Беспилотник-перехватчик Blaze от латвийской компании Origin Robotics

55 562 31
Беспилотник-перехватчик Blaze от латвийской компании Origin Robotics
Взлёт беспилотника Blaze


За рубежом активно прорабатывается концепция лёгкого беспилотного летательного аппарата, предназначенного для перехвата других БПЛА или высокоточного оружия. Очередной образец такого рода недавно представила латвийская компания Origin Robotics. Она разработала и довела до испытаний перспективное изделие под названием Blaze, которое сочетает в себе высокие боевые качества и экономическую эффективность.



Средство перехвата


Компания Origin Robotics была основана в Риге не так давно и сразу занялась разработкой БПЛА. Ранее она представила квадрокоптер Beak, построенный на готовых компонентах и способный нести лёгкую боевую нагрузку. К настоящему времени этот беспилотник дошел до мелкосерийного производства и даже поставлялся на Украину.

Несколько дней назад «Ориджин Роботикс» раскрыла информацию о своем новом БПЛА. Проект Blaze («Пламя») предусматривает создание лёгкого беспилотника-перехватчика. С помощью такого изделия предлагается атаковать летящие ударные БПЛА более тяжёлых классов или иные воздушные цели со схожими размерами и массой.

По задумке разработчиков, БПЛА Blaze должен занять тактическую нишу между зенитной артиллерией и полноценными ракетными комплексами. Так, беспилотный перехватчик выгодно отличается от любых пушек большей дальностью стрельбы и увеличенным могуществом боевой части. При этом он в разы или десятки раз дешевле зенитных ракет с сопоставимыми или более высокими характеристиками.

Кроме того, при формировании экономической части проекта учитывались особенности целей. Изделие Blaze должно быть, как минимум, в 10 раз дешевле типовой воздушной цели в виде тяжёлого ударного беспилотника. Сообщается, что эти задачи проекта успешно решены, однако точная стоимость перехватчика пока не раскрыта.

К настоящему времени проект «Пламя» дошёл до стадии сборки и испытаний опытной техники. В официальных материалах от Origin Robotics присутствуют фотографии и видеоролики, показывающие БПЛА на полигоне. Демонстрируются процесс подготовки к старту, взлёт и полёт, а также последние мгновения до поражения учебной цели.


БПЛА перед стартом

Компания-разработчик планирует в ближайшее время завершить работы по новому БПЛА и вывести его на рынок. В первую очередь, готовую систему Blaze собираются предложить Украине. Вероятно, за счёт этого хотят обеспечить рекламу, которая поможет дальнейшим продажам. Впрочем, успех подобной рекламной кампании, как минимум, под вопросом.

Беспилотная система


В рамках проекта Blaze разработан сам беспилотный летательный аппарат-перехватчик и набор вспомогательных средств. Это транспортно-пусковой контейнер, операторский пульт и несколько других устройств. Система может перевозиться любым подходящим транспортом и быстро готовиться к применению.

Основой системы перехвата является БПЛА оригинальной разработки. Он выполнен по схеме «тейлситтер», из-за чего одновременно имеет черты самолёта и квадрокоптера. Кроме того, аппарат сочетает в себе лётные качества обоих классов техники.

Планер беспилотника выполнен из пластика либо композита. Его основой является фюзеляж обтекаемой формы, на котором закреплены четыре крыла и стабилизатор аналогичной конструкции. В носовой части аппарата имеется оптико-электронная система для поиска целей и наведения. В остальных объемах помещены приборы управления, аккумулятор и боевая часть.

На законцовках крыла помещены четыре неподвижные винтомоторные группы. Электромоторы неназванного типа работают от общей аккумуляторной батареи. Такая двигательная установка позволяет аппарату взлетать вертикально и переходить к горизонтальному полёту. Смена режимов и манёвры осуществляются за счёт синхронного или дифференцированного изменения тяги разных двигателей.

Точные лётные характеристики изделия Blaze пока не опубликованы. Однако раскрыт предполагаемый круг целей, и эта информация позволяет представить требуемые параметры. Перехватчик должен летать со скоростью не менее 200-250 км/ч, а дальность полета должна превышать 5-7 км.


Компания Origin Robotics предлагает комбинированную систему поиска целей и наведения. В носовой части БПЛА помещены миниатюрная ОЭС с двумя степенями свободы и активная радиолокационная головка самонаведения. Обзор воздушного пространства осуществляется при помощи камеры и тепловизора на ОЭС. В свою очередь, АРГСН отвечает за захват цели и её поражение.

На всех режимах видеосигнал с ОЭС и данные от ГСН по радиоканалу передаются на операторский пульт. Оператор может следить за работой БПЛА и выдавать команды. Кроме того, имеется программное обеспечение с искусственным интеллектом, упрощающее поиск и распознавание целей. Тем не менее, окончательное решение о проведении атаки остаётся за человеком.

Внутри БПЛА помещена осколочно-фугасная боевая часть ограниченных размеров. Подрыв осуществляется при контакте с целью или при проходе рядом с ней на минимальном расстоянии. При необходимости, беспилотник может поразить цель просто ударом, без взрыва.

БПЛА «Пламя» перевозится в специальном защищенном контейнере и должен взлетать прямо из него. Нижняя часть контейнера выполнена в виде своего рода стартового стола, а верхняя представляет собой съемную крышку. После размещения на позиции подготовка к первому запуску беспилотника занимает не более 5 минут. Следующие старты могут выполняться с периодичностью в 1 минуту.

Беспилотник-тейлситтер поднимается в воздух самостоятельно и без помощи каких-либо устройств. Также он способен выполнять вертикальную посадку — если не нашлась цель или оператор решил вернуть его по иной причине.

Новое решение


Концепция специализированного беспилотника-перехватчика, способного бороться с другими БПЛА или схожими воздушными целями, появилась не так давно, но уже пользуется большой популярностью. Свои проекты такой техники разрабатывают компании из разных стран, и теперь новый перехватчик представила фирма из Латвии.


Оператор за работой

В основе проекта Blaze лежит несколько интересных идей, которые, в теории, позволяют получить желаемые результаты. Предложенный БПЛА достаточно прост в производстве и эксплуатации, должен иметь ограниченную стоимость и при этом показывать достаточные боевые качества. Также компания-разработчик рассчитывает на высокую вероятность перехвата, обеспеченную наличием сразу двух систем наведения.

В ходе недавних испытаний Blaze продемонстрировал свою способность наведения на небольшой квадрокоптер. Разработчики полагают, что такой БПЛА сможет также бороться с более крупными и менее манёвренными целями. В первую очередь, по известным причинам, в этом качестве рассматриваются российские «Герани» или иранские «Шахеды».

В то же время, у предложенного БПЛА могут быть недостатки. Прежде всего, возникают вопросы к компании-разработчику. Она не имеет большого опыта в создании беспилотной авиации и систем управления. Это заставляет сомневаться в реальных возможностях как самого «Пламени», так и сопутствующих приборов. В частности, под вопросом эффективность ПО на основе ИИ, которое должно помогать работе оператора и наводить БПЛА на цель.

БПЛА Blaze имеет высокие для техники этого класса лётные характеристики, но они могут быть недостаточными. Так, при скоростях до 250 км/ч, перехватчик попросту не сможет догнать современную крылатую ракету или управляемую бомбу. Кроме того, ударные БПЛА постепенно наращивают скорость полёта, и ряд таких образцов уже неуязвим для латвийского перехватчика.

Актуальные тенденции


Латвийская компания Origin Robotics разработала новый беспилотник-перехватчик и довела его до испытаний, а также начинает поиск заказчиков. Каким окажется будущее изделия Blaze, пока неизвестно. Однако сам факт появления этого проекта и некоторые его особенности демонстрируют наличие любопытных тенденций.

Очевидно, что концепция беспилотника для перехвата БПЛА завоёвывает популярность. Ею начинают заниматься даже компании и страны без большого опыта в сфере беспилотной авиации. Кроме того, получают распространение и перспективные технологии, такие как искусственный интеллект для распознавания образов. Тем не менее, пока неизвестно, удастся ли новичкам этого направления реализовать весь потенциал всех разработок и оправдать свои собственные ожидания.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    8 мая 2025 04:26
    Вот к чему привело наследие:
    Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» (латыш. VEF, Valsts Elektrotehniskā Fabrika) — крупнейшее электротехническое предприятие Латвии (1919—1999), производитель товаров электротехники и электроники.
    На заводе ВЭФ в разное время выпускались самолеты, радиоприемники, кассетные магнитолы, акустические системы и динамики, трансформаторы...
    1. +8
      8 мая 2025 04:47
      Ни ВЭФа, ни "Коммутатора", ни даже "Эры" давно уже нет. Цеха или пустуют или сданы в аренду часникам. В прочем в одном расположена компания SAF Tehnika, которая делает очень неплохие РРЛ.
      1. +1
        8 мая 2025 04:48
        Цитата: Дилетант
        Ни ВЭФа, ни "Коммутатора", ни даже "Эры" давно уже нет.

        Спасибо. Я в курсе.
        Цитата: yuriy55
        крупнейшее электротехническое предприятие Латвии (1919—1999)
    2. +1
      9 мая 2025 08:29
      На заводе ВЭФ в разное время выпускались самолеты
      Наверное комплектующие самолётов
  2. +1
    8 мая 2025 04:53
    "В Харькове взорвали автомобиль известного проектировщика БПЛА Андрея Гуменного, он погиб… Гуменный был главным конструктором авиационного научно-технического общества КНК
    ...жду подтверждения. what
    Довольно эффективный способ борьбы с передовыми технологиями БПЛА...неплохо его бы применить против наших врагов.
  3. +1
    8 мая 2025 06:23
    Кроме того, при формировании экономической части проекта учитывались особенности целей. Изделие Blaze должно быть, как минимум, в 10 раз дешевле типовой воздушной цели в виде тяжёлого ударного беспилотника.

    А тяжелый ударный беспилотник стоит как самолет...

    перспективное изделие под названием Blaze, которое сочетает в себе высокие боевые качества и экономическую эффективность.

    Так что никакой экономической эффективностью и не пахнет
    1. +1
      10 мая 2025 23:23
      Цитата: Konnick
      А тяжелый ударный беспилотник стоит как самолет...

      Тяжёлый ударный БПЛА стоит от 50 до 300 тыс $ в зависимости от размера и комплектации. Если этот антидроновый БПЛА будет стоить в пределах 5000 $, что вполне реализуемо, ничего такого супердорогого на нём не видно, то экономичность будет обеспечена.
      1. 0
        11 мая 2025 06:40
        Тяжёлый ударный БПЛА стоит от 50 до 300 тыс $ в зависимости от размера и комплектации.

        Хоть одну модель назовите тяжелого ударного БПЛА по такой стоимост
        1. 0
          14 мая 2025 23:35
          Самые простые Шахеды в пределах 50 тыс $. Но некоторые тяжёлые, дальнобойные БПЛА, с средствами связи, видеоканалом и прочими гироскопами может до 300 000 доходить. Посмотрите для разнообразия сколько стоят лёгкие самолёты. Они не на много сложнее БПЛА. А КР вообще под миллион стоят, типа Калибра. Ракета на Корнет стоит в пределах 10 тыс $.
  4. +3
    8 мая 2025 10:20
    В России "аналогом" Blaze может выступить "Ланцет-55"... (Это то "изделие" с 4 "вертушками" на крыльях и оптоволоконной катушкой !) Если БПЛА "слегка" модернизировать ;т.е. добавить ГСН и убрать "катушку",то получим " тейлситтер"! с возможностью возвращаться и садиться на "хвост" ! Кстати ,когда появились первые сообщения о "Ланцете-55" ,далеко не полные ,то я был уверен ,что создан "тейлситтер" с вертикальным взлётом и посадкой !
    1. 0
      9 мая 2025 06:58
      На днях прошла новость про наш БПЛА-перехватчик.
      https://dzen.ru/a/aBxvera0QUj2E-gY?ysclid=mag9o1e12h890498407
  5. -4
    8 мая 2025 11:38
    сейчас для того чтобы произвести дрон вообще не надо обладать какими-то производственными и исследовательскими мощностями, все компоненты продаются на свободном рынке, корпус, лопасти крепления печатаются на 3д-принтерах, литиевые аккумуляторы?, на любой вкус и цвет, электродвигатели?, тоже самое, камеры? , блоки управления? все при желании можно купить, а если не продают то разобрать с имеющихся смартфонов, нужно только подходящее програмное обеспечение написать, для этого пара тройка толковых программистов в штате, в России этому мешает развиваться коррупция и желание государства все контролировать поэтому несмотря на войну Россия уступает даже Украине в количестве производимых дронов (может сейчас уже нет но до недавнего времени точно) а что касается страха политиков за свою жизнь ( отсюда и проистекает попытка законтролировать и забюрократизировать все) в этом они не ошибаются, скоро дроны будут угрожать любому представителю высоких кабинетов и отсидеться в поместьях и в бронированных авто не получится ни у кого, выход создавать устойчивое государство для обеспечения интересов всех граждан, а не только кучки приближенных.....
    1. 0
      9 мая 2025 08:20
      выход создавать устойчивое государство для обеспечения интересов всех граждан, а не только кучки приближенных...
      вспоминается анекдот: Сына пепе радостно говорит - папа папа водка подорожала это значит ты меньше пить будеш, на что папа грустно отвечает - нет сына, это значит ты меньше кушать будеш
  6. 0
    8 мая 2025 15:27
    Ожидаемо появление подобных аппаратов ровно как и то что испытывать я будет в шумерии
    Соревнование «снаряда» и «брони» продолжается
  7. Комментарий был удален.
  8. -4
    8 мая 2025 16:05
    Прекрасный проект для освоения бюджетов инвесторов. Летать не будет.
    1. +1
      8 мая 2025 21:24
      Летать, как раз, будет. Но не у нас. Ибо компоновка БПЛА - лишь половина решения.
      1. +1
        9 мая 2025 04:43
        Тэйлситтеры оч. быстро сажают батарейки. Их уже настроено приличное количество. Только никто ничего ещё не сбил.
        1. +1
          9 мая 2025 06:02
          Так ему лететь сколько? В один конец тому же. Здесь важна долгая готовность к запуску и быстрая скорость запуска и полета. Расставил контейнеры и ждут своего часа при сигнала на перехват.
          1. +1
            9 мая 2025 07:59
            Так а где данные ЛИ? Высота, дальность, крейсерская скорость, максимальная скорость, максимальное время полёта. Самое главное для инвесторов - красивый видеоролик с очередным летающим фаллосом, прости Господи.
          2. +1
            9 мая 2025 10:02
            Цитата: MamboPoa
            Так ему лететь сколько? В один конец тому же

            Ну,как сказать,как сказать... ! Есть тейлситтеры ,разработанные ,чтобы "стартовать без пусковых установок (хотя ,по моему,зачем тогда тейлситтер ?Можно обойтись "обычным" БПЛА с вертикальным стартом с помощью ракетного разгонного блока ...Если "в один конец" !) Но тейлситтерами обзаводятся и для того ,чтобы возвращать БПЛА более "удобным" способом !
        2. +1
          9 мая 2025 09:50
          Цитата: AS552000
          Тэйлситтеры оч. быстро сажают батарейки

          А если стартовать с эл.питанием по кабелю от наземной батарейки ? А "сама,сама" -через секунды после старта ! Можно стартовать с помощью ракетного разгонного блока...
          1. 0
            9 мая 2025 19:26
            Поэтому воздушные суда максимально облегчают, а не фаршируют всякими наворотами.
            1. 0
              9 мая 2025 20:07
              Смысл "максимального облегчения" тоже в реале подвержен ограничениям...по разумным соображениям !
              1. 0
                9 мая 2025 22:44
                Поэтому хороший дрон-истребитель может создать только гений.
          2. 0
            10 мая 2025 23:26
            Цитата: Nikolaevich I
            Можно стартовать с помощью ракетного разгонного блока...

            Или большой рогатки! В Сирии такие видел..
            1. 0
              11 мая 2025 09:38
              Цитата: karabas-barabas
              Или большой рогатки

              Беспилотники и так стартуют с помощью "большой рогатки",т.е. ,резинового "жгута" !
              1. 0
                14 мая 2025 23:39
                Вообще-то да, Орлан вроде так запускают. Касательно вертикального старта БПЛА перехватчика, ракетный старт, типа ракеток для салюта, доставит в мгновение такой БПЛА рядом с целью, без особых затрат.
      2. 0
        9 мая 2025 09:21
        Да при чём тут компоновка. Самое главное для летательного аппарата - это много разных соотношений, удельных показателей. Например, масса полезной нагрузки к общей массе и много чего ещё. Кто ж об этом знает, академии то не все кончают, 9 лет Военмеха не всем осилить, вот и лепят всякие красивые и дорогие безделушки, почему-то напоминающие летающие фаллосы, прямо фетиш какой-то.
  9. 0
    8 мая 2025 21:22
    Ну вот. Моя идея 2022 года о компоновке БПЛА реализована.
  10. 0
    9 мая 2025 11:46
    Все хорошо, но за Геранью он не догнется.
  11. +1
    9 мая 2025 14:49
    Хочется услышать новости, что к примеру в Латвии, скоропостижно скончались разработчики БПЛА из Origin Robotics, а не вот это все. Опять у нас задержка с реакцией. У нас убивают разработчика РЭБ ( и это только самое громкое убийство) , а мы с умилением наблюдаем как латыши разрабатывают то, что будет использоваться против нас.
    Нет уже никаких правил. Против России ведётся война, Латвией в том числе.