Российская императорская армия времён Екатерины II и Павла I

3 812 13
Российская императорская армия времён Екатерины II и Павла I
Гарда палаша кирасира с вензелем Екатерины II. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора


Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.




А. С. Грибоедов. «Горе от ума»


Новая голштинская униформа просуществовала до 28 июня 1762 года, то есть до гвардейского переворота, после которого «Гатчинская гвардия» была распущена по домам, император Пётр опочил во Господь, а к власти пришла его жена Екатерина II, которая почти сразу тоже начала реформу военной формы. Причём главной целью её, как и прежде, была… экономия на всём, и в первую очередь на материале!

Да, красный цвет на камзолах и штанах сохранили (вернее, отменили его замену на другие цвета), но одновременно все старые елизаветинские мундиры было приказано обрезать и обузить, сколь это возможно. Такое решение позволило быстро переодеть всю армию в новые мундиры, не выдавая ей при этом ни сантиметра нового сукна. И теперь уже никто не пенял императрице, что по покрою новые мундиры очень похожи на прусские. Главное, что сохранялась привычная глазу расцветка! Обмундирование, что было отобрано у голштинцев Петра III, коих после ареста раздели до нижнего белья, тоже пошло в дело.

Так что всё, что можно было использовать в российской армии, Екатериной было использовано! Синие мундиры и штаны светлых тонов отдали в переделку кавалеристам, а кирасирское обмундирование – кирасирам. Вот только суконные гренадерки ни по рисунку на налобных бляхах, ни по цветам к новым мундирам не подходили, поэтому их так и оставили в цейхгаузах. Возможно, именно поэтому их так много в российских музеях, хотя нет ни голштинской обувки, ни мундиров, ни штанов нет. Всё это было использовано!


Обер-офицер артиллерии Санкт-Петербургского легиона, 1769-1775 гг. Как видите – красно-зелёная гамма полностью соблюдена, но сам мундир очень даже узкий и внешне мало чем отличается от гатчинских… Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»


Артиллерист Санкт-Петербургского легиона, 1769-1775 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»

То есть новый «екатерининский» мундир и по покрою, и в деталях очень мало отличался от того, что предлагал её покойный супруг, а реформы 1763 и 1774 гг. лишь воплотили его замыслы в жизнь. А по-другому и быть не могло, ведь мода на армейскую одежду, прежде всего, должна была показать всем (и прежде всего потенциальным противникам!), что и мы не хуже всех прочих. Что перед ними не армия державы, окостеневшая в своих национальных традициях, а вполне современное, по-европейски обмундированное, вооружённое и обученное войско, с которым лучше дела не иметь. То есть разница вся только в том и заключалась, что Пётр III это всё понимал интуитивно, но… не понимал национальной специфики своего правления. А Екатерина отлично понимала именно эту составляющую своего царствования, а что касается мундиров, то просто доверилась опыту «знающих людей», которые хорошо понимали, как должна выглядеть армия современной и сильной державы!


Рядовой мушкетёрского полка 1780-1790-е гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»


Мушкетёр в летней форме, с 1786 г. Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»


Штаб-офицер гренадерского полка 1780-1790 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»


Рядовой легкоконных полков, 1780-1790 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»

Вот так в 1786 году и появилась в армии совершенно новая униформа, которую ввёл князь Потёмкин-Таврический, и вот она-то, как считается, отвечала большинству требований, относящихся к регулярной армии, причём в особенности армии того времени. Главным достоинством была её унификация: все армейские полки получили одинаковые кожаные каски с шерстяным плюмажем, широкие шаровары, короткие кафтаны одинакового покроя, а также камзол без рукавов и сапоги с короткими голенищами. Российская императорская армия стала первой в мире, получившей летнюю полотняную полевую форму целиком белого цвета*, что спасло не одну тысячу солдатских жизней в летнюю жару.


Рядовой гусарского полка. Россия, 1763-1775 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»


Корнет гусарского полка, 1780-1790 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»

Для униформы гусарских полков за образец всё так же были взяты элементы венгерского покроя: доломан (однобортный мундир), ментики (куртки, отороченные мехом) и облегающие брюки – чакчиры, причём узор, обозначавший чин офицера, золотым жгутом вышивался именно на них. В 1789 года появились конные егеря, отличавшиеся тёмно-зелёным цветом униформы, и тем, что скатанную шинель зелёного цвета они носили, закрепив поверх ранцев. А вот у кирасир она должна была лежать поперёк седла спереди. Ношение тяжёлых доспехов – кирас отменили, так как ружейные пули их пробивали. Солдаты легкоконных полков получили белые штаны, синий с красным мундир и высокие ботфорты. Переодевали армию в новую форму поэтапно, но первой её получила Екатеринославская армия.


Унтер-офицер кирасирского полка, 1780-1790 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Солдатики Публия»

А потом Екатерина II, заслужив за время своего царствования прозвище «Великая», умерла, и на трон вступил её сын Павел I, который, так же как и его отец, был озабочен военным делом, и, так же как и он… «на прусский манер». Потёмкина он просто ненавидел, поэтому форму его тут же отменил, так что в армию сразу вернулись тесные долгополые кафтаны, узкие обтягивающие рейтузы, лакированные ботинки, различные по цвету чулки и высокие треугольные шляпы. Но самым сложным элементом в процессе одевания оказались парадные штаны из белой лосиной кожи. По приказу о ношении лосин на них не допускалось наличие морщин или складок. Добивались этого лишь одним способом: смачивали их изнутри водой, посыпали порошковым мылом, после чего двое молодцов натягивали их на офицера «наголо». После высыхания лосинная кожа натягивалась и не имела складок. В итоге красно-белая форма выглядела сказочно красивой, но за те сутки, что офицер в засохшей коже дежурил во дворце, на его теле возникали потёртости, так что после парадов даже великий князь Николай Павлович – любитель красивой униформы – подолгу страдал от них, но что-либо изменить не мог.

Как гласит один из анекдотов того времени, император добивался «фрунта» любыми средствами и даже выпустил предписание, по которому в лосинах и других облегающих штанах выделяющееся мужское «естество» единообразия ради должно было заправлять в одну сторону.


Император Павел I – император Всероссийский (1796-1801), Великий магистр Мальтийского ордена (1798-1801). Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»

Одновременно Павел отменил зачисление в полк с младенчества, уволил всех офицеров, не находящихся на службе в приписанных гарнизонах, запретил использовать солдат как работников даровой силы и под страхом отправки в Сибирь заставил командиров полностью выплачивать солдатское жалованье, да ещё и ввёл для солдат жилетки на заячьем меху. Кстати, именно при императоре Павле на основании «Устава 1796 года» и «Табели 1798 года» в российской армии появилась и фуражная шапка: «Покроем против пехотных, а цветами: верх белый, околыш одинаковый с воротником». В гренадерских и мушкетёрских полках обмундирование было близко к Гатчинской гвардии, где форма генерала и офицера имела незначительные отличия для каждого полка. Военнослужащие носили мундиры тёмно-зелёного цвета, а воротники, лацканы, обшлаг красили в цвет полка. Каждому полагалось две пары штиблет: белые – парадные и чёрные – повседневные.


Обер-офицер Лейб-гусарского полка 1799 г. с роскошной барсовой шкурой через плечо. Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»

Что касается кавалергардов, то в России они существовали с 1763 года, когда их в качестве своей почётной стражи в очередной раз утвердила Екатерина II. Мундиры их отличались пышностью, но на что не пойдёшь ради пущего эффекта?!


Кавалергард в парадной форме, 1763-1796 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»

Так вот Павел, будучи ещё и Великий магистр Мальтийского ордена, и страстно любивший всё рыцарское и рыцарственное, одел своих кавалергардов ещё и в самые настоящие рыцарские доспехи, видимо, очень ему нравившиеся!


Кавалергард, 1798 г. Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»


А. В. Суворов – выдающийся российский полководец, генералиссимус, князь Италийский граф Суворов-Рымникский, 1799 г. Таким обычно его и принято изображать. Вот только в Итальянском походе Суворов носил мундир белого цвета и красные штаны, то есть мундир австрийского генерала, и, однако, ничуть не смущался, что носит мундир своих союзников. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

Что же касается пресловутых кос, на которые так ругался Суворов, и которые долгое время ставились Павлу в вину, то сам он про них заметил следующее:

Есть неудобство, зато солдат сидит, плетет и в ус не дует – отдыхает и никто не отберет этот отдых.

Да и кажущаяся абсурдом коса, в которой находился железный прут, играла определённую роль – защищала шею солдата от удара саблей. Поэтому многие считают, что как раз солдатам в армии Павла I было куда лучше, нежели офицерам, так что если бы он в ночь покушения добрался бы до своих солдат, то он бы… спасся!

*Именно в такой форме сражались суворовские солдаты против турок вместе с союзными им австрийскими войсками, то есть «белые» воевали плечом к плечу с «белыми», отличаясь разве что длиной своих кафтанов!

Продолжение следует…
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 05:35
    Спесиво Вячеслав Олегович!
    Больше всего мне лично нравится «Потемкинская.форма»,, особенно самобытная каска. Жалко, что она была заменена на кливер.
    Всем хорошего дня!
    1. +3
      Сегодня, 06:22
      Цитата: Коте пане Коханка
      особенно самобытная каска.

      Вроде бы кожа на ней сильно портилась от погоды. К тому же кивер можно было использовать для хранения многих полезных вещей. А в каску много не спрячешь!
    2. +3
      Сегодня, 07:09
      Цитата: Коте пане Коханка
      Спесиво Вячеслав Олегович!

      видимо, смартфон сыграл с Вами злую шутку....
    3. +5
      Сегодня, 09:39
      Присоединяюсь к Владиславу!
      Спасибо.
      Оно дополнение:
      «Silver Dream Studio» - это студия раскраски военно-исторических миниатюр, они ее не производят, а используют готовую.
      но это лишь дополнение - не существенное.
      hi
      1. +5
        Сегодня, 09:46
        Цитата: Эдуард Ващенко
        но это лишь дополнение - не существенное.

        Бывает и сами делают, уважаемый Эдуард, но редко!
  2. +1
    Сегодня, 07:06
    В приказе о форме и ее ношении на лосинах не допускалось наличие морщин или складок. Существовал только один способ носить лосины без складок: он заключался в том, что штаны смачивали изнутри водой, затем посыпали порошковым мылом и двое молодцов «втряхивали» в них голое тело офицера. После высыхания кожа натягивалась и не имела складок. Красно-белая форма была сказочно красивой, но, за сутки, пока офицер в засохшей коже дежурил во дворце, на его теле возникали потертости, а после парадов даже великий князь Николай Павлович – любитель красивой формы – подолгу страдал от них, но изменить что-либо не мог.


    Эта часть (есть и другие) -из статьи С. Лебедева от 2012 г. Разве ссылка на автора не обязательна?

    коса, в которой находился железный прут, играла определённую роль – защищала шею солдата от удара саблей

    По этой логике заармировать надо было и плечи, предплечья , спину, грудь..
    1. +5
      Сегодня, 08:43
      Цитата: Ольгович
      Разве ссылка на автора не обязательна?

      Видите ли, Андрей, если Вы вставите этот отрывок в систему Антиплагиат, то она Вам покажет номером 2 совсем другого автора, не Лебедева. А раз один и тот же текст в разное время был напечатан под разными именами, то на автора можно и не ссылаться, ведь их много. Особенно если это популярный текст, а не научная статья.
  3. +4
    Сегодня, 07:53
    Вот так в 1786 году и появилась в армии совершенно новая униформа, которую ввёл князь Потёмкин-Таврический, и вот она-то, как считается, отвечала большинству требований, относящихся к регулярной армии, причём в особенности армии того времени. Главным достоинством была её унификация: все армейские полки получили одинаковые кожаные каски с шерстяным плюмажем, широкие шаровары, короткие кафтаны одинакового покроя, а также камзол без рукавов и сапоги с короткими голенищами.


    И портянки, которые прослужили русскому солдату более 2 веков.
    1. +3
      Сегодня, 10:16
      О реформе воинской одежды Князя Потёмкина-Таврического хорошо написал Валентин Пикуль:

      Но главная заслуга Потемкина – во внимании к русскому солдату. Его военные реформы всегда будут стоять рядом с военными победами Суворова, а многие изречения Потемкина – с боевыми афоризмами Суворова.

      Вооруженные силы России, если бы их собрать вместе на одном поле, явили бы красочное зрелище: инфантерия – светло-зеленая, кавалерия – синяя, артиллерия – красная, а мундиры флота блистали ослепительной белизной. Потемкин первым делом желал оборвать у солдат прусскую косицу на затылках:

      – Этот «гарбейтель» хорош только для разведения вшей….

      В феврале 1784 года (уже полновластный президент Военной коллегии и генерал-фельдмаршал) он стал владыкой над армией.

      – И никто мне теперь не помешает, – говорил Потемкин, рассуждая о вреде кос для солдат, о дурацком пудрении голов. – Каске быть удобной и видной, чтобы солдат не только головы не терял, но и гордился ею. Чулки для баб хороши, дабы красоту ног показывать, а солдату в шароварах бегать на врага ловчее… Лосины же гусарские – для наживания грыжи!

      Он сокращал полки гусарские, полагая, что врага бьют не красотою одежд, а одежда гусара была очень дорога (офицер получал лишь четверть той суммы, в какую обходился ему пошив формы). Взамен гусар Потемкин усиливал тяжелую кавалерию – драгунскую, формировал новые полки – гренадерские, мушкетерские, пикинерные, карабинерные, егерские.

      – Стрелять часто и метко! – призывал светлейший…

      В холодные дни лосины не грели, вызывая озноб во всем теле, от дождей морщились. – Потемкин заменил их теплым и мягким сукном, которое не мнется и просушить легче.

      – Да и лоси бедные на Руси мне спасибо скажут! А служба солдатская бывает хороша не от уставов – от начальников. И она отвратительная, ежели бьют солдата, а провиант воруют. Дабы побоев не случалось, господ офицеров стану в рядовые разжаловать, и пусть они, благородные, на свой шкуре, на своем стомахе изведают, какова сладость жизни солдатской…

      Ворочая миллионами, Потемкин не гнушался скрупулезно пересчитывать и копейки солдатские. Как бухгалтер, щелкал он счетами, на костяшках откладывая расходы солдата на «фанаберию»:

      – Фунт муки мелкого помола – вместо пудры – четыре копейки, сало для помажения голов да еще ленточки в гарбейтелях – рубль и пять копеек… Всю эту бухгалтерию к такой матери! – распорядился Потемкин. – На што в полках развели парикмахерские? На што пукли в бумажки, яко конфеты, завертывать, будто солдат – курва старая? Завиваться да пудриться – воинское ли дело? А ведь у солдат ни времени, ни кауферов нету…

      «Полезно, – писал он, – голову чаще мыть и чесать, нежели отягщать ее пудрой, салом, мукой, шпильками, косами. Туалет солдатский должен буть таков: встал, то и готов! Легкие сапоги – и шаг легкий». Потемкин звал к себе сапожников, планировал удобную обувь. На полковых швальнях сам кроил кумачовые тряпки – на белье (красный цвет был необходим исподнему, чтобы солдат в бою вида крови своей не пугался: так повелось с древности). И не тесные мундиры, а легкие куртки надобны, чтобы резкие движения солдата в атаке не замедлялись.

      Просторные шаровары избавили солдат и от чулок:

      – Взамен чулок нужны онучи, портянки холщовые!

      Сколько б ни зубоскалили потом над портянками, но они два века прослужили солдату русскому, удобные в ношении и гигиеничные. В своих приказах Потемкин внушал:

      – Шпага солдату не нужна: она сбоку болтается, бегать мешая. Необходим штык! Примкнул – коли. В коннице седло лучшее – венгерское, спину лошади не трет, его и татары признают лучшим… Треуголки у солдат отнять: в них не выспишься, озабоченный одним: как бы углы не смялись. Красота их бесполезная. Ушей треуголка не закрывает. Нужны шлемы башлычные, дабы у солдата голова не мерзла…

      Но главный вопрос – наказания телесные. «Вот тебе три мужика, сделай из них одного солдата» – такова была жутчайшая формула внедрения новобранцев в войсковую службу.

      – Страшно помыслить даже, – с гневом говорил Потемкин, – сколько геройских душ пошло на тот свет из-под палок, чтобы из трех парней одного солдата вылепить! Простительно ли, чтобы страж отечества удручен был прихотями командиров, помешанных на соблюдении глупого щегольства?.. Наша русская армия, переняв все ухватки иноземные, стала машиною угнетения наших же крестьян, волею судеб солдатами ставших. Нельзя, чтобы простой парень, из деревни взятый, ночи не спал, боясь прическу нарушить… Все велю упростить! Все сделать удобным! Из науки парадной оставляю самую малость: в кавалерии усы пущай закручивают как хотят, пехота пусть задирает усы повыше, а бакенбарды котам блудливым пригожи…

      Я ничего не выдумываю, читатель: я цитирую Потемкина!

      Из его рапорта Екатерине: «Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением. Платье должно служить солдату одеждой, а не в тягость».
      В.Пикуль "Фаворит"
  4. +5
    Сегодня, 09:44
    Хорошая статья. Про военную форму особенно трудно писать. После очередной реформы она вводится поэтапно и в один и тот же момент времени в разных полках она может существенно отличаться от "новых" образцов. Показанные ВИМ на отличном уровне. Спасибо.
    1. +5
      Сегодня, 10:29
      Цитата: Толстый
      Хорошая статья. Про военную форму особенно трудно писать. После очередной реформы она вводится поэтапно и в один и тот же момент времени в разных полках она может существенно отличаться от "новых" образцов. Показанные ВИМ на отличном уровне. Спасибо.


      Это да, особенно в военное время. 6 января 1943 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О введении новых знаков различия для личного состава Красной армии», которым вводились погоны. Однако даже спустя год "кубари" и "треугольники" ещё носили.
  5. +1
    Сегодня, 11:49
    Может я путаю, но узкие рейтузы или лосины (что одно и тоже), чулки выше колена были одеждой всадника им нужны были как раз для того, чтобы ноги не натирались при езде. Потом они стали признаком статуса. А чтобы их было удобно носить они были или шерстяные вязанные, или из ткани которая кроилась особым образом чтобы тянутся. В общем это не обязательно это должно быть неудобным в носке.

    Кожаные лосины, те что натирают причендалы. Кожа ведь тоже тянется. И если она не в палец, то ее приходится дублировать тканью чтобы обувь или одежда не потеряла форму даже от пота.

    Патриотизм в одежде у нас вроде как не очень был распространен... Даже запреты были на ношение иностранной одежды. А тут офицеры не хотят форму как в Европе, потому как они кого то бивали. Традиционно если кого-то бивали, то одежда побитого преходила в собственность победителя. Что им было выступать? Может им лишь бы повод был,
    1. +2
      Сегодня, 12:13
      Кожаные лосины, те что натирают причендалы. Кожа ведь тоже тянется. И если она не в палец, то ее приходится дублировать тканью чтобы обувь или одежда не потеряла форму даже от пота.

      Лосины они и назывались лосинами потому что из выбеленной лосиной кожи и надевали их мокрыми на голые ноги без исподнего. И у полков причиндалы были заправлены или в правую или левую штанину, точно не помню. Павел I издал специальное предписание, чтобы при таких облегающих штанах главное, так сказать, мужское достоинство заправлялось у всех на одну сторону для единообразия строя. Типа у семеновцев орган смотрел влево, а у преображенцев вправо drinks