История древнеримского флота

27 146 42
История древнеримского флота
Вот так, или очень похоже, на протяжении столетий проходили сражения на море… Лоик Берриен. Битва при Акциуме


«…сделал на них искусные украшения, поставив вокруг высокие столбы, а на столбах полное вооружение — на вечную память, и подле оружий — изваянные корабли, так что они были видимы всеми, плавающими по морю».
Первая книга Маккавейская, 13:29

История сражений на море. После публикации материала о гипотетическом боевом корабле Герона несколько читателей сайта «Военное обозрение» обратились ко мне с просьбой рассказать о римских боевых кораблях и о морских сражениях, в которых они участвовали. В общем-то, есть книга «Греция и Рим в войнах. Энциклопедия военной истории» Питера Конноли (Эксмо-Пресс, 2000), но вышла она давно, а историческая наука на месте не стоит. Поэтому в основу данного материала были положены исторические исследования, менее известные в нашей стране в этой области последних лет, в частности книга Микаэля Питасси «Флот Рима 350 г. до н. э. – 475 г. н. э. издательства «Сифорт». И потребовалось время, чтобы её прочитать и перевести. Но зато теперь уже можно выполнить просьбу наших читателей. Итак…




Керамическая модель корабля с острова Кипр, 600-450 гг. до н. э. Метрополитен-музей Нью-Йорк

Предание гласит, что Рим был основан 21 апреля 753 г. до н. э. как монархия, и археологические находки действительно подтвердили, что на холмах Рима поселения существовали уже с восьмого века до н. э. Город был расположен на реке Тибр, которая была судоходной для малых и средних судов того времени. Уровень воды в ней был тогда выше, чем сегодня. И первое, что в то время сделали правители Рима, было установление контроля над устьем реки, в 14 милях (24,5 км) от города, с целью обеспечения выхода к морю. Последние три царя Рима были этрусками, а этруски долгое время были мореплавателями, так что можно с уверенностью предположить, что некоторые из римлян могли владеть и управлять кораблями или же служить на кораблях. А раз так, то вполне может быть, что первые римские корабли существовали уже в то далёкое время. Военные корабли были прерогативой этрусков, хотя римляне опять-таки вполне могли на них служить. В 510 г. до н. э. римляне изгнали последнего из своих царей и создали республику. Одним из первых действий молодого государства было подписание первого из трёх договоров о дружбе с Карфагеном, выдающейся морской державой центрального и западного Средиземноморья.

Ну а самое раннее упоминание о существовании римского военного корабля относится к 394 г. до н. э., когда он был отправлен с тремя сенаторами и приношением оракулу в Дельфах в Греции. Корабль был захвачен людьми с островов Липари, которые посчитали его пиратским. Узнав об ошибке, островитяне оказали римлянам гостеприимство и более препятствий чинить им не стали. Римский корабль, должно быть, был небольшим, если его смогли столь легко захватить, и одним из немногих римских кораблей, поскольку для контроля относительно небольшого римского побережья много кораблей было и не нужно.

Известно, что когда в 349 г. до н. э. отряд греческих пиратов появился вблизи итальянского побережья, римляне в ответ на это послали войска, чтобы не допустить их высадки на берегу, а свои корабли задействовать не стали. Ну а пираты, не желая сталкиваться с римскими войсками, просто ушли. Судя по изображениям на керамических сосудах, самые ранние римские военные корабли представляли собой небольшие суда с одним рядом вёсел и заострённым тараном в носовой части. Здесь же находилась и боевая палуба для воинов, а на корме – палуба для рулевого и капитана. Вдоль бортов шли вертикальные стойки, к которым, скорее всего, привязывались вёсла.


Греческая бирема. Модель чешской фирмы «Дусек»

Во время Второй Латинской войны (340-338 гг. до н. э.) римляне использовали свой флот, чтобы одержать свою первую морскую победу над латинянами и вольсками в битве при Анцио (Антиум). Тогда тараны (ростры) некоторых захваченных вражеских кораблей были доставлены в Рим и установлены на Форуме, который впоследствии сам стал называться Рострой. Тогда же в 338 г. до н. э. греческий морской город Таранто (Тарент) заключил договор с Римом, стремясь ограничить римскую военно-морскую экспансию в Тарентском заливе, хотя римляне там ещё по-настоящему и не развернулись и заходили в него лишь изредка. Римский флот был всё ещё небольшим, возможно, состоящим из двадцати кораблей, причём небольших, хотя вполне возможно, что в нём уже была одна или две триремы, купленные у греков ради престижа. Согласно Фукидиду, первую трирему греки построили ещё около 650 года до н. э., причём она имела длину около 42 метров. На классическом корабле этого типа могло находиться около 60 гребцов, 30 воинов и 12 матросов на каждом из его бортов. Гребцы, кстати, не были рабами, а получали заработную плату, причём очень даже хорошую*. А раз так, то и римляне должны были платить своим гребцам по крайней мере не меньше греков!

С поглощением греческих италийских колоний на юге Италии римляне приобрели также и их военные корабли, экипажи и верфи. Такие города-государства, как Неаполь (стал римским в 326 г. до н. э.) были освобождены от обязанности предоставлять войска, но должны были поставлять полностью снаряжённые боевые корабли для патрулирования и охраны своих гаваней и побережья. В 312 г. до н. э. римляне захватили прибрежные Понтийские острова, чтобы защитить прибрежный путь между Остией и Неаполитанским заливом. В 311 г. до н. э. в Риме был создан «военно-морской совет» из двух старших офицеров, известных как duoviri navales, в обязанности которого входило строительство или приобретение достаточного количества военных кораблей и наблюдение за их оснащением, снабжением продовольствием и готовностью к службе. Им также было поручено обеспечение и обучение их экипажей, то есть управление флотом. Что доказывает, что флот у римлян уже фактически стал отдельным родом войск, а не просто временной плавучей частью их армии.

Во время Второй самнитской войны в 310 г. до н. э. римские корабли атаковали Помпеи (тогда находившиеся на море), после чего римская пехота двинулась дальше вглубь страны, но была атакована и бежала обратно на свои корабли. То есть флот у римлян уже в это время был, но развивался достаточно медленно. Кроме того, многие входившие в него корабли принадлежали не самому Риму, а его союзникам, таким как Неаполь, Анцио и Пестум.


Модель греческой триремы чешской фирмы «Дусек»

Ещё один договор был заключён с Карфагеном в 306 г. до н. э., который стремился избежать потенциального конфликта путём признания сфер влияния. Карфаген обязался не вмешиваться в дела Италии, а Рим – не вмешиваться в действия карфагенян в Сицилии. Они также согласились разделить между собой бывший этрусский остров Корсика, и хотя карфагеняне заняли свою часть, римляне этого не сделали. Римская гегемония постепенно распространилась на весь итальянский полуостров и привела их к конфликту с Таранто. В 328 г. до н. э. римская эскадра часто находилась в заливе Таренто. Тарентинцы вооружили от пятнадцати до двадцати кораблей и атаковали римлян, потопив четыре, захватив один и рассеяв остальные суда, и нанеся римлянам первое морское поражение. Пять потерянных кораблей представляли собой немалую часть римского флота того времени, который, вероятно, насчитывал не более сорока кораблей. Такое количество кораблей можно вывести из событий 295 г. до н. э., когда попытка набора 4000 матросов для флота закончилась неудачей. То есть при средней численности экипажа триремы в 200 человек этого количества было бы достаточно для двадцати таких кораблей. Если принять, что эти люди могли составлять менее половины личного состава всего флота, то в целом можно вести речь о наличии у римлян сорока трирем, хотя и понятно, что какие-то из кораблей были меньше, чем триремы.


Кратер для смешивания вина с водой, 520-510 гг. до н. э. Вот такие глаза в то время в обязательном порядке рисовали на носу к кораблей…

С окончанием Пирровой войны в 275 г. до н. э. и сдачей Таранто римляне расширили свою территорию на весь итальянский полуостров, что привело к увеличению береговой линии и, соответственно, потребности в военно-морских судах. Дальнейший рост римской власти и влияния, а также её торговли, к началу третьего века до н. э., сделали очевидным, что соревнование сил между Римом и Карфагеном за то, кто будет доминирующей державой в центральном и западном Средиземноморье, рано или поздно, но произойдёт обязательно. И… именно так в конце концов и случилось.


А это греческий килик – чаша для питья, 520 г. до н. э. И на ней изображены корабли того времени. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Продолжение следует…

* Обычный работник в то время получал примерно полдрахмы в день, а вот гребцы и гоплиты, участвовавшие в военных действиях – по 2 драхмы. На эти деньги можно было купить 40 кг зерна, четыре ведра маслин или 2 ведра недорогого вина. Баран стоил всего 5 драхм, а аренда небольшой комнаты в бедном квартале – 30 драхм. Таким образом, всего за месяц плавания обычный гребец мог кормиться целый год и даже иметь кров над головой!
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    13 мая 2025 04:48
    гребцы и гоплиты, участвовавшие в военных действиях – по 2 драхмы.
    Как-то странно звучит. Если я правильно помню школьный урок истории про устройство древних Афин, там все граждане были военнообязанными. Самые богатые были обязаны содержать боевые корабли. Победнее, но в состоянии содержать конюшню - в кавалерию. Основная масса населения, типа тогдашний средний класс, обязаны были приобрести полный комплект тяжелого пехотинца - круглый щит-гоплон, шлем, поножи, копье, меч, а кто заботился о сохранении своей тушки - то и панцирь, попроще - линоторакс, а подороже - бронзовую кирасу. Вот в честь этого щита их и именовали гоплитами. А совсем уж нищеброды шли либо в легкую пехоту, типа пращников (веревку и кусок кожи чтоб сделать пращу мог позволить себе любой, а боеприпасы под ногами, благо в Греции почвы каменистые), либо в гребцы.
    А у Вас тут гребцы и гоплиты в одну цену. Как-то неправильно, особенно с классовой точки зрения.
    1. +3
      13 мая 2025 05:53
      Цитата: Наган
      А у Вас тут гребцы и гоплиты в одну цену. Как-то неправильно, особенно с классовой точки зрения.

      Ничего не могу сказать, кроме того, что не сам придумал. Источник книга Микаэля Питасси «Флот Рима 350 г. до н. э. – 475 г. н. э. издательства «Сифорт». И он постоянно подчеркивает, что хорошие гребцы очень ценились...
      1. +6
        13 мая 2025 09:28
        Это какая-то ошибка
        В Афинах базовая оплата гребца и моряка 3 обола в день - полдрахмы. Есть прямые указания Плутарха, Фукидида, строки античных пьес и т.д.
        На "Паралии" и "Саламисе" получали 4 обола. Лисандр в Пелопоннесскую войну благодаря персам платил 4 обола гребцам в антиафинской коалиции . Скифы-полицейские в в Афинах получали три обола.
        Всадник получал одну драхму
        Гоплит -5 оболов
        1. +4
          13 мая 2025 09:47
          Цитата: Engineer
          Это какая-то ошибка

          Вот для того комментарии и нужны. Кто-то всегда имеет более значимую информацию. Спасибо за уточнения.
          1. +1
            13 мая 2025 19:20
            Цитата: kalibr
            Вот для того комментарии и нужны.

            Г-н Шпаковский, благодарю Вас за матерал.
      2. +2
        13 мая 2025 15:15
        Ничего не могу сказать, кроме того, что не сам придумал. Источник книга Микаэля Питасси «Флот Рима 350 г. до н. э. – 475 г. н. э. издательства «Сифорт».
        Ну вот, опять аргумент типа: "а вон там так написано". А самому подумать? Ведь к гребцам и гоплитам принципиально разные требования предъявляются в силу специфики конкретной работы. В письменных источниках регулярно встречаются неточности. Надо поверять "алгеброй гармонию".
        1. -1
          13 мая 2025 17:37
          Цитата: Авиатор_
          А самому подумать? Ведь к гребцам и гоплитам принципиально разные требования предъявляются в силу специфики конкретной работы. В письменных источниках регулярно встречаются неточности. Надо поверять "алгеброй гармонию".

          Зачем? Когда есть читатели, которые имеют при этом возможность и что-то написать, и обсудить, и блеснуть своей эрудицией. Последнее всегда приятно, разве не так. Так что хватит и того, что я эту книгу нашел, долго ее читал, читал на нее рецензии и... перевел. Можете сами ее найти в Сети, проверить и получить удовольствие от работы "не в тему".
          1. +1
            13 мая 2025 17:46
            Зачем? Когда есть читатели, которые имеют при этом возможность и что-то написать, и обсудить, и блеснуть своей эрудицией.
            Понятно. Читатели помогают и блещут.
            1. -2
              13 мая 2025 19:23
              Цитата: Авиатор_
              Понятно. Читатели помогают и блещут.

              Неоднократно писал Вам именно об этом. И, видимо, наконец-то дошло. Что ж лучше поздно, чем никогда.
              1. +5
                13 мая 2025 20:14
                То есть сами квалифицированную статью написать не в состоянии. Нужно написать заметку с явными ошибками и собирать денежку с комментов. На кафедре м-л размышления не приветствовались, это я уже давно понял.
                1. 0
                  14 мая 2025 08:59
                  Цитата: Авиатор_
                  это я уже давно понял.

                  Квалифицированную в каком смысле? На уровне научного журнала?На 100% достоверности и с массой ссылок на 10-ки источников? Здесь? Зачем это нужно, когда можно на 80%, а результат будет один в любом случае.
                  Вот что нужно на самом деле:"Пишите, общение под вашими статьями, возможность отдохнуть и просто развлечься" (Алексей)
                  1. +1
                    14 мая 2025 09:35
                    Не утрируй. То, что пишется, это не 80%, а 50%. Результат в смысле оплаты - один и тот же, это верно.
                    1. -1
                      14 мая 2025 09:42
                      Цитата: Авиатор_
                      Не утрируй. То, что пишется, это не 80%, а 50%. Результат в смысле оплаты - один и тот же, это верно.

                      Вам, уважаемый Сергей, напомнить правило сайта, что обсуждение должно касаться содержания статьи, а не взимоотношений с автором. По особенностям римского флота есть что сказать? Или для Вас главное узнать размеры оплаты за публикуемые материалы? За этим обращайтесь в администрацию сайта.
                      1. +1
                        14 мая 2025 09:43
                        Вот я и пишу, что содержание статьи провокационное, в надежде вызвать массу возражений и дополнений.
                      2. 0
                        14 мая 2025 09:45
                        Цитата: Авиатор_
                        в надежде вызвать массу возражений и дополнений.

                        Тогда все придирки к Микаэлю Питасси «Флот Рима 350 г. до н. э. – 475 г. н. э. издательство «Сифорт».
  2. +4
    13 мая 2025 12:14
    Что интересно, Карфаген был основан практически одновременно с Римом, но быстро стал военно-морским и торговым гегемоном Средиземноморья, на плавание западнее Апеннин вообще был наложен запрет, который, впрочем, нахальные эллины нарушали, и даже основывали свои колонии на "запретных" для них землях, что приводило к череде стычек и войн с пунами-финикийцами, карфагенянами.
    Тем более, когда Македонский уничтожил Тир, очень вероятно, что веками и тысячелетиями накопленные богатства пурпур, золото и иные ценности уплыли в Карфаген (морская блокада для Александра была недостижима). Это его очень огорчило, что, видимо и послужило такой печальной судьбе города.
    Не помер бы в столь молодом возрасте, даже не сомневаюсь, что после индийского похода опираясь на покоренный Египет отправился бы в Карфаген, и тоже бы его ликвидировал, хотя, сокровища опять бы уплыли - были варианты от Альбиона и Иберии, до западной Африки (кто знает, может и Америка?)
    Так что к описываемым времена Тарквиния Гордого, Карфаген был патроном-союзником этрусков, которые, как считал и контролировали север Апеннин. И поставляли в Рим своих царей.
    То есть конкурентом Рим ника не считал, не было к этому оснований.
    А зря, римляне закладывали идеологическую основу под свою будущую успешную экспансию.
  3. +1
    13 мая 2025 12:17
    Насчет тарана выглядит сомнительно. Тарана не в плане наличия такового устройства на корабле, а его боевого применения. Корабли деревянные - ты ему борт проломил, а себе силовой набор угробил и обшивка треснула. Не сильно лучше.
    1. 0
      4 июля 2025 03:45
      Вот у Вас единственный вменяемый коммент о боевом применении судна с тараном.Туфта всё это.Так же как все эти триремы пентиремы и прочая дурь.
  4. +5
    13 мая 2025 12:36
    Мне понравилась статья о кораблях и портах в ранней римской истории. Чтобы понять, насколько дальше вглубь страны находилось побережье, чем сегодня, достаточно взглянуть на порт Траяна, который сегодня расположен практически в непосредственной близости от аэропорта Фьюмичино, в 4 километрах от побережья.
  5. +2
    13 мая 2025 13:00
    Приветствую Камрады hi Моряков Черноморцев с Праздником!
    Вячеслав Олегович, а когда будет рассказ о флагманах гребного флота, римских галерах пентерах (пентекотерах)?
    Боевые корабли с пятью рядами вёсел были введены в римском военном флоте перед 1-й Пунической войной (264-241 года до нашей эры) в связи с тем, что карфагеняне уже обладали многоярусными тяжёлыми кораблями. Борт этих кораблей Карфагена, защищённый целым лесом вёсел, был недоступен таранному удару сравнительно лёгких римских бирем. Римляне нашли брошенное карфагенянами военное судно и за 60 дней построили 100 точных копий.
    Существовали и более мощные корабли, гекссеры, гептеры, октеры, нонеры,децеры… и множество других. Тема очень занимательная.
    1. +4
      13 мая 2025 13:17
      Цитата: Охотовед 2
      Боевые корабли с пятью рядами вёсел

      Преобладающая точка зрения сейчас - не ряды весел, а ряды гребцов. Пять рядов гребцов при трех рядах весел.
      1. 0
        13 мая 2025 13:25
        Цитата: Engineer

        Преобладающая точка зрения сейчас - не ряды весел, а ряды гребцов. Пять рядов гребцов при трех рядах весел.

        Ну вот и обсудим hi . Учитывая то, что суда с пятью рядами вёсел, всё таки существовали.
      2. +4
        13 мая 2025 17:42
        Цитата: Engineer
        Преобладающая точка зрения сейчас - не ряды весел, а ряды гребцов. Пять рядов гребцов при трех рядах весел.

        Именно так. Пятый гребец как бы силен ни был, просто не сможет грести веслом со своей высоты. Ведь ниже должны сидеть еще 4. И как их не сажай... весло 5-ого высодит слишком длинным.
        1. +3
          13 мая 2025 20:56
          Охотовед 2(Алексей ): суда с пятью рядами вёсел, всё таки существовали.


          Ну и за что ему минус? Минусаторы, для вашего сведения, само название боевого крпабля "квинквирема" (лат. quinquiremis, от quinque «пять» + remus «весло»)
          1. +3
            13 мая 2025 21:11
            Приветствую Дмитрий, это минусы не за «римский флот», это за другие Мои сообщения, у меня приятель погиб, ну и стал немного агрессивней в комментах против тех у кого украли полимеры. Коньяк, он такой коварный… но без него сейчас - просто совсем печально. Хороший был Человек, мины обезвреживал… стрелять вообще не умел, Я смеялся над Ним. А теперь просто поминаю. Удачи Всем.
    2. +3
      13 мая 2025 17:41
      Цитата: Охотовед 2
      флагманах гребного флота, римских галерах пентерах (пентекотерах)?

      Когда будет, тогда и будет. Но будет обязательно. Более того, будет и о "Сиракузянке" - самом большом судне древности. В свое время для чешского журнала Моделарж я написал о нем статью реконструировав внешний облик. Статья понравилась и они ее напечатали. Но... сделать ее модель я тогда не мог. Не было фигур атлантов поддерживающих боевую балюстраду. Теперь они есть, есть заготовки 8 башен и... я уже начал работу над корпусом....
      1. +4
        13 мая 2025 20:02
        Цитата: kalibr
        Цитата: Охотовед 2
        флагманах гребного флота, римских галерах пентерах (пентекотерах)?

        Когда будет, тогда и будет. Но будет обязательно. Более того, будет и о "Сиракузянке" - самом большом судне древности. ....
        Вопрос...
        в Римском боевом флоте у каждого корабля был или не был свой опознавательный номер или имя (название...) ??
        - вот в Римской сухопутной армии у каждого легион был свой номер и имя (например 15 Первородный легион - знак "Фортуна"), который мог и не повторится при создании нового легиона, как например 17, 18, 19 легион погибшие в Тевтобургском лесу - в дальнейшем не создавались заново (исключение 18 легион повторно созданный Нероном в 69г, но в дальнейшем так же распущенный)
        hi
        1. 0
          13 мая 2025 20:58
          Цитата: котик-русич
          в Римском боевом флоте у каждого корабля был или не был свой опознавательный номер или имя

          Интересный вопрос. Надо будет прочитать, что об этом написано... Как-то мне раньше это не встречалось. Но название кораблей "Сиракузянка" и "Александрида" встречались.
          1. +1
            13 мая 2025 21:46
            Цитата: kalibr

            Интересный вопрос. Надо будет прочитать, что об этом написано... Как-то мне раньше это не встречалось..
            Что бы два раза книги не перелистывать...
            Каким был состав экипажа ? - как назывались корабельные должности ? (современный кок, штурман, старпом, боцман...).
            В комментарии писать об этом излишне, а вот как тема для очередной статьи...
            hi
            1. 0
              14 мая 2025 08:55
              Цитата: котик-русич
              Цитата: kalibr

              Интересный вопрос. Надо будет прочитать, что об этом написано... Как-то мне раньше это не встречалось..
              Что бы два раза книги не перелистывать...
              Каким был состав экипажа ? - как назывались корабельные должности ? (современный кок, штурман, старпом, боцман...).
              В комментарии писать об этом излишне, а вот как тема для очередной статьи...
              hi

              Очень хорошо. Поищу...
        2. +1
          14 мая 2025 12:32
          Я провел небольшое исследование и обнаружил, что, хотя это и не было обязательным, римские военные корабли имели собственные имена, но не все.Это благоприятные имена, имена божеств, добродетелей, созвездий, иногда даже морей и рек, или атрибуты, вероятно, связанные с внешним видом или качествами самого корабля. Многие названия, как правило, повторялись от одного флота к другому, хотя существует также вероятность того, что один и тот же корабль служил в разных флотах.Самый большой из засвидетельствованных, гексарема, назывался
          1. +1
            14 мая 2025 20:30
            Цитата: Semovente7534
            Я провел небольшое исследование и обнаружил, что, хотя это и не было обязательным, римские военные корабли имели собственные имена, но не все.Это благоприятные имена, имена божеств, добродетелей, созвездий, иногда даже морей и рек, или атрибуты, вероятно, связанные с внешним видом или качествами самого корабля. Многие названия, как правило, повторялись от одного флота к другому,
            Можно вспомнить пример первого подобного упоминания в "мифы древней Греции" - корабль "Арго", на нём, в поход за "Золотым Руном" отправился Ясон из Фессалии и его команда (в составе команды был сам Геракл, но он покинул команду по воле богов).
            hi
            1. +2
              15 мая 2025 12:43
              Из флота Мизенума нам известны названия по меньшей мере 85 кораблей. Самый крупный засвидетельствованный экземпляр, гексарема, назывался Ops. Затем следует квинкерема под названием «Виктори» и очень длинный ряд квадрирем и особенно трирем (до 53), среди которых: «Аполлон», «Аквила», «Юпитер», «Нил», «Океан», «Пьета», «Телец», «Тибр» и еще одна «Виктори».
    3. 0
      13 мая 2025 20:59
      Цитата: Охотовед 2
      Борт этих кораблей Карфагена, защищённый целым лесом вёсел, был недоступен таранному удару сравнительно лёгких римских бирем.

      Знаю откуда эта фраза. Встречал...
      1. +3
        13 мая 2025 21:19
        Цитата: kalibr

        Знаю откуда эта фраза. Встречал...

        Я тоже помню yes память как и зрение, пока абсолютные… ВУС - обязывает. Но, совсем не совсем там согласен. Пишите, общение под вашими статьями, возможность отдохнуть и просто развлечься. good
        1. +3
          13 мая 2025 23:34
          Охотовед 2: Но, совсем не совсем там согласен

          Было бы смешно, Алексей, если был бы согласен. Античных описаний этого гиеронова монстра "Syracusae-Alexandrida" нет, за исключением его упоминания в трактае Вегеция. Но и там не много:
          Не только по размерам, но и по мощи «Сиракузия» превосходила любой из кораблей Средиземноморья. Ее нельзя было не протаранить, ни взять на абордаж. Несмотря на его военную мощь, он так и не был использован. Римляне, с которыми Сиракузы с 264 года до н. э. были в союзе, прознали про тайный смысл корабля и приказали от него избавиться. Гиерон Второй не хотел отдавать корабль римлянам, ибо тогда строительство было бы напрасным, но и не имел возможности им отказать, так как хоть Сиракузы и имели такое чудо света, победить римлян одним кораблем они бы не смогли. Надо было отдать корабль сильному врагу Рима, дабы тот использовал его в войне с последним. Было решено отправить корабль в Египет Птолемею III Эвергету под предлогом доставки огромного количества зерна голодающим в то время египтянам. Гиерон, несомненно хотел, чтобы его детище было использовано в войне против Рима, но когда корабль оказался в Египте, в нем не было необходимости, поэтому сначала его просто вытащили на берег, а затем и вообще разобрали. тТак бесславно закончилась история корабля, который при правильном использовании мог бы помочь своему владельцу не знать поражений в морских баталиях. (с)
          римский военный историк и теоретик IV век н.э. Публий Флавий Вегеций Ренат (лат. Publius Flavius Vegetius Renatus) трактат "De re militari"
          .
          Вот в принципе и все что известно об этом корабле.
          Калибр: В свое время для чешского журнала Моделарж я написал о нем статью реконструировав внешний облик.
          .
          Честнее будет сказать Что его внешний облик гепотетически реконструировал Владимир Дмитриенко в своей книге : «Разведка и другие тайные службы Древнего Рима и его противников», а вы на основании этой книги в журнале моделистов "hobby-live" написали статью о нем.
          ссылка: http://hobby-live.ru/Content/models/ship/sirokuzyanka.html
          Причем сам Дмитриенко в своей книге честно пишет:
          Так вероятно мог бы выглядеть корабль Гиерона Сиракузского "Syracusae-Alexandrida"

          Кстати, и Атланты на нем, и храм Венеры, и дворцовые помещения с бассейнами - "изобретение" Дмитриенко. В этом не трудно убедиться , обратившись к его книге.
          1. +1
            14 мая 2025 08:53
            Цитата: Ричард
            Честнее будет сказать

            Так я там так и написал. Что гипотетический внешний вид. А как было на самом деле... кто знает.
        2. +1
          14 мая 2025 08:51
          Цитата: Охотовед 2
          возможность отдохнуть и просто развлечься.

          Это очень хорошо и меня всегда радует.
        3. +1
          14 мая 2025 08:55
          Цитата: Охотовед 2
          ВУС - обязывает.

          Вы тоже "шпион", как и я?
  6. +1
    14 мая 2025 07:32
    Бирема, трирема. Что за чушь.Повторяете сказки выдуманные в средние века.Для синхронной работы вёсел у них что там компьютер стоял.А римляне даже о дециремах упоминали.
    1. 0
      14 мая 2025 08:54
      Цитата: Алексей Алексеев_5
      А римляне даже о дециремах упоминали.

      Да, на одном весле сидело или стояло 10 гребцов. Подобное было и на галерах 17 века.
  7. +7
    14 мая 2025 08:57
    В Керчи возле рынка при строительстве многоэтажного дома была найдена древняя свалка с 300 скелетами рабов которые , вероятно, были гребцами. Возраст 14 -30 лет. Ребра у многих были сломаны при жизни и не срослись т.к. им не давали отдыха и постоянно били. Мышцы рук были гипертрофированы до огромных размеров, что можно было судить по наростам костей предплечья, в то время как голеностопы - суставы ног были изменены от сидячей работы.