Эксплуатация ЗРК С-200 в позднем СССР и на постсоветском пространстве

Как уже говорилось в предыдущей части обзора, посвящённой созданию С-200, таких комплексов в Войсках ПВО СССР эксплуатировалось многократно меньше, чем С-75 и С-125. При беспрецедентно большой дальности поражения и досягаемости по высоте ЗРК С-200 всех модификаций являлись очень дорогостоящими в изготовлении, также они были весьма затратными в эксплуатации и сложными в обслуживании. По этой причине «двухсоток» после распада Советского Союза «независимым» республикам досталось намного меньше, чем объектовых комплексов других типов, и бывшие союзные республики распорядились доставшимся от ПВО СССР наследством по-разному.
ЗРК С-200 в позднем СССР и в России
В середине 1980-х в СССР несли боевое дежурство и находились на хранении около 60 целевых каналов С-200. В это же время началось списание ранних, сильно изношенных комплексов модификации С-200А, развёрнутых на второстепенных направлениях и в глубине страны. Зенитные ракетные бригады смешанного состава и полки, в которых имелись дивизионы С-75, С-125 и С-200, начали перевооружать многоканальными ЗРС С-300П с твердотопливными ЗУР, находящимися в ТПК и не требующими обслуживания в течение гарантийного срока хранения. При этом бригады зачастую переформировались в полки, а число дивизионов в полках сокращалось.
Но, несмотря на постепенное перевооружение на ЗРС С-300П, «двухсотки», развёрнутые под Калининградом, в Прибалтике, на Европейском Севере и Дальнем Востоке, в советской системе противовоздушной обороны считались ценным активом. До насыщения истребительных авиационных полков самолётами Су-27П и МиГ-31 основными нашими перехватчиками, сдерживающими НАТОвские F-16 над Балтикой, а также американские палубные F-14 и F-18 над Японским и Охотским морями, были МиГ-21бис, МиГ-23П, МиГ-25ПД/ПДС и Су-15ТМ. Тяжёлые палубные перехватчики F-14, поддерживаемые самолётами ДРЛО, до появления МиГ-31 имели существенное преимущество над нашими истребителями по характеристикам БРЛС и дальности пуска ракет, а превзойти истребители 4-го поколения F-16 и F-18 не только по тяговоружённости, но и по манёвренности смогли Су-27П.
Особенно сложная ситуация сложилась на дальневосточных рубежах после провокации с южнокорейским Boeing 747. В середине 1980-х ежедневно фиксировались случаи нарушения советского воздушного пространства. Особенно нагло себя вели пилоты американской палубной авиации. Впрочем, от них не сильно отставали базовые патрульные Р-3 Orion, висевшие в воздухе круглосуточно. Очень часто «касались крылом» советское воздушное пространство самолёты радиотехнической разведки RС-135 Rivet Joint, а полёты высотных скоростных разведчиков SR-71 Blackbird носили порой откровенно провокационный характер.

В сложившихся условиях личный состав дивизионов С-200, развёрнутых в приграничных районах, практически жил на огневых позициях, неся боевое дежурство в состоянии повышенной готовности. Дальнобойные комплексы являлись очень мощным сдерживающим фактором, и, как правило, оператору РПЦ было достаточно «взять на прицел» потенциального нарушителя воздушной границы, после чего он в большинстве случаев незамедлительно менял курс, выполнял манёвр уклонения и включал станцию постановки активных помех.
После того как новое высшее советское политическое руководство взяло курс на «новое мышление», объявило «гласность» и «перестройку», ситуация несколько разрядилась, и число провокаций со стороны авиации США и НАТО сократилось. Тем не менее, командование ПВО страны не спешило отказываться от ЗРК С-200, являвшихся «длинной рукой», способной достать вражеский самолёт на дистанции под 300 км.

Ситуация изменилась в начале 1990-х, когда сокращение зенитных ракетных войск в нашей стране приняло обвальный характер, и к 1996 году были сняты с боевого дежурства практически все «семьдесятпятки» и «стодвадцатьпятки».

Однако какое-то количество «двухсоток» на вооружении в России осталось. Несмотря на сокращение военного бюджета и снижение военной угрозы, руководство МО РФ не стало списывать абсолютно все весьма проблемные и дорогие в эксплуатации комплексы первого поколения с громоздкими 8-тонными ракетами, заправляемыми токсичным горючим и едким окислителем. Это объяснялось тем, что ЗРС С-300ПТ/ПС/ПМ три десятилетия назад не могли конкурировать с С-200ВМ/Д по дальности стрельбы, кроме того, «трёхсоток» банально не хватало для того, чтобы прикрыть хотя бы часть потенциально опасных направлений и защитить все стратегически важные объекты.
Однако очень крупные ракеты советской эпохи своим видом раздражали «реформаторов» и «эффективных менеджеров», а громоздкие стартовые позиции и технические дивизионы не укладывались в рамки «нового облика», и к 2001 году все «двухсотки» вывели из эксплуатации. Последними сняли с боевого дежурства дивизионы под Норильском и в Калининградской области. Решение об окончательном отказе от С-200 оформили в период «сердюковщины», после чего комплексы, находившиеся на хранении, утилизировали.

Спутниковый снимок Google Earth: ЗРС С-300ПС, развёрнутая на позиции ЗРК С-200 в Калининградской области
Очень часто на хорошо обустроенных стационарных позициях «двухсоток» разворачивали ЗРС С-300П, используя при этом существующую сеть дорог, капитальные железобетонные укрытия, строения и сооружения.
Рассказывая о закате карьеры ЗРК С-200 в России, нельзя не упомянуть гиперзвуковую летающую лабораторию «Холод», созданную на базе зенитной ракеты 5В28 для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД).

Гиперзвуковая летающая лаборатория «Холод», построенная на базе ракеты 5В28
Выбор этой ракеты обуславливался тем, что её параметры траектории полёта были близкими к необходимым для лётных испытаний ГПВРД. Немаловажным считалось и то, что зенитные ракеты 5В28 снималась с вооружения, и их стоимость была низкой. При переоборудовании с ЗУР демонтировали радиолокационную систему наведения и боевую часть, заменив их автопилотом, ёмкостью для жидкого водорода с системой вытеснения, аппаратурой регулирования расхода топлива с измерительными устройствами и экспериментальным ГПВРД Э-57 ассиметричной конфигурации.
Первый старт летающей лаборатории «Холод» состоялся 28 ноября 1991 года, на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. До окончания испытаний в 1999 году было проведено семь пусков. Время работы ГПВРД Э-57 удалось довести до 77 секунд. Максимальная скорость, достигнутая летающей лабораторией, составила 1855 м/с (~6,5М).
В ходе испытательных пусков удалось собрать необходимую информацию для продолжения практических работ по водородным ГПВРД. Также на основе полученных данных были скорректированы математические модели работы прямоточных двигателей на гиперзвуковых скоростях. На данный момент программа «Холод» закрыта, но её результаты не пропали и использовались при разработке новых гиперзвуковых аппаратов. Но «ложкой дёгтя» в данном проекте стало то, что в обмен на его финансирование доступ к результатам испытаний получили иностранные организации.
ЗРК С-200 в Азербайджане
Одной из стран, возникшей на обломках СССР и получившей ЗРК большой дальности С-200, стал Азербайджан. Во времена СССР очень большое внимание уделялось прикрытию Бакинских нефтепромыслов от воздушных ударов. Ещё в 1942 году был сформирован Бакинский округ ПВО. В 1980 году в ходе реформирования Войск ПВО СССР Бакинский округ ПВО был расформирован, а части противовоздушной обороны переподчинены командованию Закавказского военного округа и 34-й воздушной армии. Это решение нанесло серьёзный ущерб обороноспособности страны, так как армейское командование не понимало многих нюансов, связанных с организацией контроля воздушного пространства, а радиотехнические и зенитные ракетные войска попали в чрезмерную зависимость от командования ВВС. Впоследствии данное решение признали ошибочным, так как управление противовоздушной обороной в масштабах страны во многом оказалось децентрализовано. Как раз в это время участились случаи нарушения воздушной границы СССР со стороны Турции и Ирана, на что не всегда удавалось реагировать своевременно. Для исправления сложившейся ситуации и восстановления единого централизованного контроля над воздушным пространством региона в 1986 году была создана 19-я отдельная Краснознамённая армия ПВО со штабом в Тбилиси. В зону ответственности 19-й ОКА ПВО входили: Грузия, Азербайджан, часть Туркмении, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области и Ставропольский край.
В октябре 1992 года 19-ю ОКА ПВО расформировали, а часть советского военного наследства досталась «независимым республикам». Азербайджану отошла техника и вооружение 97-й дивизии ПВО. На момент распада СССР на территории республики дислоцировались: две радиотехнические бригады в районе Аяты и Мингечаур, 190-й зенитный ракетный полк – штаб в городе Мингечаур, 128-я и 129-я зенитные ракетные бригады со штабами в посёлках Зиря и Сангачалы. На вооружении этих частей помимо 17 ЗРК С-75 и С-125 стояли дальнобойные ЗРК С-200ВМ. Всего Азербайджану досталось четыре «двухсотых» целевых канала.

ЗУР 5В28 азербайджанского ЗРК большой дальности С-200ВМ на пусковой установке 5П72
Азербайджанским военным удавалось долго поддерживать ЗРК С-200ВМ в рабочем состоянии. Командование МО Азербайджана не спешило расставаться с «двухсотками», поскольку их дальность поражения позволяла не только контролировать воздушное пространство над всей республикой, но и сбивать цели, летящие на средних и больших высотах над территориями других государств и значительной части Каспийского моря.
В начале 21 века азербайджанские комплексы С-200ВМ прошли «малую модернизацию» и восстановительный ремонт. Сообщалось, что запасы зенитных ракет 5В28 были пополнены в результате закупки на Украине.

Транспортно-перегрузочные машины с ЗУР 5В28 на военном параде в Баку в 2010 году
Два дивизиона С-200ВМ на позициях в Евлахском районе неподалёку от населённого пункта Аран несли боевое дежурство где-то до 2012 года. На спутниковых снимках видно, что на части пусковых установок, расположенных на побережье Каспия к востоку от Баку в начале 2018 года, имелись зенитные ракеты, что свидетельствует о работоспособности этих комплексов в то время.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-200 к востоку от Баку. Снимок сделан в январе 2018 года
По всей видимости, С-200ВМ были сняты с вооружения после того, как командование силами ПВО сочло, что азербайджанские расчёты в полной мере освоили закупленные в России ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит». В рамках контракта общей стоимостью $300 млн в 2012 году были завершены поставки двух дивизионных комплектов С-300ПМУ-2, по восемь буксируемых пусковых установок в каждом зрдн и 200 ЗУР 48Н6Е2.
ЗРК С-200 в Белоруссии
В 1991 году воздушное пространство СССР с западного направления, стратегические и военные объекты на территории Белоруссии защищали два корпуса ПВО: 11-й и 28-й – из состава 2-й отдельной армии ПВО. Основной задачей частей и подразделений ПВО, дислоцированных в Белоруссии, было недопущение прорыва средств воздушного нападения вглубь страны и к Московскому промышленному району. С учётом этого в части войск ПВО СССР, дислоцированные в Белоруссии, поступала самая современная техника и вооружение.
В августе 1992 года 2-я отдельная армия ПВО и управление ПВО СВ Белорусского военного округа были объединены в командование Войск ПВО Республики Беларусь, и большую часть военной мощи, доставшейся от СССР, белорусские власти сочли избыточной.
В 1990-2000-е годы руководство Беларуси активно распродавало советское военное имущество по демпинговым ценам. В то же время белорусы до последнего, насколько это было возможно, держались за дальнобойные С-200ВМ. Это было связано с тем, что при дальности пуска по целям, летящим на средних и больших высотах, 240 км, четыре дивизиона, развёрнутые под Лидой и Полоцком, могли контролировать большую часть территории Белоруссии и поражать цели над Польшей, Латвией и Литвой.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-200 под Полоцком. Снимок сделан в октябре 2014 года
Два дивизиона С-200ВМ под Лидой находились на позициях где-то до 2007 года, а комплексы, развёрнутые в 12 км к северу от Полоцка, несли дежурство до 2015 года.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-300ПС под Полоцком. Снимок сделан в июне 2022 года
В настоящее время на бывшей позиции С-200ВМ под Полоцком развёрнуты переданные Россией ЗРС С-300ПС. Перед отправкой в Беларусь аппаратная часть С-300ПС и ЗУР 5В55РМ прошли восстановительный ремонт и продление сроков эксплуатации. Эти зенитно-ракетные системы с дальностью поражения воздушных целей до 90 км, в первую очередь предназначались для замены списываемых ЗРК большой дальности С-200ВМ. В качестве оплаты по бартеру Минск осуществлял встречные поставки большегрузных шасси МЗКТ-79221 для мобильных стратегических ракетных комплексов РС-12М1 «Тополь-М».
ЗРК С-200 в Казахстане
С учётом особой роли Казахстана в деле обеспечения обороноспособности СССР, на территории этой союзной республики были сконцентрированы очень серьёзные силы ПВО.
В годы «холодной войны» воздушное пространство СССР с юга прикрывал пояс позиций зенитно-ракетных комплексов, протянувшийся через западную и центральную часть Туркмении, центр Узбекистана, южные и восточные районы Казахстана. Основную часть развёрнутых на данных позициях комплексов составляли С-75. Противовоздушный пояс протяжённостью почти 3000 км должен был препятствовать возможному прорыву американских стратегических бомбардировщиков с южного направления.
При разделе советского наследства Казахстану достались техника и вооружение 33-й дивизии ПВО из состава 37-го корпуса ПВО, который в свою очередь входил в 12-ю отдельную армию ПВО. В составе 33-й дПВО помимо радиотехнических частей имелись три зенитные ракетные бригады. Части 56-го корпуса 14-й армии ПВО, расквартированные в Казахстане, были представлены четырьмя зенитно-ракетными полками. В 1991 году на территории Казахстана было развёрнуто около 80 ЗРК С-75, С-125, С-200 и ЗРС С-300П. Ещё какое-то количество зенитных комплексов имелось на складах. Кроме того, республике отошли огромные запасы зенитных ракет, запчастей, жидкого ракетного топлива и окислителя.
Запасы оружия, унаследованные Казахстаном, намного превышали потребности получившей независимость республики. После распада СССР содержание на позициях многочисленных зенитных комплексов первого поколения уже не имело смысла. С учётом относительно низкой плотности населения на юге и востоке страны, руководство Казахстана решило прикрыть наиболее значимые промышленно-политические и оборонные центры республики.
1 июня 1998 года в Казахстане были образованы Силы воздушной обороны (СВО), в которых под одним командованием объединили ВВС и объектовую ПВО. В настоящее время противовоздушная оборона Казахстана имеет ярко выраженный очаговый характер. Боевое дежурство несут примерно два десятка зенитных ракетных дивизионов.

До недавних пор наиболее дальнобойной системой ПВО в Казахстане являлась С-200ВМ. В 2015 году зенитные ракеты «двухсотки» были продемонстрированы на юбилейном параде Победы в Астане вместе с пусковыми установками ЗРС С-300ПС.
Позиции С-200ВМ сохранились в окрестностях города Караганда, на побережье Каспийского моря, южнее города Актау и к северу от Алма-Аты – всего четыре целевых канала.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-200 под Актау
На спутниковых снимках, сделанных до 2021 года, видно, что боевое дежурство велось сокращённым составом. Из шести «пушек» ракетами заряжались только три. Однако в настоящее время ЗУР на пусковых установках нет, что свидетельствует о том, что эти комплексы выведены из активной эксплуатации.
ЗРК С-200 в Туркменистане
Туркмении после распада СССР отошла крупная советская военная группировка, в том числе 17-я дивизия ПВО с двумя зенитными ракетными бригадами. До революции в Иране это направление считалось одним из наиболее вероятных для прорыва американских стратегических бомбардировщиков в центральные районы СССР. Впрочем, к августу 1991 года ситуация сильно изменилась, и в то время на территории среднеазиатской республики в основном дислоцировались части ПВО страны, вооружённые не самыми новыми комплексами.
В 21 веке число объектовых комплексов, способных выполнить боевую задачу в Туркменистане, не превышало десяти единиц, и из этого количества на позициях было развёрнуто четыре целевых канала С-200ВМ.
Но даже на ЗРК, считающихся исправными, на пусковых установках наличествуют одиночные зенитные ракеты, и в лучшем случае это треть положенного по боевому расписанию боекомплекта.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-200ВМ в окрестностях Туркменбаши. Снимок сделан в сентябре 2023 года
Так, на снимке, сделанном в сентябре 2023 года, видно, что на комплексе, позиция которого находится на песчаной косе примерно в 6 км южней столицы страны, из шести ПУ ракетой снаряжена только одна.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-200ВМ в окрестностях города Мары, снимок сделан в сентябре 2023 года
Аналогичная ситуация с комплексами С-200ВМ, развёрнутыми под городом Мары. Там на огневых позициях двух дивизионов заряжено по одной «пушке». Скорее всего, это связано с тем, что в Туркменистане практически не осталось пригодных к эксплуатации ракет 5В28, производство которых прекращено в конце 1980-х.

В то же время ЗУР из состава ЗРК С-200 регулярно демонстрируют на военных парадах. Очень крупные ракеты смотрятся весьма эффектно и производят большое впечатление на публику.
Ряд военных аналитиков отмечает, что Туркменистан в последнее время избегает приобретать оружие в России. Относительно недавно для замены устаревших советских противовоздушных систем закуплены китайские объектовые комплексы с твердотопливными ЗУР: KS-1СМ и FD-2000.
ЗРК С-200 на Украине
После распада Советского Союза на Украине осталась мощная группировка сил ПВО, подобной которой не было ни в одной из союзных республик. Большим арсеналом противовоздушных средств обладала только Россия.
По состоянию на 1992 год на украинской территории были развёрнуты два корпуса (49-й и 60-й) 8-й отдельной армии ПВО, а также 28-й корпус ПВО 2-й отдельной армии ПВО, в составе которых имелось 18 зенитных ракетных полков и бригад и более 100 зенитно-ракетных дивизионов С-75М3, С-125М/М1, С-200ВМ и С-300ПТ/ПС. Из них только «двухсоток» – более 10 зрдн.

В 1990-2000 годы украинские власти занимались активной распродажей военного имущества. Однако в силу специфики и конструктивных особенностей С-200, экспорт комплексов этого типа был сильно затруднён, да и не всякая страна могла позволить себе содержать столь сложный и дорогой в эксплуатации ЗРК.
Недостаток финансирования привёл к тому, что к концу 1990-х в работоспособном состоянии осталось несколько украинских «двухсоток», а уровень подготовки их расчётов оставлял желать много лучшего.
Закономерным итогом состояния дел в украинской ПВО стала трагедия, произошедшая 4 октября 2001 года. Тогда в ходе учений сил ПВО в Крыму украинской зенитной ракетой 5В28, запущенной с мыса Опук, был непреднамеренно сбит российский Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив – Новосибирск. Все находившиеся на борту 12 членов экипажа и 66 пассажиров погибли. Несчастный случай произошёл по причине плохой подготовки к учебно-контрольным стрельбам и непринятия необходимых мер по освобождению воздушного пространства. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб комплексами большой дальности. Во времена СССР контрольно-учебные стрельбы ЗРК С-200 проводились только на полигонах «Сары-Шаган» и «Ашлук». Свою роль, помимо низкой квалификации украинских расчётов, сыграла нервозность, вызванная присутствием высшего украинского командования и иностранных гостей. Особенно неприглядным выглядели попытки украинского руководства отрицать причастность к гибели Ту-154 собственной ПВО, хотя уже на следующий день американские представители, ссылаясь на разведданные, заявили, что гражданский борт был поражён ЗУР, выпущенной с территории, принадлежащей тогда Украине.
После этого трагического случая состояние дел с ЗРК С-200 в украинской ПВО не улучшилось. В отличие от России, Украина не производила противовоздушные системы средней и большой дальности самостоятельно, а денег для закупки новых комплексов за рубежом хронически не хватало. В этой ситуации силами «Укроборонсервиса» в 2008 году была предпринята попытка организации восстановительного ремонта и модернизации С-200. На тот момент на позициях имелось четыре целевых канала. Однако дальше декларации о намерениях и рекламных буклетов дело не продвинулось. В дальнейшем на Украине было решено сконцентрироваться на ремонте и модернизации ЗРС С-300ПТ/ПС.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-200ВМ в Херсонской области. Снимок сделан в 2010 году
В 2014 году украинские «двухсотки» начали снимать с боевого дежурства. В 2016 году был выведен из боевого состава последний дивизион 540-го Львовского зенитного ракетного полка.
Однако на этом история украинских С-200 не окончилась. По всей видимости, к февралю 2022 года на хранении осталось некоторое количество исправных зенитных ракет и радиолокаторов подсвета цели, которые можно было ввести в строй. Имеется также вероятность, что Украина получила компоненты польских и болгарских ЗРК С-200ВЭ.
Известно, что ВСУ предпринимали попытки применять ЗУР 5В28 для нанесения ударов по наземным целям и, по неподтверждённым данным, обстреливали ими российские самолёты.
В варианте «земля-земля» ракета комплекса С-200ВМ способна пролететь более 500 км. В этом случае имеется два способа использования изначально непредназначенных для этого ЗУР. В простейшем варианте на ракете намертво фиксируются рули, и она запускается в сторону противника. Понятно, что поразить даже крупную площадную цель неуправляемой ракетой маловероятно. Но на летящую ракету вынуждена реагировать российская система ПВО и расходовать на неё дорогостоящие современные ЗУР.
Для того чтобы появилась возможность наносить точные удары по конкретным объектам, в первую очередь необходимы изменения в аппаратуре управления и отказ от радиолокационной полуактивной ГСН. Относительно легко зенитную ракету 5В28 можно превратить в оперативно-тактическую путём совмещения бортовой аппаратуры управления с GPS навигатором, что также активно используется на дронах-камикадзе. Также, для того чтобы контролировать дальность стрельбы, необходимо внедрить механизм отсечки топлива, чего на зенитной ракете нет.
В связи с тем, что все существовавшие ранее украинские стартовые позиции для С-200 ликвидированы, а сами пусковые установки 5П72 и заряжающие машины для них обладают крайне низкой мобильностью, обеспечить пуск ракет в прифронтовой полосе с использованием штатных средств очень непросто. Возможно, что для запуска ракет использовались предельно упрощённые полукустарные буксируемые или самоходные пусковые установки.
Также следует понимать, что ракета 5В28 не может находиться в снаряжённом и заправленном состоянии бесконечно долго, а компоненты реактивного топлива имеют определённые сроки хранения. Просроченные топливо и окислитель склонны к потере своих свойств и саморазложению, что чревато возникновением аварийных ситуаций при заправке и может привести к нештатному режиму работы ЖРД. В настоящее время Украина не располагает запасами свежего горючего ТГ-02 и окислителя АК-27, а налаживание их производства в условиях, когда промышленные предприятия и объекты энергетики подвергаются ударам крылатыми ракетами и беспилотниками – нереально.
Подготовка к пуску долго находившихся на хранении жидкостных зенитных ракет, произведённых около 40 лет назад и требующих заправки адскими компонентами, состоящими из очень агрессивного пожаро- и взрывоопасного окислителя и весьма токсичного топлива, является очень неординарной задачей. Для снаряжения ракет необходимо специальное оборудование технической позиции, а саму процедуру заправки компонентами горючего расчёты осуществляют в костюмах химической защиты и в изолирующих противогазах.
Таким образом, конвертация ЗУР в ОТР требует очень существенных материальных ресурсов и является весьма трудоёмкой, что отрицательно сказывается на критерии «стоимость-эффективность», при туманных перспективах боевой эффективности. В итоге противник очень ограниченно пытался использовать ракеты 5В28 в 2023-2024 гг., и в последнее время таких случаев не было.
Окончание следует...
Информация