Офицер СМЕРШа. Теперь об этом можно рассказать

60 575 154
Офицер СМЕРШа. Теперь об этом можно рассказать

«...ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо».

Книга пророка Екклесиаста, 13:14




Люди Великой Отечественной войны. Историю эту мне хотелось рассказать давно. Но… были мешающие этому обстоятельства, а главное – отсутствовали подтверждающие её документы. Но вот теперь МО нужные документы оцифровал, они выложены в Сеть, так что посмотреть их сегодня может каждый. Так что ничто не мешает мне рассказать о судьбе Петра Иосифовича Шпаковского, моего отчима, одного из великого множества участников Великой Отечественной войны, которые все как один своими трудами и кровью приближали день нашей всеобщей Великой Победы. Причём рассказать её мне хотелось бы с самого начала, потому что нет ничего наглядней её примера тому, какими причудливыми путями ведёт нас порой Судьба по этой жизни.

А было так, что мать моя развелась с моим родным отцом очень рано, когда я лежал ещё в колыбели, и потом, сколько ни искала, найти себе подходящего себе супруга так и не смогла. Впрочем, пример мужчины в семье у меня перед глазами был очень яркий – это был мой дед, так что «безотцовщиной» я фактически не был. Дед меня учил и гвозди на наковальне распрямлять, и дрова пилить и колоть, и книги мне читал, а так как с 1961 года он был на пенсии, то и времени вместе мы проводили очень много, и пример того, каким следует быть мужчине в семье, постоянно был у меня перед глазами. Хотя дед мой и был очень даже человеком своей эпохи, а отнюдь не моего времени, потому как родился он в 1891 году.

Что же касается матери, то в 1971 году её отправили на повышение квалификации в город Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет. Ей-богу, а хорошую заботу в те годы проявляла наша КПСС о преподавателях своей истории – на целых полгода вызвали её с пензенского завода-ВТУЗа и с сохранением и места, и зарплаты отправили повышать уровень знаний в Ростов. Уехала она туда где-то осенью, а уже весной позвонила мне и не предложила, а прямо-таки потребовала, чтобы я приехал к ней на весенние каникулы «отдохнуть». Побывать в Ростове на каникулах? Да почему бы и нет?! Взял и поехал…

И вот встречает меня мама на вокзале и говорит, что поедем мы сейчас не в общежитие РГУ, а… на квартиру к мужчине, за которого она собирается выйти замуж! Я, право, «окосел» немного, но что тут можно было сказать? А она продолжает, мол, он очень интересный человек, бывший кадровый… разведчик и офицер Войска Польского, награждён высшими польскими орденами, так «тебе он понравится». Парень я был начитанный, «Четырёх танкистов и собаку» уже смотрел, поэтому спросил: «А крест «Виртути милитари» у него есть?» – «Кажется, есть!» – ответила она, и, понятно, что мне жутко захотелось встретиться с таким человеком.


Шпаковский Пётр Иосифович. Таким я его увидел в 1971 году

Приезжаем на Комсомольскую площадь, а там дом сталинской архитектуры, и квартира на втором этаже. Встречает нас невысокий, лысый человек, однако с усиками, церемонно приглашает войти, я вхожу и… оказываюсь в музее. Сама по себе квартира была не очень большая – всего одна комната, но с большой кухней, где помимо всего прочего помещалась ещё и душевая кабина (!) и большой диван, на котором меня и поместили на ночь. Балкон на улицу, лоджия во двор. То есть для жизни квартира была очень удобной. Но не это меня поразило. Поразила обстановка! Одна стена большой комнаты была сплошь заставлена огромными, из тёмного дерева, книжными шкафами. А в них книги на русском, польском и немецком языках. У окна большой письменный стол то ли XV, то ли XVI века, весь покрытый резьбой. У противоположной стены типичный немецкий секретер с деревянной вертикальной поднимающейся гибкой дверцей, а на стене две картины. Одна огромная, вертикально ориентированная, чёрно-красных тонов, изображающая трёх птиц марабу, размышляющих о судьбе лежащего перед ними яйца. Другая картина, напротив, горизонтальная и очень яркая, изображающая здание Венской оперы в окружении цветущих деревьев.

На полке одного из книжных шкафов лежал японский кинжал танто, сразу привлёкший моё внимание. Рукоятка обтянута белой кожей ската, а ножны – японский чёрный лак, расписанный золотыми бамбуками, гнущимися под ветром. Внизу фигурка демона из красной меди с серебряными когтями, зубами и золотыми браслетами на руках и ногах. Причём вся фигурка могла бы уместиться на ногте моего большого пальца. А ещё рядом лежала настоящая сабля… германского генерала с головой льва с рубиновыми глазами.


Орден «Виртути милитари». Золотой крест. У Петра Шпаковского был точно такой же, но только серебряный. Кстати, декретом Польского комитет национального освобождения от 22 декабря 1944 года этот орден включён в наградную систему Народной Польши для награждения военнослужащих Народного Войска Польского и Красной Армии, бойцов Армии Людовой, причём награждать должны были только серебряным крестом, как и иностранных союзников по Антигитлеровской коалиции. Золотыми крестами (со звездой) в Польше были награждены маршалы Советского Союза К. К. Рокоссовский, Г. К. Жуков, И. С. Конев, А. М. Василевский, А. А. Гречко, генерал армии А. И. Антонов и Л. И. Брежнев. Но решением Сейма Польской Республики от 1991 года Указ о награждении Л. И. Брежнева Большим крестом ордена «Виртути милитари» со Звездой был аннулирован

Ну, начали мы обмениваться фразами о том, как я доехал, да что, да как, тут моя мама и говорит, что, мол, есть у тебя орден «Виртути молитари», а то вот Слава спросил, а я уже забыла, есть он у тебя или нет». Очень его удивило то, что мне известно про эту награду, и он спросил, а что я ещё про неё знаю, ну, я и выдал… немного, конечно, но тем не менее. Но даже это его поразило и явно обрадовало, потому что кому же понравится парень-невежда, пусть даже он и сын женщины, выбранной тобой для вступления в серьёзные отношения.


Орден «Возрождения Польши»

Подвёл он меня к столу, а там шкатулка из чистого серебра весом в 2,5 кг, вся покрытая изумительными узорами и с рыцарским гербом на крышке. Говорю ему, что это, скорее всего, XIII века работа и что принадлежала она крестоносцу, потому как щит наклонён, ещё без изображений, но уже увенчан характерного вида шлемом, а шлемовой намёт на нём весь изорван. Тогда меня уже рыцарская тема привлекала, вот ведь, так что это я тоже знал. Тут мой будущий отчим и вовсе растрогался, сказал, что раньше тут лежал молитвенник с портретом Адольфа Гитлера, но молитвенник он выбросил, а шкатулку из собора забрал, потому что… «красивая». И вот в ней-то у него и лежали награды: куча медалей, но самое главное – ордена, два наших советских – «Красной звёзды» и «Отечественной войны» второй степени, и четыре польских. Эти меня, конечно, просто поразили. Ведь там была звезда и крест ордена «Возрождения Польши», серебряный «Крест Грюнвальда», «Золотой крест заслуги» и серебряный крест «Виртути милитари», утверждённый ещё Наполеоном в 1792 году!


«Крест Грюнвальда» (золотой). У Петра Шпаковского был серебряный

Потом мы пошли «торжественно обедать», и тут меня ожидал очередной сюрприз, потому что пили мы за знакомство не что-нибудь, а коньяк «Наполеон», ну тот самый, о котором как раз тогда пели очень забавную песню:

А что я пью, а пью коньяк я, простой коньяк «Наполеон, я им заставил весь балкон. А кто друзья, советские все парни, все из ЦК КПСС, у каждого свой «Мерседес». А кто отец, отец мой Леня, наш генеральный секретарь, наш генеральный секретарь, но ты об этом не болтай!


«Золотой крест заслуги». А вот этот крест так золотым и был!

За ту неделю, что я прожил с моим будущим отчимом, я очень много от него всего интересного услышал, а молодая цепкая память всё это сохранила. Но вот беда – все рассказы носили отрывочный характер. Это были эпизоды его жизненной истории, но не сама история, к сожалению. Впрочем, тогда-то я, конечно, от этого ничуть не расстраивался. Потому что надеялся, что нам предстоит жить ещё долго и счастливо, так что я про него постепенно узнаю если и не всё, то, во всяком случае, очень многое. Как-то спросил, почему он не напишет о своей жизни книгу. И получил обескураживающий ответ, что «сначала было нельзя». А потом, когда стало можно, он написал их сразу две: «Так закалялась сталь» и «По эту сторону решётки». Но от руки! Отдал машинистке набирать, а она возьми да и умри. А её наследники всё, что нашли у неё в столе, выбросили. Так его рукописи и погибли. А писать заново сил нет, потому что написаны они были «кровью сердца».

Так что всё, о чём здесь в дальнейшем будет написано, это не что иное, как пересказ рассказов Петра Шпаковского. Насколько каждый из них был достоверен, я, разумеется, сказать не могу. Это был его взгляд на события той войны и своё в них участие. О чём-то было рассказано очень подробно. О чём-то упомянуто вскользь. Так что я сразу же хочу предупредить читателей ВО, что это не задокументированная хроника, а пересказ пересказа, самых интересных моментов из жизни офицера СМЕРШ («Смерть шпионам»). Хотя отдельные документы сегодня и имеются. Например, наградной лист, датированный ноябрём 1943 года, о представлении Петра Шпаковского к награждению орденом «Красной звезды».


Вот фотокопия этого документа из архива МО

А вот из него перепечатка:

Тов. ШПАКОВСКИЙ, находясь на фронте борьбы с немецкими захватчиками, с первых дней отечественной войны показал себя беспощадным к врагам нашей Родины и беззаветную преданность делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине.

Работая Начальником отделения 00 НКВД 54 Армии, а затем Начальником отделения Отдела контрразведки «Смерш» 4-й армии, тов. ШПАКОВСКИЙ провел большую работу по выявлению контрреволюционного элемента и изъятию его из частей и соединений армии.

В 1943 году тов. ШПАКОВСКИМ разоблачен ряд шпионов, одиночек, предотвращено несколько случаев измены Родине, а в сентябре месяце с.г. лично выявил контрреволюционную шпионскую организацию в количестве 5 человек, намеревавшихся совершить организованный акт измены Родине.

Наряду со своей непосредственной работой тов. ШПАКОВСКИЙ оказывает большую практическую помощь подчиненным отделам «Смерш» дивизий и бригад в деле выявления враждебного элемента, подрывающего мощь и боеспособность Красной Армии.

Отмечая большие заслуги тов. ШПАКОВСКОГО перед Родиной на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом отвагу и мужество – ХОДАТАЙСТВУЮ о награждении его орденом «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».

НАЧ. ОТДЕЛА КОНТРРАЗВЕДКИ
СМЕРШ 4 АРМИИ ПОЛКОВНИК /ПАНКРАТОВ/


Документ о награждении из архива МО

Не много подробностей можно выжать из такого вот документа, но это хотя бы что-то. Ну а в наших следующих материалах мы расскажем о жизни и военной карьере Петра Шпаковского уже более подробно…

Продолжение следует…
154 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -20
    14 мая 2025 04:41
    "Как закалялась сталь".... Разве не Гайдара Аркадия повесть, нет?
    Или их стало две.
    1. ❝ "Как закалялась сталь".... Разве не Гайдара Аркадия повесть, нет?
      Или их стало две ❞ —

      — «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её» ...
      (Николай Островский. Как закалялась сталь)
    2. +7
      14 мая 2025 07:00
      Невнимательный читатель. Написано было: "он написал их сразу две: «Так закалялась сталь» и «По эту сторону решётки»." Как закалялась и Так закалялась в русском языке имеют разные значения и разные написания.
    3. +9
      14 мая 2025 09:03
      Не "как", а ТАК - есть разница. И книга эта не Гайдара, а Островского.
      1. 0
        14 мая 2025 14:25
        ТАК - есть разница


        Дорогой Вячеслав Олегович!...
        Слов нет! Будто побывала в том далёком времени. Офицерская среда -- она ведь мне близка. И какие были люди! Где бы таких взять сейчас.
        Огромное спасибо за статью!
        good drinks love )))
        1. +2
          14 мая 2025 15:04
          Цитата: депрессант
          спасибо за статью!

          Очень рад, что Вам понравилось!
      2. 0
        15 мая 2025 14:47
        Цитата: kalibr
        kalibr
        (Вячеслав)
        +6

        Браво, г-н Шпаковский. Было ОЧЕНЬ интересно! Не задерживайте с продолжением (просьба).
        1. +3
          15 мая 2025 19:27
          Цитата: Влад Барятинский
          Не задерживайте с продолжением (просьба).

          Рад, что Вам понравилось. Продолжения уже написаны: ТРИ. Все они уже на модерации. И должны идти буквально на днях одно за другим. За воскресенье напишу еще...
    4. +11
      14 мая 2025 09:05
      Цитата: aviapit123
      "Как закалялась сталь".... Разве не Гайдара Аркадия повесть, нет?

      Нет, Льва Толстого
    5. +4
      14 мая 2025 12:33
      По ЕГЭ что ли учился, что про Н. Островского ничего не знаешь?
      1. +9
        14 мая 2025 14:07
        Цитата: Черчиль
        По ЕГЭ что ли учился, что про Н. Островского ничего не знаешь?

        А чего там знать? Он ещё «Бесприданницу» написал, где Мягков Гузееву застрелил, а Михалков карету из лужи вытащил... wassat
        1. -1
          15 мая 2025 11:48
          Прикалываешься, но про А. Островского ?
    6. +1
      15 мая 2025 15:37
      "Как закалялась сталь".... Разве не Гайдара Аркадия повесть

      Ну, вы, уж, тут, дали лиха. Повесть "Как закалялась сталь" написал Николай Островский - инвалид, прикованный к постели.
  2. +3
    14 мая 2025 05:08
    Очень интересно ! Ждём продолжения....
    Вячеслав hi
    1. +5
      14 мая 2025 09:13
      Цитата: Uncle Lee
      Ждём продолжения....

      Будет. И подробно!
      1. +2
        14 мая 2025 16:47
        Цитата: kalibr
        Будет

        здорово ! спасибо
  3. +2
    14 мая 2025 06:09
    Что заставило автора, уже совершеннолетнего, в 1971 г. ему всяко 18 лет есть, поменять фамилию?
    Наверное отчим его усыновил.
    18 лет есть, на алименты претендовать не будет.
    1. +4
      14 мая 2025 09:13
      Цитата: ee2100
      в 1971 г.

      Мне еще не было 18-ть в 71-ом.. А фамилию менять... Очень неудобно, когда ты Шевченко, а мать и ее муж - Шпаковские. К любой справке надо было прикладывать справку о том том, кем ты кому доводишься. А потом когда решил жениться, спросил будущую жену: Тебе больше нравится фамилия Шевченко или Шпаковская. Вот она и выбрала, и отчиму сделали приятно, и множество бытовых проблем сняли. Так вот прах прежней жизни и отряхнул со своих ног. А то глядишь, сейчас "оттуда" бы подвалила куча родственников. А у меня их теперь и так слишком много.
      1. +4
        14 мая 2025 12:13
        Цитата: kalibr
        А фамилию менять...

        прошу прощения, а отчество меняли?
        Просто у меня в семье сходная ситуация. Фамилию старшему брату (по матери) отец дал, а отчество осталось прежним.
        И, да, это решало немалое количество бытовых проблем. С той же пропиской в случае надобности. Если фамилии одинаковые вообще никаких вопросов, а вот если разные могли (не обязательно, но могли) начаться танцы с бубнами. request
        1. +4
          14 мая 2025 13:22
          Цитата: Старший матрос
          а отчество меняли?

          Нет. Зачем же? Усыновление может состояться до 14 лет, а после получения паспорта ты уже сам мог выбрать. Что угодно, вплоть до отчества. Но именно его я сохранил старым.
    2. +2
      14 мая 2025 17:34
      Наверное отчим его усыновил.

      Совершеннолетнего нельзя усыновить.
  4. BAI
    +5
    14 мая 2025 06:17
    А потом, когда стало можно, он написал их сразу две: «Так закалялась сталь»

    При наличии одноименной книги Николая Островского, выбор названия очень странный
    1. +8
      14 мая 2025 06:37
      Цитата: BAI
      При наличии одноименной книги Николая Островского, выбор названия очень странный
      Книг с одинаковым названием очень много. Например: "Абсолютное оружие" есть у Шекли и Гаррисона, а книга "Детство" к Горького и Толстого. У того же Толстого есть произведение "Кавказский пленник", и у Пушкина тоже. Примеров достаточно
      1. +2
        14 мая 2025 09:24
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: BAI
        При наличии одноименной книги Николая Островского, выбор названия очень странный
        Книг с одинаковым названием очень много. Например: "Абсолютное оружие" есть у Шекли и Гаррисона, а книга "Детство" к Горького и Толстого. У того же Толстого есть произведение "Кавказский пленник", и у Пушкина тоже. Примеров достаточно

        Видите ли, при уникальности названия Великого романа Островского, это выглядит банальным плагиатом и дешевым способом привлечения внимания
        1. +1
          14 мая 2025 15:02
          Цитата: mann
          банальным плагиатом

          Сюжет плагиатом не является! А вот способ привлечения внимания,да, был выбран очень хороший.
          1. +2
            14 мая 2025 19:53
            Цитата: kalibr
            Цитата: mann
            банальным плагиатом

            Сюжет плагиатом не является! А вот способ привлечения внимания,да, был выбран очень хороший.

            А я и не имел ввиду сюжет, только название
    2. +2
      14 мая 2025 09:07
      Цитата: BAI
      одноименной книги Николая Островского

      У Островского "КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ..."
    3. +4
      14 мая 2025 09:28
      «Так закалялась сталь»

      У Островского «Как закалялась сталь»
    4. +2
      14 мая 2025 14:59
      Цитата: BAI
      А потом, когда стало можно, он написал их сразу две: «Так закалялась сталь»

      При наличии одноименной книги Николая Островского, выбор названия очень странный

      Скорее говорящий о том, какое из литературных произведений было образцом для начинающего автора.
  5. 0
    14 мая 2025 07:28
    Судя по рассказу, великий был человек....
    1. +4
      14 мая 2025 09:06
      Цитата: Atlas100
      Судя по рассказу, великий был человек....

      Во всяком случае для меня, мальчишки, очень интересный! Я очень много от него узнал.
    2. 0
      14 мая 2025 09:32
      То, что наши предки совершили, кажлый из них велик по своему, это начинсешь понимать только со временем
    3. +2
      15 мая 2025 16:52
      "Судя по рассказу, великий был человек...."
      и рассказ- великий. особенно про трофеи- мебель, книги, оружие , награды, шкатулки. как его не тормознули коллеги, как барахольщика и мародёра жукова и серова?
      1. +1
        15 мая 2025 17:14
        особенно про трофеи- мебель, книги, оружие , награды, шкатулки. как его не тормознули коллеги, как барахольщика и мародёра жукова и серова?
        Не тот уровень, трофейное дело - 1946-1948, а он в Польше находился до 1949.
  6. +6
    14 мая 2025 09:35
    Цитата: kalibr
    Мне еще не было 18-ть в 71-ом..

    Но,
    Цитата: kalibr
    А потом когда решил жениться, спросил будущую жену: Тебе больше нравится фамилия Шевченко или Шпаковская. Вот она и выбрала, и отчиму сделали приятно,

    Т.е. фамилию поменял,а затем ещё раз будущую жену спросил))))
    Хотя раньше автор утверждал, что фамилию поменял т. к. назойливые учителя неоднократно спрашивали его:
    - А не родственник вам писатель Шевченко?
    Или я не прав?
    1. -2
      14 мая 2025 11:16
      Цитата: ee2100
      Хотя раньше автор утверждал, что фамилию поменял т. к. назойливые учителя неоднократно спрашивали его:
      - А не родственник вам писатель Шевченко?
      Или я не прав?

      Правы, но разве одно другому мешает?
      1. +1
        14 мая 2025 14:17
        Но тогда писалось о школе, в 1971г. школу закончили.
        1. -3
          14 мая 2025 14:57
          Цитата: ee2100
          в 1971г. школу закончили

          Вы путаете, Александр. Школу я закончил в 72-ом. Писал же, что пошел в 1962-ом, то есть никак не мог в 71-ом закончить 10-летку.
    2. 0
      14 мая 2025 14:15
      Цитата: ee2100
      Хотя раньше автор утверждал, что фамилию поменял т. к. назойливые учителя неоднократно спрашивали его:
      - А не родственник вам писатель Шевченко?
      Или я не прав?

      Что вы пристали с фамилией? Вы случайно не из милиции (или с почты)?
      - Ты симфонию Чайковского слыхал?
      - Чего?
      - А знаешь, кто Васнецов?
      - С автобазы, что ли?
      1. +2
        14 мая 2025 14:22
        Потому, что он врёт. Сегодня пишет так, а завтра уже по другому.
      2. -4
        14 мая 2025 15:07
        Цитата: yuriy55
        Что вы пристали с фамилией? Вы случайно не из милиции (или с почты)?

        Просто человек "неровно ко мне дышит" и хочет к чему-то прицепиться, так хоть к этому...
        1. -3
          14 мая 2025 15:28
          Цитата: kalibr
          Просто человек "неровно ко мне дышит" и хочет к чему-то прицепиться, так хоть к этому...

          Вячеслав Олегович!
          Не обращайте внимания. Написано интересно. Многие пользователи не смогут рассказать что-то похожее о своих родственниках, а некоторые не знали своих отцов.
          1. -1
            14 мая 2025 16:46
            Цитата: yuriy55
            Не обращайте внимания.

            За 10 лет, что я тут по любому ко всему привыкнешь. В том числе и к тому, что мера человеческой злобы велика есть. И да, конечно, тут мне повезло. Родного отца практически не знал, но зато получил "отца" во взрослом виде, да еще с такой биографией.
            1. -1
              14 мая 2025 16:51
              Что поделать...Одни оставляют свой след в истории, другие на ней - отпечатки пальцев.
  7. +8
    14 мая 2025 09:44
    А нам внукам дедушка рассказал историю ( не любил он это дело) ,но от нас разве отстанешь особенно на рыбалке.Дело было под Прохоровкой .Дед- мехвод. Их Т34 " удачно " подбили ,снаряд попал в борт в двигательный отсек.Командир приказал эвакуироваться и пошли они в тыл ,через пару км как чёрт из тобакерки ,появился смершовец .Куда прём ,вперёд на танки - пистолетиком начал размахивать.Командир - ладно разворачиваемся ( с этим придурkом "каши не сваришь" и побрели в обратную сторону ,не прошли и двадцать метров - слышат мину на излёте ,упали на землю .А мина прилетела в смершевца.Развернулись и пошли обратно ,проходя мимо сапог ( то что осталось ) командир - придуроk,не выпендривался был бы живой.И такое было.Нам повезло ,дед выжил закончил войну в Калининграде - танкистов мехводом.И такое было на войне.Человеком надо было быть всегда.
  8. +4
    14 мая 2025 09:55
    контрреволюционную шпионскую организацию в количестве 5 человек, намеревавшихся совершить организованный акт измены Родине.

    Интересно было бы узнать, что скрывается за этой витиеватой фразой. Но такие архивы ещё долго не откроют...
  9. 0
    14 мая 2025 10:07
    СМЕРШ, сам по себе интересная организация была...а ежели вдуматься-то зря разогнали
    1. +4
      14 мая 2025 13:05
      Ну и в чём интерес в этой организации военной контрразведки, тем более их было три ? Сухопутный СМЕРШ, подчинялся И. Сталину, СМЕРШ НКВД Л.Берии, СМЕРШ ВМФ Кузнецову..И был ещё главный орган госбезопасности НКГБ. В книгах и фильмах всё красиво, эффективно, насколько позволяли фантазии авторов, но несколько спецслужб только распыляли силы и средства органов госбезопасности и создавали нездоровую конкуренцию. В итоге в 1946 г. подразделения военной контрразведки СМЕРШ были упразднены, а функции и личный состав перешли в переименованный из НКГБ в МГБ.
      1. 0
        15 мая 2025 10:11
        хотя бы тем, что имело опыт по выкорчевыванию "лесных" братьев, "оун"овцев и прочей бяки...или все любили СССР и Красную армию только за то-что освободили их от "объединённой" европы?
      2. 0
        15 мая 2025 11:06
        И все руководители СМЕРШ-ов были так или иначе осуждены впоследствии, Абакумов арестован в 1951 году, расстрелян в 1954, Гладков в 1953 был исключен из КПСС за антигосударственное расходование средств, в 1954 году уволен из МВД в 1955 лишен генеральского звания, Юхимович в 1957 был обвинен в фальсификации уголовных дел, лишен генеральского звания.
        1. 0
          18 мая 2025 02:18
          Цитата: Oldrover
          И все руководители СМЕРШ-ов были так или иначе осуждены впоследствии,

          При жизни Сталина репрессировано намного больше сотрудников советской контразведки чем после его смерти. Вряд ли при Хрущев было расстреляно больше 300 сотрудников КГБ и особых отделов включая всех выявленных шпионов в их рядах.
  10. +6
    14 мая 2025 10:46
    Очень интересный человек. Жаль, более конкретно про его работу на фронте не написано. Но количество трофеев дома тоже впечатляет. Мой отец, штурман самолёта, младший лейтенант, привёз из Германии лишь бритвенный прибор (я его сломал, сбривая бороду после похода на Кольский п-ов в 1980) и маленькую подушку ( я её даже не застал).
    1. +2
      14 мая 2025 16:40
      Очень интересный человек. Жаль, более конкретно про его работу на фронте не написано. Но количество трофеев дома тоже впечатляет. Мой отец, штурман самолёта, младший лейтенант, привёз из Германии лишь бритвенный прибор (я его сломал, сбривая бороду после похода на Кольский п-ов в 1980) и маленькую подушку ( я её даже не застал).

      У летунов у всех так было. Им после пехоты рожки да ножки оставались, аэродромы же чуть в глубине стояли. yes
      1. +3
        14 мая 2025 17:39
        Ну после победы они ходили куда угодно, не только по аэродрому. Было фото - отец у Бранденбургских ворот, потом затерялось. Я про то, что древнюю антикварную мебель мог себе позволить далеко не каждый комполка, хоть пехотный, хоть авиационный.
        1. +1
          14 мая 2025 18:41
          Цитата: Авиатор_
          далеко не каждый комполка,

          Комполка не мог, а вот начальник особого отдела Краковского военного округа с правом личного обращения к Сталину мог. А раз мог, то почему бы и не позволить?
          1. +6
            14 мая 2025 18:57
            с правом личного обращения к Сталину
            И сколько раз он воспользовался таким правом? Дело "трофейщиков" возникло не на пустом месте. Впереди - Г.К. Жуков
            1. 0
              14 мая 2025 18:59
              Цитата: Авиатор_
              И сколько раз он воспользовался таким правом?

              Он не рассказывал. Но по делу трофейщиков не проходил, поскольку покинул Польшу в 1949 году. Но как, что и почему об этом еще будет рассказано...
              1. +5
                14 мая 2025 19:01
                А, может, и не было у него такого права, обращаться через голову непосредственного начальства? Не представляю причин, по которым вдруг начальник особого отдела Краковского военного округа станет игнорировать своё руководство.
                1. 0
                  14 мая 2025 19:15
                  Цитата: Авиатор_
                  может, и не было у него такого права, обращаться через голову непосредственного начальства?

                  Может быть, но он так говорил. Ведь служил-то он там не как русский, а как поляк, и знал об этом только маршал Рокосовский. Четыре креста высших польских наград так просто бы ему не дали...
                  1. -2
                    14 мая 2025 19:22
                    "служил-то он там не как русский, а как поляк" какой такой поляк, если он белорус))))
                    Напрямую к Сталину - во заливает! Прям "джентльмены удачи "
                    И вопрос на засыпку. Точнее два.
                    Где награды доблестного НКВДешника и и серебрянный ларец?
                    1. 0
                      14 мая 2025 19:26
                      В Войске Польском он служил как поляк. Награды на фотографиях, и в документах из архива МО, а где ларец (и все остальное) я не знаю. А почему - об этом будет написано. Не все сразу.
                      1. -1
                        14 мая 2025 19:28
                        Попробую на счёт наград проверить, а то тут на 9 мая всякие со всякими фальшаками лезут. А так одел крестики и кто их проверит?!
                      2. 0
                        14 мая 2025 19:29
                        Цитата: ee2100
                        А так одел крестики и кто их проверит?!

                        В статьях еще будут фотографии с наградами. Причем сделанные еще в 70-ые годы
                      3. +4
                        14 мая 2025 19:33
                        Цитата: ee2100
                        Попробую на счёт наград проверить,

                        И пробовать нечего. В статье все №№ приказов есть. Открываешь сайт ВО - там все. Можете открыть сайт участников ВО по и так: набрать Шпаковский Петр Иосифович, 1915 года рождения. Там все копии приказов и весь послужной лист.
                      4. -1
                        14 мая 2025 19:35
                        Про польские кресты - ноль.
                      5. +2
                        14 мая 2025 19:36
                        Цитата: ee2100
                        Про польские кресты - ноль.

                        Конечно. это же МО наше. Про польские все документы остались в Польше.
                      6. -1
                        14 мая 2025 19:37
                        Я уже написал. Если будет возможность ответят быстро.
                      7. -2
                        14 мая 2025 19:43
                        Что-то ВОШ сдулся! Сам не бось подозревал отчима в том, что 4 польских креста скорее "за половые услуги"
                      8. +3
                        14 мая 2025 19:58
                        Цитата: ee2100
                        Сам не бось подозревал отчима в том, что 4 польских креста скорее "за половые услуги"

                        А Вам не кажется, что делать подобные замечания просто гнусно?
                      9. -1
                        15 мая 2025 17:27
                        "Сам не бось подозревал отчима в том, что 4 польских креста скорее "за половые услуги"
                        да ну что это вы так laughing . скорее всего, в шкатулке нашёл
                      10. 0
                        14 мая 2025 19:45
                        Вот и поляки ответили
                        Wszystko można sprawdzić potrzebne dane człowieka lub numery odznaczeń.
                      11. +1
                        14 мая 2025 19:53
                        Цитата: ee2100
                        Вот и поляки ответили
                        Wszystko można sprawdzić potrzebne dane człowieka lub numery odznaczeń.

                        Вот и проверяйте. Все данные МО у Вас есть.
                      12. 0
                        14 мая 2025 20:05
                        И проверим, чем отчим занимался с 1937 г. в НКВД
                      13. -1
                        14 мая 2025 20:07
                        Цитата: ee2100
                        И проверим, чем отчим занимался с 1937 г. в НКВД

                        Вот и займитесь делом, вместо того, чтобы бабскими интересами заниматься.
                      14. 0
                        14 мая 2025 20:17
                        Про баб тоже интересно, они мужиков характезируют)))) Надеюсь это осталось для кого-то неведомо
                      15. -1
                        14 мая 2025 20:19
                        Цитата: ee2100
                        Про баб тоже интересно, они мужиков характезируют)))) Надеюсь это осталось для кого-то неведомо

                        Я бы на Вашем месте не спшил, а дождался бы выхода всех статей цикла. Возможно Вы нашли бы там больше зацепок и материала для писем полякам.
                      16. 0
                        14 мая 2025 20:33
                        И я бы не спешил печатать,как кто-то выразился, по воспоминаниям бывшего НКВДешника.
                        К стати, а когда он умер?
                      17. -1
                        14 мая 2025 20:48
                        Цитата: ee2100
                        К стати, а когда он умер?

                        Не знаю. Потому и пишу Вам - дождитесь конца цикла. А печатать? А почему бы и нет? Я пишу только то,Ю чтоон мне рассказывал. Есть документы из архива МО, которые часть рассказов подтверждают. Есть фотографии... Почему нет?
                      18. -1
                        14 мая 2025 21:04
                        Короче, брак быстро рспался? И мамаша улетела к другому полковнику? А можно и генралу?
                      19. -1
                        14 мая 2025 21:07
                        Цитата: ee2100
                        Короче, брак быстро рспался?

                        Не то, чтобы быстро. Но распался. И в новый она так до смерти и не вступала. А мы долго поддерживали отношения, я даже возил к нему в Ростов свою дочь Светлану и он научил ее плавать в Дону. Но... общего у нас уже было мало. Писали все реже и реже. А потом и вовсе перестали....Так вот все и закончилось.
                      20. -4
                        14 мая 2025 21:08
                        Жаль, но возраст в половых отношениях это главное
                      21. -2
                        14 мая 2025 20:43
                        Что что спекся? Мать вечно в поисках мужика и в родной Пензе она с определённой репутацией, а тут Ростов и мужик на полтора десятка лет старше, минимум, вот и подловила на "живца".
                        Нет, не стыдно.
                        Жако ребенка. Который всё это видел и вырос убогим.
                      22. +1
                        14 мая 2025 20:54
                        Цитата: ee2100
                        мужик на полтора десятка лет старше,

                        Любовь зла, как Вы знаете. И что плохого в том, что люди пусть в возрасте нашли друг друга? Радоваться этому надо. А жалеть меня не следует, мне только позавидовать можно, что я встретил в жизни такого человека и имел с ним общение. Это не каждому так везет. Кстати, на одном из польских сайтов против фамилии Петра Шпакового я нашел запись "Агент сталинской охранки".. Какая емкая и цельная характеристика. И как все меняется? То приглашали каждый год в Польшу на праздники, зато теперь осуждают...
                      23. -2
                        14 мая 2025 21:07
                        Короче, мама сняла сливки и в кювет Здорово! И и кто был третьим? Вор положенец?
                      24. +1
                        14 мая 2025 21:08
                        Цитата: ee2100
                        И и кто был третьим? Вор положенец?

                        Это как можно понять?
                      25. -2
                        14 мая 2025 21:09
                        Читайте мат.часть! Мать вашу
                      26. +1
                        14 мая 2025 21:10
                        Цитата: ee2100
                        Читайте мат.часть!

                        Какую? Я первый раз встречаю такое название.. Или это тоже Гугл у Вас так переводит?
                      27. -3
                        14 мая 2025 21:12
                        Какую? Я первый раз встречаю такое название.. буквально,
                      28. -1
                        14 мая 2025 21:13
                        Цитата: ee2100
                        Какую? Я первый раз встречаю такое название.. буквально,

                        Что-то я Вас совсем перестаю понимать, Александр. Вы что, сильно под музой?
                      29. -4
                        14 мая 2025 21:15
                        Контекст вообще понимаете? Или тупо ,а чё, бухой?
                      30. -3
                        14 мая 2025 21:26
                        Решил напомнить, что, когда-то Славика вывезли в Ленинград и он заболел. И о, горе его мама вызывает в Ленинград маму, чтобы она сидела с больным Славиком на ул.Обуховской обороны. У неё тогда бы бурный роман, что и в туалет не было времени сходить.
                        Но, сорвалось. Практически крест на карьере, но тут некий полковник НКВД , можно продвигать. Пусть он на 20 лет старше,но всё таки муж!
                      31. -1
                        14 мая 2025 21:35
                        Цитата: ee2100
                        Решил напомнить,

                        И что тут плохого? Это жизнь. Насчет бурного романа не знаю. Но и был бы... что в этом плохого? А кандидатом наук она стало еще задолго до встречи со Шпаковским, в 1968 году., доцентом уже через год или два. Так что какой крест, кого продвигать, куда, о чем Вы?
                      32. -5
                        14 мая 2025 22:16
                        Надеюсь все таки через постель?
                      33. 0
                        15 мая 2025 07:47
                        Цитата: ee2100
                        Надеюсь все таки через постель?

                        У Вас что, проблемы по мужской части, что Вас так интересуют чужие альковные дела?
                      34. +1
                        15 мая 2025 14:53
                        Цитата: ee2100
                        Короче, мама сняла сливки и в кювет Здорово!

                        Какая же ты .l. !!!
                    2. 0
                      15 мая 2025 19:27
                      Цитата: ee2100
                      Напрямую к Сталину - во заливает!
                      При формировании Войска Польского была повестка моей бабушке Ядвиге Болеславовне (работала на лесоповале(т.к.не было образования) в эвакуации, а у неё двое детей. Детей в детдом. Соседи по бараку написали письмо Сталину в Москву. Пришла телеграмма: "Пусть воспитывает детей".
                      Такая семейная история. Напрямую Сталину.
          2. +3
            15 мая 2025 07:13
            Цитата: kalibr
            а вот начальник особого отдела Краковского военного округа с правом личного обращения к Сталину мог. А раз мог, то почему бы и не позволить?

            хотя бы потому, что это незаконно.

            А человек стоял именно на страже законности. То же касается шкатулки из собора..

            "Контреволюционеров" из частей армии просто жалко...
            1. -2
              15 мая 2025 07:45
              Цитата: Ольгович
              То же касается шкатулки из собора..

              Собор был немецкий. Библия в шкатулке была с портретом Гитлера. Ее выбросили. А шкатулка стала законным трофеем победителей! Как и многое другое, вывезенное ими из Германии в СССР. Горе побежденным!!!
              1. +2
                15 мая 2025 09:48
                Цитата: kalibr
                А шкатулка стала законным трофеем победителей! Как и многое другое, вывезенное ими из Германии в СССР. Горе побежденным!!!

                пафосно. Но-незаконно, грабеж ценностей был запрещен совесткими законами, мы-не гитлеровцы
                1. -1
                  15 мая 2025 10:40
                  Цитата: Ольгович
                  мы-не гитлеровцы

                  Андрей! Это все красивые, но пустые слова. В реальной жизни все было несколько иначе. От рядового и до маршала Рокосовского включительно. О этом будет в одном из продолжений...
                  1. +3
                    15 мая 2025 12:24
                    Цитата: kalibr
                    но пустые слова

                    не пустые-за мародерство официально расстреливали.
                    1. 0
                      15 мая 2025 12:30
                      Цитата: Ольгович
                      не пустые-за мародерство официально расстреливали.

                      Но факт его требовалось еще доказать! Пересмотрите еще раз "Четыре танкиста". там очень хорошо показано, как они там прибарахляются, и никто их ни в чем не обвиняет. А поднять то, что не имеет хозяина и вовсе было законным делом. Другое дело, что не все могли с собой добытое унести.
            2. +3
              15 мая 2025 07:58
              "Контреволюционеров" из частей армии просто жалко...

              Кто-то шестой, послушал разговоры, пяти недовольных разными действиями командования и соввласти и сообщил куда следует. А там, конечно же, "раскрыли" целую организацию из контрреволюционеров и пожалуйте, лет на десять в лагеря, а может и к ВМН трибунал приговорил.
              Ну, а главному смершевцу орден на грудь.
              1. +3
                15 мая 2025 09:58
                Цитата: Юра 27
                к ВМН трибунал приговорил.
                Ну, а главному смершевцу орден на грудь.

                Трудились в поте лица-лишь на передовую не попасть: в Воркуте в... лагере "разоблачили" целое "правительство, ожидавшее немцев.
                Все признались, всех расстреляли, кроме одного "министра"-он был в командировке в тайге, вернулся, когда все давно забыли о нем. Так и выжил....
              2. +1
                15 мая 2025 10:43
                Цитата: Юра 27
                Кто-то шестой, послушал разговоры, пяти недовольных разными действиями командования и соввласти и сообщил куда следует.

                Именно так тогда и было. Система работала безупречно. У меня есть материал о том, как уже после войны людей сажали за то, что "болтали о Тито" (что не надо), причем с ссылками на документы. А уж в годы войны... "сам бог велел сажать за вражеские разговоры".
  11. 0
    14 мая 2025 11:11
    Цитата: Авиатор_
    Мой отец, штурман самолёта,

    Вот поэтому только и бритва.
  12. +4
    14 мая 2025 14:26
    Признаю, ошибся. А как тему развили ....
    1. 0
      14 мая 2025 15:08
      Цитата: aviapit123
      А как тему развили ....

      Петр! Одиннадцатая божья заповедь: падающего -толкни!
    2. +1
      15 мая 2025 07:28
      Цитата: aviapit123
      Признаю, ошибся. А как тему развили ....

      я плюс поставил, ибо бывает у всех.
  13. -2
    14 мая 2025 14:59
    Цитата: ee2100
    Потому, что он врёт.

    А может быть Вы просто не все статьи читали? Ну и память же наша несовершенна...
    1. -1
      14 мая 2025 16:08
      На память не жалуются. Писали, что в школе часто спрашивали к принадлежности к писателю Шевченко, вот и поменяли её на фамилию отчима. Или не так было?
      1. -1
        14 мая 2025 16:53
        Цитата: ee2100
        Писали, что в школе часто спрашивали к принадлежности к писателю Шевченко, вот и поменяли её на фамилию отчима.

        Я вижу, что Вас Александр, моя фамилия просто задолбала. Вам что ссылки дать не все статьи здесь, где об этом рассказано? Да, в школе меня тоже "фамилией задолбали", как и Вы со своими комментариями, но уже в институте, куда я поступил в том же 72-ом люди были повоспитаннее. Но тут мать выходит замуж, и полезли чисто бюрократические примочки с разными фамилиями. А тут и Петр Шпаковский сказал, что охотно бы меня усыновил, но... возраст прошел. Но тут уже я решил жениться и... одним выстрелом убить трех зайцев. Решить вопрос с бюрократией, потешить молодую дену звучной фамилией и порадовать мужа моей матери. Вот такой развернутый ответ Вас устроит?
  14. -1
    14 мая 2025 16:05
    Цитата: yuriy55
    Не обращайте внимания

    Если бы он вёл себя по человечески это одно, а ему оскорбить человека ни чего не стоит. Так, что пусть терпит, ВОШ!
    1. +1
      14 мая 2025 16:53
      Цитата: ee2100
      а ему оскорбить человека ни чего не стоит.

      Такого злопамятного человека, как Вы, Александр, нужно вообще покрывать отборным матом!
      1. -2
        14 мая 2025 18:26
        Вот, что скрывается под личиной интеллигенции - хам базарный!
        Я предлагал извиниться, кто-то сказал, что не помнит за что.
        Я не злопамятный. Хамы не нравятся.
        1. -1
          14 мая 2025 18:38
          Цитата: ee2100
          кто-то сказал, что не помнит за что.

          Не кто-то, а я сказал. Потому. что и впрямь не помню. Слишком незначительным показался мне значит повод. А Вас удивило, что скрывается под личиной... Ха! После советской улицы Пролетарской, там много чего скрывается. Эх, любили мы мальчишками загибать... "по черному", кто круче. И еще рисовали клиновидные черные треугольники на заборах острием вниз...
          1. -3
            14 мая 2025 19:11
            На сколько была моложе невеста отчима? 15-17 лет?
            1. 0
              14 мая 2025 19:17
              Цитата: ee2100
              На сколько была моложе невеста отчима? 15-17 лет?

              Вам не стыдно выяснять подробности о возрасте женщины у базарного хама? Вот ведь какой Вы любопытный...
              1. -5
                14 мая 2025 19:25
                Ясно,в Пензе у неё была определённая репутация, а тут Ростов и полковник в отставке,да ещё и бес в ребро!
                Ну так сколько? 18?
                1. 0
                  14 мая 2025 19:28
                  Цитата: ee2100
                  Ну так сколько? 18?

                  Какое Вам дело? Мама была достаточно взрослой женщиной чтобы иметь взрослого сына.
                  1. -2
                    14 мая 2025 19:29
                    Неужели 20 лет разница?
                    1. +2
                      14 мая 2025 19:30
                      Цитата: ee2100
                      Неужели 20 лет разница?

                      Вы ненормальный, Александр?Хватит уже срамиться на весь сайт.
                      1. -1
                        14 мая 2025 19:32
                        Кого я срамлю? Лишь только комментарую статью
                      2. +1
                        14 мая 2025 19:35
                        Цитата: ee2100
                        Кого я срамлю?

                        Себя, Александр, только себя самого. Видите ли, мужчина может ругаться и даже матом,но ему не следует интересоваться напрямую возрастом женщины.
                      3. -3
                        14 мая 2025 19:36
                        Неужели 22 года разница. Лысина на голову-бес в ребро
                      4. -1
                        14 мая 2025 20:02
                        Только что, говорили с поляком и отправил ему все данные на отчима:
                        Шпаковский, Петр Иосифович. Национальность — белорус. Родился 04.06.1915; место рождения — Тульская обл., ст. Волово.
                        Его пробьют по базе.
                        И ещё, чтобы получить серебрянный крест "Виртути милитари" сначала надо было получить бронзовый.
                        Надеюсь,что знали, когда писали сей опус
                      5. 0
                        14 мая 2025 20:08
                        Цитата: ee2100
                        И ещё, чтобы получить серебрянный крест "Виртути милитари" сначала надо было получить бронзовый.
                        Надеюсь,что знали, когда писали сей опус

                        Нет не знал. Но он есть на фотографии. Правда она не цветная. Но Вы забыли указать место службы Танковая бригада им. героев Вестерплаттте, Польская бригада имени Тадеуша Костюшко. Кстати, о его в ней службе документ на сайте МО есть.
                      6. -1
                        14 мая 2025 20:15
                        Проверим, что как девочка задергались? Проверим
                      7. +1
                        14 мая 2025 20:17
                        Цитата: ee2100
                        Проверим, что как девочка задергались? Проверим

                        Что с Вами, Александр? Вы так торопитесь писать, что ошибаетесь в самых простых словах.
                      8. -1
                        14 мая 2025 20:18
                        Где ошибка?++++++++++
                      9. 0
                        14 мая 2025 20:21
                        Цитата: ee2100
                        девочка задергались?

                        девочка задергались? Вроде бы по-русски надо писать "задергалась"...
                      10. 0
                        14 мая 2025 20:31
                        Google коррекция))))))
            2. +1
              15 мая 2025 07:52
              Цитата: ee2100
              На сколько была моложе невеста отчима? 15-17 лет?

              Где-то около того, смершевцу в 71 году, - 56 лет, невесте около 40 (сыну 17, родила в 20-23 года).
  15. +3
    14 мая 2025 16:43
    в них книги на русском, польском и немецком языках

    вот прямо как у меня еще в детстве... да так по сей день и осталось, только еще пара языков прибавилась
    зело полезно для подрастающего поколения

    п.с. а вот с того самого детства до сих пор на полке русско-немецкий словарь стоит, огиз 1943, стоит, который в те времена мне помогал с той библиотекой сражаться :)
    1. +5
      14 мая 2025 19:31
      На момент чтения комментов было 62.
      Из них 21 коммент самого Шпаковского! Треть!
      Вот как надо поднимать свой имидж, дорогие авторы публикаций!
      1. +2
        14 мая 2025 19:55
        Цитата: ваш вср 66-67
        Из них 21 коммент самого Шпаковского! Треть!

        Это ответы на комменты читателей, не так ли?
      2. 0
        14 мая 2025 20:03
        Всё верно. Плюй в глаза, всё божья роса. Или близко к этому
  16. +2
    14 мая 2025 19:54
    Цитата: mann
    олько название
    Ответить
    Цитата

    А оно другое и по словам и по смыслу.
  17. +2
    14 мая 2025 21:32
    Шпаковский, Петр Иосифович. Национальность — белорус. Родился 04.06.1915; место рождения — Тульская обл., ст. Волово.
    Служил в органах НКВД, МГБ. Закончил службу 03.01.1953, полковник.
    Член ВКП(б).
    В РККА с 1937.
    на 26.11.1937 Московская МКШ, обучение Приказ НКВД СССР № 2322 от 26.11.1937.
    ⬤ на 15.01.1940 Белорусский особый военный округ Приказ НКВД СССР № 54 от 15.01.1940.
    ⬤ на 12.1941 нач. ОО НКВД 85 стрелковой дивизии 85 стрелковая дивизия Приказ войскам Ленинградского фронта № 0906/н от 23.04.1942
    ⬤ на 04.11.1943 нач. отделения ОКР СМЕРШ 4 армии 4 армия Приказ войскам 4 армии № 056/н от 04.11.1943
    ⬤ на 27.01.1945 нач. отдела информации 1 танкового корпуса Войска Польского 1 танковый корпус Войска Польского Указ Президиума ВС СССР от 29.06.1945 № 221/573
    Звания
    дата звание источник
    ★ c 26.11.1937 сержант государственной безопасности Приказ НКВД СССР № 2322 от 26.11.1937.
    ★ c 15.01.1940 младший лейтенант государственной безопасности Приказ НКВД СССР № 54 от 15.01.1940.
    ★ на 12.1941 младший лейтенант ГБ Приказ войскам Ленинградского фронта № 0906/н от 23.04.1942
    ★ на 04.11.1943 майор Приказ войскам 4 армии № 056/н от 04.11.1943
    ★ на 27.01.1945 подполковник Указ Президиума ВС СССР от 29.06.1945 № 221/573
    1. +1
      14 мая 2025 21:34
      Вопрос к автору: в открытых источниках наградных листов на сотрудников НКВД нет. Вы запрос в архив МО делали?
      1. 0
        14 мая 2025 21:41
        Цитата: bubalik
        Вы запрос в архив МО делали?

        Нет не делал. А зачем? Человека давно нет на свете. То, что я про него знаю - это из его рассказов. Мутные тексты из наградных листов ничего не добавляют. На 4 польских креста все документы "там". И "там" он "агент сталинской охранки". Зачем интересоваться?
        1. -1
          14 мая 2025 22:49
          Узнаешь , и я этом поствособобствую
        2. +4
          15 мая 2025 11:22
          Мутные тексты из наградных листов ничего не добавляют.
          В наградных листах мутных текстов нет, там всё конкретно. Мутные тексты в воспоминаниях и мемуарах.
          1. +1
            15 мая 2025 11:47
            Цитата: Авиатор_
            там всё конкретно.

            Неужели? А ряд читателей здесь считают, что написано очень уж витиевато.. И я с ними вполне согласен.
            1. +1
              15 мая 2025 12:07
              А ряд читателей здесь считают, что написано очень уж витиевато.. И я с ними вполне согласен.
              Возможно, из-за специфики работы в СМЕРШе. Вот наградной лист на моего отца, в который вкралась досадная ошибка - в заключительной части вместо него назван его фронтовой друг Николай Иванович Алпатов, на Алпатова в то время тоже оформлялось награждение "Красной Звездой". У Алпатова другой перечень дел, за которые его наградили. Я знал Николая Ивановича, в 1962 он участвовал в войсковых испытаниях на Новой Земле - бросал с Ту-16 бомбу в 5 Мт. Готовил материал для ВО, но забросил. Неточности в документах бывают всегда, не только весной 1945.
              1. +3
                15 мая 2025 12:10
                Цитата: Авиатор_
                Готовил материал для ВО, но забросил.

                Очень жаль. Вы хорошо пишите и материал должен был бы быть интересный. А уж специфики в делах СМЕРШа и впрямь хватало. И об этом тоже еще будет...
      2. 0
        14 мая 2025 23:26
        Вы запрос в архив МО делали?

        Шпаковский, Петр Иосифович 04.06.1915; место рождения — Тульская обл., ст. Волово
        Документы находится в: ЦАМО
        Конкретно - Фонд: №33 Опись: №686044 Дело: №761
        Контакты ЦАМО. - Справочно-информационная служба. телефон 8 (4967) 69-90-05

        Надеюсь эта локация поможет в посках истины.
        1. +1
          15 мая 2025 07:42
          Цитата: Ричард
          Конкретно - Фонд: №33 Опись: №686044 Дело: №761

          Вы думаете я этого не знаю? Знаю. Но... чем интересоваться? Дела по советским наградам и так находятся в открытом доступе. А польские ... - они "там" и туда писать мне совсем не хочется. С меня достаточно и того, что я и так знаю.
    2. +1
      15 мая 2025 05:56
      Выходит наш герой женился на маме Шпаковского в 57 лет? Не верю!
      Шпаковскому-автору не верю!
      Где тогда семья нашего героя? У него что, до 1972 года вообще не было семьи?
      1. +1
        15 мая 2025 07:39
        Цитата: ваш вср 66-67
        Где тогда семья нашего героя? У него что, до 1972 года вообще не было семьи?

        Вы не спешите писать "не верю"! Статей будет много и на все свои вопросы Вы получите ответы. Может быть не сразу, но получите. Потерпите...
        1. +1
          15 мая 2025 08:58
          Я подозреваю, что вы нашли этого офицера ( светлая ему память) вашего однофамильца на просторах интернета! А всë остальное художественный вымысел автора!
          Не зря же лектором в обществе Знание были laughing
          Руку набили в этом деле...
          1. +2
            15 мая 2025 09:01
            Цитата: ваш вср 66-67
            Я подозреваю, что вы нашли этого офицера ( светлая ему память) вашего однофамильца на просторах интернета! А всë остальное художественный вымысел автора!
            Не зря же лектором в обществе Знание были
            Руку набили в этом деле...

            А Вы не подозревайте, будет Вам в одном из материалов наше общее семейное фото и не одно...
  18. +4
    15 мая 2025 19:50
    Удивлён, и, наверное не к месту)), рад.
    Нормальная авторская(!) на ВО статья. И ответы автора почти всем - редкость. И столько терпения у автора для пользователей(про некоторых подобных метко выразился наш министр иностранных дел))).
    Продолжение жду, интересно.
    .
  19. 0
    23 мая 2025 22:20
    весьма интересно и интригующе,ждем продолжения