Продержатся в строю сто лет: модернизация американских стратегических бомбардировщиков до уровня B-52J

13 942 27
Продержатся в строю сто лет: модернизация американских стратегических бомбардировщиков до уровня B-52J

В настоящее время Пентагон, хотя и не без проблем, стремится усовершенствовать американские стратегические бомбардировщики B-52H до уровня B-52J. Это самая масштабная и глубокая модернизация в истории этих машин, которые находятся на вооружении США с 1950-х годов.

Как указывается в издании 19FortyFive, данная программа затрагивает все оставшиеся в строю экземпляры B-52H и направлена на то, чтобы сохранить их работоспособность до 2050-х годов. В случае её успешного завершения B-52 станет первым в мире боевым самолётом, который продержится в строю целое столетие.



Первый полёт B-52J ожидается примерно в 2028 году, а ввод в эксплуатацию в 2033 году, то есть на три года позже, чем планировалось изначально. Задержка связана с недостаточным финансированием, проблемами с интеграцией нового оборудования и с его поставками, что было выявлено счётной палатой США (GAO). Подобные затруднения, впрочем, свойственны и другим крупным военным программам США. Тем не менее, дело продвигается вперёд, несмотря на ряд неудач.

Центральным элементом модернизации до уровня B-52J является замена оригинальных двигателей Pratt Whitney TF33, которые использовались с начала 1960-х годов, на новые турбовентиляторные Rolls-Royce F130. F130, созданный на основе коммерческой силовой установки BR725, проходит тестирование в конфигурации с двумя гондолами, завершив наземные испытания.



Новые двигатели уменьшат на 30% потребление топлива, что значительно увеличит дальность полёта B-52J без дозаправки, которая в настоящее время составляет около 14 тыс. км. Они упростят техническое обслуживание и повысят надёжность машины. При этом B-52 сохранит 4 двухмоторные секции.

Самолёт получит целый набор новых систем. Модернизация включает в себя новые пилоны для двигателей, полную внутреннюю перекомпоновку, обновлённый комплекс авионики, спутниковое навигационное оборудование и современные средства связи, такие как Link 16. В кабине пилотов появятся новые цифровые дисплеи и усовершенствованные системы взаимодействия с экипажем.

Бомбардировщик будет оснащён радаром с АФАР AN/APG-79 от Raytheon, который устанавливается на истребителях F/A-18E/F Super Hornet ВМС США. Он расширит возможности поиска, картографирования местности и РЭБ, позволяя B-52J сохранять ситуационную осведомлённость в условиях конфликта. Возможности РЭБ будут дополнительно расширены за счёт интеграции модуля постановки помех AN/ALQ-249(V)1, обеспечивающего как активную, так и пассивную самооборону от радиолокационных и ракетных угроз.



По состоянию на начало 2024 года на вооружении оставались 72 самолёта B-52H, будучи распределёнными между авиабазами Барксдейл в Луизиане и Майнот в Северной Дакоте. Более 100 экземпляров находятся на хранении в Аризоне. Некоторые из них служат в качестве «доноров» запчастей.

Предполагаемая стоимость программы модернизации составляет $2,56 млрд. Эта цифра привлекла внимание критиков, которые утверждают, что деньги лучше было бы потратить на закупку B-21 Raider или других платформ нового поколения. Многие считают, что B-21 с его малозаметностью является будущим в развитии стратегических бомбардировщиков США.

Однако ВВС планируют сохранить B-52 в строю (постепенно наращивая поставки B-21), при этом решив вывести из эксплуатации B-1B Lancer и B-2 Spirit раньше, чем планировалось изначально, из-за высоких эксплуатационных расходов и ограниченной боеготовности самолётов этих типов.

Как отмечается в западной прессе, часто проводятся параллели между B-52 и его российским аналогом Ту-95, который впервые поднялся в воздух в 1950-х годах и до сих пор состоит на вооружении ВКС РФ:

Оба бомбардировщика отражают стратегическую философию, которая ставит дальность и грузоподъёмность выше скрытности и скорости.


27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    6 мая 2025 22:22
    Как отмечается в западной прессе, часто проводятся параллели между B-52 и его российским аналогом Ту-95, который впервые поднялся в воздух в 1950-х годах и до сих пор состоит на вооружении ВКС РФ

    Правильные параллели, при должном техническом обслуживании и грамотной модернизации самолёты живут долго. Вспоминаем, как быстренько на Украине начали разделку на металлолом ТУ-160 после развала СССР, и хорошо, что часть успели наши военные спасти и перегнать на российскую территорию.
    1. +1
      6 мая 2025 22:48
      Вспомните Медведева с его программой аутсорсинга и все встанет на свои места.
      Мы всё купим, если у нас купят.
      А сегодня мягко говоря сопли жуём от такой политики.
    2. +2
      6 мая 2025 23:39
      Так всю разделку спонсировали США, там у некоторых самолётов почти налета не было. Очень жалко, но что поделаешь, американцы собирали сливки с победы в холодной войне.
  2. 0
    6 мая 2025 22:54
    Сто и более лет тому назад умели делать качественные вещи! И не только самолёты.Не чета нынешним одноразовым вещам. Мне от прадеда в наследство досталась клёпанная лопатка малая сапёрная 1915 года выпуска с тиснёнными двуглавыми царскими орлами. . .износу ей нет! Вот было раньше какое качество! . . . fellow
    1. +1
      6 мая 2025 23:05
      Современную лопатку тоже трудно износить laughing
    2. +1
      6 мая 2025 23:15
      Цитата: андрей мартов
      Сто и более лет тому назад умели делать качественные вещи!

      И всё-таки, а что с корпусом, с многолетней нагрузкой физической и динамической, вибрациями ?
      Что же там за металлы ?
      1. 0
        6 мая 2025 23:21
        Вы о малой сапёрной лопатке времён Николая ll или самолёте времён Эйзенхауэра? В первом и втором случае есть конечно такое проявление как "усталость" металлов и думаю что это касается равно как самолётов так и сапёрных лопаток. . . recourse
        1. +2
          6 мая 2025 23:24
          Цитата: андрей мартов
          Вы о малой сапёрной лопатке времён Николая ll или самолёте времён Эйзенхауэра?

          Я о самолётах. Про "усталость" только читал, поэтому не стал "умничать" кидая фразы. От того и спросил грамотного мнения. Может кто из авиатехников ответит.
          1. +3
            7 мая 2025 00:02
            Я как техник- технолог по обработке металлов резаньем, литьём, ковкой и употреблению вина белого и красного в любое время, скажу Вам как на духу -металлы так же как и вино рождаются,крепнут,и деградируют до состояния уксуса . . .так что и в Америке знают как вкусен уксус на халяву. . . winked
      2. 0
        7 мая 2025 01:17
        Цитата: Starover_Z
        И всё-таки, а что с корпусом, с многолетней нагрузкой физической и динамической, вибрациями ?
        Да ничего тому корпусу еще 100 лет не будет при нормальном уходе. Тут недавно 1 высококласный специалист меня пытался убедить в том что 50 лет для корабля это просто умопомрачительно большой срок. Так вот, 50 лет даже для самолета, который естественно обслуживается, это не много, а уж для корабля вообще ни о чем. Так вот. Помню как то в 1997 году я из Турции вылетал на ГРАЖДАНСКОМ ТУ-154 который был сделан в толи 71 толи в 77 году. Но вы же понимаете, что этот самолет в любом случае налетал в 1000 раз больше чем любой Б-52. Я просто помню потому что при взлете на меня вода капала, стюардесса сказала "ничего страшного, конденсат" ))))
      3. +2
        7 мая 2025 01:44
        Сплавы там те, к которым имели доступ в те годы, когда проектировали и строили. Про усталость конструкций тогда уже знали, поэтому планеры считали на усталость уже тогда. Всё зависит от того, какой запас был конструкторами заложен в расчёты и логики конструкторов в плане надёжности.
        В те времена строили насовсем, а за брак несли ответственность. Это уже потом производители ( производители всего) с финансистами пришли к логике стимулирования спроса, теперь насовсем никто не делает, никому в голову не придёт сейчас делать автомобиль-миллионник, самолёт на сто лет или вечную лампочку.
        Я помню, как мой преподаватель по теории обработки металлов, потратил кучу времени, попутно работе над кандидатской, разработал технологию термообработки деталей , которую адаптировал к реально действовавшим конвейерам заводов ЗиЛ и ГАЗ. Внедрение оной позволяло не останавливая конвейер, поднять износостойкость трущихся деталей почти в тысячу раз, при их удорожании на 0.5%. Руководства обоих заводов предложение военного отклонили, только один из замов директора ГАЗ с ухмылкой тогда сказал- если мы будем делать вечные грузовики, то все будут пользоваться старыми машинами, а кто будет покупать у нас новые?
    3. +3
      6 мая 2025 23:30
      И у меня имеется, тоже 1915 г. Семь машин поменял, всегда в багажнике. Не разу зимой выручала. И несколько раз пришлось показывать оппонентам. Сразу тон менялся и находили взаимное понимание ... Всё знают что такое МСЛ. Вечная. А те, что продают на заправках - пластиковые, одноразовые.
      1. 0
        7 мая 2025 00:05
        Жаль что я не могу вам 500 плюсов поставить.У Вас правда МСЛ 1915 года с тиснёнными двуглавыми орлами? . . . fellow
        1. +2
          7 мая 2025 00:27
          Да, пирографией нанесено "1915" на древке. А орлов не видел, поищу. Лист на заклепках. Метал сталистый такой, почти закаленный, напильник берет, но с трудом. "Самооткапывался" :) от снега, лед крошил под шин, ветки рубил и подкладывал wink От папы наследил
          1. 0
            8 мая 2025 11:52
            Цитата: stankow
            Да, пирографией нанесено "1915" на древке. А орлов не видел, поищу. Лист на заклепках. Метал сталистый такой, почти закаленный, напильник берет, но с трудом.

            Увидеть бы, хоть на фотографии такой раритет. Ему же 110 лет получается !
            1. 0
              9 мая 2025 23:43
              Неплохо бы вам на сей предмет посмотреть. Может я заблуждаюсь. Как вам выслать фотографии на личной почте ?
              1. +1
                10 мая 2025 07:13
                Цитата: stankow
                Неплохо бы вам на сей предмет посмотреть. Может я заблуждаюсь. Как вам выслать фотографии на личной почте ?

                Так можно и здесь переслать, через профиль в сообщениях, если не хотите всем показывать.
                Открываете профиль и в правом верхнем углу конверт для сообщений. Там внизу под сообщением есть смайлик и справо квадрат с загогулиной - это для изображений.
                1. 0
                  10 мая 2025 17:03
                  Стоить попробовать ! wink
                  .............
  3. -1
    6 мая 2025 22:58
    данная программа затрагивает все оставшиеся в строю экземпляры B-52H и направлена на то, чтобы сохранить их работоспособность до 2050-х годов.

    Сразу вспомнился корабль Тесея и философские споры о нем.
  4. 0
    6 мая 2025 23:41
    Эта цифра привлекла внимание критиков, которые утверждают, что деньги лучше было бы потратить на закупку B-21 Raider или других платформ нового поколения. Многие считают, что B-21 с его малозаметностью является будущим в развитии стратегических бомбардировщиков США.
    А что там с количеством носителей ядерного оружия? Договор СНВ-3 уже окончательно похоронили? Этот договор ещё Медведев с Обамом Обезьяновичем подписывали. Теперь все вооружаются кто чем может?
  5. 0
    6 мая 2025 23:50
    Помню,как в самом конце прошлого века также собирались модернизировать В-52 ! После модернизации "дедушка-бомбер" должен был стать 4-моторным !Ну,и авионику значительно поменять ! Но с чего-то вдруг передумали !А теперича опять на те же "грабли" решили наступить ? belay
    1. 0
      7 мая 2025 01:28
      Видимо, посчитали - прослезились. Слишком многое переделывать надо. Диаметр двигателя больше - и пошло поехало, проще новый построить, чем старый переделывать. А тут нашли подходящий двигатель, габариты приблизительно похожи, серия уже большая, те. все отработано. С 2021 года Ролл-Ройс (американское отделение) начали испытывать двигательную установку с двумя двигателями в одной гондоле для В-52. Пока на наземном стенде. Раз в полгода пишут новость, что все идет хорошо, мол требуемые характеристики подтверждаются.
  6. 0
    7 мая 2025 00:30
    Создатели этого без преувеличения великого самолёта (столько лет в строю) и помыслить не могли, что он будет на вооружении до середины ХXI века. Учитывая какой во времена его созданий был стремительный технический прогресс.
  7. -1
    7 мая 2025 00:50
    Тут же параллельно возникла мысль - а какого фига у нас не модернизируют парк самолётов ЯК-40 и ЯК-42 ? Надёжный фюзеляж с запасом прочности, привести в соответствие двигатели и авилнику ? Как где-то писалось, у нас на консервации их предостаточно. Или чётко взят курс на уничтожение отечественного авиапрома и его наследия ?! Кто у нас в конце концов выгодополучатель - народ, или кучка челов, присвоивших себе право решать за всех и косить бабло на всём ?
  8. 0
    7 мая 2025 02:58
    после вмв прогресс позволил сделать двигатели которым нет износу, длительность полёта больше не зависит от техники, а больше зависит от сил экипажа.Так что же случилось в 21 веке? почему выпуск самолётов это мероприятие растянутое на долгие долгие годы?
    1. 0
      7 мая 2025 08:30
      Э? Двигатели с безграничным ресурсом? Без износа? Вы блин даёте...
  9. 0
    7 мая 2025 04:52
    Цитата: Монтесума
    Вспоминаем, как быстренько на Украине начали разделку на металлолом ТУ-160

    Они и страну разделывать начали wink