнах нужна ракета с ГСН, точность позиционирования маленькая, типа лети вон туда, там сама нюхай, а РОФАРу вообще стелс ни о чём, не только точку на дисплее рисует, но и определяет конкретную модель самолёта
  2. +2
    6 мая 2025 11:27
    Американский концерн Lockheed Martin планирует значительно расширить возможности своего истребителя F-35, стремясь довести его, по словам руководства компании, до стандарта «пятого поколения плюс»
    Плюс/минус шестое поколение.
    Вот что получиться - то так и назовём!
    А как там с бесфорсажным сверхзвуком-то?
  3. 0
    6 мая 2025 11:29
    И все таки, первоначальные цели, обещания, выполнены не все и перспективы их выполнить туманные.
    Может наобещали слишком много, изначально?
    Впрочем, сделают их много и будут тянуть/дотягивать по ТТХ, ещё не мало времени..
    А так... не вундервафля. Тем противостоянии с серьёзным противником оно не замечено, выводы делать не из чего.
  4. +3
    6 мая 2025 11:43
    "Локхид" считает, что он мало денег "снял" с лохов, надо ещё)))
  5. +1
    6 мая 2025 12:06
    Недавно данный концерн потерпел чувствительное поражение от конкурента в лице Boeing, который был выбран Белым домом в качестве разработчика «платформы для завоевания господства в воздухе» F-47 в рамках программы NGAD

    А автор уверен, что LM чувствовал в этом конкурсе? Если да, то с чем они выходили на конкурс?
    Lockheed намерен собрать свои дивиденды с уже имеющегося парка F-35 за счёт его глубокой модернизации.

    LM обеспечил себя на десятки лет вперед ибо F-35 будет приносить прибыль еще очень долго. А вот пресловутый F-47 это вилами на воде. Подозреваю, что Boeing как обычно возьмет на себя повышенные обязательства и
    загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится и остановит время
    1. 0
      6 мая 2025 12:13
      Сообщалось что 6 поколение должно уметь выходить по скорости чуть ли не на гиперзвук,летать значительно выше.Ранее заявлялось что все истребители 6 поколения будут беспилотными истребителями.Однако судя по изображению F-47 так не скажешь. Истребитель с пилотом.А так ничего конкретного о нём не известно.Например чем F-47 будет лучше того же модернизированного F-35?
      1. +1
        6 мая 2025 12:47
        Никаким "гипер" он не будет, конечно.
        Увеличат дальность полета в стелс-конфигурации. Со встроенными баками.
        И добавят опцию быть беспилотным.
        Если сумеют сделать складное хвостовое оперение, то улучшат стелс в метровом диапазоне. Как у бесхвосток B-2 и B-21
        1. 0
          6 мая 2025 12:50
          То есть просто увеличение дальности полета и добавят опцию быть беспилотным.И на этом завершатся все отличия истребителя 5 поколения от истребителя 6 поколения?Тогда это будет скорее всего просто поколение 5 +.
          1. +3
            6 мая 2025 12:51
            Так и будет. Боинг, полагаю, не потянет на большее.
            Грубо говоря, Штатам нужен истребитель, способный сопровождать Рейдер В-21
            1. 0
              6 мая 2025 12:57
              Ну тогда модернизированный F-35,но допустим с новым более экономичным двигателем и в конфигурации БПЛА ,ничем по сути не будет отличаться от того же F-47. Потолок развития истребительной авиации,если не будет никаких революционных идей внедрено. Опять же F-35 обкатанная,отработанная платформа.
              1. +1
                6 мая 2025 12:58
                Теперь новинки нужно ждать от Китая.
                Технологический лидер мира сменился.
                Впервые за сто лет
                1. +1
                  6 мая 2025 13:01
                  Ждать то можно конечно. Вот только копировать чужие технологии и создавать свои это не одно и тоже.Что то я не припомню чего то реально революционного ,разработанного в Китае, чего ещё ни у кого в мире не было в сфере ВПК.Может у вас есть примеры?
                  1. +1
                    6 мая 2025 13:16
                    У них общая "технологическая пружина" туго натянута. Инженеров и техников - навалом. Ученых тоже.
                    За 10 последних лет китайцы тихо без понтов обогнали американцев.
                    Везде, кроме военки и гражданской авиации пока. Но и здесь обгон неизбежен.
                    Илон Маск не может в одиночку сдержать весь Китай.
                  2. +1
                    6 мая 2025 18:23
                    Цитата: Orange-Bigg
                    не припомню чего то реально революционного ,разработанного в Китае, чего ещё ни у кого в мире не было в сфере ВПК.Может у вас есть примеры?

                    Они создали таки ториевый ядерный реактор.
                    Китайские учёные совершили крупный прорыв в области чистой энергетики, осуществив перезагрузку свежего топлива в работающий ториевый реактор на расплавах солей (тип реактора, использующий расплавленные соли в качестве теплоносителя и/или растворителя для ядерного топлива), причём сделали это без остановки самого реактора.
                    Это достижение знаменует важный шаг вперёд в глобальных усилиях по использованию Тория как более безопасной и распространённой альтернативы урану в атомной энергетике.
                    Об этом стало известно на закрытом совещании 8 апреля 2025 г. в Китайской академии наук

                    Мощность реактора =2Мвт, запасов тория на 600 000 лет.
                2. 0
                  6 мая 2025 18:08
                  Цитата: voyaka uh
                  Теперь новинки нужно ждать от Китая.

                  Киты уже на гиперзвуке натурную модель истребителя 6 поколения гоняли. Они наверняка пойдут по пути: быстрее, выше, мощнее!
                  Но эта модель у них было с хвостовым оперением...
      2. 0
        6 мая 2025 18:03
        Цитата: Orange-Bigg
        судя по изображению F-47 так не скажешь. Истребитель с пилотом.

        Истребитель "бесхвостка"!? Это только если он будет вести ракетный бой р-тами ВВ на сверхдальних дистанциях. Ибо увернуться от плюхи он навряд ли сможет: нет руля направления, а двиглы пока имет ОВТ только по вертикали...Вот и посмотрим, как он будет противоракетный маневр осуществлять! lol
    2. +1
      6 мая 2025 17:59
      Цитата: Дырокол
      LM обеспечил себя на десятки лет вперед ибо F-35 будет приносить прибыль еще очень долго.

      ВЫ правы! Одно ПО, которое обновляют ежемесячно чего стоит! А еще эксклюзивные запчасти и т.п. Апгрейд по полной программе всех замучает, т.к. локализацию по основным системам янки не планируют, от слова СОВСЕМ!
  6. -1
    6 мая 2025 14:25
    Цитата: Алексей Зоммер
    Нам бы такие откаты и распилы.
    Да хотя бы половину wink