Британский безэкипажный катер K3 Scout Medium

3 769 4
Британский безэкипажный катер K3 Scout Medium
Макет катера K3 Scout Medium на выставке


Британская компания Kraken Technology Group, созданная несколько лет назад, специализируется на разработке безэкипажных катеров разного назначения. Недавно она представила серию проектов K3 Scout. Эти катера предназначаются для выполнения разведывательных и боевых задач разного рода. Высокая эффективность в любых миссиях должна обеспечиваться рядом удачных надводных платформ и особой системой управления.



Первый показ


Компания Kraken Technology Group ведет свою деятельность с начала текущего десятилетия. Она занимается разработкой безэкипажных надводных и подводных систем разного рода. Ранее компания представила несколько разных проектов, и недавно состоялась очередная премьера.

В недавнем прошлом компания «Кракен» начала разработку новых БЭК, получивших общее обозначение K3 Scout. Предлагается четыре катера, отличающихся друг от друга размерами, водоизмещением, грузоподъёмностью и прочими характеристиками.

С целью достижения максимальных результатов и получения новых функций, к работам привлекли американскую компанию AV (бывшая AeroVironment Inc.) Ей предстояло разработать общую для всех катеров K3 систему управления с рядом особых функций и возможностей.

К настоящему времени компания «Кракен» завершила часть работ по теме K3. По результатам этого, в начале мая на конференции Special Operations Forces Week в американском г. Тампа (шт. Флорида) впервые показали катер K3 Medium — средний представитель нового семейства.


Опытный катер на воде

В рамках выставки показали масштабный макет БЭК K3 Medium и раскрыли основные особенности и характеристики. Кроме того, представили полноценный опытный образец, выполненный в опционально пилотируемой версии. В ближайшей акватории БЭК продемонстрировал свои ходовые и манёвренные характеристики. Рабочие возможности катера, подразумевающие применение полезной нагрузки, по понятным причинам, не показали.

Сообщается, что до выставки катер прошел часть испытаний. Были показаны основные возможности работы в автономном и дистанционно управляемом режиме. Кроме того, опробовали автоматизированный «рой» из трёх катеров. По всей видимости, испытания продолжаются до сих пор, и ведется отработка разных функций и возможностей техники.

Проект K3 «Скаут» уже заинтересовал потенциальных заказчиков. Руководство компании-разработчика сообщило, что в настоящее время осуществляется передача первого катера покупателю. Этого заказчика называть не стали, но указали, что речь идёт о стране НАТО. Объёмы и стоимость контракта называть не стали.

Компании Kraken и AV ожидают, что их катера K3 заинтересуют и других заказчиков. Это поспособствует массовому производству такой техники и позволит компаниям заработать. В свою очередь, заказчики, как утверждается, получат ряд новых возможностей в области разведки, нанесения ударов и т.д.


Технические особенности


Три БЭК серии K3 Scout имеют схожую архитектуру и конструкцию, но различаются по размерам, водоизмещению и другим характеристикам. Все они оснащены унифицированной системой управления и могут нести разные варианты полезной нагрузки. Рабочие и технические параметры этих катеров зависят от используемой платформы и установленного оборудования.

Катер K3 Scout Medium создан на основе проверенных решений и конструкций. Он имеет пластиковый корпус традиционных обводов, закрытый сверху обтекаемой крышей. В кормовой части предусматривается надстройка для размещения части оборудования.

«Средний» вариант K3, представленный на недавней выставке, имеет длину 8,4 м при ширине 1,93 м и осадке 800 мм. Максимальное водоизмещение — 2,5 т. Для сравнения, БЭК Scout Light имеет длину 5,5 м и водоизмещение 1,5 т. Катер Scout Heavy получает 12-м корпус и весит 6 т, а Scout Max при длине 18,6 м достигает водоизмещения 30 т.

K3 Scout Medium оснащён дизельным двигателем неизвестной модели и мощности. Тип движителя тоже не раскрывается. Катер с такой силовой установкой развивает максимальную скорость 55 узлов. Экономическая скорость составляет 25 узлов, и на ней дальность плавания достигает 650 морских миль. Автономность — 30 суток.


Проектный облик лёгкого катера K3 Scout Light

В проекте K3 используется система управления, способная самостоятельно контролировать катер или выполнять команды оператора. В системе используется технология HaloSwarm, разработанная компанией AV. С её помощью несколько катеров могут объединяться в «рой» и работать вместе. Такой отряд может работать самостоятельно или вместе с оператором.

Катер «Скаут» штатно оснащается четырьмя видеокамерами для обзора окружающего пространства. Также возможна установка дополнительных оптико-электронных станций для разведки или применения вооружения. БЭК может оснащаться разными системами связи — в соответствии с потребностями и пожеланиями заказчика. Возможно применение прямой радиосвязи или спутниковых систем основных типов.

Следует отметить, что прототип катера для недавней выставки получил кабину с полноценным постом управления. При этом человек на борту должен был только следить за работой систем и обеспечивать безопасность демонстрации техники.

Полезные нагрузки


Внутри корпуса катера K3 имеется два отсека для размещения полезной нагрузки. БЭК модификации Scout Medium способен перевозить различные приборы и устройства общей массой до 600 кг. Предлагаются разные варианты грузов и систем, предназначенных для решения разных задач.


Тяжёлый K3 Scout Max

«Скаут» может использоваться как разведчик. Для этого его планируют комплектовать оптико-электронными, радиотехническими или гидроакустическими системами разных типов. Данные от систем обнаружения в реальном времени будут передаваться на станцию управления.

Катер K3 Scout также способен нести аппаратуру радиоэлектронной борьбы. Прежде всего, предлагаются станции постановки помех для противодействия беспилотной авиации. Катер с таким оснащением может прикрывать «рой» в ходе атаки, обеспечивая его прорыв через оборону противника.

K3 Scout также может быть катером-камикадзе. Для этого в грузовом отсеке размещается боевая часть большой массы. Кроме того, боевая модификация БЭК получает специальное программное обеспечение от AV / BlueHalo, которое должно анализировать видеосигнал и распознавать надводные цели. Эта система способна самостоятельно определять цель и наводить на неё катер. При этом решение об атаке по-прежнему принимает человек.

Представитель своего класса


В последние годы наблюдается активное развитие направления безэкипажных катеров, и регулярно появляются новые разработки этого класса. При этом основная масса новых БЭК максимально похожа друг на друга, имеет близкие характеристики и практически не различается с точки зрения функций.


Перспективные катера серии K3 Scout от британской компании Kraken Technology Group в целом не выделяются на фоне других БЭК. Предложено четыре БЭК разных размеров и водоизмещения, способных нести те или иные нагрузки. Как и другие современные катера, «Скауты» должны вести патрулирование, искать различные объекты или атаковать их.

Тем не менее, в проектах от компаний Kraken и AV есть любопытные нововведения. Сообщается, что катера новой серии получают унифицированную систему управления с расширенными возможностями. Она имеет несколько режимов работы и способна выполнять задачи под управлением оператора, самостоятельно или в составе группы БЭК. Именно последний режим представляет основной интерес.

Насколько известно, БЭК от компании «Кракен» пока не прошли полный цикл испытаний и не продемонстрировали все свои возможности. На эти мероприятия требуется время, и как скоро их удастся завершить, пока неизвестно.

Компания-разработчик, по понятным причинам, высоко оценивает свой проект и делает положительные прогнозы. Она ожидает, что катера серии K3 Scout найдут новых заказчиков и пойдут в серию. Однако реальные итоги проекта будут понятны только после проведения всех необходимых испытаний и, возможно, после боевого применения.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Сегодня, 06:04
    У будановцев МБЭКи давно уже несут ФПВ-дроны, ЗРК и пулеметы, соответственно, бритты пока серьёзно отстают.
    1. +1
      Сегодня, 08:12
      Цитата: severok1979
      У будановцев МБЭКи давно уже несут ФПВ-дроны, ЗРК и пулеметы

      Ага... wassat
      Маємо трохи, та тільки для себе...
  2. +1
    Сегодня, 08:07
    Что можно сказать? Раньше НАТО доставало нас в воздухе, теперь налаживается терроризировать на море...
    * * *
    Правильно говорят неглупые люди: пока Россия не начнёт воевать с конкретными врагами, её будут дербанить постоянно.
    И, как мы убеждаемся, средств и возможностей для этого становится больше день ото дня.
  3. +1
    Сегодня, 09:37
    В создании БЭКа на данный момент главное не сам катер, а обеспечение надежной высокоскоростной связи между оборудованием катера и оператором. Сделать лодку с моторчиком не сложно. сложнее управлять удаленно системами управления катером и установленным на нем вооружением.