«О секретности гаек под ключ на 18»: в США описали концепцию безопасности разработки истребителя F-47, чтобы данные не похитили китайские хакеры

12 839 69
«О секретности гаек под ключ на 18»: в США описали концепцию безопасности разработки истребителя F-47, чтобы данные не похитили китайские хакеры

В США озаботились вопросом защиты данных в рамках проекта по созданию истребителя F-47, относящегося к 6-му поколению. В американском военном ведомстве заявили, что секретные сведения о программе создания перспективного боевого самолёта F-47 «могут украсть китайские хакеры». Утверждается, в своё время китайские хакеры «похитили данные о ходе реализации программ американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35». Якобы на основании похищенных в ходе киберопераций сведений Китай и создал собственный истребитель нового поколения J-20.

Эти вопросы были подняты в американском Балтиморе, где прошла конференция по вопросам кибербезопасности и защите военных программ под эгидой Минобороны США. В одном из докладов на конференции TechNet Cyber аудитории был задан вопрос:



Вы знаете, что произошло с F-35?

И далее автор доклада (Кэти Аррингтон) начала утверждать, что у Китая уже через 6 месяцев после начала в США работ в рамках проекта нового самолёта F-35 появилась концепция J-20.

Из обсуждения на конференции в Балтиморе:

Китай не стал в этом плане хорошим сам по себе. Он стал хорошим на ваших налоговых долларах. Он стал хорошим на ваших НИОКР. Он стал хорошим на крови ваших мужчин и женщин на поле боя. Вы готовы позволить им делать это и дальше?

Как говорится, а пафоса-то сколько…

В итоге суть доклада свелась к тому, что генеральный подрядчик Boeing должен ввести стандарты повышенной безопасности, чтобы «противостоять хакерским атакам, способным привести к утечке секретных данных технического характера». Один из ключевых пунктов в плане реализации этих стандартов – режим так называемого «нулевого доверия», когда допуск к работе над программой должен осуществляться через многоступенчатую систему проверки персональных данных.

Американская пресса пишет, что это «парадигма безопасности, в которой пользователи постоянно оцениваются на предмет доступа только к тем данным и сегментам сети, к которым им разрешен доступ».

Суть в том, что сотрудник, который, грубо говоря, отвечает за «гайки под ключ на 10», не должен знать, что происходит в сегменте, где его коллеги ответственны за «гайки под ключ на 18». Секретность работ должна быть такой, что информация даже по тем же пресловутым гайкам не должна выходить за пределы конкретного цеха.

Также предполагается многоступенчатая проверка частных субподрядчиков, чтобы не получилось так, что «огромные средства уходят структуре, у которой нет отстроенной системы безопасности хранения и использования данных».
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    12 мая 2025 11:08
    ....и плашки на 3\8 (с) надо тоже срочно секретить ...
    1. +4
      12 мая 2025 12:07
      — До чего дожились, — иронически сказал Полесов, — вчера весь Сиэтл обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А F-47 собираются пускать!.. У них четыре мотора «Всеобщей Электрической Компании» остались. Ну, эти кое-как пойдут, хотя фюзеляжи та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать это все будет!.. Мрак! А остальные моторы — харьковская работа. Сплошной Госпромцветмет. Версты не протянут. Я на них смотрел... несмотря ни на какую "концепцию безопасности разработки" ихнего истребителя.
      1. 0
        13 мая 2025 15:25
        Вот как раз с плашками 3/8 дюйма у них проблем нет, сложнее у них с плашками М10 или М12.
        И ключики у них в ходу дробные( стандарт), сталкиваясь с нашими метрическими размерами американцы сразу начинают факать и плеваться
  2. +1
    12 мая 2025 11:10
    Применять повышенные меры безопасности... в этом условии, концепции, ничего нового нет.
    Вопрос/проблема только в реализации, соблюдении установленных правил!!!
    А вот в этом, они сами, сами все размазали, накуралесили... сами, только сами могут все исправить... если получится, конечно.
    1. +11
      12 мая 2025 11:19
      Цитата: rocket757
      Применять повышенные меры безопасности... в этом условии, концепции, ничего нового нет.
      Вопрос/проблема только в реализации, соблюдении установленных правил!!!
      А вот в этом, они сами, сами все размазали, накуралесили... сами, только сами могут все исправить... если получится, конечно.

      Если у Байдена и Трампа по гаражам и дачам валяется несколько тысяч секретных документов - о каком к чертям собачьим режиме секретности может идти вообще речь в США???
      1. 0
        12 мая 2025 11:22
        Всякое бывает... вон, как писали, у наглов чиновники регулярно теряют, забывают, секретные документы где попало wink
        А так, промышленный, да и прочий шпионаж, это так привычно, обыденно...
    2. Комментарий был удален.
  3. +9
    12 мая 2025 11:12
    Ищите в пустыне Гоби секретный ангар ,в котором в режиме он- лайн собирается китайский клон F 47 .И не факт что американский F 47 полетит первым. bully Китайцы везде в США ,США под китайским колпаком.Всё что США покупают в КНР имеет ИИ - давшим клятву на верность КПК. wassat Истерить так истерить.
    1. +3
      12 мая 2025 11:21
      ....и везде на китайском клоне Ф47 будут стоять именно секретные гайки на 10 и на 18. причём именно в дюймовой американской системе размерностей....
      1. +1
        12 мая 2025 11:47
        У китайцев в основе инженерной школы заложена советская, а в ней ключ на 18 не ходовой, предпочтительны ключи на 17 и 19. Тут то китайцы и обламаются, ведь придется выбирать замену или на 17, или на 19. А оптимальный выбор - самое сложное в работе инженеров и конструкторов! :))))
        1. +3
          12 мая 2025 11:48
          Фигня-война - советский газовый разводной ключ всё открутит! (есть и портативные версии оного устройства - я успел купить - Сделано в СССР)
          1. +2
            12 мая 2025 11:50
            Ооооо... Вас к самолёту с газовым ключём не подпустят! Да и не подлезть им к гайкам и болтам внутри самолёта - пространство очень ограничено :)))
            1. 0
              12 мая 2025 11:51
              Ну разве что пространство ограничено....
            2. +2
              12 мая 2025 13:01
              Цитата: Andy_nsk
              Ооооо... Вас к самолёту с газовым ключём не подпустят! Да и не подлезть им к гайкам и болтам внутри самолёта - пространство очень ограничено :)))

              Если с умом применить ключ на 250, то и кувалдой можно закручивать-прикручивать. wink
              Ничего нового. Группы допуска существовали и у нас с незапамятных времен. И шпиёны тоже.
    2. +1
      12 мая 2025 11:22
      Вам смешно - а первый Терминатор и 2027 совсем рядом уже. Блютус и вайфай в чайниках уже давно есть. Не выдавайте тайн Китая-.
      Цитата: tralflot1832
      давшим клятву на верность КПК
      1. +1
        12 мая 2025 11:31
        Почему смешно то? Большинство бытовых устройств уже управляется через интернет с помощью приложений с телефона или ноутбука. А что они могут отправлять производителю при этом - да Бог его знает...
  4. +4
    12 мая 2025 11:20
    ...сотрудник, который, грубо говоря, отвечает за «гайки под ключ на 10», не должен знать, что происходит в сегменте, где его коллеги ответственны за «гайки под ключ на 18»

    Не поможет. Ключи у них скорее всего китайские, а в них уже встроены чипы, которые сливают информацию о гайках онлайн. Про электронные штангенциркули со встроенными видеокамерами вообще молчу. Так что сборка самолётов в штатах и в Китае проходит походу почти параллельно laughing
    1. +4
      12 мая 2025 11:22
      ....там роботы-пылесосы ездють китайские - вот они всё и фотографируют и сливают прямиком китайским инженерам. а амеры про это до сих пор и не поняли.... yes
      1. +4
        12 мая 2025 11:28
        Цитата: Nexcom
        ....там роботы-пылесосы ездють китайские - вот они всё и фотографируют и сливают прямиком китайским инженерам. а амеры про это до сих пор и не поняли.... yes

        Вообще эти роботы - у меня с лидаром- зверская штука. Нашел у меня в доме 3 потайных комнаты - за комодом и шкафами.
        Че делать- ума не приложу?!!! А вдруг там...
        1. +1
          12 мая 2025 11:33
          Ну как что делать? Подойти к роботу-пылесосу и сказать: Я не враг Китаю, китайскому народу и товарищу председателю Си. lol
          1. +1
            12 мая 2025 11:37
            Цитата: Nexcom
            Ну как что делать? Подойти к роботу-пылесосу и сказать: Я не враг Китаю, китайскому народу и товарищу председателю Си. lol

            Сказать то можно, а комнаты то не открою - боюсь я их... Естественно, пылесос мне не поверит, сколько хошь клянись - хоть мамой Си....
            1. 0
              12 мая 2025 11:38
              Ну тогда не знаю... Попали Вы. Ждите - скоро тогда придёт китайский связной вербовать Вас.... wassat
              1. +1
                12 мая 2025 11:58
                Цитата: Nexcom
                Ну тогда не знаю... Попали Вы. Ждите - скоро тогда придёт китайский связной вербовать Вас.... wassat

                Вы меня на преступление толкаете?? А вдруг там наши сидят в засаде??
                Сбоку комода на полу зеркало стоит - за счет него он себе комнату видит почти полноценную 9кв.м - в стене.
                Сидит какой нибудь китайский Генштабист и думает как я комнату в 9 кв прячу в стене в 10 см из гипсовых межкомнатных блоков прячу??
                1. -1
                  12 мая 2025 11:59
                  Я Вас никуда не толкаю. Не фантазируйте пожалуйста....
                  1. +2
                    12 мая 2025 12:06
                    Цитата: Nexcom
                    Я Вас никуда не толкаю. Не фантазируйте пожалуйста....

                    Во, уже и вы начали моего пылесоса опасаться...
                    Дождусь пока он от базы отьедет и выдерну базу из розетки. Пускай с аккумуляторной голодухи помирает
                    1. +1
                      12 мая 2025 12:07
                      Это садизм. Китайцы Вас привлекут за убиение невинного устройства.
                      1. +2
                        12 мая 2025 12:10
                        Цитата: Nexcom
                        Это садизм. Китайцы Вас привлекут за убиение невинного устройства.

                        Какое ж оно невинное - если у него могут быть
                        Цитата: михаил3
                        рожки мощного разрядника...
                        я с детства тока боюсь...
          2. +1
            12 мая 2025 11:57
            И услышишь вдруг - это ты так думаешь, лаовай...
            1. 0
              12 мая 2025 11:58
              В смысле это робот-пылесос так ответит? ну даже тогда и не знаю что делать то.... what
              1. +1
                12 мая 2025 11:59
                Да, он. И покажет рожки мощного разрядника...
                1. 0
                  12 мая 2025 12:00
                  Ну тогда только идти с повинной в наше ФСБ.....
                  1. +1
                    12 мая 2025 12:05
                    Схлопочешь сердечный приступ, еще не дойдя до двери спальни...
  5. +3
    12 мая 2025 11:32
    LED Смарт TV панели имеют возможность шпионить за своими хозяевами.
    Так что господа занимаясь Кама-Сутрой перед современными телевизорами помните, вас слушают и иногда снимают для сбора компромата. smile
    1. +1
      12 мая 2025 11:36
      ой осспидя, кто там что не видел то? особенно с женой если. и что в этом такого? а вот если с жрицами-блудницами или ещё чего по-хлеще - от тады ой. lol
      1. +3
        12 мая 2025 11:49
        Цитата: Nexcom
        вот если с жрицами-блудницами или ещё чего по-хлеще - от тады ой

        Учитесь am :
        "Штирлиц заставил себя рассмеяться: он понял, отчего так сказал
        Мюллер. Однажды его люди пытались завербовать южноамериканского дипломата; они показали ему несколько фотографий - дипломат был снят в постели с белокурой девицей, которую ему подсунули люди Мюллера. "Либо, - сказали
        ему, - мы перешлем это фото вашей жене, либо помогите нам". Дипломат долго
        рассматривал фотографии, а потом спросил: "А нельзя ли мне с ней полежать
        еще раз?
        Мы с женой обожаем порнографию"(с)
    2. +1
      12 мая 2025 11:41
      Т.е. можно ожидать появления варианта китайской Кама-Сутры? А учитывая напряжённые китайско-индийские отношения, в китайской Сутре все позиции будут обратными? Мужчина и женщина поменяются местами? ;)))
      1. +1
        12 мая 2025 11:43
        Подозреваю что она у китайцев есть - просто они как индусы не палятся. Китайцы ещё те затейники....
      2. +1
        12 мая 2025 12:12
        Цитата: Andy_nsk
        Мужчина и женщина поменяются местами? ;)))

        Старо, как мир-
        "поза безопасная от СПИДА - мужчина на животе , женщина сверху" (с)
    3. -1
      12 мая 2025 11:54
      Это актуально только для "звезд" и далеко не для всех. Компромат в стиле "Дзюба подрочил"? И на кого рассчитана такая "компрометация"? Что в том компрометирующего?
      1. +1
        12 мая 2025 11:59
        Цитата: михаил3
        на кого рассчитана такая "компрометация"?

        Ну например на главу МВФ Стросс-Кана...карьеру которого испортила какая то горничная. hi
        1. 0
          12 мая 2025 12:00
          Обвинение живого человека, и видео собственных забав в одиночестве - очень разные вещи...
          1. +1
            12 мая 2025 12:03
            У них это всё давно "норма". Вот разве что будут шантажировать нашим всё такое слить.
            А там то - да хоть собственного шпица пердоль - типа вариант "нормы"....
          2. 0
            12 мая 2025 12:06
            Цитата: михаил3
            Обвинение живого человека, и видео собственных забав в одиночестве - очень разные вещи...

            Возможно...но пятно на репутации человека наверняка будет...поэтому личная жизнь человека всегда должна сохраняться законом...естественно где нет нарушения закона.
            Но это бытовые проблемы...куда интереснее когда человек является секретоносителем и иностранные и наши спецслужбы обкладывают его в колпаке всевозможными жучками и спецаппаратурой...но это как правило закрытая информация и наружу редко что просачивается на эту тему. what
  6. HAM
    +6
    12 мая 2025 11:38
    Янки ещё не придумали самолёт,а китайцы уже спёрли чертежи... crying
    1. +3
      12 мая 2025 12:09
      Цитата: HAM
      Янки ещё не придумали самолёт,а китайцы уже спёрли чертежи... crying

      Обычное дело. Янки до сих пор не придумали гиперзвук, а мы его уже сперли и сделали. Видимо сработали агенты-мозгососы, выкачав американские чертежи гиперзвуковой ракеты вместе с мозгами разработчиков. И их компьютеры заодно все засосало. И переписку. И макеты...
  7. 0
    12 мая 2025 11:41
    Цитата: Nexcom
    вот если с жрицами-блудницами или ещё чего по-хлеще - от тады ой.

    А ежели это лицо из разряда 59 видов нетрадиционного заднеприводного общества... what тогда как быть...у нас это уже повод для мордобоя гражданами остро переживающие за чистоту Кама-Сутры.
    1. +1
      12 мая 2025 11:42
      wassat Ну тогда это уже проблема этого самого лица, если это лицо такое сякое нетрадиционное.... yes

      зы Извините, не хочу никого обидеть - но чой то Вы так за них беспокоитесь то? laughing
      Это их заботы.... Шторки пусть повесят если так палева бояться. wassat Как кое-где. wassat
      1. 0
        12 мая 2025 11:48
        Цитата: Nexcom
        Извините, не хочу никого обидеть - но чой то Вы так за них беспокоитесь то?

        За державу обидно...еще Петр 1 говорил, все в России через это самое делается. smile
        1. 0
          12 мая 2025 11:49
          Нееее, Петр 1 совсем другое имел ввиду. yes
  8. +1
    12 мая 2025 11:46
    Ещё нет самолёта, а соломку уже подстрелили. Теперь, любую страну, которая соберет самолёт 6-го поколения, можно обвинить в шпионаже и краже технологий в США.
    1. 0
      12 мая 2025 12:49
      Цитата: Сибирь55
      Ещё нет самолёта, а соломку уже подстрелили.
      И не будет теперь. "Пропал Калабуховский дом..." Секретность сильно снижает скорость выполнения работы. Параноидальная секретность сделает выполнение работы невозможным.
  9. +1
    12 мая 2025 11:47
    Переходите на ватман и кульманы и будет вам полная секретность))
    1. 0
      12 мая 2025 11:56
      ...а так же перестаньте использовать компьютеры и вместо них - логарифмические линейки и до кучи - механические арифмометры Феликс ! good От уж последние то взломать невозможно! yes
      1. +1
        12 мая 2025 11:57
        Ну эт само собой. Надежно сохранять тайны - так сохранять. laughing
  10. +2
    12 мая 2025 11:51
    Задача построения "безопасной сети" в рамках в целом гражданской корпорации не решаема в принципе. Слишком много переменных, слишком много возможностей несанкционированного доступа, чтобы парировать их все. В рамках "детства кибербезопасности" можно вспомнить американскую шпионскую сеть в Китае, которую китайцы (явно хихикая под нос) сгребли целиком и полностью потому, что какой то мегаум в Пентагоне или ЦРУ, АНБ и далее везде, создал для них мегазащищенный чат. Который китайцы ломанули моментально...
    Может сработать (не на 100%, но появляется некоторый шанс) обьект типа "шарашка". Комплекс где то в лесах, с многоуровневой внешней охраной, сканерами, настроенными на попытки связи изнутри, и штатным оборудованием, не имеющим физической возможности связи вне внутренней сети. Ну и с персоналом, включающим всех-всех, которому придется прожить на этом комплексе лет 5-6. При всем этом необходимо будет показательно расстрелять человек 5-6, которые постараются обойти ограничения, во многом из спортивного интереса.
    Таким образом может получиться удержать данные до окончания ограничений для участников проекта. Если их всех в конце не похоронить, то весь проект целиком станет доступным китайцам, европейцам и нам примерно через полчаса после снятия ограничений...
  11. 0
    12 мая 2025 11:52
    Цитата: Уарабей
    Переходите на ватман и кульманы и будет вам полная секретность))

    А их копии опять же через электронные устройства будут делать, с чёрными норами в чипах и
    процессорах.
  12. +3
    12 мая 2025 11:53
    Расзвиздяйство было везде и всегда, черта свойственная человеку. С другой стороны, соблюдение правил и контроль каждого действия может портить нервную систему персонала и иной раз выводит из себя, раскаляя до бела. Наверное каждый бывал в ситуации, когда какой-либо охранник не смысля абсолютно в техническом отношении, выполняет бессмысленные манипуляции, не замечая более серьёзных моментов безопасности. Как я называю их "броня в голове 18мм". В советское время существовали закрытые (изолированные) города, где спокойно трудились те или иные группы учёных и разработчиков. В современных условиях приходится задумываться и о цифровой безопасности, где человеческое расзвиздяйство и паранойя безопасности выходят на новый виток эскалации. У себя на компе давно стоит старый и добрый Comodo, одна из первых версий. Что-то фильтруется и лочится через него, чтобы комп был управляем мной и подчинялся мне. По такому же принципу организован смартфон. Да, конечно, следить за этим приходится мне самому, в соответствии с собственным пониманием. На предприятии есть свои службы, которые занимаются безопасностью в меру своих полномочий, желания и инициатив.
    В рамках серьёзных разработок, конечно, безопасность должна быть беспрецедентной, но она не должна отвлекать работника от его творческой работы и концентрации, и при этом обязана страховать ситуацию от банального разгильдяйства. Ибо в современном информационном хаосе это становится тенденцией.
    Ps: моё мнение, что большинство утечек это именно разгильдяйство.
    1. +1
      12 мая 2025 13:34
      Дело не в разгильдяйстве.
      Любая "охрана" централизованна. И самое простое вычислить и подчинить себе центр.
      Ну это метафора.
      Заставить сотрудничать можно почти всегда. Грамотные психологи при наличии времени подберут "рычаг давления".
      И центр "обеспечения безопасности" станет самой большой лазейкой для утечек.
      1. +1
        12 мая 2025 14:12
        Заставить сотрудничать можно почти всегда. Грамотные психологи при наличии времени подберут "рычаг давления".
        Такого рода ситуации не происходят на обычных объектах, вероятно.
        Организовать наблюдение и контроль внутри коллектива, внедрив своих людей это задача спецслужб. Любого вербовщика или собирателя данных умный и наблюдательный человек вычислит. Другой вопрос, если к кому-то из сотрудников
        Грамотные психологи при наличии времени
        будут подбирать
        "рычаг давления".
        через родственников или ещё как-то, так сказать извне. Но и на такие случаи должны и имеются меры противодействия. Когда в системе наведён порядок и сама система имеет дублирующие функции, то попытка взломать её это всё равно что пробить лбом цитадель.
        1. 0
          12 мая 2025 15:23
          Сильно зависит от заинтересованности тех кто будет пробивать.
          Есть контрольныц орган. Внутренняя безопасность. Так давайте долбить именно их.. пробивать. Изучать.
          Или тех ктотнад ними. Или тех кто их контролирует.
          В централизованноц системе есть хорошо известные центры к которым можно подобрать "ключь" в децентрализовангоц стстеме обыно много неразберихи которую можно создать искуственно извне и воспользоватся.
          1. 0
            13 мая 2025 10:53
            Согласен, особенно если нет ограничения во времени и ресурсах. Работа спецслужб это искусство. Поэтому типовых случаев в их работе скорее всего мало. Можно много букв написать в комментариях, так сказать в домыслах и предположениях, но ничего общего с их работой это иметь не будет. В лучшем случае получится материал для сценария очередной серии 'Агент 007'
  13. +1
    12 мая 2025 12:10
    Надо обеспечить 100% защиту от китайских хакеров: не давать доступа к программе Фу-47 вообще никому! wassat
  14. 0
    12 мая 2025 12:17
    Китайцы, как же они украли даже не законченный проект шестого поколения из США? Может, просто нажали Ctrl+X и Ctrl+V? Слушайте, если технологии всё ещё в стадии "масляной живописи" на пару миллиардов баксов, то тут уже не до копипаста! soldier
    1. -1
      12 мая 2025 12:20
      ....Кисти для "масляной живописи" (с) тоже делали китайцы.... laughing
  15. -1
    12 мая 2025 12:21
    Это что , ГУЛАГ ? Как же жить простому труженику ? Всех за колючую проволку , и что ты ни какой связи с родными ? Как при Манергейме ? Ужас, куда Америка катиться . Никакой свободы! ( если что , сарказм).
    1. 0
      12 мая 2025 14:04
      Может Опенгеймере?
      Так там жили семьями.
  16. 0
    12 мая 2025 13:50
    Рано или поздно это должно было случится! Я имею в виду,что янкесы сходят с ума. . . winked
  17. 0
    12 мая 2025 17:19
    Цитата: Andy_nsk
    оптимальный выбор - самое сложное в работе инженеров и конструкторов

    Я Вас, возможно, разочарую, но самое сложное - СОГЛАСОВАНИЕ оптимального выбора! А переход с 17/19 размера на 18 - дело месяца.
  18. 0
    12 мая 2025 21:13
    Это хорошая концепция.
    Инженеры, которые будут создавать систему глушения, не будут общаться с теми, кто отвечает за радар или управление полетом.
    Ммм, я чувствую, что всё будет хорошо.
  19. 0
    12 мая 2025 21:32
    САМЫЙ ГЛАВНЫЙ секрет надо беречь-где туалетная бумага и резиновая кукла(без пола) в данном летаке попрятаны wassat